Речевая карта воспитанника дошкольного логопедического пункта

Речевые карты

Волкова речевая карта для ОНР

Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом

Заключение Визель Т.Г.

Карта комплексной диагностики от 0 до 3лет

Карта комплексной диагностики от 3,5 лет

Карта комплексной диагностики речевых и неречевых функций

Образец обследования речи

РК неговорящего ребенка

Речевая карта для логопункта

Речевая карта. Комплексная диагностика

Речевая карта для ДОУ

Речевая карта (адаптированная) по Филичевой Т.Б.

Речевая карта. Школьники

Речевая карта. Заикание

Речевая карта для детей с ФФН и ОНР

Итоги результатов обследования в баллах

Памятка для логопеда по заполнению речевой карты

Комлексная диагностика детей и взрослых

Речевая карта обследования ребенка с ОНР

Речевая карта по Смирновой

Речевая карта ребенка с ОНР

РК неговорящего ребенка

Чистая речевая карта

Логопед. карта, школьники (Кукушина)

Логопедическая карта, школьники (Смирнова)

Речевая карта, школьники (Аманатова)

Речевая карта, школьники (Баль)

Речевая карта, школьники (Волосовец)

Речевая карта, школьники (Елецкая)

Речевая карта, школьники (Мазанова)

Речевая карта, школьники (Поваляева)

Речевая карта, школьники (Ястребова)

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учётом данных его развития – как общего, так и речевого – начиная с раннего возраста.

Карта комплексной диагностики больных с афазией

Логопедическая карта для детей с нарушениями голоса

Логопедическая карта для диагностики дизартрии

Логопедическая карта для диагностики заикания

Логопедическая карта для диагностики ринолалии

Памятка для логопеда по заполнению речевой карты

Памятка для логопеда

по заполнению речевой карты

Анамнестические данные

Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.

Роды – досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможений, стимуляции, когда закричал ребенок, наблюдалась ли асфиксия.

Перенесенные заболевания – пневмония, простуда, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.

Слух – норма, снижение слуха.

Зрение – норма, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.

Интеллект – соответствует возрасту, ниже нормы.

Раннее физическое развитие – норма, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть – 6 мес., ползать 5-6 мес., стоять 7-8 мес., ходить 1 год).

Раннее речевое развитие – норма, с задержкой (гуление – N 3 мес., лепет – 5 мес., первые слова – 1 год, первая фраза – 2 года, фразовая речь – 3 года).

Особенности артикуляционного аппарата

Зубы – норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.

Прикус – норма, ортогнатический, открытый передний, боковой двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрестный.

Твердое небо – норма, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.

Мягкое небо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.

Губы – – норма, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).

Язык – обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, узкий, широкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус.

Моторная сфера

Общая моторика – норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок

4 года – попрыгать на обеих ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать его.

5 лет – то же и дополнительно: попрыгать на правой, левой ноге, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку.

6 лет – то же и дополнительно: подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.

Ручная моторика – норма (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (норма, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная)

Ведущая рука – левша, амбидекстер, правша.

4 года – сложить в кольцо большой и указательный пальцы, поочередно сгибать и разгибать пальцы, выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой, изменять положение кистей рук (кулак-ладонь).

5 лет – то же и дополнительно: выполнить упражнения «Коза», «Игра на рояле», пробу «Кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой.

6 лет – то же и дополнительно: поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой, выполнять упражнение «Игра на рояле», пробу «Кулак-ребро-ладонь» левой рукой, одновременно обеими

Психофизические процессы

Норма (достаточно устойчивое), низкая концентрация, неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, плохое переключение

Зрительное: узнавание предметов в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении.

4 года – угадывание предмета по контуру.

5-6 лет – то же и дополнительно: угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам.

Слуховое – опознание и дифференциация шумов.

Цвет – нет представлений, сличает, различает (выделяет по слову), называет

4 года – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный,

5 лет – то же и дополнительно: оранжевый, голубой;

6 лет – то же и дополнительно: фиолетовый, розовый, коричневый, серый.

4 года – круг, квадрат, овал, треугольник;

5 лет – то же и дополнительно: прямоугольник;

6 лет – то же и дополнительно: многоугольник.

Ритм – восприятие, воспроизведение

Временные представления – ориентация хорошая, недостаточная, слабая

4 года – части суток, времена года;

5 лет – то же и дополнительно: дни недели;

6 лет – то же и дополнительно: месяцы, понимание и использование логико-грамматических конструкций.

Пространство

4 года – показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади.

5 лет – то же и дополнительно: слева, справа.

6 лет – то же и дополнительно: слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу.

4 года – показать правую, левую руку, ногу.

5 лет – то же и дополнительно: правый, левый глаз, правое, левое ухо.

6 лет – то же и дополнительно: правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо

Разрезные картинки – самостоятельно, с помощью педагога, по образцу, по подражанию

4 года – 2-4 части;

5 лет – 3-5 частей;

6 лет – 4-8 частей.

Фигуры из палочек

4 года – «стульчик» из 4-х палочек;

5 лет – «домик» из 6-ти палочек;

6 лет – «лодочка» из 7-ми палочек.

Параметры кратковременной памяти – объем и линейность

1-ый уровень – обобщение словом

2 –ой уровень – группировка по субъективным общим признакам

3 – ий уровень – родовидовое обобщение

4 –ый уровень – логический уровень обобщения. N – к 7 годам

4-5 лет – расположение предметов в ряд по нарастанию, убыванию признаков,

6 лет – соотнесение между собой по ведущему признаку ряда предметов

Сравнение: выделяет существенные признаки, не выделяет, самостоятельно, с помощью, словесно объясняет, без объяснения

Импрессивная речь

Понимание обращенной речи в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.

Предложено-падежные конструкции

4 года – – в, на, над, под, у, с, по, до;

5 лет – перед, за, около, в, из, на, с.

6 лет – под, из-под, за, из-за.

Глаголы с приставками:

4 года – выходит, переходит, подходит;

5 лет – вылетает, подлетает, залетает;

6 лет – выезжает, отъезжает, объезжает, въезжает.

Выполнение инструкций:

4 года – одно-, двухступенчатые;

5 лет – двух-, трехступенчатые;

6 лет – покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку.

Понимание предложений:

4 года – Где мама дочки? Где дочка мамы?

5 лет – Кого ловит девочка? Чем она ловит бабочку? Кто ловит бабочку?

6 лет понимание связной речи, логико-грамматических конструкций

Сенсомоторный уровень речи

Общее звучание речи

Разборчивость – норма (достаточная), речь смазанная, нарушенная, невнятная, малопонятная для окружающих.

Темп – норма, быстрый, замедленный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (степень, форма)

Ритм – норма, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов

Дыхание – норма, свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой выдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации выдох ротовой, смешанный.

Голос – норма, слабый, неполётный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра (сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка)

    Разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствует норме; Разборчивость речи несколько снижена, возможны незначительные единичные нарушения дыхания и голоса; Речь невнятная, смазанная, возможны нарушения темпа, ритма, дыхания, голоса; Разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Возможно проявление гиперкинезов, заикания, отклонения тембра Речь понятна только близким.

Артикуляционная моторика

Объем движений – строго ограничен, неполный, полный.

Тонус – норма, повышен, понижен.

Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия.

Переключаемость – норма, повышенная

    Правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения; Все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны; Замедленное и напряженное выполнение; Выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; Не выполнение

Звукопроизношение

В пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения).

    Безукорозненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях Один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы) Нарушено произношение 3-5 звуков В любой позиции искажаются или заменяются 6-9 звуков Искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от 10 звуков

Слоговая структура слова

Не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена

Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципации (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены)

    Правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; Воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки; Замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажение слоговой структуры. Искажение слоговой структуры слов; Невоспроизведение.

Фонематический слух

Сохранный, развит недостаточно, нарушен

    Звонкие, глухие; Ротовые, носовые; Твердые, мягкие; Переднеязычные, заднеязычные; Переднеязычные, среднеязычные; Среднеязычные, заднеязычные; Губные, переднеязычные; Губно-губные, губно-зубные; Свистящие, шипящие; Переднеязычные смычные, переднеязычные щелевые; Шипящие аффрикаты, шипящие щелевые; Шипящие аффрикаты, смычные переднеязычные; Свистящие аффрикаты, свистящие щелевые; Вибранты, смычно проходные ротовые.

    Все задания выполнены верно; Допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно; Ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения; Часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение; Не выполнение.

Языковой анализ и синтез

Сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы.

    Все задания выполнены верно с первой попытки; Допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно; Задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны; Большая часть заданий недоступна; Не верные ответы, отказ от выполнения.

Грамматический строй речи

Сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован.

    Правильное самостоятельное выполнение всех заданий; Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса; Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкций, уточнение вопроса, подсказка); Большинство заданий не выполняется; Не выполнение.

Лексика

Норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен)

    Правильное самостоятельное выполнение всех заданий; Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса; Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширений инструкций, уточнение вопроса, подсказка); Большинство заданий не выполняется; Не выполнение.

Словообразование, словоизменение

Сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы

    Правильное самостоятельное выполнение всех заданий; Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса; Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширений инструкций, уточнение вопроса, подсказка); Большинство заданий не выполняется; Не выполнение.

Связная речь

Соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.

Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. ()

Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала в окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты (По )

Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как и Шарик. ()

Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец некрасивое, колючее платье!» «Правда, отвечал ёжик, – но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?»

Вместо ответа зайчик только вздохнул. ()

У Вари был Чиж в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу

– Пора тебе, чиж, петь.

– Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. ()

Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко – высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. (По )

    Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание теста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; Пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания; Пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечается пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений; Пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов; Пересказ даже по вопросам не доступен.
Читайте также:  Конспект логопедического занятия по обучению грамоте Звуки (С-С’), Буква С

Рассказ по серии картин

    Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ: имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов; Раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла связности рассказа; Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов, действий. Рассказ недоступен.

Речевая карта воспитанника дошкольного логопедического пункта

Автор: Чекмак Любовь Сергеевна

Организация: ГБОУ Школа №199 ДО №5

Населенный пункт: г. Москва

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы организации экспресс-обследования и углубленного обследования речи детей, посещающих ДО, условия для ведения обследования, необходимая документация для зачисления детей с нарушениями речи на занятия в дошкольный логопункт.

В настоящее время дети с отклонениями в речевом развитии составляют многочисленную группу. К сожалению, количество детей-логопатов ежегодно в детских садах не уменьшается.

Согласно научным данным, у детей с расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития (Ляпидевский С.С., Гриншпун Б.Н., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.). Диагностические мероприятия по определению уровня речевого развития детей позволяют представить полную картину речевого нарушения, его глубину, вынести точное и полное логопедическое заключение и выбрать оптимальную методику его коррекции, позволяют выстроить логопедическую работу в соответствии с актуальными потребностями каждого ребенка, выявить уровень соответствия результата образования целям и задачам обучения.

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп в предстоящем учебном году. Обследование речи детей провожу в средней, старшей и подготовительной группе. На начальном этапе этой работы осуществляю экспресс-обследование. Для этой цели подготовила специальный текстовой, картинный материал и бланки. Результаты фиксирую в бланке (Приложение №1). В графе «Звукопроизношение» отмечаю имеющиеся нарушения. Одновременно отмечаю состояние:

  • слоговой структуры слова;
  • словарного запаса;
  • фонематических процессов (на выделение звука на фоне слова, местоположения заданного звука в слове);
  • грамматического строя речи;
  • связной речи.

В графе «Примечания» отмечаю сведения о зачислении ребенка на логопедические занятия или проведении требуемой консультации невролога, психолога и др.

В результате экспресс-обследования можно увидеть, какое количество детей имеют речевое нарушение (Приложение №2), какие недостатки речевого развития имеются у детей и какие трудности могут возникнуть при обучении. Сравнивая такие таблицы за 2-3 года, можно увидеть частотность речевых нарушений и сделать выводы.

Далее дети, с выявленными недостатками устной речи проходят углубленное обследование понимания речи, состояния звукопроизношения, слоговой структуры слова, словарного запаса (соответствие объема словаря возрастным нормам, адекватность его использования, соотношение объема пассивного и активного словаря, умение образовывать антонимы и синонимы и др.), грамматического строя и состояния связной речи. Для углубленного обследования речи детей использую «Методику определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой и собственную методическую разработку «Технология организации логопедического обследования детей дошкольного возраста».

Полное обследование достаточно объемное и требует времени. Стараюсь использовать некоторые приемы, позволяющие сделать этот процесс более щадящим. Процедуру обследования речи ребенка всегда начинаю с беседы с ним. Разговор о чем-то близком помогает ребенку снять страх, волнение, напряжение, а логопеду получить первоначальное представление о речевом развитии. Продолжаю обследование с составления рассказа по сюжетной картинке. Здесь выявляю не только уровень развития связной речи, но и уточняю умение строить предложения, использовать предложно-падежные формы, проверяю звукопроизношение, слоговую структуру слов. Далее на этом же картинном материале продолжаю обследование состояния грамматического строя речи с помощью вопросов: «Что ты можешь сказать об этом герое (предмете), какой он? А как еще можно назвать? Давай назовем его ласково». Таким образом обследование превращаю в увлекательную и веселую игру. Используя одну и ту же сюжетную картинку, проверяю в игровой форме состояние функции словообразования и словоизменения, умение правильно употреблять предлоги: «Где находится? Что находится слева от?» Если ребенок потерял интерес и его внимание уже не удерживается, предлагаю ему выбрать новую картинку самому.

При проведении обследования речи соблюдаю важные условия.

  1. Провожу обследование по 15 минут (в зависимости от возможностей ребенка), независимо от объема обследованного материала, чтобы не утомить ребенка, не вызвать у него негативного отношения к логопедическим занятиям.
  2. Все задания использую в игровой форме.
  3. На каждом новом этапе обследования планирую задания или подбираю слова по принципу «от сложного к более легкому», чтобы по окончании задания для ребенка создавалась ситуация успеха, чтобы у него оставалось чувство удовлетворения собой, а значит и занятием.
  4. Создаю положительный эмоциональный фон с помощью похвалы за каждое выполненное задание, даже если оно выполнено с ошибками, так как обследование не является обучающим занятием.

Ответы детей фиксирую в протоколе, на основании которого заполняю сводные таблицы результатов обследования речи детей, заполняю речевые карты, составляю план коррекционно-развивающей работы. С диагностики все начинается и заканчивается тоже диагностикой. В конце учебного года с15 по 31 мая провожу повторное обследование речи детей, посещающих занятия на дошкольном логопункте для определения динамики речевого развития, для формирования предварительного списка на следующий учебный год.

Протокол экспресс-обследования

Дата обследования__________ Группа ______________

Заполненная речевая карта на ребенка готовая. Речевая карта обследования неговорящего ребёнка

Фамилия, имя:

Дата рождения, возраст:

Домашний адрес, телефон:

Дата зачисления на занятия:

Дата рождения:

Жалобы учителей и родителей: не выговаривает звук [р], нечеткая речь, не хочет учиться читать, плохо учит стихи.

Обращались ли ранее к логопеду, эффективность заня­ тий: посещал логопедические занятия в поликлинике (по­ ставлены звуки [с], [з], [ц], в логопедическую группу не попал, болел).

Реальная успеваемость по русскому языку (к моменту обследования): неудовлетворительно (2-й класс).

Анамнез: ребенок от 2-й беременности, в срок (40 нед.), токсикоз I пол., мать была на сохранении, кесарево сечение, асфиксия, закричал через 2 мин, Апгар 8-9 бал., гр. здор.

Школьный лесопункт: организация и содержание работы

5. Данные о ходе развития речи: задержка речевого разви­тия:

лепет – в 6 месяцев; первые слова – к 2 годам; фразовая речь – после 3 лет; речевая среда – удовлетво­рительная.

Состояние слуха: в норме.

Состояние зрения: в норме.

Заключение психиатра: задержанное речевое развитие.

Состояние общей моторики: двигательная неловкость, медлительность, нарушение координации движения, чувства ритма.

Состояние мелкой моторики: движения рук неточные, про­бы Хеда почти не выполняет, тонус рук снижен, на рисун­ках линии неровные, прерывистые.

Ведущая рука: правая.

Состояние артикуляционного аппарата (строение и под­ вижность):

губы – большой величины, движения губами выполняет не в полном объеме;

зубы – крупные, неровные, сменные, верхние резцы боль­шого размера, перекрывают нижние;

прикус – прогнатия;

язык – массивный, движения нечеткие, объем движений неполный (ограничен подъем вверх), нарушена переключае-мость движений. В статическом положении отмечается лег­кий тремор кончика языка, отклонение языка влево, гипер­саливация;

подъязычная связка – укорочена;

твердое нёбо – высокое, готической формы;

мягкое нёбо – подвижное.

12. Характеристика речи.

Понимание речи: обращенную речь понимает, выпол­ няет задания по словесной инструкции.

Общая характеристика речи (запись беседы): называ­ ет имена матери, отца, не знает своего отчества и отче­ ства родителей. Домашний адрес: «102 – 7» (не знает назва­ ния улицы, города). Затрудняется рассказать о доме и о сво­ их домашних занятиях. С интересом рассказывает о видах транспорта, марках машин. Ответы односложные, тему са­ мостоятельно не развивает. К беседе интереса не проявляет.

Словарный запас (количественная и качественная ха­ рактеристика): объем словарного запаса не соответствует

Библиотека журнала «Логопед»

возрастному уровню (снижен). Называет простые обобщаю­щие понятия, не знает понятий «дикие и домашние живот­ные, птицы, инструменты, насекомые, обувь, головные убо­ры, мебель, профессии». Времена года и дни недели перечис­ляет механически. На вопросы о календарной структуре года не отвечает. Недостаточно употребляет в речи прилага­тельные, глаголы, наречия, неадекватно употребляет мес­тоимения. Рассказ по сюжетной картинке не составляет, серию сюжетных картинок разложил верно, рассказ состав­ляет только с помощью логопеда.

Грамматический строй речи: недостаточно сформи­ рован.

Тип употребляемых предложений: простые, нерас­ пространенные.

Количество слов в предложении: 2-3.

Наличие аграмматизмов: ошибки в употреблении имен существительных во множественном числе («окны» окна, «сома» — сомы, «ухи», «ухов» уши, ушей, «ремнев, реме- ней» ремней и т.д.). Нарушение согласования числитель­ ных с существительными; ошибки в падежных окончаниях существительных и прилагательных единственного и мно­ жественного числа, в употреблении предлогов.

Характеристика звукопроизношения: нарушение зву- копроизношения полиморфного характера – ротацизм (ве­ лярное [р], [р”], шипящий сигматизм [ш], [ж] при нижнем положении языка), нечеткое произношение аффрикат ([ч], [щ]), смешение [с] — [ш], [з] — [ж].

12.9. Фонематический слух: недостаточно сформирован. Смешение свистящих шипящих, твердых мягких звуков. Ошибки в повторении серии слогов: са-са-за «са-са-са», са- са-ша – «сша-ша-ша», па-ба-па – «па-па-па», да-да-та-та – «та-та-да» и т.д. Ошибки в употреблении с лов-паронимов.

Уровень сформированности навыков звукобуквенно- го анализа и синтеза: низкий. Выделяет только первый глас­ ный звук в словах, первый согласный называет весь пер­ вый слог; не анализирует звукобуквенный состав простых слов типа СГС, СГ-СГ.

Воспроизведение слов сложного звукослогового со­ става: с ошибками. При повторении слов, сложных по структу­ ре, сокращает количество звуков, слогов, переставляет слоги; отмечается уподобление: «аквурум», «сковода», «попеел» – аквариум, сковорода, пропеллер.

Школьный лесопункт: организация и содержание работы

Темп речи: замедленный.

Внятность речи: неразборчивая, звуки произносит нечетко.

Характеристика дыхания: дыхание грудного типа, поверхностное. При увеличении темпа речи отмечается дискоординация речи и дыхания.

Проявление заикания: не заикается. Иногда повто­ ряет первый слог в словах, сложных по структуре или се­ мантике.

Письмо (наличие и характер специфических оши­ бок) – 2 класс: пропуск, перестановка и уподобление букв и слогов: т(р)ава, д(е)вочка, из кор(о)бки, м(а)шина, погас(- ла), слитное написание двух слов надно, на краюлеса, сме­ шение лабиализованных гласных: воздо(у)х, Ле(ю)ся, на пу- (о)лу, вешню(е)вый, смешение звонких-глухих согласных: усад(т)ый, бут(д)ет, т(д)октор, в газед(т)е, на шкав(ф), скав(ф)андр, смешение звуков (букв) по артикуляторно-аку- стическому сходству: «пчицы» – – птицы, «звет» – – цвет, оптически и кинетически сходных букв: д(б)олыиой, грит(п), ежу(и)к, стом(л), купо(а)ться. Грамматические ошибки: на дачи(е), на фабрики(е), у рябинке(и) и т.д.

Чтение (уровень сформированности навыка чтения): 1 класс – не читает; 2 класс – способ чтения побуквенно- слоговой, ударение – с ошибками.

Темп чтения – низкий; понимание прочитанного – неполное.

Наличие специфических ошибок: чтение механи­ ческое. Не отвечает на вопросы по тексту, не может най­ ти в тексте нужное слово. При чтении отмечаются пропус­ ки букв, слогов, усечение слова, угадывание окончания, сме­ шение оптически сходных букв, аграмматизмы.

13. Краткая психолого-педагогическая характеристика уча­ щегося: контакту доступен.

Эмоции адекватны ситуации, критичен; зрительное вос­приятие не нарушено; слуховое восприятие не в полном объ­еме; внимание неустойчивое; объем слуховой памяти снижен. Уровень развития мыслительных операций средний; запас све­ дений об окружающей действительности ниже возрастного уровня; работоспособность низкая.

14. Заключение логопеда.

Библиотека журнала «Логопед»

класс: дизартрия (минимальные проявления), общее не­ доразвитие речи (III ур.).

класс: нарушение чтения и письма, обусловленное об­ щим недоразвитием речи (III ур.) у ребенка с дизартрией (минимальные проявления).

Дата обследования Подпись

Приложение 4

Наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

Предельная наполняемость (чел.)

Общеобразо­вательное учреждение, расположен­ное в городе

Общеобразова­тельное учрежде­ние, расположен­ное в сельской местности

С общим недоразвитием речи (ОНР)

С нерезко выраженным общим недо­развитием речи (НВОНР)

С фонетико-фонематическим (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)

С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразви­тием речи

С недостатками чтения и письма, обусловленными не резко выражен­ным общим недоразвитием речи

С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонема­тическим (фонематическим) недораз­витием речи

С недостатками произношения от­дельных звуков

Примечание: минимальная наполняемость группы – 3 обу­чающихся.

Приложение 5

Примерное тематическое планирование логопедических занятий

Приложение 6

Консультации и методическая работа

Речевая карта

АНАМНЕЗ.

1. От какой беременности ребенок

Читайте также:  Самомассаж в логопедической практике

2. Характер беременности(токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)

3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)

4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)

5. Когда закричал

6. Асфиксия (белая, синяя)

7. Резус-фактор (совместимость)

8. Вес при рождении

а) когда принесли кормить

б) как взял грудь

г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания

10. На какой день выписался из роддома, если задержался, почему

РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

1. Голову держит с /1,5 мес/

2. Сидит с / 6 мес/

3. Стоит с /10 мес/

4.Ходит с /11-12 мес/

5. Первые зубы/6-8 мес/

6. Перенесенные заболевания:

Ушибы, травмы головы…

Судороги при высокой температуре….

7. речевой анамнез:

Первые слова…./к 12 мес./

Первые фразы…./к 1,5-2 года/

Прерывалось ли речевое развитие…..

Занимался ли с логопедом ребенок раньше……

Отношение к своей речи…..

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…

2. Состояние слухового внимания:

*покажи, какая игрушка звучала

*выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (откройрот и закрой глаза,…..)

3. Зрительное восприятие

* основные цвета (количество)

* подбор картинок к цветовому фону…

4. Ориентация в пространстве:

а) в собственном теле – правая, левая сторона

б) в пространстве – правая левая сторона

в) вверху, внизу, спереди, сзади

5. Ориентация во времени:

*Утро, день вечер, ночь

*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

*Сначала, потом, сейчас

6. Различение геометрических форм:

8. Логическое мышление

а) выделение 4-го лишнего :

кошка, собака, утка, мышка

кошка, волк, собака, корова.

б) классификация предметов : назови одним словом:

Свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.

Сапоги, туфли, тапочки, валенки.

Блюдце, сковородка, ложка, тарелка.

Шкаф, стол, кресло, тумбочка.

Синица, ворона, утка, воробей.

Автобус, электричка, трамвай, самолет.

9. Общая моторика:

Прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.

Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.

а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

г) удержание позы, симметричность.

д) наличие синкинезий.

7. Состояние мимической мускулатуры:

* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

* равномерно поднять брови

* сглаженность носогубных складок.

8. Общее звучание речи:

* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)

* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)

* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)

*дикция (нечеткая, смазанная…)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Разговорно-описательная беседа:

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Кем работает мама, папа?

Есть ли у тебя друзья?

2. Составление рассказа по картинке: ….

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…

5. Рассказ по представлению…

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,

1. Состояние словаря:

а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

Речевая карта воспитанника дошкольного логопедического пункта

Логопедический пункт

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

Протокол №___ от_______

с Советом родителей

I . Общие положения

Настоящее положение регулирует деятельность логопедического пункта (далее – логопункт) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга (далее ГБДОУ детский сад №12)

Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:

Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ, статья 15, статья 2 п.16);

Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 .08. 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

Распоряжение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.07.2000 №241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»

Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», М.: МГОПИ, 1993

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2008. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.

Распоряжение Правительства г. Санкт-Петербурга Комитета по образованию от 04.04.2014 № 1357 -р «Об утверждении методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования».

Уставом ГБДОУ детский сад №12.

Логопедический пункт является структурным подразделением ГБДОУ детский сад №12.

Открытие и закрытие логопедического пункта осуществляется по распоряжению Администрации Выборгского района.

Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ГБДОУ детский сад №12 вводится должность учителя-логопеда (из расчета не более 25 детей, имеющих заключение ППк с фонетическим недоразвитием речи (НПОЗ) на 1 штатную единицу).

Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несут родители (законные представители).

Рабочее время учителя-логопеда определяется Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (20 часов в неделю). А также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная.

1.1. Цель деятельности логопедического пункта – раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

– коррекция нарушений звукопроизношения;

– развитие фонематических компонентов речи;

– профилактика дальнейшего нарушения речевого развития, препятствующего освоению образовательной программы дошкольного образования и препятствующего успешному обучению в школе;

– воспитание мотивации к вербальному общению;

– развитие психических функций, способствующих полноценному речевому развитию.

1.3. Направления деятельности:

Исследование сенсомоторных, психических и речевых функций.

Создаются условия для эффективной коррекции нарушений звукопроизношения и профилактики отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста с учетом ведущего вида их деятельности.

• оказание консультативной помощи педагогам и родителям;

организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса

· организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению.

Положение рассматривается Педагогическим советом ГБДОУ детский сад №12 с учетом мнения Совета родителей и утверждается заведующим. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом ГБДОУ детский сад №12, с учетом мнения Совета родителей и утверждается заведующим.

Срок данного Положения неограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

В рамках деятельности логопункта предоставляется услуга в сфере образовании «Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся в организации, осуществляющей образовательную деятельность» для обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (ППк ) с рекомендациями об оказании логопедической помощи на логопункте.

II. Порядок оказания логопедической помощи на логопункте.

При оказании логопедической помощи в ГБДОУ детский сад №12 ведется документация согласно приложению к Положению.

Срок хранения документов составляет 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи.

1.Комплектование логопедического пункта

1.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется на основании заключения психолого-педагогического консилиума (ППк): «Рекомендуется образование по основной образовательной программе с созданием условий по коррекции речи «нарушение произношения отдельных звуков». Заключение ППк и личное заявление родителей (законных представителей) являются основанием для зачисления ребенка на логопедический пункт.

1.2. Не подлежат приему на логопедический пункт дети с логопедическим заключением «общее недоразвитие речи» и «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена в условиях компенсирующей группы.

1. 3. При соблюдении санитарно-гигиенических условий (наличие отдельного входа, справки о здоровье ребенка) возможно оказание логопедической помощи детям, не посещающим ДОУ, но проживающим в данном микрорайоне.

1.4. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ППк.

1.5. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производится в течении всего учебного года ( по факту наличия мест).

1.6. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.

1.7. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта заведующего ГБДОУ детский сад №12.

1.8. Логопедическая диагностика осуществляется не менее 2х раз в год, включая входное и контрольное диагностическое мероприятие, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.

1.9. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая карта (форма логопедической карты, где фиксируются данные о речевом развитии ребенка).

1.10. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) подгрупповой формах. Количество и периодичность определяется учителем – логопедом с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ППк .

1.11. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы ГБДОУ детский сад №12.

2. Организация логопедической работы

2.1. Обследование детей на логопедическом пункте осуществляется в начале учебного года и в конце учебного года продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое (график утверждается ГБДОУ детский сад №12) , а также в течение года по необходимости.

Данные о детях, обследованных на логопедическом пункте, вносятся учителем-логопедом в журнал регистрации.

2.2. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая карта (форма логопедической карты, где фиксируются данные о речевом развитии ребенка).

2.3. Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми. По мере коррекции нарушений звукопроизношения в течение года детей можно объединять в малые подгруппы (2-3 человека) для занятий по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков.

2.4. Продолжительность коррекционно-развивающих занятий:

– индивидуальных от 10 до 20 минут;

– подгрупповых от 20 до 30.

2.5. Индивидуальные или подгрупповые коррекционно-развивающие занятия проводятся 2 раза в неделю с каждым ребенком.

2.6. Логопедическим пунктом ведется следующая документация:

– речевая карта на каждого ребенка;

– рабочая программа учителя-логопеда;

– годовой план работы учителя – логопеда;

– график работы учителя-логопеда;

– расписание логопедических занятий;

– отчет об эффективности деятельности логопедического пункта;

– журнал учета посещаемости детьми коррекционно-развивающих занятий;

– журнал консультаций родителей (законных представителей) ребенка.

2.7. Выпуск детей с НПОЗ осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них
дефектов речи, по решению психолого-педагогического консилиума ГБДОУ детский сад №12.

3. Участники коррекционно-развивающего процесса

3.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопедическом пункте являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед.

3.2. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями ГБДОУ детский сад №12, учителями-логопедами других ДОО города, района, специалистами ТПМПК.

3.3. Учителем-логопедом назначаются лица, соответствующие (до утверждения профессиональных стандартов учителя-логопеда) квалификационным характеристикам, определенным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования ».

3.4. На учителя-логопеда логопедического пункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты и надбавки), предусмотренные законодательством РФ.

• Проводит обследование речевого развития детей, регистрирует воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи в отчете обследования детей и направляет данные детей на ТПМПК.

• Готовит список воспитанников, рекомендованных к зачислению на логопункт на учебный год, по итогам ТПМПК в соответствии с предельной наполняемостью.

• Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных или подгрупповых занятий на логопункте.

• Планирует, проводит коррекционно-развивающую работу с воспитанниками по исправлению нарушений в развитии устной речи.

• Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи.

• Осуществляет диагностику устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.

• Оказывает консультативную помощь родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендаций по запросу).

• Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы.

• Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы логопункта.

3.6. Заведующий ГБДОУ детский сад №12:

Обеспечивает создание условий, направленных:

• на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения воспитанниками, имеющими нарушения устной речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме; на профилактику нарушений в развитии устной речи воспитанников дошкольного возраста.

• Обеспечивает комплектование логопункта. Приказом по ГБДОУ детский сад №12 утверждает список детей, зачисленных в логопункт.

Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Ч) у ребенка с дизартрией

• Осуществляет контроль за работой логопункта.

3.7. Заместитель заведующего по УВР:

• Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников ГБДОУ детский сад №12, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста (по запросу).

• применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей;

соблюд ение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки.

3.8. Родители (законные представители):

• Создают в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка.

• Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.

4. Материально-техническая база и финансовое обеспечение работы логопедического пункта

4.1. Для логопедического пункта в ДОО выделяется кабинет, отвечающий требованиям Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. На администрацию ГБДОУ детский сад №12 возлагается ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и ремонт.

4.2. Логопедический пункт финансируется ДОО, в ведении которого он находится.

Документация и организация работы

С учётом современных подходов и требований к организации коррекционно-развивающей работы ведётся следующая документация логопедического пункта:
  1. Годовой план — Смотреть*
  2. Перспективный план — Смотреть*
  3. Рабочие программы:

1 — Смотреть* ; 2 — Смотреть* ; 3 — Смотреть*

  1. Ежедневный план работы
  2. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся — Смотреть*
  3. Журнал учета деятельности логопедического пункта (посещаемость групповых занятий, индивидуальных занятий, консультации, учёт рабочего времени) /Соответствует ФГОС/ — Смотреть*
  4. График работы — Смотреть* , расписание занятий — Смотреть*
  5. Речевые карты — Смотреть* , протоколы к речевым картам — Смотреть*
  6. Индивидуальные карточки учащихся — Смотреть*
  7. Список обучающихся, имеющих недостатки в развитии устной и письменной речи — Смотреть*
  8. Паспорт кабинета — Смотреть*
  9. Рабочие тетради детей — 1 — Смотреть* , 2 — Смотреть*
  10. Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте за год — Смотреть*
  11. Мониторинг коррекционно — развивающей работы — Смотреть*
  12. Копии приказов о зачислении (отчислении) учащихся на логопункт

Логопедическая работа строится на основании нормативных документов :

  • Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
  • Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.)

Деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Логопедический пункт существует в МБОУ «Средняя школа № 18» с 2003 года.

Цель работы логопедического пункта:

  • коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся МБОУ «Средняя школа № 18»

Основными задачами логопедического пункта являются:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Этапы работы :

I этапдиагностический (1 сентября – 15 сентября)

II этапкоррекционный (15 сентября – 15 мая)

III этапоценочный (15 мая – 31 мая)

I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.

Задачи:
  • выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
  • определение структуры речевого дефекта;
  • формулировка речевого диагноза;
  • планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)

Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

Задачи:
  • устранение речевых нарушений;
  • развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться.

Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.

Основные задачи коррекционных занятий:
  • формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко – слоговой структуры;
  • развитие навыков звуко –слогового анализа и синтеза;
  • формирование лексико — грамматического строя речи;
  • совершенствование связной речи;
  • предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)

НОД по познавательному развитию “Волшебница Осень”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

НОД по познавательному развитию “Волшебница Осень” в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_volshebnitsa_osen.docx536.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 20поселка Степной

муниципального образования Ейский район

для детей старшей группы общеразвивающей направленности

НОМИНАЦИЯ : «Познавательное развитие»

/Ознакомление с миром природы/

Старший воспитатель: Лилия Леонидовна Лях

пос. Степной, 2017г.

  • Актуализировать знания детей характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; формировать умение видеть поэтическую красоту осени;
  • Дать возможность применить на практике раннее полученные знания о лиственных деревьях: березе, дубе, клене; умение различать и называть их;
  • Развивать логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе (сезонные изменениями в жизни растений и животных);
  • Формировать мотивационно – коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений;
  • Развивать умения выражать свои чувства и настроение посредствам выразительности движений, пластики, мимики и пантомимики (психологический этюд);
  • Воспитывать бережное заботливое отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.

Методы и приемы: Словесные: чтение стихотворения, вопросы по теме, рассуждения. Наглядные: слайд презентации. Практические : экспериментальная деятельность. Игровые: д /и «Осенний листочек, по кругу лети, про осень красавицу нам расскажи», «На листочек посмотри и его половинку найди»

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: запись пьесы П.И.Чайковского «Времена года»модель осеннеголиста желтого цвета, конверт с письмом; слайд – презентация «Деревья осенью», «С какого дерева листик?», «Как лесные звери готовятся к зиме»

Раздаточный материал : по одной детской варежке, силуэты белого и серого зайца, альбомный лист, силуэт серой и рыжей белки, модель ствола дерева , 12 кленового, березового листана каждого ребенка.

Предшествующая работа: Чтение стихотворений, рассказов, сказок, энциклопедий на тему: «Осень в лесу», Рассматривание иллюстраций «Дикие животные» Д/и «Раз, два, три – к дереву иди», «Найди и назови по описанию»

Экспериментальная деятельность: «Как растения пьют воду»

Воспитатель привлекает внимание играющих детей:

Ребята, сегодня утром мне Ксюша рассказала очень красивое стихотворение.Вы хотите его послушать?

– Как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении?

-Лера, объясни, почему ты думаешь, что в стихотворении говорится об осени? (ответы детей)

– Ребята, я предлагаю вам поиграть и про осень рассказать.

Д/и«Осенний листочек, по кругу лети,про осень красавицу

(Дети передают желтый кленовый лист и называют признаки осени: золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, капризная, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

-Вы очень меня порадовали!

-Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, я забыла вам сказать, что к нам в группу пришло письмо.

-Вам интересно узнать от кого оно? (на конверте изображение сказочного персонажа «Лесовичка»; предположения детей об адресате)

– Дети, вы тоже, как и Кирилл думаете, что это письмо от Лесовичка ?

-Хотите узнать, о чемон нам пишет?

-Чтобы вам было удобнее слушать, присаживайтесь,пожалуйста, за столы.

– Но прежде, чем сесть за столы я предлагаю вам собрать осенние листочки.

– Саша у тебя целый листик, Настя, а у тебя?

– А теперь, найдите каждый свою половинку листа и сядьте вместе, парой за стол.

( Воспитатель напоминает детям о правильной осанке за столом )

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Старичок – Лесовичок. В моем лесу произошла большая беда. Злой колдун украл у осени ее волшебные краски. Теперь все деревья стоят бесцветные. Если вы поможете выполнить задания колдуна, то он вернет осени все краски и Волшебница осень сможет нарядить все деревья в замечательные наряды.

Заранее вас благодарю. Ваш друг Лесовичок.»

Слайд №1 «Бесцветный лес»

-Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь Осени.

– Яне сомневалась в вашей отзывчивости!

– И так, первое задание.

Д/у «Узнай дерево»

Слайд №2:береза без окраски листьев

– О каком дереве идет речь в загадке?

Белый ствол. Чернеют пятна –

где такое ты встречал?

Будто кто-то аккуратно

на стволе их рисовал. (Береза)

Слайд №3Береза с желтыми листочками

-Все согласны с Дашей?

– Вкакой – же цвет перекрасила осень листья березы? ( ответы детей )

А нас ожидает еще одна загадка.

Слайд№4 Дуб без окраски листьев

Великан осенний рад

бурый свой надеть наряд.

С веток, словно для затей,

набросает желудей. ( Дуб )

-Как вы думаете, на каком же дереве растут желуди? (предположения детей с доказательством ответа )

Слайд№5Дуб с осенней окраской листьев

– С какого же дерева еще, стер всю краску злой колдун?

Слайд№6Клен без окраски листьев

Листик на ладонь похож,

осенью красив, пригож.

Каждый в дерево влюблён,

потому что это . (Клен)

– Ребята, что произошло с нашими деревьями?

– Почему, они стали такими разноцветными?

– Я с вами соглашусь, это волшебница- осень нарядила деревья в красивые платья.

Слайд№7изображение осенних деревьев часть, из которых не раскрашена.

-Ребята, посмотрите, часть леса еще стоит бесцветная.

– Нам предстоит еще потрудиться и выполнить задания колдуна.

Задание №2Д/у «С какого дерева листик?»

Слайд№8 Береза, клен, дуб. Рядом листберезы, клена, дуба(ответы детей)

– Как называется лист у березы? ( ответы детей)

– У кого другое мнение… березовый!

-С клена упал лист ( кто думает иначе? ) … кленовый.

– На дубе листья… дубовые.

. Слайд№9 Картинка осеннего леса – все деревья окрашены в осенние цвета.

-Ребята, листики пожелтели и начинают опадать. Как вы думаете, почему?

(предположения детей: дни стали короче, солнце светит мало, деревья готовится к зимнему сну…)

– Молодцы ребята, вы не перестаете меня удивлять своими знаниями и успехами! Мы с вами проделали большую работу, предлагаю немного отдохнуть.

Воспитатель предлагает взять осенние листочки и под музыку потанцевать (выполнить упражнения.)

Физкультминутка –психологический этюд« Листопад»

(Педагог говорит о том, что наступила золотая осень, набежавший лёгкий ветерок качнул ветви деревьев. Листья, оставив своё пристанище на ветках, падают на землю. Педагог предлагает детям повторить движения падающих листьев.

Дети поднимают руки над головой и разводят их в стороны; выдыхают лёгкую струю воздуха, колыхая руками из стороны в сторону, кружатся с поднятыми руками, медленно приседают, опуская руки на пол перед собой.

– Педагог просит детей пройтись по воображаемым листьям и пошуршать ими.

Дети встают и медленно расходятся по группе, поочерёдно приподнимая то правую, то левую ступню, будто подкидывают осенние листья)

– Ребята, Лесовичокблагодаренвам за оказанную помощь!

-А осень прислала вам в подарок видеописьмо. «Как лесные звери готовятся к зиме»

– Напомните мне какие звери живут в лесу.( ответы детей )

-Кто как думает, как лесные звери готовятся осенью к зиме ( ответы детей )

– Вы не перестаете меня радовать.

-А хотите это проверить?

Если дети не скажут о линьке животных, воспитатель рассказывает и предлагает провести эксперимент.

Самостоятельная экспериментальная деятельность детей:

-А хотите это проверить?

У вас на столах лежат варежки. Наденьте, пожалуйста на одну руку варежку.

– Что вы чувствуете? (ответы детей)

– Вам интересно узнать, как готовиться заяц к зиме?

– Все согласны с Тимофеем (заяц меняет цвет шубки) или есть другие мнения?

– Как по вашему, зачем зайцу менять цвет шубки?

На белый лист бумаги дети кладутсилуэт белого и серого зайца.Делают вывод, что белый цвет помогает скрыться от волка и лисы.

Аналогичная работа проводится и с белкой.

– Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

– Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

– Как вы считаете, кто сегодня был самым активным?

– Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

– Какое задание больше всего понравилось? Почему?

– Ребята, осень вас благодарит за помощь и предлагает вам стать тоже, как и она волшебниками. Она дарит вамкраски, мелки, карандаши, что бы вы смогли раскрасить каждый,свою бесцветную половику листика.

Ссылка на основную публикацию