Конспект логопедического лексико-грамматического занятия в подготовительной группе

Конспект группового логопедического занятия “По формированию лексико-грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ОНР”

Конспект группового логопедического занятия

По формированию лексико -грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Лексическая тема: «Транспорт»

Коррекционно – образовательные цели. Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе систематизации иобращения ранее сформированных представлений

Закрепление понятий грузовой, пассажирский, железнодорожный, воздушный транспорт.

Закрепление умения обобщать предметы по определенному признаку.

Обогащение речи антонимами, приставочными глаголами, сложными словами.

Уточнение понимания многозначными словами «идёт».

Употребление глаголов в единственном числе и множественном.

Закрепление понимания категории одушевленности и неодушевленности предметов.

Коррекционно – развивающие цели. Развитие связной речи, слухового внимания, зрительного восприятия, координации речи с движением, мелкой моторики, мимики. Логического мышления.

Воспитательные цели. Формирования навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки с изображением транспорта. Мяч, меховая игрушка, макет дорожного полотна.

Словарь. Грузовой, дорожный, специальный, воздушный, наземный, железнодорожный, водный, бетономешалка, самосвал, мусоровоз.

Предварительная работа. Экскурсия по улице, рассматривания транспорта, который по ней движется. Беседа о транспорте.

1. Организационный момент. Психогимнастика.

– Изобразите водителя автобуса. У него сдулось колесо. Водитель удивился, огорчился. Делать нечего, закатал рукава и стал накачивать колесо насосом. Закончил работу, отряхнул руки. Улыбнулся и весёлый поехал дальше.

2. беседа о транспорте с рассматриванием картинок.

– сегодня мы продолжаем говорить о транспорте.

– Посмотрите на картинку и подумайте, в какие группы можно объединить транспорт.

Называние детьми картинок и вида транспорта. ( грузовой, пассажирский, специальный, дорожный, воздушный, железнодорожный, наземный).

3. Речевая игра «Один-много»

Игра с «волшебной палочкой». Логопед называет глагол в единственном числе, а ребёнок во множественном и наоборот.

4. речевая игра «Подскажи словечко»

Логопед проговаривает предложение, при этот пропускает слово. Дети называют его и проговаривают всё предложение.

Чтобы машина тронулась с места, надо …..( завести) мотор.

Чтобы мотор машины заработал, надо…..( залить) бензин.

Когда поезд едет, колёса…..(стучат).

Лодка вниз по реке…..(плывёт).

Грузовик…..(везёт) тяжелый груз.

Чтобы пассажиры могли выйти и войти на остановках, водитель…..(останавливает) автобус.

5. Физминутка.

Мчатся бешено машины – бег по кругу.

По шоссе шуршат из шины – вращение руками перед собой.

Слышен шёпот шу-шу-шу – руки приставить к ушам, покачивание головой.

Я спешу, спешу, спешу – бег с имитацией вращения руля.

Упражнение на дыхание «Ветер и листья»

Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «Ф». затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «П» делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья падают»).

6. Игра « Наоборот»

– предлагаю поиграть в знакомую вам игру «Наоборот», я начинаю предложение, кому дам игрушку, тот его заканчивает словом «неприятелем».

– Машина из гаража выехала, а в гараж…..(заехала).

– На мост въехала, а с моста…..(съехала).

– От вокзала отъехала, а к дому …..(подъехала).

– На тротуар наехала, а к канаву….(объехала).

– Под деревом стояла, а потом ….(поехала).

– К школе подъехала, а от школы…..(отъехала).

– Далеко уехала, а потом ….(приехала).

7. Чтение стихотворения «Странный сон»

Мне приснился странный сон,

По проспекту слон идёт.

Снег идёт, и дождь идёт.

Ну, а слон кого-то ждёт

Вдруг какой-то странный поезд

Быстро так к слону идёт и гудок призывный, долгий

Для порядка подаёт.

– Какое слово часто повторяется в стихотворении? (идёт)

– Что идёт? (снег, дождь, поезд)

– Что означает это слово? (передвижение)

8. пальчиковая гимнастика.

Если очень вы спешите, (сжимание и разжимание пальцев)

Поскорей такси ловите (ребро- кулак)

И оно вас без сомненья, (кольцо с каждым пальцем)

Привезёт по назначенью. (сжимание и разжимание пальцев)

9. Упражнение с мячом «Скажи одни словом»

– Сейчас я буду бросать вам мяч, называть два слова, из которых мы должны будете образовать одно слово.

Логопед – Молоко возит Ребёнок – молоковоз

– сам летит – самолёт

– мусор возит – мусоровоз

– сам сваливает – самосвал

– бетон мешает – бетономешалка

– автомобиль и кран – автокран

10. Логические задачи

– Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельса x ?

– Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

– Может поезд в метро столкнуться с автобусом?

11. Игра «Разговор машин»

Дети поворачиваются вокруг себя со словами: -Раз, два, повернись, быстро в транспорт превратись, Берут игрушки (машинки), катят по «дороге» приговаривая:

– Я бетономешалка, еду на стройку, везу бетон.

– Пропустите, я пожарная машина, мчусь на пожар, воду везу.

– Я самосвал, отвёз песок в детский сад, еду в гараж.

– Я такси, спешу отвести пассажиров.

– Я скорая помощь, тороплюсь, меня больные ждут.

Дети поворачивается вокруг себя со словами: – Раз, два, повернись, быстро в детей превратись.

Логопедическая зарядка по теме «Осень. Лес. Деревья. Грибы»

Планирование воспитательно-образовательной работы на тему”Лес, деревья, грибы”

Автор материала: Бантуш Валентина Владимировна

Содержимое документа:

Планирование воспитательно-образовательной работы

Тема месяца, недели, дня «Осень», «Лес, деревья, грибы»

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей.

Утренняя гимнастика по плану

Беседа с детьми о членах его семьи

Цель формировать чувство семейной принадлежности; закреплять умение называть имена членов семьи

Беседа с детьми «Какое сейчас время года? Какие деревья ты видел по дроге детский сад? Какие на них листья? Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях, названиях деревьев, окраски листвы; развивать правильную речь, умения составлять предложения, отвечать на вопросы .

Математические представления Ориентировка во времени суток «день-ночь» Когда это бывает» Цель: формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток(день-ночь) , использовать в речи соответствующие слова, развивать умение составлять предложения по картинкам.

( Крюковская Марго, Сухов Максим)

Рисование карандаши, игры «Забей гвоздики» (развитие мелкой моторики), «Пианино с животными»

Индивидуальная консультация «Учим ребенка беречь природу» Цель: оказывать помощь родителям в экологическом воспитании детей, предоставлять рекомендации .

Непосредственно образовательная деятельность

Музыка по плану специалиста

Художественное творчество. Рисование.

Тема. Грибы прячутся в траве (Рисование цветными карандашами)

Цель. Учить детей правильно держать карандаш, не сильно сжимая его; рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа. Учить находить большие и маленькие предметы (колдина стр 10 Рисование с детьми 3 – 4 лет)

«Наблюдение за осенним деревом» Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья), упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

«Мыши в кладовой».

Цель: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

Цели:- совершенствовать умение действовать с предметами;- учить попадать в цель; развивать глазомер, ловкость.

Трудовая деятельность. Сбор веточек, красивых листьев, крылаток для выкладывания картины на песке. Цель: расширять представления о природном материале, которые можно использовать для аппликаций, воспитывать трудолюбие , желание участвовать в совместной деятельности

Подготовка к обеду, обед.

Подготовка ко сну, дневной сон. 12.05 – 15.00

Обсуждение потешки «Наш Сережа непосед» Цель: совершенствовать КГН ,элементарные правила поведения за столом, расширять словарный запас детей , представление о полезной пищи.

Учить детей правильно раздеваться в определенном порядке (при помощи воспитателя)

Вторая половина дня

Оздоровительная гимнастика, ходьба по массажной дорожки. Цель: формировать представления о том, что физические упражнения способствуют хорошему настроению, массаж укрепляет здоровье, воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна.

.«Грибы». Цель: Развивать у детей умение загибать

пальчики в порядке очередности на правой руке, а затем и на левой. Совершенствовать движение кисти и

пальцев рук. Выполнять действия в соответствии со стихотворным текстом или с текстом потешки.

Развивать внимание, усидчивость.

Сенсорное восприятие. Размер( большой маленький) Чтение и обсуждение стихотворения З.Петровой: «Пусть игрушки дружат с нами, обижать мы из не станем…» Цель : развивать умение различать и называть размер игрушки, зрительную ориентировку на размер предмета, приучать к наведению прядка в игровом уголке .

Найди по цвету» -Цель :Учить детей подбирать к своим картинкам 6 разноцветных красок: синий, желтый, зеленый, красный, белый, коричневый.. Развивать словарь детей, зрительное восприятие, внимание.

( с подгруппами детей)

Игра имитация «Солнышко проснулось».

Цель: Установления с детьми эмоционально-положительного контакта, интереса к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации.

Знакомство с пешеходной дорожкой — тротуаром Цели: закреплять знания о правилах поведения на улице; воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Объяснить им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя.

На улице будьте внимательны, дети!

Твердо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Трудовая деятельность Предложить детям сгребать сухие листья в определенное место, наполнять ими ведерки и уносить в контейнер.

Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведерки до определенной мерки.

«Воробушки и автомобиль». Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения, ориентировке в пространстве.

«Перебежки — догонялки». Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Выносной материал Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, грабельки, ведерки.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Планирование воспитательно-образовательной работы

Тема месяца, недели, дня «Осень» «Лес, деревья, грибы»

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей.

Утренняя гимнастика по плану

Беседа об изменениях в жизни цветов осенью, способах ухода за растениями. Цель расширить представление о сезонных изменениях: опадения листьев, увядание цветов, воспитывать бережное отношение к растением ( цветам)

Экспериментирование .Свойство предмета. Цель: учить детей различными способами обследовать предметы, различать и правильно называть плоские геометрические фигуры.

Математические представление «Величина (большой маленький, одинаковые, разные ), количестве( много , один), цвет ( красный, желтый, зеленый) Чудесные листья. Цель: формировать элементарные математические представления , умение сравнивать листья по величине, количеству , цвету, сдавать условия для сенсорного развития детей

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Непосредственно образовательная деятельность

Тема: Чтение стихотворения Саши Черного « Приставалка». Исполнение русской народной колыбельной песни. Подвижные игры Цели вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя; помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок и взрослые их любят; развивать интерес к подвижным совместным играм, формировать двигательную активность. ( Комплексные занятия №4)

Задачи. Развивать ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях; учить ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие.

1-я часть. Ходьба и бег небольшими группами в прямом направлении за воспитателем. Ребята входят в зал вместе с воспитателем, без построения – “стайкой”. Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики, занять свои “домики”. Проводится игра “Пойдем в гости”. Воспитатель подходит к первой группе детей, предлагает им встать и пойти вместе с ней “в гости”. Подойдя ко второй группе детей, малыши здороваются и показывают свои ладошки. На слова: “Дождик пошел!” – дети бегут к своим “домикам” и занимают любые места.Затем воспитатель приглашает детей второй группы пойти “в гости”. Игра повторяется.

2-я часть. Ходьба между двумя линиями (расстояние 25 см). Из шнуров (реек) воспитатель выкладывает вдоль зала две дорожки длиной 2,5–3 м, параллельно одна другой. Расстояние между дорожками не менее 3 метров

Пройдем по дорожке”. “Дождик кончился, – говорит воспитатель, – выглянуло солнышко, но кругом лужи. Пойдем по дорожке, чтобы не замочить ноги”. Затем подводит одну группу детей к дорожке, они становятся друг за другом (колонной), и предлагает пройти по дорожке. Дети проходят по первой дорожке, затем ходьба по второй, и после этого они садятся на стульчики (или скамейку). Приглашается вторая группа малышей для ходьбы по дорожке.

Подвижная игра “Бегите ко мне”. В данной игре развивается умение детей действовать по сигналу педагога, бежать в прямом направлении одновременно всей группой. Убрав рейки (шнуры), воспитатель предлагает детям встать на одной стороне зала, так, чтобы не мешать друг другу, а сам переходит на противоположную сторону з.

Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей

В настоящее время специалисты по детской речи отмечают увеличение количества детей, у которых отсутствует речь. Эти дети имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с таким контингентом.

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же является общим для всех детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Мы отметили разную глубину проявления эмоциональных нарушений: пресыщаемость и истощаемость, разлаженность поведения, негибкость в контактах. При таких обстоятельствах и сложности дефекта безречевых детей очевидной становится необходимость разработки новых технологий коррекционного воздействия, особенно на его ранних этапах. Ранняя работа с этими детьми необходима для развития психических функций, личности ребенка в целом, для профилактики вторичных отклонений в структуре дефекта и для интеграции. Поэтому на подготовительном этапе был сделан акцент на развитие эмоционально-волевой сферы. Правильное эмоциональное развитие безречевого ребенка, воспитание желания и потребности общаться с педагогами, родителями и сверстниками является важнейшей задачей коррекционного обучения.

Создавая модель экспериментального обучения, мы пошли по пути совершенствования и конкретизации существующих приемов, внесли некоторые изменения, основанные на определенной роли эмоций в речевом развитии ребенка. Структурировали коррекционно-развивающий процесс в аспекте развития навыков коммуникации, определили и апробировали поэтапный ход занятий, подобрали и систематизировали языковой, речевой, игровой и дидактический материал.

Предлагаемая программа эмоциональной стимуляции строится с учетом следующих дидактических принципов:

принцип комплексности, так как логопедическое воздействие осуществляется в комплексе с работой врачей, инструкторов ЛФК, воспитателей;

принцип опоры на различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем – зрительной, слуховой, кинестетической, двигательной;

принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции, так как опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых, компенсаторных началах;

принцип поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину), так как работа над каждым заданием проводится в определенной последовательности;

Читайте также:  Домашнее задание по теме День защитника Отечества

принцип учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому), так как процесс развития психических функций осуществляется постепенно, с учетом ближайшего уровня развития, т. е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда. Коррекционная работа с ребенком подразумевает участие родителей, которые, получая информацию о результатах обследования, участвуют во всех аспектах коррекционного процесса. На наш взгляд, с родителями должна проводиться предварительная работа по разъяснению значимости развития личностных качеств – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям – как для адаптации ребенка в целом, так и для результативности формирования навыков общения. Это способствует вовлечению родителей в работу. Родители закрепляют навыки, усвоенные ребенком в группе, создают необходимый эмоциональный фон. Непосредственное участие родителей способствует социализации ребенка, у родителей складывается правильное отношение к его интеллектуальному и речевому дефекту, создаются условия для полноценного общения с ним.

Если же ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье, рассчитывать на помощь со стороны родителей не приходится. Что же делать в этом случае? Необходимо выбирать организационные формы работы, основанные полностью на внесемейных методах коррекции. Решение этих задач осуществляется в ходе занятий воспитателя и на протяжении всего дня пребывания ребенка в санатории. Дети вовлекаются в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке для того, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.

При разработке поэтапной программы эмоциональной стимуляции мы опирались на концепцию о развитии, в качестве которой был выбран комплексный подход, предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к неоднородной группе безречевых детей. Наша программа состоит в поэтапном развитии сохранного потенциала ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсацией его недостатков. Большая роль в ней отводится подготовительному этапу.

Главная задача подготовительного этапа: установить эмоциональный контакт с ребенком, добиться положительного отношения к логопедическим занятиям, снять напряжение, развить предпосылки позитивного общения.

Ее решение создает предпосылки для развития эмоциональных аспектов коммуникации, звуковых вокализаций. Важным перспективным направлением подготовительного этапа является развитие системы межанализаторных связей как основы для выработки коммуникативных умений. Существенную роль играет формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребенка, развитие основ тонких звуковых ориентировок, выделение отдельных слов из речевого потока. Большое значение имеет организация зрительного восприятия в заданном пространстве, развитие прослеживающих движений глаз, активизация ощущений тела как системы координат.

Основные направления работы на подготовительном этапе:

– установление зрительного и эмоционального контакта;

– подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции;

– настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;

– повышение уровня общей активности ребенка;

– организация произвольного внимания;

– развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Ситуацию общения желательно организовывать так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Родителей необходимо учить способам привлечения внимания ребенка, стимуляции его к развитию активного взаимодействия. «Эмоциональное поглаживание» способствует развитию положительных эмоций – удивления, радости, интереса.

Для того, чтобы сформировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность, целесообразно использовать игру, рисование, лепку. Это развивает сосредоточение внимания. Эмоциональный смысл вводится в задания, основанные на сенсорной стимуляции – раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях. Все действия сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами.

В простейших играх мы поддерживаем сенсорной стимуляцией переживание обычных, но значимых ситуаций: кормление куклы, укладывание спать мишки. Постепенно в игру включаются элементы, подкрепленные сенсорными эффектами, расширяется взаимодействие логопеда и ребенка, сенсорная стимуляция становится более разнообразной. Мы стимулируем детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на эхолалии, обыгрываем их звуковые реакции с помощью эмоционально-смыслового комментария игр и занятий. Помимо того, что такой комментарий является необходимым элементом занятий, он еще сопровождает ребенка в течение дня.

Материалы для игр и заданий подбираются в соответствии с интересами и пристрастиями конкретного ребенка. По возможности мы стараемся сглаживать неприятные ощущения, фиксируясь на приятных, накладывая словесную формулу на аффективные реакции ребенка. В ответ на любые звуковые реакции используем положительное подкрепление. Конечно, создаваемая эмоциональная нагрузка должна быть соразмерна двигательной. Для этого мы снимаем напряжение, используя различные «потряхивая» рук и пальцев, массажные расслабляющие движения.

Приведем примеры заданий, используемых на подготовительной этапе.

Задания на фиксацию взгляда.

Цель: Учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки, развивать интерес.

Фрагмент 1.Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый (логопед, родитель) перемещает игрушку, дергая за ниточку, ребенок прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее рукой.

Фрагмент 2.Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением, активизируя внимание с помощью небольших стихотворных текстов. Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать работу с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).

Задания на активизацию ощущений.

Цель: Развивать ощущения ребенка с использованием различных поверхностей, с помощью легких массажных движений, вырабатывать удовольствие и интерес.

Фрагмент 1.Перед ребенком на столе тарелочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке, сопровождая действия словами. Если ребенок с удовольствием участвует в игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям. В дальнейшем используются разнообразные поверхности – наждачная бумага, тарелочка с кремом.

Фрагмент 2.Логопед выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывает крем, действуя правой рукой ребенка, затем меняет руки. Движения сопровождаются эмоциональным комментарием. По мере возможностей ребенка побуждают к самостоятельным действиям.

Фрагмент 3.Игра «Следы». Перед ребенком на столе находится игрушечный домик и заранее размягченный пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет ребенку, что если кто-нибудь пойдет по дорожке, останутся следы, и показывает, как их сделать, используя совмещенные действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки.

Задания на развитие способности к использованию невербальных средств коммуникации.

Цель: Активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрослого), побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами, развитие навыков коммуникативного поведения.

Фрагмент 1.Ребенку показывается, как причесывают волосы (рукой поглаживают по волосам); как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову); как грозят пальцем и т. д. Затем просят ребенка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами.

Цель: Воспроизведение движений, изображенных на сюжетной картинке, развитие мимики и адекватной эмоциональной реакции.

Фрагмент 2.Ребенок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «бабочка летит» – ребенок машет руками, имитируя махи крыльев; «девочка кушает» – движения рукой от стола ко рту, «кошка лакает молоко» – имитирующее движения языком и т. д.

Цель: Установление контакта, развитие понимания рисованного знака (пиктограммы), адекватное использование жестов.

Фрагмент 3.Ребенка знакомят с двумя рисованными знаками (машина, яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх.

На дереве растет …

Затем ребенок, используя жест «дай», показывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить.

На подготовительном этапе занятия должны отвечать требованиям, диктуемым коммуникативно-деятельным характером обучения: создаются ситуации общения, происходит смена различных видов деятельности, используются рациональные сочетания различных приемов, постепенно усложняются формы работы. Особое внимание хочется обратить на то, что в рамках одного занятия решаются сразу несколько разноплановых задач, занятия носят интегративный характер.

На подготовительном этапе мы опираемся на различные приемы, помогающие ребенку наиболее эффективно овладеть навыками общения. Например, при показе и рассматривании предмета мы привлекаем внимание к объекту и развиваем восприятие речи, при выполнении действий с предметами – развиваем понимание слов, обозначающих движения, состояния, признаки действий. Обучение выполнению поручений способствует формированию умения самостоятельно выражать просьбу. Смысл произносимого иллюстрируется специальными наглядными средствами – картинками, реальными предметами, игрушками. Опосредованное общение через куклу (игрушку) ускоряет появление инициативности у детей, обогащает их эмоции и мимику. Прием комментирования действий, помимо развития восприятия речи, подготавливает следующую ступень речевого развития, предваряет употребление необходимых жестов и слов в общении.

Тип ориентировки, сформированный у безречевых детей на подготовительном этапе, определяет качественные стороны высших психических функций, обеспечивает переход к более высокому уровню опосредования действительности. Развернутый характер подготовительного этапа, его словесная эмоциональная организация, развитие внимания, включение в процесс общения сенсорно-перцептивных действий и невербальных компонентов коммуникации, основанных на межанализаторной интеграции, существенно усиливают полноту эмоционально-волевой сферы безречевых детей.

В конце подготовительного этапа у детей появляется положительное отношение к занятиям, обогащается их эмоциональная сфера. Развитие эмоций помогает активизировать ребенка, создает мотивационный настрой, позволяет выработать устойчивые формы поведения. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к занятиям стимулирует возникновение активной избирательности детей. Удается сформировать ориентировочно-поисковую и эмоциональную реакции на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребенка. Появляются попытки вслушиваться в речь окружающих, что свидетельствует об улучшении функции слухового восприятия, развиваются основы звуковых ориентировок, доступным становится выделение слов из речевого потока. Устанавливается зрительный контакт, становится возможным организовать зрительное восприятие в заданном пространстве. Прослеживающие движения глаз становятся более активными, удается частично организовать произвольное внимание. Приток положительных сенсорных ощущений – тактильных, вестибулярных, слуховых – расширяет стереотип взаимодействия с окружающим.

Иллюстрацией может служить следующее наблюдение.

Вероника, 4 года 1 месяц. Заключение после обследования: недоразвитие (отсутствие) речи у ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Девочка регулярно посещала логопедические занятия. Вначале эмоциональные реакции были бедны, малодифференциро-ваны. Внимание характеризовалось неустойчивостью и нецеленаправленностью. Слуховое и зрительное восприятие было недостаточное. Потребность в общении снижена. После проведенной работы стала проявлять интерес к занятиям. Удалось установить эмоциональный контакт и расширить взаимодействие с окружающими. Повысился уровень активности, удалось организовать произвольное внимание на непродолжительное время. Стала проявлять интерес к лепке, рисованию, игровым действиям с куклой. Появилась определенная наблюдательность бытовых ситуациях, в группе играет с посудой – накрывает на стол, имитирует еду, умывание, расчесывание. Улучшилась общая моторика. Стали проявляться элементы инициативы при игре с детьми, отдельные коммуникативно значимые жесты (указательные, жесты приветствия и прощания). Стала повторять отдельные гласные звуки.

Таким образом, эмоциональная стимуляция на подготовительном этапе играет важную роль в коррекционной работе с безречевыми детьми, закладывает основы социального и коммуникативного развития.

Одним из признаков возможности эффективного формирования коммуникативных навыков служит чувствительность ребенка к стимулам, его личностная активность. Мы надеемся, что творчески работающий логопед, используя приемы эмоциональной стимуляции, частично изложенные в данной статье, сумеет вызвать интерес ребенка, повысить уровень рефлексии, оптимизировать коррекционную работу по формированию коммуникативных навыков у безречевых детей. …

Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми

Любовь Скаделова
Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми

Статистические данные, проведенные в начале года, о составе детей, посещающих наше учреждение, свидетельствуют о значительном увеличении количества безречевых детей.

Группа безречевых детей неоднородна.

В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, дезартрией и другими особенностями развития.

Для специалистов, работающих с данной категорией детей, очевидно, что нарушения речи становятся не самостоятельным дефектом, а входят в состав других, более сложных расстройств психического и интеллектуального развития ребенка и влекут за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Поэтому успешными оказываются коррекционные занятия, которые включают элементы и сенсорного воспитания и комплекса кинетических, барических, кинестетических, вкусовых, тактильных, слуховых и зрительных ощущений.

Среди неговорящих детей можно выделить подгруппу, в которой недостаточность представлений о целостном образе предмета является одной из причин отсутствия речи.

Следовательно, включение максимального количества сохранных анализаторов способствует появлению в активной речи новых слов.

Опыт моей работы с такими детьми показал, что применение в коррекционной работе полисенсорного подхода позволяет более успешно стимулировать речевое общение неговорящих детей моей группы.

Я использую игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения.

Занятия по развитию сенсомоторных навыков проводятся мною в специально оборудованной зоне кабинета, где находятся игры и пособия по развитию различных анализаторов.

Стимуляция речевого общенияс помощью сенсорного воспитания состоит из следующих этапов: зрительное восприятие; слуховое восприятие; тактильное восприятие; восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые и весовые ощущения.

Неговорящий ребенок имеет возможность не только выслушать меня и рассмотреть картинку, но и подержать, понюхать, поиграть или попробовать на вкус реальный предмет.

Общение с ребенком носит не только речевой, но и иной характер — с помощью взгляда, мимики лица и жестов, прикосновений. Формирование и укрепление эмоционального контакта между мной и ребенком — вот главная задача данной деятельности.

этап «Развитие зрительного восприятия»

Зрительное восприятие лица и образа человека – первоначальный навык, которым должен овладеть неговорящий ребенок. Необходимо научить ребенка удерживать контакт «глаза в глаза», быть готовым к дальнейшему сотрудничеству.

Упражнение «Покажи как!»

Педагог предлагает выбрать из нескольких игрушек одну и выполнить с ней простое действие (прокатить мяч, посадить куклу, снять колечко с пирамидки и т. д.).

Или такое Упражнение «Разноцветные картинки»

Перед ребенком раскладываются карточки четырех основных цветов и предметные картинки (красная ваза, желтый банан, синий мяч, зеленый лист).Дается инструкция: «Положи картинку на карточку такого же цвета и назови!»

Этап «Развитие слухового восприятия»

Безречевые дети не обращают внимания на говорящего с ними взрослого, не прислушиваются к его голосу, интонации, часто не реагируют на свое имя. Поэтому успех работы в этой зоне возможен лишь при создании высокого эмоционального фона занятия.

использую такое Упражнение как «Угадай, что звучит»

Предлагаю вниманию ребенка несколько предметов. Манипулируя с ними (стук карандашом о стакан, громыхание коробкой с кнопками, переливание воды из бутылочки в чашку и т. д., он обращает внимание на звуки, издаваемые предметами, дает образцы звукоподражаний (кап-кап, тук-тук и т д.). Затем педагог прикрывает предметы ширмой, и ребенок отгадывает, что звучит или гремит, обозначая действие словом.

В зоне развития слухового восприятия должна быть коробка со звучащими игрушками, шумящими предметами, музыкальными инструментами.

Этап «Развитие тактильного восприятия»

Значение влияния развития тактильных ощущений на активизацию речевых навыков и работу мозга в целом невозможно переоценить. У ребенка стимуляция мыслительной деятельности происходит при активном вовлечении рук и пальцев. Развитие тактильного восприятия позволяет ребенку точнее сравнивать, различать и объединять предметы и явления окружающего мира.

Читайте также:  Три тематических игры для автоматизации звуков и развития правильной воздушной струи

К примеру такое Упражнение «Потрогай и назови!»

Педагог предлагает ребенку взять с подноса мелкие игрушки с различной фактурной поверхностью (пушистый цыпленок, резиновая собачка, металлическая машинка, пластилиновый комочек). Педагог называет предметы, описывает качество поверхности и поощряет самостоятельное высказывание ребенка.

Или Упражнение «Перышко»

Педагог дотрагивается пером до разных частей тела ребенка, называя их, комментируя ощущения (мягко, нежно, ласково, приятно). Ребенок повторяет слова и действия за взрослым.

Для поднятия настроения и улучшения эмоционального фона ребенка можно щекотать перышком между пальцами, его шею. Вариант упражнения — выполнять те же действия, предложив закрыть глаза.

Упражнение «Азбука вкуса»

Педагог вместе с ребенком рассматривает, пробует и называет предметы предлагая запомнить их вкус (сладкий мед, горький лук, кислый лимон, соленый огурец и т. д.). По возможности к каждому вкусу подбирается предметная картинка.

Игры на развитие слухового, зрительного, тактильного и других видов восприятия вызывают у детей большой интерес, способствуют преодолению негативизма и обеспечивают повышенный эмоциональный фон занятий. Таким образом, лучше закрепляются новые сведения в памяти и речи.

Опыт показывает что использование в работе с безречевыми детьми предлагаемых мною упражнений дает результат. Уже за пол года число таких детей сократилось почти в 4 раза. Это в том числе и совместная деятельность воспитателя, специалистов, учителя-логопеда, педагога-психолога и конечно же родителей.

Насколько изменилась картина вы видите на слайде. Остались неговорящими 5 детей младшего возраста. Из них двое детей раннего возраста и трое детей 2 младшая группа со сложными речевыми патологиями.

В средних и старших группах неговорящих детей нет.

Результативность использования упражнений дает уверенность, в том, что к концу года неговорящих детей в саду не останется.

Спасибо за внимание!

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР На базе структурного подразделения детский сад «Радуга» с 2016 года осуществляет деятельность Опорная площадка «Использование инновационных.

ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Современное общество предъявляет новые требования.

Игровые методы в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста Я психолог-практик и психолог-теоретик в коррекционной сфере (с детьми с умственной отсталостью, задержанным психическим развитием, поведенческими.

Использование фольклора как одного из направлений коррекционно-воспитательной работы группы Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский Дети дошкольного возраста хорошо.

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

Консультация «Формирование навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми» При обследовании детей используйте следующие способы: наблюдения (на занятиях, во время игры и в повседневной жизни); беседы с воспитателями,.

Использование эколого-речевого материала в работе с детьми дошкольного возраста. Лэпбук «Насекомые» Мастер-класс «Использование эколого-речевого материала в работе с детьми дошкольного возраста» 17.10.2017г. Подготовила: воспитатель.

План воспитательной работы с группой учащихся 1–2 классы «Уроки общения» по направлению «контакт» План воспитательной работы с группой учащихся 1, 2 класса «УРОКИ ОБЩЕНИЯ» по направлению «контакт» Воспитатель: Виль Анна Андреевна Рассмотрено.

Формирование мотивации у детей с нарушениями речи

Формирование мотивации у детей с нарушениями речи.

учитель – логопед МАОУ «детский сад № 7»

По данным обследования, приведённым в журнале «Логопед», общей чертой безречевых детей является снижение мотивации к использованию речи в целях общения. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития. Необходимо желание самого ребёнка, а для этого его необходимо заинтересовать. Одной из центральных проблем в логопедической и педагогической работе является постоянная мотивация дошкольников и формирование устойчивого интереса к различным видам занятий и НОД. Эта проблема общая и для воспитателя, и для логопеда.

Под мотивацией мы понимаем – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению, оно должно идти параллельно и неразрывно с ним. Учебная деятельность без мотивации – для ребёнка с проблемами речи, с психическими трудностями будет неуспешной, неинтересной, а для педагога превратится в монотонную, бесполезную работу. Преподавание должно быть целенаправленным, весёлым, интенсивным. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. В педагогической литературе выделяют разные типа мотивации:

· Первый тип – игровая мотивация – «Помоги игрушке» достигаем цели обучения, решая с ребёнком проблемы игрушек.

· Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

· Третий тип мотивации «Научи меня» – основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

· Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» – основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких.

В педагогической наук существуют и другие виды мотивации. Но наиболее часто мы используем именно эти четыре вида. В своей практике с детьми старшего возраста обязательно необходимо говорить с ребёнком на тему «Зачем нужны ему лично занятия». Мотивация личной заинтересованности, мотивация общения – это очень хороший стимул для занятий и для самоконтроля за речью в будущем.

Родители и педагоги должны помогать и учить ребёнка с нарушениями речи преодолевать страх, выдавать авансы успеха ( «у тебя получится»). Давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать») усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»)

Хочется ещё раз напомнить о том, как продумать мотивацию в структуре НОД.

1) Начало занятия в детском саду (оргмомент, приветствие).

Цель этого этапа – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии. Стимуляция интереса и эмоциональный настрой. Приёмы для начала занятия: угадать из грамм записи по звуку персонаж или предмет, угадать на ощупь предмет в мешке, по запаху узнать предмет, собрать в кабинете мелкие игрушки, внесение новых игрушек, использование музыкальных инструментов, найти в сухом бассейне игрушку.

2) Ход занятия в детском саду (процесс).

Включает в себя: Выполнение поставленных задач, с учётом здоровье сберегающих методов обучения. Интерес зависит от понимания, не нужно использовать никаких изощрений. Ясность – основа интереса, интерес – залог успеха. Здесь важна «изюминки» занятия.

Интересные и правильно подобранные формы занятий помогут вызвать интерес: экскурсии, занятие – труд, интегрированные занятия, творческие занятия, занятия –сказки, путешествия, эксперименты, занятия – конкурсы, рисунки – сочинения, концерты, занятия –викторины, бинарные занятия (авто Дж. Родари) и. т.д. Например: занятие – диалог ( разговор по телефону, обсуждение героев стих. К. Чуковского «Телефон») потом переходит в свободные игры. Занятие –викторина на знание персонажей сказок или занятие –конкурс «Кто больше вспомнит скороговорок, выученных для автоматизации звуков» придаст уверенности в собственные силы и запомнится надолго.

Творческий подход логопеда или педагога к деятельности (к занятию) – важнейший фактор для мотивации детей. Занятие необходимо превратить в интересную игру.

Мы считаем, что использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов: мультимедийных презентаций, видео-уроков — предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно детям, что немало важно для учителя-логопеда. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

3) Окончание занятия в детском саду.

Подведение итогов занятия. Для позитивной мотивации ребёнок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальный результат своего труда (рисунок, картинку, чудо-дерево, наклейку, поделку и. т. д )

Это создаёт желание узнать что будет на следующем занятиям. Ритуал прощания.

Позитивная мотивация к обучению в детском саду детей с нарушениями речи – это условие успешного дальнейшего его обучения. Ребёнок должен быть активным, взаимодействовать со сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребёнка как личности. «Продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация –это продукт неудачи» Глен Доман

Формирование интереса к деятельности у безречевых детей

Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, экспрессивной и импрессивной алалией, анартрией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность основных представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения. Комплексная система работы при безречии на начальных этапах направлена на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровня.

Опора на различные виды деятельности предоставляет логопеду разнообразные возможности в плане повышения мотивации к занятиям, преодоления негативизма. Формирование основы мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности возможно через необычные близкие для ребенка виды деятельности: игровую, изобразительную, предметно-практическую.

Используя различные виды деятельности для развития интереса безречевых детей, мы развивали речевую инициативу, создавали мотивацию к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона, формировали у ребенка потребность к произнесению простой фразы, к совместному действию, к его комментированию в речи, к вербальной активности самого ребенка.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Определим основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-ый уровень речевого развития по Р.Е.Левиной).

  1. Стимуляция речевой и психической активности;
  2. Развитие эмоционального общения со взрослым;
  3. Совершенствование подражательной деятельности;
  4. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности
  5. Формирование лексикона, обеспечивающего минимальное общение

Для развития мотивации ребенка, занятия должны проводиться систематически (2-3 раза в неделю). На занятиях осуществляется полимодальный подход, т.е. опора на зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения. Педагог (или родитель) должен быть эмоциональным, ярким и поддерживать интерес ребенка к различным видам деятельности. Создание положительного эмоционального фона совместной деятельности. Опора на различные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия. Вариативность наглядного и дидактического материала для детей. Использование элементов соревнования, в том числе с пищевым подкреплением, что способствовало повышению мотивации, интереса к играм. Использование визуализированной системы поощрений.

В работе учитывались индивидуальные особенности ребенка. У многих безречевых детей отсутствует интерес к окружающему миру, и они с большим интересом играют в геометрические фигуры, составляют предметы из счетных палочек и фигур. Другие же дети любят больше цифры и счет предметов. Третьи, любят раскрашивать, четвертые лепить. Необходимо найти у ребенка то, что ему больше всего интересно и использовать это как мотивацию к занятию и к речи в целом.

Например: ребенку дается сложное задание, которое ему неинтересно – разложить детенышей животных к их родителям. Ребенку демонстрируется, что после выполнения задания он будет раскрашивать. Ребенок охотно выполняет задание. Далее ребенку дается раскраска с большим количеством птиц на дереве. Мы проговариваем, что это птицы, но некоторые птицы, сидящие на дереве, не умеют летать, а значит, не могли забраться на дерево. И просим ребенка найти и раскрасить этих птиц. Далее ищем птицу с самым большим хвостом, самым маленьким клювом и т.д.

Для некоторых детей более привлекательна пищевая мотивация. Это тоже можно использовать для обучения. Например: после выполнения задания ребенок должен пальцами (или с помощью палочек, или камешков) показать, сколько маленьких конфеток или сухариков ему дать.

Для создания положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, целесообразно использовать игру, рисование, лепку. Данные виды деятельности развивают сосредоточенность внимания. Эмоциональный смысл вводится в задания, основанные на сенсорной стимуляции – раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях, игры с манкой, кинетическим песком. А так же на развитие познавательной сферы: сериация, классификация, сравнение, нахождение сходства и различия, понимание скрытого смысла — все это самым ненавязчивым и естественным образом включается в любые занятия. Все действия сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами.

Задания на активизацию ощущений.

Цель: Развивать ощущения ребенка с использованием различных поверхностей, с помощью легких массажных движений, вырабатывать удовольствие и интерес.

Задание 1. Перед ребенком на столе тарелочка с теплой и холодной водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке, сопровождая действия словами [ой, ай]. Если ребенок с удовольствием участвует в игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям. В дальнейшем используются разнообразные поверхности – наждачная бумага, тарелочка с кремом.

Задание 2. Игра «Следы». Перед ребенком на столе находится игрушечный домик и заранее размягченный пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет ребенку, что если кто-нибудь пойдет по дорожке, останутся следы, и показывает, как их сделать, используя совмещенные действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки. Дети воспроизводят звукопдражательные слова «топ-топ», Миша- [бэ], зайка-[оп-оп], лягушка- [ква-ква], киса -[мяу-мяу]

Задания на развитие способности к использованию невербальных средств коммуникации.

Цель: Воспроизведение движений, изображенных на сюжетной картинке, развитие мимики и адекватной эмоциональной реакции.

Задание 1. Ребенок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «бабочка летит» – ребенок машет руками, имитируя махи крыльев, сопровождая звукоподражаниями [мах-мах]; «девочка кушает», «кошка лакает молоко» – имитирующее движения языком, движения рукой от стола ко рту, сопровождая звукоподражаниями [ам-ам].

Занятия в сенсорных комнатах и уголках, проведение сенсорных игр способствуют установлению эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, сенсорные игры — важный инструмент преодоления негативизма безречевого ребенка. Большинство детей с нарушениями в развитии легче познают новое, если педагогами применяется полисенсорный подход, т.е. в работу включаются все органы чувств ребенка (Ньюмен С). Сенсорные игры, являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий, преодоление негативизма. Сенсорное воспитание безречевых детей состоит из следующих разделов: тактильно-двигательное восприятие и развитие моторных функций; зрительное восприятие, восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые ощущения; слуховое восприятие. Сенсорное воспитание способствует формированию речевой деятельности. Приведем примеры сенсорных игр и игровых упражнений, направленных на стимуляцию мотивации к деятельности и формирование речевой активности.

Читайте также:  Особенности психологической готовности к школе детей с ОВЗ

Примеры игр, направленных на развития обоняния: «Приятный-неприятный», «Ароматные мешочки».

Игры на развитие слухового восприятия: «шумовые коробочки», «Колокольчик», «Музыкальные инструменты».

Зрительное восприятие: «Узнай картинку», «Собери картинку».

Кинестетическое восприятие: «Сухой бассейн», «Цветная баночка», «Легкий-тяжелый».

Игры на развитие моторных функций: «Жаба- жук»- дети имитируют повадки животных и стимулируют детей к произнесению звукоподражаний «Ква-ква», «Ж-ж-ж».

Игры: «Зоопарк», «Птичий двор». Взрослый демонстрирует картинки и просит перевоплотиться в животное, изображенное на картинке. Словарь: лягушка-«ква-ква», собака-«тяф-тяф», индюк -«бал-бал», кошка-«мяу-мяу», овца -«бе-бе» и т.д.

После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов. Любая попытка произнесения поощряется, подхватывается, ошибки не исправляются. Используются игры на активизацию речевого подражания, стимуляцию появления первых слов: Игра «Поезд», «Кораблики», «Птички», «Воздушный шарик», «Рыбалка» и др.

Процессуальная и сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речевой и психической активности. Например: в пространстве игрового зала размещается большой мир: леса, поля, реки; ребенок выходит в этот мир и изучает его. Дети путешествуют: ползают на животе и на четвереньках, «плавают», «летают». Если кончилась «речка», останавливаемся; если впереди «гора», идем вверх. Дети вместе со взрослым изображают прогулку по лесу, перешагивают через бурелом, оглядываются по сторонам. При этом проговариваются фразы: «Уф, как жарко!», стимулируя детей к повторению мимики и междометия «Уф». Вдруг дождик пошел. Все прячутся под зонтик. Дети прячутся под зонт, взрослый барабанит по зонту пальцами и произносит звукоподражание «Кап-кап. Как дождик капает: кап-кап». Дети произносят.

В игре педагоги организовывали с детьми диалог, в результате чего у детей возникала потребность в речевом общении. Мы использовали игры с куклой бибабо, сюжетно-ролевые игры, игры с образными игрушками. Для пробуждения игровой активности детей и обогащения игрового опыта использовались различные приемы: поддержка игровой инициативы ребенка, увеличение числа персонажей игры, расширение круга игровых предметов и действий, обогащение игровых сюжетов. С помощью сюжетных игрушек педагог вовлекал ребенка в воображаемую ситуацию (производил игровые действия с куклой, разговаривал с ней, обращался к нему от имени куклы). Использовались приемы для стимулирования речевого общения детей. Мы стимулировали игру ребенка с разными персонажами: куклами, собачками, мишками и др., что способствовало обобщению игровых действий, их разнообразию. Речевое комментирование позволяло перевести предметные действия с сюжетными игрушками в план общения с персонажами игры. Играя вместе с ребенком, подключаясь к его действиям, педагог наводящими вопросами, предложениями стимулировал ребенка на использование или на поиск необходимых игрушек. В играх-драматизациях «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и др. часть текста произносилась взрослым, а часть – детьми. Перед драматизацией логопед детям показывал сказку на настольном театре, стимулировал детей на договаривание, повторение слов.

Проводились игры с пением, в которых дети выполняли движения в соответствии с инструкцией взрослого под пение педагога: «Пальчики и ручки», «Каравай», «Где наш Ваня?» и др.

Стимуляцию ролевого поведения осуществляли путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придания им игрового смысла: «Давай, Даша, ты будешь спать как медвежонок, крепко-крепко, сейчас я тебя накрою, будто ты в берлоге», «А ты, Денис, будешь спать как котенок». Мы создавали условия для принятия ребенком ролевого поведения. Например, педагог говорит девочке, играющей с куклой: «Как ты, Леночка, хорошо укачиваешь куклу [кач-кач], как мама. Кукла спит. [баю-бай] Ты – мама, а кукла – дочка. Куколку качаем- [а-а-а-а]». Другим приемом являлось принятие взрослым на себя игровой роли по ходу игры с ребенком. Например, педагог говорил: «Я – мама, а это мой сыночек» или «Я – доктор, а это – больной» и обращался к персонажу. В процессе игр ребенок постепенно осваивал разные ролевые отношения, учился строить диалоги, общаться с партнером по игре.

Мы использовали в работе игры с правилами. Ежедневно проводились подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. В играх: «Сидит, сидит зайка», «Кот и мыши», «Мой веселый, звонкий мяч» и др. от детей требовалось соразмерение темпа движения с речью. Дети одновременно узнавали о повадках животного и подражали его движениям, звукам.

Целесообразно включать в коррекционно-развивающие занятия с детьми упражнения, основанные на изобразительной деятельности ребенка, которая занимает в жизни ребенка второе место после игровой (М.В. Водинская, М.С.Шапиро). Рисование развивает зрительно-моторную координацию, согласует межполушарное взаимодействие, способствуют развитию деятельности и самооценки детей (КиселеваМ.В.)

Рассмотрим особенности формирования интереса к изобразительной деятельности безречевых детей. На начальных этапах мы привлекали сначала внимание детей к процессу рисования, лепки, к полученному результату. При этом привлекали детей к совместным действиям со взрослым, прибегая к комментированному показу собственных действий.

Использовали элементы нетрадиционных техник, которые помогали создать необычные работы, повышали речевую мотивацию, активизировали процессы восприятия (бумагопластика, рисование палочками, ладошками, овощными печатями и др.). Важную роль на данном этапе играло развитие у ребенка понимания обращенной к нему речи и совершенствование самой активной речи в процессе изобразительной деятельности. От ребенка требовалось хотя бы одни словом обозначить то, что он нарисовал. При этом ребенок мог пользоваться как лепетными, так и автономными словами. Для развития активной речи мы использовали такие приемы как подкладывание изображений, лепных поделок к реальным предметам, обыгрывание предметов, игры с разноцветными красками и разноцветной бумагой. Приведем примеры игровых упражнений.

«Рисуем на льду». Взрослый совместно со взрослым раскрашивают большой кусок льда. При этом произнося слова «Кап-кап», «ляп-ляп», «лед».

«Салют». На темном фоне взрослый с ребенком размазывают цветной пластилин, стимулируя ребенка к произнесению слов: «Ура», «салют», «хлоп-хлоп».

«Овощные печати». Взрослый демонстрирует кусочки овощей (картофель, томат, тыкву). Ребенок определяет от каких овощей отрезаны кусочки, называет их, а затем рисуют ими.

«Волшебный кисель». Дети вместе со взрослым рисуют различные фигуры, по контуру похожие на предметы: часы, весы, мяч, туча и др.

Изобразительная деятельность применялась на занятиях логопеда в двух вариантах: 1) при составлении описательного рассказа об объекте 2) при использовании продуктов деятельности в игровых ситуациях.

Например, дети лепили из пластилина витаминки, рисовали их, а затем кормили ими заболевшего Мишутку. Рисовали зернышки для цыплят и курочки, а затем разыгрывали игровые ситуации с включением диалога между детьми и персонажами и др. На занятиях дети рисовали огонь, небо, землю, воду. Использовались различные приемы: показ предмета, приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий и т.д.

Для усвоения слов-названий имело большое значение действия самих детей с предметами, например, дети лепили для большого и маленького медведей тарелку и ложечку, а затем кормили медвежат. При этом дошкольники с удовольствием проговаривали игровые действия с созданными предметами в процессе занятия: «Кушай, большой Миша,– ам-ам, вот Миша большой [О-О-О]. Вот Миша маленький[о-о-о] и др.». Обыгрывание предметов включалось в сюжетную игру или игру драматизацию, например, для игры «три медведя» детьми совместно со взрослыми были вылеплены три чашки и три тарелки трех разных размеров.

Также мы предлагали детям специальные упражнения с использованием пальчиковых красок, вызывая у них «радость экспериментирования» от игры с цветом. В процессе выполнения деятельности детьми предусматривалось комментирование их действий с целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения значений слов, регуляции темпа деятельности. Зрительное и тактильное восприятие предмета было целенаправленно и максимально прокомментировано речью взрослых.

При обследовании предмета мы привлекали всех детей и оречевляли их действия. Это создавало условия для многократного прослушивания детьми речевых моделей, которыми они овладевали в дальнейшем. Данный прием мы включали в различные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликацию, лепку. Занятия изобразительной деятельностью развивали у детей способность сравнивать предметы, признаки, действия.

Таким образом, основная стратегия коррекционно-педагогических воздействий для безречевых детей была в том, что на основе развития мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности, когнитивной активности, постепенно формировалась потребность в вербальном общении, стимулировалось становление речевой деятельности детей. В результате обучения отмечалось повышение речевой активности. Улучшилась произвольная регуляция деятельности детей. Возрос активный словарь, расширились коммуникативные возможности – дети вступали в диалог, появились коммуникативно значимые фразы. Полученные на занятиях навыки речевого поведения использовались в коммуникативных целях, осваивались элементарные грамматические конструкции.

1.Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.. Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.- 88с.

2.Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми:руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь. 2006. -160 с.

3.Колос Г.Г.Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М.: Аркти, 2007. – 80с.

4.Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М., 1977.

5.Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – М., Парадигма, 2012. – 128с.

–>Коллеги – педагогический журнал Казахстана –>

]Безречевые дети.
Утегенова Д.О.
Учитель- дефектолог,логопед.

Речевая деятельность ребёнка формируется постепенно, поэтапно. Для этого необходимо, чтобы ребёнок был соматически здоров, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом.
Ко мне часто обращаются родители у которых дети лишены возможности речевого общения. Они говорят: « Вот мой ребёнок произносит только бесформенные звуки, или обрывки слов, говорит отдельные слова, а предложения нет, например: ( мама, папа, ав ав, му, вын,вын, бибиб).Принято считать, что после 3 лет речь ребёнка практически сформирована. Ребёнок полностью овладел обиходным словарём, без труда общается с окружающими, высказывает свои мысли. Речь становится основным средством общения и орудием мышления. Поэтому различные отклонения в речи отрицательно влияют, на развитие личности ребёнка. Особенно тяжёлым оказывается положения безречевых детей, практически лишённых возможности говорить и быть понятными.
За термином «безречие» стоят самые разнообразные явления обусловленные разными причинами, локализацией, механизмом поражения. Это вызывает разную клиническую картину нарушения и даёт неодинаковую динамику спонтанного выхода из состояния безречия, а также диктует необходимость дифференцированного подхода коррекционно – воспитательного воздействия. На основание первичного обследования не всегда можно сделать правильный вывод о состоянии речи ребёнка. Зачастую только тщательное, комплексное обследование специалистами, врачами и педагогами и длительное динамическое наблюдения за деятельностью ребёнка раскрывают истинную картину состояния речи и компенсаторных возможностей.
Выделяют следующие группы безречевых детей.
1. Дети с поражением слуха (глухие и слабослышащие).
2. Дети страдающие анартрией, или тяжёлой формой псевдобульбарной дизартрией.
3. Дети страдающие алалией.
4. Дети – олигофрены с полным отсутствием или частичным недоразвитием речи.
В моей практике часто встречаются дети страдающие алалией.
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
Причинами алалии является родовые травмы, асфиксии, внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития плода, интоксикация плода, врождённая отягащённость, травма мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг и т.д.
Поражение различных областей коры головного мозга вызывает нарушения развитие речевых и неречевых функциональных систем. При обследования детей – алаликов я в первую очередь обращаю внимание на понимание обращённой речи. Родители говорят, он всё понимает, но не желает говорить, они считают, что он ленивый, или упрямый. Вместо речи развивается мимика, жестикуляция, короткие обрывки слов.
Первые слова у них появляется поздно, фразовая речь формируется после 5 – 6 лет. Родители отмечают, что кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально. Поэтому обследуя таких детей, я прошу родителей неоднократной встречи с ними, для того чтобы выявить интересы к игрушкам, к книгам, играм. Выясняю, как ребёнок вступает в контакт. Специальными артикуляционными упражнениями в игровой форме, проверяю артикуляционную моторику, выявляю подвижность, способность ребёнка подражать артикуляционным движениям и возможность отражённого проговаривания слов и сочетании. Крайне затруднено обследование таких неговорящих детей, вывод о состоянии речи может быть сделан только в ходе динамического наблюдения за ними. Особое внимание я уделяю на развитие мелкой моторики: учу детей раскрашивать, штриховать, завязывать узелки, зашнуровывать, выкладывать узоры из мозаики, составлять пазлы, и т.д. Установлено, что дети если отстают в развитии движений пальцев рук, то они отстают и в развитие речи. По мере тренировки движения руки совершенствуется и состояния речи.
На начальных этапах работы важно сформировать у ребёнка мотивационную основу высказывания, развивать речевую и психическую активность, умение подражать и повторять.
Для развития речи необходима сначала обучение пониманию некоторых поручений, например:( встань, иди, иди сюда, иди к маме, иди к бабушке, принеси, отнеси, дай, покажи, повтори, назови). Пользуясь словами (дай, покажи, принеси, отнеси) можно научить ребёнка понимать названия очень многих окружающих его предметов. Эффективность работы зависит от оснащённости занятии наглядным материалом. Поэтому я в своей практике использую различные картинки, альбомы, игрушки, настольные лото, и др. , которые вызывают потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, стараемся всё оречевлять, все действия.
На первом этапе работы – основными является воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведётся работа над диалогом, формируется навыки общения.
На втором этапе работы – формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведётся работа над распространением предложении, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера.
На третьем этапе – основным является формирование связной речи – особо сложной коммуникативной деятельности.
Мощным источником речевого развития таких детей является их общение с нормально говорящими людьми. Поэтому я рекомендую родителям речевую среду, т.к. наиболее эффективным оказывается формирование речи в процессе коммуникации на основе максимального развития активности общения и познавательных возможностей детей. Наиболее благоприятным возрастом для начало работы является 3 – 4 года, когда у ребёнка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность.
Многие авторы называют различные сроки ликвидации алалии, одни считают, что достаточно нескольких месяцев, другие полагают, что должна вестись годами и прогноз неопределённый. По мнению В,К, Орфинской и Л,В,Мелеховой , вопрос о сроках начало работы и продолжительности её должен решаться в каждом случае особо, исходя из характера и степени речевого недоразвития, из индивидуальных особенностей ребёнка и других факторов.
Итак, положительная динамика при алалии выявляется при учёте следующих факторов.
1. Раннее распознавание недоразвития речи, своевременное предупреждение вторичных отклонении.
2. Системность воздействия на все компоненты речи.
3. Дифференцированный подход к детям.

КГУ «Школа –интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих)

Ссылка на основную публикацию