Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и конструированию

Конспект интегрированной ОД по развитию речи и конструированию «Вместе весело шагать»

Елена Аникина
Конспект интегрированной ОД по развитию речи и конструированию «Вместе весело шагать»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и конструированию совместно с родителями и детьми старшего дошкольного возраста

«Вместе весело шагать!»

Подготовили: учитель-логопед Аникина Е. В. ;учитель-логопед Вербенко М. Б.

Возрастная группа: старшая, подготовительная

Цель: Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обучающие задачи: обучать детей ведению диалога: задавать и отвечать на вопросы, высказывать свое мнение; уточнить, расширить и активизировать глагольный словарь и словарь качественных прилагательных; совершенствовать грамматический строй речи; обучать детей конструировать по образцу.

2. Развивающие задачи: развивать связную речь детей; развивать словесно-логическое мышление; мелкую и крупную моторику детей; развивать межполушарные связи.

3. Воспитательные задачи: формировать творческие способности детей; воспитывать любовь к художественной литературе; формировать интерактивные умения. Форма совместной деятельности: интегрированная ОД.

Форма организации: подгрупповая, проведение мастер-класса для родителей. Интеграция областей: («Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»).

Используемые технологии: интервьюирование, коррекция лексико-грамматического строя речи, ИКТ, игровая, проблемно-диалогическая, мнемотехника, пальчиковый тренинг.

Методический демонстрационный инструментарий (средства):

наглядные – фотографии

мультимедийные – презентация по теме

литературные – сказка В. Сутеева «Кораблик»

музыкальные – отрывки из песен «Кораблик», «Пчелка», «Неразлучные друзья», фоновая музыка

оборудование – проектор, CD – проигрыватель, материал для проведения интервью: микрофон, бейсболка, опорные картинки, клей, фотографии; конструкторы, детские строительные каски, разноцветные кристаллики, обручи для подвижной игры, игра «Да-нет», фонарики.

Раздаточный материал: фонарики, кристаллики, детские строительные каски, клей, конструкторы.

Активизация словаря: Словарная работа по теме: дружба, друзья, подруги, дружить, вместе.

Ход ОД:

1. Визитки групп

Логопед: Здравствуйте, уважаемые гости и родители! Мы очень рады видеть вас. Представляем Вам наши команды: группа «Кораблик» и группа «Пчелки» Дети старшей группы заходят в кабинет под музыкальное сопровождение «Кораблик», выполняют логоритмические упражнения, проговаривают девиз группы: Друг за друга мы горой, Таков обычай наш морской, Каждое утро улыбкой встречай! Если товарищ в беде выручай! Дети подготовительной группы входят под музыкальное сопровождение «Пчелка», выполняют логоритмические упражнения, проговаривают девиз группы: Весело в группе нам жить, Любим учится, играть и дружить!

2. Приветствие

Логопед: -Дети, у нас гости: педагоги и ваши родители! Поздоровайтесь с ними. Хором: «Здравствуйте!» Логопед: – Мы предлагаем вам не соревноваться, а подружиться! Узнать о том, что такое дружба, какими должны быть друзья. Нам помогут ваши родители. Начинаем игру! Игра «Да-нет» (у детей пособие «ладошки», которые растягиваются по типу гармошки: на одной стороне –утверждающий «смайлик», а на другой – отрицающий «смайлик»)

Логопед: – У наших гостей вопросы, у вас – «ладошки». Внимательно слушай вопрос, если ответ «да» – показывайте смайлик «да», если ответ на вопрос «нет» – смайлик «нет». Вопросы (6-7 вопросов у родителей и гостей) Потренируемся: Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде бросит? Вопрос: (у родителей распечатаны карточки с вопросами, родители начинают игру).

-Друг в беде поможет? (да)

-Друг лишнего попросит? (нет)

– Дружба –это счастье? (да)

– Дружба – это весело играть? (да)

– Дружба – это ссоры и драки? (нет)

-Дружба – это вместе делать добрые дела? (да)

– Дружба – это уметь мириться? (да)

– Дружба – это отбирать игрушки? (нет)

– Дружба – это взаимопомощь? (да)

Дети складывают «ладошки» в коробку. Логопед в это время проводит мастеркласс, как можно провести эту игру дома, используя различные предметы (показ – фонарик, куколка, сердечко и т. д.)

3. Презентации

Логопед предлагает детям сесть на стульчики и посмотреть презентацию, которую подготовили родители с детьми. Презентация «О дружбе» (ребенок приглашает маму/папу, они выходят вместе и объясняют задания слайда, ребенок задаёт вопросы по слайду, дети отвечают на них, логопед контролирует ответы детей)

Логопед : – Я предлагаю вам посмотреть презентацию, которую подготовили дети и родители старшей группы «Кораблик». На каждом слайде – задание, будьте внимательны!

1. На слайде фотографии с конкурса чтецов, размещены буквы Д, Р, У, Ж, Б, А Мама Максима рассказывает, что она была на конкурсе чтецов, коротко делиться впечатлениями, показывает фотографии (фон, на котором размещены буквы) Максим дает задание:

– Группа «Кораблик» – назовите буквы на слайде. (Дети старшей группы называют)

– Группа «Пчелка», соберите из букв слово! (Дети собирают слово «дружба»)

Логопед благодарит маму и ребенка.

2 слайд «С кем можно дружить?» (Алена с папой) Алена задает вопрос: «С кем могут дружить дети?» На слайде изображены мальчики, только девочки – подруги, взрослый и ребенок, ребенок и собака, девочки и мальчики.

3 слайд (безопасность) Алеша с мамой На слайде различные ситуации:

Алеша: – Что вы будете делать, если к вам подойдет человек, скажет, что он друг и предложит вам пойти с ним?

– Незнакомец позвонил в дверь, что вы будете делать?

– Незнакомец звонит по телефону и расспрашивает о вашей семье. Что вы будете делать?

Логопед обращается к родителям и гостям – В этом году наши дети участвовали во Всероссийском марафоне «По страницам любимых книг» Костя с мамой подготовили следующий слайд.

4. На слайде иллюстрация к сказке «Кораблик» В. Сутеева. Костя с мамой

Костя: – Что строили мышонок, цыплёнок, муравей и жучок?

– Куда они поплыли?

-Кого не взяли в путешествие и почему?

Вывод (мама): Кораблик строили вместе, дружно! Вместе поплыли в путешествие.

4. Интервью

Логопед: – Дети, чтобы сделать что-то хорошее, нужно трудиться вместе с друзьями! Я предлагаю вам написать статью в газету о нашем садике! Согласны? У нас в гостях журналисты! (родители в ролях журналиста, фотографа, редактора, курьера). Группа «Пчелка» дает интервью, группа «Кораблик» создает статью фоторепортаж. (У группы «Пчелка» – карточки – ответы на вопросы корреспондента)

Вопросы журналиста: – Как называется ваш садик? (Карточка – звезда)

– Чем вы занимаетесь дружно, вместе с воспитателями? (играем, занимаемся, трудимся, гуляем)

– Занимаетесь ли вы спортом? С кем вы занимаетесь физкультурой?

– Вы любите петь, танцевать? Кто вас этому учит?

– Кто развивает вашу речь?

-Вы любите свой садик и почему?

Дети относят свои схемы в редакцию. Редактор-родитель с детьми старшей группы наклеивают фотографии для репортажа. Показ таблицы, дети рассказывают по таблице текст:

– Наш садик называется «Звездочка». С нашими воспитателями и друзьями мы дружно играем, гуляем, занимаемся с воспитателями рисованием, лепкой, математикой. Татьяна Владимировна проводит с нами физкультурные упражнения. Елена Николаевна с нами поет и танцует. Елена Викторовна и Марина Борисовна развивают нашу речь. Мы любим наш садик, потому что здесь интересно и у нас много друзей.

5. Массаж рук

Логопед приглашает родителей провести с детьми пальчиковую гимнастику и массаж кистей с помощью кристаллов (у детей разноцветные кристаллы) под фоновое музыкальное сопровождение. (Проводится мастер-класс для родителей «Пальчиковый тренинг»).

6. Конструирование

Логопед: – Я предлагаю вместе потрудиться и построить замечательный город для настоящих друзей. У нас команды (дети делятся на команды по цвету кристалликов): прораб строительства и строители. Для вас приготовлены каски, для чего они нужны на строке? На столах карточки-проекты, дружно разберитесь, что нужно построить, какие у вас для стройки детали конструкторов. – 4 стола с конструкторами, родители с детьми конструируют дом, фонтан, клумбу, мост. Во время конструирования проводится мастер-класс «конструкторы для детей: плюсы и минусы».

Логопед: А сейчас защита ваших проектов. Вспомните, кто работал в оранжевых касках и выходите к своим постройкам. Защита проекта: ребенок в оранжевой каске рассказывает по мнемосхеме (что строили, из какого конструктора, для кого эта конструкция и как работала бригада).

7. Подвижная игра «Весёлые звёздочки»

Логопед: Вы отлично потрудились, а сейчас отдохнем, наша любимая игра «Веселые звёздочки». Родители держат обручи, страхуют детей. Дети пролезают по тоннелю и с папой выполняют упражнение «Звездочка». (Папа высоко поднимает ребенка на вытянутых руках).

8. Рефлексия.

Логопед проводит рефлексию в виде игры «Дружные фонарики». Если вам понравилось играть и трудиться вместе – зажгите фонарик и поднимите его высоко!

9. Дети, мы говорили о дружбе! Иметь друзей очень важно для каждого человека. Я уверенна, что родители обязательно уделят внимание формированию у своего ребенка понятий «друзья, дружба, дружить». Логопеды благодарят детей, родителей, гостей за дружную работу. Логопед предлагает детям попрощаться с гостями, делая прощальные движения фонариками.

10. Контрольный этап проводится для родителей. Родители делятся своими впечатлениями о проведении НОД.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и окружающему миру с использованием квест-технологии в младшей группе «Краски осени»

Класс: д/с

Возрастная группа: вторая младшая группа.

Цель: закрепить знание детей о цветах (красный, оранжевый, желтый),участвовать в экспериментальной деятельности (получить оранжевый цвет из желтой и красной краски, активизировать словарь (названия цветов, осень).

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».

Задачи:

  • развивать внимание, логическое мышление, воображение, память;
  • способствовать развитию слухового и зрительного восприятия предметов окружающего мира, умение отгадывать загадки и отвечать на вопросы педагога;
  • способствовать формированию познавательного интереса через экспериментальную деятельность, квест технологию.
  • уточнить понятия «овощи и фрукты»;
  • закрепить цвета (красный, оранжевый, желтый);
  • активизировать словарь.
  • закрепить умение получать оранжевый цвет с помощью жёлтой и красной красок.
  • воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

Формы организации коллективной деятельности: работа по подгруппам, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа.

Оборудование: презентация, письмо от осени (2 шт., изображения осеннего леса, тематические картинки: «овощи и фрукты», корзинка – 1 шт., корзинка с осенними листиками для песни, гуашевые краски (красная, желтая, оранжевая, коробка для посылки с двойным дном.

Раздаточный материал: овощи желтого цвета, муляж яблоко, палитры с краской 5-6 шт.

Предварительная работа: знакомство с понятиями овощи и фрукты, наблюдение за осенними деревьями; чтение стихотворений об осени, изготовление поделок из осенних листьев совместно с родителями, рассматривание осенних пейзажей; загадывание загадок о «овощах»; дидактические игры по теме и т.д.; экспериментальная деятельность по получению оранжевой краски, разучивание песен «Осень», танца с листочками, артикуляционная игра «Лошадка», подбор материала и изготовление атрибутов к занятию.

Структура занятия:

I. Вводная часть – 3 минуты.

  • чтение стихотворения «Осень идёт» В.Степанова;
  • сюрпризный момент
  • зачитывание письма от осени и обозначение проблемы

II. Основная часть – 10 минут.

  • беседа об осени;
  • рассматривание осеннего пейзажа и беседа о цветах осени;
  • игровое упражнение автобус Е.Железновой;
  • отгадывание загадок об овощах желтого цвета;
  • артикуляционное упражнение «Лошадка»;
  • дидактическая игра «Расскажи по плану»;
  • экспериментальная деятельность по получению оранжевой краски;
  • Песня «Осень» с листочками.

III. Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты, обобщение воспитателя;

Ход занятия

Дети заходят в зал, здороваются с гостями и сидят на стульчики.

Сюрпризный момент

Воспитатель читает стихотворение:

Осень идет.
Следом за летом осень идёт,
Желтые песни ей ветер поёт,
Красную под ноги стелет листву.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ребята кто бы это мог быть?

Заходит ребенок подготовительной группы, одетый почтальоном вносит конверт с изображением «Осени».

Воспитатель предлагает детям поздороваться: берет конверт и с удивлением обращается к ребятам:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это письмо от самой «Осени», давайте его прочитаем.Но сначала давайте поблагодарим почтальона и попрощаемся с ним! Дети говорят спасибо и прощаются, почтальон уходит.

Воспитатель достает письмо из конверта и зачитывает: «Дорогие ребята! У меня в лесу все деревья до сих пор зеленые и все животные думают, что все еще лето и поэтому не успеют приготовиться к зиме, если я не переодену деревья! Я никак не могу найти свои краски! Помогите мне! Осень».

Слайд 1. Картинка осень, деревья зеленые.

Воспитатель с грустью в голосе: Ребята, надо выручать осень и спасать животных! Поможем?

Воспитатель: Для этого нам нужно воспользоваться своими знаниями и выполнить некоторые задания. Давайте подумаем, в какие же краски надо раскрасить деревья, чтобы звери поняли, что уже пришла осень?

Воспитатель: Правильно, ребята! Я возьму корзинку, чтобы туда складывать краски.

И предлагаю, отправиться в путешествие за нужными красками сначала на автобусе.

Слайд 2. Автобус музыка Е.Железновой “Автобус”.

Дети встают в середину зала парами, один ребенок впереди у него в руках руль.

Воспитатель: Ну, вот ребята мы приехали к первому заданию.

Дети стоят перед столом номер 1.

Воспитатель: Какого цвета становятся листочки вначале осени?

Как называется осенняя пора, когда листья на всех деревьях желтые?

Воспитатель: Чтобы найти краску желтого цвета надо отгадать загадки.

Я знаю, что вы учили загадки. Пожалуйста, загадайте их, но не говорите отгадки!

Дети загадывают загадки.

Кто-то жгучим обзывает,
Кто-то сладким называет.
Но в любом случае,
В ряду специй лучших он! (Перец)

Золотые зёрнышки
Рядышком сидят.
Быстро их отварим,
Угостим ребят.
Пусть «едят от пуза»!
Ведь это — … .кукуруза

Читайте также:  Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Голова съедобная,
Цвета Солнца жёлтого,
Варят, жарят, запекают,
Даже семечки съедают! (Тыква)

Выросла она на грядке.
И тянули по порядку:
Дедка, бабка, внучка, Жучка
– Не смогли! – большая штучка!
Кошка с мышкой лишь пришли
– Сразу вытянуть смогли! (Репка)

Воспитатель: Посмотрите внимательно вокруг и найдите перц. кукурузу. тыкву. репку и принесите их мне.

Пока дети ищут, воспитатель кладет в корзинку краску желтого цвета.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

  • Все, что вы нашли как можно назвать одним словом? (овощи)
  • А где растут овощи? (на грядках в огороде)
  • Для чего люди выращивают овощи? (их едят)
  • Что можно приготовить из овощей? (суп, кашу, салат..)
  • Чем полезны овощи? (в них находятся витамины)

Овощи бывают разного цвета, а какого цвета овощи которые мы нашли?

Воспитатель смотрит в корзинку: Ой, смотрите, лежит краска, какого она цвета?

Воспитатель: Правильно! Ну что отправляемся дальше? А дальше мы поедем на лошадке.

Слайд 3. Лошадка.

Звучит композиция Е.Железновой “На лощадке”. Дети скачут и цокают язычком.

Садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, лежит мешочек, а на нем цифра 2! Это наше 2 задание!

Отгадайте, что лежит мешочке.

Слайд 3. яблочное варенье, яблочный сок, яблочная пастила

Воспитатель незаметно кладет в корзинку красную краску.

Дети смотрят на картинку на экране

Воспитатель:

  • Что вы видите на экране?
  • Из чего сварено варенье?
  • Значит, какое это варенье? яблочное
  • Из чего приготовлен сок?
  • Значит ,сок какой? яблочный
  • Из чего приготовлена пастила?
  • Значит, пастила какая? яблочная
  • Как вы думаете что в мешочке? (яблоко)

Воспитатель достает красное яблоко.

Воспитатель: Давайте расскажем о нем!

  • Это фрукт или овощ? Почему?
  • Какой оно формы? (круглое)
  • Какое оно на вкус? (сладкое)
  • А какого оно цвета? (красное)
  • Кто расскажет о яблоке какое оно? (Яблоко круглое, сладкое, красное)

Воспитатель смотрит в корзинку. Ой, а у нас красная краска появилась! И нам осталось найти еще один цвет.

Воспитатель: Пришла пора отправиться в лес. Дети встают…

Игра координация речи с движениями

Зашагали ножки топ-топ-топ! Ходьба обычным шагом друг за другом
Прямо по дорожке топ-топ-топ!
А теперь пойдем быстрей Ходьба с ускорением «топающим шагом».
Топ – топ-топ-топ-топ-топ-топ!
Ну, шагайте веселей.
Топ – топ-топ-топ-топ-топ-топ!
За Аленкой побежали, Бег друг за другом
Но нисколько не устали!

Воспитатель: Ой! Мы пришли к столу на нем цифра 3 а задания нет. Посмотрите только палитры лежат и краски красная и желтая….Что же нам делать? Ребята, как вы думаете, какую краску мы ищем? Помните, как мы получали оранжевый цвет на занятии по рисованию?

После чего воспитатель помогает детям разделиться на подгруппы, для самостоятельного получения цвета. Пока дети выполняют задание, незаметно кладёт гуашь оранжевого цвета в корзину.

Дети раскрашивают полученным оранжевым цветом заранее приготовленные листочки.

Рассматривают, что получилось у детей.

После выполнения задания, хвалит детей, достаёт из корзинки все три краски.

Отправляет их в посылке. Краску помещают в коробку с двойным дном, через некоторое время, педагог, открывает коробку и показывает, что краска исчезла и достаёт письмо от осени. Зачитывает: «Дорогие ребята, я получила от вас краски, спасибо вам большое, вы очень меня выручили и помогли животным. В благодарность я раскрасила листочки в лесу! Ваша Осень.»

Слайд 4. Осень с разноцветными листьями.

Воспитатель: посмотрите, какие красивые листочки у нас получились!

Давайте споем песенку про Осень. И покажем свои листочки гостям!

Дети встают врассыпную и поют песню «Осень».

Подведение итогов занятия. После танца, воспитатель вспоминает с детьми:

  • Понравилось вам краски искать?
  • Кто приходил к ним в гости?
  • От кого они получили письмо?
  • Какая беда приключилась?
  • В какие игры они играли и как помогли осени?
  • Молодцы, ребята, помогли осени раскрасить лес!

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию в средней группе ДОУ

ТЕМА: «Приключения Пети-Петушка»

  • закрепить знания детей о диких (зимующих) и домашних птицах;
  • закрепить умение сравнивать и находить отличия между домашними и зимующими птицами;
  • закрепить умение сравнивать и находить отличия между птицами и животными;
  • закрепить умение детей играть в речевые игры;
  • развивать связную монологическую речь детей.
  • закрепить умение детей работать с бумагой: складывать бумагу, скручивать, делать небольшие надрезы, соединять части поделки разными способами;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • развитие эстетических качеств.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации с изображением зимующих и домашних птиц; картина с изображением птичьего двора; игрушка петух большой выбор игрушек и подарков для детей можно найти на сайте https://kazan.roskokids.ru/; запись голосов птиц; цветная бумага, ножницы, клей; цветной картон для основы.

  • На занятиях и в нерегламентированное от занятий время рассматривание иллюстраций с изображением птиц и животных;
  • чтение художественной литературы и отгадывание загадок;
  • использование ИКТ на занятиях и в нерегламентированное от занятий время.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, как я рада, что вы собрались и сегодня…

(Стук в дверь и кукарекание петуха прерывают речь воспитателя).

Воспитатель: Ой, ребята! мне не послышалось, кто-то кричит?

Дети: Это петух. (Входит логопед и вносит игрушку – петуха).

Воспитатель: Здравствуй, Петя-петушок, а что ты здесь делаешь?

П.: Я гулял на птичьем дворе и услышал, как поют птицы в лесу. Но я не знаю о них ничего (грустит).

Воспитатель: Петушок, ты не грусти. Я приглашаю тебя и всех ребят на прогулку в лес, послушать голоса птиц. Пойдешь с нами? Тогда в путь.

(Дети перемещаются на ковер и присаживаются на стульчики.

Звучат голоса птиц в записи).

Воспитатель: Ребята, голос какой птицы вы слышите? Найдите среди картинок изображение той птицы, чей голос вы услышали.

(Дети называют голоса 4-5 птиц и размещают на мольберте их изображения на мольберте. Затем воспитатель дает обобщающее понятие – зимующие птицы).

Воспитатель: А теперь поговорим о том, кто помогает зимующим птицам выжить в зимние холода.

Воспитатель: Чем птицы отличаются от животных?

(Дети рассказывают о различиях птиц и животных).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы.

П.: Спасибо вам, ребята, я столько узнал о зимующих птицах. Мне пора домой, на птичий двор. А в какую же сторону мне идти, мы с вами заблудились?

Воспитатель: Петя-петушок, не грусти, ребята помогут тебе выйти из леса и найти твой дом, птичий двор.

(Дети перемещаются к доске, на которой размещена картина с изображением птичьего двора).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого мы видим на картине? Как мы назовем всех этих птиц одним словом?

Дети дают обобщающее понятие домашние птицы.

Воспитатель: Почему, ребятки, мы называем их домашними? (Дети объясняют).

Воспитатель: Чтобы Петя-петушок услышал голоса своих друзей, мы с вами будем называть домашнюю птицу и какой звук она издает:

  • курица кудахчет
  • утка крякает
  • гусь гогочет
  • петух кукарекает
  • индюк болбочет.

(Петух подходит к детям и благодарит их за то, что они показали ему путь к дому).

Воспитатель: Ребята, хозяйка этого птичьего двора наша знакомая, бабушка Маланья. Вставайте в круг, немного поиграем.

(Воспитатель и дети играют в игру «Бабушка Маланья»).

Воспитатель: Хорошо поиграли, отдохнули, а теперь я вам предлагаю смастерить самого хорошего друга нашего петушка – веселого гуся.

(Воспитатель показывает детям образец выполнения поделки, объясняет этапы и способы выполнения гуся. Дети выполняют работу воспитатели контролируют процесс и помогают детям. В завершении занятия проводится анализ детских работ и подводится итог всего занятия).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили о домашних и зимующих птицах, их различии между собой, поговорили об отличии птиц от животных, научились мастерить домашнюю птицу из бумаги. Все молодцы!

Автор: Смирнова Наталия Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ Школы № 1420 ЮВОУО г. Москва

    Наталия Николаевна 11 января 2019 1074 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Конспект занятия по развитию речи.

Содержимое публикации

Конспект ООД в средней группе с презентацией на тему: Сказки

Конспект ООД по «Речевому развитию» в средней группе. Тема: «По тропинкам любимых сказок»

Автор: Логинова Наталья Валерьевна, воспитатель МАДОУ №14 «Орешек»г.Топки

Описание материала: предлагаю вам конспект НОД с элементами ТРИЗ в средней группе «По тропинкам любимых сказок». Этот конспект направлен на закрепление знаний и умений детей в таких областях, как «Речевое развитие» и «Познавательное развития.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи: Образовательные:
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Материал к занятию: «Волшебная корзинка», в ней Колобок, рукавичка, бутылка из под молока, мягкая игрушка зайчик.
Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше).
ХОД образовательной деятельности:
I этап. Организационный
Воспитатель: Ребятки, поздоровайтесь с гостями. А теперь давайте покажем нашим гостям, как мы умеем приветствовать друг друга.
1. Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).
Здравствуй – солнце золотое,
Здравствуй – небо голубое,
Здравствуй – легкий ветерок,
Здравствуй – маленький дружок,
Здравствуй – утро,
Здравствуй – день,
Нам здороваться не лень.

II этап. Мотивационный
Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказкам. Хотите отправиться в такое путешествие? А сказки-то вы знаете? Вот я сейчас и проверю! (воспитатель задает вопросы, дети отвечают на вопросы воспитателя)
(метод «Мозговой штурм»).

– Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? (колобок)
– Кто съел козлят? (волк)
– Кто пришел в гости к медведям? (Машенька)
– В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? (Курочка Ряба)
– Что выросла «Большая – пребольшая»? (репка)
– Что случилось с ледяной избушкой? (растаяла)
– В какой сказке кот спасал петушка? (кот и дрозд)
– Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? (медведь)
Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.
III этап. Практический
Воспитатель: Садитесь на коврик, закрывайте глазки и представьте, что мы с вами летим на ковре самолете (дети садятся на ковер и закрывают глаза). А теперь открывайте глаза.

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречает сказочное солнышко.
(на экране появляется слайд с картинкой солнышко)
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся. Оно поможет нам не заблудиться в этой стране. Посмотрите, ребята, в какую же сказку привело нас солнышко?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Колобок»)
Воспитатель: Ребята, солнышко, по-моему хочет что то сказать? Пойду я послушаю. (воспитатель прикладывает ухо к экрану, имитируя разговор с солнышком)
Воспитатель: Оно говорит, что прислало нам волшебную корзинку. Где же она? Какая красивая корзинка. Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в корзинку). Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка).

Воспитатель: Это кто? (Колобок)
– А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
– А что еще бывает такое же? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

– Что случилось с Колобком? (ответы детей).
– Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)
Воспитатель: А теперь посмотрите, в какую же сказку привело нас солнышко?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Рукавичка»)
Воспитатель: Дети, а в корзинке тоже есть рукавичка.
(Воспитатель достает из корзинки рукавичку)
– А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).
– А из чего она сделана? ( из ниток, из ткани)
– А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .
– Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее).
– А кто жил в рукавичке? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке. Закрывайте глазки, я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в героев сказки.

Воспитатель:
– Кто вы сейчас? Как двигается мышка и т. д.
Воспитатель: А сейчас мы с солнышком, в какую сказку попали?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Волк и семеро козлят»)
Воспитатель: Кто здесь живет? (Коза с козлятами)
– У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро)
-Почему козлята попали в беду? (были непослушными)
– А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый).
– А какая была мама Коза? (добрая, заботливая).
-Посмотрите, что это лежит в корзинке? (молоко) А причем тут молоко?
– А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо»).
Ответы детей: ( хорошо – поест, козлятам будет молоко, плохо – оставляла козлят одних).
Воспитатель: Смотрите, а солнышко зовет нас дальше. В какую сказку мы попали?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Заюшкина избушка»)
– Что случилось с зайчиком в этой сказке? Кто его обидел?
(его лиса выгнала из дома).
– Смотрите, в корзинке сидит зайка и плачет.
– А как можно развеселить зайчика? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте построим ему новый домик.
– Подскажите зайчику из чего еще можно построить дом? (из бревен, из кирпича, из соломы, из глины и т. д. )
(метод проб и ошибок)
-А давайте мы с вами построим новый домик зайчику. У нас в группе есть кубики. Я предлагаю вам из них построить домик для зайчика (дети строят дом и поселяют туда зайчика).

Читайте также:  Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений

-Посмотри, зайка, какой мы тебе красивый дом построили. Давайте туда поселим нашего зайчика.
(Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сказку.)
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Мне с вами было очень весело и интересно. Давайте скажем спасибо солнышку и попрощаемся с ним.
Воспитатель: А теперь садитесь на ковер, мы с вами полетим домой. Закрывайте глазки и представьте, что мы с вами летим. Открывайте глаза, где мы? Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (ответы детей) . А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты и отрицательные, если таковые имелись) .

Интегрированное занятия по развитию речи и конструированию в старшей группе «В мире чудесных сказок»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сарайлинский
детский сад» Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Интегрированное занятия по развитию речи
и конструированию в старшей группе
«В мире чудесных сказок»

подготовила заведующая
Харисова Алсу Равилевна

с. Сарайлы
2013 год

Программное содержание:
1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, грамзаписи, предметам и т.д.
2. Развивать мышление, память, воображение.
3.Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
4. Учить складывать гуся способом оригами.
5. Развивать глазомер, мелкую моторику.
Оборудование:
Грамзапись к сказкам – «Водяная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; выставка книг по сказкам; мяч; пооперационная карта «Гусь»; игрушки – бабка, дед, девочка, мальчик, гусь; квадратный лист бумаги; простой карандаш на каждого ребёнка;

Ход занятия
1. Организационный момент, объявление темы:
Здравствуй, дружок!
Здравствуй, дружок!
Скорей становись со мною в кружок.
Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»
Солнцу привет!
Гостям всем привет!
– Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается! Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка .

Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка – Хаврошечка»; Коза- «Сказка о козе и баране»; Козленок- «Волк и семеро козлят»; Лошадь-«Зимовье зверей»; Поросенок – «Три поросенка»; Гусь – «Гуси лебеди»; Петух – «Заюшкина избушка»; Утка – «Болтливая утка»; Курица-«Курочка Ряба»; Баран-…; Мышь-«Саран и Юмарт»; Волк-«Теремок»; Медведь-«Маша и медведь»; Заяц-«Заяц хваста»; Кошка-«Кошкин дом»; Лиса – «Снегурушка»; Кот-«Кот, петух и лиса»; Лиса-«Лисичка со скалочкой»; Лягушка-«Лягушка путешественница». Молодцы!- Тихо садимся за стол.

2. Основная часть:
– Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
– Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
– Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).
Игра: «Узнай сказку по загадке»
– Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
** Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
**Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
**Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор . (Айболит).

Игра: «Узнай сказку по грамзаписи и назови автора»
– Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по грамзаписи.
1) – Ребята, послушайте и скажите, из какой сказки этот отрывок? – звучит грамзапись из сказки «Водяная» (Это сказка «Водяная».)
– Кто её написал? (Габдулла Тукай.)
Габдулла Тукай – в Республике Татарстан самый популярный и любимый поэт. Тукай для татарстанцев, что Пушкин для россиян – национальный великий поэт. Всю свою короткую жизнь Габдулла Тукай посвятил поэзии. Он написал много стихов, песен и сказок. Его произведения переведены на многие языки мира.
– Какие сказки этого замечательного татарского писателя вы знаете? («Сказка о козе и баране», «Шурале»)
2) – Послушайте и скажите, из какой сказки этот отрывок? – звучит грамзапись из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Это сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

– Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)
Игра: «Узнай сказку по героям»
– Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.
1. Ла, Айога, соседская девочка. (Ненецкая сказка « Айога»)
2. Золотая рыбка, старик, старуха (Сказка о рыбаке и рыбке)
3. Чудо птица, змея, мальчик, птенцы (Белорусская сказка «Храбрый
мальчик»)
4. Видек, ягненок, лесной паук, терновый куст («Кто сшил Видеку
рубашку»)
– Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки): папа, мама, гуси, дочка.
Вопросы: – Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Гуси)
– Как можно назвать остальных героев? (Люди)
– Какого героя можно ещё добавить? (Братец)
– Как называется эта сказка? (Сказка «Гуси – лебеди»)
– Что очень любят делать гуси? (Любят купаться, нырять, плавать
и летать) Молодцы!
3. Физминутка:
«В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка (дети шагают).
Стоит задом наперед (дети поворачиваются).
В той избушке есть старушка (грозят пальцем)
Бабушка Яга живет (грозят пальцем другой руки).
Нос крючком, (показывают пальчиком).
Глаза большие, (показывают очки)…….
Словно угольки горят (покачивают головой).
Ух, сердитая какая! (бег на месте).
Дыбом волосы стоят (руки вверх).

3. Продолжение работы:
Формирование навыков посадки.
Обратите внимание на свою посадку.
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

4. Изготовление гуся:
Ребята, как вы и сказали гуси любят купаться, нырять, плавать и летать. Сегодня на занятии я научу вас складывать, используя прием оригами, из бумаги- гуся.
На столе у каждого из вас: подносы, на которых лежит квадратная бумага; простой карандаш.
А сейчас внимательно посмотрите на пооперационную карту порядок выполнения работы:
• Сложить базовую форму «Воздушный змей»: согнуть квадрат по диагонали, найти середину и загнуть к ней углы квадрата.
• Отогнуть нижний треугольник наверх так, чтобы он паходил на согнутые стороны.
• Отогнуть верхний угол этого треугольника назад. Это хвост будущего гуся.
• Согнуть заготовку пополам, прогладить. Вытянуть внутрь и вверх острый угол заготовки. Это шея гуся.
• Отгнуть острый угол «шеи» так, чтобы получилась голова с клювом. Загнуть наверх нижние уголки с обеих сторон заготовки. Это будут лапки. Нарисовать глаза простым карандашом. Правда, дети, он хорош?
Пальчиковая гимнастика:
«Гуси»
Посмотрите-ка, ребята:
Вгости к нам пришли гусята!
Раз Гусенок озорник,
Он по травке тык, тык, тык!
Два! Гусенок очень смирный,
Три! Гусенок очень мирный,
Гусь четыре любит спать.
Ну а пятый очень любит
Нас за пяточки щипать!

5. Самостоятельная работа детей.

В процессе деятельности детей воспитатель поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, воспитатель оказывает помощь.
8. Подведение итогов. Создание общего панно «Прилетели гуси».
После самостоятельной работы дети рассматривают работы.
– Кого учились складывать?
– Какой приём использовали в работе?
– Найдите самого веселого гусенка? Какой гусь больше всего похож на настоящего? Есть ли грустный гусь, смешной?

7. Подведение итогов:
-Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка.

Список использованной литературы

1. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 – №5
2. Морозова Г.В. « Ознакомление с окружающим миром» – М.: «Гном»,2009.
3. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» – М.: «Новая школа», 1998.
4. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» – М.: «Планета детства», 2003.
5. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» – М.: «ВАКО», 2005.

Как мы добиваемся согласованности с родителями детей старшей группы в работе по развитию речи

Обеспечивая всестороннее и гармоничное развитие детей, мы уделяем, в частности, огромное значение речевому развитию детей, охватывая все стороны речи (произносительную сторону, словарь, грамматический строй речи, связную речь).

Сравнивая диагностику за младшую и среднюю группе (начало года), мы заметили заметное повышение речевого уровня у детей: высокий уровень повысился на 16% (на 4 человека стало больше), низкий снизился на 3 % (на 1 человека стало меньше), средний уровень снизился на 13 %, (т.к. 4 человека перешли на высокий уровень).

Этих результатов мы добились благодаря тесному взаимодействию с родителями наших воспитанников.

Мы стараемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Поскольку наиболее частыми нарушениями речи являются дефекты звукопроизношения, мы уделяем данному направлению большое внимание.

Известно, что становление речи завершается к 5-6 годам. Мы стараемся убедить родителей, что не нужно ждать, когда закончится процесс развития речи, — необходимо оказывать ему помощь до завершения этого процесса, способствуя предупреждению возможных расстройств речи.

По результатам обследования на начало года выяснилось, что 4 человека в группе имеют речь без дефектов, остальные имеют те или иные нарушения. Мы вёдём с такими детьми индивидуальную работу в разных формах.

В уголок для родителей мы поместили ширму «Артикуляционная гимнастика для трудных звуков», где представлены комплексы упражнений. Мы советуем родителям проводить гимнастику с детьми ежедневно в форме игры перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать свою артикуляцию.

Если в течении 2 – 3 месяцев звук не появится, следует обратиться к логопеду.

Затем звук необходимо вводить во фразовую речь.

В уголке для родителей у нас имеются стихи, потешки, скороговорки для закрепления произношения трудных звуков во фразовой речи.

Хочется выделить формы работы с родителями:

1. Обследуя детей, мы доводим результаты обследования до каждого родителя в индивидуальной беседе.

2. Проводя занятия, мы помещаем в уголок для родителей цели и задачи, а также даём задания на повторение и закрепление..

3. В уголке для родителей имеются консультации по разным темам: «Особенности связной речи у детей». «Обучение рассказыванию», «Нарушения звукопроизношения», «Развитие речевого голоса», «Домашняя игротека»…

4. Периодически мы устраиваем для родителей выставки дидактических игр, рекомендуем некоторые из них брать домой, давая методические рекомендации.

5. В ходе индивидуальных бесед, знакомим родителей с успехами в речевом развитии детей, как занимались на занятии.

4. Важным условием для развития речи у детей является интересная, богатая впечатлениям жизнь. Поэтому мы советуем родителям больше ходить с детьми на выставки, в музеи, на прогулки…

В группе после выходных мы устраиваем с детьми круг общения, на котором дети делятся своими впечатлениями от прошедших выходных.

Если у детей жизнь бедна и однообразна, то и речь у них развивается слабо, запас слов увеличивается медленно.

5. Необходимым условием развития речи у детей является речь взрослых, как образец для подражания. Мы не раз обращались к родителям наших воспитанников дома следить за своей речью: не говорить громко, не произносить слова, которые загрязняют нашу речь, не разговаривать с детьми «детским» языком.

6. Художественная литература является образцом литературного языка, так как писатели из огромного запаса слов отбирают наиболее точные, выразительные слова для передачи своих мыслей.

Мы знакомим родителей со списком художественной литературы, рекомендованной Программой воспитания и обучения в детском саду.

Мы советуем родителям после прочтения, беседовать с детьми, выясняя познавательную и воспитательную ценность произведения, уточняя новые слова.

7. Забота о здоровье, о состоянии нервной системы, о гигиене уха, горла, носа имеет огромное значение для развития речи ребёнка. Многие инфекционные заболевания (скарлатина, корь, свинка) дают осложнение – воспаление среднего уха, что может повести к понижению слуха, тугоухости, а это задерживает развитие речи.

Читайте также:  Презентация Автоматизация звука (Р) в словах и словосочетаниях

Мы убеждаем родителей в том, что нельзя запускать болезнь, заниматься самолечением, а своевременно обращаться в поликлинику.

Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель структурного подразделения
детский сад «Кораблик»,
г. Новокуйбышевск

Работа с родителями по развитию речи детей (доклад)

Ирина Щетинина
Работа с родителями по развитию речи детей (доклад)

«Составляющие плана совместной работы с родителями по вопросам развития речи детей»

Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, учит и развивает ребенка. Под влиянием речи у малыша совершенствуются чувства и восприятие, обогащаются знания об окружающем мире.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания.

По роду своей профессии воспитатели хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания, основные приемы организации о проведении коррекционно – развивающей работы.

Именно поэтому в группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель работы педагога не просто внести основы педагогических знаний в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывая его традиции, особенности и микроклимат.

Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно. Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи, принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей – мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи необходимо работать на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие речи детей в семье – одна из основных задач семейного воспитания. Однако некоторые родители считают, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе, и не обращают достаточного внимания на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Поэтому взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Для того, чтобы совместная работа ДУЗ и семьи была плодотворной и реально способствовала развитию речи детей, необходима специальная организация взаимодействия педагогов дошкольного заведения и семей воспитанников. Но взрослые не всегда находят нужные методы общения с ребенком, поэтому и теряется контакт между детьми и родителями.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно,образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:

• организации различных форм помощи родителям;

• содержательно-педагогической работы с ребенком;

Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

В работе с родителямицелесообразно учитывать следующие принципы:

Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.

Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.

Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение коррекционной работы в семье.

Основными формами работы с родителями являются:

общие родительские собрания;

консультации (индивидуальные и групповые);

беседы (индивидуальные и групповые);

открытые показы занятий;

подбор методической литературы в помощь родителям и т. д.

Речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей. Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания,она должна соответствовать определенным требованиям :

родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи: синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот», «Подумай и объясни» и т. д. ;

• употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания. Рекомендовать родителямдетскую художественную литературу под рубрикой :

«Прочтите своим детям» либо оформить выставку детских книг, советовать, когда и где можно употреблять «жемчужины» народной мудрости. Пословицы и поговорки – своеобразный кодекс морального поведения, в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например,во время приема пищи: «Дорога ложка к обеду», «Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись»…; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба»… и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. Со старшими детьми можно устраивать семейные вечера загадок, соревнования «Кто больше назовет пословиц» и т. д.

Родителям, которые не знакомы с чудесной книгой К. И. Чуковского «От 2 до 5» посоветовать ее прочитать. Ведь в каждой семье, где есть дети, взрослые нередко наблюдают, как малыши творят новые слова. Детское словотворчество – это закономерное явление. Надо объяснять родителям, как им относиться к детскому словотворчеству. Посоветовать вести записи новых слов, предлагать сочинять сказки, стихотворения, загадки.

• Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность.

• С родителями проводить собеседования, предлагать тесты, анкеты с целью исследования индивидуальных особенностей детей. Присутствие родителей на занятиях, праздниках, режимных моментах позволяет им пополнить педагогические знания, использовать увиденные методы и приемы в семейном воспитании детей, лучше узнать жизнь детей в дошкольном учреждении, а так же поделиться своим опытом воспитания. Если же родители по каким –либо причинам не могут присутствовать на этих мероприятиях предлагать им посмотреть видеосюжеты занятий, праздников, игровой и других видов деятельности детей.

Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.

«Советы для родителей»

«ОТ КРИКОВ ДО ПЕРВОГО СЛОВА»

Разговаривайте с ребенком каждую свободную минуту.

Привлекайте его к звукоподражанию, самостоятельному произношению первых правильных слов.

Как можно больше привлекайте детей к играм, рассказывайте сказки, разучивайте песни, скороговорки, стихи.

«ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

Ни в коем случае не повторяйте неправильное произношение ребенка.

Помните, что малышу нужно слышать только правильную речь взрослых.

Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками и старшими детьми.

Не забрасывайте ребенка большим количеством игрушек.

Приучайте детей бережно относиться к книгам и картинкам.

Привлекайте детей к играм с игрушками, куклами.

«ТВОРЦЫ НОВЫХ СЛОВ.»

Приучайте детей к употреблению слов в соответствие с литературной нормой.

Поощряйте словесное творчество ребенка.

Привлекайте их к составлению стихов, считалок, будьте им помощниками.

«В МИРЕ ЗВУКОВ»

Не повторяйте за ребенком неправильное произношение звуков.

Разговаривайте с ребенком только правильной речью.

Своевременно исправляйте речь ребенка.

Если Ваш шестилетний ребенок неправильно выговаривает звуки, обязательно обратитесь к логопеду.

Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильной и выразительной речи Вашего ребенка.

«ПО ЗАКОНАМ ГРАММАТИКИ.»

Постоянно следите за речью детей.

Своевременно исправляйте грамматические ошибки.

Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребенка, а потом исправьте ошибку.

В двуязычных семья всегда обращайте внимание на то, на каком языке говорит ребенок, исправляйте ошибки двуязычия.

«ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ.»

Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребенком.

Помните, что основными собеседниками для ребенка в семье являются мама, папа, дедушка или бабушка.

Не забывайте поручать старшим детям,как можно больше разговаривать с малышами.

Обязательно приобретите репродукции картин, альбомы, плакаты, рассматривайте их с детьми.

Периодически устраивайте выставки художественных картин, «домашние музеи».

Предложите детям соревнование «Чья сказка лучше?», «Чей рассказ лучше?» с участием всех членов семьи.

Не забудьте записать в тетрадь ил на магнитофон рассказы и сказки Вашего ребенка. Через два-три месяца прослушайте вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

«ВАШИ ПОМОЩНИКИ- КНИГИ.»

Книга помогает сформировать у детей лучшие моральные качества, основы материалистического мировоззрения, воспитывать патриотические и интернациональные чувства.

Интересная книга – это большая радость для ребенка! Не отнимайте эту радость, следите за новыми изданиями детских книг, пополняйте ими семейные детские библиотеки.

Разучивайте с детьми стихотворения. Это воспитывает у них любовь к поэзии, способствует развитию поэтического слуха, выразительной речи.

Устройте дома уголок книг, периодически устраивайте выставки книг, посвященные произведениям одного писателя, к праздникам и т. д.

Не забывайте рассказывать детям о писателе, стимулируйте ребенка вспомнить его фамилию, название произведения, стихотворения. Ребенок должен знать, какой народ создал прочитанную сказку, чья она (русская, украинская, немецкая).

Учите ребенка бережно относиться к книге. Она должна быть чистой, целой. Брать ее можно только чистыми руками, рассматривать на столе, не писать на ней, не рисовать, всегда ставить на свое место, своевременно ремонтировать ее.

«РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ.»

Помните, что Ваша речь является образцом для наследования, поэтому она должна быть всегда правильно.

Приобретите словари, они станут вашими советчиками в воспитании культуры речи детей.

Следите за речью детей, своевременно исправляйте речевые недостатки.

Правильное произношение- залог успешного обучения ребенка в школе

Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, – все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Надо, чтобы родители помнили, что судьба их ребенка, их надежды зависят только от них, так как они первые учителя, своего ребенка и первые ученики. Учится никогда не рано ни детям, ни их родителям. В первые годы жизни ребенок зависит от взрослых своей семьи. Любите его, помогайте развиваться. Семья должна быть территорией дружеской для ребенка, чтобы быть хорошими родителями необходимо не только его любить, но и много знать о природе ребенка, законы его развития, владеть разными игровыми методиками. И задача детского сада- вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.

Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Устное народное творчество в развитии речи детей» «Ребенок…- писал Горький,- хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет.

Доклад «Применение дидактических игр на занятиях по развитию речи» Количество детей с речевыми патологиями в последнее время сильно увеличилось. ОНР III уровня характеризуется нарушением формирования всех.

Доклад «Причины организации звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Звуковая культура речи – это составная часть.

Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ.

Игровые технологии-как средство взаимодействия с родителями, способствующее развитию речи детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №238» Симонова Ирина Николаевна воспитатель высшей квалификационной.

Работа над проектом «Подснежники» — работа с родителями. Конспекты НОД Работа с родителями УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! На этой неделе мы с детьми начинаем проект «Подснежник!» Огромная просьба поучаствовать в проекте.

Работа с родителями (фотоотчёт) о проведении «мастер класса по развитию мелкой моторики рук детей» Здравствуйте посетители сайта! исходя из моих наблюдений во время проведения занятий с детьми,могу сделать вывод,что мелкая моторика.

Работа с родителями по развитию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность :Успешное осуществление задачи «формирование основ здорового образа жизни» невозможно в отрыве от семьи, ведь родители-первые.

Работа с родителями. Работа клуба «Домовенок» в детском саду Автор Дубовская Регина Альфоновна. Конспект Работа родительского клуба «Домовенок» Тема: «Ландшафтный дизайн своего участка» Время проведения:.

Работа с родителями по укреплению здоровья детей Работа с родителями по укреплению здоровья детей. Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». Трудно с этим не согласиться. Здоровье.

Ссылка на основную публикацию