Речевая карта для школьного логопункта

Текст книги «Логопедические карты для диагностики речевых расстройств»

Юртова Елена Вячеславовна

Логопед-дефектолог.

Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).

Стоимость консультации логопеда и речевого обследования

Код услугиНаименование услугиЦена, руб
11101Консультация логопеда1 600
11102Занятие с логопедом 30 минут800
11103Выезд логопеда на дом в пределах МКАД2 900
11103Занятие с логопедом на дому в пределах МКАД1 900

Это может быть интересно

  • Заключение от логопеда
  • Бесплатная консультация логопеда
  • Лечение заикания
  • Справка от логопеда
  • Задержка речевого развития

Необходимость речевой карты

Неотъемлемой частью во время диагностики речи ребенка является речевая карта. Такая карта заводится на каждого ребенка, который стоит на учете у логопеда.

Что такое речевая карта? Это бланки, которые заполняет логопед. Но как таковой единой структуры карты не существует. У каждого логопеда она может быть составлена по своему, индивидуально.

Карта является отчетом диагностирования различных нарушений и для отслеживания динамики развития речи.

Речевая карта позволяет определить:

  • Причины образования проблем с речью.
  • Отследить механизм нарушения.
  • Узнать, какие навыки и способности есть у малыша.
  • Сформировать коррекционную программу.

Существует два вида речевых карт:

  • Общая карта.

В такой карте фиксируются необходимая информация о ребенке и кратко сформулированная характеристика речи.

  • Развернутая карта.

Наиболее удобный формат карты. В ней фиксируются данные анамнеза (сведения, полученные путем расспроса), информация по обследованию произношения звуков, навыки связной речи, объем словарного запаса и другие важные аспекты.

Также для заполнения речевой карты порой необходимы результаты исследований других врачей: отоларинголог, хирург, психолог, невропатолог.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ В ОН КЛИНИК БЕЙБИ

После первичного обследования может быть назначен курс лечебно-коррекционных мероприятий. Особо это актуально перед поступлением в школу.

Специалисты Он Клиник бейби занимаются с маленькими пациентами в игровой форме, в теплой и дружеской атмосфере. Такая обстановка способствует достижению положительных результатов терапии за минимальное время.

Как мы уже говорили, дефект речи – проблема, которая может быть вызвана более глубокими причинами. Для того чтобы выяснить эти причины иногда требуется помощь специалистов различных специализаций.

Он Клиник бейби – многопрофильный медицинский центр, поэтому, при необходимости, решением проблем Вашего чада займутся все необходимые специалисты – детские неврологи, психологи. У нас есть современная лабораторно-диагностическая база, позволяющая в короткие сроки получить результаты анализов по нескольким сотням позиций. Все это помогает использовать комплексный подход в решении проблемы и обеспечивает эффективность лечения.

Если Вы ищете логопеда для ребенка в Москве, обратитесь в Он Клиник бейби! Наши специалисты помогут скорректировать его речь и при необходимости – избавиться от сопутствующих проблем со здоровьем.

Обратитесь к платному детскому логопеду Он Клиник бейби, чтобы речь Вашего ребенка была правильной!

Изменения в образовании в 2020-2021 году: что будет, новое. Новый ФГОС 2020-2021 г.

Что
такое ФГОС
Перечень сведений, обязательных для составления учебной программы каждой конкретной школы включен в единый документ – ФГОС, соблюдать требования которого обязаны все образовательные учреждения России. Его цель – обеспечить комфортные условия для обучения детей в любом регионе страны и предоставление им равных знаний вне зависимости от места жительства.

На основании рекомендаций ФГОС составляются учебники, иные учебно-методические пособия, программы подготовки учителей, задания для итоговой аттестации учащихся.

ФГОС разъясняет, что получит ребенок, освоив ту или иную ступень образования:

уровень знаний, умений и навыков учащегося;

формирование принципов духовно-нравственного развития личности;

социальная самоидентификация ребенка;

понимание своего места в мире.

Для образовательной организации ФГОС дает представление о необходимом оснащении материально-технической базы, требованиях к учителям-предметникам, особенностях ведения занятий с учетом регионального и этнического признаков.

Какие бывают ФГОС

начальная школа (1-4 классы);

основная школа (5-9 классы);

среднее общее образование (10-11 классы).

Также предусмотрен отдельный ФГОС для учащихся с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья.

Все эти документы обеспечивают преемственность знаний и организуют плавный безболезненный переход между образовательными ступенями.

Новый ФГОС 2020-2021

Обновленные ФГОС необходимы, поскольку отражают изменения в структуре знаний и системные преобразования в обществе. Поэтому Министерство Просвещения РФ регулярно ведет образовательный мониторинг и стремится своевременно вносить поправки в существующие документы.

Структура новых ФГОС будет несколько изменена. Это объясняется их особенностью – они рассчитаны на третье поколение обучающихся.

первое поколение устанавливало конкретные требования к освоению каждой школьной дисциплины;

второе поколение, которое завершается выпуском детей 2020 учебного года, делало акцент на совокупности как знаний, так и межпредметных умений. Благодаря этим ФГОС в школу вошли информационные технологии, разработка проектов, обучение детей анализировать, повышенное внимание к здоровью и правильному образу жизни ребенка;

третье (новейшее) поколение стандартов отличается от предыдущих особым внимание к личности обучающегося и конкретизацией требований к тому, что он получит после окончания школы.

Проект ФГОС нового образца включает в себя критерии, по которым можно проверить уровень школы как главного звена в цепочке получения образования. Родители смогут оценить, достаточно ли компетентны учителя и хорошо ли развита база технического оснащения классов.

Важным отличием становятся и конкретные требования к школьникам, по которым легко оцениваются их учебные достижения при переходе из класса в класс. В дополнение к отметкам выделяется перечень результатов, которые обязаны показать дети – так называемые контрольные срезы знаний.

Если раньше образовательная организация могла менять тематику содержания материала внутри дисциплин, придерживаясь лишь общих правил, то теперь наполнение дисциплин строго определено. Авторы проекта убеждены, что это упростит подготовку к выпускным экзаменам и сделает их требования прозрачнее.

Первое полугодие 2020 года станет для школ особым периодом, когда пройдет повсеместная проверка готовности к переходу на новый ФГОС. В настоящий момент подготовлены все необходимые методические рекомендации для этого. Перемены не скажутся на текущем учебном распорядке школьников, поскольку изменения внедряются в образовательную программу мягко и незаметно.

Преимущества новых стандартов

Одним из положительных моментов внедрения стандарта эксперты называют открытость в работе учителей, что исключает субъективную оценку знаний школьников и дает родителям возможность отслеживать малейшие изменения, происходящие в учебной жизни их ребенка.

Кроме того, компетентные специалисты в области образования называют следующие преимущества стандарта:

Доступность подготовки к выпускным экзаменам без репетиторов. Ранее дети и родители жаловались, что многие вопросы из ГИА не проходят в основной школьной программе. Теперь каждый экзаменационный вопрос будет разобран в школьном курсе.

Разделение образовательного процесса на этапы: талантливые школьники могут беспрепятственно переходить на следующий уровень обучения при условии сдачи соответствующих тестов. Это же касается и одаренных классов – возможно варьирование учебной программой, если дети успевают ее пройти быстрее своих сверстников.

Введение обязательного для изучения второго иностранного языка позволит увеличить кругозор ребенка и расширить область его познания. В настоящий момент программа рассчитана на 6 лет изучения, то есть с 5 по 11 класс и будет доступна по желанию детей и возможности самой школы.

Изменения, касающиеся учителей

Какие изменения ожидают учителей? Для преподавательского состава тоже есть некоторые нововведения. Первое – повышение профессиональной квалификации. Теперь педагоги должны будут доказывать компетенцию, причем Министерством просвещения готовится единая стандартная модель, включающая пять отдельных блоков: методический, стажировочный, предметный, воспитательный и психолого-педагогический.

На полноценное подтверждение классификации будет отводиться не менее 144-х часов.

Второе нововведение – программа под названием «Земский учитель». Этот проект реализуется в целях обеспечения педагогами школ в сельских или отдаленных местностях Российской Федерации. Все желающие учителя, соответствующие определенным требованиям, смогут подавать заявки на официальном сайте программы (он должен в скором времени заработать). Помимо предоставления вакансий в образовательных учреждениях полагаются денежные выплаты в размере 1 миллиона рублей, а для территорий Дальнего Востока – до двух миллионов.

На некоторые особо востребованные и престижные должности могут объявляться конкурсы, по итогам которых до 15-го мая определятся победители. В срок до двадцатого июля 2020-го года школы должны заключать с выбранными педагогами трудовые договоры. А до начала декабря все переехавшие в сельские местности учителя получат гарантированные государством выплаты.

Новости дошкольного образования в 2021 году

Нововведения в дошкольном образовании в 2021 году должны упростить порядок записи детей в детский сад. Родителям не нужно будет предоставлять свидетельство о рождении ребенка для записи в дошкольное учреждение. Изменения вступят в силу с начала 2021 года. Соответствующий документ уже опубликован на сайте проектов нормативно-правовых актов. Авторы идеи поясняют, что со следующего года документ будут требовать в случаях, если он выдан иностранным государством.

Кроме этого должны утвердить новый порядок приема в рамках программ дошкольного образования. Как и в школах, закрепляется территориальный принцип набора: дети, чьи братья и сестры посещают конкретный детсад, имеют преимущество при зачислении. Прием в муниципальный детский сад осуществляется по направлению территориального органа управления образования, с задействованием местных информационных систем.

Третий документ – порядок перевода ребенка из одного учреждения в другое. Это инструкция, в которой будет подробно расписано, что делать родителям. Мамы и папы должны обратиться в территориальный орган исполнительной власти с соответствующим заявлением. При наличии свободного места в новом саду, должностные лица уведомляют родителей, после чего последние должны написать в «старом» детсаду заявление о переводе в новый.

Последние изменения касаются порядка создания федеральной информационной системы и правил формирования региональных электронных очередей в детские сады. Новый регулирующий документ сделает принципы работы системы общими для всех.

Справка «По результатам первичного логопедического обследования учащихся 1-х классов»

По результатам первичного логопедического обследования учащихся 1-х классов.

Речевая карта для школьного логопункта

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

I. Анкетные данные ребенка.

Фамилия, имя _________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Дата поступления в группу ______________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________

Какие по счету роды__________________________________________________________________
Как протекала беременность
(нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.) ______________________________________________________________________________

Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ____________________________________________
________________________________________________________________________________

III. Раннее физическое и психическое развитие.

­­­­­­­­­Начал сидеть _________ (N к 6 мес.), ходить _______ (N к 1 году).
Гуление _____(N в 2-3 мес.), лепет _____ (N в 5-6 мес.), первые слова _____(N к1 году),
первые фразы ________(N к 1.5- 2 годам ), фразовая речь _________ (N к 3 годам).

Перенесенные заболевания ___________________________________________________________

IV. Объективные данные (заполняется при наличии заключений специалистов ).

Неврологический статус (невропатолог) ___________________________________________
Состояние слуха (отоларинголог) ________________________________________________
Состояние зрения (окулист) _____________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог) ___________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр) _____________________________________________

V. Моторная сфера.

1. Состояние общей моторики.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2. Состояние мелкой моторики.
_____________________________________________________________________________

3. Ведущая рука ___________________________________________________________________________
(левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)

Читайте также:  Особенности мотивации пациентов с нарушением речи в процессе восстановительного обучения

VI. Анатомическое строение и подвижность органов артикуляционного аппарата.

Губы ________________________________________________________________________________
(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма; достаточно подвижные, малоподвижные, парез, не удерживает «улыбку», «трубочку» …)

Зубы ________________________________________________________________________________
(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

Прикус _________________________________________________________________________________
(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса, прогения, прогнатия)

Твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

Мягкое нёбо____________________________________________________________________________
(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

Язык _______________________________________________________________________________
(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий; подвижность достаточная, вялый, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (вправо, влево), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание, изменение цвета – кончик языка синеет … )

Подъязычная связка _____________________________________________________________________
(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области …)

Тонус языка ____________________________________________________________________________
(норма, повышен, понижен …)

Состояние дыхательной и голосовой функции:

тип физиологического и речевого дыхания _________________________________________________
( верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)

характер голоса _________________________________________________________________________
(обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …)

VII. Состояние звукопроизношения

Звуки

Воспроизведение звука

изолированно

в речи

Свистящие

Шипящие

Звуки [л], [л ?]

Звуки [р], [р ?]

Прочие звуки

Дифференциация звуков

фонематические (замены, смешения); фонетические (искажения)

VIII. Обследование фонематического слуха, восприятия.

Повтори (рот у логопеда закрыт экраном):
да – та – та __________________ вы – ви – вы __________________
ко – го – го ____________________ ма – мя – мя __________________
бу – бу – пу ____________________ нё – но – нё ____________________

Различение слов со сходным звуковым составом:

уточка – удочка ____________________ бочка – почка ________________________
коза – коса ______________________ мышка – мишка _____________________
рак – лак ________________________ корка – горка ________________________

Определение звука в ряду других звуков __________________________________________

(хлопни в ладоши, если услышишь звук …; отбор картинок с заданным звуком )

Повтор предложений с оппозиционными звуками (способность дифференцировать звуки по противопоставлениям):

Я нарвал овце овса. Ешь скорей овёс овца!_____________________________________________
Вымыли мышки миски для мишки.___________________________________________________
Заржавел железный замок._________________________________________________________
Лара у Вали играет на рояле._______________________________________________________

Назови первый и последний звук в словах:

Кот ________ , дом ____________ , утка _______________.

IX. Слоговая структура слова.

Произношение слов со сложной слоговой структурой:

сковорода ______________ милиционер _______________
аквариум _______________ велосипед ________________

Милиционер стоит на перекрестке _______________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию по городу _______________________________________
Ребята слепили снеговика______________________________________________________

X. Состояние лексической стороны речи.

Название предмета и его частей:

Стул (ножки, сиденье, спинка) __________________________________________________
Чайник (крышка, ручка, носик, донышко) _________________________________________
Машина (кабина, кузов, колеса …) _______________________________________________

Употребление обобщающих слов:

овощи _________ мебель _________________ домашние животные _______________
фрукты _______ посуда _________________ дикие животные _______________
одежда _______ обувь __________________

транспорт ______ профессии ____________ бытовые приборы _______________
ягоды________ насекомые _______ Продукты питания ______________

Называние детенышей животных и птиц:

кошка ______________ овца _________________ белка__________________
корова ____________ свинья _________________ гусь __________________
собака ____________ медведь ______________ утка __________________
коза ______________ лиса __________________ курица___________________
лошадь ___________ заяц _________________

Медведь _____________ лиса ______________ белка __________________
птица ______________ собака __________________

Подобрать прилагательные к им. существительному (2-3 слова)

Солнце (какое?)________________________________________________________________
Апельсин (какой?)______________________________________________________________
Лиса (какая?)_________________________________________________________________
Облака (какие?)________________________________________________________________

Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам.

(с 5 лет) (с 6 лет) (с 6 лет)

веселый ___________ друг ________________ говорить _______________
широкий __________ шум ________________ ссориться ______________
большой __________ больной ____________ радоваться _____________
злой _____________ свет _______________ спать __________________
сладкий __________ сухой ______________ хвалить ________________

XI. Состояние грамматического строя речи.

Преобразование им. сущ-го ед.числа во мн. число.

карандаш____________ огурец ____________ утёнок____________
глаз _______________ дом ____________ перо______________
стакан____________ рукав _____________ стул _____________
стол ______________ окно_______________ рот______________

Родительный падеж мн. числа им. сущ-го

Чего (кого) много в лесу? ___________________________________________________________
Чего много в детском саду? ________________________________________________________

Образование им. сущ-го с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

нос ____________ ведро _______________ диван ________________
глаз ____________ птица _____________ вишня ________________
рука____________ стул ______________ утка _________________
голова__________ диван ______________ сумка_______________

Согласование им. чис-ных с им. сущ-ными.

1 мяч 1 елка 1 яблоко
2 _________ 2 _____________ 2 ________________
5 _________ 5 _____________ 5 ________________

простые ___________________________________________________________________
сложные ___________________________________________________________________

Образование притяжательных прилагательных.

Чей фартук? (мама, бабушка) ________________________________________________

Чьи следы? Чья голова? (лиса, медведь, заяц, волк) _______________________________
___________________________________________________________________________

Образование относительных прилагательных.

Сок из апельсинов, слив ___________________________________________________
Салат из моркови, капусты _______________________________________________
Компот из клубники, яблок________________________________________________
Дом из соломы, камня ___________________________________________________
Стол из дерева, стекла__________________________________________________

Образование глаголов при помощи приставок.

Ехал ______________________________________________________________________
Летел ______________________________________________________________________
Лил ________________________________________________________________________

XVI. Состояние связной речи.
(обязательно записывать образцы детских рассказов)

Составление рассказа по картине

(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 17 «Кот» или другой материал по выбору логопеда)
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Составление рассказа по серии картин

(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VIII Ж № 1-3 «Нашли ежа» или другой материал по выбору логопеда)
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 18-20 «Шалун» или другой материал по выбору логопеда)
______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Вывод: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(рассказы лаконичные, фраза развернутая, без ошибок, отмечается нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы, предложения из 2-3 слов, нет логики, монологическая связная речь несформированна)

Дата ________________ Логопед _______________________

Образец логопедического заключения

Дано на воспитанника МБДОУ № 322 – **, родившегося ** ** 2007 г.

Поступил в речевую группу — 08.07.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на консультацию к психиатру.

Выявлено:

речь — нарушения произношения заметны, но речь понятна окружающим;

темп речи – нормальный;

голос – нормальный;

подвижность органов артикуляционного аппарата – «смазанная», сжатая, неточная;

выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный. Страдает дифференциация и точность движений, амплитуда движений снижена. Отмечается слабость мышц языка;

подъязычная связка – норма;

саливация – умеренная;

мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм;

фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

слоговая структура — воспроизводит правильно;

словарный запас – глагольный словарь соответствует возрасту. Предметный словарь и словарь признаков неточный. Испытывает трудности в подборе прилагательных-антонимов;

грамматический строй речи – испытывает трудности в словоизменении и словообразовании: употребление формы род.п. множ. числа, согласование имен существительных с числительными два и пять, образование относительных и притяжательных прилагательных;

связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить предложение по картинке, рассказ — по серии картинок. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов и пересказе небольших текстов, требуется помощь в форме наводящих и побуждающих вопросов.

На занятиях – малоактивен, медленно включается в работу, задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (или подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время. К середине занятия отмечается спад работоспособности, вялость и полное прекращение работы.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за год пребывания в речевом детском саду.

Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

«30» сентября 2015 г.

Заведующая МБДОУ № _____________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На * * *, родившегося ** ** 2007 г. Поступил в речевую группу — ** **.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на ПМПК.

Выявлено:

речь — речь разборчивая, понятна окружающим;

темп речи – нормальный;

голос – нормальный;

подвижность органов артикуляционного аппарата – неточная;

выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный, слабость мышц языка;

подъязычная связка – норма;

саливация – умеренная;

мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм; на данный момент: идет работа по автоматизации звука [ш] в словах, потешках; звуков [ж, л] в слогах, словах; дифференциация звуков [с-ш];

фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

слоговая структура — не нарушена;

словарный запас – соответствует возрастной норме;

грамматический строй речи – употребляет в речи имена существительные множ. числа в Р.п., уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, согласует имена существительные с числительными, образует приставочные глаголы, относительные прилагательные, допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных;

связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить рассказ по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов.

На занятиях – пассивен, не принимает активного участия в деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит), задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время, отмечается неустойчивость внимания, плаксивость.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за два года пребывания в речевом детском саду. Программу подготовительной группы усвоил недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

Речевая карта обследования учащихся на школьном логопункте для 1 класса

Речевая карта (нарушения устной речи)

Дата зачисления на логопункт ____________
1. Анкетные данные: ___________________________ _________ _________ _________ _________
фамилия имя дата рождения школа класс детский сад

2. Жалобы учителей и родителей: неправильное, нечеткое произношение, невнятная дикция; невнимательность, плохая память,
___________________________________________________________________________________________________________________________

3. Анамнез: берем-ть____, без патологии/ токсикоз (1,2,3 триместр); заболевания во время берем-сти ________________________________
роды: срочные/ преждевременные ____/перехаживание(>42 нед.)_____, без механической помощи/с механической помощью/кесарево сечение;
асфиксия: нет/ есть _________; вес_______гр, рост_____см;
перенесённые заболевания до 1года:______________________________________/ после года__________________________________________;
речевое развитие: без патологии/ с задержкой (1е слова ______, 1е фразы ______); состоял/состоит на учёте:______________________________
речевая среда: без патологии /___________________; биологический слух: ___________; зрение: _______________; занятия с логопедом______.

4. Состояние зрительного восприятия: ________________________________________________________
а )предметный гнозис: не затрудняется / затрудняется в назывании чётких изображений предметов;
не затрудняется / затрудняется в назывании контурных изображений предметов;
не затрудняется / затрудняется в назывании перечёркнутых изображений;
не затрудняется / затрудняется в назывании изображений ,наложенных друг на друга;
б) дорисовывание изображений: дорисовывает верно/затрудняется в передаче правильных очертаний рисунка/не может выполнить.
Примечание:___________________________________________________________________________________________________

5. Состояние общей и мелкой моторики: сформирована статическая и динамическая координация движений,
сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук, повышенная двигательная активность, расторможенность, заторможенность, моторная
напряженность, скованность движений, неловкость, неполный объём движений, нескоординированность, синкинезии.
Примечание:___________________________________________________________________________________________________

Читайте также:  Игры, способствующие развитию речи

6. Строение артикуляторного аппарата:
губы: нормальные / толстые/ тонкие;
зубы: без патологии / редкие, мелкие, крупные,
прикус: без патологии/ глубокий (верхние резцы перекрывают фронтальную поверхность нижних резцов более чем на 50%), открытый (не смыкается большинство зубов обеих челюстей), дистальный (слишком развита верхняя или недоразвита нижняя челюсть), мезиальный (нижняя челюсть заметно выдвинута вперед по отношению к верхней), перекрёстный прикус (недоразвитость одной стороны какой-либо из челюстей), дистопия (часть зубов расположена неправильно, не на своем месте),
язык: нормальный /большой, мясистый, длинный, узкий, маленький;
уздечка: без патологии /укороченная, натянутая,
небо: без патологии / высокое, узкое, низкое, укороченное.
Примечание:___________________________________________________________________________________________________

7.Состояние артикуляторной моторики: движения точные / неточные,
выполняются / не выполняются в достаточном объёме,
способность / неспособность удержания позы,
отсутствие / наличие тремора,
отсутствие / наличие синкинезий,
губы и язык подвижны/ малоподвижны,
язык не склонен / склонен к сужению,
язык не кренится / кренится влево (вправо).

8. Общая характеристика речи: речь чёткая/ нечёткая, внятная /невнятная, звукослоговая структура слов не искажается/
искажается, фразы построены верно/ аграмматично, высказывания логичны и последовательны / алогичны,
речь выразительная / невыразительная, монотонная, интонирована / малоинтонирована;
а) звукопроизношение: __________________________________________________________________________
Р+Л: в норме, параротацизм, параламбдацизм,
· ________________ ротацизм, _________________ ламбдацизм
Свистящие: в норме, парасигматизм свистящих ______________________________________сигматизм свистящих
Шипящие: в норме, парасигматизм шипящих _______________________________________ сигматизм шипящих
Прочие: в норме ______________________________________________________________________;
б) дифференц-я звуков на слух: в норме, единичные/ множеств-е ошибки воспроизведения серий слогов с акустически близкими звуками __________________________________________________________________________________________________________________________;
в) темп и внятность речи: в норме, замедленный, очень быстрый и ,как следствие этого, невнятная речь;
г) голос и речевое дыхание: в норме, голос слишком громкий, очень тихий, затухающий; высокий, низкий;
речь на вдохе/ на выдохе, речевой выдох продолжительный / недостаточно продолжительный;
отсутствие / наличие носового оттенка.

9. Состояние функций
а) простого фонематического анализа: в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/ множественные ошибки);
б) сложного фонематического анализа: в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/ множественные ошибки);
в) фонематического синтеза: в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/ множественные ошибки.);
г) представлений, восприятия : не затрудняется / затрудняется в подборе слов на заданный звук; в отборе картинок, на заданный звук Примечание:___________________________________________________________________________________________________

10. Пространственно-временные навыки: отсутствие / наличие ошибок в пространственной координации, незнание схемы тела, ведущей руки, правильность / неправильность выполнения предложенных проб.

11.Состояние лексико-грамматического строя речи _________________________________________
а) словарный запас: предметный словарь соответствует / не соответствует возрасту ;
словарь прилагательных соответствует / не соответствует возрасту ;
глагольный словарь соответствует / не соответствует возрасту ;
б) словообразование: без ошибок, единичные / множественные ошибки в образовании сущ. с уменьшительно-ласкательным значением;
единичные / множественные ошибки в образовании названий детёнышей животных;
единичные / множественные ошибки в образовании приставочных глаголов;
единичные / множественные ошибки в образовании относит-ых, качеств-ых и притяжательных прилагательных;
в) словоизменение: без ошибок, единичные / множественные ошибки в образовании существительных мн. числа в Им. и Род пад.;
г) согласование слов: без ошибок, единичные / множественные ошибки в согласовании существит. с прилагательными в роде и числе;
единичные / множественные ошибки в согласовании существительных с числительными «2» и «5»;
д) предложно-падежные конструкции: без ошибок/ единичные / множественные ошибки в употреблении и понимании ППК.
Примечание:___________________________________________________________________________________________________
12. Состояние связной речи: высказывания развёрнуты / односложны,
оформлены грамматически верно / с аграмматизмами,
построены с использованием разнообразных грамматических конструкций / построены однообразно,
логичны и последовательны / алогичны и непоследовательны ,
адекватное использование вербальных средств / выраженная бедность словаря.

13. Логопедическое заключение _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
14. Динамика нарушений устной речи: устойчивая , положительная динамика/слабая динамика ___________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________

15.Результаты устранения нарушений звукопроизношения:

Речевая карта обследования учащихся на школьном логопункте для 1 класса

Речевая карта (нарушения устной речи)

Дата зачисления на логопункт ____________

1. Анкетные данные: ___________________________ _________ _________ _________ _________

фамилия имя дата рождения школа класс детский сад

2. Жалобы учителей и родителей: неправильное, нечеткое произношение, невнятная дикция; невнимательность, плохая память,

3. Анамнез: берем-ть____, без патологии/ токсикоз (1,2,3 триместр); заболевания во время берем-сти ________________________________

роды: срочные/ преждевременные ____/перехаживание(>42 нед.)_____, без механической помощи/с механической помощью/кесарево сечение;

асфиксия: нет/ есть _________; вес_______гр, рост_____см;

перенесённые заболевания до 1года:______________________________________/ после года__________________________________________;

речевое развитие: без патологии/ с задержкой (1е слова ______, 1е фразы ______); состоял/состоит на учёте:______________________________

речевая среда: без патологии /___________________; биологический слух: ___________; зрение: _______________; занятия с логопедом______.

4. Состояние зрительного восприятия: ________________________________________________________

а )предметный гнозис: не затрудняется / затрудняется в назывании чётких изображений предметов;

не затрудняется / затрудняется в назывании контурных изображений предметов;

не затрудняется / затрудняется в назывании перечёркнутых изображений;

не затрудняется / затрудняется в назывании изображений ,наложенных друг на друга;

б) дорисовывание изображений: дорисовывает верно/затрудняется в передаче правильных очертаний рисунка/не может выполнить.

5. Состояние общей и мелкой моторики: сформирована статическая и динамическая координация движений,

сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук, повышенная двигательная активность, расторможенность, заторможенность, моторная

напряженность, скованность движений, неловкость, неполный объём движений, нескоординированность, синкинезии.

6. Строение артикуляторного аппарата:

губы: нормальные / толстые/ тонкие;

зубы: без патологии / редкие, мелкие, крупные,

прикус: без патологии/ глубокий (верхние резцы перекрывают фронтальную поверхность нижних резцов более чем на 50%), открытый (не смыкается большинство зубов обеих челюстей), дистальный (слишком развита верхняя или недоразвита нижняя челюсть), мезиальный (нижняя челюсть заметно выдвинута вперед по отношению к верхней), перекрёстный прикус (недоразвитость одной стороны какой-либо из челюстей), дистопия (часть зубов расположена неправильно, не на своем месте),

язык: нормальный /большой, мясистый, длинный, узкий, маленький;

уздечка: без патологии /укороченная, натянутая,

небо: без патологии / высокое, узкое, низкое, укороченное.

7.Состояние артикуляторной моторики: движения точные / неточные,

выполняются / не выполняются в достаточном объёме,

способность / неспособность удержания позы,

отсутствие / наличие тремора,

отсутствие / наличие синкинезий,

губы и язык подвижны/ малоподвижны,

язык не склонен / склонен к сужению,

язык не кренится / кренится влево (вправо).

8. Общая характеристика речи: речь чёткая/ нечёткая, внятная /невнятная, звукослоговая структура слов не искажается/

искажается, фразы построены верно/ аграмматично, высказывания логичны и последовательны / алогичны,

речь выразительная / невыразительная, монотонная, интонирована / малоинтонирована;

а) звукопроизношение: __________________________________________________________________________

Р+Л: в норме, параротацизм, параламбдацизм, ________________ ротацизм, _________________ ламбдацизм

Свистящие: в норме, парасигматизм свистящих ______________________________________сигматизм свистящих

Шипящие: в норме, парасигматизм шипящих _______________________________________ сигматизм шипящих

Прочие: в норме ______________________________________________________________________;

б) дифференц-я звуков на слух: в норме, единичные/ множеств-е ошибки воспроизведения серий слогов с акустически близкими звуками __________________________________________________________________________________________________________________________;

в) темп и внятность речи: в норме, замедленный, очень быстрый и ,как следствие этого, невнятная речь;

г) голос и речевое дыхание: в норме, голос слишком громкий, очень тихий, затухающий; высокий, низкий;

речь на вдохе/ на выдохе, речевой выдох продолжительный / недостаточно продолжительный;

отсутствие / наличие носового оттенка.

9. Состояние функций

а) простого фонематического анализа: в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/ множественные ошибки);

б) сложного фонематического анализа: в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/ множественные ошибки);

в) фонематического синтеза: в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/ множественные ошибки.);

г) представлений, восприятия : не затрудняется / затрудняется в подборе слов на заданный звук; в отборе картинок, на заданный звук Примечание:___________________________________________________________________________________________________

10. Пространственно-временные навыки: отсутствие / наличие ошибок в пространственной координации, незнание схемы тела, ведущей руки, правильность / неправильность выполнения предложенных проб.

11.Состояние лексико-грамматического строя речи _________________________________________

а) словарный запас: предметный словарь соответствует / не соответствует возрасту ;

словарь прилагательных соответствует / не соответствует возрасту ;

глагольный словарь соответствует / не соответствует возрасту ;

б) словообразование: без ошибок, единичные / множественные ошибки в образовании сущ. с уменьшительно-ласкательным значением;

единичные / множественные ошибки в образовании названий детёнышей животных;

единичные / множественные ошибки в образовании приставочных глаголов;

единичные / множественные ошибки в образовании относит-ых, качеств-ых и притяжательных прилагательных;

в) словоизменение: без ошибок, единичные / множественные ошибки в образовании существительных мн. числа в Им. и Род пад.;

г) согласование слов: без ошибок, единичные / множественные ошибки в согласовании существит. с прилагательными в роде и числе;

единичные / множественные ошибки в согласовании существительных с числительными «2» и «5»;

д) предложно-падежные конструкции: без ошибок/ единичные / множественные ошибки в употреблении и понимании ППК.

12. Состояние связной речи: высказывания развёрнуты / односложны,

оформлены грамматически верно / с аграмматизмами,

построены с использованием разнообразных грамматических конструкций / построены однообразно,

логичны и последовательны / алогичны и непоследовательны ,

адекватное использование вербальных средств / выраженная бедность словаря.

13. Логопедическое заключение _______________________________________________________________

14. Динамика нарушений устной речи: устойчивая , положительная динамика/слабая динамика ___________________________

15.Результаты устранения нарушений звукопроизношения:

Логопедическая работа в учреждениях 8 вида

1.Особенности нарушений речи у умственно отсталых детей.

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Однако явной зависимости между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи нет. Например, среди детей с умственной отсталостью в степени дебильности встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, так и со значительно более высоким .

Выделяют две группы олигофрении (Г. Е. Сухарева): 1) олигофрения с недоразвитием речи , 2) атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством. У первой группы имеет место недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития. У второй группы кроме недоразвития речи отмечаются разнообразные речевые расстройства. У детей с УО наблюдаются все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). Особенность речевых расстройств у УО детей состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект.

Расстройства речи у УО детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При УО нарушаются все компоненты речи : ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. В большинстве случаев у уч-ся нач. классов вспомогательной школы наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.

У УО детей оказываются несформированными все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Как следствие нарушается реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

При УО в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у УО детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства УО шк-ов происходит коррекция нарушений сенсорного и моторного уровней речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.

Читайте также:  Конспект НОД по теме: Все профессии нужны, все профессии важны

Нарушения речи у УО детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам. стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозга, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при УО. Расстройства речи у УО детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.

Специфика логопедической работы во вспомогательной школе.

Специфика логопедической работы в школе 8 вида обусловлена снижением уровня аналитико-синтетической деятельности уч-ся , особенностями развития и структурой речевого дефекта.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе.

1. В связи с тем, что у УО детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы д. б. направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие. Необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звуков в слове. Сравниваются слова по наличию в них отрабатываемых звуков…

2. Логопед-я работа должна проводится над речевой системой в целом. Т.е. на каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи. Например, коррекцию нарушений произношения звука С следует сочетать с работой над предлогом С, уточняя семантику предлога, выделяя его как самостоятельное слово в предложении. Затем можно добавить и работу над приставкой С- .

3. Важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин). Чтобы от наглядно-действенного и наглядно- образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане. Формирование речевых действий должно осуществляться по следующим этапам:

1) Материализация действий с опорой на вспомогательные средства (использование картинок, графических схем, разноцветных фишек и т.д.).

2) Выполнение действий в речевом плане (произнесение слов на основе его слухового и кинестетического образа без опоры на вспомогательные средства, определение наличия звука в слове).

3) Выполнение действия во внутреннем плане (дифференциация звуков без материальных и речевых опор по представлению).

Необходим постепенный, последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей.

4.Особенностями логопедической работы во вспомогательной школе являются максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, использование максимальной и разнообразной наглядности. Так, постановке звука помогают зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа. кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука, опора на кинестетические ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда. шпателя. На занятиях широко используются схемы, муляжи правильной артикуляции, разрезная азбука, игры, технические средства обучения.

5.Важное значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ВНД: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.

6.Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики УО ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

7.Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. На занятиях закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

8.Необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков в связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у УО детей очень консервативны, изменяются с трудом.

9.Характерной для логопедической работы в школе 8 вида является частая повторяемость логоп-их упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.

10. Усвоенные на логопедических занятиях речевые навыки у УО детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. Важно закрепить их в разных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону. пересказ прочитанного, самостоятельные пересказы).

11. Учитывая быструю утомляемость УО детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одного вида деятельности на другой.

12.Особенностью логопедической работы в школе 8 вида является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Необходимо постепенно усложнять задания и речевой материал. Любая задача д. б. максимально разложена на простейшие. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем – на более сложном.

13. При проведении занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. Цель д.б. изложена УО школьнику чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

14.Для эффективного усвоения правильных речевых навыков УО детьми необходим определенный, не очень быстрый темп работы.

15.Следует поддерживать у УО ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

16. логопедическая работа в школе 8 вида осуществляется в более длительные сроки нежели с нормальными детьми, т.к. нарушения речи у УО носят более стойкий характер.

17.Несформированность контроля, слабость волевых процессов у УО детей обуславливают необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателей и родителей. Т.к. не только на логопедических занятиях, но и в классе и во внеклассное время нужно закреплять правильные речевые навыки.

18. Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне. Например, занятия по устранению заикания будут более эффективны, если они проводятся на фоне релаксации после приема соответствующих медикаментов.

19.Логопед школы 8 вида при перспективном планировании должен уделять большое внимание работе с педагогическим коллективом школы и родителями по пропаганде логопедических знаний.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В задачи логопеда вспомогательной школы входит об­следование и отбор детей в логопедические группы, прове­дение коррекционно-логопедической работы, общее разви­тие речи умственно отсталых школьников, формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по русскому языку, математике и другим предметам, пропа­ганда логопедических знаний, а также ведение документа­ции и отчетности. для успешной реализации этих задач не­обходимо взаимодействие логопеда с учителями, воспитате­лями, родителями, медицинским персоналом.

В первые две недели сентября логопедом проводится об­следование детей, прежде всего первичное. При первичном обследовании выявляются все дети с недостатками речи. Обследование речи можно проводить в классной обстановке. Детям предлагается прочитать стихотворение, расска­зать, что нарисовано на картинке, пересказать рассказ или сказку, ответить на вопросы. Для выявления детей с нару­шениями письменной речи предлагаются диктанты, чтение знакомых ИЛИ незнакомых текстов, которые соответствуют программе обучения данного класса.

На основании такого первичного обследования заполня­ется журнал учета детей с нарушениями речи, в котором отмечаются фамилия, имя, возраст, успеваемость по рус­скому языку, дается общая характеристика нарушений речи, дата зачисления на логопедические занятия.

После первичного обследования проводится основное, тщательное индивидуальное обследование детей с дефекта­ми речи традиционными логопедическими методами по спе­циальным схемам обследования.

Обследование тех детей, которые уже занимались с лого­педом и будут продолжать коррекционные занятия, прово­дится только по отдельным разделам, с учетом речевой па­тологии ребенка и этапа коррекции речи.

На основании данных обследования детей составляются речевые карты и проводится логопедическая работа.

В начале учебного года логопед составляет годовой план работы, в котором отражаются следующие разделы:

1. Обследование (первые две недели учебного года).

2. Характеристика детей с нарушениями речи. Указыва­ется общее количество школьников с нарушениями речи, дается общая характеристика речевого дефекта. Уточняется количество детей, которые приняты на логопедические за­нятия в текущем году. Определяются группы детей с учетом речевой патологии, класса.

3. Определение перспективного плана работы с каждой группой детей.

4. Пропаганда логопедических знаний, работа с учите­лями, воспитателями, родителями. Предусматривается по­сещение логопедом уроков, занятий воспитателей, прове­дение консультаций для родителей, участие в родительских собраниях с целью пропаганды логопедических знаний, про­ведение открытых занятий, помощь учителям в закреплении прав ильных речевых навыков, доклады на педагогических советах, семинарах и Т.д.

5. Оснащение логопедических занятий новым наглядным и дидактическим материалом, техническими средствами.

6. Повышение квалификации.

7. Участие в медико-педагогических комиссиях по от­бору детей в специальные учреждения.

8. Ведение документации.

На основании данных обследования логопед составляет перспективный план работы с каждой группой детей. В перспективных планах дается логопедическое заключение на каждого ребенка, характеристика нарушений речи, обозна­чаются основные этапы работы с группой и подгруппой, а также их примерная продолжительность.

Каждое логопедическое занятие проводится в соответствии с развернутым (поурочным) планом или конспектом заня­тия, в котором определяются тема, цели, оборудование, ход занятия.

В конце учебного года составляется годовой отчет о ра­боте логопеда. В отчете отмечается общее количество детей с нарушениями речи, указываются группы детей с учетом дефекта речи и возраста, количество детей, принятых на логопедические занятия в текущем году, количество детей, у которых полностью исправлены нарушения речи, количе­ство школьников, которым рекомендовано продолжение логопедических занятий, а также количество детей, постав­ленных на очередь.

В годовом отчете логопеда вспомогательной школы дает­ся характеристика всей проведенной Логопедом работы, в том числе указываются мероприятия по пропаганде логопе­дических знаний, работа с учителями, воспитателями, ро­дителями, повышение квалификации, работа по оснаще­нию логопедических занятий и др.

Группы детей для проведения логопедических занятий ком­плeктyютcя из 4-6 человек, подгруппы из 2-3 человек. Под­групповые занятия проводятся в тех случаях, когда у детей имеются тяжелые нарушения речи или нарушения, которые встречаются лишь у небольшого числа детей. Группы орга­низуются с учетом вида речевой патологии из учеников одно­го класса или двух смежных классов.

В логопедической работе во вспомогательной школе пре­дусматриваются и индивидуальные занятия, в частности по постановке звуков, особенно с учениками первых классов.

Групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия про­водятся три раза в неделю с учащимися младших классов и два раза в неделю с учащимися старших классов. Продолжи­тельность индивидуальных занятий – 15 мин, подгруппо­вых – 20-25 мин, групповых – 45 мин.

В процессе работы логопед может переструктурировать подгруппы и группы, например объединять группы в подгруппы.

Д о к у м е н т а Ц и я. Логопед вспомогательной школы ведет следующую документацию: речевые карты школьников с нарушениями речи, журнал учета детей с речевым дефектами, журнал учета посещаемости занятий, годов план работы, перспективные планы работы (фронтальных т.е. групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий) поурочные планы или конспекты, годовой отчет о работе логопеда.

Ссылка на основную публикацию