Психологические аспекты налаживания контакта учителя-логопеда с родителями в системе коррекционной работы в ДОУ

Взаимодействие логопеда с родителями ДОУ в процессе коррекционной работы с детьми

Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель- логопед МАДОУ “Детский сад комбинированного вида №21 “Ивушка” города Губкина Белгородской области

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Ни одна педагогическая система работы с детьми не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Исправление речи у детей требует применения специальных методик, но и родители могут стать «помощниками» учителя-логопеда в длительном процессе коррекционно-логопедического воздействия по устранению речевых нарушений. Совместная работа с родителями очень продуктивна, дает положительную динамику в развитии речи детей, если они осознали необходимость ежедневно уделять время для исправления нарушений речи у детей.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Главной задачей взаимодействия с семьей является повышение педагогической компетентности родителей, их активное участие в коррекционно-образовательном процессе по устранению тяжелых нарушений речи у детей.

Задачи в работе с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу заинтересованности в оказании помощи ребенку по устранению нарушений в речевой сфере.
2. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
3. Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса, связь с родителями проводится с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы. Осуществляется она в следующих традиционных и нетрадиционных формах:
1. Анкетирование.
2. Оформление речевых уголков в старшей и подготовительной группах «Мастерская слова».

3. Папки-передвижки с консультациями.
4. Буклеты.
5. Индивидуальные консультации, беседы.
6. Родительские собрания.
7. Проведение открытых занятий.
8. Тетрадь индивидуальной работы с ребенком.
9. Домашние задания.
10. Совместные праздники и развлечения.
11. «Домашняя игротека» подбор речевых игр для занятий с детьми дома.

С помощью анкетирования выявляются трудности, с которыми встречаются родители во время занятий с детьми, каким образом проходит общение в семье, что они делают для обучения и развития речи.

Речевой уголок «Мастерская слова» знакомит родителей с тематической неделей, программным содержанием, объемом знаний, которым должны овладеть дети за этот период. Логопед предлагает использовать дома в свободное время речевые игры, небольшие стихи, загадки, рассказы для закрепления с детьми изучаемого материала.

Папки-передвижки содержат небольшую по объему информацию по тем вопросам, которые наиболее часто задают родители. Материал консультации располагается на нескольких листах, оформление должно быть красочным, запоминающимся, а текст простым, без специфических терминов, доступным для понимания родителями разного уровня.

Одним из самых современных способов информирования родителей о видах коррекционно-логопедической работы с детьми являются буклеты. Логопеды используют данную письменную консультацию для того, чтобы ознакомить их с методами и приемами, помогающими детям научиться новому. Буклет раскрывается ширмообразно, кратко и в красочной форме раскрывает проблему нарушения речи с картинками, речевыми играми, стихами, загадками. При подборе материала для буклета логопед должен излагать проблему развития речи лаконичным, понятным языком, не отягощенным сложными терминами. Он предназначен для того, чтобы родители могли взять его с собой, ознакомиться с ним в свободное время дома, в транспорте, применить рекомендации логопеда и позаниматься с ребенком вечером или в выходные дни.

Консультации, оформленные в виде буклета, работают особенно продуктивно, если раздаются родителям после индивидуальной консультации, беседы, родительского собрания, открытого занятия. Их темы могут быть на такие темы: «Учим ребенка думать и говорить», «Как с ребенком учить буквы», «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Индивидуальные консультации и беседы посвящены вопросам нарушений в общем и речевом развитии детей, способах их устранения. Родители должны знать о результатах диагностического обследования их ребенка, о том, какие существуют методы логопедического воздействия для восстановления речевой сферы.

Родительские собрания являются традиционной формой работы учителя-логопеда с родителями, которые актуальны и сейчас. Проведение родительских собраний на современном уровне требует использование инновационных компьютерных технологий, как мультимедийная презентация. Компьютерные технологии помогают в течение нескольких минут познакомить родителей с проблемой в развитии речи детей.

Мастер-класс должен иметь узкую логопедическую направленность: «Артикуляционная гимнастика для детей» (как правильно её выполнять); «Игры с пальчиками» (способы развития мелкой моторики у детей); «Как помочь ребенку в автоматизации звуков речи» (виды речевых игр с детьми).

Видеоконсультация включает в себя фото и видеофрагменты занятий логопеда с детьми на занятиях в группе, это всегда очень хорошо воспринимается родителями. После таких родительских собраний многие пересматривают свое отношение к домашним занятиям, которые дает логопед. Они начинать больше интересоваться проблемой речи их детей, какими способами и методами можно помочь в устранении нарушений.

Родительские собрания проводится три раза в год: в сентябре по окончании логопедического обследования, в январе по итогам промежуточного мониторинга, в мае с целью выявления уровня результативности коррекционно-образовательной работы. Основные темы родительских собраний: «Общее недоразвитие речи у детей», «Как помочь ребенку запомнить буквы», «Подготовка руки ребенка к письму».

На родительском собрании проводятся консультации по наиболее важным темам, готовится специальное оборудование, организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» нужны бусы, пуговицы, шнуровки, мозаики, конструкторы, прищепки для того, чтобы наглядно показать их применение в работе с детьми.

Тетрадь индивидуальной работы с ребенком содержит комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, речевой материал для устранения нарушений в звукопроизношении. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания, памяти, мышления.

Домашние задания необходимы для закрепления знаний, полученных на логопедических занятиях. С помощью такого материала родители видят динамику в развитии речи детей, уровень мыслительных процессов, как формируются учебные навыков для дальнейшего обучения в школе. Взаимодействие детского сада и семьи является неотъемлемой частью комплексного коррекционно-образовательного процесса и необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников.

Современные формы работы учителя-логопеда с семьёй в ДОУ

Людмила Трашенкова
Современные формы работы учителя-логопеда с семьёй в ДОУ

Современные формы работы учителя-логопеда с семьей в ДОУ.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:

– работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;

– родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

Эти формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных же условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Из своего многолетнего опыта работы могу сделать вывод, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года»,”Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”.)

Ведение тетрадей для домашних заданий.

Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у рёбёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Тестирование и анкетирование.

Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Домашние игротеки. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”, “По дороге в детский сад”, “В свободную минутку”.

Копилка методических рекомендаций.

Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей.

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Рекомендуются при работе как в логопедической группе, так и на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины.

Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным.

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту».

Позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:

– специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;

– тематические выставки книг;

– пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

О курсах повышения квалификации 24 марта по 18 апреля я проходила курсы повышения квалификации в городе Белгороде в ОГАОУ ДПО “Белгородский институт развития образования”.

Читайте также:  Дифференциация звуков Р-Л - конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья – основа первичной социализации.

Статья «Современные приемы взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми»

Современные приемы взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.

Эффективность коррекционно-логопедического и оздоровительного воздействия на ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от комплексной, согласованной работы педагогов, медиков, психологов, родителей. Исследования ученых (Л.С. Рубинштейна, А.В.Запорожца, И.В. Гребенникова, Н.П. Харитоновой, Т.А. Марковой, О.Л. Зверевой, и др.) подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. А потому важной и неотъемлемой частью работы логопеда с детьми с речевыми нарушениями является непосредственное включение в коррекционно-педагогический процесс их родителей, целями которого являются квалифицированная поддержка родителей; повышение уровня их педагогической компетенции; помощь в создании комфортной для развития ребенка семейной среды; создание условий для активного участия родителей в воспитании, обучении и коррекции речевых и неречевых нарушений ребенка, формировании ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Если педагогу удается наладить с родителями тесный контакт в работе, сделать из них равноправных партнеров, то можно рассчитывать на достижение положительных результатов. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу.

Уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом оценивается такими параметрами, как:

– адекватность оценки родителями состояния развития речи своего ребенка;

– готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом, воспитателем в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости;

– степень инициативы родителей в плане сотрудничества с логопедом;

– продуктивность использования рекомендаций логопеда, психолога, медицинских рекомендаций.

По этим параметрам можно выделить семьи с высоким, средним и низким уровнем мотивации. В моей многолетней практике чаще встречаются семьи со средним и низким уровнем мотивации. Родители со средним уровнем мотивации адекватно воспринимают состояние ребенка, не отрицают необходимости сотрудничества с педагогом при минимальной затрате усилий с их стороны, соглашаются со всеми доводами логопеда, но мотивируют свою пассивность недостатком времени.

Для родителей с низким уровнем мотивации характерно отсутствие адекватной оценки состояния их ребенка, пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с логопедом, воспитателем, которая проявляется в непонимании необходимости коррекционной работы, в неприятии критических замечаний и предложений. Поэтому немаловажной задачей считаю повышение родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом у таких семейных пар.

Изучение семьи. Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребёнок поступил в логопедическую группу детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания, при этом выясняются следующие факторы:

  • жилищные условия семьи;
  • возраст, образование матери и отца ребёнка;
  • супружеский опыт (в первом, втором браке, разводе и пр.);
  • состав семьи и структура родственных связей ;
  • полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);
  • поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребёнком).

Всё это записывается и учитывается в планировании работы с семьёй. В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Необходимость информирования родителей об основах медицинской коррекции недоразвития речи.

В индивидуальной беседе с родителями я стремлюсь не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения, а это, помимо логопедической, медицинская коррекция. Как я убедилась, лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности. Знание родителями основ коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи несомненно способствует повышению эффективности логопедической работы.

Формы работы с родителями.

Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей. Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной , индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективная работа (родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, беседы, круглые столы, комбинированные занятия, открытые фронтальные логопедические занятия, речевые праздники).

Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза : в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъяснялось, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.). Если родители сами не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Консультации с родительским тренингом должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для групповых консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе:

– “Артикуляционная гимнастика”/ «Разомнем-ка язычок»;
– “Развитие мелкой моторики” ;
– “Выполнение домашнего задания” ;
– “Развитие внимания и мышления” ;
– “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;
– “Как научить ребёнка читать” ;
– “Как учить звукобуквенному анализу” .

К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, цветные и простые карандаши, краски и др. Родителей убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Мы рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились этой информацией, мы могли из материалов выставки “Как умелые ручки язычку помогали”. На выставке демонстрировались только те экспонаты, которые были сделаны детьми и родителями дома.

«За круглым столом» с традиционным чаепитием и тренингом по общению, проводимым педагогом. Учитель-логопед представляет мастер-класс «Сам себе логопед» по темам, соответствующим возрастной группы. В старшей логопедической группе уместно провести мастер-класс «Играя, учимся», на котором продемонстрировать дидактические упражнения и игры по автоматизации звуков в речи ребенка, развитию словаря и связной речи в домашних условиях. В подготовительной логопедической группе – мастер-класс «Я хочу читать!», на котором обыграть перед родителями варианты заданий по развитию фонематического слуха и правила обучения ребенка чтению.

Как показывает практика, наиболее удобной формой работы с родителями по повышению их педагогической грамотности являются комбинированные занятия – лекция или сообщение на определенную тему и затем практическое занятие. Например, «Формирование фонематического восприятия»: в 1 части занятия родителям дается информация о методах и формах работы с детьми по проблеме, а во второй части – практикум по обучению играм на развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия. На таких занятиях родители вместе со мной учатся диафрагмальному дыханию, согласованию речи и движения и т.п.

Беседы или «круглые столы» проводятся в непринужденной обстановке и носят форму коллективной доверительной беседы, в ходе которой решается какая-либо проблема. Для родителей первый «круглый стол» проводится в начале учебного года (конце сентября) и носит ознакомительный характер: родители знакомятся с педагогами, работающими на группе, между собой; обсуждают проблемы, связанные с речевыми нарушениями у своих детей; получают рекомендации, где можно пройти консультации тех или иных медицинских специалистов. В середине учебного года на заседание «круглого стола» приглашается психолог, который проводит консультацию по развитию у детей психических процессов, а воспитатели совместно с логопедом рекомендуют родителям набор игр, стимулирующих и развивающих психические процессы у детей.

В течение года для родителей проводятся открытые фронтальные логопедические занятия, на которых они могут отслеживать динамику своих детей в речевом и психомоторном развитии, адекватно воспринимать возможности своего ребенка, ставить перед собой задачи на предстоящий период коррекционной работы. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания).

Речевые утренники проводятся 2-3 раза в год. В их проведении и подготовке участвуют все специалисты,работающие с детьми, музыкальный руководитель. Такие праздники важны, так как родители могут увидеть не только результаты труда логопеда, но и результаты своего собственного труда, порадоваться за своего малыша.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. На индивидуальных встречах мною решаются задачи индивидуальной работы с семьей, при этом осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества с их ребенком.

Среди форм индивидуального воздействия наиболее эффективными считаю следующие:

-индивидуальные практикумы по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика);

-включение родителей в индивидуальное занятие логопеда с ребенком, которое предусматривает наблюдение за ходом занятия, кратковременное включение в ход занятия, партнерское участие родителя при проведении занятия с ребенком.

Успешнее проходят индивидуальные практикумы в триаде «логопед-ребенок-родитель» по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность. На таких практикумах все – в руках логопеда. Он может показать успехи и трудности в формировании правильного звукопроизношения, обучить правильным методам воздействия на ребенка во время домашних занятий, провести совместное обучение ребенка и родителя. Новым вариантом индивидуальной формы работы могут быть «парные» консультации для родителей, у детей которых имеются одинаковые проблемы в речевом недоразвитии. На таких консультациях-тренингах образуется активная триада «родитель-логопед-родитель», где родители имеют возможность поделиться друг с другом своими находками в обучении детей дома.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это раз-личные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Некоторые взрослые, которые не могли заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходили на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание мам или бабушек обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучались практическим приёмам работы с ребёнком.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Она служит для нас “телефоном доверия” – взрослый мог написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.

В нашем детском саду успешно используются наглядные формы работы с родителями. В первую очередь, это – уголок логопеда «Веселая семейка».Он имеет следующие рубрики:

· «Что мы делаем» (информация о темах на групповых логопедических занятиях);

· «Домашнее задание» (практические рекомендации по формированию различных речевых навыков; дидактические игры и упражнения по лексической теме недели);

· «Разомнем-ка язычок» (комплекс артикуляционной гимнастики – 1 раз в месяц);

· «Домашняя игротека» ( игры, игровые упражнения и задания на за-крепление различных речевых навыков: игры по дороге в д/с, игры на кухне, игры между делом)

· «Экран звукопроизношения» показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

· «Прайс-лист» сориентирует родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка( по проблемам речевого развития).

Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.

При проведении работы по повышении педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) я хотела бы сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекциионном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредо-ванным.

Читайте также:  Автоматизация звука Л - конспект логопедического занятия в 1 классе

Педразвитие

Автор: Скальская Татьяна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №26 “Рябинка”
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Ишимбай
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: “Технология взаимодействия учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе с детьми в условиях группы компенсирующей направленности”
Дата публикации: 02.04.2018
Раздел: дошкольное образование

детский сад № 26 «Рябинка»

«Технология взаимодействия учителя-логопеда и

родителей в коррекционной работе с детьми в

условиях группы компенсирующей

из опыта работы

Скальской Татьяны Сергеевны

1. Технология взаимодействия учителя – логопеда и

родителей в коррекционной работе с детьми в

условиях группы компенсирующей направленности

2. Место функционирования

3. Цель методической разработки

Приложение №1. Образцы анкет для родителей.

Приложение № 2. Планы – конспекты родительских

Приложение № 3 Семинар-практикум для

Приложение № 4. Конспекты совместных открытых

занятий с родителями.

Приложение № 5. Сценарий речевого праздника.

Приложение № 6. Индивидуальный практикум для

Приложение № 7. Образцы домашних

1. Тема методической разработки:

Технология взаимодействия учителя – логопеда

и родителей в коррекционной работе с детьми в

условиях группы компенсирующей направленности

2. Место функционирования:

453210,Республика Башкортостан, г.

Ишимбай, ул. Чкалова, дом 11 «а», муниципальное

автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №26 , тел. 4-08-93.

В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном

возрасте, в наших детских садах стало попадать все больше детей с

воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного

несколькими причинами: родители не слышат недостатков речи своих

детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом

они исправятся сами собой.

прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических

знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка.

которые они могут применить дома, занимаясь с детьми.

Для решения возникшей проблемы встала необходимость поиска

новых форм работы с семьей, так как традиционные методы не всегда

Появившиеся в настоящее время ряд методических руководств и

рекомендаций по работе с семьей (Е.Ю. Разумовской «Взаимодействие

логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми»,

Н.В. Микляевой «Создание условий эффективного взаимодействия с

семьей», В.В. Горшениной, И.В.Самошкина, Н.П. Черкасова «Система

работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей

данных методических рекомендаций.

Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и

другого, но и находит условия для собственного личностного развития,

легло в основу работы с родителями.

Цель методической разработки:

Поиск эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда и

разработку единой модели сотрудничества с семьей в условиях группы

Коррекционная работа даст положительный результат только в

педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать

своего ребенка, вооружить их способами коммуникации и доступными

мотивационную направленность на преодоление речевого дефекта. Во-

вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном

Одна из основных задач коррекционно-логопедической работы,

осуществляемой в группе компенсирующей направленности МАДОУ

заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрение родителей в

позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему

ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.

В связи с этим, мною были систематизированы и разработаны

эффективности логопедической работы и оптимизации сотрудничества

учителя-логопеда и родителей в целях устранения речевых недостатков

родителями нам позволяет:

ко р р екцио нно –

развивающей работы с родителями.

родителей в активное взаимодействие с ребенком дома).

педагогической компетентности родителей.

Анализ результатов коррекционного обучения.

родителем определены общие цели и задачи, а их отношения строятся

забывать об общей культуре взаимоотношений, педагогическом такте, о

взаимодействия с заинтересованными членами семьи должен повысить

практическими навыками для решения насущных задач.

Учебный год для учителя – логопеда начинается, когда ребёнок

между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать,

что в детском саду всех волнуют их проблемы. Обследование семьи

родителей учиться искусству воспитания.

Работа начинается с анкетирования, бесед и опросов, целью

знаний о проблеме.

На основании полученной информации о речевом уровне детей,

их родителях были определены основные направления коррекционной

По результатам диагностики составляется план коррекционно-

образовательных мероприятий, включающий в себя как традиционные

формы работы, так и нетрадиционные.

ко р р е к ц и о н н о –

логопедическом процессе осуществляется мною с помощью

наглядной форм работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах:

Род и тел ь с к и е

со б р а н и я, ко т о р ы е

п р о в о д я т с я

Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь

детей. Родительским собраниям уделяется особое внимание, тщательно

чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную

предложенную им работу (приложение № 2).

– Консультации, семинары строятся так, чтобы они не были

формальными, а по возможности привлекали родителей для решения

различных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так

как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных

докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими,

проводиться не для “галочки”, а для пользы дела (приложение № 3).

Нетрадиционная форма работы с родителями, которая успешно

полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей

заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго

и третьего родительского собрания). Вначале эти занятия проводит сам

упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и

р а в но пр а в ны м и

у ч а с тника м и.

о бу ч а ют с я

артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук,

гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового

детям, а самое главное – создается эмоциональный контакт между ними

активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители

могут воспользоваться подбором практического материала. В основном

задания на развитие внимания, памяти. В нашей библиотеке есть все

пособия, используемые на логопедических занятиях. Родители могут

взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их

для индивидуальных занятий с детьми.

– Речевые праздники, проводимые как итог проделанной работы,

детей, повышения самооценки, осознания необходимости правильной

предъявляются следующие требования: речевой основой становится то,

что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность

родителей и детей (приложение № 5).

– Анкетирование, беседы, опросы родителей играют немалую

роль в совместной, комплексной работе учителя-логопеда и семьи. При

семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности,

ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться

педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности

родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам

логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, эти

– Индивидуальные практикумы, позволяют обучить родителей

эффективным методам домашней коррекции речи (артикуляционная

гимнастика, коррекция звукопроизношения, упражнения для развития

дыхания). Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми

дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или

п е д а г о г и ч е с к о й

г р а м о т н о с т и

п р и х о д я т

внимание мам или бабушек обращается на необходимость комбинации

речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов.

В з р о с л ы е

о бу ч а ют с я

п р а кт и ч е с к и м

ребёнком (приложение № 6).

“телефоном доверия” – взрослый может написать в ней любой вопрос,

Задания по исправлению звукопроизношения даются два-три раза в

неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и

не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения

формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие

внимания и памяти. Для удобства, я разработала домашние задания на

раздаются детям, чтобы в выходные дни можно было их выполнить

вместе с родителями. Если задание большое, то лучше давать его по

частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к

процессу обучения (приложение 7).

Наглядная форма работы очень важна для родителей.

Большую часть информации по утверждению психологов, мы

повышается активность родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

зависит от конкретных запросов и пожеланий самих родителей.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие

полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие

действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя

составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только

или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым,

готовы к содержательному общению. Было установлено, что единое

понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей

педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей.

В процессе работы с ними повысился их интерес к проблемам детей.

повысило эффективность и качество исправления речевых нарушений.

На основании проведённого в конце года обследования речевого

развития детей и анкетирования родителей было выявлено:

исправление звукопроизношения у детей проходило в более

короткие сроки и с максимальным эффектом;

родителей значительно повысилась.

Данная методическая разработка может оказаться полезной для

л о го п у н к т о в ,

в о с п и т ат е л е й

д о ш ко л ь н ы х

у ч р е ж д е н и й .

1.Воронов В.В. Технология воспитания. – М.: Школьная пресса,

2.Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. «Система

работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей

семейного воспитания». – Волгоград: «Панорама»,2006.

3.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад

и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и

родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

эф ф е кт и в н о го

взаимодействия с семьей» : метод.пособие для воспитателей ДОУ – М.:

процессе коррекционной работы с детьми / Фестиваль педагогических

идей «Открытый урок». – М.: Издательский дом «Первое сентября»,

7.Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994.

недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 2000.

Образцы анкет для родителей: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Фамилия, имя ребенка _________________________________

2. Дата рождения _________ ________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им,

пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?

(Родители, детский сад) ______________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по

совершенствованию его речи? (Да, нет.) _________________________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи

ребенка? (Да, нет.) ___________

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) __________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) _________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по

развитию речи в детском саду? _______________

Анкета – Как развивается Ваш ребенок?

Может ли Ваш ребенок:

Понятно объяснить с помощью слов, чего он хочет?

Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в системе коррекционной помощи детям с нарушениями речи

Содержимое разработки

Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в системе коррекционной помощи детям с нарушениями речи

Количество детей, с раннего возраста испытывающих сложности в формировании речи, непрерывно увеличивается, что обусловливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции развития детей данной категории. При этом, как отмечают Т.Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. в программе «Из детства – в отрочество», наблюдается пассивность и неосведомлённость родителей в вопросах данной области. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в здоровой, культурной обстановке. Нарушение такого влияние искажает его речевое развитие [3]. Речь играет исключительную роль в жизни человека, поскольку именно она является одним из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Исследования Л.С Выготского и А. Р. Лурия показали, что в самом начале развития ребенка все сложные психические процессы формируются на базе более простых, элементарных функций. Так, например, развитие речи базируется на четырех процессах: внимании, восприятии различной модальности, памяти и мышлении. Именно сформированность этих процессов является первичной базой для развития речи[7]. Становление речи – процесс очень сложный, а потому требующий внимательного наблюдения за своевременностью формирования всех элементов языковой системы в соответствии с онтогенетическими закономерностями. К сожалению, приходится констатировать, что в логопедической практике нередки случаи, когда закономерности нарушаются, и речевая система ребенка формируется непоследовательно. В результате, у детей появляются речевые патологии, исправить которые можно только с помощью специалиста и при поддержке родителей.

«Семья,- как отмечает в своей статье E.Ю. Разумовская, – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества» [4]. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй. Поэтому очень важно, чтобы семья принимала активное и сознательное участие в развитии ребенка, особенно, если есть какие-либо сложности или проблемы. Родители должны обладать не только стремлением помочь ребенку, но и желанием повысить собственную педагогическую компетентность и осведомленность в вопросах воспитания, развития и коррекции. В современной педагогике, практике, образование взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Малая осведомлённость родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Построить «диалог» между семьей и учителем-логопедом – одна из актуальных задач полноценного развития ребенка. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными метода и приемами коррекции речевых нарушений у детей [5]. В данной статье будут раскрыты основные формы взаимодействия родителей и специалистов при организации коррекционной работы в условиях семьи и ОУ. Совместная работа логопеда и родителей начинается со знакомства и внимательного изучения особенностей каждой семьи. Следует уточнить, что обследование проводится комплексно, что дает целостное представление о каждой семье и позволяет спланировать работу с учётом опыта, образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания. В работе с разными семьями используются различные методы, они варьируются в зависимости от состава семьи, культурного и образовательного уровня родителей, стиля семейного воспитания, типа взаимоотношений в семье, наличия заинтересованности и понимания проблем своего ребёнка и т.д. Другими словами, в каждом отдельном случае определяются адекватные пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с логопедом. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными её процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах, поэтому при анализе речевой патологии необходимо изучать не только структуру речевого дефекта, но и психические особенности ребенка [7]. Контингент школьников с общим и фонетико-фонетическим недоразвитием речи представлен, прежде всего, детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии). Это обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. Эффект логопедического воздействия в этих случаях часто становится возможным только при наличии медикаментозного лечения. Однако необходимо заметить, что применение медикаментозного лечения требует тщательной клинической дифференциации, а значит, логопед должен действовать в тесном сотрудничестве с невропатологом. Назначенные невропатологом лекарственные препараты оказывают в одних случаях стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма, в других – непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь по существу синтетическими аналогами биологически активных соединений, вырабатываемых в центральной нервной системе человека. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя этим самым их деятельность. Не все родители положительно и правильно воспринимают такую информацию от логопеда, а потому уместной будет индивидуальная консультация у невропатолога. В индивидуальной беседе с родителями логопед имеет возможность объяснить родителям структуру дефекта и показать пути наиболее быстрого его устранения. Следует уточнить, что эффективность коррекционного процесса во многом обеспечивается именно комплексным логопедическим и медицинским воздействием. Логопед не просто сообщает родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказывает об особенностях их ребёнка, объясняет, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом следует учитывать условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности. Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Знание родителями основ медикаментозного лечения общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, несомненно, способствует повышению эффективности логопедической работы. Не секрет, что в вопросе взаимодействия и сотрудничества с родителями немало сложностей и противоречий. Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком. Логопеды, считая работу с семьей необходимой, в то же время, сами не всегда бывают к ней не готовы. Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции. Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, взаимодействие, доверительность. А это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками. Так что же нужно сделать, чтобы активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным?

Читайте также:  Конспект НОД: Части тела - мои помощники

Как построить свою работу?

Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями должна строится по следующим направлениям.

Психологические аспекты налаживания контакта учителя-логопеда с родителями в системе коррекционной работы в ДОУ

Синько А.А., логопед, Краснодарский край, Тихорецк.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей в течении 5 лет, пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществлялось оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами. Внутри детского сада проводилась работа с родителями своих воспитанников.

Беседы и консультации мало чем отличались друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу.

Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходили от педагогов и велись в направлении, которое им казалось необходимым.

Общие и групповые родительские собрания также оставляли родителей в роли пассивных слушателей.

Наглядная пропаганда оформлялась педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. также по своему усмотрению. Родители знакомились с ней чисто механически, когда забирали или приводили детей в группу.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
– работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
– родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

За пределами детского сада осуществлялась широкая педагогическая пропаганда. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы c семьей напрямую нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на практическую помощь семье в процессе обучения ребенка.

Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. (Рисунок 1.)

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач. (Рисунок 2.)

Как показал проведенный опрос родителей, они не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей.

Анкетирование и наблюдение за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляет интерес такие проблемы, как:
– речевые нарушения и причины их возникновения;
– плохая память у ребенка;
– когда начинать обучать ребенка чтению;
– как научить запоминанию стихов;
– как и что читать ребенку с нарушением речи.

Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. (Рисунок 3.)

Организация работы логопеда Синько А.А. с семьей в МДОУ 12 “Ладушка” г. Тихорецка ведётся по следующим направлениям:

Информационное просвещение:
– знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
– знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
– знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение:
– привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
– обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
– формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Решение группы задач обучающего просвещения невозможна без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении логопеда к ребенку.

Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя “добрый взгляд” на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать “психологией доверия”. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение).

Организация взаимодействия педагога с родителями
(по В.А.Петровскому).

1-й этап – “Трансляция родителям положительного образа ребенка”. Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: “Ваш ребенок лучше всех”.

2-й этап -“Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье”. Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап – “Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка”. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап – “Совместное исследование и формирование личности ребенка”. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Разнообразные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

Родительские собрания. (“Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”.)

Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).

Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).

Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”, “По дороге в детский сад”, “В свободную минутку”.)

Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)

Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).

Консультации – практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).

Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие – праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)

Выпуск газет для родителей “Веселая семейка”. (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).

Организация выставок “Как умелые ручки язычку помогали”. (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

Сочинения родителей на тему “Мой ребенок”. (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).

Выпуск журнала для родителей “Солнышко” (посвящен проблемам речевого развития ребенка – грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком – логопатом.

Содержание работы родителей с детьми дома.

1.Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:
а) правильного звукопроизношения;
б) фонематического восприятия;
в) грамматического строя речи;
г) речевого общения и связной речи.
2.Совместная деятельность родителей с детьми:
а)чтение художественных произведений;
б) познавательный рассказ взрослого;
в) наблюдения в природе;
г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;
д)поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.
3.Самостоятельная деятельность:
а)игра;
б) рассказ из личного опыта;
в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;
г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т. д.) (Рисунок 4.)

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
– специальные “логопедические уголки”;
– информационные стенды;
– тематические выставки книг;
– пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Ссылка на основную публикацию