Пересказ с помощью картинно-графической схемы

Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Я, работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении с детьми с общим недоразвитием речи. Основываясь на результатах логопедической диагностики, мной было выявлено, что дети мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций, отсутствует самостоятельность в составлении рассказов, нарушена логическая последовательность изложения, наблюдаются смысловые пропуски. В связи с этим, возникло противоречие, приведшее к возникновению проблемы.

Проблема: не сформированность связной речи у детей дошкольного возраста.

Актуальность формирования связной речи в дошкольном возрасте: среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействие на окружающих.

Мной был создан проект, который довольно ярко отражает модель общения с воспитанниками и родителями.

Проект “Картиннография в развитии связной речи детей”

Цели работы:

    Знакомство детей с приёмом картиннография.
  • Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.
  • Развитие памяти, через рассказывание стихов с элементами драматизации.
  • Развитие и поддержки интереса к проекту у родителей и других членов семьи.

Средства для реализации поставленных целей: – это занятия по развитию связной речи с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.

Этапы работы:

I этап: Ознакомительный.

Разработка картинно-графических схем для составления описательных, повествовательных рассказов, а так же для разучивания стихов.

Представляю картинно-графические схемы:

Описание признаков зимы.

Зимой день короткий, а ночь длинная. По небу кружатся пушистые снежинки.

Дует сильный ветер, и метёт снежная метель, появляются глубокие сугробы. Зимой небо хмурое с серыми облаками. Все деревья стоят без листиков, укрытые снегом. Реки замерзают и затягиваются льдом. Люди на реках делают проруби и ловят рыбу. Прилетают зимующие птицы на кормушки. Зимой медведь спит в берлоге, волк и лиса рыщут в поиски еды, белка сидит в дупле и грызёт орешки, лось бродит по лесу и поедает кору от деревьев. Люди надевают зимнюю одежду. Дети катаются на коньках, санках, лыжах, делают снеговика. Зимой приходит весёлый праздник новый год.

Рисунок 1

Описание посуды.

Название и вид посуды (чайная, столовая, кухонная).

Из чего сделана (из дерева – деревянная; из глины – глиняная; из фарфора – фарфоровая; из стекла – стеклянная; из железа – железная)

Части посуды (носик, стенки, дно, крышка, ручка).

Рисунок 2

Описание птиц.

Вид птицы? (перелётная, зимующая, домашняя).

Чем питается? (насекомыми – насекомоядная; зерном – зерноядная; рыбой – водоплавающая).

Что можно увидеть глазами у птицы? (цвет, части, размер).

Какая птица на ощупь? (мягкая, пушистая, тёплая – качественные прилагательные)

Что умеет делать? (клевать, взлетать, летать, плавать, высиживать яйца – слова действия).

Рисунок 3

Описание животных.

Где живёт (в жарких странах, на севере..).

Чем питается? (травой, ягодами – травоядное; грибами, шишками – грызун; мясом животных – хищник).

Какое животное? (хитрое, злое, быстрое, голодное, пушистое, серое – употребление качественных прилагательных).

Что умеет делать? (бегать, охотиться, спать зимой, нюхать, скакать, перепрыгивать – употребление слов действий).

Внешний вид, части тела животного, всё то, что можно увидеть глазами (шерсть, голова, морда, туловище, ноги, хвост).

Рисунок 4

Описание овощей, фруктов, грибов, ягод.

Название. (яблоко, вишня и т.д.)

Обобщение (это овощ; это фрукт и т.д.)

Где растёт? (в лесу на кустарниках, в лесу на деревьях, в саду на деревьях, в огороде на грядках, в лесу на полянках).

Цвет. 5.Форм. 6.Размер.

Вкус (сладкий, кислый, горький и т.д.)

Что можно приготовить (яблочное варенье, жареные грибы, клубничный сок).

Рисунок 5

Представлен ряд рассказов цепной организации предложений.

“Машина герань”.

Маше на день рождение подарили геранью

Цветок она поставила на окно.

Неожиданно в окошко заглянуло солнышко.

Оно улыбнулось, и герань распустилась.

Рисунок 6“Новые сапоги”.

Мите, мама купила новые зимние сапоги.

В сапогах он пошёл в детский сад.

В детском саду во время прогулке Митя наступил на гвоздь.

Гвоздь порвал сапоги.

Сапоги мама с Митей отнесли к сапожнику.

Он зашил их, и Митя побежал кататься на горке.

Рисунок 7

Картинно-графические схемы стихов.

Представлен ряд стихов для заучивания.

“Подарки зимы”. Г.Сапгир.

К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лёд, снежинки,
Санки, лыжи и коньки.

На деревья и кусты
Шапочки надела,
В толстяка-снеговика
Превратила чучело.

И на окнах спозаранку –
Звёзды, листья, завитушки.
Все девчонки взяли санки.
Все мальчишки взяли клюшки.

Вот подарки так подарки!
Мы играем во дворе.
Нам не холодно, а жарко,
Будто лето в декабре.

Рисунок 8“Заяц – портной. С. Михалков.

Серый зайка под сосной
Объяви, что он портной.
И к портному через час
Медвежонок сдал заказ.
– Будет ваш заказ готов
До январских холодов!
Заяц режет, заяц шьёт,
А медведь в берлоге ждёт.
Срок прошёл. Пришёл медведь.
А штаны нельзя надеть.

Рисунок 9

Знакомство детей с приёмом картиннография с постепенным усложнением материала.

Описательный рассказ.

  • Знакомство детей со значением символов.
  • Составление детьми отдельных предложений по каждому символу.
  • Составление целого связного рассказа.

Повествовательный рассказ.

  • Беседа по прочитанному произведению.
  • Выбор предметных картинок и составление на графическом панно из них рассказа цепной организации предложений.
  • Итоговое рассказывание по картинно-графической схеме.

Для усложнения рассказа распространенными предложениями, вводятся модели “красивые слова” – употребление детьми качественных прилагательных; “слова действия” – глаголов.

Незаменимое место отводиться моделям “настроения”, с помощью которых дети во время пересказа вносят в рассказ эмоциональные нотки грусти, радости и т.д.

Заучивание стихов.

  • Чтение стихотворения взрослым, акцентируя внимания детей на картинно-графическую схему.
  • Повторное чтение по схеме совместно с детьми.
  • Чтение стихотворения по схеме с добавлением двигательных образов.
  • Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми, взрослый оказывает подсказку только двигательными образами.

II этап: Детское проектно-творческое моделирование.

Создание игрового центра “Страна фантазий”, который будет дарить детям ощущение первооткрывателя, автора, сотворившего неповторимый проект, радость, удовольствие и уверенность в себе.

В него войдут игровые модули:

“Сцена” – дети, выбирая любую картинно-графическую схему знакомого стихотворения, драматизируют его.

“Чудо-избушка” – данную конструкцию ребёнок может трансформировать в любой из объектов. Если это овощной магазин – дети по картинно-графическим схемам составляют описательные рассказы об овощах; если школа – придумывают рассказы о школьных принадлежностях; и вот ребята захотели просто поиграть в дом – усаживаются на мягкий ковёр в своём “чудо домике” и начинают фантазировать, составляя повествовательные рассказы, где на помощь приходит великолепный приём картиннография.

“Сказочная полянка” – все повествовательные рассказы, которые дети составляли в рамках занятий, они могут обыгрывать самостоятельно, используя, знакомые картинно-графические схемы.

– “Стена фантазий” – это проявление творческих способностей. Дети, из многочисленного набора картинных схем составляют собственные рассказы, которые представляются ими на взрослую и детскую аудиторию.

III этап: Детско-взрослая деятельность.

Создание компьютерной игры “Страна Фантазий”.

Мы живем в стремительно меняющемся мире и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета.

Мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, в мире будущего!

В компьютерную игру, вошли компоненты знакомых для детей игр, со II этапа проекта.

Описание игры: Малыш вместе со своей мамой и папой, оказываются на загадочной планете “Страна фантазий”. Чего там только нет! Они шагают вместе по фантастической дороге под мелодии из мультфильмов.

На сказочной полянке растут необычные цветы, внутри которых спрятаны рассказы-загадки, которые необходимо собрать и связно рассказать.

Попав в “Чудо-избушку”, которая может превратиться в сказочную школу, в магазин сладостей, в больницу “Доктора Айболита”, малышу придется составить интересные рассказы.

В театральной студии на “Сцене”, ребенок с помощью картинно-графических схем легко вспомнит и расскажет маме и папе знакомое стихотворение.

А на стене фантазий, малыш вместе с папой и мамой нарисует свои впечатления, и составит по ним повествовательный рассказ “Моё путешествие по стране Фантазий”.

Данная игра, позволит осуществить совместную работу “ребенок и родитель”, а в дальнейшем вызовет интерес и побудит к созданию собственных творческих семейных проектных работ.

Создание семейной газеты для родителей и детей “Страна фантазий”.

В страничку “Детская развивалочка”, войдут, как знакомые детям картинно-графические схемы рассказов и стихов, так и новшество. И как же интересно будет ребёнку вместе с папой и мамой открыть завесу нового рассказа-схемы. Да, надо попробовать! Ведь быть первооткрывателем, да ещё вместе со своей семьёй – это удивительно интересно.

Родителям будет посвящена информационная страничка. Здесь можно познакомиться с инновационными методиками в развитии связной речи детей. А так же – эта газета будет долгожданной, потому, что родители могут увидеть своего ребёнка на фото презентации “Вот как мы, играя, развиваемся”.

IV этап: Азы грамоты.

В старшем дошкольном возрасте, у детей формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза. Будущих школьников необходимо знакомить с такими понятиями, как звуки гласные, согласные, звонки, глухие, твёрдые и мягкие. А как же можно составить полную характеристику о звуке и букве. Да в этом поможет уже знакомый приём картиннография.

Разработка и создание картинно-графических схем “Волшебные домики”, по изучению звуков

и букв родного языка. Данные схемы облегчат детям усвоить материал по грамоте, помогут в игровой форме охарактеризовать изучаемый звук, как по артикуляционным признакам, так и по акустическим.

Проведение занятий по обучению грамоте с “Волшебным домиком”.

Домик состоит из четырёх этажей и крыши. На протяжении занятия дети постепенно открывают этаж за этажом, и при этом составляют короткие мини рассказы об изучаемом звуке.

1 этаж: где и от кого можно, услышать данный звук.

2 этаж: дети, на основе символа артикуляционного аппарата дают характеристику звука по артикуляторным признакам.

3 этаж: дети дают характеристику звуку по акустическим признакам: графическое изображение буквы “С” – помогает детям вспомнит, что звук согласный, а “Г” – гласный; колокольчик – значит звук звонкий, а если колокольчик зачёркнутый – звук глухой; синий кружок с карандашом – звук твёрдый, как карандаш; зелёный кружок и травка – звук мягкий, как травка.

4 этаж: изображение самой буквы печатной и прописной, а так же на, что буква походит.

Крыша домика: итог – это конечно изучаемая буква – хозяйка домика.

Привожу фрагмент занятия по обучению грамоте с использованием картинно-графического домика.

Волшебный домик для звука и буквы “К”

1 этаж домика: Символ звука “К и К`”

– Идет сильный дождик: ККК.

– Идет мелкий дождик К` К` К`/

2 этаж домика: Характеристика звука “К” по артикуляционным признакам (работа детей по зеркалам).

– кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

– горлышко “ не работает”.

3 этаж домика: Характеристика звука “К” по акустическим признакам

– звук “К” согласный, потому его нельзя петь (язык создаёт преграду свободному прохождению воздуха).

– звук “К” глухой, потому что в горлышке не работают голосовые связки.

– звук “К” бывает твёрдый, как карандаш – живёт под синей крышей и мягкий, как травка – живёт под зелёной крышей.

4 этаж домика: Буква “К”: знакомство с буквой “К”.

– припоминание правила о буквах и звуках:

Звуки мы произносим и слышим,
А буквы мы видим и пишем.

– на что похожа буква “К”?

Клюв раскрыла буква “К” –
Хочет скушать паука.
Про букву “К” скажу вам смело –
На стену бабочка присела.
В.КовшиковИ. Бломкина

– школьная письменная буква “К” (мельком познакомить).

Вывод: Результатом реализации поставленных целей стало:

– проявление у детей глубокого интереса к занятиям по формированию связной речи и обучению грамоте;

– значительное расширение активного словаря;

– усвоение ряда языковых средств необходимых для составления речевых высказываний;

– улучшение монологической и диалогической речи.

Пересказы с помощью картинно-графической схемы.
творческая работа учащихся по логопедии (старшая группа) по теме

Пересказы с помощью картинно-графической схемы.

Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию. Сама мнемотехника – это особая система приемов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию. Она увеличивает объем памяти ребенка благодаря дополнительным ассоциациям.

Пересказ с опорой на пиктограмму активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
pereskazy_s_pomoshchyu_kartinno-graficheskoy_shemy.docx272.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказы с помощью картинно-графической схемы.

Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию. Сама мнемотехника – это особая система приемов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию. Она увеличивает объем памяти ребенка благодаря дополнительным ассоциациям.

Пересказ с опорой на пиктограмму активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.

Как должен быть составлен картинно-графический план?

1. Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно.

2. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать.

3. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

Как работать с текстом по мнемотехнике?

1. Сначала читаете произведение.

2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.

3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.

4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.

5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов – наглядность. Используя готовые схемы – модели педагогов-практиков на пр.

Цели работы:Знакомство детей с приёмом картиннография. Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов. Развитие памяти, через рассказывание стихо.

Использование картинно-графических схем и планов рассказов в развитии связной речи детей с ОНР.

В конспекте занятия представлены материалы по обобщению и систематизации знаний дошкольников о зиме, ее признаках. В ходе занятия дети составляют рассказ о зиме с опорой на картинно-графические схемы .

содержит схемы и модели для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем. В практике развития речи дошко.

Краткий фотоотчет о составлении различных видов предложений, рассказов, заучивание стихов с помощью зрительных образов (моделей, картино-графических схем).

Мастер-класс «Обучение старших дошкольников с нарушениями речи пересказу с использованием картинно-графических схем»

Валентина Сеничкина
Мастер-класс «Обучение старших дошкольников с нарушениями речи пересказу с использованием картинно-графических схем»

Несформированность связной речи дошкольников с речевыми нарушениями отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Современные исследования подтверждают, что умения и навыки связной речи при спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для последующего полноценного обучения в школе. Этим умениям и навыкам надо обучать специально до того, как дошкольники научатся читать. Поэтому, регулярные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют актуальное значение для всего процесса обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.

В качестве одного из таких средств можно с успехом использовать предметно-графические схемы текстов цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Ребёнок в процессе восприятия текста цепной структуры представляет и видит обозначаемую действительность, а не строчку слов или последовательность звуков, т. к. важнейшей, если не основной единицей семантической организации цепного рассказа является «номинация», т. е. обозначение предметов действительности. Именно обозначения предметов выступают в качестве «опорных точек» при построении программы сообщения. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста была принята предметно-графическая схема следующего вида: прямоугольниками обозначены предметные значения сообщения (субъект или объект, параллельными стрелками синего цвета – глаголы (слова-действия, пунктирные стрелки красного цвета, которые соединяют прямоугольники по диагонали отражают наличие структурно-смысловой связи; общая рамка – подчинённость плана раскрытию единой темы.

Применение такой схемы даёт реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем –вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Использование такой предметно-графической схемы цепного рассказа оправдывает себя в полной мере, т. к. создаёт удобства для организации целенаправленного восприятия и последующего анализа, обеспечивая порядок выделения структурных компонентов отдельного суждения – предложений.

На примере адаптированного рассказа цепной организации «Коля и шар» проиллюстрируем, как дети знакомятся с правилами строения цепного текста. Рассказ, который вначале представляется на слух, не должен превышать 6-7 предложений и его содержание можно легко отобразить графически, создав зрительную опору для запоминания.

Итак, педагог зачитывает адаптированный рассказ и даёт установку, чтобы дети запомнили, о каких предметах рассказывается в нём:

«Однажды Коля заболел и лежал в кровати.

Кровать поставили к окну.

Неожиданно в окне Коля увидел красный шар.

На шарике была нарисована красная рожица.

Весёлую рожицу нарисовали друзья мальчика.

Они хотели развеселить больного Колю».

1. После прочтения рассказа детям предлагается отобрать из ряда картинок, представленных на панно только те, которые относятся к данному повествованию.

2. Далее, отобранные картинки надо расположить в последовательности рассказа. Затруднения в воспроизведении события является хорошим поводом для использования графического плана. Показывая схему, мы объясняем, что она поможет быстро найти место каждой картинке.

3. После чтения первого предложения предлагается найти соответствующие ему картинки и подставить их в первую строчку схемы. Анализ протекает в следующем порядке: Л: – О ком говорится в первом предложении?

Л:- Что случилось с Колей? Сколько здесь слов, кто

Д: Коля заболел и лежал.

Д: Он лежал на кровати.

Таким образом, разбирая каждое предложение, картинками заполняется вся схема, т. е. восстанавливается весь сюжет рассказа. Перед дошкольниками, не владеющими навыками чтения, предстаёт рассказ в виде предметно- графической схемы, которая служит зрительной опорой для дальнейшего анализа и пересказа текста.

Анализируя предметную канву рассказа, мы с детьми замечаем, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме фиксируется двумя одинаковыми картинками. Мы приходим к выводу, что именно за счёт такого повторения осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ. Закрепляя найденное правило, предлагаем детям соединить красными стрелками одинаковые картинки двух соседних предложений по диагонали, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений.

Вывод: рассказ получается тогда, когда предложения «дружат». Одно предложение соединяется с другим как звенья в новогодней гирлянде.

Педагог просит пересказать рассказ, использую в качестве зрительной опоры картинно-графическую схему рассказа. Для закрепления можно предложить следующие задания: – восстановить заданный порядок картинок по памяти –

– найти ошибку в расположении картинок и

восстановить деформированное предложение,

«слова перепутались»;

– найти место «пропавшей» в ряду других картинки,

«потерялось» слово в предложении;

-найти лишнюю картинку, «лишнее» слово.

Такие задания помогают определить место разрыва мысли в рассказе, увидеть, все ли события следуют по порядку.

Таким образом, применение предметно-графического плана смысловой программы текста позволяет детям с нарушениями речи, не владеющим навыками чтения показать приёмы построения как отдельного предложения, так и целого небольшого текста и создаёт основу для осознанного самоконтроля за речью, т. е. способствует формированию связной речи на основе практического применения правил в учебно-коммуникативных ситуациях.

Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. Астрель. 2006г.

Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. I. РОЛЬ ПЕРЕСКАЗА В ФОРМИРОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ К числу важнейших.

Развитие речи и умственных способностей старших дошкольников средствами логических игр, упражнений. Мастер-класс для родителей «Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач». Цель: способствовать.

Мастер-класс «Обучение умелой, искусной и эффективной речи дошкольников» Еще древний мудрец Аристотель сказал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», а Наполеон Бонапарт «Кто не умеет говорить, тот.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Методическая разработка «Обучение старших дошкольников шитью» Пояснительная записка К этому возрасту у детей достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость,.

Обучение детей с нарушениями речи звуко-слоговому анализу и синтезу слов Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов – основа подготовки детей-логопатов к обучению грамоте. В чём актуальность этой проблемы?.

Обучение зарисовке схем конструкций из наборов «Кубики строительные» по клеткам Конструктивная деятельность в дошкольном возрасте открывает большие возможности для развития воображения, фантазии и умственного воспитания.

Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии Тема: «Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии». Пояснительная записка. Программа «Развитие.

Самоанализ НОД в подготовительной группе по развитию речи. Обучение пересказу по Г. Снегиреву «Пингвиний пляж» Выполнила:Майер Ольга Сергеевна Цель: обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических.

Особенности формирования невербальных средств общения у старших дошкольников с нарушениями речи Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования всех мозговых.

Выступление «Картинно-графические планы в развитии связной речи дошкольников»

МАДОУ ЦРР – детский сад

городской округ Красноуфимск

Картинно-графические планы в развитии связной речи дошкольников

«Прежде всего, следует упражнять память у детей,

потому что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают

большое влияние не только на ученость,

но и на все дела практической жизни,

потому что память о прошедшем делает

нас умнее для будущего»

Проблема развития связной речи остается актуальной в современной дидактике. Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.

Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании.

Однако у некоторых детей 6-7 лет отмечается специфическое своеобразие связной речи: затруднения передачи логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответы.

Дети часто не могут: последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с фабульным развитием действия.

В работах многих авторов (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) приводятся методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.

С 2014 года, в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР – детский сад использую наглядно-дидактическое пособие «Обучение связной речи детей 4-7 лет. Картинно-графические планы рассказов», авторы Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Данный материал применяю и для проведения отдельного занятия по развитию речи детей, как дополнительный материал к занятию, и как закрепление материала. С помощью данного пособия дошкольники учатся анализировать предложение из двух, трех и более слов; осознают предлог как отдельное слово; формируется умение составлять алгоритм рассказа, значительно расширяется словарный запас. Логопедическое занятие с применением картинно-графических планов дополняется предметными и сюжетными картинками, артикуляционными и пальчиковыми тренингами, мнемотаблицами, графическими схемами предложений.

Темы занятий данного методического пособия мною систематизированы в соответствии с изучаемым лексическим материалом, и внесены в рабочую программу учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Для обучения детей связной речи, планированию собственного высказывания задания, картинно-графические планы, тексты и речевые упражнения расположены в порядке возрастающей сложности, и проводятся в несколько этапов:

1. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические планы.

2. Пересказ рассказа с использованием картинно-графических планов без опоры на сюжетную картинку.

3. Составление рассказа по серии картинок с фабульным (последовательным) развитием действия.

4. Пересказ прочитанного рассказа.

Данная технология имеет:

Теоретическую основу. Она базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры человека, тем самым она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворного текста, прозы, пересказа прослушанного рассказа.

Мнемоника – совокупность правил и приемов, помогающих запоминать нужные сведения (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).

Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию.

Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Практическое использование картинно-графических планов в работе с дошкольниками является важным способом развития связной речи. В результате ежегодной итоговой диагностики речевых навыков мы наблюдаем, что у дошкольников совершенствуется умение пересказывать сказку, составлять рассказ по серии картин, рассказ-описание, творческий рассказ. А также, формируется одна из ключевых компетенций – владение устной коммуникацией (контактность, умение вести диалог, отвечать на вопросы и задавать их), которая так необходима для адаптации в современном информационном обществе.

1.Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Обучение связной речи детей 6-7 лет». Картинно-графические планы рассказов. Москва. «Скрипторий 2003» 3013г.

2.Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции 14-15 сентября 2017г. Статья Пастуховой С.А. «Моделирование связной речи у детей с ЗПР приемами мнемотехники».

3. Т.А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи».

4. С.И Ожегов «Толковый словарь русского языка».

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделей и картинно-графических схем Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Тимошенкова Дарья Александровна

В данной статье раскрывается значимость использования моделей и картинно-графических схем в организации работы с детьми дошкольного возраста по формированию монологической речи , которая соответствовала бы задачам современного дошкольного образования в области речевого развития детей . Также раскрыты теоретические основы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования моделей и картинно-графических схем , выделены методы и приемы работы со схемами, предложенные различными исследователями.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Тимошенкова Дарья Александровна

Текст научной работы на тему «Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделей и картинно-графических схем»

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МОДЕЛЕЙ И КАРТИННО-ГРАФИЧЕСКИХ СХЕМ Зотова И.В.1, Тимошенкова Д.А.2 Email: Zotova1796@scientifictext.ru

‘Зотова Ирина Васильевна — кандидат педагогических наук; 2Тимошенкова Дарья Александровна — студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в данной статье раскрывается значимость использования моделей и картинно-графических схем в организации работы с детьми дошкольного возраста по формированию монологической речи, которая соответствовала бы задачам современного дошкольного образования в области речевого развития детей. Также раскрыты теоретические основы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования моделей и картинно-графических схем, выделены методы и приемы работы со схемами, предложенные различными исследователями.

Ключевые слова: монологическая речь, старший дошкольный возраст, речевое развитие детей, задачи, модели, картинно-графические схемы.

THE DEVELOPMENT OF MONOLOGUE SPEECH OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY MEANS OF MODELS AND PICTURESQUELY GRAFIC SCHEMES Zotova I.V.1, Timoshenkova D.A.2

‘Zotova Irina Vasilievna — PhD of Pedagogical;

2Timoshenkova Daria Aleksandrovna — Student, THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING – PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: this article reveals the importance of the use of models and picturesquely-graphic schemes in the organization of work with children of preschool age on the formation of monologic speech, which would meet the objectives of modern preschool education in the area of speech development of children. Also describes theoretical basis for the development of monologue speech of children of preschool age through the use of models and paintings and graphic schemes of selected methods and techniques for working with the schemes proposed by various researchers.

Keywords: monologue speech, senior preschool age, speech development of children, tasks, models, Picture-graphic scheme.

Постановка проблемы. Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности дошкольника. Монологическая речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно она оказывается наиболее несформированной в дошкольном возрасте. От уровня развития монологической речи во многом зависит успешность обучения детей в школе. Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои рассуждения, отстаивать свою точку зрения, убедительно доказывать – все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи. Задачи развития связной монологической речи дошкольников отображены во многих нормативных документах, среди которых: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, современные программы дошкольного образования и т.д.

В связи с актуальностью развития данного вида речи у дошкольников, перед педагогами на сегодняшний день стоит задача поиска эффективных методов и средств

развития монологической речи дошкольников, одним из которых могут выступать модели и картинно-графические схемы.

Цель статьи. Статья раскрывает значимость использования моделей и картинно-графических схем в организации работы с детьми дошкольного возраста по формированию монологической речи. Раскрыты основные виды моделирования в работе с детьми, дана их характеристика. Выделены методы и приемы работы со схемами, предложенные различными исследователями.

Изложение основного материала. Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к проблеме формирования монологической речи дошкольников основываются на рассмотрении онтогенеза развития связной речи: взаимосвязь речи и мышления, механизмы порождения речевого высказывания, речь как средство общения. Психолингвистические исследования раскрывают закономерности усвоения детьми лексического разнообразия родного языка, норм и правил построения синтаксических конструкций (О.А. Бизикова [1], Л. П. Якубинский [10]). Достаточно широко описан методический аспект развития монологической речи дошкольников (Г.М. Лямина [5], Н.А. Стародубова [7], Л.Г. Шадрина [9]). Некоторыми исследователями (В.П. Глухов, Е.А. Ефименкова, Н.Г. Смольникова, Т.А. Ткаченко, Д.Б. Эльконин) отмечено, что одним из средств развития монологической речи дошкольников является использование моделей и картинно-графических схем, относящихся к методу моделирования.

Эффективность использования метода моделирования основывается на положениях о том, что дошкольный возраст это период образных форм сознания, когда ребенок овладевает различными образными средствами: сенсорными, символическими, знаковыми, схематическими и др. В связи с этим, применение в работе с детьми символических аналогий облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала детьми. Овладение данными приемами решает задачи не только развития связной монологической речи, но и развития основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики. Использование наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

Помимо этого, выступая нетрадиционной формой обучения, наглядное моделирование в работе с дошкольниками имеет ряд преимуществ: применение в работе символов и аналогий облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения детьми материала; использование графических аналогий позволяет дошкольникам выделять главное, систематизировать полученные знания; наглядное моделирование вызывает интерес детей, стимулирует к активной деятельности.

На сегодняшний день существует несколько типов моделирования, используемых в работе с дошкольниками: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Символами в пиктограмме выступают рисунки, с помощью которых можно записать слова и выражения.

Замещение – вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными (круги, квадраты, овалы) различного размера и цвета. С помощью данных символов указывают на отличительные особенности предмета или явления (цвет, размер, форму).

Мнемотаблица – графическое изображение персонажей, явлений природы, действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Применение различных видов моделей осуществляется при помощи методов и приемов работы, предложенных различными исследователями (Т.В. Большева [2], В.П. Глухов [3], Е.А. Ефименкова [4], Н.Г. Смольникова [6], Т.А. Ткаченко [8]). Их разнообразие обусловлено необходимостью развития различных компонентов монологической речи детей.

Например, Т.В. Большевой предложен сюжетный метод запоминания текстов по мнемотаблице, которая призвана помочь детям разучивать стихотворения; составлять рассказ-описание, творческие рассказы, обучать пересказу [2].

Для формирования умений пересказа текстов В.П. Глухов разработал методику моделирования сюжета с помощью условно -наглядной схемы (блоков-квадратов, которые размещаются на штативе, после чтения и разбора текста заполняются изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов). Педагог объясняет назначение размещаемых на штативе блоков -квадратов, указывает, что блоки-квадраты обозначают отдельные части рассказа, следующие друг за другом [3].

Для обучения детей составлению предложений Е.А. Ефименкова предлагает использовать материал, позволяющий обучать детей составлению предложений из отдельных слов, который представляет собой схему составления предложения [4].

Для восприятия детьми различных текстов Н.Г. Смольникова предлагает использовать специальные модели, которые представляют собой опорный материал для составления высказываний и пересказов произведений (круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа). В обучении используются в качестве модели структуры повествовательного текста серии сюжетных картинок, разные способы их предъявления, направленные на формирование умений выстраивать сюжетную линию, композиционно завершать текст [6].

Для обучения дошкольников составлению рассказов-описаний Т.А. Ткаченко разработала сенсорно-графическую схему, которая состоит из листа картона 45 х 30 см, разделенного на квадраты, соответствующие количеству признаков предметов, о которых детям необходимо рассказать [8].

Независимо от использования методов и приемов работы с мнемотаблицами и опорными схемами, алгоритм обучения детей приемам моделирования включает в себя три этапа: начальный этап, совместная работа педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы обучения дошкольников моделированию можно разделить на наглядные, словесные и практические:

– наглядные (использование в работе графических схем, иллюстраций произведений, детских рисунков и схем, сюжетних картинок);

– словесные (чтение произведений, беседы, загадки, малые фольклорные формы);

– практические (рассказ по плану-схеме, по опорным вопросам, лексико-грамматические упражнения, драматизация).

Вывод. Из сказанного следует, что наглядное моделирование является эффективным средством развития связной монологической речи и творческих способностей дошкольников. Основанное на психологических особенностях развития дошкольников, образности мышления, моделирование призвано осуществлять преобразование абстрактных символов в образы, тем самым облегчить усвоение детьми материала. К методам моделирования относят следующие: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы. В педагогике накоплен большой опыт использования различных методов моделирования в работе с детьми (составление рассказов и пересказ текста по опорным схемам, таблицам, составление предложений из отдельных слов-символов и т.п.).

Список литературы / References

1. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений./ О.А. Бизикова. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 235 с.

2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. / Т. Большева. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. 253 с.

3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология, 1994. № 2. С. 56-73.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1981. 112 с.

5. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности / Г. М. Лямина // Дошкольное воспитание, 2005. № 9. С. 49-55.

6. Смольникова Н.Г. Обучение связной речи детей с ОНР. / Н.Г. Смольникова. М.: Просвещение, 1991. 159 с.

7. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. / Н.А. Стародубова. М.: Академия, 2011. 239 с.

8. Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов. / Т.А. Ткаченко. М.: «АРКТИ», 2009. 87 с.

9. Шадрина Л.Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина. М.: Сфера, 2012. 128 с.

10. Якубинский Л. П. О диалогической речи: язык и его функционирование / Л.П. Якубинский. М.: Наука, 1986. 315 с.

Пересказ с помощью картинно-графической схемы

Формирование связной речи у дошкольников при помощи картинно-графических планов.

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

В современных исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел обучения. Поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации.

Правильная организация обучения таких детей – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана.

Что такое наглядное моделирование?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Отмечается, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
  • применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. А ведь основное для рассказчика – это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы “А что, дальше?”, “А как это произошло?”, “Почему это случилось?”. Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Что же такое модельные схемы?

Это схематичное изображение предмета или события. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования.

Что же такое моделирование?

Моделирование рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с педагогом, а затем и к собственному моделированию.

Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  • предметные картинки;
  • силуэтные изображения;
  • геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования представленного в виде картинно-графического плана высказывания в формировании связной речи.
Пересказ. Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ.

Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).
С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д.

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности . При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение.

Рассказ по сюжетной картинке

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  • определение взаимосвязи между ними;
  • объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин

Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. Например, диалоги я обозначаю стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не “потерять” характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе и т.д. Слова – признаки, характеризующие персонажей, я обозначаю либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя – использую пиктограммы. Пиктограммы я выставляю при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке или действии героя.

Составление описательных рассказов

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Я сначала учу детей выделять существенные признаки предмета.
Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

  • принадлежность к родовидовому понятию;
  • величина;
  • цвет;
  • форма;
  • составляющие детали;
  • качество поверхности;
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  • как он используется (какую пользу приносит)?
  • за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки.

Представленные приемы работы позволят повысить эффективность речи дошкольников, могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Читайте также:  Методы формирования грамматической системы словоизменения
Ссылка на основную публикацию