Конспект занятия по теме: Звуки (Л)-(Ль), Буква Л

Конспект занятия по развитию речи «Звуки «Л» и «Ль»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»

Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Задачи:

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.

Продолжительность занятия:

Вид занятия:

Тип занятия:

Ход занятия:

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».

II. Основная часть занятия

Игра «Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

Характеристика звука «Л»

Звук «л» – согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

Игра «Чей самолёт дальше улетит?»

«Л» – песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».

Игра «Большой и маленький самолёты»

Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко – «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее – «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик – произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.

Игра «Повтори за мной»

Воспроизведение пар и цепочек слогов.

ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ

Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»

Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

Игра «Слоговой аукцион»

Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

Подвижная игра «Самолёты»

Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)

Самолёты полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)

Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

Звуковой анализ слов

Используются слова: лапа, липа.

а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.

б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)

в)
Аналогичная работа со словом «липа».

Игра «Магазин игрушек»

Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.

Игра «Узнай пословицу»

В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.

Игра «Проговори чистоговорку»

Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.

Игра «Повтори скороговорку»

Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.

Итог занятия

Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме ‘Звуки [Л] и [Л`]’

Конспект

индивидуального логопедического занятия

по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.

Тема: Звуки [Л] и [Л`]

Этап дифференциации. «Такие разные животные»

  1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звуков, закрепление словаря по теме «Животные», закрепление словаря антонимов.
  2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование : зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звуков «Л» и «Л`», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» и «Л`» в соответствии с лексической темой: «Животные».

Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».

Слон большой, а мышка … (маленькая)

Тигр храбрый, а заяц …(трусливый)

Собака добрая а волк…(злой)

Лев быстрый, а черепаха …(медленная)

Жираф высокий, а суслик … (низкий)

1. Развитие зрительно- пространственной ориентировки

«Я скажу, а ты – покажи!» На занятии нам будут помогать наши помощники – руки.

Покажи правую руку, правой рукой – правую щеку, правое плечо, правый бок, правое колено.

Покажите левую руку (левые части тела левой рукой).

Покажите правой рукой левую щеку.

2. Развитие мелкой моторики

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.Загибать по одному пальчику, начиная с большого.Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.

3. Развитие мимической мускулатуры . Изобрази хитрую лису, грустного осла, злого волка, веселую обезьяну.

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,

Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем…

5. Развитие артикуляционной моторики

Массаж языка «Ла-ла-ла»

Упражнения для языка «Парус», «Лошадка», «Грибок»

1. Повторение. Давай вспомним, какие бывают звуки? (Если ребенок затрудняется, помогаем – гласные и согласные). А как мы различаем гласные и согласные звуки? (Ответ) Правильно, гласные звуки не встречают во рту преграды, их мы можем петь, а согласные звуки встречают во рту преграду, это могут быть губы, зубы и язык. Назови, какие ты знаешь гласные звуки? Согласные звуки? Но согласные звуки тоже бывают разные. Я сейчас буду называть звуки парами, а ты определи, по какому признаку они отличаются: т-ть, н-нь, с-сь, в-вь. (ответ) Правильно, это твердые и мягкие звуки.

2. Речевая разминка . Я буду называть твердый звук, а ты его младшего братца – мягкий звук (логопед предлагает звуки: н, д, м, с, к, п).

3. Объявление темы занятия. Дифференциация звуков «Л» и «Л`»

Послушай два слова: ЛУК и ЛЮК, назови первый звук в каждом слове.

Сегодня мы будем учиться правильно называть и различать эти звуки.

4. Дифференцированный анализ артикуляции звука (по схеме)

Звук «Л» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)Звук «Л`» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы, средняя часть спинки языка приподнята- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)

5. Дифференцированная характеристика звука (по схеме)

Звук «Л» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)Звук «Л`» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- мягкий (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята)

6. Дифференциация звуков [Л]- [Ль] на материале слов

Дидактическая игра «Зоопарк»

Рассмотри внимательно картинки, возьми себе те картинки, в названиях которых есть твердый звук «Л», а мне отдай картинки, в названиях которых есть мягкий звук «Л`».

Читайте также:  Рабочая программа по развитию речи у неговорящих детей 2-4 лет

(Логопед предлагает картинки животных: лось, лошадь, волк, козел, лиса, осел, лягушка, улитка, слон)

Давай произнесем слова, в которых есть твердый звук «Л».

А сейчас произнесем слова, в которых есть мягкий звук «Л`»

7. Физминутка

У лесной дороги

Спал медведь в берлоге,

Кто-то мимо проходил

И медведя разбудил.

Зарычал медведь в берлоге!

Уноси скорее ноги!

Присесть на корточки, колени обхватить руками, голову прижать к коленям.Шаги на местеПотрясти кистью руки, имитируя колокольчик.Сделать свирепое лицо, руки с растопыренными пальцами поднять вверх.Бег на месте.

8. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале предложения

«Этим летом я в лесу видел белку и лису»

Скажи, услышал ли ты слова со звуками «Л» и «Л`»

Назови слова. А сейчас я буду называть эти слова, а ты внимательно слушай, если в слове есть мягки звук «Л», то поднимай зеленую карточку, а если твердый звук «Л», то синюю (логопед называет слова в медленном темпе, выделяя звуки «Л» и «Л`»).

9. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале текста

Долго топал он потом

И плевался под кустом:

«Не надо мне котлету,

Не надо мне конфету!

На лугу, в лесу и в поле

Сена я наемся вволю!»

Слышал звуки «Л» и «Л`»? Сейчас я снова буду читать текст, а ты, как только услышишь слово с твердым звуком «Л», выкладывай на стол синюю фишку. А сейчас другое задание, как только услышишь слово с мягким звуком «Л`», выкладывай зеленую фишку. Молодец!

А сейчас давай вместе расскажем это стихотворение.

Итог занятия

Какие звуки мы сегодня правильно говорили? Правильно, звук «Л» и звук «Л`». Давай вспомним, чем они отличаются (анализ артикуляции и характеристика звуков по плану). Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и создает хороший настрой на следующее занятие.

Кошелева Виктория Николаевна

МКДОУ детский сад «Рябинка» ХМАО-ЮГРА

Кондинский район, п.Куминский

Групповое логопедическое занятие по теме “Звуки [л], [л’] и буква Л”

Цели урока: познакомить детей со звуком [Л-Ль] и буквой Л.

  1. Познакомить с буквой Л.
  2. Учить соотносить звук с символом и буквой.
  3. Закрепить зрительный образ буквы Л.
  4. Формировать навыки слогового анализа, фонематического анализа и синтеза.
  5. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
  6. Развивать фонематическое восприятие.
  7. Воспитывать умение слушать, работать в коллективе.
  • картинки: лиса, лягушка, заяц, мышка, волк, медведь;
  • карточки с рисунками, конверты с заданиями;
  • записи на доске, образцы буквы Л;
  • звуковая дорожка для речевого дыхания;
  • звуковые схемы слов, компьютер;
  • профиль звука Л, сказочный замок;
  • паровозики для разбора слов по слогам;
  • звуковые схемы слов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Знакомство с первым героем занятия.

– Ребята! У нас на занятии сегодня гости. И мы отправляемся в путешествие на поезде к сказочному замку.

– Но, чтобы наш поезд тронулся, мы должны отгадать имя первого сказочного героя, который сядет в 1-й вагон. А поможет нам в этом загадка.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее . (Лиса.)

Подготовка к знакомству с темой занятия через выделение первых звуков в словах.

– А на какой звук начинается имя нашего героя? (На звук [Л].)

Работа с речевым профилем.

Узкий кончик языка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
Л получится певучий,
Плавный ласковый и звучный:
Ласка, лама, ландыш, лапа,
Лук, лупа, лужайка, лампа.

– Что делают наши зубки и язык, когда мы произносим этот звук.

– Губы растягиваются в улыбке.

– Язык поднимается вверх за зубки.

– Скажите звук [Л] гласный или согласный.

– Звонкий или глухой. Проверим. Закроем ручками уши, и послушаем, как он звучит. Он напоминает гул летящего самолета.

Работа над развитием речевого дыхания (схема звуковой волны висит на доске).

– В следующем вагоне поедет Мышка. Но чтобы мышку посадить, нужно выполнить следующие задания:

1. Соотнесение звуков Л-Л’ с буквой Л.

Образец буквы Л висит на доске и картинки с изображением лопаты, лома и лыж.

Букву «Л» из лыж мы сложим.
Палочку на снег положим.
А под палочку, пониже,
Мы на снег положим лыжи.
Одна лежит все время прямо,
Другая клонится упрямо.
Можем «Л» сложить, ребята,
Взяв два лома и лопату.
Сверху – лом и справа – лом,
Лопата – слева, под углом.

2. Формулирование темы и цели занятия.

Тема нашего занятия – Звук и буква Л.

Цель: выделять звуки [Л-Ль] в слогах и словах.

II. Основная часть.

  1. Найти буквы Л на листе бумаги среди других букв.
  2. Выложить букву Л по образцу (на карточках).

Развитие звукового анализа на уровне слога.

– Вместе с Мышкой в этом же вагоне едет и Лягушка. А она вам приготовила задание на компьютере – произнести чистоговорки:

Лы – лу – ла – ло – стало за окном светло.
Лу – ла – ло – лы – Мила вымыла полы.
Ло – лы – лу – ла – залетела в дом пчела.
Ла – ло – лы – лу – испугался кот пчелу.

Физкультурная минутка (проводится стоя).

Топором дрова колю,
А потом пилой пилю.
Отнесу их бабушке,
Чтоб спекла оладушки.

Развитие звукового анализа на уровне слова.

– В следующем вагоне едет у нас Заяц. Задание: с картинками, которые лежат на тумбочке, вам нужно навести порядок – разделить слова на слоги и расставить их в нужный вагон.
Картинки: пила, лопата, молоток, лак, метла, лес, стол, лапа.

– В этот же вагон сел Волк с красивым цветком, в названии которого есть звук Л. Это цветок – роза. Ребята, где находится этот звук, в начале, в середине или в конце слова? Составьте звуковую схему слова ЛИЛИЯ.

– И последним сядет в вагон Медведь. Он привёз вам картинки. Нужно раскрасить только те, которые начинаются на букву Л.

III. Итог занятия.

Вот и подходит к концу наше путешествие! И все наши сказочные герои собрались у замка.

Мы трудились и играли,
Всем зверюшкам помогали.
А теперь – ответь скорей:
Что же было всех трудней?

– Ребята, давайте расселим наших героев по этажам. Те герои, в названии которых 1 слог – на 1-й этаж, 2 слога – на второй этаж, 3 слога – на 3 этаж.

Звуки Л и Л^. Буква Л.
план-конспект занятия по теме

Логопедическое занятие для учащихся 1 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuki_l_i_l.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Звуки [Л], [Л’]. Буква Л”

Цель : Уточнение артикуляции звуков [Л], [Л’], характеристика этих звуков.

Развитие фонематического восприятия.

Совершенствование звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов различной степени

Составление предложений с заданным словом

по предложенной схеме.

Развитие внимания, памяти, тонкой моторики пальцев рук.

Оборудование: 1.Шнурки с прищепками синего и зелёного цвета

2.Печатные картинки на каждого ребенка

4. Сигнальная карта для характеристики звуков.

5. Магнитные азбуки.

6. Фишки для звукового анализа.

7. Индивидуальные схемы для составления предложений с

8. Мешочек с буквами К, Л, Н, П, М из гофрированной бумаги.

I. Организационный момент

Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте.

Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!

Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

2. Д/и “Это правда или нет?” (повторение изученных ранее правил).

Описание игры: логопед предлагает детям внимательно послушать вопросы и дать ответ следующим образом – если вопрос задан правильно, то ребенок отвечает: «Да. Это правда». Если вопрос задан неверно, ответить нужно так: «Нет. Это неправда. А правда – это…», и дается правильный ответ.

Это правда или нет, что буква – это значок звука ? (Да)

Это правда или нет, что звук – это то, что мы видим и пишем? (Нет)

Это правда или нет, что в слове столько слогов, сколько согласных звуков? (Нет)

Это правда или нет, что предложение- это одна законченная мысль, выраженная словами? (Да)

Это правда или нет, что слог – это часть предложения? (Нет)

Это правда или нет, что согласные звуки – это такие звуки, которые нельзя петь, долго тянуть, громко кричать и при произнесении которых, во рту всегда образуется преграда? (Да)

Это правда или нет, что согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие? (Да).

II. Прослушивание образца правильной речи

1 . Введение в тему занятия. Послушайте стихотворение-загадку и попытайтесь отгадать, о чём мы будем сегодня говорить на занятии.

Клоун с бантом стал гигантом.

Он в толпе ходил и пел.

Мы взглянули на ходули-

Увидали букву Л.

Дети. Звук Л и буква Л.

Послушайте стихотворение ещё раз и положите перед собой столько фасоли, сколько слов со звуком [л] услышите.

Чтобы говорить красиво мы должны с вами выполнить гимнастику с язычком.

Гимнастика у зеркала. Артикуляционные упражнения.

2. Характеристика звуков [Л], [Л’] по карточкам.

Какой буквой обозначаются эти звуки? (Буквой Л). Игра «Волшебный мешочек»

А теперь давайте проверим, хорошо ли вы запомнили букву Л и насколько вы внимательны!

3. Работа с картинкой. А) На картинке найти все буквы Л.

Крутим, вертим карандаш.

Знаем – он помощник наш,

Чтобы пальцы не устали

И писать не перестали!

4) Игра «Наоборот». В тетради записаны слоги с твёрдым звуком Л, дети записывают с мягким звуком Л. Ла –ля, ло -лё

5) Подбор картинок с заданным звуком. Задание:1 команде найти все картинке со звуками [Л] и прикрепить их на прищепки синего цвета, второй команде со звуком [Л’] и прикрепить прищепками зелёного цвета.

6. Подбор слов к схеме .

Д/и “Какое слово я загадала?” На доске картинки: ласты, лист, клубок, плот и схема слова.

7. Выкладывание слова ЛАСТЫ фишками и буквами магнитной азбуки.

8.Подбор прилагательных к слову ЛАСТЫ. Работа в паре. Д/и «Кто больше слов подберет?».

Игра проводится следующим образом:

На доске выставлена картинка с изображением ласт.

Под картинкой цветные магниты. Дети по очереди подходят к доске подбирают слово. За каждое удачно подобранное прилагательное снимают с доски один магнит. Победит тот, кто наберет большее количество магнитов.

10. Составление предложений со словом ЛАСТЫ по индивидуальным схемам.

Детям раздаются разные схемы, по которым они составляют предложения, затем проверяется правильность выполнения задания и логопед предлагает всем отправиться в необычное путешествие, где их ждет игра.

11. Игра «Поезд» (Цель игры: деление слов на слоги).

12. Итог занятия. Логопед: Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо работали, и в конце вашего путешествия вас ждет в одном из вагончиков маленький сюрприз – «веселые» буквы, которые вы можете дома раскрасить, вырезать и наклеить в свои альбомы.

9 . Физпауза. ” Найди конверт” Логопед: ребята, сегодня я приготовила для вас одно интересное задание, но большой голубой конверт с заданием куда-то исчез! Помогите мне найти его, пожалуйста! Дети встают с мест, ищут и находят конверт. В конверте пиктограмма, по которой логопед предлагает детям составить предложение. Мама купила новую шапку.

10. Полный анализ предложения : Мама купила новую шапку.

Сколько слов в предложении? Назовите первое слово. Назовите третье слово, второе, последнее. Назовите в этом предложении слова-предметы (существительные), слова- действия (глаголы), слова –признаки (прилагательные). Сосчитайте количество слогов во втором слове. Сосчитайте количество звуков в четвертом слове.

Конспект открытого логопедического занятия для детей с ТНР в подготовительной группе по теме «Звуки «Л-ЛЬ», буква «Л»

Конспект открытого логопедического занятия для детей с ТНР подготовительной группы по теме: “Звуки [л- ль]. Буква «Л”.

Лукьянова И.А. учитель-логопед ГБОУ Школы № 2026 УК 5 г. Москвы

Закреплять акустико-артикуляционную характеристику звука «Л»

Формировать фонематическое восприятие

Закреплять навык определения позиции звука в слове

Продолжать формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза

Закреплять практическое употребление предлога ИЗ-ПОД

Продолжать формировать навык чтения

Формировать зрительный гнозис разрезанных букв

Развивать общую моторику и координацию речи с движением. Развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве. Развивать слуховое внимание.

Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма, умение слушать друг друга. Формировать самостоятельность, инициативность.

Звуковички и одежда к ним: шапочки и ботиночки синего и зеленого цвета; слоговые домики с одним, двумя и тремя окошками; аудиозапись звуков поезда, самолета; Юпик, карусель (обруч с лентами: синие, зелёные); ребусы в картинках; конфеты «Лёвушка» по количеству детей, магнитная доска.

Индивидуальный раздаточный материал: картинки-билетики; в корзинках на столах у детей карточки для звукобуквенного анализа, полоска-слово, предметные картинки животных и птиц со звуками «Л-ЛЬ», счётные палочки; картинки для звукового анализа лежат под корзинками; касса букв с буквами для выкладывания слов; карточки- слова, разрезанные пополам вдоль (раздаются логопедом перед игрой).

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие, важные такие.

В группе здесь у нас сидят,

И на нас на всех глядят.

И не строго, а с улыбкой.

Очень теплой и простой.

Гости нас встречают с вами…

Чем ответим? Добротой!

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поезде. У вас в руках не просто картинки, это ваши билеты на наш волшебный поезд. Рассаживаться будем так: я вам загадаю загадку про первый вагончик:

Тук да тук, тук да тук,

Что в лесу за странный стук?

Это леса врачеватель

Трудится весёлый (дятел)

(ребёнок встаёт около логопеда).

Логопед: Последний звук в названии картинки будет первым в названии следующего вагончика: дятел – лампа – абрикос – сахар – рысь – сито – обруч – чайник – карандаш – шарф – фасоль – лифт – тапки – индеец – цепь – пять – телефон.

Когда все дети «сели» по вагончикам, поезд делает круг по группе (под аудиозапись поезда), проезжая мимо воспитателя, билеты ему сдаются.

Логопед: Наша первая остановка «Лесная ». Мы с вами в лесу. А в лесу можно услышать эхо. Вот мы и поиграем с вами в игру «Эхо ». Вы будете моим эхом. Я называю слово тихо, а вы мне его повторяете 2 раза громко: лампа, лодка, лошадь, ласточка, лужи, лось, лыжи, луна, лук, лужок, ложечка, лавочка, лапы, лопата, ломтик, ластик, ладони.

Дети повторяют слова и садятся на места.

2. Основная часть.

Логопед: Подумайте и скажите, что общего во всех этих словах? Да в них самый первый звук «Л». Сегодня мы будем с вами играть с этим звуком.

Артикуляция, произнесение и характеристика звука «Л».

Логопед: Когда вы произносите звук «Л», в ротике что-нибудь шевелится? (язычок)

Наш кончик язычка упирается в верхние передние зубы, создавая преграду для воздушной струи, боковые края языка опущены, и струя воздуха выходит по бокам языка (произнесение вместе с детьми).

Логопед: Кончик языка вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка воздух пробирается.

«Л» получился певучий, плавный,

Ласковый и звучный.

Логопед: Если струя воздуха встречает преграду, значит, это какой звук гласный или согласный? (согласный). Положите руку на горлышко, произнесите звук «Л». Дрожит ваше горлышко? Значит, какой это звук? (звонкий). Какой ещё звук «Л»? (твёрдый). А как мы произнесём его маленького братика? «ЛЬ».

К нам прилетел Юпик и принёс наших Звуковичков. Давайте их оденем (дети подбирают шапочки и ботиночки и прикрепляют их к Звуковичкам на доске). Возьмём Юпика в путешествие с собой? Едем дальше ( звучит музыка поезда ).

Логопед: Наша вторая остановка «Звуковая». Мы будем играть со звуками «Л, ЛЬ».

Игра «Поймай звук ладошками»: м – Л – п- -н – т – Л – д – к- Л – м – н – Л …..

Игра «Хлопни, когда услышишь слово со звуком «Л»: пила , газета, молоко , мазаика, салат , халат, кровать, водолазы , ножницы, столы , малыш , белый, книга, голубь .

Дети берут символы-квадратики (синий и зелёный квадраты с колокольчиками) звуков «Л»- «ЛЬ» и поднимают их вверх при соответствующем звуке в слове.

Слова: лампа, лейка, лось, ласточка, лиса, лодка, лимон, молоко, салат, листик, халат.

Логопед: Теперь мы отправимся путешествовать пешком. Сделайте человечков из пальчиков. Идём по столу. Мы пришли в «Зоопарк». Кого мы можем здесь увидеть? Да, разных животных и птиц, привезённых из разных стран. Все они сидят каждый в своей клетке. Вот и в ваших клеточках-корзиночках сидят животные и птицы. Возьмите их из корзиночки и положите на стол перед собой. А еще положите на стол полоску-слово ( дети проговаривают названия своих картинок ).

Картинки: белка, волк, лиса, лось, лев, олень, леопард, фламинго, дятел, тюлень, лошадь, слон, козёл, осёл, павлин, пеликан, верблюд.

Логопед: Какие звуки живут в названии ваших картинок? Подумайте, какой именно звук живёт в названии вашей картинки, и поднимите вверх соответствующий квадратик (проверка). А теперь подумайте, где прячется ваш звук: первый, в середине или последний? Положите квадратик на полоску-слово в нужное место. Молодцы. А теперь ваши картинки раздадим Звуковичкам.

Дети подходят к доске и прикрепляют свои картинки либо к Звуковичку в синей одежде, либо к Звуковичку в зеленой одежде.

Включается аудиозапись звука самолёта.

Логопед: Закройте глаза. Что вы слышите? Это звук какого транспортного средства? (самолёт) Во время прослушивания аудиозаписи самолёта, логопед на доску выставляет слоговые домики.

Станция «Волшебный городок»

Логопед: Откройте глаза. Мы прилетели в волшебный городок. Посмотрите, какие в нём интересные домики. Кто заметил, чем они отличаются друг от друга? ( количеством окон). Правильно. В этих домиках живут слова. Но они испугались звука самолёта и спрятались. Я вам подскажу, где вы их найдете. Слова живут в картинках, а картинки лежат под вашими корзинками. Сейчас мы их достанем.

Многоступенчатая инструкция : первое– одной рукой поднимите корзинку, втрое – второй рукой возьмите картинку, третье – поставьте корзинку, четвертое – положите картинку на стол.

Повторение предлога ИЗ-ПОД: опрос детей, откуда достали картинку: из-под корзинки. Дети проговаривают название своих картинок.

Логопед: Ещё в этом городке живут художники. Они очень любят раскрашивать слова. И вы сейчас раскрасите свои картинки. Вы возьмёте цветные квадратики и выложите схему ваших картинок.

Картинки: лук, пол, стол, волк; лампа, вилка, мыло, пила, лиса, слива; иголка, улитка, потолок, халат, лопата, волосы, колбаса.

Логопед: Молодцы. Уберите квадратики в корзину. А картинки мы сейчас расселим по домикам. Если в слове один слог, то оно будет жить в домике с одним окном. Если два- то в доме с двумя окнами, если три слога- то в доме с тремя окнами. Подумайте, сколько слогов в ваших словах. Первый ряд расставьте свои картинки по домикам (проверка). Второй ряд (проверка).

Логопед: А сейчас поплывём на корабле (выполнение руками волнообразных движений под звук корабля). Станция «Путаница- перепутаница».

Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.

В огороде вырос молодой люк.

Около дорожки железный лук.

Машина привезла черный угол.

Мячик закатился в уголь.

Корабль сел на мел.

Ученик взял мель.

В лесу растет высокая ел.

Халат надел маму.

На белке сидела елка.

Флажок махал Павлом.

Стол поставили на лампу.

Стол укатился под клубок.

У голубого платья есть кукла.

Логопед: А теперь едем в парк аттракционов . Какие есть развлечения в парке аттракционов? А в названии каких аттракционов есть звук «Л»? (лодки, качели, карусели)

Физкультурная минутка . Игра «Карусель».

Логопед берёт обруч с синими и зелёными лентами. Ребенок называет слово, если в слове твердый звук «Л», то ребенок берет в руки синюю ленту. Если в слове мягкий звук «ЛЬ», то ребенок берет в руки зеленую ленту.

Логопед: Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели.

А потом, потом, потом – всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

После игры дети садятся за столы.

Логопед: Мы с вами играли со звуком или с буквой? Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву видим, читаем, пишем).

Знакомство с буквой «Л».

Изображение большой буквы «Л» при помощи прямых рук, маленькой буквы «Л» при помощи пальцев рук.

Выкладывание буквы «Л» из счётных палочек.

Логопед: Едем на станцию «Загадочная»

На доске вывешиваются поочередно ребусы и разгадываются с детьми.

Слова: стол, сон, подвал, липа, аист, сила, волна.

Логопед предлагает выложить слова при помощи букв из кассы букв. Первый ряд выкладывает слово волна, а второй ряд слово аист (по одному ребенку с каждого ряда выполняют это задание на доске). Далее логопед определяет с детьми количество слогов в этих словах.

Логопед: А теперь полетим на станцию «Волшебная». На этой станции слова превращаются в новые при помощи всего одной буквы. Давайте превратим слова, чтобы стал не один предмет, а много (волны, аисты). Кто заметил, в каком слове изменилось кол-во слогов? А-ИС-ТЫ было 2 слога, а стало 3 слога.

Логопед: Пока мы с вами путешествовали, кто-то пошалил, поиграл с моими карточками, которые я принесла для вас. Посмотрите, они порвались. Сможете прочесть, что на них написано?

Детям раздаются карточки с отрезанной верхней частью слова; карточки с нижней частью лова прикреплены на доске: кукла, клубок, лампа, вилка, лук, слива, иголка, лопата, потолок, улитка, волна, колобок, молоток, молоко, дупло, холодно.

Логопед: Сейчас мы с вами соединим эти слова. Первый ряд подойдите к доске, найдите свои части слов и соедините их (аналогично второй ряд).

Логопед: Едем на станцию «Кондитерская». Это последняя заключительная станция. Напомните мне, с какими звуками мы сегодня играли? Чем отличается звук от буквы? Поскольку мы на станции сладостей, назовите-ка мне сладости, в названии которых есть звуки «Л, ЛЬ»: булка, мармелад, шоколад, конфеты «Алёнка, Лёвушка», пастила, леденцы, бублик. Я была на кондитерской фабрике и мне специально для вас передали угощения- это конфеты Лёвушка. Я их передам нашему контролёру, который проконтролирует раздачу сладостей вам на втором завтраке.

А теперь ваш поезд поедет за Юлией Николаевной. Проезжая мимо гостей, не забудьте сказать «До свидания»!

Логопедический конспект по теме: «Звук и буква Л»

  • уточнить артикуляцию звука л;
  • учить правильно произносить звук л в слогах, словах;
  • учить соотносить звук с буквой;

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать грамматический строй речи через словообразование, словоизменение;
  • активизировать словарь по теме: «дикие животные»;

  • воспитывать усидчивость, внимательность, активность на уроке;

Оборудование: картинки-символы гласных звуков, рабочие тетради, карточки для индивидуальной работы, бусинки, презентация.

Музыка используемая на логопедическом занятии

ПЛАН И ХОД ЗАНЯТИЯ

Орг.момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Настрой на урок.

Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки!
Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик!
Бип, бип, бип!
Здравствуйте, малышки!
Всем привет!

Выполняют движения под музыку

– Как называется наш урок?
– Скажем правило нашего урока:
Говорим мы все красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

Подготовительный этап 1. (Коррекция временных представлений)

– Посмотрите на картинки и отгадайте загадку.
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я …

– Сейчас какое время года?
-До зимы была …
– После зимы будет …

– Назовите зимние месяцы.
-Сейчас какой месяц идет?
– Был ..
– Будет …
– Назовите дни недели.
– Сегодня какой день недели?
-Вчера была …
– Завтра будет …
– Скажем какое сегодня число.

Зима
Осень
Весна

Декабрь, январь, февраль

2. Речевая гимнастика

– Для того, чтобы четко, внятно говорить, мы учим чистоговорки. Для этого надо подготовить дыхание, голос.
а) Упр. «Сдуй снежинку с варежки»
б) пропеть гласные
в) чистоговорка
Снег идет, снег идет,
Скоро лес весь заметет.

3. Пальчиковая гимнастика

Наши ручки замерзают.
Поиграем – ка немножко
Да похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Чтобы пальчики согреть,
Сильно надо растереть.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем – разжимаем!

Кулачки крепко прижать друг к другу.
Разжать кулачки, хлопать в ладони.
Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь.
Греем руки круговыми движениями,
сжимаем и разжимаем кулачки.

Сообщение темы

Отгадайте загадки.
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук»?

В дупле живет
Да орешки грызет.

Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость.
Хмурый и сердитый …

– Какой звук повторяется во всех словах?
– Тема сегодня нашего урока Звук и буква л.
– Где живут лось, белка, дятел?
Жители леса приглашают нас в лес, чтобы вы лучше научились говорить звук л и запомнили эту букву, а для этого они приготовили вам задания и если вы справитесь с заданиями, то жители леса подарят вам корзинку с сюрпризом.
– Принимаем приглашение?

Работа по теме.
Работа с звуком.

Лес далеко. На чем полетим в лес?
– Как гудит самолет? (вместе, индив.)
– Какой звук произносили?

На самолете
Л-л-л

– Дадим характеристику звуку л.
– Гласный или согласный? Почему?
– Губы – открыты
– Язык – вверху, за верхними зубами
– Голос – работает, звук л звонкий.

Развитие фонематического слуха

– Вот мы с вами и оказались в лесу. Посмотрите как здесь красиво.
– Какое время года?
– Зимой в лесу тихи и спокойно, только слышны различные звуки. Среди них должны услышать наш звук л.
Когда услышите, хлопните в ладоши.
а) среди звуков: а, л, м, з, л, ш, р, у, л, э, м, л.

б) хлопнуть на слог со звуком л: ал, на, до, лы, ам, ох, ло, ум, са, лу.
-Рефлексия (Какой звук учились слушать?)

Вокруг снегн лежит да мороз трещит. Чтоб нам не замерзнуть надо подвигаться.
Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
– С каким звуком произносили слоги?

Хлопки перед собой
Хлопки над головой
Хлопки вытянутыми вперед руками

Работа с буквой.

Ребята, звук л обозначается буквой л.
а) Посмотри – ка ножки
Шагают по дорожке,
Букве л на ножки
Не нужны сапожки.
б) Выложить из бусин букву л

На столах у детей листы бархатной бумаги и тарелочки с бусинами.

Ой, ребята, смотрите чьи-то следы.
– Как вы думаете, кто их оставил?
(Дружбу водит лишь с лисой
Этот зверь сердитый, злой,
Он зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый…)
Это не простые следы, а с буквой л. Выложите дорожку с правильной буквой л.

Физминутка

– Давайте отправимся с вами дальше, а чтоб не замерзнуть, разомнёмся немножко.
Вот так холод, вот мороз,
Больно щиплет нос. Больно щиплет нос.
Чтоб согреть его скорей, надо потереть сильней.
Чтоб согреть его скорей, потереть сильней.
Будем ножки согревать,
Прыгать и скакать. Прыгать и скакать.
Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.
Очень холодно стоять, стали замерзать.
Крепче стал мороз никак, мёрзнем стоя так,
Мёрзнем стоя так.
Нам пора бежать бегом. Нам нельзя идти пешком.
Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.
Чтобы ручки согревать,
Будем мы махать. Будем мы махать.
И в ладошки будем бить. И локтями шевелить.
И в ладошки будем бить, локтями шевелить.

Установление связи звука с буквой

– Посмотрите, орехи лежат. Кто же их мог потерять?
Давайте для белочки соберем орехи. Если в названии картинки есть звук л, то соединяете с буквой л.
– Какие орешки собрали?

Коррекция грамматического строя (работа по словообразованию и словоизменению)

– Продолжим наше путешествие по зимнему лесу.
– Пойдем по тропинке и прочитаем слоги.

– Мы вышли с вами на полянку. Посмотрите, мамы растеряли своих детишек. Нужно им помочь. Соедините стрелками маму и детеныша.

– Вместе называем
Белка-бельчонок-бельчата
Волк-волчонок-волчата
Лось-лосенок-лосята
Лиса-лисенок-лисята

Звери очень любят играть, давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Один-много»

ал,ол,ул,ыл
ла, ло, лу, лы
Егор: лапа

в тетрадях соединяют, потом вместе называем

Работа с письменной буквой

– Ребята, жители леса приготовили для нас еще одно задание, чтоб мы потренировались писать букву л.
Письменная л состоит из двух элементов. Палочка с закруглением внизу влево, палочка с закруглением внизу вправо.

Письмо буквы л на кальке., затем в тетради
Егор: собрать рассыпанные слоги, прочитать, записать;
Алеша: прочитать слово, выбрать картинку, записать по образцу;

Итог

– Мы отлично справились с заданиями, лесные жители оставили нам корзинку с сюрпризом. Теперь нам пора возвращаться домой. Полетели.
– Куда мы летали?
– Какой звук слушали и произносили?
– какую букву учили?
– Каких зверей и птиц встречали?

Используемые литература и источники:

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М.: Просвещение, 1997. – 239с.
  2. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки.-Спб.: КАРО, 2009г.
  3. Железнова Е. Аэробика для малышей. CD4.
  4. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой рече-вого развития. —— СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
  5. Интернет ресурсы.

Ссылка на основную публикацию