Конспект фронтального занятия по формированию коммуникативных навыков для средней группы

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_obshchenie.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

В основу нашей работы была положена идея В.А.Сухомлинского о том, что “ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния других людей, способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном общении, становятся близкие взрослые. В семье ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как “можно” и как “нельзя” вести себя с окружающими. Этот процесс научения, передачи культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, но — чаще всего — и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом.

Однако с каждым ребенком обращается не абстрактный, среднестатистический взрослый, а вполне конкретный родитель — человек, живущий в определенном историческом времени и государстве, принадлежащий к определенному слою общества, с определенным уровнем образованности и общей культуры, в том числе стилем общения, который унаследован им, как правило, от собственных родителей. Этот конкретный взрослый является носителем культуры общения в узком смысле слова. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной “ячейке общества”.

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации (что случается не слишком часто), то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящим новые впечатления, а значит — и новый опыт.

К сожалению, бывает, что в семье принят агрессивный, неискренний, эмоционально сухой стиль общения. Родители пытаются заменить непосредственное общение с малышом дорогими игрушками, компьютером. Разговаривают с ребёнком резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т. п. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, не умея наладить контакты с окружающими и т. п.

Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция “на равных” может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.

Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, — это дети, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя не любимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают. Такие дети часто имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть несколько. Это и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворённая потребность в общении, низкий социальный статус ребёнка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности (невропатии, страхи).

Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков, совместная с психологом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников.

  • создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания ;
  • обучать умению слушать и слышать другого;
  • развитие сензитивности в контакте;
  • формирование социальной активности ребёнка

Материал: плоскостной цветок “Цветик-семицветик”, музыкальное сопровождение, музыкальная кукла в нарядном платье, муляжи овощей и фруктов, колокольчик, корбка с конфетами на каждого ребёнка.

Ребята, посмотрите, какой красивый цветок расцвёл у нас в группе. Это цветик-семицветик. Вы помните такую сказку? Вот и наш цветок не простой, а волшебный. Если сорвать один из лепестков, можно оказаться, где только пожелаем.

А вы хотите отправиться в путешествие? С какого лепестка начнём?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе.

1. Какие кругом снега, льдины. Да здесь холодно! Как же нам согреться? (варианты ответов детей).

Мы можем согреться, передав друг другу доброту наших сердец, тепло наших рук и горячие улыбки. Хотите попробовать?

– Я передаю тепло моего сердца Сашеньке, улыбаюсь, крепко пожимаю ему руку. ( дети выполняют упражнение по кругу).

Ребята, почувствовали тепло доброты и жар нашей дружбы? Улыбнитесь, возьмитесь за руки. Все согрелись? Тогда можно путешествовать дальше. Какой лепесток теперь сорвём?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове комплиментов.

2. Нас встречает принцесса острова (нарядная, музыкальная кукла). Хотите с ней познакомиться?

– Меня зовут Юля, а тебя как?

– Меня зовут Даша.

– Очень приятно познакомиться.

Дашенька, а я не одна со мной мои друзья, и они тоже будут рады с тобой познакомиться (дети следуя предложенному образцу знакомятся с куклой).

Принцесса Дашенька девочка, а все девочки любят, когда им говорят красивые слова, хвалят их. Давайте подарим Дашеньке комплименты, кукла благодарит каждого ребёнка. (Дети с помощью психолога учатся выстраивать словесную конструкцию комплимента, например: “Дашенька, какие у тебя лучистые глаза”, “А какое длинное и красивое у тебя платье с воротничком и карманами” и т.д.)

Погостили мы у тебя Дашенька, а теперь нам пора отправляться дальше. Очень было с тобой приятно познакомиться.

Какой лепесток сорвём на этот раз?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в царстве вкусов.

3. Ребята, что же мы видим в этом царстве? (муляжи овощей и фруктов)

Что можно из них приготовить? (Соки)

Возьмитесь за руки, у нас получилась соковыжималка, именно с её помощью готовят соки, и мы попробуем приготовить, и обязательно попробуем получившийся сок. А я по вашим лицам постараюсь угадать какой сок на вкус сладкий, кислый или горчит (дети мимикой изображают вкусовые ощущения, воспитатель отгадывает, в случае затруднений подсказывает детям).

Вы успешно продемонстрировали разнообразие вкусов полученных соков, лимонный был кислый, банановый-сладкий, луковый-горький и т.д. а теперь предлагаю отправиться дальше в наше путешествие.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в театре.

4. Кто выступает в театре? Я думаю, из вас получились бы замечательные артисты. Может, попробуете? (желающие дети участвуют разыгрывании пантомимических этюдов).

Дети изображают: старичка, сердитого водителя, испуганного зайца, плачущего малыша, хитрую лису, сердитого медведя, радостную девочку.

Замечательные артисты, молодцы! Вы не устали ещё путешествовать? Интересно где мы окажемся, когда сорвём следующий лепесток?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в стране гномов.

5. Гномы это кто? (предположения детей)

Ребята, а хотите превратиться в настоящих гномов? В этом нам поможет волшебный колокольчик.

– Колокольчик ты звени в гномиков нас преврати.

У гномиков есть любимая игра, я могу вас научить (игра проводиться в парах).

Я гном, ты гном (Ребёнок указывает на себя и на партнёра)

У меня дом, у тебя дом. (Из ладоней изображает крышу над своей головой и над головой партнёра)

У меня щечки гладки, (Далее аналогично в соответствии с текстом)

У тебя щечки гладки.
У меня бровки чёрны,
У тебя бровки чёрны.
Я твой друг, (Протягивает руку)
Ты мой друг. (Партнёт кладёт руку сверху)
Мы любим друг друга. (Обнимают друг друга)

– Колокольчик зазвени гномов в ребяток преврати.

Какие забавные, дружные гномики у нас получились. Смотрите, а у нас всего два лепестка волшебных осталось, может нам отправиться на остров сюрпризов.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове сюрпризов.

6. На этом острове есть необычный предмет, который мы никогда раньше не видели, попробуйте его отыскать. (Дети находят необычно украшенную коробку с сюрпризом для каждого ребёнка)

Наше путешествие заканчивается, у нас остался последний лепесток, он поможет нам вернуться в детский сад. Мы побывали сегодня в разных местах, учились дарить друг другу улыбки, согревая ими сердца своих друзей, познакомились с принцессой Дашей, радовали её комплиментами, старались быть артистами, помогали друг другу.

И я скажу вам на прощанье
“До новой встречи”
или “До свиданья”, добавлю также
– Будьте вы здоровы!
А завтра поиграем снова.

Настя сорви последний лепесток.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков с использованием ИКТ у детей среднего дошкольного возраста

Лариса Процко
Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков с использованием ИКТ у детей среднего дошкольного возраста

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков с использованием ИКТ у детей среднего дошкольного возраста

«Необыкновенное путешествие дружных ребят».

Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

– обучать умению слушать и слышать другого;

– учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

– упражнять детей в словообразовании по аналогии;

– учить использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано.

– развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

– развивать коммуникативные умения ребенка;

– побуждать детей к речевой активности;

– расширять, активизировать словарный запас ребенка.

– воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

– воспитывать у детей желание играть вместе, дружно;

– способствовать возникновению положительных эмоций.

Плоскостной цветок «Цветик-семицветик», музыкальное сопровождение, музыкальная кукла в нарядном платье, муляжи овощей и фруктов, колокольчик, коробка с конфетами на каждого ребенка.

Ход занятия.

1. Приветствие друг друга.

Дети: Здравствуй, небо! (руки вверх)

Здравствуй, земля! (приседают)

Здравствуйте, мои друзья! (руки вперед)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый цветок расцвел у нас в группе. Это цветик-семицветик. Вы помните такую сказку? Вот и наш цветок не простой, а волшебный. Если сорвать один из лепестков, можно оказаться, где только пожелаешь.

А вы хотите отправиться в путешествие? С какого лепестка начнем?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе.

(на экране появляется изображение северного полюса)

Воспитатель: Какие кругом снега, льдины. Да здесь холодно! Как женам согреться? (ответы детей)

Воспитатель: Мы можем согреться, передав друг другу доброту наших сердец, тепло наших рук и горячие улыбки. Хотите попробовать?

Воспитатель: Я передаю тепло моего сердца Арсению, улыбаюсь, крепко пожимаю ему руку (дети выполняют упражнение по кругу)

Воспитатель: Ребята, почувствовали тепло доброты и жар нашей дружбы? Улыбнитесь, возьмитесь за руки. Все согрелись? Друзья мои, я предлагаю оставить этот мешочек, наполненный теплом наших рук и добротой сердец на Северном полюсе, это обязательно поможет кому-то согреться. (ответы детей)

Воспитатель: Тогда можно путешествовать дальше. Какой лепесток теперь сорвем?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове комплиментов.

Воспитатель: Нас встречает принцесса острова (нарядная, музыкальная кукла). Хотите с ней познакомиться? (ответы детей)

Воспитатель: Меня зовут Лариса Федоровна, а тебя как?

Кукла: Меня зовут Алена.

Воспитатель: Очень приятно познакомиться. Алена, а я не одна – со мной мои друзья, и они тоже будут рады с тобой познакомиться (дети следуя предложенному образцу знакомятся с куклой).

Воспитатель: Принцесса Алена девочка, а все девочки любят, когда им говорят красивые слова, хвалят их. Давайте подарим Алене комплименты, (кукла благодарит каждого ребенка. Дети с помощью воспитателя учатся выстраивать словесную конструкцию комплимента, например: «Алена, какие у тебя лучистые глаза», «А какое длинное и красивое у тебя с воротничком и карманами» и т. д.)

Воспитатель: Погостили мы у тебя Алена, а теперь нам пора отправляться дальше. Очень было с тобой приятно познакомиться.

Воспитатель: Какой лепесток сорвем на этот раз?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в театре. (на экране появляется занавесь театра)

Воспитатель: Кто выступает в театре (ответы детей). Я думаю, что из вас получились бы замечательные артисты. Может, попробуете? (желающие дети участвуют в разыгрывании пантомимических этюдов.

Дети изображают: старичка, сердитого водителя, испуганного зайца, плачущего малыша, хитрую лису, сердитого медведя, радостную девочку).

Воспитатель: Замечательные артисты, молодцы! Ребята, обратите внимание на экран (на экране появляется сердитое лицо). Вспомните, у кого из героев было такое выражение лица? (ответы)

Воспитатель: Вы не устали ещё путешествовать? Интересно, где мы окажемся, когда сорвем следующий листок?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в стране гномов.

Воспитатель: Гномы – это кто? (предположения детей).

Ребята, а хотите превратиться в настоящих гномов? В этом нам поможет волшебный колокольчик.

Колокольчик ты звени

В гномиков нас преврати.

(Проводится музыкальная коммуникативная игра «Приветствие» – физкультминутка).

Воспитатель: Колокольчик зазвени гномов в ребят преврати.

Какие забавные, дружные гномики у нас получились.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в царстве вкусов.

Воспитатель: Ребята, что же мы видим в этом царстве? (муляжи овощей и фруктов)

Воспитатель: Что можно из них приготовить? (Соки).

Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки. Мы с вами сейчас изобразим соковыжималку. Наш круг будет уменьшаться, а сок из фруктов выжиматься в стаканчики. Каждый из вас попробует сок в своем стакане, а я по вашим лицам постараюсь угадать, какой сок на вкус сладкий, кислый или горький (дети мимикой изображают вкусовые ощущения, воспитатель отгадывает)

Воспитатель: Вы успешно продемонстрировали разнообразие вкусов полученных соков, лимонный был кислый, банановый – сладкий, луковый – горький и т. д. А теперь предлагаю отправиться дальше в наше путешествие.

Воспитатель: Смотрите, а у нас всего два лепестка волшебных осталось, может нам отправиться на остров сюрпризов.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове сюрпризов.

Воспитатель: На этом острове есть необычный предмет, который мы никогда раньше не видели, попробуйте его отыскать. (Дети находят необычно украшенную коробку с конфетами для каждого ребенка).

Воспитатель: Угощайтесь, пожалуйста. Наше путешествие заканчивается, у нас остался последний лепесток. Он поможет нам вернуться в детский сад. Мы побывали сегодня в разных местах, учились дарить друг другу улыбки, согревая ими сердца своих друзей. Познакомились с принцессой Аленой. Радовали ее комплиментами, старались быть артистами, помогали друг другу.

И я скажу вам на прощанье

«До новой встречи»

Или «До свидания», добавлю также

– Будьте вы здоровы!

А завтра поиграем снова.

Воспитатель: Лиза, сорви последний лепесток.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в своем детском саду.

Конспект коррекционного занятия по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ Тип: индивидуальное занятие. Цель: развитие коммуникативных навыков. Задачи: Задачи: развитие способности к использованию невербальных компонентов.

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков у детей в старшей группе «А мы многое умеем». конспект нод по формированию коммуникативных навыков у детей в старшей группе «А мы многое умеем».воспитатель Стрельцова Ирина Александровна.

Проект по формированию толерантности у детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии «Истории Карапушек» …) Проект по формированию толерантности у детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии “Истории Карапушек: как жить в мире.

Проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Дорога детства» Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Вид проекта: групповой, фронтальный, информационный. Участники проекта: воспитатели,.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности О. В. ДАЦКО Старший воспитатель МБДОУ №21 «Колосок» ст. Приазовской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОО.

Развитие социально-коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством досуговых игр Материал был подготовлен к практическому семинару по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольника через игровую деятельность»..

Театрализованная деятельность как средство формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Формирование социально-коммуникативных.

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука

Тема: «Звук и буква [С] «Посуда»

Цель занятия : осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Посуда».

Обучающие задачи занятия :

  • закрепление знаний о механизмах образования данного звука – изолированно, в слогах, в предложениях, тексте;
  • формирование понятий «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • формирование навыков чтения;
  • обогащение (активизация) словарного запаса по лексической теме.

Развивающие задачи занятия :

  • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
  • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
  • развитие неречевых психических процессов.

Воспитательные задачи занятия :

  • воспитание интереса к содержанию занятия;
  • воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.

Коррекционные задачи занятия :

  • устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;
  • преодоление речевого негативизма.

Оборудование: зеркало, материал для формирования правильного выдоха, профили артикуляции звука, слоговые и звуковые дорожки, предметные и сюжетные картинки, графическая модель (фишки), касса букв.

Речевой материал : стеклянный стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, салфетница, самовар.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят вокруг логопеда. Логопед показывает кар­тинки и просит назвать одну лишнюю:

помидор, лук, стакан, слива;

яблоко, сковорода, груша, слива;

волк, медведь, кастрюля, лиса;

лебедь, утка, солонка, журавль.

Пирамидка, мяч, салфетница, кукла.

Дети объясняют, почему данная картинка — лишняя. Тот, кто дал ответ, садится на место. Затем садятся остальные.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед предлагает детям посмотреть на картинки на фланелеграфе.

– Давайте вместе назовем их. (Называем). Какой звук мы слышим в начале этих слов? (Звук С) Правильно. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно, произносить звук С.

Дети определяют, какой звук повторяется во всех этих словах.

3. Анализ артикуляции звука.

Детям предлагаетсярассмотреть положение губ, зубов, языка, голосовых связок; определить характер воздушной струи.

– А теперь посмотрим на себя в зеркало и произнесем вместе «С-с-с».

  • Что делают губы?
  • В каком положении наши зубы?
  • Что делает наш язычок?
  • Что делают голосовые связки?
  • Какая воздушная струя?

Губы в улыбке. Зубы разомкнуты. Язык упирается в нижние зубы.

Голосовые связки не работают. Воздушная струя сильная, плавная, направлена вниз, узкая

4. Характеристика звука.

А теперь давайте вспомним:

Звук С – гласный или согласный? Почему?

Звук С – звонкий или глухой?

Звук С – Твердый или мягкий? Почему?

Звук С какой? Это согласный звук. Потому, что язык соприкасается с нижними зубами.

Глухой, голосовые складки молчат. Твердый, потому что спинка языка опущена.

(Согласный, твердый, глухой).

5. Закрепление звука в изолированном виде.

Мама включила воду, чтоб помыть посуду и вода засвистела: С-С-С

Дети длительно произносят звук С.

6. Связь звука с буквой.

Звук С обозначаем буквой С. На что похожа буква С?

На месяц, на сосиску, на половину бублика.

7. Развитие фонематического слуха.

Ребята, мы уже с вами знаем, что все звуки любят прятаться. Где они от нас прячутся, ребята?

Они от нас прячутся в слогах и в словах.

Правильно. Вот и звук С очень любит прятаться.

Поймайте звук С, я буду называть звуки, а вы если услышите звук С – хлопните в ладоши.

Сейчас я буду называть слоги и слова, а вы, если в слове есть звук С, поднимете синий кружочек. Если нет – то кружок поднимать не надо.

Ам, ош, ос, та, зы, су, ус, ыш, ес; дом, нос, сок, рот, тапки, сын, майка, маска, сахар, пирог, кашка, ковер, каска, шутки, сутки, одеяло, сундук, олени, мальчик, кресло, помидор, капуста, морковь, сапоги, подснежник

Дети хлопают в ладоши когда слышат звук С.

8. Закрепление звука в слогах.

Дети прочитываются слоги:

обратные – АС, УС,ОС, ЫС, ИС;

прямые – СА, СО, СУ, СЫ.

Дети отраженно, сопряжено и индивидуально произносят слоги с изучаемым звуком с опорой на слоговые дорожки.

Проводится звуко-буквенный анализ слога СА и УС и графическая запись слогов.

Дети выкладывают фишками слоги, выделяя первый звук в слоге, потом последний звук в слоге.

9. Закрепление звука в словах.

Детям предлагаются слова по лексической теме «Посуда»: стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, салфетница, самовар.

Проводится звуко-слоговой анализ и графическое отображение слова: стакан.

Дети проводят звуко-слоговой анализ и выполняют графическое отображение слова: стакан.

10. Закрепление звука в предложении.

Составьте предложение со словом стакан с использованием предлогов: на, под, с, со.

Дети составляют предложения со словом и анализируют его.

11. Закрепление звука в тексте.

Давайте поможем Незнайке разобраться с посудой. Он говорит: Я сначала буду варить суп в сковороде. Потом его из сахарницы посолю. Положу его в салатник. Справа от него поставлю салфетницу с сухарями.

Дети, исправляют предложения и составляют правильный рассказ. Затем выделяют слова со звуком С из текста.

12. Итог занятия.

С каким звуком мы сегодня познакомились. Дайте характеристику звука С. Какие слова со звуком С запомнили.

Дети характеризуют звук, анализируют артикуляцию, произносится звук изолированно, в слогах, словах, предложениях.

13. Оценка деятельности детей.

Молодцы ребята. Все были внимательные и поэтому справились с заданиями хорошо.

Конспект игрового занятия по развитию коммуникативных навыков в средней дошкольной группе. «Весёлый клоун Толик»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Детский сад № 52 «Росинка»»

Конспект игрового занятия по развитию коммуникативных навыков в средней дошкольной группе.

«Весёлый клоун Толик»

Подготовила и провела

Конспект игрового занятия по развитию коммуникативных навыков в младшем дошкольном возрасте

Тема: «Весёлый клоун Толик»

Цель: Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).

3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях

6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Дети сидят в группе на стульчиках. Вбегает клоун Толик.

Клоун: Здравствуйте ребята! Как я рад вас всех видеть! Вы знаете кто я?

(Здороваются с клоуном, ответы детей)

Ребята, а давайте мы с вами поздороваемся не так как всегда.

Игра: «Всем Здравия желаю»

Клоун: Предлагаю всем взяться за руки, встать в большой круг, так чтобы не мешать друг другу. А теперь смотрите на меня. Я буду здороваться с одним из вас, а вы повторяйте за мной и делайте это со своим соседом. Широко раскинув руки начинаю обнимать соседа и говорить самое важное слово, которое должны говорить по утрам «Здравствуйте». А теперь так мы поздороваемся с каждым. Этим словом мы желаем друг другу здоровья. Какие вы молодцы! Дружные ребята.

Клоун: Я хочу с вами поиграть. Я принёс с собой весёлый мячик. Давайте я буду бросать вам мяч, а вы ловить и смеяться, улыбаться, радоваться. Я посмотрю, как вы это умеете. Скажите ребята, а когда и над чем ещё смеются дети? А какие у них лица? Предлагаю вам посмотреть на рисунки моей подружки Улыбки, которые бывают не только весёлыми, но и грустными.

-Давай те расскажем о каждой из этих картинок. Ребенок называет настроение на картинке, и рассказывает, когда он его испытывает.

-Молодцы, ребята все справились с заданием!

Игра: «Вежливые слова»

Клоун: – А сейчас я хочу узнать вежливые ли вы дети, и знаете ли вы вежливые слова. Мы будем бросать друг другу мяч, но при этом надо назвать вежливое слово.(Слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

-Вы всё знаете! Какие хорошие ребята!

Ребята, а хотите превратиться в настоящих клоунов? В этом нам поможет волшебный колокольчик.

– Колокольчик ты звени в клоунов нас преврати.

У клоунов есть любимая игра, я могу вас научить (игра проводиться в парах).

Я клоун, ты клоун (Ребёнок указывает на себя и на партнёра)

У меня дом, у тебя дом. (Из ладоней изображает крышу над своей головой и над головой партнёра)

У меня щечки гладки, (Далее аналогично в соответствии с текстом)

У тебя щечки гладки.

У меня бровки чёрны,

У тебя бровки чёрны.

Я твой друг, (Протягивает руку)

Ты мой друг. (Партнёр кладёт руку сверху)

Мы любим друг друга. (Обнимают друг друга)

– Колокольчик зазвени клоунов в ребяток преврати.

Какие забавные, дружные клоуны у нас получились.

-Ребята, ну для того чтобы стать настоящими клоунами, для начала вы должны стать настоящими артистами.

– Сейчас мы с вами выберем сказку и об играем её. Нам нужна сказка ,которую все знают. Назовите сказки которые вы знаете!

-Я вспомнил одну старую добрую сказку «Репка» (обыгрывание сказки Репка)

-Вот, ребята посмотрите какие вы молодцы! Скажите какое у вас настроение после сказки?(весёлое, радостное, хорошее…)

Игра – релаксация: «Полет на белом облаке».

К: Я на пол расстелю белую простынь. Как вы думаете, на что это похоже? (Ответы детей. Дети садятся на пол).

Представте, как вы летаете на облаке. Солнышко щекочет нам носик, глазки, ротик, ушки. Погреемся под его лучиками. Тем временем облако понесло нас дальше. Улыбнитесь солнышку на прощание. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь. Ну, вот мы и прилетели с вами опять в нашу группу. Ребята, теперь мне пора. Надо бежать к другим ребятам. Мне с вами было очень интересно, весело, можно я к вам ещё приду? (Ответы детей). До свиданья детвора!

Занятие по развитию коммуникативных навыков для детей средней группы «Давайте дружить»

Цель занятия:

  • укреплять у детей чувство единства;
  • способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности у детей;
  • дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе,
  • выразить свое настроение.

Ход занятия для детей среднего дошкольного возраста

Словарь

Дети входят в комнату и становятся в круг, берутся за руки.

Ведущий (В.). Здравствуйте, дети. Сегодня будем играть.

Станьте в круг. Возьмитесь за руки. Будем здороваться глазами. Улыбнитесь друг другу. Молодцы!

1. «Ходить след в след»

упражнение направлено на создание позитивного настроения; на развитие умения согласовывать свои действия с членами группы.

Задание заключается в подстраивании к партнеру, идущему впереди. Ставить ногу можно только в освободившийся «след». Идущему сзади нельзя наступать на пятки впереди идущего. Необходимо дождаться, когда «след» освободится полностью. Выигрывает тот, кто ни разу не упал в «речку».

В. Ребята, станьте в колонну.

Что это? (Речка. Следы.)

Будем идти по «следам» через речку. Смотрите на меня. Идите аккуратно. Не спешите. Не толкайтесь.

2. «Зеркало»

упражнение направлено на эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом разбиваясь на пары. Один ребенок в паре — водящий, другой — «зеркало». Водящий смотрится в зеркало, а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями. Будем играть.

В. Ребята, станьте парами, лицом друг к другу.

Павел покажет любое движение (причесывает волосы). Аля, повтори. Смотрите на меня.

3. «Удержать листок»

упражнение направлено на развитие умения согласовывать свои действия с членами группы.

Дети стоят в парах, им предлагается удерживать листок бумаги лбами, без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает листок.

В. Ребята, станьте парами, лицом друг к другу. Возьмите листок. Будем удерживать его лбами. Руками помогать нельзя. Станьте ближе друг к другу и делайте, как я. Двигайтесь по группе. Можете присесть, попрыгать. Кто победил? Трудно или легко было? Понравилось?

4. «Баржа»

упражнение направлено на преодоление неуверенности в себе, развитие познавательных процессов.

Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, то есть «грузят баржу»: например, все слова со звуком «н» (ножницы, нарциссы и т.д.).

Дети называют круглые предметы, например, яблоко, солнце, часы, пуговица и т.д.

В. Ребята, станьте в круг. Я буду бросать мяч, вы ловите, потом придумайте слово со звуком «н» и бросайте. Например, конь. А сейчас другое задание: назовите круглые предметы. Например, яблоко. Молодцы, все справились с заданием.

5. «Змея кусает свой хвост»

упражнение направлено на создание позитивного настроения; развитие групповой сплоченности, снятие напряжения.

Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек — «голова дракона», последний — «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.

В. Ребята, станьте друг за другом. Положите руки на плечи впереди стоящего. Делайте как я. Павел первый — он «голова змеи». Алеша — «хвост змеи». Павел, догони Алешу. Алеша, убегай. (Дети становятся в круг, берутся за руки. Благодарят глазами друг друга.) Станьте в круг. Ребята, вам понравилось играть? Что понравилось больше всего? Хорошо, молодцы! Возьмитесь за руки. Будем прощаться глазами. Улыбнитесь друг другу. До свидания!

Конспект по развитию коммуникативных навыков

Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют воспитателю установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов со сверстниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности, связанные с воспитанием ребенка.

Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское общество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

Предлагаемые конспекты можно использовать воспитателям и психологу ДОУ.

1.Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.

2.Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

3.Создать обстановку индивидуального и группового взаимодействия.

4.Оказывать помощь в осознании ребенком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.

Тема занятия «Знакомство»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей, представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость.

Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.

Обогащение словарного запаса детей.

Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.

Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.

Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.

Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции старших дошкольников.

Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.

Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.

Развивать мимическую мускулатуру.

Воспитывать у детей культуру общения.

Развитие толерантности детей

Виды деятельности: игровая, двигательная

Методы и приёмы: словесные (стихи К.Чуковского, объяснение, беседа), наглядные (показ пособие « Азбука настроения»), игра (обучающая), релаксация.

пособие « Азбука настроения», диск «Звуки природы» (для релаксации), магнитофон.

Участники встают в круг и берутся за руки.

Психолог: Здравствуйте, дети. Я рада видеть вас. Я рада встрече с вами! предложить детям поприветствовать друг друга словами «Здравствуй, я очень рад тебя видеть!»

Дети, вы уже познакомились друг с другом, у вас появились друзья. Попробуйте описать своего друга. Расскажите, мальчик это или девочка, во что ваш друг одет, какие у него волосы, какая прическа, а мы попробуем отгадать, кто это. (Задание выполняется по желанию детей).

А по голосу вы сможете узнать своих друзей? Давайте поиграем в игру «Кто позвал?»

Дети становятся в круг. Один из играющих, закрывает глаза, дети по очереди называют имя водящего, а он угадывает, кто его позвал.

Игра «Расскажи о себе» (ребенок рассказывает, как его зовут, что больше всего на свете ему нравится, что он любит, что умеет делать).

Психолог: Сейчас я прочту отрывки из хорошо знакомых сказок К. Чуковского. А вы, как настоящие артисты. Будете изображать эмоции героев.

Рано утром на рассвете

И котята и утята,

и жучки и паучки…

Ты один не умывался,

и грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки…

– Какой голос у Мойдодыра? А почему? Как вы думаете?

Вдруг какой-то старичок

Нашу муху в уголок

Муха криком кричит,

А злодей молчит

Вдруг откуда-то летит,

А в руке его горит

То-то стало весело

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра…

– Кому легко было изображать героев? Кому трудно?

Хороводная игра «Если нравится тебе…»

Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)

Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)

Если нравится тебе, то скажи «хорошо».

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай все.

Игра «Ты мне нравишься» Дети по очереди произносят фразу, например: Вероника, ты мне нравишься тем, что… (начинает психолог).

Релаксация. Прогулка в лес.

– Мы сегодня отправимся на прогулку в летний лес с друзьями. В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растет трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. А сейчас мы послушаем, как поют птицы в лесу. (Включается звукозапись).

– Дети, понравилась вам прогулка у лесу с друзьями? Но пора возвращаться в детский сад.

Понравилась ли вам играть? Интересно ли было? Что очень важное произошло сегодня на занятии? Зачем люди знакомятся?

Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересн

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся,

И какие же слова,

Говорим мы уходя.

Тема занятия «Я радуюсь»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: формирование у детей представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость посредством интеграции разных видов деятельности.

Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.

Обогащение словарного запаса детей.

Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.

Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.

Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.

Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.

Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.

Совершенствовать умение определять причинно-следственные связи.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать у детей культуру общения.

Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира.

Развитие толерантности детей

Виды деятельности: продуктивная, игровая, двигательная

Методы и приёмы: словесные (стихи, объяснение, беседа), практические (рисование), игра (хороводная), релаксация.

Оборудование: цветные карандаши, лист бумаги А4, разделенный на четыре равные части вертикальной и горизонтальной линиями, «диск музыкой,

Ход встречи. Приветствие.

– Ребята, я рада встрече с вами, я рада вас видеть. Начнем занятие.

Покажите своё настроение, улыбнитесь друг другу.

Детский сад – наш добрый дом,

Хорошо нам будет в нем.

Вместе будем мы играть,

– Каждое утро в нашем детском саду начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая.

* мимическая (с использованием соответствующих пособий);

– улыбнитесь, как солнышко;

– нахмурьтесь, как тучка;

– рассердитесь, как два барана, столкнувшись на мостике;

– изобразите испуганного зайчика;

– на расслабление и напряжение рук – упражнение «Ладошка-шарик»: дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка, солнышко (пальцы в стороны, напряжены) дождик (пальцы расслаблены).

– голосовая разминка «У меня все получится!»: Детям предлагается повторить данную фразу вслед за психологом сначала шепотом, затем громко и наконец, очень громко.

Хороводная игра «Если нравится тебе…»

Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)

Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)

Если нравится тебе, то скажи «хорошо».

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай все.

(После игры все дети садятся за столы.)

– Дети, сегодня у меня прекрасное настроение, мне приятно, я радуюсь … И я подумала о том, как много разных ситуаций могут вызвать у нас такие чувства. Они могут быть особыми для каждого человека, но есть такие, которые вызывают положительные эмоции у многих или даже у всех людей. Мне интересно: когда бывает радостно именно вам? Предлагаю нарисовать четыре ситуации, когда вы ощущаете радость. Пусть каждый из вас сделает четыре рисунка, которые являются продолжением фразы «Я радуюсь, когда…».

– А теперь мы узнаем о том, чему радуется каждый из нас. Покажите, что вы нарисовали, и расскажите, когда вам приятно и вы испытываете чувство радости.

(Рисунки каждого ребенка вывешиваются на стенд, и каждый ребенок рассказывает о своих ситуациях). Оказывать поддержку детям, затем в конце вывешиваю свой рисунок. Прокомментировать стенд, показать общность и индивидуальность продемонстрированных ситуаций.

Психолог: рассказывает историю и сопровождает её соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а потом другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок – рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперёд). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду (совершает поочерёдные волнообразные движения вперёд). Они ныряют вместе и по очереди (выполняют одновременные и поочерёдные волнообразные движения рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочерёдно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

Читайте также:  Логопедическая работа над восклицательным предложением
Ссылка на основную публикацию