Психологические аспекты налаживания контакта учителя-логопеда с родителями в системе коррекционной работы в ДОУ

Взаимодействие логопеда с родителями ДОУ в процессе коррекционной работы с детьми

Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель- логопед МАДОУ “Детский сад комбинированного вида №21 “Ивушка” города Губкина Белгородской области

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Ни одна педагогическая система работы с детьми не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Исправление речи у детей требует применения специальных методик, но и родители могут стать «помощниками» учителя-логопеда в длительном процессе коррекционно-логопедического воздействия по устранению речевых нарушений. Совместная работа с родителями очень продуктивна, дает положительную динамику в развитии речи детей, если они осознали необходимость ежедневно уделять время для исправления нарушений речи у детей.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Главной задачей взаимодействия с семьей является повышение педагогической компетентности родителей, их активное участие в коррекционно-образовательном процессе по устранению тяжелых нарушений речи у детей.

Задачи в работе с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу заинтересованности в оказании помощи ребенку по устранению нарушений в речевой сфере.
2. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
3. Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса, связь с родителями проводится с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы. Осуществляется она в следующих традиционных и нетрадиционных формах:
1. Анкетирование.
2. Оформление речевых уголков в старшей и подготовительной группах «Мастерская слова».

3. Папки-передвижки с консультациями.
4. Буклеты.
5. Индивидуальные консультации, беседы.
6. Родительские собрания.
7. Проведение открытых занятий.
8. Тетрадь индивидуальной работы с ребенком.
9. Домашние задания.
10. Совместные праздники и развлечения.
11. «Домашняя игротека» подбор речевых игр для занятий с детьми дома.

С помощью анкетирования выявляются трудности, с которыми встречаются родители во время занятий с детьми, каким образом проходит общение в семье, что они делают для обучения и развития речи.

Речевой уголок «Мастерская слова» знакомит родителей с тематической неделей, программным содержанием, объемом знаний, которым должны овладеть дети за этот период. Логопед предлагает использовать дома в свободное время речевые игры, небольшие стихи, загадки, рассказы для закрепления с детьми изучаемого материала.

Папки-передвижки содержат небольшую по объему информацию по тем вопросам, которые наиболее часто задают родители. Материал консультации располагается на нескольких листах, оформление должно быть красочным, запоминающимся, а текст простым, без специфических терминов, доступным для понимания родителями разного уровня.

Одним из самых современных способов информирования родителей о видах коррекционно-логопедической работы с детьми являются буклеты. Логопеды используют данную письменную консультацию для того, чтобы ознакомить их с методами и приемами, помогающими детям научиться новому. Буклет раскрывается ширмообразно, кратко и в красочной форме раскрывает проблему нарушения речи с картинками, речевыми играми, стихами, загадками. При подборе материала для буклета логопед должен излагать проблему развития речи лаконичным, понятным языком, не отягощенным сложными терминами. Он предназначен для того, чтобы родители могли взять его с собой, ознакомиться с ним в свободное время дома, в транспорте, применить рекомендации логопеда и позаниматься с ребенком вечером или в выходные дни.

Консультации, оформленные в виде буклета, работают особенно продуктивно, если раздаются родителям после индивидуальной консультации, беседы, родительского собрания, открытого занятия. Их темы могут быть на такие темы: «Учим ребенка думать и говорить», «Как с ребенком учить буквы», «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Индивидуальные консультации и беседы посвящены вопросам нарушений в общем и речевом развитии детей, способах их устранения. Родители должны знать о результатах диагностического обследования их ребенка, о том, какие существуют методы логопедического воздействия для восстановления речевой сферы.

Родительские собрания являются традиционной формой работы учителя-логопеда с родителями, которые актуальны и сейчас. Проведение родительских собраний на современном уровне требует использование инновационных компьютерных технологий, как мультимедийная презентация. Компьютерные технологии помогают в течение нескольких минут познакомить родителей с проблемой в развитии речи детей.

Мастер-класс должен иметь узкую логопедическую направленность: «Артикуляционная гимнастика для детей» (как правильно её выполнять); «Игры с пальчиками» (способы развития мелкой моторики у детей); «Как помочь ребенку в автоматизации звуков речи» (виды речевых игр с детьми).

Видеоконсультация включает в себя фото и видеофрагменты занятий логопеда с детьми на занятиях в группе, это всегда очень хорошо воспринимается родителями. После таких родительских собраний многие пересматривают свое отношение к домашним занятиям, которые дает логопед. Они начинать больше интересоваться проблемой речи их детей, какими способами и методами можно помочь в устранении нарушений.

Родительские собрания проводится три раза в год: в сентябре по окончании логопедического обследования, в январе по итогам промежуточного мониторинга, в мае с целью выявления уровня результативности коррекционно-образовательной работы. Основные темы родительских собраний: «Общее недоразвитие речи у детей», «Как помочь ребенку запомнить буквы», «Подготовка руки ребенка к письму».

На родительском собрании проводятся консультации по наиболее важным темам, готовится специальное оборудование, организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» нужны бусы, пуговицы, шнуровки, мозаики, конструкторы, прищепки для того, чтобы наглядно показать их применение в работе с детьми.

Тетрадь индивидуальной работы с ребенком содержит комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, речевой материал для устранения нарушений в звукопроизношении. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания, памяти, мышления.

Домашние задания необходимы для закрепления знаний, полученных на логопедических занятиях. С помощью такого материала родители видят динамику в развитии речи детей, уровень мыслительных процессов, как формируются учебные навыков для дальнейшего обучения в школе. Взаимодействие детского сада и семьи является неотъемлемой частью комплексного коррекционно-образовательного процесса и необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников.

Организация работы логопеда с семьей в ДОУ

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей в течении 5 лет, пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществлялось оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами. Внутри детского сада проводилась работа с родителями своих воспитанников.

Беседы и консультации, мало чем отличались друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу.

Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходили от педагогов и велись в направлении, которое им казалось необходимым.

Общие и групповые родительские собрания так же оставляли родителей в роли пассивных слушателей.

Наглядная пропаганда оформлялась педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. так же по своему усмотрению. Родители знакомились с ней чисто механически, когда забирали или приводили детей в группу.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:

  • работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
  • родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

За пределами детского сада осуществлялась широкая педагогическая пропаганда. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы семьей напрямую нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на практическую помощь семье в процессе обучения ребенка.

Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. (Рисунок 1)

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач. (Рисунок 2)

Как показал проведенный опрос родителей, они не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Анкетирование и наблюдение за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляет интерес такие проблемы, как:

– речевые нарушения и причины их возникновения,

– плохая память у ребенка,

– когда начинать обучать ребенка чтению,

– как научить запоминанию стихов,

– как и что читать ребенку с нарушением речи.

Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. (Рисунок 3, 4)

Организация работы логопеда Синько А. А. с семьей в МДОУ №12 “Ладушка” г. Тихорецка ведётся по следующим направлениям: (Приложение № 1)

знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

  • привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
  • обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком логопатом;
  • формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Решение группы задач обучающего просвещения невозможна без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом; родители хотят быть уверены в хорошем отношении логопеда к ребенку.

Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя “добрый взгляд” на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать “психологией доверия”. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту. Знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение).

Организация взаимодействия педагога с родителями
(по В.А. Петровскому)

1-й этап – “Трансляция родителям положительного образа ребенка”. Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: “Ваш ребенок лучше всех”.

2-й этап – “Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье”. Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап – “Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка”. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап – “Совместное исследование и формирование личности ребенка”. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

*Родительские собрания (“Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”). (Приложение № 2)

*Домашние задания (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания, а так же домашние задания вывешиваются на стенде для родителей);

*Тестирование и анкетирование (Позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей);

*Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр способствующих развитию речи ребенка. В которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”; “По дороге в детский сад”; “В свободную минутку”.)

*Дни открытых дверей (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)

*Родительские пятиминутки (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации);

*Консультации – практикумы (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях);

*Праздники и развлечения (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие – праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год)

*Выпуск газет для родителей “Веселая семейка” (Освещаются события группы, даются практические советы родителям);

*Организация выставок “Как умелые ручки язычку помогали” (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями)

*Сочинения родителей на тему “Мой ребенок” (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию);

*Выпуск журнала для родителей “Солнышко” (посвящен проблемам речевого развития ребенка – грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т.д.); (Приложение 3)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком-логопатом.

Читайте также:  Пересказ с помощью картинно-графической схемы

Содержание работы родителей с детьми дома:

1. Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:

б) фонематического восприятия;

в) грамматического строя речи;

г) речевого общения и связной речи.

2. Совместная деятельность родителей с детьми.

а) чтение художественных произведений;

б) познавательный рассказ взрослого;

в) наблюдения в природе;

г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;

д) поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.

3. Самостоятельная деятельность.

б) рассказ из личного опыта;

в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;

г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т.д.).

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:

  • специальные “логопедические уголки”;
  • информационные стенды;
  • тематические выставки книг;
  • пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
  • Они содердат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.

    Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

    Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

    Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

    В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что так же, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

    В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

    При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

    Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

    Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

    Библиографический список

    1. Т. Антонова, Е Волкова, Н.Мишина. Проблемы и поисксовременных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка// Дошкольное воспитание. 1998.№6

    2. В.Бойчев. Семья, ребенок, детский сад// Дошкольное воспитание. 1996.№5.

    3. Воспитание дошкольника в семье/ Под ред. Т.А.Марковой.- М.,1979

    4. О. С. Гомзяк. Говори правильно./ О.С.Гомзяк.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. ( Учебно-методический комплект “Комплексный подход к преодолению ОНР у детей”).

    5.С.В. Глебова Детский сад- семья: аспекты взаимодействия. М.;Воронеж,2007.

    6.О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец, А.А.Майер. работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2006

    7. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных учреждений/ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. М.,2001

    8. О.Л.Зверева., Т.В.Коротова. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005

    9. А.Я. Малярчук. Дидактический материал для исправления дефектов речи.ВТФ “Перун”, 1999.

    10. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.. Детство-Прес, 2005.

    11. Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.-М.: Мозаики-Синтез, 2007.

    Статья «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ»

    Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

    Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

    Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
    – работа с родителями велась не дифференцированно, не учитывались особенности ребенка и семьи;
    – родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

    Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

    В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

    Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.

    Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

    Организация работы с семьей в ДОУ ведётся по следующим направлениям:

    Информационное:
    – знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
    – знакомство с возрастными особенностями психического развития, этапами развития детской речи;
    – знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

    Образовательное:
    – привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
    – обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
    – формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

    Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников

    При построении эффективного взаимодействия с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:

    1. Создание у родителей объективного положительного образа ребенка. Учитель-логопед никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе с педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.

    2. Передача родителям знаний о ребенке, о его жизни в ДОУ. Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях развития их ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с результатами коррекционной деятельности.

    3. Установление доверительных отношений. Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если родители начинают доверять педагогу свои проблемы и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная от родителей информация строго конфиденциальна и её можно использовать только для организации позитивного взаимодействия.

    4. Совместная работа по формированию и развитию личности ребенка. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей может давать советы и рекомендации родителям.

    Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ.

    Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», “Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”. Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.

    Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы наиболее оптимальный способ индивидуального взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

    Организация родительского сообщества в социальной сети “В Контакте”. Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родители в свою очередь, могут быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе, даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.

    Клуб для родителей “Логопедическая гостиная” Данная форма взаимодействия позволяет решать многие задачи. Родители принимают активное участие в планировании и организации работы клуба. На повестку выносятся актуальные вопросы, рассматриваются пути решения проблем. Родители проводят игры-тренинги, мастер-классы для других родителей. Таким образом он в полной мере могут реализоваться как полноправные участники образовательного процесса.

    Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

    Домашняя игротека. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”, “По дороге в детский сад”, “В свободную минутку”.

    Копилка методических рекомендаций. Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

    Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

    Родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе как в логопедической группе, так и на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

    Семинары – практикумы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

    Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

    Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

    Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.

    Логопедическая страничка на сайте ДОУ или личный сайт учителя-логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

    Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Данная форма работы позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

    Читайте также:  Тема: Одежда (согласование числительных с существительными в родительном падеже множественного числа)

    В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
    – специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;
    – информационные стенды;
    – тематические выставки книг;
    – пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

    Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.

    Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

    Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

    Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

    В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

    В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

    При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

    Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

    Психологические аспекты налаживания контакта учителя-логопеда с родителями в системе коррекционной работы в ДОУ

    Некомпетентность родителей в области образования, экономическое неблагополучие, социальная нестабильность и множество других факторов, к сожалению, приводит к тому, что родители все меньше уделяют внимание своему ребенку. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», — говорил В.А.Сухомлинский.
    В системе коррекционной работы роль родителей важна и неоспорима. Но зачастую на практике очень трудно, порой невозможно «достучаться» до родителей, добиться их помощи. Учителю-логопеду с самых первых дней пребывания ребенка в логопедической группе необходимо установить контакт – «мостик доверия и отдачи». В логопедической практике существует множество общеизвестных форм коллективной и индивидуальной работы с родителями. Но не секрет, что для многих рекомендации, консультации логопеда в речевом уголке, папке-передвижке представляю
    тся в виде разноцветного пятна, а выступления на собрании воспринимаются по принципу: «Это не про моего ребенка! Он такой говорун! Играет в такие сложные игры на компьютере!» и т.д.
    Положительную мотивацию к учебному процессу логопед формирует не только у детей, но и у родителей. Мамы и папы не просто не хотят становиться участниками педпроцесса, они часто просто не умеют. Вот несколько хитростей, советов, которые помогут заинтересовать родителей.

    Логопочта.
    На шкафчик ребенка прикрепляется конверт, на котором написано: «Маше», «Мише». В конверт обычно вкладывается небольшое, но интересное задание. Интересно, необычно, адресно (задание нацелено на конкретного ребенка).

    Домашнее задание на выбор.
    На магнитной доске в раздевалке родителям предлагаются на выбор стихи, загадки, раскраски и т.д. в виде лепестков большого цветка, бабочек и т.п. На следующий день мы получаем готовый конкурс стихов, загадок.

    Коллективная работа.
    Каждый ребенок с родителями подбирает картинки по лексическим темам или по обучению грамоте (можно вырезать из журналов, нарисовать, распечатать). Затем все картинки наклеиваются на один большой лист и получается одна большая готовая композиция. Работа ребенка видна всем: другим детям, родителям. «Это моё!» — кричит 2-3-летний ребенок, забирая свою игрушку. «Это мое!» — с гордостью говорит ребенок старшего дошкольного возраста. «Это мы с ребенком!» — думают родители.

    Мини-презентации.
    Ребенок с родителями получает задание и составляет небольшой рассказ с использованием фотографий, картинок, рисунков. Темы самые разнообразные («Моя мама», «Мой брат», «Моя сестра», «Моя буква, «Мой питомец» и т.д.).
    Ребенок с огромным удовольствием расскажет о том, что ему близко и дорого.

    Домашние задания для … родителей.
    Ребенок передает родителям задание. Например, объявляется конкурс «Моя мама – модельер!» — красиво раскрасить нарисованное платье, «Конкурс эрудитов для мам и пап» — на заданный звук придумывают слова мамы и папы и т.д. Родители выполняют работу, давая тем самым возможность ребенку гордиться ими.

    Выставки.
    Объявляются темы выставки («Мамины бусы», «Моя любимая чашка», «Книги о животных» и т.п.). Дети с помощью родителей подбирают и приносят из дома различные предметы, книги, картинки, игрушки и т.д. Отрабатывать лексико-грамматические категории, развивать связную речь детям интереснее с предметами, которые связаны с домом, семьей.

    Тетрадь взаимодействия.
    Тетрадь представляет собой скоросшиватель с файлами, в которые вкладываются самые разнообразные задания. В конце задания запись для родителей: «Домашнее задание выполнено. Что вызвало затруднение? Подпись родителей». Результат на лицо. Хорошо выполненные задания оцениваются наклейками. Малейшие положительные моменты обучения ребенка родители узнают от логопеда в виде записей: «Активно работает!», «Молодец!», «Старается!» и т.д.
    Такие формы работы увлекут детей, привлекут к сотрудничеству родителей и успех не заставит себя долго ждать!

    учитель-логопед
    Савельева Виктория Владимировна
    МБДОУ МО «Центр развития ребенка — детский сад № 100»
    г. Краснодар

    Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в системе коррекционной помощи детям с нарушениями речи

    Содержимое разработки

    Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в системе коррекционной помощи детям с нарушениями речи

    Количество детей, с раннего возраста испытывающих сложности в формировании речи, непрерывно увеличивается, что обусловливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции развития детей данной категории. При этом, как отмечают Т.Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. в программе «Из детства – в отрочество», наблюдается пассивность и неосведомлённость родителей в вопросах данной области. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в здоровой, культурной обстановке. Нарушение такого влияние искажает его речевое развитие [3]. Речь играет исключительную роль в жизни человека, поскольку именно она является одним из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Исследования Л.С Выготского и А. Р. Лурия показали, что в самом начале развития ребенка все сложные психические процессы формируются на базе более простых, элементарных функций. Так, например, развитие речи базируется на четырех процессах: внимании, восприятии различной модальности, памяти и мышлении. Именно сформированность этих процессов является первичной базой для развития речи[7]. Становление речи – процесс очень сложный, а потому требующий внимательного наблюдения за своевременностью формирования всех элементов языковой системы в соответствии с онтогенетическими закономерностями. К сожалению, приходится констатировать, что в логопедической практике нередки случаи, когда закономерности нарушаются, и речевая система ребенка формируется непоследовательно. В результате, у детей появляются речевые патологии, исправить которые можно только с помощью специалиста и при поддержке родителей.

    «Семья,- как отмечает в своей статье E.Ю. Разумовская, – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества» [4]. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй. Поэтому очень важно, чтобы семья принимала активное и сознательное участие в развитии ребенка, особенно, если есть какие-либо сложности или проблемы. Родители должны обладать не только стремлением помочь ребенку, но и желанием повысить собственную педагогическую компетентность и осведомленность в вопросах воспитания, развития и коррекции. В современной педагогике, практике, образование взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Малая осведомлённость родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Построить «диалог» между семьей и учителем-логопедом – одна из актуальных задач полноценного развития ребенка. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными метода и приемами коррекции речевых нарушений у детей [5]. В данной статье будут раскрыты основные формы взаимодействия родителей и специалистов при организации коррекционной работы в условиях семьи и ОУ. Совместная работа логопеда и родителей начинается со знакомства и внимательного изучения особенностей каждой семьи. Следует уточнить, что обследование проводится комплексно, что дает целостное представление о каждой семье и позволяет спланировать работу с учётом опыта, образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания. В работе с разными семьями используются различные методы, они варьируются в зависимости от состава семьи, культурного и образовательного уровня родителей, стиля семейного воспитания, типа взаимоотношений в семье, наличия заинтересованности и понимания проблем своего ребёнка и т.д. Другими словами, в каждом отдельном случае определяются адекватные пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с логопедом. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными её процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах, поэтому при анализе речевой патологии необходимо изучать не только структуру речевого дефекта, но и психические особенности ребенка [7]. Контингент школьников с общим и фонетико-фонетическим недоразвитием речи представлен, прежде всего, детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии). Это обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. Эффект логопедического воздействия в этих случаях часто становится возможным только при наличии медикаментозного лечения. Однако необходимо заметить, что применение медикаментозного лечения требует тщательной клинической дифференциации, а значит, логопед должен действовать в тесном сотрудничестве с невропатологом. Назначенные невропатологом лекарственные препараты оказывают в одних случаях стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма, в других – непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь по существу синтетическими аналогами биологически активных соединений, вырабатываемых в центральной нервной системе человека. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя этим самым их деятельность. Не все родители положительно и правильно воспринимают такую информацию от логопеда, а потому уместной будет индивидуальная консультация у невропатолога. В индивидуальной беседе с родителями логопед имеет возможность объяснить родителям структуру дефекта и показать пути наиболее быстрого его устранения. Следует уточнить, что эффективность коррекционного процесса во многом обеспечивается именно комплексным логопедическим и медицинским воздействием. Логопед не просто сообщает родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказывает об особенностях их ребёнка, объясняет, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом следует учитывать условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности. Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Знание родителями основ медикаментозного лечения общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, несомненно, способствует повышению эффективности логопедической работы. Не секрет, что в вопросе взаимодействия и сотрудничества с родителями немало сложностей и противоречий. Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком. Логопеды, считая работу с семьей необходимой, в то же время, сами не всегда бывают к ней не готовы. Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции. Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, взаимодействие, доверительность. А это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками. Так что же нужно сделать, чтобы активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным?

    Как построить свою работу?

    Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями должна строится по следующим направлениям.

    Тема: Звук и буква З

    Каретникова Светлана Михайловна

    логопед в коррекционном детском саду

    4, 7 вида с группой детей с общим
    недоразвитием речи.

    Предварительная работа: Беседа о зайце, его внешних признаках. Прослушивание магнитофонной записи пения птиц. Закрепление знания символов гласных звуков (по Т. А. Ткаченко). Разучивание с детьми физкультминутки и пальчиковой гимнастики «Зайчик». Разучивание с девочкой роли Зои. Подготовка костюма для Зои.

    Словарная работа: объяснение значения слова телеграмма.

    Коррекционно-образовательные цели: Закрепить правильное произношение звука «З». Упражнять в определении наличия – отсутствия звука «З» в словах; в определении позиции звука «З» в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ; деление слов на слоги. Научить синтезу слова ВАЗА. Знакомство с буквой З.

    Читайте также:  Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях - конспект занятия

    Коррекционно-развивающие цели: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные цели: Воспитывать интерес к живой природе. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

    Оборудование:

    Демонстрационный материал: Домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «З». «Волшебные кочки», «Волшебный мешочек». Буквы: А, О, У, Ы, З. Игрушки: комар, заяц, ваза, цветы. Картинки: коза, козы, ваза, вазы, роза, розы, глаза, волк, аист, апельсин, змея, зонт, дом, зубы, кукла, замок, мимоза. Две коробочки. Кассета с записью пения птиц.

    Раздаточный материал: Картинки: гнезда, медузы, зайцы, замки, зонты, вазы. Фишки для звукового анализа, буквы В, А, З, А.

    Ход занятия

    I. Оргмомент. (1 мин.)

    Дети стоят на ковре лицом к логопеду, логопед своим примером указывает на правильную осанку: спина прямая, руки за спиной.

    – Ребята, нас пригласили в «Волшебный лес», а кто пригласил, вы узнаете, если отгадаете загадку. (Загадка про зайца).

    II. 1. Введение в тему. (2 мин.)

    – Какой первый звук слышится в слове ЗАЯЦ? (Звук «З»).

    – Ну, а нам пора отправляться в «Волшебный лес». Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит запись пения птиц).

    – Вот мы и оказались на лесной полянке. Скажите, что вы услышали? (Пение птиц).

    – Здесь живут не только птицы, но и ещё кто-то. Послушайте: З-З-З-З-З. Кто это звенит? (Комар). (Появляется игрушечный комарик)

    2. Фонетическое упражнение. (2 мин.)

    – Давайте поиграем с нашим комариком. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко.

    3. Характеристика звука «З». (2 мин.)

    (На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

    – Посмотрите, что это за домики на лесной полянке? (Домики для звуков).

    – Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

    – Какие звуки живут в синем домике? (Согласные звуки).

    – Какой звук мы произносили, когда пели песенку комара? (Звук «З»)

    – В какой домик мы поселим звук «З»? (В синий, так как звук «З» согласный).

    – Как вы поняли, что звук «З» согласный? (Язык создаёт преграду воздуху).

    – Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук «З»? (Синей фишкой).

    4. Д/И «Волшебный мешочек». (2 мин)

    – Ой, ребята, а в «Волшебном лесу» мы не одни, здесь гуляет девочка.

    (Появляется заранее подготовленная девочка. Дети поворачиваются лицом к девочке.)

    – Здравствуйте, меня зовут Зоя. С какого звука начинается моё имя? Что получится, если звук «З» познакомится с гласными звуками?

    (У Зои в руках «Волшебный мешочек» с символами гласных звуков.)

    – Ребята, поможем Зое! Вы должны достать из мешочка символ звука и назвать слог, который получится. Назовите первый (второй) звук.

    (Дети достают из мешочка символ и составляют слог из звука «З» и звука, обозначенного символом. Проводят анализ, полученного слога).

    5. Д/И «С кочки на кочку» (2 мин)

    – Засиделись мы на этой полянке. Давайте прогуляемся по лесу дальше. Впереди у нас «Волшебные кочки». Посмотрите, на этих кочках живут буквы. Чтобы перейти на другую полянку, нам нужно соединить звук «З» со звуком обозначенным буквой на кочке.

    ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ (Дети по очереди шагают по «кочкам», сливая звуки в слоги. Кочки меняем местами).

    6. Физкультминутка «Зайчик» (1 мин)

    – Здесь нас встречает заяц, он хочет поиграть с вами в игру «Зайчик».

    7. Д/И «Маленькие волшебники» (2 мин)

    (На ковре разложены картинки: коза, козы, ваза, вазы, роза, розы, глаза)

    – Мы с вами находимся в «Волшебном лесу» и сами превратились в волшебников. Зайчик предлагает поиграть в игру «Маленькие волшебники». Он будет начинать слово, а вы – его заканчивать слогами ЗА или ЗО и находить картинку. Слова повторяться не должны.

    – Какое слово получилось? Какой слог ты добавил?

    8. Д/И «Четвертый лишний» (1 мин)

    (Дети за логопедом подходят к наборному полотну, на котором в два ряда расположены картинки: коза, зонт, дом, зубы; кукла, замок, роза, мимоза).

    Ребята, мы тоже знаем много игр. Давайте научим зайчика играть в игру «Четвертый лишний». Посмотрите, на наборном полотне картинки: в названии трёх картинок есть звук «З», а в названии четвёртой нет, она и будет лишняя.

    9. Д/И «Телеграф» (2 мин)

    – Зайчик хочет отправить оставшиеся слова своему брату телеграммой. Поможем ему? Для этого нам необходимо разделить слова на слоги. (Дети прохлопывают слова, называют количество слогов, первый и последующие слоги в слове).

    10. Пальчиковая гимнастика «Зайчик».(1 мин)

    -Давайте ещё поиграем с нашим зайчиком и сложим зайчика из пальчиков.

    11. Синтез слова ВАЗА.(2 мин)

    – Зайчику очень понравилось с вами играть, и он хочет подарить вам букет весенних цветов. (Логопед достает из-за ширмы букет.) Во что поставить нам эти цветы? (В вазу)

    – А где нам взять вазу? Сейчас что-нибудь придумаем. (Дети подходят к рабочим столам, которые стоят рядом с мольбертом. На мольберте картинки: волк, аист, змея, апельсин. На столе у каждого ребенка по две фишки синего и красного цвета, буквы В, А, А, З, по одной картинке со звуком «З» в разных позициях.)

    – Знаю, посмотрите на картинки, что на них нарисовано? (Волк, аист, змея, апельсин). Вам необходимо выделить первый звук в названии каждой картинки и отметить его фишкой. (При необходимости детям можно предложить карточку с красной чертой в начале, для обозначения порядка выкладывания фишек.)

    – Посмотрите на свои фишки и вспомните звуки, которые они обозначают. Назовите слово, которое у вас получилось. (Ваза).

    12. Знакомство с буквой З.(3 мин)

    – Фишками мы обозначили слово ВАЗА. Что поможет нам увидеть это слово? (Буквы).

    – Какая буква нам понадобиться первой? (В). Положите букву под фишку, обозначающую звук «В».

    – Какая буква нам понадобиться последней? (А). Положите букву под фишку, обозначающую звук «А».

    – Нужна нам ещё буква А? Положите её на место.

    – Одна фишка у нас осталась без буквы. Какой звук она обозначает? («З»)

    -Какая буква нам нужна? (З). Положите оставшуюся в лотке букву под фишку.

    -«З» загнулась как змея,

    Но ей не испугать меня.

    – На что ещё похожа буква З?

    – Обведите букву З у себя на столе. Напишите букву З в воздухе.

    13. Определение позиции звука «З» в словах. (1 мин)

    – Для того чтобы вернуться в детский сад, нам необходимо разложить картинки, находящиеся у вас в лоточках в коробочки. (Логопед демонстрирует детям коробочки, на которые наклеены схемы с обозначением позиции звука «З» в словах:
    начало, конец. Дети определяют положение звука «З» в слове и раскладывают картинки в соответствии со схемой, приклеенной к крышке коробке).

    III. Итог. (1 мин)

    – С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?

    Приложение

    Это что за зверь лесной

    Встал как столбик, под сосной.

    И стоит среди травы –

    Уши больше головы.

    Скок – поскок, скок – поскок

    Зайка прыгнул на пенек.

    В барабан он громко бьет,

    В чехарду играть зовет.

    Лапки вверх, лапки вниз,

    На носочки, подтянись!

    Лапки ставим на бочок,

    На носочках скок-скок-скок.

    А затем вприсядку,

    Чтоб не мерзли лапки.

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом

    Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

    Зайка серый скачет ловко.

    В лапках у него морковка

    Сложить зайчика из пальчиков

    Ушки длинные у зайки,

    Из кустов они торчат.

    Он и прыгает и скачет,

    Веселит своих зайчат

    Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    – Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    – Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
    2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
    3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
    4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
    Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

    Конспект НОД по обучению грамоте “Звук (З) . Буква З”
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Конспект НОД по обучению грамоте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    zanyatie_den_otk._dverey.odt19.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 71 «Каруселька»

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности

    по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З»

    Старшая логопедическая группа

    (День открытых дверей)

    г. о. Мытищи, 2019 г.

    Цели занятия : познакомить детей со звуком [З] и буквой «З» .

    учить детей характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки; соотнесение звука [З] с буквой «З» .

    упражнять детей в звуковом анализе слов;

    развивать фонематические представления;

    развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику у детей;

    развивать внимание, мышление.

    – формирование у детей навыков сотрудничества, доброжелательности, умения выслушивать друг друга, самостоятельности, инициативности.

    Оборудование : картинка для звукоподражания «Комар» , предметные картинки, в названии которых присутствует звук [З]; буква «З» , дидактическое пособие «Согласный звук» , цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, звёздочки для выкладывания буквы «З» , карточки с буквой «З» , карандаши.

    Ход занятия

    Логопед предлагает детям отгадать загадки.

    Себя он раскрывает, тебя он закрывает.

    Только дождичек пройдет – сделает наоборот. (Зонт)

    Не лает, не кусает,

    А в дом не пускает.

    Зимой серый, летом белый.

    Кто длиннее, чем чулок?

    У кого ни рук, ни ног?

    Кожа, словно чешуя

    По земле ползёт она.

    После отгадывания загадок выставляются соответствующие картинки.

    Объявление темы занятия

    С какого звука начинаются все слова – отгадки?

    Логопед выставляет картинку для звукоподражания.

    К нам в гости прилетел большой комар. Какой звук он издаёт, когда летит?

    Логопед: «Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся».

    Акустико – артикуляционный образ звука

    Произнесение звука [З] хором и индивидуально.

    Характеристика артикуляции звука [З]:

    зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

    кончик языка упирается в нижние зубы;

    посередине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя.

    Звук [З] – согласный, твёрдый, обозначаем его фишкой синего цвета.

    Логопед: «Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З].

    Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]?»

    Если горлышко дрожит,

    Значит звонкий звук бежит.

    Звук [З] – звонкий.

    Упражнение «Слушай внимательно» .

    Попросить детей послушать разные звуки и хлопать в ладоши, когда они услышат звук [З].

    – «С» , «З» , «Т» , «Ш» , «С» , «Ж» , «З» , «С» , «З» .

    Упражнение «Где звук?» .

    Попросить детей назвать картинки и определить, где в этих словах слышится звук [З] с помощью звуковой схемы.

    Дети с помощью синей фишки показывают место звука «З» в словах, обозначающих картинки.

    Картинки : заяц, зуб, зубр, арбуз, забор, зонт, забор.

    Выполнение движений с речевым сопровождением по тексту.

    Зайка серенький сидит

    И ушами шевелит.

    Вот так, вот так

    Он ушами шевелит

    (Дети садятся на корточки, поднимают руки вверх и покачивают кистями рук).

    Зайке холодно сидеть,

    Надо лапочки погреть.

    Вот так, вот так

    Надо лапочки погреть

    (Дети встают, подносят ладони к лицу и дуют на них) .

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать.

    Вот так, вот так

    Надо зайке поскакать

    (Дети прыгают на месте) .

    Кто – то зайку напугал –

    Зайка – прыг – и поскакал.

    (Прыгают по группе) .

    Развитие фонематических представлений.

    Игра «Назови слова»

    Назвать слова, которые начинаются со звука[З].

    Логопед: «Ваше внимание, ваше старание,

    Хорошая работа будет награждаться «звездой» .

    За каждый правильный ответ ребёнок получает «звезду» .

    Знакомство с буквой «З» .

    Логопед демонстрирует детям букву «З» .

    – Звук [З] на письме мы обозначаем буквой «З» .

    Логопед предлагает рассмотреть букву «З» .

    Уточнить, на что похожа буква «З» , прочитать про неё стихотворение.

    На эту букву посмотри:

    Она совсем как цифра «три» .

    Предложить детям нарисовать букву «З» карандашом в воздухе.

    Игра «Повтори правильно»

    За -за -за- на лугу коза.

    Зу – зу – зу – мы пасём козу.

    Зы – зы – зы – колокольчик у козы.

    -Какой звук и букву мы сегодня изучали на занятии?

    Дети дают характеристику звуку [З] (звук [З] – согласный, твёрдый, звонкий) .

    Логопед находит положительные моменты в работе детей.

    Будем звёзды зажигать.

    Будем букву составлять

    На магнитной доске из этих звёзд составляется буква «З» .

    Список использованной литературы

    1. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 160 с.

    2. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 2 период обучения. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познакомить со звуком [у], буквой У. Закрепить правильное произношение звука, умение определять позицию звука в слове. Упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении.

    Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф.

    Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум.

    Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы.

    Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq.

    Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й’а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra.

    Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем.

    Ссылка на основную публикацию