Речь ребенка на кончиках пальцев

Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста, т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.

Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев . В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:
– потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
– осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.

Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать “мохнатые” шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму.

В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить.

В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение “Причёсывание” : руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.

В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в течение 3-4 минут.

В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: “Ладушки”, “Сорока – белобока”, “Коза рогатая”.

В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки .

Упражнение “Утёнок”
Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.
Ты, утёнок, не пищи,
Лучше маму поищи.

Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

Упражнение “Киска”
Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.
Киска, кисонька, кисуля! –
Позвала котенка . (имя вашего ребёнка)
Не спеши домой, постой! –
И погладила рукой.

В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайте учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать “каракули”.

► 8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) – точный “пинцетный захват”.

► 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.

► 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.

► 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).

► 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать “каракули”.

► 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.

► 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.

► 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.

► 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.

► 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.

► 17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.

► 18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.

► 20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.

► 21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.

► 22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковой гимнастикой! Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогут вам в этом.

Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!

Комментарии к статье
Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года

15.10.2005, 20:50
Natali2004

Хоть моему сыну уже 1,5 года, но все равно было интересно почитать. Спасибо! С нетерпением буду ждать следующей статьи, т.к. она будет уж точно актуальна для меня. 01.11.2006, 18:49
Елена

А вот моему ребенку уже 6,5 месяцев, но до сих пор не дает трогать свои ладошки. Единственное, на что нормально реагирует – это “сорока-ворона”, но не надолго. Что делать не знаю. 20.12.2006, 21:34
Дарья

Хорошая статья, доходчивая и с полезными советами 05.02.2007, 07:06
Татьяна

Спасибо, очень хорошая статья.
У меня дочке 6 месяцев и мы с удовольствием с ней играем с пальчиками 08.05.2007, 09:22
маша

Очень хорошая статья,надеюсь упражнения нам понравятся. 23.05.2007, 22:37
Женя

Сын не любит игры с его пальчиками (вырывает руки), я не настаиваю. Ладушки делаю я, он держит мои руки. Сорока-ворона тоже не нравится, зато с удовольствием гладим и трогаем всякие шершавые и колючие материалы. 20.01.2008, 10:23
елена

занимаюсь массажем ручек с рождения
у вас узнала много новых упражнений
спасибо 25.03.2008, 10:18
OLGA

Занималась с ребенкосм с 3 месяцев, результат мне нравиться, моей дочери сейчас почти 8 лет, учиться на отлично, занимается английским, вообщем мое мнение, что не последнюю роль сыграла именно ранняя пальчиковая гимнастика. 07.04.2008, 22:49
Иннусик

Очень полезная статья,моя доця любит гладить свои волосики,ей 6,5 месяцев,а “сороку” не любит.Завтра с утра начнем упражнения. 11.04.2008, 21:20
Анастасия

Статья замечательная
ТОже с раннего возраста (где-то с 1.5 мес.) делаем массаж пальчиков. Доча рано начала брать игрушки и играть в ладушки. Сейчас ей 10.5.
Какие еще стишки можно рассказывать ребенку, кроме предложенных? 09.10.2008, 17:43
алена

моему ребенку 3 месяца и предложенный комплекс упражнений очень важен для нас непременно будем заниматься спасибо 16.10.2008, 13:49
ирина

Спасибо огромное за статью.Нам 10 месяцев будем наверстывать упущенное. 17.07.2009, 13:11
Алла

Спасибо за статью. очень хорошо и доходчиво написано. сохранила ее в закладки когда доче было 1,5мес. сейчас уже 7мес. периодически смотрю какие новые упражнения делать. 27.07.2009, 16:26
Мамочка

А если мое дитя не дает играть со своими пальчиками? Только я ручку ее беру в руку, сразу же она их прячет за спину. Что это может означать. Ребенку 10мес. 02.08.2009, 08:25
Юлькин

Спасибо большое, очень хорошая статья. нам почти 5 мес. наверстаем 🙂 08.08.2009, 19:21
суслова лена

спасибо за статью 17.11.2009, 01:16
Елена К

Супер!Век живи век учись.Об этом знала.Но прочитав узнала ещё больше.Спасибо. 01.11.2010, 14:33
Natali

Интересно то, что начало статьи один в один скопированно из книги Савиной “Пальчиковая гимнастика”, вышедшей 5ю годами раньше статьи. 07.11.2010, 23:24
Оксана Сергеевна (ведущая рубрики)

Ответ Natali.
Нет никакого копирования статьи. Я привожу материал из книги для сравнения.
* * *
“Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. ”
* * *

Если и есть совпадение в составлении предложений, то они взяты не из упомянутой книги. Материал собирался в течение многих лет, и начало статьи взято из журнала “Дефектология”, если память не подводит, за 70-е годы. 21.03.2011, 13:17
Нина

Да, согласна с мнением, что развитие руки напрямую связано с развитием мозга у детей.В каждой стране есть свои традиции связаны напрямую со здоровьем, а у нас есть в городе прекрасный Остеопатический центр Семья, рекомендую. прекрасные доктора, которые лечат руками. 02.08.2019, 10:43
Денис

Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 747-16-80 Денис.

Известному педагогу принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Известному педагогу принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Пальчиковые игры для самых маленьких

У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Внимание, родители: чем чаще у ребенка «включается» хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие.

Тренировать пальцы у ребенка можно уже с шести-семи месяцев с помощью массажа кистей рук и каждого пальчика в отдельности, каждой его фаланги. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают по очереди. Такие незатейливые занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут.

С 10-месячного возраста надо начинать развитие тонких движений пальцев и всей кисти. Давайте малышу перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы. Ребенок может катать деревянные шарики различного диаметра, перебирать крупные бусы, нанизанные на резинку, собирать пирамидки, конструировать из кубиков, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы. Важно, чтобы в движение были вовлечены все пальчики. Помогайте карапузу координированно и ловко манипулировать пальцами в повседневной жизни. Обращайте внимание на овладение такими простыми, но в то же время важными умениями – держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Ну и, конечно, в этом возрасте уже вовсю играют с малышом в «Сороку-белобоку»:

Сорока, сорока,
Где была? – Далеко!
Кашку варила,

На стол становила.
На крыльцо скакала,
Гостей поджидала.
Этому кашки,
Этому бражки,
Этому малины,
Этому калины,
А этому шишок,
Шишок – под носок!
Он мальчик мал,
Крупку не драл,
По воду не ходил,
Кашки ему не дадим!
И маленькому Сашке
Не досталось кашки!
Шуг-шуг! Полетели,
На головку сели,
Песенки запели!

А вот другая концовка «Сороки-белобоки»:

Зачем дров не колол?
Знай наперед:
Воды не носил?
Здесь водичка холодненька (поглаживание ребенка по запястью).
Здесь – тепленька (поглаживание по сгибу локтя).
Здесь – горяченька (поглаживание по плечу).
А здесь – кипяток, кипяток! (Щекочем ребенка).

Читайте также:  Особенности направления логопедической работы при ДЦП

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают

найти гармонию в тандеме тело – разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Пальчиковые игры для детей постарше

С полутора лет ребенка надо учить застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках ткани, например с пришитыми пуговицами разных размеров и соответствующими по размерам петлями. Так же надо начинать и шнуровку, используя подручный материал или с помощью приобретенных в специализированных магазинах пособий. В этом же возрасте пора брать в руки карандаш и использовать его по назначению. В два годика подарите ребенку конструктор «Лего», хорошо, если он станет другом вашего малыша на долгие годы. С двух с половиной лет познакомьте малыша с мозаикой – это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста. В три годика пора «подружиться» с ножницами и пластилином и способами работы с ними. И именно в этом возрасте малыш должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам чадо должно уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки, развить ловкость детских ручек, а значит, и интеллектуальные способности ребенка призваны ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

Пальчиковая игра для ребенка 1-3 года

«Моя семья»
Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками самостоятельно.
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Ну, а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.

Пальчиковая игра для ребенка 1,5-2,5 года

«Каждому пальчику свой карманчик»

Возьмите перчатки и помогите чаду найти домик каждому пальчику. Обязательно делайте это с удовольствием! Увидите, ребенок будет очень доволен такой игрой.

Пальчиковая игра для детей 2-3 года

«Пальчики здороваются»
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек»
Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Корни деревьев»
Корни деревьев сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
«Слоненок»
Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Паучок»
Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой – с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.

«Моторчик»
Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
«Перетяжечки»
Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
«Колечки»
Сомкнутые большой и указательный палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левой – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой – большое.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Пальчиковая игра для ребенка 3-4 года

«Ласточка, ласточка, перепелочка»
Правая ладонь карапуза ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно взрослый произносит: «Ласточка», одновременно пальцами правой руки проводя по большому пальцу малыша от основания до кончика; затем с тем же словом поглаживает другой палец ребенка. Перебрав несколько пальцев малыша таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача малыша – быть бдительным и как можно быстрее одернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того как перепелка «была поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой ребенка.
Освоив игру, малыш сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» – палец взрослого.

Пальчиковая игра для ребенка 4-5 лет

«Расскажи и покажи»

Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:

Что все это значит?
Средний пальчик очень важный,
Hе желает слушать.
Указательный спросил:
– Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит:
– Hе надо плакать,
Hа, поешь немножко!
Пальчики ребенок показывает сам, по мере того как взрослый читает стихотворение, раскрывая их из кулачка.

Еще немного о пальчиковых играх

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

Здравствуй, пальчик, выходи,
На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)
Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.

Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:

Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),
Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),
Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)
Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!
Тянем-потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),
Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),
Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?
Тянем-потянем, тянем-потянем!
Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!
Вытянули репку.

Простые правила игры
Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Пальчиковые игры в быту
    Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»); Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает; Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки; Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

Правила проведения пальчиковых игр

    Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
    Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением; Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша; Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может “отбить” интерес к игре; Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру; Стимулируйте подпевание детей, “не замечайте”, если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Речь ребенка на кончиках пальцев

Консультация для педагогов ДОУ и родителей на тему:

«Речь ребёнка на кончиках пальцев»

В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками. Работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в ней примут активное участие воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, родители.

Дети, поступающие в коррекционные группы (либо логопедические, либо с нарушением опорно-двигательного аппарата) часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей и умственного развития прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, и умственное, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка, его умственных способностей. Поэтому постоянное развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо. Для этого в работе с дошкольниками важно широко использовать различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук. И чем раньше эта работа будет осуществляться с детьми, тем эффективнее будут результаты.

Практика показывает, что дети с удовольствием работают с мозаикой, конструируют из кубиков, занимаются шнуровкой, лепят из пластилина, теста, рисуют нетрадиционными способами (ладошками, пальчиками, с помощью трафаретов, ватой и воском, и т.д.), а также перебирают различные крупы и украшают ими поделки.

Пальчиковые игры, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами (бусинками, бисером, пробками, мозаикой, мелким природным материалом и т.д.), являются эффективными способами коррекции речи детей и полноценного общего развития ребёнка.

Целенаправленная работа поможет достичь хороших результатов.

Требования к проведению пальчиковых игр.

1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Основные направления работы с детьми на занятиях (ООД):

– Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

– Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

– Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

– Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

– Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

– Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

– Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

– Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

нахождение заданных предметов,

угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

– Использование методики Су Джок (работа с различными семенами): сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

– Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Перечисленные игры-задания предложены для использования на практике с детьми дошкольного возраста воспитателям, учителям-логопедам и родителям.

Технологическая карта логопедического занятия в соответствии с требования ФГОС

Фазлыева Олеся Игоревна

Учитель-логопед, МОУ СОШ №6 с УИОП, ЯНАО, г. Надым

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фазлыева О.И. Технологическая карта логопедического занятия в соответствии с требования ФГОС // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 07.01.2021 ).

Форма занятия: групповое логопедическое

Класс: 2

Тема занятия: «Дифференциация букв п-т в словах и предложениях» Лексическая тема «Времена года», «Перелетные птицы».

Место и роль занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.

Тип занятия: изученного нового материала

Задачи занятия:

развивающие: создать условия для формирования умения различать буквы п-т в словах; расширения словарного запаса по теме «Времена года», «Перелетные птицы»; активизации познавательных интересов; развития внимания, зрительной и слуховой памяти; умения давать полные ответы на поставленные вопросы;

Читайте также:  Домашнее задание логопеда на тему 'Весна в природе'

коррекционные: создать условия для предупреждения специфических ошибок на письме, оптической дисграфии;

воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к чтению; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; учить уважать в общении и сотрудничестве одноклассника и самого себя.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия: учебно – познавательная, коммуникативная.

УУД, которые формируются в ходе занятия:

  • регулятивные: целеполагание, планирование;
  • познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

1) Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда.

2) Выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

3) Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться;

4) Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Личностные:

1) Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности.

2) Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Оборудование: Компьютер, плазменный экран, презентация «Дифференциация п-т», индивидуальные зеркала; «звуковой мешочек»; пособие на дифференциацию букв п, т; карточки с буквами п и т из пластилина; стилизованное изображение букв п и т; картинка с изображением Торопыжки, картинки с изображением времен года и названием месяцев, картинки с изображением перелётных птиц.

План занятия:

I. Организационный этап.

II. Подготовительный этап

Мотивация учебной деятельности- 1мин.

Актуализация знаний по теме- 3мин.

III. Этап постановки цели и задачи- 1 мин

IV. Этап работы по теме- 15мин.

1. Логопед читает сказку «Торопыжкина беда».

2. Дифференциация букв п – т

3. Дифференциация звуков [п] – [т]

4. Дидактическая игра «Шифровка»

5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения.

6. Дидактическая игра «Звуковой мешочек».

V. Этап. Закрепление изученного материала. – 12мин.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики»

8. Физкультминутка. Дидактическая игра с мячом «Наоборот» -3 мин.

9. Временные понятия.

10. Графический диктант.

VI. Рефлексия деятельности (итог занятия)- 5 минут

Технологическая карта фронтального логопедического занятия «Составление распространенных предложений»

АДМИНИСТРАЦИЯ КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОЛПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

307442, с. Толпино, Кореневский район, Курская область, тел. 8(471 47) 3-23-18,

Email : korenevsk 796@ mail . ru

Технологическая карта

фронтального логопедического занятия

Тема: «Составление распространенных предложений»

Лексическая тема: «Сказка»

Разработала : учитель логопед

Фомина Екатерина Александровна

Технологическая карта логопедического занятия

учителя-логопеда

Фомина Екатерина Александровна

Группа ( класс, логопедическое заключение )

Логопедическое заключение: ОНР.

Тема занятия

ТЕМА: «Составление распространенных предложений».

Лексическая тема: «Сказка».

Тип занятия по дидактическим целям

Урок «Совершенствования знаний, умений и навыков»

Тип занятия по этапам формирования навыка

Тип занятия по используемым приемам активации познавательного интереса и познавательной деятельности

Тип занятия по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса

Урок «Коллективного способа обучения»,

«Работа в малых группах»

Используемые технологии

Технология на основе деятельностного подхода.

Технология поэтапного формирования умственных действий

Цель занятия

Отрабатывать умение составлять распространенные предложения по сюжетным картинкам и по опорным словам, используя «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия».

Составление распространенных предложений по сюжетным картинкам и по опорным словам;

дифференцирование понятий «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия».

Развитие умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли;

развитие и коррекция речевой деятельности, внимания, мышления, памяти.

Создание условий, обеспечивающих положительный интерес к изучаемой теме.

Универсальные

учебные действия

– Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

– создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

– Развивать умение высказывать свое предположение;

учить принимать и сохранять учебную задачу.

– Развивать умение слушать и понимать других;

– учить работать в паре;

у читывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

– Развивать умение находить и структурировать информацию;

– развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц;

– на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

– находить ответы на вопросы в тексте .

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение: компьютер.

Базовая презентация «Составление распространённых предложений».

Длительность этапа

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I . Орг. момент

– создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

– формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Вступительное слово учителя-логопеда. Слайд 1, 2, 3

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на «путешествие по сказке».

– Долгожданный дан звонок,

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

– Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну. Хотите со мной?

– Тогда послушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари».

– Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно пройти испытания, выполнив правильно все задания. Вы готовы?

Артикуляционные упражнения «В гостях у бабушки с дедушкой». Показ образца выполнения упражнения, ИКТ.

– Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке.

Толстые внуки приехали в гости («Толстячки»)

С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки»)

Толстые внучки приехали тоже, («Толстячки»)

С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышки»)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, («Улыбочка»)

Поцеловать они всех потянулись. («Трубочка»)

Утром проснулись – в улыбочку губы, – («Улыбочка»)

Чистим мы все свои верхние зубы. («Чистим зубы»)

Влево и вправо, внутри и снаружи, –

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмём мы и рот пополощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики», «Самовар»)

Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопатка»)

Дуем на блинчик – не в щёчки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)

Блинчик жуём, завернём и надкусим («Жуём блинчик»)

Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)

Чашки поставим, чтоб чаю налили («Чашечка»)

На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)

Чаю попили – никто не обижен («Не разбей чашечку»)

Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губы снаружи по кругу»)

Показывает образец правильного выполнения упражнений.

– Первая преграда успешно преодолена. Следуем дальше.

Выполняют артикуляционную гимнастику с индивидуальными зеркалами.

Пальчиковая гимнастика + Кенезиологические упр.

– Новую преграду нам помогут преодолеть наши пальчики.

Ребята как вы думаете для чего нужно пальчикам упражняться?

– Ну а теперь приступим.

1 упр. «Шарик»

2. упр. «Замок»

3. упр. «Кисточка» (зеркальное рисование)

4. упр. «Кулак, ребро, ладонь»

5. упр. «Домик»

6. упр. «Карандаш»

7. упр. «Пальчики ложатся спать»

Показывает образец правильного выполнения упражнений.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

II . Этап Актуализации знаний

актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);

– закреплять знания понятий «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия», и о составлении предложений.

Длительность этапа

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

– Сядет тот, кто назовет по одному слову-«предмету», слову-«признаку», слову-«действию» и составит с ними предложение.

Звонок, громкий, звенеть.

Прозвенел громкий звонок.

– Ребята, дорога до волшебного царства проходит через лес. И чтобы не заблудиться в лесу, нужно выбрать правильную дорогу. Следующая преграда – графический диктант. Давайте все вместе нарисуем правильную тропинку.

Вы готовы? Что нужно для успешного написания графического диктанта?

– Тогда слушайте внимательно. На парте у каждого лежит листок. Возьмите его, видите на нем точку? Это начало тропинки. Поставьте ручку на данную точку и слушайте внимательно мои инструкции: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. Дальше продолжите рисунок самостоятельно.

Внимательно слушать, не отвлекаться и вспомнить право-лево.

Пишут графический диктант.

III . Усвоение новых знаний и способов действия.

– учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);

– предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить;

– выбирают способ построения НЗ (как?) – метод уточнения (из ранее изученных действий), или метод дополнения (введение нового способа действий);

– определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи);

– обсуждение вариантов решения, предложенных учащимися.

Длительность этапа

и приемы работы

Формы организации

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

– Следующее испытание у вас перед глазами. Посмотрите на слайд. Как вы думаете, глядя на эти картинки, что можно по ним придумать?

– Правильно ребята. Так как вы думаете, чем же мы сегодня займёмся на занятии?

– Истории, сказки, предложения.

– Будем составлять предложения.

– Но сначала нам нужно настроить наш ротик на правильное проговаривание предложений, поэтому повторяйте за мной следующие чистоговорки:

Ла-ла-ла – сказка к нам пришла.

Мы-мы-мы – удивились мы.

Де-де-де – королевство в беде.

Ать-ать-ать – будим всех спасать.

Ца-ца-ца – у нас получится

IV . Этап

– формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длительность этапа

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

– В волшебном саду сказочного царства растёт волшебная яблоня. Кто съест яблоко, тот становится умным, Но подойти к яблоне можно, только выполнив определённые дыхательные упражнения. Ребята, а как вы думаете полезны ли детям дыхательные упражнения?

1. упр. «Цветок распускается» И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).

Выполнение: вдох – медленно подняться на носки, развести локти в стороны (цветок распускается). Возвращение в и. п. – выдох.

Медленно, 4-6 раз.

2. упр. «Лес шумит» И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Выполнение: наклон вправо – вдох, наклон в лево – выдох, в и.п. – выдох. Выполнять 4-5 раз.

3. упр. «Грибок» И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).Выполнение: медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, отводя голову назад – вдох (грибок вырос). 5-7 раз.

4. упр. «Травушка колышется» И.п.: основная стойка, руки опущены вниз.

Выполнение: поднять руки вверх, плавно, покачивая кистями рук – вдох. Опустить руки вниз – выдох. 4-5 раз.

5. упр. «Радуга, обними меня» И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: разводим руки в стороны – вдох, обнимаем руками плечи – выдох. 4-5 раз.

Показ образца выполнения упражнения.

-Да. Правильное дыхание влияет на здоровье и правильность речи .

Координация слов с движениями.

V . Этап Закрепления.

– выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

– проговаривание выполнения вслух.

Длительность этапа

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Составление предложений из группы слов с опорой на картинки.

– Следующее испытание итоговое. Ответственность большая. Поэтому предлагаю поработать в группах. Я сейчас вам раздам конверты со словами, из которых вам нужно будет составить красивые и правильные предложения. Картинки на слайде вам помогут. Ребята будьте внимательны, так как от вас сейчас зависит порадуются ли солнцу жители сказочного королевства или будут вечно мокнуть под дождём.

– Молодцы! Вы помогли жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотрите, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что вы такие умницы! Скажите, что вам понравилось больше всего? В какие игры играли?

Работают в группах по карточкам. Составляют из слов предложения, смотря на тематическую картинку.

VI . Этап

– формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

– Ребята а сейчас возьмите пустые смайлики, которые лежат у вас на партах и нарисуйте солнышко, если вы считаете, что хорошо работали на занятии и у вас всё получилось; или дождик, если у вас не совсем всё получилось и есть ещё над чем поработать.

Рисуют (солнышко или дождик) и оценивают себя.

Итог занятия

Заключительное слово учителя-логопеда.

– Вот и всё на сегодня. Наше путешествие закончилось. Мне приятно было с вами путешествовать по сказочной стране. Спасибо за внимание. До свидания, ребята.

Технологическая карта логопедического занятия по теме «Овощи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №196

Технологическая карта логопедического занятия по теме «Овощи»

Колесникова Надежда Геннадьевна

Учитель-логопед

Технологическая карта логопедического занятия по теме «Овощи».

Детишестого года жизни с нарушениями речевого развития.

Подгрупповое занятие, в условиях логопедического пункта ДОО.

Используемые технологии и методики

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Читайте также:  Конспект занятия Знакомство с творчеством Н.Н. Носова

Методы, формы и приемы работы

Словесный метод (чтение, беседа, обсуждение, пересказ); наглядный метод (использование демонстрационного материала, показ действий в ходе динамической паузы); игровой метод (дидактические игры).

Создать условия для практического усвоения определённых грамматических категорий и развития связной речи.

Способствовать уточнению, расширению и активизации словаря по теме.

Обеспечить условия для развития навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и относительных прилагательных.

Обеспечить условия для развития слухового внимания, памяти, мышления, способности к построению связного высказывания на заданную тему.

Воспитывать положительные качества личности – простоту в общении, скромность, трудолюбие и стремление преодолевать трудности.

Сюжетная картинка «Огород» с изображением разных овощей на грядках. Текст сказки «Почему Свекла бордового цвета», Куликовская Т.А. Дидактический материал по лексическим темам. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. Предметныекартинки с изображением овощей, посуды, «рецепты» блюд из овощей.

Приветствие, установление зрительного контакта.

Д/игра «Вершки и корешки»

Дети берут со стола карточки – предметные картинки, называют нарисованный овощ. Припоминают и называют, как он произрастает, в земле или над землёй, «отыскивают» свой овощ на сюжетной картинке «Огород». Дают обобщающее понятие.

Привлечение направленного внимания. Активизация мыслительных процессов.

Создание проблемной ситуации.

Предваряя чтение сказки, предлагается детям осмыслить три варианта пословиц, чтобы позже они могли выбрать более подходящую по смыслу пословицу.

Совместно рассуждают, объясняют, как понимают смысл пословиц.

Понимание смысла обсуждаемого материала. Внутренняя мотивация на деятельность. Развитие процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

Актуализация знаний, представлений. Решениепроблемнойситуации.

Почему Свекла бордового цвета

Жила-была Свёкла. Хорошая Свёкла только очень хвастливая. «Я самая хорошая! Я самая полезная! Я самая витаминная! Я самая красивая!» – любила хвалиться Свёкла.

Надоело это овощам. Перестали они слушать Свёклу. Отвернулись от неё.

Поняла Свёкла, что была не права. Стала она от стыда вся бордовая. Опустила свои листочки и извинилась перед овощами.

Простили её овощи, а Свёкла так и осталась бордовой.

Произноси правильно – свёкла.

Хвастливая – та, что любит хвастаться.

Витаминная – с витаминами, полезная.

Беседа по содержанию сказки:

– Какая была Свёкла? (Свёкла была хорошая, но очень хвастливая)

– Как хвасталась Свёкла? («Я самая хорошая! Я самая полезная! Я самая витаминная! Я самая красивая!» – хвасталась Свёкла.)

– Почему овощи отвернулись от Свёклы? (Овощам надоело слушать Свёклу.)

– Почему Свёкле стало стыдно? (Свёкла поняла, что хвастаться неприлично)

– Что случилось с Свёклой? (Свёкла от стыда стала бордовой)

Припоминают пословицы, выбирают наиболее подходящую к смыслу сказки – Хвастовство само себя накажет.

Понимание смысла и запоминание текста.

Овладевают навыком– развёрнуто отвечать на вопросы по тексту.

Разрешение проблемной ситуации.

знания на практике.

Предложить детям пересказать сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

Заслушиваются 3—4 пересказа.

Овладевают навыком построения связного высказывания. Пересказывают текстточно, последовательно, выразительно.

Организация динамической паузы, выбирает водящего, завязывает ему глаза.

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались чётко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

Дети выполняют движения:

Идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами.

Останавливаются, крутят водящего.

Разбегаются, приседают, водящий их ищет.

Снятие статического напряжения.

настрой, физическая активность.

Развитие мелодико – интонационных и просодических компонентов.

Предложить детям для заучивания чистоговорку:

Слава ел салат капустный,

Был салат капустный вкусный.

Напомнить детям о правилах речевого дыхания.

Дети произносят чистоговорку громко, умеренно, тихо, шепотом. При этом следят за правильностью дыхания (спокойный вдох носом, проговаривание фразы на одном плавном, длительном выдохе)

Владение интонационной выразительностью речи.

знания на практике.

Создание условий для практического усвоения грамматических категорий:

  • Согласование количественных числительных с существительными;
  • Образование относительных прилагательных;

Уточнение и активизация глагольного словаря: резать, нарезать, порезать, измельчить, нашинковать, крошить, накрошить, почистить, очистить…

Каждый ребёнок выбирает для себя «посуду»и начинает «готовить» своё блюдо, подбирая картинки «ингредиенты» в соответствии с рецептом, который «записан» при помощи эмодзи (текстовых смайликов).

Каждый «поварёнок» рассказывает, что он взял и какое блюдо приготовил. Возможные варианты самостоятельной детской деятельности:

В салатник нарезали 2 баклажана, 1 морковь, 1 луковицу, получился салат из баклажанов с морковью и луком.

В банку измельчили 3 кабачка, 1 морковь, 1 помидор, 1 луковицу, 1 чеснок, получилась кабачковая икра.

В кастрюлю положили 5 картофелин, сварили, размяли, получилось картофельное пюре.

В форму с тестом нашинковали капусту, испечём капустный пирог.

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

Владение навыками словоизменения и словообразования.

Овладевают навыком выбора средства языка, позволяющим грамотно формулировать мысли, комментировать свои действия.

Ранняя профориентация – профессия «повар».

Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

Даёт установку на закрепление полученных знаний по теме «Овощи» – расскажите дома о нашем занятии, предложите мамам и папам свою помощь в приготовлении семейного ужина из овощей. Попросите родителей сфотографировать, как вы готовите. На следующем занятии мы все с удовольствием рассмотрим ваши фотозарисовки и послушаем рассказ о том, что вы приготовили.

Дети совместно с родителями подготавливают фоторепортаж о приготовлении блюд из овощей к следующему занятию. (В ходе следующего занятия дети представят свои рецепты.)

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

Включение родителей в образовательный процесс. Получение обратной связи (фото) через интернет ресурсы.

Обобщение полученных детьми знаний, в устной речи.

Организует осмысление детьми их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Чем занимались?», «Что узнали?», «Что понравилось?», «Что хотели бы сделать ещё раз?»

Подведение итогов, оценка деятельности детей.

Дети делятся своимивпечатлениями. Рассказывают,что запомнилось назанятии, чтозаинтересовало, что было трудным, о чём они расскажут дома.

Осознание себя, как участника познавательного процесса. Совершенствование речи детей.Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.

Технологическая карта логопедического занятия

Технологическая карта логопедического занятия

Дифференциация [с], [ц]. Зимующие птицы.

Закрепление имеющихся знаний.

Используемые методы, приёмы, технологии

проблемно-диалогическая, здоровье сберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений, ИКТ – технологии.

Формировать умение выделять звуки [С], [Ц], из слов и обозначать их буквой на письме.

    закрепить артикуляцию и характеристику звуков [С], [Ц]. уметь выделять согласные звуки [С], [Ц] из слогов, слов, предложений в сильной позиции; уметь обозначать на письме буквы с, ц. Личностные УУД:
    проявление интереса к изучаемому материалу. адекватное оценивание своих усилий

    уточнять, активизировать словарный запас; формировать умения запоминать и воспроизводить информацию

    уметь слушать и понимать других; уметь договариваться при выполнении совместной деятельности

Для логопеда: Презентация, по теме, компьютер, проектор, экран.

Для обучающихся: Индивидуальные зеркала, бумажные комки, буквы С, Ц, тетради, фасоль, ручки, простые карандаши.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Используемый дидактический и наглядный материал

мотивация учебной деятельности

Ватные комки размером с теннисный мяч.

Положительный настрой на работу и сотрудничество.

– Здравствуйте, дети. У нас на занятии сегодня гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними.

Когда это бывает? (Зимой)

– Назовите зимние месяцы по порядку.

– Зима это время года, которое подарило нам мороз, снег, веселую зимнюю забаву – игру в снежки.

– Давайте поиграем в снежки, возьмите снежки и бросайте их в корзину, называя слова, отвечающие на вопрос – зима какая?

– Мы как будто побывали на улице, поиграли в весёлую игру и немного замёрзли. У нас замёрзли щёчки, лоб и сейчас мы их согреем. (Показ образца.)

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам)

– декабрь, январь, февраль.

Берут «снежки», бросают в корзину, называют прилагательные по теме (холодная, снежная, суровая, радостная, лютая, морозная, вьюжная, долгая и т. д.

Выполняют по образцу.

2. Актуализация знаний.

Слайд 3. снегирь, синица.

Птичка – красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

– С какого звука начинается слово «снегирь»?

И полоска шарфика. (Синица)

– Слово «СИНИЦА» разделите на слоги. Сколько слогов в слове синица?

– Назовите третий слог слова синица.

-Какой согласный звук в этом слоге?

Определение темы занятия.

– Какие звуки будут главными сегодня на занятии?

– Сегодня мы будем различать звуки [с] – [ц] и буквы которые их обозначают.

Определяют тему занятия.

Открытие новых знаний

Таблицы акустико-артикуляционно-ноги образа звуков

Организация совместной деятельности.

Обобщение артикуляции. Работа с профилями звуков.

– Придвиньте зеркала. Произнесите звук С

Дадим характеристику звука по плану:

– язык – упирается в нижние зубы

– воздушная струя – холодная

– голосовые связки – не работают.

Уточним произношение звука Ц.

– язык – Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. кончик опущен за нижние зубы, спинка круто выгибается, касаясь бугорков верхних зубов, за тем опускается до положения как при произнесении звука С

– Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.

– воздушная струя – холодная Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно.

– голосовые связки – отдыхают.

Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.

–Таким образом, мы уточнили как произносятся звуки С и Ц.

-упирается в нижние зубы

-холодный воздух выдыхается толчком

4.Этап Применение знаний

Лист бумаги, фасоль, семечки.

Организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности.

1.Выкладывание букв С-Ц на бумаге косточками слив, фиников и тыквенными семечками.

– У вас на партах фон, на котором вы выложите букву. Цвет фона вам подскажет, какую букву вы будете выкладывать из косточек слив, фиников и тыквенных семечек.

– Какого цвета фон? Какую букву будешь выкладывать? Почему?

-Поднимите свои работы и покажите, что у вас получилось.

2. Работа в тетрадях.

– Запишите число. День недели.

3. «Графический диктант».

– Я называю вам загадку если в слове –отгадке, слышите звук С, вы записываете только букву с, если слышите звук Ц, то букву ц. (1-2 ребёнка у доски остальные на местах.)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал. (снег)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Зимний леденец. (сосулька)

Он в пупырышках, зеленый,

Часто в парнике растет.

Станет он под Новый год. (Огурец)

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это – . (Птицы)

Норовит щипнуть за ноги,
Я гоню его с дороги:
“Прочь! Тебя я не боюсь!”
“Га-га-га!” – смеётся (Гусь)

Всех под крыло собирает.( Курица)

Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.( Яйцо)

– Ребята сверим свои работы с доской.

Выкладывают буквы Ц, С

– синий – Ц, всегда твёрдый,

Сине зелёный-С, может быть твёрдым и мягким.

Записывают в тетрадях

С, с, с, ц, ц, с, ц, ц.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

греются на солнышке.

Головой вертят, улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Хлопка по бокам,4 наклона головы на строку.

На 1 слово строки встряхивают рукам, на 2- хлопок по бокам.

По 2 поворота головы на каждую строку.

Взмахи руками имитируя взмахи крыльев, и садятся на места.

Дифференциация с-ц в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематических процессов

– Добавим в слова выпавшие слоги, соберем слова, прочитаем их.

больни…, сини…, ко…. поло…,

бу…, ве…, леден…, паль….

коле…, ли…., коль…., про… .

– У каждой птицы есть своя песенка, которая звучит чётко и чисто.

– И мы с вами будем проговаривать чётко и чисто чистоговорки.

– Повторите за мной:

Са — са — са- у сосны стоит лиса.

Су — су — су – не боимся мы лису.

Цы — цы — цы — а в гнезде пищат птенцы.

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо.

3. Дидактическая игра «4 – лишний»

– Посмотрите на картинки, назовите птиц.

– Какая буква пропущена в слове снегирь? (свиристель, цапля, синица, клёст, сорока, сойка, курица)

-Назовите лишнюю картинку, объясните свой выбор.

Снегирь, сойка, сорока, синица, клёст, свиристель что это за птицы? Когда они у нас гостят?

Что вы можете сказать об этих птицах?

С опорой на слайд составляют слова добавляя слоги, называя слово.

Повторяют за логопедом, с опорой на слайд

– Цапля, не зимующая птица.

Курица, домашняя птица.

Пропущенные буквы показывают при помощи карточек с буквами.

-Зимой. Это зимующие птицы.

7. Работа над предложением.

– Посмотрите на экран. Прочитайте предложения на слайде.

– Можно ли сказать что это текст?

– Что нужно сделать, что бы эти предложения стали текстом?

– Найдите и прочитайте 1 предложение. (аналогично 2,3,4.) Обозначьте номер предложения.

-Прочитайте текст который у нас получился.

Пришла суровая зима. Голодно птицам в лесу. Сделай кормушку! Покорми птиц!

– У вас на карточках дан этот текст. Найдите слова с буквами С, Ц.В словах букву С обведите кружком, Ц

– Прочитай слова с буквой С, (Ц)

Читают по цепочке и индивидуально.

-Нет, это не текс, предложения стоят не по порядку.

– Расставить по порядку предложения.

Читаю текст со слайда.

Выделяют буквы С, Ц.

– Суровая, сделай, лесу.

– Какие звуки мы сегодня различали? Чем отличается произношение звуков Ц – С?
– Назовите зимующих птиц которых вы запомнили со звуками С – Ц.

– Оцени свою работу: у вас в на партах 3 снежинки вам нужно выбрать только1 и прикрепить её на доске:

– понял не всё, остались вопросы – красная снежинка,

– понял всё!- голубая снежинка

– понял всёи готов поделиться с другими-зелёная снежинка.

Посмотрите каких снежинок больше всего.
– Благодарю всех за работу, вы все сегодня молодцы,

Ссылка на основную публикацию