Дифференциация букв А-Я – конспект

Групповое занятие с учащимися 1-го класса на тему “Дифференциация букв А-Я”

Разделы: Логопедия

Предлагается конспект занятия с учащимися 1-го класса, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. На занятии дети учатся различать буквы А и Я, учатся сравнивать согласные по твердости – мягкости на уровне звука, слога и слова, предложения. Происходит закрепление знания о гласных.

Цель:

  • учить различать буквы А и Я;
  • закреплять знания детей о гласных:
  • продолжать учить сравнивать согласные по твердости– мягкости на уровне звука, слога и слова, предложения.
  • Образовательные:

    • дифференцировать буквы А и Я в собственной речи и в слогах;
    • дифференцировать буквы А и Я в словах;
    • дифференцировать буквы А и Я в предложениях;
    • дифференцировать буквы А и Я в тексте;
    • продолжать учить читать и писать слова с буквами А и Я;
    • обогащать словарь имен существительных, глаголов.

    Развивающая: развивать зрительное восприятие, внимание, память.

    Воспитательные:

    • воспитывать правильную осанку;
    • воспитывать умение ожидать свою очередь, не выкрикивая с места.

    Оборудование:

      картинки с изображениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи;
    • карточки со словами;
    • картинки с буквами А и Я;
    • карточки с буквами Я (раздаточный материал);
    • карточки с текстом;
    • таблица с гласными буквами.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    – Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами начнется урок, мы будем проходить новую тему, но сначала мы с вами договоримся: вы будите сегодня хорошо работать, отвечать, внимательно слушать меня. Готовы?

    II. Основной этап.

    1). Введение в новую тему.

    • Итак, встаньте те, чье имя начинается с гласных звуков. Назовите свои имена.
    • Садитесь. Аня, какой первый звук в твоем имени?
    • Скажите, какая буква стоит в конце этого имени?

    (Логопед выставляет на доске слово Аня)

    – Сколько букв в этом имени?

    – Сколько гласных букв?

    – Назовите первую букву.

    – Какая еще гласная буква есть в этом слове?

    – Сколько слогов в этом слове?

    – Назовите первый слог.

    – Как звучит согласный в слоге ня? (Мягко)

    – Какая гласная буква подсказала?

    – А теперь давайте отхлопаем количество слогов. Какой слог мы произносим громче?

    – Итак, на первый слог мы хлопаем громче, а на второй – тише.

    • Всем известна буква А!
      Буква очень славная.
      И к тому же буква А
      В алфавите главная.
      Куча яблок на прилавке.
      И заметил я, друзья:
      Если б яблоку две лапки,
      Сразу б вышла буква Я.

    – Итак, сегодня мы с вами будем учится различать буквы А–Я.

    На доске висит таблица из 10 букв – вверху буквы А,О, У,Ы,Э, внизу – Я,Ё,Ю,И,Е.

    – Давайте вспомним, сколько гласных букв в нашей таблице?

    – Итак, в нашей азбуке живет 10 букв, а звуков только 6. Одна из них буква Я. Эта буква очень хорошая– она помощница, потому что если стоит за согласной буквой, то она обозначает мягкость согласного на письме. Но если эта буква стоит в начале слова или после гласной буквы– то она обозначает 2 звука – [й] и [а].

    – Какие еще буквы обозначают мягкость согласных?

    – Теперь давайте сравним гласные буквы А– Я по написанию. Одинаково ли они пишутся?

    – А теперь давайте сравним по произношению. Воздух у нас свободно выходит, не встречая преграды, рот широко открыт. Эти гласные буквы называются парными, и мы будим сегодня учиться их различать.

    2) Дифференциация букв А и Я в собственной речи и в слогах.

    – Придумайте сначала слова, которые начинаются на звук [а]. А теперь придумайте слова, в которых первой будет буква Я.

    У детей на столах лежат буквы. Один ребенок выходит к доске и становится рядом с логопедом.

    – А теперь я проверю ваше внимание и слух. Мне будет помогать Аня. Хлопните в ладоши, если вы услышите слог со звуком[а]. (слоги: МЯ, ЛА,СА, ТЯ, РА, СЯ.)

    – А сейчас если в слоге вы встретите букву Я, то вы ее поднимите, (слоги: ТА, СЯ, ПЯ, МА, БЯ, ПА).

    3).Дифференциация букв А и Я в словах.

    1. Ha доске написаны слова МАЛ, МЯЛ.

    – Давайте сравним слова, которые вы видите на доске. Одинаково ли написаны эти слова?

    – Какими гласными буквами различаются эти слова?

    – Мы заменили одну гласную букву другой. Что получилось?

    – Назовите первый согласный звук в слове МАЛ. Как он звучит?

    – Какая буква подсказала?

    – Назовите первый согласный звук в слове МЯЛ. Как он звучит?

    – Какая буква подсказала?

    – А теперь давайте проверим на слух – одинаково ли мы произносим эти слова. Мы заменили одну гласную букву другой, и получилось другое слово.

    – Что обозначает слово МАЛ?

    – Что обозначает слово МЯЛ?

    2. На столе у логопеда лежат картинки с изобраоюениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи.

    – Сейчас вы будите по очереди выходить, брать любую картинку с моего стола, громко ее называть. Те, кому попадется слово со звуком [а] встанут с левой стороны – под буквой А. Те, кому попадется слово с буквой Я, встанут с правой стороны – под буквой Я.

    – Куда ты встанешь?

    – Почему ты так решил?

    – Сколько букв в этом слове?

    – Сколько гласных букв в этом слове?

    – Назови первый слог.

    – Как звучит первый согласный?

    – Какая гласная буква подсказала?

    – Назови второй слог.

    – Как звучит второй согласный? – Какая гласная буква подсказала?(ВАЗА)

    Аналогичным образом разбираются другие слова.

    – А теперь давайте подведем итоги. Поднимите те картинки, в названии которых вы напишете букву А. А теперь поднимите картинки, в названии которых вы встретили букву Я.

    – Встаньте пожалуйста из– за своих парт. Давайте сначала с вами потянем ручки вверх, как будто мы березки. А теперь представьте, что подул ветерок и березки покачнулись – покачайте руками. А теперь березки будут шелестеть листиками (дети покачивая руками должны двигать пальцами).А теперь пускай березки отдохнут. Опустите ручки вниз. А сейчас проделаем тоже самое еще раз. Отдохнули? Хорошо. Садитесь за парты, будем с вами дальше заниматься.

    5).Дифференциация букв А и Я в словах(письменная работа) На доске висят карточки со словами. Слова: ваза, мяч, аист, рыбы, змея.

    – Мы с вами работали устно. Вы очень хорошо работали, но теперь я немного усложню задание. Теперь мы поработаем письменно. Вы будите распределять слова по столбикам у себя в тетрадях. В первый столбик вы будите писать прописными буквами слова с гласной буквой А, а во второй – с гласной буквой Я.

    – А сейчас вы прочитаете то, что написали. Ты прочитай только первый столбик, (с какой гласной буквой работал), а ты второй, ты прочитай слова только с гласной А, а ты только с гласной Я (логопед называет детей по именам).

    – У меня на доске написано пять слов, а вы написали только четыре. Какое слово вы не написали? (Рыбы)

    6).Дифференциация букв А и Я в предложении.

    – А сейчас давайте посмотрим, знаете ли вы детенышей животных.

    – Молодцы! А теперь давайте запишем предложение. (У утки утята.)

    – Сколько слов в этом предложении?

    – Какое слово стоит первым?

    – С какой буквы мы пишем предложения?

    – Что ставим в конце?

    – В каком слове вы встретили наши буквы?

    – Какие буквы вы встретили?

    – Где стоит буква Я?

    – Как звучит согласный звук перед ней?

    – Правильно. Буква Я обозначает мягкость согласного.

    – Какая еще буква есть?

    – Где стоит буква А?

    – Как звучит согласный звук перед ней?

    – Есть в этом слове еще гласные буквы? Какая?

    – Сколько гласных всего в этом слове?

    – Сколько у нас гласных, столько и слогов.

    7).Дифференциация букв А и Я в тексте.

    – Сейчас мы с вами прочтем небольшой текст.

    Яна пошла гулять. Она увидела полянку. Там росли ягоды. Она их собрала.

    – А теперь слушаем внимательно мои вопросы и ищем в тексте ответы на них. Что сделала Яна?

    – Что росло на полянке?

    – Что она увидела?

    – Что Яна сделала с ягодами?

    – Какие слова в этом тексте вы встретили с гласной буквой А?

    – А кто нашел с буквой Я? Какие слова?

    – Почему слово Яна вы повторили два раза?

    – Какую букву мы напишем первую?

    – Какую букву мы напишем последней?

    III. Итог.

    – Давайте вспомним, с какими буквами мы работали? Звук [а] мы обозначаем буквой А, а вот звука я у нас нет, у нас есть только буква Я. Если она стоит в начале слова или после гласной буквы, то она обозначает два звука. Если же стоит после согласной буквы, то обозначает мягкость согласного на письме.

    – Все молодцы, особенно хорошо сегодня занимались. До свидания.

    Портал педагога

    Автор: Абрамова Наталия Алексеевна
    Должность: учитель–логопед
    Учебное заведение: МОУ
    Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
    Наименование материала: Методическая разработка.
    Тема: Дифференциация гласных а – я.
    Дата публикации: 18.08.2019
    Раздел: начальное образование

    Занятие по теме

    «Дифференциация гласных I , II ряда.

    Подготовила учитель- логопед МОУ Лицей №6

    Абрамова Наталия Алексеевна

    – совершенствование навыка дифференциации звуков А-[ЙА] и буквы их

    – выделение данных звуков из слогов, слов, предложений, совершенствование

    навыка словоизменения, словообразования.

    – развитие функций фонематического слуха;

    – овладение навыками кинетического анализа на основе правильной артикуляции

    -расширение словарного запаса;

    – развитие самоконтроля: зрительного, тактильного и слухового.

    Читайте также:  Преодоление коммуникативной дезадаптации посредством театрализованной деятельности

    – развитие умения владеть собой;

    – уверенности в своих силах.

    Оборудование: схемы букв, звуков, разрезная азбука, индивидуальные карточки,

    деформированные предложения, наглядные пособия.

    1. Организационный момент.

    Сядет тот, кто ответит на вопрос.

    – Чем отличается гласный звук от согласного.

    – В каком случае гласная буква Я может обозначать 2 звука?

    – Где в слове могут находиться данные звуки и буквы?

    2. Артикуляционная гимнастика.

    Покажи мимикой как ты выглядешь:

    Чередовать упражнения пока я читаю стихотворение:

    Свои губы прямо к ушкам

    Растяну я как лягушка.

    А теперь слоненок я,

    Хоботок есто у меня.

    соедим согласный звук П с гласной А,Я.

    – Какие слоги получились?

    – Как звучит согласный звук перед гласной А?

    – Как звучит согласный звук перед гласной Я?

    3. Сообщение темы урока.

    – Догадайтесь, над какими звуками мы будем работать?

    – Будем учиться различать буквы А, Я, звуки, которые они обозначают.

    Тема сегодняшнего урока: «Гласная А, Я.»

    4. Изучение нового материала.

    На обложке букваря

    Друг за дружкою стоят

    Тридцать три девицы-

    -Какой звук вы слышите в начале слова? [А]

    На доску вывешивается слово.

    -А какая буква пишется в начале слова?

    На доску вывешивается логопрофиль и буква.

    При произношении звука [А]

    – широко открыт рот;

    – язык лежит спокойно и плоско;

    – кончик языка, удержанный за нижними зубами.

    Давайте споем песенку: а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!

    Всем и каждому мила,

    Но советую, друзья,

    На доску вывешивается буква Я

    -Буква Я может обозначать 1 или 2 звука.

    Круглый, гладкий и пузатый,

    Больно бьют его ребята.

    Отчего беднягу бьют?

    Оттого, что он надут.

    – Правильно! Какой звук вы слышите в середине слова? [А]

    На доску вывешивается слово МЯЧ.

    -А какая буква пишется в середине слова?

    -Сколько звуков обозначает буква Я?

    -На что она указывает?

    На доску выставляется зеленый магнит.

    Я расту на ветке;

    Любят меня взрослые

    И маленькие детки.

    На доску вывешивается слово ЯБЛОКО.

    – Буква Я обозначает 2 звука [ЙА], когда стоит в начале слова.

    Давайте посмотрим, что происходит в ротике при произношении Я.

    При произношении ЙА

    – кончик языка касается нижних зубов;

    – спинка языка сильно выгнута горкой;

    – голосовые связки работают.

    Соедини Й+А попой песенку и получится ЯЯЯЯЯ.

    Великан стоит в порту,

    «Заходите в гости к нам!»

    На доску вывешивается слова МАЯК.

    Анализируется слово как и яблоко.

    На доску вывешивается слово ОБЕЗЬЯНА.

    Анализируется слово как и МАЯК

    Висит на заборе листок с адресом

    и с номером телефона.

    На доску вывешивается слово ОБЪЯВЛЕНИЕ

    Анализируется как и остальные слова.

    Звук [А] на письме обозначается буквой А.

    Буква Я может обозначать 1 или 2 звука.

    – Давайте вспомним когда буква Я обозначает 2 звука.

    5. Проверка понимания нового материала.

    Распредели предметы на группы.

    АРБУЗ, ВИШНЯ, ЯБЛОКО,

    АИСТ, ЦАПЛЯ, ЗАЯЦ

    РАБОТАЕМ ОТ ЗВУКА К СЛОВУ.

    -НАЗОВАТЕ КАКОЙ ВЫ СЛЫШИТЕ ЗВУК (в начале, середине, конце) СЛОВА?

    – КАКОЙ БУКВОЙ НА ПИСЬМЕ ОБОЗНАЧЕН ЭТОТ ЗВУК?

    – Какой звук мы слышим в каждом слове? ( в каждом слове звук А)

    – Как одним словом назвать каждую группу предметов?

    – В каких словах встречается гласная А, Я?

    – В каких словах гласная Я обозначает 2 звука, почему?

    – Гласная А какого ряда, что мы знаем о гласных первого ряда?

    – Гласная Я какого ряда, что мы знаем о гласных второго ряда?

    Дети маршируют на месте.

    На звук А – останавливаются,

    На звук ЙА – приседают.

    Внимательно посмотрите на доску, прочитайте сегодняшнее число и месяц.

    Посмотрите слолько в словах гласных и определите сколько слогов.

    Делим слова на слоги, разбираем на грамотное письмо, обозначаем опасные

    6. Закрепление изученного материала.

    Работа с разрезной азбукой.

    -Ребята, составьте слово ЯГОДА.

    -Определите количество букв, звуков, слогов.

    -Сколько слогов в данном слове?

    -Какой по счету слог ударный?

    -В данном слове выделите первый и последний слог.

    -Разделите слово для грамотного письма.

    -Перепишите в тетрадь слово ЯГОДА.

    Поменяй местами в слове гласную А на Я.

    Сравни пары слов:

    -по написанию гласной в середине слова;

    -по звучанию первого согласного.

    – Что вы интересного заметили?

    – Как одна буква может поменять смысл слова?

    Давайте посмотрим, что произошло со словом.

    На доску вывешивается слово РАД – РЯД

    Проводится звуко-буквенный анализ слова.

    А – гласная 1 ряда, указывает на твердость впереди стоящего согласного.

    Я – гласная 2 ряда, указывает на мягкость впереди стоящего согласного.

    Загрустила буква Я, призадумалась и А.

    Помогите им друзья записать слова все с Я.

    – Послушайте внимате, я произнесу слова, а вы выпишите только те, в

    которых есть буква Я.

    Прикрываю рот, произношу слова.

    Пряник, плакса, клякса, печка, вишня.

    Проверим, какие слова вы записали.

    На доске появляются слова ПРЯНИК, КЛЯКСА, ВИШНЯ

    – Используя слова плакса, клякса проговорим скороговорку.

    Валя плакса, в тетради клякса.

    Запишим эту скороговорку при помощи ленивого диктанта,

    выдели буквы А, Я.

    – Сколько слов в этом предложении?

    – Какие гласные встречаются в 1,2,4,5 словах?

    – Кто знает, тот руку подымает.

    На доске схема ленивого диктанта для проверки.

    а я а а , _______а_ ____я___а .

    Деформированное предложение: Таня, Оля, с, играли, лужайке, мяч, на, в.

    Конспект группового занятия Дифференциация А-Я
    план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

    Конспект группового занятия для второго класса с презентацией

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    k_konspektu_a-ya.pptx670.44 КБ
    konspekt_a-ya.docx196.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии На тему: Дифференциация букв «А» и «Я» в словах, словосочетаниях и предложениях. Составил: учитель –логопед МОУ «СОШ № 59 им. И.Х. Ромазана» Попова И.А.

    Ответьте на вопросы:

    Отгадайте загадку: Сам алый, сахарный , Кафтан зелёный, бархатный.

    Отгадайте загадку: Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, Любят меня детки.

    Предварительный просмотр:

    Дифференциация букв “А” и “Я” в словах, словосочетаниях и предложениях.

    I. Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях.

    1. закрепление знаний о механизме написания букв “а” и “я” , их графических особенностях;
    2. формирование понятия различия букв “а” и “я” ;
    3. закрепление и уточнение словаря;
    1. развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
    2. развитие пространственных представлений;
    3. развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
    4. закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков “а” и “я” ;
    5. закрепление навыка синтеза букв “а” и “я” из их элементов;
    6. закрепление правильного написания букв “а”-“я” на письме (словах, предложениях);
    7. формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
    8. развитие лексики.
    1. формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.

    II. План занятия:

    1. Организационный момент.
    2. Развитие пространственных представлений.
    3. Объявление темы урока.
    4. Зрительный анализ букв “а” и “я”, определение их сходства и различия.
    5. Развитие умения составления слов из отдельных букв.
    6. Тренировка в составлении словосочетаний.
    7. Физминутка.
    8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
    9. Работа на уровне предложения:
    10. Итог урока.
    11. Оценка работы детей.

    III. Основные методические приемы:

    1. Показ образца;
    2. пояснение;
    3. объяснение;
    4. использование средств наглядности;
    5. наводящие и подсказывающие вопросы;
    6. педагогическая оценка.

    IV. Оборудование: доска, цветные карандаши, предметные картинки, карточки.

    V. Подготовка конспекта занятия:

    1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2001.
    2. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
    3. Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
    4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у младших школьников. – М., 1989.
    5. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. – М., 1970.
    6. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997.

    Ход занятия

    1. Организационный момент (положительная окраска, положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности):

    – Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.

    2. Развитие пространственных представлений: см. приложение 1

    (На экран выводится таблица и детям предлагается ответить на вопросы)

    – Назовите № квадрата, в котором нарисована:

    1. звезда под флагом (15);
    2. шар под флагом (12);

    – Скажите, что нарисовано:

    3. Объявление темы урока: см. приложение 2

    – Отгадайте, пожалуйста, загадки:

    Сам алый, сахарный,
    Кафтан зелёный, бархатный.

    – Какой звук первый в этом слове? (Звук «а»)

    – Звук «а» гласный или согласный? ( Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

    – Какой буквой на письме обозначается звук «а»? (Буквой “А”).

    Круглое, румяное,
    Я расту на ветке.
    Любят меня взрослые,
    Любят меня детки.

    – Какой звук первый в этом слове? (Звук «я»)

    – Звук «я» гласный или согласный? ( Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

    – Какой буквой на письме обозначается звук «я»? (Буквой «я»).

    Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы « а» и «я».

    4. Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия:

    – Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква « а »? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).

    – А буква «я»? ( Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).

    – Значит, чем же похожи буквы « а» и «я»? (В обоих буквах есть элемент – крючок)

    – Чем различаются эти буквы?

    – А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы « а» и «я» в воздухе.

    (Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы « а» и «я»).

    5. Развитие умения составления слов из отдельных букв:

    – А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?

    к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г

    (коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)

    – Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А-Я.

    6. Тренировка в составлении словосочетаний:

    – Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

    7. Физминутка:

    Руку протяни, яблоко сорви.

    Стал ветер яблоню качать,

    Трудно яблоко сорвать.

    Подпрыгну, руку протяну –

    Быстро яблоко сорву.

    8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза:

    (Детям раздаются карточки с заданием).

    – Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения и запишите его в своих тетрадях. Выделите буквы А-Я и согласные перед ними.

    Ваня, лесом, любовался.

    Стал, Ваня, собирать, землянику.

    Соком, алым, налилась, земляника.

    Он, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.

    (Дети подчеркивают буквы « а» и «я» карандашами красного цвета.)

    9. Работа на уровне предложения:

    (Запись на доске)

    – Впишите пропущенные буквы « а» и «я» в следующие предложения :

    С…ш… бр…л на руки бр…т… .

    На столе леж…л… тр…пк… .

    Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.

    (Дети вписывают пропущенные буквы « а» и «я» и подчеркивают их карандашами красного цвета.)

    10. Итог урока:

    – Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные « а» и «я»).

    – Что у них общего? (Гласные)

    – Чем буквы « а» и «я» отличаются? ( Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» – мягко).

    11. Оценка работы детей.

    – Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы « а » и « я ».

    Дифференциация гласных А-Я

    Конспект логопедического подгруппового и индивидуального занятия для детей 1-3 классов по теме: “Дифференциация гласных А-Я”, имеющих нарушения ФФНР,ФНР,ОНР.

    В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у учащихся и плохого разлечения твердых и мягких согласных. Дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы, отличающиеся одной буквой такие как рад-ряд, мишка-мышка и т д. В их восприятии эти слова звучат одинаково.Это грубое нарушение фонематического слуха, фонематического восприятия требует целенаправленной коррекции.

    Просмотр содержимого документа
    «Дифференциация гласных А-Я»

    Тема : « Дифференциация гласных А-Я»

    Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных А, Я. Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

    Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

    Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

    1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

    Логопед предлагает вспомнить гласные I и II ряда.

    2. Повторение ранее пройденного материала.

    Логопед. Ребята, как образовались гласные II ряда?

    Вывешивается таблица с гласными I и II ряда.

    3. Работа с индивидуальными зеркалами.

    Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).

    Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:

    — губы в спокойном положении;

    — зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;

    — широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

    — мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;

    — голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

    А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й , а], и также обратите внимание на положение губ, язычка. Что наблюдали и отметили?

    Ученики. Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко уходит вниз.

    Логопед. Какой вывод можно сделать?

    Ученики. Артикуляция звуков [а] и [й , а] похожа.

    4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

    Логопед. Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?

    Ученики. Эти гласные отличаются в написании.

    Логопед. Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й , а]?

    Ученики. Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.

    Логопед. Теперь, ребята, ознакомьтесь с заданиями индивидуального дидактического материала:

    1. Запомни образование буквы «Я».

    2. Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.

    Дети по очереди читают задания и выполняют их. Логопед помогает и объясняет.

    3. Закончи слово, добавив слог с буквой «а» или «я». Обозначь

    Образец: рыб – рыбка

    4. Исправь ошибки:

    5. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображенному времени года, обозначь буквы А – Я и твердые – мягкие согласные.

    6. Помоги ёжику отнести яблоко или грушу на место. Где должно быть яблоко, а где – груша?

    стрый

    тжелый

    7. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай названия рассказу. Запиши получившийся рассказ и его названия.

    Кораблики перевернулись и утонули.

    Митя и Аня пускали кораблики.

    Вдруг подул сильный ветер.

    На улице ярко светило солнце.

    После того как ученики прочитали задание 3, логопед уточняет, что если гласная II ряда «я» стоит после гласной, то этот согласный становится мягким; предлагает обозначить согласные звуки следующими символами:

    5.1. Обобщающая беседа.

    Логопед. Ребята, над чем мы сегодня работали на логопедическом занятии?

    Ученики. Учились различать гласные I и II ряда.

    Логопед. Что нового узнали?

    Ученики. Если гласная II ряда Я стоит после согласной буквы, то звук, обозначенный на письме этой буквой, становится мягким.

    Логопед. Вы, ребята, хорошо поработали, а сейчас предлагаю вам поиграть.

    5.2. Задание на развитие слухового внимания и восприятия (5 – 7 минут).

    Логопед. Ребята, я познакомлю вас с условием игры и объясню, как с помощью знаков можно «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

    Логопед рисует на доске для каждого учащегося ритмико-звуковой рисунок и предлагает прохлопать его (исполнить на шумовом инструменте). Остальные ученики слушают и устанавливают соответствие между рисунком и исполнением ученика. Затем можно выполнять это задание с произношением слогов на дифференциацию звуков [а] и [й , а], различную долготу и силу звучания:

    Педразвитие

    Автор: Шарова Татьяна Васильевна
    Должность: учитель-логопед
    Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №401
    Населённый пункт: город Колпино
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: “Дифференциация гласных а-я”
    Дата публикации: 03.01.2019
    Раздел: начальное образование

    Конспект открытого урока по логопедии

    Дифференциация гласных “А” — “Я” 4 класс

    Логопедическая: «Дифференциация А – Я».

    Грамматическая: «Безударные гласные в корне слова».

    Лексическая: «Инопланетяне с планеты Дифференциация».

    Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

    – закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;

    – познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;

    – учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки

    с буквами, и символами

    -отрабатывать навык проверки безударных гласных в корне слова

    – отрабатывать навык написания сочетаний ча-ща

    – развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

    – формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

    – развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

    – развивать навыки самоконтроля;

    – совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

    – воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

    Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки

    проблемы, поиска решения, подводящий диалог, метод контроля и самоконтроля.

    Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра

    1 часть. Орг.момент:

    Здравствуйте ребята! Сейчас сядет тот, в чьем имени 2 слога, 3

    слога, чье имя начинается с гласного звука

    Сообщение лексической темы занятия.

    Сегодня нам нужно будет быть особенно внимательными, потому

    что мы должны помочь нашим героям отправиться на планету

    -Кто это? ( инопланетяне)

    Давайте узнаем как их зовут. Для этого вам нужно быть очень

    внимательными. В их именах….

    -Первая буква в слове Насос,

    последняя буква в слове кошкА,

    вторая в слове оКно….. НАК

    – Вторая буква в слове кНига,

    первая в слове Яблоко,

    последняя в слове ящиК…. НЯК

    Как вы думаете какие буквы помогут нам сегодня отправить наших

    Работа над связью буквы и звука.

    Дайте характеристику звуку А

    –Буква «Я» обозначает гласный или согласный звук?

    -Из скольких звуков состоит буква «Я»?

    – Когда она обозначает 2 звука?

    –Какой буквой на письме обозначаются звуки «Й,А»?

    Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы «А» и «Я».

    Развитие фонематического восприятия.

    – Давайте с ними поздороваемся на инопланетном языке..

    Развитие фонематического анализа и синтеза

    – Нак и Няк не могут отправиться в полет, пока не разберутся с

    проблемой.. Назовите картинки, в названии которых мы будем писать

    Игра с мячом: ма-

    На доске картинки:

    щавель, моряк, мяч,

    букву А. ( щавель, чайка – вспоминаем правило ЧА-ЩА)

    – А теперь найдите такие предметы, в названии которых буква Я будет

    обозначать 2 звука .

    – На пути нам встречаются 2 летающие тарелки .

    -Помогите найти картинку, которая бы подходила к схеме,

    изображенной на них.

    2 часть. Работа над материалом:

    – Нашим гостям на Земле понравились фрукты, название которых

    начинается на букву я. ( яблоки).

    – Давайте соберем их. Для этого нужно вставить в слова пропущенные

    буквы и записать слова в тетрадь)

    – Пора садиться в летающую тарелку и отправляться в путь.

    – Чтобы зайти, прочтем слова и составим предложения.

    МАЛ – МЯЛ, РАД- РЯД, САД-СЯДЬ, ЗАВАЛ- ЗАВЯЛ

    Какой гласный влияет на смягчение согласных?

    Развитие слогового анализа и синтеза. Повторение словарных слов

    – А вот и первое препятствие на нашем пути. Что это?

    – Из первой строчки вычеркните все согласные буквы

    -из 2 – вычеркните буквы А

    -из 3 – все буквы Я

    -из 4 – все буквы А и Я -Какое слово получилось?

    Астероиды – небольшие небесные тела Солнечной системы ( куски

    металла и камня) , которые двигаются по орбите вокруг Солнца.

    -Их нужно срочно облететь! Составьте из слогов слова и зашифруйте их

    Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе

    Марина Захаркина
    Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе

    Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

    – закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;

    – познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;

    – учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, соотносить звуки с буквами, и символами;

    – развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

    – формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

    – развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: «Семья».

    – развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

    – развивать навыки самоконтроля;

    – совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

    – воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

    Ход занятия.

    1. Логопед: Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Васильевна, и сегодня я проведу у вас занятие. А помогать мне будет гномик Йак. Он принес вам много интересных заданий. (Логопед достает конверты)

    Достает первый конверт.

    – Ой посмотрите, что он принес (логопед раскладывает на доске первый ряд гласных).

    Логопед. Ребята, посмотрите на цепочку гласных букв и назовите, какие гласные знаете? (а, у, о, ы, э). А что мы произносили? (звуки)

    – Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим). Как мы произносим эти гласные звуки? (твердо, решительно, смело).

    – Дети, это гласные первого ряда, они произносятся твердо.

    У каждого гласного первого ряда есть «сестренка»буква, которая «живет» во втором ряду.

    Логопед. Сегодня мы будем учиться различать с «сестёр» букву «а» и «я».

    2. Гномик Йак принес нам эту букву. Это буква «я». (показывает, достает из другого конверта).

    (Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки)

    – Давайте послушаем звук. ([й-а-а-а-а-а-а])

    – Какая это буква? (гласная)

    – Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

    – Как она может управлять согласными в соединении? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

    – Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

    – Положите перед собой звуковку буквы Я.

    – Обведём контур звуковки красным цветом

    – Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

    – Сколько звуков слышим? (два)

    – Впечатайте первый звук буквы. ([й`])

    – Какой он? (согласный, мягкий)

    – Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)

    – Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

    – Впечатайте второй звук буквы. ([а])

    – Какой он? (гласный)

    – Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

    – Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

    – Итак, давайте подведём итог.

    – Какая это буква? (гласная)

    – Сколько звуков у буквы Я? (два)

    -Послушайте, как я произношу: я, я, я. Произносится ласково, мягко, нежно и коротко, сидит на кончике нашего языка.

    -Как зовут «сестренку» буквы «а»?

    Правильно, «а» мы произносим твердо, «я» — мягко, нежно. Буква «я» — гласная мягкая.

    Логопед: Молодцы! Возьмем следующий конверт с заданием. Повторите за мной: ма-мя, на-ня, та-тя, па-пя и т. д. Молодцы!

    4. Пришло время для следующего задания (достает следующий конверт). Задание произнести правильно и четко слова по картинкам. (Произносим хором).

    5. Логопед: Молодцы! Здорово у вас получается! Следующее задание: Игра «На что похожа буква «я». Послушайте стихотворение. (Дети повторяют слова и движения за логопедом).

    «Буква «я».

    Руку вбок, вперед нога,

    Вот какая буква «я».

    Я-я – песня кончилась моя.

    Я-я – есть у каждого друзья.

    Повторить стихотворение хором.

    6. Логопед: Молодцы! Следующее задание, открывает конверт. Гномик Йак задал нам задачу.

    К каких случаях буква Я обозначает два звука?

    (Читаем схему слова «ябллоня»)

    – Прочитайте верхнее слово. (яблоня)

    – Давайте прочитаем схему к этому слову.

    – Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ня – 3 слога)

    – Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

    – Каким гласным образован этот слог? ([а])

    – Впечатайте звук в схему.

    – Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])

    – Какой он? (согласный, мягкий)

    – Впечатайте звук в схему.

    – Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

    – Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])

    – Назовите 2 слог. ([лоооо])

    – Какой гласной образован? ([о])

    – Какой согласный стоит перед ним? ([л])

    – Назовите 3 слог? ([няяяяя]

    Какой гласной образован? ([я])

    – Какой согласный стоит перед ним? ([н`])

    – Какой слог ударный? (первый)

    – Посмотрите на слово.

    – Где в слове стоит буква Я? (в начале слова, в конце слова)

    – Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)

    Разбор слова Рая (схема готова, слово уже разобрано, детям объясняют разбор и помогают сделать вывод)

    – Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

    Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы.

    7. Сказка про букву Я

    Логопед: Следующий конверт. Наш гость предлагает вам послушать сказку про звук Я. Отложите в сторону все ненужное и послушайте сказку.

    Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный – звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.

    – Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?

    Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.

    8. Игра на фонематическое восприятие «Прятки».

    А вот и последний конверт! Гномик Йак предлагает нам поиграть в игру «Прятки». Но это необычная игра в которую вы все знаете, в этой игре мы будем искать спрятавшийся звук а или звук я. У вас есть карточки с буквами А, которая обозначает звук а и буква Я, которая обозначает звук я. Когда я скажу звук, слог или слово с одним из этих звуков нужно обязательно поднять соответствующую карточку.

    Показать карточками «а» или «я»: мА, пя, на, мя, тя, фа, яблоко, аист, ягоды, автобус, ясень, Алик, ящик, альбом.

    9. Итог. Ребята, кто приходил к нам в гости? Какие звуки гномик Йак учил нас различать? Гномику очень понравилось как вы играли. А вам понравилось? А еще наш гость хочет в честь встречи и вашего старания преподнести вам угощение.

    «В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

    Фронтальное занятие (НОД) в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по теме «Профессии» (обобщение) Цель: Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику; Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать.

    Фронтальное занятие с элементами театрализованной деятельности «Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях» Цель: 1. Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях. 2. Активизация словаря по теме «Рыбы». 3. Подбор признаков к словам названиям.

    Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ» Цель: Дифференциация звуков С – Ш изолированно, в словах, предложениях. Задачи: I. Закреплять правильную артикуляцию звуков. II. Развивать.

    Конспект НОД с использованием ЦОР в подготовительной группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Задачи. Закреплять правильное произношение и различение звуков [П]-[Б]. Закреплять понятия звонкий — глухой согласный. Упражнять в звуко-слоговом.

    Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[З]» для детей подготовительной группы Составила учитель-логопед МКДОУ ” Детский сад ” Колокольчик” Акчурина Ольга Александровна Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:1. Учить.

    Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Занятие №6 «Учим Петрушку говорить». Цели: • закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой.

    Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Конспект открытого логопедического занятия с группой детей, имеющих фонетико – фонематическое нарушением речи. 1класс Данный урок был.

    Открытое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах» Тема: «В деревню к бабушке» Цель: Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательная:.

    Занятие «Дифференциация согласных звуков [З]-[З’]» Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ФФНР, ОНР. Тема занятия: «Сюрпризы для Зои и Зины». Дифференциация.

    Читайте также:  Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с нарушениями речи (cтаршая группа)
    Ссылка на основную публикацию