Конспект занятия по теме: Звуки (Л)-(Ль), Буква Л

Конспект занятия по теме: Звуки (Л)-(Ль), Буква Л

Аннотация: Цель: сформировать навык произношения звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах

Статья:

Цель: сформировать навык произношения звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям
  • умение контролировать свою речь.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие моторики речевого аппарата
  • закрепление правильного произношения данного звука в слогах, словах, предложениях
  • развитие зрительно-пространственных функций.

Оборудование: зеркало, картинки, карта, схема для анализа звуков.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?

Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие?! Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Чтобы правильно и красиво говорить, нужно сделать гимнастику для язычка, губ и щек.

  • «Улыбка-Хоботок»
  • «Лопаточка»«Иголка»
  • «Качели»
  • «Пароход гудит»
  • «Вкусное варенье»

3. Дыхательная гимнастика

Логопед: Посмотри, у меня есть вот такая пчелка, давай подуем и посмотрим как она машет крыльями во время полета.

Инструкция: (Вдыхаем носом, выдыхаем через рот губы в трубочку, плечи не поднимаем, щеки не надуваем)

4. Введение в занятие

Логопед: Сегодняу нас на занятии гость. Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала;
Как зовут ее?! (Пчела)

Логопед: Правильно! Это веселая и добрая пчела, а зовут ее Лоло. Она немного заблудилась и очень хочет вернуться к себе домой в свою сказочную страну Пчеландия. А заблудилась она потому, что искала того кто мог бы помочь ей вспомнить как произносится звук Л.

Давай поможем Лоло вернуться домой и вспомнить как произносится звук Л.

5. Анализ артикуляции звуков. Характеристика звука.

Логопед: Расскажи Лоло, как нужно правильно произносить звук [Л].

Ребенок: При произношении звука [Л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Логопед: Звук [Л] согласный или гласный?

Ребенок: Звук [Л] согласный, потому что во рту есть преграда.

Логопед: Звонкий или глухой?

Логопед: Почему он звонкий?

Ребенок: При произнесении звука [Л] горлышко дрожит.

Логопед: Твердый или мягкий?

Логопед: Ну теперь в путь! У нас есть карта, с помощью которой мы поможем Лоло добраться до ее страны. Эта карта необычная, нужно двигать указательным пальцем правой руки и произносит звук [Л].

6. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Логопед: Итак мы добрались до первого пункта. Нас встречает пчелка-певица она любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ла-ла ала-ала-ала
лу-лу-лу улу-улу-улу
лы-лы-лы ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло оло-оло-оло

Логопед: Отправляемся дальше.

7. Автоматизация звука [Л] в словах.

Логопед: А вот и дошли до второго пункта, и эта пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет…
Ребенок: (пчела).
Лу-лу-лу, мы увидели…
Ребенок: (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…
Ребенок: (пчелы).

Логопед: А еще пчелка хочет, чтобы мы разгадали ребус. Внимательно посмотри на карточки. Что здесь изображено. А что еще ты видишь? Правильно! Слог. Какое слово получится, если соединить слог со словом.

8. «Ребус»

Бу (лавка) Что за слово?

Ку (лак) Что за слово?

Каб (лук) Что за слово?

Логопед: Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.

Логопед: Идем дальше, до третьего пункта.

10. Автоматизация звука в словах.

Игра «Где спрятался звук».

Логопед: Эта пчелка принесла красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Лапти, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

11. Автоматизация звука в предложениях.

Логопед: Вот мы почти у страны пчелки Лоло остался последний пункт. Тут нас встречает пчелка, которая хочет нас рассмешить забавными предложениями. Давай послушаем их, и составим правильно.

Логопед: Салат ел Милу.

Ребенок: Мила ела салат.

Логопед: Пол упал на стул.

Ребенок: Стул упал на пол.

Логопед: Лук попол Милу.

Ребенок: Мила попола лук.

Ребенок: Ура! Вот мы и добрались до страны Пчеландия! И помогли Лоло вспомнить звук Л.

12. Итог занятия.

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Ребенок: Сегодня на занятии мы повторяли звук [Л].

Логопед: Как правильно он произносится?

Ребенок: При произношении звука [Л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Логопед: Какой он?

Ребенок: Звук [Л] согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Лоло. Ей пора возвращаться домой.

Конспект логопедического занятия “Звуки [л’] – [j]. Буквы Л – Й”

Цель: дифференцировать звуки [л’], [j].

Задачи:

  • закреплять знание норм артикуляции звуков [л’] – [j];
  • учить давать сравнительную характеристику звуков [л’] – [j];
  • учить дифференцировать звуки [л’] – [j] в слогах, словах, предложениях, тексте;
  • учить согласованию местоимений с существительными.

Оборудование: изображение львенка и ежа, зеркала, слоговая таблица, карандаши, ручки, тетради, мяч текст рассказа “Львенок и ежонок”.

Ход занятия

Организационный момент

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Львенок и ежик)
– Львенок и ежик принесли вам свои любимые звуки и буквы. Угадайте их.
– У Львенка и ежика они стоят первыми в их именах? ([л’], [j])

Артикуляция гимнастика

Учитель-логопед: Начнем мы наше занятие с артикуляционной гимнастики.

  1. Упражнения для губ: “Птенчики”.
  2. Упражнения для языка: “Чашечка”, “Болтушка”.

Характеристика звуков [л’] – [j]

Учитель-логопед: Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Звук [л’] – согласный, так как есть преграда – язык, мягкий, звонкий. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние зубы. Спинка языка прогнута. Воздушная струя слабая, теплая, выходит по бокам языка.
Звук [j] – согласный, краткий. Бывает только после гласного звука.

Основная часть

Дифференциация звуков [л’] – [j]

Учитель-логопед диктует звуки, а обучающиеся рисуют стрелочки: стрелочку вверх услышав звук [л’], а вниз звук [j].

– Подпишите под каждой стрелочкой букву.
Чтение слогов по слоговой таблице

Дидактическая игра “Измени слово”

Юбка – Любка, йод – лед, мой – моль, юг – люк, поет – полет, галька – гайка, койка – Колька, роль – рой.

Загадки
Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец. (Яйцо)

Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные . (Блины)

В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
И поют все: “Выбирай,
Кого любишь, …!” (Каравай)

Мы с изюмом, миндалем
Их на пасху испечем.
А лепить их во дворе
Тоже любо детворе. (Куличи)

Вы припомните скорей,
Кто источник сухарей? (Хлеб)

Ягоды в сметане
Для Вани и для Мани. (Йогурт)

В рекламе хвалят все его
И заправляют им хозяйки
Новогодние салаты. (Майонез)

Дидактическая игра “Прятки”

Учитель-логопед: Выберите картинки (картинки предыдущего занятия) для Львенка и ежика. Определите, где спрятались их любимые звуки, в начале, середине, конце?
Работа в парах.

Физкультминутка

Мы руками: хлоп – хлоп – хлоп
Мы ногами: топ – топ – топ
Кулачками постучим
Сядем помолчим.
Имена собственные

Учитель-логопед: Прочитайте имена: Юля, Оля, Майя, Валя, Эля, Аля, Тая, Ляля, Лиля, Лиза, Люба, Толя, Леша, Леня.
– Назови полные имена: Оля, Валя, Лиля, Лиза, Люба, Толя, Алеша, Леня, Коля, Вася.

Дидактическая игра с мячом “Мой, моя, мои, мое”

Учитель-логопед: Назовите только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои, мое). (Составьте словосочетания по образцу. Образец: мой шиповник…)
Картинки: майка, зайка, сарай, змей, герой, край, лейка, мотыльки, листья.

Пересказ рассказа “Львята и ежик”

Логопед читает рассказ “Львенок и ежонок” с установкой на запоминание.

Львята и ежик
Гуляли львята на полянке и услышали, что в яме у сарая кто-то плачет. Подошли они к яме, а там маленький ежик. Помогли львята выбраться из ямы, положили его на полянку. А ежик испугавшись свернулся в клубок и покатился в ельник!

Обучающиеся пересказывают рассказ.

Итог занятия

– Молодцы, ребята! Вам понравилось играть с нашими гостями?
– Пора прощаться с ежиком и львенком, но на прощание скажите, с какими звуками мы сегодня работали?

– Что это за звуки?
– Где находится язычок при произношении звука [j]?
– А при произношении [л’]?

Конспект урока русского языка на тему «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

начальная школа детский сад “Ивушка”

Конспект урока русского языка на тему «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л»

Мельникова Наталья Ивановна

Г. Новый Уренгой

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме “День защитников Отечества”.

ЗАДАЧИ: Образовательные:

Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] – [л’], буквой ЭЛ;

Формировать умение различать звуки [л] – [л’] по акустическим и артикуляционным признакам;

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

Активизировать речевую деятельность детей по теме “День защитников Отечества”

Отработать навык подбора синонимов;

Закрепить правильное произношение звуков [л] – [л’] в слогах и словах.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.

Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

-Сядет тот, кто услышит свое имя.

2. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом):

«Улыбочка» – Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» – Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Деревья для детей старшей логопедической группы

«Улыбочка-хоботок» – Попеременно

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

– Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку,

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

“Вкусное варенье”

– Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык широкий, боковые края языка касаются углов рта).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

– Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

– Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

3. Знакомство с новой темой.

-Скажите, какой праздник мы отмечали 23 февраля? (день Защитников Отечества)

-Кто такие Защитники Отечества? (люди, которые защищают Родину: солдаты, пограничники, летчики. )

-Какими качествами должны обладать эти люди? (смелость, ловкость, храбрость, сила).

-Кто самый внимательный и скажет мне, какой звук есть в каждом слове: СИЛА, ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ (звук Л)

-Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (звук Л)

-Характеристика Звука: Согласный, Звонкий, Может быть твердым, может быть мягким. (большой самолет летит ЛЛЛЛЛЛЛ, Маленький – ЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬ)

-Где находится язык, когда мы произносим звуки Л, ЛЬ? (за верхними зубами)

-Знакомство с буквой Л.

4. Развитие фонематического слуха:

-Повторить звук Л(ЛЬ) столько раз, сколько я топну ногой, хлопну в ладоши, кивну головой, стукну рукой. )

Повтори слоги (отраженно):

Повтори чистоговорки:

Ла-ла-ла – у самолета два крыла

Ло-ло-ло – сломано крыло

Лу-лу-лу – слава генералу

Лы-лы-лы – воины сильны

Ли-ли-ли – Танки в бой пошли

Лю-лю-лю – Родину люблю

Ле-ле-ле – Вертолеты вдалеке

5. Зрительная гимнастика.

-Сейчас мы с вами отправимся в полет на большом самолете. Проследить глазами его путь. Наша первая остановка называется “Сигнальщик”

6. Игра “Сигнальщик”

Цель: учить различать звуки [л] – [л’] в словах по акустическим признакам.

Детям необходимо определить, какой звук твердый или мягкий находится в словах и поднять соответствующую картинку (синий или зеленый колокольчик).

Слова: Самолет, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, причал, тельняшка, двигатель.

7. Игра “Кто это?”

Цель: развитие логического мышление, расширение словаря по теме “День защитников Отечества”.

-Следующая наша остановка называется “Кто это?”

1.Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет?

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ? (Пограничник)

2.Кто плывет на корабле?

Он не тоскует о земле.

Он с ветром дружит и волной

Ведь море-дом его родной.

Так кто ж, ребята, он такой (Моряк)

3.Самолет парит, как птица,

Там – воздушная граница.

На посту и днем и ночью

Наш солдат – военный… (летчик)

4. Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы.

Та машина в поле чистом

Управляется…(Танкистом)

-с парашюта прыгает.

-в разведку идет.

-на вертолете летает.

-в десантных войсках служит.

8. Пальчиковая гимнастика.

Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)

Защитят свою страну (руки соединить перед собой)

Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)

Врач военный и танкист,

А еще десантник, летчик,

Снайпер и артиллерист.

9. Остановка “Двойной противник.”

Цель: закрепить умение подбирать антонимы к словам.

Нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:

Холодная зима — теплое лето.

Длинный день — короткая ночь.

Грустный мальчик — веселая девочка.

Смелый друг — трусливый враг.

Горькая правда — сладкая ложь.

Маленький карлик — большой великан.

Правдивый мудрец — лживый глупец.

Скучное начало — интересный конец.

10. Остановка “Ребус”

Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.

-Отгадать зашифрованное слово.

Первая буква слова находится в верхнем левом углу

Вторая – в нижнем правом углу

Третья – в верхнем правом углу

Четвертая – в нижнем левом углу

Пятая – под буквой, которая находится в верхнем левом углу

Шестая – под буквой, которая находится в верхнем правом углу.

-Какое слово получилось? (солдат) Сделаем его звуковой анализ, разделим на слоги и поставим ударение.

Составить предложение с этим словом.

11. Итог занятия:

«Да или нет?»
Я проверю, какие Вы внимательные!
– Наша армия сильна? (Да)
– Защищает мир она? (Да)
– Мальчишки в армию пойдут? (Да)
– Девочек с собой возьмут? (нет)
– Стоит летчик на границе? (нет)
– Он летает выше птицы? (Да)
– Мы праздник с вами отмечали? (Да)
– Мам, девчонок поздравляли? (Нет)
– Мир важней всего на свете? (Да)
– Знают это даже дети? (Да)

Список используемой литературы:

Кузнецова Е. В. , Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. -128с.

33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)/ Авт.-сост. А. В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2008.-128с.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2005. -80с.

Конспект логопедического занятия «Звук Л, его постановка»

  • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
  • Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технологии введения (72 ч.)
  • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Детский сад № 69

Конспект логопедического занятия

«Звук Л, его постановка»

Маляровой Елены Александровны

Тема: Звук «Л», постановка.

1. Развить двигательную активность артикуляционного аппарата.

2. Разработать уклад артикуляции для звука «Л».

3. Постановка звука «Л».

4. Уделить внимание, на развитие фонематического слуха, внимания, памяти.

Оборудование:

«Мельница», картинки с артикуляционными упражнениями, лесенка, карточки на звук Л – лодка, лошадь, луна, лук, символ звука Л (по Иншаковой), мешочек с 5-ю чайными ложками.

Ход занятия:

Организационный момент . Игра с колобком: сначала называем слог с согласным твердым звуком, а ребенок будет возвращать мне слог с звуком мягким- ла-ля, лэ-ле, лы-ли, ло-ле, лу-лю.

Объяснение темы . Мы будем учиться сегодня произносить звук «Л». Что же тебе будет помогать говорить правильно. – Губы, зубы, язык.

Для этого мы сделаем с ними упражнения.

Задание для развитие дыхания «Мельница».

Артикуляционная гимнастика .

Упражнения: «Улыбка – трубочка»

«Поймай змейку за хвост».

Постановка звука .

Пропоем сейчас звук «А» и при этом будем «ловить змейку за хвостик», попробуй и в тоже время постарайся услышать, что у тебя получится. артикуляционный уклад звука «Л», его объяснение и показ логопедом.

Артикуляция звука . «Расскажи мне – что делают зубы, губы и язык при этом звуке? Где язычок находится при этом? Скажи, есть препятствие во рту, когда проговариваем звук «Л»? Какая? Вывод можно сделать какой? Звук «Л» – твердый согласный».

Автоматизация звука в слогах . Давай-ка, сейчас пригласим к телефону Аллу: «Алла, алло!» Не слышит Алла тебя, попробуй повтори еще раз. Наконец тебе ответили: «Кого пригласить к аппарату?», попроси: «Аллу». Сказали: «Аллы нет». «Она плывет на пароходе». Ребенку дать карточку парохода: «Покажи, как гудит пароход – Л-Л-Л…, вот идут по трапу пассажиры – добавим гласные звуки А, О, У, Ы, Э. Что же у нас получится? – ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ».

– Возьми лестницу и пусть пассажиры поднимаются на пароход. Пальчиками ребенок начинает шагать по лестнице и произносит слог ЛА столько раз, сколько ступенек на лесенке. Аналогично с другими слогами.

Автоматизация звука в словах . Друг Аллы Дима не смог поехать на пароходе, Чем добирается Дима, отгадай загадку и ты все узнаешь.

– Родилась в лесу, живет в воде. (Лодочка)

Подруга Даша тоже едет к Алле. Отгадай, как она будет добирается.

– Кто я – угадайте сами, я везу зимою сани,

Так легко скользят по снегу. А летом – я везу телегу. (Лошадка)

Физминутка. Словами мы поиграем, – хлопая их разделяем.

Ребенок прохлопает и делит слова на слоги (луна, лошадь, лодка, лук, ложки).

Развитие фонематического слуха.

Пока Алла плывет на пароходе, давай мы с тобой послушаем звуки. Как только ты услышишь звук Л, то ты поднимешь картинку с пароходом.

Логопед произносит: Л, Р, М, Л, Н, Л, М, Р, Л, Н, Л, М, Р, Л.

ЛА, РЫ, МУ, ЛО, и так далее.

Автоматизация звука в словах.

Алла приплыла на пароходе и ждет своих гостей. Она приготовила салат, положила отгадку в него отгадки:

*Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун а…(лук).

Алла угощает своих гостей пирожными. Если они с клубникой, то какое это будет пирожное? Клубничное, (если с малиной, если с брусникой…) гости будут кушать чем?

Ложками. Сосчитай, сколько ложек приготовлено ложечек Аллой для гостей. Ребенок начинает считать ложечки из корзиночки и считать:

«Одна ложка, две ложки…пять ложек».

Какие слова со звуком Л, ты запомнил? Где находится звук Л в этих словах? В начале.

Итог . Скажи какой звук мы научились говорить? Какой это звук? (согласный, твердый). При этом звуке, что делают губы, зубы, язычок? Что было для тебя самым трудным?

Детский сад № 69

Конспект логопедического занятия

«Звук Л, его постановка»

Маляровой Елены Александровны

Тема: Звук «Л», постановка.

Читайте также:  Адаптация ребёнка к новому детскому коллективу

1. Развить двигательную активность артикуляционного аппарата.

2. Разработать уклад артикуляции для звука «Л».

3. Постановка звука «Л».

4. Уделить внимание, на развитие фонематического слуха, внимания, памяти.

Оборудование:

«Мельница», картинки с артикуляционными упражнениями, лесенка, карточки на звук Л – лодка, лошадь, луна, лук, символ звука Л (по Иншаковой), мешочек с 5-ю чайными ложками.

Ход занятия:

Организационный момент . Игра с колобком: сначала называем слог с согласным твердым звуком, а ребенок будет возвращать мне слог с звуком мягким- ла-ля, лэ-ле, лы-ли, ло-ле, лу-лю.

Объяснение темы . Мы будем учиться сегодня произносить звук «Л». Что же тебе будет помогать говорить правильно. – Губы, зубы, язык.

Для этого мы сделаем с ними упражнения.

Задание для развитие дыхания «Мельница».

Артикуляционная гимнастика .

Упражнения: «Улыбка – трубочка»

«Поймай змейку за хвост».

Постановка звука .

Пропоем сейчас звук «А» и при этом будем «ловить змейку за хвостик», попробуй и в тоже время постарайся услышать, что у тебя получится. артикуляционный уклад звука «Л», его объяснение и показ логопедом.

Артикуляция звука . «Расскажи мне – что делают зубы, губы и язык при этом звуке? Где язычок находится при этом? Скажи, есть препятствие во рту, когда проговариваем звук «Л»? Какая? Вывод можно сделать какой? Звук «Л» – твердый согласный».

Автоматизация звука в слогах . Давай-ка, сейчас пригласим к телефону Аллу: «Алла, алло!» Не слышит Алла тебя, попробуй повтори еще раз. Наконец тебе ответили: «Кого пригласить к аппарату?», попроси: «Аллу». Сказали: «Аллы нет». «Она плывет на пароходе». Ребенку дать карточку парохода: «Покажи, как гудит пароход – Л-Л-Л…, вот идут по трапу пассажиры – добавим гласные звуки А, О, У, Ы, Э. Что же у нас получится? – ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ».

– Возьми лестницу и пусть пассажиры поднимаются на пароход. Пальчиками ребенок начинает шагать по лестнице и произносит слог ЛА столько раз, сколько ступенек на лесенке. Аналогично с другими слогами.

Автоматизация звука в словах . Друг Аллы Дима не смог поехать на пароходе, Чем добирается Дима, отгадай загадку и ты все узнаешь.

– Родилась в лесу, живет в воде. (Лодочка)

Подруга Даша тоже едет к Алле. Отгадай, как она будет добирается.

– Кто я – угадайте сами, я везу зимою сани,

Так легко скользят по снегу. А летом – я везу телегу. (Лошадка)

Физминутка. Словами мы поиграем, – хлопая их разделяем.

Ребенок прохлопает и делит слова на слоги (луна, лошадь, лодка, лук, ложки).

Развитие фонематического слуха.

Пока Алла плывет на пароходе, давай мы с тобой послушаем звуки. Как только ты услышишь звук Л, то ты поднимешь картинку с пароходом.

Логопед произносит: Л, Р, М, Л, Н, Л, М, Р, Л, Н, Л, М, Р, Л.

ЛА, РЫ, МУ, ЛО, и так далее.

Автоматизация звука в словах.

Алла приплыла на пароходе и ждет своих гостей. Она приготовила салат, положила отгадку в него отгадки:

*Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун а…(лук).

Алла угощает своих гостей пирожными. Если они с клубникой, то какое это будет пирожное? Клубничное, (если с малиной, если с брусникой…) гости будут кушать чем?

Ложками. Сосчитай, сколько ложек приготовлено ложечек Аллой для гостей. Ребенок начинает считать ложечки из корзиночки и считать:

«Одна ложка, две ложки…пять ложек».

Какие слова со звуком Л, ты запомнил? Где находится звук Л в этих словах? В начале.

Итог . Скажи какой звук мы научились говорить? Какой это звук? (согласный, твердый). При этом звуке, что делают губы, зубы, язычок? Что было для тебя самым трудным?

Конспект урока русского языка на тему «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

начальная школа детский сад «Ивушка»

Конспект урока русского языка на тему «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л»

Мельникова Наталья Ивановна

г. Новый Уренгой

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме «День защитников Отечества».

ЗАДАЧИ: Образовательные:

Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] — [л’], буквой ЭЛ;

Формировать умение различать звуки [л] — [л’] по акустическим и артикуляционным признакам;

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

Активизировать речевую деятельность детей по теме «День защитников Отечества»

Отработать навык подбора синонимов;

закрепить правильное произношение звуков [л] — [л’] в слогах и словах.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.

Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

-Сядет тот, кто услышит свое имя…….

2. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом):

«Улыбочка» — Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» — Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Улыбочка-хоботок» — попеременно

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!


«Качели»

— Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку,

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Вкусное варенье»

— Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык широкий, боковые края языка касаются углов рта).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

— Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком мазок.
Сделано немало, кисточка устала.


«Лошадка»

— Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

3. Знакомство с новой темой.

-Скажите, какой праздник мы отмечали 23 февраля? (день Защитников Отечества)

-Кто такие Защитники Отечества? (люди, которые защищают Родину: солдаты, пограничники, летчики…)

-Какими качествами должны обладать эти люди? (смелость, ловкость, храбрость, сила).

-Кто самый внимательный и скажет мне, какой звук есть в каждом слове: СИЛА, ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ (звук Л)

-Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (звук Л)

-Характеристика Звука: Согласный, Звонкий, Может быть твердым, может быть мягким. (большой самолет летит ЛЛЛЛЛЛЛ, Маленький — ЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬ)

-Где находится язык, когда мы произносим звуки Л, ЛЬ? (за верхними зубами)

-Знакомство с буквой Л.

4. Развитие фонематического слуха:

-Повторить звук Л(ЛЬ) столько раз, сколько я топну ногой, хлопну в ладоши, кивну головой, стукну рукой…)

Повтори слоги (отраженно):

Повтори чистоговорки:

ла-ла-ла — у самолета два крыла

ло-ло-ло — сломано крыло

лу-лу-лу — слава генералу

лы-лы-лы — воины сильны

ли-ли-ли — танки в бой пошли

лю-лю-лю — Родину люблю

ле-ле-ле — вертолеты вдалеке

5. Зрительная гимнастика.

-Сейчас мы с вами отправимся в полет на большом самолете. Проследить глазами его путь. Наша первая остановка называется «Сигнальщик»

6. Игра «Сигнальщик»

Цель: учить различать звуки [л] — [л’] в словах по акустическим признакам.

Детям необходимо определить, какой звук твердый или мягкий находится в словах и поднять соответствующую картинку (синий или зеленый колокольчик).

Слова: Самолет, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, причал, тельняшка, двигатель.

7. Игра «Кто это?»

Цель: развитие логического мышление, расширение словаря по теме «День защитников Отечества».

-Следующая наша остановка называется «Кто это?»

1 .Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет?

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ? (Пограничник)

2 .Кто плывет на корабле?

Он не тоскует о земле.

Он с ветром дружит и волной

Ведь море-дом его родной.

Так кто ж, ребята, он такой (Моряк)

3 .Самолет парит, как птица,

Там- воздушная граница.

На посту и днем и ночью

Наш солдат- военный… (летчик)

4 . Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы.

Та машина в поле чистом

Управляется…( танкистом)

-с парашюта прыгает……

-в разведку идет …..

-на вертолете летает….

-в десантных войсках служит ….

8. Пальчиковая гимнастика.

Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)

Защитят свою страну (руки соединить перед собой)

Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)

Врач военный и танкист,

А еще десантник, летчик,

Снайпер и артиллерист.

9. Остановка «Двойной противник.»

Цель: закрепить умение подбирать антонимы к словам.

Нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:

Холодная зима — теплое лето.

Длинный день — короткая ночь.

Грустный мальчик — веселая девочка.

Смелый друг — трусливый враг.

Горькая правда — сладкая ложь.

Маленький карлик — большой великан.

Правдивый мудрец — лживый глупец.

Скучное начало — интересный конец.

10. Остановка «Ребус»

Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.

Урок по обучению грамоте на тему “Звуки л,л.Буквы Л,л” (1 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сасово Рязанской области

Открытый урок

обучения грамоте в 1 А классе

«Звуки [л], [л / ] и буквы Л, л»

учитель начальных классов

Чельманова Ирина Евгеньевна

Тема : Звуки [л], [л / ], буквы Л, л.

Цель: создать условия для формирования представления о звуках

[л], [л,] и букве, которая их обозначает; дать возможность научиться различать звуки [л],[л,], букву “л” в слогах, в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков.

Учебная цель: получить знания о звуках [л], [л,] и о букве, которая их обозначает; научиться различать эти звуки в словах устной и письменной речи , писать буквы л, Л, давать характеристику новых звуков.

Тип урока : усвоения новых знаний

Оборудование : учебник Л.Ф.Климановой «Азбука», пропись «Мой алфавит» 1 часть, карточки с обозначением звуков, карточки с буквами, сигнальные фонарики, интерактивная доска.

1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем,

Урок чтения начнем.

-Пожелайте всем хорошего настроения.

(Хором: Всем, всем хорошего настроения). Слайд 1

Читайте также:  Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

2. Актуализация опорных знаний. Мотивация

Мир освещается солнцем, а человек знанием. Слайд 2

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Давайте предположим, где пригодятся знания, полученные на уроке чтения и письма?

– С чего мы обычно начинаем урок? (С повторения)

– Внимание! Повторять мы сегодня будем только то, что нам пригодится на уроке. Итак, начинаем!

1) «Мозговая атака» (вопрос-ответ)

– Из чего состоит предложение? (Из слов)

– На какие части делим слова? (На слоги)

– На какие части делим слоги? (На звуки)

– Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)

– Какой звук может образовать слог? (Гласный)

– Признаки гласных звуков? (Тянутся, поются, при произношении воздух не встречает преград)

– Назовите гласные звуки.

– Какие звуки произносятся с шумом? (Согласные)

– Назовите согласные, которые изучили? Молодцы! А теперь задание!

2)Пробное действие . – Возьмите листы с напечатанными буквами: а о у ы и; л н м с. Разделите буквы на две группы, обведя буквы одной группы красным карандашом, а другой – синим.

Проверка на доске – буквы: 1) а о у ы и; 2) с м н л – ?

Проблема: В какую группу определить букву Л?

3. Определение темы. Целеполагание.

– Чтобы догадаться в какую группу надо определить букву Л, что надо знать? (Какой она обозначает звук: гласный или согласный)

– Как же узнать, какой она обозначает звук? (Надо произнести слова с этим звуком)

– Назовем в словах звуки, которые обозначаются буквой Л: лиса, лоси, лукошко, лимон, ёлка.

Сделаем вывод: Какие же звуки обозначает буква Л? В какую группу определим букву Л? (Во вторую)

– Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока. Слайд 3

– Отталкиваясь от темы, поставим цели нашего урока. Слайд 4

Дать характеристику … звукам, то есть рассказать, какие они.

Познакомиться … с новой буквой, которая обозначает эти звуки.

Учиться различать…мягкий и твердый звуки

Учиться читать… слоги и слова с этими буквами.

Научиться писать буквы Л, л.

4. Первичное усвоение новых знаний. Работа в парах

– Итак, будем следовать нашим целям.

1) Отгадайте загадку:

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня . (ЛУНА). Слайд 5

– Составьте звуковую схему слова «луна». Для этого поработаем в парах. Но сначала вспомним правила работы в парах. (Повторяем по эталону). Возьмите зеленые конверты и достаньте схематические обозначения звуков. Составьте схему.

– Обозначим на доске. Докажите, что вы правы.

2) Отгадайте вторую загадку:

Хвост пушист, быстра сноровка,

Если голодно, плутовка

Кур считает лучше всех. (Лиса). Слайд 6

4) составление звуковой схемы слова «лиса». (Аналогично)

3) Сравните схемы. Чем отличаются? Почему?

Сделаем вывод. Какие же звуки обозначает буква Л?

5.Первичная проверка усвоения новых знаний.

1) Упражнения в различении звуков [л], [л,].

– А сейчас поиграем. Игра «Мягкий-твёрдый». Достаньте из белого конверта кружочки синего и зеленого цвета. (Показывают зеленый или синий круг)

Липа, ландыш, тополь, голубика, лиственница, ель, волнушка.

2)Работа по учебнику стр.81

– Молодцы. Уберите все в конверт. Поработаем по Азбуке. Откройте азбуку на стр. 81. Найдите в рамочке слоги. Прочитаем их. (По одному, хором по рядам).

6. Физкультминутка: (Проводит ученица)

Буратино потянулся. Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел – видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

Встали пчелки в хоровод.

В барабан ударил кот.

Стали мыши танцевать –

Так, что начала дрожать

Вся земля, вся земля.

Ветер дует нам в лицо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

3) Знакомство с буквой Л л.

– Отложите Азбуку на край стола.

– Звуки [л], [л,] на письме обозначаются заглавной и строчной буквой

Л (эль). (Переворачиваю доску. На доске прикреплена карточка с буквами).

– Что вы можете сказать о письменных буквах л? (Они одинаковые. Различаются только размером). Для чего нужна заглавная буква?

7. Работа в прописях «Мой алфавит».

– Откройте пропись «Мой алфавит»(с.26). Почему буква Л написана синим и зеленым цветом?

– Как вы считаете, что нужно для того, чтобы красиво писать?

Гигиенические правила письма

Посадка. Положение прописи, ручки

– Рассмотрите письменную строчную букву л в правом верхнем углу страницы. Из скольких элементов она состоит? Как вы думаете, откуда начинают писать букву л? Показ на доске.

– Возьмите ручки. Напишем строчную букву л в воздухе, повторяя за рукой на экране.

– Кто попробует написать на доске?

– Найдите строчку с буквой л. Обведите образец и допишите всю строчку до конца. Следите за посадкой. (Индивидуальная помощь учителя)

– Подчеркните карандашом самую красивую букву.

– Прочитайте слог на следующей строке – ло. Кто придумает слова с этим слогом? (Лоси, лошадь, ломает, ложка и др.) Обведите образец и напишите эту строку до конца.

8.Физминутка.

Рыбки весело плескались

В теплой, свеженькой водичке.

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песок.

– Аналогично строчку со слогами – лы, ли. Отложите прописи на край стола.

9.Осмысление и осознание полученных знаний. Работа с ЭП

1) Составь звуковые схемы.

2)Игры (Почему вылетают флажки разного цвета?)

3) Графический диктант. (Работают в тетрадях для печатания)

– Первое слово в предложении пишется с большой буквы +

– В слове может быть только 2 слога –

– Речь состоит из предложений +

– А, О, У, Э, И – гласные +

Взаимопроверка.

– Поднимите руку, кто все сделал без ошибок?

10. Подведение итогов.

– Вы успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к

концу. Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Слайд7

– Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л,]

(Звук [л] согласный, твёрдый. Звук [л,]- согласный, мягкий.)

– Какая буква обозначает звуки [л], [л,]? ( Буква Л)

Оценим свою работу на уроке. Возьмите светофорчики.

Зеленый круг – тему понял хорошо, справился со всеми заданиями, активно участвовал в работе класса.

Желтый круг – на уроке возникали вопросы, не все задания было легко выполнить.

Красный круг – было сложно, тему не понял. Нужна помощь учителя.

– Объясните свой выбор.

– Сегодня на уроке очень хорошо работали…

– Лучше всех слушали учителя…

– Приятно удивили меня…

Если останется время

1. Упражнения «Лиса», «Читаем сами» по ЭП.

2. Работа с текстом. Чтение текста по Азбуке с.81. (шёпотом)

– Что прочитали? Почему это предложения?

– Какие предложения по интонации?

– Из скольких слов состоит 1-е, 2-е, 3-е предложения?

Чтение предложений по порядку.

– Что составляют предложения? Почему это текст? Сколько предложений в тексте?

Логопедическое занятия для 2 класса. Звукобуквенный анализ. Деление слов на слоги
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Конспект логопедического занятия для обучающихся второго класса, испытывающих проблемы в усвоении программы по русскому языку и чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Логопедическое занятия для 2 класса. Звукобуквенный анализ. Деление слов на слоги54 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятия для 2 класса

Звукобуквенный анализ. Деление слов на слоги

Оборудование: карточки с таблицами, карточки со словами, картинки, мяч, тетради, листочки в клетку.

1. Начало занятия

Откройте тетради, запишите число. Какое сейчас время года?(весна) Какой по счёту месяц весны?(первый) Какой по счёту месяц года?(третий) Сколько букв и звуков в слове «март»? Сколько слогов?

2. Работа с таблицей

Задание 1: дается 5 минут на нахождение и запись в тетрадь слов, находящихся в таблице (Приложение А).

Чтение найденных слов по цепочке. Объяснение значений непонятных слов.

Задание 2: Разделите слова на слоги и поставьте ударение. Надпишите над словами количество букв и звуков.

3. Физ. минутка с мячом

Я бросаю мяч и говорю слог со звонким согласным. Вы возвращаете мне мяч, меняя согласный на парный глухой.

4. Графический диктант «Собака» (Приложение Б)

5. Работа с картинками

У меня на доске написаны слова:

  • [палка]
  • [мал’ина]
  • [ч’ашка]
  • [луна]
  • [руч’ка]
  • [карандаш]
  • [кошка]
  • [барабан]
  • [жаба]

Почему я написала их в квадратных скобках? Рядом со словами прикрепите картинки. Запишите в тетради названия картинок. Разделите слова на слоги. Поставьте ударение. Над словами напишите количество букв и звуков.

Положите правую руку на левое плечо, а левую – руку на лоб. Покажите левой рукой на окно, а правой – на потолок. Закройте левой рукой правый глаз, а правой – правое ухо.

7. Работа с карточками (Приложение В)

Слова из таблицы: пас, клуб, колбаса, палуба, вол, лук, лак, куб, раб, бар, бра, бас, клоп, сало, раса, полк, палка, полка, луна, кубик, акула.

  • 2 клетки вправо
  • 1 клетка вверх
  • 1 клетка вправо
  • 1 клетка вверх
  • 1 клетка вправо
  • 4 клетки вниз
  • 3 клетки вправо
  • 1 клетка вверх
  • 1 клетка вправо
  • 5 клеток вниз
  • 2 клетки влево
  • 1 клетка вверх
  • 2 клетки влево
  • 1 клетка вниз
  • 2 клетки влево
  • 4 клетки вверх
  • 2 клетки влево
  • 2 клетки вверх

Разделите слова на слоги. Составьте и запишите из последних слогов слов новые слова.

Сало, ступа, вата.____________________________________________

Веточка, море, оперетта. _____________________________________

Купи, перо, снежок. _________________________________________

Драма, грабли, машина. ______________________________________

Муза, вода, машина. _________________________________________

Много, чучело, носок. _______________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит.

Цель: учить переносить слова, учитывая правила переносаЗадачи: формировать навык переноса слов, общеинтеллектуальные умения – развитие образного и вербально-логического мышления (деление на груп.

Ударные и безударные слоги.Наблюдение над значением слова.

Цели: Образовательная : -учить сопоставлять количество гласных звуков и слогов в слове -делить слова для переноса -п.

Лексическая тема: ВеснаЦель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза.Задачи:Коррекционные:1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.2. Определять место звуков и букв в словах.3. Закрепля.

урок русского языка в 1 классе.

Презентация к уроку русского языка в 1 классе на тему “Деление слов на слоги. Ударение” (Повторение).

Ссылка на основную публикацию