Урок развития речи в 1 классе МСКОУ СКОШ № 5 VIII вида на тему “Птицы зимой”
план-конспект урока на тему
Урок развития речи был проведён на городском семинаре-практикуме учителей начальных классов. Это система занимательных речевых упражнений, направленная на закрепление учебного материала по по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryityij-urok-razvitiya-rechi-1-klass.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5 VIII вида
г. о. Орехово – Зуево
Открытый урок развития речи в 1 классе
на городском семинаре – практикуме
Учитель: Беляева Марина Геннадьевна
25 января 2013 года
Цель : уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах,
формировать навыки охранительного поведения в природе.
Задачи: – активизация глагольной лексики, формирование умения отвечать
на вопрос полным ответом; формирование умения согласовывать
слова в предложении;
– коррекция зрительной и вербальной памяти на основе упражнений
– воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки-изображения птиц (воробей, ворона, голубь,
снегирь, синица, утка, дятел) и зверей (лиса, заяц),
слоги, кормушки, корм для птиц, цифры,
аудиозапись птичьих голосов.
1. Организационный момент.
– Тут зверюшки и пичужки,
Игры, песни – всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
Упражнение в согласовании слов и обобщении.
Детям предлагается ряд рисунков – изображений птиц (ворона, голубь, утка) и диких животных (лиса, заяц).
– Посмотрите внимательно на картинки, запомните. Закройте глаза!
(Учитель незаметно убирает рисунок зайца, потом лисы). Кого не стало? Кого нет? (Нет зайца, нет лисы).
– Мы ходили на экскурсию, кого видели? (Мы видели ворон.) Покажите ворону. (Указкой у доски показывают ворону на рисунке ). ( Мы видели голубя. Мы видели уток.)
– Какая птица прилетала к школе? (Прилетала сова.)
-Кто это? (Показываю рисунок – изображение совы). (Это сова.)
– Кого вы видите на картинках? Как сказать одним словом? (Птицы.)
– Это зимующие птицы, те, кто с нами зимой . Тема нашего урока «Птицы зимой».
2. Повторение и расширение знаний о зимующих птицах.
1. Беседа «Что мы знаем о птицах?».
– Какие зимующие птицы есть ещё? (Показываю рисунки – изображения снегиря, синицы, воробья, дятла).
-Кто это? Как узнали? (Это снегирь – красная грудка.) (Это синица – жёлтая грудка.) (Это дятел пёстрый с красной шапочкой.) (Это воробей.)
(Ставлю изображения птиц на полочку).
– Молодцы, много птиц знаете!
-Что умеют делать птицы, а другие животные не умеют? (Птицы умеют летать).
– А что у них для этого есть, чтобы летать? ( У них есть крылья.)
-А ещё у птиц есть голова, тело, две лапки и хвост. А на голове глаза, клюв. (Показываю на рисунке – дети называют части.)
2 . Элементы инсценировки.
(Надеваю на голову ребёнку шапочку – обруч с изображением воробья.)
– К нам в гости пожаловала птица. Кто это? (Воробей)
– Посмотрите, что делает птица? (Ребёнок выполняет движения птицы.)
-Скажите, что делает птица? ( Воробей летает. Воробей прыгает, скачет. Воробей клюёт. Воробей чирикает.)
3. Прослушивание голосов птиц.
Давайте послушаем, голоса других птиц. (Аудиозапись голосов птиц.)
– Это кто кричит? (Это кричит ворона.)
– Это кто стучит? (Это стучит дятел.) Чем он стучит?
– Ребята, а как кричит утка? (Утка кричит: кря – кря!)
– Давайте послушаем, как подаёт голос синица, снегирь, голубь.
– Ребята, давайте превратимся в птиц!
Игра «Птички» (дети выполняют движения, повторяя за учителем.)
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают, птички
зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели.
- Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
- Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам.
- Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой..
- Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
- Повороты головы вправо – влево.
- Имитируют руками взмахи крыльев.
- Дети садятся на стулья.
4. Дидактическая игра «Назови ласково».
– А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко!
– Синица – синичка, воробей – воробышек, ворона – воронушка, снегирь – снегирёк, снегиречек, утка – уточка, голубь – голубок, голубочек.
5. Дидактическая игра «Счёт птиц».
– Давайте посчитаем птиц. (Беру изображение голубя.)
(В руках учителя цифра и изображение голубя.)
Ученики: – Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей, много голубей.
(Беру изображение вороны.)
Ученики: – Одна ворона, две вороны, три вороны, четыре вороны, пять ворон, много ворон.
3. Беседа «Охрана зимующих птиц».
– Зима. За окном снег, холод, мороз. Многие птицы улетели в тёплые края, потому что им нечего есть. Это перелётные птицы. С нами остались зимовать вороны, синички, воробьи. Это зимующие птицы. Им очень трудно зимой, так как нет еды. Как люди помогают птичкам? ( Люди делают кормушки, развешивают на улице, насыпают корм.)
– На экскурсии кого мы покормили? ( Мы покормили уточек.)
– Чем кормили? (Кормили хлебом.)
– Уточки где плавали? (Они плавали в реке.) Как называется наша река? (Река Клязьма.)
– Мы повесили кормушку? (Мы повесили кормушку.)
– Наши ребята сделали ещё кормушки. (Показываю.) Из чего эти кормушки? (Из пакетов от сока, от молока.)
– А вот какую кормушку смастерили для нас наши шефы – ребята из 5 «А». Эта кормушка из дерева, деревянная кормушка).
– У кормушки обязательно должна быть крыша. А почему? (Чтобы снег не засыпал, а ветер не сдувал корм.)
– А сейчас для дальнейшей работы нам нужно приготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика “Кормушка”.
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Три синицы, воробей, На каждое название птицы загибают
Пять красивых голубей, пальчики.
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек! Опять сжимают и разжимают кулачки .
– Сколько всего птичек прилетело? ( Десять птичек.)
4. Развитие навыков чтения.
– Всем хватило зёрнышек! А кроме зёрнышек что можно положить в кормушку? Узнаем, если соберём слова из слогов. Возьмите в руки слоги, сложите из слогов слова! Наклейте на листочке слова, которые у вас получились. Какие слова у вас получились? Выйдите к доске и покажите свои слова! Прочитайте!
(Сало, крошки, семена, крупа.) Молодцы!
/Слабым ученикам дать для штриховки листы с изображениями птиц/
– Прочитайте составленные слова. Как можно назвать всё это одним словом? (Еда, корм.)
– Для кого этот корм? ( Корм для птиц.)
-Чей корм? ( Птичий корм.)
– О ком мы говорили на уроке? ( Мы говорили о птицах зимой, зимующих птицах.) Как мы им помогаем? Что мы сделали? ( Повесили кормушку, кормили уточек.) У кого дома есть кормушки? Что нам ещё нужно сделать?
(Повесить ещё кормушки, положить корм для птичек.)
Урок развития речи в коррекционной школе VIII-го вида. Тема: “Зимующие птицы”. 1-й класс
Класс: 1
– расширить представления учащихся о птицах – зимующих;
– совершенствовать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение);
– способствовать развитию наблюдательности, мышления, устной речи, памяти, мелкой моторики;
– воспитывать интерес к окружающему миру (птицам).
– предметные картинки: “Найди отличия”, предметные картинки птиц (воробей, сорока, синица, снегирь, дятел, клёст, ворона), баночки с крупой, картина-кормушка,
– разрезные картинки – силуэты птиц,
I. Организация начала урока.
Упражнение: “Найди отличия” – сядет тот, кто найдет и назовёт отличие на картинках. (Сюжетные картинки, тематика: “Снеговик”)
II. Введение в тему:
– Назовите время года? (Ответы детей).
– Назовите три месяца зимы? (Ответы детей).
– Какой сейчас месяц зимы? (Ответы детей).
– Назовите приметы зимы. (Ответы детей).
(Звучит запись стихотворения О. Высоцкой “Мастерица зима”)
– Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенёчки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берёз.
Они не улетели.
А выдержат мороз?
– О каком времени года, говорится в стихотворении?
– О каких птицах, говориться в стихотворении?
– Как называют птиц, оставшихся на зиму? (Ответы детей)
– Тема нашего урока: “Зимующие птицы”. (Открывается запись на доске или вывешивается)
– Что это за птицы, смелые да выносливые, что не боятся зимних морозов, метелей да вьюг. Не боятся оставаться на зиму. Это зимующие птицы.
Как они выглядят, где селятся, чем питаются. Мы узнаем на уроке.
– Вот, например, кто это?
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По ночам кочует,
Коноплю ворует. (Воробей)
– Верно, а как он выглядит? (Выставляется иллюстрация). Воробей — маленькая, очень подвижная птица с округлой головой, короткой шеей. Клюв у него тонкий, твердый, к концу заостренный; короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. Воробьи селятся стайками. В холодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись.
– Где же они зимуют? (В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах.)
– Где они пищу находят? (Во дворах, в кормушках.)
Она маленькая птичка,
И зовут се. (Синичка)
(Выставляется иллюстрация).
– Как она выглядит? (На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса-галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.)
– Где синички устраивают гнезда? (В дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов.)
Эта птица-непоседа
Одного с березой цвета. Кто это? (Сорока)
– Как она выглядит? (Выставляется иллюстрация.) Сорока — крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище сорока-белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостиком, а летая хвост, держит веером.
– Кто знает, почему ее называют сорокой-воровкой? (Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.)
– Где она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев — черный цвет.
Видишь— кружат двадцать пар
И кричат: кар-кар-кар. (Ворона)
– Опишите ее. (Черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое.) Днем они промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях.
Вот под ёлочкой зеленой Дети бегают, размахивают руками и кричат: “Кар – кар – кар”.
Скачут весело вороны:
Кар – кар – кар.
Целый день они кричали, Дети садятся на корточки, кладут руку под щёку – засыпают.
Спать ребятам не давали:
Кар – кар – кар.
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой! Кто это? (Дятел)
(Показывается иллюстрация). Какой красивый! Кто хочет описать его? (Верх тела — головы, шеи, спины и крыльев — у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные.)
– Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет.)
– А где проводит большую часть времени? (На дереве.)
– Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки.). Дятла считают санитаром леса.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. Кто это? (Снегирь)
– Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.)
– Опишите его. (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные.) Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, клюв короткий, толстый, черный.
– Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, расклевывать семена клена, липы.)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Кле-кле-кле — поет со свистом? (Клест)
(Показывается иллюстрация). Это необычная птица, опишите ее. (Окраска оперения у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, самка зеленовато-желтая.)
– Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест — единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят теплое гнездо для птенцов на деревьях.
– Много интересного вы про птиц узнали.
– Все птицы разные. Снегирь малоподвижный, а синица. шустрая
– У синицы клюв тонкий, а у дятла. толстый
– Ворона большая, а воробей. маленький
– Синицы высиживают птенцов летом, а клест. зимой
– Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
– Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
– Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
– Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Дидактическая игра: “Кого не стало”.
Зимнее солнце Разводят руки в стороны и поднимают над головой в кольцо
Спит в облаках. Склоняют голову в правую, левую сторону ,руки лодочкой к щеке
Гроздья рябины Поочередно поднимают правую, левую руку в верх
Горят на ветвях. Делают “фонарики”
Зайцы грызут у осины кору, Подскоки
Стрекочут сороки Машут руками
В сосновом бору
Ёлочки белые шапки надели Приседают, кладут руки на голову треугольником
Снежные вальсы танцуют метели. Кружатся.
– Какую пользу птицы приносят людям? (Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями, украшают природу.) Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить.)
– Чем можно покормить птиц зимой?
Упражнение: “Перебери крупу”: (детям раздается смесь круп: семечки, фасоль, горох). Надо перебрать по разным стаканчикам корм для птичек.
– Вот мы приготовили корм для птиц.
– Как называется место, где кормят птиц?
– Как называют предмет, на который насыпают корм для птиц?
– У нас тоже есть кормушка (вывешивается рисунок кормушки, без птиц) только птицы ещё не прилетели в столовую. Сейчас мы узнаем, какие птицы прилетят в нашу столовую:
Гимнастика для глаз.
Упражнение: “Собери птичку”. (Мозаика – разрезные картинки птиц, даётся дифференцированно: из 4-х, 6-и, 8-и частей). (После выполнения работы дети называют птиц, которые они составили)
(За правильный ответ даются жетоны – птицы).
– Дети, давайте разместим птиц на кормушке.
– Сейчас, вы возьмете птичек подойдете к столу, нанесете клей на силуэт птички и приклеите. (Дети поочерёдно подходят к столу, заранее приготовлен клей, наносят клей и наклеивают силуэт птички на кормушку).
– Посмотрите, как радуются птицы новой столовой.
– Давайте составим предложения по картине. (Дети составляют предложения, затем предлагается одному ребёнку (сильному) составить рассказ по картинке, повторяют ещё 2-3 ребёнка).
Запись стихотворения А. Яшина “Покормите птиц”.
Подкормите птиц зимой, Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Не богаты их корма — Горсть зерна нужна.
Горсть одна — и не страшна будет им зима.
Разве можно забывать: Улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
– О каких птицах говорилось на уроке?
– Назовите зимующих птиц.
– Как мы можем помочь птицам зимой?
– Чем мы можем их покормить?
– Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде.
Конспект урока по развитию речи в 1 классе “Зимующие птицы”
план-конспект урока (1 класс) на тему
Конспект урока по развитию речи в 1 классе в школе для детей с ОВЗ “Зимующие птицы”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Развитие речи
Тема: «Зимующие птицы»
Тип урока : урок изучения нового материала.
Оборудование : картинки-изображения птиц (воробей, синица, поползень, дятел, сова, снегирь, клест, свиристель), индивидуальные картинки — пазлы птиц(воробей, синица, поползень, дятел, сова, снегирь, клест, свиристель), мяч, снежинка.
Цель : уточнение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.
Обучающие: Расширить объём знаний детей по теме «Зимующие птицы». Работать над слоговой структурой слов, обозначающих зимующих птиц.
Коррекционные: Уточнить имеющиеся знания по темам «Зима», «Зимующие птицы». Расширить активный словарь по теме «Зимующие птицы». Совершенствовать навык составления и употребления разных типов предложений в активной речи. Работать над грамматическим строем речи. Работать над интонацией, темпом и ритмом речи.
Развивающие: Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память; Развивать общую и мелкую моторику. Массировать пальцы рук для стимуляции центров речи головного мозга. Развивать тонкие согласованные движения пальцев рук с целью подготовки рук к овладению письмом.
Воспитывающие: Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма. Учить доброму, заботливому отношению к зимующим птицам. Повышать уровень заинтересованности.
В процессе обучения формировать следующие блоки УУД. Личностные УУД : внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД : формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка. Тип урока: урок открытия нового знания.
1. Организационный момент. Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём сейчас урок! – Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца урока.
2. Актуализация опорных знаний. – Ребята, отвечайте поскорей, Какое время года стоит у дверей? (зима) – Кому из вас нравится зима? Чем? – Назовите по очереди признаки зимы и передавая снежинку соседу. – Отвечая на вопрос — 3има какая? (Зима — холодная, суровая, снежная, морозная, ветреная, вьюжная, студеная, белоснежная) – Молодцы!
– Ребята, посмотрите, перед вами зимний лес. А кто же, интересно, является его зимними гостями? Кто в зимнем лесу гостит? Мы сейчас узнаем! (Конверт с птицами, собрать пазлы птички) а) Вводная беседа «Птицы». – Назовите, кто у вас изображен на картинке? (Учитель указывает на картинку с изображениями птиц). – Как назвать их одним словом? (Птицы)
– Каких еще вы знаете птиц?
– Чем птицы отличаются от остальных животных? (Они умеют летать)
– А что для этого у них есть? (Крылья). Так о ком же мы будем сегодня говорить на уроке? (собрать конверты)
б) Сообщение темы урока. – Птиц, которые улетают в теплые края, называют перелетными птицами. А есть птицы, которые никуда не улетают, а остаются зимовать с нами. Как мы их назовем, кто догадался? Это – зимующие птицы. – Сегодня на уроке мы поговорим о зимующих птицах.
3. Изучение нового материала.
а) Рассказ учителя «Зимующие птицы».
– Зима. За окном метель, холод, мороз. Зимой птицам приходится очень трудно, так как нет еды. Многие улетают в теплые края. А вот некоторые птицы (воробей, ворона, синица, дятел, сова) остаются зимовать с нами. Их называют, как вы уже сказали, зимующими птицами. Эти птицы могут найти корм в природе. Они разыскивают в коре деревьев спрятавшихся насекомых.
Сейчас мы узнаем, что это за птицы, отгадав загадки.
б) Отгадывание загадок.
1. Серый, маленький, смешной Скачет рядышком со мной. Ты чирикай веселей, Мой хороший (воробей).
2. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.(Синица)
3. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.)
4. Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло.(Сова)
5. Птица на суку сидит. Птица дерево долбит. (Дятел)
6. Подбирает он проворно Кинутые ему зерна И гнездится на карнизе Наш любимый (голубь сизый)
– Молодцы! Отгадали все загадки! А сейчас мы с вами поиграем.
в) Игра «Один-много». Вы мне возвращаете картинку и называете птичку, но только во множественном числе. Например, воробей — воробьи.
Учитель называет разных птиц, ученики показывают, как летают птицы. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны Галки, макароны…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи,
Чибисы, чижи Аисты, кукушки,
Лебеди и утки И спасибо шутке!
4. Закрепление изученного материала.
– Где мы можем встретить этих птиц! (На улице)
– Но некоторые птицы живут и в лесу. Какие? Назовите их. Сейчас мы с вами отправимся в лес и послушаем голоса разных птиц. Вам нужно попытаться по очереди изобразить голоса разных зимующих птиц.
б) Игра «Угадай, чей голосок?» ( выйти к доске и показать птичку) – Кто так кричит? (Чик-чирик). Так кричит воробей.
– Кто так кричит? (Зинь-зинь-зинь). Так говорит синица.
– Кто так кричит? (У-у-у) сова? Так кричит сова. – Кто так кричит? (- Клё! Клё! Клё!) Так кричит клест. – Кто так воркует? (ур-ур). Так воркует голубь.
– Кто так кричит? («пупупупу» и «пуи»). Так кричит поползень.
– Кто так кричит? «фьюфью». Так кричит снегирь.
в) Упражнение в подборе слов-действий к существительным
— Воробей что делает? (Чирикает)
— Синица что делает? («Звенит»)
— Сова что делает? (Ухает).
– Что делает клест ? (клёкает или свистит)
– Что делает голубь? (воркует) Голоса каких птиц вы услышали? (показать птиц у доски)
– Какая птичка не кричит, а стучит? (дятел)
Гимнастика для глаз.
в) Игра «Узнай по описанию и раскрась птицу».
Красная грудка, голубовато-серая спинка, черная голова и крылья (снегирь); грудка желтая, а головки и крылья черные (синица); маленький, серенький, шустрый, быстрый (воробей); эта птичка стучит по дереву, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков (дятел); эта птица хороший охотник (сова); это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них (голубь).
– Молодцы! Назовите птичек, которые у нас остались зимовать. Как мы их называем?
Птицы – наши друзья. Они украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями. Мы должны любить птиц, заботиться о них. Особенно зимой, когда им очень трудно.
– Подумайте, как мы можем помочь нашим птицам в зимнее время года?
– Сделать кормушку и положить в нее корм.
5. Подведение итогов урока.
– О ком мы сегодня говорили на уроке? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой?
– Какие задания вам понравились больше всего?
6. Рефлексия деятельности.
– Ребята, если вам понравился сегодняшний урок и вы довольны как вы работали, у вас хорошее настроение прикрепите на доску снегиря. – Если урок вам понравился, но вы не всё поняли, у вас остались вопросы, прикрепите синичку. – Если вы не довольны собой, урок вам не понравился, прикрепите воробушка.
– Молодцы! Спасибо всем за урок. Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.
7. Домашнее задание.
Сделать с родителями кормушку, повесить её и накормить птиц.
Урок развития речи для учащихся коррекционной школы «Зимующие птицы. Синицы»
Елена Невидимова
Урок развития речи для учащихся коррекционной школы «Зимующие птицы. Синицы»
ТЕМА: «Зимующая птица: синица.»
расширить знания обучающихся, воспитанников о птицах, формировать умения составлять связное устное высказывание, отрабатывать навык группировки слов, учить образовывать сложные прилагательные, составлять и распространять предложения;
развивать зрительное восприятие на основе упражнений в различении;
воспитывать мотивацию к учению, экологическую культуру обучающихся, воспитанников.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Звучит запись голосов птиц. На экран проецируются слайды с изображением птиц.
Какие ассоциации возникают при произнесении слова “птицы”?
Что вы представляете? (Синева неба, красота полёта, свобода, радость, красивая песня. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц украшением природы.)
– Как вы считаете, какую тему мы будем сегодня изучать?
Попробуйте хоть на минутку представить себе нашу планету без птиц. Если исчезнут птицы, то человек и весь животной мир погибнет. И чтобы этого не случилось, чтобы не произошло экологической катастрофы на планете Земля, мы должны беречь и охранять наших пернатых друзей, помогать им в зимнее время. Чтобы не навредить им, необходимо знать повадки, образ жизни, в какой помощи нуждаются.
Цель у нас совсем простая–
Наши знанья показать.
А в итоге вы получше
Будете о птицах знать.
1. Прогнозирование по иллюстрациям. Упражнение на исключение. Слайд №1.
Кто изображён на экране? Подберите обобщающее слово. (Это птицы).
– Назовите их. (Дети называют всех птиц).
-Молодцы, вы правильно назвали всех.
– На какие две группы можно разделить этих птиц. (Зимующие, перелётные).
Следующий слайд пустой. Куда же исчезли все птицы? Они решили поиграть с нами в прятки. Найдите в ряду букв названия всех птиц, которые были на экране.
2. Упражнение «Прятки». (Дифференцированное по объёму задание на карточках).
Игра «Прятки». ПЛОПСИНИЦАОИЛИОВОРОБЕЙОИИИИЬИГАЛКАООЛОИ
3. Упражнение на исключение. (Работа в парах у доски)
– Проверьте: всех птиц вы нашли? Назовите их. (Дети называют птиц, а педагог вывешивает на доску карточки с названием этих птиц).
– Посмотрите внимательно, правильно ли я разделила птиц на группы.
– Как одним словом можно назвать птиц в 1-ой группе, 2-ой группе? (Зимующие, перелётные).
– Почему этих птиц называют зимующими? Перелётными? Докажите.
4. Кластер. Мини -вывод.
II. Введение в тему.
Посмотрите на экран. Прочитайте слова. Что их объединяет?
Хотите узнать? Тогда смотрите и слушайте. Это синицы.
Кто догадался и назовёт тему урока.
Эти мелкие лесные птицы имеют плотное сложение, короткий клюв и многие из них награждены контрастной окраской. Питаются они насекомыми и семенами растений.
Кроме всем известной желтогрудой синицы большой существуют и другие виды синиц: лазоревка, московка, гаичка, ополовник, хохлатая синица.
Название «синица» произошло не от синевы оперения этих птиц. Из наших синиц голубые пёрышки встречаются только у лазоревки, и то лишь на макушке. А имя своё синицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».
Лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом. Птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит; это может даже убить птичку. Особенно опасен ржаной хлеб, потому что в него добавляют больше дрожжей, чем в пшеничный.
Истребление вредных насекомых во все времена года — это и есть основная польза, которую приносят синицы человеку. Чтобы привлечь синиц, люди часто сооружают для них искусственные домики (синичники).
Проделывать разнообразные акробатические трюки в поисках насекомых синицам позволяют острые цепкие коготки, про которые даже сложена пословица: «Мала синичка, да коготок остёр».
В ноябре мы отмечаем «Синичкин» день. Многие дети и просто неравнодушные люди с наступлением холодов заботятся о птицах – устанавливают кормушки. Это очень важно, особенно зимой, когда на согрев маленького пернатого существа необходима энергия, которую птицы берут из пищи.
Помните, что начав подкормку, нельзя её на время прерывать. В мороз, снегопад огромное количество синиц умирает от голода.
Синицы хорошо помнят места, где их кормили, и в следующую зиму возвращаются не только сами, но и приводят с собой молодняк. Пережив зиму рядом с людьми, весной синицы улетают в родные леса.
Какое же меню предложить птицам? Вкусным лакомством послужат подсолнечные семечки, свиное сало, хлеб, отварной рис, гречка, перловка, картофель. Если вы будете регулярно организовывать птицам столовую, то они станут постоянными гостями вашего двора.
На основе наблюдений за синицами и изучения литературы были сделаны выводы о том, что синицы – полезные птицы. Они охраняют зеленые насаждения от вредных насекомых, поэтому люди должны:
соблюдать правила поведения в природе;
делать для птиц кормушки и подкармливать их зимой;
защищать и охранять птиц.
Если вы внимательно меня слушали. То следующее задание будет очень лёгким для вас.
Упражнение «Правда ли,что.»
У синицы острый клюв.
У большой синицы жёлтая грудка.
У синицы слабые лапки и коготки.
Синицы любят свиное несолёное сало, семечки подсолнуха, хлебные крошки.
Синица любит ржаной хлеб.
Уничтожают вредных насекомых.
Выкапывает себе нору.
Синица- это зимующая птица.
Ложится в спячку.
Правда ли, что синица кормит своих птенцов до 1000 раз?
Правда ли, что «синичкин» день отмечают в апреле?
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Упражнение “Скажи одним словом”
У синицы острый клюв, она … (остроклювая).
У синицы чёрный хвост, она … (чернохвостая).
У синицы чёрные крылья, она … (чернокрылая).
У синицы жёлтая грудка, она. (желтогрудая)
Упражнение “Продолжи предложение”
Зимующих птиц нужно подкармливать, потому что. (трудно найти корм, мало корма).
Большую синицу называют желтогрудой, потому что … (жёлтая грудка)
Составьте синквейн понятия “птицы”.
Правила составления синквейна.
В синквейне пять строк:
– признаки предмета (два слова);
– действия предмета (три слова);
– предложение (из четырех слов);
– близкое по значению слово-вывод (одно слово).
Синицы.
Летают, бегают, поют.
Птицы украшение нашей природы.
Творческий рассказ обучающихся, воспитанников “Синичка” с опорой на синквейн.
Составление текста-повествования по плану
Особенности строения синицы
1) Оперение, крылья.
2) Лапки и хвост.
3) Особенности поведения.
4) Моё отношение к этой птице.
III. Беседа “Берегите птиц“
Птицы приносят природе и человеку огромную пользу, потому что они уничтожают вредных насекомых, помогают опылять культурные и дикорастущие растения, способствуют распространению плодов и семян. А сколько удовольствия получает человек от общения с птицами, наслаждается их мелодичными пением.
Птицы нуждаются в нашей помощи во все времена года. Нельзя беспокоить и тревожить птиц в гнездах: они могут их покинуть, и тогда птенцы погибнут. Птицы не только украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями, но и сохраняют зеленые насаждения от вредных насекомых и сберегают урожай.
IV. Заключительная часть.
Что вы узнали нового на уроке? С какими птицами познакомились? Для чего нам эти знания?
Оценка деятельности обучающихся, воспитанников.
Вы были активными, любознательными, очень старались, поэтому я с удовольствием ставлю вам пятёрки.
А теперь вы оцените урок. Перед вами лежат смайлики, выберите тот, который соответствует настроению.
Сценарий конкурса для учащихся коррекционной школы «Битва хоров» Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Ведущий 2: Добрый день! Мы приветствуем всех на нашем конкурсе «Битве хоров-2017» Ведущий 1: Друзья,.
Интегрированное внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса коррекционной школы по географии «Такой многоликий Китай» Интегрированное внеклассное мероприятие по географии 9 класс (коррекционная школа) Тема «Такой многоликий Китай». Учитель Дурченко Л. П.
Конспект итогового занятия для учащихся коррекционной школы в форме викторины «Кулинарный эрудит» МКОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ШАНС» г. Ивантеевка Итоговое занятие Звездный час.
Конспект НОД по аппликации «Зимующие птицы. Снегири и синицы» в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы». «Снегири и синицы» Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие,.
Конспект занятия для учащихся коррекционной школы «Мы принимаем гостей» МКОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной.
Урок для учащихся школы-интерната «Приготовление горячих бутербродов» Цели урока: • образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба в питании человека; с технологией приготовления и оформления бутербродов.
Сценарий праздника для учащихся коррекционной школы «Праздник труда. Подведение итогов трудового обучения и воспитания» Праздник труда или “Мастер дел своих”. Ответственный : Горох С. А. Цель мероприятия: – Подведение итогов трудового обучения и воспитания.
Сценарий праздника для учащихся коррекционной школы «Праздник труда. Подведение итогов трудового обучения и воспитания» Сергей Ананьевич Горох Сценарий праздника для учащихся коррекционной школы «Праздник труда. Подведение итогов трудового обучения и воспитания».
Сценарий мероприятия для учащихся коррекционной школы в форме видеожурнала «Чтобы помнили» На экране заставка. фон-ма из к/ф «Список Шинлера» Голос за кулисами Память, память, за собою позови В те далёкие, промчавшиеся дни. Ты.
Сценарий конкурса на лучший спортивный танец для учащихся коррекционной школы «Танцевальный марафон» Сценарий конкурсной программы «Танцевальный марафон» (конкурс на лучший спортивный танец) (звучит музыка, появляется Танцулька и ведущая.
Конспект урока “Зимующие птицы”
Цели:
1. Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.2. Уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц. Развивать умение находить взаимосвязи в природе.3. Совершенствовать умение учащихся узнавать птиц по их устному описанию.4. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.5. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна. (С. Есенин)
– Ребята! Что за шум! Что за писк! Что за суета среди деревьев ( ку-ку, чик-чирик, кар-кар,.)
– Эта бойкая птичья стайка путешествует в лесу. Птички в этой стайке разные. Вот синицы. Вот поползень.
– Что вы знаете об этих птицах?
– Синицы скачут по веткам, заглядывают во все щелки. Пищуха бегает по стволам снизу вверх. А поползень по стволам не только снизу вверх, но и сверху вниз ползает – ни одна другая птица так не умеет. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормится. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше. К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны – корольки. Королёк весит в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королёк, зато на голове у него корона, словно у какого-нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие пёрышки.
– О каких птицах мы поговорим сегодня на уроке?
(Ответы детей: о птицах, которые проводят с нами зиму)
– Как их называют?
(Ответы детей: их называют зимующими птицами)
– А для чего нужны птицы?
(Ответы детей: создают красоту природы; являются санитарами леса; способствуют размножению растений)
Учитель: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блёснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко узнаете их по описанию.
Игра “Узнай птицу” (по словесному описанию) По мере отгадывания птиц появляются иллюстрации. Учитель дополняет знания детей.
– Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись к друг другу, нахохлившись. (Воробей)
– Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы)
– У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)
– У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь)
– Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерно крестообразным клювом. (клест)
– Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)
– У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона)
Учитель: Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
В наших лесах чаще всего встречаются большой пёстрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюёт дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
Клестов называют “северными попугайчиками” за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 0 мороза.
Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.
Приплыли тучки дождевые
Приплыли тучки дождевые: – лей, дождик, лей!
Дождинки пляшут, как живые! – пей, земля, пей!
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт!
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт.
5. Значение природных условий для жизни зимующих птиц.
Учитель: Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Чем человек может помочь зимующим птицам?
(Ответы детей: сделать кормушки и подкармливать птиц)
– Ребята, как можно сделать кормушку и подкармливать птиц?
Учащиеся с помощью учителя делают выводы:
• Кормушки для птиц бывают самые разные.
(Рассматривается таблица по окружающему миру)
• Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки, не повреждайте стволы деревьев.
• Начинайте подкармливать птиц поздней осенью и продолжайте делать это до весны.
• Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
• Не бросайте возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм!
• Следите, чтобы в кормушке не было снега.
• Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
– Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чём оно.
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее ещё детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу и Азию,
И наши родные места!
– О чём это стихотворение? Что хотел сказать автор?
А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтём фразу, которая получится:
СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ
Об этом мы должны помнить всегда.
7. Домашнее задание.
– Сделать кормушку для птиц.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока “Зимующие птицы”»
Окружающий мир в 1 классе.
Тема: Зимующие птицы.
1. Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.2. Уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц. Развивать умение находить взаимосвязи в природе.3. Совершенствовать умение учащихся узнавать птиц по их устному описанию.4. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.5. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна. (С. Есенин)
– Ребята! Что за шум! Что за писк! Что за суета среди деревьев ( ку-ку, чик-чирик, кар-кар. )
– Эта бойкая птичья стайка путешествует в лесу. Птички в этой стайке разные. Вот синицы. Вот поползень.
– Что вы знаете об этих птицах?
– Синицы скачут по веткам, заглядывают во все щелки. Пищуха бегает по стволам снизу вверх. А поползень по стволам не только снизу вверх, но и сверху вниз ползает – ни одна другая птица так не умеет. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормится. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше. К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны – корольки. Королёк весит в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королёк, зато на голове у него корона, словно у какого-нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие пёрышки.
– О каких птицах мы поговорим сегодня на уроке?
(Ответы детей: о птицах, которые проводят с нами зиму)
– Как их называют?
(Ответы детей: их называют зимующими птицами)
– А для чего нужны птицы?
(Ответы детей: создают красоту природы; являются санитарами леса; способствуют размножению растений)
Учитель: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блёснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко узнаете их по описанию.
Игра “Узнай птицу” (по словесному описанию) По мере отгадывания птиц появляются иллюстрации. Учитель дополняет знания детей.
– Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись к друг другу, нахохлившись. (Воробей)
– Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы)
– У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)
– У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь)
– Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерно крестообразным клювом. (клест)
– Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)
– У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона)
Учитель: Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
В наших лесах чаще всего встречаются большой пёстрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюёт дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
Клестов называют “северными попугайчиками” за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 0 мороза.
Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.
Приплыли тучки дождевые
Приплыли тучки дождевые: – лей, дождик, лей!
Дождинки пляшут, как живые! – пей, земля, пей!
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт!
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт.
5. Значение природных условий для жизни зимующих птиц.
Учитель: Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Чем человек может помочь зимующим птицам?
(Ответы детей: сделать кормушки и подкармливать птиц)
– Ребята, как можно сделать кормушку и подкармливать птиц?
Учащиеся с помощью учителя делают выводы:
• Кормушки для птиц бывают самые разные.
(Рассматривается таблица по окружающему миру)
• Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки, не повреждайте стволы деревьев.
• Начинайте подкармливать птиц поздней осенью и продолжайте делать это до весны.
• Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
• Не бросайте возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм!
• Следите, чтобы в кормушке не было снега.
• Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
– Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чём оно.
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее ещё детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу и Азию,
И наши родные места!
– О чём это стихотворение? Что хотел сказать автор?
А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтём фразу, которая получится:
Интегрированный урок по развитию речи и окружающему миру в 1 коррекционном классе 7 вида “Как помочь зимующим птицам”
Интегрированный урок по развитию речи и окружающему миру в 1 коррекционном классе 7 вида “Как помочь зимующим птицам”.
Цель: 1. Познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма;
2. Раскрыть важность заботы о птицах зимой,
3. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.
Оборудование: различные виды кормушек, таблица «Зимующие птицы», изображение зимнего дерева с кормушкой – в кормушке приклеены зернышки, крупа. Картинки лиса-белка-медведь-берлога-нора-дупло-малина-гриб-мышь-орехи-мёд-рыба.
Конспект открытого урокапо окружающему миру в 1 классе
«Как зимой помочьптицам»
Тема урока: «Как зимой помочь птицам»
Цель: 1. Познакомить с птицами, зимующими в наших краях,
с устройством кормушек и видами корма;
2. Раскрыть важность заботы о птицах зимой,
3. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих
птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать
Оборудование: различные виды кормушек, таблица «Зимующие птицы», изображение зимнего дерева с кормушкой – в кормушке приклеены зернышки, крупа. Картинки лиса-белка-медведь-берлога-нора-дупло-малина-гриб-мышь-орехи-мёд-рыба.
– Дорогие ребята. Мы начинаем наш урок.
Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.
Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.
Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума.
– Как вы понимаете это? (Высказывания детей)
А сейчас, давайте определим настроение. Какое у вас настроение? Настроены на работу, настроение весёлое – поднимите карточку «Солнышко смеётся», если вам грустно и уныло – карточку «Солнышко грустит». Итак, ребята, настроение весёлое, все настроены на работу, значит будем трудиться.
Актуализация опорных знаний
– О чём говорили на прошлом уроке?
Поможем медведю, лисе и белке найти жильё.
Картинки лиса-белка-медведь-берлога-нора-дупло-малина-гриб-мышь-орехи-мёд-рыба. Дети стрелками соединяют животное – название жилища – корм.
Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили где живут и что едят животные.
Работа с загадками
Не сидит она на месте, на хвосте разносит вести.
Может в них и мало прока, но горда собой …(сорока)
С жёлтой грудкой знаем птицу
От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг.
И к зиме не улетает на далёкий жаркий юг.
Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь.
Раз красавец прилетел к нам, житель севера…(снегирь)
– Где вы видели этих птиц?
Сейчас зима.- Как вы думаете, легко ли этим птицам?
– А можем мы им помочь? – Как?
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку в её конуре.
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда,
Им будет легко пережить холода.
Определение темы и целей урока
– Предположите, о чем сегодня пойдёт речь на уроке? ( О жизни птиц зимой и о том, как и чем их кормить).
– Прочитайте тему урока: Как помочь птицам зимой?
Работа с учебником
– Вспомните, каких птиц вы видели зимой?
_ Рассмотрите рисунки, прочитайте названия птиц. Найдите отличительные черты каждой птицы.
Свиристель – птица с хохолком на голове.
Снегирь – птица с красной грудкой – красногрудая, прилетает с первым снегом.
Воробей – маленькая серенькая птичка.
Синица – имеет жёлтую грудку.
Поползень – птица-акробат, лазает по деревьям.
Чтение слов – названий птиц на доске
Чтение стихотворения учащимися
Каждый день, когда встаём, мы с братишкою вдвоём
Взяв крупы и хлебных крошек, на крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших, прилетает к нам друзей.
На кормушке сидя, птицы, чистят крылышки свои.
Тут щеглы, чижи, синицы и проныры – воробьи.
Ждут нас также терпеливо и красавцы – снегири.
– Куда слетаются птицы?
Вороны
Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны: к ар – кар -кар! (громко)
Целый день они кричали, с пать ребятам не давали: к ар – кар -кар! (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают: к ар – кар -кар! (тихо).
Дома, с родителями, вы делали кормушку.
– Из чего можно сделать кормушку?
– Что насыпаем в кормушку?
– Чем можно покормить птиц?
Тра-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Привередничают и капризничают!
Семечки в столовой не давленые.
Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера не раскопаю! Хоть бы навес сделали, что ли!
Сало салу рознь! Могли бы вывесить не соленое, у нас от саленного животы болят.
Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушки без бортиков? Ветер у него в голове!
А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки?
-Успокойтесь птицы! Все будет в порядке.
-Как видите, ребята, мало сделать кормушку нужно в неё еще правильно насыпать корм. Какой корм им нужен?
Чтоб глаза ваши зорче были, чтоб в очках вам не ходить.
Эти лёгкие движенья предлагаю повторить.
Вдаль посмотришь и под ноги. Вправо, влево – побыстрей.
Удивимся – что такое? И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро, словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно. Ну, а дальше – будь здоров.
Я предлагаю вам составить меню для птиц. Определение корма для птиц. Убрать лишнее – что не едят птицы.
(Крупа – чёрный хлеб-морковь-семена подсолнечника- тыквенные семечки-конфеты-крошки белого хлеба.)
Что любят кушать птицы:
Воробьи – крошки хлеба, крупа, семена.
Синицы – кусочки не соленого сала, мясо, творог.
Дятлы – кедровые орешки, арбузные семечки, дынные семечки
Поползни – кедровые орешки, арбузные и дынные семечки
Просо и пшено – чижи, щеглы, свиристели, овсянки.
Овес и овсяная крупа – любят воробьи, чечетки, синицы.
Подсолнечник – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Продолжение работы по теме
Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти птиц выживает две.
–Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой?
– У кого дома есть кормушки для птиц?
– Из чего вы сделали?
– Какие птицы к вам прилетают?
Закрепление и обобщение знаний
– У меня возле ёлочки есть снежки, они для вас, ребята. Подойдите ко мне и посмотрите, кто спрятался в снежках.
Это ваши птички, их мы изготовили на уроках труда.
– Согрейте их своим дыханием.
– Посмотрите, на ёлке есть письмо для вас. Давайте прочитаем его.
Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы – воробьи, синицы, голуби остались с вами в городе. Голодно нам. Еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели наши груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черёд. Помогите нам!
– А теперь, ребята, птиц вы согрели, надо их покормить. Каждый ученик садит свою птицу около кормушки.
– Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок. Зелёная карточка обозначает «знаю, умею, уверен, получилось; красная – пока многое не получается, нужна помощь».
За то, что вы слушали всё внимательно,
Задания все выполняли старательно
Хочу я картинки с птицами вам подарить.
Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!