Рисование песком в работе логопеда

Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда

Деменко Наталья Васильевна

Игра — это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения — и способ привычный, хорошо знакомый.
Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка.

Сам принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказывала великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное стояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет (в последнее время апробирован и с детьми раннего возраста), рассчитан чаще всего на длительную терапию.

Мы заинтересовались данным вопросом и решили использовать песочные игры как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях.

Работая с песком, мы выделяем следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей:

• Развитие диафрагмального дыхания
• Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук «чувствительные ладошки».
• Автоматизация звуков
• Развитие фонематического слуха
• Формирование слоговой структуры слова
• Словарная работа
• Звуковой анализ слов и предложений
• Обучение грамоте
• Связная речь
• Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

Для проведения коррекционной работы с использованием игр с песком необходимо создать определенные условия.

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Для занятий с детьми в малой группе (3 —4 человека) или индивидуально, его размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты «любовно» называют ящик с песком «подносом» — по бокам он может быть снабжен ручкам для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако, не беда, если ящик будет из другого материала. Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.

2. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти и подбираются соответственно лексическим темам:

• человеческие персонажи должны быть разного возраста и пола, сказочные герои: злые и добрые
• здания: дома, школы, церкви, замки
• животные, птицы, насекомых, водные обитатели
• транспорт: воздушный, наземный, водный
• растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр. живая зелень и пр.
• постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота
• естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.
• символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
• объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния.
• посуда и продукты: горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.
• пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
• аксессуары: ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, ювелирные изделия, монеты, портфели.
• естественные природные объекты: кристаллы и минералы, камни, кости, окаменелости, куски металла и дерева, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, отполированные водой куски стекла, птичьи гнезда. Словом, ,все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции». В сборе оборудования для игр нам помогали сами дети.
• Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи ведется по лексическим темам и этот принцип учитывался при использовании игр с песком.
• Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает нам возможность использовать песочную терапию в решении многих коррекционных задач.

Игры на развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

– «Секрет»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

– «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

– «Помоги другу»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

– «Найди игрушку»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

– «Великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук «Чувствительные ладошки»

Как уже мы знаем, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.

Обычно мы используем игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстигнеев Т.М. Грабенко в книге «Практикуме по креативной терапии»:

– поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

– выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

– «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

– создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

– «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большим и наконец мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять; – «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Нам неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Игры, направленные автоматизацию поставленных звуков

– «Мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

– «Моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

– «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

– «Дорожка»- «прошагивать» или передвигать пальчиками или игрушкой по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук в слогах, словах.

– «Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Игры на развитие фонематического слуха

– «Спрячь ручки» – прятать руки в песок, услышав заданный звук.

– «Слоговые дорожки» – рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

– «Два города» – под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Игры на формирование слоговой структуры слова

-«Полоски»- ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

-«Исправь ошибку»- логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

-«Художник»- логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

Игры на развитие навыков звукового анализа слов и предложений

– «Выложи узор» – ребенок выкладывает на песке цветные камешки (синие, зеленые и красные) в зависимости какой звук они услышали в слове.

– «Клад» – педагог закапывает в песок синие, зеленые и красные камешки. Ребенок достает камешек и в зависимости от цвета камешка называет слова на заданный звук. На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

Игры по обучению грамоте

– «Буква потерялась». Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

Письмена на песке, живые буквы, песочная грамматика, очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке можно писать печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.

Игры на обогащение словарного запаса

-«Сложные слова»- ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия: льет сверху воду – анализируется слово «водопад»; разбирает в воде модель кораблика – происходит аналогичная работа со словом «кораблекрушение»; сливает воду через разрезанную наполовину широкую пластмассовую трубочку – образуется слово «водослив».

– «Родные слова»- в играх с песком – песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то

-«Я делал- я сделал»- глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д.

Игры на формирование грамматического строя речи

-«Лодочка» – в этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории: предлоги от, к, над, между, в, из-за, у, перед; приставочные глаголы: приплыл, отплыл, переплыл, построили, пристроили, надстроили; наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко.

– «Подбери слово»- ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Игры на формирование связной речи

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

– «Друзья» – при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

Хорошо с детьми обыгрывать знакомые им сказки Репка», «Три медведя», «Машенька и медведь» и др. И с удовольствием дети придумывают истории и свои новые сказки.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Таким образом, использование песочных игр на логопедических занятиях помогает в работе с любыми темами.

Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех, которого они достигают в играх, их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком! Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания. Грамматические задачи переплетаются с лексическими темами. Сначала дети выполняют различные фонетические, грамматические и лексические упражнения, а затем уже учатся рассказывать.

В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Эти особенности работы с песком позволяют применить песочную терапию на некоторых этапах работы с детьми, страдающими заиканием, так как принцип изучения заикания тесно связан с другими сторонами психической деятельности. Это не только общее речевое поведение, но и эмоционально-волевая сфера ребенка, как неуравновешенность, импульсивность в поведении и речи, трудность в адаптации. Во время занятий с песком ребенок концентрирует своё внимание на предмете, забывая о трудностях произношения.

Как правило, дети с речевыми расстройствами страдают отсутствием к обобщению, плохо считают, плохо ориентируются в пространстве. Сочетание песочной терапии и использование дидактических игр позволяет обогатить словарь ребенка, уточнить знание о предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда, посуда и т.д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.

Читайте также:  Интегрированные логопедические занятия - актуальность, особенности организации

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает нам возможность использовать песочную терапию в решении многих коррекционных задач.

Песочные игры позволяют педагогам, учителям-логопедам, дефектологам ставить и решать многие коррекционные задачи, что доказывает целесообразность использования песочной терапии в коррекционно-образовательном процессе.

Песочная терапия для детей

  • Что такое песочная терапия;
  • Материалы и оборудование для проведения терапии;
  • Противопоказания для песочной терапии;
  • Особенности проведения практики;
  • Работа с песком в домашних условиях – советы для родителей.

По статистике с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные поведенческие или психологические расстройства. Поэтому современные психотерапевты и психологи имеют в своем арсенале множество средств для нивелирования или профилактики негативных последствий нарушений психологического характера.

Среди всего разнообразия современных психотерапевтических техник для детей, одной из наиболее действенных является песочная терапия. Ведь основной вид деятельности у них – это игра, поэтому песок идеальный материал для улучшения психологического состояния ребенка.

Что такое песочная терапия?

Песочная терапия – это одна из форм аналитической психотерапии, которая заключается в проекции различных переживаний ребенка на игру с песком. Данное средство является не только психокоррекционным, а и диагностическим.

Показания для проведения песочной терапии:

  • расстройства эмоционально-волевой сферы;
  • психологические травмы;
  • проблемы в семье;
  • нарушения поведения и адаптационных процессов;
  • задержка речевого развития;
  • гиперактивный синдром;
  • детские страхи;
  • коррекция личностной сферы ребенка;
  • нивелирование психосоматических симптомов;
  • проблемы коммуникативной сферы.

Сам сеанс песочной терапии должен проводиться квалифицированным специалистом, который прошел обучение и имеет соответствующий сертификат. Огромным преимуществом метода является то, что его можно применять детям с двух лет, а также подросткам и взрослыми.

Песочная терапия также способствует:

  • развитию мелкой моторики;
  • повышению точности тонких дифференцированных движений рук;
  • обогащению сенсорного опыта ребенка;
  • самомассажу песчинками.

Научно-теоретической основой данного метода считают технику активного воображения К. Юнга, при которой в игру с песком символически переносятся реальные переживания человека. При правильном управлении психотерапевтом процессом взаимодействия с песком, рождается решение той или иной проблемы.

Противопоказания песочной терапии

Вместе со всеми видимыми преимуществами метода существуют противопоказания:

  • астма или аллергия на пыль;
  • открытые раны на руках;
  • заболевания кожи;
  • тяжелые интеллектуальные нарушения;
  • ярко выраженные симптомы синдрома дефицита внимания.

Метод подходит для индивидуального использования, а также для подгрупповых форм работы – до трех человек.

Материалы и оборудование для проведения песочной терапии

Основным материалом для песочной терапии является, конечно же, песок. Песок должен быть чистым и обеззараженым. Иногда его смешивают с манкой.

Также обязательным атрибутом является деревянный ящичек с низкими бортиками. Его традиционные размеры – 50х70 см, а глубина – примерно 8 см. Он заполняется песком на половину емкости. Часто дно такого ящика подсвечивается, что позволяет создавать разнообразные узоры.

Обязательно возле песочницы должна быть вода. Ведь мокрый песок открывает доступ к новым формам взаимодействия с ним.

Миниатюрные фигурки – главный компонент песочной терапии, именно они выступают символическим отражением реальных людей, их взаимодействия и различных жизненных ситуаций. Как правило, они размещаются на полках возле емкости с песком, на уровне глаз клиента.

Для обеспечения близкого к реальности отражения окружающей действительности ребенка фигурки делятся на категории:

  • Люди – разного пола, возраста, профессии, национальности.
  • Животные – все разновидности представителей фауны.
  • Жилье и все атрибуты, связанные с ним, включая мебель и элементы декора.
  • Продукты, посуда.
  • Растения – все разновидности.
  • Транспорт и дорожные знаки.
  • Объекты небесного пространства – планеты, звезды и тому подобное.
  • Природные материалы – камни, ракушки, стекло, металл, перья, минералы.

Это далеко не весь список, как правило, набор дополняется в соответствии с конкретным случаем. Возможно использование не всех фигурок, все зависит от желания клиента.

Особенности проведения песочной терапии

Сеанс песочной терапии проходит под чутким руководством психотерапевта. Выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба, решение проблемы.

На стадии хаоса, ребенок еще не совсем понимает, как правильно взаимодействовать с новой разновидностью игры. Обычно он бездумно набирает кучу фигурок и перемешивает их с песком.

С диагностической точки зрения, это свидетельствует о расторможенности психических процессов и повышенном уровне эмоциональной тревожности. С психокоррекционной – это процесс выплескивания эмоционального негатива, освобождение от него. Данная стадия может длиться от двух до пяти занятий.

Стадия борьбы возникает при сложных ситуациях в жизни клиента. В игре отображается войнами и даже убийствами или иным насилием. Это способствует освобождению внутренней агрессии и ее рациональному выходу, без нанесения вреда окружающим. Продолжительность стадии – два, три занятия.

И, наконец, стадия разрешения конфликта возникает в конце курса сеансов песочной терапии. Она отражает решения внутреннего конфликта ребенка и нивелирования последствий негативных переживаний. В игре отображается адекватным взаимодействием между персонажами.

Количество сеансов песочной терапии определяется индивидуально, обычно включает 7-15 занятий, продолжительностью 20-40 мин.

Все игры с песком делятся на разновидности:

• Игры для развития тактильной чувствительности и улучшения уровня кинетических ощущений – отпечатки рук, перетирания песка в ладонях, пересыпание, рисование пальчиком, поиск предметов, спрятанных в песок.

• Игры, способствующие развитию речи – заключаются в проигрывании в действующих лицах сказки, стихотворения или рассказа.

• «Песочная грамота» – позволяет усвоить написание букв и цифр в игровой форме.

• Игры с песком психотерапевтического характера – проигрывание реальных ситуаций из жизни ребенка, наведения психологом вариантов решения проблемы в ходе сюжета.

Эти и другие игры очень нравятся детям, особенно дошкольного возраста. Ведь они позволяют усвоить новые знания, умения и навыки в легкой игровой форме.

Работа с песком в домашних условиях – советы для родителей

Полноценный сеанс песочной терапии может проводиться только квалифицированным специалистом, поскольку лишь психотерапевт может правильно проработать проблему с ребенком, не нанеся вреда. Однако в домашних условиях можно работать с детками, используя песок как арт-терапию. При помощи сосредоточения, увлеченной работы и создания сюжетов ребенок будет выплескивать свои переживания. Также это способствует укреплению ЦНС, улучшению мелкой моторики и удержания внимания.

Родителям рекомендуется закупить фигурки, которые соответствуют предпочтениям ребенка. Если нет коробки, можно использовать любую емкость, удобного размера. Песок можно купить уже готовый, даже цветной. Или взять обычный, предварительно обработав его термически.

Главное, любите своих детей и принимайте их такими, какие они есть; находите мудрость в материнстве. А работа с песком не только нормализирует психическое состояние вашего малыша, но и поспособствует улучшению коммуникации между вами.

Портал образования

Автор: Лютова Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: посёлок Ивня Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: “Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ”
Дата публикации: 29.09.2019
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивнянская

средняя общеобразовательная школа №1»

Использование песочной терапии

в коррекционно-развивающей работе

учителя-логопеда

с детьми с ОВЗ.

Лютова Светлана Владимировна

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ

возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в

физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-

комиссией (ПМПК) и

образования без создания специальных условий.

Образование таких детей предусматривает создание для них специального

коррекционноразвивающего

оздоровления, коррекции нарушений и социальной адаптации. Для детей с

важно получить не только квалифицированную помощь педагогов и

специалистов, но и приобрести неоценимый опыт общения со сверстниками

как социальную интеграцию.

В настоящее время перед учителем-логопедом стоит задача – организовать

требованиям ФГОС (Федеральным образовательным стандартам). Поэтому,

наряду со стандартными и широко применяемыми методами и приёмами

максимальных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с ОВЗ

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно

достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, фито-, музыко-,

аромотерапия и др). Так же, одним из нетрадиционных методов является

песочная терапия (одна из разновидностей игровой терапии).

«терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем

аналитической терапии. Песочную терапию в своей работе может применять

как психолог, психотерапевт так и логопед.

Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с

детьми с ОВЗ для эффективного способа подачи материала и обеспечения

посредством технологии «Песочная терапия».

Задачи песочной терапии:

релаксация, снятие мышечной напряжённости;

стабилизация эмоционального состояния;

развитие мелкой моторики рук;

развитие зрительно-пространственной ориентировки;

развитие памяти, мышления, восприятия, внимания;

развитие устной и письменной речи:

– развитие словаря (расширение и обогащение словарного запаса)

– развитие связной речи

– воспитание звуковой культуры

– формирование лексико-грамматического строя речи

-формирование элементарного осознания явлений языка и речи

– обучение чтению и письму

7) развитие творческих способностей, фантазии;

8) формирование позитивной коммуникации.

Особенностями детей с нарушениями речи является быстрая утомляемость,

рассеянность, возбудимость или вялость, снижение интереса к обучению,

безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности, а так же имеются

проявляется задержка в формировании коммуникативных навыков. Кроме

того у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается

недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация

мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной

достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в

прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. И в

категории. Так же песочная терапия позволяет добиться у детей устойчивого

внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, обучение

подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую.

Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на

эмоциональное самочувствие детей, что делает её прекрасным средством для

развития и саморазвития ребёнка.

работать как детям, так и взрослым.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что

их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а

затем и в реальной жизни! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

Строя картину из песка, ребенок переносит на песочный “лист” ландшафт

на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человек

Практика работы показывает, что дети, у которых есть какие-то проблемы

с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Дети

любят лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети,

которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с

речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры,

связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой

(песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные

могут учиться составлять

рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной

речи, навыкам пересказа.

Хороша песочная терапия тем, что при создании тех или иных композиций

здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет

место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах.

На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают

собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Песочная терапия в практике

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода

вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать

его сенсомоторные навыки.

направления:

кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, обеспечивают

процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.

Познавательные

многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.

Проективные

ребенка, развивают его творчество и фантазию

Использование игр с песком весьма эффективно.

Этапы работы с песком (3 этапа):

1. Знакомство с Песочной страной.

Цели: пробуждение интереса к занятиям с песком; развитие моторики рук,

2. Путешествие по Песочной стране.

мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики,

ориентации в пространстве.

3. В царстве Песочной грамоты.

Структура занятия с песком:

зависимости от темы.

Часть 1. Вводная

1. Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);

2. Знакомство с правилами игр на песке;

3. Формулировка темы занятия, инструкции к играм.

Основные процедуры: ритуал приветствия, игры — разминки.

Часть 2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее

входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-

личностной и познавательной сфер ребенка, коррекционно-развивающие

игры, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на

развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

Часть 3. Завершающая. Итог занятия, ритуал выхода.

Направления коррекционной работы

Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия:

– Развитие фонематического слуха

– Формирование слоговой структуры слова

– Совершенствование лексико-грамматических категорий

– Развитие связной речи

Педагогические условия, необходимые для успешного развития

творчества детей на занятиях песочной терапии:

– подбор заданий должен соответствовать возможностям ребёнка;

– последовательное усложнение деятельности детей с песком;

– целенаправленное, систематизированное использование рассказов, стихов,

загадок и бесед о песке, активизирующих внимание ребенка, работу его

мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

– отбор практического материала для изучения; введение в занятия

творческих и проблемных задач;

– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; введение в

структуру занятия игровых элементов, дидактических игр;

– исключение негативной оценки и поощрение ребёнка.

Влияние песочной терапии на развитие ребёнка.

Песочная терапия даёт большой воспитательный и образовательный эффект,

нежели стандартные формы обучения:

экспериментировать, работать самостоятельно;

развивает высшие психические функции: восприятие, внимание,

память, мышление, речь;

снимает мышечную напряжённость;

совершенствует зрительно-пространственную ориентировку;

способствует расширению словарного запаса;

помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

позволяет развивать фонематический слух;

помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;

развитием речи в целом;

развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую

миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

современных). Позы должны быть как динамические, так и статические;

наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

Читайте также:  Медиатека, ИКТ в логопедической работе с детьми

летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие,

мебель различных эпох, культур и назначения);

домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и

транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт

ворота, дорожные знаки);

аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные

естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины,

куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное

место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов,

их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Перед

занятием учитель-логопед должен кратко объяснить ребёнку, что обозначает

каждая группа предметов.

Организация игрового процесса начинается:

с демонстрации песочницы и фигурок;

со знакомства с правилами игр на песке;

с формулировки инструкций к играм;

завершение занятия, ритуал выхода.

Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что ребенок

выбирает наиболее привлекательные для него игрушки. Делать это нужно

  • Мы потомки героев
    • электронная книга памяти
    • Детско-родительский проект “Дед, я тебя помню. “
    • План мероприятий, посвященный 72 годовщине со Дня Победы.
    • Творческая перемена для родителей “Великой победе посвящается. “
    • Уголок Боевой Славы в детском саду группа “Дружная семейка”
    • Народная победа.
    • Это сладкое слово победа.
  • Юбилей Леонида Ивановича Шарохи
    • территория ДОУ 2018
  • Год экологии в РОссии
  • Педагоги
    • Вакуленко Людмила Бахтияровна
    • Бодрикова Ирина Валерьевна.
    • Канонерова Светлана Ивановна
    • Громоздова Евгения Николаевна
    • Кузьмина Татьяна Александровна
    • Кузнецова Юлия Михайловна
    • Кашина Юлия Анатольевна
    • Ковалева Светлана Михайловна
    • Лесникова Ольга Владимировна
  • Специальный раздел. Основные сведения. О дате создания организации.
    • Информация об Учредителе
    • Структура и органы управления организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательный стандарт
    • Руководство. Педагогический состав.
    • Платные образовательные услуги
    • финансово-хозяйственная деятельность
    • Методическая копилка
  • Новости
    • Тюменская весна
    • Шарохинский фестиваль 2018
    • ЛЕТО! ЛЕТО! ЛЕТО!
    • Конкурс Новогодняя мозаика
    • акция дом ветеранов
    • территория дом ветеранов
    • Джинсовая вечеринка
    • «Благоустройство памятных мест» является одним из основных и самых первых направлений деятельности движения «Волонтеры Победы». В частности, юные волонтёры из детского сада №3 «Вишенка» 26 апреля провели акцию по уборке памятника.
    • Педагогический марафон
    • Уборка территории в доу волонтёры вперёд
    • 23 февраля
    • в гостях у пожилых
    • лыжные гонки
    • 8 марта 2018
    • Огород на окне
    • Минифутбол
    • спорт. спорт, спорт
    • День тенниса
    • Награды в конкурсах
    • IVмуниципальный педагогический марафон “Грани мастерства”.
    • СПОРТ! СПОРТ! СПОРТ!
    • волонтёры детского сада “Вишенка”
    • Мама, папа ,я спортивная семья
    • школа логопеда
    • Зимний участок 2018 год
    • группа “Радуга”
    • День матери
    • волонтёры детского сада “Вишенка” в библиотеке
    • Мы, присоединяемся к акции “Корзинка добра”
    • волонтеры в библиотеке Акция “Книги детям”
    • Акция “Живи лес” 2018
    • Мальчиши кибальчиши
    • Акция “Жёлуди”
    • Своими руками интерьер ДОУ
    • шашечный турнир 2018
    • ГТО 2018
    • открытие спартакиады трудовых коллективов 2018
    • ГО ЧС 2018 год
    • Осенний праздник 2018
    • конкурс коллажей “секреты здоровья
    • Дружеская встреча по мини – футболу. Выпускники ДОУ 2018 и воспитанники старших групп
    • День народного единства 2018
    • Акция “Подари радость”
    • волонтёры детского сада “Вишенка”
    • день воспитателя 2018
    • Мероприятия по ГО и ЧС
    • День народного единства волонтёры подготовительной группы в гостях у малышей
    • Декада безопасности
    • Джинсовая вечеринка
    • Акция “Белые журавли памяти”
    • здоровье и питание 2018 год
    • арт объекты
    • Акция дари добро
  • Интерьер ДОУ и предметно-развивающая среда детского сада
  • “Здоровые дети-здоровая страна!”
    • Копии публикаций в СМИ
    • “Лучшая предметно-пространственная здоровьсберегающая среда”
    • Презентация предметно-пространственной среды
    • Ссылка на материалы в электронных СМИ
    • Отзывы родителей
  • Архивная
    • Устав МА ДОУ Голышмановский ЦРР – д/с № 3 “Вишенка”
    • День защиты детей.
    • О поступлении финансовых и материальных средств
    • Устав (2015 г.)
    • Участие в конкурсе “Детский сад и время”
    • Участие в конкурсе “Детский сад и время”
    • Расходование по итогам финансового года
    • Фотоальбомы
    • Объем образовательной деятельной деятельности
    • Весёлое лето
    • День открытых дверей в старшей группе “Дружная семейка”.
    • Объем образовательной деятельной деятельности
    • Фестиваль успеха в детском саду.
    • О поступлении финансовых и материальных средств
    • Областной форум Большая перемена
    • Устав новый
    • Закрытие 2014 года-года Тюменской области и Года культуры
    • О поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года
    • День России
    • Архив 2017 год
    • архив
    • Малыш и театр
    • “Воспитатель года -2016”
    • Приглашение на Шарохинский фестиваль
    • Праздник “Старый Новый год”
  • Тематические 45-минутки
  • спортивные достижения
  • Материально – техническое обеспечение и оснащённость образовательного процессае
    • Материально-техническое оснащение образовательного процесса
    • материально – техническое обеспечение
  • IY Шарохинский фестиваль народного творчества 2018

Конспект занятия с использованием технологии песочная терапия

Конспект занятия с использованием песочной терапии

Цель : стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

Реабилитационные задачи:

  • стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.
  • развитие ментальных нарушений у воспитанников с помощью песочной терапии.

Образовательные задачи:

  • формирование навыка экспериментирования с песком;
  • обогащение тактильного опыта у воспитанников;

Развивающие задачи:

  • развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность;
  • вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

  • световой стол и стулья на каждого ребенка;
  • карманный фонарик (луч);
  • магнитная доска;
  • шаблоны «солнце»;
  • песок;
  • предметные картинки «Правила техники безопасности при работе с песком»;
  • магнитофон;
  • камешки разного размера.

Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек» (музыкальное сопровождение)

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

Воспитатель: «Расслабьтесь, положите руки на столы, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек»

Воспитатель кладёт каждому в ладонь камень. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Воспитатель напоминает, что всё тело надо расслабить. После дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Воспитатель говорит: Посмотрите на свои камешки, сожмите их в кулачке. Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными, самыми внимательными, самыми послушными и всё, что вы будете делать, у вас обязательно всё будет получаться.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый стол перед вами. А что в нем, сейчас отгадаем? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Загадка: Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.

Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)

Воспитатель: Правильно, перед вами песок

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы любите играть с песочком? (Да!),

Воспитатель: Но прежде, чем мы начнём играть с песочкам, давайте вспомним

Правила игры с песком:

  1. 1.Нельзя брать песок в рот – можешь подавиться!
  2. 2.При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.
  3. 3.Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
  4. 4.Нельзя вдыхать песок – можешь задохнуться!
  5. 5.После игры с песком – помой руки!

Воспитатель: Молодцы! Все правила запомнили!

Воспитатель:

Ярко солнышко сияет

И ребяток приглашает

Поиграть сейчас в песочек

Речки ласковый дружочек,

Это очень интересно,

Увлекательно, чудесно.

Упражнения «Здравствуй песок!»

  1. 1.Игра «Чувствительные ладошки»:

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Воспитатель: Возьмите свой волшебный камешек. Погрузите свои руки в песочек, спрячьте его. Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка. Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный . )

Воспитатель: Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай в него, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

Воспитатель: Сожмите руки в кулачок и покажем, как идёт…

2. Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ..

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

Воспитатель: Посмотрите, какие получились интересные следы. А теперь найдите свой камешек, запомните его и положите мне на тарелочку. Все нашли! Молодцы! В конце занятия мы увидим, что произойдет с нашими камешками.

Воспитатель: А теперь, я прошу вас подойти к столу.

Сюрпризный момент

Дети подходят к «Волшебной песочнице, закрывают глаза. Выключается свет. Включаются световые эффекты и подсветка стола.

Воспитатель: А теперь посмотрим, насколько вы внимательны, по моей команде вы должны руками закрыть глаза:

Раз, два, три не смотри!

Воспитатель: Вам темно? Страшно? Кто боится темноты?

Кто боится темноты?

Ну, конечно же не мы!

Можно в темноте играть

Или даже рисовать!

Воспитатель: Откройте, пожалуйста, глаза! (Воспитатель обращает внимание детей на «бегающие» огоньки )

А над нами, а над нами

Луг с волшебными цветами.

Золотистые Цветы

Расцвели средь темноты.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие красивые, огоньки бегают по потолку, словно разноцветные звёздочки.

Звезды нам с небес сияют

В темноте нам освещают

Воспитатель: А вот самая яркая звёздочка, хочет поиграть с нами. Посмотрите она рисует в темноте!

На стене появляется луч, воспитатель показывает детям, как можно, двигая карманным фонариком (лучом), получить разные фигуры – круг, квадрат и т. д.

Дети совместно с педагогом рисуют фигуры с помощью луча на экране.

Воспитатель:

Вот (проведите пальцем прямую линию слева направо)

Так (проведите пальцем прямую линию сверху вниз)

Вот (проведите пальцем прямую линию справа налево)

Так (проведите пальцем прямую линию снизу вверх )

Снова повторите эти действия в той же последовательности.

Получается Квадрат.

А вот четыре стороны –

Квадрат нарисовали мы.

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Прямоугольник квадрата длиннее. Фигура попроще, рисуем смелее.

Можно «начертить» таким же способом треугольник:

Раз, Два, Три: Треугольник начерти.

Круглый круг похож на мячик,

По стене он быстро скачет.

Попросите ребенка самого начертить эти геометрические фигуры. Воспитатель: Тебе нравиться рисовать. У тебя хорошее настроение (воспитатель обращается к детям, дети отвечают)

Воспитатель обращает внимание детей на «Волшебную песочницу», предварительно сняв с неё платок.

Воспитатель: А теперь наши пальчики будут учиться рисовать на песке — они станут художниками.

Я рисую на песке,

Словно мелом на доске.

Просто пальчиком черчу

Все, что только захочу.

Я рисую небосвод,

вот и солнышка черед,

облака. совсем не тучи,

а внизу дубок могучий!

я рисую – мне не лень

за окном хороший день.

Воспитатель: Я хочу предложить вам нарисовать на песке пальчиком: облака

Облака собрались в кучу,

Превратились в злую тучу.

Стали лить на землю воду,

И испортили погоду. (рисуют дождь)

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной, (рисуют гриб)

Дождик с радугой-дугой, (рисуют радугу)

Воспитатель: Молодцы! Чего не хватает на картине? (Солнышко)

В комнате загорается свет

Воспитатель: Правильно, солнышко! Сейчас вы садитесь на свои места, и каждый нарисует солнышко в своей песочнице. Но сначала разогреем свои ручки.

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Ты расти – вырастай

Силу, ум развивай

Разумный и внимательный.

Ты расти – вырастай

Ума – разума нам дай.

Вот и средний пальчик наш,

Мы его потрем сейчас!

А теперь потрем мы пальчик

Ты давай расти скорей,

Скажешь имя поскорей.

Вот мизинчик маленький –

Подрастай мой славненький

Воспитатель: А сейчас мы нарисуем солнышко! (воспитатель раздаёт трафареты каждому ребёнку, ребёнок выполняет задание по показу)

Игра – упражнения «Песочное солнце»

Цель: Создание мандалы на песке с использованием разноцветного песка методом посыпания, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль).

Ребёнок на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком; украшает лучики солнца различными предметами

Воспитатель:

Нарисуем желтый круг, (дети засыпают цветным песком круг солнца)

После лучики вокруг – (дети засыпают лучи солнца)

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

Воспитатель: А теперь давайте украсим лучики ( дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т.п )

Я рисую на песке

Носик и глаза в кружке.

Это солнце яркое,

Желтое и жаркое. Дети по показу воспитателя подрисовывают глазки, носик, ротик солнышку

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им (воспитатель подходит к каждому ребёнку, гладит его, называет по имени и просит улыбнуться солнышку). Воспитатель: Устали? А теперь немножко отдохнём.

«Сотвори солнце в себе»

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт в себе мир. Звездочка опять увеличилась, Направляем лучик с добром, и звёздочка стала ещё больше. Мы направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становиться большой, как солнце. Оно несёт тепло все – всем (руки в стороны перед собой). Спасибо!

Итог занятия:

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг и посмотрим на наши камешки, что же с ними произошло? Посмотрите они стали большими, наполнились силой, добротой, вашей любовью!

Воспитатель: Занятие закончено. Всем спасибо! Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком – помой руки! Пройдёмте, пожалуйста, к умывальнику и помоем свои ручки.

Из опыта работы

Опыт работы

Данный материал представлен в виде дипломной работы к аттестации в 2016 году.

Отчет по самообразованию

Данный материал был представлен в виде отчета на педагогическом совете. В апреле 2016 года отчет представлен на заседании ГМО учителей-дефектологов.

Читайте также:  Игры-эксперименты на логопедических занятиях

Папка передвижка

Папка передвижка представлена на стенде, в уголке для родителей.

Буклет для педагогов и родителей

Буклет для педагогов представлен в 2015 г. в виде рекомендаций по работе с аутичными детьми.

Буклет для родителей представлен в январе 2016 г. в виде рекомендаций по рисованию на песке.

Альбом схем-образцов: “Пишем и рисуем на песке”

Альбом разработан в сентябре 2015 г., и предназначен для детей как подсказка по рисованию на песке.

Картотека игр “Пишем и рисуем на песке”

Данная картотека дидактических игр и упражнений с использованием песочной терапии “Пишем и рисуем на песке” разработана в марте 2016 г. предназначена для учителей-дефектологов дошкольных учреждений.

Для данных игр и упражнений необходимо специальное оборудование..

Мастер-класс для педагогов

Данный материал был представлен на городском конкурсе “Педагог года в дошкольном образовании” в апреле 2014 года.

В мае 2015 г. данный мастер – класс был проведен на городских педагогических чтениях среди учителей-дефектологов.

Презентация опыта работы с аутичными детьми

Данный опыт работы был представлен на городском семинаре “Особый ребенок” в 2015 году.

Методическое пособие

Методическое пособие “Коллективные коррекционные занятия с песком как форма развития дошкольников с ОВЗ”

Часть 1,2,3. Данное пособие разработано в 2014 г. и зарицензировано к.п.н. ЧИППКРО.

Подбор литературы

Представленный перечень методической литературы изученный в течении 2014-2015 г. по песочной терапии поможет педагогам и родителям сократить поиски в просторах интернета.

Мастер-класс для родителей “Чудеса на песке”

Мастер – класс по рисованию на песке проведен в рамках проекта “Все узнаем о песке” в январе 2016 года

Интегрированное занятие с воспитателем в рамках проекта “Все узнаем о песке”

Интегрированное занятие проводилось в январе 2016 г. совместно с воспитателем по лексической теме “Одежда”

Песочная терапия на логопедических занятиях

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? – . (песок)

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и легкий или тяжёлый и влажный, он с легкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Принцип «терапии песком» был предложен в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Т.М.Грабенко в «Практикуме по креативной терапии» предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно – развивающими.

Работа над развитием речи – сложный порой рутинный труд, требующий от ребенка приложения воли. Работа логопеда состоит в том, чтобы превратить эти занятия коррекционно – развивающей направленности в желаемые и долгожданные. «Пескотерапия» как раз и явилась тем мотивирующим фактором. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Основные принципы игры на песке:

  • стимулирующая среда(создание игровой ситуации);
  • доступность;
  • адаптация речевого материала(подбор заданий и игр в сказочной форме);
  • реальное «проживание», проигрывание ситуации вместе с героями;
  • эмоциональная комфортность(исключение негативной оценки действий и результатов ребенка);

Для песочной терапии на логопедических занятиях необходимо создать специальную развивающую среду. В качестве песочницы понадобитсянебольшой водонепроницаемый ящик, который на 1/3 заполняется песком. Песок должен быть чистым, просеянным и прокалённым в жаровом шкафу. Можно использовать мелкий, кварцевый, строительный песок.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (животные, люди, предметы окружающей среды и интерьера, обитатели водного мира, естественные природные предметы, фантастические персонажи и герои сказок, транспортные средства и др.).

В кабинете логопункта имеются картотеки «песочных» игр, которые мыприменяем на индивидуальных и мини – подгрупповых занятиях с детьми.

  • На развитие фонематического слуха;
  • На развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • По обучению грамоте;
  • На развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания;

Игры на песке очень интересны и разнообразны, они являются обучающими, познавательными и проективными. Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр, где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства. А также проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больше воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

  • усиливает желание ребенка узнать что – то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции(память, мышление, восприятие, внимание);
  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
  • повышают интерес к логопедическим занятиям.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Взаимодействие стабилизирует эмоциональное состояние: возбужденные дети успокаиваются, становятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А именно, опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Литература

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по креативной терапии» СПб., 2001.
  2. Панфилова Н. К. «К логопеду или в песочницу?» (Обруч №5 – 2005г.)
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: практикум по песочной терапии». СПб., 2007.
  4. Довгаль Н. В. «Логопедические игры в песочной стране» (журнал «Логопед» № 3 – 2004 г.)
  5. Семененко Е. А. «Использование песочной терапии в логопедической работе» (журнал «Дошкольная педагогика» № 7 – 2010 г.)
  6. Савельева Н. «Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»(журнал «Дошкольное образование» № 1., 2002.)

Учитель – логопед МБДОУ № 69:

Максимова Ирина Анатольевна

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие ‘Вальс цветов’

Аксенова Жанна Петровна,воспитатель МБДОУ
«Бородинский д/с «Теремок» пос.Бородинский,
Киреевский район, Тульская область

– воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство;

– знакомить с различными способами создания художественного образа (словесные приемы, краски, музыка, пластика);

– Учить различать оттенки настроения в живописи и использовать цвет как изобразительное средство;

– использовать ритм и композицию как средство выразительности в пластике и изображении танцующих цветов на плоскости;

– воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.

Материалы: вазы с садовыми и полевыми цветами; цветные фотографии открытки различных цветов; репродукции натюрмортов (И. Хруцкий «Цветы и плоды», И. Грабарь «Хризантемы», М. Сарьян «Осенние цветы»).

Предварительная работа: наблюдение за цветами (садовыми и полевыми); чтение стихотворений о цветах, рассказ К. Паустовского «Золотой луг»; знакомство с цветочными часами; знакомство с русским народным промыслами, в основе орнамента которых лежат мотивы различных цветов; слушание музыки (П. Чайковский: «Подснежник», «Вальс цветов», «Фея сирени»); использование ритмопластических этюдов и придумывание танцев под музыку П. Чайковского; рассматривание открыток, фотографий с изображением садовых и полевых цветов, репродукции натюрмортов (И. Хруцкий «Цветы и плоды», И. Грабарь «Хризантемы», М. Сарьян «Осенние цветы»).

Первая часть.

Групповая комната оформлена как цветущий луг. Стены и «поляна» украшена красивыми объемными цветами (искусственными), на мольберте – цветные фотографии цветов и репродукции известных детям натюрмортов. Под звучание музыкального произведения П. Чайковского «Фея сирени» входит Фея сирени и читает отрывок из стихотворении И.Сурикова

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

Росинки светлые на них

Сверкают ярко, точно блески.

Целуют пчелы их и пьют

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Фея сирени, мы с вами уже встречались. Помните, я приходила к вам на музыкальное занятие? Как называется музыка, под которую я вошла?

– Когда я под музыку читала стихотворение, почудилось ли вам ароматное благоухание цветов, которые нас сегодня окружают? Посмотрите вокруг, как чудесно! А вы знаете названия цветов, которые вас окружают?

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я буду загадывать загадки, а вы под музыку изображать этот цветок и находить его на нашей «полянке».

Под звучание «Вальса цветов» П, И. Чайковского дети пластически изображают угаданный цветок и присаживаются рядом с ним на «полянку». Воспитатель предлагает отгадать загадки.

Йэ, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет! (Колокольчики)

Белые чашечки в травку глядят,

Пахнут душисто, на ножке стоят. (Ландыши).

Стоят в поле сестрички –

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Выскочить прямо из ржи норовят. (Васильки).

У нас в саду растет.

И чистую водицу

Она лишь только пьет. (Роза).

– Вы правильно угадали все цветы. Но вам, наверное, угадать помогала музыка? Как она называется? Правильно, «Вальс цветов». Сможете описать красочными словами. Что вам представляется под музыку? Вот как красиво, используя интонации, которые исполняют арфа, скрипки, виолончели, композитор Чайковский изобразил целый луг танцующих цветов.

– Давайте создадим большую картину, на которой изобразим сказочный луг с танцующими цветами. Назовем ее «Вальс цветов». Одному человеку трудно создать такую картину, потому я предлагаю каждому из вас нарисовать самый любимый цветок с листьями. А когда цветы высохнут, вырезать и наклеить их на нашу «полянку»

– Для того, чтобы изобразить вальс цветов, мы должны передавать нежность и легкость его настроения. Какими надо нарисовать цветы, чтобы это настроение передать? Верно, все цветы разные, например, васильки синие, а в пасмурную погоду – фиолетово – синие, а солнечную – светло – синие, с оттенком голубого. Для того, чтобы это сделать, давайте поучимся у настоящих художников.

Вторая часть

Дети подходят к мольберту и рассматривают изображение цветов на репродукциях натюрмортов И. Хруцкого «Цветы и плоды», И. Грабаря «Хризантемы», М. Сарьяна «Осенние цветы».

Воспитатель: Присмотритесь, у каждого букета свое настроение. Ведь цветы, как живые люди, рассказывают нам о нем. Скажите, у какого букета радостное, праздничное настроение? Верно, на репродукции натюрморта И. Хруцкого «Цветы и плоды». Как называются стоящие в вазе цветы? Какие цвета помогли художнику создать праздничное настроение? Назовите цветы. Изображенные художником И. Грабарем. Как удалось художнику показать их махровыми, пушистыми и яркими, как солнышко? Правильно, он изобразил их теплым желтым тоном и рисовал мазками, накладывая один на другой, создавая пышность. Как вы думаете, почему художник М. Сарьян назвал свой натюрморт «Осенние цветы»? Какие цветы вы узнали? Назовите их. Как удалось изобразить осенние цветы? Какими красками? Можно сказать, что художник грустит вместе с увядающей природой? Правильно, он специально изобразил их яркие. Очень разные осенние цветы, чтобы запечатлеть эту красоту и любоваться ею в долгие зимние дни. Посмотрите еще раз на наши цветы на «полянке» и на цветы, изображенные художником, и скажите, какие бы из них вы выбрали танцевать вальс? Объясните, почему вы выбрали именно их?

– Итак, теперь вы можете рисовать цветы для вальса. А помогать и подсказывать вам будет нежная музыка «Вальс цветов».

Третья часть

Дети за столами рисуют цветы акварельными красками под фонограмму произведения П. Чайковского «Вальс цветов».

Четвертая часть

Фея сирени: Пока ваши цветы сохнут. Надо подумать, как расположить их на «полянке», чтобы изобразить вальс. Для этого рассмотрим несколько композиции из осенних листьев. На них листья танцуют и бегут друг за другом змейкой. Разбегаются от дуновения ветра врассыпную и кружатся хороводом. Как определить, на какой композиции листья танцуют вальс? Правильно, для этого надо попробовать протанцевать все композиции под вальс и подобрать ту, которая будет ему соответствовать.

Под звучание вальса дети пробуют исполнить все композиции и выбирают хоровод листьев.

– Почему вы выбрали именно эту композицию? Верно, на ней листья кружатся как в вальсе, а в середине солируют самые красивые.

Пятая часть

Фея сирени: Теперь нам осталось только вырезать и наклеить цветы на «полянку».

Коллективная работа, дети изготовляют панно.

– Красиво получилось! Видно, что цветы танцуют вальс? Да, они кружатся, да и настроение у них легкое, нежное, чудесное.

Фея сирени: А мог бы кто из вас в одиночку создать такую красивую картину? Верно, в одиночку пришлось бы трудиться очень долго, а вместе мы дружно справились с этой работой Теперь мы эту картину повесим в зале, и когда наступят пасмурные осенние дни, будем ею любоваться и слушать удивительное звучание «Вальса цветов».

Ссылка на основную публикацию