Психолого-логопедическое сопровождение учащихся

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы

Аннотация: В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество обучающихся с проблемами в речи. А ребенок с речевыми нарушениями, в силу различных причин, требует создания особой развивающей и коррекционно-педагогической среды, особую значимость в организации которой имеет совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога. Этому и посвящена данная статья.

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Нарушения речи (как устной, так и письменной) оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребенка, препятствуют его социальной адаптации, это все обусловлено еще и недостаточностью неречевых процессов: памяти, внимания, зрительно-пространственного анализа и синтеза, нарушениями мелкой моторики и т.д.
И, как следствие, возникают трудности в освоении образовательной программы.

Таким образом, ребенок с речевыми нарушениями требует создания особой развивающей и коррекционно-педагогической среды. Особую значимость в организации которой имеет совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога.

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы

Термин «сопровождение», зачастую, употребляется как синоним понятиям «взаимодействие» и «обеспечение».

Любой ученик, прежде всего человек, который с рождения взаимодействует с окружающим его миром, как субъект отношений и взаимоотношений, на основе собственных индивидуальных возможностей и особенностей, с его личностными качествами и характеристиками.

Целью психолого-логопедического сопровождения является комплексное воздействие, направленное на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития учащихся и обеспечение их всестороннего и гармоничного развития.

Основу ПЛС определяют следующие принципы:

  1. Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
  2. Комплексность (взаимодополняемость) – развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
  4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном «подтягивании» дефицитарных функций.
  5. Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  6. Индивидуализация темпа работ – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Направления совместной работы:

  • Диагностическая работа

– психолого-педагогическая диагностика;
– социально-педагогическая диагностика;
– диагностика реч.нарушений.

  • Коррекционно-развивающая работа

– обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков …..

  • Консультативная работа
  • Информационно-просветительская работа
  • Аналитическая (не секрет, что логопед и психолог совместно обсуждают результаты своих диагностик и составляют план работы с детьми, родителями, педагогами; составляют индивидуальные образовательные маршруты, АООП).

Задачи ПЛС:

1. Задачи работы учителя-логопеда

  1. Обследование обучающихся школы и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
  2. Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  3. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  4. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  5. Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды

2. Задачи работы педагога-психолога:

  1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  2. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
  3. Совершенствование мелкой моторики.
  4. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  5. Развитие зрительно-моторной координации.
  6. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  7. Активизация отработанной лексики.
  8. Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
  9. Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
  10. Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Формы работы:

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Непосредственно образовательная деятельность (индивидуальные и групповые занятия)

Непосредственно образовательная деятельность с элементами тренинга (индивидуальные и подгрупповые занятия)

Упражнения с элементами арт-терапии, сказкотерапии, логоритмика, мнемотехника и др.

Песочная терапия, телесно-ориентированные техники, пластилин, кинезиология

Занятия учителя-логопеда и педагога-психолога взаимосвязаны, взаимодополняемы!

Направления организованного взаимодействия

Вывод:

Таким образом, психолого-логопедическое служба – это один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.

Психолого-педагогическое сопровождение – целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.

Учитель-логопед
г.Южно-Сахалинска
Еременко Анна Алексеевна

Логопедическое сопровождение обучающихся начальных классов МБОУ

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 10.01.2014

Статья просмотрена: 2051 раз

Библиографическое описание:

Аршинова, Н. А. Логопедическое сопровождение обучающихся начальных классов МБОУ / Н. А. Аршинова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4700/ (дата обращения: 07.01.2021).

Среди дошкольников, поступающих в первые классы общеобразовательных учреждений, с каждым годом увеличивается количество детей с недостатками речевого развития. По самым общим подсчётам, таких детей сегодня около 25 % от всех обучающихся первой ступени. Различные недостатки речевого развития становятся серьёзным препятствием для формирования на начальных этапах обучения полноценных навыков чтения и письма, а в дальнейшем блокируют успешность освоения школьной программы. Проблема нарушений письма и чтения сейчас недаром получила такой резонанс. Когда учились мамы и бабушки сегодняшних детей, была другая школа, другие программы, другие требования, не такой поток информации — был другой мир. Изложенные факты говорят о том, что логопедическая помощь ученикам начальных классов была и остаётся актуальной.

В нашем учреждении создана и постоянно совершенствуется система работы по логопедическому сопровождению обучающихся начального звена, которая имеет определённые цели и задачи.

В контексте личностно-ориентированного обучения и воспитания общей целью работы учителя-логопеда является преодоление трудностей в обучении и общении, обусловленных речевым недоразвитием, посредством коррекции и профилактики речевых нарушений, способствуя развитию личности и формированию положительных личностных качеств. Другими словами — предупреждение неуспеваемости обучающихся начальной школы, обусловленной различными речевыми нарушениями, повышение качества обучения.

Основные задачи:

– обследование и диагностика состояния речи обучающихся;

– организация и проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с учётом типичных и индивидуальных проявлений речевого недоразвития;

– оптимизация логопедической работы;

– пропаганда логопедических знаний.

Достичь поставленной цели, решить все задачи позволяет система работы по логопедическому сопровождению обучающихся.

Работа учителя-логопеда начинается с обследования речи будущего первоклассника, которое проводится с середины мая по июнь.

В присутствии родителей обследуются все речевые компоненты, а также связная речь, мелкая моторика, пространственные представления. Это необходимо для своевременного выявления речевых нарушений, правильной диагностики, по возможности — предупреждения дальнейшего развития дефекта и, самое главное — своевременного начала работы по коррекции выявленного речевого нарушения.

К концу июня обследование проходят обычно более 90 % дошкольников, и можно уже составить полную картину речевой подготовки будущих первоклассников, предварительно сформировать логопедические группы, комплектовать первые классы.

В первые две недели сентября проводится дообследование вновь поступивших обучающихся и углубленное обследование зачисленных в логопедические группы, в том числе и на предрасположенность к дисграфии и дислексии.

Результаты обследования показывают рост количества детей с нарушениями речи и усложнение речевых нарушений. В последние годы увеличивается число детей с общим недоразвитием речи. Различные формы проявления дизартрии отмечаются у большей части обучающихся на логопедическом пункте. Эти данные говорят о сложности работы и увеличении времени коррекционного обучения.

По результатам углубленного обследования составляется речевой профиль на каждого обучающегося и речевой профиль каждой группы.

На логопедические занятия зачисляются обучающиеся 1–4 классов с сохранным интеллектом и слухом, т. е. первично речевые дети, имеющие речевые нарушения:

– фонематическое и фонетико-фонематическое нарушение речи;

– нерезко выраженное общее недоразвитие речи и общее недоразвитие речи;

– нарушения письма и чтения, обусловленные выше перечисленными нарушениями устной речи;

Группы формируются с учётом логопедического заключения, психо-физиологических особенностей и возраста. Логопедические занятия начинаются с 16 сентября и проводятся 2–3 раза в неделю до достижения планируемого результата.

Коррекционно-развивающая работа проводится по утверждённым программам, для каждой группы составляется своё тематическое, календарное, поурочное планирование.

С учениками первых классов проводится работа по коррекции нарушений устной речи, что является профилактикой нарушений письменной речи.

Занятия проводятся в логопедическом кабинете, оборудование и оформление которого соответствует всем нормативным требованиям.

Программа предусматривает 2–3 занятия в неделю с подгруппой 5–6 человек по совершенствованию лексико-грамматических представлений и связной речи, коррекции дизорфографии. Учащиеся первых классов совершенствуют навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, развивают и закрепляют графомоторные навыки и умения.

Коррекция звукопроизношения у детей проходит на индивидуальных занятиях. Разработанная циклограмма учёта времени на неделю позволяет заниматься с каждым ребёнком не менее двух раз. Индивидуальные занятия выстраиваются по принципу лексико-грамматического подхода. Поэтому для автоматизации звуков подобраны многоплановые лексико-грамматические игры и упражнения, которые помимо основной цели позволяют развивать ряд важнейших речевых и познавательных навыков (слуховые внимание и память, словесно-логическое мышление, воображение и др.)

На протяжении всего времени коррекционно-развивающего обучения отслеживается динамика речевого развития ребёнка, зачисленного на занятия, и фиксируется в речевой карте обучающегося.

Для более точной и полной картины, показывающей динамику результативности работы с детьми, проводится мониторинг эффективности коррекционно-развивающего обучения как индивидуально, так и по группам. Это способствует более глубокому и детальному изучению каждого обучающегося на определённых этапах и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Логопедическое сопровождение обучающихся предполагает тесную взаимосвязь, взаимодействие всех субъектов, принимающих участие в обучении, воспитании: учитель-логопед, учителя начальных классов, психолог, воспитатели ГПД, медицинские работники, родители.

Такое взаимодействие помогает обеспечивать осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, а значит, стабильную результативность логопедических занятий.

Работа с родителями будущих первоклассников начинается с обучения азам логопедических знаний, формам педагогической поддержки на занятиях Родительского университета в октябре, за год до поступления детей в первый класс. Занятия с родителями проводятся в разных формах: лекции, презентации, беседы, игры, мастер-классы, анкетирование. Опыт показывает, что такая форма работы с родителями необходима, крайне важна и эффективна.

Особенно тесным является сотрудничество с родителями учеников первых классов, зачисленных на занятия. В первой четверти это еженедельные встречи-консультации, во второй четверти — раз в две недели. Кроме того, общие собрания раз в четверть, индивидуальные консультации. Эффективным является присутствие родителей на логопедических занятиях по желанию и в дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется наглядной агитации — стенд для родителей со сменной (раз в месяц) полезной и интересной информацией пользуется вниманием.

Особое место в работе учителя-логопеда занимает сотрудничество с учителями начальных классов. Педагоги знакомятся с работой учителя-логопеда и получают необходимые знания. В практике сотрудничества — проведение общих и индивидуальных консультаций, сообщения на заседаниях методических объединений учителей начальных классов, участие в работе школьных педсоветов, школьной ПМПк, взаимопосещение уроков, занятий.

Каждый учитель первого класса получает «Папку логопедического сопровождения учащихся», в которой находятся все необходимые сведения о речевом развитии детей данного класса, практические рекомендации, другие материалы:

– экран речи учеников класса (состояние речи каждого на 15 сентября, дата зачисления на занятия, дата выпуска, отметка о постановке на очередь, контроль и далее прослеживается динамика речевого развития каждого ребёнка);

– таблица речевых нарушений обучающихся;

– материалы логопедического минимума знаний — логопедическая памятка (логопедический словарик, логопедические заключения, причины речевых нарушений, психофизиологические особенности речевых детей, особенности работы учителя с речевыми детьми в классе, типология специфических ошибок, сведения об организации и некоторых особенностях работы учителя-логопеда);

– расписание логопедических занятий, график работы учителя-логопеда.

По мере необходимости папка пополняется дополнительным материалом.

Далее, в течение всего времени логопедического сопровождения обучающихся, совместно наблюдаем за детьми, отмечаем их плюсы и минусы, решаем возникающие проблемы, работаем с родителями. Серьёзное отношение учителей к проблемам речевых детей, знание логопедического минимума и учёт этих знаний в работе позволяют выполнить одну из главных задач нашего сотрудничества — достижение единства требований к ребёнку со стороны учителя-логопеда и учителя класса.

Читайте также:  Карта экспресс-обследования речевой деятельности детей логопедической группы 5-6 летнего возраста

Сотрудничество со школьным психологом также является необходимым звеном в роботе учителя-логопеда: обязательное собеседование после обследования с целью выявления детей «группы риска», планирование совместной работы с обучающимися, учителями, родителями. В течении учебного года мы отслеживаем динамику развития сложных детей, консультируем учителей, родителей; участвуем в работе школьного ПМПк, готовим представления обучающихся на ПМПк.

Связь с медработником школы важна и необходима, так как многие дети с нарушениями речи наблюдаются у разных врачей-специалистов. Эти данные должен знать учитель-логопед для работы с ними.

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям ГПД позволяют обеспечивать детям с речевыми нарушениями индивидуальный подход, что также положительно сказывается на общем результате коррекционной работы.

Многолетний опыт показывает, что такая система работы по логопедическому сопровождению обучающихся является эффективной и даёт возможность освоения детьми с проблемами в речевом развитии основной программы начального общего образования и их интеграции в общеобразовательном учреждении.

Похожие статьи

Взаимосвязь в работе учителялогопеда и педагогов ДОУ при.

учительлогопед обследует речевое развитие ребёнка; – педагог-психолог — эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие

Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. У детей с общим недоразвитием.

Особенности логопедического сопровождения детей-инофонов.

общее недоразвитие речи, ребенок, нарушение, речевое нарушение, речевое развитие, речевая система, дошкольный возраст, речевая патология, речевая аномалия, связная речь.

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего.

Взаимосвязь в работе учителялогопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР.

Для проведения эффективной коррекционно-логопедической работы по формированию

(6 слайд — работа у зеркала). Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека.

Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.

Содержание работы учителялогопеда по развитию.

Важное направление коррекционной работы на занятияхразвитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с ОНР в ходе прохождения грамматических тем на логопедических занятиях.

Взаимосвязь в работе учителялогопеда и педагогов ДОУ при.

Каждый педагог диагностирует свою область:  учительлогопед обследует речевое развитие ребёнка

Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Использование песочной терапии в работе учителялогопеда с детьми, имеющими речевые нарушения. Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи.

В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи формирование связной речи

связная речь, III, ребенок, развитие, общее недоразвитие речи, уровень, речевое недоразвитие, формирование, связная монологическая речь, занятие.

Использование современных педагогических технологий как.

– взаимосвязь в работе учителялогопеда, воспитателей и родителей по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи (III уровня) (далее ОНР III уровень).

Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении

Рита Гумерова
Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении

Нарушения речи – распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.

Замедленный темп физического и интеллектуального развития – децелерация – появилась в нашем обществе на рубеже ХХ и ХХI вв. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т. д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения.

Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, зависят от

во время проведенной логопедической коррекции.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.

Строю свою работу по общедидактическим принципам и принципам коррекционного обучения:

– принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения так, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне сложности, на основе постоянного активного включения межанализаторных связей. Я, как учитель – логопед, даю задания, усложняющие межфункциональную систему обработки информации, что тем самым способствует развитию динамичности восприятия;

– принцип продуктивной обработки информации. Реализую этот принцип, организовывая обучение так, чтобы у обучающихся развился навык переноса обработки информации на своё индивидуальное занятие и тем самым у них формируется и развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;

– принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) на моих занятиях реализую через ввод специальных упражнений и приёмов для развития и коррекции различных психических процессов и функций (зрительное внимание, вербальная, зрительная, двигательная память, слуховое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, объем внимания и т. д.);

– принцип мотивации к учению стараюсь реализовывать, возбуждая и поддерживая на высоком уровне интерес ребенка, когда активно работают ВПФ, развивая тем самым межфункциональные отношения, на базе которых и формируется обходной путь развития.

Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда в нашем образовательном учреждениирегламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, локального.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Конвенция о правах ребенка

4. Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Локального: Уставом школы, должностной инструкцией логопеда.

Опираясь в своей деятельности на нормативные документы,освоила и продолжаю осваивать новые педагогические технологии:

1. Информационно- коммуникационные;

2. Технологии компенсирующего обучения

3. Технология психолого-педагогического сопровождения.

4. Технология исследования и мониторинга интеллектуального развития.

5. Изучаю и осваиваю технологию обучения чтению, коррекции дислексии и дисграфии по методике Н. Зайцева.

Использование современных образовательных технологий

На своих занятиях использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применяю активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малую театрализованную постановку, игру-путешествие. Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика.

По преобладающему методу применяю:

1. Проблемное обучение, которое предполагает наличие особого, внутреннего, противоречивого содержания. Учебно-коррекционный процесс направлен «в зону ближайшего развития» личности ученика.

2. Игровые технологии. На этих уроках участники имитируют реальные ситуации, обыгрывают придуманный или восстановленный сказочный сюжет или мини-историю.

3. Использую информационно – коммуникационные технологии на коррекционных логопедических занятиях в виде применения компьютерной презентации, как наглядного дидактического материала, а так же как средство визуализации и опосредованного контроля произношения.

По подходу к ребенку:

1. Личностно-ориентированную технологию, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

2. Технологию сотрудничества, которая заключается в реализации принципов демократизма, равенства, партнерства в субъектных отношениях педагога и ребенка. Совместно с обучающимися вырабатываем цели, содержание занятия, даём оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

3. Здоровьесберегающие технологии,что предполагаетохрану и укрепление физического и психического здоровья детей через:

• сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;

• формирование у младших школьников желание и умение учиться быть здоровым;

• развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой.

По направлению модернизации существующей традиционной системы (на основе эффективности организации и управления)использую:

1. Технологию опережающего обучения. Суть этой технологии заключается в обобщающем характере применяемых на занятии схем, таблиц, создающих возможность, с одной стороны, после первого введения в тему организовать на уроке многократное повторение по принципам от частного к общему и обратно, с другой, одновременно готовить детей к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Эта технология учит определять границы своих знаний, ставить проблему, планировать результат во времени. Помогает ребенку осуществлять самоконтроль, самооценку (учит организации самоконтроля, самооценивания).

2. Технологию консультативного сопровождения. Благодаря освоению этой технологии мне удаётся осуществлять постоянное консультативное взаимодействие с учителями, работающими в классе, где обучаются дети с речевыми проблемами. Совместно нами выработана активно работающая модель взаимодействия «учитель, работающий в классе + учитель-логопед».

3. Групповые и подгрупповые способы обучения. Коррекционные логопедические занятия на основе группового метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у обучающихся.

4. Дифференцированное обучение – это способ, который позволяет мне работать с обучающимся, учитывая их индивидуальные особенности.

Анализ учебно-коррекционной деятельности

Для анализа учебно-коррекционной деятельности рассмотрим данные статистики. В приложении №1 представлена диагностика уровня коррекции за последние 4 года.Можно отметить следующие тенденции: увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения, возросло качество коррекции 2014-2015 –68,5%; 2015-2016 -73,3%;

2016-2017 – 78%; 2017-2018 –82,5 %.

Соотношение количества детей-логопатов и качества коррекции

Кол-во выпущен. Качество коррекции

2014/15 31 21 68,5

2015/16 40 32 73,3

2016/17 41 31 78

Анализ видов речевых нарушение за 4 года

Отчетливо прослеживается рост таких нарушений речевого развития как фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушение звукопроизношения, нарушение формирования грамматического строя речи. После анализа сложившейся ситуации,мною была выделена следующая проблема: увеличение количества детей – логопатов с различной и часто осложненной структурой дефекта, что не позволяет включить всех, кому требуется логопедическая или психолого-логопедическая помощь в процесс коррекции в течение учебного года.

Для решения этой проблемы требуется усиление интенсивности коррекционного воздействия, поиск новых путей коррекционного воздействия, применение инновационных методов и нетрадиционных методик. Так я пришла к выводу, что основная методическая проблема, над которой я должна работать – это активизация взаимодействия учителя – логопеда и учителя, работающего в классе, в процессе обучения, коррекции и адаптации детей начальной школы.

Было необходимо найти оптимальную модельэффективного взаимодействия учителя и учителя-логопеда. На совещаниях и семинарах методического объединения учителей начальных классов обсуждались и выбирались наиболее эффективные формы взаимодействия.Было решено использовать:

– рекомендованный учителем-логопедом психолого-логопедический диагностический материал и проведение диагностик для своевременного и наиболее точного выявления проблем адаптации и обучения учителем в классе;

– обмен результатами наблюдений;

– взаимопосещение уроков и занятий;

– анкетирование учителей; (см. Приложение №2)

– разработка памятки учителю и ученику (см. Приложение №1; 2)

– рекомендованные учителем-логопедом логопедические методики, приёмы, дидактический материал для логопедической коррекции;

– учителю, работающему в классе, участвовать в процессе автоматизации поставленных звуков, контролируя звуковую сторону речи ребенка во время уроков;

– при планировании индивидуальных и групповых логопедических занятий учитывать рекомендации учителей, работающих в классе, где обучаются дети-логопаты.

В рамках решения данной проблемы на родительских собраниях в классах родителям давались целевые рекомендации для конкретных детей.

Сотрудничество логопеда и учителя начальных классов в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы

Разделы: Логопедия

Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: логопеда, учителя, психолога. Подход к работе по устранению речевых нарушений должен быть комплексным.

В настоящее время в школу приходит много детей с низким уровнем речевого развития. Анализ устной речи первоклассников, показывает, что только у 30 % учащихся накоплен достаточный речевой опыт, необходимый для овладения грамотой. У многих начинающих обучение школьников наблюдается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, недостаточно сформированный грамматический строй, бедный и недифференцированный словарный запас, неумение составить связное высказывание. Они оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям, обобщениям и испытывают трудности в освоении грамоты. Такие дети требуют к себе особого внимания учителя и нуждаются в помощи учителя – логопеда. К сожалению, учитель-логопед не имеет возможности оказать помощь каждому ученику. В этих условиях он может использовать в своей работе технологию консультативного сопровождения. Технология применяется для организации тесного сотрудничества с учителем. От этого сотрудничества во многом зависит, смогут ли учащиеся с речевым недоразвитием преодолеть трудности в обучении.

Читайте также:  Речедвигательные упражнения и самомассаж в работе с детьми с нарушениями речи

Условия эффективного сотрудничества:

  • установление партнёрских отношений в процессе сопровождения ребёнка;
  • учитель принимает помощь и поддержку логопеда, доверяет ему, а логопед помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребёнка;
  • учитель-логопед должен хорошо знать содержание учебных программ, по которым обучаются школьники, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований;
  • учитель осваивает логопедические приёмы, чтобы его работа становилась более квалифицированной и эффективной;
  • в процессе взаимодействия происходит обмен опытом, взаимное обогащение.
  • консультации, которые посвящаются анализу учебных проблем, разработке программ и выбору средств реализации программ комплексного индивидуального сопровождения каждого ученика, имеющего речевые нарушения;
  • индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;
  • тематические консультации;
  • круглые столы и семинары для педагогов;
  • взаимное посещение занятий и уроков.

Сотрудничество начинается с совместного проведения логопедом и учителем диагностики проблем детей, поступивших в школу. В сентябре логопед проводит первичное обследование устной речи учащихся 1 классов. На каждого ученика заполняется протокол первичного обследования (Приложение 1). Составляются итоговые таблицы по классам (Приложение 2). В конце сентября по результатам обследования проводятся первые индивидуальные консультации с педагогами, обучающими первоклассников. К этому времени у них уже есть предварительные итоги изучения интеллектуального потенциала, способностей и возможностей

учащихся, есть результаты наблюдения основных проявлений личностных особенностей первоклассников. Во время обсуждения выявляются проблемы в развитии детей, выделяется группа учащихся, которым требуется помощь в преодолении трудностей обучения, выясняется, какую помощь детям могут оказать родители, определяются пути взаимодействия.

Далее проводится повторная консультативная встреча, во время которой формируется список детей, которые будут посещать логопедические занятия, вырабатываются единые требования к учащимся, а также обсуждается общий план коррекционной работы.

Учитель оказывает существенную помощь при решении организационных вопросов (согласование расписания занятий с родителями, контроль посещаемости и т.д.), а также активно работает с семьями обучающихся, формируя серьёзное и ответственное отношение к логопедическим занятиям.

На последующих рабочих встречах обсуждаются конкретные учебные проблемы учеников и способы их преодоления. Проводить диагностику учебного затруднения удобно по определённой схеме (Приложение 3). Это помогает максимально конкретизировать проблему и искать эффективные пути её решения. К схемам диагностики учебных затруднений учащихся периодически желательно возвращаться, чтобы была возможность объективно оценить результаты работы (и достижения ученика и работу учителя).

Для своевременного выявления трудностей, возникающих у первоклассников в процессе обучения, нужен постоянный мониторинг. В январе совместно с учителем проводится исследование операций языкового анализа и синтеза при помощи бланковой методики (Приложение 4).

В феврале учитель-логопед проводит комплексную письменную работу во всех первых классах с целью: выяснить, насколько успешно овладевают навыками письма учащиеся 1-х классов (учитывается этап обучения и требования программы на момент обследования), выявить учащихся, испытывающих трудности, определить характер ошибок, степень их выраженности (Приложение 5).

В мае проводится ещё одна письменная работа с целью: выяснить степень успешности овладения навыками письма учащимися 1-х классов к концу первого года обучения; выявить учащихся, у которых имеются специфические нарушения письма. Проверка навыков письма, выработанных в процессе целенаправленного школьного обучения, осуществляется с помощью следующих видов письменных работ: слухового диктанта и списывания с рукописного текста. Объем текстов сокращен т.к. на выполнение работы учащимся отводится один урок (Приложение 6).

При совместном анализе письменных работ обсуждается возможность использования учителем некоторых специальных подходов и приёмов на уроках, чтобы облегчить и улучшить учебное взаимодействие с учениками, испытывающими трудности при формировании навыков письма и чтения. У учащихся появляется возможность получать определённую логопедическую помощь, облегчающую изучение учебного материала, непосредственно на уроке. Обсуждение результатов логопедической работы позволяет учителю-логопеду вовремя вносить изменения в коррекционную работу с учащимися.

Эффективность взаимодействия учителя и логопеда можно определить по наличию реальных учебных достижений учащихся, по положительной динамике успеваемости.

Тесное взаимодействие педагога и логопеда может помочь учащимся с нарушениями письменной речи преодолеть трудности.

Список литературы

  1. Кузьмина, Е.В. Бланковые методики в работе логопеда. / Е.В.Кузьмина. – Москва: Сфера. – 2009. – 64 с.
  2. Логопедические занятия со школьниками: книга для логопедов, психологов, социальных педагогов. / Е.Д. Бурина, Т.А.Иванова, Е.В.Иванова, А.В.Литвина, Е.В. Меттус и др.– Санкт-Петербург: КАРО. – 2006. – 108 с.
  3. Ткаченко, Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. / Т.А. Ткаченко.– Москва: ГНОМиД. – 2004. – 48 с.
  4. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. / Т. А. Фотекова. – Москва: Аркти. – 2000. – 57с.

«Психолого-логопедическое сопровождение учащихся «Школа без неудачников» (программа тренинга)

Актуальность
Общение школьников, особенно в подростковом возрасте, процесс чрезвычайно многоплановый, развертывающийся в разных сферах жизни (семья, школа, кружки, компании сверстников и т.д.). Общение напрямую связано с речью и развитием личности учащихся. Поэтому возникновение проблем общения и личностного развития у подростков, обусловлено одновременным влиянием многих жизненных сфер, приобретая своего рода системный характер, что требует системного подхода в решении этих проблем.

Необходимость психолого-логопедического сопровождения возникла в связи с особенностями контингента детей, обратившихся на консультации к специалистам. У них наблюдался высокий уровень общей и школьной тревожности, личностная незрелость, неразвитость коммуникативных навыков, что вызывало трудности в общении с родителями, конфликты с учителями и сверстниками.

В речевом развитии у группы младших подростков наблюдались следующие особенности: общая смазанность речи, вялость артикуляции, нарушения речевого дыхания, нарушения тембра голоса. Практически у всех детей наблюдалось слабое развитие устной публичной речи.

В итоге, назрела необходимость комплексной психолого-логопедической помощи подросткам, с обязательной коррекцией детско-родительских отношений, так как результат работы только с учащимися был бы незначителен.

Цели программы
Оказание комплексной психолого-логопедической помощи младшим подросткам в решении проблем эмоционально-личностного развития, формирование коммуникативных навыков, совершенствование навыков устной публичной речи; коррекция детско-родительских отношений.

Задачи программы:
1. Коррекция эмоциональной сферы.
2. Формирование коммуникативных навыков и самоконтроля.
3. Развитие техники речи (артикуляция, интонация, темп).
4. Расширение словарного запаса.
5. Коррекция самооценки учащихся.
6. Развитие навыков психологической разгрузки.
7. Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения).

Социальная, научная и практическая значимость
Программа направлена на помощь в решении актуальных проблем подросткового возраста.

Комплексный подход используется в разных образовательных учреждениях, но все равно специалисты работают над решением проблем ребенка отдельно, каждый в своем направлении. Условия тренинга позволили нам обеспечить совместную одновременную работу узких специалистов. Диагностические показатели положительной динамики в личностном и речевом развитии оказались значительно выше, чем при индивидуальном подходе и совместных программах узких специалистов в школе. Логопед, работающий только над развитием речи, а не над овладением культурой языка, реализующейся в коммуникативном аспекте, не учитывает личность ребенка. Психолог лучше знает причины проблем детей и, учитывая их, строит программу тренинга, затрагивая значимые, очень близкие для подростка темы, чем обеспечивает мотивацию речевой деятельности. На тренинге создается безопасная среда для детей: снимается тревожность, страхи и другие невротические состояния. Навыки, в том числе речевые, формируются быстрее и прочно закрепляются в личном опыте ребенка.

Родители, дети, логопед, психолог включены в процесс решения заявленных проблем, и во всех сферах жизни подростка наблюдаются позитивные изменения. Навыки, приобретенные в ходе тренинга, подростки используют в своей повседневной жизни и в дальнейшем, о чем свидетельствуют отзывы родителей, педагогов и самих подростков, полученные в более позднее время.

Общение- основа социальной адаптации детей и взрослых. Правильно сформированные коммуникативные навыки могут предотвратить отдельные психические нарушения, девиантное поведение, правонарушения, наркоманию и токсикоманию. Программа помогает учащимся стабилизировать свое состояние и выявить ресурсы для дальнейшего личностного и речевого развития.
Адресат: младшие подростки из разных школ города и их родители.

Основные этапы программы:

1. Отбор участников тренинга и индивидуальное консультирование: проходит в процессе индивидуальной консультативной психолого-логопедической деятельности и по запросам родителей и учащихся.
2. Родительское собрание: информирование родителей о программе курса, обсуждение условий участия родителей в программе, решение организационных вопросов.
3. Психодиагностический: первичная диагностика по выявлению:
– уровня речевого развития ребенка;
– исследование эмоционально- личностной сферы участников;
– особенностей детско-родительских отношений.
4. Индивидуальные занятия с родителями: в ходе реализации программы.
5. Психолого-логопедическая коррекция: тренинг «Школа без неудачников».
6. Психодиагностический: повторный срез психолого-логопедической диагностики для выявления динамики изменений у участников после коррекционно-развивающей работы.
7. Индивидуальные психолого-логопедические консультации и занятия:
консультирование родителей и детей по результатам тренинга; психолого-логопедические рекомендации и индивидуальные занятия для детей и родителей.

Структура занятий
Вводная часть:
1. Ритуал приветствия.
2. Упражнения на групповое сплочение.
3. Упражнения на выявление эмоционального состояния участников.
Основная часть:
1. Беседа по теме занятия.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Речевые игры.
4. Релаксационные игры.
5. Словесно-логические упражнения.

Итог занятия:
1. Отслеживание эмоционального состояния в конце тренинга.
2. Обратная связь.
3. Домашнее задание.
4. Ритуал прощания.

Выводы
На выходе реализации программы мы отметили следующие положительные тенденции.

Если в начале тренинга русский язык воспринимался детьми как школьный предмет, не связанный с жизнью, то на выходе язык стал для ребенка живым и интересным, необходимым для установления контактов с другими.

У подростков появилось осмысленное отношение к языку, так как они реализовывали свои цели через общение в тренинге. Соответственно, возросла требовательность учащихся к своей технике речи, повысился самоконтроль в разговорной речи. Помощь в личностном развитии на протяжении всей программы, поддержка родителей позволили подросткам преодолеть барьеры перед публичными выступлениями, потренироваться в ораторском искусстве. Диагностические данные подтвердили желание учащихся в дальнейшем совершенствовать навыки публичной речи (устной и письменной).

Итоговая диагностика эмоционально-личностного развития показала, что у большинства учащихся произошел выход из стрессового состояния до стабилизации, вплоть до снятия страхов и тревог, невротических симптомов и расстройств.

В ходе коррекции произошло выравнивание самооценки, подростки стали вести себя уверенно, более позитивно оценивать себя и других. Тренинг повысил осознанность детей в своих действиях, научил анализировать свои поступки, позволил практически отработать для себя проблемные нерешенные ситуации, накопить личностный позитивный опыт.

Таким образом, в ходе психолого-логопедического сопровождения, решая проблемы личностного плана, коммуникативной сферы подростка и его семьи, преодолеваются трудности школьников, связанные с обучением и поведением.

«Программа психолого-логопедического сопровождения младших подростков тренинг «Школа без неудачников»» вызвала интерес у жителей города. Информация о ходе программы была в каждой школе, освящалась в прессе: «Северный рабочий», особенно, после выхода нашей статьи в газете «Вечерний Северодвинск» по теме: «Трудности школьной жизни: как их преодолевать. Информация от психолога и логопеда», где были даны практические рекомендации для родителей подростков о помощи ребенку в личностном и речевом развитии.

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся

Основное меню

  • Дистанционное обучение в МАОУ гимназии №5
  • Главная страница
  • Сведения об образовательной организации
  • Противодействие коррупции
  • Воспитательная работа
  • Инновационная деятельность
  • Наши достижения
  • Профильное обучение
  • Школа для родителей детей с ОВЗ
  • Спросите у психолога и логопеда
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Методическая копилка
  • Почта доверия
  • Домашнее и семейное обучение
  • Персональные данные
  • Положения о внешнем виде учащихся
  • Конкурсы
  • Горячее питание
  • Наша библиотека
  • Безопасность
  • Бессмертный полк
  • Семья Победы
  • Начальная школа
  • Аттестация педагогических работников
  • Доступная среда
  • Контрольные диагностические работы
  • «Целевая модель волонтерского отряда «Ты решаешь»»
  • ШСК
  • Национальный проект «Образование»

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся 1 класса с речевыми нарушениями

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся 1 класса с речевыми нарушениями

Учитель-логопед Ковалёва М.М.

Один в поле не воин!

В нашей гимназии , мы пытаемся создать максимально комфортные и тёплые условия для детей, которые первый раз переступают порог школы.

Конечно, в поле зрения учителя-логопеда и педагога-психолога, в первую очередь, попадают те учащиеся, которым требуется наше внимание и поддержка.

Читайте также:  Конспект по логоритмике для детей среднего возраста с ОНР

Необходимость создания модели психолого-логопедического сопровождения

учащихся первых классов с речевыми нарушениями была вызвана несколькими

1. Часто именно дети с тяжёлыми речевыми нарушениями имеют

проблемы в познавательной сфере, сталкиваются с трудностями в усвоении

2. При поступлении в школу учащиеся испытывали сложности в

коммуникативном общении со сверстниками, с педагогами.

3. Необходимость создания единого коррекционно-развивающего

пространства в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме этого, как отмечают специалисты «своеобразие индивидуальных

особенностей внимания, памяти, уровня произвольности общения и

деятельности являются производными, т.е. следствием аномального развития

речи» (Ястребова Л.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся

начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999).

Учитель-логопед и педагог-психолог строят свою работу с учётом

составленного в сентябре перспективного совместного плана работы.

В течение двух лет модель интегрированного сопровождения учащихся первых

классов складывалась по маленьким кирпичикам:

• Совместные родительские собрания, семинары-практикумы,

• Участие в работе школьного ПМПконсилиума;

• Информационная и консультационная работа с педагогами и

• Проведение регулярных (1раз в месяц) интегрированных

На сегодняшний день это готовая модель психолого-логопедического

сопровождения учащихся первых классов с речевыми нарушениями.

Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом , тесно

взаимосвязаны и решаются в рамках целостно подхода к воспитанию и

развитию психической деятельности ученика. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов, будь то мышление или речь.

Вся работа делится на три этапа:

1. Организационно-диагностический.(1-15 сентября)

2. Коррекционно-развивающий.(16 сентября- 15 мая)

3. Итоговый.(16-31 мая)

В сентябре учитель-логопед проводит обследование устной речи учащихся

первых классов. Педагог-психолог в это время выявляет интеллектуальную

и эмоционально-волевую готовность к школьному обучению.

В рамках реализации основного коррекционно-развивающего

этапа работы проводятся интегрированные занятия педагога-психолога и

учителя-логопеда (1 раз в месяц). Основной целью проведения этих

занятий является развитие коммуникативных умений и навыков учащихся,

экспрессивной речи и познавательной сферы. Нами разработан план-схема

интегрированного занятия, что позволяет эффективно использовать рабочее

время и осуществлять совместную подготовку к занятиям качественно и

эффективно, избегая дублирования в работе. Этот план-схема не является

стандартным, мы варьируем содержание занятия в зависимости от этапа

работы, цели и задач, которые ставятся на каждом конкретном занятии.

Каждое занятие мы проводим в форме игры, путешествия, что позволяет

значительно повысить интерес первоклассников, активизировать их речевую

В конце учебного года проводится повторная диагностика

каждым специалистом с целью отслеживания динамики развития учащихся и

построения дальнейшей коррекционно-развивающей работы (во втором

В рамках психолого-логопедического сопровождения учащихся первых классов

с тяжёлыми речевыми нарушениями.

I. Организационный момент.

-Развитие долговременной памяти (рефлексия предыдущего занятия);

-Активизация внимания, мыслительных процессов.

II. Основная часть.

-Закрепление экспрессивного словаря по лексической теме.

-Развитие мелкой моторики пальцев рук. (развитие межполушарных связей).

-Автоматизация поставленных звуков в речи.

-Формирование (совершенствование) коммуникативных умений и навыков.

– Развитие (совершенствование) общей моторики (координация движений,

точность выполнения инструкции).

-Развитие фонематических процессов (восприятия, анализа, синтеза).

-Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Дидактическая логопедическая игра «Сундучок родственных слов»

Литвинова Ирина Юрьевна,

учитель-логопед МАДОУ ЦРР

детского сада№ 163 города Тюмени

Цель: Формирование функции словообразования у дошкольников.

Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне – представляет собой необходимое условие для пополнения словарного запаса за счёт производных слов (известно, что в русском языке 90% слов производные), овладения грамматической системой языка, создания основы орфографически правильного письма.

В результате работы по словообразованию дети приобретают многое, а именно:

1. навыки различения и выделения частей слова на слух;

2. расширяется запас однокоренных слов (что в дальнейшем важно в школьном обучении при написании безударных гласных, глухих и звонких согласных в середине и конце слов).

Правила игры скачать: Правила игры.doc (40.5 КБ)

Комментарии к слайдам:

Незнайка узнал, что у слов, как и у людей есть семьи, где все родственники. Но ничего не понял и решил, чтобы разобраться, собрать эти родственные словесные семейки в красивый домик-сундучок. Уже приготовил Незнайка пустой сундучок для слов. Может мы поможем Незнайке разобраться и собрать такие родственные семейки слов в сундучок? Готов(а, ы)?

Задание 1: Назови(те) предметы нарисованные на картинке, про которые я могу задать вопрос: Что это?

Каждое слово – название предмета – мы обозначим одной прямой линией.

Ребенок(дети) называет предметы: солнце, небо, цветок, совок, машинка, мячик, ведерко, трава, куст, палочка.

Это неживые предметы.

Задание 2: Назови(те) предметы нарисованные на картинке, про которые я могу задать вопрос: Кто это?

Каждое слово – название предмета – мы также обозначим одной прямой линией.

Ребенок (дети) называет предметы: мальчик, девочка, кошка, собака, бабочка

Это живые предметы.

Задание 3: Придумай слово, ответив на вопрос: Что делает каждый предмет? Что делает совок? Что делает ведерко? Что делает солнышко? Что делает бабочка? Что делает кошка? Что делает собака? Что делает цветок? Каждое название предмета мы обозначим двумя прямыми линиями.

Ответы ребенка: стоит, лежит, светит, летает, сидит, играет, бегает, растёт.

Это слова обозначающие действие предмета.

Задание 4: Попробуй(те) признай(те) о каком предмете на нашей картинке сказаны слова: пушистая, ласковая? (кошка) Лёгкий, круглый? (мяч) Горячее, круглое? (солнце) Весёлые, дружные? (дети) Правильно признал. Эти слова так и называются – ПРИЗНАКИ, отвечая на вопрос о предмете: Какой? Какая? Какое? Какие? И обозначим их красивой волнистой линией. Придумай(те) сам(а, и) слово-признак. Постарайся(тесь) не повторять одни и те же слова. Какое небо? Какие цветы? Какая погода? Какая бабочка? Какой песок? Какая кошка? Какая собака? Какая машина? Дети придумывают слова-признаки.

Но предметы бывают разные – большие и маленькие, по одному и помногу сразу. Готовы к ним слова придумать? Назовите этот предмет. Фразы сопровождаются кликами «мышкой» (Появляется картинка барабана) Бабарабан. (Появляется соответствующий значок – одна прямая горизонтальная линия) (Появляется картинка нескольких барабанов) А здесь предмет не один, а несколько. Каким словом их назовём? Барабаны. (Появляется соответствующий значок – две друг за другом прямые горизонтальные линии) (Появляется картинка маленького барабана) А вот этот предмет очень маленький, назовите его ласково. Барабанчик. (Появляется соответствующий значок – короткая горизонтальная линия) (Появляется картинка большого барабана) Такой предмет, но очень большой. Каким словом это выразим? Барабанище. (Появляется соответствующий значок – большой горизонтальный прямоугольник ) Как называют человека, который пользуется этим предметом? (Появляется картинка барабанщика) Барабанщик. (Появляется соответствующий значок – схематичное изображение человечка) Каким словом ответите на вопрос об этом действии: что ДЕЛАЕТ барабанщик? Барабанит. (Появляется соответствующий значок – две параллельные горизонтальные линии) КАКОЙ стук от барабана мы слышим? (Раздаётся стук барабана) Барабанный. (Появляется соответствующий значок – горизонтальная волнистая линия) Как много слов от одного слова «барабан» вы придумали. (Логопед повторяет слова, обращает внимание на то, что они похожи между собой, как похожи все родственники в одной семье) Слова, как родные, похожи чуть-чуть, И если поставить их в ряд, Немного послушать и вдуматься в суть — Они об одном говорят. Эти слова называют РОДСТВЕННЫЕ. Незнайка запомнил все значки-помощники и просит вас подарить ему все новые родственные слова от слова «барабан», отправив их в его Сундучок родственных слов. («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

Теперь попробуйте только с помощью значков-помощников придумать ещё много родственных слов. Например, к слову «НОЧЬ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: НОЧЬ, НОЧИ, НОЧКА, НОЧЕНЬКА, ПОЛУНОЧНИК, НОЧНИК, НОЧЕВАТЬ, НОЧНОЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

Придумайте родственные слова к слову «ДОМ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ДОМ, ДОМА, ДОМИК, ДОМИШКО, ДОМИЩЕ, ДОМОВЁНОК, ДОМОВНИЧАТЬ, ДОМАШНИЙ, ДОМОВИТЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

Придумайте родственные слова к слову «СНЕГ» («ЗИМА», «МОРОЗ»). (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: СНЕГ, СНЕГА, СНЕЖОК, СНЕЖИНКА,СНЕЖИЩЕ, СНЕГОВИК, СНЕГУРОЧКА, ЗАСНЕЖИТЬ, СНЕЖНАЯ. (ЗИМА, ЗИМЫ, ЗИМУШКА, ЗИМИЩА, ЗИМОВЬЕ, ЗИМОВАТЬ, ЗИМНИЙ. МОРОЗ, МОРОЗЫ, МОРОЗЕЦ, МОРОЗИЩЕ, МОРОЗИЛЬНИК, МОРОЗИТЬ, МОРОЗНАЯ) Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

Придумайте родственные слова к слову «РУКА». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: РУКА, РУКИ, РУЧКА, РУЧЕНЬКА, РУЧИЩА, РУКАВИЦЫ, РУКАВА, БЕЗРУКАВКА, РУКОМОЙНИК, РУКОВОДИТЕЛЬ, РУКОВОДИТЬ, РУЧНОЙ, РУКАСТЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

Придумайте родственные слова к слову «РЫБА». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: РЫБА, РЫБЫ, РЫБКА, РЫБОНЬКА, РЫБИЩА, РЫБАЛКА, РЫБАК, РЫБАЧКА, РЫБАЧИТЬ, РЫБНЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

Придумайте родственные слова к слову «СЛЕД». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: СЛЕД, СЛЕДЫ, СЛЕДОК, СЛЕДИК, СЛЕДИЩЕ, СЛЕДОПЫТ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, СЛЕДИТЬ, НАСЛЕДИТЬ, СЛЕДОВАТЬ, СЛЕДУЮЩИЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

Придумайте родственные слова к слову «КОНЬ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: КОНЬ, КОНИ, КОНЁК, КОНИЩЕ, КОНЮХ, КОНЕВОД, КОНЮШНЯ, КОННИЦА, КОНОВОДИТЬ, КОННЫЙ, КОНСКИЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

Придумайте родственные слова к слову «ЛИСТ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ЛИСТ, ЛИСТЫ, ЛИСТИК, ЛИСТОЧЕК, ЛИСТИЩЕ, ЛИСТОПАД, ЛИСТАТЬ, ЛИСТВЕННЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

Придумайте родственные слова к слову «ГРИБ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ГРИБ, ГРИБЫ, ГРИБОК, ГРИБОЧЕК, ГРИБИЩЕ, ГРИБНИК, ГРИБНИЦА, ГРИБНОЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

Придумайте родственные слова к слову «ХЛЕБ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ХЛЕБ, ХЛЕБА, ХЛЕБУШЕК, ХЛЕБУШКО, ХЛЕБИЩЕ, ХЛЕБНИЦА, ХЛЕБОРОБ, ХЛЕБОПЁК, ПОХЛЁБКА, ХЛЕБАТЬ, ХЛЕБНЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

Как много родственных слов мы придумали – полный Сундучок собрал Незнайка. А главное, он понял как придумывать от одного слова другие родственные слова. Он очень рад и благодарит нас за помощь!

Список используемой литературы

  1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
  2. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с.
  3. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – М.: Просвещение, 1973. – 304 с.
  4. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование / Е.С. Кубрякова. – М.: Наука, 1965. – 78 с.
  5. Лопатин, В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования / В.В. Лопатин. – М. : Наука, 1973. – 152 с.
  6. Современный русский язык: Словообразование / Г.А. Молочко, А.П. Фомина и др. – Мн.: Высш. шк., 1984.
  7. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет / Т.А. Ткаченко. – М. : Изд-во «Гном и Д», 2005. – 112 с.
  8. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология. – 2001. – № 4. – С. 68 – 76.
Ссылка на основную публикацию