Развитие мелкой моторики рук как один из видов деятельности на логопедических занятиях

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике

Ткаченко Мария Александровна,

Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»

Республика Казахстан, город Павлодар

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа – улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика.

Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Коготки» – сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» – вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я же играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж шариками Су-Джок.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Игрушки Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Зайчик, мишка, Буратино,

Да веселый Чиполлино,

Пара сереньких мышат.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы поможем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

(дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях у дошкольников с ОНР
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях у дошкольников с ОНР.

Консультация для учителей-логопедов, воспитателей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях у дошкольников с ОНР25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях у дошкольников с ОНР

С целью развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР проводится углубленная работа, в ходе которой решаются следующие задачи:

  1. Формирование мелкой моторики пальцев, кистей рук:
  • развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук, ритмичности движений;
  • развитие графических навыков, подготовка руки к письму.
  1. Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы:
  • память, речь детей;
  • произвольное внимание;
  • логическое мышление;
  • зрительное и слуховое восприятие;
  • умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.

  • самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
  • игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • пальчиковая гимнастика;
  • графические упражнения: обводка по контуру картинок , штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;
  • игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, пуговицы ;
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.
  • самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;
  • игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
  • «котенок кусается» (прищепки бельевые);
  • «забавные узелки» (веревка с узелками);
  • «в зоопарке» (решетка для раковины, подставка под горячее, лист бумаги в клетку 2 х 2);
  • «лыжники» (пробки от пластиковых бутылок);
  • «фокусники» (кусок полиэтилена, носовой платок);
  • игры с мячом (мяч-прыгун);
  • рисуем пальчиками;
  • волшебные превращения веревочки;
  • застегивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков ;
  • игры со спичками ;
  • «Золушка» (перебирание круп)
  • рассказываем стихи руками.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, когда с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней. В упражнениях используются также каштаны, массажные щетки для волос, воздушные шары (наполненные солью, мукой, мелкими камушками), перчатки с нашитыми пуговицами. Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру: «пальчики-лыжники», «пальчики-фокусники», «пальчики гуляют по зоопарку».

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры – шнуровки, которые развивают не только сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук. Они развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”, способствуют развитию речи, развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

Можно отметить некоторые преимущества использования конструктора.

  • С поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры.
  • При использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха.
  • Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
  • Конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности.

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 – 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил вводится штриховка. Вместе с тем она является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения:

  • раскрашивание короткими частыми штрихами;
  • раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
  • центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
  • штриховка длинными параллельными отрезками.

При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 – 0,5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками.

При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши.

Перечисленные виды деятельности не могут полностью заменить пальчиковый тренинг, потому что осуществляют их в основном первые три пальца, манипуляции не включают расслабляющих упражнений. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.

Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.

Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления – следуя медицинской терминологии – сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров – мышц-сгибателей и экстензоров – мышц-разгибателей.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст (до трех-четырех лет), рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте – 10-15 минут в день).

Правила проведения пальчикового тренинга для дошкольников:

  • длительность физкультминутки около 2 – 3 минут;
  • количество упражнений в одном комплексе 4 – 5 или 6 – 8 (в зависимости от возраста детей);
  • одно упражнение повторять 4 – 6 раз;
  • пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя одновременно);
  • после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук;
  • упражнения должны быть разнообразными: развивать подвижность пальцев, их силу и гибкость.

Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

“Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях как условие развития речи”
консультация на тему

“Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях как условие развития речи”

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_na_temu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

“Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях как условие развития речи”

Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев ». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. Отмечу также, что к сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всяческих движений. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека. Вязание – это один из ярких примеров действий мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Способов, которые совершенствуют мелкую моторику, очень много:

1. Использование развивающих игрушек

2. Пальчиковая гимнастика

3. Массаж и самомассаж.

4. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, резание по контуру, вырезание предметов на глаз).

При этом происходит:

– развитие мозга ребенка;
– стимулирование развития речи;
– развитие творческих способностей;
– развитие фантазии;
– расслабление мышц рук и всего тела;
– улучшение произношения звуков.

1. Использование развивающих игрушек.

В настоящее время современным рынком предлагается множество интересных детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей, как средство развития речи. Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.

Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).

Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка . Этаигрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка, изготовленная из дерева, несёт в себе положительную энергию деревянной игрушки. Элементы такой пирамидки приятно держать в руках, поскольку они всегда тёплые на ощупь, а шероховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность ребенка.

При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные , герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.

Доски Сегена (рамки, вкладыши)

Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Ребенок должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

Фигурки на магнитах

Используя магнитную мозаику у ребенка развивается мелкая моторика, координация движений и пространственного мышления. А фантазии ребенка помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.

Благодаря таким занятиям ребенок развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Ну чем не увлекательное занятие!

Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

2. Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки

Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо известны игры «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» и многое другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии ребенка.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Пальчиковые игры проводятся прямо за партой в сопровождении веселых стишков. Стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели ваше лицо, но чтобы и вы видели их лица и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и самой пальчиковой игрой.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью. К данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление, строгание, штрихование и пересекание.

Вот на улице мороз!
Эх, быстрей потрите нос!
Каждый пальчик согреваем!
Сильно – сильно растираем!

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание и т.д.Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снимает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

На логопедических занятиях можно организовывать пальчиковый театр. Это увлекательная дидактическая игра , которая стимулирует развитие мелкой моторики, развивает воображение, память, мышление, внимание, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции, формируя творческие способности.

3. Массаж и самомассаж.

Самомассаж является прекрасным средством развития мелкой моторики рук. Самомассаж можно выполнять, как с предметами, так и без них (пальчиковые игры).

Одним из приемов самомассажа является использование массажеров разной формы и величины (мячики «ежики»). Чтобы данный вид тренинга оказался для детей скучным и утомительным занятием, предлагаю веселые стихотворные тексты. На занятиях часто использую игровые упражнения с использованием массажного шарика «Су Джок». Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм.

Использую в своей работе по развитию мелкой моторики бельевые прищепки разного цвета и формы . Занятия с прищепками начинаю с того, чтобы показать детям, как прищепка может «открывать» и «закрывать» рот.

Исходное положение для каждого упражнения: рука согнута в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. В последующих занятиях можно задействовать обе руки и ритмично закрывать и открывать прищепки по ходу проговаривания текста.

Можно бельевые прищепки надевать на ногтевые фаланги пальцев

(кроме большого) и ударять пальчиками по парте на каждый ударный слог.

Вот проснулся, встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок.

– Дай, хозяйка, корма мне
– Раньше, чем моей родне!

С помощью прищепок может получиться волшебство! Из круга солнышко (Солнышко утром рано встает. Лучики тянет – тепло нам дает), из треугольника елочка. Работая с прищепками дети развивают не только мелкую моторику, но и цветовое восприятие.

На логопедических занятиях успешно применяю игровые упражнения с пуговицами. Благодаря такому массажу стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

Некоторые игры, которые можно применять для развития мелкой моторики рук.

Коробка заполняется пуговками разного размера, разного цвета, формы , предлагается выполнить следующие упражнения:

– опустите руки в коробку;
– поводите ладонями по поверхности
– пересыпать из ладошки в ладошку;
– найти самую большую пуговицу, самую маленькую, самую квадратную, гладкую и т.д.;
– пересыпать пуговицы в прорезь банки.

Используется для массажа рук и природные материалы – шишки, грецкие орехи:

Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.

( два грецких ореха ребенок держит в руке и вращает их один вокруг другого).

С помощью счетных палочек выкладываем буквы. Различные фигуры. Желательно, чтобы счетные палочки были ребристыми (служат дополнительным массажем). Выполняем массаж пальчиков с помощью карандашей, губок для мытья посуды, проволоки.

Игры с крупами тоже эффективный прием в развитие мелкой моторики рук («Пересыпаем крупу», «Прячем ручки», «Найди игрушку» и т.д.).

3. Изобразительная деятельность.

Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает изобразительная деятельность:

1. Рисование – это может быть раскрашивание, обведение трафаретов, штриховка и т.д.

Применяется на логопедических занятиях и способы нетрадиционного рисования. Ребята с удовольствием рисуют пальчиками на манной крупе

( Игра «Волшебный поднос »). Можно написать букву, слово или пофантазировать на понравившуюся тему. Такая деятельность с использованием нетрадиционных способов рисования, позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Кроме того развивает память, внимание, учит ребенка думать, анализировать, сочинять и воображать. Рисование пальчиками на крупе можно отнести и к самомассажу.

2 . Лепка из пластилина, глины, слоеного теста.

Во время лепки развивается не только мелкая моторика рук, но и навыки ручного труда. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт. Например, игра «Забавные картинки» (равномерно распределить пластилин на картон и с помощью различных горошин выкладывать рисунки).

Все перечисленные способы развития мелкой моторики рук оказывают благотворное влияние на развитие речи ребенка. Поэтому важно как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Уделяя должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики, мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, ребенок быстрее и лучше начинает говорить. Нужно помнить, что чем «умнее» руки, тем умнее ребенок.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Комплексное развитие мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями в системе логопедической работы ДОУ.

Екатерина Куликова – учитель – логопед
Оригинал статьи в формате MS Word скачать
Выдан сертификат:

Важнейшим аспектом развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие у него мелкой моторики и координации движений пальцев и кистей рук. Необходимость развития активных мелких движений получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, их речевого и физического развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Например, исследования, проведенные Л.В. Фоминой и М.М. Кольцовой, доказывают, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние не только на речевое развитие, но и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Важно подчеркнуть также, что недоразвитие мелкой моторики у детей в школьном возрасте обязательно приведет к трудностям усвоения навыка письма.
Недостаточное развитие функциональных возможностей рук может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе, трудностям усвоения навыка письма, микро- и макрографии. Поэтому в дошкольном возрасте, и особенно у детей с речевыми нарушениями, очень важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития ручной умелости и графических навыков.

Сегодня специалисты, разрабатывающие методы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, среди различных отклонений развития, указывают и на разнообразные нарушения мелкой моторики у дошкольников.

Особенности психомоторики, в том числе и состояние мелкой моторики у детей с различными формами дизартрией было охарактеризовано Л.В. Лопатиной.
Е.Ф. Архипова отмечает, что дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать.

Специальных исследований мелкой моторики пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием не проводилось, хотя авторы, работающие в этой области, подчеркивают недостаточность пальцевой моторики, характерные трудности, испытываемые детьми в самообслуживании, изобразительной деятельности, в овладении навыками письма.

Своеобразие произвольной двигательной деятельности, а также мелкой моторики более обстоятельно исследовано у заикающихся детей. Все исследователи отмечают значительную специфику двигательных нарушений у детей с невротическим и неврозоподобным заиканием. В целом все вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что при наличии у ребенка каких-либо нарушений в речевом развитии, развитие мелкой моторики рук тоже будет страдать и, наоборот, аномальное развитие двигательной сферы оказывает отрицательное влияние на состояние речи. Поэтому проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями не теряет своей актуальности и по сей день. При этом, как показывает логопедическая практика, чаще всего в детских садах логопеды включают в свои занятия только элементы пальчиковой гимнастики, что, на наш взгляд, является односторонним решением проблемы и не позволяет эффективно развивать все параметры мелкой моторики в их взаимосвязи.

В нашем ДОУ была составлена и апробирована программа комплексного развития мелкой моторики. При ее разработке мы учитывали три основных общедидактических принципа, а именно принципы системности и комплексности, а также принцип индивидуального и дифференцированного подхода к детям.
Принцип системности опирается на представление о том, что двигательный акт обеспечивается работой сложной функциональной системы, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Поломка одного из компонентов нарушает функцию всей системы. В связи с этим развитие мелкой моторики предполагает воздействие на все ее компоненты. Согласно принципу системности, все направления работы (а именно формирование статической и динамической координации, переключаемости, одновременности, отчетливости движений, зрительно-пространственной организации движений, тактильных и графических навыков) должны реализовываться во взаимосвязи.

Логопедическая работа должна носить также комплексный характер и предполагать не только развитие мелкой моторики руки детей, но и совершенствование их общих и артикуляционных движений, а также познавательной деятельности, речи, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти. Принцип комплексности предусматривает отработку соответствующих двигательных умений и навыков в различных видах деятельности детей.

Реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода к детям предполагает учет речевых, психофизических и личностных особенностей каждого ребенка. Это обусловлено разным уровнем сформированности двигательных качеств, различным состоянием речи детей. Организация занятий должна предполагать особое внимание к детям, которые имеют более низкий уровень развития мелкой моторики. Каждый ребенок должен вовлекаться в выполнение посильных для него двигательных задач. Осуществляя дифференцированный подход в обучении, следует варьировать содержание, сложность и объем заданий, предлагаемых детям.
Работа с детьми проводится нами два раз в неделю на специально организованных логопедических занятиях продолжительностью 15-20 минут. Структура каждого занятия строится следующим образом (рис. 1, таблица 1).
Рис. 1. Структура логопедического занятия, направленного на комплексное развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи

Как видно, обязательной частью каждого нашего занятия является пальчиковая гимнастика. Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами. Игры с пальчиками развивают не только координацию, ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют его творческие способности, фантазию и речь.

Следующей составляющей частью логопедического занятия являются задания, позволяющие развивать тактильную чувствительность. Это, прежде всего, работа со спичками, счетными палочками, пуговицами, бусами, мозаикой и другим мелкими предметами, работа с разнообразным материалом – бумагой, песком, пластилином и др. Развитие тактильных ощущений осуществляется также посредством определения предметов на ощупь. Помимо собственно развития мелкой моторики, в процессе визуального и тактильного контроля ребенок знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны , учится различать предметы по форме, определяет величину предмета , учится их словесно обозначать, что позволяет обогащать словарь ребенка.

Далее также на каждом занятии руки ребенка к овладению письмом нами проводятся разнообразные графические упражнения, для чего используются различные варианты штриховок, контурных изображений, лабиринтов, узоров и прописей. Особое внимание уделяется обучению детей правильным действиям с основными инструментами (альбомом, тетрадью, линейкой, простым и цветными карандашами). Различные дидактические задачи в данных заданиях, уровень сложности которых повышается от занятия к занятию, способствуют не только формированию графо-моторных навыков, но и расширению активного словаря детей, формированию и закреплению у них обобщающих понятий, побуждают ребенка к развернутому связному высказыванию.

И, наконец, для более успешного формирования мелкой моторики в качестве заключительных упражнений на занятии используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев. Мы учим детей различным приемам: поглаживанию, растиранию, разминанию, выжиманию, активным и пассивным движениям ладоней и пальцев. В качестве расслабляющих используются элементы психогимнастики, которые сопровождаются стихотворными текстами. В таких упражнениях происходит автоматизация различных звуков, развитие способности к переключению, дифференцированию силовых и пространственных параметров движения.

В целом, результаты нашей работы показывают высокую эффективность предложенного подхода к развитию мелкой моторики. У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных проб на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графо-моторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения. Кроме того, такое разнообразное сочетание разных видов деятельности на одном занятии позволяет увлечь и заинтересовать детей, и в игровой форме не только комплексно развивать все параметры мелкой моторики, но и различные психические процессы – зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.

Список литературы
1Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ, Астрель, 2006. – 319 с.
2 Гаврина, С. Е. Готовим руку к письму. 360 упражнений / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – М. : Олма-пресс, 2001. – 64 с.
3 Громова, О. Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики / О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко. – М. : Гном-Пресс, 2002. – 65 с.
4 Дудьев, В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи / В. П. Дудьев // Дефектология. – 1999. – №4. – С. 50-54.
5 Киселева, Г. А. Книжка-учишка для детей 4-6 лет : Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков : вып. 3 / Г. А. Киселева. – М. : Книголюб, 2003. – 56 с.
6 Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – М. : Сага, 2002. – 224 с.
7 Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина. – СПб. : Союз, 2005. – 192 с.
8 Мальцева, И. В. Упражнения для пальчиков / И. В. Мальцева. – М. : Карапуз, 2002. – 20 с.
9 Петров, А. В. Игротека «Наши руки» обучает и воспитывает : Методическое пособие / А. В. Петров. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 44 с.
10 Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ, Астрель, 2004. – 127 с.
11 Фомина, Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка / Л. В. Фомина // Проблемы речи и психолингвистики. – М. : МГПИИЯ, 1971. – С.36-40.
12 Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками – развиваем речь : Пособие для родителей, воспитателей детских садов, врачей, студентов-медиков / В. В. Цвынтарный. – М. : ЦП, 2002. – 32 с.
13 Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М. : Просвещение, 1990. – 128 с.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

«Развитие мелкой моторики, как прием коррекции речевых нарушений»

приемы и методы коррекции речевых нарушений при помощи развития мелкой моторики

Просмотр содержимого документа
««Развитие мелкой моторики, как прием коррекции речевых нарушений»»

«Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

У детей с нарушениями в речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г. м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Большое значение придаётся использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Применяется стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим решаются сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Работа по развитию мелкой моторики рук вне логопедических занятий.

1. Для совершенствования ручной моторики помогают физические упражнения и игры.

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это— начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.

2. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. п. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения, игрушек и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

3. Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек, плетение, макраме, вышивание, вязание, выжигание. Всё это – эффективные пути для подготовки руки ребёнка к письму. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Одно из направлений – это игры со счетными палочками, спичками. В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале дети знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т. д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. Помимо подготовки руки к письму штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.

Пальчиковые игры и упражнения, используемые в логопедической практике.

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи проводят систематически, уделяя ей по 5-7минут ежедневно.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей включаются не только в логопедические занятия, но и в занятия воспитателей. Они проводятся также в часы, отведённые для игр, и во время прогулок.

Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия, где ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов – потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

“Пальчиковые” игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, можно использовать в работе с детьми сопряжённую гимнастику или иначе говоря «Театр пальчиков и языка». В сопряжённой гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающие общую работоспособность ребёнка на занятиях. Проводимая в хорошем темпе, с весёлым настроением, со сменой поз, сопряжённая гимнастика может применятся и как физминутка. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их «Театром пальчиков и языка». Имеются опорные рисунки, на которых показаны необходимые позы для языка и рук. Можно создать новые нехитрые сюжеты – это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу.

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определённых результатов. По наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

1. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 1997 г.

2. Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, Академия развития, 1998 г.

3. Краузе Е. Н. Логопедия. – Санкт-Петербург, Корона принт, 2003

4. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М., 2000 г.

Читайте также:  Конструктор Bunchems на логопедических занятиях
Ссылка на основную публикацию