Конспект по логоритмике для детей среднего возраста с ОНР

Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи

Ритмическую разминку начинали с вводной ходьбы с соблюдением четкости линии построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Разучивались шаги на носках и на пятках, несложные перестроения. Далее переходили к легкому бегу, чередовали ходьбу и бег, выполняли прыжки и галоп; отрабатывали элементы физкультурных и танцевальных движений.

Целью ритмической разминки являлись внесение дисциплины и организованности. Упражнениями ритмической разминки воспитывались координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега; вырабатывалась правильная осанка; формировались навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, выполнялись задания на ориентировку в пространстве.

В упражнения для развития основных сторон внимания входят: упражнения на переключение внимания и объем внимания, развитие устойчивости и распределения внимания

Для развития переключения внимания использовали смену движений, которые сопровождались разными музыкальными отрывками. Например, предлагали детям на торжественную музыку идти маршем, на веселую бежать. Или, если слышали звучание в низком регистре, то подражали движениям «медведя»; на звуки среднего регистра изображали ходьбу «цирковых лошадок»; а на высокие звуки прыгали, как «зайчики».

Устойчивость внимания развивали путем наблюдения детей за рядом движений педагога и самостоятельном, последовательном повторении этих движений.

Игра «Тимербай»

5 детей у Тимербая
Дружно, весело играют (дети, держась за руки, идут по кругу)
В речке быстро искупались, (далее имитируют движения)
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали (взявшись за руки бегут по кругу на носочках)
В лес дремучий побежали,
Друг на друга посмотрели (поворачивают голову налево-направо)
Сделали вот так .( ребенок-ведущий показывает любое движение, дети повторяют, ведущий выбирает того, кто выполнил так же)

В упражнения на объем внимания включали воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного их показа двумя детьми.

При выполнении упражнений на распределение внимания дети выполняли сразу два или более действий, например: по сигналу передавали по кругу в одну сторону флажок, в другую – бубен. Или предлагалось еще более сложное упражнение: под музыку на сильную долю такта ребенок делал шаги вперед и одновременно подбрасывал вверх мяч.

Для воспитания различных сторон внимания проводились игры: «Ищи», «Сделай наоборот», «Пройди путь также» и др.

Игра «Запрещенное движение»

Дети стоят лицом к педагогу в шахматном порядке и под музыку повторяют те движения для рук, которые показывает педагог. Затем назначается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кому не удается задержать руки и который сделает “запрещенное” движение, выходит из ряда, или можно назначить на место педагога.

Игра «Дерево, куст, ручей, тропинка»

Играющие строятся в колонну по одному. По сигналу педагога начинают движение друг за другом, выполняя следующие команды:

  • «Дерево» – игроки останавливаются, поднимают руки вверх;
  • «Куст» – приседают, пальцы рук касаются пола;
  • «Ручей» – подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
  • «Тропинка» – разбиваются на пары и берутся за руки (если игроку не хватило пары, он должен встать прямо, руки вперед).

Для регулирования мышечного тонуса предлагались отдельные задания на расслабление или напряжение мышц. Например, поочередно раскачивали, потряхивали ноги и руки, вращали кистями, выполняли наклоны под музыку и имитационные движения: «Самолеты летят», «Стирка» и др. использовали специальные упражнения на смену напряжения и расслабления, которые состояли из серии последовательных действий. Например:

– руки в стороны, сжать в кулак, бросить;
– руки вверх, в кулак, бросить наклон (руки свободные).

Упражнение на расслабление.Звучит музыка «Разноцветные сны». Дети, лежа на спине, под тихую музыку выполняют поворот на правый бок, затем поворот на левый бок и поворот на спину.

Тому кто лег на правый бочок (вдох – выдох)
Может присниться белый бычок.
Тому кто лег на левый бочок.(вдох – выдох)
Может присниться черный бычок.
А тому, кто спит на спинке,
Красные яблоки снятся в корзинке.(вдох – выдох)

Упражнения для развития чувства темпа и ритма. На занятиях с детьми разучивались разные движения и построения под музыку, выполнялись упражнения с предметами, разучивались этюды и пляски. Использовали отхлопывание и отстукивание ритмов, пропевали слова на заданный ритм. Например, игра «Эхо», музыкант поет, начиная с низкой позиции и заканчивая высокой, а дети эхом повторяют и прохлопывают ритм: «Миш-ка, ми-шень-ка, кук-ла, ку-кол-ка, мя-чик, бу-ра-ти-но, ка-ран-даш, чи-по-ли-но».

Затем пропевается то же самое в обратном порядке, начиная с высокой и заканчивая низкой позицией.

Передавали мяч на каждую сильную долю такта под музыку Рахманинова С. «Итальянская полька».

Постоянно проводилась работа над различением быстрого и медленного темпа, постепенного замедления и убыстрения, словами дети объясняли разные по темпу движения.

Упражнения для развития координаций движений дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряженности. Они проводились как с музыкальным сопровождением, так и без него. Сначала с детьми разучивался речевой текст, а затем движение. Это были упражнения с предметами и без них, а также пляски и импровизации.

Например, упражнение «Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения»:

Плыли гусята – красные лапки,
Озером, озером – все по порядку.
Серые плыли, белые плыли.
Красными лапками воду мутили.

Игра «Дрозд»

Дети стоят парами лицом друг к другу в произвольном порядке по залу. По сигналу воспитателя произносят слова с соответствующими движениями:

Я – дрозд.(показывают ладошкой каждый на себя)
И ты – дрозд.(показывают на своего партнера)
У меня нос.(на свой нос)
И у тебя нос.(на нос своего партнера)
У меня гладкие щеки.(ладошками гладят свои щеки)
И у тебя – гладкие щеки .(гладят щеки своего партнера)
У меня сладкие губы.(показывают на свои губы)
И у тебя сладкие губы.(показывают на губы партнера)
Мы любим друг друга.(обнимаются)

Затем дети меняются парами. Игра повторяется.

Для слушания музыки подбирались различные музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможности решения программных задач. Например, детям дали прослушать два произведения «Баба Яга», одно было написано композитором Лядовым А.К. и исполнено музыкальным оркестром, другое – композитором Чайковским П.И. и исполнено на фортепьяно. Дети по характеру музыки определяли какое произведение звучит мягче, а какое – более грозное и почему. Дети представляли себе Бабу Ягу, словами описывали ее внешний вид, характер и чем она может заниматься.

Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. В ходе работы над текстом разучиваемой песни проводилась работа по коррекции устной речи.

При помощи пения вырабатывали диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяла сделать его более выразительным, воспитывала основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывала профилактическое действие.

В процессе занятий применялись упражнения для развития тонких движений пальцев рук. Упражнения проводились в виде игры и с проговариванием текста, игры в кукольный театр, игры на музыкальных инструментах. Например, игра «Паучок»:

«Паучок ходил по ветке, (правая рука вытянута вперед, пальцы левой руки
А за ним ходили детки. мелкими перебежками бегут от плеча правой руки к пальцам)
Дождик с неба вдруг полил, (стряхиваем пальчиками «воду»)
Паучков на землю смыл.(на слово «смыл» – хлопок ладошками по коленям)
Солнце стало пригревать.(поднимаем руки вверх, растопырив пальцы)
Паучок пошел опять.(левая рука вытянута вперед, движения как вначале)
А за ним бежали детки, (от плеча пальцы обеих рук мелкими пробежками
Чтобы погулять по ветке. двигаются по шее, далее по лицу и останавливаются на голове – засыпают)

Упражнения для развития речевых и мимических движений были тесно связаны друг с другом. Эти упражнения были направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек), на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они выполнялись как под музыку, так и без нее, под счет.

Развитая мимическая мускулатура оказывает большое влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка, на его отношения с окружающими людьми и с природой. Эта работа велась как на занятиях, в виде отдельных упражнений, так и во время музыкальной самодеятельности, во время разыгрывания различных сценок, во время сюжетных игр, при подражании какому-либо животному. Например, попевка про «Мишку» (закрепляется произношение и артикуляция звука «Ч»):

«Че-че, че-че – грязь у Мишки на плече.
Чу-чу, чу-чу – искупать его хочу.
Чи-чи, чи-чи – тише, Мишка, не ворчи.
Ча-ча, ча-ча – ведь вода не горяча».

В попевке про «Лису» закрепляется произношение и артикуляция звуков «С» и «Сь»:

«Су-су, су-су – не пускают в дом лису.
Са-са, Са-са – ждет за дверью два часа.
Сы-сы, сы-сы – она хочет колбасы.
Си-си, си-си – ей кусочек отнеси».

При помощи подвижной игры закрепляли навыки, полученные на музыкальных и физкультурных занятиях.

Игра «Звезды»

«В темной-претемной морской глубине
Звезды морские живут в тишине.
Думает каждая, лежа на дне,
Вот бы и мне засиять в тишине».

В этой игре дети делятся на две команды: морские звезды и небесные. 1-я часть. Морские звезды сидят на ковре по-турецки и поют песню, а небесные звезды бегают вокруг них на носочках с колокольчиком в руке.
2-я часть. На повторение музыки все звезды встают в «звездочку» и кружатся. Затем звезды меняются ролями. Игра повторяется.

Игра «Ежик и мыши»

Все дети становятся в круг. Ежик в центре круга, мыши – за кругом. Все идут вправо, произнося текст, а ежик имитирует движения, о которых поется:

1. Бежит ежик – тупу, туп,
Весь колючий, остер зуб!
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?

2. Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик – всюду тишь.
Чу. Скребется в листьях мышь!

3. Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!

Еж ловит мышей. Мыши могут бегать только за кругом, а еж может пробегать и через круг.

Пойманные мышки садятся в середину круга.

Заключительная часть. Проводились упражнения на мышечное расслабление, упражнения для развития дыхания.
Как итог логоритмичесикх занятий в конце месяца организовывались утренники, в которых дети показывали инсценировки, использовались индивидуальные выступления детей.

Упражнения для развития основных сторон внимания.

«Жуки и шмели»

Дети делятся на две подгруппы. Одна из них – жуки, другая – шмели. По команде “Жуки летают, шмели гудят” – первая подгруппа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая протяжно произносит звук “Ш”. По команде “Шмели летают, жуки жужжат” – первая подгруппа произносит звук “Ж”, вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз.

Игра «Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу по кругу и хлопают сначала себе в ладоши, затем своей паре, приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят. Дзинь, дзинь, дзинь, дзинь…»
Играющие говорят «дзинь, дзинь» пока не услышат сигнал воспитателя «ветер». Льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Упражнение 1. В положении стоя дети выполняю легкие движения флажками внизу под тихую музыку и сильные взмахи над головой под громкую музыку. (Музыка в размере 2/4).

Упражнение 2.Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками, под тихую – идут, выполняя движения руками (взмахи вверх и вниз), музыка в размере 3/4.

Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

«Веселые ноты»

До-ре-ми-фа-соль-ля-си. (Дети ритмично как бы выстраивают «лестницу» рукой снизу вверх)
Ты у музыки спроси: (Ритмично «спускаются с лестницы» рукой сверху вниз)
– Почему всего семь нот,
Вальс звучит или фокстрот?
До-до-до – звучит так низко. (Ритмично потопывают ногами)
Си-си-си – пищит, как мышка. (Поднимают руки вверх, мягко соединяют пальцы рук)
Ля-ля-ля – как колокольчик. (Ритмично покачивают головой)
Ми – на «мы» похожа очень. (Ритмично постукивают ладонью по груди)
Соль – соленая на вкус. (Ритмично «посыпают соль» щепотками обеих рук)
Ре-ре-ре – как длинный ус. (Обеими руками показывают усы)
Фа-фа-фа-фа, фа-фа-фа (Попеременно хлопают в ладоши впереди и сзади себя)
Мягко стелет, как софа.

Упражнения для развития координации движений и речи.

«Снежинки»

Мы снежинки, мы пушинки (Наклоны головой вправо и влево)
Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360 градусов)
Мы снежинки –балеринки(Наклоны туловища вправо и влево)
Мы танцуем день и ночь.(Приставной шаг вправо и влево)
Мы деревья побелили. (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)
Землю бархатом укрыли. (Приседание с разведением рук)
И от стужи сберегли.(Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз)

Игра «Бабушка Маланья»

Дети встают в круг, взявшись за руки. Бабушка Маланья – в середине. Дети начинают двигаться по кругу, напевая песню, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки (Дети движутся по кругу в одну сторону,
Жили в маленькой избушке держась за руки. Останавливаются и с
Семь дочерей, семь сыновей, помощью жестов и мимики изображают то,
Все без бровей! о чем говорится в тексте:
С такими глазами, закрывают руками брови,
С такими ушами, делают «круглые глаза» и «большой нос»…)
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее глядели, делали вот так!

После этих слов дети повторяют за бабушкой /ведущим/ любое смешное движение. Бабушка Маланья выбирает лучшую фигуру. Тот ребенок, чью фигуру выбрали, становится Бабушкой Маланьей, игра продолжается.

Читайте также:  Конспект НОД с использованием логопедической ритмики и компьютерных технологий для детей 5-7 лет

Упражнения на развитие мелкой моторики.

«Скакалка»

Я скачу, я верчу новую скакалку.(Кисти сжаты в кулаки, большие пальцы выполняют вращательные движения)
Захочу, научу Галю и Наталку. (Разжимание и сжимание пальцев рук)
Вот так, вот так посреди дорожки. (Хлопок – кулачки – 4 раза)
Раз вперед, раз назад и на правой ножке. (Руки в замок, в обратный замок, правый кулак стучит по левой ладони)

«Зайчики и белочки»

Зайчики и белочки вышли погулять.(Кисти в кулачок – поочередное разгибание и сгибание пальцев – по 2 раза)
На полянке солнечной в салочки играть.(Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей)
Выходи скорей в кружок.(3 хлопка и кисти в форме шара)
Здравствуй, здравствуй мой дружок.(Пальцы правой руки поочередно встречаются с пальцами левой руки).

Игра «Снеговик Егорка»

Дети встают в круг и берутся за руки. В центре стоит ребенок – «снеговик Егорка».

Лихо сдвинув набекрень (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Старое ведерко,
Прислонился на плетень
Снеговик Егорка.
У него пылает нос (Ребята останавливаются и приставляют руки к носу, показывая
Весело и ярко.длинный нос. «Снеговик» выполняет движения вместе с детьми)
На дворе стоит мороз, (Скрещивают руки и похлопывают ладонями по плечам)
А Егорке жарко. (Вытягивают руки вперед)
Приглашает он ребят (Манят руками)
Прокатиться с горки. (Поднимают обе руки вверх и опускают вниз)
Глазки весело блестят, (Ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево)
Радостно Егорке.
Раз-два! Раз-два-три! (Хлопают в ладоши)
Нас, Егорка, догони! (Хлопают ладошками по коленям)

Дети разбегаются, «снеговик Егорка» их догоняет.

Список используемой литературы

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Конспект занятия по логоритмике в средней группе для детей с онр 4-5 лет по теме :”Зимушка, зима”
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Цели:

Коррекционные:

– закрепление навыков координации речи детей с движением;

– совершенствование общей и мелкой моторики;

– совершенствование основных параметров движений артикуляции;

– развитие пластики, мимики;

– развитие длительности, плавности речевого выдоха;

Воспитательные:

– воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе;

– развитие произвольного внимания (концентрация, переключаемость), памяти;

Образовательные:

– развитие музыкальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
dorman_o_p_zimushka_zima.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по логоритмике

в средней группе для детей с онр 4-5 лет

по теме : “Зимушка, зима”

– закрепление навыков координации речи детей с движением;

– совершенствование общей и мелкой моторики;

– совершенствование основных параметров движений артикуляции;

– развитие пластики, мимики;

– развитие длительности, плавности речевого выдоха;

– воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе;

– развитие произвольного внимания (концентрация, переключаемость), памяти;

– развитие музыкальных способностей.

Оборудование : игрушки: шишка, сосулька, орех, корзинка, сюжетная картина «Вьюга», ленточки, капельки большие и маленькие, маски зайцев и белочек, снежинки, мелодия “Играют маленькие волны” Т. Гомез (аудио сборник “Волшебство природы”).

I Вводная часть

1. Динамическое упражнение.

Ходьба друг за другом.

Дети “едут на поезде” – дробным шагом; в такт шагам произносят:

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро в гости мы приедем,

Там и сможем отдохнуть.

Чах-чах, чу-чу-чу, – Ходьба на месте:

Далеко вас укачу-у-у-у!

Девочки, внимание! Мальчики, внимание!

Есть для вас еще весёлое задание:

Катаемся на лыжах.

– Мы бежим, бежим вперёд

На прозрачный крепкий лед.

“Катаемся на коньках” – скользящий шаг.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок: Бег с прямыми руками перед собой.

На полянку прилетели,

Отдохнуть все дружно сели: приседаем.

На полянке очень много

Разной высоты сугробов: Дети разводят руками вверх, вниз, встают на носки.

– Здесь в снежки мы поиграем

И, конечно, покидаем.

Раз-раз, закидаем всех сейчас! Имитация бросания

II Основная часть.

2. Упражнения для развития пластики «Снежок»

На полянку, на лужок (плавное отведение рук в стороны поочерёдно)

Тихо падает снежок (плавные движения руками перед собой поочерёдно)

Белые снежинки, Белые пушинки (плавные движения руками перед собой одновременно)

Но подул вдруг ветерок, (плавные движения руками над головой)

Закружил снежинки (волнообразные движения рук перед собой)

Улеглись снежинки (плавные движения руками перед собой поочерёдно)

Легкие пушинки (плавные движения руками перед собой одновременно приседаем)

3. Упражнение на развитие дыхания, артикуляции “Подуем на плечо”

Подуем на плечо (Вдох, выдох с поворотом головы вправо)

Подуем на другое (Вдох, выдох с поворотом головы влево)

С небесной тучки снег (Вдох, выдох с подьемом головы вверх)

Летел тихонько вниз(Вдох, выдох с подьемом головы вверх)

Подуем мы на грудь (Вдох, выдох с опусканием головы вниз)

Снежинки с нее сдуем(Вдох, выдох с опусканием головы вниз)

Подуем мы на облака (Вдох, выдох с круговыми движениями головы)

И остановимся пока (Вдох, максимальный выдох)

4.Формирование темпа и ритма.

Ребята зимой на наших домах появляеться сосульки, но когда пригревает солнышко они начинают таять и капать. У сосулек есть своя песенка.

Солнышко греет то сильно, то чуть чуть, капельки капают то медленно “кап-кап-кап”(пальчиком правой руки ударяем в ладошку левой руки),

то быстро “кап-кап-кап” (в быстром темпе, на другой руке).

А теперь давайте мы споём песенку сосулек, когда я покажу,большая капелька означает, что надо петь медленно, а маленькие – быстро.

Послушайте, как я пропою эту песенку.

КАП-кап-кап-кап КАП – КАП – кап-кап

5. Упражнение на развитие внимания и мимики.

– Появились снеговики и снегурочки.

Снеговики – веселые (стоят), а снегурочки – грустные (присели).

Снеговики и снегурочки меняются ролями несколько раз.

6. Упражнение для развития координации движений и речи “Снежинки”

(И,п. – ноги на ширине плечь, руки на поясе)

Мы снежинки, мы пушинки.(наклоны головы в право в лево)

Покружиться мы не прочь.(поворот на 360 град.)

Мы снежинки , балеринки.(наклоны туловица в вправо в лево)

Мы танцуем день и ночь.(приставной шаг в лево в право)

Мы деревья побелили.(подьем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)

Землю бархатом укрыли.(приседание с развидением рук)

И от стужи сберегли.(руки в стороны, вниз и возвращение в и.п.)

7. Дыхательно- голосовая игра на развитие гласных звуков, силы голоса “Вьюга”

Перед детьми- сюжетная картина «Вьюга».

По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у.

По сигналу – «Сильная вьюга»дети громко произносят: У-У-У.

По сигналу « Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса.

По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Речевые сигналы можно сопровождать движением руки:

горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса,

руки вниз – уменьшение силы голоса.

Мы шли, шли, шли (ходьба в разные стороны)

Шишку нашли (Показывают руками силуэт шишки)

Нагнулись, подняли (Имитируют движения по тексту)

В корзину положили И дальше пошли (Шаги на месте)

Мы шли, шли, шли (ходьба в разные стороны)

Сосульку нашли (Показывают руками силуэт сосульки)

Нагнулись, подняли (Имитируют движения по тексту)

В корзину положили И дальше пошли (Шаги на месте)

Мы шли, шли, шли (ходьба в разные стороны)

Орешик нашли (Показывают руками силуэт орешки)

Нагнулись, подняли (Имитируют движения по тексту)

В корзину положили И дальше пошли (Шаги на месте)

9. Упражнение для развития мелкой моторики .

“Зайчики и белочки”

Зайчики и белочки вышли погулять (кисти в кулачек, поочередное разгибание и сгибание пальцев)

На полянке снежной в салочки играть ( Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей)

Выходи скорей в кружок (3 хлопка, кисти принимают форму шара)

Здравствуй, здравствуй, мой дружок!( Пальцы правой руки поочередно встречаются с пальцами левой руки.)

10.Подвижная игра “Поймай хвостик”

Цель: Развивать ловкость, сообразительность, точно соблюдать правила игры, упражнять в беге с увертыванием, в построении в круг. Проявлять выдержку и волю.

Играющие стоят по кругу, у каждого цветная ленточка (хвостик) прицеплена сзади. По сигналу: “Беги!” дети разбегаются по площадке. Водящий ловишка старается вытянуть «хвостик» у ребят. Кто остался без “хвостика”, отходит в сторону. По сигналу “Раз, два, три! В круг скорей беги!” дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает ленточки, а затем возвращает их детям. Игра повторяется с новым ловишкой.Победитель в игре кого не разу не поймали.

Реснички опускаются, глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дети ложатся на коврики, звучит легкая музыка.

– Сон прошел, вставать пора,

Мы спокойны, как всегда.

Дети ложатся на ковер, звучит мелодия “Играют маленькие волны” Т. Гомез (аудио сборник “Волшебство природы”).

Итог занятия: Какие вы молодцы ребята, так хорошо играли, пели, выполняли задания. А что вам больше всего понравилось делать?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В здоровом теле – здоровый дух»Физкультурно-познавательное занятие.

У ребят с Общим недоразвитием речи проблема носит системный характер. Логопеды в своей практике сталкиваются с самымми разными вариантами по.

Конспект занятия по аппликации в средней группе по нетрадиционной техникеТема:”Птички клюют ягодки на рябиновой веточке”Программное содержание:Воспитывать эстетически-нравственное отношение к пт.

Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно.

Как проводят зиму в лесу животные.

Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы».

Конспект занятия НОД в средней группе по познавательному развитию на тему «Волшебное чудо зимы – снежинка» Цель – продолжить знакомить детей со свойствами снега и льда. Развивать психические проц.

Конспект занятия по логоритмике в средней группе 4-5 лет для детей с ОНР «Старичок – лесовичок»

Задачи:

Коррекционные:

– Закрепить названия грибов, листьев деревьев (березы, клена, дуба);

– закрепить знание основных цветов – красный, желтый, зеленый.

– Закрепление артикуляционных позиций гласных звуков: А; У; О; И;

– Развитие длительного речевого выдоха;

– Развитие фонематического восприятия,

– Формирование и развитие слухового и зрительного внимания;

– Развитие просодической стороны речи.

Образовательные:

– Формирование двигательных умений и навыков;

– Развитие координации движений и моторных функций, чувство ритма;

Воспитательные:

– Воспитание творческой активности, закреплять умение перевоплощаться.

Оборудование: игрушка старичок-лесовичок, листья, грибы иллюстрации, зеркало, маленькие корзинки по количеству детей, погремушки и деревянные ложки.

Ход занятия:

I Вводная часть.

Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.

Упражнение для развития общей моторики

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти

Нам ребята не найти

Ходьба по залу под марш

На носочки зайка встал

По дорожке зашагал

Ходьба на носочках

Он на пяточках шагал

Носик к верху поднимал

Ходьба на пятках

Зайка прыгает и скачет

По дороге словно зайчик

Прыжки на двух ногах

По лесной сухой дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки

Ходит, бродит вдоль дорожки

Весь в иголках серый ежик

Если подкрадется волк

Превратился еж в клубок

Присесть, обхватив колени,

По извилистой дорожке

К речке синей мы пришли

Постарайтесь так пройти

Чтоб с дорожки не сойти

Как лисички мы пойдем

Ходьба по извилистой дорожке

Имитация ходьбы лисички

(ходьба между цветочков)

Листья осенние тихо кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся

Бег на носочках

1. Упражнение на развитие мышечного тонуса.

«Мы оказались в осеннем лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво!

1) Поворачиваем голову вправо, влево. А теперь подняли голову вверх, опустили, смотрим под ноги – вниз, и опять вверх, вниз.

2) Одновременно поднимание и опускание обоих плеч под спокойную музыку на четыре счета.

3) Заходи в осенний лес. – Повороты влево – вправо:

Много здесь вокруг чудес.

4) Вот березки золотые стоят – Поднять руки вверх с поворотом влево;

Вот осинки листвой шелестят – Поднять руки вверх с поворотом влево;

5) Под листвою у маслят – присели руки над головой

Только шапочки блестят, – сплели пальчики.

2. Упражнение на развитие мимических мышц лица.

«Набежали серые тучи. – Нахмурили брови.

Вдруг небо стало светлеть. Удивились и подняли брови вверх.

Яркое солнышко выглянуло – обрадуйтесь и улыбнитесь.

Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так: оба глаза.- (глазодвигательная гимнастика 4 -5 раз)

Зажмуриться и открыть глаза.

3. Упражнение на развитии слухового внимания.

1. Игра: «Гриб, дерево, кочка».

Л. – А сейчас мы поиграем в игру, где надо быть очень внимательными.

Если вы услышите команду: – гриб

Вы должны остановиться поднять руки над головой и соединить их, сделать шляпку гриба. ( показ логопедом позы)

Если услышите команду: – дерево

Вы должны встать прямо, поднять руки вверх. ( показ логопедом позы)

А когда услышите команду: – кочка

Вы приседаете, обхватив колени, опустив голову. ( показ логопедом позы)

2. Упражнение на координацию слова и движения

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой

Я не малое лукошко,

Я корзинку взял с собой.

Я заглядывал под кочки,

Под березовые пни

Ох, и хитрые грибочки!

Где же прячутся они.

Ладони ребром друг к другу движения вперед назад.

Руки полочкой, показ рукой далеко вперед

Сложить ладошки корзинкой

Соединить пальцы в замок, вытянуть руки вперед слегка согнутые в локтях.

Приседаю, заглядывая под воображаемые пни

Разводят руки в стороны, удивляясь.

3. Фонетическая гимнастика

Ах сколько грибов выросло в лесу. Ой, как мы рады им, покажите ребята.

1. карточка звук [А]

– Вот какой боровик порадуемся ему.

И.П. – Стоя, руки вытянуты вперед собой. Развели руки в стороны.

Ротик открыли широко, губы – окошко круглое, большое; воздух выходит свободно, горлышко поет – А-А-А-А

Присели на корточки, обхватили руками, колени голову наклонили к коленкам «спрятались» – 3 раза.

2. Карточка звук [О]

– Ой, сколько опят на пеньке сидят.

И.П. — Стоя, руки в низу. Поднимаем руки через стороны вверх

Ротик открыли, окошко овальное, воздух выходит свободно, горлышко поет – О-О-О-О-О

Присели на корточки, обхватили руками колени, голову наклонили к коленкам «спрятались» – 3 раза.

3. Карточка звук [ У ]

– А это что за гриб красивый, с красной шляпкой с белыми пятнами?

Дети: – мухомор, он ядовитый.

И.П. – Руки согнуты на уровне груди. Ладошки повернуты от себя. Давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Губы вытянули вперед трубочкой, горлышко поет – У-У-У-У-У

4. Карточка звук [И]

– Это кто на рыжей ножке к солнцу шляпку повернул?

Интонация радости и удивления.

И.П. – Руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направленны вверх, остальные сжаты в кулачки. Встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Губки растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, воздух выходит свободно, горлышко поет – И-И-И-И-И.

3. Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.

Артикуляционная гимнастика, стоя перед зеркалом.

Последние теплые лучики солнышка улыбаются нам в окно.

– Покажите, какое солнышко круглое. Упр. «Окошко»- 3-4 раза.

– Улыбнулись солнышку. Упр. «улыбка» -3-4 раза.

– Сыграем солнышку на дудочке. Упр. «дудочка» – 3-4 раза.

– Положите язычок на крылечко, пусть он погреется на солнышке. Давайте пошлепаем его: – пя-пя-пя-пя

4. Развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха и развития мимики лица.

Дети мы сейчас в лесу – дружно покричим АУ!

Никто не отзывается

Лишь эхо откликается

Давайте подойдем к Елене Георгиевне и распоемся.

5. Распевка «АУ» Т. Овчинникова «Пение и логопедия».

А кто это к нам из леса вышел? Это дядюшка АУ старичок-лесовичок.

6. Песенка «Веселый старичок» муз. Г. Портного.

– Выходите в круг скорей спойте песню веселей.

7. Ритмический танец: « У меня – у тебя» (с ложками и погремушками)

Дядюшка АУ принес с собой деревянные ложки и погремушки и предлагает станцевать.

8. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Посмотрите, какой красивый ковер из листочков. Какого они цвета?

– красные, желтые, зеленые.

– А с каких деревьев они упали?

– Клена, березы и дуба.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Хлопаем в ладошки, кулачками

листики дуба мы соберем

Поочередно собираем пальчики

Маме осенний букет принесем.

Хлопают в ладоши

9. Подвижная игра «Соберем листочки в корзинки»

Старичок – лесовичок предлагает поиграть в игру. Раздает детям корзинки

Логопед поочереди говорит каждому ребенку, какие листья он будет собирать. (дети под спокойную музыку собирают листочки).

Пора ребята нам возвращаться из леса. Давайте на прощание расскажем старичку – лесовичку, что мы видели в лесу.

1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.

3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПБ., 1995.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990

5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: М.: ТЦ Сфера, 2004

6. Каше Г.А Формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1962.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

8. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.

9. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002

10. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. – М., 1966.

11. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

12. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008

13. МУХИНА А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

14. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ. и доп. М. «Просвещение», 1971

16. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007

Конспект по логоритмике для детей среднего возраста с ОНР

Разработали: учитель-логопед Стрюкова Елена Васильевна,

воспитатель Мухина Елена Борисовна

МБДОУ № 69 “Детский сад общеразвивающего вида” город Кемерово

Занятие проводится в музыкальном зале.

Цель: Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников.

Задачи:

1. Формирование двигательных навыков и умений, чувства ритма, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться относительно других детей и предметов, обучение детей самомассажу.

2. Уточнение знания детей о характерных признаках зимы, знакомство детей с названиями и последовательностью зимних месяцев, расширение словарного запаса.

3. Развитие слухового внимания и зрительной памяти, совершенствование мелкой и общей моторики, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие речевого дыхания.

4. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений, воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.

Оборудование: бумажные снежинки (по количеству детей), плакат с изображением разных снежинок; игрушки – заяц и лиса, музыкальные инструменты – барабан, бубен, колокольчик; фонограмма русской народной плясовой (по выбору педагога).

Ход занятия.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку.

Когда это бывает?

О каком времени года говорится в этой загадке? А как вы догадались? (ответы детей)

Ребята, а вы бы хотели побывать в зимнем лесу, в лесу необычном, сказочном? (ответы детей).

Предлагаю отправиться в зимний лес на поезде…

Массаж биологически активных зон « Наступили холода».

Педагог: Ехать в поезде тепло

Поглядим-ка мы в окно

А на улице зима,

А для того, чтобы не простудиться зимой, давай сделаем массаж от простуды.

Педагог: Да-да-да, да-да-да –

Наступили холода (потереть ладошки друг о друга)

Превратилась в лёд вода.

(Мягко провести ладонями по шее сверху вниз).

Подскользнусь я на льду

(указательными пальцами помассировать крылья носа).

Я на лыжах в лес пойду (потереть ладошками уши)

На снегу в лесу следы

(приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

Ди-ди-ди, ди-ди-ди – (хлопки в ладоши)

Ну-ка, заяц, погоди! (погрозить пальцем)

Педагог: Вот он зимний лес. Давайте вместе сочиним и расскажем зимнюю сказку, а сделаем мы это звуками, движениями и музыкой.

Ранее утро в зимнем лесу. Первым проснулось солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птицам, зверям. Все вокруг проснулись, улыбнулись, потянулись (дети повторяют движения за педагогом).

Звенит колокольчик.

Педагог: Ребята, что это за необычный звук? Откуда он доносится?

(дети определяют направление звука).

Кто же это проснулся в нашем необычном лесу? Давайте посмотрим.

Педагог достает из-за ширмы снежинки и колокольчики.

Педагог: Да это же снежинки проснулись, какие они красивые, пушистые.

Как подул Дед Мороз-

В воздухе морозном

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

– Ой, не тай, снежинка, подожди немножко!

Педагог раздаёт колокольчики и предлагает детям, покружиться как снежинки и позвенеть в колокольчики.

Педагог: Дети, а снежинки бывают какие? (ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Снежинки – белые, лёгкие, пушистые, красивые, прозрачные, холодные.

Игра «Найди две одинаковые снежинки» (на плакате нарисованы 5-7 снежинок, две из них – одинаковые).

Раздаётся звук барабана, взрослый отстукивает ритм.

Педагог: Ребята, откуда слышится этот звук? (дети определяют направление звука). Кто это встречает нас в зимнем лесу? (достаёт из-за ширмы игрушку «зайца» и музыкальный инструмент – барабан)

Да, это же зайка переоделся в белую шубку и прискакал к нам на полянку: скок-поскок (дети скачут на двух ногах, имитируют движения зайца.)

Ребята, а кто может сказать, зачем заяц меняет свою шубку зимой? (ответы детей).

Педагог отстукивает на барабане ритм, предлагает детям повторить его (дети отхлопывают ритм в ладоши и в барабан).

Педагог: Дети, а как называется этот музыкальный инструмент? (ответы детей). Правильно, барабан! Оставим зайку в волшебном лесу? (игрушку оставляют под ёлочкой).

Раздаётся звук бубна.

Педагог: (педагог берёт в руки игрушку «лису»). Да это же хитрая лиса.

Без обмана, без утайки

Не прожить мне даже дня!

Ведь не зря Лисой-плутовкой

Называют все меня.

Ребята, а кто хочет со мной сделать упражнение « Лисичка»?

Мимические упражнения « Лисичка»» (автор О.Коротаева)

Педагог: Разминаем пальчики, раз-два-три!

Разминаем пальчики – ну-ка, посмотри!

(сжимать и разжимать пальцы).

Вот бежит Лисичка, раз-два-три!

Хитрая Лисичка, ну-ка, посмотри!

Лепим, лепим личико, раз-два-три!

Что же получилось? Ну-ка, посмотри!

(делать плавные движения руками, поочередно выдвигая вперёд руки. Легко «пробежаться» пальчиками по лицу).

Хитрая Лисичка – вот она!

Рыжая сестричка – очень хороша!

(придать лицу выражение хитрости)

Вот Лисичка злая, ой-ой-ой!

От неё скорее убежим домой.

(оскалить зубы, раздувая ноздри, напрячь пальцы, как коготки).

У Лисички нашей грустный вид,

Сидит одна Лисичка и грустит!

( изобразить грустное лицо – опустить голову и уголки рта).

Улыбнись, Лисичка, погляди на нас,

Тебя мы не оставим ни на час!

(улыбнуться, изобразить на лице радость).

Музыкально – ритмические движения «Побежали – пошагали».

( дети выполняют движения в соответствии с ударами бубна: быстрые удары – дети бегут, ритмичные – шагают).

Педагог: А чтобы не было скучно лисичке в лесу, оставим её вместе с зайчиком? (дети могут высказать, что заяц боится лисы, тогда педагог поясняет, что наш лес волшебный и все, кто в нём живут, дружат и не боятся друг друга).

Педагог: Ребята, посмотрите, как красиво в нашем лесу, а какой свежий морозный воздух (дети делают вдох носом, а выдох – через рот). Вот какая зимушка-зима! (педагог посыпает конфетти).

Педагог: Ребята, а какими словами можно описать зиму? Зима, она какая?

(ответы детей). Про зиму можно сказать, она – холодная, злая, суровая, морозная, весёлая, длиннная, вьюжная. Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.

Но нашим деткам не страшна зима? (ответы детей).

Педагог: Пусть мороз трещит, вьюга в поле кружит-

Малышам – крепышам не страшна стужа.

Молодцы у нас ребята: сильные и смелые,

Динамические упражнения «Мороз и ветер», дети выполняют движения, указанные в тексте.

А в лесу мороз и ветер,

По лесу гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Чтоб не зябли наши ручки,

Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем.

Чтоб не зябли наши ножки.

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем.

Нам мороз теперь не страшен,

Все мы весело попляшем.

Вот как мы плясать умеем,

Вот как ножки мы согреем. (А. Ануфриева, О.Милюкова).

Педагог предлагает детям потанцевать, звучит русская народная плясовая.

Педагог: Все мы весело играли

И немножечко устали

В группу нам идти пора.

Массаж спины «Паровоз»

Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г. your tagline goes here –>

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Новости

Конспект логоритмики для детей с ОНР подготовительной к школе группы на тему: «Осенняя прогулка»

Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
– закреплять накопленные детьми представления об осени, природном явлении – листопаде, об объектах окружающего мира (овощах, грибах), умение классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные;
– учить детей петь выразительно, слушать друг друга;
– совершенствовать технику ходьбы, бега на носках, ориентировку в пространстве;
– закреплять представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека;
– закреплять знания детей о запрете ходить в лес одним без взрослых.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
– развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление;
– развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
– укреплять глазодвигательные мышцы;
– развивать физиологическое и фонационное дыхание;
– развивать общую и мелкую моторику;
– развивать чувство ритма, согласовывая движения со словами и музыкой, определять начало и конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу;
– формировать навык «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и самостоятельно передавать их;
– формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям, умение отгадывать загадки и выразительно читать стихи.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
– развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира;
– воспитывать положительные личностные качества, чувство коллективизма.
Индивидуальная работа:
обратить особое внимание на Даниила при выполнении гимнастики для глаз, на Павла – при выполнении упражнения с массажером-ежиком, на Савелия – при выполнении мимических упражнений.
Предварительная работа:
– беседа об осени, осенних признаках и явлениях;
– пение песен «Разноцветные листочки», «Праздник урожая», «Как растут грибы» с выполнением движений;
– выполнение массажа спины;
– выполнение пальчиковой гимнастики «Загадка про ежа»;
– выполнение упражнений с массажером-ежиком;
– выполнение ритмической игры «Помидор»;
– выполнение мимических упражнений и упражнений на релаксацию.
Оборудование, материал:
– яркий осенний лист;
– желтые и красные листья по количеству детей;
– две корзинки;
– два султанчика;
– су-джок массажеры по количеству детей и кучка осенних листьев;
– по две палочки на каждого ребенка;
– две шапочки грибов-опят и шапочка гриба-боровика;
– шапочки овощей на каждого ребенка;
– ткань для покрытия овощей;
– ноутбук, проектор;
– презентации: «Лес», «Листопад (гимнастика для глаз)», «Праздник урожая (слайды с изображением картинок в соответствии со словами песни)».
Методические приёмы:
– художественное слово;
– сюрпризный момент – появление осеннего листика, массажеров-ежиков, овощей;
– пение песен «Разноцветные листочки», «Как растут грибы», «Праздник урожая» с выполнением движений;
– игровые упражнения «Аромат леса», «Листопад», «Дятел», «Загадка про ежа», «Ёжик», «Разговоры овощей», «Помидор»;
– использование метода импатии – превращение в «живых овощей»;
– мимические упражнения для выражения эмоций;
– беседа с детьми;
– просмотр презентаций.

Ход логоритмики:

1. Организационный момент:
Логопед (обращает внимание детей на яркий листочек на окне):
Посмотрите, к нам в окошко яркий листик залетел.
Он, наверное, ребята, что-то рассказать хотел.
Послушаем (звучит шелест листьев).
Дети слушают шелест листьев, приложив руку к уху.
Логопед:
Листик приглашает нас в лес. Как выдумаете, детям одним без взрослых можно ходить в лес? (Ответы детей.) Почему? (Ответы детей.) Запомните, одним детям без взрослых ходить в лес нельзя, это очень опасно. Предлагаю сегодня пойти в лес со взрослым человеком, со мной. С собой возьмем корзинку.
Мы пойдем в осенний лес,
Лес загадок и чудес!
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между расположенными на полу листьями.
Логопед:
Вот мы и в лесу. Поздороваемся с лесом все вместе.
(Появление слайда с изображением леса.)
Все дети:
«Здравствуй, здравствуй, чудо-лес,
Лес загадок и чудес!»
Логопед:
Какой здесь прекрасный лесной аромат!
2. Голосовое упражнение «Аромат леса»:
Выполняют стоя вместе с педагогом.
1ч. – вдох, задержка дыхания, руки в стороны;
2ч. – на выдохе произносят: «А-А-А», руки опустить.
Логопед:
Вся земля усыпана листьями. Как листья оказались на земле? (Ответы детей.) Почему? (Ответы детей.) Как называется сбрасывание листвы деревьями и кустарниками? (Листопад.)
Логопед:
Предлагаю понаблюдать за листопадом. Встаньте на тропинку в одну линию. Стойте ровно, при этом старайтесь головой не шевелить, следите за листьями только глазами.
3. Зрительная гимнастика «Листопад»: (Показ презентации.)
Дети следят за листьями глазами, стоя на полу.
Логопед:
Прошу каждого из вас встать перед парой листьев, желтым и красным листьями.
4. Упражнение «Возьми листок»:
Каждый ребенок встает перед красным и желтым листьями, расположенными на полу.
Логопед:
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Правую ладошку протяну –
Листочек желтый я возьму,
Левую ладошку протяну –
Листочек красный я возьму.
Выполняют соответствующие движения.
5. Пение песни «Разноцветные листочки» с выполнением движений.
По окончании песни дети складывают листья в корзинку.
Логопед:
Красивый осенний букет получился из разноцветных листьев.
6. Загадывание загадки логопедом:
– Что-то солнышко спряталось.
Посмотрите, летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала.
Как вы думаете, что это? (Туча.)
7. Логопед:
Скоро дождь начнется, даже птицы забеспокоились. Встаньте парами, повернитесь друг за другом, один ребенок изображает дерево, другой – дятла.

Массаж спины «Дятел» (выполняют два раза.):

Дятел на дубу сидит
(Положить ладони на спинку.)
И стучит, стучит, стучит,
(Постукивать указательными пальцами.)
Ищет под корой жучков
и съедобных червячков.
(Слегка пощипать.)
Ну а если грянет гром,
(На слово «гром» хлопнуть по спинке.)
И польётся дождь потом,
(Побарабанить пальцами.)
Дятел спрячется в дупло,
(Круговые движения ладонями.)
В нем и сухо и тепло.
(Сунуть руки в подмышки.)
Логопед:
Дождь идет, растут грибы. Предлагаю поиграть в игру «Съедобные и несъедобные грибы». Я буду называть съедобные и несъедобные грибы. Если гриб съедобный, вам нужно с радостью назвать слово «Ах!», а если гриб несъедобный – строгим голосом назвать слово «Ох!».
Дети вместе с логопедом играют в игру.
Логопед:
Поиграем в игру «Как растут грибы». Встанем по кругу, «дождик» – в центре круга.
Два мальчика надевают шапочки опят, один ребенок – шапочку боровика, девочка-«дождик» берет в руки два султанчика.
8. Подвижная игра «Как растут грибы»:
Дети поют, «дождик» двигается по кругу.
«Дождик» выполняет движения, к нему выбегают «грибы».
Дети обращаются к «дождику», «грибы» пританцовывают.

Логопед (подводит детей к кучке листьев):
Слышу, листья шевелятся, под листьями кто-то прячется. Но сначала загадаем загадку и выполним пальчиковую гимнастику.
9. Пальчиковая гимнастика «Загадка про ежа» (выполняют стоя):
На пеньке лежит комок,
(Руки закрыты в «замок».)
Это – маленький зверек,
(Заглядываем внутрь кулачка.)
Он колючки раскрывает,
(Разгибаем пальцы вперед.)
Очень широко зевает,
(Ладони расходятся в противоположные стороны.)
Умывает мордочку
(Потереть ладони.)
И ерошит челочку.
(Пошевелить пальцами скрещенных ладоней.)
Посчитаем все иголки,
(Щелчки в воздух разными пальцами обеих рук.)
Быстро спрячемся под елку.
(Спрятать руки за спину.)
Логопед: Кто же это? (Еж.)
Дети заглядывают под листья и находят волшебных ежиков (разноцветные су-джок шарики).
10. Упражнение с массажером-ежиком «Ёжик»:
Дети, сидя на коленях, катают шарики между пальцами одной руки, катают шарики между ладонями. Затем катают шарики между пальцами другой руки, катают шарики между ладонями.
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
Логопед: Покатились ежи.
Дети кладут ежей в «огород».
Логопед:
Побежали мы за ежами, они привели нас в огород. Что растет в огороде на грядках? (Овощи.) Все овощи созрели, они готовы к тому, чтобы их собрали с грядок. «Оживим» овощи.
11. Динамические упражнения:
Плавно идет капуста.
(Шаг с носочка.)
Важно шагает помидор.
(Шаг на всей стопе.)
Осторожно идет редиска.
(Ходьба на носках.)
Легко бежит горошек.
(Легкий бег на носках.)
Маршируют огурцы-молодцы.
(Шаг марша.)
Логопед:
Чем полезны овощи? (Ответы детей.)
Овощи начали спорить, кто из них полезнее.
12. Мимическое упражнение «Разговоры овощей»:
Картошка (поднять голову) гордо заявила: « ПА-ПЫ».
Капуста (опустить взгляд) жалобно пропищала: «МА-МУ».
Морковь (улыбнуться и округлить глаза) игриво сказала: «ФА-ФУ».
Лук ( сдвинув брови) сердито произнес: «ГА-ГУ».
Огурец весело воскликнул: «ДА-ДУ, не спорьте, все овощи полезны и важны!»

Логопед:
Толстопузый помидор перелез через забор. Для чего он это сделал, мы с вами расскажем.
13. Ритмическая игра «Помидор»:
Сидя на коленях, палочки лежат на полу, расположенные параллельно друг другу – в горизонтальном положении.
Толстопузый помидор перелез через забор.
(Перекладывать палочки поочередно через одну в соответствии с ритмом текста.)
Как веселый красный шар покатился на базар.
(Взять в руки палочки и вращать ими при помощи пальцев.)
Обежал за рядом ряд…
(Стучать палочками о пол в соответствии с ритмом текста и образом (на каждый слог поочередно).)
На ходу надел халат.
(Поочередно потирать палочками друг о друга (4 раза).)
Подал звонкий голосок…
(Стучать торцами палочек.)
Продаю томатный сок.
(Стучать одновременно двумя палочками о пол.)
Логопед: Предлагаю собрать осенний урожай.
Дети надевают шапочки овощей.
14. Хоровод с движениями «Праздник урожая» С.Ранда (Презентация.)
15. Упражнение на релаксацию:
Логопед:
Устали овощи, сели отдыхать.
Дети садятся на колени.
Отдувается капуста: «Ах! Ах!»
(Обмахивать лицо ладошками.)
Морковка: «Эх! Эх!»
(Хлопать по коленям.)
Горох: «О-хо-хох!»
(Легко ударять пальчиками по коленям.)
Огурец: «Ух! Ух!»
(Руки развести в стороны, затем – к плечам.)
Дети встают.
16. Прощание:
– Спасибо осени за щедрые дары!

Чтение стихотворения «Подарки осени» ребенком:

Осень по двору идет
Урожай большой несет:
Сладкую капусту,
Толстый кабачок,
Хрустящую морковку,
Помидоры, репку,
Лук и чесночок.
Поскорей нас соберите
И детей всех угостите!
(На каждое название овоща ребенок в соответствующей шапочке делает шаг вперед и кивает головой.)

Логопед:
Спасибо осени за подарки! Спасибо и вам, девочки и мальчики, порадовали осень песнями и танцами, играми и стихами. Корзина с букетом листьев будет напоминать нам о нашем прекрасном осеннем путешествии!

Конспект организованной образовательной деятельности по логоритмике в группе для детей с логоневрозом «Деревья»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Конспект

организованной образовательной деятельности

по логоритмике

в группе для детей

с логоневрозом

Учитель – логопед высшей квалификационной категории

Анфилова Элеонора Валерьевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Короткова Светлана Станиславовна

Музыкально – логоритмическое занятие в группе для детей с логоневрозом (заиканием)

Цель: формирование навыка плавных ритмичных движений через закрепление знаний детей о деревьях в процессе речевых игр и музыкальных игр.

развитие навыков длительного речевого выдоха , мягкого голосоначала , координации речи с движением , ритмичности движений и речи

развитие мелкой моторики

развитие общей моторики

развитие внимания, памяти, мышления, произвольного поведения

активизация словаря по теме «Деревья»

развитие слухового внимания и фонематического слуха

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением леса, предметные картинки по теме «Деревья», осенние листья (настоящие или пластиковые), коробка или корзина, аудиозапись «Ветер дует» (Е. Железнова).

Вход – аудиозапись «Ворона и птички»

А. Спадовеккиа «Добрый жук»

Аудиозапись классическая музыка Баха в обработке для детей

П. И. Чайковский «Грустная песенка»

А. К. Лядов «Музыкальная табакерка»

«Листик жёлтый» Музыка и слова Г. Вихарёвой.

П. И. Чайковский «Октябрь»

«Ветер дует» (автор – Екатерина Железнова)

Ритмическая разминка – вход в зал под музыку (аудиозапись «Ворона и птички» Буренина А. А.)

Сообщение темы занятия. Мы с вами отправимся сегодня на прогулку в лес. На чём можно это сделать? (ответы детей). Мы пойдём пешком.

Упражнение на развитие внимания.

Пока звучит музыка – мы идём, когда музыка остановится, мы тоже остановимся.

Дети идут под музыку, на паузу – останавливаются, музыка звучит – идут дальше.

(А. Спадовеккиа «Добрый жук»)

Мы с вами пришли на опушку леса. Давайте подышим осенним воздухом.

Под музыку – вдох – руки вверх, выдох – руки вниз.

Аудиозапись классическая музыка Баха в обработке для детей

Почему в лесу такой чистый воздух? (много деревьев, они очищают воздух, выделяют кислород). Какие деревья вы узнаёте на картинках? (ответы детей) Надо прохлопать название дерева.

Игра «Угадай дерево по хлопкам» – педагог прохлопывает слоговой состав слов, дети угадывают.

А под деревьями нас ожидает коробка с подарками – в коробке осенние листья.

С листьями осенними будем мы играть,

С листьями осенними будем танцевать.

Под музыку – движения рук – дирижирование с листьями на 4/4

Лёгкий танец – импровизация с листьями. Затем положить листья в коробку.

(П. И. Чайковский Грустная песенка)

Ритмическая игра «Листопад» (по картинке). Давайте покажем, как падают листья на землю.

Большой лист – [П] – одновременное движение кистей обеих рук вверх – вниз

Маленькие листья – [п’][п’][п’][п’][п’][п’] – движения кистей рук по очереди

Игра «Передай под музыку»

Давайте поиграем с кленовым листочком – полетит наш листочек по кругу под музыку – дети передают лист ритмично под музыку (Лядов Музыкальная табакерка)

Дыхательная гимнастика (дети «тянут ниточку», пропевая звуки)

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осенние листочки спели нам песню, давайте мы тоже подарим им песню. Песня «Листик жёлтый» Музыка и слова Г. Вихарёвой.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (хлопать в ладоши)

Игра под музыку «Ветер дует» (автор – Екатерина Железнова)

(Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает…)

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.

Давайте перед возвращением в детский сад подышим осенним воздухом.

Под музыку – вдох – руки вверх, выдох – руки вниз.

Музыка на «вдох – выдох» (2/4)

Итог занятия под музыку П. И. Чайковского «Октябрь» дети выходят из зала.

Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. СПб. 2003

Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М. 1993

Левина Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников М. 2009

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. 2003, 2013

Смирнова Л. Н. “Логопедия при заикании” М. 2006

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. 2004

Читайте также:  Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьях
Ссылка на основную публикацию