Конспект логопедического лексико-грамматического занятия в подготовительной группе

Конспекты логопедических занятий.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.

Баранова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад № 4” г. Великие Луки.

Тема: Дикие животные

Цель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах.

· закрепление и обобщение представлений о диких животных и их детенышах; их внешнем виде, образе жизни, повадках.

· уточнение, расширение и активизация словаря по теме “ Дикие животные”;

· обогащение словаря детей синонимами: на материале русской народной сказки “Заюшкина избушка” (трусливый, робкий, пугливый, доверчивый, наивный, легковерный; Выгнала, выпроводила, выставила, вытолкала, иди, уйди, шагай, отправляйся, ступай, не печалься, не огорчайся, не расстраивайся, не горюй, не плач);

· совершенствование грамматического строя речи: усвоение категорий падежей (творительный и предложный падеж имен сущ.ед.ч);упражнение в согласовании существительных с прилагательными.

· развитие мелкой моторики;

· развитие зрительного восприятия и внимания;

· развитие слуховой и зрительной памяти;

· Воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения ко всему живому.

Оборудование: картинки по теме “Дикие животные”, иллюстрации к сказке “Заюшкина избушка”.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки “ Заюшкина избушка”, игры-драматизации.

I Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет лишнее слово и объяснит почему?:

Ландыш, василёк, одуванчик, заяц

Утка, гусь, курица, лось

Собака, кошка, лошадь, лиса

Лопата, топор, молоток, ёж

Платье, рубашка, сарафан, волк

Скворец, ласточка, цапля, медведь

Капуста, морковка, лук, белка.

Корова, свинья, овца, рысь

Апельсин, лимон, абрикос, барсук

Подосиновик, подберезовик, рыжик, кабан

II Основная часть

Логопед называет ещё раз лишние слова: заяц, лось, лиса, ёж, волк, медведь, белка, рысь, барсук, кабан.

Л: Как их назвать ? (дикие животные)

Л: Почему их так называют?

(они живут в лесу, сами строят себе жильё, ищут добычу)

Логопед: Я вам предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”

Логопед: Вам много читали о диких животных, вспомните и расскажите, кто из них какой?

Игра с мячом “Скажи, какой?”

(Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать три наиболее точных определения к животному, которое называет логопед)

Медведь – сильный, большой, мохнатый.

Волк – злой, голодный, хищный

Лиса – хитрая, умная, проворная

Белка – быстрая, запасливая, трудолюбивая

Заяц- трусливый, пугливый, белый.

Логопед: Дети, сейчас наши животные все большие, но когда-то они были маленькими. Постарайтесь назвать, кто кем был?

Игра “ Кто кем был?”

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучок она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

Игра “Я начну, вы продолжите…”

( Логопед начинает предложение, дети заканчивают)

Барсук и лиса живут в…

Медведь зимует в….

Белка прячется в….

Упражнения с синонимами

Логопед (выставляет картинку к сказке “Заюшкина избушка”)

– Сегодня у вас в гостях старая добрая сказка.

-Как она называется?

-Какие дикие животные встретились в сказке?

– Кто из них главные герои? (заяц и лиса)

-Какая лиса в сказке? (хитрая и злая)

-А сейчас давайте подберем “Слова-приятели” к словам “хитрая” и “злая”.

Игра “Скажи иначе”

“Хитрая” (умная, пронырливая, изворотливая, лукавая)

“Злая” (сердитая, грозная)

– А какой заяц в сказке?

(трусливый и доверчивый)

-Давайте и для этих слов поищем “приятелей”?

(Трусливый – робкий, пугливый;

Доверчивый – наивный, легковерный.)

Игра “ Кто знает другое слово?”

Логопед называет группу синонимов (выпроводила, выставила, вытолкала).

-А сейчас послушайте отрывок из сказки, найдите в нем слово, которое подходит к этим.

Лиса попросилась к зайчику погреться, да его из избушки и выгнала.

Л: уйди, иди, шагай, отправляйся;

“Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!”

-Ребята, сегодня я получила загадочный конверт от героев сказки. А в нем интересные картинки. Вам нужно дорисовать их, и вы узнаете, кто вам прислала свой портрет.

(Дети по контуру обводят рисунки диких животных и закрашивают их)

III Итог занятия

Логопед: Дети, о ком мы сегодня говорили? ( о диких животных)

-Какая сказка была сегодня у вас в гостях?

-Сейчас мальчики ещё раз вспомнят и скажут, какой заяц в сказке, а девочки расскажут о лисе.

(Дети вспоминают главные черты характера героев и подбирают синонимы).

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме “Одежда и обувь”

Задачи:

  1. упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  2. упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
  3. упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;
  4. обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;
  5. развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

  1. игра «Чего нет?» с предметами одежды;
  2. предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
  3. конверты с письмами от сказочных героев;
  4. мнемодорожки для составления предложений;
  5. сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»;
  6. мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах;
  7. сундучок;
  8. игра «Магазин»
  9. мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»;
  10. шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей;
  11. серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки»

Ход занятия:

I. Оргмомент
Игра «Чего нет?» – образование Р.п.мн.ч.
Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

  • У меня нет платьев.
  • У меня нет брюк. И т.д.

Картинки с изображением предметов одежды, которых нет на столах у детей, помещаются на фланелеграф (Рисунок1)

II. Сообщение темы и задач занятия

  • О чем мы будем сегодня говорить?
  • Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде и обуви.
  • Я сегодня утром проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от сказочных персонажей и даже одну посылку. Хотите узнать, что они пишут?

III. Выполнение лексико-грамматических упражнений
1. Игра «Письмо от Незнайки»
а) упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций.
Логопед достает первое письмо от Незнайки.

  • Незнайка прислал нам фотографии своего дома. Он просит вас подсказать, куда подевались его вещи. (Рисунок2)

(картинка из книги Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 32с)

Дети рассматривают картинку и составляют предложения о том, где лежат Незнайкины вещи:

  • Портфель стоит под столом.
  • Свитер лежит на диване.

б) Упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам (Рисунок3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

  • Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.
  • Какие шляпы подарили Незнайке друзья?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке: Знайка подарил голубую шляпу и т.д.

в) Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций

  • Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Давайте поможем Незнайке. Рассмотрите картинку, найдите все шляпы в комнате и составьте предложения: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал красную шляпу из-под стола» (Рисунок7)

(картинка из книги Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 32с.)

2. Игра «Письмо от портного Ежика» – упражнение в образовании относительных прилагательных

  • Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать, кому какую одежду сшил ежик?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки приклеиваются кусочки материала, дети определяют, какой это материал и составляют предложения) (Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок 11)
(В случае необходимости логопед подсказывает название материала:

  • Ежик сшил белке юбку из трикотажа. Какую юбку сшил ежик для белки?)

IV. Составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице – Игра «Письмо от Василисы Премудрой»

  • Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах. (Рисунок12, Рисунок13, Рисунок14, Рисунок15)

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались
( Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

V. Игра «Магазин» – упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными, образовании Р.п.мн.ч. существительных.
А еще нам пришла посылка. Интересно, что в ней.
Логопед достает из сундук.

  • Кто же его прислал? (Али-Баба)
  • Хотите посмотреть, что в нем лежит?
  • Это же деньги для покупок в нашем волшебном магазине.

Логопед раздает детям «деньги». (Рисунок16)

  • Посмотрите внимательно, что можно «купить» в нашем магазине на эти деньги.

Дети выходят к фланелеграфу и «покупают» предметы одежды, обуви, головные уборы, составляют предложения:

  • Дайте мне много платьев.
  • Дайте мне синюю юбку.
  • Дайте мне джинсовый сарафан.

VI. Динамическая пауза. Игра «Письмо от неряхи»

  • Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное.
  • Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

VII. Игра «Письмо от Тани»
1. Рассказывание стихотворения по мнемотаблице (Рисунок17)

  • Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.
  • Давайте вместе его прочитаем.
  • Кто хочет прочитать все письмо полностью?

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.

2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок. (Рисунок18)

  • Таня просит нас помочь ей сшить штанишки для мишки.
    • Что нужно сделать сначала? (выкройку)
    • Давайте сделаем выкройку: обводим по шаблону штанишки.
    • Теперь выкройка готова. Как вы думаете что Таня должна сделать дальше?
    • Выкроить штанишки из ткани.

Логопед выставляет на фланелеграф первую картинку.

  • Что сделала Таня.
  • Таня выкроила штанишки из ткани.
  • Что нужно сделать потом?

Логопед выставляет на фланелеграф вторую картинку.

  • Что делала Таня после?
  • Таня строчила на швейной машинке.
  • А что делал мишка в это время?
  • Мишка внимательно следил за Таниной работой.
  • Как вы думаете, что произошло дальше?

Дети высказывают свои предположения.
Логопед выставляет следующие картинки.

  • Таня примеряет штанишки и сажает мишку за стол
Читайте также:  Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе - тема Профессии

3. Послушайте, как Таня сшила обновку
Однажды Таня решила сшить мишке новые штанишки. Она выкроила их из ткани. Потом строчила на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. Шортики готовы! Таня примерила мишке обновку и усадила его за стол.

4. Рассказы детей

VIII. Подведение итогов занятия
Оформление сундучка знаний в групповой комнате: Дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, а логопед помещает на стенки сундучка мнемотаблицы, серию сюжетных картинок.

Конспект логопедического лексико-грамматического занятия в подготовительной группе

Автор: учитель – логопед

Урванцева Наиля Альбертовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад № 160 комбинированного вида” Приволжского района города Казани

Цель: обогащение словаря по теме; развитие связной речи.

  • повторить виды транспорта.
  • воспитать дисциплинированность; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • повторить части автомобиля.
  • употребление существительных в Творительном падеже.
  • употребление в речи прилагательных и глаголов.
  • развитие слухового внимания.
  • развитие памяти и мышления.
  • развитие общей и мелкой моторики.
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: иллюстрации по теме; диск с песней «Часы» (Железнова Е.); призовые звездочки; рабочие тетради детей.

1. Организационный момент

а) Разминка «Самолет»

2. Основная часть

а) «Объявление темы занятия. Вводная беседа»

б) «Назови картинку»

Физкультурная минутка «Часики» Под музыку

г) «Кто, чем управляет?»

д) «Обведи картинку»

3. Итоги занятия

а) «Закрепление пройденного материала»

Выставление оценок

Домашнее задание

Ход занятия

1.Организационный момент:

а) Разминка «Самолет»

Руки в стороны – вразлет

Мах крылом туда, сюда

Делай раз и делай два.

2.Основная часть:

а) «Объявление темы занятия. Вводная беседа»

– Ребята, про что была наша разминка?

– А самолет это транспорт?

– Ребята, а какие еще виды транспорта вы знаете?

(Наземный, подземный, воздушный, водный)

– Сегодня мы поговорим о различных видах транспорта.

– А как вы думаете, для чего человеку необходим транспорт?

– А как вы думаете, чем приводится в движение транспорт?

– Ребята, большинство видов транспорта приводятся в движение с помощью бензина (машины, самолеты, корабли, служебные машины)

– А чем еще приводится в движение транспорт? Например, троллейбус или электрички, поезда?

(С помощью электричества)

– Какие это виды транспорта?

(Трамвай, троллейбус, поезд, электричка)

– А вот велосипед, кто приводит в действие?

(Человек сам приводит в движение велосипед)

– А сейчас давайте с вами посмотрим картинки и назовем, какие виды транспорта бывают.

б) «Назови картинку»

Сначала дети называют наземные виды транспорта, затем воздушные, водные, подземные и транспорт специального назначения. Параллельно логопед спрашивает у детей, для чего необходим тот или иной вид транспорта.

– А еще, ребята перед путешествием нам надо убедиться в том, что наш транспорт в полном порядке. Для этого нам нужно назвать части, из которых состоит транспорт.

Логопед демонстрирует детям, иллюстрации с частями нескольких видов транспорта.

– Ребята, посмотрите на картинки, и назовите, из каких частей состоит легковая машина.

Легковая машина – колеса, багажник, фары, руль, кабины, дверцы.

Грузовая машина – колеса, кузов, фары, руль, кабина, дверцы.

Корабль – палуба, корма, нос, каюты.

Самолет – крылья, кабина, хвост, нос, колеса.

Велосипед – руль, сидение, колеса, педали, рама.

Физкультурная минутка «Часики» Под музыку.

г) «Кто, чем управляет?»

– Ребята, а вы знаете, кто управляет тем или иным видом транспорта?

Кто управляет автобусом?

Кто управляет экскаватором?

А поездом или электричкой, кто управляет? (Машинист)

Самолетами и вертолетами, кто управляет?

Кто управляет мотоциклом?

Кто управляет велосипедом?

А кораблем или подводной лодкой? (Капитан)

д) «Обведи картинку»

Логопед раздает детям листы с заданиями. Дети обводят картинки по точкам.

3.Итоги занятия.

а) «Закрепление пройденного материала»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР Тема: « Домашние животные»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: « Домашние животные»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

• Закреплять представления детей о домашних животных;

• Дать детям представление о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку, чем питаются, кто какие звуки издает и как за ними ухаживать.

• Формировать навык словообразования;

• Корригировать и развивать связную речь детей;

• Пополнять активный и пассивный словарный запас детей.

• Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

Домашние животные (картинки, муляжи, разрезные картинки)

1. Организационный момент

2. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у детей по теме «Домашние животные».

-К нам пришли гости, отгадайте, кто они?

Молока кому (корова)

На лапках царапки. (кошка)

4. У кого хвост и грива (лошадь)

5. Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своей поделиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

6. Толстовата, неуклюжа,

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пятачком в грязи похлюпать?

7. С людьми животное живёт.

Его стригут два раза в год.

Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,

В одежде шерстяной согрелись.

В отаре на лугу пасётся.

Как то животное зовётся?

(Отгадки выставляются на магнитную доску)

3. Изучение нового материала.

а) Работа над речевым материалом.

В:-Догадались, кто у нас в гостях?

В:-Как их можно назвать одним словом?

Дети: Домашние животные.

В:Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Корова нам дает молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Коза нам дает молоко, шерсть. Овечка нам дает шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Лошади помогают человеку перевозить грузы. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них.

б) Игра «Кто где живет? »

На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают:

-Корова живет в коровнике.

-Собака живет в будке.

-Кошка живет в доме.

-Овцы и козы живут в хлеву.

-Лошадь живет в конюшне.

«Цок-цок-цок! »-лошадка скачет,

На тележке нас везет. Дети скачут, как лошадки на месте.

Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.

Снова скачут на месте.

Приседают на корточки и встают.

4. Закрепление изученного материала

а) Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

В:-Собака охраняет дом.

Д:-Кошка ловит ….(мышей)

Д:-Коза дает …. (молоко и шерсть)

Д:-Овца дает ….(шерсть и мясо)

Д:-Лошадь помогает перевозить….(грузы)

Д:-Корова дает …. (молоко)

б) Игра «Кто как голос подает»

Д:-Свинья…. (хрюкает –«хрю-хрю»)

в) Игра «Кто что ест»

В:-Хищные домашние животные едят мясо, рыбу, кости, сметану, молоко, кашу и т. д. Кошка и собака относятся к хищным животным.

Д:-Собака ест …. (кашу, мясо, кости)

Д:-Кошка ест …. (рыбу, молоко, мясо, мышей, сметану)

В:-Травоядные животные едят траву, сено.

Д:-Корова ест…. (траву, сено)

Д:-Лошадь ест ….(траву и сено)

Д:-Коза любит ….(капусту, траву)

Д:-Овца любит ….(траву, сено)

г) Развитие мелкой моторики (работа в тетради на стр. 5)

В:-Что вы видите на картинке?

Д:-Молоко, блюдце и косточку.

В:-Как вы думаете, для кого из домашних животных приготовлено это угощение?

Д:-Молоко-для кошки, а косточка –для собаки.

В:Обведите простым карандашом косточку, коробку с молоком и блюдце, а потом раскрасьте кружку и кружочки на коробке так, как вам хочется,

Вот какой коташка, (идут «кошачьим шагом»)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке (изображают когти)

Все ему игрушки- (прыжки на месте)

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик, (прыгают на месте)

По квартире скачет. (О. Высотская)

д) Развитие навыка связной устной речи.

Воспитатель читает рассказ «Спор животных».

Вопросы к тексту:

-Кто стал спорить?

-О чем спорили домашние животные?

-Что сказал конь?

-Что сказала корова?

-Что сказала собачка?

-Что сказала овца?

-А что сказал человек? Ответы детей подкрепляются зачитыванием соответствующей фразы.

е) Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, ло-шадь, ко-за, со-ба-ка, кош-ка, ов-ца и т. д.

ж) Составление домашних животных из разрезных картинок.

Собрать домашнее животное, назвать его, составить предложения по плану.

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое животное?

Как называется его дом?

Как животное подает голос?

Какую пользу приносит?

5. Подведение итогов.

-Какую тему изучали на уроке?

-Почему их назвали «домашними животными»?

-Каких домашних животных вы знаете?

-какую пользу они приносят человеку?

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: « Домашние животные»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

• Закреплять представления детей о домашних животных;

• Дать детям представление о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку, чем питаются, кто какие звуки издает и как за ними ухаживать.

• Формировать навык словообразования;

• Корригировать и развивать связную речь детей;

• Пополнять активный и пассивный словарный запас детей.

• Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

Домашние животные (картинки, муляжи, разрезные картинки)

1. Организационный момент

2. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у детей по теме «Домашние животные».

-К нам пришли гости, отгадайте, кто они?

Молока кому (корова)

На лапках царапки. (кошка)

4. У кого хвост и грива (лошадь)

5. Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своей поделиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

6. Толстовата, неуклюжа,

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пятачком в грязи похлюпать?

7. С людьми животное живёт.

Его стригут два раза в год.

Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,

В одежде шерстяной согрелись.

В отаре на лугу пасётся.

Как то животное зовётся?

(Отгадки выставляются на магнитную доску)

3. Изучение нового материала.

а) Работа над речевым материалом.

В:-Догадались, кто у нас в гостях?

В:-Как их можно назвать одним словом?

Дети: Домашние животные.

В:Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Корова нам дает молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Коза нам дает молоко, шерсть. Овечка нам дает шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Лошади помогают человеку перевозить грузы. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них.

Читайте также:  Интегрированные логопедические занятия - актуальность, особенности организации

б) Игра «Кто где живет? »

На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают:

-Корова живет в коровнике.

-Собака живет в будке.

-Кошка живет в доме.

-Овцы и козы живут в хлеву.

-Лошадь живет в конюшне.

«Цок-цок-цок! »-лошадка скачет,

На тележке нас везет. Дети скачут, как лошадки на месте.

Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.

Снова скачут на месте.

Приседают на корточки и встают.

4. Закрепление изученного материала

а) Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

В:-Собака охраняет дом.

Д:-Кошка ловит ….(мышей)

Д:-Коза дает …. (молоко и шерсть)

Д:-Овца дает ….(шерсть и мясо)

Д:-Лошадь помогает перевозить….(грузы)

Д:-Корова дает …. (молоко)

б) Игра «Кто как голос подает»

Д:-Свинья…. (хрюкает –«хрю-хрю»)

в) Игра «Кто что ест»

В:-Хищные домашние животные едят мясо, рыбу, кости, сметану, молоко, кашу и т. д. Кошка и собака относятся к хищным животным.

Д:-Собака ест …. (кашу, мясо, кости)

Д:-Кошка ест …. (рыбу, молоко, мясо, мышей, сметану)

В:-Травоядные животные едят траву, сено.

Д:-Корова ест…. (траву, сено)

Д:-Лошадь ест ….(траву и сено)

Д:-Коза любит ….(капусту, траву)

Д:-Овца любит ….(траву, сено)

г) Развитие мелкой моторики (работа в тетради на стр. 5)

В:-Что вы видите на картинке?

Д:-Молоко, блюдце и косточку.

В:-Как вы думаете, для кого из домашних животных приготовлено это угощение?

Д:-Молоко-для кошки, а косточка –для собаки.

В:Обведите простым карандашом косточку, коробку с молоком и блюдце, а потом раскрасьте кружку и кружочки на коробке так, как вам хочется,

Вот какой коташка, (идут «кошачьим шагом»)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке (изображают когти)

Все ему игрушки- (прыжки на месте)

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик, (прыгают на месте)

По квартире скачет. (О. Высотская)

д) Развитие навыка связной устной речи.

Воспитатель читает рассказ «Спор животных».

Вопросы к тексту:

-Кто стал спорить?

-О чем спорили домашние животные?

-Что сказал конь?

-Что сказала корова?

-Что сказала собачка?

-Что сказала овца?

-А что сказал человек? Ответы детей подкрепляются зачитыванием соответствующей фразы.

е) Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, ло-шадь, ко-за, со-ба-ка, кош-ка, ов-ца и т. д.

ж) Составление домашних животных из разрезных картинок.

Собрать домашнее животное, назвать его, составить предложения по плану.

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое животное?

Как называется его дом?

Как животное подает голос?

Какую пользу приносит?

5. Подведение итогов.

-Какую тему изучали на уроке?

-Почему их назвали «домашними животными»?

-Каких домашних животных вы знаете?

-какую пользу они приносят человеку?

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР Тема: « Домашние животные»»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: « Домашние животные»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

• Закреплять представления детей о домашних животных;

• Дать детям представление о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку, чем питаются, кто какие звуки издает и как за ними ухаживать.

• Формировать навык словообразования;

• Корригировать и развивать связную речь детей;

• Пополнять активный и пассивный словарный запас детей.

• Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

Домашние животные (картинки, муляжи, разрезные картинки)

1. Организационный момент

2. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у детей по теме «Домашние животные».

-К нам пришли гости, отгадайте, кто они?

Молока кому (корова)

На лапках царапки. (кошка)

4. У кого хвост и грива (лошадь)

5. Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своей поделиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

6. Толстовата, неуклюжа,

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пятачком в грязи похлюпать?

7. С людьми животное живёт.

Его стригут два раза в год.

Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,

В одежде шерстяной согрелись.

В отаре на лугу пасётся.

Как то животное зовётся?

(Отгадки выставляются на магнитную доску)

3. Изучение нового материала.

а) Работа над речевым материалом.

В:-Догадались, кто у нас в гостях?

В:-Как их можно назвать одним словом?

Дети: Домашние животные.

В:Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Корова нам дает молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Коза нам дает молоко, шерсть. Овечка нам дает шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Лошади помогают человеку перевозить грузы. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них.

б) Игра «Кто где живет? »

На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают:

-Корова живет в коровнике.

-Собака живет в будке.

-Кошка живет в доме.

-Овцы и козы живут в хлеву.

-Лошадь живет в конюшне.

«Цок-цок-цок! »-лошадка скачет,

На тележке нас везет. Дети скачут, как лошадки на месте.

Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.

Снова скачут на месте.

Приседают на корточки и встают.

4. Закрепление изученного материала

а) Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

В:-Собака охраняет дом.

Д:-Кошка ловит … .(мышей)

Д:-Коза дает …. (молоко и шерсть)

Д:-Овца дает … .(шерсть и мясо)

Д:-Лошадь помогает перевозить… .(грузы)

Д:-Корова дает …. (молоко)

Д:-Свинья дает… .(мясо)

б) Игра «Кто как голос подает»

Д:-Свинья…. (хрюкает –«хрю-хрю»)

в) Игра «Кто что ест»

В:-Хищные домашние животные едят мясо, рыбу, кости, сметану, молоко, кашу и т. д. Кошка и собака относятся к хищным животным.

Д:-Собака ест …. (кашу, мясо, кости)

Д:-Кошка ест …. (рыбу, молоко, мясо, мышей, сметану)

В:-Травоядные животные едят траву, сено.

Д:-Корова ест…. (траву, сено)

Д:-Лошадь ест … .(траву и сено)

Д:-Коза любит … .(капусту, траву)

Д:-Овца любит … .(траву, сено)

г) Развитие мелкой моторики (работа в тетради на стр. 5)

В:-Что вы видите на картинке?

Д:-Молоко, блюдце и косточку.

В:-Как вы думаете, для кого из домашних животных приготовлено это угощение?

Д:-Молоко-для кошки, а косточка –для собаки.

В:Обведите простым карандашом косточку, коробку с молоком и блюдце, а потом раскрасьте кружку и кружочки на коробке так, как вам хочется,

Вот какой коташка, (идут «кошачьим шагом»)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке (изображают когти)

Все ему игрушки- (прыжки на месте)

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик, (прыгают на месте)

По квартире скачет. (О. Высотская)

д) Развитие навыка связной устной речи.

Воспитатель читает рассказ «Спор животных».

Вопросы к тексту:

-Кто стал спорить?

-О чем спорили домашние животные?

-Что сказал конь?

-Что сказала корова?

-Что сказала собачка?

-Что сказала овца?

-А что сказал человек? Ответы детей подкрепляются зачитыванием соответствующей фразы .

е) Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, ло-шадь, ко-за, со-ба-ка, кош-ка, ов-ца и т. д.

ж) Составление домашних животных из разрезных картинок.

Собрать домашнее животное, назвать его, составить предложения по плану.

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия с элементами грамоты в подготовительной группе ДОУ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект фронтального занятия логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе ДОУ “Путешествие в сказку “Золотой ключик, или Приключения Буратино”

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в подготовительной группе ДОУ30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Детский сад № 2 «Ромашка»

открытого фронтального лексико-грамматического занятия

с элементами грамоты в подготовительной группе

«Путешествие в сказку Золотой ключик, или Приключения Буратино»

учитель-логопед Н.В. Бернацкая

Тема: «Путешествие в сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Возрастная группа: подготовительная

Форма НОД: открытое коррекционно – развивающее занятие

Форма организации: групповая

Средства: аудиозапись, демонстрационная касса букв, модели слов и звуков, письмо Феи букв, слоговые домики, предметные картинки, куклы (Мальвина и Буратино), картинки героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», игровое пособие В.В. Воскобовича «Волшебные Гонзики»

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными, звуко-буквенном и слоговом анализе, развивать связную речь детей с помощью новых технологий.

Образовательная область: Речевое развитие

1. Учить называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги, выполнять звуковой анализ.

2. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые и мягкие звуки.

3.Упражнять в подборе синонимов, антонимов, определений и сравнений.

4. Упражнять в употреблении существительных и прилагательных женского, мужского рода в словообразовании.

5. Упражнять в составлении предложений из слов, выкладывать предложение моделями.

1.Развивать связную речь.

2. Развивать психические процессы: зрительное восприятие и внимание, общую и мелкую моторику,координацию речи с движением,мышление,сообразительность.

3. Развивать фонематический слух.

4. Развивать мимическую мускулатуру лицевых мышц.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимание, доброжелательность,

Чтение сказки, просмотр фильма, разучивание физминутки «Буратино», зрительной и

Технологии, применяемые на занятии:

здоровьесберегающие (зрительная гимнастика и пальчиковая гимнастики при помощи пособия ВВ. Воскобовича «Волшебные Гонзики», динамическая пауза в сочетании с речевым материалом), технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, технология дифференцированного обучения.

Как приятно, что при встрече

Мы знакомым и родным,

«С добрым утром» говорим!

Доброе утро, ребята!

Ребята, сегодня мы получили по почте письмо для нашей группы. Давайте прочтем его.

Здравствуйте, ребята! Пишет вам Фея букв. Вы все знаете буквы. Страна, в которой они

живут, находится в книге. Эта книга называется «Букварь» . Ее мог взять каждый ребенок

почитать. А теперь эту книгу, вместе с Буратино и его друзьями похитил Карабас – Барабас. Он их заколдовал. Помогите, пожалуйста. А для этого вам нужно выполнить все задания, которые приготовил для вас Карабас – Барабас. Тогда вы освободите Буратино и его друзей, и вернете «Букварь» детям.

Логопед: Ребята? Поможем Буратино?

В воздухе взмахнем

В сказку попадем! (Волшебная мелодия)

На доске появляется картинка Карабаса-Барабаса.

Логопед: Ребята посмотрите кто это? Правильно, Карабас-Барабас.

Он приготовил для вас конверт с заданиями. Если вы правильно выполните 1 задание,

расколдуете одного сказочного героя.

Логопед: Вы готовы, ребята?

1) Какие бывают звуки? (ответы детей)

2) Чем гласные звуки отличаются от согласных?

3) Какими бывают согласные звуки?

4) Какие звуки всегда бывают только твёрдыми? (ж, ш, ц)

5) Какие звуки всегда бывают только мягкими? (й, ч, щ)

6) Чем отличаются буквы от звуков?

7) Сколько всего гласных букв?

8) Какие буквы не имеют звука?

Назовите гласные в слове (дом, книга, роза, улитка)

Логопед: Ребята, вы справились с 1 заданием, кого вы освободили? Правильно, Папу Карло.

Даю вам, более сложное задание. 2 задание для внимательных.

Я буду называть вам слова, а вы как только услышите слово в котором есть звук «к» хлопните в ладоши один раз. Если услышите в слове звук «г» -хлопните два раза.

Слова: (корова, кисель, гора, норка, карусель, гитара, ключ, рука, губы, каша,)

Логопед : Молодцы ребята! Ещё один друг Буратино будет расколдован.

Кто? Правильно, Мальвина.

( с помощью игрового пособия Воскобовича«Волшебные Гонзики»)

Милый Гонзик, где ты был ?

В детский сад гулять ходил.

И по мамочке скучал!

Задание № 3 : «Загадка»

Отгадайте мою загадку и выполните звуковой анализ слова-отгадки.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке были.

А в санях сидит царица-

Как махнула рукавом-

Всё покрылось серебром . (Зима)

Логопед : А что это за три белых коня?

Дети: Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

Логопед : А что бывает только зимой?

Дети: Снег (пушистый, белый, хрустящий, холодный)

Логопед: А теперь сравним зиму и лето. Я начну, а вы закончите.

Летом тепло-зимой (холодно)

Небо в летний день яркое, а зимой (тусклое)

Солнце летом стоит высоко над землёй, а зимой (низко).

Пословицы о зиме.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Зима не лето, в шубу одета.

Логопед: Ребята, а какие приметы зимы вы знаете?

Дети: Сильно блестят звезды – к морозу.

Зима снежная – лето дождливое (и др.)

Логопед: Ребята, посмотрите кто это? Правильно, Пьеро.

Молодцы! Я смотрю ребята, вы устали. Выходите на ковер.

Физкультурная минутка «Буратино»

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

-Следующее задание будет ещё труднее. А не справитесь, пощекочу плёточкой ваших друзей.

Логопед : Ребята, давайте будем стараться правильно выполнять задания и спасем Буратино и его друзей.

Задание № 4 : «Разделите слова на слоги»

В группе расположены 3 слоговых домика. У детей картинки (самолет, часы, дом, белка,

барабан, кукла, туча, сахар, небо, гномики, радуга …). Дети размещают картинки по

домикам (обьясняют свое решение)

Дети: Самолёт – три слога, потому что в слове три гласных звука и т.д.

Карабас -Барабас, ребята выполнили твое задание, освободи ещё одного друга.

Логопед: Ребята, кто это?

Дети: Черепаха Тортилла.

Логопед : Правильно, молодцы. Но чтобы продолжать выполнять задания Карабаса-

Барабаса, наши глазки должны отдохнуть.

Гонзики пошли гулять (горизонтально вправо-влево глазами)

Стали прыгать и скакать (зигзаги)

Стали веселиться (круговые движения глаз)

А потом устали (закрыть глаза)

И в кровать упали.

-А вот вам последнее задание

Задание № 5 : Дидактическая игра: “Дружба”.

-Стол “дружит” с кроваткой или тетрадкой?

-Стол “дружит” с креслом или тестом?

-Шкаф “дружит” с полкой или с иголкой?

-Кастрюля “дружит” с мышкой или с крышкой?

-Рыбак “дружит” с рыбкой или с улыбкой?

-Король “дружит” с троном или с поклоном?

-Корка “дружит” с крошкой или с ложкой?

Логопед: Ребята, вы выполнили еще одно задание, кого освободил Карабас-Барабас ?

Воспитатель: Правильно. А где-же все-таки Буратино?

Не торопитесь, какие шустрые. Вы такие умные,что мне не хочется с вами расставаться. Чтобы появился Буратино вам нужно выполнить самое-самое последнее задание.

Задание № 6: «Собери предложение и выложи моделями»

Из слов: черепахи, Золотой, у, ключик, был составить предложение и выложить моделями.

-Справились – таки с заданиями. Я слово свое держу – встречайте своегоБуратино.

(Звучит музыка из к/ф «Приключения Буратино» )

Логопед : А нам пора возвращаться в нашу группу!

В воздухе взмахнем

В группу попадем! (волшебная музыка)

Подведение итога, оценка деятельности детей.

Вам понравилось со мной путешествовать? Кого вы сегодня видели? Из какой сказки эти персонажи? Какие задания мы сегодня с вами выполняли? Что вам больше всего понравилось? Что было трудно выполнять? Какой герой ваш любимый? Почему?

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Семья»

Юлия Роднова
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Семья»

Цель: уточнить, расширить, закрепить знания детей о семье

Задачи:

• Обогащение и активизация словаря по теме «семья»

• Продолжать работу по обучению образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

• Учить образовывать сравнительные степени прилагательных

• Развивать умение подбора прилагательных

• Развивать умение образования притяжательных прилагательных

• Развивать слуховое внимание, связную речь, логическое мышление

• воспитывать любовь, уважительное отношение к близким, стремление заботится о них;

• создание позитивного микроклимата в группе;

• привитие любви и уважения к мамам;

Интеграция образовательных областей:

• «Социально – коммуникативное развитие»;

Ход работы

1. Организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение, давайте пожелаем все вместе друг другу доброго утра. 3,4

Теперь садитесь, пожалуйста, за свои места.

2. Объявление темы

Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Верно. О семье. Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.

С кем ты живешь?

Сколько человек в твоей семье?

Кто старше всех? Кто младше всех (полным предложением)

3. Кто кем приходится?

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

4. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Я буду называть членов семьи. Тот, кому я брошу мяч, должен назвать ласково.

В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

5. Подбор прилагательных

Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник мы скоро будем отмечать?

Международный женский день – это светлый праздник – праздник наших бабушек, мам, праздник всех женщин и девочек. Традиционно каждый год 8-го марта в нашей стране все мужчины поздравляют женщин с праздником. Дарят им подарки и цветы, помогают по хозяйству.

Скажите, какими качествами обладает мама? Какая она? (красивая, терпеливая, нарядная, нежная, ласковая, скромная, заботливая, веселая, умная, щедрая)

6. Динамическая пауза

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)

Три – в ладоши три хлопка,

(Хлопаем в ладоши.)

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

7. Игра на развитие слухового внимания

Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат, что педагог назвал родственника. Педагог перечисляет различных персонажей: маму, одноклассницу, папу, соседа, дворника, сестру…

8. Выберите предмет. Подумайте, кто и что может делать этим предметом?

Детям предлагаются предметные картинки.

9. Образование притяжательных прилагательных

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)

У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)

У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)

Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)

Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)

Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

10. Образование сравнительной степени прилагательных

11. Заключительная часть

Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?

Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Летние цветы» Летние цветы Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Летние цветы». Задачи: 1. Образовательные: -учить детей подбирать.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе. Конспект НОД по развитию речи «Лексико-грамматические игры по теме Весна» в подготовительной группе. воспитатель первой квалификационной.

Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема: «Все профессии.

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции 1 слайд Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему.

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Читайте также:  Выступление логопеда на родительском собрании в первом классе
Ссылка на основную публикацию