Тема: Одежда (согласование числительных с существительными в родительном падеже множественного числа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе. Тема:”В волшебной деревне.” Согласование существительных и числительных в родительном падеже.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе.

Тема: В волшебной деревне.

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Социальноличностное развитие

Ведущая образовательная область:

коммуникация

Цель: Учить детей образовывать словосочетание в родительном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая числительные и существительные между собой.

Задачи:

закреплять умение согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях;

– закреплять правильное употребление в речи предлогов В, НА, ПОД;

– закреплять обобщающие понятия;

– закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением

закреплять представления об овощах, фруктах, предметах одежды, о домашних животных;

– развитие связной речи;

– развитие внимания, мышления и памяти;

– формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности;

Оборудование:

– чудо-дерево с предметами одежды, обуви, посуды, продуктов в разных количествах;

– панно с изображением скотного двора, плоскостные фигуры домашних животных и птиц, предметные картинки с изображением их пищи;

– мольберт с картиной «Что не так?»;

– корзина, натуральные овощи либо муляжи, 2блюда;

– раздаточный материал – карточки с изображением фруктов от одного до пяти

Ход занятия:

Организационный момент

Подготовка к путешествию.

Основной этап

2. Игра «Будь внимательным»

4. Дидактическое упражнение «Что забыл нарисовать художник?»

5. Дидактическое упражнение «Огород»

6. Динамическая пауза. Игра «Вершки и корешки».

7. Дидактическое упражнение «Приготовим салат и винегрет»

8. Работа с индивидуальным наглядным материалом «Приготовим компот»

Итог

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_soglasovanie_chislit_i_sushch.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе.

Тема: В волшебной деревне.

– Социально – личностное развитие

Ведущая образовательная область:

Цель: Учить детей образовывать словосочетание в родительном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая числительные и существительные между собой.

– закреплять умение согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях;

– закреплять правильное употребление в речи предлогов В, НА, ПОД;

– закреплять обобщающие понятия;

– закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением

– закреплять представления об овощах, фруктах, предметах одежды, о домашних животных;

– развитие связной речи;

– развитие внимания, мышления и памяти;

– формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности;

– чудо-дерево с предметами одежды, обуви, посуды, продуктов в разных количествах;

– панно с изображением скотного двора, плоскостные фигуры домашних животных и птиц, предметные картинки с изображением их пищи;

– мольберт с картиной «Что не так?»;

– корзина, натуральные овощи либо муляжи, 2блюда;

– раздаточный материал – карточки с изображением фруктов от одного до пяти

Логопед: – Хотите научиться считать предметы и объекты, четко и правильно называть их? Предлагаю отправиться в путешествие, но сначала надо потренироваться: ходьба по кочкам, по высокой траве, перебежки.

  1. «Чудо-дерево» Приехали в волшебную деревню. Логопед обращает внимание на волшебный сад с чудо-деревьями.

Логопед: – Посмотрите, у ворот

И на ветках зреют в срок

Много платьев и сапог

Зреют кофты, туфли, юбки

И посуда и продукты

Булки здесь и колбаса,

Вообщем, просто чудеса…

Дети рассматривают предметы, растущие на дереве.

Логопед: – Посмотрите, что растет на дереве. Посчитайте одинаковые предметы и скажите сколько их? (Дети считают одинаковые предметы и проговаривают предложения: На дереве растут пять платьев, четыре юбки…)

Логопед:- Предлагаю проверить ваше внимание и память. Постарайтесь запомнить картинки и количество предметов на них. Присядьте на корточки, закройте глаза .

Логопед убирает картинку.

Логопед:- Откройте глаза, встаньте и посмотрите чего нет на дереве? (Игра повторяется три – четыре раза, логопед обращает внимание ,чтобы дети отвечали полным предложением.)

Логопед:- Ехали мы, ехали, и приехали на скотный двор. Кто живет на скотном дворе?

Дети: – Домашние животные.

Логопед: – Почему назвали скотный двор? ( Выслушиваются ответы детей) Логопед: – Скотный двор – это место, отведенное под жилища животных рядом с домом человека. Домашних животных можно назвать иначе – скот. Поэтому и двор для животных называется «скотный».

На доске панно «Ферма»

Логопед: – Давайте рассмотрим, кто живет на скотном дворе? (Уточняется количество животных)

Дети: – Одна корова, три свиньи, четыре козы, пять кроликов, три овцы, четыре гуся, пять кур, два петуха, две собаки, одна кошка.

Логопед прикрепляет на доску картинки с изображением еды для животных

Логопед: – Для кого приготовили сено? (ответы детей)

Логопед: – Для кого приготовили морковь и капусту? (ответы детей)

Логопед: – Кому хозяин даст зерно? (ответы детей)

Логопед: – Для кого отруби и остатки еды? (ответы детей)

  1. Дидактическое упражнение «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед обращает внимание детей на мольберт с картиной.

Логопед: – Посмотрите, мольберт с картиной. Что изобразил художник на картине?

Дети: – Скотный двор.

Логопед: – Посмотрите, что-то не так на этой картине. Кто заметил, что забыл нарисовать художник?

Дети: – Собака без трех лап, кролик без двух ушей, петух без гребешка, свинья без хвоста, корова без двух рогов, коза без двух ног, елка без пяти веток, телега без двух колёс…

Логопед записывает ответы детей ,чтобы подсказать художнику, что нужно дорисовать.

  1. Дидактическое упражнение «Огород»

Логопед выносит корзину с овощами. Предлагает детям рассмотреть, что лежит в корзине.

Логопед: – Как назвать предметы, лежащие в корзине одним словом?

Логопед: – Где растут овощи?

Дети:- На грядке, в земле на кустиках.

  1. Динамическая пауза. Игра «Вершки и корешки».

Логопед: – Предлагаю собрать овощи, у которых съедобные «корешки» в одну корзинку, а овощи, у которых съедобные «вершки» в другую.

Дети собирают овощи и раскладывают их в две корзины.

Затем логопед вместе с детьми рассматривает содержание первой и второй корзин.

Логопед выкладывает овощи из корзины на блюдо. На блюде кучка из пяти морковок, четырех реп, трех редисок, двух картофелин, двух свекл и четырех луковиц. На втором блюде кучка их пяти огурцов, трех перцев, четырех помидоров, одного кабачка и двух баклажанов.

  1. Дидактическое упражнение «Приготовим салат и винегрет»

Логопед: – Что можно приготовить из овощей? (выслушиваются ответы детей)

Логопед: – Подумайте, из каких овощей мы можем приготовить овощной салат? (выслушиваются ответы детей)

Логопед выкладывает на блюдо овощи для салата.

Логопед: – Расскажите, из каких овощей приготовим салат.

Дети перечисляют: – салат приготовим из одной луковицы двух перцев, трех огурцов, четырех помидоров и т.д.

Аналогичное задание «Приготовим винегрет».

  1. Работа с индивидуальным наглядным материалом «Приготовим компот»

У детей индивидуальные карточки с изображением нескольких фруктов.

Логопед: – Что можно приготовить из фруктов?

Дети: – Из фруктов можно приготовить компот, варенье, сок…

Логопед: – Посмотрите на карточку и назовите, из каких фруктов приготовите компот, варенье или сок (логопед добивается полного четкого ответа).

Логопед: – Наша поездка в деревню подходит к концу. Вы были внимательными, сообразительными, правильно считали и называли предметы, объекты и их количество.

Тема: Одежда (согласование числительных с существительными в родительном падеже множественного числа)

Обучение детей с нарушениями речи согласованию числительных с существительными

Дорофеева Ирина Александровна,

МДОУ №108 г. Петрозаводска

Проблема формирования грамматических компонентов является одной из самых важных и актуальных проблем у детей страдающих речевой патологией. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается отставание в развитии лексико-грамматических категорий по сравнению с нормально развивающимися детьми.

В процессе логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка решается ряд задач, среди которых выделяется и обучение согласованию числительных с существительными.

В данной статье, изложены некоторые упражнения, цель которых – помочь детям усвоить нормы согласования числительных с существительными. Материал адресован педагогам как специализированных, так и массовых дошкольных учреждений.

Сначала остановимся на том, что такое имя числительное.

Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счёте и изменяющаяся по падежам (количественные) или по родам, падежам и числам (порядковые). Числительные делятся на : количественные, собирательные и порядковые. Количественные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, десять и т.д.; с обирательные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и т.д.; п орядковые – числительные со счетно-порядковым значением: первый, пятый, шестой, десятый [5].

На этиологию затруднений в усвоении навыков счета в литературе существуют различные точки зрения.

Установлено, что на первое место выступают заболевания первых трех лет жизни, родовые травмы, травмы головного мозга в раннем возрасте, неблагоприятное микросоциальное окружение (неполные семьи, алкоголизм родителей, недостаточный культурный уровень семьи, равнодушие к успехам ребенка и наоборот, его излишняя опека) также отрицательно влияет на развитие ребенка [1].

Для детей с затруднениями в усвоении навыков счета характерны: низкая работоспособность, инертность, нарушения внимания, зрительной и слуховой памяти [1].

Для обучения согласованию числительных с существительными значимыми являются:

· овладение лексико-грамматическим строем речи

· понимание последовательности счета

· формирование представления об образе предмета

· называние итогового счета и соотнесение его с количеством предметов

· развитие зрительной и слуховой памяти

· развитие слухового восприятия

· формирование восприятия цвета, формы, величины.

Для формирования у детей интереса к счету предметов необходимо развивать умение рассматривать, ощупывать, сравнивать, сопоставлять, наблюдать за увлеченной деятельностью взрослого.

В процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета. Учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки для формирования навыков учебной деятельности.

При обучении детей пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. В связи с этой задачей, при показе образования каждой новой количественной группы для первого знакомства с числом подбирают предметы мужского рода, на следующем занятии – только женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используют любые предметы.

Коррекционную работу по обучению согласования числительных с существительными можно осуществлять через систему специальных игр и упражнений, так как эта деятельность наиболее адекватна возможностям детей и их интересам. Так коррекции формирования представлений о количестве способствуют игры с пальчиками.

Для первого знакомства с числом подбираются слова мужского рода, затем женского рода, а затем используют любые предметы.

Показываем пальчиками правой и левой руки поочередно:

Существительные мужского рода :1 пальчик – 2 пальчика; 1 зайчик – 2 зайчика;

1 петушок – 2 петушка; 1 гусь – 2 гуся;

Существительные женского рода: 1 курочка – 2 курочки; 1 коза – 2 козы; 1 кошка – 2 кошки; 1 собака – 2 собаки; 1 мышка – 2 мышки [6].

Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела».

Что у нас по одному? Один нос (лоб, рот, язык, живот).

Одна спина (голова).

Что у нас по два? Две руки (ноги, щеки).

Игра «Веселые числа»

А теперь слушайте эти вопросы показывайте пальчиками и называйте ответы (правильные ответы – в скобках).

Сколько у человека носов? (1 нос)

Сколько у человека ног? (2 ноги)

Сколько на ладошке пальцев? (5 пальцев)

Сколько у зайца ушей? (2 уха)

Сколько у собаки глаз? (2 глаза)

Сколько у кошки лап? (4 лапы)

Сколько у птицы крыльев? (2 крыла)

Сколько в комнате окон?

Сколько в комнате шкафов?

Сколько в комнате стульев?

Сколько в комнате столов?

Сколько чашек на столе?

Игра «Прямой и обратный счет «1-10» со словами и словосочетаниями [3]

Для этой игры не обязательно использовать предметные (сюжетные) картинки или предметы, а можно применить пальчики ребенка. Левая ладонь ребенка на ребро на себя. Большой палец вверх, указательный, средний и мизинец на небольшом расстоянии друг от друга. Дотрагиваясь указательным пальцем правой руки до каждого пальчика левой руки, ребенок считает названный предмет.

Например: «Посчитаем уток»: 1 утка, 2 утки, 3 утки, 4 утки, 5 уток. Сжали кулачок: 5 уток. И т.д.

Игра «Покажи число»

Если вашему ребенку уже исполнилось 5 лет, можно поиграть в такую игру. Назовите любое число от одного до десяти и попросите ребенка показать его с помощью пальчиков.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.

(на первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке.

на следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. на шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке. на последние строчки – помахать пальчиками обеих рук)

Развивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала, дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев, называя его после пересчета и итогового обобщения движения рукой.

Педагог воспитывает умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное.

Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос), а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание сказочного сюжета).

На столе стоят пять однородных игрушек, например, 5 самолетов, 5 грибочков.

Вопрос: Сколько самолетов?

Дети пересчитывают игрушки: 1 самолет, 2 самолета, 3 самолета, 4 самолета, 5 самолетов.

Логопед: Сколько всего самолетов?

Дети: Пять самолетов.

Логопед и дети вслед за ним, пересчитывают вновь образованное количество. В процессе пересчета педагог дотрагивается до каждого предмета. Перед тем как назвать новое числительное логопед делает небольшую паузу и, дотрагивается до предмета, называя его.

Для того, чтобы у детей не сложилось впечатление, что последний предмет и есть «пять», педагог круговым жестом очерчивает всю группу и называет: «Пять самолетов».

А можно придумать игровую ситуацию: «К белке на день рождение пришли ежата. Сколько? 1 ежик, 2 ежика. ». Кроме того, следует практиковать самостоятельное придумывание детьми сюжетов.

Для проведения работы по автоматизации звуков в словах (для детей старшего и подготовительного к школе возраста) можно использовать игру «Сосчитай!».

Дети учатся порядковому счету и установлению карточек разных цветов, на которых изображены однородные предметы, в нужной последовательности:

1 машина, 2 машины, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…, 10 машин.

1 ежик, 2 ежика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8. 9…, 10 ежиков.

Для игры необходимо приготовить от пяти до десяти карточек. Например: пять карточек: красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового цветов с изображением (цветным или черно-белым) маски, сумки, собаки для автоматизации звука (С), замка, зонтика – для автоматизации звука (З) и т.д. Ребенок раскладывает первый ряд и считает: 1 маска, 2 маски… Второй, и последующие ряды необходимо раскладывать и одновременно считать картинки, т.е. согласовывать числительное с существительным; красный цвет под красным, желтый – под желтым и т.д.

Игра «Один, два, три, четыре, пять». Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (плюшевый мишка, красный шарик, зеленое яблоко и т.д.):в роде и числе.

1 красный шарик, 2 красных шарика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…,10 красных шариков.

Игра «Один, два, три, четыре, пять». Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (плюшевый мишка, красный шарик, зеленое яблоко и т.д.):в роде и числе.

1 красный шарик, 2 красных шарика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…,10 красных шариков.

Игра «Количественные числительные 1,2,3,4,5 + существительные» [2]

Данная игра направлена на практическое усвоение и закрепление навыков образования и употребления в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа и поможет усвоить детям особенности сочетания количественных числительных один, два три, четыре, пять с существительными.

Игре должна предшествовать индивидуальная работа с детьми. Логопед показывает ребенку пары карточек и вместе с ним проговаривает названия картинок по образцу: один карандаш –…. – четыре карандаша – пять карандашей.

По мере усвоения грамматического материала основной формой работы становится коллективная игра.

Правила игры : карточки, на которых изображен один предмет логопед раздает детям, а карточки с большим количеством предметов кладет на стол картинками вниз.

Ведущий (взрослый или дети по очереди) берет по одной карточке со стола, показывает ее играющим детям, не называя изображенные на ней предметы. Тот ребенок, у кого есть парная карточка (с одним предметом), должен выполнить трехступенчатую инструкцию:

– правильно назвать предмет, изображенный на своей карточке в сочетании с количественным числительным ОДИН (один карандаш);

– глядя на карточку в руках ведущего, составить словосочетание по следующей модели: «числительное два (три, четыре) + существительное в форме родительного падежа единственного числа» (три карандаша).

– сосчитать предметы и составить словосочетание по следующей модели: «числительное пять + существительное в форме родительного падежа множественного числа» (пять карандашей).

Игра продолжается до тех пор, пока на столе у ведущего не закончатся карточки.

Педагог может усложнить игру, предложив детям составить по картинкам три предложения. В предложениях должны использоваться числительные один, два, три, четыре, пять.

Игра «Количественные числительные 1,2,3,4,5 + существительные» [2]

Данная игра направлена на практическое усвоение и закрепление навыков образования и употребления в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа и поможет усвоить детям особенности сочетания количественных числительных один, два три, четыре, пять с существительными.

Игре должна предшествовать индивидуальная работа с детьми. Логопед показывает ребенку пары карточек и вместе с ним проговаривает названия картинок по образцу: один карандаш –…. – четыре карандаша – пять карандашей.

По мере усвоения грамматического материала основной формой работы становится коллективная игра.

Правила игры : карточки, на которых изображен один предмет логопед раздает детям, а карточки с большим количеством предметов кладет на стол картинками вниз.

Ведущий (взрослый или дети по очереди) берет по одной карточке со стола, показывает ее играющим детям, не называя изображенные на ней предметы. Тот ребенок, у кого есть парная карточка (с одним предметом), должен выполнить трехступенчатую инструкцию:

– правильно назвать предмет, изображенный на своей карточке в сочетании с количественным числительным ОДИН (один карандаш);

– глядя на карточку в руках ведущего, составить словосочетание по следующей модели: «числительное два (три, четыре) + существительное в форме родительного падежа единственного числа» (три карандаша).

– сосчитать предметы и составить словосочетание по следующей модели: «числительное пять + существительное в форме родительного падежа множественного числа» (пять карандашей).

Игра продолжается до тех пор, пока на столе у ведущего не закончатся карточки.

Педагог может усложнить игру, предложив детям составить по картинкам три предложения. В предложениях должны использоваться числительные один, два, три, четыре, пять.

Аналогичные игры «Лепестки», «Колокольчики», «Рыбки», «Мячики» и т.д.

В игре «Точки» следует уделить внимание развитию целостного восприятия структур точек, обозначающих количество [4].

– «Хлопни столько раз, сколько точек на карточке (один – много)»,

– «Нарисуй столько палочек, сколько кругов лежит перед тобой».

Игра «Исправь ошибку»

Логопед: К нам пришел Буратино. Он принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты.) Педагог предлагает помочь правильно составить телеграммы.

Тексты для телеграмм : Прислать книга 5. Выслать посылка 4. Мама купить шуба 2. Приехать папа через день 6.

Для развития общей моторики можно проводить игры с движением.

Логопед показывает карточки, а дети составляют словосочетание: числительное + существительное и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.

Мы присядем столько раз

Сколько карандашей у нас. (1)

Наклонились столько раз

Сколько капелек у нас. (4)

Мы подпрыгнем столько раз

Сколько яблочек у нас (2)

Повернемся вправо, влево,

Сколько тучек пролетело? (3)

На наборном полотне рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять собачек, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду наборного полотна, во втором и т.д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2,3,5,6,7). Затем педагог предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.

Логопед: Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.

Мы нагнемся столько раз, сколько зайчиков у нас. И т.д.

В целях закрепления знаний о согласовании числительных с существительными можно рекомендовать «Сухой бассейн», наполненный фасолью или горохом. В «бассейн» прячем ракушки, камушки или различные мелкие игрушки. Затем считаем, согласовывая числительное с существительным: Сколько игрушек в бассейне? Сколько ракушек собрали?

Положительно влияет на закрепление знаний чтение сказок «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Очень помогает в этом кукольный театр «Теремок», «Три медведя», «Колобок». В играх-драматизациях по этим сказкам дети закрепляют порядковый счет, развивают память, внимание.

Поскольку на практике, как правило, логопед имеет дело с различными нарушениями речи у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с детьми должен быть сугубо индивидуальным. Игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: Автореф. дис. …канд. мед. наук. Л., 1970.

2. Коноваленко В.В. «Количественные числительные 1,4,5 + существительные». Дидактическая игра для детей 5-7 лет. М., 2006.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 2001.

4. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Дидактический материал. М., 1997.

5. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. – М., 2004.

6. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи на тему: «Родительный падеж множественного числа существительных»

Тема: «Родительный падеж множественного числа существительных».

Программное содержание: Закреплять образование и употребление формы родительного падежа множественного числа существительных, практический навык согласования существительных в форме родительного падежа с количественным числительным ПЯТЬ, навыки самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, языковое чутье.

Оборудование: предметные картинки по лексическим темам: «Ягоды», «Грибы», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Мебель», «Одежда»; шишки, листья, орехи, желуди, ягоды, букет, иллюстрация к сказке «Маша и медведь», карточки с буквами С, К, З, А, К, И.

Ребята, предлагаю вам загадку, скажите, что любят все дети во все времена? Я помогу вам разгадать эту загадку. Если вы правильно выполните все мои задания, то получите за каждое из них по одной букве. Из этих букв мы сложим слово – отгадку к этой загадке.

Практическое употребление в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Д/и «Закрытый букет».

Девочке Кате друзья принесли закрытый букет и обещали отдать только тогда, когда она догадается, букет каких цветов приготовили ей в подарок.

(Выставляются предметные картинки с изображением различных цветов).

Правильно, букет роз. Вы угадали. Вот вам первая буква – И.

Согласование существительных в форме родительного падежа множественного числа с количественным числительным «пять».

Д/и «Дружная семья».

Жила-была дружная семья, в которой было пятеро детей. Скажите, сколько в семье было детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка, тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка, свое покрывало, одеяло, свой стул, свитер, свои брюки?

Молодцы, правильно выполнили задание. Вот вам еще буква – А.

Практическое употребление в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Д/и «Кого защищает мама?».

У животных каждая мама защищает своих детенышей.

Кого защищает зайчиха?

Кого защищает волчица?

Кого защищает медведица?

Кого защищает кошка?

Кого защищает собака?

Кого защищает лисица?

Кого защищает свинья?

Кого защищает овца?

Вы правильно выполнили задание. Вот вам еще буква – З.

На полянке дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт,

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

В доме стол на тонкой ножке,

Стул стоит там у окошка,

Два бочонка под столом.

Вот какой я видел дом!

Все молодцы, хорошо отдохнули. Вот вам еще одна буква – С.

Практическое употребление в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Д/и «Маша и медведь». Иллюстрация к сказке.

Вспомните о девочке, которая жила в лесу у огромного медведя. Машенька готовила пищу, убирала в избушке, а медведь каждый раз приносил из леса, из огорода полную корзину . А вот, чего было много в этой корзине, догадайтесь, посмотрев на свои картинки.

Картинки: орехи, ягоды, грибы, шишки, цветы, листья.

Молодцы, справились и с этим заданием. Вот вам еще одна буква – К.

Практическое употребление в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Послушайте путаницу и правильно ответьте на мои вопросы полным предложением.

У кошек есть рога?

У верблюдов есть крылья?

У свиней есть когти?

У коров есть горбы?

У коней есть рога?

У ослов есть крылья?

У коз есть когти?

У кошек есть копыта?

У собак есть горбы?

У кроликов есть копыта?

Молодцы, справились и с этим заданием. Вот вам еще одна буква – К.

Давайте посмотрим на наши буквы, поменяем их местами так, чтобы получилось слово, которое обозначает то, что любят дети во все времена.

Молодцы! Вот вам книжка со сказками. Будем читать ее в группе.

Игры для развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

24.01.2017

Игры для развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка», так как ребенок, осваивая грамматический строй речи, совершенствует не только речь, но и логическое мышление.

В старшем дошкольном возрасте дети усваивают предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как: неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных, неправильное согласование глаголов с существительными, нарушение структуры предложений.

Преодолеть ошибки помогут игры для развития грамматического строя речи. Выполняя задания, дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях с изображением на картинках. Не забывайте хвалить ребенка за правильное выполнение заданий!

Цель: учить образованию множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

– Это кубик, а это кубики. Здесь много чего? (Кубиков). Все предметы исчезли, чего не стало? Не стало кубика, не стало кубиков. По примеру игра выполняется с другими картинками.

Игра «Чьи это вещи?»

Цель: учить правильно, образовывать притяжательные прилагательные.

Взрослый предлагает ребенку определить, кому принадлежат данные предметы: маме, папе, бабушке, дедушке, девочке (Маше), мальчику (Коле). «Чьи это очки?» – бабушкины очки. «Чей шарик?» – Колин шарик. «Чья гармошка?» – дедушкина гармошка. «Чья чашка?» – бабушкина чашка и т.д.

Игра «Что за зверь?»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные при назывании частей тела знакомых животных.

Взрослый спрашивает: «Кто это? Может быть, медведь? Нет, это не медведь». «У этого зверя — медвежья голова, а хвост чей? Лисий». «У этого зверя – заячья голова, а хвост чей? Беличий» и т.д. Вот сколько разных животных соединил вместе художник-шутник, и получился смешной фантастический зверь.

Игра: «У кого сколько?»

Цель: учить согласованию числительных с существительными в роде и числе.

Взрослый предлагает задание: «Я буду называть один предмет, а ты будешь называть 2 таких же предмета. Один медвежонок … (два медвежонка); один грибок … (два грибка) и т.д. Затем взрослый предлагает ребенку называть 5 предметов, изображенных на картинках (5 мячей, 5 яблок, 5 ведер, 5 домов).

Игра «Чего не стало?»

Цель: учить согласованию числительных с существительными в родительном падеже.

Взрослый просит назвать предметы на картинке, а затем закрыть ладошкой и сказать, чего не стало. Не стало мешка. Не стало мешков и т.д.

Также можно выполнить игру: «Сколько их, посчитай?» Два мешка, не стало двух мешков. Пять шишек, не стало пять шишек и т.д.

Игра «Подбери признак»

Цель: учить согласованию прилагательных с существительными.

Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:

Мяч (какой?)-круглый, красный, резиновый.

Кактус (какой?)-зеленый, колючий, маленький.

Машина (какая?)-быстрая, новая, маленькая.

Пирамидка (какая?)-деревянная, разноцветная, красивая.

Цель: учить правильно, согласовывать числительными 1-2-5 с существительными.

Взрослый называет один предмет, ребенок отвечает, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одна лошадка, две лошадки, пять лошадок.

Один медвежонок, два медвежонка, пять медвежат.

Один лев, два льва, пять львов.

Игра: «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Взрослый произносит фразу и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч и изменяет фразу так, чтобы слова звучали ласково.

Кофта теплая – кофточка тепленькая.

Заяц серый – зайчик серенький. – Туфли чистые – туфельки чистенькие.

Шарф длинный – шарфик длинненький. – Шишка длинная – шишечка длинненькая.

Кошка черная – кошечка черненькая. Юбка красная – Юбочка красненькая.

Брюки желтые – брючки желтенькие. – Шапка белая – шапочка беленькая.

Цель: учить использовать в речи имена существительные в родительном падеже.

Взрослый говорит, что у него есть и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и говорит чего у него нет.

У меня есть мяч. У меня нет мяча.

У меня есть машина. У меня нет машины.

У меня есть апельсин. У меня нет апельсина.

У меня есть банан. У меня нет банана.

У меня есть персик. У меня нет персика.

У меня есть абрикос. У меня абрикоса.

У меня есть кубик. У меня нет кубика.

Хвалите ребенка за правильные ответы.

©Логопед: Тулаева Елена Валерьевна.

Письмовник

Единственное и множественное число сказуемого

Грамматика

Выбор правильной формы числа сказуемого – трудная задача, если в составе подлежащего имеются слова, указывающие на количество или совокупность предметов. Среди таких слов:

Каждая из этих групп имеет свои особенности согласования со сказуемым.

Согласование сказуемого со словами «ряд, большинство, меньшинство, часть, множество»

Выбор правильной формы сказуемого осложняется тем, что опорное слово подлежащего (ряд, большинство, множество и т. п.), представляя собой существительное в форме единственного числа, фактически означает множество предметов или явлений как совокупность. В этой связи появляются две возможности для согласования сказуемого:

В современном русском языке формально-грамматическое согласование сказуемого и согласование по смыслу конкурируют, и в большинстве случаев (но не всегда!) формы единственного и множественного числа сказуемого взаимозаменяемы.

Формальное согласование рода и числа сказуемого требуется, если собирательное существительное не имеет при себе зависимых слов, а также если в составе подлежащего нет существительных в форме множественного числа: За принятие постановления проголосовало большинство, меньшинство было против; Подавляющее большинство парламента проголосовало против принятия закона; Часть населения безграмотна.

Согласование по смыслу предпочтительно:

1) если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения: Множество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;

2) если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые: Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;

3) если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц: Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой; ср.: В прошлом году было построено множество дорог.

4) если сказуемых – несколько: Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.

5) если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа: Большинство домов в этой деревне были деревянными.

Согласование сказуемого с числительными

Имя числительное, в отличие от других имен (существительного и прилагательного), лишено признаков числа. Иными словами, если существительные могут иметь формы единственного и множественного числа (книга – книги), то числительные не имеют таких форм (ср.: два, пятеро, сто пятьдесят). По этой причине с числительным собственно «согласование» сказуемого по форме числа принципиально невозможно. Форма сказуемого единственного или множественного числа выбирается говорящим произвольно. При постановке сказуемого в ед. ч. прошедшего времени сказуемое принимает форму среднего рода: пятьдесят человек пришло на лекцию, в ДТП погибло два человека; открылось десять новых магазинов и т. п.

Хотя форма сказуемого не регламентируется жестко, существует ряд факторов, способствующих употреблению формы единственного или множественного числа.

На постановку сказуемого в форму единственного числа влияет стремление автора текста обратить внимание читателей на пассивность подлежащего, совместность действия действующих лиц, а также на количество, названное в подлежащем. Пассивность подлежащего может подчеркиваться употреблением в качестве сказуемых глаголов со значением бытия, наличия: быть существовать, иметься и др.

В результате урагана упало двадцать деревьев. На лекцию пришло именно пятьдесят человек, а не пятьдесят два. У существительного имеется двенадцать падежных форм.

Факторы, способствующие употреблению формы множественного числа сказуемого, противоположны: значение раздельности действия, акцент на активности лиц, названных в подлежащем, стремление автора обратить внимание на действие (характеристику), а не на количество.

Восемь студентов уже защитили дипломные работы. Сто аспирантов пишут диссертации (т. е. каждый пишет собственную работу).

Кроме этого следует запомнить, что:

Согласование сказуемого со словами «тысяча, миллион, миллиард»

Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род). Тысяча человек каждый год отдыхает в этом санатории. Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Согласование сказуемого при обозначении подлежащим приблизительного количества

При подлежащем – количественном сочетании со значением приблизительности предпочитается форма единственного числа сказуемого: Откроется несколько новых школ. На земле живет более трех миллиардов людей. Но: Лишь несколько студентов смогли решить эту задачу; форма множественного числа сказуемого обусловлена «активностью» действующих лиц, названных подлежащим.

Согласование сказуемого со словами «много, столько, немало»

Счетные местоименные наречия столько, сколько, много, немного, мало, немало согласуются иключительно со сказуемым в форме единственного числа: Столько долгов накопилось! Довольно много народу пришло на лекцию. Немало знаменательных событий предшествовало этому дню. Такое требование содержится в академической «Русской грамматике».

Д. Э. Розенталь в «Справочнике по правописанию и литературной правке» отмечает, что в последнее время форма множественного числа в подобных конструкциях «…встречавшаяся в прошлом редко, находит все большее распространение»: Сколько замученных работой калек помирают с голоду (М. Горький).

Согласование сказуемого с существительными со значением определенного («тройка, пара, сотня») и неопределенного («масса, уйма») количества, а также с числительным «пол-»

Существительные со значением определенного и неопределенного количества, а также слова с первой частью пол- (полчаса, полгода) обычно требуют постановки сказуемого в форму единственного числа: Пара ботинок была куплена за бесценок. Уйма времени ушла впустую. Масса ненужных вещей захламила квартиру. Полчаса прошло незаметно (но с определением: Первые полчаса прошли незаметно).

Согласование сказуемого с сочетаниями типа «брат с сестрой»

Сказуемое может стоять как в форме множественного, так и в форме единственного числа. Форма множественного числа сказуемого показывает, что действие, обозначаемое сказуемым, в равной мере приписывается обоим действующим лицам, которые названы подлежащим. Форма единственного числа сказуемого показывает, что обозначаемое сказуемым действие приписывается первому из названных действующих лиц. Ср.: Шарик с Матроскиным делят избу. Вася с мамой пошел в школу.

Академическая «Русская грамматика» отмечает, что «если в группу со значением совместности входит местоимение 1-го или 2-го лица, то глагол в сказуемом, уподобляясь числовому значению местоимения, имеет ту же личную форму, что и это местоимение: Я с отцом (с сестрами) пойду; Мы с отцом (с сестрами) пойдем; Ты с матерью (с сестрами) останешься; Вы с матерью (с сестрами) останетесь».

Данная статья написана по следам наиболее частых вопросов «Справочного бюро» ГРАМОТЫ.РУ и не претендует на полноту изложения. Подробные сведения о колебаниях в форме числа сказуемого читатели могут найти в «Русской грамматике» (М., 1980), параграфы 2244–2248.

© 2000-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Грамоту.ру» обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57155, выдано Роскомнадзором 11.03.2014.

§ 164. Сочетания числительных с существительными

§ 164. Сочетания числительных с существительными

1. Имеются вариантные формы творительного падежа простых и сложных числительных и сочетаний с ними:

а) восьмью – восемью (вторая форма имеет книжный характер и оттенок устарелости); также: восьмьюдесятью – восемьюдесятью, восьмьюстами – восемьюстами;

б) пятьюдесятью – пятидесятью, шестьюдесятью – шестидесятью и т. д. (нормативными для литературного языка являются первые варианты, вторые встречаются в устно-разговорной речи);

в) с тремястами рублями – с тремястами рублей (первый вариант, в котором числительное, в соответствии с правилом, согласуется в падеже с существительным, является книжным; второй вариант, в котором сложное числительное двести, триста и т. д. управляет существительным в форме родительного падежа, рассматривается как разговорный);

г) тысячей – тысячью; ср.: расходы исчисляются не одной тысячей рублей (слово тысяча с предшествующим числительным одна рассматривается как существительное и управляет родительным падежом следующего слова) – приехал сюда с тысячью рублями (в качестве числительного слова тысяча обычно согласуется с последующим существительным); возможна также связь управления при форме тысячью, например: тысячью дорогих безделушек (Мамин-Сибиряк); тысячью буйных и огненных голосов (Л. Андреев); тысячью мелких уколов (Короленко); «Человек с тысячью лиц» (название кинофильма).

2. При нормативной форме типа с шестьюстами семьюдесятью двумя рублями (в составном числительном склоняются все образующие его части; это положение обязательно для книжно-письменной речи) встречается в устно-разговорной речи упрощенная конструкция «с шестьсот семьдесят двумя рублями», в которой склоняется только последнее слово (иногда также первые: «с двумя тысячами шестьсот семьдесят двумя рублями», что объясняется для первых слов влиянием предлога, а для последнего – согласованием с последующим существительным).

Ср. нормативную форму: груз массой в тысячу пятьсот тонн (не: «в тысяча пятьсот тонн»). Но (в порядковом числительном): в тысяча девятьсот шестьдесят пятом году (не: «в тысячу девятьсот шестьдесят пятом году»).

3. При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (22, 23, 24, 32, 33, 34. 102, 103, 104 и т. д.), с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы), возникает синтаксическая несочетаемость: нельзя сказать ни «двадцать два суток», ни «двадцать две суток», ни «двадцать двое суток» (последний вариант, который представляется говорящему единственным выходом из затруднительного положения, отражает разговорное употребление и не может считаться нормативным, так как в составное числительное входят одни количественные числительные без включения в конструкцию хотя бы одного собирательного числительного). В подобных случаях, в зависимости от контекста, проводится или лексическая правка (замена слова, вставка другого слова), или грамматическая перестройка предложения (замена одной конструкции другой). Например: вместо «22 суток» можно сказать: двадцать два дня (если текст не связан с терминологическим употреблением слова сутки, например в истории болезни), в течение двадцати двух суток и т. п. Ср. в деловом стиле: двадцать две штуки ножниц; приобрести сани в количестве двадцати двух штук.

4. В нормативной речи строго разграничивается употребление слов оба и обе во всех падежах: обоих братьев – обеих сестёр; поэтому: с обеих сторон, по обеим сторонам и т. д.

Разговорный характер имеют сочетания «у обоих ворот», «у обоих часов», не отвечающие грамматической норме, так как форма косвенного падежа образована от несуществующей начальной формы (нет формы именительного падежа «оба – обе ворота», «оба – обе часы» в связи с отсутствием категории рода у существительных, употребляющихся только в форме множественного числа). Возможная правка: у тех и у других ворот, часов.

5. Употребление слова пара в значении «два» присуще разговорной речи, например: купить пару яблок, пару груш. Такой же характер имеет употребление указанного слова в значении «несколько», например: пара дней, пара пустяков, пара слов, пара строк.

6. В сочетаниях два (три, четыре) и более… управляемое существительное ставится в родительном падеже единственного числа: два и более варианта, три и более трудных формы, четыре и более ценных предложения, т. е. существительное ставится в зависимость от числительных два, три, четыре, а не от слова более (ср. возможность перестановки: два варианта и более).

7. Предлог по в так называемом дистрибутивном (распределительном) значении управляет дательным и винительным падежом числительного. Ср.:

а) по одному рублю, по тысяче книг, по миллиону жителей, по миллиарду рублей (при числительных один, тысяча, миллион, миллиард);

б) по два карандаша, по три тетради, по четыре листа бумаги; по двое ножниц; по сто билетов, по триста рублей (при числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо, сто, двести, триста, четыреста).

Остальные количественные числительные (пять, шесть… десять, одиннадцать, двенадцать… двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят…) допускают в рассматриваемой конструкции двоякие формы: с дательным падежом (книжный вариант) и с винительным падежом (разговорный вариант), например: по десяти раз – по десять раз, по сорока мест – по сорок мест, по семидесяти рублей – по семьдесят рублей.

Такие же варианты возможны и при числительных составных: по двадцати пяти рублей – по двадцать пять рублей и т. п. Но если в составном числительном имеются слова два, три, четыре, двести, триста, четыреста, то все счетное сочетание ставится в форме винительного падежа, например: по двести тридцать пять рублей.

Следует отметить все большее распространение конструкций с винительным падежом: сочетания типа по пятьдесят километров в час, по двенадцать часов в день, два билета по тридцать пять тысяч рублей и т. п. становятся преобладающими. Особенно это относится к числительным пятьсот – девятьсот, у которых в сочетании с предлогом по образуется не обычная форма дательного падежа (пятистам), а особая – по пятисот (первая часть сложного слова стоит в форме дательного падежа – пяти, а вторая сохраняет начальную форму – -сот); это сближает возможные варианты, и явно господствует форма по пятьсот, по шестьсот, по семьсот и т. д.

8. Правильными являются конструкции 35,5 процента (не: …процентов), 12,6 километра (не: …километров), т. е. при смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число. Также: 45,0 (сорок пять и ноль десятых) секунды, 6 7 / 8 (шесть и семь восьмых) метра и т. п.

9. В паре с полутора десятками человек – с полутора десятком человек нормативной является первая конструкция: числительное полтора во всех падежах, кроме именительного и винительного, сочетается с формой множественного числа последующего существительного.

Правильной является конструкция в полутораста километрах от областного центра (не «в полутораста километров…»); числительное полтораста сочетается с именами существительными так же, как полтора, т. е. согласуется во всех падежах, кроме именительного и винительного (ср.: в полутора километрах).

О проявлении категории одушевленности – неодушевленности в сочетаниях имен числительных с именами существительными см. § 151, пп. 3, 4, 5.

Читайте также:  Алгоритм работы по коррекции речи у детей с ОНР
Ссылка на основную публикацию