Речедвигательные упражнения и самомассаж в работе с детьми с нарушениями речи

Журнал Педагог

Автор: Козиева Люзия Гаязовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад № 75″Светлячок”
Населённый пункт: г.Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Исползование речедвигательных упражнений и самомассажа в работе с дошкольниками
Дата публикации: 29.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Работа подготовлена Козиевой Люзиёй Гаязовной Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 75 «Светлячок» г. Смоленск Аннотация:  В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с ОВЗ.  Возросла необходимость совершенствования системы квалифицированной коррекции тяжелых нарушений речи.  Назрела необходимость осуществления индивидуализации образования. Обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития РФ. Получение образования детьми данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в профессии. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. А речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция. К завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и желания. Необходимо сть вс е сторонней и тщательной п р о р а б о т к и организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Коррекционная работа логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, превращается в серьёзнейшую задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей
длительной, кропотливой работы логопеда, взаимодействия воспитателей, родителей и самого ребенка. А количественный рост таких детей определяет обозначенную проблему как социально значимую.
Использование речедвигательных упражнений и

самомассажа в работе с детьми с нарушениями речи
П р и современном образе жизни все чаще наблюдается вполне закономерное явление – развитый мозг и не развитая рука, нормальное умственное развитие и плохо развитая речь. Дошкольный возраст – это период формирования и развития речи человека. а для старших дошкольников это еще и подготовка к школе. Это важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. Мы прекрасно понимаем, что задумываться об этом надо как можно раньше: не за один-два года до начала обучения, а тогда, «когда ребенок лежит в коляске». Тогда будет возможность значительно облегчить этот процесс и предотвратить в будущем множество трудностей. Речь – высшая психическая функция человека. Так можно ли говорить о здоровье ребенка, если одна из психических функций нарушена? Современное общество рассчитывает на здоровьесберегающую направленность логопедических методик и технологий, к о т о р ы е по содержанию носят инновационный характер. Критерии здоровьесберегающих технологий должны быть внесены в традиционное по ст ро ение логопедических занятий и в повседневную жизнь детей. Работа по коррекции звукопроизношения у детей, предполагает то обстоятельство, что у некоторых детей помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно — психологической сфере. Необходимость модифицировать привычные, традиционные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы заставляет искать дополнительные средства и приемы, повышающие эффективность
работы
,
апробировать новые, вариативные, смешанные технологии (традиционные логопедические технологии с использованием нововведений), что в совокупности позволяет полнее использовать потенциальные или скрытые резервы коррекционно-педагогического воздействия. К дополнительным направлениям коррекционной работы по формированию речевой деятельности необходимым для преодоления и или профилактики вторичных нарушений в структуре дефекта, преодоления нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок относятся: – совершенствование моторной сферы, мимической и артикуляционной моторики. Многими исследователями подчёркивается взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. У здорового ребёнка овладение звуковой системой происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук Использование системы речедвигательных игровых упражнений и упражнений самомассажа в работе логопеда как раз и дают возможность внедрения и использования здоровьесберегающих технологий в практику работы по коррекции звукопроизношения и интеллектуального развития детей. Таким образом, возрастают и социальная, и педагогическая значимость здоровья ребёнка: не только его сохранение, но и «приумножение». При преодолении речевых проблем опора делается на осознанные действия пальцев рук и формировании у ребенка способности адекватно воспринимать информацию, осуществлять соответствующие действия с последующим оречевлением. В процессе планомерной, целенаправленной работы дети приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие.
Таким образом, задачи умственного развития решаются в сочетании с тренировкой мелкой моторики пальцев рук. Особенно важно формирование психофизиологической базы речи детей на начальном этапе формирования навыков звукопроизношения. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев. Поэтому, развивая речь, и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Таким образом, очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать все органы чувств и руки, а не бить по рукам, когда малыш ищет возможность через руки развить интеллект и поэтому «сует их, куда не следует». Ребенок мыслит телом, движениями. Через позвоночник идет огромный поток информации. Поэтому «ловкий ребенок – умный ребенок». Целенаправленное, систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия
на кору больших полушарий с одновременным развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук. Это в первую очередь касается детей с дизартрией, у которых тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Это проявляется преимущественно при выполнении движений в быстром темпе, при скоростном переключении движений. При этом отмечаются скованность, несоразмерность движений, синкинезии Вышеперечисленные нарушения тонкой моторики у дошкольников затрудняют овладение манипулятивной, конструктивной деятельностью, рисованием и т.д. (а в дальнейшем и письмом) и нуждаются в своевременной коррекции. Практика работы показывает, что коррекционную работу с детьми дошкольного возраста целесообразнее проводить с использованием ведущего вида деятельности – игры как одной из форм обучающего воздействия на ребёнка. Через неё легче происходит усвоение знаний, умений и навыков, развиваются речевые возможности ребёнка. Время занятия используется более эффективно.Чем меньше ребёнок, тем больше используется игровая мотивация. Система двигательных упражнения с оречевлением действийбудет не только способствовать развитию моторики малыша, но так же поможет работать над привычными логопеду понятиями: ЗВУК, СЛОГ, ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ, ОБЩЕНИЕ, СЛОВАРЬ, ЛЕКСИКА. Задания, упражнения, которые сопровождаются речью в
СТИХОТВОРНОЙ

ФОРМЕ
, в заданном ритме и у ж е с п у с т я незначительное время, дети способны самостоятельно озвучивать выполняемые движения Основные задачи коррекционной работы с использованием речедвигательных упражнений и упражнений самомассажа: 1.Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым. 3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в том числе, речевому подражанию). 4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д. 5.Формирования мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности Условия для проведения:  Эмоциональный фон совместной деятельности логопеда и ребёнка.  Опора на разные виды деятельности в течение занятия.  Вариативность наглядного и дидактического материала для детей.  Использование элементов соревнования.  Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребёнка.  Активное и привлечение внимания ребёнка к артикуляции и жестикуляции логопеда. Стимуляция процесса естественного развития ребёнка. Игры и упражнения можно разбить по направлениям на развитие: – ориентировки в пространстве; – мелкой моторики; – фонематического восприятия, закрепление пра вильного произношения, дифференциацию звуков; – обобщение и расширение словарного запаса, р а з в и т и е грамматического строя речи. Рекомендации к проведению:  спешить с подсказкой, торопить ребенка;  показывать свое неудовлетворение, неудовольствие;  подчеркивать отрицательные результаты;  анализировать результаты с родителями в присутствии ребенка. При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:  боязни контакта с малознакомыми взрослыми;
 страха получить низкую оценку взрослого;  неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;  медлительности ребенка или усталости;  плохого самочувствия ребенка. Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной. От взрослых нужно совсем мало – создать такую среду, такую обстановку вокруг ребенка, чтобы он мог реализовать заложенные в него Природой желания к познанию через органы чувств, через руку, через движения

Самомассаж в работе с детьми с нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.

Использование приемов самомассажа на практике очень полезно.

Основные цели самомассажа:

• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;

• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого, который показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Существует много различных приёмов самомассажа: общий самомассаж (физминутки); самомассаж пальцев рук (пальчиковая гимнастика); самомассаж мышц лица; артикуляционные упражнения для губ, щек, языка; самомассаж мышц языка.

Хорошими помощниками при проведении самомассажа являются нетрадиционные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
samomassazh_s_detmi_s_narusheniyami_rechi.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевой патологией становится всё больше. Дефекты речи всё серьёзнее. Поэтому возникает необходимость поиска новых методов и приёмов коррекции и профилактики речевых нарушений, которые были бы не только интересны детям, но и использовались родителями. Одним из таких методов является самомассаж.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.

Использование приемов самомассажа на практике очень полезно:

• самомассаж можно проводить не только индивидуально, но с подгруппой детей одновременно и фронтально.

• самомассаж может выполнять не только логопед, но и воспитатели, и родители.

• начинать использование самомассажа можно уже с раннего возраста.

• самомассаж можно делать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, как физкультминутка на занятии. Самомассаж можно использовать в непосредственной образовательной деятельности по коррекции речи, при этом приемы самомассажа могут предварять, либо завершать артикуляционную гимнастику.

Основные цели самомассажа:

• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;

• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу).

Проводя самомассаж определённой части тела, используют поглаживание, разминание, растирание, лёгкие постукивания.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять от 2 до 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого, который показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Перед выполнением самомассажа необходимо соблюсти некоторые правила:

• Помещение должно быть чистым и проветренным;

• Руки детей должны быть чистыми, сухими, без ушибов и ссадин;

• Дети принимают спокойную, расслабленную позу: могут сидеть на стульчиках или на ковре, или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна) .

• Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него).

• Когда приемы самомассажа будут освоены, можно проводить движения под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме.

Существует много различных приёмов самомассажа: общий самомассаж (физминутки) ; самомассаж пальцев рук (пальчиковая гимнастика) ; самомассаж мышц лица; артикуляционные упражнения для губ, щек, языка; самомассаж мышц языка.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. Главное правило самомассажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания. Если постоянно делать самомассаж, у ребенка появится устойчивая потребность в его выполнении.

Хорошими помощниками при проведении самомассажа являются нетрадиционные материалы.

В работе можно использовать:

1. Круглую щётку-расческу для волос, сосновые и еловые шишки, каштаны, грецкие орехи, бигуди – липучки, ребристые карандаши для самомассажа ладоней.

Подбирается небольшое стихотворение, которое проговаривает взрослый или ребёнок, при этом на каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» (в случае с расчёской и шишками) касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе. А бигуди-ёжики, каштаны, грецкие орехи, ребристые карандаши прокатываются между ладонями с проговариванием стихотворных текстов из пальчиковой гимнастики.

2. Бельевые прищепки для массажа прищепками.

На ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного пальца к мизинцу и обратно. Очень важно заниматься последовательно: правая рука, левая рука, переходить от простого к сложному, прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. После каждого двустишия – смена рук.

3. Массажные мячики-ёжики и кольца по системе Су-Джок активно используют для развития мелкой моторики пальцев рук, с целью общего укрепления организма, а также для стимулирования речевых зон коры головного мозга ребенка.

4. Массаж ложками, который может служить хорошей подготовкой к артикуляционной гимнастике.

5. Массаж деревянными катушками.

6. Массаж массажными щетками и ковриком «Травка».

7. Массаж с помощью «сухого» бассейна.

8. Массаж аппликатором Кузнецова.

Таким образом, использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат ребёнка и развивает речь.

Самомассаж является прекрасным средством совершенствования психической базы речи. В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей, а это – гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.

1. Воробьёва Т.А. Крупенчук О.И. «Логопедические игры с мячом» (Текст) / Т.А. Воробьёва О.И. Крупенчук – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.

2. Гаврючина Л.В. « Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Методическое пособие (Текст) / Л.В. Гаврючина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие (Текст) / Е.Н. Краузе. – 4 е изд. – СПб: КОРОНА – Век, 2009.

4. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей (Текст) / Т.А. Куликовская. – М.: Книголюб 2006.

Речедвигательная гимнастика на степах как средство коррекции речи детей

чт., 27.07.2017

Половникова Татьяна Васильевна,

МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

Педагогический стаж 36 лет

Высшая квалификационная категория

Цель: применение речедвигательной гимнастики, как средства коррекции речи дошкольников.

Задачи: познакомить педагогов с приемами речедвигательной гимнастики.

Ход практикума

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Естественнонаучная основа речедвигательной ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология), которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи.

Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения.

У детей имеющих нарушение речи наблюдается скованность и замедленность движений, недостаточно развито чувство ритма, нарушение ориентировки в пространстве, недостаток резерва дыхательной системы.

Одним из средств преодоления недостатков физического развития и речевых нарушений могут стать степ-платформы.

Речедвигательные упражнения с использованием степов развивают дыхательную систему, все виды моторики.

Для получения коррекционного эффекта игры и упражнения должны проводиться в системе, с постепенным усложнением речевого материала.

Для разработки комплексов я изучила работы А.Я. Мухиной Речедвигательная ритмика и Т.Л.БарабашРечедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов.

Выполнение детьми упражнений с проговариванием незатейливых стихотворных строчек на степах позволяет шаг за шагом нормализовать речь ребёнка и положительно повлиять на двигательную систему.

Структура занятия:

1.Артикуляция гласных звуков с движением рук.

2. Чистоговорки с движением рук.

3. Упражнения на степах

4. Подвижные игры

Освоение речедвигательных упражнений мы начинаем с произношением гласных звуков, вырабатываем речевое дыхание. При выполнении этих упражнений, раскрывается диафрагма.Речевое дыхание становится правильным, а звуки чистыми.

1. Упражнения на артикуляцию гласных звуков

А – разводим руки в стороны

О – поднимаем руки вверх

У – вытягиваем руки, вперед показывая указательный палец

И – поднимаем руки, вверх показывая указательный палец

Ы. – руки согнуты в локтях, у груди сжаты пальчики в кулак, разводим кулаки в стороны

Э – поднимаем руки вверх и касаемся плечиков

Эти звуки мы можем произносить: громко, тихо, быстро, медленно

2. Упражнения на проговаривание слогов

Разводим руками в стороны

Уходи домой коза

Грозим указательным пальчиком перед собой и разводим руки в стороны

Выпрямляем руки вперед

Наклон туловища вперёд делаем моторчик

Потерял петух перо

Поднимаем руки вверх

Упражнения на формирование речевого выдоха, плавной воздушной струи.

На выдохе произносим звуки и слоги

Па – па – па – па – па

Говориммедленно, руки сжаты в кулак

Говорим быстрее, после каждого выдоха расслабляемся

Ещё быстрее произносим слоги

Руки сжаты в кулак, напряглись и громко проговариваем, движением руки как бы бросая на пол одновременно топая ногой, расслабились.

Сжатый кулак, поднимая, немного вверх и опуская, вниз проговариваем медленно, а затем с ускорением

3. Упражнения со степами

Упражнение 1

Ходьба по залу со словами:

Так – так – так – так

Ходят ноженьки вот так

Упражнение 2 (на степах)

Топали, да топали,

встаем на степ руки, на пояс

Дотопали до тополя,

спускаемся со степа, руки опускаем вниз

Дотопали до тополя,

встаём на степ, руки, на пояс

Да ноги-то оттопали

спускаемся со степа, опускаем руки вниз

Для упражнений на степах подойдут любые скороговорки, считалки, короткие стихи и попевки. Движения каждый педагог может придумать свои. Данные упражнения будут прекрасным дополнением на занятиях логоритмикой.Для речедвигательной гимнастики прекрасно подходят песни Е.Железновой. Они ритмичны, ритм удобен для выполнения детьми, текст песен прост и понятен детям, легко запоминается. Движения выполняются по тексту.

Упражнение 3

Одно из таких упражнений – танцевальное упражнение «Тук – тук – туки – ток».

Бьёт кулак, как молоток

Сначала стучит один кулачок, затем второй

Застучали две руки

Оба кулачка стучат друг о друга

Застучал мой каблучок

Сначала топает одна ножка – шаг на степ, приставили ногу,

затем вторая – шаг на степ, приставили ногу

топаем ногами – возле степа

Две ноги и две руки

Одновременно работают руки и ноги, изображаем молоточек и делаем приставные шаги на степ как во 2 куплете

4. Подвижная игра со степами

Быстрые ножки по залу бегут, Быстрые ножки степ свой займут.

Когда проговаривается последнее слово «Займут», дети быстро занимают свой степ, кому не хватило степа – выходят из игры.

5. Релаксация

И.П. – сидя на степах, ноги выпрямлены, руки в упоре сзади. Педагог проговаривает слова: Мы прекрасно загораем, ноги выше поднимаем – сгибаем ноги в коленях, постепенно опускаем, свои ножки расслабляем.

Используя степы, дети с удовольствием выполняют речевые игры. Развитие речи происходит в движении и с положительными эмоциями. Можно предположить, что коррекционно-педагогический потенциал речедвигательной ритмики увеличивается путём интенсивного развития ритмических способностей и мотивационной сферы детей в игровой деятельности.Всё вместе даёт большой развивающий и коррекционный эффект.

Барабаш Т.Л. и др. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов.

  1. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5–7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦСфера, 2006.
  2. Долганова В.Г. Речедвигательная гимнастика, как элементы комплексной работы по преодолению речевых нарушений.
  3. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Хлоп–топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедическойработы с детьми 6–10 лет. – М.: «Гном и Д», 2008.
  4. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика, Московский Государственный Гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, Москва, Редакционно-издательский центр, 2008.

“Свидетельство о публикации в СМИ”: Серия А № 0004371

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Применение самомассажа в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Большинство детей нашей логопедической группы (для дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровней речевого развития) – 70% имеют логопедические заключения: стертая дизартрия есть дети с заиканием. У данной категории детей, отмечаются не только серьезные нарушения звукопроизношения, но и общая моторная неловкость, нарушение координации движений, т.к. нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи. Наблюдается дискоординация как общей моторики, так и ручного и орального праксиса. Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Главная причина нарушения звукопроизношения – нарушения мышечного тонуса, который охватывает не только переферический речевой аппарат, но и общее изменение мышечного тонуса. Фонетические нарушения у них обусловлены различными парезами в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата, поэтому возникает необходимость комплексной коррекции данной категории детей, через включение в различные виды деятельности разнообразных приемов массажа и самомассажа.

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор. Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи. Цели логопедического массажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса. За счет нормализации тонуса мышц, снижаются проявления парезов и параличей, синкинезий, гиперкинезов, речевых судорог, девиаций тремора и т.п. Происходит улучшение объема и амплитуды движений.

Всем известны виды массажа:

Классический (активизирующий и расслабляющий).

Точечный (активизирующий и расслабляющий).

Какие же сущестуют показания к логопедическому самомассажу ?

Это:дислалии; различные виды дизартрии; алалия; неврозоподобное заикание; послеоперационный период при ринолалии; нарушения тонуса мышц, приводящие к нарушениям голоса.

Приступая к самомассажу необходимо учитывать и противопоказания к логопедическому самомассажу:

Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы; инфекционные – ангины, ОРВИ, детские инфекции; стоматологические – стоматиты, любые оперативные вмешательства, удаление и выпадения зубов; любые органические изменения голосовых связок.

Необходимо соблюдать требования к проведению самомассажа:

проветренное помещение;

отсутствие соматических заболеваний;

выполняется самомассаж только чистыми руками, сухими, теплыми с коротко остриженными ногтями;

– зрительный контроль на начальных этапах;

– соблюдение направлений массажных движений;

– удобное положение тела; отсутствие стесняющей одежды;

– эмоциональная подача материала. .

В самомассаже используют: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание.

Очень много упражнений с использованием нетрадиционных материалов.

Можно использовать различные игры и упражнения для самомассажа лица, кистей, пальцев рук, головы, ушных раковин(он показан детям с раннего возраста).

Е. Дьякова рекомендует следующую схему проведения самомассажа :

Массаж кистей рук;

Массаж головы и шеи;

Массаж лицевых мышц: лба, окологлазные мышцы, губы, щеки;

Массаж ушных раковин;

Массаж тела, ног, ступней.

Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа.

Активный сторонник массажа и самомассажа О.И Крупенчук, автор многих книг по логопедии, практикующий педагог-новатор, автор логопедических массажных зондов. В ходе изучения данных рекомендаций, мною было взято на заметку множество различных приемов.

После посещения семинаров в ООО «Валлекс М» пришла к выводу, что для достижения более устойчивых результатов, для самой сложной категории детей (заикании, дизартрии), хорошие результаты дает использование вестибулярных пластинок, разработанных Российскими ортодонтолагами, но произведенными в Германии из прозрачного гипоаллергенного материала.

Существуют различные виды пластинок, для достижения определенных результатов.

У каждого вида по 2 размера: 3-5лет (с красным кольцом); 5-8 лет (с синим кольцом).

-помогает избавиться от вредной привычки сосания пальца;

– корректирует положение языка;

-повышает тонус круговой мышцы рта;

-способствует нормальному смыканию губ;

– устраняет открытый прикус (межзубный сигматизм);

– переводит ротовое дыхание в носовое;

-устраняет речевые дефекты.

Какая и для чего предназначена более подробно для каждой из категории детей можно ознакомиться на курсах автора В.М.Чапала г. Москва или в учебном пособии: «Коррекция речи детей».

Для категории детей моей логопедической группы подошла классическая модель вестибулярной пластинки MUPPY с бусинкой на спинке языка и с бусинкой на альвеолах. Классическая пластинка позволяет устранить проблему «вялого» языка. Бусинка, закреплённая на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении, позволяя одновременно стимулировать спинку языка, поскольку ребёнок при каждом глотательном движении рефлекторно раскатывает бусинку языком по твёрдому нёбу, восстанавливая тонус и подвижность язычных мышц.

Показания:

– дизартрия, обусловленная недостаточностью иннервации речевого аппарата;

– повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата;

– снимает судорожое напряжение при заикании.

Рекомендуется ношение 5-7 мин перед занятием с логопедом, а также дома по 10мин –(3раза) в день.

В модели пластинки с бусинкой на альвеолах бусинка располагается у альвеол за верхними резцами.

Показания:

– способствует коррекции межзубного сигматизма;

– вялый кончик языка (при пониженном тонусе языка), (ребёнок с РАС );

  • нарушение произношения «Р», ламбдацизм.

Выполнены они из эластичного селикона, абсолютно безопасные для детского организма. Не вызывает раздражения, не имеет неприятного запаха.

Удобная экологически безопасная коробочка (индивидуальны, имеют подпись с именем ребенка).

В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и с подгруппой детей одновременно.

Чтобы детям было интереснее 5-7 мин можем использовать релаксацию.

Использование самомассажа возможно в различных видах деятельности.

Перед артикуляционной гимнастикой в подгрупповой работе или индивидуальной.

В ходе выполнения продуктивной деятельности или познавательно- исследовательской и др., значительно сокращая время на выполнение различных видов деятельности.

Задачи

Возможно, сочетание нескольких задач одновременно:

в образовательном направлении:

-владеть простейшими приемами самомассажа;

-усвоить правила (знание того, что движения необходимо производить по ходу текста).

в оздоровительном направлении:

-ускорять циркуляцию крови и лимфы;

-влиять на обменные процессы;

-улучшать подвижности связочного аппарата.

в воспитательном направлении:

-развивать положительные эмоций;

-доверие и внимание к друг другу;

-терпение и чувство юмора;

в коррекционном:

-развивать моторику речевого аппарата.

-нормализовать мышечный тонус.

-развивать фантазии детей;

-развивать фонематический слух;

-дифференцировать звуки речи;

-развивать крупную и мелкую моторику;

Рассмотрим некоторые приёмы самомассажа.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Такой самомассаж желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике. Он займет у вас 3 – 5 минут.

Не циркач я и артист –

сам себе я массажист!
(О. И. Крупенчук)

«Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
«Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
«Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
«Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
«Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 — 5 с.
«Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
«Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
«Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

Самомассаж мышц языка

Один, два, три, четыре, пять, А затем постукаем бережно губами.

Самомассаж начинаем выполнять. Язычок погладим ласково зубами

Чтобы звуки правильно употреблять, Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами

Будем щёчки, губки и язычок укреплять. И опять погладим ласково зубами,

Язычок погладим ласково губами А потом похлопаем бережно губами.

И в конце погладим ласково губами.

Упражнение «Щёточка» Упражнение «Расчёска»

«Раз, два, три, четыре, пять, Зубки в расчёску вдруг превратились

Язык будем щекотать. И язычок хорошо причесали,

И тщательно его размяли.

Массаж языка с помощью пальцев

Выросла весной травка на лугу «Рисовать» на языке продольные линии.

Вышли курочки – стали травку клевать. Постучать по язычку в разных местах

кончиком указательного пальца.

Вышли гуси – стали травку щипать. Пощипывать края языка от центра к

периферии большими указательными

Вышли дети – стали по травке бегать и Поочерёдно в быстром темпе похлопывать

скакать. по языку указательным и сред

Упражнения для укрепления мышц губ

Упражнение «Помада» Упражнение «Покусаем губки»

«Губки смазать надо. «Губки зубками кусаю,

Где моя помада?» А потом их приласкаю.»

Самомассаж ушных раковин

1.«Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз.
3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов. Поэтому применяем и массаж рук и ног.

Игровой самомассаж кистей рук является универсальным и эффективным средством реабилитации тонких движений, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающее – оздоровительным средством для нормально развивающихся детей. Помимо этого, он является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания, при активизации их деятельности улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого самомассаж кистей рук – это важная составляющая сенсорного воспитания – в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развивается межполушарное взаимодействие, синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария. Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нислежащими отделами центральной нервной системы.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет остальные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно- моторная координация, а также развития речевой и творческой сфер.

Еще одним направлением в обучении детей дошкольного возраста приемам самомассажа является использование различных специальных и подручных приспособлений и природного материала (массажных мячиков, шариков Су-Джок, массажных ковриком и щеток, а также орехов, прищепок, карандашей и т. п.). Их использование позволяет разнообразить кинестетические ощущения ребенка, усилить массажное воздействие, и конечно заинтересовать ребенка игровым действием или сюжетом.

Массаж спины (игровой массаж проводимый детьми друг другу). Последний прием особенно эффективен при работе с детьми, имеющими психологические сложности: неконтактность, замкнутость, робость. Он помогает детям в игровой форме войти в прямой физический контакт, и на его основе наладить коммуникативное и эмоциональное взаимодействие.

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом! Бом!

Обучение простейшим массажным приемам стоп происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

Методы массажа считаем особенно полезеными в логопедической работе, поскольку обеспечивают тактильно – проприоцептивную стимуляцию, способствуют формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Значительно сокращает период постановки звуков, позволяет оказывать скорую помощь более тяжелой категории детей-логопатов.

Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, дает возможность использования в различной обстановке и в любое время режима.

Дети взаимодействуют в игре, осуществляя разнообразные виды деятельности в различных областях, что способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы в условиях интеграции, соответствует ФГОС.

Литература

  1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: «Каро», 2005.
  2. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Программа логоритмических занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. – М: РУДН, 2007.
  3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И.логопедические упражнения. – СПб.: «Литера», 2009.
  4. Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. – СПб.:ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  5. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. – М: «Академия», 2005.
  6. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: «Сфера», 2009.

Двигательная терапия в работе с детьми с речевыми расстройствами Текст научной статьи по специальности « Клиническая медицина»

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Е.В. Струнина

Текст научной работы на тему «Двигательная терапия в работе с детьми с речевыми расстройствами»

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Орехово-Зуевского муниципального района, г. Куровское, Московская область

Двигательная терапия в работе с детьми с речевыми расстройствами

В современном обществе с каждым годом появляется всё больше детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с различной речевой патологией. Родители и специалисты обращают внимание на определённые трудности в воспитании и обучении детей с ОВЗ. С точки зрения нейропсихологического подхода эти трудности обусловлены внутриутробной или возникшей в младенчестве дисфункцией определённых структур мозга. Также стоит отметить социокультурные факторы: замену живого общения компьютером, телевизором, отсутствие игрой деятельности, психологический климат в семье.

Практикующие логопеды отмечают, что с данными проблемами, такими как трудности постановки и автоматизации звуков, общепринятыми, давно известными методиками справиться не удаётся.

Перед логопедом встают задачи по повышению эффективности логопедической работы. Коррекционная работа с включением активной двигательной терапии проводится на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях с детьми с нарушениями речи. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое занятие длится 30-40 минут в зависимости от степени нарушения речи ребёнка.

Предлагаемый автором метод коррекции включает:

– массаж и самомассаж;

– упражнения: на регуляцию тонуса; преодоление мышечных зажимов;

– формирование одновременных и реципрокных взаимодействий.

Упражнения на дыхание способствует выработке произвольной саморегуляции. Для этого используются такие упражнения:

«Цветок». Из положения стоя с опущенными руками поднимать руки через стороны вверх, одновременно делая глубокий вдох носом. Медленно опускать руки через стороны вниз, делая выдох ртом.

Для массажа и самомассажа используются такие приёмы, как: «Мытьё головы» (кончиками пальцев массировать голову в различных направлениях); «Весёлые носики» (потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла) и т. д.

Регуляция тонуса осуществляется с помощью упражнений на напряжение-расслабление мышц плечевого пояса, рук и ног путём выполнения различных игровых заданий.

Одновременно с выполнением упражнений включаются упражнения для мышц артикуляторного аппарата.

Для автоматизации и дифференциации звуков используются упражнения с использованием следующих приёмов:

«Слоговые ряды». Перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами (с автоматизируемым звуком):

Ребёнку предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданному стереотипу двигать карточки или вниз (вправо), произнося слог вслух, или вверх (влево), читая слог про себя. Если ребёнок не владеет навыками чтения, ему предлагаются карточки со схематичным изображением звуков.

«Шаги». Чтение слогов с одновременным пошаговым движением. Слоги проговариваются вслух, шёпотом и про себя. Если ребёнок не владеет навыками чтения, ему предлагаются карточки со схематичным изображением звуков.

ЗА (шаг правой ногой) – СА (шаг левой ногой)

ЗО (шаг правой ногой) – СО (шаг левой ногой)

ЗУ (шаг правой ногой) – СУ (шаг правой ногой)

ЗЫ (шаг правой ногой) – СЫ (шаг правой ногой)

По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением сочетанных действий: хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой.

ЗА (топнуть) – СА (хлопнуть)

ЗО (топнуть) – СО (хлопнуть)

ЗУ (топнуть) – СУ (хлопнуть)

ЗЫ (топнуть) – СЫ (хлопнуть)

В результате предложенной коррекционной работы можно максимально быстро вызвать, автоматизировать и дифференцировать дефектно произносимые звуки, затем перейти к целенаправленной и планомерной логопедической работе с лексико-грамматическими и синтаксическими структурами.

доцент кафедры логопедии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Формирование профессиональной компетентности студентов

В последнее время вопрос реформирования всех ступеней образования возникает постоянно. В силу этого происходит смещение представлений о том, какова цель этих реформ. Школьное образование претерпело более пятидесяти вариантов реформирования, что вероятно, должно было способствовать качественно новому уровню подготовки школьников по всем учебным дисциплинам, и, в первую очередь, по русскому языку и литературе. Специалист в области логопедии, а не просто носитель языка не может иметь низкий уровень владения языком. Но поскольку педагогические вузы в последние годы формируются по остаточному принципу, то, очевидно, что приходят в это направление и получают одну из наиболее важных для многих детей дошкольного и школьного

Мастер-класс «Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

«Мозг хорошо устроенный стоит больше,

чем мозг хорошо наполненный» М.Монтень.

Ход мастер – класса

Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с Вами отправимся на природу. Сядьте, пожалуйста удобно и закройте глаза.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее…Белый свет течет по вашим плечам…, помогает им стать мягкими и расслабленными… А нежный свет течет дальше по груди. по животу…Пусть свет гладит ваши руки, пальцы. Свет течет и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с Вами на протяжении всего мастер – класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начнем мастер – класс по теме: « Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Мне бы хотелось, чтобы Вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер-класса. В последнее время отмечается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи.

В своей практической деятельности для детей с различными нарушениями речи я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Динамические паузы (речь с движением)

Пальчиковая гимнастика (су-джок терапия)

Сказкотерапия (терапевтические сказки)

Массаж и самомассаж.

Один из здоровьесберегающих технологий, который меня заинтересовал, является кинезиология.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, (т.е. наука о головном мозге).

Название “кинезиотерапия” происходит от греческого слова “кинезис” что означает “движение”, t h era pia –лечение.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Цель мастер – класса:

Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – кинезиологией через организацию системы специальных движений, упражнений и приемов, подготовленных для детей с нарушениями речи.

привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;

заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.

Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. А органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.

В своей работе я использую специальный комплекс кинезиологических упражнений, в который включены:

-растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию, массаж.

Растяжки применяю при дизартрии, заикании, задержке речевого развития, общем недоразвитии речи, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности:

1 упражнение: «Дерево»

Цель: Нормализует гипертонус и гипотонус.

Дети сидят на корточках. Прячут голову в колени, обхватив их руками.

«Представьте, что вы – семечко, которое прорастет и превратится в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево».

Приступаем к дыхательной гимнастике. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с заиканием.

“Надувание” цветных шаров в животе, “вдыхание” солнечного света и золотистой энергии. Ребенку предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе – опускается вниз.

Цель: Активизируют работу стволовых отделов головного мозга, улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Для слабовидящих детей, для детей с дефицитом внимания, при общем недоразвитии речи применяю:

Гимнастику для глаз: «Глаз – путешественник»

Задачи: Расширение поля зрения, улучшение восприятия. Однонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

В разных углах комнат расположены игрушки.

– Нужно найти их глазами, не поворачивая головы.

При задержке речевого развития, общем недоразвиии речи, дизартрии, задержке психического развития, ринолалии применяю следующие приемы, которые вызывают у моих дошкольников особый интерес и положительные эмоции:

Упражнения для развития мелкой моторики:

1 упражнение Кольцо: соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживают под счет до 10.

Детям с тяжелыми нарушениями очень сложно удержать это положение под счет до 10.

«Кулак-ребро-ладонь» Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, – ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение сначала выполняют правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

Цель: У лучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, стимулируют развитие речи.

«Зеркальное рисование». Одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы. Цель: Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Телесные упражнения: применяю с детьми с фонетико-фонематическим нарушением, фонетическом нарушении, при общем недоразвитии речи. «Перекрестные шаги». Благодаря этим упражнениям одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться. Можно выполнять сидя или стоя.

Логтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.

Логтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4-8 раз), дышите в обычном темпе.

«Слон» Одно из наиболее интегрирующих упражнений, так как оно активизирует все каналы восприятия: аудиальный, визуальный и кинестетический. Особенно рекомендуется людям с нарушением внимания, так как способствует полноценной активизации ретикулярной формации и настройке внимания. Также улучшается память, навыки чтения и понимания прочитанного, услышанного. Стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению.

Поставьте ноги на ширине плеч, чуточку скосолапьте, расслабьте колени. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку, как хобот. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.

Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке. Глаз следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без звука. Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой.

Для детей с задержкой речевого развития, с общим недоразвитием речи, ринолалии (расщелинах губы и неба), фонетическом нарушении речи, задержке психического развития, фонетико-фонематическом нарушении речи, применяю важный составной прием:

Артикуляционная гимнастика : -движения челюстью в разных направлениях; движения языком как щелканье, цоканье, посвистывание.

Мимические движения: «рожицы»-вытягиваем губы трубочкой, «рожицы»- широко открываем рот, «рожицы»-выдвигаем язык, «рожицы»-хмурое сдвигание бровей, «рожицы»-улыбка.

Цель: Активизирует работу стволовых отделов мозга, развивает артикуляционную моторику, восприятие, мышление. Эффект упражнений усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счет, под музыку, с хлопками, с движениями рук.

Для детей с дизартрией – при ограниченной подвижности органов речи (мягкого нёба, языка, губ), Применяю следующее упражнение:

«Энергетическая зевота» Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Цель: Снимает напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Для детей с различными нарушениями речи применяю:

Массаж:- Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

-Сжимать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делаем вдох. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Цели: Снятие напряжения, общее расслабление.

Все эти упражнения дают высокую умственную энергию.

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много.

Я подготовила для вас небольшие буклеты , в которых вы найдете некоторые кинезиологические упражнения, они помогут вам в вашей работе и пригодятся для вас самих.

В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром – любовь, а самым большим богатством – здоровье!

Читайте также:  Дефектологическое обследование детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида
Ссылка на основную публикацию