Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня

Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Статья:

ОНР 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии. Словарный запас хороший, ребенок говорит довольно сложными предложениями, но неправильно произносит звуки. В связи с этим окружающие зачастую не понимают, что он говорит. Имеются и другие проблемные точки, которые необходимо корректировать с логопедом-дефектологом. Диагностировать заболевание могут не ранее, чем ребенку 3 года исполнится.

В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Диагностика общего недоразвития речи 3 стадии

Маленького пациента обследуют в 3 этапа.

1 этап — медицинское обследование. В нем участвуют педиатр и узкие специалисты — невролог, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, психиатр. На данном этапе проводят аппаратную диагностику — рентгенографию черепа, ЭЭГ, МРТ головного мозга, а также определяют неврологический статус маленького пациента.

2 этап — нейропсихологическое обследование. На этом этапе малыша диагностирует детский психолог. Он оценивает развитие моторики, личностной сферы, памяти, мышления, внимания и других психических функций и дает характеристику ребенка с ОНР 3 стадии.

3 этап — логопедическое обследование. Врач оценивает все компоненты речи ребенка.

Всего выделяют 5 компонентов:

  1. лексико-грамматический — словарный запас, понимание синонимов и антонимов, обобщающих групп, умением согласовывать слова в падеже, роде и числе и способность говорить фразами.
  2. фонетический — это корректность произношения звуков – изолированно и в словах, фразах.
  3. фонематический — способность повторить слоги, выделять первые и последние слоги в словах.
  4. слоговая структура — способность малыша выговаривать слова со сложной слоговой структурой.
  5. связность — способность пересказать текст, составить рассказ по картинкам.

В результате полученных данных логопед составляет коррекционную программу. В ней учитывается уровень речевых навыков, допускаемые ошибки и особенности детей с ОНР 3 степени.

Цели коррекционной работы

При общем недоразвитии речи 3 уровня у дошкольников их оформляют в логопедическую группу в детском саду. Там они обучаются в течение двух лет. Занятия с воспитанниками проводят каждый день индивидуально и в группах.

К моменту поступления в первый класс дети грамотно отвечают на вопросы, могут говорить сложными предложениями без ошибок, правильно согласовывают слова. Уровень усвоение грамматических норм языка у них стремится к норме или соответствует ей.

У воспитанников обогащается словарный запас. Они умеют обобщать, понимают действия, признаки, антонимы, синонимы, части целого. Также умеют образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Детки без труда составляют рассказы по картинкам, пересказывают тексты, описывают события. В начале обучения они учатся просто отвечать на вопросы, но к моменту выпуска из сада говорят уже более сложными предложениями.

У малышей улучшается артикуляция. Они более четко и правильно выговаривают звуки — не только изолированно, но и в словах и фразах.

В рамках коррекционной работы в логопедической группе детей готовят к обучению грамоте. Поскольку нарушения речевого развития могут усложнять процесс овладения навыками чтения и письма, малышей учат слоговому и звуковому анализу, а образы звуков стараются соотносить с образом буквы.

Комплекс коррекционных упражнений

Этот комплекс родители могут выполнять с сыном или дочкой дома. Занятия проводятся в форме игры, весело и непринужденно.

Упражнение №1 — Лексические уроки. Цель — расширение словарного запаса по лексическим темам. Для деток дошкольного возраста подойдут такие: профессии, домашние и дикие животные, птицы, времена года, транспорт, одежда, овощи, фрукты, деревья. По каждой теме нужно подготовить основные слова (существительные, глаголы, прилагательные). Малыш должен их выучить.

Затем родители предлагают ему карточки по заданной теме (например, с изображением фруктов и овощей, представителей той или иной профессии), а малыш называет, что изображено на картинке, свойства предмета (например, помидор красный и круглый, корабль плывет, машина едет, самолет летит).

Упражнение №2 — Рассказываем по картинке. Цель — научиться говорить связно, расширение словарного запаса. Используйте те же карточки, что и в первом упражнении. Задача маленького ученика — составить короткие рассказы по изображению на карточках.

Упражнение №3 — «Чей хвост?». Цель — научиться образовывать новые слова. Малышу предлагают карточки с изображением животных, а он должен подобрать каждому из них хвост. И назвать его: собачий, лисий, тигриный.

Упражнение №4 — «Какой он?». Цель — научиться использовать прилагательные. Можно применять карточки или предметы. Ученик должен описать этот предмет как можно большим количеством прилагательных. Например: «Мяч какой?» — «Круглый, красный, резиновый».

Упражнение №5 — «Все наоборот!». Цель — научиться использовать антонимы. Потребуется мячик. Родитель бросает его чаду и говорит слово, а тот должен назвать антоним и бросить мячик обратно. Например, «большой — маленький».

Упражнение №6 — «Один и несколько». Цель — научиться использовать единственное и множественное число. Родитель говорит слово в единственном числе, а дитя называет его же во множественном.

Упражнение №7 — Рассказ по картинкам. Цель — научиться говорить связными предложениями. Предложите карточки, на которых изображены фрагменты одной истории. Малыш должен выстроить карточки в той последовательности, в какой развивалась история. А потом составить краткий рассказ.

Упражнение №8 — «Придумай слово». Цель — развить концентрацию слухового внимания. Родитель говорит звук, а чадо называет слова, которые на него начинаются.

Упражнение №9 — «Нанизай колечки». Необходима пирамидка. Родитель говорит слово, а малыш нанизывает колечки. Каждое колечко соответствует одному слогу.

Этот комплекс интересный и увлекательных для маленьких деток. Для них это как игра, поэтому они занимаются с удовольствием. Занимайтесь с чадом, ведь только при совместной работе врачей и родителей можно помощь ему преодолеть трудности в вербальном общении.

Подгрупповое занятие с детьми с ОНР III уровня речевого развития логопедической подготовительной к школе группе Тема: Три медведя.

Формирование правильного звукопроизношения.

Подгрупповое занятие с детьми с ОНР III уровня речевого развития логопедической подготовительной к школе группе

Тема: Три медведя.

Цель: Закрепить знания о звуках [М] [М*]; познакомить с буквой М.

Задачи: Развивать фонематическое восприятие:

умение выделять первый и последний звук в слове;

дифференцировать звуки по признаку гласный-согласный, твердый –мягкий;

совершенствовать навык анализа и синтеза слов на уровне звуков, предложений на уровне слов.

Развивать графо–моторные навыки:

знакомство с буквой

анализ и синтез буквенных элементов

Развивать ритмико-интонационную стороны речи

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание;

Продолжать развитие зрительного внимания, логического мышления, памяти и мелкой моторики детей.

Формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.

Развивать умения использовать имеющиеся знания.

Воспитывать интерес к занятиям, совершенствовать интеллектуальную активность детей.

Оборудование: презентация к занятию, изображение звуков, буквы, подбор картинок на заданные звуки, индивидуальные тетради детей, простые карандаши, счетные палочки.

I .Логопед обращает внимание детей на экран (слайд 1) к сказке «Три медведя»

Дети, как называется эта сказка. Что произошло в сказке

Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки ее родители…

II . Какой звук звучит в начале слова Маша. Охарактеризуйте этот звук; расскажите какой он….

Расскажите какое положение занимает язык, губы, когда мы произносим звук М

Какой звук звучит в начале слова мишутка. Охарактеризуйте звук М*.

Дайте артикуляционную характеристику этому звуку, расскажите, как работает артикуляционный аппарат когда мы произносим звук М*.

Интересно, что сделала Маша, когда заблудилась…. А подружки не слышали, не отзывались; отозвалось только эхо… Поиграем в игру «Эхо». Какой звук повторяет эхо. Эхо сегодня реагирует только на звук М или М*.

Сом, сон, кот, ком, семь, день, гром, гном, дом…

Что вы произносили во время игры слоги слова звуки или предложения…

Продолжим играть превратите твердый звук М в мягкий, вспомните пары гласных звуков: ма, мо, му, мы, мэ…. Что мы с вами сейчас произносили…

Превращаем открытые слоги в закрытые: мя, ми, мю, ме, ма, мо, му…

Игра «Подушка – камень» какие звуки слушаем: М М*. Я читаю стишок, услышав, звук М или М* вы хлопаете в ладоши, затем если звук мягкий показываете подушку, если твердый- камень…

Маша в чаще заблудилась,

И к Мишутки в дом явилась

Суп у мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала…

Стыдно стало Маше от того, что она стульчик у Мишутки сломала. Решила она у медведей прощения попросить и подарки им подарить… Хотите знать какие подарки… Переверните картинки… Что нарисовано на ваших картинках… Что вы сейчас произносили звуки слова слоги или предложения….

Читайте также:  Методическая разработка по лексической теме 'Бытовая техника'

Определите позицию звуков М или М* в словах.

Сделайте звуковой анализ своего слова.

Мне кажется Маша забыла приготовить медвежье лакомство. По первым звукам слов которые я сейчас произнесу догадайтесь, что это за лакомство:

МАК, АПЕЛЬСИН, ЛИСА, ИГЛА, НОЖНИЦЫ, АРБУЗ.

Конечно это малина! Пойдем в лес по малину….

Физминутка…. «По малину в лес в лес пойдем»

Мне кажется, по лесу Незнайка гулял и свои сочинения в корзине потерял…

Интересно, что на этот раз он пытался сочинить…

(Дети читают слова) Ой так ведь это просто слова…. Попробуйте составить из них предложения.

Мама подарила Маше маленького мишку.

Маша накормила мишку малиной.

Мишка измазался малиной.

Маша стала мишку мыть.

Маша мыла мишку мылом.

Девочка одела на мишку пижаму.

Она напоила мишку молоком.

Маша уложила мишку в кровать.

Маша спела медвежонку колыбельную песенку.

Медвежонок крепко и сладко заснул.

У нас получилась новая история про Машу … Придумайте дома продолжение этой истории.

О каких звуках мы говорим сегодня …

А какая же буква обозначает звук М и звук М* на письме. Конечно буква Эм… Попытаемся ее изобразить: (слайд 4)

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я- это мы!»

Получилась буква эМ.

Посмотрите, как еще изобразили букву М

Сколько элементов в букве Эм. Из каких элементов состоит буква Эм.

Выложим букву Эм из палочек.

Напишем букву Эм в тетрадях.

Карандашик в руки взяли,

Им немножко поиграли,

И на место тихо сели.

Пишем букву в тетради.

Из последних звуков слов предметов, изображенных на экране составляем слоги и записываем в тетради (слайды 5,6,7,8, 9)

Читаем, что у нас получилось

Составляем слова из первых звуков слов предметов, изображенных на экране и записываем в тетради (слайды 10, 11)

III . Дети, что для вас было самым интересным на сегодняшнем занятии…

Что оказалось самым сложным….

Чем бы вы хотели вновь заняться на следующем занятии…..

Игры для формирования произносительных и речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР I уровня (вторая часть)

Разделы: Логопедия

Мы представляем вашему вниманию небольшую часть работы логопедов округа “Центральный – Зеленая Роща” Советского района города Красноярска.

В округе с логопедическими группами 6 детских садов, в них работают 12 логопедов. В этой статье представлены игры, составленные Шкирко Мариной Викторовной, Бруновой Ольгой Григорьевной, Архангельской Инной Валерьевной, Крицкой Эльвирой Сергеевной, Качан Еленой Александровной, Смоленчук Еленой Семёновной.

Последние 4 года мы работаем над проблемой формирования речи у неговорящих детей.

Актуальность этой проблемы вызвана тем, что таких детей в наших группах становиться больше, а системного дидактического материала, особенно на тот период, практически не было. Поэтому, опираясь на работы Кузьминой, Рождественской, Мастюковой, Жуковой, Филичевой мы попытались выстроить определенную систему и создать дидактический материал.

Вышеназванные авторы предлагают проводить работу по формированию устной речи при ее недоразвитии поэтапно и выделяют следующие этапы:

I этап – однословное предложение. Предложения из аморфных слов – корней.

Основная задача логопедического воздействия: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширять объем понимания речи.

II этап – первые формы слов. Основная задача логопедического воздействия: формирование первых форм слов.

Составлением дидактического материала для этих 2-х этапов мы занимались первые 2 года. Тема нашего округа звучала так: “Формирование произносительных и речевых навыков у детей с ОНР I уровня”.

Нами были составлены конспекты занятий по вызыванию звуков и звукокомплексов у неговорящих детей, где мы опирались на последовательность звуков в соответствии с онтогенезом. Для этих же целей было подготовлено музыкальное приложение “Логопедические распевки”. А также в продолжение работы – дидактический материал в 2-х альбомах. Хочется особо подчеркнуть, что при составлении этого дидактического материала мы подбирали слова так, чтобы одновременно отработать и правильную слоговую структуру слов в соответствии с классификацией работы над слоговой структурой. Также, учитывая трудности формирования самостоятельной речи у неговорящих детей, для вызывания интереса у детей, эмоциональной заинтересованности, в конспекты занятий были включены речедвигательные и звукоподражательные упражнения – несколько вариантов (так называемая “Фонетическая ритмика”).

Такова была наша работа над I и II этапом. И логическим продолжением явилось выход на III и IV этапы формирования устной речи. Это работа над структурой простого предложения, также с одновременным продолжением отработки слоговой структуры слов.

Дидактический материал мы стали составлять от простого двусоставного предложения (Мама идет). И далее работали в таком порядке:

  1. Сущ. (И.п.) + гл.
  2. Далее идет возвратная форма, мы ее не взяли, т.к. Жукова дает эту форму для развития импрессивной речи, т.е. для различия и понимания.
  3. Затем идет знакомство с Винительной формой падежа, т.к. она близка к форме И.П. и является наиболее легкой по сравнению с другими – (с прямым дополнением)
  4. Предложение: существительное + глагол +прямое дополнение в В.п. с окончанием “у”
  5. Далее переходим к 4-х словным предложениям и формам Дат. и Пр. п., как наиболее доступным и корректным.
  6. И затем мы знакомим с формами падежей с предлогами. Начинаем с Р.П. с предлогом “у”

Нужно сказать, то мы представили существительные в ед.числе. На этом же материале мы отрабатывали мн.число (Мальчики идут), сопоставляем ед.и мн.число и вводим временные понятия: настоящее и прошедшее время (т.е. уже с первых шагов формирования фразы мы обращаем внимание на фонему как на смыслоразличительную единицу).

В нашей статье представлены игры для формирования устной речи на III и IV этапах.

Дидактическая игра “В гостях у гнома”.

Задачи: упражнять в составлении предложений, включающих в себя существительное в именительном падеже + согласованный глагол + прямое дополнение (существительное в винительном падеже с окончанием – У).

Оборудование: домик (плоскостной или объёмный), гномик, круг с липучками, изображения животных: медведь, корова, кошка, белка, собака, коза, заяц, лиса; тарелочки (цветные кружки на липучках) с изображением малины, травы, шишки, косточки, капусты, морковки, рыбы, мышки. (См. Рисунок 1)

Ход игры

– Стоит в лесу тесовый дом,
А в нём живёт весёлый гном.
Откройся дом тесовый,
Пусть выйдет гном весёлый (Логопед с ребёнком “выводят” гнома, рассматривают его, придумывают ему имя)

– Скучно гному одному, он часто приглашает к себе гостей.

Играет он с зайчишками,
И с маленькими мишками,
С кукушками – болтушками,
И с мышками – норушками.

Вот и сегодня он пригласил к себе в гости друзей и посадил за большой стол. (Раскладывает с ребёнком картинки вокруг круга с липучками)

Кого позвал гном? (Логопед берёт изображение одного животного, проговаривает предложение)

– Гном позвал козу. (Ребёнок по данному образцу формирует фразы)

– Гном позвал лису (и т.д.)

Гном поставил для всех угощение. (Рассматривают “тарелочки” с едой) Кто поможет ему расставить тарелочки с едой? Только нужно не ошибиться, каждому гостю поставить его любимое блюдо. Давай вспомним, кто что любит. Что любит лиса? Коза? …

– Лиса любит рыбу.

– Коза любит капусту. И т.д. – рассказывает про каждого животного. И на круг прикрепляет соответствующую тарелочку с едой напротив картинки с животным.

В конце занятия ребёнок и логопед благодарят гнома за игру.

Дидактическая игра “Семья”

Цель: Активировать словарь детей по теме “Семья”, закреплять в речи использование предложных конструкций в форме творительного падежа; развивать логическое мышление, зрительное внимание.

Оборудование: карточки с изображением членов семей, карточки с изображением различных предметов. (См. Рисунок 2, 3, 4, 5, 6)

Ход игры

Перед игроками раскладываются карточки с изображением членов семьи, логопед предлагает установить родственные связи между ними, логопед задает вопросы –
Чем папа работает?

Например: Папа пилит бревно пилой.
Папа рубит дрова топором.
Папа забивает гвозди молотком.

Ребенок подбирает подходящие предметные картинки, ориентируясь на логику, проговаривает предложения.

Например: Дочка рисует красками.
Мама шьет иголкой.
– Мама гладит утюгом.
– Мама чистит одежду щеткой.

Дидактическая игра “В гостях у НАФ-НАФА”

Цель: Учить строить предложные конструкции, используя существительные в форме творительного падежа, активизировать словарь детей, формировать связную речь. (См. Рисунок 7, 8)

Ход игры

Участникам предлагается игровая ситуация: “Наф-Наф встречает гостей – разных животных”. Участники игры объясняют, чем Наф-Наф угостит друзей.

Дидактическая игра “Лото”

Цель: Продолжать закреплять образование форм творительного падежа, развивать зрительное внимание, логическое мышление. (Рисунок 9,10)

Ход игры:

Участникам предлагаются предметные картинки, которые делятся на две группы, ребенок подбирает недостающую смысловую пару. Например: Чем открывают замок? Чем мальчик моет руки?

Дидактическая игра “Что кому?”

Цель: формирование фразы следующей структуры — существительное в именительном падеже + согласованный глагол + два зависимых от глагола существительных (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа)

Оборудование: картонная коробка с тремя прозрачными кармашками на откидной крышке; два набора карточек с предметными картинками (1 – персонажи, 2 – предметы ближайшего окружения) (Рисунок 11, 12, 13)

Ход игры

Орг. момент. – Любишь ли ты дарить подарки? Давай поможем нашим героям выбрать подарки или угощение для близких и друзей.

  • Кому папа купил цветы? (Папа купил цветы маме.)

Выбираем картинки (папа, цветы, мама) и последовательно расставляем в кармашки. Предлагаем ребенку еще раз проговорить фразу.

Далее – выбираем следующий персонаж и помогаем ребенку выстроить фразу с помощью наводящих вопросов.

Следующий этап — предлагаем ребенку самостоятельно воспроизвести весь алгоритм упражнения с персонажами по его выбору.

Дидактическая игра “Что бывает?” (предмет и его действие)

Цель: формирование фразы следующей структуры – существительное в именительном падеже + глагол настоящего времени в единственном числе.

Оборудование: два картонных круга, скреплённых между собой в центре и вращающихся относительно друг друга в противоположном направлении – нижний круг с предметными картинками, расположенными по периметру; верхний круг с вырезанным круглым окошечком и прозрачным кармашком, расположенным справа от окошка; коробка из двух ячеек с карточками схематичных изображений действий, расположенными в левой ячейке. (Рисунок 14, 15, 16, 17)

Ход игры

Игра предполагает предварительную подготовку детей — знакомство со схематичным изображением действий.

Орг. момент. – Предлагаем ребенку прокрутить круг и рассмотреть в окошке все предметные картинки. Затем выбираем из левой ячейки карточку-действие и располагаем в кармашке на круге. Вращая круг, выбираем в окошке тот предмет, который может совершать этот действие. Проговариваем фразу, например: “Девочка бежит”.

Далее предлагаем ребенку самостоятельно вращать круг и выбрать все подходящие к этому действию предметы, проговаривая соответствующую фразу. Отработанную карточку-действие располагаем в правой ячейке коробочки.

Затем предлагаем ребенку выбрать из левой ячейки карточку-действие и продолжить весь алгоритм игры самостоятельно.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 27.03.2015 2015-03-27

Статья просмотрена: 4226 раз

Библиографическое описание:

Баранова, Н. А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых / Н. А. Баранова, Т. В. Гугуман, В. Ф. Попова, О. Г. Романенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 731-734. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16681/ (дата обращения: 07.01.2021).

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.

А как это сделать? Вот в этом вопросе и заключается задача воспитателя. Воспитатель, учитывая психологические особенности ребенка; используя разные формы и методы, разрабатывает занятия, проводит экскурсии, беседы; подбирает подходящий иллюстрационный материал; знакомит с правилами сюжетно — ролевых игр; использует в своей работе литературный материал; загадки, стихи, пословицы, а также привлекает к этой работе родителей.

В ходе НОД повышаем уровень развития детей, систематизируем и обобщаем знания детей по теме: «Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых», совершенствую умение находить отличительные черты той или иной профессии, упражняю в умении находить предметы труда, который нужен для данной профессии, формируем умение обобщать и выделять главное. Развиваем у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности — речь, память, внимание, воображение, восприятие. Воспитываем уважение к профессиональной деятельности взрослых, прививаю любовь и заботливое отношение к людям труда, вызываю желание помогать, оказывать помощь близким. Проводим НОД в игровой форме.

Читайте также:  Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и конструированию

Большое значение в своей воспитательной работе придаем знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Во время экскурсий в медицинский кабинет, дети узнали, что в нем хранятся — бинты, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в медицинском кабинете. А из беседы с медсестрой детского сада дети узнали, чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок. Что форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.

На прачечной дети проявили активность в диалоге, интерес к профессии, узнали: какие машины стирают, отжимают и сушат белье. Где хранится чистое белье. Чем гладят белье, что прачка стирает, гладит, сушит.

Во время общения с людьми разных профессий, дети обратили внимание на их форму, рассуждали. В ходе наблюдения за конкретными трудовыми действиями помощника воспитателя старались раскрыть детям цель и мотив её деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя необходимость. Например, столы не накрыты — нельзя обедать. О сервировке столов позаботится помощник воспитателя. Таким образом, мотив труда, его значимость раскрывали через осознание детьми их собственных потребностей. Внимание детей направляли на получение результата труда.

Отбор предметов труда осуществляли на глазах детей, предлагая малышам выполнить элементарные трудовые поручения — расставить на столы хлебницы, салфетницы. Это давало нам возможность поставить дошкольников в субъектную позицию, сделать из пассивных наблюдателей активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого.

Беседуя с поваром, дети узнали, что:

– повару для работы нужны: нож, кастрюли, сковородки, мясорубка;

– форма одежды повара: белый халат, обязательный головной убор.

В утренние и вечерние часы проводили с детьми индивидуальные и групповые беседы: «Почему болят зубы?», «Мы — помощники в группе», «Как овощи попадают в детский сад?» и др. Дети рассказывали, где работают их родители, какие продукты покупают с мамой в магазине и т. д.

Для усиления эмоционального воздействия на детей использовали детскую художественную литературу, произведения К.Чуковский «Айболит»; А.Барто «Кораблик», «Грузовик»; Б.Заходер «Портниха», «Строители», «Шофер», пословицы и поговорки о труде: «Без труда — не вытащить и рыбку из пруда», «Сделал дело, гуляй смело», «Любишь с горки кататься — люби и саночки возить» и др.

Достижение желаемого результата в работе с детьми, по ознакомлению с трудом взрослых, невозможно без участия родителей. Мы попросили родителей, чтоб они сходили с детьми в парикмахерскую. Из беседы с парикмахером они узнали:

– парикмахеру для работы нужны: ножницы, фен, лак, расческа, краска для волос.

– парикмахер делает стрижки, прически.

Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид. Дали задание родителям, чтоб они придумали и обыграли дома игру с предметом — заместителем. Многие родители откликнулись на нашу просьбу. В течение года родители оказывали помощь в приобретении игрушек и развивающих игр, участвовали в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Играя в дидактические игры, с детьми закрепляли вид деятельности, орудия труда, специальную одежду; расширили кругозор и активизировали речь, развивали наблюдательность и логические способности. Так, играя в игру «Чьи вещи?» дети определяли вид деятельности по орудиям труда и профессиональным принадлежностям. В игре «Профессии» просили малышей рассказать о конкретном применении данного предмета, например: градусник нужен доктору, чтобы измерить температуру пациента (больного); плита необходима повару, чтобы готовить на ней пищу и т. д. При этом побуждали детей говорить полными предложениями, помогали им дополнительными вопросами, учили правильно строить ответ. Для решения дидактической задачи — знакомство с профессиями взрослых, нами используются такие игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди — дети выбирают из множества разнообразных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке — игрушечные — кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

При помощи настольно-печатных игр устанавливали связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?”, «Что нужно парикмахеру?”, «Что есть в магазине», и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами. В игре «Отгадай, какую картинку спрятали?” Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи — знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

Полученные представления дети отражали в сюжетно — ролевых играх на бытовую тематику: «Семья», «Больница», «Детский сад» и др. Конкретный образ обогащал игру и помогал детям отразить в ней свои представления о конкретном человеке, отношение к нему, вызывал желание подражать ему. Сюжетно — ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял.

Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, милиционера, не смогут разыграть роль милиционера. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

– получения сведений о профессиях от родителей;

– воспитателей детского сада;

– от сверстников и детей старшего возраста;

– из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

– приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.).

Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает большой эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики и девочки.

Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают засиживания ребят на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации.

В целом, игра оказывает свое познавательное и воспитательное влияние на ребенка на всем своем протяжении: от возникновения желания поиграть и до после игрового периода.

Одна из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного «тонуса» игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжится при понижении интереса ребят.

В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психолого-физические особенности дошкольников.

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000.- 128с.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974.-192с.

3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56–63.

5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.

6. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№ 10.- с. 64–69.

Педагогическая статья на тему “Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях

Содержимое публикации

Первое знакомство ребёнка с богатым и разнообразным миром профессий происходит в дошкольном возрасте. Очень важно подвести детей к пониманию того, что труд почётен и необходим для каждого человека, и каждая работа является нужной и важной. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает весь дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Накоплению ярких эмоциональных впечатлений способствуют целенаправленные наблюдения, экскурсии, знакомящие детей с трудом взрослых, чтение детской художественной литературы, энциклопедий. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь.

Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

Трудолюбие К.Д. Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.

Для формирования у старших дошкольников представлений о профессиях необходимо:

Создание развивающей среды, необходимой для реализации поставленной задачи. Необходимо познакомить детей с термином «профессия». Им необходимо понять, что профессия –это дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Объяснить детям, что профессии нужно специально обучаться, что у каждой профессии есть свои инструменты. Однако, при ознакомлении с определенной профессией ребенку еще трудно понять некоторые элементы профессиональной деятельности. Данную проблему можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций, наблюдений. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы впоследствии на основе полученного материала ребенок мог анализировать более осмысленно трудовую деятельность взрослого.

Экскурсии, целевые прогулки «Профессии наших мам», «Все работы хороши», «Продавец» и др.).

Совместно-самостоятельная деятельность – совместный труд детей и взрослых (помощь дворнику, совместная деятельность воспитателя и мл. воспитателя и детей), экскурсии по саду (к медсестре, прачке и др.),

Непосредственно образовательная деятельность с обязательным включением предварительной беседы или рассказа по данной профессии. Например: НОД «Ознакомление с предметным и социальным окружением» («Петрушка идёт трудиться», «Петрушка идёт рисовать», «Наша армия», «Замечательный врач» и др.).

Дидактические игры («Кем быть» 5-6 лет, «Все работы хороши, выбирай на вкус» 6-7 лет; а также «Кому это нужно?», «Выбираем работу», «Назови профессию», «Исправь ошибку», «Кто где работает?», «Угадай профессию» и др. сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Детский сад», «На стройке», и др.), игры-драматизации, театрализованные игры пальчиковые игры).

Стихи, загадки, поговорки, пословицы, динамические паузы, игровые ситуации, считалочки, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, картинок чтение худ. литературы (неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака – пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С. Михалкова «А что у вас?» старшая, средняя группа и для подготовительной – Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», В. Маяковский «Кем быть?».

Возьмём, например, знакомство с трудом младшего воспитателя:

– Беседа на тему: «Что вы знаете о труде мл. воспитателя».

– Рассматривание иллюстраций о труде помощника воспитателя.

Читайте также:  Использование соленого теста на логопедических занятиях - Презентация

– Чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники», И. Деемьянов «Я теперь большая», А. Кузнецова «Кто умеет», Е. Груданов «Наша нянечка».

– Д/и: «Что нужно для работы помощника воспитателя?», «Кому что нужно для работы?», «Оденем куклу на прогулку».

Очень важно не просто знакомить ребенка с профессиями, а рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие, чтобы на ранних ступенях развития выявить склонность детей к разным видам деятельности и обеспечить реализацию интересов и развитие индивидуальности ребёнка.

Нужно подвести детей к пониманию того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества: лечит больных – доктор, красивая стрижка – парикмахер, новый дом – строитель и т.д. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все полученные знания дети отражают в игре.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. А ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества.

Картотека авторских образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями

  • 100 – летний почин добровольного труда. Субботники. (1)
  • Родительские собрания (1)
  • Безопасность (10)
  • Планы мероприятий (5)
  • Занятия по теме: “Права ребенка” (2)

Картотека авторских образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями

Картотека авторских образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями

Халдыгероева Т.З., высшая кв. категория

Дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, – единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.

Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально- эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, в магазин дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращают внимание на их форму, рассуждают о том, что нужно продавцу, повару – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть его.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

  1. «Разговор о профессиях».

Цель: познакомить детей с профессиями прошлого и настоящего, диагностика представлений детей о труде взрослых.

Вводная часть Мотивация.

Основная часть Беседа о профессиях прошлого.

Итог Обобщение знаний.

Воспитатель говорит детям, что она нашла необычную палочку (показывает). Предполагает, что она может быть волшебной. Спрашивает у детей: – Как вы думаете, может быть эта палочка волшебной? (высказывания детей) Воспитатель предлагает с помощью волшебной палочки перенестись в прошлое.

Есть такая игра «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…» …В старину профессий было мало, и все они вместе с царём могли поместиться на одном крыльце. С тех давних пор сохранились письма и книги. Вот какие профессии в них называют: стрелок, повар, хлебник. Портной, садовник, псарь, трубник, мельник, огородник, плотник, купец. Как вы думаете, чем занимались люди этих профессий? В старину люди гордились мастерством. В древних городах улицы часто называли по названиям профессий: Оружейные, Кузнецкие, Мясницкие.

Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других. Любой профессии надо учиться. В каждом деле есть свои правила. В каждой профессии есть свои инструменты.

Какие вы знаете профессии? По названию каждой профессии ребёнку предлагается рассказать: Какими орудиями труда пользуется человек данной профессии? Что делает этот человек?

Просмотр презентации «Когда ты станешь взрослым».

  1. «Труд в природе».

Цель: познакомить детей с профессией садовод, формировать положительное отношение к труду, трудовые умения и навыки, учить играть в творческие игры.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, как средство развития речи

Речевое развитие представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи – общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря. В организованной деятельности эта работа проводится на занятиях в процессе ознакомления детей с трудом взрослых. Основная их цель – ввести в речь дошкольников названия предметов, профессий, некоторых свойств, процессов, трудовых качеств и действий.

Когда старшие дошкольники знакомятся с профессиями взрослых, происходит обогащение их словарного запаса. На занятиях воспитатель может использовать методы рассмотрения и обследования предметов.

Среди приемов наиболее распространенными могут быть лексические упражнения.

1. Подбор эпитетов к предмету предполагает названия предмета, объекта, например, к слову повар старшие дошкольники выбирают эпитеты – еда, вкусно, тарелка, чашка, кастрюля и т.д.

2. Определение предмета (объекта) эпитетами. Воспитатель предлагает детям отгадать объект по такой характеристике: пища, продукты, рецепты, блюдо. Дети отгадывают – это повар.

В составлении таких загадок участвуют и сами дети, подбирая слова, определяющие предмет (объект), действие (глаголы). Агроном что делает? (сеет зерно, ячмень и овес и т.д.).

3. Лексическое упражнение после наблюдения:

– Правда, что комбайн пашет землю? (Нет!) А что?

– Правда, что агроном печет хлеб? (Нет!) А кто?

– Правда, что тракторист мелет муку? (Нет!) А кто?

– Правда, что хлеб варят? (Нет!) А что делают?

Дидактический рассказ ребенка предусматривает вставки пропущенных слов, употребление детьми разных частей речи. Воспитатель проговаривает предложение, в котором отсутствуют отдельные части, поощряет детей закончить его, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и тому подобное.

Например: чтобы подготовить поле для посева зернышек, нужно вспахать (землю) плугом, забороновать и сделать землю пушистой. Земля должна быть влажной и (прогретой) солнцем. Тогда (агроном) выходит в поле. Когда (зернышко) попадает в землю происходит настоящее чудо.

Если дети осознают смысл каждой фразы, воспитатель применяет наглядность, хорошо знакомые и интересные предметы или объекты. После таких упражнений дети начинают активно работать на занятиях.

Лексическая работа, которую проводит воспитатель, направлена на систематизацию знаний лексического поля вокруг отдельного слова, способствует обогащению словаря старшего дошкольника.

Лексические игры на подбор слов с заданным словом, по смыслу и, наоборот, отбор нужного слова по названным словам направленные на реализацию именно таких задач.

Например, три этажа, стены, фундамент, подъезд, двери, окна. Что это? – (ответ: дом).

Лексическое развитие ребенка происходит не только путем пополнения словарного запаса. В процессе познавательной, игровой деятельности, уточняются представления детей о труде взрослых, тех или иных трудовых понятий, углубляется понимание ребенком слов и их смысловых оттенков.

Значительная роль в этом процессе принадлежит специально организованной лексической игровой работе.

Например, дидактическая игра «Узнай колосок».

На доске вывешиваются картинки с колосьями, дети обследовав натуральные колосья, должны по картинке узнать их, назвать и найти сходство и различие.

Или, дидактическая игра «Повар».

Игровое задание: отгадать название блюда и подобрать к нему посуду.

Рассмотреть карточки с изображениями продуктов питания и посудой.

Найти продукты и посуду для этого блюда.

Выложить на отдельном столе.

Кто первый найдет и выложит посуду, сразу же поднимает руку.

Результат: победит тот, кто первый выложит посуду и блюдо на столе и сможет назвать их.

Эффективный прием развития речи у детей в процессе их ознакомления с трудом взрослых это командные соревнования. Воспитатель предлагает детям объединиться в команды. Каждая команда на большом листе бумаги рисует все, что можно назвать, например, словами стройка. После, дети сравнивают свои рисунки, называя значения слов. Чтобы помочь детям вспомнить значение слов, воспитатель использует загадки.

Формирование лексической компетентности предполагает обогащение словаря детей образными выражениями, взятыми из художественных текстов, – поговорок, фразеологических оборотов, метафор, эпитетов, сравнений. В старшем дошкольном возрасте активный словарь детей пополняется новыми фразеологизмами, пословицами и поговорками о труде взрослых. Например, дважды лета не бывает; что посеешь, то и пожнешь; что утром не сделаешь, того вечером не догонишь и т д.

Когда старшие дошкольники знакомятся с профессиями взрослых, развивается грамматика, артикуляционный аппарат, мелкая и общая моторика, фонематический слух.

Например, в процессе игры. Игра «Чей улов больше».

Берем физкультурный обруч, в середине раскладываем различные картинки.

Даем следующее задание.

Первому – собрать картинки, где есть звук [ш].

Второму – картинки, где есть звук [с].

Третьему – собрать картинки, где есть звук [з] и т.д.

Правильные речевые навыки могут закрепляться в различных ситуациях (диалогах c детьми о труде взрослых, разговорах по телефону, пересказах, беседе по картинке).

Или, следующее задание.

Ребенку предлагается послушать предложения и ответить на вопросы:

1) Если бочку сделали из дуба, какая это бочка, как ее можно назвать?

2) Если дом построили из кирпича, какой это дом, как его можно назвать?

3) Если кораблик сделали из бумаги, какой это кораблик, как его можно назвать?

4) Если варенье сварили из малины, какое это варенье, как его можно назвать?

5) Если ложку сделали из серебра, какая это ложка, как ее можно назвать?

Таким образом, во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулках, экскурсиях, в развлечениях воспитатель осуществляет работу по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых и тем самым, закрепляя правильные речевые навыки у детей. При этом практикуется частая смена видов деятельности, переключение внимание ребенка c одной формы работы на другую в связи с быстрым развитием утомляемости у старших дошкольников.

В процессе ознакомления с профессиями взрослых, развивается связная речь.
Она занимает важное место в общении, отражает логику мышления, умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Связная речь является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эмоционального развития ребенка.

Это может происходить в процессе диалога.

Например: «Сказка о хлебе» (во время рассказа сказки демонстрируются на картинках).

Воспитатель одевает платок и фартук и выступает в роли бабушки:

– Ребята, я принесла вам книжку с интересной сказкой, возможно она вам подскажет, как выращивают хлеб. Послушайте, пожалуйста.

– Бежит волк. Увидел человека и говорит:

– Не ешь меня, – говорит человек, – я тебя угощу хлебом.

Волк хлеб съел и говорит:

– Ну и вкусный хлеб!

– А потом и спрашивает:

– А где ты его взял?

– Где взял? Землю вспахал (демонстрация рисунка).

– Нет, потом посеял рожь (демонстрация рисунка).

– И уже имеешь хлеб?

– Нет. Подождал, пока рожь взошла, выросла, созрела (демонстрация рисунков). Потом я ее выжал, смолотил, намолол муки, замесил тесто и тогда испек хлеб.

– Что вкусный хлеб, то вкусный, – сказал волк. – Да сколько же сделать всего надо!

– Ты прав, – ответил человек. – Хлопот много. Но, как в народе говорят: «Без труда нет плода».

Далее следует обсуждение сказки.

Воспитатель: Понравился волку хлеб? Как вы об этом догадались? Что узнал волк о выращивании хлеба? (ответы детей).

– О какой профессии вы сегодня узнали (агроном).

– Какие профессии земледельцев вы еще знаете? (трактористы, мельники, пекари).

Или, например, в процессе следующего задания.

Ребенку предлагается внимательно послушать пары слов, которые будет называть воспитатель, и объяснить, почему он их произносит вместе.

  • хлеб – хлебница,
  • сахар – сахарница,
  • корм – кормушка,
  • велосипед – велосипедист.

Ребенку предлагается закончить предложение:

Хлеб хранят в хлебнице, а масло в …. Двор убирает дворник, а за садом ухаживает…… Сапожник чинит сапоги, а часовщик – … и т.д.

Итак, знакомясь с трудом взрослых, педагог может сформировать словарь ребенка старшего дошкольного возраста, выделяя ключевые понятия, вокруг которых разворачивается познавательная деятельность детей, направляя их внимание на осмысление значения этих слов, формируя соответствующее лексическое и грамматическое поле.

Ссылка на основную публикацию