Реформа оплаты учительского труда

Зарплата учителей в 2021 году: изменения, сумма, последние новости

Сфера образования, особенно в некоторых регионах, все еще остается одной из самых низкооплачиваемых на российском рынке труда. Несмотря на нормативные акты, декларирующие повышение зарплаты учителей, на практике все зачастую остается без кардинальных улучшений и 2021 год, похоже, не станет исключением.

Нововведения для педагогов, влияющие на их доход

Уровень зарплаты учителей в России 2021 года будет зависеть еще и от внедрения новой системы должностей, также свое влияние окажет и коэффициент разброса. Ожидается, что оклад обычных педагогов и руководящего состава будут рассчитываться в пропорции 1:4. Это значит, что если зарплата начинающего учителя в 2021 составит 15 000 рублей, то доход директора школы не сможет превысить 60 000 рублей. Однако пока не совсем ясно, каким образом будут рассчитываться начисления других категорий преподавателей. А вот определения введенных званий для педагогов уже известны.

  1. Учитель – начинающий работник образовательной сферы, который еще не получил дополнительного образования и не повышал свою квалификацию. Преподаватель с таким званием только учит детей.
  2. Старший учитель – следующая ступень на карьерной лестнице. Такую должность будут занимать люди, которые занимаются не только обучением школьников, но и будут задействованы в написании программ обучения и развития школьных дисциплин, а также в коррекционной работе.
  3. Ведущий учитель. Данное звание возложит на обладателя ответственность за координацию работы педагогического состава низших ступеней и организацию процесса образования.

Еще одной особенностью, влияющей на повышение зарплаты учителям в 2021 в России, станет сдача экзамена для подтверждения квалификационного уровня работников. Для бюджетников был принят законопроект, в котором говорится о независимом оценивании профессиональной квалификации работников образовательной сферы – преподавателей.

Закон о независимом оценивании педагогов был принят с целью стимулирования работников к профессиональному росту и саморазвитию, а ни в коем случае не для того, чтобы поставить под сомнение их знания и опыт.

После принятия указанного законопроекта каждый учитель может сдать в 2021 экзамен и на основании полученного результата потребовать от руководителя повышения зарплаты. Конечно, это не сильно повлияет на увеличение заработной платы преподавателям, однако, даст шанс грамотным толковым педагогам со средним образованием доказать свой профессионализм и построить успешную карьеру в области обучения.

Стоит отметить, что экзамен будет платным, но необязательным. За его прохождение надо будет заплатить либо самому преподавателю, либо учебному заведению, где он работает.

Проблемы оплаты труда

Значительное увеличение зарплат учителей было анонсировано в так называемых майских указах президента РФ, принятых в далеком 2012 году. Исходя из их содержания зарплата педагогических работников должна быть в 2021 году не ниже средней по региону. Мало того, что это условие до сих пор не всегда выполняется, все во многом зависит от экономического благополучия субъекта РФ, поскольку образование финансируется за счет регионального, а не федерального бюджета. Соответственно, кто может, доплачивает педагогам больше. Кроме того, на окончательную сумму влияют региональные (в т. ч. «северные») коэффициенты.

Таким образом, объем финансирования школ в разных субъектах отличается в разы, из-за чего наблюдается столь разный уровень зарплат учителей из разных уголков страны. По данным Росстата, максимальный заработок имеют педработники Москвы и районов Крайнего Севера, минимальный – северо-кавказских республик (Дагестана, Ингушетии и пр.). При одинаковой педагогической нагрузке разница достигает 40 000 руб. и более.

Министерство Просвещения также неоднократно давало рекомендации закрепить соотношение фиксированной части заработной платы (оклада) и стимулирующих выплат на уровне 30% и 70% соответственно. Сейчас ситуация в большинстве регионов складывается с точностью до наоборот. По словам Лилии Гумеровой, председателя комитета СФ по науке, образованию и культуре, около 70% субъектов РФ не обеспечивают базовый должностной оклад педагогов выше уровня МРОТ.

Ввиду указанных проблем вопрос размера заработной платы учителей в России и ее хоть какого-нибудь повышения в 2021 году остается актуальным.

Будет ли повышение зарплаты учителям в 2021 году

Размер заработной платы педагогического состава отличается в зависимости от территории проживания и осуществления трудовой деятельности. Специалисты отмечают, что разрыв достаточно внушительный, и правительству пока не удается выровнять ситуацию из-за существующего дисбаланса в экономике отдельно взятых территорий.

К примеру, ежемесячное жалованье учителя на Чукотке составляет порядка 100 тыс. рублей, а преподаватель той же квалификации, работающий на Сахалине, получает около 86 тыс. рублей. В некоторых регионах России зарплата бюджетников этой сферы редко превышает 20 тыс. рублей (Северный Кавказ, Алтай).
Еще один сдерживающий фактор, который препятствует повышению уровня благосостояния педагогов, — так называемый «подушный» подход — финансовые средства из регионального бюджета направляются в учебные заведения в соответствии с количеством учащихся.
Это заставляет педагогов из малокомплектных школ искать для себя более высокооплачиваемые варианты работы, что создает еще одну проблему в сфере образования — текучку кадров. В связи с этим профсоюзы выступают за фиксированную ставку, размер которой должен быть не менее двух МРОТ.

Показатели минимального размера оплаты труда устанавливаются на федеральном уровне, но регионы вправе изменить МРОТ в соответствии с уровнем жизни в конкретном субъекте Федерации, но только в сторону повышения. Исправить положение планируется за счет реализации национального проекта «Образование».
Т. Половкова, руководитель Фонда «Национальные ресурсы образования», заявила, что в бюджете уже заложена сумма в 1 млрд 226 млн рублей, которая будет направлена на увеличение зарплаты учителям в 2021 году.

Необходимо учитывать, что индексации на 6,8 % подлежит только базовая часть заработка педагога. Величина дополнительных выплат и компенсаций определяется на уровне региона и конкретного учебного заведения.

Порядок и сумма начисления зарплаты в 2021 году

С 2020 года начисление заработной платы бюджетникам и учителям ( в том числе) производится по новой тарифной системе, которая включает в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. Теперь заработок работников бюджетной сферы складывается из следующих составляющих:

  • оклада;
  • различных доплат и надбавок (за сверхурочную работу, осуществление трудовой деятельности в тяжелых условиях и прочее);
  • дополнительных выплат за выслугу лет (до 5 лет — 10% от базового значения, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, от 15 лет и более — 30%);
  • премии — размер вознаграждения определяется в индивидуальном порядке, но не менее 5% от величины оклада.

С 2020 года уровень заработной платы педагогов определяется по новой системе должностей. Как ожидается, базовая часть заработка рядового учителя и руководителя образовательного учреждения будет рассчитываться по схеме 1:4, то есть доход директора школы не может превышать зарплату начинающего педагога более чем в 4 раза.
Пока неизвестно, как будет производиться расчет окладов других категорий, но введенные звания уже известны:

  • учитель — начинающий педагог, ни разу не повышавший квалификацию и не получавший дополнительного образования;
  • старший учитель — преподаватель, который кроме обучения школьников занимается написанием методических программ для проведения занятий и развития дисциплин, а также участвует в коррекционной работе;
  • ведущий учитель — координирует работу педагогического коллектива, занимается организацией процесса обучения.

Еще одно нововведение — экзамены, проведение которых обусловлено подтверждением квалификации педагога. Оклад преподавателя, успешно прошедшего экзаменационное испытание, также увеличится.

От чего еще будет зависеть зарплата

Размер зарплаты учителей России в 2021 году будет зависеть еще от нескольких факторов:

  • Новой доплаты за классное руководство в сумме 5000 рублей, которая вводится уже с 1 сентября 2020 года. Учителя имеют право получать не более 2 таких выплат, если занимаются одновременно 2 или более классами. Поскольку она станет частью заработной платы, с нее будет удерживаться подоходный налог и взносы, поэтому сумма «чистыми» получится меньше заявленной. Зато доплата будет учитываться при расчете размера среднего заработка, влияющего на размер отпускных и других пособий (по безработице, беременности и родам и пр.).

В школах России сейчас сформировано около 838 000 классов, соответственно почти такое же количество классных руководителей ждет доплата. Но общее количество учителей в стране составляет около 1,2 млн. человек, то есть около 400 000 специалистов на прибавку рассчитывать не могут.

  • Новой системы аттестации, апробация которой запланирована предварительно с 1 сентября 2021 года. По результатам ее прохождения будут присваиваться новые квалификационные категории от учителя до старшего (методиста) и ведущего (наставника) учителя. Переход от первой ко второй ступени возможен минимум через 5 лет работы в школе, от второй к третьей – минимум через 10 лет. Повышение в должности после успешного прохождения аттестации также должно способствовать росту зарплаты педагогов.

Оплату труда учителей ждет реформа

На минувшей неделе правительство озадачило сразу четыре министерства (Минпрос, Минфин, Минтруд и Минэконом) распоряжением — срочно, к 21 марта подготовить реформу оплаты труда учителей. «Огонек» разбирался, зачем это понадобилось и что получится в результате.

21 декабря, через четыре дня после ежегодной пресс-конференции президента, глава российского правительства Михаил Мишустин отдал распоряжение четырем министрам подготовить предложения по совершенствованию оплаты труда педагогов.

На пресс-конференции Владимир Путин сказал, что учитель высшей категории в сельской местности не может получать столько же, сколько и уборщица. И объяснил, почему так получилось:

«Ранее было принято решение, что МРОТ не может быть меньше прожиточного минимума, а эту шкалу сдвинули. МРОТ приподняли, а уборщица не может получать меньше, и ее зарплату приподняли. Надо было одновременно приподнимать и уровень заработной платы для других категорий, а этого не было сделано из-за бюджетных ограничений. Но это государству надо будет сделать, придется сделать все равно. Я хочу обратить внимание правительства, что такая ситуация не может быть признана нормальной» (цит. по kremlin.ru).

И Михаил Мишустин отдает распоряжение (сайт government.ru): «Минпросвещения России (С.С. Кравцову), Минтруду России (А.О. Котякову), Минфину России (А.Г. Силуанову), Минэкономразвития России (М.Г. Решетникову):

Каких перемен следует ожидать в системе оплаты труда учителей

Представить в правительство России предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников с учетом установления минимального размера оплаты труда на уровне не ниже величины прожиточного минимума. Срок — 1 марта 2021 года».

Прожиточный минимум во II квартале был определен правительством в 12 392 рубля (для работающих граждан; на III и IV кварталы минимум не установлен). И зарплата педагога не может быть ниже этой суммы. Будет ли она больше, пока не обсуждается, все говорят теперь об этом самом МРОТ, или о «прожминимуме».

В том числе и Министерство просвещения на вопрос «Огонька», как изменится оплата труда учителей, ответило следующим образом: «Особое внимание будет уделено недопустимости определения ставки (оклада), не превышающей МРОТ» (полностью ответ публикуется).

То есть 12 392 рубля в месяц — это допустимая оплата учительской ставки за 18 уроков в неделю?

Вопрос об учительских зарплатах связан с отношением государства к своим служащим. Было время, армейские и милицейские офицеры жаловались, что им плохо платят. Теперь таких жалоб не слышно, у всех силовиков (включая ФСБ, ФСО, прокуратуру, Следственный комитет и т.д.) и хорошие оклады, и досрочные немаленькие пенсии, и множество других привилегий, вплоть до поступления их детей в вузы вне конкурса.

Тут уместно вспомнить указ президента Бориса Ельцина № 1 от 11 июля 1991 года «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»:

«Довести размер средних ставок и должностных окладов учителей и других педагогических работников до уровня не ниже средней заработной платы в промышленности РСФСР; учебно-вспомогательного обслуживающего персонала — средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности РСФСР».

В 1991 году средняя зарплата по промышленности РСФСР была самой высокой из всех отраслей и составляла 538 рублей в месяц, в целом по стране — 412 рублей. Причем разница в зарплатах ИТР и рабочих была небольшой.

Я был тогда корреспондентом «Учительской газеты» и помню бурное ликование педагогической братии. Наконец-то работу учителя оценили! Справедливости ради скажем, этот указ так никогда и не был выполнен. Вскоре случился путч 18 августа, потом развалился СССР, в России, как и в других республиках, включили печатные станки. Об обещаниях педагогам забыли.

С 2006 года у нас говорят (от ток-шоу по телевизору до четких формулировок в нацпроектах) о том, что надо довести доходы учителей до уровня средней зарплаты по региону. И меряют уже не по уровню зарплат в промышленности — эта планка слишком высока. Удобнее пользоваться неопределенной средней зарплатой по региону, которая выводится недрогнувшей статистической рукой из доходов и чиновников, и нефтяников (где они есть), и врачей, и рабочих, и нянечек в детском саду. Этим упражнениям скоро будет 14 лет. А сколько раз за то время перекраивали систему оплаты учительского труда! То вводили показатели эффективности. То устанавливали базовый оклад и всякие премиальные надбавки. Но учительская зарплата оказалась такой вредной оппозиционеркой, что никак не дотягивалась до регионального уровня. И каждый год на высоких совещаниях, чуть не стуча кулаками по столу, чиновники требуют решить вопрос о зарплатах.

Заметим, что разговор об учительских деньгах идет в эпоху перехода к постиндустриальной экономике. А сама экономика знаний во всех развитых странах обеспечивает значительную долю ВВП. Казалось бы, будущее страны зависит от людей, которые вкладывают в детские головы знания. За МРОТ?

Для сравнения — ставки учителей в других странах. Больше всего учителя зарабатывают в Люксембурге — 5410 евро в месяц при средней зарплате 4090 евро. В Германии — 5118 евро при средней 2860 евро. В 1,8 раза выше. В Китае принят закон «Об учителях». В нем записано: «Зарплата учителей не может быть ниже и выше уровня государственных служащих». В юанях это выражается суммой в 7 тысяч, или около 1 тысячи американских долларов.

Сейчас федеральные чиновники решили, что корень зла — в регионах и самоуправстве местных чиновников от образования и директоров школ. Это они одаривают любимчиков высокими премиями и зажимают недовольных. 9 ноября этого года Госдума приняла закон, по которому теперь право устанавливать оклады и ставки зарплаты для бюджетников в регионах получает (та-дам!) федеральное правительство. Это относится и к учителям. Следствием всего этого и стало распоряжение о разработке до 1 марта новой системы оплаты труда учителей.

Иначе говоря, деньги на учительскую зарплату, которые до сих пор спускались в регионы по консолидированному (не федеральному!) бюджету, теперь будут распределяться в Москве. Напомним, что с 2012 года, когда был принят Закон об образовании, основную массу школ передали региональным и муниципальным учредителям. То есть до сих пор и деньги на эти школы шли из региональных бюджетов.

Почему дистанционное образование лишает приватности

Сколько денег тратят регионы на школы? Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, говорит, что доля школьного финансирования в регионах не меняется уже давно — она составляет около 48 процентов от расходов консолидированного бюджета на образование. Примерно 23,5 процента идет на детские сады, еще 25 процентов — на среднее профессиональное и высшее образование, на повышение квалификации. Эта структура достаточно устойчива.

— Я как экономист с недоумением слушаю идущие разговоры об изменении системы оплаты учителей, точнее, о надеждах на повышение зарплаты у всех педагогов,— говорит Татьяна Львовна.— Если объемы бюджетного финансирования останутся такими, как они есть, то изменить что-то можно, только перераспределяя деньги внутри. Если будет поставлена задача поднять зарплаты до уровня МРОТ, то их поднимут до указанного уровня, прибавив одним и снизив зарплату другим. А в целом зарплатный фонд останется прежним. Простой пример. Если у двоих учителей заплата, скажем для простоты, по 15 тысяч рублей, а у одного 60 тысяч, то в среднем получается по 30 тысяч, и это средняя зарплата по региону. Только первые двое не очень-то довольны и жалуются, а третий радуется и молчит. Я всегда говорила, что для школы эта «средняя температура по больнице» — зло. Если мы поднимем зарплаты до 70 процентов от средней по региону, то у двоих педагогов станет по 21 тысяче, а вот третий потеряет деньги.

Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р

Зато отчетность получается хорошая.

Максим Дулинов, независимый эксперт в сфере образования, отмечает: в системе оплаты учительского труда есть несовместимые моменты. Например, зарплата учителя состоит из двух частей: базовый оклад (70 процентов) и премиальные надбавки (30 процентов). Когда привязывали учительскую зарплату к средней по региону (как это написано в нацпроекте), имели в виду начисленную зарплату. Но нагрузка в школе у всех учителей разная. Один ведет в неделю 18 часов (учительская ставка), другой 30 часов. Какая зарплата должна быть не ниже МРОТ? Какой должна быть оплата учительской ставки (18 часов) в рублях, чтобы она соответствовала МРОТ? Или привязка зарплаты должна быть не к ставке? А если у учителя не хватает часов до МРОТ, нужно ли ему доплачивать? И таких вопросов множество. Возникают они из-за того, что у нас нет четкого описания труда учителя — что он обязан делать в школе, за что ему должно платить государство. И даже действующий профессиональный стандарт не позволяет «технологизировать» работу учителя. Высокая миссия учителя, о которой говорится с трибун и сказано в профстандарте, сомнения не вызывает. Как ее оплачивать — вот вопрос.

— Необходимо внятно описать труд учителя и положить это описание в основной гарантированный оклад педагога,— говорит Максим Дулинов.— Да, государству это обойдется гораздо дороже, чем та неразбериха в оплате, которую мы сейчас имеем. И, наверное, тогда мы отказались бы от премирования учителей за, например, высокие баллы ЕГЭ, за победы учеников на олимпиадах, к которым школьные учителя далеко не всегда имеют непосредственное отношение.

Заметим: именно этими надбавками директора и пользуются для поощрения одних педагогов и наказания других.

Татьяна Клячко говорит, что у нас нет четких критериев, по которым можно было бы определить: вот хороший учитель, и он должен получать больше. Наши ученики начальных классов традиционно хорошо выполняют задания в международных исследованиях качества образования. Учителя полностью выполняют программу. И те же международные замеры показывают серьезное ухудшение в основной школе: в 15 лет у наших школьников результаты PISA и по чтению, и по естественно-научным дисциплинам уже не впечатляют. Значит, что-то не так. Значит, есть какие-то вещи, которые учителя упускают. Это относится к оценке труда педагога или нет? Сами учителя говорят, что, например, в 9-м классе многие ребята не осваивают школьную программу. Жалуются на невнимание родителей к учебе их детей. При этом почти две трети учителей говорят, что неуспех учащегося — это низкий профессионализм учителя. То есть учителя вполне самокритичны и осознают проблему. А вот другой случай. Ученик делал 10 ошибок в диктанте, а через полгода — пять ошибок. Это большой сдвиг. Победа и ученика, и его учителя. Но на зарплате учителя при нынешней системе ее формирования это, скорее всего, никак не отразится.

Или, например, дистанционное обучение, продолжает Максим Дулинов. Уже скоро год, как учителя занимаются этим новым видом деятельности. Сейчас не будем спорить, хорошо это или плохо. Все равно деваться от дистанционки некуда. Но ведь никто пока не оценил: эта деятельность труднее работы в классе или легче? И как это отобразить в зарплате, тоже никто не объяснил. И также никто не определил, как отражается на труде учителя использование материалов цифровых платформ РЭШ или МЭШ. Это труднее или легче, чем объяснение геометрической теоремы у доски? Раньше учителям за использование на уроках технических средств обучения (ТСО) доплачивали. А теперь?

«Большой брат» ставит оценки

На всем этом фоне и возникает новая вводная — распоряжение премьера с четкими сроками исполнения. Но как разрабатывать систему оплаты, когда неизвестно главное: за что платить учителям? За итоговые отметки и ЕГЭ? За прогресс учеников в учебе? За то, что справились с дистанционкой? Или за количество проведенных уроков? Чья задача это определить, как не Минпроса. Но, судя по ответу министерства, который получил «Огонек», там решают другие задачи — отстроить систему зарплат от уровня МРОТ.

Ректор МГУ Виктор Садовничий о реформе главного университета страны

В помощь министерским и правительственным чиновникам — цифровая система управления образованием. В школьную жизнь она входит уже несколько лет. В нее заложена информация о каждой школе, каждом учителе и ученике, кто сколько уроков провел, кто какие оценки получил. Там же все достижения детей — победы на конкурсах и олимпиадах. Электронные дневники и журналы работают на эту же задачу. «Большой брат» посчитает и учительские деньги, опираясь, разумеется, на МРОТ. Директорскому самоуправству, похоже, приходит конец. Но будут ли учителя получать при этом больше денег?

Ответ этой задачки дан в постановлении правительства РФ от 7 декабря 2020 года № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». «Огонек» уже писал об этом эксперименте в материале «Расшколить школу» (№ 28 за 2020 год). Тогда это был лишь проект, поданный Минпросом в правительство. Теперь его доработали, и в следующем году запустят. Есть в описании проекта важный пункт, касающийся способа обучения детей: «Образовательные сервисы — это цифровые решения, обеспечивающие возможность приобретения знаний, умений и навыков , в том числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности (курсив наш.— “О” ), предоставляемые поставщиками контента». Кто такие «поставщики контента»? Это некие «юридические и физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели», которые этим контентом владеют и будут поставлять его в школы. Но не только. В документе пишется еще и про «информационные ресурсы, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений учащихся, разрабатываемых поставщиками контента ».

Выходит, не учитель будет оценивать, а поставщики контента? И если все уже запрограммировано, то учителю останется только нажимать кнопки «Вкл» и «Выкл»? Если в соответствии с такими условиями труда будет определяться заработная плата педагога, тогда, сомнений нет, она впишется в рамки МРОТ.

Совместная деятельность В гостях у сказки

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Совместная деятельность детей и педагога «В гостях у сказки»
Учим Чтению
Автор: Елезова Наталия Филипповна
22.05.2015 18:17

Совместная деятельность детей и педагога «В гостях у сказки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 20 г. Томска (сокращенно МБДОУ №20)

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель: Елезова Наталия Филипповна Томск — 2015

Цель: составление сказки с помощью метода «Каталога».

Задачи:

  • продолжать формировать умение творческого рассказывания с использованием технологии ТРИЗ
  • формировать умение составлять сказки с помощью метода «Катаноча», связывая в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять сказочный текст по модели, в которой присутствует два героя (положительный и отрицательный)
  • продолжать формировать умение зашифровывать тексты и пересказывать их по схемам
  • формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не перебивая, давать полные ответы на поставленные вопросы
  • обогащать словарь детей синонимами и антонимами
  • развивать связную речь, умение составлять грамматически правильные предложения, мышление, воображение, фантазию
  • воспитывать интерес к сочинению сказок.

Предварительная работа:

  • чтение сказок «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»;
  • составление схем;
  • словесные игры «Угадай словечко», «Закончи предложение», «Слова наоборот», «Я скажу, а ты продолжи»

Ход совместной деятельности

Для того, чтобы дети успокоились и настроились на совместную деятельность, используется психологическая установка. Воспитатель вместе с детьми становятся в круг, берут друг друга за руки, образуя «кольцо», и спокойным и доброжелательным тоном повторяют слова: Мы спокойные всегда,

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Что учили с воспитателем

Дидактическая игра «Добавь словечко».

Цель: составление грамматически правильных предложений.

Ход игры: воспитатель задает начало предложения «Хитрая …», задача детей по цепочки добавить по словечку, чтобы получилось грамматически правильное предложение, связанное по смыслу.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

Воспитатель: Назовите свою любимую сказку и расскажите почему она вам больше всего нравится. (Ответы детей)

Воспитатель: Послушайте внимательно загадки и отгадайте, какая сказка спряталась в загадке:

В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька укрой меня!
Реченька спаси меня! (Сказка «Гуси – лебеди»)

Воспитатель: В этой сказке есть отрицательный герой? (Баба Яга)

Воспитатель: Какая она? (Злая, жестокая, коварная и т.д.)

Воспитатель: На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому. (Сказка «Заюшкина избушка»)

Воспитатель: Назовите положительных героев этой сказки. (Заяц, медведь, пес, петух)

Воспитатель: Эти герои какие? (Добрые, заботливые, любящие)

Воспитатель: А кто в этой сказке отрицательный герой? (Лиса)

Воспитатель: Какая она? (Злая, хитрая, ленивая)

Воспитатель: Ах ты, Петя-простота,

Выглянул в окошко. (Сказка «Кот, петух и лиса»)

Воспитатель: Кто главный герой этой сказки? (Кот, петух, лиса)

Воспитатель: Какой петух? (Глупый, любопытный, непослушный)

Воспитатель: А какой кот? (Смелый, умный, храбрый)

Воспитатель: А лиса какая? Хорошая или плохая? (Плохая, хитрая, лживая)

Воспитатель: Ребята, а кто написал все эти сказки? (Народ)

Воспитатель: Значит, это какие сказки? (Народные)

Воспитатель: А если у сказки есть автор, тогда как называют такие сказки? (Авторские)

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать авторами. Давайте сочиним свою сказку, а поможет нам в этом волшебная книга, которая живет на острове «сказок».

Воспитатель: В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.

Воспитатель: Для того чтобы отправиться в путь на «Сказочный остров», нам нужно преодолеть заколдованное болото. Кто в болото попадет, тот на веки пропадет. Будьте внимательны.

Перед детьми появляется мостик к «Сказочному острову»

Воспитатель: Тот кто слово назовет,
Тот по мостику пройдет:
веселый – грустный;
добрый – злой;

смелый – трусливый;
старый – молодой;
сильный – слабый;
здоровый – больной;

умный – глупый;
вежливый – грубый;
ленивый – трудолюбивый;
озорной – послушный,
чистый – грязный.

Дети садятся на ковер вокруг воспитателя и воспитатель берет в руки «Волшебную книгу» (любая детская книга, в которой нет картинок)

Воспитатель: Давайте вспомним как обычно начинаются сказки. (Давным-давно…, Жили-были…, В некотором царстве…, За горами за лесами…, Однажды)

Воспитатель: Как мы начнем нашу сказку? (Ответы детей)

Воспитатель: Теперь я буду задавать вопрос, а вы будете находить ответы на мои вопросы в волшебной книге по очереди.

Примечание: При описании необходимо использовать признаки: размер, форма, цвет, материал, действие, характер. Чтобы ответить на вопрос, один ребенок открывает книгу и закрытыми глазами указывает пальчиком строчку. То слово, на которое указал ребенок, является ответом на вопрос. Если ребенок умеет читать, то указанное слово читает самостоятельно. В случае, если указанное слово на подходит (по падежу, по части речи, числу и т.д.), воспитатель его редактирует. Младший воспитатель фиксирует вопросы и ответы на листке бумаги или в специальной тетради.

Сначала определяется положительный герой по следующей схеме: Какой был? Где жил? Какие добрые дела делал?

После описания положительного героя, определяется отрицательный герой по следующей схеме: Какой был? Где жил? Какие злые дела делал?

Определяются друзья положительного и отрицательного героев по следующей схеме: Кто это? Как помогал в делах?

Определяются взаимодействие добрых и злых сил по следующей схеме: Где и как это произошло? Как наказано было зло? Как он изменился?

После составления сказки зачитывается весь текст.

Воспитатель: У нашей сказки нет названия, давайте вместе придумаем. (Ответы детей)

Воспитатель: Теперь давайте зашифруем нашу сказку. (Дети придумывают символы и знаки, по которым они смогут пересказать сказку)

После составления схемы, по желанию детей необходимо пересказать сказку по своей схеме (2-3 ребенка). Остальным детям предложить рассказать сказку по схеме дома своим родителям.

Воспитатель: Ребята, что же мы сегодня с вами делали? (Составляли сказку)

Воспитатель: О ком получилась наша сказка? (Ответы детей)

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось в сказке? (Ответы детей)

Литература:

  1. Фесюкова Л.Б «Воспитание сказкой для работы с детьми дошкольного возраста» Харьков: Фолио, М: ООО Издательство «АСТ», 2000г.
  2. Сидорчук Т.А; Хамидуллина Л.А «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания». Дошкольник. Образование. Модернизация. — УИПКПРО 2002г.

Сказка, которая получилось у детей нашей группы

«Добро творит чудеса»

В некотором царстве, в некотором государстве жило новое, красивое разноцветное Платье. Оно сочиняло добрые сказки и рассказывало всем жителям царства. У платья был верный друг — Печка. Печка была серая, горячая, кирпичная. Друзья часто вместе гуляли в парке. В царстве жил злой, ворчливый Маркиз и поэтому у него не было друзей. Однажды, во время прогулки в парке, Маркиз увидел, что у Платья очень много друзей, которые с интересом слушают его сказки. От злости Маркиз испачкал Платье грязью.

Жители царства набросились на Маркиза с кулаками, а Платье защитило его.

С той поры Маркиз понял, что злым и жестоким быть плохо. Он купил большой, красивый, яркий букет цветов и пришел в гости к Платью просить прощение. Печка испекла торт, пирожное и пирожки. Друзья устроили праздник и в честь перемирия угостили Маркиза вкусностями.

Совместная деятельность В гостях у сказки

автор: Макаревич Наталья Стефановна

Воспитатель Октябрьский детский сад Светлячок Мошковского района Новосибирской области

Педагогический проект «В гостях у сказки»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад ,,Светлячок,,

для детей 2 младшей группы (3-4 года)

Разработала:

Воспитатель: Макаревич Н.С.

Сентябрь 2014 год

Основание проекта

Дошкольное детство — очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

Для повышения интереса к книге, любви к чтению мною был разработан проект « В гостях у сказки ». В процессе данного проекта реализуются задачи образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», осуществляется тесное взаимодействие с семьей.

Детская сказка — это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.

Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.

Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями — это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.

Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

Информационная карта проекта

  1. Цели:
  • Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
  • Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
  1. Задачи:
  • Учить видеть многообразие сказочного мира, развивать интерес к русским народным сказкам, чтению художественной литературы.
  • Развивать детское творчество. Способствовать накоплению литературного опыта через чтение, обсуждение и драматизацию произведения.
  • Развивать культуру речи. Обогащать и активизировать словарный запас сказочными выражениями.
  • Воспитывать в детях такие человеческие качества как: доброта, сопереживание, умение всегда придти на помощь, эмоциональную отзывчивость.
  1. Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
  1. Тип проекта: творческий, групповой.
  1. Продолжительность: долгосрочный -1 учебный год (с 1 сентября 2014 г. по 1 июня 2015 г.)
  1. Ожидаемый результат:
  • пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
  • оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;
  • оформление книжек – малышек родителями;
  • изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
  • разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
  • составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
  1. Трансляция проекта: презентация проекта на педагогическом совете.
  1. Этапы работы:

1 этап – подготовительный:

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.

2 этап – основной: Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.

3 этап – итоговый: Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

План – схема реализации проекта

  • Оформление уголка книги.
  • Знакомство и рассматривание книг с русскими народными сказками, иллюстрированными художниками: Ю.Васнецовым, В.А.Жигаревым и Е.Рачевым разных изданий.

Книги для чтения и рассматривания:

«Теремок», «Кот петух и лиса», «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой» и др.

Центр сюжетно-ролевых игр:

  • Создание предметно – развивающей среды по образовательным областям «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
  • Совместное изготовление атрибутов к играм по сюжетам сказок, масок для игр-драматизаций.

Центр строительно – конструктивных игр:

  • Организация мини-выставки поделок из бросового материала на тему: «Сказочные герои».
  • Приобретение конструкторов различной модификации, «Лего», строительного материала разных размеров.
  • Изготовление модулей и схем для создания построек по теме: « По дорогам сказки «Теремок».

Центр продуктивных видов деятельности:

Самостоятельная деятельность по сказкам.

  • Работа с раскраски.
  • Изготовление книжек-малышек.
  • Рисование сюжетов сказок.
  • Поделки из природного и бросового материала.
  • Самостоятельное обыгрывание сюжетов сказок.

Итоговое событие:

  • День открытых дверей:Досуг «Путешествие в сказку».
  • Презентация проектана Педагогическом совете №3 «Речевое развитие дошкольников – проблемы, пути решения».

Комплексно-тематический план образовательной работы

во 2 младшей группе ,,Радуга,,

на тему «В гостях у сказки!»

«Помоги сказочному герою, он попал в беду»;

«Лиса упала в колодец»;

«Волк и семеро козлят»

«Старая сказка с новым героем»

«Коза с козлятами»

«Который по счету»

Игры на развитие мелкой моторики руки «Прокати Смешарик по тропинкам»

Творческий проект в младшей группе «В гостях у сказки»

Творческийпроект в младшей группе

«В гостях у сказки»

младшей группы «Ягодка»

ГБОУ ООШ СП д/с «Ромашка»

Актуальность проекта

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме.
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «смурфики», «фиксики», «смешарики», «лунтики», «супергерои», происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.
Актуальность темы – приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.
Цель: развитие интереса детей к русским народным сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи:
1. познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;
2. привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;
3. развивать речь, воображение, мышление;
4. повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество. Ресурсное обеспечение: настольный театр, пальчиковый театр, теневой театр, костюмы персонажей сказок, теремок, раскраски по мотивам сказок, дидактические игры, книги, сюжетные картинки, DVD.
Ожидаемые результаты:
1.Дети познакомятся с русскими народными сказками.
2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать
добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать
эмоции и понимать чувства других.
4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
План реализации проекта.

1. Знакомство с русскими народными сказками: «Репка», «Колобок», Курочка Ряба» и др.
2. Прослушивание звукозаписей детских сказок.
3. Игры – драматизации по произведениям.
4. Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Сказочный герой» и др.
5. Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба» и др.
6. Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба» и др. (приобщение родителей)
7. Рассматривание иллюстраций по сказкам.
8. Раскрашивание раскрасок по сказкам.
9. Рисование сказочных персонажей: колобок, яйцо, репка, следы зверей.
10. Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей»
11. Развлечение «Путешествие в мир сказок»
12. НОД по теме «В гости к сказке» .
Сроки реализации проекта.
1 этап (подготовительный) -01.10.18-27.11.18г.г.
2 этап (основной) –01.12.18-29.01.19г.г.
3 этап (заключительный) –01.02.19-31.03.19г.
Исполнители проекта:
1. Педагоги младшей группы.
2. Дети младшей группы.
3. Родители.
4. Музыкальный руководитель.
План реализации проекта:
1 этап (подготовительный)
01.10.18-27.11.18г.
-опрос детей «По страницам сказок»;
-анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»;
-определение темы, целей, задач, содержания проекта;
-прогнозирование результатов;
-обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2 этап (основной)
01.12.18-29.01.19г.

Содержание деятельности педагога:

С детьми:
-беседы «Какие сказки я знаю»;
-знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок»;
-рассматривание иллюстраций к сказкам;
-организация и проведение занятий по лепке данной теме;
-организация и проведение занятий по рисованию по данной теме;
-инсценировка сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».
С родителями:
-консультация «Роль сказки в воспитании детей»;
-наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям»;
– конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой».
Содержание деятельности родителей:
3 этап (заключительный)
01.02.19-31.03.19г.
-развлечение по теме «Путешествие в мир сказок»;
-НОД по теме «В гости к сказке»;
-выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;
-повторный опрос детей и анкетирование родителей;
-инсценировка сказки «Репка» для просмотра детьми первой младшей группы;
-анализ полученных результатов.
Отчет о проведении проекта.
В период с октября 2015г. по март 2016 г. я, воспитатель Федорова М.И. совместно с музыкальным руководителем Трошиной О.В. проводили проект в младшей группе «Ягодка».
На протяжении всего этого времени была проведена огромная работа и с родителями наших воспитанников и, конечно, с детьми.
I этап нашего проекта был подготовительный, где мы проводили опрос, анкетирование родителей на тему «Роль сказки в воспитании ребенка», потом согласно анализу этих анкет были даны рекомендации родителям и проведена консультация на тему «Читайте детям чаще». На этом этапе проекта мы определялись с целями, задачами, прогнозировали результаты нашего проекта.
II этап – основной, самый плодотворный и содержательный. Здесь роль отводилась практической работе. Уже согласно поставленным целям и задачам, мы знакомили детей с русскими народными сказками «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и.т.д. Прослушивали звукозаписи детских сказок. Играли в дидактические игры по мотивам русских народных сказок, разгадывали загадки, собирали пазлы. Совместно с родителями организовали творческий конкурс рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой». Самой эффективной в нашей работе была театрализованная деятельность. Совместно с музыкальным руководителем мы ставили инсценировки сказок. Ведь, только через имитацию образов героев дети научились различать добро и зло, характеризовать поступки героев, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других. Увеличился словарный запас детей.
III этап – заключительный. Мы подводили итоги, достигли ли мы поставленных целей, насколько проект дал результаты, необходимо ли в будущем проводить аналогичные проекты и.т.д. И пришли к выводу, что проектная деятельность очень эффективна в своей работе. Здесь участвуют не только воспитанники, но и родители, что способствует их сближению. Повысилась доля детей с развитой речью. У детей повысился интерес к рассказыванию сказок, они стали более эмоциональными.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа с. Песочное

муниципального района Безенчукский Самарской области

структурное подразделение детский сад «Ромашка»

Программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки» духовно-нравственное направление

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися с 1 по 4 класс.

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Развитие интереса к народным сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки» духовно-нравственное направление»

Муниципальное общеобразовательное учреждение – ГИМНАЗИЯ № 2

Программа по внеурочной деятельности

«В гостях у сказки»

Программа рассчитана на 4 года: возраст детей 6,5 – 11 лет

Юркова Елена Ивановна

учитель начальных классов

г. Клин, Московская область

новизна, актуальность и педагогическая целесообразность курса . . .

отличительные особенности программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Планируемые результаты и формы подведения итогов . . . . . . . . . . . .

2. Основное содержание курса

4. Методическое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки», рассчитанная на реализацию в течение 4-х лет, структурирована в соответствии с духовно-нравственным направлением, которое обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися с 1 по 4 класс.

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Особое внимание на занятиях “В гостях у сказки” следует обращать на задания, направленные на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, т.к. развитие устной речи необходимо при дальнейшем изучении всех учебных предметов.

Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.

Особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Предлагается выполнение проектов в группах или вместе с родителями. Данный вид деятельности положительно влияет на коммуникативную сферу, сближает ребенка и родителей, объединённых единой целью, даёт возможность участвовать в общественной жизни, проявлять творческую активность.

Использовать данную программу внеурочной деятельности позволяет выявить дополнительные способности учащихся, сплотить и объединить ребят в дружный коллектив, помочь адаптироваться на данном жизненном этапе.

Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.

1.Цель и задачи программы :

– формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка,

– осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.

• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.

• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность . Полученные на занятиях опыт и знания помогут обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

2. Принципы интегрированного курса:

Интегрированный курс предусматривает такие виды деятельности как, чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа разработана для учащихся 6,5 –11 лет

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 6,6 – 11 лет (начальная школа).

в 1 классе – 33 часа,

во 2 классе – 34 часа,

в 3 классе -34 часа,

в 4 классе – 34 часа

Всего за курс изучения 135 часов (по 1 ч. в неделю).

Формы проведения занятии

Беседа, рассказ учителя.

Различные виды чтения.

Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

Устный журнал, театрализация.

Лепка из пластилина.

Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышекй:

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, сказок.

анализ и просмотр текста сказок;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;

В каждом занятии прослеживаются три части:

Основные методы и технологии:

технология разноуровневого обучения;

технология обучения в сотрудничестве;

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят, тем самым развивают устную речь.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки»».

В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.

Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса:

способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный и подвижный);

чертёж, рисунок, набросок, иллюстрация;

работа с разными средствами изобразительного искусства.

выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;

реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;

с помощью учителя анализировать произведение, планировать практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;

размышлять о характере и поступках героя;

высказывать своё отношение к прочитанному;

различать народную и литературную сказки;

находить в сказке зачин, концовку, сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп — положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи.

Личностные и метапредметные результаты

К концу первого года обучения должны быть сформированы УУД

умение выражать собственное видение мира;

вносить личный вклад в общую работу;

развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления:

художественные, конструктивные, аналитические.

Регулятивные УУД:

умение выбирать различные пути для самореализации;

пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные;

пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.

Познавательные УУД:

умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

выделение познавательной цели;

выбор наиболее эффективного способа решения;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений

умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации; находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли полно и точно;

управление действиями партнера( оценка, коррекция);

умение работать в парах, в группах, в коллективе.

К концу второго года обучения должны быть сформированы УУД

умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.

Регулятивные УУД:

прогнозирование уровня усвоения

умение самостоятельно планировать свою деятельность;

логически выстраивать алгоритм действий;

анализировать проделанную работу;

оценивать, находить положительные моменты и ошибки.

Познавательные УУД:

умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

выделение познавательной цели;

выбор наиболее эффективного способа решения;

синтез как составление частей целого;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений

умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций;

находить необходимые источники информации.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли полно и точно;

управление действиями партнера( оценка, коррекция);

умение работать в парах, в группах, в коллективе.

К концу третьего года обучения должны быть сформированы УУД

умение ставить перед собой цель;

формулировать и решать трудовые задачи;

выражать собственное видение мира;

находить подходы в творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

выделение познавательной цели;

выбор наиболее эффективного способа решения;

синтез как составление частей целого;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли полно и точно;

управление действиями партнера( оценка, коррекция)

К концу четвертого года обучения должны быть сформированы УУД

пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

выделение познавательной цели;

выбор наиболее эффективного способа решения;

синтез как составление частей целого;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли полно и точно;

управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Календарное планирование в средней группе по теме В гостях у сказки

Группа: средняя Тема: «В гостях у сказки. Неделя детской книги»

Цель : Продолжать работу по формированию интереса к книге. Продолжать регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимания того, что из книг можно узнать много интересного. Развивать умение внимательно слушать, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Рассматривать иллюстрации. Воспитывать нравственные качества личности через сказки. Итоговое мероприятие: Квест-игра «Путешествие в сказку» Дата проведения итогового мероприятия: 27.03.2020г.

Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатель А.В. Яцевич

День недели

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник 2 3 марта

Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Утренняя гимнастика (март №2)

Работа в центре природы (наблюдения, опыты, труд): продолжать учить детей ухаживать за комнатными растениями

Д/и по развитию речи: «Любимые сказки ? »

Цель : развивать память, речь.

Индивидуальная работа по речевому развитию: Д/И «Узнай сказку по иллюстрациям » .

Цель : закрепить знание содержания сказок , развивать память, воображение, мышление, речь.

Игры на развитие памяти, внимания, мышления: «Сервировка стола».

Ц: учить детей правильности сервировки стола.

Самостоятельная деятельность в центре сюжетно – ролевых игр: создать условия для игры «Книжника больница» (ремонт книг)

Цель : учить детей ремонтировать книги.

«Как воспитать у ребенка любовь к книге»

1. Познавательное развитие: ознакомление с предметным окружением и социальным миром/ ознакомление с миром природы (2/2) 9.10. – 9.30

Тема: «Книги – мои друзья»

Цель: формировать интерес к книгам, умение слушать и понимать произведения разного жанра, эмоционально откликаться на воображаемые события; закреплять навыки бережного обращения с книгой, активизировать познавательную деятельность.

Оборудование и материалы: выставка книг.

1. Загадка про книгу

2. Рассматривание выставки книг

3. Беседа «Книги мои друзья»

4. Игра «Угадай, какая книга исчезла».
5. Игра «Ученые мартышки»

Литература: 3-155, с. 40

2. Музыка 9.40 – 10.00

Наблюдение за животными ()собака.

Цель: продолжать знакомить с особенностями собак.

П/и «Лохматый пес»

Цель: учить бегать легко, произносить текст от начала и до конца.

Упражнять в перепрыгивании через бревно у Артема

Труд: сбор игрушек после прогулки.

Цель: выполнение поручения.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Цель: учить находить себе занятия по интересам, играть дружно, воспитывать дружелюбие, толерантность.

Работа перед сном

Знакомство детей с творчеством С. Я. Маршака, чтения произведения «Кошкин дом»

Цель : Вызвать интерес к творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки.

Постепенный подъём, гимнастика после сна (март №2).

П/и «С кочки на кочку».

Цель: формировать умение изображать определённые действия.

Игры с мозайкой «Сказочные узоры»

Цель : упражнять в умении выкладывать изображения узоров по образцу.

Индивидуальная работа по речевому развитию: Д/И «Узнай сказку по иллюстрациям » .

Цель : закрепить знание содержания сказок , развивать память, воображение, мышление, речь.

Беседа о правилах безопасного поведения дома и на улице, вспоминая знакомые сказки , где герои попадали в беду по различным причинам : «Гуси- лебеди» — нельзя оставаться на улице одному, это опасно. «Маша и медведь» — нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. «Волк и семеро козлят» — нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома.

Самостоятельная деятельность в спортивном центре : создать условия для упражнений на ориентировку

Наблюдение за погодой.

Цель: учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими

Д/и «Чудесный мешочек».

Цель: учить называть предметы, угадывая их на ощупь.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Цель: учить находить себе занятия по интересам, играть дружно, воспитывать дружелюбие, толерантность.

Группа: средняя Тема: «В гостях у сказки. Неделя детской книги»

Цель : Продолжать работу по формированию интереса к книге. Продолжать регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимания того, что из книг можно узнать много интересного. Развивать умение внимательно слушать, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Рассматривать иллюстрации. Воспитывать нравственные качества личности через сказки. Итоговое мероприятие: Квест-игра «Путешествие в сказку» Дата проведения итогового мероприятия: 27.03.2020г.

Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатель А.В. Яцевич

День недели

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник 24 марта

Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Утренняя гимнастика (март №2).

Пальчиковая гим.: «Сказка за сказкой»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Индивидуальная работа по познавательному развитиию

закреплять умение детей объединять в группы и вычленять части группы

Ситуативный разговор с детьми по ОБЖ «Опасные предметы»

Цель : учить детей видеть, что любой предмет может нести хорошее и плохое начало.

Чтение худ. лит. «Лисичка сестричка и серый волк»

Цель : учить осмысливать и оценивать характеры и мотивы поступков героев.

Самостоятельная деятельность в музыкальном центре: создать условия для повторения и заучивания движений.

«Как воспитать у ребенка любовь к книге»

1. Физическое развитие 9.10. – 9.30

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную, с остановкой по сигналу воспитателя; повторить ползание по скамейке «по-медвежьи»; упражнения в равновесии и прыжках.

Пособия: флажки, доска, «косички», гим. скамейка.

Литература: 1-114, с. 79

2. Художественно – эстетическое развитие: Аппликация/ Конструирование (2/2) 9.40 – 10.00

Тема: «Кроватки для трех медведей» (конструирование)

Цель: создание условий для формирования у детей стремления конструировать по заданному условию. Уточнить представления о кровати как предмете мебели, созданном людьми для комфортного и здорового сна. Расширить опыт конструирования кроватки. Инициировать освоение способа создания построек по заданному условию (размеру медведей ) . Продолжать знакомить с бруском. Предложить бруски разного размера в качестве условных заместителей трех медведей и моделирования ситуации. Помочь установить ассоциативные связи между реальными кроватками (для людей, игрушечными кроватками (для игрушек) и детскими постройками. Развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию созданных построек с помощью предметов-заместителей.

Материал: разный конструктор

1. Чтение сказки «Три медведя». Беседа по содержанию сказки.

2. Постановка учебной задачи. Показ приемов конструирования.

4. П/И «Маша и медведь»

5. Самостоятельная работа детей.

Литература: 6-171, с. 27

Наблюдение за рябиной

Цель: расширять знания детей о деревьях, их строении, пользе.

Цель : развивать координацию движений, внимание.

Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед

Труд: сбор игрушек после прогулки.

Цель: выполнение поручения.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Цель: учить находить себе занятия по интересам, играть дружно, воспитывать дружелюбие, толерантность.

Работа перед сном

Чтение художественной литературы «Жихарка»

Цель: учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.

Постепенный подъём, гимнастика после сна (март №2).

Игры по валеологии: «Поговорим без слов»

Цель: у пражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

Индивидуальная работа по познавательному развитиию

закреплять умение детей объединять в группы и вычленять части группы

Сюж. – рол. игра: «В гостях у Айболита»

Цель: расширение представлений о профессиональной деятельности врача.

Отгадывание загадок на тему «Герои сказок »

Цель : Развивать воображение ребенка, умение анализировать, сопоставлять и обобщать.

Самостоятельная деятельность в математическом центре: создать условия для игр направленных на ориентирование в пространстве

П/и Лиса в курятнике»

Д/и «Будь внимательным»

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Цель: учить находить себе занятия по интересам, играть дружно, воспитывать дружелюбие, толерантность.

Ссылка на основную публикацию