Речедвигательные упражнения и самомассаж в работе с детьми с нарушениями речи

Речедвигательные упражнения и самомассаж в работе с детьми с нарушениями речи

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Применение самомассажа в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями – интересная статья для специалистов.

Статья:

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Большинство детей нашей логопедической группы (для дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровней речевого развития) – 70% имеют логопедические заключения: стертая дизартрия есть дети с заиканием. У данной категории детей, отмечаются не только серьезные нарушения звукопроизношения, но и общая моторная неловкость, нарушение координации движений, т.к. нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи. Наблюдается дискоординация как общей моторики, так и ручного и орального праксиса. Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Главная причина нарушения звукопроизношения – нарушения мышечного тонуса, который охватывает не только переферический речевой аппарат, но и общее изменение мышечного тонуса. Фонетические нарушения у них обусловлены различными парезами в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата, поэтому возникает необходимость комплексной коррекции данной категории детей, через включение в различные виды деятельности разнообразных приемов массажа и самомассажа.

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор. Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи. Цели логопедического массажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса. За счет нормализации тонуса мышц, снижаются проявления парезов и параличей, синкинезий, гиперкинезов, речевых судорог, девиаций тремора и т.п. Происходит улучшение объема и амплитуды движений.

Всем известны виды массажа:

Классический (активизирующий и расслабляющий).

Точечный (активизирующий и расслабляющий).

Какие же сущестуют показания к логопедическому самомассажу ?

Это:дислалии; различные виды дизартрии; алалия; неврозоподобное заикание; послеоперационный период при ринолалии; нарушения тонуса мышц, приводящие к нарушениям голоса.

Приступая к самомассажу необходимо учитывать и противопоказания к логопедическому самомассажу:

Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы; инфекционные – ангины, ОРВИ, детские инфекции; стоматологические – стоматиты, любые оперативные вмешательства, удаление и выпадения зубов; любые органические изменения голосовых связок.

Необходимо соблюдать требования к проведению самомассажа:

проветренное помещение;

отсутствие соматических заболеваний;

выполняется самомассаж только чистыми руками, сухими, теплыми с коротко остриженными ногтями;

– зрительный контроль на начальных этапах;

– соблюдение направлений массажных движений;

– удобное положение тела; отсутствие стесняющей одежды;

– эмоциональная подача материала. .

В самомассаже используют: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание.

Очень много упражнений с использованием нетрадиционных материалов.

Можно использовать различные игры и упражнения для самомассажа лица, кистей, пальцев рук, головы, ушных раковин(он показан детям с раннего возраста).

Е. Дьякова рекомендует следующую схему проведения самомассажа :

Массаж кистей рук;

Массаж головы и шеи;

Массаж лицевых мышц: лба, окологлазные мышцы, губы, щеки;

Массаж ушных раковин;

Массаж тела, ног, ступней.

Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа.

Активный сторонник массажа и самомассажа О.И Крупенчук, автор многих книг по логопедии, практикующий педагог-новатор, автор логопедических массажных зондов. В ходе изучения данных рекомендаций, мною было взято на заметку множество различных приемов.

После посещения семинаров в ООО «Валлекс М» пришла к выводу, что для достижения более устойчивых результатов, для самой сложной категории детей (заикании, дизартрии), хорошие результаты дает использование вестибулярных пластинок, разработанных Российскими ортодонтолагами, но произведенными в Германии из прозрачного гипоаллергенного материала.

Существуют различные виды пластинок, для достижения определенных результатов.

У каждого вида по 2 размера: 3-5лет (с красным кольцом); 5-8 лет (с синим кольцом).

-помогает избавиться от вредной привычки сосания пальца;

– корректирует положение языка;

-повышает тонус круговой мышцы рта;

-способствует нормальному смыканию губ;

– устраняет открытый прикус (межзубный сигматизм);

– переводит ротовое дыхание в носовое;

-устраняет речевые дефекты.

Какая и для чего предназначена более подробно для каждой из категории детей можно ознакомиться на курсах автора В.М.Чапала г. Москва или в учебном пособии: «Коррекция речи детей».

Для категории детей моей логопедической группы подошла классическая модель вестибулярной пластинки MUPPY с бусинкой на спинке языка и с бусинкой на альвеолах. Классическая пластинка позволяет устранить проблему «вялого» языка. Бусинка, закреплённая на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении, позволяя одновременно стимулировать спинку языка, поскольку ребёнок при каждом глотательном движении рефлекторно раскатывает бусинку языком по твёрдому нёбу, восстанавливая тонус и подвижность язычных мышц.

Показания:

– дизартрия, обусловленная недостаточностью иннервации речевого аппарата;

– повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата;

– снимает судорожое напряжение при заикании.

Рекомендуется ношение 5-7 мин перед занятием с логопедом, а также дома по 10мин –(3раза) в день.

В модели пластинки с бусинкой на альвеолах бусинка располагается у альвеол за верхними резцами.

Показания:

– способствует коррекции межзубного сигматизма;

– вялый кончик языка (при пониженном тонусе языка), (ребёнок с РАС );

  • нарушение произношения «Р», ламбдацизм.

Выполнены они из эластичного селикона, абсолютно безопасные для детского организма. Не вызывает раздражения, не имеет неприятного запаха.

Удобная экологически безопасная коробочка (индивидуальны, имеют подпись с именем ребенка).

В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и с подгруппой детей одновременно.

Чтобы детям было интереснее 5-7 мин можем использовать релаксацию.

Использование самомассажа возможно в различных видах деятельности.

Перед артикуляционной гимнастикой в подгрупповой работе или индивидуальной.

В ходе выполнения продуктивной деятельности или познавательно- исследовательской и др., значительно сокращая время на выполнение различных видов деятельности.

Задачи

Возможно, сочетание нескольких задач одновременно:

в образовательном направлении:

-владеть простейшими приемами самомассажа;

-усвоить правила (знание того, что движения необходимо производить по ходу текста).

в оздоровительном направлении:

-ускорять циркуляцию крови и лимфы;

-влиять на обменные процессы;

-улучшать подвижности связочного аппарата.

в воспитательном направлении:

-развивать положительные эмоций;

-доверие и внимание к друг другу;

-терпение и чувство юмора;

в коррекционном:

-развивать моторику речевого аппарата.

-нормализовать мышечный тонус.

-развивать фантазии детей;

-развивать фонематический слух;

-дифференцировать звуки речи;

-развивать крупную и мелкую моторику;

Рассмотрим некоторые приёмы самомассажа.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Такой самомассаж желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике. Он займет у вас 3 – 5 минут.

Не циркач я и артист –

сам себе я массажист!
(О. И. Крупенчук)

«Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
«Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
«Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
«Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
«Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 — 5 с.
«Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
«Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
«Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

Самомассаж мышц языка

Один, два, три, четыре, пять, А затем постукаем бережно губами.

Самомассаж начинаем выполнять. Язычок погладим ласково зубами

Чтобы звуки правильно употреблять, Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами

Будем щёчки, губки и язычок укреплять. И опять погладим ласково зубами,

Язычок погладим ласково губами А потом похлопаем бережно губами.

И в конце погладим ласково губами.

Упражнение «Щёточка» Упражнение «Расчёска»

«Раз, два, три, четыре, пять, Зубки в расчёску вдруг превратились

Язык будем щекотать. И язычок хорошо причесали,

И тщательно его размяли.

Массаж языка с помощью пальцев

Выросла весной травка на лугу «Рисовать» на языке продольные линии.

Вышли курочки – стали травку клевать. Постучать по язычку в разных местах

кончиком указательного пальца.

Вышли гуси – стали травку щипать. Пощипывать края языка от центра к

периферии большими указательными

Вышли дети – стали по травке бегать и Поочерёдно в быстром темпе похлопывать

скакать. по языку указательным и сред

Упражнения для укрепления мышц губ

Упражнение «Помада» Упражнение «Покусаем губки»

«Губки смазать надо. «Губки зубками кусаю,

Где моя помада?» А потом их приласкаю.»

Самомассаж ушных раковин

1.«Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз.
3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов. Поэтому применяем и массаж рук и ног.

Игровой самомассаж кистей рук является универсальным и эффективным средством реабилитации тонких движений, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающее – оздоровительным средством для нормально развивающихся детей. Помимо этого, он является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания, при активизации их деятельности улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого самомассаж кистей рук – это важная составляющая сенсорного воспитания – в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развивается межполушарное взаимодействие, синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария. Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нислежащими отделами центральной нервной системы.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет остальные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно- моторная координация, а также развития речевой и творческой сфер.

Еще одним направлением в обучении детей дошкольного возраста приемам самомассажа является использование различных специальных и подручных приспособлений и природного материала (массажных мячиков, шариков Су-Джок, массажных ковриком и щеток, а также орехов, прищепок, карандашей и т. п.). Их использование позволяет разнообразить кинестетические ощущения ребенка, усилить массажное воздействие, и конечно заинтересовать ребенка игровым действием или сюжетом.

Массаж спины (игровой массаж проводимый детьми друг другу). Последний прием особенно эффективен при работе с детьми, имеющими психологические сложности: неконтактность, замкнутость, робость. Он помогает детям в игровой форме войти в прямой физический контакт, и на его основе наладить коммуникативное и эмоциональное взаимодействие.

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом! Бом!

Обучение простейшим массажным приемам стоп происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

Методы массажа считаем особенно полезеными в логопедической работе, поскольку обеспечивают тактильно – проприоцептивную стимуляцию, способствуют формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Значительно сокращает период постановки звуков, позволяет оказывать скорую помощь более тяжелой категории детей-логопатов.

Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, дает возможность использования в различной обстановке и в любое время режима.

Дети взаимодействуют в игре, осуществляя разнообразные виды деятельности в различных областях, что способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы в условиях интеграции, соответствует ФГОС.

Литература

  1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: «Каро», 2005.
  2. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Программа логоритмических занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. – М: РУДН, 2007.
  3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И.логопедические упражнения. – СПб.: «Литера», 2009.
  4. Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. – СПб.:ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  5. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. – М: «Академия», 2005.
  6. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: «Сфера», 2009.

Технология речедвигательной ритмики как средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников с речевой патологией

ТЕХНОЛОГИЯ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОЙ РИТМИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Аннотация. В статье подчеркивается филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения у дошкольников с речевой патологией, описываются методические приемы технологии речедвигательной ритмики, даны варианты речедвигательных упражнений по формированию и коррекции произносительной стороны речи у дошкольников.

У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. В научной литературе доказано филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Характерные особенности моторной сферы сказываются на звукопроизносительной стороне речи, которая зависит от динамической координации, переключаемости и кинестетических ощущений движений и, по этой причине фонетическая система страдает в первую очередь.

Согласно современным научным данным, высоким коррекционно-развивающим потенциалом в отношении моторных и высших психических функций, в том числе речевой функции человека, обладает ритмика. Различные виды ритмики уже продолжительное время используются в коррекционной работе с лицами, имеющими не только речевые расстройства, но и другие отклонения и нарушения развития (, , АЛ Мухина и др.) [4,5].

У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии, в большей мере у них страдает мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. Характерные особенности моторной сферы сказываются на звукопроизносительной стороне речи, которая зависит от динамической координации, переключаемости и кинестетических ощущений движений и, по этой причине фонетическая система страдает в первую очередь [7].

Одним из основных методических приемов работы над произношением, базирующимся на взаимодействии речи, развивающегося слухового восприятия и движений тела является речедвигательная ритмика

В научной литературе более широко используется такие родственные понятия как «логопедическая ритмика» и «фонетическая ритмика». Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова [1,2,8].

Метод фонетической ритмики представляется в качестве приема работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей. Фонетическая ритмика представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетается с произнесением определенного речевого материала. В процессе упражнений с использованием фонетической ритмики различные движения корпуса тела, рук, ног, головы сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков), что способствует вызыванию и закреплению в речи детей произносительных навыков, более естественному звучанию их речи.

Из вышесказанного следует, что между понятиями логопедической, фонетичекой и речедвигательной ритмики прослеживается синонимическая связь. Таким образом, можно констатировать, что ритмические упражнения, используемые при формировании правильного произношения направлены на:

• нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитности речи;

• формирование умений изменять силу и высоту голоса;

• правильное воспроизведение звуков в слогах, словах, словосочетаниях и фразах;

• воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

Читайте также:  Характеристика воспитателя на ребенка (для обследования в ПМП Консультации)

• формирование интонационной стороны устной речи.

Таким образом, речедвигательная ритмика, являясь одним из приемов работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи, прежде всего, направлена на соединение слухового и речедвигательного анализаторов с развитием общей моторики и развитие фонематического восприятия. Для решения данной задачи используются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально – их слуховое восприятие [4,5].

В специальной литературе нет ясного представления о сущности изучаемого предмета — технологии речедвигательной ритмики, особенностях подхода к ней со стороны различных «речеведческих» наук и возможностях их взаимодействия. Хотя некоторые исследователи (, , -Дмитриева, ГА. Волкова) говорили о значении ритмического и логоритмического воздействия на детей с речевой патологией. Но технология речедвигательной ритмики до настоящего времени не рассматривалась как органический компонент в коррекционно-педагогическом процессе по преодолению речевых расстройств у детей.

Несмотря на многочисленные эффективные методы коррекции речевых расстройств, проблема их преодоления далека от разрешения.

Исследования показывают повышение эффективности коррекционно-логопедической работы, которая может быть достигнута средствами речедвигательной ритмики как коррекционно-педагогической технологии, стимулирующей интенсивное формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики) и фонетической стороны речи (звукопроизношения)[4,5]. Коррекцию нарушений моторной сферы и звукопроизношения можно осуществлять приемами речедвигательной ритмики за счет нормализации межанализаторных взаимодействий и создания оптимальных педагогических условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций. Можно предположить, что коррекционно-педагогический потенциал речедвигательной ритмики увеличивается путем интенсивного развития ритмических способностей и мотивационной сферы детей в игровой деятельности.

Включение системы речедвигательных упражнений в структуру логопедических занятий предусматривает ее применение, в зависимости от этапа логопедической работы, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При проведении коррекционно-логопедических мероприятий с применением данной технологии целесообразно следовать следующим принципам.

1. Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.

2. Использование технологии речедвигательной ритмики наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопро­вождения.

3. Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному». Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков. По мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, затем — в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения [3,8].

Технология речедвигательной ритмики предусматривает трехуровневую модель развития речевого праксиса. В качестве теоретической основы использована теория , об уровневой организации движений и их развития в онтогенезе.

К методическим приемам речедвигательной ритмики относятся:

-сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений,

-словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.

Для получения положительных результатов от применения технологии речедвигательной ритмики логопед должен стремиться к тому, чтобы каждое двигательное упражнение (знак) стало не только условием и формой осуществления определенной деятельности, но и объектом деятельности. Иначе говоря, знак должен быть осознан.

Можно говорить о четырех уровнях осознанности. К эле­ментарнейшему из них, уровню бессознательности, относятся такие операции, входящие в систему речевой деятельности человека, как элементарные речедвижения и особенно системы, обеспечивающие динамику речи, в частности — регулировку дыхания. Не все операции, относящиеся к этому уровню, могут быть осознанны. Это возможно лишь в том случае, если над этими операциями существует «надстройка», контролирующая протекание соответствующих процессов. Речедвижения потому только и могут быть осознанны, что существует фонетическое слово.

Звук воспринимается как одно впечатление, и необходимо различать в нем разные качества, которые порознь, сами по себе, не существуют. Каждое из этих качеств зависит от какой-нибудь из физиологических работ, составляющих артикуляцию определенного звука. Артикуляция сопровож­дается бессознательными мускульными ощущениями, которые наша память способна нам сохранить. Благодаря этим мускульным ощущениям, мы, произнося какой-либо звук, исполняем необходимые для него движения приблизительно так же, как исполняли их прежде (Бернштейн). Мы всегда произносим звук приблизительно один и тот же не только акустически, но и физиологически. Это было бы невозможно, если бы физиологическим работам не сопутствовали мускульные чувства, которые позволяют нам пом­нить артикуляцию звука.

Важно отметить, что данная технология используется при коррекции речи наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. Поэтому речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие (в отличие от фонетической и логопедической ритмик), а включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы.

Наиболее целесообразным является применение данной технологии в процессе постановки правильного звукопроизношения. Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции (описание движений на разные группы звуков дано в приложении).

Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации. В зависимости от этапа работы над звуком движения речедвигательной ритмики видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.

Звук [Р] — согласный, звонкий, твердый. Губы находятся в положении следующего гласного; зубы на расстоянии нескольких миллиметров; кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам; посередине языка идет воздуш­ная струя; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, воздух идет через рот; голосовые связки напря­жены, сближены и колеблются, образуется голос.

Вызывание согнуты в локтях, локти разведены, кисти сжаты в кулаки на уровне диафрагмы. При произнесении [Р] интен­сивно вращать один кулак вокруг другого от себя, одновре­менно немного наклоняя туловище вперед. Колени во время произнесения звука ровные и напряженные. Динамика. Очень сильная.

Автоматизация в слогах Кулаки на уровне диафрагмы. Произнося [Р], вращать один кулак вокруг друго­го с переходом на движение последующего гласного звука: ра, ро, ру, ру, ры, рэ.

Не менее важным и эффективным является применение средств речедвигательной ритмики на логопедических занятиях по формированию навыков звукового анализа и синтеза. В данном случае речедвигательная ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия и наиболее полноценного усвоения материала [5].

Применение элементов речедвигательной ритмики возможно также на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. На таких занятиях данная технология используется как один из вариантов организационных моментов и динамических пауз. При этом подбор упражнений осуществляется в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Данная технология предполагает примерное тематическое планирование занятий по формированию правильного звукопроизношения и развитию навыков звукового анализа и синтеза с использованием речедвигательных упражнений. Например, при планировании занятий в старшей группе решаются следующие задачи:

1. Формирование четких движений органов артикуляционного аппарата;

2. Развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса;

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза;

4. Совершенствование общей и мелкой моторики. Предлагаемый материал может быть использован полностью или частично, на индивидуальных, или фронтальных логопедических занятиях в зависимости от этапа коррекционной работы и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы.

Итак, в системе коррекционной работы используются следующие варианты речедвигательных упражнений:

• вызывание, автоматизация и дифференциация звуков речи;

• работа над просодическими компонентами речи;

• формирование навыков звукового анализа и синтеза с опорой на разные виды анализаторов;

• контроль над звукопроизношением;

• работа над просодическими компонентами речи;

• развитие силы и тембра голоса;

• расширение певческого диапазона.

Таким образом, коррекционная работа с применением технологии речедвигательной ритмики подразделяется на систему упражнений и на включение элементов этих упражнений в различные этапы коррекционных занятий.

Айзенберг, Б. И. От звука к речи. Как научиться исправлять произношения у детей и взрослых [Текст] : Книга для родителей и учителей / . – М.: изд. н/о «Компенс – центр», 1995. -171с. Аксакова, ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР [Текст] : Учебно – методическое пособие / . – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009. – 40 с. Микляева, и логопедическая ритмика в ДОУ [Текст] : Пособие для воспитателей и логопедов / , , . – 2-е / 3-е Изд., Айрис-Пресс АЙРИС ДИДАКТИКА, 2006. – 112 с. Мухина, ритмика [Текст] : . – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009, -123 с. Мухина, речедвигательных упражнений при вызывании, автоматизации и дифференциации гласных звуков [Текст] / , К // Логопедия. -2006. – №4(10). Полякова, фонетической ритмики, при формировании произносительной стороны устной речи, у детей с нарушением слуха [Текст] / // -2008. – №8(22). – С. 45-53. Филичева, общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : Практическое пособие / , . – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224 с. Шашкина, ритмика для дошкольников с нарушение речи [Текст]: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведения / . – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192

Самомассаж для детей с нарушениями речи

При тяжелых нарушениях речи многим детям показан логопедический массаж, который проводят логопеды на индивидуальных занятиях по коррекции речевого нарушения. Родители, как правило, не имеют специального образования, необходимого для его проведения, и поэтому я предлагаю вам приёмы самомассажа, которые можно использовать дома.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Ребёнок выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка, нормализует мышечный тонус.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

  1. Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
  2. Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
  3. В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
  4. Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
  5. Перед выполнением приемов самомассажа ребенок должен принять спокойную, расслабленную позу. Он может сидеть на стульчике или находиться в положении лежа (например, в кроватке после сна). Взрослый показывает каждый прием на себе и комментирует его.
  6. Ребенок выполняет массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку.
  7. Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка, кистей рук.
  8. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Это любое соматическое или инфекционное заболевание. Противопоказание может быть и обычный синяк на лице, аллергия или солнечный ожог, а так же усталость или переедание.

К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:

Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки (кистью, пальцы сомкнуты);

Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях (несколько большая сила давления, чем при поглаживании, выполняется концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев);

Разминание – смещение тканей с захватом (для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание – 1-2 или 1-3 пальцами);

Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка.

Сегодня я покажу вам один из комплексов самомассажа, который я провожу на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а вам рекомендую проводить дома.

Сядьте удобно, расслабьтесь (тихая музыка), погреем ладошки. Начнем с мышц головы и шеи.

1. «Я хороший» – расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

2. «Наденем шапочку» – и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.

1. «Рисуем дорожки» – движения пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки» – круговые движения от середин лба к вискам.

3. «Дождик» – легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

4. «Рисуем брови» – провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.

5. «Наденем очки» – легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.

6. «Нарисуем усы» – движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

7. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

8. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

9. «Клювик» – движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

10. «Погладим подбородок» – тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

11. «Пальцевый душ» – набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

12. «Нарисуем три дорожки» – движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

13. «Нарисуем кружочки» – круговые движения кончиками пальцев по щекам.

14. «Погреем щечки» – растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

15. «Паровозики» – сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, сопровождая словами: «чух – чух – чух».

16. «Пальцевый душ» – набрать воздух под щеки и легонько постукивать по ним кончиками пальцев.

17. «Испечем блинчики» – похлопать ладошками по щекам.

18. «Умыли личико» – ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

1. Поглаживание языка губами.

2. Пошлепывание языка губами.

3. Поглаживание языка зубами.

4. Покусывание языка зубами.

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их

вниз 3 — 5 раз (рис. 136).

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

1. Игровой самомассаж ладошек “Малютка – карандашик”.

Выполнение: карандаши раскатываются между ладошками движениями вперёд-назад со словами:

«Я — малютка-карандашик. Исписал я сто бумажек.

А когда я начинал, то с трудом влезал в пенал.

Школьник пишет и растёт! Ну а я — наоборот!»

2. Игровой самомассаж ладошек с использованием шишек или су-джоков.

Выполнение: предметы раскатываются круговыми движениями между ладошками. Одновременно дети произносят слова:

«Прыг да скок – бежит зайчишка.

Прилетела сверху шишка.

Зайку щёлк! по голове.

Сразу шишек стало две».

3. Игровой самомассаж с использованием массажных мячиков.

Выполнение: мячики прокатываются либо ладошкой по столу в разных направления, либо между двумя ладошками. Дети произносят слова:

«Мячик, мячик, прыг да скок. Улетел под потолок.

Высоко взлетел, упал. В руки мячик я поймал».

4. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Поочередно надевать массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

4. Игровой самомассаж пальчиков с прищепками “Котёнок – малыш”.

Выполнение: пальчики по очереди слегка прищипываются прищепкой со словами:

«Больно кусает котёнок – малыш!

Он думает это не пальчик, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

5. Игровой самомассаж “Ёжик”.

Выполнение: ладошками выполняются скользящие движения по поверхности массажного коврика с резиновыми шипами. Слова:

Читайте также:  Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

«Ежик мчался по дорожке. А за ним бежал Сережка.

Протянул Сережка ручку – ёжик выставил колючку:

«Осторожнее малыш! Я ведь ежик, а не мышь!»

Буду очень рада, если эти упражнения вам пригодятся.

Особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом.

Стандартные программы для коррекционного обучения детей рассчитаны на русскоязычных учащихся. В своей работе я использую специальную авторскую программу курса занятий для двуязычных детей, предложенную Румега Н.А. [ 4] , рекомендации Ткаченко Т.А [ 5] .

Основные задачи коррекционной работы:

обогащать и уточнять словарный запас детей;

формировать навыки словообразования и словоизменения;

учить произносить слова различной слоговой сложности;

обучать правильному согласованию различных частей речи;

отрабатывать понимание пространственного значения предлогов;

обучать правильному грамматическому оформлению предложений;

учить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи;

воспитывать терпимость и взаимоуважение в условиях межнационального общения.

Особенностью логопедической работы со школьниками-билингвами является то, что решение этих задач происходит с учетом принципов изучения русского языка как иностранного. Этой специфике подчинена логика построения занятий, их содержание, методы и приёмы обучения. В работе я придерживаюсь лексико-грамматического подхода к планированию и проведению данных занятий. Этот подход является основным при изучении русского языка как иностранного и способствует расширению и совершенствованию словарного запаса учащихся при одновременной работе над различными грамматическими категориями. На занятиях изучаются все базовые параметры грамматики русского языка: предложные конструкции (предлоги); различные типы предложений; падежные конструкции; согласование различных частей речи; словообразование и словоизменение и т.п. Подбор лексико-грамматических тем, их последовательность определяется физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии, также учитываются ошибки интерференции, характерные для ребёнка, речь которого формируется в условиях двуязычия.

Важное место во всей системе формирования лексико-грамматических средств языка занимает работа над предложением. В ходе занятий формируется умение конструировать предложения по заданному слову, группе слов, идет закрепление умения правильно устанавливать связи между словами: дополнять пропущенные слова в предложении, пропущенные окончания в словах, восстанавливать деформированные предложения (слова даются в исходной форме). Следует чаще давать задания на реконструкцию предложений, т.е. учить распространять или сокращать их. Для эффективного усвоения детьми-билингвами учебного материала в ходе каждого занятия я советую делать произносительный акцент на изучаемой грамматической форме, т.е. выделять голосом предлог, окончания существительных, прилагательных мужского и женского рода и т.п.

Особое внимание логопед уделяет изучению детьми-билингвами категории рода. Освоение категории рода – одна из простых задач для русского ребенка и одна из достаточно сложных для ребенка с билингвизмом. Русский язык относится к разряду языков, по выражению И. А. Бодуэнде Куртенэ, “отягощенных родо-половым кошмаром”. Тем не менее, благодаря коррекционным занятиям дети перестают совершать ошибки в данной области, хорошо овладевают данной грамматической категорией. Это лишний раз свидетельствует о том, что языки хотя и представляют собой сложные устройства, однако достаточно хорошо адаптированы к возможности их освоения детьми.

При планировании занятий я не указываю словарную тему, не ограничивая тем самым активный и пассивный словари, на базе которых формируется та или иная грамматическая конструкция. Это позволяет расширить познавательные рамки занятия, а также целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме (предлогах, окончаниях существительных, способах словообразования и т.п.). Усвоение новых слов происходит на основе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Обогащение лексического запаса продолжается и при ознакомлении с различными способами словообразования. Важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам, используя приём сравнения. Особенностью занятий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом я считаю свободный в произносительном отношении подбор лексического материала.

Каждое лексико-грамматическое занятие по своей структуре включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этап. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, для которой подбираются упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук. Учебный материал предъявляется поэтапно – сначала задания на аудирование, затем репродуктивные упражнения. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий определенной лексико-грамматической направленности, имеющих разнообразное оформление. Наличие для каждого этапа занятий индивидуального наглядного материала (предметных и сюжетных картинок, лото, игрушек, муляжей, фишек, разнообразных схем, карточек, условных обозначений и пр.) обязательно. Это позволяет: создать условия обучения, способствующие формированию внутренней и внешней активности детей; обеспечить полный контроль за усвоением знаний и навыков; более экономно использовать учебное время.

На занятиях логопед часто отмечает в речи детей-билингвов характерные ошибки в виде аграмматизмов. Как исправлять их, чтобы не снизить речевую активность ребёнка? Ни в коем случае ошибки нельзя повторять за ребёнком. Надо коротко указать: “Неверно”, “Неправильно”. Правильный вариант ответа сначала следует искать с помощью самих учеников, а при затруднении у детей его произносит сам логопед. Полезно использовать проговаривание правильного варианта хором.

На занятиях применяю разные виды работы: фронтальная работа с наглядно-практическим материалом; работа в парах; работа по цепочке; выполнение действий по инструкции и называние их; ролевое моделирование ситуаций; беседы. Каждое занятие проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использую следующие игры: “Скажи наоборот”, “Назови, не ошибись!”, “Догадайся, каким будет 4ое слово” (смысловые ряды), “Кто как передвигается”, “Слушай и показывай”, “У меня – у тебя” (существительные единственного-множественного числа); “Исправь ошибки у Незнайки”, “Ответь на вопросы Звукознайки”, “Неоконченные предложения”, “Угадай, о чём речь”, “Спроси правильно”, “Мои игрушки”, “Найди хозяина”, “Маша-растеряша”, “Новогодние превращения”; игры-лото: “Подбери по форме”, “Цветовые фоны”, “Назови наоборот”, “Детёныши животных”, “Чей нос, чей хвост?”, “У кого что есть?”, “Что сначала – что потом”. Использование элементов соревнования, двигательной активности делает занятия более живыми, интересными, результативными, помогают создать положительный микроклимат в группе, что особенно важно для данной категории учащихся.

Фрагменты занятий

Тема: Составление 3-словных предложений.

Цель: учить составлять предложения, заменяя дополнение без наглядной основы, строить фразу по опорной схеме.

1. Работа по сюжетной картинке. Логопед выставляет картинку, дети составляют по сюжету предложение. (Мама моет посуду). Рисуют на доске схему предложения. Логопед спрашивает: “Что ещё может мыть мама?” Дети подбирают действия, составляют новые предложения, заменяя последнее слово.

2. Игра “Что перепутал Незнайка?” Логопед зачитывает предложения и просит исправить ошибки: “Ваза разбила девочку”, “Гусеница склевала воробья”, “Курица утащила лису”, “Заяц догоняет волка” и др.

Тема: Согласование числительных один, одна с существительными.

Цель: учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными и подбирать существительные к ним.

1. Логопед читает стихотворение:

Мама на земле одна,

И одна у нас страна.

Дом один и нос один,

И один у мамы сын.

Логопед поясняет, что количество названных предметов в стихотворении одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, страна – одна, дом, нос, сын – один.

2. Игра “Назови, не ошибись”. Логопед дотрагивается до разных частей тела детей, они должны правильно сказать один или одна: живот, нос, затылок, лоб, шея и т.д. Дети произносят сочетания слов по одному и хором.

3. Работа с картинками. У всех детей картинки. Расставить картинки в две группы (один – одна).

4. Расскажи о своей комнате. Дети по очереди составляют предложения: “У меня одна комната. В ней один стол, один шкаф, одна кровать”.

Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными.

Цель: Учить согласовывать местоимения с существительными в роде; подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью.

1. Логопед читает стихотворение:

Глеб к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал:

Мой медведь, моя машина,

Мячик мой, мой Буратино!

Никому я их не дам!

Ну сиди, играй в них сам!

Уточняется, про какие игрушки Глеб говорил мой, про какие моя? Вспомните и назовите свои игрушки, про которые можно сказать мой? Моя?

Аналогично дети называют свои вещи, предметы в доме.

2. Игра “Исправь Незнайку”.

Этот стол теперь моя, и хозяин тоже я! (дети произносят правильное сочетание).

Этот стол и твой и мой, и сидим мы тут с тобой! (произносит логопед)

Мой кроватка, мой подушка, спальня мой и мой игрушка! (дети исправляют ошибки).

Тема: Приставочные глаголы.

Цель: научить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.

1. Логопед демонстрирует 2 действия – наливает и выливает воду. Спрашивает у детей: одинаковые ли действия выполнены? Передаёт интонационно различное звучание приставок на – вы в словах наливает – выливает, которые обозначают противоположные действия. Далее логопед спрашивает: что можно наливать, выливать? Дети составляют предложения типа: Таня наливает молоко. Мама выливает воду.

Логопед вызывает одного помощника, предлагает ему выполнить ряд действий (завязать бант мишке, развязать узел, повязать косынку и т.д.) Дети составляют предложения по демонстрируемому действию.

2. Игра “Скажи наоборот”. Логопед бросает ребёнку мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: входит – выходит, влетает – вылетает, вносит – выносит, закрывает – открывает, приплывает – отплывает.

Особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом

Свидетельство

Язык – один из существенных признаков нации, тесно связан с национальной психологией, с самосознанием и самобытностью народа. Язык – хранитель культуры этноса. Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей дошкольного возраста протекает в условиях билингвизма. Двуязычным, или билингвом считается человек, более или менее постоянно пользующийся в жизни двумя языками. Наиболее характерным типом билингвизма в России является национально-русский язык, который усваивается как путем обучения, так и непосредственным общением с русскоязычным населением.

Считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения.

Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук. Он изучается в лингвистике, психолингвистике, социальной психологии, является исследовательским предметом социологии

Для логопедии билингвизм интересен тем, что он нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок на русском языке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушением речевого развития не доминирующего языка, а нередко обоих языков. Фактор билингвизма для детей с речевой патологией является отягощающим, что не может не сказаться на развитии речевой, познавательной, а, следовательно, и учебной деятельности.

В связи с миграционными процессами в детские сады и общеобразовательные школы поступает значительное число детей с билингвизмом (около 20%). Дома, в общении с семьёй дети употребляют родной язык. А в учебных учреждениях они с трудом усваивают материал, преподаваемый на малознакомом языке, пробелы в знаниях накапливаются, поэтому уровень их знаний невысок. Это обуславливает актуальность воспитания у двуязычных детей умения активно использовать два языка. Для решения этой проблемы требуются огромные усилия воспитателей, учителей, психологов, логопедов и многих других специалистов.

Особенности устной речи детей с билингвизмом.

Язык представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Уровень владения русским языком у детей с двуязычием варьируется от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи. При работе двуязычными детьми логопеду необходимо учитывать особенности фонетики, лексики и грамматики их родного языка. Следует иметь ввиду явление интерференции (перенос особенностей родного языка в иностранный (русский)). Например, в некоторых языках отсутствуют отдельные фонемы, категории рода имен существительных, предлоги, а прилагательные не изменяются по числам и падежам. У детей эти особенности проявляются в ошибках согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными (“новый ручка”, “один строчка”, “мой мама”); в нарушении согласования существительного с глаголом единственного числа прошедшего времени (“девочка упал”, “пальто висел”); в нарушении управления и связанным с ним неверным употреблением предлогов (“мяч взяли под стол” – вместо “из-под стола”).

Работа логопеда с такими детьми будет эффективна лишь в случае, если наряду с коррекцией и развитием различных сторон речи будет осуществляться предупреждение и устранение ошибок, обусловленных интерференцией.

Работа логопеда двуязычными детьми.

При оказании логопедической помощи двуязычным детям необходимо учитывать уровень понимания русского языка, а также двуязычен ли ребёнок с рождения ; введен ли второй язык в 5-8 лет; имеют ли дети возможность слушать и смотреть СМИ, читать книги на русском языке; живёт ли семья среди русского населения или в национальном сообществе. Чем младше ребёнок, тем легче он обучается другому языку, усваивает самые тонкие его особенности.

Если для ребёнка с билингвизмом характерны нарушения восприятия фонем, общих для обоих языков; нарушение произношения звуков, присутствующих, как в родном, так и в русском языке; искажения звуко-слоговой структуры слов, не связанные с интерференцией; ограниченный словарный запас как родного, так и русского языков; низкий уровень развития фразовой речи на русском языке; недоразвитие лексико-грамматического строя речи обоих языков; плохое понимание или полное непонимание русской речи, то можно говорить об имеющемся у него нарушении речи. Заключение может быть различным – от фонетико-фонематического недоразвития до общего недоразвития речи любого уровня, отягощённого билингвизмом.

Профилактику обусловленных билингвизмом трудностей в обучении нужно начинать как можно раньше, т.е.ещё до школы. Форма работы – групповая. Занятия проводят 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия ведётся на индивидуальных занятиях.

Особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом

Стандартные программы для коррекционного обучения детей, как правило, рассчитаны на русскоязычных учащихся. Логопедам приходится строить свои занятия исходя из основных задач коррекционной работы.

Основные задачи коррекционной работы:

  • обогащение и уточнение словарного запаса детей;
  • формирование навыков словообразования и словоизменения;
  • работа над слоговой структурой слов;
  • работа над правильным согласованием различных частей речи;
  • работа над пониманием пространственного значения предлогов;
  • обучение правильному грамматическому оформлению предложений;
  • обучение свободному использованию приобретенных навыков в самостоятельной речи;
  • воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

Особенностью логопедической работы с двуязычными детьми является то, что решение этих задач происходит с учетом принципов изучения русского языка как иностранного. Этой специфике подчинена логика построения занятий, их содержание, методы и приёмы обучения. Подбор материалов к занятию определяется физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии, также учитываются ошибки интерференции, характерные для ребёнка, речь которого формируется в условиях двуязычия.

Важное место во всей системе формирования лексико-грамматических средств языка занимает работа над предложением. В ходе занятий формируется умение конструировать предложения по заданному слову, группе слов, идет закрепление умения правильно устанавливать связи между словами: дополнять пропущенные слова в предложении, пропущенные окончания в словах, восстанавливать деформированные предложения (слова даются в исходной форме). Следует чаще давать задания на реконструкцию предложений, т.е. учить распространять или сокращать их. Для эффективного усвоения двуязычными детьми учебного материала в ходе каждого занятия необходимо выделять голосом предлог, окончания существительных, прилагательных мужского и женского рода и т.п.

Особое внимание необходимо уделять категории рода. Освоение категории рода – одна из сложных для ребенка с билингвизмом. Благодаря коррекционным занятиям дети перестают совершать ошибки в данной области, хорошо овладевают данной грамматической категорией.

Увеличение объема словарного запаса происходит на основе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Обогащение лексического запаса продолжается и при ознакомлении с различными способами словообразования. Важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам, используя приём сравнения.

Каждое лексико-грамматическое занятие по своей структуре включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этап. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, для которой подбираются упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. Учебный материал предъявляется поэтапно – сначала задания на аудирование, затем репродуктивные упражнения. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий определенной лексико-грамматической направленности, имеющих разнообразное оформление. Наличие для каждого этапа занятий индивидуального наглядного материала (предметных и сюжетных картинок, лото, игрушек, муляжей, фишек, разнообразных схем, карточек, условных обозначений и пр.) обязательно. Это позволяет: создать условия обучения, способствующие формированию внутренней и внешней активности детей; обеспечить полный контроль за усвоением знаний и навыков; более экономно использовать учебное время.

Читайте также:  Комплексный подход в коррекции общего недоразвития речи

Результативность логопедической работы

Основными критериями оценки эффективности логопедической работы по формированию лексико-грамматических категорий являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования, положительная динамика по окончании курса занятий. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей. Результативность работы логопеда отмечается у детей с двуязычием, если они успешно адаптированы в социуме (школьной среде и обществе). Эта адаптация включает закрепление знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой; достижение успешности в обучении письму, чтению и других предметов. Сведения, полученные детьми на занятиях, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка. Некоторые лексико-грамматические темы предваряют изучение аналогичного материала, создавая базу для сознательного изучения предмета. Логопедические занятия расширяют знания детей об окружающем мире, помогают усвоить необходимые языковые средства (словарь, грамматический строй), способствуют более успешной адаптации в школьном коллективе. Целенаправленная работа на занятиях учителя-логопеда повышает общую успеваемость ребёнка, внимание к языковым явлениям, улучшает запоминание речевого материала, а значит, улучшает его внутренний психологический настрой, мотивацию на обучение.

Двуязычные дети нуждаются в серьезной логопедической помощи. Проблема билингвизма может быть решена совместными усилиями разных специалистов. Однако логопедия на сегодняшний день является той научно-практической сферой, для которой выдвинутая проблема может стать одним их интересных, серьёзных и успешно решаемых направлений работы.

Список литературы:

1. А.Е., Павлова Н.В. Обучение детей с двуязычием русскому языку // Школьный логопед. 2004. №3.

2.Волкова Е., Протасова Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 2002. №12.

3.Михайлова М.М. Двуязычие: принципы и проблемы. – М.: Просвещение, 1978.

4.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акциденит, 1998.

5.Якунина О.В. Билингвизм и нелитературные формы языковой системы как одна из проблем логопедии // Школьный логопед. 2005. №1.

Формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с билингвизмом

Формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с билингвизмом

Особенности устной речи детей с билингвизмом.

Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Уровень владения русским языком у детей с билингвизмом различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи. Приступая к обследованию данной категории учащихся, логопеду следует знать и учитывать особенности фонетики, лексики и грамматики родного детям языка. Следует иметь ввиду явление интерференции, сущность которого заключается в переносе особенностей родного языка в иностранный (русский). Например, в армянском языке отсутствуют фонемы ы и щ, в языках тюркской группы – щ, ц, в, ф. В таких языках, как армянский, азербайджанский, татарский, башкирский, якутский отсутствует категория рода имен существительных, а прилагательные не изменяются по числам и падежам. В якутском языке после слов “нет”, “сколько”, “много”, “мало”, а также после всех числительных употребляется именительный падеж единственного числа. Сказуемое в якутском языке всегда ставится в конце предложения (“Мальчик в школу пошёл”, “Лампа на столе стоит”). В армянском языке предлоги находятся после слова, к которому они относятся. У детей эти особенности проявляются в ошибках согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными (“новый ручка”, “один строчка”, “мой мама”); в нарушении согласования существительного с глаголом единственного числа прошедшего времени (“девочка упал”, “пальто висел”); в нарушении управления и связанным с ним неверным употреблением предлогов (“мяч взяли под стол” – вместо “из-под стола”).

Работа логопеда с такими учащимися будет эффективна лишь в случае, если наряду с коррекцией и развитием различных сторон речи будет осуществляться предупреждение и устранение ошибок, обусловленных интерференцией.

Фрагменты занятий

Тема: Составление 3-словных предложений.

Цель: учить составлять предложения, заменяя дополнение без наглядной основы, строить фразу по опорной схеме.

1. Работа по сюжетной картинке. Логопед выставляет картинку, дети составляют по сюжету предложение. (Мама моет посуду). Рисуют на доске схему предложения. Логопед спрашивает: “Что ещё может мыть мама?” Дети подбирают действия, составляют новые предложения, заменяя последнее слово.

2. Игра “Что перепутал Незнайка?” Логопед зачитывает предложения и просит исправить ошибки: “Ваза разбила девочку”, “Гусеница склевала воробья”, “Курица утащила лису”, “Заяц догоняет волка” и др.

Тема: Согласование числительных один, одна с существительными.

Цель: учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными и подбирать существительные к ним.

1. Логопед читает стихотворение:

Мама на земле одна,

И одна у нас страна.

Дом один и нос один,

И один у мамы сын.

Логопед поясняет, что количество названных предметов в стихотворении одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, страна – одна, дом, нос, сын – один.

2. Игра “Назови, не ошибись”. Логопед дотрагивается до разных частей тела детей, они должны правильно сказать один или одна: живот, нос, затылок, лоб, шея и т.д. Дети произносят сочетания слов по одному и хором.

3. Работа с картинками. У всех детей картинки. Расставить картинки в две группы (один – одна).

4. Расскажи о своей комнате. Дети по очереди составляют предложения: “У меня одна комната. В ней один стол, один шкаф, одна кровать”.

Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными.

Цель: Учить согласовывать местоимения с существительными в роде; подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью.

1. Логопед читает стихотворение:

Глеб к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал:

Мой медведь, моя машина,

Мячик мой, мой Буратино!

Никому я их не дам!

Ну сиди, играй в них сам!

Уточняется, про какие игрушки Глеб говорил мой, про какие моя? Вспомните и назовите свои игрушки, про которые можно сказать мой? Моя?

Аналогично дети называют свои вещи, предметы в доме.

2. Игра “Исправь Незнайку”.

Этот стол теперь моя, и хозяин тоже я! (дети произносят правильное сочетание).

Этот стол и твой и мой, и сидим мы тут с тобой! (произносит логопед)

Мой кроватка, мой подушка, спальня мой и мой игрушка! (дети исправляют ошибки).

Тема: Приставочные глаголы.

Цель: научить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.

1. Логопед демонстрирует 2 действия – наливает и выливает воду. Спрашивает у детей: одинаковые ли действия выполнены? Передаёт интонационно различное звучание приставок на – вы в словах наливает – выливает, которые обозначают противоположные действия. Далее логопед спрашивает: что можно наливать, выливать? Дети составляют предложения типа: Таня наливает молоко. Мама выливает воду.

Логопед вызывает одного помощника, предлагает ему выполнить ряд действий (завязать бант мишке, развязать узел, повязать косынку и т.д.) Дети составляют предложения по демонстрируемому действию.

2. Игра “Скажи наоборот”. Логопед бросает ребёнку мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: входит – выходит, влетает – вылетает, вносит – выносит, закрывает – открывает, приплывает – отплывает.

Список литературы

Аникина А.Е., Павлова Н.В. Обучение детей с двуязычием русскому языку // Школьный логопед. 2004. №3.

Волкова Е., Протасова Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 2002. №12.

Михайлова М.М. Двуязычие: принципы и проблемы. – М.: Просвещение, 1978.

Румега Н.А. Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом // Логопедия в школе: практический опыт/ Под ред. В.С. Кукушина. – М.: МарТ, 2004.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акциденит, 1998.

Федорова В.В. и др. Особенности работы учителя-логопеда в национальной школе с русским языком обучения // Дефектология.1984. №4.

Филимошкина Н.М. Разграничение речевой патологии и проявлений билингвизма // Дефектология. 1980. №2.

Якунина О.В. Билингвизм и нелитературные формы языковой системы как одна из проблем логопедии // Школьный логопед. 2005. №1.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО АНАЛИЗА , СИНТЕЗА И БУКВЕННОГО ГНОЗИСА У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ.

Формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с билингвизмом

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Билингвизм. Трудности формирования грамматических категорий у детей дошкольного возраста

Наталья Сейбель
Билингвизм. Трудности формирования грамматических категорий у детей дошкольного возраста

Слово «билингвизм»происходит от двух латинских: Ы- «двойной» и «lingua» – язык. Таким образом, «билингвизм» – это способность владения двумя языками, причём степень владения тем или иным языком может быть, весьма различной. Отсюда, билингв – человек, который может разговаривать на двух языках.

Наиболее характерным типом билигвизма в России является национально-русский язык, который усваивается как путём обучения, так и в ходе непосредственного общения с русскоязычным населением. Считается, что по- настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то это ведёт к глубоким потерям качества общения и психологическому стрессу.

Сделав анализ речевых и языковых трудностей детей – билингвов, были выделены наиболее распространённые особенности языкового развития детейв условиях усвоения русского языка:

1.Переносят языковую модель родного языка на русский: добавляют лишние звуки в словах (кнопка – кнопЫка, карандаш- карандаХ); заменяют мягкие звуки на твёрдые (пить – пЫть, мячик – мАчЫк).

2. Допускают много орфоэпических ошибок в простых словах (книгА, машинА, вилкА)

3. Испытывают трудности в употреблении родовых понятий (мой вода, моя одеяло, мой машина)

4. Большие трудности в согласовании числительных с существительными (два стол, два кукла, пять яблоко)

5. Неправильно используют падежные окончания (катаю машина)

6. Сложности в употреблении относительных прилагательных (яблочный – яблЫчный) и притяжательных прилагательных (мамСина сумка)

7. Не усваивают интонационную выразительность русского языка.

8. Не понимают потешек, пословиц, поговорок, подтекста, скрытого смысла.

9. Трудности в употреблении предложно – падежных конструкций

(карандаш взяли стола, заяц выбежал за дерева)

10. При самостоятельном рассказе или пересказе сказки чаще всего используют ограниченный, скудный набор слов.

Задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы изучаемые формы оказались как бы на слуху, чтобы дети запомнили их звучание и употребление достаточно механически, но в, тоже время по наглядным и смысловым опорам. Например, освоение категории рода (есть языки, в которых не различается род существительного, и поэтому понять это явление в русской грамматике сложно) возможно с помощью смысловых опор «слово для мальчиков» – муж. род, «слово для девочек» – жен. род, слово «оно» сред. род.

Сложности в овладении грамматикой русского языка у двуязычных детей вызваны определёнными трудностями в согласовании количественного числительного с существительным в роде, числе, падеже. Поэтому в начале обучения вводятся только счётные числа, без согласования числительного с существительным. Например,кукла: один, два, три и т. д. Идёт знакомство детей со счётом от 1 до 5 и от 5 до 10. Затем ставится задача ввести употребление числительных от 1 до 4 и от 5 до 10 в словосочетания и предложения, в которых они согласуются с существительными в единственном числе (одна кукла, две куклы, а потом во множественном числе (пять кукол, пять машин). В дальнейшем грамматика усложняется, но даётся в основном пассивно: вводятся порядковые числительные с существительным женского и мужского рода единственного числа, и отрабатывается употребление порядковых числительных при обозначении, ответе на вопрос, выражении просьбы.Используется демонстрационный материал: счёты и таблицы,а так же раздаточный материал: карточки, мелкие предметы.

Без знания слов,не имеющих номинативного значения: предлогов, союзов, междометий, выполняющих определённую функцию в речи, дети не могут овладеть структурой различных предложений и связной речью. Рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз. Ребёнку сложно правильно подобрать предлог, поэтому необходимо использовать наглядную опору в виде карточек (условных обозначений предлогов) и отрабатывать его в игре или закреплять в связной речи.

Достаточно сложно ввести в речь иноязычного ребёнка все союзы и союзные слова, доступные к определённому возрасту русскоязычным детям.

Начинается обучение с союзов И и ИЛИ, союзные слова вводятся по мере изучения вопросов, в ответ на которые строятся соответствующие предложения. Союз А очень сложен, т. к. ему нет прямого соответствия в других языках.Союз А эффективно демонстрируется при сопоставлении каких-то объектов друг с другом: у тебя красный мяч, а у меня синий мяч.

Особенностью работы по развитию речи с детьми – билингвами является то, что решение речевых задач происходит с учётом изучения русского языка как иностранного. Лексико-грамматический подход является основным и способствует расширению и совершенствованию словарного запаса воспитанников при одновременной работе над различными грамматическими категориями.

Важное место во всей системе формирования лексико- грамматических средств языка занимает работа над предложением. В ходе занятий формируется умение конструировать предложения по заданному слову, группе слов, идёт закрепление умения правильно устанавливать связи между словами.

Для эффективного усвоения детьми-билингвамиучебного материала на каждом занятии необходимо: выделять голосом предлоги, окончания существительных, прилагательных мужского и женского рода, глаголов. Делать произносительный акцент на изучаемой грамматической форме.

Билингвизм это уникальное явление, так как дети получают в дар два языка, и мы – педагоги должны создать условия для развития этого дара.

1. Визель Т. Г., Константинова А. В., Обучение в билингвиальных условиях. – М. ,2015.

2. Протасова Е. Ю., Родина Н. М., Методика развития речи двуязычных дошкольников: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования». – М. ,2010.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий «В гостях у сказки» в старшей группе Муниципальное дошкольно образовательное учреждение “Детский сад компенсирующего вида № 25. «Солнечный зайчик» городского округа Серпухов.

Конспект ООД по формированию фонетических средств языка и развитию лексико-грамматических категорий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа Конспект.

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий речи детей средней группы «Зимующие птицы» Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей средней группы «Зимующие птицы». ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических.

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог по» Тема: Согласование существительных в дательном падеже с предлогом По на лексическом материале «Лето». Цель: Обучение умению использовать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР. Лексическая.

Методика обследования лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР «МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР» Подготовила: Бабаева Надежда.

Консультация «Особенности дошкольного возраста и трудности социализации» В дошкольный возраст ребенок вступает, достаточно хорошо ориентируясь в привычной среде, умея обращаться со множеством доступных ему общественных.

Развитие понимания лексико-грамматических категорий у неговорящих дошкольников с ЗПР Развитие понимания лексико-грамматических категорий у неговорящих дошкольников с ЗПР Следует отметить, что в последнее время прослеживается.

Ссылка на основную публикацию