Непосредственно образовательная деятельность: Коммуникация

Понятие «непосредственно образовательная деятельность». НОД как ведущая форма обучения в ДОУ, структура и особенности организации в разных возрастных группах

Непосредственно образовательная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в зависимости:

– уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования,

– решения конкретных образовательных задач.

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть:

Комбинированной – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексной – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированной – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). т.е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Содержание непосредственно образовательной деятельности определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. В настоящее время преобладает комплексная непосредственно образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько дидактических задач.

Структура классической непосредственно образовательной деятельности.

В любой непосредственно образовательной деятельности можно выделить три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончании (открытый конец или мотивация на дальнейшую деятельность).

Организуя непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.

Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (можно её называть традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8–10 мин.

4-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.

7-го года жизни – 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры – занятия проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.

Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующих в занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, его содержания.

Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.

Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Длительность занятия – 10 мин дл детей от 1 г. 6 мес и 10–12 мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итого познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.

Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.

Основные формы организации детей старших групп на занятиях – фронтальная и подгрупповая.

Непосредственно образовательная деятельность: Коммуникация

Автор: Ушакова Людмила Анатольевна

Организация: МБДОУ д/ с № 229

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и социально-коммуникативное развитие.

Возраст детей: старшая группа.

Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Форма организации: подгруппа.

Цель: ознакомление с термином «слово» как смысловой единицы.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с понятием «слово», оно имеет смысл, значение; упражнять в подборе определений, действий к предметам, дать понятие, что наша речь состоит из слов, какие, бывают слова и какую, роль в них играют звуки; закреплять умение классифицировать предметы по определенному признаку.

Развивающие: активизировать и обогащать словарь (слово, речь); поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний; развивать внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, культуру общения; развивать умение отстаивать свое мнение.

Оборудование и материалы: карточки с изображением предметов для д/и «Назови одним словом» на тему: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Птенцы»; мяч.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Приветствие «Здравствуй» (сопровождается движениями, дети стоят в кругу)

Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки

Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»

Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,

Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга

Мы живем в одном краю – кончиками, начиная с больших пальцев.

Всех мы вас приветствуем! Переплетают пальцы замочком и поднимают руки над головой.

2. Вхождение в тему.

– Ребята, сядет на свое место тот, кто назовет свою любимую игрушку.

-Молодцы, ребята! Как много игрушек вы назвали! Каждую игрушку мы называем словом. И сегодня мы познакомимся, что же такое «слово».

II. Основная часть.

1. Беседа

-Нас повсюду окружают предметы: на улице, дома, в группе, и все они имеют свое название. Посмотрите вокруг и назовите окружающие предметы. За каждое слово, вы получаете фишку.

(Дети называют предметы)

– Все, что вы назвали – это слова. Послушайте стихотворение А. Шибаева.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что только видит глаз

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Они слышны и здесь и там, на улице и дома,

Одно -давно привычного нам, другое не знакомо.

И это так прекрасно-

В огромном море, море слов,

– Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение, мы смотрим на предмет и можем назвать его словом.

Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Плим».

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

И повторяю снова:

Вот прыгает и скачет

И ничего не значит

2. Д/и «Придумай слова»

-Ребята, придумайте сладкие слова, кислые, колючие, соленые, холодные слова.

3. Д/ и «Назови, одним словом».

– Словом мы можем обозначить не только один предмет, но и группу предметов. Ребята, обратите внимание, на столе разложены картинки с изображением предметов. Ваша задача выбрать те предметы, которые можно объединить в одну группу и обозначить эту группу одним словом.

4. Д/и «Расскажи какой»

-С помощью слова можно не только обозначить предмет, но и рассказать о нем. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть предмет, а вы должны подобрать слова, которые отвечают на вопрос,: какой предмет? и передать друг другу мяч.

(Воспитатель называет слова обозначающие предмет, дети подбирают признаки этого предмета.)

5. Д/и «Расскажи, что умеет делать 9 или что с ним можно делать)

-А теперь, ребята, на мое предложенное слово вы должны подобрать слова, отвевающие на вопрос: что делает этот предмет?

(Воспитатель называет слово, обозначающее предмет, а дети подбирают к нему слова, отвечающие на вопрос: что умеет делать этот предмет? или что с ним можно делать?)

6. Физкультминутка.

В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево поклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться.

7. Беседа.

-Слово- это домик для звуков. Бывают слова маленькие, короткие, в них живет мало звуков: соль, кит, рот, дом, бывают большие, длинные, в них живет много разных звуков: воробей, листопад, крокодил.

Все слова звучат по- разному.

-Послушайте, как я скажу слово «звонок» (четко произносит слово, выделяя каждый звук). Его можно сказать звонко, весело, послушайте: «звонок»! давайте скажем его все вместе: звонок! Это слово делает таким звонким звук з. Давайте произнесем все вместе з-з-з-з.

-А вот другое слово: мишка. Она звучит иначе: м-и-ш-к-а (медленно, плавно произносит).

-Давайте все вместе скажем это слово: мишка. Похоже на то, как шуршит под ногами листья в лесу осенью: ш-ш-ш. давайте еще раз вместе скажем и послушаем, как это слово шуршит: ми-ш-шка. В слове мишка шуршит звук ш.

-А теперь послушайте, как можно сказать слово жук: ж-ж-жук. Что вы слышите в этом слове? Слышно, как жук жужжит. В этом слове есть звук ж.

8. Речь может утешить, развеселить, обрадовать. С помощью речи можно договориться о совместной работе, игре. Речь помогает узнавать новое, интересное в окружающем мире.

-Послушайте, как рассказал мальчик содержание фильма своей младшей сестренке.

Читайте также:  Автоматизация звука С' - конспект индивидуального занятия по коррекции ФФНР у ребенка с дизартрией

Чтение стихотворения А.Барто «Сильное кино».

– Знаете, что ответила сестра после такого рассказа?

Нет, видно, я еще мало,

Я ничего не поняла.

-Как вы думаете, почему девочка не поняла содержание фильма?

-Чтобы тебе слушали и понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать.

«Хорошую речь приятно слушать»

«Хорошая речь слаще меда».

И так, для общения и передачи информации мы используем слова. Слова – строительный материал- кирпичики, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно безобразный шаткий сарай.

III. Заключительная часть.

1. Вопросы к детям:

– Какая тема образовательной деятельности?

-Что нового узнали?

-Что больше всего запомнилось?

2. Игра «Круг друзей».

Дети, стоя в кругу, берутся, за руки жмут, их и смотрят по очереди на всех.

3. Рефлексия

-Ребята, у кого хорошее настроения после нашей образовательной деятельности, тот собирает красный цветок, у кого настроение не очень хорошее, грустное, тот с обирает желтый цветок.

НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р »
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р’], с понятием “ударение”; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; упражнение в решении кроссвордов; развитие умения выделять на слух слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
nod_po_obucheniyu_gramote.docx63.11 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте

Тема: «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р’].

Задачи: Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р’], их классификация; знакомить с ударением; закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; упражнять в решении кроссвордов; развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; развивать логическое мышление; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.

Оборудование: карточка с буквой «Р», предметные картинки (рыба, луна, шары, лиса, радуга, машина, роза, телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать), разрезные картинки (компьютер, кенгуру),ребусы, набор семян (горох, фасоль), конструктор, мозаика, карандаш, лист бумаги на ребенка, игрушки (машина, матрешка, лопата, ведро, мышка, кукла, лейка, корабль), карточка с изображением 1 согласной и нескольких гласных букв, игрушка – замок, дверной замок, набор цветных квадратов – красные, синие, зеленые.

Ход I. Организационный момент

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

(На столе разложены игрушки – машина, матрешка, мышка, лопата, ведро, кукла, лейка, корабль).

– Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите ее и встаньте в круг. (дети выполняют задание)

– Назовите выбранную игрушку, назовите первый звук в этом слове, охарактеризуйте его.

II. Вступительная часть

– Ребята, сейчас у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

– Чем отличаются звуки от букв?

– Какими бывают звуки?

– Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)

– Какие звуки называют согласными?

– Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)

– А еще? (звонкими и глухими)

Игра «Буква заблудилась»

– Какая буква лишняя? Почему?

III. Основная часть

  1. Знакомство с новым звуком.

– Послушайте и определите какой звук часто встречается в этом стихотворении?

Солнце светит, дождь идет,

В небе радуга цветет.

Над рекой она взошла,

Радость людям принесла.

Речка краше сразу стала

Разным цветом засияла.

– Правильно, с этим звуком мы знакомимся сегодня. У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].

– При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный) Почему? Он глухой или звонкий? (звонкий)

Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.

  1. Игровое упражнение «Услышь звук».

– Я называю разные слова, а вы хлопаете в ладоши, когда слышите слово со звуком [Р].

(брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул.)

  1. «Доскажи словечко»

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь).

Ра – ра – ра – начинается … (игра)

Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)

Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)

Ру – ру – ру – продолжаем мы … (игру)

Ре – ре – ре –стоит домик на …(горе)

Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)

  1. Знакомство с буквой «Р».

– На что похожа буква «Р». (трость, парус)

«Дрожу от страха

Похожа буква на топор!

  1. Написание буквы в воздухе
  2. Физкультминутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар! (Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар! (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар – кар – кар! (Тихо)

  1. Выкладывание буквы «Р» из подручных материалов.

(семена, крупа, конструктор, счетные палочки, мозаика, шерстяные нитки и т.д.)

  1. Введение понятия «ударение».

Показать предметные картинки: ры –ба, лу – на, ша – ры, ли –са, ра – ду – га, машина.

– Вы заметили, что слоги в словах звучат по – разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче.

Ры – ба – вы слышите, как мой голос усиливается в начале слова – это слышится ударение.

(показ сказочного замка и дверного замка)

– Это сказочный замок, а теперь выделите другой слог в слове «замок» получится «замок», который висит на двери замка.

– Видите, как важно правильно делать ударение в слове.

– Ребята, у нас есть еще задания, давайте попробуем их выполнить.

Игровое упражнение «Составь картину»

(На столе разрезные картинки.)

– Дети поделитесь на 2 команды и каждая будет составлять свою картинку.

– Что получилось? Какой звук слышится в начале слова? Есть ли в этом слове звук [Р]? Поделите слово на слоги и определите их количество, выделите ударный.

Конспект НОД Буква Р, обозначающая согласные звуки [Р], [Р’]

Галина Супагалиева
Конспект НОД Буква Р, обозначающая согласные звуки [Р], [Р’]

Цель: Познакомить детей с буквой Р, звуками[ р], [р].

1. Познакомить детей с новой буквой и её классификацией;

2. Закрепить умение составлять звуковые схемы к словам;

3. Учить узнавать графический образ буквы.

3. Упражнять в умении читать слоги с буквой Р.

1. Развивать умение называть слова на заданный звук;

2. Развивать умственные способности, познавательную активность, любознательность;

3. Развивать логическое мышление, внимание, зрительную память;

4. Развивать мелкую моторику рук;

5. Развивать коммуникативные способности.

1. Формировать интерес к образовательной деятельности и желание

учиться в школе;

2. Прививать интерес к грамоте;

3. Воспитывать умение оценивать свою работу;

4. Воспитывать навыки самостоятельной деятельности.

Интеграция ОО: Чтение художественной литературы, музыка, познание (ФЦКМ, Познание (ФЭМП, художественное творчество, здоровье, социализация.

Форма проведения: занятие – ознакомление с новым материалом.

Тип: интегрированное занятие

Вид: Коммуникация (Обучение грамоте)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Методы и приёмы:

– игровые (дидактические игры и упражнения);

– словесные (загадки, вопросы, задания);

Ход занятия

I. Организационный момент

(Дети входят в зал, здороваются с гостями)

– Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу)

– Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе.

– Ребята, я думаю, что вы не будете сильно волноваться, отвлекаться из-за того, что у нас сегодня много гостей. Мы рады гостям. Давайте им улыбнёмся и покажем, что мы знаем и умеем? Вы умеете думать, рассуждать, быть внимательными, многое знаете и поэтому со всеми заданиями вы справитесь.

– Какое правило, мы соблюдаем на занятиях?

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

А теперь садитесь на стульчики тихо- тихо. Спину выпрямить, ноги поставим вместе, руки положим удобно, а я пройду и посмотрю все ли ребята сели правильно.

II. Повторение изученного.

А теперь повторим фонематическую гимнастику.

Эй, ребята не зевайте, а за мною повторяйте. (Слайд 2)

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Со-со-со – у Вовы колесо.

Су-су-су – было холодно в лесу.

II Основная часть

1. Выделение звуков [ р], [р].

– Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

– Тогда послушайте внимательно и отгадайте мои загадки. В отгадках есть звуки, о которых мы будем говорить сегодня. (Слайд 3)

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

-Воробей- зимующая или перелётная птица?

– Зимой воробей часто питается тем, что ему предлагает человек. А чем он питается весной, летом, осенью? (Весной, летом и осенью воробей съедает большое количество насекомых – вредителей растений, принося тем самым большую пользу людям)

-Послушайте следующую загадку. (Слайд 4)

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его… (скворец)

-Как называется домик, который человек строит для скворцов? (скворечник)

Для чего он это делает? (чтобы весной, когда скворцы прилетают, они поселились рядом с домом человека.

За жизнью птиц, ребята, интересно наблюдать. Скворцы радуют человека своим пением.

– Ребята, а какой звук вы услышали в слове воррробей? (Звук р). А в слове скворец? (Звук рь).

Характеристика звуков р, рь по артикуляционным и акустическим признакам. Произнесите звук р. Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий. Назовите братца звука р. (Это мягкий звук рь).

2. Игра «Поймай звук». (Слайд 5)

– А теперь приготовьте руки и ноги. Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук р, хлопните в ладошки, а если услышите звук рь – топните ногой: рак, репка, руки, реки, радуга, рот, рис, дорога, снегири, Марина, корова, забор, фонарь, букварь, топор.

3. Звуковой анализ слов. (Слайд 6)

-А теперь посмотрите ребята Рома и Рита пришли покормить птиц. На слайде МАЛЬЧИК и ДЕВОЧКА

Задание: давайте выполним схему звукового анализа имён Рома и Рита. 1 ребёнок у доски, остальные за партами. Второе слово самост-но. Взаимопроверка.

Звуковой анализ слова «Рома».

Алина у доски, остальные за партами.

– Какой звук первый? Выдели Алина. Р

– это гласный или согласный?

– Каким цветом обозначается на схеме? (синим) Обозначай.

– Выделите второй звук. Это гласный или согласный? Докажите. О

– Каким цветом обозначается на схеме? (красным)

– Выделите третий звук. Расскажите об этом звуке (согласный, твёрдый, обозначается синим цветом). М

– Выдели последний звук. А Дай ему характеристику. (гласн, красным цветом)

– Атеперь, ребята, скажите мне, сколько всего звуков в этом слове? (4)

Назовите гласные звуки.

– Назовите согласные звуки.

– Молодцы! А слово РИТА самостоятельно разберите за партами.

(Воспитатель ходит по рядам проверяет, помогает)

– А теперь проверьте друг у друга.

Физминутка (про Машу) (Слайды 7-17)

– Вот ребята, к нам в гости приходила даже Маша из любимого всеми вами мультфильма.

4. Знакомство с буквой Р

-Ребята, вы знаете, что звук-это то, что мы произносим. А ведь каждый звук обозначается определённой буквой. Посмотрите, звук Р обозначается буквой Р. это буква Р (изображение буквы) (Слайд 18)

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем.

Букву Р писать несложно.

Снова к палке осторожно

Подрисуем мы кружок,

И получится флажок.

– Давайте произнесём слова на букву Р. (Слайд 19)

Буква Р

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить,

И друг другу Р представить.

– Давайте изобразим Букву Р

А что же может о себе рассказать буква “ Р” о себе? (обозначает согласный звук, звонкий, бывает твердый и мягкой)

Печатание буквы

Обведите букву Р в воздухе.

– Напишите букву Р на спинке друг у друга. (поочереди)

– Напишите букву Р пальцем на ладошке.

Развитие мелкой моторики.

– А теперь приготовьте пальчики. Упр. «Мы делили апельсин»

Давайте выложим букву Р из макарон. Перед вами лежат макароны, приступаем к заданию. (под музыку)

III. Закрепление изученного материала.

Отгадайте загадку. (Слайд 20)

– На полянке, у реки

Гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки

Белоснежные ….Правильно, ромашки.

– Ребята, подул ветер и сорвал все лепестки у ромашки.

– Давайте соберём ромашку. (Па паласе рассыпалась ромашка) У воспитателя серединка ромашки Р, а дети собирают лепестки с гл. буквами и соединяют, читают слоги.

– Молодцы, справились с заданием! Садитесь за свои парты.

– Ребята, прежде чем выполнять следующие задания, давайте сделаем гимнастику для глаз. (Слайд 21)

А теперь посмотрите на доску и послушайте задание

(Слайд 22) (Слайд 23)

Найди слова на букву Р.

Определи лишнюю картинку и объясни, почему она лишняя

Слайды (25,26,27)

А следующее упражнение называется «Подбери слово-предмет» (Слайд 28)

Я буду описывать предмет, а вы должны его выбрать и назвать.

– А давайте выполним зарядку.

– Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

С какими буквами и звуками сегодня познакомились?

– С буквами Р,р и звуками (Р, (Р). (Слайд 30)

– Посмотрите ещё раз на букву Р.

– Какое задание понравилось больше всего?

– Какое задание показалось трудным?

Молодцы, хорошо сегодня поработали. (Слайд 31)

– Вы показали свои умения, знания. Молодцы!

«Как хорошо быть грамотным на свете,

Всё знать и много изучать.

Ведь грамота – ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать».

Я надеюсь, что занятие вам понравилось. Спасибо вам ребята за активное участие и хорошую дисциплину на занятии.

А хотите узнать, какую отметку вы получили бы, если бы учились в настоящей школе? (подарить всем звёздочки) Эти маленькие звездочки я дарю вам за память за плодотворную работу. И ещё подарок раскраска –найти букву Р и раскрасить

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект занятия по обучению грамоте “Звук [р]. Буква Р” (подготовительная группа).

Иванова Е.Ю., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №23 комбинированного вида” г.Гатчина Ленинградская область.

Тема. Звук [р]. Буква Р.

Цель. Познакомить детей со звуком [Р] и буквой Р.

1). Уточнить правильную артикуляцию звука [р];

2). Учить выделять звук [р] из слов, давать его

3). Закрепить умение определять место звука [р] в словах;

4). Совершенствовать навык звукового анализа слов из 4-ёх

5). Совершенствовать навык фонематического синтеза;

6). Учить читать слоги и слова с новой буквой;

7). Систематизировать знания об овощах и фруктах, домашних

8). Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной

9). Развивать мелкую моторику;

10). Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к

Оборудование: фланелеграф, наборное полотно, карта путешествия изображением станций. предметные картинки на [р], рабочая тетрадь, пособие для определения места звука в слове, таблица слогов и слов с буквой Р, детали для конструирования буквы Р, картинки с изображением домашних животных, муляжи овощей и фруктов, цветные карандаши, цветные ручки, мяч.

– Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Пособия, которые лежат у вас на партах, будете брать только тогда, когда я вас об этом попрошу.

1). Постановка цели занятия.

– Сегодня на занятии мы отправимся в увлекательное путешествие, познакомимся с новым звуком и с новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы?

( Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем)

2). Знакомство с новым звуком:

а) Выделение звука [р] из слов;

Над городом повисло. (Радуга)

– Определите первый звук в этом слове.

-Отгадайте другую загадку:

Не конь, не птица,

А нос, как спица. (Комар)

– Определите последний звук в этом слове.

б) Уточнение правильной артикуляции звука [р], его

характеристика и обозначение;

Произнесите еще раз этот звук [р-р-р]. Это упражнение называется “моторчик”.

Возьмите в руки зеркала и проверьте правильно ли вы произносите [р]:

– зубки сближены, но не соприкасаются;

– кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и

– посередине язычка идет теплая воздушная струя;

-На что похож звук [р]? (рычит собака)

Символ звука: собака громко рычит:[Р-Р-Р] (выставляется картинка на фланелеграф)

-Дайте характеристику звука [р]

(согласный, твердый, звонкий)

– Как будем обозначать этот звук?

(кружком синего цвета)

в). Повторение слоговых рядов.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у Ромы в руках шары.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.

г).Определение места звука [р] в словах;

– А теперь мы отправляемся на поезде в путешествие.

Мчится поезд во весь дух.

-Чтобы определить, в каком вагоне каждый из вас поедет, нужно определить место [р] в словах и расставить картинки в соответствующие вагончики.

-Все заняли свои места, поезд отправляется.

д). Отбор овощей и фруктов, домашних животных, в названии которых есть [р]

1-я станция “Сад-огород”

– В корзинку нужно собрать овощи и фрукты, садовые ягоды, в названии которых есть[р].

(картофель, помидор, морковь, груша, смородина, крыжовник, виноград)

2-я станция “У бабушки в деревне”.

-Найдите на картинке домашних животных, в названии которых есть [р].

– Какую пользу приносят эти домашние животные?

Из молока делают много продуктов: творог, кефир, простоквашу и др.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

е). Работа в тетради. Звуковой анализ слова “РОЗА”

3-я станция “Цветочная”

-Поезд прибыл на следующую станцию, которая называется “Цветочная”. Откройте тетради на странице 21. Какие цветы здесь изображены? (роза, ромашка)

-Как вы думаете, почему здесь нарисованы эти цветы? (Названия цветов начинаются со звука [р])

-Сейчас вы будете художниками. Вы должны раскрасить цветы, при этом нужно сказать, что вы делаете. (например: Я раскрашиваю розу красным карандашом).

-Переверните страничку. Выполните звуковой анализ слова “РОЗА”.

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику.

([Р] – согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

([З] – согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

– Сколько звуков в этом слове? (4)

– Назовите 3-ий звук (з), 2-ой звук (о).

-Сколько в слове гласных звуков? Согласных звуков?

– Сколько в этом слове слогов? (2)

4-я станция. Физкультминутка “ПОЕЗД” (речь с движениями)

Мчится поезд во весь дух.

На остановках выполняется упражнение по фонематическому синтезу. Логопед называет звуки и бросает одному из детей мяч, ребенок должен назвать все слово целиком.

(р, а, к, – рак т, о, р, т – торт

р, ы, с` – рысь р, ы, б, а – рыба

р,у,к,а – рука ш, а, р – шар)

3). Знакомство с буквой Р. Чтение слогов и слов с новой буквой.

5-я станция. “Чтение и письмо”.

а)-Что мы должны знать, чтобы читать и писать? (буквы)

-Звук [Р] обозначается буквой Р.(выставляется на фланелеграф)

– На что похожа буква Р?

б).Конструирование буквы Р

– Сконструируйте букву Р из бумажных деталей.

в). Письмо буквы Р в рабочих тетрадях

– Для чего нам нужна большая буква?

г). Чтение слогов и слов с новой буквой.

-Теперь прочитайте слоги и слова по таблице.

д).Письмо слова с новой буквой

– В тетради под схемой напишите слово “РОЗА”, обозначая звуки соответствующими буквами.

е ).Составление слов из разрезных слогов.

– Подберите слоги так, чтобы получились слова.

6-я станция. “Добавлялки”.

Наш поезд прибыл на следующую станцию. Вы должны вспомнить названия профессий и закончить предложения. Подсказка: в названии этих профессий есть [Р].

В столовой работает …(повар)

Стены красит … (маляр)

Подстригает людей …(парикмахер)

В магазине работает …(продавец)

Лечит детей … (врач)

Дом строит … (строитель)

(ответивший ребёнок получает соответствующую картинку)

– Составьте каждый своё предложение с данным словом и на -чертите его схему.

Проверка выполнения задания.

3. Подведение итогов занятия.

– Наш поезд прибыл на конечную станцию в детский сад.

-С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте его характеристику.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Конспект занятия «Согласный звук Р. Буква Р»

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук Р (Р’). Буква Р»

Автор занятия: Пашкова Светлана, воспитатель МБДОУ “Ергачинский детский сад”.

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей.

Оборудование:

Игрушка – волк, зеркала, картинка «Предметы на звук Р», простые карандаши, карточки с заданиями «Найди в предложении букву Р, подчеркни ее и составь схему предложения».

Ход занятия:

Знакомство со звуком Р (Р’)

Артикуляционная гимнастика, скороговорка

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

Лексическая игра «Назови слово»

Интонационное выделение звука Р в словах. Воспитатель дает образец произношения слов: ррак, морроженое, самоварр и др. (картинка «Предметы на звук Р») Дети называют слова, выделяя звук: ррама, моторр, горра, маррка, кррыша и др. за каждое названное слово ребенок поощряется фишками.

Артикуляция звука «Р»

При произношении звука Р язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!

Загадка про волка

За горами, за полями, За высокими лесами Хищник – ворище Ночами рыщет, Добычу ищет, Зубами щелк. Кто же это. (волк) (иллюстрация или игрушка волка) Посмотрите, к нам пожаловал в гости сам волк. Ребята, давайте, порычим, как серый волк: р-р-р-р… А он проверит правильно ли произносите этот звук. Где находится язычок? Посмотрите в зеркала (индивидуально у каждого зеркало). Как мы произносим этот звук? (При произношении звука Р, возникает преграда – язык и зубы). К какой группе звуков мы отнесем звук Р? (Согласный звук, он может быть твердым – «Рак» или мягкий – «Речь»).

Анализ буквы «Р»

Загадка про топор

Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется. (топор) Дрожу от страха до сих пор! – Воскликнуло полено, – Похожа буква на топор! Расколет непременно!

На что похожа буква «Р»?

Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе. А кто попробует изобразить букву? (дети прорисовывают букву в воздухе, изображают с помощью пальцев, тела)

Слияние слогов

Чтение слогов с договаривание до целого слова по азбуке большого формата

РА АР Раки АРбуз

РО ОР Розы ОРел

РУ УР Руки УРок

Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два»
(Движения соответствующие тексту).

Индивидуальная работа с разрезными азбуками

А сейчас поселим в домик нашей кассы еще одну букву, как она называется? (Р) Из букв составить слова: ШАР, СОР, СЫР, СОМ, РАМА, ЛАРА, ЛУНА, ШУРА (детям раздаются карточки со словами, они прочитывают слова, затем составляют их по образцу) (Приложение № 1)

А сейчас давайте определим, сколько же слогов в ваших словах? (дети определяют количество слогов в словах). И зарисуем схему слова в рабочих тетрадях. Попробуем придумать предложение со словом, которое вы составили и составим схему предложения. (дети придумывают предложения и зарисовывают схему предложения).

Подвижная игра «Вороны»

Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Для этого нужно выбрать одного водящего, он будет ВОЛК (предложить в руки ребенка игрушку волка).

А остальным ребятам нужно разделиться на две команды: одни изображают елочку – встают в круг и, опустив руки говорят: «Как под елочкой зеленой Скачут, каркают вороны».

Вторая команда изображают ворон: прыгают в круг и каркают: «Кар-кар-кар….» (2 раза) Елочки говорят: «Из-за корочки подрались, Во все горло раскричались» Вороны в кругу каркают. «Кар-кар-кар….» (2 раза)

Елочки говорят хором:

«Вот и волк прибежал И ворон всех распугал». В круг вбегает ВОЛК и со словами «РРРРР….», пытается поймать ворон. Вороны убегают в домики, на стульчики. Дети меняются ролями и игра повторяется.

Как кричат вороны? (карррр…) Какой звук слышится на конце? (р) Что вы можете рассказать про этот звук? (он согласный)

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [Р]. Буква «Р» в подготовительной к школе группе

Марина Логачева
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [Р]. Буква «Р» в подготовительной к школе группе

Конспект НОД по обучению грамотеЗвук Р. Буква Р

Звуки р, рь. Буква Р.

Цель: выделение заданного согласного звука в начале,

в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;

дифференциация звуков р-рь;

воспроизведение и чтение слов из 4-7 звуков;

чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений.

Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква Р большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); куклы Незнайки, мальчика и девочки;картинки: скворец, ворона, сорока, воробей, коростель, свиристели, снегири, стрижи, Буратино, Петрушка, Чебурашка, крокодил Гена; картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц; магнитная доска с буквами.

Ход занятия.

1. Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите, как каркает ворона? (Кар-р-р). Как мурлычет кошечка? (Мур-р-р). Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. (Р-р-р). Изобразите, как рычит маленький тигренок. (Рь-рь-рь). Ребята, вы догадались, какие звуки мы с вами сегодня будем изучать? (Звуки р, рь).

2. Отгадайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем повторять.

В сером армячишке По дворам шныряет,

Крошки собирает. (Воробей).

На шесте дворец,Во дворце певец,

А зовут его… (скворец).

Какой звук вы услышали в слове воррробей? (Звук р). А в слове скворец? (Звук рь).

Характеристика звуков р, рь по артикуляционным и акустическим признакам. Произнесите звук р. Какой он? Радостный или грустный? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий. Назовите братца звука р. (Это мягкий звук рь).

3. Игра «Поймай звук».

Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук р, хлопните в ладошки, а если услышите звук рь – топните ногой: рак, руки, реки, репка, радуга, рот, рис, дорога, снегири, Марина, корова, забор, фонарь, букварь, топор. брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул

4. Игра «Что за птица?»

Открывается картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц. Рядом расположены предметные картинки с птицами.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам в кормушку прилетели…

Вносится кукла Незнайка.

Незнайка хочет узнать, кто прилетел в кормушку. Сначала назовите птиц, в названии которых есть звук р. (Ворона, сорока, воробей, коростель). Разделите эти слова на слоги.

А какие птицы со звуком рь прилетели к кормушке? (Свиристели, снегири.) Разделите эти слова на слоги.

Кого мы увидели в кормушке? (Воробьев, ворон, сорок, свиристелей, снегирей). Какие это птицы? (Зимующие).

5. Проводится игра «Кто улетел» и с каким звуком.

Дети закрывают глаза, убирается 1 картинка, дети угадывают, кто улетел. (Например, улетел воробей. В слове воробей твердый звук р.)

6. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Задания от имени Незнайки:

* узнавание птиц по первому и последнему звуку;

* Выставляются 2 куклы – мальчик и девочка. Ребята Рома и Рита пришли покормить птиц. Выложите их имена кружочками.

* Мы сегодня говорили о зимующих птицах. А каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей. Выложите кружочками слово стрижи;

7. Физкультминутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар! (Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар! (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар – кар – кар! (Тихо)

8.Показать предметные картинки: ры –ба, лу – на, ша – ры, ли –са, ра – ду – га, машина.

– Вы заметили, что слоги в словах звучат по –разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче.

Ры – ба – вы слышите, как мой голос усиливается в начале слова – это слышится ударение.

(показ сказочного замка и дверного замка)

– Это сказочный замок, а теперь выделите другой слог в слове «замок» получится «замок», который висит на двери замка.

– Видите, как важно правильно делать ударение в слове.

9 А теперь давайте определим место звука р в словах. Рука. Рак. Повар. Пар. Рыба. Рот.

10. давайте выполним схему звукового анализа имён Рома и Рита. 1 ребёнок у доски, остальные за партами. Второе слово самост-но. Взаимопроверка.

8. Выставляются картинки сказочных героев.

Ребята, эти сказочные герои расстроены, потому что Дракон забрал у них один звук. Давайте вернем его. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это.

Бу_атино, Пет_ушка, Чебу_ашка, к_окодил Гена.

9. «Знакомство с буквой Р».

Букву Р писать несложно.

Снова к палке осторожно

Подрисуем мы кружок,

И получится флажок.

Чтение слогов: ра, ро, ру, ры, ри, ар, ор, ур, Ир.Чтение слов: Рома, Рита, радуга, гагара, воробей, топор, комар.Чтение предложения: У Риты воробей. Выкладывание слов на магнитной доске. Написать букву и слова.

10. Итог. Оценка деятельности детей.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Х» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте по методике Т. Ю. Бардышевой, Е. Н. Моносовой.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомление детей со звуком [ж] и буквой Жж. Задачи: 1. Образовательные: -учить выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов; -познакомить.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [к]-[к’]. Буква к» Васильева Светлана Николаевна – воспитатель МКДОУ детский сад «Теремок» г. Ленска МО «Ленский район» РС (Я) Конспект НОД по обучению грамоте.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе тема «Звук [Ы] и буква «Ы» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ы] и буква ы Подготовила Шелудкова Н. А. воспитатель МАОУ СОШ.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж» в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе: «Звук [Ж] и буква Ж» Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква З» (продолжение) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Ангарска (дошкольное отделение).

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Ш], буква «Ш» в подготовительной группе К № 20 Тема «Звук [ш], буква Ш» Задачи: 1. Закрепить навык четкого произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях. 2. Продолжать развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [А] и буква А» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква А». Цель: познакомить детей со звуком и буквой А.

НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [Ч] и буква Ч» Цели: уточнить артикуляцию звука [ч]. Совершенствовать у детей умение изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [з] и буква З» Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема занятия «Звук З и буква З» Цели: а) коррекционно – образовательные:.

Ссылка на основную публикацию