Игры-эксперименты на логопедических занятиях

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый материал можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
eksperimentirovanie_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное и в изучении русского языка. Нужно только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформирован так – ребенок совместно со взрослым:

1-выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);

2- предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей);

3-подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).

Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь. В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь). На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Я хочу предложить те задания и упражнения, которые использую в своей работе.

Конструирование букв. На столах – палочки, веревочки, пуговицы, прищепки. Детям предлагается выложить заданные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.

Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть или добавить деталь).

«Дорисуй букву» (дорисовать сломанную букву: работаем по заданию в тетради)
Игра «Слово рассыпалось» . На доске слово с измененным порядком букв (вариант: при этом может получиться не одно слово, а несколько).

Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из неокрашенных фишек или цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).

«Буквы спрятались». Используя готовые буквы, выложить те, которые ребенок видит в схеме (или обвести пальцем). Найти заданную букву и разукрасить ее.

Образование новых слов из букв данного слова. (игра «Таинственные буквы»)

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка – майка – гайка – чайка. Игра «Замени звук» при дифференциации звуков Ш-С, Р-Л.
Подбор слов к данной рифме.

Разгадывание ребусов. Решение кроссвордов.
Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).
Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Миши новая машина у».
Соединение частей разорванных предложений. (Например: «Идёт моросящий. Дождь жалобно мяукает. Мурка»).
Составление рассказа из двух текстов , прочитанных вперемешку.
Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
В ходе диагностики детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение.

Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми помогает решить ряд проблем в данном направлении. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря детей. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».

В начале учебного года при рассматривании вопроса «Что помогает нам говорить?» проводится опыт «Работа голосовых связок». Целью которого является: понять происхождение звука в голосовых связках. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук. В результате проведения опыта дети делают вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.

Опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития дошкольников, достижение положительных результатов практической деятельности.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. В ходе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи детей.

Например, долговременный проект «Наши цветы», который длился 6 месяцев, как раз показал, что знания, полученные путем экспериментов, были глубокими и прочными. Даже спустя год с начала данного проекта, дети помнят его и рассказывают о том, что делали, для чего и чему научились.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты. Через эти игры реализуются следующие задачи:

  • расширять и углублять информацию об окружающем мире, формировать на этой основе системы представлений;
  • развивать у детей мыслительные операции – анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать речь детей, обучать их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  • формировать потребность в организации познавательного общения со взрослым;
  • развивать абстрактное и логическое мышление детей;
  • учить ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе с ОНР, которые связаны с изучаемой лексической темой.

Игры-эксперименты с мячом.

а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй – из пластмассы.

Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?

Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.

б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. В одном из мячей сделаем дырочку, что произойдет?

А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница, в чем причина? Делаем вывод.

в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный, металлический: какой из мячиков будет плавать, тонуть?

C помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ. Делаем выводы.

«Какими способами может передвигаться человек?» (тема «Человек. Части тела»)

Задание. Придумать разные способы передвижения и добраться до стола. Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, на корточках, протанцевать, перекатиться и т.д.

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам с заданиями возрастающей сложности, направленными на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова и предложения.
Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение как для детей, так и для педагога.
Для детей:
– обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению;
– создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
– развивают различные стороны психической деятельности – внимание, мышление, память, речь;
– закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
– формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;
– формируют навыки самоконтроля и самооценки.
Для педагога:
– снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;
– позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;
– налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.
Работу по карточкам можно проводить на индивидуальных занятиях – как один из видов контроля фронтальных занятий, во второй половине дня – в коррекционной работе с воспитателем и дома.
Все задания на карточках сопровождаются яркими иллюстрациями и защищены пленкой, что дает возможность детям пользоваться фломастерами при выполнении заданий и использовать многократно.

1. Составь звуковые модели слов, сравни их.

2. Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.

3. Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.

4. Соедини картинку со звуковой моделью.

5. Соедини между собой картинки и звуковые модели.

6. Исправь ошибки в звуковой модели слова.

7. Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.

8. Подбери три слова к звуковой модели.

9. Составь слово по первым звукам названий картинок.

10. Составь слово по вторым звукам названий картинок.

11. Составь слово по последним звукам названий картинок.

12. Определи место звука в словах (в начале, середине, конце).

13. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости-мягкости.

14. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости – звонкости.

15. Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?

16. Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.

17. Соедини картинку со слоговой схемой.

18. Соедини между собой картинки и слоговые схемы.

19. Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.

20. Составь слово по первым слогам названий картинок.

21. Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.

22. Составь предложение по картинке и графической схеме.

23. Составь по одному предложению по каждой графической схеме.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах. Экспериментирование является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Благодаря экспериментальному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Широкое применение экспериментальной деятельности в своей работе поможет нам подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Занимательные упражнения по развитию речи. М., Астрель-АСТ, 2001.
  2. Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. М., 2003.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2000.
  4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма детей. СПб., 1995.
  5. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука. Самара, 1997
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. М., 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, .

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Развития познавательной деятельности детей с недостатком слуха в процессе экспериментирования.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА. Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широк.

Презентация “Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР&quot.

Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразные формы исследовательской работы.

Педразвитие

Автор: Левшина Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №2 “Родничок”
Населённый пункт: Белгородская область п.Прохоровка
Наименование материала: Статья
Тема: “Игры-эксперименты для развития глагольного словаря старших дошкольников с ОНР”
Дата публикации: 24.12.2017
Раздел: дошкольное образование

ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в

различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из

Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и

для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые

испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада,

определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса

имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так

как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде

всего, необходимо сформировать у него богатый глагольный словарь, поскольку

последовательности любого сюжета. Учитывая то, что наиболее эффективное

усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот

период необходимо вести работу по формированию глагольного словаря.

использовать игры – эксперименты. Наиболее полно и отчетливо воспринимается

и запоминается ребенком то, что было ему интересно, что было исследовано им

чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Несмотря на большое количество имеющегося опыта по формированию

сегодняшний день проблема предикативной лексики у данной категории детей

себя не исчерпала, что подтверждает актуальность выбранной темы.

В дошкольном возрасте особое значение придается опытно-практической

деятельности детей, так как с помощью этой деятельности создаются такие

представлением о том или ином физическом законе, явлении.

дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной

деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,

осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную,

раскрывается содержание данного объекта.

В педагогике выделяют практические методы обучения, т.е. практические

действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков.

продуктивных деятельностей – конструирования, изобразительной деятельности,

труда в природе. Данные виды деятельности отличаются от других тем, что,

занимаясь ими, дети не просто наблюдают и слушают, а преобразуют предметы,

действия по уходу за растениями, дети более глубоко познают новые свойства

предметов и явлений, на практике убеждаются, например, в том, что прочность

постройки зависит от расположения деталей, состояние растения зависит от

важнейший момент любого метода обучения) носят практический характер, что и

позволяет определить эти методы как практические.

системы последовательно усложняющихся практических заданий. Эта система

характеризуется тем, что в ней постепенно возрастают требования к умениям

элементарные опыты, экспериментирование и моделирование.

повышения эффективности коррекционной работы.

следующие задачи: расширение и углубление информации об окружающем мире,

мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развитие

взрослым; развитие абстрактного и логического мышления детей.

необходимо связывать с изучаемой лексической темой, так как благодаря этому

идет закрепление лексико-грамматических средств языка, развивается связная

речь, логическое мышление, а также дети учатся ставить вопрос, анализировать,

найти правильный ответ и сделать вывод. Для формирования глагольного словаря

предлагаются следующие игры.

«Сколькими способами может передвигаться человек? »

человек живой или неживой?

по каким признакам можно узнать, что он живой?

Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли.

Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о

том, что человек может использовать огромное количество разных способов

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти

на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т.д.

«Сколькими способами можно есть хлеб?»

Вопрос: какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий,

вкусный и т.д.). Обсудить разные способы, как можно есть хлеб.

губами, покормить кого-то. Подводятся итоги, выявляется, кто больше назвал

способов, как можно есть хлеб.

Использование игр с песком, особенно для детей с тяжелыми нарушениями

речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-

использовать в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как

элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие

задачи. Для словарной работы предлагаются следующие задания:

признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку,

прилагательным, глаголам и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек,

активного и пассивного словаря. В активный словарь вводятся глаголы: шуршит,

приставками, наречия: громко, тихо, холодно, тепло, быстро, медленно и др. Для

эксперименты со звучащими кубиками: найди кубики, звучащие оди-

наково. Одни кубики стучат, другие шуршат, третьи звенят. Один кубик стуча-

щий, другой звенящий, третий шуршащий. Одни звучат громче, другие тише. Иг-

рая с такими кубиками, ребенок усваивает глаголы в формах единственного и

множественного числа, действительные причастия настоящего времени;

игры-эксперименты со светом. Для них нужен электрический фона-

рик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала. С помощью пускаемых сол-

нечных зайчиков ребенка учится употреблять предложно-падежные конструкции,

согласование прилагательных с существительными, ребенок усваивает также и

приставочные глаголы: солнечный зайчик к Машиной кукле подбежал, от Маши-

ной куклы убежал, между красным мячиком и синим кубиком пробежал и так да-

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом

занятии в детском саду наряду с другими видами работ можно использовать

экспериментальную деятельность детей.

В работе используются следующие виды:

конструирование букв. На столах – палочки, ниточки, пуговицы, ка-

рандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами вы-

брать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв;

реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Пере-

двинуть палочку или добавить и т.д.);

игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). На доске слово с изменен-

ным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько,

например: сосна – насос, терка – актер);

подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из цветных

фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов

(мысленно «подгонять» слова к схеме);

подбор слов к данной рифме;

образование новых слов из букв данного слова. Например: трамвай –

трава, рама, март и т.д.;

придумывание слов на определенный слог;

подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного

слога, двух-трех слогов – с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.;

составление слова с использованием начальных звуков или по конеч-

ному звуку других слов;

замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (ме-

работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, распо-

ложение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

эффективнее, если воспитатели будут активно участвовать в ней, так, задачами

воспитателей являются следующие:

расширение объема словаря параллельно с расширением представле-

ний об окружающей действительности, формирование познавательной деятель-

ности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

уточнение значений слов;

формирование семантической структуры слова в единстве основных

его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуально-

активизация словаря, совершенствование, процессов поиска слова,

перевода слова из пассивного в активный словарь.

глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в

режимных моментах и при проведении своих занятий, тем более использование

опытно-практической деятельности происходит постоянно в работе с детьми.

Элементы экспериментально-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда. Использование игровых технологий при становлении правильного звукопроизношения.

Содержимое публикации

Элементы экспериментально-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда. Использование игровых технологий при становлении правильного звукопроизношения.

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории:

Деба И.Н.

С ребёнком надо делать все через игру…

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.

Экспериментально- исследовательская деятельность не является основной целью в работе учителя – логопеда , а выступает как инструмент, но большинство детей-логопатов наряду с речевыми нарушениями, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Для развития ребенка большое значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой они приобретались.

Наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований. Логопедические занятия дают большой простор для осуществления исследовательской деятельности детей. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и в то же время работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его детям так, чтобы побудить их самих к находкам и открытиям.

С целью повышения эффективности коррекционной работы используем такие направления исследовательской деятельности, как:

I. Экспериментально-исследовательская деятельность при работе над звукопроизношением.

При коррекции звукопроизношения вначале необходимо сформировать «физиологический образ» звука. Поэтому первым этапом исследовательской работы является:

Исследование артикуляционного аппарата и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков; Во время исследований ребенок, сидя перед зеркалом, изучает свой речевой аппарат, сам выясняет, какие органы, участвуют в образовании звуков, исследует, как функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается рот, как сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык, какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков. Методом эксперимента выясняет: Что при произношении разных звуков органы артикуляции (губы, зубы,¾ язык) меняют положение. Например, при произнесении звука А широко открыт рот, язык лежит свободно; при произнесении свистящих звуков (С, СЬ, З,ЗЬ,Ц) – зубы прикрыты, губы улыбаются, язычок находится за нижними зубками; при произнесении шипящих наоборот за верхними; при произнесении звука Р – язык должен задрожать.

Для достижения хороших результатов, экспериментируем с играми для развития точных движе­ний языка, губ. Игры можно проводить как с группой детей, так и индивидуально.
Обращаясь к детям, говорим: «Кто умеет хорошо чистить зубы? Дети, пока­жите ваши зубки, сделайте из них заборчик, чтобы они все были видны» (показываем, как это нужно сделать). Тем, кому сложно, предлагаем посмотреть в зеркало, зрительный контроль быстро помогает добиться правильного положения органов артикуляции.

Теперь почистим зубы щеточкой, вот так (делает движе­ния указательным .пальцем правой руки, имитируя дви­жения с зубной щеткой)».
Обращаем внимание на тех детей, кото­рым трудно бывает удержать полный оскал. У них губы опускаются и скрывают зубы
Эта игра способствует выработке правильного положения губ при звуках с,з,ц,л.
Упражнение «Дудочка». Педагог показывает детям ду­дочку, обращая их внимание на то, что она длинная. Сильно вытянув губы, он играет на ней: «Ду-ду-ду», а затем предлагает детям вытянуть губы дудочкой и погу­деть: «У-у-у» или «Ду-ду-ду». Игра способствует выработке четких движений губ вперед, необходимых для произношения звуков о, у,ш, ж,ч,щ.
«Язычок гуляет». Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрим, где живут ваши язычки. Покажите мне их! А теперь уберите. Где же они живут? Там, во рту, за зубками. Язычку скучно сидеть дома, в ротике, ему хочется погулять. Посмотрите, что он де­лает (педагог, открыв рот, медленно опускает язык на нижнюю губу, потом поднимает его на верхнюю губу, отводит вправо, влево к уголкам губ)». Закрыв рот и сде­лав небольшую паузу, воспитатель продолжает: «Видели, как язычок долго гулял? Он опускался вниз, поднимался вверх, ходил туда и сюда, а потом спрятался в свой до­мик и там отдохнул. Давайте посмотрим, как ваши языч­ки умеют гулять».
Игра способствует выработке точных движений языка, его гибкости, силы, необходимых для правильного произ­ношения всех звуков.
1.2.Игры для развития слухового вни­мания и восприятия.

Не все дети могут в равной мере легко повторить сказанную фразу, слово, отдельный звук. Одному нужно два, три раза прослу­шать то, что предлагается повторить, другой повторяет сразу же.
«Узнай, что это за звуки». (Три варианта.)
Первый вариант. Усадив детей в кружок, педагог показывает различные звучащие предметы. Например: колокольчик, бубен, дудочку. Иг­рушки: поросёнка, корову, собаку, кукушку, кош­ку — и предлагает послушать, какие звуки они издают. Затем игрушки раздаются детям и они пробуют озвучить их самостоятельно.

Второй вариант. Игрушки расставлены на столе. Де­ти закрывают глаза и угадывают, какая игрушка звучит. «Что это?» — спрашивает воспитатель. Сначала дети от­вечают хором, а когда ответы будут правильными, педагог спрашивает каждого ребенка отдельно.
Третий вариант. Игра проходит так же, как, предыдущая, но заканчивается предложением педагога озвучить голоса животных, музыкальные инструменты и др. Здесь быстро выявляются дети, не умеющие подражать звукам.
После того как будут освоены эти и подобные им игры, можно переходить к играм, в которых дети учатся раз­личать голоса людей.
Игра «Угадай, кто зовет».

Дети становятся в круг, дер­жась за руки. Водящий стоит в середине кру­га с завязанными глазами. Дети идут по кругу, затем оста­навливаются и один из детей должен назвать водящего по имени или сказать условную фразу: «На­зови меня!» Если водящий не угадал, кто говорил с ним, он продолжает угадывать следующего. Тот, чей голос он угадал, становится водящим.
Игра «Что ты слышишь?». Воспитатель предлагает детям, закрыв глаза, послушать о чем «говорит» комната, и рассказать, кто что услышал. Дети говорят, что слышат тиканье часов, скрип двери, кашель, звук отодвигаемого стула и т. д. На прогулке можно послушать, что «гово­рит» улица, сад, поле, лес.
Игра «Выполни поручение». Педагог становится на рас­стоянии 5—6 м от детей и шепотом озвучивает поручения, на­пример: «Таня, подойди ко мне!», «Витя, возьми мяч!», «Коля, встань у окна!», «Витя, бросай мяч Тане!», «Таня, бросай мяч Коле!» и т. д.

Игра «Эхо». Дети делятся на две группы: путешест­венники и эхо. Путешественники перекликаются между собой, зовут друг друга
рогу, устроить отдых и т. д., а эхо точно повторяет все сказанное путешественниками. (Каждый путешественник имеет свое эхо.)
В этой игре упражняются слуховое внимание и вос­приятие.
1.3. Исследование речевого дыхания.

Одним из значимых условий постановки звуков является работа по развитию речевого выдоха и воздушной струи. При произнесении звуков воздушная струя имеет разный характер по длительности, силе, направленности, температуре. Во время таких игр-экспериментов, дети учатся тактильному контролю воздушной струи, когда ладонь одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом, а другая рука подносится ко рту логопеда, ребенок ощущает производимую им воздушную струю и сравнивает ее с образцом, тренирует дыхательную мышцу.

Предлагаем одно из таких занимательных упражнений совместно с исследовательской деятельностью «Цветные пузыри»…

И мастер-класс по изготовлению игрушки для развития речевого дыхания «Весёлое приведение».

Важно, чтобы педагог понимал задачи, поставлен­ные перед ним, и творчески подходил к предлагаемому материалу.

Эффективность коррекции звукопроизношения, становится более высока, при использовании речевых игр и вышеперечисленных приемов и методов. Но важно подбирать игры, учитывая индивидуальные осо­бенности ребенка. Если ребенок не слышит своего непра­вильного произношения и смешивает звуки, основными будут игры для развития слухового внимания, уточнения
слухового восприятия. Для детей с плохой артикуляцией
основными будут игры для развития точных движений язы­ка и губ.

Данный анализ показывает, что систематическое использование познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности в речевых играх способствует эффективному формированию правильного произношения, так как помогает сэкономить время при постановке звуков.

Методическая разработка «Практические приемы и игры с двуязычными детьми в речевой группе детского сада»

Разделы: Логопедия

В 1928 г. выдающийся советский психолог Л.С.Выготский писал, что вопрос о многоязычии в детском возрасте выдвигается не только как один из самых сложных и запутанных в современной теоретической психологии, но и как проблема исключительной практической важности.

Современная действительность показывает, что и в XXI веке проблема, о которой писал Лев Выготский, актуальна по-прежнему. Мало того, все больше и больше практикующих учителей-логопедов в детских садах работают с двуязычными детьми. Мне в своей практике довелось достаточно много поработать с двуязычными детьми, для которых азербайджанский, армянский, турецкий, молдавский или грузинский языки были изначально родными, а после приезда их родителей в Россию и русский язык стал для них родным. Учитель-логопед должен стремиться создать такую психологическую атмосферу в группе, чтобы двуязычные дети с удовольствием шли на учебно-игровые занятия, работали раскрепощенно, не боялись дать неверный ответ или не ответить вовсе — все ошибки логопед исправляет доброжелательно и терпеливо.

Хочу поделиться некоторыми практическими приемами и играми, которые я обязательно использую в своей работе с детьми-билингвами.

1. Прежде всего, обратим внимание на игры-эксперименты, в которых дети, используя свои органы чувств как анализаторы первичной обонятельной, визуальной, слуховой или тактильной информации, обогащают свой язык качественными прилагательными, обозначающими качества или свойства предмета: температуру, размер, форму или цвет (горячий, холодный, синий, ребристый, тяжелый, круглый), относительными прилагательными, обозначающими, в том числе, материал, из которых сделан предмет (стеклянный, деревянный, глиняный). Во время этих игр в активный словарь ребенка включаются также глаголы (шуршать, греметь, шипеть, стучать), наречия (тихо, громко, быстро), а кроме этого они учатся распознавать и формировать однокоренные слова (холод-холодать-холодильник). Игры-эксперименты помогают усвоению пространственных представлений (правый-левый, вверху-внизу).

2. Предлагаются игры типа “Расхвали и назови”, в которых учитель-логопед дает детям различные предметы, а они описывают их отличительные свойства (хвалят) и называют предмет. Для этих игр необходимы наборы предметов на различные лексические темы: “Овощи”, “Фрукты”, “Посуда”, “Игрушки” и др. На примере игры “Овощи” — детям раздается по одному овощу, и теперь им предстоит описать предмет по его размеру, форме, цвету, твердости, поверхности, вкусу. Именно в процессе таких игр происходит быстрое формирование навыков словоизменения и словообразования, ребенок учится высказываться простыми и распространенными предложениями, сложносочиненными предложениями с разными союзами.

3. Игры-эксперименты полезны, кроме того, для развития мелкой моторики и тактильных ощущений — в том числе, игры с шариками, бусинками, горохом, гречкой фасолью или песком. Ребятам, к примеру, очень нравится возиться с наборами шариков — большая емкость (контейнер, мешок) наполняется разноцветными пластмассовыми шариками и детям предлагается достать один из них и описать его свойства — размер и цвет. Добавив в набор предметы другой формы и из других материалов (например, кубики, палочки, звездочки из дерева, поролона или резины), можно усложнить задачу, предлагая одному ребенку задать свойства (круглый и деревянный), а второму ребенку на ощупь, не глядя в емкость, достать предмет с заданными свойствами.

4. Еще одна игра на тактильные ощущения — с разноцветными стеклянными бусинками и песком. Педагог предлагает детям вспомнить, чем занимались гномы из сказки братьев Гримм “Белоснежка”: “Они в подземелье добывали самоцветы. Давайте поможем гномикам! В этом песке закопаны бусинки-самоцветы — соберем их”. В песке можно закопать бусины разного размера, фактуры поверхности, цвета, можно предложить детям нанизать добытые бусины на нитку, бусины можно искать в крупе, горохе, фасоли и т.п. Помощь можно оказать и Золушке, если в емкость насыпать одновременно мелкие и крупные семена, например горох и фасоль, и предложить детям достать из емкости только крупные.

5. В зависимости от текущей лексической темы, логопед каждую неделю может предложить детям занятие “Речь с движением”. Наверняка у каждого логопеда в кабинете есть подборки для таких занятий. Важнейшими характеристиками, свойственными речи, являются ее темп и ритмичность. Равномерный повторяющийся послоговый ритм речи по своей сути родственен ритмичной природе ходьбы, дыхания и сердцебиения. При нарушении речи у детей может обнаружиться и отставание в двигательном развитии. Поэтому, работая с детьми с нарушениями речи, целесообразно проводить упражнения, связывающие воедино ритмическую природу речи и движения ребенка — воздействием на движение мы воздействуем и на речь. Назовем для примера некоторые из знакомых нам форм логоритмических занятий:

  • чтение стихов, сопровождаемое жестами и ритмическими движениями, поясняющими содержание.
  • аналогичные упражнения с исполнением песен.
  • активные мимические упражнения с произнесением соответствующих звуков.
  • пальчиковые игры “Музыкальные инструменты” — изображение пальчиками и руками игры на инструменте с одновременной имитацией звуков игры (пианино, гитара, барабан, труба и т. д.).
  • игры-миниспектакли на темы известных сказок, роли героев распределяются среди детей, ход спектакля сопровождается показом действий и движений героев.

6. Большое внимание требуется уделять развитию фонематического слуха. Для этого можно сыграть с детьми в “Ловишки”. Учитель-логопед произносит слова или читает текст, а детям предлагается хлопнуть в ладоши на определенный звук — поймать звук среди других звуков, или звук в слове среди других слов.

7. Интересными для детей являются игры на оглушение согласных в конце слов. Например, игра “Послушай и повтори”, логопед для объяснения правил игры произносит пару слов “клубы-клуб”, а затем задает следующие слова и предлагает детям подобрать второе соответствующее слово самостоятельно: “сады-сад”, “сапоги-сапог”, “этажи-этаж”. Подойдет и другая игра “Найди картинку” – ребенку предлагается выбрать картинку “где лук, а где луг”, “где стог сена, а где сток воды”, “у девочки коса, а на лугу коза” и т. д. Обратите внимание ребенка на то, как ему легко удалось изменить значение слова, лишь слегка изменив звук. Усвоив правила этой игры, ребенок потом с удовольствием ищет такие пары слов самостоятельно.

8. Подобная игра “Послушай и подбери второе слово” направлена на то, чтобы дети могли по аналогии самостоятельно подобрать к первому слову второе: “дом-том”, “тело-дело”, “день-тень”, “трава-дрова” и т. д.

9. Хорошей тренировкой является игра “Найди потерявшийся звук”, здесь все просто: “. ым (дым)”, “. алеко”, “. арелка”, “. уман”, “пла. ок” и др. слова. Или игра “Звукоград” — дети подбирают картинки на определенный звук и “селят” их в домики, где эти звуки живут.

10. Из игр, направленных на развитие грамматического строя для различных лексических тем можно назвать игры “Один-Много”, “Назови ласково”, “А ну-ка, сосчитай!” и др.

11. При работе с двуязычными детьми очень полезно и важно использовать литературное богатство русского языка: сказки, стихи, пословицы-поговорки и чистоговорки. Тем самым обогащается пассивный и активный словари ребенка. Как пример приведу отгадывание загадок и нахождение картинок-отгадок: “Я на дереве сижу, червяка найти хочу. Хоть и скрылся под корой — все равно он будет мой! (Дятел)”.

12. Способность ребенка к словообразованию развивают игры на подбор и добавление слова, например “Мама готовит борщ из свеклы, капусты, морковки, . (картошки)”. Или “Бабушка варит варенье из малины (какое), из клубники (какое), из сливы (какое)?”

Учителю логопеду требуется учитывать индивидуальные особенности и проявления нарушений каждого двуязычного ребенка, здесь нужны особая гибкость, индивидуальные методы и подход, терпение и доброжелательное отношение, как к детям, так и к их родителям. Часто появляется необходимость прибегать к помощи дефектолога, психолога.

В заключение вспомним слова Н.В.Гоголя: “Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи.”

Использованная литература.

  1. Ефименкова Л.Н. “Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия”, выпуск 1 DOC. Издательство: Книголюб. 2008 год.
  2. Ткаченко Т.А. “Коррекция нарушений слоговой структуры слова”, Москва, 2005 г.
  3. Кирьянова В.А. “шпаргалка для логопеда”, СПб, 2008г.

Альманах педагога

Автор: Пирожкова Ольга Александровна
Должность: логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Светлячок”
Населённый пункт: п. Пеледуй, Ленский район, РС (Я)
Наименование материала: статья
Тема: “Познавательно–исследовательская и экспериментальная деятельность детей на логопедических занятиях”
Дата публикации: 25.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность детей

на логопедических занятиях

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Чем внятнее и

выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и

малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и

взрослыми т.е его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Все это

предъявляет большие требования к качеству нашей речи

отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами ( до 60%). Дети с

речевыми нарушениями составляют группу педагогического риска.

проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности,

нежелание посещать логопедические занятия, повышение утомляемости.

нестандартные подходы, новые технологии.

Для развития ребенка большое значение имеет не изобилие знаний, а тип их

усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой они приобретались

Учеными доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и

запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и

Анализ моей работы показал, что логопедические занятия дают большой

простор для осуществления исследовательской деятельности детей. Всегда можно

отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом

собственной поисковой деятельности и в то же время работало на коррекцию

речевых нарушений. Нужно только подать его детям так, чтобы побудить их

самих к находкам и открытиям.

пассивны: обучение таким рутинным вещам, как произнесение отдельных звуков,

анализ слов и предложений, не захватывает их эмоций, дается им очень трудно и

работы я использую различные направления исследовательской деятельности.

Экспериментально-исследовательская деятельность при работе над

звукопроизношением

Исследование

артикуляционного

артикуляции

произношении

отрабатываемых звуков;

Во время исследований ребенок, сидя перед зеркалом, изучает свой речевой

аппарат, сам выясняет, какие органы, участвуют в образовании звуков, исследует,

как функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается рот, как

сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык,

профили артикуляции звуков, анализирует, сравнивает разные артикуляционные

Методом эксперимента выясняет:

Что при произношении разных звуков органы артикуляции (губы, зубы,

язык) меняют положение. Например, при произнесении звука А широко

открыт рот, язык лежит свободно, при произнесении звука Р – язык дрожит,

а при произнесении звука С – зубы прикрыты, губы улыбаются.

Исследование особенностей произношения изучаемого звука

аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и

гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

Исследуя и экспериментируя дети выясняют:

-какие особенности артикуляции и произношения имеет изучаемый звук,

постановки каждого конкретного звука. Например, трудный для произнесения

Шипящие звуки требуют, подъема языка в форме “чашечки”, округления губ и

вытягивания их слегка вперед и т.д.

опустим его вниз, звук будет правильно звучать?)

делает не так и что нужно делать, чтобы правильно воспроизвести те или иные

Исследование речевого дыхания.

развитию речевого выдоха и воздушной струи.

длительности, силе, направленности. Как правило, смычные взрывные и смычно –

Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

При произнесении звуков Ф В,Т, Д, С ,З, Ц и др. воздушная струя проходит

по центру языка прямо.

При произнесения шипящих Ш, Ж, Щ, Ч, Р воздушная струя проходит по

центру языка вверх.

При произнесении Л, Л’ струя проходит по боковым краям языка.

При изучении речевого дыхания, дети узнают, что:

воздушная струя может быть сильная или слабая. (Например, если

подуем в трубочку сильно-шарик полетит высоко, слабо- низко; чтобы

перышко с ладони нужно дуть слабо.

Упражнение «Две вертушки»

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у

одной вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у другой вертушки – необходимо

дуть посильнее. Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с

несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

Упражнение «Задуй свечу»

Ставить перед ребенком на столе свечу на разном расстоянии от него и попросить его

задуть. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе

игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть свечу, которая близко достаточно подуть

слабо, чтобы задуть свечу, поставленную далек – необходимо дунуть как можно сильнее.

Подув на ладони разными способами дети узнают, что воздушная струя

может быть теплая или холодная

Упражнение «Согреем руки»

Ребѐнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же

упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребѐнок ладошкой

контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит

звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тѐплый, «летний»,

направлении: вперед, вбок или в щеки. для проведения эксперимента ребенку

предлагается «поймать» воздушную струю в различных игровых дыхательных

Упражнение «Поймай воздушную струю» или «Капризная вертушка»

Ребенку предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том

случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную

струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где

вертушка закрутилась, и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме.

выдох может быть коротким и длительным

Упражнение «Фокусник»

Ребенку предлагается положить перышко на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот,

загнуть широкий язык кверху, и с силой подуть, стараясь сдуть перо с носа. чтобы удержать

перышко наверху подольше – выдох должен быть длительным.

Во время таких игр-экспериментов дети учатся тактильному контролю

(когда ладонь одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом, другая

руки ребенка подносится ко рту логопеда. Ребенок ощущает производимую им

воздушную струю и сравнивает ее с образцом), учатся регулировать силу и

направленность, воздушной струи, тренируют дыхательные мышцы.

ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

    Тимофей Масалов 9 месяцев назад Просмотров:

1 ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Автор: Пимкина Ирина Николаевна учитель-логопед МБДОУ ЦРР – ДС «Сказка» г. Мичуринск, Тамбовская область

2 «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» /китайская пословица/ Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Ребенок на занятии отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса, он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Учиться играя, экспериментируя! А что же такое игра, эксперимент? Игра-это дидактический и социально важный вид активности, воспитывающий умение коллективно реагировать, коллективно действовать. Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. В.А. Сухомлинский писал: «В мире нет людей серьезнее, чем дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». А эксперимент – это «проба, опыт, попытка осуществить что-либо» Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие задачи: – расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;

3 – развитие у детей мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения; – развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия; – формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым; – развитие абстрактного и логического мышления детей. Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи-онр). Прежде всего мы стараемся связать экспериментальную деятельность детей с изучаемой лексической темой. Что это дает? – Идет закрепление лексико-грамматических средств языка, – Развивается связная речь, – Логическое мышление. А самое главное дети учатся ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод. I. Тема «Фрукты». – Заносятся две тарелки накрытые салфетками (два яблока: одно зеленое, другое красное) – Загадка, помогающая понять, что на тарелках: Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки.(яблоко) – Обобщение (что это овощ или фрукт? ) – Цвет, форма. – Что можно приготовить? Как это назвать? – Вопрос: не пробуя на вкус, определить какое из этих яблок сладкое, а какое кислое? Ответы детей. Пробуем на вкус, находим правильный ответ, делаем выводы. 2 варианта:

4 1) Зеленое яблоко – сладкое, красное – кислое, 2) И зеленое, и красное яблоко сладкое. II. Тема «Игрушки» 1) «Что тяжелее?» – Два игрушечных петушка, одинаковые по размеру, но один из глины, другой из пластмассы. – Вопрос: какая игрушка тяжелее? Ответы детей. Пробуем, делаем выводы: глиняная игрушка тяжелее. Игры- эксперименты с мячом. – Загадка про мяч: Круглый, гладкий и пузатый Больно бьют его ребята. Почему беднягу бьют? Потому что он надут. – Из какого материала можно изготовить мяч, как он будет называться? – Что может делать мяч? ( прыгать, катиться, его можно бросать и т.д.) – Какой мяч? (слова-признаки). Варианты эксперимента: а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй – из пластмассы. Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать? Ответы детей. Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы. б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. Один мяч мы не трогаем, в другом сделаем дырочку, что произойдет? Ответы детей. А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Ответы детей. А теперь давайте проверим. Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница, в чем причина? Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше скачет. в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный. Ставится вопрос,

5 Ответы детей, С помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ. Делаем выводы. III. «Что плавает, что тонет?» Две ложки: одна из металла, другая из дерева. – Какая из этих ложек утонет, а какая нет? Почему? Дети делают выводы: деревянные предметы не тонут, железные тонут. Игры – эксперименты с песком. Проводим на улице в песочнице, направлены на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук. 1) «Куличики» Одна часть песочницы с сухим песком, другую поливаем водой. – Из какого песка можно сделать «куличики» из сухого или мокрого? 2) «Пройтись» ладонями по поверхности песка, выполняя разные движения. Вопрос: на какой половине песочницы следы виднее отчетливее, где сухой песок или мокрый? Ответы детей. «Сколькими способами может передвигаться человек?» Цель: развитие общей моторики, активизировать в речи детей глагольный словарь. – человек живой или неживой? – по каким признакам можно узнать, что он живой? Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли. Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения. Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т.д. «Сколькими способами можно напиться?» Цель: развивать мыслительные способности детей. Примерные варианты – выпить из кружки, полакать из блюдца, пить через трубочку.

6 «Сколькими способами можно есть хлеб?» Цель: развивать мыслительные способности детей, активизировать в речи детей прилагательные и глагольный словарь. Материалы и оборудование на каждого ребенка, все это должно быть чистым и соответсвовать гигиеническим нормам. Вопрос: какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный и т.д.) Придумать разные способы, как можно есть хлеб. Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами, покормить кого-то. Подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов, как можно есть хлеб. Делаются выводы: человек может использовать большое количество разных способов, чтобы есть хлеб. Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, в частности игры – эксперименты, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах. Список использованной литературы: 1..Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений / С. Е. Большакова. / – М.: ТЦ Сфера, с С Денисова, А.В. Игровые методы работы в логопедической практике / А.В. Денисова / Практический журнал психолога и логопеда Ивановская, О.Г. От одного до пяти с чудесами по пути: Логопедические игры и задания / Ольга Геннадьевна Ивановская, Лилия Яковлевна Гадасина. / – СПб.: Каро, с. 4. Козырева, О.А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О.А. Козырева / С

Авторская система работы над дыханием с детьми, имеющими заикание

Данный материал поможет всем специалистам, работающим с заикающимися.

Изучив подробно различные методики по коррекции заикания, я пришла к тому, что одним из основных аспектов в работе с заикающимися детьми на подготовительном этапе является правильное речевое дыхание. Я разработала авторскую систему дыхательных упражнений, которая позволяет ребенку овладеть правильным вдохом, и длительным выдохом.

В результате применения этих упражнений в коррекционной работе с заикающимися детьми наблюдается увеличение длительности выдоха, жизненная ёмкость легких увеличилась. Это значит, что при правильном вдохе ребенок сможет набрать достаточно воздуха, и при выдохе ему будет хватать его для произнесения фразы. Но самое главное, что эта система дыхательных упражнений позволяет правильно добрать воздух во время беседы, не вызывая запинок в речи.

Авторская система дыхательных упражнений

Состоит из девяти упражнений.

Система выполнения дыхательных упражнений:

1 неделя — выполняются 1 и 2 упражнение – 2 раза в день по 5 минут.
2 неделя- 1-3 упражнения — 2 раза в день по 5 минут.
3 неделя — со 2-4 упражнения – 2 раза в день по 5-10 минут.
4 неделя- 1- 4 – 5 упражнение- 2 раза в день по 10 минут.
5 неделя- 1-5 упражнение (задержка дыхания как можно дольше.)
6 неделя- 1-6 упражнение — 2 раза по 15 минут.
7 неделя- 1-7- 2 раза по 10-15 минут.
8-9-10 неделя- 1-8 упражнения 2 раза в день по 10-15 минут.
11-12 неделя – 1-7-8 -9 упражнения 2 раза в день по 10-15 минут. Подключаем речь. Для детей сначала подбираем короткие слова, затем на длинные (вместо счета).

Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим заикание, на подготовительном этапе с использованием дыхательной гимнастики

– вызвать расслабление мышц ног и рук по контрасту с напряжением и расслаблением,
– освоить технику диафрагмально — реберного дыхания с помощью дыхательной гимнастики;
– развитие артикуляционной моторики;
– развивать умение использовать технику правильной речи;
– совершенствование невербальные способы общения.

1. Релаксационные упражнения:

– для рук: расслабление и напряжение кистей рук, предплечий, плече: « Кулачки», «Маятник», «Подъемный кран», «Олени», «Пловец».
– для ног: « Наклоны вперед, в стороны», « Мельница», « Провисание», « Штангист».

2. Дыхательная гимнастика. Выполнять с 1 по 4 упражнение.

3. Массаж мышц артикуляционного аппарата.

– для губ : « Улыбка», « Трубочка», « Укуси нижнюю губу», « Укуси верхнюю губу».
– для языка: « Часики», « Шишки», « Рыбка», « Вкусное варенье», « Болтушка».
– для нижней челюсти: опускание, поднимание, перемещение вправо- влево.

Постановка звука «р».

5. Произнесение гласных звуков (а, о, у, э, ы, и): после вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть гласные.

6. Слитное произнесение двух гласных: ааааоооо, ааааауууу, ааааииии и т.д. По три- аааоооууу в разных сочетания.

7. Работа над ритмом: отхлопывания ритмического рисунка в среднем темпе сначала до 2, 3, 4, 5, и т.д. до 10. Шагистика под счет: ходить под счет в среднем темпе.

8. Упражнения на выполнения выразительных движений и жестов: мимическая гимнастика(покажи радость, зло, грусть, застенчивость).

9. Развитие лексико-грамматических категорий по теме « Осень».

Конспект индивидуальной работы на основном этапе с использованием дыхательной гимнастики

– вызвать расслабление мышц шеи и речевого аппарата по контрасту с напряжением и по представлению;
– использование дыхательной гимнастики;
– использовать технику правильной речи при произнесении фраз;
– Развитие фонематического восприятия;
– Развитие артикуляционной моторики;
– формирование выразительной речи;
– закреплять новый речевой навык в общении (диалогическая речь)

1. Релаксационная гимнастика:

– выполнить упражнения для шеи:

А) сидя, опереться на стол согнутыми в локтях руками, опустить голову на руки и полностью расслабиться.

Б) сидя, медленно поворачивать голову не поднимая её, справа налево и слева направо ( с максимальной амплитудой);

В) стоя, руки поднять, пальцы соединить в замок на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно , без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение , бросить руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Г) стоя, голову отвести максимально назад, ладони зафиксировать на лбу, локти развести в стороны, медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.

Д) сидя, медленно произвести наклон головы вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь и назад до отказа.

2. Дыхательная гимнастика 1-7-8 упражнения по 10-15 минут. Подключаем речь. Для детей сначала подбираем уже длинные слова ( вместо счета и коротких слов).

3. Артикуляционная гимнастика для постановки звуков. Автоматизация поставленных звуков.

4. Произнесение фразы с постепенным удлинением их.

5. Развитие фонематического восприятия: звуковой анализ слова, состоящего из трех звуков.

6. Игра «Хитрые вопросы»- развитие мышления, память, воображения.

Конспект индивидуальной работы на заключительном этапе с использованием дыхательной гимнастики

– вызвать расслабление мышц корпуса, ног по контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению.
– усложнять и расширять речевое общение дома и в общественных местах: увеличить объем и продолжительность высказываний в различных ситуациях;
– формировать уверенность, речевую смелость;
– развивать связную речь;
– отрабатывать звуки в речи, уметь их дифференцировать.

1. Релаксационная гимнастика: для туловища, ног.

а) сидя прямо, локти на бедрах. Свободно наклониться вперед, голова опущена, расслабиться, руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнить легкие покачивания корпуса из стороны в сторону.

Б) повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»).

В) сидя на краю стула, туловище немного наклонить вперед, свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами.

Г) стоя, замирание в позе навытяжку, полное расслабление всего тела, «провисание».

Д) стоя, имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после её опускания.

Е) сидя, корпус прямой, на вдохе напрячь мышцы живота и задержать в этом положении несколько секунд, выдыхая максимально расслабиться.

Ж) Упражнение «Тянуть канат».

2. Дыхательные упражнения -1-7-8 упражнения по 10-15 минут. Пересказ текста своими словами.

3. Читать рифмованные тексты: произносить возрастающее количество строк стихотворения на одном выдохе.

4. Дифференциация трудно произносимых звуков (если это необходимо).

5. Звуковой синтез слов, работа со схемами слогов, слов, предложений.

6. Развитие связной речи — составление рассказов по сериям картин, а затем по картине.

7. Развитие психических процессов игра «Запомни и назови», «Что лишнее».

Жгутова Ирина Владимировна,
учитель- логопед.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 компенсирующего вида
г. Курганинска

Читайте также:  Оборудование логопедического кабинета
Ссылка на основную публикацию