Медиатека, ИКТ в логопедической работе с детьми

Презентация на тему: ИКТ в работе логопеда

Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися Ильинская А.В. МОУ СОШ№53, г. Мурманск 102-206-389 900igr.net

Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.

Информационные технологии – это огромная растущая область деятельности, приоритетом которой является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. Этот процесс инициирует: совершенствование хранения и распространения педагогического опыта; совершенствование отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания; создание и внедрение новых методических систем обучения; создание и использование новых методик контроля и оценки уровня знаний; создание новых форм учебного процесса, позволяющих уменьшить непроизводительные затраты труда учителей

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса 1) с учащимися (логодиагностика, развивающая и коррекционно – логопедическая работа, логопедическое просвещение) – ≈60% от общего использования ИКТ в работе; 2) с педагогами (сопровождение профессионального развития педагога, логопедическое просвещение и консультирование) ≈ 20%; 3) с родителями (логопедическое просвещение, групповое консультирование) ≈20%

Преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе логопеда Огромный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером Широкие мультимедийные возможности Возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка Интерактивность компьютерных программ Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет Возможность опосредованного консультирования и просвещения Точность и быстрота обработки диагностического материала Наличие компьютерных развивающих тренажеров Высокое качество и наглядность стимулирующего материала

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. В современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Логопед сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы как MS PowerPoint, Word, Excel, Krabtest и другие.

Использование компьютера в логопедической работе способствует Активизации непроизвольного внимания, памяти, мышления Повышению мотивации к учению Расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях.

Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда Готовый продукт: Компьютерные логопедические тренажеры; компьютерные тесты; приключенческие квесты и обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы ; самостоятельно-разработанный инструментарий: составленные с помощью программы Microsoft Power игры и программы-презентации Point; веб-страницы и веб-сайты ; подборки компьютерных тестов, набор текстов; цифровые видеоролики и др.

Использование программы создания презентаций MS PowerPoint представляется очень удобной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. М_м_ купил_ в м_г_зине в_ту. Около дом_ стоит _втомобиль. Соб…к_ сидит около будки. В з_боре был_ огромн_я дыр_ .

Синий – голубой Фиолетовый –сиреневый Чёрный – серый Жёлтый – лимонный Красный – бордовый Розовый – малиновый Для последовательного восприятия учащимися учебного материала небольшими “порциями” существует настройка анимации.

Давай прогуляемся с тобой по лесу и послушаем разные звуки. При желании можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся и учителя-логопеда.

Цели и задачи; познакомить детей с буквой У, учит соотносить звук с буквой и символом, отрабатывать четко произношение звука У; учить детей выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов; определять основные признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У; развивать у детей навык письма; тренировать детей в понпимании пословиц и поговорок; развивать у детей зрительное восприятие, память, внимание, связную речь. Оборудование: стилизованная буква У, символ для обозначения буквы У, запись буквы У в печатном и рукописно шрифта пособие «Уля в лесу»’, карточки с изображением ягод и грибов со звуком У, парные картинки, текст сказки: «Заяц-хваста», карточки разных цветов; альбомы. Разработки логопедических занятий можно выполнить в виде слайдовых презентаций (PowerPoint) и демонстрировать на экране с помощью проектора. Цели и задачи: закрепить знания детей о гласных звуках и буквах; познакомить детей с характеристикой и нормой произношения звука О; учить соотносить звук с буквой и символом; развивать навыки звукового анализа и синтеза; припомнить вместе с детьми произведения К.И. Чуковского; формировать знания о структуре предложений (учить подбирать предложения к предложенным схемам); учить составлять предложения по картинкам; закреплять навыки орфографически правильного письма и знания языковых норм языка; развивать зрительную память, внимание, восприятие, логическое мышление. Оборудование: буква О (запись на доске); стилизованное изображение буквы О; символ звука О; пособие .Колодец.; разрезная картинка с изображением ослика Жоры; альбомы. Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О

Развитие артикуляционной моторики «Артикуляционная гимнастика»

Флажок Я в руке – флажок держу И ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. Лодка Лодочка плывет по речке, , большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро Развитие мелкой моторики «Пальчиковая гимнастика»

Автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи Выбери овощи, в названии которых есть звук «Р»

Груша Шиповник Вишня Крыжовник Инжир Ежевика Гру.а, кры.овник, .иповник, ин.ир, ви.ня, е.евика Дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи

Развитие связной речи и познавательных способностей («Четвёртый лишний», «Загадки», «Сериация») У Б Е Л К А

ЛОШАДЬ ОСЕЛ КОРОВА ? ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ На этапе закрепления пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа (Krabtest).

При обработке результатов обследовании речи учащихся, для ведения мониторинга речевого развития детей удобно применять MS Excel (“Тестовая экспресс-диагностика сенсомоторного уровня развития речи по методике Фотековой Т.А.”). .

Использование компьютерных программ

Супердетки. Весёлый диктант

Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе

Академия младшего школьника

Интернет-сайты с логопедическими играми www.logozavr.ru www.solnet.ee www.logoped1965.narod.ru www.detiseti.ru www.teremoc.ru www.lohmatik.ru www.internetenok.narod.ru www. nachalka.com

Использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу школьного логопеда.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Значение использования ИКТ(информационно-компьютерных технологий) в коррекционной работе логопеда

Консультация для родителей

Саратовская область Энгельсский район п.Новопушкинское
МБДОУ «Детский сад п.Новопушкинское»
Учитель-логопед: Гоголева Галина Сергеевна
Оригинал статьи скачать

Выписка из внесенных изменений в СанПиНе 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Пункт 12.21: «Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут.
Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога».
Китайская пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня и я научусь»
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
– постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
– компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе.

Основные задачи это вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям с помощью ИКТ, вызывать положительные эмоции у детей при помощи ИКТ; развитие всех основных психических процессов (речь, память, мышление, воображение, восприятие и т.д) при помощи ИКТ .
Мною были выбраны основные логопедические программы, с помощью которых осуществляется автоматизация звуков в речи, происходит развитие фонематического слуха, осуществляетсязвуковой анализ слов и т.д.

К таким программам относятся
– «Домашний логопед. Практический курс».
– «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

Цель программы «Домашний логопед. Практический курс» – преодоление неречевого восприятия, а также звукоразличительного слуха, подготовка артикуляционного аппарата, формирование правильных произносительных навыков. Данную программу использую в своей работе на подготовительном этапе логопедического воздействия по формированию неречевого восприятия, фонематического слуха, подготовке артикуляционного аппарата, постановке звуков, которые преодолеваются двумя способами (по подражанию и смешанным способом – объяснением и показом). В программе содержатся две мини-игры, которые направлены на развитие неречевого слуха и формирование речевого восприятия. Формирование неречевого слуха и речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей.

По подготовке артикуляционного аппарата в программе содержатся основные упражнения с показом и красочными картинками, опираясь на которые ребенок может без помощи взрослого сделать данные упражнения, обязательно зрительно себя контролируя (перед ребенком на компьютерном столе стоит небольшое зеркало). По постановке звуков в программе «Домашний логопед» разработан блок- правильного звукопроизношения. Опять же, опираясь на изображение на экране и зрительно контролируя себя в зеркале, ребёнок правильно ставит язычок.

Также в коррекционной программе большой выбор чистоговорок и скороговорок, которые помогают автоматизировать и закреплять звуки в речи.

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Цель программы направлена на формирование слухового восприятия, развитие навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Выполняя красочные задания, дети расширяют знания об окружающей действительности, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи.

Применение ИКТ позволило сделать мне следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);
– с помощью использования ИКТ у детей быстрее происходят изменения в развитие фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи;
– ИКТ способствует повышению речевой и познавательной активности;
– вызывает положительные эмоции у детей;
– компьютер дает знания в увлекательной и визуализированной форме;
-вызывает чувство удовольствия от интереснейшего процесса познания;
– с помощью ИКТ ребенок овладевает компьютерной грамотой;
-развивает творческие способности.

Используемая литература:
1.Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3 – С. 57-59
2.Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003
3.Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.
4.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.,1988.
5. Компьютерные программа «Домашний логопед. Учимся говорить правильно». авторы – Г.О. Аствацатурова, Л.Е. Шевченко.
6. Компьютерная программа «Трудные звуки», автор Скворцова И.В.
7. Компьютерные программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». авторы – Г.О. Аствацатурова.

Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемyu-urzpmss.edusite.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда.” — Транскрипт:

1 Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда

2 Компьютерные технологии помогают в: коррекционно – развивающей работе с детьми ; работе с родителями ; самообразовании.

4 Цель работы показать возможности применения компьютерных программ в практической работе логопеда

5 Задачи работы: Проанализировать проблему использования компьютерных программ в работе логопеда. «Плюсы» и «минусы» используемых в практической работе коррекционных программ. Показать использование коррекционных программ в практической работе логопеда.

6 Методика опережающего обучения. Впервые на компьютере азбука в стихах и играх. Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актерами. Профилактика оптической дисграфии. Частушки про буквы на бис. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55

7 Программа специально разработана для детей от 3 до 5 лет. Включает 15 тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках. Великолепная мультипликационная графика. Игра озвучена профессиональными актерами. АнимацияЗвук Возмож- ность использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из15 54,4

8 Предназначена для коррекции ОНР у дошкольников и младших школьников. В программе более 50 упражнений, собранных в четыре тематических блока: ФОНЕМАТИКА, ПРОСОДИКА, ЛЕКСИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Для работы с блоком ПРОСОДИКА потребуется обычный микрофон. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из 4 55

9 АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из7 54,2 Игра учитывает особенности детской психологии. В играх используются хорошо знакомые и любимые персонажи, и прежде всего Незнайка. Отличная графика, выполненная замечательными художниками, озвучивание на студии “Союзмультфильм”. 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно и весело играть. Формирование словаря по теме «Одежда». Развитие мелкой моторики. Формирование быстроты реакции.

10 АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55 Диск разработан специально для обучения дошколят основным понятиям, необходимым для школы: цвет, направление, форма, размер, обучение числам, развитие логического мышления.

11 Игра разработана специалистами в области обучающих развлекательных программ. Обучение основам техники чтения и элементарной арифметике. Уроки творчества: музыка, пение, работа с цветами и формами. Слова и счет на испанском языке. Занятия по расширению кругозора и эрудиции. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из6 43

12 Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти. 40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение, текст.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по лексической теме Посуда

13 Отсутствие жестких временных рамок, мешающих при обучении. Успокаивающая музыка, озвученные профессиональными актерами диалоги. Несложные задания, рассчитанные на поэтапное усвоение материала. Минимальные системные требования. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл ,8

14 Десять обучающих заданий, подобранных специально для дошкольников. Каждое задание – маленькая забавная история из жизни Лунтика и его друзей. Замечательная графика и анимация. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55

15 Звуковое и текстовое сопровождение в стихотворной форме. Развитие навыков логического мышления, зрительной и слуховой памяти, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия. Озвучивание игры известными актерами. Красочная мультипликация и flash-анимация. Возможность выбора игр в любой последовательности. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55

16 Основная идея этой программы – сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», ‘говорящими’ буквами. Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т.д. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 4445все54,4

17 Вместе с Лёликом ребенок может узнать много интересного: познакомится с цифрами и алфавитом; научится определять форму и цвет предметов; поиграет в игры, развивающие воображение, память и реакцию; получит представление о природе, временах года и погоде. И все это ненавязчиво и весело! АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55

18 Программно-методический комплекс Развитие речи.

19 В первом разделе два режима работы : « Изучение » и « Задание », что позволяет осуществлять дифференцированный подход. В режиме « Задание » предусматривается несколько уровней сложностей. Раздел Речевые звуки включает в себя : Голосистые звуки ( три уровня сложности ), Безголосые звуки, звуки – двойняшки, Сердитые и ласковые звуки В этих подразделах дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы Раздел Развитие связной речи представлен играми – заданиями следующих типов : – Слово – действие, Подбери действие, Слово – признак, Подбери признаки с несколькими уровнями сложностями ; – Составляем описание ; – Послушай рассказ. Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша Отключить / Включить голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.

20 Домашний логопед Домашний логопед Мультимедийный диск предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами : Согласные звуки. Гласные звуки. Советы родителям. Мини – игры Звуковичок, Угадай – ка. В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами : – правильная артикуляция звуков ; – подготовительные упражнения ; – постановка звуков ; – автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи ; – весёлые скороговорки ; – поучительные пословицы и поговорки. Мини – игры Звуковичок, Угадай – ка формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.

21 «Компьютерный практикум для логопедических занятий в начальной школе» Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Практикум включает пять разделов: Подготовительный. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Восполнение пробелов лексико – грамматического развития. Развитие пробелов в формировании связной речи. Развитие индивидуальных качеств учеников. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. При правильном действии они более мелодичные, при неправильном – более тревожные. Но самое главное – это наличие Конструктора урока, благодаря которому самостоятельно строить занятие, выбирая только нужные упражнения, задавая длительность каждого из них.

22 Компьютерные программы «Лента времени» – программа поможет выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода жизни (от ребёнка требуется рассмотреть фотографии окружающего мира и соотнести их с сезонами года) «Солнечный замок» – серия упражнений для детей от 3 до 6 лет, направленных на коррекцию фонетико-фонематической стороны речи. «Читаем сами» – развитие речи детей с задержкой речевого развития. «Учимся запоминать» – формирование словаря по темам: «Домашние животные и птицы», « Животные жарких стран»; формирование представлений о целостности предметов.

23 Компьютерные программы МИР ЗА ТВОИМ ОКНОМ – программа предназначена для детей, имеющих самые разные проблемы в развитии, обучающихся в специальных школах, специальных классах при массовых школах, подготовительных группах детских садов, реабилитационных центрах. Программа особенно полезна тем детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей действительности, общении, систематизации и словесном выражении накопленных впечатлений и представлений. «В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ» – авторами создан уникальный инструмент обучения – Калейдоскоп, позволяющий собирать десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом.

24 Компьютерный комплекс “РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП” Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей. Условно в программе компьютерного комплекса можно выделить 4 группы модулей по своему назначению: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа – для работы над звуками речи; III группа – для работы над произношением в целом; IV группа – для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью. “Речевой калейдоскоп” может быть использован: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.

25 Требования к организации занятий: включать игру лучше к концу занятия ; продолжительность работы с компьютером – не более 10 минут ; периодичность – 2 раза в неделю ; обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз ; дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах ; противопоказания – эпилепсия.

26 При создании презентаций необходимо помнить: размер шрифта в тексте 32 – 40, заголовка 60 – 100; Количество слайдов 15 – 25; должен быть контраст фона с текстом; при желании можно добавить сопроводительный текст, анимацию, музыку.

27 Выводы: Компьютеризированные разработки повышают эффективность логопедического занятия. Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы. Использование компьютера позволяет индивидуализировать коррекционный процесс.

«Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда дошкольного учреждения»

(ДИСТАНЦИОННЫЙ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

дошкольных образовательных организаций

«Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда дошкольного учреждения»

учитель – логопед МБДОУ № 3

Для работы логопеду надо многое уметь:

Звук поставить, речь поправить

И компьютером владеть,

Чтобы дети говорили, не скучали мы – творили,

Презентации у нас применяют каждый раз!

Одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Своевременное проведение коррекционной работы в дошкольном возрасте позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности [5].

Современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей. Компьютерные технологии обучения представляют собой систему педагогических предписаний, основанных на использовании соответствующего программного обеспечения и определяющих процесс обучения или алгоритм решения конкретной образовательной задачи. Особенностью компьютерных технологий, предназначенных для специального образования, является коррекция нарушений, учитывающие общие закономерности и специфические особенности развития детей. Компьютерные технологии представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах и обеспечивающие наиболее оптимальный путь их включения в систему коррекционного обучения [5].

В научно-методической литературе подчеркивается, что компьютерные программы в отечественной дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем.

Компьютерные программы представляют собой особый метод, систему педагогических условий и новое содержание детской деятельности. Основные принципы – использование компьютера дошкольниками не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника.

Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность — игра, поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, инте­ресная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью кото­рой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные программы для дошкольников могут быть пред­ставлены как игры разных видов. Игровые компьютерные програм­мы могут носить характер дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-режиссерских, театрализованных, игр-забав, игр-эксперимен­тирований и т. д.Дошкольникам интересны, доступны компьютерные программы, в которых игровые задачи определяют действия. Играя, дошколь­ник незаметно для себя усваивает и учебный программный матери­ал, те или иные умения, связанные с правилами управления компь­ютером.

В дошкольном возрасте при сформированном умении решать игровые задачи в разных условиях (в традиционных и компьютерных играх) детей начинают привлекать компьютерные игры, в которых учебный материал дан в более открытой форме, он как бы менее спрятан в игровые задачи. Такие игры, формируя познавательную направленность, способствуют плавному переходу к обучению в школе.

Компьютерные игровые программы не заменяют успешно при­меняемые методы и формы воспитания и обучения дошкольников. Кигре на компьютере ребенок приобщается лишь при условии своевременного развития разных видов деятельности: предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и др. Они являются базовыми для формирования того или иного типа действий. В компьютерных играх тот или иной тип действия, которым дети начали овладевать, может осваиваться глубже. В них последовательно «оттачиваются» операции, составляющие тип действия. То есть, компьютерные игры можно предлагать на закрепление тех способов, кото­рыми ребенок владеет, учитывая зону ближайшего развития [4], последовательно усложнять их, предлагая каждый раз что-либо новое.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе [5].

Компьютерные программы позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.

Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

В своей работе использую ИКТ внаправлениях:

Диагностика. Профилактика, коррекция речевых нарушений. Развитие речи. Работа с коллегами. Работа с педагогами и родителями. Методическая работа.

Формы использования ИКТ:

    Работа в Microsoft Works (например, с таблицами в OfficeExcel, со списками, отчетами в MicrosoftWord).

– создание базы данных по итогам диагностики;

– проведение мониторинга работы;

– отслеживание динамики работы;

– составление графиков и диаграмм.

Профилактика, коррекция речевых нарушений. Развитие речи

При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним; знакомство детей с компьютерными программами; преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха; формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь», маркера.

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи; формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности; развитие знаковой функции сознания; развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

    развитие воображения; развитие познавательной активности.

Формы использования ИКТ:

    Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

– электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

– DVD, CD диски («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);

– специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

    Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

компьютерные логопедические тренажёры, компьютерные тесты, обучающиеигры, презентации на сайтах: http://logoped18.ru; http://mirdoshkolnikov. ru; http://logopedy. ru; http://logoped. name; http://demosfen-plus. ucoz. ru; www. logozavr. ru; www. solnet. ee:www. detiseti. ru; развивающий портал «Мерсибо» и др.

    Создание собственных презинтаций, фотоальбомов в MicrosoftPowerPointи MimioStudio. Видео и аудиозапись речи детей в начале и конце коррекционного обучения, в процессе работы ребенка на занятии.

– повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);

– улучшение речевого продуцирования;

– расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

– повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

– повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

– активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

– формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

– создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

– реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

– возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

– совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

– подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Работа с коллегами

Формы использования ИКТ:

    Сетевое общение. Использование информационных интернет – ресурсов.

– обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;

-участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;

– обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Работа с родителями

Формы использования ИКТ:

1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.

2. Использование мультимедийных презентаций, фотогалерей.

– нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;

Читайте также:  Задания логопеда для совместной деятельности детей и родителей

– создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями;

– самостоятельное создание фотогалерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;

– консультирование родителей используя возможности Интернета.

Формы использования ИКТ:

1. Работа в Microsoft Works (например, с таблицами в OfficeExcel, со списками, отчетами в MicrosoftWord).

2. Использование информационных интернет – ресурсов.

– удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:

– оформление отчетной и текущей документации;

– использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике);

– создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; – медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;

– создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.

– создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.

Целесообразность применения компьютерных технологий в процессе работы учителя – логопедаочевидна. Однако, использовать компьютер в процессе обучении и воспитания до­школьников следует с большой осторожностью, так как этот виддеятельности зависит от ряда факторов: возраста детей, их здоровья, индивидуальной чув­ствительности к условиям работы[5, 6].

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания детей, имеющих нарушения речи, должна состоять в создании системы работы обеспечивающей условия для коррекции речевого недоразвития, снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка. Что поспособствует развитию ребенка как творческой личности, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации[3].

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развивать познавательные процессы детей, расширять кругозор ребенка, воспитывать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

1. Вренева информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
2. Кадочникова интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
3. Королевская интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
4. Кукушкина в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.

5. Лизунова технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Перьмь: ПКИПКРО, 2007.

6. , , Слабикова познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через внедрение компьютерных информационно-коммуникационных технологий в ДОУ города Железногорска. – Курск, 2007.

Особенности памяти у детей с ЗПР: диагностика и развитие

Одной из разновидностей нарушений познавательной деятельности является задержка психического развития, которую характеризует снижение восприятия, внимания и памяти. При правильно подобранной коррекционной работе, ЗПР компенсируется в период взросления ребенка.

Особенности памяти ЗПР

У детей с диагностированной задержкой развития ЦНС отмечаются специфические особенности памяти, а именно, ограниченный объем долговременной и оперативной памяти. Как следствие – сниженная способность воспринимать, запоминать и пользоваться полученной информацией. Ребенок не полностью воспринимает информационный поток и после прослушивания не может повторить и 25%.

Восприятие графической информации

Стоит отметить, что графическая информация запоминается намного лучше, чем словесная. В процессе исследований педиатры и психологи пришли к выводу, что разные техники запоминания значительно улучшают мнемонические способности у пациентов с диагнозом ЗПР.

Развитие памяти у детей с ЗПР

Различают 4 разновидности памяти:

  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую;
  • образную.

А вот процессов памяти существует только 3, и к ним относятся:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение.

В дошкольном возрасте хорошо работает зрительная память, внимание детей привлекают яркие, нестандартные предметы.

Произвольная память проявляется в начальных классах, что объясняется необходимостью запомнить большое количество новой информации.

В возрасте от 3 до 6 лет наблюдается активный период развития памяти, поэтому предельно важно подобрать максимально эффективные занятия и упражнения при работе с детьми с ЗПР.

Зрительная память у детей с ЗПР

В большинстве случаев при диагнозе ЗПР дети очень сложно воспринимают звуковую информацию, они ее не запоминают и не могут воспользоваться. В таких случаях детей учат сопоставлять звуки и изображения. Вся информация, которую ребенку необходимо запомнить, и проговаривается, и демонстрируется в виде изображения.

Хорошо работают игры с пазлами, конструктором, пластилином, красками, палочками для счетов, магнитные азбуки. При этом многие задания должны развивать мелкую моторику рук.

Произвольная память у детей с ЗПР

Произвольная память начинает срабатывать в раннем школьном возрасте, когда для того чтобы что-то запомнить, ставится определенная цель и задача: выучить, осознать. Интенсивность и скорость произвольной памяти будет напрямую зависеть от внимания, а также состояния слухового и зрительного восприятия.

Педиатры, логопеды и детские психологи настаивают на том, чтобы с раннего возраста у ребенка развивались навыки речи, концентрации внимания, восприятия информации на слух и зрительно. Все эти навыки в совокупности будут способствовать развитию всех видов памяти.

Зрительная память у дошкольников с ЗПР

У дошкольников с ЗПР память занимает доминирующую роль в развитии, так как именно в возрасте 4-6 лет ребенок активно познает окружающий мир. Рекомендуется подключать в данный период изучение загадок, песенок, считалок, небольших стихотворений. Намного проще ребенку будет запоминать информацию в виде ярких и необычных изображений и схем.

У дошкольников память непроизвольная, так как происходит запоминание без конкретной цели.

Совет: помогают развивать зрительную память периодические изменения в интерьере детской комнаты.

Диагностика памяти детей с ЗПР

В процессе диагностики памяти у детей с ЗПР проводится целый ряд тестов, который определяет процент слухового и зрительного восприятия информации, запоминания и воспроизведения в нужный момент.

Для определения уровня слуховой памяти проводится тест под названием «10 слов». В спокойной обстановке ребенку зачитывается ряд произвольных 10 слов. Если после первого прочтения у ребенка получится повторить половину слов – слуховая механика памяти находится в рамках нормы.

Для определения уровня зрительной памяти проводится тест по методике Векслера, разработанной в 1945 году. Перед ребенком размещается 4 картинки с геометрическими фигурами, каждая из которых изучается в течение 10 секунд. Задача: по памяти восстановить на листе бумаги все изображения. За каждую картинку предусматривается определенное количество баллов — от 3 до 14. Средние показатели и выше являются нормой.

Для определения состояния образной памяти ребенку предлагается лист бумаги, на котором в ячейках таблицы размещены 12 простых образов. В течение 30 секунд ребенок изучает картинки и их положение, а потом пытается схематически изобразить все по памяти. Нормой считается повтор 8 и больше изображений, из которых как минимум 6 будут стоять на своем месте.

Упражнения для развития памяти у детей с ЗПР

Цель: развивать кратковременную память.

Ход упражнения: подготовьте пять карточек размером 20×20 см, разделенных на квадраты 5×5 см, один из которых заштрихован (на разных карточках заштрихованы разные квадраты). Каждая карточка демонстрируется ученику в течение 10 с. После завершения показа ученик отмечает на листах, эквивалентных продемонстрированным, места заштрихованных квадратов.

«Пара»

Цель: развивать кратковременную вербально-зрительную память.

Ход упражнения: сложите 10 пар слов (2 — 3 серии). Одно слово из пары является известным детям, а другое — нет. Дайте задание выучить пары. Далее называйте первое слово, а ребенок должен воспроизвести второе

«Ряд — 1»

Цель: развивать кратковременную вербально-слуховую память.

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей темы (месяца, семестра). Составьте первые 3 ряда по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово за 1-2 с. Дайте задание письменно воспроизвести их за 20-40 с. Проведите эти же действия со вторым и третьим рядом с двухминутным перерывом между ними.

«Ряд — 2»

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей теме (месяца, семестра). Составьте из них два ряда (с различным размещением одних и тех же слов) по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово в 1-2с . Через несколько секунд зачитайте второй ряд и попросите воспроизвести в первоначальном порядке.

«Срок»

Ход упражнения: запишите на одинаковых карточках 7 терминов (формул, определений и т.д.) следующей темы по одному на карточке. Разложите их, дайте ученику задание запомнить, в каком порядке они расположены. Через 10 с. перемешайте карточки и попросите ученика воспроизвести порядок размещения.

«Кто больше»?

Ход упражнения: попросите учеников открыть учебник на странице, где находится словарь. Предложите один раз прочитать определенное определение и закрыть учебник. Устройте конкурс на самый длинный дословно воспроизведенный отрывок определения, который запомнил ученик.

Тесты для тренировки памяти

«Купи в магазине»

Для игры понадобится 10 — 15 игрушек или предметов, ученики хорошо знают. Желательно, чтобы они были небольшого размера. Разложите заранее все предметы «на прилавке магазина», но так, чтобы их не было видно, когда вы даете задания. После того как ученик «вернулся из магазина», он называет, что принес. Игру можно проводить с несколькими учениками одновременно (например, в группах по 4 — 5 человек), но при этом следует увеличивать количество предметов в «магазине».

Развитие памяти у детей с ЗПР: отзывы

Отзывы взяты с сайтов: http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/,https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/460056965/,https://deti.mail.ru/forum/klubnyj_blok/klub_roditelej_osobyh_detej/detki_s_zpr_zprr_zpmr/

Мы начинали с тренировки кратковременной образной памяти, потом переходили на долговременную, слуховую и т.д. На каждый вид памяти мы тратили как минимум 3 месяца, прорабатывали каждое занятие и все в игровой форме, так как сидеть на одном месте и рисовать или рассматривать рисунки – это не для нас.

Вывод

Развитие памяти у дошкольников при ЗПР – это комплекс упражнений, направленных на развитие способностей воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию. Упражнения подбираются в индивидуальном порядке и направлены на развитие зрительной, слуховой, произвольной/непроизвольной, кратковременной и долговременной памяти. Развитие памяти – это одно из основных направлений коррекционных работ у детей с ЗПР.

Видео — развитие зрительной памяти ребенка

Какие игрушки для развития памяти посоветуете для ребенка 7 лет?

Кубик Рубика и все его модификации, пазлы, конструкторы, творческие наборы и прочее. В современных магазинах игрушек можно найти все от кинетического песка до сложных наборов моделирования, все зависит от предпочтений ребенка.

Формирование слуховой и зрительной памяти у детей с ЗПР

Авторы: Колосова Наталья Валерьевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №134 Выборгского района Санкт-Петербурга; Нистарова Татьяна Павловна, воспитатель ГБДОУ детского сада №134 Выборгского района Санкт-Петербурга

Поступление в школу – важнейшее событие в жизни дошкольника. Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе.

Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Имея опыт работы с детьми ЗПР, можно отметить, что с каждым годом растет количество детей с нарушением памяти. Поэтому очень важно своевременно оказать коррекционную помощь в развитии памяти у детей с ЗПР.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

– образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);

Непроизвольное воспроизведение возникает, без каких либо усилий.

Произвольное воспроизведение – задача что-либо вспомнить, применяя усилия.

Индивидуальные особенности памяти.

Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки.

Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.

Особенности памяти у детей 5-7 лет

У детей преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка этого возраста – это его интерес. К 6-7 годам в жизни ребенка возникает произвольная память, сильно развито механическое запоминание. В основе перехода от непроизвольного к произвольному лежит то, что ребенок постепенно учится подчинять свои действия указаниям взрослого, становятся доступным элементы логического запоминания.

У детей 5-7 лет преобладает наглядно-образная память, но постепенно возникает и развивается словестно-логическая память.

У детей с ЗПР память имеет свои особенности. Непроизвольная память менее продуктивная, чем у сверстников. Произвольное запоминание вызывает затруднения, особенно в начале заучивания.

Большую роль в развитии памяти у ребенка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Память зависит не столько от признаков предметов, сколько от полноты восприятия. Для формирования представлений необходимо установление связей между частями, компонентами ситуации, название объектов и их свойств в слове.

Развитию памяти детей старшего дошкольного возраста способствует обучение приемам создания образа. В своем сознании дети создают образы разной степени сложности, основанные на ассоциациях и эмоциональных впечатлениях.

Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда ребенка побуждаешь к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении сказок.

Для осуществления у детей с ЗПР коррекции в развитии памяти, нами был проведен мониторинг за 2 года.

Были использованы следующие диагностические методики.

Методика «10 слов»

Цель: вызвать уровень развития слуховой памяти.

Материал: карточки с напечатанными словами.

Методика проведения: ребенку зачитываются 10 слов ( стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак). Ребенку нужно повторить как можно больше слов.

Критерии оценки следующие:

I уровень: воспроизведение 8-10 слов, свидетельствуют об отличной слуховой механической памяти.

II уровень: воспроизведение 5-6 слов, свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.

III уровень: воспроизведение 2-3 слов, свидетельствует об очень низком слуховой механической памяти.

Методика «Нелепицы»

Цель: выявить уровень развития словесно-логической памяти.

Материал: картинки, изображающие нелепые ситуации.

Методика проведения: ребенку предлагается посмотреть на картинку, затем картинку у него забирают. Если ребенок в течение 15 секунд молчит, то следует задать следующие вопросы:

1. Понравилась ли тебе картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается следующий вопрос.

2. Что тебе понравилось?

Если ребенок не начинает перечислять фрагменты ситуации, то задается следующий вопрос.

3. Что там нарисовано?

Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов.

4. А еще что? Может быть, вспомнишь?

Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задается вопрос.

5. Смешная картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается новый вопрос.

6. Что же там смешного?

Если нет четкого отношения к ситуации как к нелепой, то задается следующий вопрос.

7. А может быть такое в жизни?

Может быть, здесь что-то перепутано?

При оценке результатов учитывается как сам факт адекватного понимания ребенком ситуации, так и его эмоциональная реакция.

I уровень: ребенок сразу оценивает ситуацию как нелепую, перечисляет фрагменты которые запомнил.

II уровень: допускаются неточности.

III уровень: нет четкого отношения к ситуации, как к нелепой.

Методика Д. Векслера

Цель: выявить уровень развития зрительной памяти.

Материал: 4 рисунка графических изображений, чистый лист, карандаш.

Методика проведения: ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен их воспроизвести на чистом листе бумаги.

Читайте также:  Конспект индивидуального открытого занятия в 1 классе по теме: Автоматизация звука (Р)

I уровень: 14 баллов

II уровень: 7-10 баллов

III уровень: 3-5 баллов

«Общие уровни развития памяти у детей с ЗПР старшего возраста»

Формирование слуховой и зрительной памяти у детей с ЗПР

Представление опыта работы учителя-дефектолога по формированию слуховой и зрительной памяти у детей с задержкой психического развития

На память часто жалуются, часто восхищаются ею. В древние времена люди делали зарубки «на память» на кустах дерева или камнях, вели счет, завязывали узелки на веревках.

Мы окружили себя записными книжками, дневниками, конспектами, диктофонами.… Сколько всего, чтобы не забыть что-либо нужное и ценное!

Память – это запоминание и сохранение человеком того, что он слышал и видел, чувствовал и переживал, прочитал и понял.

Память – это возможность узнать и вспомнить знакомые предметы и людей, воспроизвести прошедшие события, усвоенную информацию. Вот как о памяти говорят народные пословицы: «Доброму – память добрая», «По старой памяти – что по грамоте».

С древних времен люди пытались развивать свою память, изобретали приемы, помогающие запомнить нужную информацию, получившие общее название «мнемотехника» (от греческого мнемо – «память»).

В древнегреческой мифологии богиня памяти Мнемозина стала матерью девяти муз: Эрато – лирической поэзии, Клио – истории, Мельпомены – трагедии, Эвтерпы – песни, Каллиопы – письменности, Полигимнии – музы гимнов, Терпсихоры – танца, Талии – комедии, Урании – астрономии. Отцом их считался сам Зевс – громовержец. Так, в соединении с памятью, божественное первоначало подарило миру искусство и творчество.

Существует несколько видов памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная, двигательная, осязательная, и т.д.

Улучшение памяти по мере взросления связано с двумя факторами:

– во–первых, взрослея, ребенок обучается более эффективным стратегиям запоминания (то есть действиям, улучшающим запоминание);

– во–вторых, расширение знаний об окружающем мире позволяет ребенку организовать поступающую информацию более совершенным образом, а, следовательно, лучше ее запоминать.

В раннем детстве наиболее развита двигательная и эмоциональная память. Чем интереснее предмет, которым манипулирует ребенок, тем лучше он запомнится.

У детей 3-4 лет память носит непродуктивный характер: ребенок не делает активных попыток запоминания, а лишь усваивает то, что запоминается само собой. Именно с этого возраста необходимо ставить перед ребенком задачи по запоминанию имен взрослых, стихотворений, правил поведения.

К 4 годам, с развитием восприятия, «подключаются» и другие виды памяти. Нередко мы замечаем, как четырехлетний карапуз без труда цитирует рекламные блоки. Это связано с развитием слуховой памяти. Способность запоминать на слух легко развить, читая малышу детские стихи и рассказы.

Тренировка зрительной памяти у детей трех – пяти лет – залог их успешной адаптации к учебной деятельности в период старшего дошкольного возраста. В этом возрасте не менее важно формирование моторной, двигательной памяти. Повторяя движения, ребенок совершенствует свои навыки, доводя их до автоматизма.

Задача взрослых – проследить, чтобы закрепился правильный навык. Так, от умения держать в руках карандаш, кисточку и ручку, зависит точность воспроизведения, подвижность руки, сила нажима, продолжительность работы. Неправильное расположение кисти и пальцев рук приводит к быстрой утомляемости и появлению напряжения, что замедляет выполнение заданий ребенком и в конечном итоге приводит к потере интереса к письму и рисованию.

«Чистые» виды памяти практически не встречаются – чаще работают смешанные типы с преобладанием того или иного вида памяти.

Одной из особенностей детей с ЗПР является недостаточность у них процессов восприятия, памяти и внимания.

Для многих детей с ЗПР характерна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большей продуктивности непроизвольного запоминания.

Недостаточность произвольной памяти у этих детей в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей.

Развитие общения с взрослыми происходит как смена форм коммуникативной деятельности (М.И. Лисина). Дети с ЗПР не проявляют инициативы в общении, используют невербальные средства, пассивно ожидают помощи взрослого, оценки их действий. Организуя совместные игры, продуктивные виды деятельности, взрослый стремится вызвать у них потребность в сотрудничестве, учит обращаться за помощью, оценивать их.

Свою работу я построила по двум направлениям: развитие слуховой и зрительной памяти.

Первый этап

Диагностика

Чтобы начать целенаправленную работу по коррекции всех сторон памяти, проводим исследование функций данного психического процесса детей старшего дошкольного возраста.

Для наиболее точной диагностики мною использовались многократно апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя как в исследовательских, так и диагностических целях методики.

Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала, определение уровня развития кратковременной зрительной памяти.

*Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия. Адаптивный вариант для детей младше 7 лет «Запоминание 8 слов» предложен Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов».

Слуховая память

Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

Материалы: набор из 8 слов: лес, хлеб. окно, стул, вода, брат, конь, гриб,

Инструкция: «Сейчас я прочту 8 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет.»

Ход: слова предъявляются в медленном темпе с четкой интонацией. Затем слова сразу же воспроизводятся испытуемым. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Анализ результатов: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по 1 баллу. Примечание: изменение слова считается ошибкой (например, солнце – солнышко, окно – окна).

Материал: таблица цифровых рядов. Вариант А (основной), вариант В (дублирующий).

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр. Постарайся запомнить их и повторить в таком же порядке. Внимательно слушай».

Ход: после этого зачитывается ребенку ряд цифр, с интервалом в 1 сек. Между цифрами, в каждом ряду на одну цифру больше, чем в предыдущем. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Анализ результатов: если ошибка допущена, то ребенку зачитывается ряд цифр дублирующего варианта состоящего из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просят ребенка повторить:

Вариант А Вариант Б

3 4 1 7 6 1 5 8

8 4 2 3 9 5 2 1 8 6

3 8 9 1 7 4 7 9 6 4 8 3

5 1 7 4 2 3 8 9 8 5 2 1 6 3

Зрительная память

Цель: определение уровня развития кратковременной зрительной памяти.

Материалы: таблица из шести изображений предметов и таблица из двенадцати изображений предметов.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе на короткое время картинку с различными изображениями. Будь очень внимательным и постарайся их запомнить». Ребенку предлагается в течение 20 секунд запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество фигур из предъявляемой таблицы. Время воспроизведения – 1 минута.

Анализ результатов: Ребенку засчитывается 1 балл за каждую фигуру. Максимальное количество правильно угаданных фигур – 6.

Методика «Узнавание фигур»*.

Материалы: таблица с девятью геометрическими фигурами.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе на короткое время картинки с различными фигурками. Будь очень внимательным и постарайся их запомнить». Ребенку предлагается в течение 10 секунд запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество фигур из предъявляемой таблицы. Время воспроизведения – 1 минута.

Анализ результатов: Максимальное количество правильно угаданных фигур — 9, средний уровень – 5-6 фигур.

Методика для исследования кратковременной зрительной памяти.

Методика узнавания фигур

Второй этап

После проведения диагностики с детьми проводится следующая работа:

• обрабатываются результаты, подводятся итоги;
• составляется перспективно–тематический план работы по данной теме;
• в индивидуальные планы вносится работа, направленная на коррекцию памяти;
• формируются подгруппы детей, по признаку нарушенной функции;
• составляется перечень игр, направленных на развитие каждой из функций (см. приложение);.
• игры, направленные на развитие слуховой и зрительной памяти, как элемент или организационный момент, включаются во фронтальные занятия. Работа по данной теме тонкой нитью проходит через все виды деятельности.

Система работы рассчитана на совместную деятельность ребенка и взрослого. Сначала взрослый выступает инициатором занятий и формирует живой интерес к работе. Взрослым должны быть созданы специальные условия:

1. Установка на запоминание.
2. Эмоциональная включенность.
3. Мотивация.
4. Активная работа с материалом, который нужно запомнить.

Основная цель – помочь ребенку максимально полно использовать возможности своей памяти.

Чтобы все получилось, нужно помнить ряд несложных правил:

• Не начинать занятия в плохом настроении.
• Не начинать занятия, если ребенок неважно себя чувствует.
• Не начинать занятия, если ребенок занят игрой. Попробуйте предупредить его о начале занятия минут за пять, предложив убрать игрушки и закончив игру. У ребенка должно быть время для того, чтобы перестроится с игры на занятие.
• Занятие никогда не должно восприниматься ребенком как наказание.

В процессе работы над заданием у ребенка могут появляться ошибки. Как к ним относиться? Спокойно. Ошибки – это свидетельство того, что ребенок что-то делает , что-то осваивает, развивается. А если не все сразу получается, так это трудности роста. Все получится обязательно, нужно только верить в это самому и вселить эту уверенность в ребенка. Если ошибки повторяются часто, необходимо выяснить их причину.

Многочисленные ошибки могут быть, если:

• Ребенок устал;
• Ребенку не интересно, так как задания или слишком простые или очень сложные;
• Ошибки могут быть связаны с особенностями нервно – психической организации ребенка, последствиями черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний.

На процессы памяти очень влияет мотивация. Поэтому важно, то, какой мотив формируется у ребенка. Самым эффективным является мотив, связанный с внутренним желанием ребенка расти, развиваться, общаться, задавать вопросы и искать ответы, потому это очень интересно и приятно. Если ребенок занимается , чтобы доставить удовольствие вам (кстати, не забывайте хвалить его и поддерживать), то постепенно он почувствует вкус таких занятий и будет стремиться к ним независимо от того, хвалят его или нет.

Для повышения интереса к занятиям есть очень эффективный прием, когда взрослый уступает ребенку роль учителя. Это не только необычно, но и полезно. Объясняя «ученику» задание, ребенок сам начинает лучше понимать смысл того, что он делает. Формируется функция контроля и самоконтроля.

Весь представленный практический материал состоит из трех блоков.

1 блок: Игровые задания, направленные на развитие зрительной памяти

Инструкция: ребенку предлагается лист с готовыми рисунками (слайд) и рядом стоящими пустыми клеточками: «Посмотри на рисунок, в течении 8-10 секунд, закрой листком бумаги и нарисуй фигуру в пустой клетке».

Инструкция: «Посмотри и постарайся запомнить подробно до мелочей. Закрой первую картинку бумагой и дорисуй вторую так, чтобы картинки не отличались»

Инструкция: «Запомни все детали, не спеши, что поможет тебе лучше запомнить. Закрой листком бумаги первый рисунок. Что изменилось на втором рисунке?»

Инструкция: «Посмотри внимательно на первый узор. Постарайся его хорошо запомнить. Закрой листком бумаги и нарисуй точно такой же».

5. «Рассеянный художник»

Инструкция: «Давай проверим, все ли нарисовал художник. Дорисуем недостающие детали».

6. «Вырежи и собери»

Инструкция: «Посмотри и из вырезанных деталей собери такую же картинку».

Инструкция: знакомство: Пиктограмма – это символическое изображение, какого – либо слова, предложения, или даже текста. В ней отражается самое главное. Сейчас мы будем рисовать пиктограмму к предложению: «Ты должен мыть руки перед едой, так как они грязные и на них могут быть микробы».

8. «Вспомни, что было»

Инструкция: Посмотри и запомни. Переверни лист, и найди предметы с предыдущей страницы.

9. «Числовые цепочки»

Инструкция: Тебе нужно вписать числа в цепочку из геометрических фигур, соблюдая определенные правила, например: если число помещается в круг, то оно должно увеличиться на «1», если в треугольник, то уменьшиться на «1».

2 блок: Игровые задания, направленные на развитие слуховой памяти

1. «Поиграем в мяч»

Инструкция: «Давай сыграем в мяч. Будем называть все живое и неживое, что может передвигаться по воде, все, что бывает зеленого цвета, все у чего есть колеса, и т. д».

Инструкция: «Сейчас мы будем с тобой рисовать бусы. Давай для начала потренируемся. Слушай внимательно и постарайся все запомнить с первого раза. На нитке нарисуй пять бусинок. Все они должны быть квадратными. Нитка делит квадраты пополам, а средняя бусинка должна быть красная».

3. «Цепочка из слов»

«Давай сочиним цепочку из слов на тему «Лес». Можно говорить все слова, которые связаны с лесом, с тем, что там происходит зимой, весной, летом и осенью.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе короткое стихотворение. Внимательно слушай его и постарайся представить себе картинку(на внутреннем экране), которую можно нарисовать для этого стихотворения. А сейчас посмотри на рисунки, которые сделал художник. Один из них правильный, а другие нет. Найди правильный рисунок и расскажи, что в других напутал художник. А теперь давай выучим это стихотворение.

5. «Счет предметов»

Инструкция: «Ты хорошо умеешь считать? Как ты думаешь, сможешь ли ты сосчитать, сколько львов и оленей. Считай по порядку сразу и тех и других. А теперь я буду показывать тебе карточки. Считать ты должен сразу и тех и других, нигде ничего не записывая и не загибая пальцев.

6. «Кто назовет больше»

Инструкция: «Назови как можно больше цветов и оттенков. Назови как можно больше имен девочек. Мальчиков. Сказочных героев.

Игровые задания, направленные на развитие двигательной и эмоциональной памяти

Используются в рамках фронтального занятия, как организационный момент и как минутка отдыха

Инструкция: «Ребенку предлагается разукрасить картинку, вспомнив, где и когда он мог ее видеть или похожую на нее».

• «Делай раз, делай два»

Инструкция: я показываю движения, а ты посмотри и постарайся запомнить. Сколько ты движений смог повторить?»

• «Вещи о которых важно помнить»

Инструкция: «Никому не нравится болеть: нельзя бегать, играть, есть мороженое. Давай поговорим о том, что нужно делать ,чтобы быть здоровым. Я буду показывать ,а ты постараешься вспомнить. Затем роли меняются (чистить зубы, умываться)».

Инструкция: «Я тебе буду называть пары слов, а ты запомни и изобрази. Затем назови что у них общего, как их можно связать?» «А теперь я буду показывать тебе движения, а ты вспоминай слово и его пару. Меняемся ролями».

Инструкция: Это хитрое задание. Вспомни, без чего человек не может обойтись в жизни, а без чего может. Обведи в кружок те предметы на картинках, которые необходимы. В квадрат – без чего можно обойтись. Подумай какие нужны для дела, а какие просто доставляют удовольствие и радость.

Инструкция: «А сейчас ты будешь изображать лошадку:

– ты маленький жеребенок: скачешь, высоко задирая ноги;
– ты укладываешься спать возле мамы – лошади;
– ты боишься , потому что остался один;
– ты смелый, гордый конь;
– ты старая дряхлая кляча;
– ты отдыхаешь, пасешься на лугу.

Теперь нарисуй историю про лошадь. Вспомни, на каких еще животных ездят люди»

Инструкция: «Я покажу тебе, что умеет делать человек этой профессии, а ты угадай. Теперь твоя очередь. Какие профессии мы с тобой изображали, давай вспомним»

• «Какого цвета твоя радость»

Инструкция: «Вспомни, когда ты радовался, обижался, или грустил. Каким цветом ты мог бы нарисовать свою радость, грусть, удивление, страх, обиду» «Давай нарисуем ковер чувств, где каждое чувство будем рисовать тем цветом, которое ты только что выбрал. На ковре ты можешь уделить им столько места, сколько хочешь. Но не забудь, места должно хватить для всех чувств. А теперь изобрази, как если бы грустила лиса, медведь, цветок, и т.д».

Ссылка на основную публикацию