Автоматизация звука С’ – конспект индивидуального занятия по коррекции ФФНР у ребенка с дизартрией

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

«Звук [Л]. Этап автоматизации. «Животные»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_indvid.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.

«Звук [Л]. Этап автоматизации. «Животные»

  • закреплять знания о механизме образования звука и его акустических особенностях;
  • формировать умение строить связное высказывание при анализе звука;
  • закрепление словаря по теме «Животные»;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать мимическую мускулатуру;
  • формировать нижнедиафрагмальное дыхание;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад;
  • развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись;
  • закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память;
  • воспитывать любовь к животным;
  • воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звука «Л», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» в соответствии с лексической темой: «Животные».

I. Организационный момент.

Игра «Покажи, как двигается животное».

Логопед показывает картинку с изображением животного, а ребенок показывает движение (развитие общей моторики)

II. Подготовительная часть.

1. Пальчиковая гимнастика «Зайчик. Козочка. Змея»

Чередуем пальчиковые позы сначала на правой руке, потом на левой, на обеих руках одновременно (параллельно с показом логопеда)

2. Мимическая гимнастика. «Зайчик»

Зайчишка-мальчишка такой озорной,

Сначала нахмурит он брови с тобой,

Потом удивится, потом восхитится,

А напоследок развеселится!

3. Развитие артикуляционной моторики.

– движения челюстью вниз-вверх, вправо-влево «Бегемот разинул рот»

– движения губ «Лягушка» — «Слоник»

– движения для языка «Лопата», «Чашка», «Индюк», «Маляр», «Лошадка»

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,

Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем.

5.Развитие силы голоса.

Бегемот откроет рот,

Песенку он нам споет:

Пропеваем гласные звуки: «А-о-у-а» (на выдохе)

Вдох «А-о-у-а» (на выдохе) Вдох «А-о-у-а» (на выдохе) Вдох

II. Основная часть.

1. Объявление темы занятия.

Сегодня мы красиво и правильно будем говорить звук «Л».

Давай вспомним, как гудит самолет. (Логопед демонстрирует произношение звука «Л», ребенок воспроизводит)

2. Анализ артикуляции звука (по схеме).

– Кончик языка поднят за верхние зубы

– Воздушная струя идет по бокам языка

– Голос звенит (рука на горле)

3. Характеристика звука (по схеме).

Согласный (есть преграда: язык, зубы)

– звонкий (голос звенит)

– твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)

4. Автоматизация звука на материале слогов.

Наш самолет необычный, он может не просто гудеть «Л-л-л», он может еще напевать песенки:

Ал-ла-ла-а-а Ал-ло-ло-о-о Ал-лу-лу-у-у

Ла-ла-ла-а-а Ло-ло-ло-о-о Лу-лу-лу-у-у

5. Автоматизация звука на материале слов.

На самолете прилетели разные животные (логопед выкладывает картинки, проговаривает названия животных, выделяя звук «Л», ребенок повторяет)

Лошадь Лось Слон Белка Волк Козел Осел

Какой звук есть во всех этих словах? Правильно, звук «Л»

Животные у нас очень веселые: прохлопаем, протопаем, пропрыгаем, прошагаем эти слова: ло-шадь, лось, слон, бел-ка, волк, ко-зел, о-сел. (деление слов на слоги)

7. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Сейчас мы наших животных расселим в домики, но чтобы узнать, кто в каком домике живет, нужно определить, где находится звук «Л» в этих словах: в начале, в середине или в конце (используются схемы на место положения звука в слове, синяя фишка).

8. Автоматизация звука на материале предложений.

Давай придумаем предложения с любым из этих слов. (если ребенок не придумывает, логопед предлагает свои варианты):

Волк пошел на охоту.

Белая лошадь ест сено.

Белка залезла в дупло.

Козел пасется на лугу.

Лось пил из болота.

9. Автоматизация звука на материале текста. Развитие фонематического слуха.

Послушай стихотворение, выкладывай фишку на стол, как только услышишь звук «Л»:

В полнолуние под елкой

Волк завоет на луну,

Нету лося, белки, телки,

Плохо, голодно ему!

Давай проговорим стихотворение вместе.

Логопед следит за правильным произношением звука «Л».

IV. Заключительная часть.

Какой звук мы учились правильно говорить? Правильно, звук «Л».

Давай вспомним как получается звук «Л» и какой он (анализ артикуляции и характеристика звука).

Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и дает хороший настрой на следующее занятие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале представлены разделы работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Приведены примеры индивидуального перспек.

Программное содержание занятия :Обучение детей выделению на слух ранее изученных предлогов. Уточнение семантического значения сложных слов. Употребление существительных в творительном паде.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему “Лунтик едет в зоопарк” (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях). Ребёнок в игровой форме помог.

Тема: «Автоматизация твердого звука «Р» в словах и предложениях».Цель: доведение до автоматизма правильного произношения звука «Р» в словах и предложениях.Зада.

Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах и предложениях. Цель:Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в словах и предложениях.Задачи:- Закреплять.

автоматизация звука Л в слогах и словах.

Тема: «Звуки «С» – «Ц».Цель: Дифференциация звуков «с» – «ц» в слогах, словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме ‘Звуки [Л] и [Л`]’

Конспект

индивидуального логопедического занятия

по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.

Тема: Звуки [Л] и [Л`]

Этап дифференциации. «Такие разные животные»

  1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звуков, закрепление словаря по теме «Животные», закрепление словаря антонимов.
  2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование : зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звуков «Л» и «Л`», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» и «Л`» в соответствии с лексической темой: «Животные».

Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».

Слон большой, а мышка … (маленькая)

Тигр храбрый, а заяц …(трусливый)

Собака добрая а волк…(злой)

Лев быстрый, а черепаха …(медленная)

Жираф высокий, а суслик … (низкий)

1. Развитие зрительно- пространственной ориентировки

«Я скажу, а ты – покажи!» На занятии нам будут помогать наши помощники – руки.

Покажи правую руку, правой рукой – правую щеку, правое плечо, правый бок, правое колено.

Покажите левую руку (левые части тела левой рукой).

Покажите правой рукой левую щеку.

2. Развитие мелкой моторики

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.Загибать по одному пальчику, начиная с большого.Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.

3. Развитие мимической мускулатуры . Изобрази хитрую лису, грустного осла, злого волка, веселую обезьяну.

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,

Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем…

5. Развитие артикуляционной моторики

Массаж языка «Ла-ла-ла»

Упражнения для языка «Парус», «Лошадка», «Грибок»

1. Повторение. Давай вспомним, какие бывают звуки? (Если ребенок затрудняется, помогаем – гласные и согласные). А как мы различаем гласные и согласные звуки? (Ответ) Правильно, гласные звуки не встречают во рту преграды, их мы можем петь, а согласные звуки встречают во рту преграду, это могут быть губы, зубы и язык. Назови, какие ты знаешь гласные звуки? Согласные звуки? Но согласные звуки тоже бывают разные. Я сейчас буду называть звуки парами, а ты определи, по какому признаку они отличаются: т-ть, н-нь, с-сь, в-вь. (ответ) Правильно, это твердые и мягкие звуки.

2. Речевая разминка . Я буду называть твердый звук, а ты его младшего братца – мягкий звук (логопед предлагает звуки: н, д, м, с, к, п).

3. Объявление темы занятия. Дифференциация звуков «Л» и «Л`»

Послушай два слова: ЛУК и ЛЮК, назови первый звук в каждом слове.

Сегодня мы будем учиться правильно называть и различать эти звуки.

4. Дифференцированный анализ артикуляции звука (по схеме)

Звук «Л» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)Звук «Л`» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы, средняя часть спинки языка приподнята- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)

5. Дифференцированная характеристика звука (по схеме)

Звук «Л» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)Звук «Л`» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- мягкий (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята)

6. Дифференциация звуков [Л]- [Ль] на материале слов

Дидактическая игра «Зоопарк»

Рассмотри внимательно картинки, возьми себе те картинки, в названиях которых есть твердый звук «Л», а мне отдай картинки, в названиях которых есть мягкий звук «Л`».

(Логопед предлагает картинки животных: лось, лошадь, волк, козел, лиса, осел, лягушка, улитка, слон)

Давай произнесем слова, в которых есть твердый звук «Л».

А сейчас произнесем слова, в которых есть мягкий звук «Л`»

7. Физминутка

У лесной дороги

Спал медведь в берлоге,

Кто-то мимо проходил

И медведя разбудил.

Зарычал медведь в берлоге!

Уноси скорее ноги!

Присесть на корточки, колени обхватить руками, голову прижать к коленям.Шаги на местеПотрясти кистью руки, имитируя колокольчик.Сделать свирепое лицо, руки с растопыренными пальцами поднять вверх.Бег на месте.

8. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале предложения

«Этим летом я в лесу видел белку и лису»

Скажи, услышал ли ты слова со звуками «Л» и «Л`»

Назови слова. А сейчас я буду называть эти слова, а ты внимательно слушай, если в слове есть мягки звук «Л», то поднимай зеленую карточку, а если твердый звук «Л», то синюю (логопед называет слова в медленном темпе, выделяя звуки «Л» и «Л`»).

9. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале текста

Долго топал он потом

И плевался под кустом:

«Не надо мне котлету,

Не надо мне конфету!

На лугу, в лесу и в поле

Сена я наемся вволю!»

Слышал звуки «Л» и «Л`»? Сейчас я снова буду читать текст, а ты, как только услышишь слово с твердым звуком «Л», выкладывай на стол синюю фишку. А сейчас другое задание, как только услышишь слово с мягким звуком «Л`», выкладывай зеленую фишку. Молодец!

А сейчас давай вместе расскажем это стихотворение.

Итог занятия

Какие звуки мы сегодня правильно говорили? Правильно, звук «Л» и звук «Л`». Давай вспомним, чем они отличаются (анализ артикуляции и характеристика звуков по плану). Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и создает хороший настрой на следующее занятие.

Кошелева Виктория Николаевна

МКДОУ детский сад «Рябинка» ХМАО-ЮГРА

Кондинский район, п.Куминский

Конспект коррекционного занятия (индивидуального) «Автоматизация звука «С» в слогах у ребенка с дизартрией

Конспект коррекционного занятия (индивидуального)

«Автоматизация звука « С» в слогах у ребенка с дизартрией

Нормализация моторики артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики

Развитие слухового внимания

Развитие мелкой моторики

3. Основная часть

Коррекция произносительной стороны речи

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах

Задачи: 1. образовательные:
– закреплять артикуляцию произношение звука [с];
– упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах ;
– закреплять умение определять наличие и место звука в слове;
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.

1.Организационный момент 2-3 минуты

Логопед: Вопрос: Здравствуй Саша! Как настроение?

Логопед: Давай немного поиграем и поучимся. Ты же хочешь красиво говорить?!

2. Подготовительная часть.

1) Массаж артикуляционной мускулатуры (проводится по книге «Логопедический массаж» Е.Ф. Архиповой, 1989 г.

-перед проведением массажа ребенка надо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела.

-в оральной мускулатуре производят расслабляющие движения мышц лба, шеи, щек, и языка, придерживаясь направления «от переферии к центру»

Цель: приведение мышц лба в состояние покоя

Описание: легкое поглаживание от висков к центру. Движения выполняются 6- 8 раз .

Цель: Расслабление щечной мышцы

Описание : проводят вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. С внутренней стороны движения осуществляются с помощью шарикового зонда.

– Массаж мышц поднимающих угол рта

Цель: расслабление мышц поднимающих угол рта

Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа.

– Массаж скуловой мышцы

Цель: расслабление скуловых мышц

Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка. Движения указательным и средним пальцами обеих рук(6-10) раз.

– Массаж губ и круговой мышцы рта

Цель: Расслабление губ и круговой мышцы рта.

Описание: – поглаживание губ от углов рта к центру (6-8 раз)

-поглаживание круговой мышцы рта указательными пальцами обеих рук.

Цель: Расслабление мышц языка

Описание: – легкое поглаживание языка от кончика к корню. Поглаживающие движения осуществляются указательным пальцем, зондом Шарик, шпателем

-легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.

2).Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Выполнение ребенком подготовительных упражнений: «Забор», «Трубочка», «Мост», «Лопата», «Вкусное варенье». «Фокус», « Холодный ветер», «Теплый ветер»

3) Голосовая гимнастика

Цель: развитие голоса, развитие дыхания, уточнение артикуляции гласных звуков

-пропевание гласных звуков «Звуковые дорожки»- а, у , о, у , э, и

4) Дыхательная гимнастика

Цель: дифференциация носового и ротового дыхания

– игра « Понюхай цветочки»

-игра « Подуй на свечку»

5) Развитие слухового внимания

Цель : – различение неречевых звуков

-различение речевых звуков

Описание: Игра « Узнай, что звучит» (шуршание бумаги, звук колокольчика, звон ложки в стакан)

6) Развитие мелкой моторики

Цель: укрепление мышц рук

Выполнение действий в соответствии с текстом стихотворения

Наши алые цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Коррекция произносительной стороны речи

-Логопед : Саша, сегодня к нам в гости пришла кукла Света.

Прослушивание образца правильной речи . (два раза).

– Стол, стул, слон, сапоги, санки, свет, суп.

Какой звук встречается чаще других?

-Сегодня мы в месте с Светой будем играть, побываем в магазине ,поможем ей купить мебель, но при этом будем постоянно следить за правильным произнесением звука “С”.

Уточнение артикуляции звука «С»

Предлагаю вспомнить ребёнку правильную артикуляцию звука «С»

-Губы в улыбке не прикрывают зубы,

-Зубы сомкнуты или сближены,

-Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы-резцы,

воздух выдувается с силой и проходит через середину язычка до его кончика. На ладони, поднесённой ко рту ощущается резкая холодная струя.

Света хочет поиграть с тобой в игру

Мой язычок будет петь разные песенки, а ты, как услышишь звук «С» – хлопни в ладоши.

А, К, С, О, Х, В, С, И, С, П, В, С, О , П, С, Ы, У, С.

2. Повторяй за мной.

в прямых открытых слогах ( сы-са;со-су);

в обратных слогах ( ыс, ас, ос, ус ) ;

в слогах со стечением согласных звуков ( сма, смы, смо ) .

Логопед: Молодец Саша.

А теперь поиграем в другую игру

«Намотаем нитки на клубок».

Имитация наматывания ниток с произнесением слогов
– прямых открытых слогах ( сы-са;со-су);

— в обратных слогах ( ыс, ас, ос, ус ) ;

— в слогах со стечением согласных звуков ( сма, смы, смо ) .

Логопед: Молодец Саша.

3 .Далее нас ожидает сложное задание, но я думаю, что ты с ним справишься. Постарайся запомнить слова из стихотворения. ( Пожиленко Е.А.

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]

Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.)

А). Назову слова я быстро,

Ты произнесёшь их чисто

-Сахар, сад, салат, сапог

Назови-ка первый слог!

-Какой первый слог во всех словах

Б). Быстро, чисто называй

Сало, сад, салют, сарай!

Сайка, санки, сажа… Снова

Повтори всё слово в слово!

В). Слушай и запоминай

И красиво называй

Все слова со слогом «СА»:

Полоса, коса, оса.

Все слова со слогом «СО»:

Сода, Соня, колесо.

Все слова со слогом «СЫ»:

Косы, бусы и весы.

4. Физкультурная минутка

Логопед: Сейчас Света приглашает нас с тобой сходить в магазин. Но чтоб добраться до него надо преодолеть препятствия: пройти по мостику и прыгать с островка на островок не попав на тонкий ледок и не намочив ног.

Вот мы уже и в магазине. В отделе «Мебель».

Логопед: Мы должны приобрести мебель, название которой начинается на звук «С». Ребёнок выбирает: стол, стул.

Логопед просит ребенка попытаться определить место звука «С» в этих словах.

Логопед: Молодец Саша.

Логопед : Устала Света сильно, ей пора домой отдыхать , но напоследок она хочет услышать как ты научился красиво говорить звук « С» и слоги с этим звуком «са-со-су -сы»

Ребенок произносит звук «С» и слоги.

Логопед : Молодец Саша, хорошо сегодня занимался. (если у ребенка нет аллергии за хорошую работу на занятие логопед поощряет конфетой)

Выполнила: учитель –логопед Суханова Ирина Александровна

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука “С” в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. – Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

–>Ходырева Елена, логопед. –>

Цели: Постановка звука

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • формирование правильного произношения звука [С];
  • уточнение акустического и произносительного образа звука [С];
  • закрепление представлений о механизме организации звука [С].

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие мелкой моторики ;
  • выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);
  • развитие фонематических представлений;

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
  • формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: кот, кроватка, пособие для дыхательной гимнастики «Дует ветерок», наглядное пособие для формирования кинестетического образа звука, предметные, сюжетные картинки.

Ход занятия

Логопед с улыбкой приветствует ребёнка и говорит:

– Давай мы с тобой поздороваемся с начала пальчиками ( прикасаются пальцами друг к другу), потом ладошками (прикасаются ладонями), теперь локтями(прикасаются локтями) и наконец рукой.

-Посмотри, кто пришёл к нам в гости? (показывает игрушку кота).

Ребёнок: – К нам в гости пришёл кот!

Логопед: – Молодец! Погладь его, какой он на ощупь?

Ребёнок: – Мягкий, пушистый, белый.

Релаксационное упражнение. Игра «Кот Васька».

Вот открылась тихо дверь

И вошел усатый зверь.

Потянулся сладко-сладко (напряжение)

И уселся на кроватку (расслабление).

-К нам на занятие заглянул наш давний знакомый кот Васька, чтобы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно и красиво.

– Но, для этого нам необходимо сделать артикуляционную гимнастику: (3)

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1—3 предполагают удержание статической позы под счет до 5 (до 10); упражнения 4-12 выполняются 10—15 раз.

Ребёнок: – Конечно, я хочу поиграть с котом Васькой!

Ориентировка в пространстве. Игра «Прятки»

Логопед: – Он хочет поиграть с тобой в прятки. Скажи, пожалуйста, где сидит кот? (кладёт кота на кровать).

Ребёнок: — Кот сидит на кровати.

Логопед: – Откуда спрыгнул кот? (убирает игрушку с кровати)

Ребёнок: — Кот спрыгнул с кровати.

Логопед: – Куда забрался кот? (прячет под кровать)

Ребёнок: — Кот забрался под кровать.

Логопед: – Где спрятался Васька? (прячет кота за кровать)

Ребёнок: – Васька спрятался за кроватью.

Логопед: – Где оказался котик? (кладёт кота перед кроватью)

Ребёнок: – Котик оказался перед кроватью.

Логопед: – Ты молодец! Тебе понравилось играть с котом Васькой?

Ребёнок: – Да, мне понравилось играть с Васькой!

Логопед: Наш кот Васька сегодня решил пойти прогуляться, а на улице дует холодный сильный ветер. Покажи, как ветер кружит листик.

подвешенный листик. Должна ощущаться резкая холодная струя.

Логопед: – Буря стихла, и вновь легкий ветерок кружит лист.

Дуть на подвешенный листочек.

Логопед: – Вдруг, откуда ни возьмись, Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы набежала темная туча, чему Васька очень удивился (поднять брови). Туча становилась все темнее и темнее, и наш котик очень испугался (нахмуриться). Но дождь быстро закончился, вновь выглянуло солнце, и это событие очень обрадовало нашего друга (улыбнуться, уголки губ вверх). А когда закапали капли дождя, Васька сильно огорчился (уголки губ опустить вниз).

Логопед: – Скажи, кошки очень любят умываться?

Ребёнок: – Да, кошки очень любят умываться.

Логопед: – Ты видел когда-нибудь, как они это делают?

Ребёнок: – Конечно, видел!

Логопед: – А давай, попробуем повторить движения? Кошечка моет лобик, щёчки и ротик.

Укрепление лицевой мускулатуры:

-поглаживание лба от середины к вискам (5 раз);

– поглаживание щек от носа к ушам (5 раз)

– поглаживание щек от подбородка к ушам (5 раз);

-разминание скуловой и щечной мышц: спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам.

Укрепление губной мускулатуры:

– поглаживание от середины верхней губы к углам (5 раз)

– поглаживание от середины нижней губы к углам (5 раз);

Разминание носогубных складок: спиралевидные движения в области носогубных складок.

Логопед: – Молодец! Мы сейчас превратимся в котят и разомнём свои лапки. Ты согласен?

Ребёнок: – Конечно, согласен. Вправо влево повернись и в котёнка превратись. (4)

Логопед: – Посмотри, пожалуйста, на меня в зеркало. Вот так у тебя должны быть губы, зубы и язык, когда ты произносишь звук [С]. Губы улыбаются, зубы сближены, язык прячется за нижние зубы. А теперь попробуй повторить сам.(2)

Ребёнок: – У меня не получается.

Логопед: – Посмотри ещё раз и давай сделаем вместе.

Логопед: – А теперь покажи коту Ваське, как ты научился произносить звук[ С].

Ребёнок самостоятельно произносит изолированно требуемый звук.

Логопед: – Ты молодец! Сегодня у тебя получилось лучше, чем на прошлом занятии.

Логопед: – Мы с тобой ещё немножко поиграем. Ты не против?

Ребёнок: – Я согласен. Я люблю играть!

Логопед: – Я сейчас буду произносить звуки, когда услышишь звук [ С] ты громко хлопнешь в ладоши.

Логопед: – Какой звук ты будешь слушать?

Ребёнок: – Я буду слушать звук[ С].

Логопед: – Правильно! Слушай внимательно. С, Ш ,С, С, Т, С, С, С ,З, С ,Ц ,С`, С, Ж С, C,`Ш,Р, З, С и т. д.

Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит нужный звук.

Логопед: – Какой ты молодец, ни одного звука не пропустил.

Наше занятие подошло к концу. Ты сегодня хорошо поработал.

А, кто приходил к нам в гости, и какой звук мы сегодня повторяли?

Ребёнок: – На сегодняшнем занятии мы повторяли звук [С]. К нам в гости приходил кот Васька.

Логопед: – Тебе понравилось? Придёшь ещё ко мне на занятие?

Ребёнок: – Мне очень понравилось. Я обязательно приду к Вам на занятие.

1. Комарова Л.А. «Автоматизация звука[ С]».

2. Перегудова Т. С., Османова Г. А. «Вводим звуки в речь».

3. Косинова Е.М. «Гимнастика для развития речи».

4. Голицына Е.Б., Шварц М.Л. «Пошёл котик на торжок».

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения при стертой форме дизартрии. Звук [л]. Постановка.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения. Стертая форма дизартрии. Постановка звука [л]. Возраст 5 лет.

Цели:

  1. Развивать общую и мелкую моторику.
  2. Развивать мимическую мускулатуру.
  3. Формировать плавный выдох, направленную воздушную струю.
  4. Развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза.
  5. Формировать правильное положение органов артикуляции для произнесения звука [л];
  6. Закрепление изолированного произношения звука [л]; учить выделять звук [л] в словах.
  7. Упражнять в определении наличия звука в слогах.
  8. Развивать память, внимание, графо-моторные навыки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения при стертой форме дизартрии. Звук [л]. Постановка. »

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Василюк Лиза (5 лет)

Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать мимическую мускулатуру.

Формировать плавный выдох, направленную воздушную струю.

Развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Формировать правильное положение органов артикуляции для произнесения звука [л];

Закрепление изолированного произношения звука [л]; учить выделять звук [л] в словах.

Упражнять в определении наличия звука в слогах.

Развивать память, внимание, графо-моторные навыки.

Оборудование: зеркало, артикуляционный профиль звука [л], картинки для артикуляционной гимнастики, материал для отработки воздушной струи, кукла, предметные картинки со звуком [л], цветные карандаши, лист белой бумаги.

Здравствуй Лиза. Я рада тебя видеть. Я сегодня получила письмо, нас приглашает в гости кукла Алла, но чтобы идти в гости, нам нужно подготовиться и выполнить разные упражнения.

Ты согласна? Отлично, тогда за дело!

Развитие общей моторики

Игра «Угадай движение».

Я покажу тебе движения, чем могут заниматься дома взрослые и дети (вытирать пыль, работать пылесосом, варить обед, мыть пол, рисовать, мыть окно, читать книгу, поливать цветы), а ты угадывай движение и повторяй его.

«Вышел дождик погулять».

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел дождик погулять,
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газонам не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
«Ох!» И ушел… Газон засох!

(Ритмичные удары по столу пальчиками обеих рук, начиная с мизинца, поочередно. Беспорядочные удары пальчиками обеих рук по столу. «Шагаем» средним и указательным пальчиками по столу. Ритмично ударяем то ладонями, то кулаком по столу. Частые и ритмичные удары в ладоши. Один хлопок. Ритмичные хлопки по столу).

Самомассаж лица по показу логопеда

«Снова туча прилетела!».

Выполняй вместе со мной движения:

Струйкой дождик побежал
На лоб, на нос, на щечки,
Капал долго и играл:
На щечках капли-точки

(Разглаживаем лоб от середины к вискам. Гладим лоб, нос сверху вниз и по щекам.
Пощипываем щеки, верхнюю и нижнюю губу. Проделать 2 раза).

Формирование плавной, направленной воздушной струи

Грустно, когда дождь идет, давай представим, что это тучка и прогоним ее. Давай будем сдувать с ладошки вот эту «ватную тучку» (сдуваем плавным выдохом с раскрытой ладони вату).

Развитие мимических мышц

«Любуемся собой» (по показу логопеда)

Тучу мы прогнали, настроение стало хорошее, давай полюбуемся собой:

Развитие артикуляционной моторики.

Мы полюбовались собой, настроение поднялось. Давай поиграем щеками: надуваем щеки одновременно и поочередно; разминаем губы: делаем «Улыбочку», «Заборчик» поочередно.

Лиза, теперь давай посмотрим, какой у нас стал веселый язычок, он умеет играть!

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи!

Упражнение «Непослушный язычок».

Мы накажем язычок –
Пошлепаем его, дружок.

Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.

Я маляр, я крашу крыши,
Выше всех я, выше-выше!

Парус наверх! Лодка плывет,
И на прогулку ребяток зовет.

Разложение правильного артикуляционного уклада для произношения звука [л]:

Сегодня нас с тобой к себе в гости пригласила кукла Алла. Она живет в сказочном домике, но чтобы до нее добраться, нам нужно плыть на пароходе, а ты знаешь как гудит пароход?

Вот послушай «л-л-л».

Когда мы произносим звук [л] наши губы улыбаются, зубы сближены «заборчиком», кончик язычка поднят за верхние зубки, воздушная струя проходит по боковым краям языка, голос звенит.

А теперь ты попробуй погудеть как пароход, произнеси звук [л].

Работа над развитием фонематических процессов

Ну, вот мы и добрались до сказочного домика куклы Аллы.

Игра «Что есть в доме у Аллы».

Сейчас я буду показывать картинки, и называть их, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук [л], хлопай в ладоши: стол, лопата, конфета, полка, ложка, кошка, лампа.

Давай оставим только те картинки, в которых есть звук [л] и уберем лишние картинки, в которых нет звука [л] (ребенок самостоятельно выполняет).

Закрепление изолированного произношения звука [л]

Давай улыбнемся, ещё раз сделаем упражнение «Заборчик», кончик языка поднимем за верхние зубки, и пропустим воздушную струю по боковым краям языка. Что же получилось? (ребёнок выполняет действия и произносит звук [л].) Повтори её ещё раз. Молодец! Ты научилась произносить звук [л].

Давай покажем, как гудит пароход: л-л-л.

Развитие внимания и памяти. Формирование графических навыков

А сейчас будь внимательна, я убираю все картинки, а ты припомни как можно больше картинок, которые ты видела и назови их (ребенок называет). А сейчас нарисуй ту, которая больше всех тебе понравилась.

Лиза, какой звук мы с тобой сегодня учились произносить. Давай вспомним, как мы его произносили.

Сегодня на занятии мы были в гостях у куклы Аллы, играли в разные игры, ты училась слушать и правильно произносить звук [л] и показала Алле, как хорошо это у тебя получается! Молодец!

Мы с куклой Аллой приготовили тебе сюрприз – цветочек, давай прикрепим его тебе на кабинку.

Читайте также:  Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы ДОУ
Ссылка на основную публикацию