Организация совместной работы учителя-логопеда и родителей детей с ОНР в ДОО

Взаимодействие логопеда, воспитателя, родителей в совместной работе по преодолению у детей общего недоразвития речи

Проблема содружества детского сада и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу.

Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и на даче).

Проблемы семьи, имеющей ребёнка с нарушениями в речевом развитии, освещены в работах Т.Г. Богдановой, В.А. Вишневского, Б.А. Воскресенского, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, А.Р. Шарипова, А.Г. Московской. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно– педагогическом процессе важно для развития их собственных детей. Проблемы специальной помощи семьи, воспитывающей ребёнка с речевыми нарушениями, не нашли пока широкого освящения в научной литературе. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой проблемы принадлежит Н.И. Белопольской и В.В. Ткачёвой, определивших принципиальные подходы к организации и содержанию совместной работе педагогов и родителей.

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями, заключается на наш взгляд, в различии в позиции педагогов и родителей. Последние нередко отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Часто они считают, что всё сделается в детском саду, а им трудно найти свободное время для занятий с детьми дома.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

К основным направлениям совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей можно отнести:

– формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;
– разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи, логопеда, воспитателя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;
– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
– объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
– создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;
– оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
– обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Таким образом модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи, учителя-логопеда, воспитателя становятся всё более востребованными. Педагоги ищут новые формы работы с родителями. Всё это– основа семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Многолетний опыт работы в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда, воспитателя в полноценном формировании речи дошкольников. Наша прямая задача: рассказать, объяснить, научить, то есть поделиться своими профессиональными навыками и умениями и при этом не отпугнуть, а заинтересовать, увлечь.

Понятие о развивающихся взаимодействиях детского сада и семьи, где каждый не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легко в основу работы с родителями.

Взаимодействие с родителями в нашем дошкольном учреждении строится по определённой системе, которая включает в себя:

групповые родительские собрания– помогают объединить родителей, нацелить их на помощь детскому саду, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей;
консультации, семинары– мы стараемся проводить так, чтобы они по возможности привлекали родителей для решения проблем. Для осознания родителям всей предложенной информации им предлагаются различные памятки, в которых отражены ключевые моменты консультаций.

К некоторым консультациям специально по теме подбираются игры и упражнения, организуются выставки пособий. Например, из материалов выставки “Как пальчики язычку помогали” с демонстрацией экспонатов, которые были сделаны детьми с родителями, можно изучать, как родители распорядились информацией по теме “Развитие мелкой моторики”.

– Открытые занятия родители посещают с большой заинтересованностью. Мы стараемся проводить интегрированные занятия, на которых родители могут увидеть разные виды коррекционной работы, порадоваться достижениями своего ребёнка, обратить внимание на проблемы в знаниях своих детей. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышаются.
– Информационные выставки в группе и в уголке для родителей в кабинете учителя-логопеда. Наглядная информация для родителей представляется в виде различных папок-раскладушек, тематических папок, вкладышей с рекомендациями по ознакомлению дома и закреплению полученных данных, например, игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста; вывешиваются списки рекомендуемой для чтения дошкольникам литературы.

Периодически мы подготавливаем для информации прайс-листы, которые помогают сориентировать родителей в большом разнообразии развивающих игр, игрушек, литературы, наполняющих рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономить родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями. Немалую роль в совместной работе педагогов и семьи играет анкетирование: “Выявление представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада”, “Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе”, “Формирование речевой культуры в семье”, опросник “Сведения о ребёнке”. Памятки: “Профилактика гриппа и ОРВИ”, “Покормите птиц зимой!” (Всероссийская эколого-культурная акция), “Каждый родитель – пример для подражания” (памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода), “Берегите нашу елочку!”.

Большое внимание мы уделяем индивидуальным беседам с родителями, на которых стараемся установить эмоциональный контроль, доверительные отношения, донести понимание важности и нужности оказания помощи воспитателю, учителю-логопеду в достижении результатов коррекционной работы.

Весьма эффективной формой взаимодействия является совместная деятельность родителей и детей, стимулирующая речевую и познавательную активность воспитанников. Так, при проведении “Книжкиной недели” родители помогали детям оформить и сочинить книгу-самоделку. Затем в группе была организованна выставка этих творческих работ. На выставку были приглашены воспитатели и дети из других групп, вечером приглашались родители. Дети с удовольствием демонстрировали свои работы и рассказывали – “читали” книжки. Очень нравятся ребятам “буквы-самоделки”, которые выполняются совместно с педагогами и родителями. Воспитатели подготавливают трафареты первых букв имени ребёнка, родители оформляют их в виде аппликации с использованием пластилина, пуговиц, крупы, бисера.

Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности, который они приобретают благодаря работе педагогического коллектива логопедической группы. Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

  • Бачина, О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  • Перчаткина, Е. В.Сотрудничество логопеда и родителей.//Дошкольное воспитание, 1998, №11.
  • Степанова, О. Л. Организация логопедической работы в ДОУ/ О. Л. Степанова, – М., 2007.
  • Щедрова, Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи.// Дошкольное воспитание 2000. №6.
  • Карпова, С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы. Логопед в детском саду, 2007, № 9.
  • Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи

    Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи

    Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности логопеда ДОУ является взаимодействие с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

    Родители в известной мере привыкают к речи детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. В связи с этим в ходе работы ставятся цели:

    оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;

    создать условия для активного участия родителей в воспитание и обучение ребенка;

    помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка;

    выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком;

    сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания;

    помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;

    разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

    Значимость взаимодействия с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают логопункт ДОУ.

    Методы и приемы взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

    Родителей надо привлекать к активному участию в обучении с первых месяцев зачисления их ребёнка на логопункт. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядно-информационной форм работы.

    Родительские собрания.

    В течение года, логопед выступает на родительских собраниях , тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей.

    Основная задача, которая стоит перед учителем-логопедом на начальных этапах работы с родителями, – формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

    В этих целях можно использовать следующие приемы:

    разъяснение необходимости логопедической работы с использованием, например, рассказа о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы;

    подчеркивание необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе родителей.

    логопед в доступной форме объясняет родителям суть речевого дефекта детей, знакомят с популярной литературой по речевому нарушению.

    В первые две недели учебного года логопед проводит полное обследование ребенка для уточнения диагноза, выявления психологических особенностей. На этом этапе необходима индивидуальная встреча с родителями, на которой логопед ближе знакомится с условиями проживания ребенка, его окружением, собирает анамнестические данные. Некоторые логопеды в целях более полного сбора информации на первом собрании раздают родителям большой вопросник, чтобы на индивидуальной встрече уже был предмет для обсуждения.

    Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях.

    Читайте также:  Автоматизация звука (Л) в слогах, словах - конспект в 1 классе

    В середине октября проводится собрание родителей чьи дети зачислены на логопункт, на котором родители знакомятся с результатами завершенного обследования, и логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь. Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопункта.

    Затем, в течение учебного года, проводятся как минимум еще два родительских собрания с различной тематикой.

    Одно из собраний можно провести в виде круглого стола «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?» и. т. д.

    Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

    В подготовке родительского собрания могут участвовать родители, воспитатели.

    Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и родителей являютсяконсультации.

    Они бывают фронтальные и индивидуальные.

    Фронтальные проводятся один раз в месяц, например в третью среду месяца. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на весь период обучения или целый учебный год, при необходимости она может меняться. Примерный перечень тематических консультаций:

    готовность детей к звуковому анализу;

    постановка и автоматизация отдельных групп звуков;

    как следить за автоматизацией звука в домашних условиях

    обучение детей с ОНР рассказыванию;

    обучение грамоте детей с ОНР.

    развитие мелкой моторики

    работа над сказками.

    работа с книгой.

    речевые игры дома.

    В индивидуальном порядке проводятся консультации для тех, чьи дети испытывают трудности в усвоении программы.

    Информационные стенды.

    Стенд «Уголок логопеда» оформляется в соответствии с годовым планом работы .

    Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

    Специальные приемы работы с родителями

    В разговоре с молчунами:

    Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент. Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?»

    Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.

    Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит. Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило?»

    Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь?»

    Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором.

    В разговоре с «говорунами»:

    Перед началом беседы оговорите ее содержание и время. Например:

    У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже.

    Не могли бы вы рассказать в двух словах о.

    Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?

    Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения.

    Я должна прервать вас, так как наше время истекло.

    Прервите разговор. Например:

    У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по.

    Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например:

    Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю.

    Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.

    Итак, не позволяйте себе идти на поводу у разговорчивых. Помните: их потребности обоснованы, ваши – тоже. Укажите на вопросы, представляющие интерес, ограничьте время, планируйте его заранее.

    Предложения для работы с родителями.

    Уважение к роли родителей. Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями, педагогами и родителями.

    Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.

    Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.

    Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление. Родители и педагоги ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и педагоги нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.

    Поддерживайте тесные контакты. Каждый педагог должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.

    Постарайтесь вовлекать всю семью. Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.

    Поощряйте посещаемость родительских собраний. Проводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для воспитания детей.

    Сохраняйте конфиденциальность. Доверие – неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.

    Учитесь навыкам сотрудничества. Проводите совместные обучающие занятия родителей и педагогов для укрепления их сотрудничества.

    Описанные формы взаимодействия с родителями эффективно применяются мною в течение ряда лет, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. Только совместная работа логопеда, воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает основания рассчитывать на положительные результаты.

    Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…

    Список литературы:

    Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, Издательство Сфера, 2007

    Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т. Н Доронова и др. М., 2001.

    Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.

    Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

    Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / Сост. Н. П. Митрошина, Т. А. Овечкина. СПб., 2001.

    Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.

    Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ “Шаг навстречу” Детство-Пресс, 2012

    Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. М., 2000.

    Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.

    Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.

    Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. –М., 2002

    Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

    Формы работы с семьей воспитывающего ребенка с ОНР

    Как логопеду работать с родителями

    Важным аспектом в коррекционной работе является исправление речевых дефектов, раннее выявление этих нарушений, а также подготовка дошкольников к учебному процессу. Ни одна схема работы с такими детьми не может дать должного результата, если к процессу не подключена семья.

    Сегодня одной из наиболее насущных проблем в работе логопеда является проблема работы с родителямидетей, у которых есть речевые нарушения. У таких детей есть отклонения в развитии речи, при этом у них сохранен интеллект и нет проблем со слухом. Данные нарушения разнообразны, они могут проявляться в проблемах с произношением, скудности словарного запаса, нарушении плавности и темпа речи.

    Почему количество детей-логопатов увеличивается?

    В настоящее время примерно каждый 4 ребенок дошкольного возраста имеет проблемы с развитием речи или его различными нарушениями.

    Рост количества таких детей объясняется не только медицинской стороной вопроса. Часто причиной становятся социальные условия, в которых дети пребывают с самого начала их жизни.

    При этом вовсе не обязательно, что проблемы возникают в социально-неблагополучных семья с низким уровнем достатка. Основная причина в данном случае – это отсутствие должного общения ребенка с родителями, которые в силу своей занятости или других факторов не имеют желания или возможности проводить с детьми больше времени. В таких ситуациях часто единственным «собеседником» ребенка становится телевизор, что приводит к достаточно плачевным последствиям при овладении речью.

    Основные задачи в работе с родителями

    Исправление речи у ребенка предполагает использование специальных методик, но роль родителей также играет одну из определяющих ролей в процессе коррекционно-логопедического воздействия. Роль совместной работы логопеда и членов семьи трудно переоценить, ведь она дает положительную динамику в развитии речи ребенка. Это возможно при условии, что родители поняли важность того, что нужно каждый день уделять внимание и время для исправления речевых нарушений.

    Есть несколько основных задач работы учителя-логопеда с родителями:

    • Необходимо установить партнерские отношения с членами семьи ребенка, создать благоприятную атмосферу, которая вызовет у родителей интерес и желание в помощи по устранению речевых нарушений.
    • Повышение компетентности родителей относительно вопросов речевого развития. Важно донести до них, что несмотря на всю занятость, важно всесторонне участвовать в развитии своего ребенка.
    • Обучение конкретным методикам логопедической работы, чтобы они могли в домашней обстановке повторять те или иные упражнения.

    Формы работы учителя-логопеда с семьей

    Достаточно часто есть определенные препятствия работы учителя-логопеда с членами семьи, которые в большей степени обусловлены недостаточной компетенцией родителей, касающейся вопросов речевого и психического развития ребенка.

    Есть традиционные формы работы логопеда с родителями:

    • Педагогическое просвещение, которое осуществляется внутри детского сада, а также за его пределами.
    • Расширенная консультация и беседы, которые главным образом направлены на семьи, которые не могут справиться с функцией воспитания и образования (здесь важна роль педагога, который сам подбирает темы и направления, которые считает важными).
    • Групповые собрания (в данном случае, родители выступают в роли пассивных слушателей, по возможности максимально внимания той информации, которая до них доносится).
    • Наглядные материалы: выставки, стенды и т.д. Как правило, родители плохо воспринимают такую информацию, потому что она идет как-бы фоном для них, когда они приводят или забирают ребенка из группы.
    Читайте также:  Составление творческого рассказа: Что можно сделать для нашего аула для его процветания?

    Подобные традиционные формы работы с семьей показывают недостаточную эффективность. Объясняется это тем, что подход оказывается слишком общим, т.е. индивидуальные особенности детей фактически не учитываются. К тому же, родители недостаточно вовлечены в процесс преодоления речевых нарушений, участвуя лишь в каких-то организационных моментах.

    По В.А. Петровскому есть несколько этапов успешной работы учителя-логопеда и родителей:

    1. Нужно сформировать у членов семьи положительный образ малыша. В данном случае во главе угла стоит девиз «Ваш ребенок лучше всех», т.е. ни в коем случае не надо жаловаться на ребенка, даже если он сделал что-то не так.
    2. Донесение до родителей знаний об их ребенке, которые не доступны им внутри семьи. Сообщается о том, как малыш общается со своим сверстниками, каких успехов он уже добился и т.д.
    3. Знакомство специалиста с основными проблемами при воспитании. В данном случае, логопед выступает в роли слушателя, поддерживая диалог. Не дается никаких оценок и предварительного анализа. Вся полученная информация должна использоваться специалистом только для дальнейшего позитивного взаимодействия с семьей.
    4. Совместная работа по формированию личности ребенка. К этому моменту уже должны сформироваться доверительные отношения между логопедом и членами семьи. Только после этого он может давать советы и рекомендации.

    Подборка игр и упражнений на тему «Мебель»

    Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста, тема: «Мебель»

    Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

    Расширить знания детей о мебели.
    Активизировать словарь детей по данной теме.
    Формировать устойчивые представления о цвете, величине, количестве, форме.
    Продолжать учить детей считать до трех, ориентироваться в пространстве, понимать значение понятий «верхний», «нижний».
    Упражнять в рисовании пальчиками и штампами, лепке, наклеивании.
    Развивать мышление, память, мелкую моторику, координацию движений. Согласование слов и движений.

    Оборудование:

    Чудесный мешочек с предметами игрушечной мебели.
    Кусочки древесины.
    Картинки с изображением предметов мебели (кровать, диван, кресло, стол, стул) и столяра.
    Прищепки, вырезанное из плотного картона силуэтное изображение кресла без спинки.
    Картинка с изображением диванов с белыми пустыми местами в виде геометрических фигур на месте диванных подушек, вырезанные диванные подушки подходящие по форме.
    Картинка-фон с изображением стола без столешницы и табуреток без сидений; вырезанные из цветной бумаги сиденья и столешница; клей.
    Картинка с изображением трех предметов мебели и одной игрушки — мишки.
    Парные картинки с изображением мебели.
    Картинка-фон с изображением дерева без листьев, пластилин зеленого цвета.
    Пальчиковые краски, картинка-раскраска с изображением дивана.
    Картонные кровати трех размеров, кусочки ткани- покрывала, соответствующие размерам кроватей.
    Схематичное изображение двух кресел (большого и маленького) из квадрата, овала и двух кругов; эти же геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.
    Мелкие фигурки матрешек. Кукольная мебель.
    Строительный материал: кубики, кирпичики, брусочки.
    Цветные силуэтные картинки одежды и игрушек, изображение полки и платяного шкафа.
    Листы бумаги в виде покрывала, штампы, ножницы.
    Склеенные из спичечных коробков комоды с одним, двумя и тремя ящиками; пуговицы.
    Пуговицы, картинка с изображением кухонного шкафа с кругами, соответствующими цвету и размеру пуговиц, в виде ручек и посуды.
    Аудиозаписи: «Надо отдохнуть», «Туки-ток».

    Ход занятия:

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

    Дети вытаскивают из мешочка кукольную мебель и называют ее.
    Стул, кровать, диван, кресло, стол, шкаф — все это можно назвать одним словом — мебель. Посмотрите вокруг, какая мебель есть в нашей комнате?

    Дидактическая игра «Беги к предмету мебели, которую я назову»

    Воспитатель называет предмет мебели, а дети находят и подбегают к названному предмету мебели.

    Конструирование «Большое и маленькое кресло»

    Возьмите геометрические фигуры и выложите из них большое кресло на схеме.

    Из какой фигуры вы сделали спинку кресла? Из квадрата. Их какой фигуры сделали сидение? Из овала. А из каких фигур сделали подлокотники? Из кругов. Сколько кругов вы использовали? Два круга.
    Теперь выложите маленькое кресло.

    Дидактическая игра «Рассади матрешек в кресла»

    На маленькое кресло посадите одну матрешку, на большое кресло посадите три матрешки.

    Дидактическая игра «Разложи диванные подушки»

    На эти новые диваны нужно разложить подушки. Подберите по две подушки подходящей формы для каждого дивана.

    Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет»

    Взгляните на картинку. На ней изображена мебель, но что-то одно не является мебелью. Что на картинке не мебель? Мишка. Это игрушка.

    Динамическая пауза «Надо отдохнуть»

    Дети двигаются под музыку соответственно тексту.

    Аппликация «Стол и табуретки»

    На кухню купили новый стол и табуретки.
    Какого цвета стол? Желтого. Покажите синюю табуретку, зеленую, красную.
    Приклейте сиденья на табуретки и столешницу на стол. Только подберите их правильно: на синюю табуретку — синее сиденье, на красную табуретку — красное сиденье, на зеленую табуретку — зеленое сиденье, а на желтый стол — желтую столешницу.

    Игра с прищепками «Спинка кресла»

    Из прищепок сделайте спинку креслу.

    Дидактическое упражнение «Парные картинки»

    Детям раздают картинки с изображением разных предметов мебели и просят назвать этот предмет. А затем найти парную картинку с точно таким же предметом.

    Дидактическая игра «Комод»

    Перед вами комоды. Сосчитайте их. Сколько комодов? Три комода. Можно ли сказать. Что они одинаковые? Нет они разные. Покажите самый маленький комод. Сколько у него ящичков? Один ящичек. Покажите средний комод. Сколько у него ящичков? Два ящичка. Покажите самый большой комод. Сколько у него ящичков? Три ящичка. Какого цвета большой комод, маленький, средний? Загляните в верхний ящик среднего комода. Что в нем? Пуговица. Переложите пуговицу в нижний ящик. А в верхний ящик среднего комода положите три пуговицы.

    Конструирование из строительного материала «Стул, стол, кровать»

    Стул: к кубику вертикально приставить кирпичик. Посадить на стул матрешку.
    Стол: на кубик положить сверху кирпичик. Поставить на стол мелкую посуду.
    Кровать: к бруску по краям приставить поставленные на ребро кирпичики. Положить матрешку спать.

    Дидактическая игра «Застели кровати»

    Поставьте перед собой кровати. Сосчитайте, сколько их? Три кровати. Одинаковые кровати? Нет разные. Покажите большую кровать, среднюю, маленькую.
    А теперь возьмите покрывала, их столько же, сколько кроватей — три. Подберите подходящее по размеру покрывало к каждой кровати.

    Пальчиковое рисование «Новый диван»

    Дети пальчиками раскрашивают изображение дивана.

    Дидактическая игра «Разложи вещи по местам»

    У вас есть шкаф и полка. Вот разбросанные вещи. Одежду нужно положить в шкаф, а игрушки сложить на полку.

    Мебель делают из древесины. Посмотрите на эти кусочки древесины.
    Чтобы сделать стол, нужно срубить дерево.

    Динамическая пауза «Столяры»

    Дети выполняют имитационные движения соответственно тексту по показу педагога.

    Мы рубили, мы рубили,
    Чтобы бревна у нас были.
    Мы пилили, мы пилили –
    Из бревен доски получили.
    Мы строгали, мы строгали –
    Доски гладенькими стали.
    Мы сложили их рядком,
    Прибивали молотком.
    Мы покрасим все потом.
    Получился новый стол.

    Но если только рубить деревья, то деревьев совсем не останется. Поэтому нужно сажать новые деревья, вместо тех, которые срубили.

    Лепка барельефная «Дерево»

    Дети отрывают кусочки пластилина зеленого цвета и прилепляют к изображению дерева без листьев.

    Пальчиковая гимнастика «Гвозди»

    Бом, бом, бом, бом,
    По гвоздям бьем молотком.
    Гвозди не вбиваются,
    Только загибаются.

    Одна рука — «молоток» (сжатый кулак). Вторая рука — «гвозди» (раскрытая ладонь с растопыренными пальцами). Молоток-кулачок стучит по каждому гвоздю-пальчику, который после удара сгибается.

    Значит клещи надо взять,
    Будем гвозди забивать.
    Я тянул, тянул, тянул,
    Все я гвозди разогнул.

    Пальцы-гвозди все согнуты. Пальцы другой руки — клещи (смыкаются и размыкаются большой и указательный пальцы).Клещами поочередно тянем и распрямляем все пальцы-гвозди.

    Игра с пуговицами «Кухонный шкаф»

    Найдите место каждой пуговице в кухонном шкафу. Будьте внимательно, большие пуговицы кладите на большие круги, а маленькие пуговицы — на маленькие круги.

    Дидактическая игра «Чего не стало?»

    Перед детьми выставляются предметы кукольной мебели. Затем один предмет убирается, а дети должны назвать, какого предмета не стало.

    Динамическая пауза «Много мебели в квартире»

    Один, два, три, четыре,
    Много мебели в квартире.
    (Ходьба по кругу, взявшись за руки)

    В шкаф повесим мы рубашку,
    (Развести руки в стороны — открыли дверцы)

    А в буфет поставим чашку
    (Вытянуть руку вперед)

    Чтобы ножки отдохнули,
    Посидим чуть-чуть на стуле.
    (Присесть на корточки)

    А когда мы крепко спали,
    На кровати мы лежали.
    (Лечь на ковер, руки под щекой)

    А потом мы с котом
    Посидели за столом.
    Чай с вареньем дружно пили.
    (Сесть за стол)

    Много мебели в квартире!

    Рисование штампами и резание ножницами «Новое покрывало для дивана»

    Дети оставляют отпечатки, прикладывая штампы по всей плоскости покрывала, затем надрезают ножницами края-бахрому.

    Дидактическая игра «Подскажи словечко»

    Педагог загадывает загадку и показывает картинку-отгадку, а дети должны назвать вслух слово-отгадку.

    Если хочет Федя спать,
    Он ложится на … КРОВАТЬ

    Миша в комнату вошел
    И поставил сок на … СТОЛ

    Даша к комнату впорхнула,
    Сумку, зонт взяла со … СТУЛА

    Книжку новую Ивана
    Я достал из-под … ДИВАНА

    Почитать хотим мы если.
    То усядемся мы в … КРЕСЛЕ.

    В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

    Презентация по развитию лексико-грамматических категорий у детей по теме “Дом.Квартира.”

    Презентация разработана для дошкольников 5-7 лет.

    Просмотр содержимого документа
    «Презентация по развитию лексико-грамматических категорий у детей по теме “Дом.Квартира.”»

    Развитие лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет

    Дом. Квартира.

    Расскажите Незнайке, для чего строят дома

    В каких домах люди живут в деревнях, городах, поселках

    Назовите части дома

    Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос: какой

    Незнайка сосчитает этажи в каждом доме. Помогите ему сосчитать этажи.

    Назовите, какие дома изображены на картинке.

    Дом, в котором один этаж, – одноэтажный дом.

    Дом, в котором два этажа, – …

    Расскажите Незнайке, из чего строят дома?

    Дом из кирпича – кирпичный дом,

    Читайте также:  Родительское собрание "Скоро в школу"

    Из камней – …,

    Из бревен – …,

    Из блоков – …,

    Из панелей -…

    Незнайка спрашивает:

    Люди каких профессий нужны для строительства дома

    Незнайка изменяет слова

    (образование приставочных глаголов совершенного вида):

    По- За- Пере- Вы- Под-

    Строить – … Красить – … Чистить – … Пилить – …

    Помогите Незнайке сравнить деревенский и городской дом.

    Например: Деревенский дом низкий, а городской – высокий .

    Расскажите Незнайке, какие бывают квартиры в домах?

    Квартира, в которой одна комната, – однокомнатная квартира.

    Квартира, в которой две комнаты, – …

    Три комнаты -…,

    Четыре комнаты – …,

    Пять комнат – …

    Много комнат – … .

    Назовите, какие комнаты в квартире бывают:

    Комната, где готовят, – …,

    Комната, где едят, – …,

    Комната, где встречают гостей, – …,

    Комната, где принимают гостей,- …,

    Комната, где живут дети, – … .

    Незнайка въезжает в новую квартиру.

    Какие комнаты есть у него в квартире?

    Ожидаемый результат : дети должны знать, какие помещения есть в квартире, для чего они предназначены, какая там мебель и как используется.

    Дополни предложения:

    Построил Самоделкин для Незнайки новый …

    Незнайка любуется красивым …

    Незнайка несколько раз обошел вокруг …

    Незнайка рассказал своим друзьям о новом…

    И тут случилось…

    Незнайка потерял … от новой квартиры.

    Стал думать Незнайка, как домой попасть без …

    Пытался Незнайка открыть дверь другим … .

    И вдруг увидел … у самой двери.

    В Незнайкиной комнате большая …

    За … любит лежать щенок Дарик.

    Незнайка не любит закрывать … в комнате.

    Он боится прищемить … хвост Дарика.

    Подберите признаки к предметам и помогите Незнайке сосчитать их.

    (Одна деревянная дверь, две деревянные двери, … пять деревянных дверей).

    Закончите предложения по образцу:

    У Незнайки дом высокий, а у Самоделкина еще …(выше).

    У Незнайки балкон большой, а у Самоделкина еще … .

    У Незнайки комната светлая, а у Самоделкина еще … .

    У Незнайки окно чистое, а у Самоделкина еще … .

    У Незнайки коридор длинный, а у Самоделкина еще … .

    У Незнайки кухня широкая, а у Самоделкина еще … .

    Опиши комнату в квартире

    Н.С. Русланова «Дидактический материал по развитию лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет.

    Дом. Квартира. Мебель»;

    При создании презентации были использованы картинки

    Презентация – игра по теме Квартира, Мебель

    • Главная
    • Этапы развития речи в норме
    • Причины и виды нарушений речи
    • Исправление звукопроизношения
      • Артикуляционная гимнастика
      • Родителям: работа над звукопроизношением
      • Лингвистический материал
    • Формирование лексико-грамматических операций
    • Предупреждение и преодоление нарушений письма
    • Авторские находки
      • Проекты
      • Презентации
      • Конспекты занятий
      • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
    • Развитие фонематических процессов
    • Отзывы и предложения
    • Заикание. Как поставить развернутое заключение

    Презентация к занятию по лексической теме “Мебель” для детей 6 – 7 лет с ОНР

    Автор: Гришина Марина Владимировна,

    учитель-логопед МКДОУ детского сада компенсирующего вида № 22 г.о. Самара

    СКАЧАТЬ презентацию

    Пояснение к презентации: «Мебель»

    Данная презентация может использоваться, как целиком, так и частично, на усмотрение педагога. Предназначена для детей 6 – 7 лет с ОНР. Более подходит для заключительного занятия по лексической теме «Мебель». Фрагментарно можно использовать для детей 5-6 лет с ОНР. Управление презентацией по щелчку.

    Слайд №1 – титульный.

    Слайд №2 – картинка диван

    Педагог загадывает загадку либо готовую, либо словесно описывает предмет, например: этот предмет мебели предназначен для отдыха, у него есть ножки, спинка сиденье, он большой, мягкий, удобный, его ставят в зал или гостиную.

    Хорошо, когда он есть,

    На него и лечь, и сесть.

    Он для отдыха нам дан,

    Далее дети называют отгадку, щелчком появляется диван и звучат аплодисменты.

    Слайд №3 – картинка кресло

    По аналогии можно загадать загадку, либо описать предмет словесно. После отгадки по щелчку появляется кресло, звучат аплодисменты.

    С ногами, а без рук,

    С боками, а без ребер,

    С сиденьем, а без живота,

    Со спиной, но без головы.

    Слайд № 4 – картинка стол.

    Работа по аналогии.

    Я на кухне самый нужный

    Для семьи большой и дружной!

    Я готов служить всегда

    И стоит на мне еда!

    Все тарелки, ложки, кружки,

    Мои верные подружки,

    Не посыпятся на пол,

    С ними вместе друг их .

    Слайд №5 – картинка стул.

    Работа по аналогии.

    На четырех ногах стою,

    Ходить я вовсе не могу.

    Когда устанешь ты гулять,

    Ты можешь сесть и отдыхать.

    Слайд №6 – картинка табурет

    Я на стол чуть-чуть похожа,

    Есть на кухне, и в прихожей,

    В спальне я бываю редко,

    Слайд №7 – картинка шкаф.

    Работа по аналогии.

    На меня вы посмотрите,

    Дверки можете открыть вы,

    А на полочках моих

    Много нужного стоит!

    Выше всех я, как жираф:

    Я – большой, красивый .

    Слайд №8 – картинка кровать.

    Работа по аналогии.

    Днем спит на ней подушка,

    А по ночам – Андрюшка.

    Слайд №9 – картинки всех предметов мебели; в центре знак вопроса; побуждаем детей, назвать всё одним обобщающим словом «Мебель».

    Слайд №10 – Упражнение «Чего не хватает?» или «Сломанная мебель». Предложно-падежное управление. На картинках кровать без спинки, стол без ножки, стул без спинки, кровать без спинки, шкаф без дверцы, кресло без подлокотника. Упражняем детей в использовании предлога «без».

    Слайд №11 – упражнение «Чего не стало?» Дети запоминают предметы мебели: диван, стол, стул, шкаф.

    Слайд №12 – те же предметы без одного. Дети угадывают, предмет появляется, звучат колокольчики.(Диван).

    Слайд №13; 14 – аналогично. (Шкаф).

    Слайд №15 – Упражнение «4 лишний»; Дети называют лишние предметы, она исчезают под звуковое сопровождение. В первой строке лишняя сковорода, вторая строка – береза, третья – утюг.

    Слайд №16 ;17;18 – Упражнение «Один – много», а так же можно упражнять детей в словообразовании существительных ед.ч. в существительные мн. ч.

    На слайдах – стол – столы; стул- стулья; шкаф – шкафы.

    Слайд №19 – заключительный.

    Развивающие задания на тему «Мебель» для детей дошкольного возраста

    Прежде чем заниматься с ребенком и расширять его кругозор на тему «Мебель», познакомьте его с этим понятием. Расскажите для чего нужна мебель, кто и как ее изготавливает, какая она бывает, из каких материалов. Пройдитесь по дому, пусть ребенок назовет знакомые предметы мебели и подробно опишет их свойства. Например «это стул, на нем сидят, он деревянный». Однако, дошкольнику этих знаний уже не достаточно, он должен знать, какие основные инструменты используются для изготовлении мебели, как называется профессия мастера (столяр), из каких частей состоят предметы мебели. В этом вам помогут задания в картинках и без, описанные в этой статье. Готовить ребенка к школе можно и дома.

    Задание 1. Назвать все предметы на картинке. Сначала по одному, затем, одним словом.

    Задание 2. Подумать и ответить

    • У какой мебели есть ножки?
    • Сиденье?
    • Спинка?
    • Столешница?

    • Большой – шкаф, а маленький — шкафчик
    • Большой – стол, а маленький — …
    • Большой — стул, а маленький — …
    • Большая – кровать, а маленький — …
    • Большой – диван, а маленький — …

    Игра 4. «Описать предмет мебели по схеме»:

    Посмотри, нужно рассказать про предмет мебели по схеме. В первом прямоугольнике ты видиь знак вопроса. Он просит назвать нас о чем идет речь, какой предмет зашифрован в схеме- помощнице.
    Второй прямоугольник помогает ответить на вопрос, как и где используют зашифрованный предмет.
    В третьем прямоугольнике нарисованы материалы из которых его делают.
    В четвертом, зашифрована форма.

    Ребенок должен отгадать что зашифровано и грамотно рассказать про этот предмет (стол).

    Занятие 5. Навести порядок, разложив вещи по местам.

    Задание 6. Составить рассказ о том, как делают мебель, следуя схеме на картинке.

    • Стул нужен нам …
    • Кровать нужна нам …
    • Шкаф нужен нам …
    • Диван нужен нам …
    • Стол нужен нам …
    • Полка нужна нам …

    Игра 9. «Разделить мебель по соответствующим комнатам»

    Занятие 10. Сравнить:

    • Диван и кровать
    • Кресло и стул
    • Стол и стул
    • Шкаф и комод
    • Стул и табурет

    Задание 11. Отгадать предмет по описанию:

    1. Деревянный, 4 ножки, круглый, обеденный?
    2. Деревянный, прямоугольный, есть дверки?
    3. Имеет 4 ножки, спинку, сиденье, пластмассовый?
    4. Прямоугольный, мягкий, на нем можно спать, есть спинка?

    Задание 12. Разгадать кроссворд

    Игра 13. «Что лишнее?»

    1. Диван, кресло, тумбочка, буфет
    2. Кровать, шкаф, кастрюля, стол
    3. Стол, стул, телевизор, шкаф
    4. Комод, шкаф, тумбочка, стул
    5. Кушетка, полка, стул, табурет
    6. Диван, кресло, кровать, люстра

    Игра 14. «Какие мебель спряталась на рисунке»

    Игра 15. «Сказать одним словом»

    Стол из дерева – (деревянный)
    Стул из пластмассы — …
    Тумбочка из стекла — …
    Кровать из железа — …
    Диван из кожи — …

    Задание 16. Отгадать загадки

    Игра 17. «Один-много»

    • Один стол – много столов
    • Один стул — …
    • Одна кровать — …
    • Один шкаф — …
    • Один комод — …
    • Один табурет — …
    • Одно кресло — …
    • Одна полка — …
    • Один диван — …

    Занятие 18. Найти предметы на картинке, используя предлоги в, на, под, за, между, около

    Занятие 19. Сложить картинку и нескольких частей. Назвать предмет.

    Задание 20. Определить предмет по его части (дверца шкафа, спинка дивана, ножка стола, сиденье стула и т.д.)

    Задание 21. Описать предмет мебели так, чтобы другим было понятно о чем идет речь.

    Игра 22. «Чего не хватает?»

    Задание 23. Вообразить себя продавцом в мебельном магазине. Подробно рассказать, что в нем продается.

    Задание 24. Как называется мебель?

    • Стол, за котором едят? (обеденный)
    • Стол, за которым учат уроки?
    • Стол, на котором стоит компьютер?
    • Стол, на который кладут журналы?
    • Шкаф, в котором хранятся книги?
    • Шкаф, в котором хранится одежда?
    • Кровать для детей?

    Задание 25. Какой план соответствует данной комнате?

    Игра 26. «Что изменилось на нижней картинке?»

    Задание 27. Составить рассказ по картинке, подробно описывая, какие предметы находятся в комнате, их внешний вид, расположение.

    Игра 28. По предыдущей картинки составить план комнаты.

    Видео логопедическое занятие с детьми по теме «Мебель»

    Ссылка на основную публикацию