–>Сайт-портфолио Катковой Ирины Алимовны –>
Тема: Формирование представления о звуках. В мире звуков
Программное содержание: Познакомить детей с неречевыми звуками. Дать понятие «речевой звук». Учить детей различать неречевые и речевые звуки. Развивать слуховое внимание. Развивать просодию. Воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать. Отвечать на вопросы по очереди, не выкрикивать ответы хором.
Демонстрационный материал: пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека (радость, огорчение, печаль, грусть). Музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, погремушка, дудочка), бумага, ножницы, молоток, ширма. Маски животных.
Методические приёмы: Дидактическая игра, показ, вопросы, художественное слово, физкультминутка, анализ НОД.
Ход НОД:
I. Организационный момент. Психогимнастика.
– Посмотрите на эти лица. (Детям показываются пиктограммы.)
– Какие они разные!
Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый.
Мимические упражнения.
– Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича.
II. Основная часть. Сообщение темы НОД.
– Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
1. Развитие слухового внимания.
Закройте глаза.
– Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Игра «Молчанка».
– Что вы услышали?
– Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки. (Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.)
– А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию? (Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.)
– Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал.
– Чем мы слушали? (Ушами.)
– Уши – это важный орган нашего тела.
– Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко, класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
2. Знакомство с термином «Речевой звук».
– Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки.
– Послушайте стихотворение «Разные звуки».
– Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:
-Р-р-р! – Тсс!
В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели:
– Мммуу! – Шшш!
В комнате мухи жужжали: – А комары все пели:
– Жжж! – Ззз!
Тихо машины бежали: Непоседа мячик днем и ночью
– Тррр! Успокоится не хочет:
Гудели от ветра все провода: – Пам, Пам!
– Зззнь! Куклы кашляют в постели –
Капала в кухне из крана вода: Днем мороженое ели!
– Динь! – Кхх! Кхх!
Перекликались в ночи поезда:
-Ууу! Ууу!
(Э. Нийт)
– Как перекликались поезда? (Ууу!)
– Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
– Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
3. Физкультминутка.
4. Произношение отдельных звуков. Развитие просодии.
– Однажды на лесной полянке собрались лиса, медведь, белка, волк и еж. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лиса запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Медведь: ы-ы-ы. Белка: и-и-и. Еж: э-э-э.
– Как пели звери?
Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.
5. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
– Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы.)
– Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями –
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
(Н.В. Новотворцева)
– В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы.
– Произнесите звук п-п-п. Этот звук мы произносим губами.
– Положите ладошку на горло. Произнесите д-д-д. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы слышали голос? (Нет.)
– Произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.
– Что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, язык, небо, альвеолы.)
– Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
6. Артикуляционная гимнастика.
– Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.
Упражнения для губ и языка «Трубочка», «Улыбка».
А теперь еще надо научиться правильно дышать.
III. Итог НОД.
Обобщающие вопросы по теме НОД. Оценка ответов детей.
Конспект НОД «Раз – словечко, два – словечко»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по программе Е. В. Колесниковой «Раз – словечко, два – словечко» во второй младшей группе детского сада
Автор занятия: Пашкова Светлана Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Ергачинский детский сад».
Закрепление пройденного материала (согласные звуки), рисование дорожек, раскрашивание фигур, рассказывание стихотворений.
Задачи:
Упражнять детей в правильном произношении согласных звуков.
Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический вкус, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Учить читать стихи, не спеша, четко проговаривая каждое слово.
Закрепление полученных знаний.
Материал:
Рабочие тетради, цветные карандаши, игрушка – кошка, конверт с разрезанными карточками, мешочек с игрушками (пирамидка, мяч, матрешка, кубики).
Ход НОД:
Вовлечение детей в деятельность
Воспитатель обращает внимание детей на кошку (мягкая игрушка).
– Ребята, посмотрите какая красивая кошка пришла сегодня к нам в гости. Она держит в своих лапках какой-то конверт! Посмотрим, что в нем лежит?
В конверте лежат карточки с незаконченными фразами.
– Тут что-то написано, вы сами сможете прочитать, что там написано? (нет)
1. Словесная игра «Подскажи словечко»
– А давайте мы с вами, вместе выполним это упражнение, сейчас присядем на стульчики, вы по очереди будете давать мне карточку, я ее прочитаю, и выполним вместе задание со всех карточек.
Дети садятся на стульчики, по очереди каждый ребенок выходит к воспитателю, воспитатель читает незаконченную фразу, а остальные дети дополняют фразу нужным словом.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый .
(воробей)
Скоро вечер, посмотри –
Загорелись.
(фонари)
А рядом бегемотики
Схватились за .
(животики)
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке .
(лапу)
А возле этой елки
Бродили злые .
(волки)
Долго, долго крокодил
Море синее .
(тушил)
Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало .
(жарко)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая .
(лисица)
Би-би-би! Гудит машина,
– Не поеду без .
(бензина)
Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, .
(телефон)
– Отлично справились с заданием.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
– А посмотрите, здесь стоит какой-то мешочек, его нам тоже принесла кошечка. Вы хотите узнать, что она там нам принесла?
– Но просто так, она вам ничего оттуда не даст, она приготовила загадки, если вы отгадаете загадку, то попробуете в мешочке найти на нее отгадку.
Загадки:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет.
(мяч)
Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю.
(кубики)
Меня разбирают, меня собирают,
Колечки на ногу одну надевают.
(пирамидка)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрешка)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка
Острые зубки.
(мышка)
Вильнет хвостом туда-сюда
И нет ее, и нет следа.
(рыба)
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это .
(еж)
– Молодцы, вы достали все игрушки из «чудесного мешочка», а сейчас давайте сядем за столы и найдем там такие игрушки и раскрасим их, чтобы они были такие же красивые как эти игрушки, которые нам принесла кошечка.
Физминутка «Кто в домике живет?»
Дети образуют два круга, в каждом кругу на стуле сидит игрушка (кошка и ежик). Воспитатель поочередно подходит к каждому кругу и спрашивает: «Кто в домике?», дети отвечают, имитируя голоса животных. Затем воспитатель предлагает детям расцепиться и погулять по группе, а сам в это время меняет местами игрушки на стульях. Затем дети по сигналу воспитателя должны снова собраться в круг возле той игрушки, у которой стояли вначале игры. Повторить игру 2-3 раза.
3. Игровое упражнение «Кто что любит?»
– Кошечка и ежик рады, что вы поиграли с ними, и они немного устали и проголодались, давайте сейчас поможем им найти еду, которую они любят. (работа в тетрадях)
– Что любит кошечка?
– Что любит ежик?
– Проведите дорожку от животного к той еде, которую они любят.
– Молодцы, отлично справились с заданием.
4. Чтение стихотворений наизусть по картинкам
– Сейчас давайте еще расскажем нашим гостям сколько стихов мы с вами знаем.
Воспитатель показывает детям картинку со стихотворением, дети читают стихотворение наизусть по рисункам.
Итог занятия:
– Кошечке очень понравилось с вами играть, и за это она вас хочет угостить вашим любимым блюдом (конфеты)
– Я очень рада, что вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые приготовила для вас кошечка, я вместе с ней дарю вам вот эти тетрадочки, чтобы вы доделали пустые странички, и не забывали о том, что мы проходили в течение года.
– Тетрадочки давайте положим к себе в шкафчики, и немного поиграем с кошечкой и со всеми игрушками, которые она для вас принесла.
Самоанализ проведенного открытого показа НОД по кружку во второй младшей группе, воспитатель: Пашкова С. С.
Закрепление пройденного материала (согласные звуки), рисование дорожек, раскрашивание фигур, рассказывание стихотворений.
Программное содержание:
1. Словесная игра «Подскажи словечко», повторили умение подбирать рифму к словам.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», закрепили умение отгадывать загадки и на ощупь находить отгадку (игрушку), закрепление мелкой моторики (раскрашивание картинок в рабочей тетради).
3. Игровое упражнение «Кто что любит» (развитие мелкой моторики и соотнесение предметов пищи с животным).
4. Чтение стихотворений наизусть (самостоятельное чтение стихотворений по картинке, четкое проговаривание всех слов).
Непосредственно образовательная деятельность прошла по плану, все поставленные задачи были успешно решены в ходе проведения деятельности. Интерес детей поддерживался на протяжении всего мероприятия. Постаралась использовать все пространство группы. В деятельности были задействованы все дети.
Результатом остались довольны и воспитатели и дети группы.
В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .
Конспект НОД в подготовительной группе «Звуки Т, Ть. Буква Т»
Исмагилова Гульфия Ильдаровна
МБОУ “Начальная школа – детский сад №76” города Тюмени
Лексическая тема: «Наша Родина»
Возраст детей: 6-7 лет.
Цель: познакомить детей со звуками [Т], [Т’], и буквой Т. Активизировать словарь по лексической теме “Наша Родина”.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;
- Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [Т], [Т’], буквой Т;
- Формировать умение различать звуки [Т], [Т’] по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
- Активизировать речевую деятельность детей по теме “Наша Родина”;
- Закрепить правильное произношение звуков [Т], [Т’] в словах.
Оборудование и материалы: картинки для артикуляционной гимнастики, гласные и согласные в домиках, картинка (перечеркнутый колокольчик), схема-сигнал (синяя и зеленая), карточки для определения места звука в слове (вагон), буква Т, картинка (герб России), пазл (герб России) по количеству детей, схема плакат (чем отличается буква от звука), тарелки по количеству детей, фишки или камешки марблс, солнышко, прописи буква Т.
Методические приемы: рассматривание схем, речевой образец, вопросы, объяснение, хоровые и индивидуальные ответы, игры.
Словарная работа: Россия, Москва, Тюмень, река Тура, герб России.
Ход занятия
1.Организационный момент
Логопед: ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с нашими гостями и проходите на свои места. Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей). Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Садимся на свои места.
Логопед: мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы хотите попасть в волшебную страну звуков и букв? (ответы детей). Замечательно, мы ведь с вами уже знаем, как туда можно попасть? (ответы детей). Тогда начинаем?
– За забором, в своем домике живет наш язычок «Заборчик», каждое утро он просыпается (потянутся) и выглядывает в окно «Окно». Посмотрит на небо, на землю «Качели», в одну сторону, другую «Часики» и пойдет обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье». Ну вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка». Молодцы! Вот мы с вами и оказались в волшебной стране звуков и букв. В этой стране, нас как всегда ждут интересные задания, за каждое правильно выполненное задание вы получите часть картинки (пазл), ваша задача, собрать все части картинки и сказать, что изображено на картинке, если ответите правильно, то в конце занятия вас ждет сюрприз. Готовы?
Логопед: тогда приступим к выполнению заданий. Давайте вспомним, чем отличается буква от звука?
– Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.
– Как они произносятся?
– свободно, легко, с голосом (их можно пропеть).
– А какого цвета домики у гласных звуков? (красные)
– Правильно, молодцы ребята!
– А с какими согласными звуками мы познакомились?
– Почему их называют согласными? (потому, что они согласились со всеми препятствиями).
– Какие препятствия могут помешать? (язык, губы, зубы).
Логопед: отлично, вот и 1-я часть картинки. (раздаю каждому ребенку часть картинки). Герб России. У меня условие, картинки буду класть так, чтобы их не было видно. Пока никто не смотрит и не трогает.
Усвоение нового материала:
Приступаем ко второму заданию:
Логопед: – как называется наша страна? (Россия)
– Как называется самый главный город России? (Москва). Правильно, это столица нашей страны, поэтому ее называют самым главным городом России.
– Как называется город, в котором мы живем? (Тюмень)
– Правильно, город в котором мы живем называется Тюмень!
А теперь, послушайте стихотворение.
Хороша у нас Тура
Мы купались там вчера
И сегодня мы опять
На Туру пойдем гулять
Поиграем на песке
И поплаваем в воде
Хороша у нас Тура
У причала шум с утра. (Белов).
Логопед: о какой реке говорится в этом стихотворении. (о Туре).
– Какие звуки стоят в начале этих слов Тура , Тюмень ([Т] и [Ть]).
Произнесем еще раз слово ТУРА. Какой первый звук в этом слове? (Т), как он произносится? Твердо или мягко? Давайте проверим, мы стучим по этому слову или гладим это слово? (твердо). Когда мы произносим звук [Т], что-нибудь мешает воздуху проходить? (да, воздух встречает преграду, язычок упирается в зубки). Из-за этой преграды звук не поется, это говорит о том, что звук у нас какой? (согласный). Если звук [Т] у нас произносится твердо, какого цвета домик у звука [Т]? (синий), правильно!
– А теперь проверим звук [Т] у нас звонкий или глухой. Положили ладошку к горлышку и произнесем звук [Т], горлышко дрожит или нет? (Нет). Значит звук [Т] глухой, и обозначается он зачеркнутым колокольчиком. (вывешивается схема зачеркнутого колокольчика).
– А теперь произнесем название нашего города ТЮМЕНЬ, какой первый звук в слове [Ть]. Как звучит мягкий брат звука [Т]? (Звук [Ть]). Звук [Ть] также согласный, потому что не поется, мягкий и глухой, горлышко не дрожит, а какого цвета домик у звука [Ть]? (зеленый)
– Правильно, молодцы! (получаете 2-ю часть картинки)
Логопед : давайте поиграем в игру «Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий звук». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы услышите твердый звук [Т] поднимаем синюю карточку, если мягкий звук [Ть] – зеленую карточку. (ТЮМЕНЬ, ТУРА, ТРАВА, ТЕАТР, ЖИТЕЛЬ, ТЫКВА, СТРАНА) – слова просто произносятся. (получают 3-ю часть картинки)
Логопед: ребята, давайте расскажем о нашей Родине, а заодно и отдохнем. Встаем рядом со своими стульчиками.
Нет на свете Родины красивей – (дети шагают на месте)
Боевой страны богатырей. (изображают богатырей)
Вот она, по имени Россия (шагают на месте)
От морей простерлась до морей. (широко разводят руки)
В нашей стране горы высоки, реки глубокие, степи широкие и леса большие. А мы ребята вот такие!
Логопед: присаживайтесь на свои места. Продолжаем.
Логопед: перед вами лежит вот такой поезд с тремя вагонами, чтобы вам было легче понять, где же спрятался наш звук. Если звук [Т] или [Ть] стоят в начале слова, значит фишку кладем в первый вагон, если звук [Т] или [Ть] стоят в середине слова, значит фишку кладем во второй вагон, если звук [Т] или [Ть] стоят в конце слова, значит фишку кладем в третий вагон. Готовы? (ТЮМЕНЬ, САМОЛЕТ, ТУРА, ТРАВА, ЖИТЕЛЬ, УЧИТ, ТЫКВА, ТАЙГА).
(по одному ребенку выходят к доске, остальные работают и проверяют на местах). (получают 4-ю часть картинки).
Логопед: последняя игра «Раздели слова на слоги».
(РОДИНА, ГОРОДА, ЖИТЕЛИ, УЛИЦА, ДОМА, МОРЯ, ГОРЫ, ЗЕМЛЯ). (получают 5-ю часть картинки).
Логопед: замечательно, со звуками мы познакомились. А вот и буква «Т»
На антенну «Т» похожа,
И на зонт, как будто, тоже.
Логопед: на что еще похожа буква «Т»? (ответы детей).
– А теперь я попрошу вас встать и написать букву Т указательным пальчиком в воздухе. (дети пишут букву в воздухе). Теперь напишем букву Т пальчиком у себя на ладошке.
– А теперь напишем эту букву в воздухе глазками, следим за моей рукой глазами. Молодцы, теперь посмотрите на свой кончик носа. Замечательно, присаживайтесь на свои места. (получаете последнюю 6-ю часть картинки). Вот вы собрали все части картинки, теперь вам нужно собрать картинку и сказать, что изображено на этой картинке? (герб России). Правильно, это герб России.
Рефлексия.
Логопед: молодцы, вам удалось собрать все части картинки. А сейчас скажите мне, пожалуйста, с какими звуками мы сегодня познакомились?
– Какие это звуки? Почему?
– Дайте характеристику звуку [Т]
– Как мы его обозначаем?
– Дайте характеристику звуку [Ть]
– Как мы его обозначаем?
– А какая буква обозначает эти звуки?
Логопед: молодцы, вы хорошо поработали! Теперь я предлагаю вам украсить наше солнышко лучиками, если вам понравилось наше занятие берите лучики, которые лежат у вас на краю парты и выходите к доске. (дети украшают солнышко лучиками). Посмотрите, солнышко засветило ярко, ярко и говорит вам спасибо! Как я и обещала, вот мой сюрприз! Спасибо ребята!
- От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.
- Интернет ресурсы.
«Свидетельство публикации в СМИ» Серия А № 0007238
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
Конспект НОД по обучению грамоте по теме: «Звук и буква У»
Конспект НОД по обучению грамоте по теме: «Звук и буква У». Конспект составлен согласно ФГТ.В занятии прослеживаются образовательные области: —- коммуникация, -физическая культура, -социализация,-труд.
Занятие простроено в игровой деятельности, в соответствии с основными дидактическими принципами. В занятии представлены различные виды упражнений: -на развитие фонематического слуха, -развитие зрительного внимания, -знакомство с буквой. В конце занятия проводится итоговая беседа с детьми. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, учителям-логопедам.
Предмет: | Логопедия |
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Чепкасова Анна Сергеевна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 19.45 Kb |
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
по теме: «Звук и буква У».
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:
- научиться четко артикулировать и произносить звук У; знать характеристику и артикуляционный уклад этого звука;
- Выделять начальный ударный гласный звук У из слов;
- Познакомиться с буквой У, печатать букву У в тетрадях;
- Тренироваться в определении положения звука У в начале и середине слова;
- Учиться выделять 4 лишний предмет, находить общее в оставшихся предметах.
- Предметные картинки (утка, удав, утюг, ухо, утенок, умывальник, паук, улей, буквы, петух, кухня, ива, дуб, будильник, автомат, туфли).
- Зеркала.
- Демонстрационная карточка с буквой У.
- Тетради, карандаши.
- Разрезная азбука.
1. Отгадывание загадок.
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Ну конечно это – … (утка)
Одна – утка, а когда их много – то это …. (УТКИ)
А как зовут детеныша утки – … (УТЕНОК)
А когда их много, то это…. (УТЯТА)
УУУУТКА – какой первый звук в этом слове ? – У.
Мы сегодня будем повторять звук У и выучим букву У.
3. Пальчиковая гимнастика.
А утка – это кто? – Домашнаяя птица.
Давайте вспомним пальчиковую игру про домашних птиц.
Гуси, куры и индюшки
Побежали за водой.
(все пальчики попеременно «здороваются» с большим в такт стихотворения).
4. Артикуляционная гимнастика.
2 год обучения – гимнастика на верхний подъем языка.
5. Игра «Четвертый лишний».
На экране (на доске) : утка, корова, лошадь, свинья.
– Кто лишний? – Утка
Почему? Утка – домашняя птица, все остальные – домашние животные – млекопитающие. (не птицы).
6. Ситуативный разговор, беседа.
Выделение начального ударного гласного У из слова.
УУУУУтка . Какой первый звук в этом слове? – У .
Длительное произнесение звука У логопедом, детьми, хором и индивидуально, тихо и громко. наблюдение за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом;
Характеристика звука У:
поется голосом, тянется,
обозначается маленьким красным кругом .
Так как гласный — фишка красная. (этот материал – для детей не новый, поэтому дети могут отвечать сами).
7. Игра «Поймай звук У» .
а) из ряда звуков: У, И, А, У, О, А, У, С, У, Ш, А, О, У и т.п.
б) из ряда слогов и звукосочетаний: УА, АМ, АУ, ОП, СУ, МУ, АС, УИ и т.п.
в) из ряда слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, август, паук, курица, кот, петух, гамак.
8. Игра «Подари картинку со звуком У Ульяне»: (с куклой):
На экране (доске) картинки: утка, гусь, апельсин, иголка, улей, дуб, окна, облако, удав, умывальник, осы, ананас и др. (сколько есть)
Найти: утка, гусь, улей, дуб, удав, умывальник.
9. Ситуативная беседа.
Где спрятался звук У в словах – утка, улей, удав, умывальник? – в начале слова.
А в словах – гусь, дуб? – в середине слова
(возможна работа с полосками для определения места звука в слове).
Прохлопать слова, поделить их на слоги.
10. Физкультминутка. «Утята»
Возле речки пять утят в ряд на камешке сидят,В воду пять утят глядят, а купаться не хотят.
Речетатив произносит учитель-логопед, дети только выполняют упражнения.
1. И. п. – стойка ноги вместе, руки, согнутые в локтях, перед грудью. Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине – темп медленный.2. И. п. – Имитация ныряния солдатиком (приседание, руки через стороны вверх – темп средний.
Чтение художественной литературы
11. Игры на развитие внимания и памяти «Что изменилось», «Чего не стало» с картинками на звук У (смотри оборудование)
12. Знакомство с буквой У:
Буква У напоминает ушкиУ зайчонка на макушке.У улитки рожки тожеТак на букву У похожи.
Рассматривание карточки с буквой У,
отыскивание ее в разрезной азбуке, обведение контура. Печатание буквы на доске и в тетрадях.
16. Итоговая беседа.
Трудовая деятельность (до начала и в ходе образовательной деятельности)
Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 63 Скачиваний: 21
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта – свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Проект “Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики”
Разделы: Логопедия
Класс: д/с
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.
Целью – развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.
Задачи:
- Развивать и совершенствовать артикуляционную и тонкую моторику;
- Ставить и автоматизировать звуки;
- Развивать и совершенствовать фонематические процессы;
- Повышать мотивационную готовность детей;
- Поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.
Участники: дети логопедических групп, воспитатели, родители.
Основные направления реализации проекта – индивидуальные занятия с детьми.
Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не “участвует”. При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.
Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.
Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
Правила биоэнергопластики:
1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
Риск проекта: (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).
План проекта
1 этап – диагностический
Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения. Логопед определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.
2 этап – подготовительный
Главная задача – изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»; установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям.
3 этап – основной
Проводить индивидуальные занятия биоэнергопластики сначала с использованием ведущей руки ребенка, потом другой руки, использование обеих рук ребенка.
Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм; запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям). Учитывая эти особенности, учитель-логопед подбирает материал в зависимости от цели и задач коррекционной работы.
4 этап – итоговый
Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом. Создание картотеки упражнений. Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.
Этапы работы:
1. Выявление проблемы: (мониторинг с 2.09.19 – 14.09.19)
2. Подготовительный этап: (с 01.09.19 -30 .09.19
3. Практический этап: (с16 .09.19 – 15.05.20)
4. Подведение результатов: (с 18.05.20 – 30.05.20)
Ожидаемый результат:
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.
В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Тематическое планирование
Таблица № 1
Этапы
Формы работы с детьми и родителями
Цель
Время
проведения
Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения.Создание картотеки упражнений.
Определить структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
Установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям.
Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики».
Проводить индивидуальные занятия с детьми по выполнению упражнений в данной последовательности:
Внедрить в практику коррекционной работы метод «биоэнергопластики».
(период работы проекта)
Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом.
Консультации.
Педагогическое просвещение родителей.
(период работы проекта)
Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.
Таблица № 2. Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата
I. Упражнения для нижней челюсти
Все упражнения повторяются 4-6 раз.
1. «Окошко» – широко раскрыть рот и подержать его открытым несколько секунд. Затем закрыть.
Ладонь находится на весу, смотрит на стол. Пальцы прижаты друг другу. В момент открытия рта, большой палец двигается вниз. В момент закрытия рта – исходное положение руки.
2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.
Переборы пальцев рук («Волна» из пальцев рук).
3. Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты.
Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот).
4. “Заборчик” – верхняя челюсть “стоит” на нижней; губы в улыбке.
Ладонь правой руки лежит ребром на столе, ладонью на себя. Пальцы сомкнуты. Ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот).
II. Упражнения для губ
1.”Улыбка” – “Трубочка”.
Растягивание разомкнуты губ (зубы сжаты) – вытягивание губ вперёд.
Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь с растопыренными пальцами)– “улыбка”. Сведение пальцев – “трубочка”.
2. Втягивание губ внутрь рта с плотны прижиманием их зубами.
Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется.
3. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.
Кисть руки неподвижна.
Ладонь вверх – двигаются только пальцы.
Ладонь вниз – двигаются только пальцы.
III. Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна)
1. “Болтушка” – движения языка взад-вперед.
Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед.
2. “Часики” – движения языком вправо-влево.
Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо – влево.
3. “Качели” – движения языком вверх-вниз.
Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – “качели” вниз; ладонь поднимается – ‘качели” вверх.
4. «Чистим зубки» – круговые движения языком под губой в одну и другую стороны.
Круговые движения указательным пальцем руки, остальные пальцы в кулаке.
5. “Лошадки“ – щелканье языком.
Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.
6. “Лопатка” – широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» похлопывать кистью руки по столу.
7. “Иголочка”– узкий напряженный язык высунут вперед.
Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания “иголочки”. “Иголочка” убирается – указательный палец убирается в кулак.
8. “Желобок” – высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
Скрестить указательный и средний палец руки.
9. “Грибок” – широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.
Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.
10. “Чашечка” – широкий язык в форме “чашечки” поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.
Ладонь руки в форме “чашечки”. “Чашечка” смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме “чашечки”. “Чашечки” из рук смотрят вниз – рот закрыть.
11. “Киска сердится” – выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу.
12. “Накажем непослушный язык” – покусывать широкий кончик языка. Произносим ПЯ-ПЯ-ПЯ.
Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
Стрельникова Татьяна Сергеевна
Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
Правильная речь — одно из важных условий всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее развивается его психика.
В современной литературе описаны приемы развития мелкой моторики у детей, в том числе с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
Логопеды в своей работе применяют артикуляционную гимнастику, которая включает совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка и губ становятся точными, сильными, уверенными.
Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.Она включает в себя три базовых понятия: «био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это активизирует интеллектуальную деятельность детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики — сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений с использованием биоэнергопластики способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
Планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает пять этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции. После обследования подбираются комплексы упражнений с учетом нарушенных звуков.
На втором (подготовительном) этапе ребенка индивидуально знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Т. о. ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их.
На третьем (основном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребенка. Учитель-логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Нужно добиваться, чтобы движения кисти руки были раскрепощенными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрялась.
На четвертом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата.
Учитель-логопед также сопровождает выполнение упражнений движениями руками.
На пятом (заключительном) этапе логопед рассказывает сказку, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.
Список использованной и рекомендуемой литературы
• Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011.
• Бушлякова Р. Г., Вакуленко Л. С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011.
• Лозбякова М. И.Учимся правильно и четко говорить: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М., 2015.
Драматизация сказки «Теремок» на новый лад. Нетрадиционная форма работы с родителями (вторая младшая группа) Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить. В сказке.
Фотоотчет «Нетрадиционная форма родительского собрания» «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, время, труда. Но, и мы счастливы.
Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.
Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.
Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.
Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.
Нетрадиционная форма работы с родителями «Родительская почта» Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных Изменившаяся современная семья озабочена решением.
Нетрадиционная форма работы с родителями. Сценарий мастер-класса «Путешествие в город мастеров» Цель: привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях, способствующих формированию любви к Родине, развитию интереса к.
Психолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастики «Яблочки для Ёжика!» Цель: Оптимизация детско – родительских отношений. Задачи: 1. Обучение родителей навыкам артикуляционной и пальчиковой.
Сказка для артикуляционной гимнастики «К бабушке и дедушке внуки приехали» (Дети уже знают артикуляционные упражнения, услышав название упражнения в сказке, выполняют его). Жили – были дедушка и бабушка. К ним.
Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
В предлагаемом материале рассмотрены основные подходы к проведению артикуляторной гимнастики, её значение для формирования правильных артикуляторных укладов звуков. Описаны упражнения биоэнергопластики, разработанные Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И., а также предложены авторские игровые варианты проведения биоэнергопластики на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioenergoplastika_kak_netraditsionnaya_forma_provedeniya_artikulyatornoi_gimnastiki.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за его отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Уже в младенчестве ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения отдельными звуками или их сочетаниями (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Условия, обеспечивающие эффективность артикуляторной гимнастики.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. После прочного усвоения необходимых упражнений артикуляторную гимнастику можно проводить без зеркала, обеспечивая тем самым развитие кинестетических ощущений от органов артикуляторного аппарата.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
К сожалению, процесс формирования правильных артикуляторных укладов достаточно длителен, и каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка: создаются сказки для Весёлого Язычка, различные игровые ситуации, упражнениям придумываются новые названия и т.д.
Хотелось бы обратить внимание на относительно новый подход в проведении артикуляторной гимнастики, предложенный Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. – биоэнергопластика. Суть его в том, что артикуляторные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. На начальном этапе педагог, демонстрируя артикуляционное упражнение (на первом занятии проводятся 2-3 артикуляторных упражнения) сочетает его с движением кисти одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает внимание детей к одновременности выполнения артикуляционных движений с движениями кисти рук. На последующих занятиях постепенно подключается кисть второй руки. Особое внимание необходимо обращать на четкость выполнения каждого движения.
Тренировка нижней челюсти.
Упражнение № 1. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик – у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажены. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет три рот закрыт. Показ кистью руки; 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.
Тренировка губных мышц.
Упражнение № 2. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, на обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно больше тренировать их в движении вперед). упражнение повторяется 3-4 раза без перерыва. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, на «два» – пальцы врозь.
Упражнение № 3. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо, на счет «три» собранные губы снова выдвигаются вперед, на счет «четыре» «пятачок» двигается влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются 3-4 раза. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.
Упражнение № 4. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх. Повторить этот круг 3-4 раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева на право. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.
Упражнение № 5. нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают её, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна, ладонью вверх, двигаются только пальцы. Ладонь вниз, двигаются только пальцы.
Тренировка мышц языка.
Упражнение № 6. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» язык поднимается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение. Упражнение повторяется 4-6 раз. Кисть руки – движения ладонью вверх, вниз.
Упражнение № 7. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» – внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные собраны в кулак.
Упражнение № 8. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза. Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельно столу.
Упражнение № 9. Исходное положение6 рот приот5крыт, губы улыбаются, кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка не подворачивается. Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком.
Это упражнение для тренировки нёбной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик – у нижних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос, опускать нижнюю челюсть до максимально глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц нёбной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Кисть руки – ладонью вниз параллельно столу. Когда опускается нижняя челюсть – пальцы собираются в бинокль.
Предлагаю также несколько авторских игровых вариантов проведения биоэнергопластики. Движения артикуляторных органов и кистей рук иллюстрируют произносимое педагогом стихотворение. Все предлагаемые комплексы упражнений можно проводить в рамках лексических тем, изучаемых в логопедической группе. Сначала все упражнения осваиваются, как и положено, перед зеркалом. Когда этап «зеркала» заканчивается, а удержание статических поз ещё необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процесс развития сюжета. Упражнения вводятся постепенно. Логопед произносит текст, а ребенок делает упражнения.