Карта экспресс-обследования речевой деятельности детей логопедической группы 5-6 летнего возраста

Карта экспресс-обследования речевой деятельности детей логопедической группы 5-6 летнего возраста

Автор: Чекмак Любовь Сергеевна

Организация: ГБОУ Школа №199 ДО №5

Населенный пункт: г. Москва

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы организации экспресс-обследования и углубленного обследования речи детей, посещающих ДО, условия для ведения обследования, необходимая документация для зачисления детей с нарушениями речи на занятия в дошкольный логопункт.

В настоящее время дети с отклонениями в речевом развитии составляют многочисленную группу. К сожалению, количество детей-логопатов ежегодно в детских садах не уменьшается.

Согласно научным данным, у детей с расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития (Ляпидевский С.С., Гриншпун Б.Н., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.). Диагностические мероприятия по определению уровня речевого развития детей позволяют представить полную картину речевого нарушения, его глубину, вынести точное и полное логопедическое заключение и выбрать оптимальную методику его коррекции, позволяют выстроить логопедическую работу в соответствии с актуальными потребностями каждого ребенка, выявить уровень соответствия результата образования целям и задачам обучения.

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп в предстоящем учебном году. Обследование речи детей провожу в средней, старшей и подготовительной группе. На начальном этапе этой работы осуществляю экспресс-обследование. Для этой цели подготовила специальный текстовой, картинный материал и бланки. Результаты фиксирую в бланке (Приложение №1). В графе «Звукопроизношение» отмечаю имеющиеся нарушения. Одновременно отмечаю состояние:

  • слоговой структуры слова;
  • словарного запаса;
  • фонематических процессов (на выделение звука на фоне слова, местоположения заданного звука в слове);
  • грамматического строя речи;
  • связной речи.

В графе «Примечания» отмечаю сведения о зачислении ребенка на логопедические занятия или проведении требуемой консультации невролога, психолога и др.

В результате экспресс-обследования можно увидеть, какое количество детей имеют речевое нарушение (Приложение №2), какие недостатки речевого развития имеются у детей и какие трудности могут возникнуть при обучении. Сравнивая такие таблицы за 2-3 года, можно увидеть частотность речевых нарушений и сделать выводы.

Далее дети, с выявленными недостатками устной речи проходят углубленное обследование понимания речи, состояния звукопроизношения, слоговой структуры слова, словарного запаса (соответствие объема словаря возрастным нормам, адекватность его использования, соотношение объема пассивного и активного словаря, умение образовывать антонимы и синонимы и др.), грамматического строя и состояния связной речи. Для углубленного обследования речи детей использую «Методику определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой и собственную методическую разработку «Технология организации логопедического обследования детей дошкольного возраста».

Полное обследование достаточно объемное и требует времени. Стараюсь использовать некоторые приемы, позволяющие сделать этот процесс более щадящим. Процедуру обследования речи ребенка всегда начинаю с беседы с ним. Разговор о чем-то близком помогает ребенку снять страх, волнение, напряжение, а логопеду получить первоначальное представление о речевом развитии. Продолжаю обследование с составления рассказа по сюжетной картинке. Здесь выявляю не только уровень развития связной речи, но и уточняю умение строить предложения, использовать предложно-падежные формы, проверяю звукопроизношение, слоговую структуру слов. Далее на этом же картинном материале продолжаю обследование состояния грамматического строя речи с помощью вопросов: «Что ты можешь сказать об этом герое (предмете), какой он? А как еще можно назвать? Давай назовем его ласково». Таким образом обследование превращаю в увлекательную и веселую игру. Используя одну и ту же сюжетную картинку, проверяю в игровой форме состояние функции словообразования и словоизменения, умение правильно употреблять предлоги: «Где находится? Что находится слева от?» Если ребенок потерял интерес и его внимание уже не удерживается, предлагаю ему выбрать новую картинку самому.

При проведении обследования речи соблюдаю важные условия.

  1. Провожу обследование по 15 минут (в зависимости от возможностей ребенка), независимо от объема обследованного материала, чтобы не утомить ребенка, не вызвать у него негативного отношения к логопедическим занятиям.
  2. Все задания использую в игровой форме.
  3. На каждом новом этапе обследования планирую задания или подбираю слова по принципу «от сложного к более легкому», чтобы по окончании задания для ребенка создавалась ситуация успеха, чтобы у него оставалось чувство удовлетворения собой, а значит и занятием.
  4. Создаю положительный эмоциональный фон с помощью похвалы за каждое выполненное задание, даже если оно выполнено с ошибками, так как обследование не является обучающим занятием.

Ответы детей фиксирую в протоколе, на основании которого заполняю сводные таблицы результатов обследования речи детей, заполняю речевые карты, составляю план коррекционно-развивающей работы. С диагностики все начинается и заканчивается тоже диагностикой. В конце учебного года с15 по 31 мая провожу повторное обследование речи детей, посещающих занятия на дошкольном логопункте для определения динамики речевого развития, для формирования предварительного списка на следующий учебный год.

Протокол экспресс-обследования

Дата обследования__________ Группа ______________

Этапы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией

Логопедическое обследование дошкольников в настоящее время является актуальной задачей, так как детей с речевыми нарушениями с каждым годом становится все больше и больше. Своевременное выявление особенностей формирования речи, а также особенностей речевых нарушений у дошкольников позволяет оказать таким детям логопедическую помощь, эффективно подготовить к школьному обучению.

Согласно Л.Г. Парамоновой: «Целью индивидуального логопедического обследования является выявление дошкольников с речевыми нарушениями, а также определение форм и средств коррекционно-развивающей работы для этой категории обучающихся» [22, c. 39].

Задачи логопедического обследования по мнению автора заключаются в следующем:

– выявить дошкольников, которые имеют различные нарушения речи;

– выявить особенности речевого развития ребенка для последующего планирования и проведения коррекционно-образовательного процесса;

– выявить особенности психического и физического состояния ребенка для направления на консультацию к соответствующим специалистам, а также учета этих особенностей и рекомендаций специалистов при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы;

– выявить изменения в речевой деятельности для определения эффективности коррекционной работы [22].

По данным Г. Р. Шашкиной, Л. П. Зерновой, И. А. Зиминой можно выделить следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

– ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком;

– диагностический этап, включающий в себя обследование всех компонентов речевой системы, а также обследование когнитивных и сенсорных процессов;

– аналитический этап, включающий в себя интерпретацию полученных данных, заполнение речевой карты, логопедическое заключение;

– прогностический этап, на котором выясняются основные направления коррекционной работы, составление индивидуального плана работы;

– динамический этап, который заключается в наблюдении за ребенком в условиях специального обучения и воспитания, прослеживании определенных тенденций речевого развития;

– заключительный этап [30].

Рассмотрим подробно этапы логопедического обследования.

Задачи: сбор анамнестических данных; выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка.

Виды деятельности: изучение педагогической и медицинской документации; изучение работ ребенка: беседа с родителями и педагогами.

Этот этап является непосредственно процедурой обследования ребенка.

Методы логопедического обследования на данном этапе: беседа с ребенком; наблюдение за ребенком; игра.

На данном этапе в работе логопедами используется речевая карта и приложение к ней, разработанные на основе диагностических методик Е.В. Мазановой, Иншакова О.Б., В.С. Володиной, О.И. Азовой.

Логопедическое обследование охватывает все компоненты языковой системы:

– Обследование связной речи.

В соответствии с принципами «от общего к частному и от простого к сложному» ребенку после 4,5 лет предлагаются следующие виды заданий: составление описательного рассказа по впечатлениям (по памяти); составление описательного рассказа с опорой на объект или по картинке; составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке; составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Во время беседы с ребенком и во время обследования связной речи логопед обращает внимание на уровень сформированности таких видов деятельности как говорение и аудирование, а также на уровень тех языковых средств, которые обеспечивают эти процессы [30].

– Обследование словарного запаса. Специалист фиксирует соотнесение объема словаря существительных, глаголов и прилагательных, а также фиксирует в речевой карте ошибки при использовании лексических средств.

– Обследование грамматического строя языка.

Становление грамматического строя языка у дошкольников еще не закончен, это необходимо учитывать при обследовании. Детям дошкольного возраста характерна унификация грамматических форм и правил, грамматика дошкольника является грамматикой устной речи. В качестве материала для обследования грамматического строя речи рассматриваются системные грамматические формы и конструкции [28].

– Грамматические навыки изучаются в следующих разделах: синтаксис; словообразование; словоизменение. На данном этапе необходимо изучать как продуктивные виды речевой деятельности, так и рецептивные, поскольку лингвисты выделяют как активную, так и пассивную грамматику. Речевой материал отбирается в соответствии с возрастом и речевыми возможностями ребенка с учетом онтогенеза.

– Обследование звуковой стороны речи.

Обследование произношения звуков имеет два аспекта – артикуляционный и фонологический.

– Обследование произношения звуков речи проходит поэтапно: обследование изолированного произношения; обследование произношения звуков в слогах; обследование произношения звуков в словах; обследование произношения звуков в предложениях.

Проверяются следующие группы звуков: гласные: А, О, У, Э, И, Ы; свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ; сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ; глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В – в твердом и мягком звучании: П’-Б’, Т’-Д’, К’-Г’, Ф’-В’; мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ) [32].

Выявленные дефекты звукопроизношения группируют в соответствии с общепринятой фонетической классификацией: отсутствие звука, искажение звука, замена звука, смешение звука.

Обследование строения артикуляционного аппарата включает следующие аспекты: губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа; зубы [13].

– Обследование фонематического восприятия направлено на то, чтобы выяснить, как у ребенка сформированы следующие процессы: узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других; различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах; запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов; запоминание звуковых рядов.

– Обследование слоговой структуры слова.

Обследование слоговой структуры слова проводится, если у ребенка дошкольного возраста есть проблемы с использованием в самостоятельной речи слов различной слоговой структуры. Речевой материал, используемый при обследовании звукопроизношения, должен представлять слова разной слоговой структуры.

– Обследование понимания речи.

Имея объективные данные о нормальном состоянии физического слуха, логопед приступает к исследованию фонематического слуха. Обследование понимания речи включает следующие разделы:

Обследование понимания слов.

1. Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребёнком. В том числе и слов, имеющих сходное звучание (например: молоко, молоток)

2. Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти в окружающей обстановке.

3. Проверка понимания слов в затрудненных условиях (автор А.Р. Лурия). Используется многократное повторение слов или группы слов.

4. Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок.

5. Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ.

6. Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте: подобрать к названным определениям подходящие предметы; подобрать к названию целого название его части; подобрать к названию общего понятия частного; подобрать названия предметов по их действиям; подобрать слова, противоположные по значению; закончить предложение; имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению.

Обследование понимания предложений.

Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.

Для выявления трудностей понимания логико-грамматических структур используется разработанный А.Р. Лурия прием, который включает три варианта:

1) Ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш, ключ.

2) «Покажи ключом карандаш».

3) «Покажи ключ карандашом» [17].

Изучение понимания логико-грамматических отношений. Например, ребенку предъявляются пары картинок, изображающие девочку с собакой и собаку. Ребенок должен показать, где хозяйка собаки.

Для выявления более тонких проявлений импрессивного аграмматизма предъявляются непривычные для детей конструкции. Например, «Петю ударил Коля. Кто драчун?»; «Дуб выше кедра. Покажи кедр». (Предъявляются соответствующие картинки.).

– Обследование понимания грамматических форм.

Обследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных с помощью набора картинок, на которых изображены один или несколько предметов.

Обследование понимания форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени с помощью соответственно подобранных картинок.

Обследование понимания значения предлогов.

3. Аналитический этап.

На основании полученных данных заполняется протокол обследования, в который включаются все ответы ребенка, как правильные, так и содержащие шибки. Анализу этих данных посвящается следующий этап обследования – аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты. В речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся примеры детских ответов, что иллюстрирует выводы специалиста [19].

4. Прогностический этап.

Прогностический этап занимает очень важное место в системе логопедического обследования, так как на этом этапе определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном коррекционно-образовательном маршруте.

Заключение, направления коррекционной работы и её организационные формы должны быть донесены до родителей, обсуждены с ними.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей зрительной группе. Тема Овощи

Информирование родителей. Данный этап является достаточно сложным. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка.

Логопедическое заключение дошкольника – это обобщенный результат изучения уровня развития устной речи ребёнка, который должен быть представлен в речевой карте. Заключение должно быть составлено таким образом, чтобы из него логически вытекали коррекционные мероприятия, отвечающие структуре дефекта [1].

Таким образом, при планировании коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи необходимо предусмотреть восполнение пробелов в формировании звукопроизношения, фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи. Своевременное и правильное выявление речевых недостатков дошкольников поможет специалисту определить, в какой помощи они нуждаются и каким образом эффективнее ее оказать.

Конспект деловой игры для детей с родителями

В своей работе при организации досуговой деятельности детей мы используем систему инновационных форм взаимодействия.

  • позволяет оптимизировать взаимодействие между родителями и педагогами,
  • повышает педагогическое образование родителей,
  • активизирует потребности родителей в качественном воспитании детей.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию практический материал по проведению деловой игры «Знатоки природы».

Конспект деловой игры для детей с родителями, тема: «Знатоки природы»

Цели: Уточнить и обогатить знания о природе. Способствовать созданию взросло-детского сообщества.

Девиз: Люби природу, охраняй!

Природа – друг, не забывай!

Ход деловой игры для детей с родителями:

1. В гости приходит Петрушка:

– Я весёлая игрушка и зовут меня Петрушка,

Буду с вами я играть, вам задания давать!

Петрушка проводит жеребьёвку, распределяя детей и взрослых на две команды: «Ёлочки» и «Листочки». За каждое правильно выполненное задание команда получает одно очко. По окончании игры подсчитываются полученные очки и выявляется команда-победитель.

2. Задания.

«Игра со словами»:

Каждой команде предлагается по 4 карточки со словами, нужно прочитать слова, выделить лишнее слово и объяснить, почему это слово лишнее. СЛОВА: 1. утки, тигр, цапли, вороны; 2. овод, аисты, гуси, сороки.

«Анаграммы»:

Переставить буквы в словах так, чтобы получилось новое слово – название животного, растения или насекомого. Каждой команде предлагается по три карточки со словами: КАМЫШ – МЫШКА, ПИОН – ПОНИ, ШНУРОК – КОРШУН, КОРМА – КОМАР, МОШКАРА – РОМАШКА, НАСОС — СОСНА.

«Грамматическая арифметика»:

При помощи арифметических действий получить и прочитать слово:

  • БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ (БА + БОЧКА = БАБОЧКА);
  • КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = ОВОЩ (КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ШЕР = КАРТОФЕЛЬ);
  • ЧЕРЕП – П + МУХА = РАННЕЦВЕТУЩЕЕ ДЕРЕВО С ПРИЯТНЫМ АРОМАТОМ (ЧЕРЁМУХА);
  • ЧИСТЫЙ – ЫЙ + О + ТЕЛО – О = ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТЕНИЕ (ЧИСТОТЕЛ).

Творческий конкурс:

Показать мимикой, походкой, звуками ВСТРЕВОЖЕННОГО КОТА и ГРУСТНОГО ПИНГВИНА.

Игра «Чудесный мешочек»:

Определить наощупь предмет в мешочке (овощи, фрукты).

Игра«С какого дерева листочек?»

Проводится в виде эстафеты. Командам раздаются листочки от тополя, березы, осины, дуба, рябины. По команде Петрушки: «Раз, два, три, листок с березки (тополя…) принеси!» один ребёнок из команды приносит нужный листок Петрушке.

Игра «Птицы»

Командам предлагаются иллюстрации с изображениям птиц, необходимо разобрать их на две кучки (зимующие и перелётные) и назвать каждую птицу.

«Лекарственные растения»

Назвать лекарственное растение и его использование в фармацевтической промышленности.

«Конкурс загадок»

Каждая команда по очереди отгадывает загадку.

1) Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня (Река).

2) Летом бежит, зимой спит,
Весна настала – опять побежала (Река).

3) Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт-убаюкивает? (Дождь).

4) Его просят, его ждут,
А как придёт, прятаться начнут (Дождь).

5) Кругом вода, а пить нечего (Море).

6) Шириною широко, глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна – и горька и солона (Море).

7) Что за чудо-красота! Расписные ворота
Появились на пути.
В них не въехать, не войти! (Радуга)

8) Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три,
Целых семь, ты посмотри!
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? (Радуга)

9) Зимой бело,
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено (Поле).

10) Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у реки голубой,
И жёлт, и синь, и ал (ЛУГ).

4. Подведение итогов деловой игры для детей с родителями.

5. Награждение победителей.

Бушуева Людмила Вениаминовна,
учитель-логопед,
МБДОУ Детский сад № 159,
г. Архангельск

Конспект деловой игры с родителями “Азбука общения с детьми”
консультация (средняя группа) по теме

На сегодняшний день активное включение родителей в жизнь ДОУ требует современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей .

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и активно их решать. Хорошо, на наш взгляд, способствуют повышению компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей такие формы, как круглый стол, деловая игра. Так, в нашем ДОУ с родителями средней группы была проведена деловая игра “Азбука общения с детьми” , в ходе которой решались следующие задачи:

1.Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию в разных ситуациях с детьми.

2. Подвести родителей к пониманию причин возникших трудных ситуаций.

3. Дать возможность обсуждения и выбора родителями приемлемых приёмов предупреждения и выхода из трудных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Родители учились активно слушать ребенка, осваивали технику “Я-в ысказывания”, познакомиличь с правилами “эффективного общения”40.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Парус»

г. Урень Нижегородской области

Конспект деловой игры с родителями

«Азбука общения с ребенком».

Подготовила и провела:

воспитатель 1 категории

Деловая игра с родителями на тему «Азбука общения с ребенком».

Цель : Способствовать повышению компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей, улучшить взаимопонимание между родителями и детьми. Задачи: 1.Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию в разных ситуациях с детьми. 2. Подвести родителей к пониманию причин возникших трудных ситуаций. 3. Дать возможность обсуждения и выбора родителями приемлемых приёмов предупреждения и выхода из трудных ситуаций. Форма проведения: деловая игра.

Я рада вновь встретиться с Вами, уважаемые родители. Сегодня мы обсудим проблему взаимопонимания родителей с детьми.

Правила деловой игры:

-высказывать свои мысли откровенно и правдиво;

– каждое мнение имеет право на существование;

– никто не спорит, не пытается переубедить кого-то, а просто делится своими мыслями;

– никто насильно не заставляет говорить: высказываются только желающие. (Слайд №1)

2.Игра – разминка «Поменяемся местами».

Для того, чтобы лучше узнать друг друга, мы поиграем в игру «Поменяемся местами».

-поменялись местами те, кто любит своих детей;

-поменялись местами те, кто имеет сына;

-поменялись местами те, кто имеет дочь;

-поменялись местами те, кто хочет научиться лучше понимать своего ребенка

3.Предлагаю послушать сказку.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как стать синим. Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот… Что же было дальше? Что за сказка без конца?

Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки? Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Мы привыкли оправдывать все проблемы наших детей влиянием улицы, сверстников, отсутствием у родителей времени на общение с детьми и т.д. И стали забывать о том, что во многом именно мы являемся творцами своих “проблем”.

4. Упражнение «Нарисуй цветок»

Родители получают цветные карандаши и альбомный лист. Дается установка: нарисовать любимый цветок. После рисунки собираются и вывешиваются на доску-стенд. Подвести итог рисованию (примерный вывод: ребенок – это цветок, а каким он вырастет, зависит от внимания и заботы родителей).

Давайте вспомним функции родительства: Создание оптимальных условий для полноценного личностного развития ребенка; Сохранение здоровья; Обеспечение комфортного существования и безопасности; Обеспечение адаптации к жизни.

Ребенок наблюдает за тем, как родители обращаются с ним, друг с другом и с другими людьми. В ходе таких взаимодействий родители показывают ребенку свое отношение к нему и окружающему миру уже не столько на уровне слов, сколько на уровне действий и выражаемых эмоций. Исходя из этого, он начинает строить свои представления о себе и мире, в котором живет. Если в основе взаимоотношений родителей и детей будут лежать добро, взаимопонимание, любовь и уважение; то в каждой семье может воцариться счастье. 5. Метод проекции. Каждый человек, встречающийся на нашем пути – это наше зеркало. Мнение о себе ребенок строит на основании мнения окружающих. А что делают зеркала? Отражают наш образ жизни, наши убеждения, нашу свободу или ограничения, наши радости и наши печали. Психологи это называют “проекцией”. И что мы видим в этих зеркалах? Свое отражение, отражение своей жизни. Если постоянно ругать и наказывать свое отражение, тем самым, можно ругать и наказывать себя. Можно игнорировать ребенка, можно прививать любовь или нелюбовь разными методами. А можно принять себя и своего партнера, и у ребенка появляется возможность увидеть свою суть за отражениями. Например: Мама строго отчитывает ребенка за некрасивое слово, сказанное в адрес сверстника. А через пару минут уже болтает с подружкой по телефону и теми же “некрасивыми” словами перемывает косточки начальству.

Или папа может прочитать сыну лекцию о необходимости помогать маме по хозяйству, а на утро, как впрочем, и всегда, забыть вынести мусор.

Мы можем каждый день при ребенке раздражаться и досадовать на хроническую нехватку денег, невезение, злое начальство, непутевое правительство. А потом удивляться, что наш ребенок стал злой и агрессивный и всем недоволен. Примеров таких каждый родитель может привести много, лишь понаблюдав за собой один день. 6 . Упражнение «Список правил» 1. Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка. 2. А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их. 3. Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «незачеркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения. Много ли требований пришлось вычеркнуть? Как вы думаете, для чего нужны такие упражнения?

Чего же ребенок ждет от родителей? Одним из основных условий создания атмосферы доверия в отношениях с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а также их умение использовать навыки общения, благодаря которым дети могли бы чувствовать, что их не только понимают, но и уважают. Специалисты считают, что любое общение содержит в себе восемь разных смыслов : то, что мы хотели сказать, что сказали, что услышал собеседник, что он понял, что хотел сказать в ответ, что сказал, что мы услышали и как его поняли.

Даже у самого простого вопроса: “Как дела?”, который задают своим детям все родители без исключения чуть ли не каждый день, очень много смыслов . Кому-то по-настоящему интересно, как прошел день у ребенка. Кто-то так мирится и извиняется за то, что утром впопыхах обидел ребенка. А для кого-то этот вопрос вроде допроса. Как мы слушаем детей и разговариваем с ними – целиком зависит от наших намерений, целей, настроения, усталости, желания действительно понять и принять их. 7. Игра «Передай другому». Ведущий передает воображаемый предмет соседу, сосед передает следующему и т.д. В конце ведущий спрашивает игроков, кто что получил и передал. Ответы самые разнообразные. Игра наглядно показывает, насколько может исказиться суть информации в процессе передачи.

Трудности в общении родителей с детьми возникают обычно из-за того, что взрослые воспринимают информацию гораздо быстрее, чем ребенок успевает договорить . Вместо того чтобы сконцентрироваться, наше сознание свободно блуждает в ожидании новой порции информации.
А еще взрослые слышат только то, что хотят услышать . И это другой серьезный барьер, мешающий воспринимать слова детей. Как же преодолеть эти барьеры?

8. Минутка активного отдыха.

а) Упражнение «Комплимент». Играющие становятся в круг. Ведущий предлагает друг другу сделать комплимент. б) Упражнение «Угадай, что нарисовано». Вызывается один участник игры. Ему предлагают с помощью мимики, эмоций, жестов изобразить, что нарисовано на картинке. Остальные участники угадывают. 9. Притча о понимании. Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди. — Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать? Мудрец посмотрел на них и спросил: — А на каком языке вы говорите? — Все молодое поколение говорит на тарабарском. — А старшие жители? Задумались молодые люди и признались: — Мы у них не спрашивали. — Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать 10. Игра «Пойми меня» Предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в игру «Пойми меня». Ваша задача – определить, какие чувства испытывает ребенок, произнося предложенные фразы.

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Конспект деловой детско-родительской игры «Идеальные родители»

Ольга Анатольевна Васильева
Конспект деловой детско-родительской игры «Идеальные родители»

Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

– актуализация проблем детско-родительских отношений;

– развитие эмоционального и социального интеллектов;

– развитие рефлексии, невербальных средств общения (мимики, жестов);

– снятие родительских стереотипов и авторитарности взрослого;

– ознакомление с театрализованными играми;

– развитие интереса к совместным играм с детьми.

Участники игры: старший воспитатель, воспитатели группы, дети и родители.

Подготовительный этап: Приглашение родителей на деловую игру.

Оборудование и материалы:

1. Мультимедийное оборудование.

3. Листы бумаги, ручки, цветные карандаши по количеству участников игры.

4. Ширма для театра, элементы костюмов, маски.

5. Доска, маркеры.

6. Музыкальные композиции, магнитофон.

Ход ИГРЫ

I. Организационный момент.

Встреча детей и родителей. Выдача необходимого материала для участия в игре.

Ст.воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались для проведения деловой игры, чтобы вместе выяснить все об идеальных родителях.

Каждый из вас, впервые взяв на руки своего ребенка, мечтал стать для него идеальным родителем. Но как это сделать? Что нужно знать и уметь? Где взять необходимую информацию? Как не наделать ошибок? У каждого родителя возникает множество вопросов в процессе воспитания.

В ХХI веке мы переходим от старых традиционных методов воспитания к современным, более свободным и равноправным методам. Задача родителей – не навязывать своих взглядов и вкусов, а помочь ребенку найти свой путь, реализовать свой потенциал (2).

III. Основная часть.

1.«Мини-тесты».

Воспитатель: А теперь предлагаю вам представить себе идеального родителя. Давайте все вместе сейчас составим психологический портрет идеальной мамы и идеального папы.

(Пишет на доске слева «Идеальная мама», справа «Идеальный папа», затем записывает колонками ответы родителей).

Воспитатель: На своих листочках запишите, пожалуйста, свои черты, характеризующие вас как родителя. (Родители записывают на листе свои данные). Сравните свои черты с теми, которые записаны на доске. Теперь вы видите, над чем вам желательно поработать в ближайшее время!

2.«Рисуем настроение».

Воспитатель: Идеальный родитель – тот, кто с одного слова или взгляда понимает эмоции, чувства и настроение своего ребенка. Что необходимо для этого? Развивать эмоциональный и социальный интеллект. Давайте мы сейчас проверим, как мы понимает другого человека. Возьмите лист бумаги, изобразите человека с каким-то настроением, затем передайте своему соседу, который должен попытаться угадать, что вы нарисовали (4, с. 76).

(Родители рисуют, отгадывают эмоции и настроения, дети рисуют пиктограммы, старший воспитатель и воспитатели группы помогают).

3. «Домашний игровой театр».

Воспитатель: Идеальный родитель – тот, кто, увидев проблему у своего ребенка, может мягко и ненавязчиво помочь решить ее. Как? Например, с помощью домашнего игрового театра. Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая. С помощью игры можно дать совет – как поступить в той или иной ситуации, как избавиться от страха, как выйти с честью из конфликтной ситуации. Предлагаю посмотреть презентацию об истории возникновения домашнего игрового театра.

1 слайд. Домашний игровой театр.

2 слайд. Человек играет на протяжении всего своего существования. Еще первобытные люди надевали маски, чтобы сыграть ту или иную роль, совершить ритуал, привлечь на свою сторону богов.

3 слайд. Первоначально все театрализованные зрелища носили сакральный смысл, но уже в Древней Греции возникает и достигает невиданных высот и светский театр, целью которого было поучение и воспитание граждан. Греческая традиция была продолжена и в Древнем Риме — правда, акцент сместился с воспитания на увеселение, развлечение публики.

4 слайд. В Средние века продолжают развиваться две ветви театрального искусства — религиозная и светская, однако светский театр, осуждаемый Церковью, уходит глубоко «в народ». Появляются бродячие театральные труппы, которые по праздникам развлекали народ примитивными фарсами, часто —с острым социальным подтекстом: высмеивались богачи, правители, духовные лица и т. д. В русских землях таких лицедеев называли скоморохами, а любимым героем был Петрушка — простой парень «из народа», который в коротких сценках высмеивал и наказывал самых разных высокопоставленных «обидчиков».

5 слайд. В эпоху Возрождения перед театром впервые в истории остро встала проблема конкурентной борьбы за зрителя. Когда в городе одновременно существует несколько театральных зданий, а на площади в то же время показывает свое представление труппа странствующих комедиантов, у потенциальных зрителей возникает реальная альтернатива. Таким образом, конкурентная борьба во многом обусловила развитие разнообразных жанров и видов театрального искусства в эпоху Ренессанса. Например, в Италии наибольшим успехом пользовалось молодое оперное искусство и площадной импровизационный театр масок (комедия дель арте).

6 слайд. В царской Руси каждая знатная семья имела свой собственный театр, актерами в которой трудились крепостные крестьяне. Одной из самых популярных была талантливая труппа графа Шереметьева, который не жалел времени и средств на расширение репертуара и приобретение костюмов.

7 слайд. С отменой крепостного права традиция домашнего театра не исчезла, а преобразилась в новые формы. Так как семьи относительно невелики, люди начали делать кукол – их шили, вязали, валяли из шерсти. Так появились марионетки, куклы-рукавички, пальчиковые куклы.

8 слайд. Домашний игровой театр не исчез – многие семьи увлеченно играют и по сей день. Знаменитый американский психолог Эрик Берн считает, что играть различные образы – неотъемлемая потребность человека. И детям, и взрослым хочется испытать себя в другой роли.

9 слайд. Что необходимо для создания домашнего игрового театра? Костюмы, куклы, маски, декорации. Важными элементом является ширма и звуковое оформление, в качестве которого может служить негромкая классическая, этническая музыка, звуки природы.

10 слайд. Сценарии для домашнего театра – вопрос довольно сложный и многогранный. Можно осуществить постановку готовой сказки, в которой всегда найдутся добрые и злые, смелые и трусливые герои. С другой стороны, домашний театр – великолепный способ корректировки поведения, комплексов и стрессовых состояний, а также развития в детях необходимых качеств личности (3).

Воспитатель: А теперь предлагаю разыграть небольшую игру-сказку «Мир наоборот».

«Жил-был мальчик Петя, которому очень хотелось поскорее стать взрослым. Ему не нравилось, что родители всегда учат его, воспитывают, и однажды к нему пришел гном-волшебник, которому тоже надоело быть маленьким. «Давай, Петя, создадим мир наоборот, — предложил волшебник. —Для этого надо нам вместе произнести заклинание: Прыг-скок.

Ой, смотрите, кто живет

В мире все наоборот?

Дети стали управлять,

Мам в колясочках катать.

Если надоест нам чудо,

Услышав заклинание «Прыг-скок», дети начинают ухаживать за родителями, командовать, воспитывать, наказывать. А родители слушаются или капризничают. После заклинания «Прыг отсюда» мир вновь становится прежним, реальным и привычным (4, с. 94).

Предлагаю вам разделиться на пары – один будет изображать ребенка, а другой родителя, придумать или вспомнить какую-то проблемную ситуацию и изобразить ее.

(Далее воспитатели помогают родителям подобрать реквизит и составить сценарий сцены. проигрываются небольшие сцены).

V. Подведение итогов.

Ст.воспитатель: Дорогие наши родители! Надеюсь, что сегодня вы узнали что-то новое и полезное для себя, сделали несколько шагов на пути к званию «идеальный родитель». Помните, что ваша главная задача как родителей – вырастить счастливого ребенка, потому что счастливые люди успешны во всем!

Хочу открыть вам маленький секрет – в глазах своего ребенка вы всегда будете идеальными родителями просто потому, что вы мама и папа. Спасибо за участие!

Список использованных источников:

1.Интернет-источник: citaty.su Афоризмы и цитаты о воспитании.

2.Интернет-источник: cariful.ru Психология отношений. Как стать идеальным родителем?

3.Интернет-источник: sem-obuchenie.ru История и традиции домашних кукольных театров.

4. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/ М. А. Панфилова. – М. : Издательство ГНОМ, 2016. – 160 с.

Деловая игра «Семейный корабль под названием «Счастье»

Брякунова Татьяна Андреевна, педагог-психолог,

Сазонова Раиса Олеговна, старший воспитатель, высшая квалификационная категория

Мерзликина Наталия Георгиевна, заведующий методическим кабинетом, высшая квалификационная категория

Нефтеюганское районное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок», ХМАО-Югра, Нефтеюганский район, гп Пойковский,

– выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;

– формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций;

– повышение педагогической и коммуникативной компетентности родителей;
– разработка основных правил семейного воспитания.

1.Оформление плакатов с высказываниями выдающихся людей о воспитании, об отношениях взрослых и детей:

«Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, что не достает от природы» (Аристотель) .

«Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете – характер, посейте характер-им вы пожнете судьбу» (Уильям Теккереп).

«Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком» (В. Белинский).

«Затем и молим мы богов о детях, чтоб супостатов наших отражали и другу честь умели подавать» (Софокл).

«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье» ( Л Бетховен).

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья; отношение к матери, отцу. Дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием
человечности» (В.А. Сухомлинский).

2. Проведение анкетирования детей и родителей «Нравственные ценности» (Приложение1).

3. Тестирование «Методика идентификации детей с родителями» ( А.И. Заров) (Приложение 2).

4. Проведение анкетирования «Важно ли быть родителями». (Приложение 3).

5. Оформление выставки детских рисунков « Я дома, я в детском саду».

6. Оформление памятки «Заповеди воспитания для родителей».

Оборудование: проектор, компьютер, презентации «Деловая игра», экран. На каждый экипаж: 4 листа бумаги, ножницы, скотч, фломастеры, клей, спички, кисть, краски.

Все присутствующие делятся на экипажи ( по 5-6 человек) и сидят за отдельными столами.
Вступительное слово ведущего:
– Добрый день всем, кто откликнулся на наше приглашение. Мы надеемся, что здесь собрались те, кто хотят знать ещё лучше своих детей, хотят их понимать, прислушиваться к их мнению. Тема нашей деловой игры «Семейный корабль под названием «Счастье».

Сегодня мы будем говорить о том, что семья – это тот надёжный корабль, только на котором каждый человек может быть счастлив и всегда должен возвращаться сюда с радостью. Семья начинается с любви, дружбы и взаимопонимания. В. Гюго говорил: «Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят». Очень важно, чтобы сегодня вы были активны, выражали бы свою точку зрения на те или иные вопросы, внимательно слушали друг друга. Вам придётся немного поработать, проявить сообразительность, находчивость, показать свой интеллект, умение общаться, дружно работать, а главное – проявить фантазию.

Но прежде чем отправиться в путешествие, я хочу вам сказать несколько напутственных слов.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого
формируется организм человека, осуществляется развитие личности.И то же время это период, когда дети находятся в полной зависимости от окружающих их взрослых- родителей и педагогов

Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы действительно маленький ребенок, только что пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым. Наши дети рождаются с определенными задатками, не всегда совпадающими с честолюбивыми мечтами родителей. В последнее время мы все больше заняты проблемами образования. И родители, и детские сады делают основной упор на подготовку к обучению в школе. Воспитание как бы отходит на второй план. Мало кто заботится о внутреннем мире ребенка, о его морали, качествах будущей личности. В то же время формирование качеств личности ребенка, и его определенной нравственной и этической позиции – это сложный педагогический процесс. Нетрудно передать ребенку знания об этических нормах, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральным нормам, желание следовать хорошему, и противостоять плохому.

Сегодня у нас будет возможность поговорить, поспорить, чему-то научиться, поделиться собственным семейным опытом.

Давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга (игра с родителями на общение, на психологический настрой «Подари свою улыбку…». Каждый называет себя так, как хотел, чтобы его сегодня называли другие, и «дарит улыбку» рядом сидящему).

Ну вот теперь, когда мы поближе познакомились, можно отправляться в плавание.

Каждая группа – это частичка малого семейного экипажа. Представьте себе, что сейчас мы отправимся в путешествие по Радужному морю.

Но для плавания нужны судна: лодки, парусники, яхты, баржи или что-то другое. Вам придётся сделать самим из материала, который у вас имеется (ножницы, 2 листа бумаги, скотч, фломастеры, клей, спички) и придумать им название. Время ограничено 3 минуты.


– К отплытию готовы! А чтобы не сбиться с курса, внимательно рассмотрим карту (слайд № 2).
Задание 2: мы подплываем к заливу «Интеллектуалы».
Как известно (слайд № 2), «интеллект» – латинское слово, означает «понимание», «рассудок», «ум». Сейчас мы вместе с вами будем создавать страницы своеобразной семейной энциклопедии, в частности раздел «Семья и взаимопонимание». Каждый экипаж заполняет страницу, а потом зачитывает вслух. Время 3 минуты.
СЕМЬЯ – это…
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – это…
(Чтение семейной энциклопедии)
– Интересны ваши мнения, проверьте себя по словарю (слайд № 5.)

Советский энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова: «малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью».
Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «взаимное понимание и согласие».
Задание 3: за этим разговором мы прибыли на остров «Воспитание».
Вам будет предложены ситуации, которые часто возникают в нашей жизни. Вам даётся время на обсуждение 5 минут, затем вы должны разрешить ситуацию, высказав свое мнение.
Ситуация № 1:
Мальчик, воспитанник подготовительной группы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
– Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын:
– Но ведь ты маме тоже так говорил!?
– Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать:
– Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости.
Дайте оценку поведения всех членов семьи.
Ситуация № 2:

Дима и Саша, дружили, но только в детском саду. Родители запрещали Диме приводить Сашу домой, встречаться и играть вместе на улице. Мама считала, что Саша развит не по возрасту, часто грубит, дерется, одним словом, может научить лишь плохому. А Дима доказывал, что Саша хороший мальчик, он защищает его в детском саду и никогда не обижает младших и девочек.
Ваш выход из этой ситуации.
Ситуация № 3:
Полина рассказала маме по секрету, что ей нравится в группе мальчик Вова. Мама, конечно отнеслась к этому несерьезно, посмеялась над девочкой, мол куда ты, нос не дорос. Побольше бы сидела лучше с книжками, буквы поучила бы, цифры. Вечером мама при всех рассказала отцу о секрете дочери. Отец был категоричен. «Ишь ты, невеста. Чтоб я таких разговоров даже больше и не слышал!» », – бросил он дочери. Как бы вы поступили на месте каждого члена семьи?
Задание 4: сейчас нам предстоит умело направить судно, чтобы обойти ) риф «Общение». Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни.
– Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:
Времени у вас 3 минуты.
ЕСЛИ:
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).
Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.
Задание 5: мы подплыли к полуострову «Отношения».
Можно много говорить о правилах, которые заведены на этом полуострове. Но лучше это мы выразим в рисунках. Вам предстоит изобразить взаимоотношения членов семьи с помощью явлений природы и объяснить ваш рисунок. Время – 3 минуты.


Задание 6: мы почти не заметно подплыли к порту «Свершение».

Внимание! Старинная притча: Однажды… Был такой остров, на котором жили все чувства и ценности человека: Хорошее Настроение, Печаль, Мудрость. а также все остальные, включая Любовь. Как-то раз всем чувствам объявили, что остров скоро утонет. Поэтому все приготовили свои лодки и уехали. Только Любовь осталась ждать одна до самого последнего момента. Когда на острове остался всего лишь кусочек суши, Любовь решила просить помощи. Богатство проезжало мимо Любви на роскошной лодке, и Любовь сказала: “Богатство, ты можешь взять меня с собой?” «Не могу, потому что в моей лодке очень много золота и серебра и для тебя нет места». Потом Любовь решила попросить Гордость, которая проплывала мимо на красивой лодке: “Гордость , я тебя умоляю , возьми меня с собой!” «Я не могу взять тебя, Любовь, – ответила Гордость, – у меня здесь всё красиво, ты можешь испортить мою лодку». Тогда Любовь обратилась к Печали, которая была недалеко: «Печаль, я прошу тебя, возьми меня с собой». «Ах, Любовь, – ответила Печаль, – мне так грустно, что мне нужно побыть одной». Потом Хорошее Настроение проезжало мимо Любви. Но оно было таким счастливым, что даже не услышало, что его кто-то зовёт. Вдруг какой-то голос сказал: «Идём, Любовь, я возьму тебя с собой». Тот, кто звал, был какой-то старик. Любовь чувствовала себя такой счастливой и радостной, что забыла спросить имя старика. Когда они достигли берега, старик исчез. Любовь понимала, скольким она обязана этому старику, и спросила у Знания: “Знание, ты можешь сказать, кто мне помог?” “Это было …, – ответило Знание». “Время? – спросила Любовь. – Но почему так получилось, что Время мне помогло?” Знание, наполненное мудростью, ответило: «Потому что только Время способно понять, насколько Любовь важна в жизни».
– Над чем заставила вас задуматься эта притча? На обсуждение 1 минута.

Мир детей и Мир взрослых взаимосвязаны и не нужно их разделять, а нужно укреплять их отношения. Нужно быть внимательным к ребенку и принимать его таким, каков он есть, откликаться на его просьбы, желания. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть даже самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.
– Спасибо всем участникам за полезное общение.
Рефлексия:

А сейчас я хочу зажечь «свечу радости» (зажигает свечу). Каждый из вас знает, как важно научить ребенка искренне радоваться успехам других, но ребенок учится у нас с вами. Давайте, передавая « свечу радости» стоящему рядом, постараемся порадоваться за него и его ребенка и сказать ему напутственные добрые слова.

Свои впечатления о нашей встрече вы можете оставить на «Листке откровений» , ответив на вопросы:
1. После этой встречи я задумался …

2. С этой встречи я возьму …
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Деловая игра «Учимся сотрудничать с родителями»

Содержимое публикации

Деловая игра «Учимся сотрудничать с родителями»

1. формирование умений дифференцированно подходить к организации работы сродителями;

2. оптимальные пути разрешения конфликтов;

3. поиск новых способов поведения в контактах с родителями;

4. приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.

Материалы и оборудование: набор фломастеров, 2 альбомных листа, конверты с вопросами для двух команд, карточки.

Уважаемые коллеги! Рада видеть вас на нашей деловой игре «Учимся сотрудничать с родителями».

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Для проведения игры вам педагоги надо будет разделится на 2 команды. Каждая команда выбирает капитанов.

Первое задание:«Разминка» вставь пропущенное слово. Сначала задания для одной команды, затем для другой.

Главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются… (родители)

Основной метод изучения семей воспитанников.(Наблюдение).

Один из приемов активизации родителей.(Игра).

… – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе.(Анкета)

… – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности ребёнка (Семья)

Традиционная форма проведения родительского собрания.(Лекция)

Второе задание:«Решение педагогических ситуаций»

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем иродителями.

Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.

1. Вечер. За Владом и Машей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Маши кричит:«Быстро одевайся, мне некогда!»,«Мама, но ведь надо убрать за собой», -говорит Маша. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу!» Как взаимодействовать с родителями в данной ситуации. Ваши действия.

2 Воспитатель предложил родителям принять участие в конкурсе, поместив информацию об этом в групповом стенде. В конкурсе принял участие 1 человек. Воспитатель недоволен. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

3 Мария Петровна, бабушка Димы из младшей группы, привела ребенка, у которого наблюдается явное недомогание (насморк, кашель, вялость). Действия воспитателя?

4«У нас есть в наличии краска, надо покрасить забор»– предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?

Третье задание: “Конкурс капитанов”

Напишите как можно больше традиционных и нетрадиционных форм совместной деятельности родителей, педагогов и детей. Дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, Семейные конкурсы, Выпуск газеты, Просмотры фильмов, Концерты, Оформление групп, Соревнования, Благоустройство ДОУ и территории.

Четвертое задание:«Игра без слов».

Понадобится несколько картинок с действиями. Каждая команда выбирает картинку (карточку). После чего, с помощью мимики и жестов изображают, то, что нарисовано на картинке, а участники другой команды отгадывают. Например:«Субботник»,«Экскурсия»,«Чаепитие»,«Родительское собрание».

Пятое задание:«Синквейн»

В ежедневной работе с родителями педагогу необходимо одно очень важное умение – умение резюмировать обширную информацию, излагать свои идеи, чувства и представления в нескольких словах. Хорошим способом тренировки данного умения является составление синквейна.

Цель: дать определение разным формам работы с родителями, составляя синквейн.

Синквейн(от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка –Кто, что? (одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.)

2 строка – Какой? (два прилагательных, выражающих главную мысль)

3 строка – Что делает? (три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка –Что автор думает о теме? (фраза из четырёх слов, несущая определенный смысл.

5 строка –Кто, что? (заключение в форме одного существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Соперничать, выигрывать, участвовать.

Хорошее место для состязаний.

Конкурс помогает обрести друзей.

Предлагаю составить синквейн со словами, обозначающие форму работу с родителями.

Шестое задание “Рекламное агентство”

В течение 5 минут команды должны придумать название мероприятия с родителями, определить его цели, разработать план его проведения.

Рефлексия«Не знаю как вам, а мне…»

Уважаемые коллеги! Поделитесь своими впечатлениями о прошедшем семинаре, закончив фразу ««Не знаю как вам, а мне…» (педагоги могут говорить о своем эмоциональном состоянии, о знаниях, которые получили либо освежили в памяти и т. д.)

Ссылка на основную публикацию