Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня

Игры для формирования произносительных и речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР I уровня (вторая часть)

Разделы: Логопедия

Мы представляем вашему вниманию небольшую часть работы логопедов округа “Центральный – Зеленая Роща” Советского района города Красноярска.

В округе с логопедическими группами 6 детских садов, в них работают 12 логопедов. В этой статье представлены игры, составленные Шкирко Мариной Викторовной, Бруновой Ольгой Григорьевной, Архангельской Инной Валерьевной, Крицкой Эльвирой Сергеевной, Качан Еленой Александровной, Смоленчук Еленой Семёновной.

Последние 4 года мы работаем над проблемой формирования речи у неговорящих детей.

Актуальность этой проблемы вызвана тем, что таких детей в наших группах становиться больше, а системного дидактического материала, особенно на тот период, практически не было. Поэтому, опираясь на работы Кузьминой, Рождественской, Мастюковой, Жуковой, Филичевой мы попытались выстроить определенную систему и создать дидактический материал.

Вышеназванные авторы предлагают проводить работу по формированию устной речи при ее недоразвитии поэтапно и выделяют следующие этапы:

I этап – однословное предложение. Предложения из аморфных слов – корней.

Основная задача логопедического воздействия: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширять объем понимания речи.

II этап – первые формы слов. Основная задача логопедического воздействия: формирование первых форм слов.

Составлением дидактического материала для этих 2-х этапов мы занимались первые 2 года. Тема нашего округа звучала так: “Формирование произносительных и речевых навыков у детей с ОНР I уровня”.

Нами были составлены конспекты занятий по вызыванию звуков и звукокомплексов у неговорящих детей, где мы опирались на последовательность звуков в соответствии с онтогенезом. Для этих же целей было подготовлено музыкальное приложение “Логопедические распевки”. А также в продолжение работы – дидактический материал в 2-х альбомах. Хочется особо подчеркнуть, что при составлении этого дидактического материала мы подбирали слова так, чтобы одновременно отработать и правильную слоговую структуру слов в соответствии с классификацией работы над слоговой структурой. Также, учитывая трудности формирования самостоятельной речи у неговорящих детей, для вызывания интереса у детей, эмоциональной заинтересованности, в конспекты занятий были включены речедвигательные и звукоподражательные упражнения – несколько вариантов (так называемая “Фонетическая ритмика”).

Такова была наша работа над I и II этапом. И логическим продолжением явилось выход на III и IV этапы формирования устной речи. Это работа над структурой простого предложения, также с одновременным продолжением отработки слоговой структуры слов.

Дидактический материал мы стали составлять от простого двусоставного предложения (Мама идет). И далее работали в таком порядке:

  1. Сущ. (И.п.) + гл.
  2. Далее идет возвратная форма, мы ее не взяли, т.к. Жукова дает эту форму для развития импрессивной речи, т.е. для различия и понимания.
  3. Затем идет знакомство с Винительной формой падежа, т.к. она близка к форме И.П. и является наиболее легкой по сравнению с другими – (с прямым дополнением)
  4. Предложение: существительное + глагол +прямое дополнение в В.п. с окончанием “у”
  5. Далее переходим к 4-х словным предложениям и формам Дат. и Пр. п., как наиболее доступным и корректным.
  6. И затем мы знакомим с формами падежей с предлогами. Начинаем с Р.П. с предлогом “у”

Нужно сказать, то мы представили существительные в ед.числе. На этом же материале мы отрабатывали мн.число (Мальчики идут), сопоставляем ед.и мн.число и вводим временные понятия: настоящее и прошедшее время (т.е. уже с первых шагов формирования фразы мы обращаем внимание на фонему как на смыслоразличительную единицу).

В нашей статье представлены игры для формирования устной речи на III и IV этапах.

Дидактическая игра “В гостях у гнома”.

Задачи: упражнять в составлении предложений, включающих в себя существительное в именительном падеже + согласованный глагол + прямое дополнение (существительное в винительном падеже с окончанием – У).

Оборудование: домик (плоскостной или объёмный), гномик, круг с липучками, изображения животных: медведь, корова, кошка, белка, собака, коза, заяц, лиса; тарелочки (цветные кружки на липучках) с изображением малины, травы, шишки, косточки, капусты, морковки, рыбы, мышки. (См. Рисунок 1)

Ход игры

– Стоит в лесу тесовый дом,
А в нём живёт весёлый гном.
Откройся дом тесовый,
Пусть выйдет гном весёлый (Логопед с ребёнком “выводят” гнома, рассматривают его, придумывают ему имя)

– Скучно гному одному, он часто приглашает к себе гостей.

Играет он с зайчишками,
И с маленькими мишками,
С кукушками – болтушками,
И с мышками – норушками.

Вот и сегодня он пригласил к себе в гости друзей и посадил за большой стол. (Раскладывает с ребёнком картинки вокруг круга с липучками)

Кого позвал гном? (Логопед берёт изображение одного животного, проговаривает предложение)

– Гном позвал козу. (Ребёнок по данному образцу формирует фразы)

– Гном позвал лису (и т.д.)

Гном поставил для всех угощение. (Рассматривают “тарелочки” с едой) Кто поможет ему расставить тарелочки с едой? Только нужно не ошибиться, каждому гостю поставить его любимое блюдо. Давай вспомним, кто что любит. Что любит лиса? Коза? …

– Лиса любит рыбу.

– Коза любит капусту. И т.д. – рассказывает про каждого животного. И на круг прикрепляет соответствующую тарелочку с едой напротив картинки с животным.

В конце занятия ребёнок и логопед благодарят гнома за игру.

Дидактическая игра “Семья”

Цель: Активировать словарь детей по теме “Семья”, закреплять в речи использование предложных конструкций в форме творительного падежа; развивать логическое мышление, зрительное внимание.

Оборудование: карточки с изображением членов семей, карточки с изображением различных предметов. (См. Рисунок 2, 3, 4, 5, 6)

Ход игры

Перед игроками раскладываются карточки с изображением членов семьи, логопед предлагает установить родственные связи между ними, логопед задает вопросы –
Чем папа работает?

Например: Папа пилит бревно пилой.
Папа рубит дрова топором.
Папа забивает гвозди молотком.

Ребенок подбирает подходящие предметные картинки, ориентируясь на логику, проговаривает предложения.

Например: Дочка рисует красками.
Мама шьет иголкой.
– Мама гладит утюгом.
– Мама чистит одежду щеткой.

Дидактическая игра “В гостях у НАФ-НАФА”

Цель: Учить строить предложные конструкции, используя существительные в форме творительного падежа, активизировать словарь детей, формировать связную речь. (См. Рисунок 7, 8)

Ход игры

Участникам предлагается игровая ситуация: “Наф-Наф встречает гостей – разных животных”. Участники игры объясняют, чем Наф-Наф угостит друзей.

Дидактическая игра “Лото”

Цель: Продолжать закреплять образование форм творительного падежа, развивать зрительное внимание, логическое мышление. (Рисунок 9,10)

Ход игры:

Участникам предлагаются предметные картинки, которые делятся на две группы, ребенок подбирает недостающую смысловую пару. Например: Чем открывают замок? Чем мальчик моет руки?

Дидактическая игра “Что кому?”

Цель: формирование фразы следующей структуры — существительное в именительном падеже + согласованный глагол + два зависимых от глагола существительных (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа)

Оборудование: картонная коробка с тремя прозрачными кармашками на откидной крышке; два набора карточек с предметными картинками (1 – персонажи, 2 – предметы ближайшего окружения) (Рисунок 11, 12, 13)

Ход игры

Орг. момент. – Любишь ли ты дарить подарки? Давай поможем нашим героям выбрать подарки или угощение для близких и друзей.

  • Кому папа купил цветы? (Папа купил цветы маме.)

Выбираем картинки (папа, цветы, мама) и последовательно расставляем в кармашки. Предлагаем ребенку еще раз проговорить фразу.

Далее – выбираем следующий персонаж и помогаем ребенку выстроить фразу с помощью наводящих вопросов.

Следующий этап — предлагаем ребенку самостоятельно воспроизвести весь алгоритм упражнения с персонажами по его выбору.

Дидактическая игра “Что бывает?” (предмет и его действие)

Цель: формирование фразы следующей структуры – существительное в именительном падеже + глагол настоящего времени в единственном числе.

Оборудование: два картонных круга, скреплённых между собой в центре и вращающихся относительно друг друга в противоположном направлении – нижний круг с предметными картинками, расположенными по периметру; верхний круг с вырезанным круглым окошечком и прозрачным кармашком, расположенным справа от окошка; коробка из двух ячеек с карточками схематичных изображений действий, расположенными в левой ячейке. (Рисунок 14, 15, 16, 17)

Ход игры

Игра предполагает предварительную подготовку детей — знакомство со схематичным изображением действий.

Орг. момент. – Предлагаем ребенку прокрутить круг и рассмотреть в окошке все предметные картинки. Затем выбираем из левой ячейки карточку-действие и располагаем в кармашке на круге. Вращая круг, выбираем в окошке тот предмет, который может совершать этот действие. Проговариваем фразу, например: “Девочка бежит”.

Далее предлагаем ребенку самостоятельно вращать круг и выбрать все подходящие к этому действию предметы, проговаривая соответствующую фразу. Отработанную карточку-действие располагаем в правой ячейке коробочки.

Затем предлагаем ребенку выбрать из левой ячейки карточку-действие и продолжить весь алгоритм игры самостоятельно.

Общее недоразвитие речи и её коррекция через игры.

С каждым годом растет число детей с отклонением развития речи. На сегодняшний день самую многочисленную группу составляют дети с общим недоразвитие речи

В логопедии под общим недоразвитием речи детей (ОНР) понимается такая форма аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).

Данная статья предложена для того, чтобы в игровой форме развить речь первоклассников.

Просмотр содержимого документа
«общее недоразвитие речи и её коррекция через игры. »

ОНР и её коррекция через игры.

С каждым годом растет число детей с отклонением развития речи. На сегодняшний день самую многочисленную группу составляют дети с общим недоразвитие речи

В логопедии под общим недоразвитием речи детей (ОНР) понимается такая форма аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности: более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам); речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена; ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли; речь детей с ОНР является малопонятной. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения (1-й уровень речевого развития) до развернутой речи с отдельными элементами недоразвития (3-й уровень речевого развития).

Общее недоразвитие речи третьего уровня характеризуется:

♦ Наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. «Из тубы дым тойбы, потамуто хойдно» из трубы дым валит столбом потому что холодно.
♦ Существенным затруднением в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными. «Нет количная палка» нет коричневой палки.
♦ Несформированностью словообразовательной деятельности. «Ковечик» коврик, «кланщик» крановщик.
♦ Неточным пониманием и употреблением обобщающих понятий. Вместо одежда «пальты» вместо посуды «миски».
♦ Незнанием названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения, например частей тела: локоть, переносица, ноздри, веки; наименование профессий: машинист. Балерина, плотник.
♦Специфическим своеобразием связной речи (нарушением последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, нарушение временных и причинно-следственных связей).
♦ Трудностью воспроизведения слов с разной слоговой структурой и звуконаполняемостью.
♦Неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.

Причины возникновения недоразвития речи различны.

Наиболее частыми являются заболевания, перенесенные матерью во время беременности, токсикоз; асфиксия, травмы, полученные во время родов; заболевания центральной нервной системы и травмы, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Выделяют следующие виды логопедических занятий:

♦ Формирование словарного запаса
♦ Формирование грамматически правильной речи
♦ Формирование связной речи
♦ Формирование звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Основные задачи коррекционной работы:

1. Формирование произносительной стороны речи.

2. Развитие понимания речи и лексико-грамматических категорий.

3. Формирование самостоятельной развернутой связанной речи.

4. Овладение элементарными навыками письма и чтения.

Развитие речи у детей с ОНР через дидактические игры.

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

Предлагаем вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем сообщаем, что сейчас будем рассказывать об игрушке, не называя её. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка.

Вначале следует указывать на 1—2 признака, постепенно их число увеличивают до трёх-четырёх.

«КТО ИНТЕРЕСНЕЕ ПРИДУМАЕТ»

Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Оборудование. Флажки, значки.

Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

«ЧТО НАПУТАЛ НЕЗНАЙКА?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает о щенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У щенка красный нос и большие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.

«КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ»

Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».

Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.

«КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель: подбирать определения к предмету, явлению.

Взрослый называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — тёплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, синее.
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, весёлая, грустная.
Мяч — резиновый, круглый, большой, красный.
Дом — деревянный, кирпичный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.

Читайте также:  Синонимы, их использование в речи - конспект логопедического занятия

Цель: называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.

Предлагаем детям ряд заданий:

1.По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки. «Круглое, сладкое, румяное — что это?».

2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?) – . белый, сладкий; снег – . лимон – ….

Цель: давать описание картины, используя образные слова и выражения.

Взрослый размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные или по лексическим темам) и организует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребёнок в чём-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.

Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения.

У каждого игрока на столе картинка, перевёрнутая изображением вниз.

Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберёт сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.

Цель: развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.

Взрослый выбирает одного-двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду, и какие действия в произведении за ним последуют, получит право загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.

Цель: выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты.

Игровое правило: выигрывает тот, кто больше заметит и назовёт сказочных выражений, образных слов.

Взрослый говорит примерно следующее: «Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко можно отличить от авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова». После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой.

Цель: систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия качеств, предметов, действий.

Ребёнок задумывает слово, которое все знают, но не называет его, а только рассказывает, что оно обозначает, т. е. какой предмет, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это за слово, например:
он пушистый, лакает молоко, мурлыкает (котёнок);
он красивый, голосистый, кукарекает (петух);
она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка);
она оранжевая, длинная, вкусная, сочная (морковка);
оно белое, плывёт по небу (облако).

«КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ?»

Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает: зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки;
широким — река, дорога, лента, бульвар, улица;
новым — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель;
маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик;
вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт;
пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса;
холодным — чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот;
высоким — дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура;
круглым — стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор.

Цель: использовать в речи глаголы в неопределённой форме, конструкции сложноподчинённого предложения.

Материал: картинки с изображениями предметов (реальные предметы), которыми пользуются при умывании, одевании и т. д. (мыло, зубная щётка, щётка для ногтей, полотенце, зубная паста, заколка, лента для волос, ножницы, ваза, поднос, кружки, ложки, тарелки, носки, ботинки и т. д.), кукла.

Детей знакомят с куклой. Рассматривают с ними картинки (предметы), называют. Далее кукла показывает картинки по одной, а дети, не называя их, говорят, для чего нужен тот или иной предмет (чтобы чистить зубы, чтобы мыть руки, чтобы причёсываться и т. д.). В дальнейшем кто-то из детей (с завязанными или закрытыми глазами) отгадывает предмет по его функции и называет его.

«ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ»

Цель: развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства).

Для этой игры можно использовать сказки Джанни Родари из цикла «Сказки, у которых 3 конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль», «Хитрый Буратино» и другие.

Познакомив детей со сказкой, взрослый обращает их внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с этой сказкой. Предлагает послушать три варианта концовки и выбрать тот, который больше понравится, или придумать свою концовку и нарисовать к ней рисунки. Можно предложить детям придумать весёлую, печальную или поучительную концовку.

Завершить игру можно выставкой рисунков и детским рассказыванием.

«НАРИСУЕМ КАРТИНУ СЛОВАМИ»

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно предложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

Сочиненные детьми сказки можно оформить в маленькие книжечки, в которых дети могут самостоятельно или с помощью родителей нарисовать иллюстрации.

«Я НАЧНУ, А ВЫ ПРОДОЛЖИТЕ»

(По рассказу Н. Носова «На горке»)

Подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.

Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребёнок должен закончить предложение, используя образные обороты речи.

Был ясный морозный день, снег на солнце . (сверкал, искрился, переливался, блестел).
Миша сел на санки и помчался с горы . (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).
Санки перевернулись, и мальчик . (шлёпнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).
Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился . (не покладая рук, без устали, в поте лица).

Цель: знакомиться с фразеологизмами.

Взрослый называет фразеологизмы (одна нога здесь, другая там; сгореть со стыда; ворон считать; морочить голову и др.).

Задаёт вопросы типа: Что означает это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать? Предлагает подобрать картинку, которая подходит к тому или иному выражению. (Картинки, отражающие переносное и буквальное значение фразеологизмов, подбираются заранее.)

Цель: осваивать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.

Взрослый говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребёнок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например:

— Что значит «растёт не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению.

Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову; ахнуть не успел; летит как угорелый; зарубить на носу; надуть губы.

Цель: знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки.

Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу весёлых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы:
—«Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеётесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать?
— «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно?
— «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как нужно сказать?
— «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу». Всё ли здесь правильно? Как нужно сказать?

«ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРЯТ»

Цель: знакомиться с фразеологизмами.

Взрослый обращается к детям:

— Давайте вдумаемся, почему так говорят. Например, о неожиданном говорят «как гром среди ясного неба». Если человек видит, что будет дождь, гроза, какую он ждёт погоду? (Дождливую.) А когда ясное небо, то какую погоду ждут? (Ясную, солнечную.) Если же случается что-то неожиданное, чего совсем не ждут, то так и говорят: как гром среди ясного неба.

— Попробуйте объяснить, почему так говорят: дрожит как осиновый лист. Не кленовый, не березовый, а осиновый. Вспомните, когда так говорят.

— Когда вам будут встречаться интересные выражения, старайтесь задумываться не только о том, что они означают, но и почему так говорят.

«О ЧЁМ ГОВОРИТ ПОСЛОВИЦА»

После беседы о значении какой-нибудь пословицы взрослый предлагает детям придумать небольшой рассказ или сказку, в котором кто-то из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрацию к пословице. Это упражнение рекомендуется использовать на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики»; «Трусливому зайке и пенёк—волк»; «Не рой яму другому, сам в неё попадешь»; «Кто зря сердит, у того голова болит»; «Как аукнется, так и откликнется»; «Какие сани, такие и сами»; «Одна пчела много мёда не наносит» и др.

Развитие речи от 3 до 7 лет

Комплекс упражнений по развитию речи для детей с ОНР III уровня, рекомендуемых родителям для домашних занятий.

Донскова Н.В., учитель-логопед МБОУ МСОШ №16.

Лексическая тема: “Осень. Деревья.”

  1. Выучить слова: осень, небо, дождь, ветер, дерево, листья, береза, сосна, ель, дуб, клен, рябина, высокий, низкий, зеленый, красный, желтый, разноцветные, старый, молодой, хмурое, пасмурное, дует, падает, льют, моросит, срывает.
  2. Игра “Один – много”.

Дерево-деревья, ветка-ветки, дождь-дожди, ветер-ветра, лист-листья, береза-березы, сосна-сосны, дуб-дубы, клен-клены, рябина-рябины, туча-тучи.

Повтори рассказ-описание об осени.

Наступила осень. Небо стало пасмурным и серым. Дует сильный ветер. Идут холодные дожди. Листья на деревьях желтые, красные, зеленые. Пожелтела трава. Птицы улетели на юг.

Игра “Чей листочек?”

У березы-березовый, у дуба-дубовый, у клена-кленовый, у рябины-рябиновый.

Вдруг закрыли небо тучи, Разведет повсюду слякоть.

Начал капать дождь колючий. Грязь и лужи на дороге,

Долго дождик будет плакать, Поднимай повыше ноги.

Лексическая тема: “Овощи”

  1. Выучить слова: овощи, картофель, капуста, помидор, свекла, репа, редис, лук, чеснок, кабачок, огурец, вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый, длинный- короткий, толстый-тонкий, гладкий-шершавый, растут, убирать, сажать, готовить, варить, жарить, солить, резать.
  2. Игра “Назови ласково”.

Помидор-помидорчик, огурец-огурчик, морковь-морковка, лук-лучок, репа-репка, редис-редиска.

Игра “Доскажи словечко”. Сравнить по форме.

Огурец овальный, а помидор ….Морковка треугольная, а лук …. Свекла круглая, а кабачок ….

Сравнить на ощупь.

Огурец шершавый, а кабачок …. Картофель твердый, а помидор ….

Игра “Что лишнее?”

Огурец, кабачок, капуста, морковка .( по цвету) Капуста, помидор, лук, огурец . (по форме) Репа, чеснок, яблоко , огурец. (фрукт)

Составить рассказ-описание по образцу . Овощ выбираете любой.

Это огурец. Это овощ. Огурец растет в огороде. Он овальный, зеленый, шершавый, сочный. Огурцы солят в банках.

  • Отгадай загадки. Одну выучить наизусть .
  • Я важный и сочный. У меня красные щечки. (помидор)

    За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

    На ощупь – гладкая, на вкус – как сахар сладкая. (морковь)

    На грядке длинный и зеленый, а в банке желтый и соленый. (огурец)

    Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

    Кто любит щи – меня в них ищи. (капуста)

    Сочинить свою загадку. Родители записывают в тетрадь.

    Лексическая тема: “Фрукты”


      Выучить слова: фрукты, яблоко, груша, апельсин, банан, виноград, лимон, слива, персик, круглый, овальный, сладкий, кислый, сочный, крупный, мелкий, желтый, красный, зеленый, оранжевый, растет, зреет, мыть,

    резать, варить, собирать.

    Красное яблоко-красные яблоки, зеленая груша-зеленые груши, желтый банан- желтые бананы, оранжевый апельсин-оранжевые апельсины, кислый лимон-кислые лимоны, сладкий персик-сладкие персики.

    Игра “Магазин “Соки”.

    Я куплю сок из яблок – яблочный сок. Я куплю сок из груш – грушевый сок. Я куплю сок из апельсинов – апельсиновый сок. Я куплю сок из персиков – персиковый сок. Я куплю сок из слив – сливовый сок. Я куплю сок из фруктов – фруктовый сок.

    Расскажи о своем любимом фрукте по образцу.

    Это яблоко. Это фрукт. Оно растет на дереве. Яблоко зеленое, круглое, гладкое, сладкое. Из яблок варят яблочное варенье.

    На носочки я встаю, С яблочком бегу домой,

    Яблочко я достаю, Мамочке подарок мой!

    Лексическая тема: “Грибы. Ягоды.”

    1. Выучить слова: грибы, ножка, шляпка, подберезовик, подосиновик, белый гриб, мухомор, поганка, лисичка, опята, ягоды, малина, земляника, черника, брусника, крыжовник, смородина, лесные, садовые, ядовитые, съедобные, вкусные, сладкий-кислый, тонкий-толстый, высокий-низкий, твердый-мягкий, овальный, круглый, сорвать, жарить, варить, кушать.
    2. Игра “Один-много”.

    Гриб-грибы, шляпа-шляпы, ножка-ножки, стебель-стебли, корень-корни, листик-листики, лисичка-лисички, мухомор-мухоморы, поганка-поганки, подберезовик-подберезовики, подосиновик-подосиновики, ягода-ягоды, корзинка-корзинки.

    Гриб-грибочек, ягода-ягодка, шляпа-шляпка, нога-ножка, лист-листик, корень-корешок, стебель-стебелек, малина-малинка, черника-черничка, земляника-земляничка.

    Варим варенье из малины, варенье какое? (малиновое)

    Варенье из черники-черничное. Варенье из земляники-земляничное. Варенье из брусники-брусничное. Варенье из смородины-смородиновое.

    Взрослый читает текст 2 раза.

    Маша и Саша пошли в лес. Саша несет корзинку. Маша собирает опята, лисички. Дети собрали полную корзину грибов.

    Задает вопросы по тексту: Как зовут детей? Куда они пошли? Что несет Саша? Что собирает Маша? Чего дети много собрали? ( Ответы полными предложениями.)

    Взрослый 1 раз читает текст. Ребенок пересказывает весь рассказ.

    Игра “ Скажи наоборот”.

    Крупный-мелкий, твердый-мягкий, сладкий-кислый, тонкий-толстый.

    Выучить пальчиковую гимнастику.

    1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять. Разгибаем из кулака по одному пальчику, шевелим ими.

    Этот пальчик гриб сорвал, Загибаем большой пальчик.

    Этот пальчик чистить стал, Загибаем указательный пальчик.

    Этот резал, этот ел, Загибаем средний, безымянный.

    Ну, а этот лишь смотрел. Шевелим мизинцем, не загибая его.

  • Выучить стихотворение. ( Или договорить последнее слово строки).
  • За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

    Спелых ягод наберем, наберем.

    Солнышко высоко, а в лесу тропинка.

    Сладкая ты моя, ягодка – малинка.

    Лексическая тема: “Одежда”

    1. Выучить слова : шорты, футболка, майка, трусы, носки, брюки, кофта, свитер, платье, юбка, куртка, шарф, варежки, перчатки, пальто, шуба, одежда, теплая, зимняя, летняя, одевать, снимать, стирать, гладить, складывать, убирать.
    2. Игра “Одень гномика ”.

    Трусы – трусики, носки – носочки, брюки – брючки, кофта – кофточка, юбка – юбочка, шарф – шарфик.

    Игра “Один – много”.

    Футболка – футболки, майка – майки, носок – носки, кофта – кофты, юбка – юбки, куртка – куртки, шарф – шарфы, шуба – шубы.

    Игра “Купим одежду для девочки”, “Купим одежду для мальчика”.

    Назвать, что одевают девочки, а что мальчики.

    Чья куртка? (Моя). Слова по теме, смотрите задание 2.(предметы)

    Составить рассказ – описание об одежде.

    Например: Это детская куртка. Она теплая, красная. У куртки есть капюшон, рукава, карманы, замок. Ее одевают в прохладную погоду.

    Я рубашку сшила мишке, Надо к ним карман пришить

    Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития

    НАДЕЖДА ПОЛИКАРПОВА
    Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития

    – уточнить артикуляцию и характеристику звука (л);

    – автоматизировать звук (л) в слогах, в словах;

    – расширять, активизировать словарь по теме;

    Коррекционно-развивающие:

    развивать фонематический слух и восприятие;

    развивать внимание, память, речь;

    – продолжать развивать органы артикуляции, четкость и плавность артикуляционных движений.

    развитие общей моторики, координация речи с двжением

    – воспитывать правильность, красоту речи;

    – формировать и развивать эстетические качества;

    – формировать интерес к коррекционным занятиям.

    Оборудование: предметные картинки, птичка, зеркально-песочная панель, колобок (мягкая игрушка, счетные палочки, зеркально-песочная панель, фотографии колобка.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    У нас сегодня радостный день, потому что к нам пришли гости. Однако один гость задерживается. Он много путешествовал и решил заглянуть к нам, а кто это – угадай:

    Не лежалось на окошке,

    Покатился по дорожке….

    – Конечно, это Колобок. Он очень хочет посмотреть, как мы занимаемся? Покажем?

    – А чтоб у нас все хорошо получалось, мы сделаем зарядку.

    2. Артикуляционная гимнастика (выполняется перед зеркалом)

    • Улыбка (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы)

    • Накажем непослушный язычок (улыбнуться, пошлепать по языку губами, покусать кончик языка губами, движения чередовать)

    • Блинчик (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удержать на счет до 5)

    • Пароход гудит (улыбнуться, открыть рот, под счет до 5 с напряжением произнести «ы-ы-ы….»)

    • Поймаем мышку (улыбнуться, приоткрыть рот, произнести «а-а-а….» и прикусить широкий кончик языка («поймать» мышку за хвостик)

    • 3. Звуковая разминка (на зеркально-песочном панели)

    Мы научились правильно произносить звук [л]. Поможем Колобку пройти по дорожке. Рисуя указательным пальчиком дорожку, произносим отчетливо Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л.

    – Когда Колобок бежал по лесу, наступая на опавшие веточки и шишки, слышалось:

    4. Тебе колобок дарит свою фотографию и просит внимательно послушать слова, которые мы с ним назовем. Если услышишь в этих словах звук [л], то подними фотографию Колобка.

    (кабачок, лук, свекла, капуста, бананы, яблоко, баклажаны,морковь)

    5. По дороге в наш детский сад, колобок заглянул в магазин, и вот что он там увидел на стеллажах.

    – Скажи, пожалуйста, что находится между яблоком и луком?

    – Что находится над яблоком?

    – Что находится под луком?

    – Что находится над?

    – Что находится под юлой и над вилкой?

    – Что находится на нижней полке? Молодец!

    6. Физ. минутка. Говорили мы, учились

    И, конечно, утомились.

    Нужно нам сейчас подняться

    И немножечко размяться.

    Упражнение «Дождик» (повторить 2-3раза)

    Капля раз, (дети прыгают на носочках, руки на поясе)

    Капля два, (делают еще один прыжок)

    Очень медленно сперва, (делают четыре прыжка)

    А потом, потом, потом (делают восемь прыжков)

    Все бегом, бегом, бегом (бегут на месте)

    Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны.)

    От дождя себя укрыли (смыкают руки над головой полукругом)

    7. Колобок приготовил загадку.

    Я землю копала ничуть не устала

    А кто со мной копал, то и устал.

    – Конечно, это лопата. Давай попробуем из палочек выложить такую же лопату, как у Колобка.

    – Посчитай, сколько у нас получилось лопат:

    (Одна лопата, 2 лопаты, 3 лопаты).

    8. Колобок со своими друзьями очень любит играть в игру «Скажи наоборот». Давайте попробуем. Не забывай отвечать полным предложением, и правильно произносить звук [л]. А помогут нам картинки.

    У березы ствол тонкий, а у дуба….

    Суп горячий, а мороженое…

    Собака сытая, а волк….

    Воздушный шар легкий, а гиря….

    Великан сильный, Дюймовочка…

    Настенька добрая, а Марфуша…

    9. Расскажем нашим гостям и Колобку чистоговорку, в которых правильно произносим звук [л].

    Мила шла, шла, шла,

    Села поела и опять пошла.

    – Колобок для тебя, нарисовал зашумленные картинки, а задание он придумал не простое. Нужно найти картинку со звуком [л] и только ее раскрасить. Это задание ты полнишь в группе.

    – Нам с Колобком ты очень понравился. Был активным, внимательным, отвечал полными ответами и очень старался правильно произносить звук [л].

    Но вот с Колобком нам прощаться пора!

    За знанья, старанья, уменья тебе от него угощенье!

    А какое? Отгадай?

    Колобок висит все лето среди зеленых веток

    Ударит гулко оземь, когда наступит осень.

    Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р]. Вежливые слова» ЦЕЛЬ: – продолжать учить правильному произношению звука [Р] в словах, предложениях, стихотворном тексте; – закрепить умение образовывать.

    Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Р] «В гостях у куклы Раи» Тема: ” В гостях у куклы Раи” Цель: – закрепление произношения звука р o – автоматизация звука р изолированно, в слогах, словах и в предложении.

    Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [С] с ребёнком старшей группы Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [с] в слогах и словах с ребёнком старшей группы : «Волшебная ниточка». Цели:.

    Индивидуальное логопедическое занятие по альтернативной коммуникации с применением МаКаТон I. Вводная часть 1. Организация начала занятия Посмотри, сколько гостей сегодня к нам пришло на занятие, давай со всеми поздороваемся.

    Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

    Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком с ФФНР по автоматизация звука [Р] «Прогулка с Дружком» Тема. «Автоматизация звука Р» Цели: Коррекционно- образовательная: – уточнение артикуляции и характеристики звука «Р», – автоматизация.

    Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья с использованием песочной терапии Цель: Автоматизация звука [с] в слогах и словах Задачи: • Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с] • Продолжать формировать.

    Индивидуальное логопедическое занятие «Зоочас» Тема: автоматизация [Р], [Р’] В словах и в предложениях. Цель: Автоматизировать [Р], [Р`] словах и в предложениях, совершенствовать фонематический.

    Индивидуальное логопедическое занятия «Автоматизация звука [Ш]» для старшего возраста ОНР 3 уровня Цель – автоматизация звука [Ш] в словах, коротких фразах. Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять звук [Ш] в словах и коротких.

    Повышение уровня речевого развития детей через театрализованные игры (статья плюс конспект занятия). Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 54 Семинар- практикум «Повышение уровня речевого.

    Логопедические занятия для детей 4-5 лет

    Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.

    Вот какова характеристика ребенка данного возраста:

    1. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и «Р», иногда звук «Л», которые ребенок еще может плохо выговаривать
    2. У ребенка в лексиконе должен быть достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5-7 слов.
    3. Ребенок должен уметь употреблять слова в единственном и множественном числе.
    4. Малыш должен уметь описывать какой-либо предмет, указывая на его качества.
    5. Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.
    6. Ребенок должен быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

    Если ребенок не умеет делать чего-то из указанного выше, ему будет полезно посещать логопедические занятия. Они будут направлены на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие воздушной струи и, конечно, коррекцию нарушения звукопроизношения.

    В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.

    Логопедические занятия дома

    На помощь мамам приходит различная литература.

    Одним из пособий, которым можно воспользоваться дома, является «Логопедические домашние задания для детей с ОНР для 5-7 лет» Теремковой Н.Э. Эти задания можно предлагать ребенку и не достигшему возраста 5 лет.

    Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с 3-х летнего возраста.

    Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:

    • Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
    • Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
    • Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
    • Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» – ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
    • Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого – после завтрака и после дневного сна.
    • Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
    • Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).

    Этапы домашних занятий

    Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:

    • Пальчиковая гимнастика.
    • Гимнастика для органов артикуляции.
    • Игры на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику.
    • Развитие речи, пополнение словарного запаса.

    Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.

    Гимнастика для пальчиков

    Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.

    Родители, занимаясь пальчиковой гимнастикой со своим малышом, должны не просто просить выполнить какие-либо действия, а разучивать и повторять с ребенком недлинные стишки, поговорки, песенки.

    Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.

    В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:

    • поглаживание одной ладонью другую;
    • массаж пальчиков одной руки другой рукой;
    • совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
    • совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.

    Огромную пользу несет игра с «волшебным мешочком», в который мама насыпает крупу. В каждом мешочке может быть как крупа одного вида, так и разного. Обычно используется гречневая крупа, горох, фасоль, рис.

    Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.

    Основные упражнения показаны в этом видео:

    Артикуляционная гимнастика

    Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.

    Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.

    Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.

    Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.

    Среди упражнений можно выделить следующие:

    • на развитие и укрепление мышц языка;
    • на развитие и укрепление мышц губ;
    • на развитие и укрепление мышц щек;

    Вот некоторые из этих упражнений:

    «Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.

    «Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.

    «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя. ».

    «Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.

    «Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.

    «Часики – тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.

    «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).

    «Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» – поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.

    Выполнять упражнения лучше не просто по требованию. Заинтересуйте малыша. Предложите ему совершить путешествие в волшебную страну, где главный герой – язычок. Пофантазируйте вместе, и эти занятия принесут много пользы ребенку.

    Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.

    Основные упражнения показаны в следующих видео.


    Развитие фонематического слуха

    Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.

    Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.

    Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:

    • Угадать, какой предмет звенит. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, которые могут издавать звук. Показывает, как они звенят. Затем прячет за спиной предмет, издающий звук (барабан, ложка, бокал), и просит ребенка угадать, что звенит.
    • Угадай, где звук. Взрослый за спиной ребенка перемещается по комнате и звенит колокольчиком в разных местах. Ребенок должен рукой показать место, в котором он слышит звон.
    • Подражание звукам, которые издают животные. Для выполнения этого упражнения желательно использовать сюжетные и предметные картинки. Можно рассмотреть зверюшку, обсудить, как и где она обитает. И произнести звук, который она издает. (Лягушка, пчела, кошка и т.д.)
    • Подражание бытовым звукам. Упражнение основано на повторении звуков, которые мы слышим от разных предметов. (капает вода: КАП-КАП, едет поезд: ТУ-ТУ и т.д.)

    Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку. Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться. Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах.

    Развитие речи

    Работа по развитию речи ребенка включает два направления:

    1. Словарная работа, где ребенок уточняет представление об окружающем мире предметов и явлений, взаимоотношениях людей.
    2. Развитие грамматического строя языка – ребенок учится употреблять слова в правильной форме, грамотно составлять предложения.

    Словарная работа решает следующие задачи:

    • уточнение понимания имеющихся в лексиконе ребенка слов;
    • обогащение лексикона новыми словами;
    • формирования навыков использования новых слов в самостоятельной речи.

    Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.

    Хочется порекомендовать для использования на домашних занятиях по развитию речи демонстрационный материал, разработанный авторами Ольгой Громовой и Галиной Соломатиной. Он представлен картинками с четкими и яркими иллюстрациями, которые будут понятны и интересны детям.

    Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.

    Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.

    Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.

    Чтение сказок должно сопровождаться показом ярких иллюстраций. Хорошо подкрепить прочитанное красивым мультфильмом. Это углубит впечатление от сказки.

    В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.

    Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.

    Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.

    Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.

    Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.

    Не забывайте, ребенок растет и совсем скоро пойдет в первый класс. И от того, насколько будет сформирована его речь, зависит успешность обучения в школе. Период от 4 до 7 лет – наиболее благоприятный для развития и коррекции речи.

    Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.

    Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.


    Рабочая программа для детей с ОНР (III уровень)

    Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, устанавливаемых в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

    В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями:

    Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.–М.: Просвещение,2009;

    Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991;

    Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

    Эти программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада.

    Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

    Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

    Характеристика детей с III уровнем развития речи.

    Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бéйка мóтлит и не узнáйа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы́ дым тойбы́, потаму́та хóйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» — аквариум, «таталли́ст» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод, «задигáйка» — зажигалка).

    Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с я́сика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лези́т под сту́ла» — коробка лежит под стулом, «нет коли́чная пáлка» — нет коричневой палки, «пи́сит ламáстел, кáсит лу́чком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лóжит от тóя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

    Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «клю́чит свет», «виноградник» — «он сáдит», «печник» — «пéчка» и т. п.).

    Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»).

    В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания . изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — дóмник», «палки для лыж — пáлные), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («трактори́л — тракторист, чи́тик — читатель, абрикóснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенóй, свицóй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горóхвый», «меховой — мéхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

    Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты́», «кóфнички» — кофточки, «мебель» — «разные стóлы», «посуда» — «ми́ски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк» ) и т. п.

    Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался» ).

    Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.

    Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.

    Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

    В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации ( «неневи́к» — снеговик, «хихии́ст» — хоккеист), антиципации ( «астóбус» — автобус), добавление лишних звуков ( «мендвéдъ» — медведь), усечение слогов ( «мисанéл» — милиционер, «ваправóт» — водопровод), перестановка слогов ( «вóкрик» — коврик, «восóлики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной ( «корáбыль» — корабль, «тыравá» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.

    Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

    Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки, развивать лексико-грамматические средства языка, связную речь.

    Задачи программы развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка; произносительной стороны речи; самостоятельной развернутой фразовой речи;

    1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

    Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНРIII ур.р. разделено на 3 периода обучения:

    I период – сентябрь–ноябрь, 11 недель, 29 занятий –3 занятия в неделю.

    II период –декабрь–март, 18 недель,46 занятий – 3 занятия в неделю.

    III период –апрель–май, 9 недель, 24 занятия –3 занятия в неделю.

    Всего 99 занятий в год.

    Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная.

    Цель подгрупповых занятий: развитие понимания лексико-грамматичес-ких средств языка; развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

    Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

    Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека, периодичность занятий – 3 раза в неделю.

    Цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др.

    На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

    Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

    Направления коррекционно-развивающей работы:

    формирование полноценных произносительных навыков;

    развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

    развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

    обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования;

    воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

    развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

    Учебно-тематический план коррекционно-развивающей программы:

    Подготовка к овладению

    Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи.

    Читайте также:  Логопедическая зарядка по теме (Моя квартира)
    Ссылка на основную публикацию