Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях – конспект занятия

Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука Л в слогах и словах”.
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах, даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyati1.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

индивидуального занятия по звукопроизношению

звука Л в слогах и

Цель: правильно и четко произносить звук Л в слогах и словах.

  1. Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Л ;
  2. Формировать навыки образования глаголов прошедшего времени;
  3. Закреплять навыки употребления им. сущ. в форме родительного падежа.
  1. Автоматизировать звук Л в слогах и словах.
  1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  2. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
  3. Развивать внимание, память, мышление.
  1. Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь
  1. игровая мотивация;
  2. подражательно-исполнительские и речевые упражнения;
  3. игры;
  4. поощрения.

Материалы и оборудование:

Кукла Мила, мяч, карточки для определения позиции звука Л в слове,

предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, вилка, чашка, карандаш.

  1. Формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произнесения звука Л .
  2. Отработка упражнений мелкой моторики.
  3. Отработка опорных звуков.
  4. Постановка звука Л .

Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, в связной речи.

I. Организационный момент.

Приготовились к занятию. Слушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

Повторение артикуляционных упражнений:

для губ: чередование «Заборчик» – «Трубочка»;

для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Пароход гудит».

Ребенок делает упражнения по инструкции логопеда.

2. Пальчиковая гимнастика.

Логопед : Без ошибок выполняй, что такое называй.

Ножки, спинки и сиденье – Левая ладонь вертикально вверх.

Вот вам стул на удивленье. К её нижней части приставляется кулачок.

У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок, сверху на кулачок

Сверху крышка, как ладошка. опускается ладошка.

3. Сообщение цели занятия.

Логопед: К нам на занятие пришла кукла Мила. Сегодня вместе с ней мы будем повторять слоги и слова со звуком Л .

4. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед : Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки?

Логопед : Что делает язычок?

– Поднимается за верхние зубки к бугорочкам (если отрабатывается зазубная артикуляция). Или:

– Кончик языка зажат между зубов.

Логопед: Дадим характеристику звука Л .

– Звук Л согласный, звонкий, твердый.

5. Слоговая гимнастика.

Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).

ал- ол ял -ел ал-ол-ул-ил

ол- ул ел-юл ул- ил-ал-ол

ул -ил юл-ёл ил-ул-ол-ал

6. Проговаривание слов за логопедом.

Бал, мал, вал, зал, дал, стул, мел, сел, пел, гол, вал, пол, был, мыл, ныл, мёл, вёл, осёл, козёл, бил, пил, вил, бокал, пенал, укол, футбол.

7. Игра на развитие фонематического восприятия.

Логопед: Подними флажок, если услышишь в слове звук Л .

Слова: лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, игла, ножницы, шило,

8. Подбор картинок на заданный звук.

Игра «Подбери и назови».

Логопед: Мила пошла в магазин. Помоги Миле купить вещи, в названии которых есть звук Л.

Предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул.

Логопед : Молодец, ты правильно выбрал. Мила довольна.

9. Игра «Чего не стало?». Употребление им. сущ. в Р.п.

Подобранные в предыдущей игре картинки выставляются на наборное полотно. Ребенок запоминает их, закрывает глаза, логопед убирает одну картинку.

Логопед: Посмотри, чего нет?

Ребенок: Нет … (сущ. в форме родительного падежа).

Логопед: Я буду показывать и называть то, что я делаю, а ты повторяй мои действия, и скажи, что ты сделал.

Я встаю. Я встал.

Я ставлю стул. Я поставил стул.

Я поднимаю руку. Я поднял руку.

Я прыгаю. Я прыгал.

Я сажусь на стул. Я сел на стул.

Я беру ручку. Я взял ручку.

11. Игра «Много – один» (с мячом).

Логопед: Измени слово, помни о звуке Л в конце слова.

12. Определение положения звука Л в слове.

Логопед: Где в слове спрятался звук Л (в начале, в середине, в конце слова). Работа со звуковой линейкой.

Слова: зал, лампа, малыш, лавочка, полка, укол.

III. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.

Логопед: Наше занятие закончено. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Ты сегодня хорошо занимался. Миле тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]. В конспекте кроме речевого материала для закрепления звука в речи, отражены задания для развития мелкой моторики рук.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах».

конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах&raquo.

Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука “Ш”на тему:« Звук Ш в слогах, в словах».

Конспект занятия для работы с детьми с фонетическим недоразвитием речи в старшей группе.

Автоматизация звука Р в открытых, закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах.

Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях – конспект занятия

Разработала учитель – логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ “Детский сад “Теремок” комбинированного вида”

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия предназначен для учителей-логопедов, которые проводят работу по автоматизации звука Л в словах, предложениях, тексте.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, тексте.»

Конспект логопедического занятия

с группой учащихся 1-го класса, имеющих фонетико – фонематическое нарушение речи.

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при СШ № 32 г. Макеевки

Автоматизация правильного произношения звука Л в словах, , предложениях, тексте.

упражнять в правильном произношении звука Л в словах, предложениях, тексте;

– закреплять правильное произношение звука Л в глаголах мужского рода прошедшего времени;

развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа;

развивать логическое мышление, память, навыки связного высказывания;

воспитывать положительные личностные качества.

Оборудование: профиль артикуляции звука Л, таблица артикуляционных упражнений; предметные картинки, сюжетные картинки; картинки-смайлики, таблица картинок –глаголов; схемы слогов, текст, мнемотаблица.

Х О Д З А Н Я Т И Я

Организационный момент. Ребята, посмотрите на смайлики. Давайте определим с каким настроением мы пришли на занятие и что сегодня мы будем делать?

Мы пришли с хорошим настроением, будем тихо себя вести, думать и внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Сообщение темы занятия.

1.К нам в гости приехал клоун. Давайте отгадаем его имя. Составить слово из первых букв картинок

(Лук, улитка, часы, иголка, кот).

– Правильно, Лучик! Его назвали так, потому, что он всегда веселый и радостный..

– Определите первый звук в имени нашего гостя? Это звук Л.

-Сегодня мы будем работать над закреплением правильного произношения звука Л в словах, предложениях, тексте. И нам в этом будет помогать Лучик.

2.Смотрите, Лучик держит в руках картинку и не поймет, что она обозначает. Это профиль артикуляции звука Л.

а) уточнение артикуляции звука «Л»;

б) характеристика звука «Л»;

в) сопоставление звука Л с буквой.

3. Лучик нашел вот такие картинки и не знает как их можно использовать.

– Давайте отгадаем, что же это за картинки, для чего они?

– Правильно! Это картинки из артикуляционной гимнастики звука Л.

– Давайте вспомним названия этих упражнений и сделаем их вместе с клоуном:

слоник, лопатка, чистим зубки, маляр, лодочка, вкусное варенье, индюк, блинчик, качели, лошадка (дети выполняют артикуляционные упражнения).

– А теперь давайте вместе с Лучиком попутешествуем. Сначала полетаем на самолете. (самолет летит – ллллл…).

– Затем поплаваем на корабликах (чтение слогов)

4. «Волшебный карандаш». Сопоставление звука Л с буквой Л.

– Ребята, давайте покажем Лучику как пишется буква Л. Возьмите красный карандаш и зачеркните буквы Л, которые написаны неправильно.

5. Игра «Собиралка». Клоун решил собрать с дерева картинки , но не знает как они называются.

– Назвать все картинки, висящие на дереве.

– Назвать картинки, в названии которых есть звук Л.

– Определить место звука Л в словах.

– Игра “Один-много” (Изменить слова по образцу: акула – акулы – много акул, …).

– Изменить предложения (ты, он, она, мы, они). Я вижу…(акулу, ласточку…).

– Составить предложения с картинками, в названии которых звук Л стоит в начале слова.

6. А теперь вместе с Лучиком собирем в корзинку слова, состоящие из 1-го, 2-х, 3-х слогов.

1 слог 2 слога 3 слога

(голубь, лук, волк, клоун, молоток, молоко) Уточнить место звука Л в слогах.

Автоматизация звука Л в предложениях, тексте.

Игра « Кто больше придумает предложений». (закрепление произношение звука Л в глаголах мужского рода прошедшего времени).

Составить предложения отвечая на вопрос «Что делал Павел?».

Записать предложения в тетради.

Поможем Лучику прочитать чистоговарки (дети подбирают слова-картинки, пропущенные в предложениях.

Ло-ло-ло, в лодке сломано …

Лу-лу-лу, я бегом бегу к …

Лат-лат-лат, маме купим мы …

Пло-пло-пло, белочка нашла …

Физминутка. Утром бабочка проснулась,

Два – изящно покрутилась.

Три – нагнулась и присела.

Над водою покрутилась.

Поможем клоуну найти предметы,о которых он скажет: «Это мой…»

(мой ландыш, мой глобус…)

.Дополнить предложения: У клоуна есть…(ландыш, седло, глобус, лопата, молоток, лощадь, фиалка,

Пересказ текста с помощью мнемотаблиц. Лучик пытается пересказать прочитанный рассказ, но у него ничего не получается. Давайте прочтем этот рассказ и поможем его пересказать с помощью таблицы, вывешенной на доске:

Клава пошла гулять в еловый лес. Там она увидела пчелу. Пчела села на колокольчик. С колокольчика пчела перелетела на подсолнух. Целый день Клава наблюдала за пчелой.

• Какие еще цветы со звуком Л вы знаете? (Ландыш, гладиолус, фиалка).

Итог. Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы познакомили Лучика со звуком и буквой Л. Научили его правильно выговаривать звук в слогах, словах, предложениях, тексте. За это Лучик дарит вам несколько загадок, которые вы должны отгадать дома и нарисовать к ним отгадки (детям раздаются карточки с загадками).

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • О себе (0)
  • Повышение квалификации (0)
  • Награды (0)
  • Обмен опытом (23)
  • Профессиональные конкурсы (0)

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед

Гришина Л.М.

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

Коррекционные:

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

  1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

  1. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

7. Физминутка.

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Конспект индивидуального занятия
«Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, фразах.

Задачи:

Коррекционно – обучающая:

– выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л].

– упражнять в четком произнесении звука [л] в слогах, словах,

Коррекционно – развивающая:

– развивать фонематический слух,

– развивать плавный выдох,

– развивать слуховое и зрительное внимание,

– развивать мелкую моторику.

Коррекционно – воспитывающая:

– воспитывать усидчивость, самоконтроль.

Оборудование: кубик с артикуляционной гимнастикой, контейнер с водой, цветной мячик для настольного тенниса, коробочка, шарики для творчества, парные картинки, детали цветочков (белые и цветные), слон, клетка, замок, коробочка в виде ямы, маленькие звери: лев, зебра, бегемот, обезьяна, тигр.

Предварительная работа: разучивание разминки «Колдун»/

Ход занятия:

I. Организационный момент.

– Здравствуй. Садись на стульчик. Сегодня мы с тобой отправимся в сказку. Чтобы в нее попасть – закрой глазки (Логопед ставит на стол замок, клетку со слоненком). Открывай глазки и послушай начало сказки. Жил-был слоненок. Он не выговаривал звук Л. И подсказали ему, что в замке живет волшебник, который поможет ему говорить этот звук. И пошел слоненок к нему. Но это оказался злой колдун. Он заточил его в клетку. Слоненка нужно спасать.

II. Сообщение темы занятия.

– Поможем слоненку? Давай спасем его от колдуна? Мы с тобой научимся произносить звук Л. Заодно и слоненка научим. Но к замку дорога нелегка. Колдун расставил нам ловушки и чтобы их обойти, нужно выполнить задания. Но я уверена, ты легко с ними справишься.

III. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

– На нашем пути первая ловушка. Камень. Ты видишь, что камень не простой. Выполнив все эти задания, мы скатим его с пути.

На каждой грани кубика картинка, соответствующая артикуляционному упражнению:

Заборчик

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

Окно

Открываем рот пошире,

Держим раз, два, три, четыре.

Если прыгает язык,

«А-а-а» поем, и он лежит!

Блинчик

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Маляр

Подниму я язычок

И покрашу потолок,

Язычок наш очень рад!

Молодец, ты хорошо справился. Камень мы с тобой убрали.

2. Выработка плавного выдоха.

– И дошли до реки. Но колдун сломал мост, и теперь звери не могут перебраться на тот берег. Давай мы их с тобой перевезем. Хорошо, что лодка осталась.

(Перед ребенком прямоугольный контейнер с водой, на воде цветной теннисный мячик. Ребенок дует на мячик, логопед по очереди переставляет зверят).

Всех перевез, молодец.

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»

– Вот мы и подошли к следующей ловушке. Это яма, которую вырыл колдун, чтобы туда попадали разные зверята. Давай мы ее с тобой засыплем. Я сейчас буду называть тебе слова. Слушай внимательно. Если в слове есть звук Л, ты кидаешь в яму камень.

Лак, мак, стол, стоп, лай, воск, диван, окно, мел, стул, дом, лапа.

Ты замечательно работаешь. Теперь зверята точно не попадут в ловушку.

4. Игра «Бесцветные цветы».

– Мы с тобой оказались на полянке, но посмотри: цветы бесцветные. Видимо и здесь колдун постарался. Но я знаю, как мы сможем добавить краски цветам. Чтобы получить цветной лепесток, нужно произнести правильно два слога со звуком Л:

ал-ол, ол-ул, ул-эл, эл-ал, ла-ло, ло-лу, лу-лы, лы-ла,

(Ребенок повторяет слоги за логопедом и меняет белый лепесток на цветной).

5. Физминутка.

– Думаю, что мы немножко устали с тобой обходить ловушки колдуна. Давай отдохнем немножко.

(Ребенок повторяет слова и движения за логопедом)

Шагают на месте

Показывают злость на лице и обводят руками большой круг

Машут руками, будто колдуют

Весело шагают вприпрыжку

Показывают, что думают

Показывают, что решили задание

Берутся за руки и пляшут

6. Дидактическая игра «Один-много».

– Ну вот мы и пришли с тобой к замку злого колдуна. (Клетка убрана, слоненок стоит перед замком). Он за нами наблюдал все это время, посмотрел, как ты ловко обходишь его ловушки, что испугался и убежал. А когда он побежал, он смахнул картинки со своего стола и они все перемешались (Логопед выкладывает парные картинки по теме профессии). Слоненка мы конечно с тобой выручили, он благодарит тебя за помощь. Но мы же не может оставить здесь такой беспорядок. Давай приберемся, и пусть в замке колдуна живут все звери леса.

(Найти парные профессии и назвать один-много).

IV. Итог занятия.

– Какой ты молодец. И в ловушки не попал, и колдуна прогнал, и слоненка освободил. Тебе понравилось на занятии? А какое задание понравилось? А что было трудно выполнять?

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Юлия Мулюкова
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Тема: Автоматизация звука «Л» в слогах, в словах и предложениях.

– закрепить артикуляцию звука «Л», учить произносить его в слогах, словах;

– обогащение словаря по теме «Дикие животные»;

-работа над фонематическим представлением и анализом;

– работа над образованием прилагательных;

– развитие артикуляционной, мелкой и общей моторик;

– развитие мышление на материале загадок, классификаций;

– развитие зрительного и слухового внимания, пространственных координат;

– развитие тактильных ощущений.

– воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

– бочонок с крупой;

1. Орг. момент. (слайд №1)

Сегодня к нам на занятие пришел необычный гость, а кто это ты сможешь узнать, отгадав загадку.

Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты

Фиолетовый зверек – детям маленьким дружок.

Ты узнал, кто это?

2. Артикуляционная гимнастика.

Решил Лунтик побывать у тебя в гостях. И чтобы подготовить корабль он с начала улыбнулся («упр. Улыбка», собрал в корзину продукты (упр. «Открываем – закрываем домик», напек много блинов (упр. Блинчик»). Покрасил корабль снаружи «упр. Облизываем верхние губы», покрасил корабль изнутри «упр. Маляр»

3. Дыхательная гимнастика. (слайд №2)

Корабль готов, сел Лунтик на свой корабль, а чтобы он взлетел, давай подуем на него. Только дуть нужно правильно. Губы вытягиваем вперед, вдох – носом, и выдох ртом, через вытянутые губы.

4. Изолированное произношение звука «Л».

Моторчик у корабля работает вот так: ЛЛЛЛЛ

Повтори. Пока летит корабль, мы будем протяжно тянуть звук «Л»

5. Тема занятия.

Сегодня на занятии вместе с Лунтиком мы будем продолжать правильно и четко проговаривать звук «Л».

6. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

– Давай вспомним, что делают губы и язычок при произнесении звука Л.

(Губы раскрыты, язык прижимается к верхним резцам, горлышко дрожит)

– Это гласный или согласный звук?

– А раз горлышко дрожит, он глухой или звонкий.

Ты сказал все правильно это согласный, звонкий звук. Язычок находится наверху при произнесении звука.

Выложи из камушек букву, которой обозначается звук «Л».

7. Пальчиковая гимнастика с помощью тренажёра Су – джок.

Чтобы не было скучно во время полета, Лунтик придумал себе песенку и пел ее.

(Логопед одевает на каждый пальчик ребенка колечко и проговаривает слог)

Ла-ла-ла кло- клу – клы

Ло – ло – ло мло – млу – млы

Лу – лу – лу скло – склу – склы

Лы – лы – лы шкло – кшлу – шклы

Ола – оло – улу – ылы тло – тлу – тлы

8. Образование прилагательных.

– Приземлился Лунтик на землю, вышел с корабля и вот, что увидел. (слайд)

— О каком времени года песня? (о зиме)

– А какое время года сейчас у нас? По каким приметам мы узнаем, что зима?

Зимой, когда выпадает много – много снега говорят зима снежная. Если морозы, то говорят зима морозная. А если зимой холодно, значит зима какая?

– Если зима длится долго- долго, то зима какая?

9. Работа по лексической теме. Автоматизация звука «Л» в словах.

– Лунтик ни разу не видел снега. Давай вместе с ним прогуляемся по зимнему лесу. Отгадай, каких животных мы встретим в лесу? Одного животного на картинке мы не увидим, будь внимательна.

А) На овчарку он похож. Б) Повыше кошки рост,

Что ни зуб – то острый нож! Живет в норе, в лесу

Он бежит, оскалив пасть, Пушистый рыжий хвост,

На овцу готов напасть. Все знаем мы.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый. г) Из берлоги слышен храп –

в) Важно я хожу по бору Спит хозяин косолап

Съесть могу и мухоморы Всю округу замело,

Не боюсь в лесу врага – Но ему во сне тепло

Есть копыта и рога! (Лось)

Д) В день осенний, в день пригожий

На колючий шар похожий

По лесной тропинке шел,

На полянке гриб нашел.

А грибы – я вам скажу –

Презентация (слайд животные).

Попробуй вспомнить, про какое животное загадка была, а на картинке мы его не увидели?

Как называют одним словом животных, которые живут в лесу? (Дикие животные).

(работа с карточками) «Жилища животных»

Лунтику интересно, если зимой так холодно и морозно, не замерзнут ли животные?

Нет, Лунтик, животные не замерзнут. Мы знаем, что к зиме все звери готовят себе дома. Медведь выбирает. (берлогу).

Белка ищет. (дупло). Лиса роет. (нору). Волк устраивает. (логово).

Возьми картинки животных и рассели их по домам.

И скажи, кто, где живет?

— Например: дом медведя – берлога.

Жилище лисы – нора.

Жилище волка – логово.

Жилище белки – дупло.

10. Физминутка «Зайка»

В зимнем лесу холодно и Лунтик замерз. Давай погреемся немножко, попрыгаем как зайчики.

11. Автоматизация «Л» в предложениях. (слайд «Накормим Лунтика»)

Гуляя по зимнему лесу Лунтик проголодался, давай накормим его.

Но он любит только еду в названии, которых есть звук «Л», как ты думаешь, что он выберет.

12 .Развитие звукового анализа.

Где ты слышишь звук «Л» в слове ЛУНТИК, а в слове СЪЕЛ, а в слове ЯБЛОКО.

13. Чтение предложений.

Лунтик совсем недавно научился читать. Он принес (чтение чистоговорок)

14. Гимнастика для глаз «Снежинки». Презентация.

Ты правильно прочитал предложения, но наши глазки немного устали давай устроим им отдых гимнастика для глаз «Снежинки»

Давай с тобой поиграем в снежки. Какого цвета снежок?

Какой он на ощупь?

15. Дидактическая игра «Составь слова».

Лунтик оставил тебе записку, но прочитать ты сможешь, если составишь слово из первых звуков картинок.

Мяч, очки, лиса, огурец, дом, ель, цепочка.

16. Итог занятия.

Какой звук сегодня мы учились произносить?

Придумай слова на звук «Л».

Прикреплённые файлы:

В лес пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.

Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как задания выполнять.
Наконец, они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья,- плясать,
Нам не надо унывать.

-1-nachalo_pu5m0.ppt | 524,5 Кб

Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях. Путешествие в цирк» Цель: формирование знаний о звуке [Р], подготовка к обучению грамоте. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: – формировать представления.

Автоматизация звука [З] в слогах, в словах и предложениях Цель: Учить детей правильно произносить звук [з]. Оборудование: индивидуальные зеркала, предметная картинка – комарик, таблички со слогами.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Ход индивидуального логопедического занятия. I. Орг. момент. Игры с сухим бассейном: пальчиковая гимнастика, «Собери картинку». Л: К нам.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях» Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях». Цель — автоматизация звука [Р].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Видео XlwMVZFEwr8КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ». Цель: автоматизировать звук.

«Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях». Конспект индивидуального логопедического занятия Конспект индивидуального логопедического занятия Направление деятельности: коммуникативная Доминирующая образовательная область: речевое.

Конспект открытого индивидуального занятия «Автоматизация звука [р]-[р’]в слогах, словах, предложениях» КДОУ ВО «Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста» Конспект открытого.

Самоанализ логопедического занятия «Путешествие с Колобком. Автоматизация звука [л] в слогах, словах и предложениях» МБОУ Бейская школа-интернат Интегрированный урок учитель – логопед: Лебедева С. В. педагог- психолог : Кузнецова О. Ю Тема: Автоматизация.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В 1 КЛАССЕ Тема: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях. учитель-логопед: Сидоренко Татьяна.

Читайте также:  Выступление логопеда на родительском собрании в первом классе
Ссылка на основную публикацию

Автоматизация звука (Л) в слогах, словах – конспект в 1 классе

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

Конспект индивидуального занятия. Тема: “Автоматизация звука [л] в словах”

Разделы: Логопедия

Цель: автоматизировать звук [л] в словах

Задачи:

  • Коррекционно-обучающие:
    • уточнить правильную артикуляцию звука [л];
    • повторить правильное произношение звука [л] изолированно
    • упражнять в правильном произношении звука [л] в слогах, словах;
    • учить модулировать голос по силе;
    • продолжать учить дифференцировать интонации на слух;
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
    • развивать память, внимание, мышление
  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитывать осознанное отношение к необходимости исправления звукопроизношения, навыки самоконтроля

Оборудование: карточки-символы: «Улыбка», «Забор», «Окно», «Мост», «Парус», «Пароход гудит»; 3 карточки с изображением интонаций, ромашка.

Часть речиСлова, сложные по слоговой структуреСлова, сложные по семантике
существительноеартикуляцияпалатка
глаголыартикулировать

1. Организационный момент

Д/упражнение «Выполни инструкцию»

Инструкция: указательным пальцем левой руки покажи левый глаз; правой рукой дотронься до мочки правого уха; ладонью правой руки коснись левого колена и т.д.

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Инструкция: перед тобой картинки-символы для выполнения упражнений артикуляционной гимнастики. Выполняй упражнения в той последовательности, в которой расположены картинки-символы («Улыбка» – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Пароход гудит»).

3. Автоматизация звука [л] в слогах

Инструкция: мы с тобой поиграем в игру «Попугайчики». Я буду произносить слоги со звуком [л], а ты, как попугайчик, будешь за мной повторять.

4. Автоматизация звука [л] в словах

Д/упражнение «Повтори за мной».

Инструкция: я буду произносить слова со звуком [л], а ты их повторяй.

Лампа, лапша, ласточка, Луша, лавина, лопата, ландыш, халат, палатка.

Д/упражнение «Добавь слог».

Инструкция: я назову часть слова, а ты добавь слог -ЛА-.

упа-ЛА, чита-ЛА, шко-ЛА, кида-ЛА, носи-ЛА, обиде-ЛА, увиде-ЛА.

Инструкция: перед тобой ромашка. Надо сорвать лепестки с изображением предметов, в названии которых есть звук [л] (лук, пила, салат, молоко и т.д.).

Д/упражнение «Доскажи словечко».

Инструкция: я буду читать стихотворение, а ты по смыслу будешь договаривать слово.

Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли … (лапки).

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу).

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло).

5. Физминутка

Левой ручкой – по плечу,
Правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.

6. Нормализация голоса

Инструкция: к нам на занятие прилетел жук. Он то подлетает к нам поближе, то улетает. Силой голоса покажи то приближение, то удаление жука.

7. Нормализация просодики

На 3 карточках даны графические изображения интонаций. Карточки лежат на столе перед ребенком.

Инструкция: послушай, как я произношу фразу и с какой интонацией. Подбери соответствующую карточку.

Мы пойдем сегодня в парк.
Мы пойдем сегодня в парк?
Мы пойдем сегодня в парк!

Д/упражнение «Какое слово лишнее?»

Инструкция: мы сегодня учились правильно произносить звук [л]. Послушай, как звучат слова и найди лишнее слово.

Читайте также:  Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

8. Итог занятия

Оценка деятельности ребенка.

– Какой звук учились произносить в словах? (Звук [л])
– Придумай слова на звук [л]
– Молодец! За правильные ответы тебе приз – конфеты «Ласточка».

Логопедическое занятие по теме “Автоматизация звука [л] в словах ипредложениях” 1 класс

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Автоматизация звука [л] в словах, предложениях

Цели: закрепление правильного произношения звука [л] в словах, в предложениях; развитие навыков фонематического анализа и синтеза; развитие навыка связного высказывания; уточнение и активизация словаря; совершенствование памяти, внимания, мышления; развитие мелкой моторики; воспитание прилежания, аккуратности.

Оборудование: предметная картинка (тигр); карточки с буквами, со словами, с предметными картинками; мяч; части дома в конвертах.

Я в ягнятах знаю толк.

Я зубастый, серый … (волк).

– Какой третий звук в этом слове? Звук [л].

– Как вы думаете, с каким звуком мы будем сегодня работать на уроке? Мы будем работать со звуком [л].

II . Повторение пройденного.

1) Пальчиковая гимнастика

Упражнения: «Крыша», «Солнечные лучи», «Улитка», «Елка», «Стол».

2) Артикуляционная гимнастика

Упражнения: «Болтушка», «Футбол».

3) Проверка домашнего задания

– Произносить звук [л] громко – тихо, длительно – коротко.

Ла – ла – ла – лопата и пила, ло – ло – ло – у белки дупло,

лу – лу – лу – Алла купила пилу, лы – лы – лы – у Аллы белые полы.

III . Изучение нового материала.

1) Поставить цифры над буквами, в порядке увеличения букв. М А П Л А (лампа), П О Д Л У (дупло)

– Какие слова получились? Лампа, лодка, дупло, фиалка, ландыш.

– Сколько в этих словах слогов? Два, три слога.

– Какие из этих слов можно объединить в одну группу? Какую? Ландыш и фиалки можно объединить в группу «цветы».

2) Посчитать количество слов в предложении, назвать слова, в которых есть звук [л].

– Около кола колокола. Три слова: около, кола, колокола.

– Неожиданно выпал первый снег. Одно слово: выпал.

– За ночь сильно похолодало. Одно слово: похолодало.

– Настало ясное морозное утро. Одно слово: настало.

3) Подбери картинку. Назвать все картинки в окошках. Найти подходящую картинку, назвать ее и поместить в пустое окошко (нарисовать стрелочку от картинки к окошку). Объяснить свой выбор.

– В окошках изображены лось и волк. Следовательно, надо провести стрелку от белки, т.к. эти картинки можно объединить в одну группу – животные.

По грибы ходила Алла,

Гриб красивый выбирала.

Собрала как на подбор:

Что ни гриб – то мухомор.

4) Половинки. Назвать половинки каких предметов изображены, дорисовать эти предметы, чтобы они стали целыми. (Половинка стола, половинка лампы, половинка ёлки.)

V . Зрительная гимнастика.

Следить за снежинками вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали.

5) Назвать картинку и сказать, какого цвета может быть этот предмет, раскрасить в соответствующий цвет.

– Это колокольчик, он голубой, поэтому я раскрашу колокольчик в голубой цвет.

– Это яблоко, оно жёлтое, поэтому я раскрашу яблоко в желтый цвет.

6) Исправить ошибку в предложении.

– Ребята, я произнесу предложение, вы послушайте внимательно и скажите согласны или нет с предложением. На луне небо.

– Нет, т.к. на луне не может быть неба.

– А как произнести правильно?

Мама сделала свеклу из салата.

На платке голова.

Яблоко выжало сок из Милы.

Волны плывут по лодке.

VI . Подведение итогов.

– Ребята, каких результатов мы достигли на уроке? Что у вас получилось? Что было трудно? Что запомнилось? Что хотелось бы повторить? Что пока не удаётся?

– Ваша задача –нарядить елку. На перегоревших лампочках Л в конце слога. Эти лампочки не надо вешать на елку. А на исправных лампочках Л — в начале слога. Читайте все слоги, выбирайте только лампочки с буквой Л в начале слога. Если у вас было гармоничное, комфортное состояние на уроке, раскрасьте их в жёлтый цвет, если спокойное и ровное – в голубой, если тревожное – обведите по контуру жёлтым или голубым цветом. Повесьте ваши лампочки на елку.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

Конспект данного логопедического занятия направлен на устранение недостатков произношения звука [Л] в речи обучающихся первых классов (первое полугодие). Реализация данного конспекта способствует автоматизации звука [Л] в словах и предложениях, развитию навыков фонематического анализа и синтеза, развитию навыка связного высказывания, уточнению и активизации словаря, совершенствованию памяти, внимания, логического мышления, развитию мелкой моторики.

Представленный конспект способствует формирования навыка работы обучающихся в парах.

При необходимости конспект может быть полезен в работе с обучающимися вторых классов.

Конспект индивидуального занятия
«Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, фразах.

Задачи:

Коррекционно – обучающая:

– выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л].

– упражнять в четком произнесении звука [л] в слогах, словах,

Коррекционно – развивающая:

– развивать фонематический слух,

– развивать плавный выдох,

– развивать слуховое и зрительное внимание,

– развивать мелкую моторику.

Коррекционно – воспитывающая:

– воспитывать усидчивость, самоконтроль.

Оборудование: кубик с артикуляционной гимнастикой, контейнер с водой, цветной мячик для настольного тенниса, коробочка, шарики для творчества, парные картинки, детали цветочков (белые и цветные), слон, клетка, замок, коробочка в виде ямы, маленькие звери: лев, зебра, бегемот, обезьяна, тигр.

Предварительная работа: разучивание разминки «Колдун»/

Ход занятия:

I. Организационный момент.

– Здравствуй. Садись на стульчик. Сегодня мы с тобой отправимся в сказку. Чтобы в нее попасть – закрой глазки (Логопед ставит на стол замок, клетку со слоненком). Открывай глазки и послушай начало сказки. Жил-был слоненок. Он не выговаривал звук Л. И подсказали ему, что в замке живет волшебник, который поможет ему говорить этот звук. И пошел слоненок к нему. Но это оказался злой колдун. Он заточил его в клетку. Слоненка нужно спасать.

II. Сообщение темы занятия.

– Поможем слоненку? Давай спасем его от колдуна? Мы с тобой научимся произносить звук Л. Заодно и слоненка научим. Но к замку дорога нелегка. Колдун расставил нам ловушки и чтобы их обойти, нужно выполнить задания. Но я уверена, ты легко с ними справишься.

III. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

– На нашем пути первая ловушка. Камень. Ты видишь, что камень не простой. Выполнив все эти задания, мы скатим его с пути.

На каждой грани кубика картинка, соответствующая артикуляционному упражнению:

Заборчик

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

Окно

Читайте также:  Подгрупповое коррекционное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Поможем Золушке"

Открываем рот пошире,

Держим раз, два, три, четыре.

Если прыгает язык,

«А-а-а» поем, и он лежит!

Блинчик

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Маляр

Подниму я язычок

И покрашу потолок,

Язычок наш очень рад!

Молодец, ты хорошо справился. Камень мы с тобой убрали.

2. Выработка плавного выдоха.

– И дошли до реки. Но колдун сломал мост, и теперь звери не могут перебраться на тот берег. Давай мы их с тобой перевезем. Хорошо, что лодка осталась.

(Перед ребенком прямоугольный контейнер с водой, на воде цветной теннисный мячик. Ребенок дует на мячик, логопед по очереди переставляет зверят).

Всех перевез, молодец.

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»

– Вот мы и подошли к следующей ловушке. Это яма, которую вырыл колдун, чтобы туда попадали разные зверята. Давай мы ее с тобой засыплем. Я сейчас буду называть тебе слова. Слушай внимательно. Если в слове есть звук Л, ты кидаешь в яму камень.

Лак, мак, стол, стоп, лай, воск, диван, окно, мел, стул, дом, лапа.

Ты замечательно работаешь. Теперь зверята точно не попадут в ловушку.

4. Игра «Бесцветные цветы».

– Мы с тобой оказались на полянке, но посмотри: цветы бесцветные. Видимо и здесь колдун постарался. Но я знаю, как мы сможем добавить краски цветам. Чтобы получить цветной лепесток, нужно произнести правильно два слога со звуком Л:

ал-ол, ол-ул, ул-эл, эл-ал, ла-ло, ло-лу, лу-лы, лы-ла,

(Ребенок повторяет слоги за логопедом и меняет белый лепесток на цветной).

5. Физминутка.

– Думаю, что мы немножко устали с тобой обходить ловушки колдуна. Давай отдохнем немножко.

(Ребенок повторяет слова и движения за логопедом)

Шагают на месте

Показывают злость на лице и обводят руками большой круг

Машут руками, будто колдуют

Весело шагают вприпрыжку

Показывают, что думают

Показывают, что решили задание

Берутся за руки и пляшут

6. Дидактическая игра «Один-много».

– Ну вот мы и пришли с тобой к замку злого колдуна. (Клетка убрана, слоненок стоит перед замком). Он за нами наблюдал все это время, посмотрел, как ты ловко обходишь его ловушки, что испугался и убежал. А когда он побежал, он смахнул картинки со своего стола и они все перемешались (Логопед выкладывает парные картинки по теме профессии). Слоненка мы конечно с тобой выручили, он благодарит тебя за помощь. Но мы же не может оставить здесь такой беспорядок. Давай приберемся, и пусть в замке колдуна живут все звери леса.

(Найти парные профессии и назвать один-много).

IV. Итог занятия.

– Какой ты молодец. И в ловушки не попал, и колдуна прогнал, и слоненка освободил. Тебе понравилось на занятии? А какое задание понравилось? А что было трудно выполнять?

Конспект открытого занятия по автоматизации звука Л у обучающихся 1 класса
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Конспект открытого логопедического занятия с группой обучающихся первого класса с диагнозом ФФНР

Скачать:

В лес пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.

Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как задания выполнять.
Наконец, они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья,- плясать,
Нам не надо унывать.

ВложениеРазмер
Конспект занятия40.5 КБ
презентация к открытому занятию304.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по автоматизации звука [Л] у обучающихся 1 класса.

Учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП

Логопедическая тема: Автоматизация [Л] в предложениях.

Лексическая тема: Зима, белый цвет

Цель: автоматизировать звук [Л] в предложениях.

Развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику.

Развивать фонематический строй: фонематический анализ, фонематические представления.

Развивать просодические компоненты речи: темп, ритм, паузацию, интонацию.

Автоматизировать звук [Л] в словах и предложениях, вводить в текст.

Закреплять полученные знания в письменных упражнениях, тренировать произношение звука [Л] при чтении предложений и текста.

Актуализировать и расширять словарь по теме «Зима».

Актуализировать работу речевых зон коры головного мозга через массаж ладоней и пальцев рук.

Оборудование: картинка «Зимние забавы», индивидуальные зеркала, счетные палочки, графический диктант «Ёлочка», карточки с загадками, массажёры Су Джок, мяч, Т.С.О. (компьютер, проектор).

1.Организационный момент. Активизация внимания.

Перед детьми картинка «Зимние забавы».

Логопед: Ребята, посмотрите на доску, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Логопед: Да, мы будем говорить о зиме и её любимом цвете. Подумайте, какой любимый цвет у Зимы?

Дети: Любимый цвет зимы белый.

2.Специальная артикуляторная гимнастика.

Логопед: Прежде, чем начать разговор подготовим ваши язычки. Сделаем гимнастику для языка: – «блинчик»

3.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в слогах и словах, используя кольца Су Джок.

Логопед: Достаньте из Ёжиков одно колечко, будете повторять за мной по очереди:

4.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях.

Логопед: Давайте внимательно рассмотрим картинку и назовём все предметы белого цвета, например «белый снег». Дети отвечают, при затруднении логопед помогает наводящими вопросами (белый снеговик, белый парк, белый ком, белые деревья, белые коньки, белые кусты, белые сугробы, белая горка, белые снежки).

5.Развитие функции словообразования.

Логопед: Молодцы, ребята! Скажите, а из-за чего так много белого цвета?

Дети: Из-за того, что много снега.

Логопед: Если много снега, как мы скажем про зиму? Зима какая?

Дети: Зима снежная.

Логопед: Правильно, но есть ещё одно слово, которое может описать такую зиму. Нужно соединить два слова в одно: белая и снежная. Какая будет зима?

Дети: Зима белоснежная.

Логопед: Если мы долго ждали зиму, она какая? Соедините вместе слова «долго» и «ждали»

Дети: Зима долгожданная.

Логопед: Слова, которые вы сейчас составили, называются сложными, потому что состоят из двух слов. Назовите ещё раз, какая зима, если много белого снега? Какая зима, если мы её долго ждали?

6.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках с использованием Су Джок массажера.

Логопед: давайте проговорим «Белую чистоговорку». Дети продекламируют чистоговорку по одной строчке, при этом выполняют поочередное накручивание массажного кольца на пальцы.

♦ Ло-ло-ло, ло-ло-ло, всё на улице бело.

♦ Ла-ла-ла, ла-ла-ла, клумба под окном бела.

♦ Ол-ол-ол, ол-ол-ол, белым стал зелёный стол.

♦ Ала-ала-ала-ала, белой и скамейка стала.

♦ Лы-лы-лы, лы-лы-лы, все тропиночки белы.

♦ Ло-ло-ло, ло-ло-ло, в окнах белое стекло.

7.Развитие фонематических представлений.

Логопед: я расскажу вам скороговорку, а вы выкладывайте палочку каждый раз, когда услышите звук [Л]

Белый снег, белый мел, белый заяц – тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была (9 палочек).

– Сколько палочек у вас?

8.Развитие оптико-пространственных представлений и мелкой моторики.

Логопед: Выложите из этих палочек ёлку. Посчитаем наши елки: одна елка, и т.д.( пятая елка появляется на доске – презентация)

9.Развитие оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков.

Дети выполняют графический диктант «Ёлка» по клеточкам и заштриховывают её «^» простым карандашом.

10.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках с использованием массажера Су Джок. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Логопед: Ребята, давайте повторим нашу «Еловую чистоговорку». Елка на доске уже есть, а пока вы будете рассказывать, появятся и остальные герои.

Ол-ол-ол, с ёлки улетел щегол.

Ул-ул-ул, волк под ёлкою уснул.

Ил-ил-ил, лось у ёлочки ходил.

Эл-эл-эл, голубь к ёлке подлетел.

Во время проговаривания детьми чистоговорки на доске соответственно тексту появляются животные (презентация).

Логопед: Молодцы! А теперь ответьте на мои вопросы полным предложением и следите за правильным произношением звука [Л]:

– Кто уснул под ёлкой?

– Кто подлетел к ёлке?

– Кто улетел с ёлки?

– Кто ходил у ёлочки?

Логопед: посмотрите, сколько снега вокруг ёлки, выходите к доске, мы отправимся кататься на лыжах, выполняйте движения под стихотворение:

В зимний день я не скучаю:

Быстро лыжи надеваю,

В руки я беру две палки,

С ветерком играю в салки! (А. Парошин)

Логопед: а теперь изобразите, как играют дети в снежки. Молодцы! Садитесь за парты.

12. Обогащение словарного запаса по теме, развитие образного и логического мышления. Введение звука [Л] в текст.

Логопед: Белоснежная Зима приготовила для вас загадки, возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы Л в тексте. Затем один человек будет читать свою загадку, остальные отгадывать.

1) Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки одеваю,

А зовут меня . (зима)

2) Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали и в миг

3) Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — в ладони нет?

4) Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (снег)

13. Развитие функции антонимии. Техника речи.

Логопед: поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот» продолжите мою фразу:

Зимой день короткий, а ночь … (длинная)

Летом ветер тёплый, а зимой … (холодный)

С горки катимся быстро, а на горку забираемся…(медленно)

Зимой идёт снег, а летом идёт … (дождь)

Летом тепло, а зимой … (холодно)

Зимой одеваем много одежды, а летом…(мало)

Зимой тучи серые, а летом облака…(белые)

14.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в тексте.

Логопед: Ребята, скажите, какой самый веселый зимний праздник?

Логопед: Конечно, я с вами согласна! Сейчас вы прочитаете рассказ «Веселый» праздник». Но он не обычный, некоторые слова в тексте заменены картинками, вам нужно правильно прочитать предложение. Следите за своим произношением.

Дети читают текст (презентация ): «Весёлый» праздник»

Наступил последний день в году. Мила ждала гостей к ужину. Сколько дел надо сделать молодой хозяйке! Вначале она сбегала в магазин, потом вымыла всю посуду. В углу комнаты Мила установила елку, а на нее повесила лампочки. «Только бы успеть к ужину!» – мелькало в ее голове. Мила запекла в духовке индейку, сделала несколько салатов, а затем уложила сладости и яблоки в вазу. Оставалось только надеть новое платье. Усталая хозяйка на минутку легла на диван.

Звонков Мила не слышала. Когда наступил Новый год, она сладко спала!

Логопед: Как вы думаете, название рассказа «Весёлый праздник» соответствует тому, что вы прочли? (помочь наводящими вопросами)

Дети: нет, праздник не был весёлым, потому что Мила его проспала.

Логопед: Обратите внимание, что в названии слово «весёлый» напечатано в кавычках – это значит, что автор имеет в виду противоположное значение.

Логопед: Итак, о чём мы сегодня говорили? Какие новые слова вы узнали? Какие задания вам понравились? Давайте попрощаемся с гостями.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»

Тема: Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях.

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [ Л ] в словах, предложениях, текстах.

уточнение артикуляции звука [ Л ] ;

– определение места звука в словах.

– развитие и активизация моторики артикуляционного аппарата;

– развитие фонематического слуха;

– формирование навыка самоконтроля за собственной речью.

– закрепление навыков фонематического анализа и синтеза;

– развитие связной речи путем составления предложений, рассказа по картинке;

– расширение словарного запаса учащегося;

– развитие внимания, памяти, мышления.

– воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения;

– воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Оборудование: индивидуальное зеркало , дидактическое пособие «Футбол», предметные картинки на звук [ Л ] ,мяч – ёжик, картинный материал, пазлы на автоматизированный звук, дидактическое пособие «Слоговые пазлы», музыкальная запись, артикуляционная гимнастика в картинках.

I . Организационный момент.

– Здравствуй, Амир! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайся с нашими гостями.

Давай соберем пазл и посмотрим, с каким звуком будем работать на занятии.

Молодец! Спой песенку «большого парохода»: Л – Л – Л…

Сегодня мы будем с тобой продолжать учиться правильно произносить звук [ Л ] в словах и предложениях.

2. Артикуляционная гимнастика.

Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [ Л ] .

Выполнение упражнений перед зеркалом.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Индюк надутый всем знаком,

Но дружат с ним едва ли.

Не важничай, чтоб индюком

Тебя не называли!

Блин мы ели с наслажденьем –

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Под березой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

3.Коррекция мелкой моторики пальцев рук

Разминочные упражнения с мячом-ежиком.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Работа по книге Мезенцевой «Логопедия в картинках»:

Есть ли среди этих слов такие, которые начинаются со звука [ Л ] ?

Назови слова, в начале которых стоит гласный звук.

Найди и назови слова, которые обозначают живые предметы и отвечают на вопрос «КТО?». Положи на изображения этих предметов красные сердечки. Тебе понадобится 3 сердечка.

Назови все слова, в которых звук [ Л ] стоит в середине.

Как ты думаешь, почему Золушку так назвали? Вспомни сказки.

Какие 6 слов спрятались в слове СПЕЛАЯ? (ел, ела, пел, пела, спел, спела)

Закончи предложение, используя названия предметов, изображенных на рисунках.

Я вижу картинку с…..

2. Проговаривание чистоговорок.

ЛА-ЛА-ЛА- быстро вертится юла.

ЛУ-ЛУ-ЛУ- мы гуляли по селу.

ЛО-ЛО-ЛО- мы приехали в село.

АЛ-АЛ-АЛ- наш малыш упал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ- мы пойдем на футбол.

УЛ-УЛ-УЛ-легкий ветерок подул.

Устал? А теперь давай встанем и немного подвигаемся. (Движения под песню «У жирафов пятна, пятна, пятнышки везде…»)

4 .Автоматизация звука [ Л ] в предложениях.

А)Дидактическая игра «Слоговые пазлы на звук [ Л ] » на определение количества слогов в слове.

Б) Составление рассказа по картинке и опорным словам на тему «Дождь».

Опорные слова: радуга, лужа, туча, гром, гроза, плащ, зонт, молния.

– Вспомни, какой звук мы учились произносить сегодня на занятии?

Ссылка на основную публикацию