Проблемы чтения – связь интонационного оформления текста и его понимания в читательской деятельности

Проблемы чтения – связь интонационного оформления текста и его понимания в читательской деятельности

Общество на современном этапе своего развития предъявляет все новые, более высокие требования к качеству образования, что предполагает переосмысление образовательного процесса. В настоящее время государство ставит перед учителями начальных классов новые цели. Приоритетной целью является развитие личности ученика на основе освоения универсальных способов деятельности. Необходимо формировать функциональную грамотность, которая включает в себя, в том числе и читательскую компетентность. Следовательно, нужно пересматривать и перестраивать систему преподавания так, чтобы иметь возможность целенаправленно формировать данную компетентность.

Формировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к чтению – первостепенная задача современного общества. Лидер Нации Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства”» отметил: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» [1, с. 32].

Традиционная передача знаний от учителя к учащимся путем трансляции собственного опыта сегодня неактуальна. Школа должна формировать навыки самостоятельного познания учениками окружающего мира. В связи с этим в настоящее время одной из основных задач образовательной сферы является приобщение к чтению, повышение интереса к нему, роста значения чтения как культурной и личностной ценности.

Цель исследования

Целью статьи является выявление актуальных проблем формирования читательской компетентности младших школьников в условиях реализации курса «Основы смыслового чтения».

Материал и методы исследования

В качестве предмета исследования выступает изучение особенностей обучения и воспитания в системе начального образования Республики Казахстан. Методом исследования выступил анализ нормативных документов Республики Казахстан, научной литературы, в частности, труды психологов и педагогов.

Результаты исследования

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы приоритетной целью образования является формирование интеллектуального, образованного, конкурентоспособного гражданина, способного быть успешным в быстро меняющемся мире [2, с. 5]. Соответственно, простой грамотности уже явно недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности детей, в целом всего подрастающего поколения. Важно, чтобы они были адаптированы к современной жизни. Обновление содержания начального образования и изменение форм оценки учебных достижений учащихся является одним из условий модернизации образования, основной целью которого является достижение нового, улучшенного качества общеобразовательной подготовки младших школьников.

В процессе обучения ученики начальных классов должны формировать учебную самостоятельность, что предполагает наличие умения работать с текстовой информацией. Следовательно, необходимо осознавать важность введения в образовательный процесс работы по формированию смыслового чтения.

Современный мир отчетливо отражает кризис читательской компетентности общества. В настоящее время наблюдается ускоренное развитие информационных технологий, а также ощутимое сокращение доли систематически читающей части казахстанского общества. Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

Литературное чтение является одной их основных учебных дисциплин. Она влияет на развитие морального облика и нравственных ориентиров подрастающего поколения. Ей отводится главная роль в эмоциональном, интеллектуальном, эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Особенность литературного чтения как учебной дисциплины характеризуется сущностью данного предмета как культурного феномена: оно эстетически развивает мир, описывает богатство и многообразие человеческой жизни в разных литературных образах. Литература владеет огромным потенциалом, способным воздействовать на юных читателей, она приобщает их к духовно-нравственным ценностям нации и государства.

Исходя из вышеизложенного, под целью литературного образования в начальных классах понимается формирование грамотного, активного читателя, человека, который имеет устойчивую привычку к чтению, а также необходимость в нем как способе познания окружающей среды, самого себя, человека, обладающего высоким уровнем речевой культуры, культуры высоких чувств и творческого мышления.

Отношение школьников к книгам складывается в первые десять лет жизни. Именно в данное время определяется, каким оно будет: активным, пассивным. В дошкольном возрасте стиль общения с книгами задает воспитатель. В начальных классах, как на следующей ступени общего образования, вносятся существенный поправки в процесс формирования и становления читательской компетентности. Таким образом, как именно в этом возрасте происходит становление ученика – читателя [3].

Компетентный читатель – это личность, обладающая интеллектуальной культурой, человек, сформировавший у себя следующие качества:

  • желание совершенствовать себя в различных сферах деятельности в процессе чтения литературных произведений;
  • сформированность продуктивных умений, наличие качественного навыка чтения;
  • применение читательских умений в процессе работы с текстом;
  • наличие читательской самостоятельности при работе с текстом;
  • активное изучение научно-познавательных текстов, качественное восприятие художественных произведений;
  • сформированность читательского кругозора, предполагающее наличие литературоведческих понятий об авторах, их произведениях, жанрах литературы, темах, подлежащих изучению в конкретных возрастных категориях.

Под читательская компетентностью, рассматриваемой в рамках формирования и развития грамотного читателя, понимается система знаний, умений и навыков, позволяющих человеку выбирать, воспринимать, анализировать информацию, представленную ему в письменной или устной форме, успешно применять ее не только в личных, но и в общественных целях.

В.А. Сластенин определяет читательскую компетентность как свойство сохранения прочитанного, которое было сформировано на основе общей человеческой культуры, обеспечивающее возможность решить все возникающие учебные, академические, воспитательные, социальные и профессиональные задачи в соответствии с возникшими ситуациями в обширном взаимодействии между образовательной и профессиональной деятельностями. Читательская компетентность является совокупностью личностных качеств, сформированных на основе его интеллектуальных способностей и личностных свойств [4].

В качестве условий формирования читательской компетентности И.А. Зимняя выделяет:

  • формирование положительного имиджа чтения, увеличение его престижности;
  • создание мотивационной среды и культуры чтения;
  • развитие межпредметного подхода в обучении смысловому чтению;
  • эстетическое воспитание подрастающего поколения;
  • обеспечение полной осведомленности учащихся о потенциальном круге чтения и обеспечение школьников текстами.

Структура читательской компетентности состоит из следующих элементов:

  • познавательный (знания, уровень их обобщенности и полноты);
  • операционно-технологический (умения, включающие степень освоенности, способность переноса осуществляемых действий);
  • ценностно-смысловой (ценностно-смысловые ориентации, под которыми подразумевается отношение к процессу чтению, содержанию и результату деятельности) [5].

Познавательный элемент читательской компетентности подразумевает под собой читательскую самостоятельность при работе с книгами, сформированность читательских умений работать с текстами художественных произведений, научно-познавательными материалами. В рамках данного элемента сформированность читательских умений и навыков включает в себя: навыки работы с книгами, умения формулировать цель чтения, анализировать предоставленные текст, выполнять полный, выборочный или краткий пересказ прочитанного, выделять основные слова; писать аннотацию, определять мотивы чтения; проявление читательской самостоятельности, способность к созданию сочинений различных типов и творческих работ.

Под операционно-технологическим элементом понимается наличие эффективных способов работы с текстовой информацией и качественных навыков, направленных на успешное взаимодействие людей друг с другом. К таким навыкам относятся грамотность речи, ораторское искусство и способность налаживать контакт с различными типами людей.

Ценностно-смысловой элемент определяется наличием читательского кругозора, т.е. сформированностью литературоведческих знаний об авторах и их произведениях, темах и жанрах литературы и способностью воспринимать многообразие произведений литературы, а также научно-познавательных материалов. В рамках данного компонента развиваются следующие читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, самостоятельно выделять главную мысль, своими словами, умение апеллировать к источнику знаний.

Насколько полно будет сформирован тот или иной компонент на уроках чтения, зависит не только от условий обучения, но и от самого структурного элемента читательской компетенции.

В соответствии с рассмотренными структурными единицами возможно определить уровни сформированности читательской компетентности младших школьников: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень сформированности читательской компетентности учащихся подразумевает наличие собственного отношения к прочитанному, достаточный уровень читательской самостоятельности, умение соотносить прочитанное произведение с жизненными событиями, знание основных тем, жанров и авторов произведений детской литературы, умение определять тему и идею прочитанного, подготавливать план текста, применять его для пересказа; способность младших школьников глубоко воспринимать и пропускать через себя прочитанное, уметь осуществлять анализ произведения и давать оценку своей читательской деятельности, применять во внеурочное время знания, умения и навыки, приобретенные на уроках литературы; потребность в самостоятельном обращении к известным и незнакомым авторам, жанрам, темам детского чтения и творчески подходить к осмысливанию текста, осуществлять диалог с другими учащимися и работать в парах и группах.

Средний уровень характеризуется наличием читательской самостоятельности школьников, желанием использовать в своей деятельности читателя различные методы и приемы, которые были освоены на занятиях, опыт чтения относительно большой по объему, однако, периодически допускаются ошибки, чтение спокойное, недостаточно эмоциональное. Такие учащиеся могут в полном объеме пересказывать тексты только с помощью наводящих вопросов, они умеют назвать тему произведения, а идею сформулировать не могут, школьной библиотекой пользуются не чаще двух-трех раз в месяц, составляют аннотацию только по памятке, знают наизусть только несколько произведений, анализируют тексты и оценивают свою читательскую деятельность по вспомогательным вопросам, демонстрируют необходимость самовыражения через творчество, но не регулярно, называют два-три мотива чтения, трудно поддерживают контакт с окружающими, могут работать только в парах.

Низкий уровень характеризуется слабо выраженной читательской самостоятельностью, познавательная деятельность таких учащихся ограничивается лишь выполнением действий по плану, образцу или подробной инструкции учителя, они не в состоянии связать прочитанную информацию с жизненными явлениями, творческие способности развиты недостаточно, преобладает зрелищное восприятие событий, слабые навыки чтения и низкий уровень мотивация чтения, отсутствуют несколько основных читательских умений: у учащихся возникают сложности при делении текста на части, они не могут озаглавить его с помощью слов из текста. У данных учащихся отсутствует интерес к чтению. Если своевременно не начать работу по включению их в читательскую деятельность, ученики могут остаться с низким уровнем читательской компетентности, что наложит отпечаток на их дальнейшую жизнь.

Дискуссия

Cогласно учебной программе «Язык и литература» для 1–4 классов учащиеся начальной школы должны [6]:

  • определять содержание книги на основе анализа титульного листа, оглавления, иллюстраций;
  • характеризовать, оценивать поступки героев;
  • находить в произведениях образные слова и словосочетания, уметь объяснять их смысл;
  • устанавливать очередность событий и составлять план небольшого по объему эпического произведения;
  • передавать смысл прочитанного текста, сопоставлять его содержание и название;
  • выполнять подробный пересказ небольших эпических произведений;
  • составлять план художественных повествовательных произведений под руководством учителя, писать изложение на основе составленного плана;
  • выразительно читать стихотворения, прозу, использовать при этом основные интонационные средства: короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;
  • овладеть осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением на уровне осмысления и понимания тематического и идейного содержания произведения;
  • сформировать читательский кругозор, расширить знания учащихся об окружающей действительности на материале произведений русской, казахской и зарубежной литературы;
  • сформировать устойчивый интерес к самостоятельному и систематическому чтению доступных возрасту произведений детской мировой литературы; приобретать опыт осознанного выбора книг для самостоятельного чтения.

В результате анализа учебной программы мы видим, что на ступени начального общего образования школьники должны приобрести элементарные навыки работы текстовой информацией в процессе изучения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрастной категории.

Однако в настоящее время в педагогической практике существует противоречие: огромные возможности познания нового посредством цифровых образовательных ресурсов (CD, DVD и т.д.), широкий выбор и свободный доступ к произведениям детской литературы, тщательная работа педагогов над формированием интереса к чтению у школьников, с одной стороны, и, с другой стороны, ярко выраженное нежелание учащихся читать книги.

Необходимо создать условия для формирования читательской компетентности младших школьников как во время уроков, так и во внеурочное время. На достижение запланированных результатов направлен курс «Основы смыслового чтения». Данный курс рассчитан на младший школьный возраст, ведь именно в этом возрасте решается вопрос, будет ли отношение ученика к книге активным или пассивным, закладываются основные читательские умения и навыки.

В рамках курса «Основы смыслового чтения» учащиеся знакомятся с текстами различных жанров. В процессе работы над ними школьники анализируют прочитанный материал, определяют и формулируют основную идею текста или совокупность его главных смыслов, коллективно обсуждают прочитанное, выполняют различные творческие задания, опирающиеся на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Курс «Основы смыслового чтения» позволит создать условия для развития читательской компетентности младших школьников, т.к. способствует развитию потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм деятельности, читательской компетентности через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации, читательские конференции, творческие вечера, посвященные деятельности писателей и поэтов.

Заключение

В настоящее время государство ставит перед учителями начальных классов новые цели. Приоритетной целью является развитие личности ученика на основе освоения универсальных способов деятельности. Возрастает значение умений работать с текстовой информацией. Необходимо формировать функциональную грамотность, которая включает в себя в том числе и читательскую компетентность. Следовательно, нужно пересматривать и перестраивать систему преподавания так, чтобы иметь возможность целенаправленно формировать данную компетентность. Курс «Основы смыслового чтения» позволит максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

§ 1.3 Связь интонационного оформления текста и его понимания в читательской деятельности

В своем исследовании мы опираемся на лингвистическую и психолингвистическую точки зрения о понимании интонационной стороны речи. Согласно современным лингвистическим представлениям, интонация является элементом просодической структуры и рассматривается как одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения (И.Г. Торсуева, Б.Б. Шевцова). В свете психолингвистических исследований интонация определяется как основа для осуществления конкретного коммуникативного намерения. Субъект речевой деятельности передает смысловое содержание высказывания, коммуникативно оформленного лексико-грамматически и интонационно (В.П. Глухов, Е.А. Ларина).

Далее, рассмотрим понятие смысла, понимания. Теоретический анализ литературных данных показал, что од­нозначного определения термина «понимание» не существует. В психологическом аспекте процесс понима­ния рассматривается как особое «психологичес­кое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия факта» (Е.А. Рогов) [10, с. 68]. С педагогической точки зрения, понимание – это один из эта­пов восприятия, предполагающий по­стижение логических связей тек­ста, его структуры, взаимодейст­вия его частей (А.К. Аксенова, Б.С. Найденов). С психолингвистической позиции, процесс понимания текста определяется как последовательное изменение структуры воссоздаваемой в сознании ситуации и процесс перемещения мысленного центра ситуации от одного элемента к другому (В.П. Глухов, А.А. Залевская). Согласно нейропсихологическому подходу, понимание текста – это сложный процесс, при котором ученик, воспринимающий текст, переходит от развернутой серии слов и фраз к общей мысли (А.П. Бизюк, А.К. Венедиктова).

Как уже отмечалось выше, большинство исследователей признают смыслоразличительную функцию супрасегментных единиц в процессе восприятия и понимания речевого высказывания (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова). Согласно психолингвистической позиции, данная функция интонации проявляется на уровне интонемы. Именно в сильной позиции интонемы связь интонации и смысла наиболее ярко выражена. Сильная позиция – это явление выражения интонации только с помощью смыслоразличительной функции без влияния на понимание смысла лексико-грамматического состава фразы (Е.А. Ларина, Б.Б. Шевцова). С лингвистической точки зрения, интонация не непосредственно связана со структурой предложения, а через высказывание и его смысл. Наравне с синтаксисом она участвует в выражении коммуникативного типа и смыслового членения высказывания, подтекста. Все эти компоненты определяют смысл прочитанного (Г.П. Торсуева). Педагоги и психологи склоняются к мнению, что понимание смысла является основой выразительного чтения, в котором ведущую роль играет интонация (А.Ф. Ломизов, А.А. Люблинская, Б.С. Найденов, М.И. Оморокова). Согласно нейрофизиологической точке зрения, интонационный компонент крайне важен как для письма, так и для чтения. «Читающий должен вычитать интонацию, вписанную сочинителем. Без этого невозможно верное понимание текста» [11, с. 18]. Обнаружение этой интонации возможно только путем смыслового анализа предложений. Процесс составления предложений с учетом каждого слова и его членения на части Н.И. Жинкин называет «внутренней интонацией».

Читайте также:  Гласные звуки и буквы - конспект занятия в старшей логопедической группе

На основании междисциплинарной позиции признается факт взаимосвязи интонационного оформления и понимания в читательской деятельности. Недостаточная сформированность фонологически значимых особен­ностей интонации у детей является предпосылкой к возникновению специфического типологического нарушения чтения. К таким типологическим просодико-интонационным ошибкам, по мнению Т.А. Алтухо­вой, И.И. Карачевцевой, относятся: ошибочный выбор интонационной конструкции, отсутствие четкой межсинтагменной паузации, несо­ответствие тембра характеристике персонажа, низкая интенсив­ность голоса, неправильное ло­гическое ударение и семантико-синтаксические затруднения в чтении. Все перечисленные ошибки приводят к сложностям в развитии смысло­вого восприятия текстов [1; 6].

Итак, большинство исследователей признают смыслоразличительную функцию супрасегментных единиц в процессе восприятия и понимания речевого высказывания.

Проблемы чтения – связь интонационного оформления текста и его понимания в читательской деятельности

Чтение — вот лучшее учение.

Следовать за мыслями великого человека —

есть наука самая занимательная»

Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).

Осмысленное чтение связано с пониманием

Уровни понимания текста

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

· определением основной и второстепенной информации;

· формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

· в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

· в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

· в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

· различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;

· распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;

· собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса.

Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.

Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).

1. При экранном чтении увеличивается значимость просмотрового, поискового видов чтения, а также роль отбора информации при повторном чтении.

2. Сама структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста. В гипертексте направление чтения не обязательно линейно, как в тексте печатном. Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста.

Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность – способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».

Чтение является важнейшим средством социализации учеников. В настоящее время мы наблюдаем засилие поп-культуры через все каналы и средства массовой информации. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок имел бы возможность погрузиться в мир качественной литературы. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.

Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.

Место смыслового чтения в ФГОС

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.

· мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;

· операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;

· когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.

Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.

На схеме представлены группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению.

Системно-деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность.

Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие».

Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности.

Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность. Критериями познавательного интереса являются: активное включение в учебную деятельность, сосредоточенность на этой деятельности, появление у учащихся вопросов, которые они задают друг другу и учителю или на основании которых формулируют информационный запрос.

Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.

Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала.

Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.

Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности.

В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.

Выделяют универсальные (УУД) и предметные учебные действия.

Инструментальной основой учебной деятельности являются универсальные учебные действия, носящие надпредметный характер.

К ним относятся действия целеполагания, поиска и выделения необходимой информации, моделирования, исследования, проектирования, взаимодействия, самоконтроля и другие.

Универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия выявляют внутренние существенные связи объектов и явлений, дают истину во всей конкретности и объективности, составляют основу научного мировоззрения и практической деятельности, обладают свойством широкого переноса.

Универсальные учебные действия выступают в качестве основы достижения образовательных результатов, поскольку способствуют развитию теоретического мышления: обобщение, анализ, синтез, оценка, рефлексия и другие.

Предметные действия – это особый вид практической деятельности, существующий внутри науки и обслуживающий ее.

Предметные действия – непосредственно связаны с целью учебной деятельности, имеют определенное предметное содержание. В предметных действиях проявляется отношение к действительности.

Предметные действия обеспечивают практическую деятельность – в данном случае собственно чтение.

Содержание образования рассматривается как единство знаний, деятельности и развития учащихся.

Фундаментальное ядро содержания общего образования представляет собой:

· система научных знаний, пронизаннных мировоззренческими идеями. Основными элементами научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенными для обязательного изучения являются: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы.

· универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.

Конкретизация, дифференциация и индивидуализация инвариантного содержания образования обеспечивается в оболочке, являющейся вариативной частью, представленной дополнительным, вспомогательным, альтернативным учебным материалом и специальными предметными действиями.

Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п.

Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.

Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.

Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения.

Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.

Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».

Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте.

Первый этап – собственно восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).

На этом этапе важно понимание значение встречающихся в тексте слов, высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т.е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста.

Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы). Понять текст означает:

· выбрать в словах контекстуально актуализированные значения

· выявить поверхностный смысл на базе этих значений.

Читайте также:  Тематическое планирование образовательной работы в рамках ФГТ, тема недели: Зима

Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.

Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:

· чуткость к слову,

· умение эмоционально переживать,

«Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский).

Способность оценивать внутренний подтекст, которая может совершенно не коррелировать со способностью к логическому мышлению.

«Эти обе системы – система логических операций при познавательной деятельности и система оценки эмоционального значения или глубокого смысла текста, – пишет А.Р. Лурия, – являются совсем различными психологическими системами».

Понимание текста – это сложный процесс, состоящий из трех стадий:

· выбор в словах контекстуально актуализированных значений;

· выявление поверхностного смысла на базе этих значений;

· интерпретация – постижение внутреннего смысла с учетом контекстуальной мотивации.

Методика работы с текстом

1 этап. Восприятие

Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).

Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием)

2 этап. Структурно-функциональный анализ

Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.

В художественных текстах также идет анализ сюжета, композиции, охарактеризовываются герои (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков), анализируется система образов, простраивается хронотоп. Работа над смыслом эпизода или ключевой сцены.

3 этап. Реконструкция смысловых структур

Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.

В художественных текстах: прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?

4 этап. Смысловая компрессия

Понимание текста – процесс перевода текста на другой язык (прием смысловой компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка.

Построение образа, предмета или ситуации, наделенного определенным смыслом. Т1 → Т2 (перекодировка), где Т – текст

Построение сообщений, несущих альтернативные смыслы. Соотнесение нескольких текстов, сочинение по проблемам, отраженных в авторских текстах.

Статья “Связь интонационного оформления и понимания в читательской деятельности»

Связь интонационного оформления текста и его понимания

в читательской деятельности

Интерес к проблемам чтения обусловлен его огромной ролью в жизни человека, открывает перед ним неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний о себе, других людях, о мире. Вопрос изучения данного навыка в настоящее время рассматривается в направлении поиска более эффективных методов коррекции его нарушений, прежде всего, в связи с тем, что именно он обеспечивает развитие человека как личности. Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, речевого, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей. Трудности в овладении чтением испытывают дети, обучающиеся не только в коррекционных, но также и в общеобразовательных классах (Т.А. Ладыженская, А.Ф. Ломизов, Б.С. Найденов, Г.П. Фирсов и др.). При этом проблема формирования смысловой стороны чтения является наиболее актуальной, особенно это характерно для детей с системными нарушениями речи [4]. В связи с этим, мы считаем важным рассмотреть недостаточно изученный в теории и практики логопедии вопрос о связи интонационного оформления и понимания в читательской деятельности.

В своем исследованиимы опираемся на лингвистическую и психолингвистическую позиции понимания интонации. С лингвистической точки зрения, интонация является элементом просодической структуры и рассматривается как одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, принимающее участие в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом сообщения (Л.В. Бондаренко, Л.Р. Зиндер, Н.Д. Светозарова). Она понимается исследователями как многокомпонентное единство, однако вопрос о количестве компонентов решается ими по-разному. Некоторые авторы включают в интонацию только ритм и мелодику, другие добавляют темп и тембр. И.А . Зимняя выделяет мелодический, динамический, временной компоненты и тембр произнесения. В.А. Артемов, М.М. Галеева определяют в составе интонации пять компонентов, которые соответствуют акустическим характеристикам речи: мелодику, интенсивность, длительность, паузу и тембр . В понятие интонации иногда включаются и паузы (И.Я. Блинов, В.Н. Ярцев), хотя нередко говорят об интонации и паузах как о разных явлениях. В «широком» понимании в ее состав включаются: мелодика, ритм, темп, ударение, пауза, тембр, интенсивность (Б.Б. Здорова, Г.Н. Иванова-Лукьянова и др.).

Кроме того, в лингвистике бесспорно положение о том, что интонация является полифункциональным явлением, однако анализ литературы по данной проблеме показал, что и в определении количества ее функций у лингвистов нет единства мнений. И.Г. Торсуева выделяет коммуникативную, экспрессивную и эмоциональную функции, причем коммуникативная определяется автором как базовая . Г.П. Фирсов утверждает о том, что интонация выполняет всего две функции – объединяющую и расчленяющую . Помимо обозначенных, существует множество других интерпретаций, но большинство исследователей выделяют следующие: 1) фонетическая – интонация оформляет синтагму, фразу, придавая им смысловую и фонетическую цельность и одновременно разделяя речевой поток на синтагмы и фразы; 2) эмоционально-экспрессивная – выражает эмоционально- экспрессивные оттенки высказывания; 3) синтаксическая – выражает синтаксические значения, служит одним из средств синтаксической связи; 4) стилистическая – интонация участвует в образовании стиля текста; 5) смыслоразличительная – различает смысл фраз с одним и тем же лексико-грамматическим составом при помощи движения тона (Г.Н. Иванова-Лукьянова).

В свете психолингвистических исследований интонация определяется как основа для осуществления конкретного коммуникативного намерения, которая необходима для оптимизации восприятия речи. Субъект речевой деятельности передает смысловое содержание высказывания, коммуникативно оформленного лексико-грамматически и интонационно (В.П. Глухов, А.А. Залевская, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.)

Чтение – это явление комплексное, являющееся сложным психофизиологическим процессом. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, по мнению Б.Г. Ананьева, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» [1]. С психолингвистической позиции данный навык представляет собой, с одной стороны, процесс непосредственного чувственного познания, а с другой – опосредованное отражение действительности (В.П. Глухов, А.Н. Соколов и др.). Чтение, как один из видов письменной речи, формируется на базе устной и представляет со­ бой более высокий этап речевого развития.

Выделяют четыре важнейших качества навыка читательской деятельности: правильность (плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого), беглость (скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного), выразительность (способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему) и сознательность (понимание замысла автора и осмысление своего собственного отношения к прочитанному).

Теоретический анализ литературных данных показал, что од­ нозначного определения термина «понимание» не существует. В психологическом аспекте процесс понима­ния рассматривается как особое психологичес­кое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интер­ претации какого-либо события, факта (Е.А. Рогов) [5]. В современных исследова­ ниях данный процесс трактуется как «компонент мышления» (Е.И. Российская).

В структуре понимания речи А.Р. Лурия вы­ деляет три основных звена: 1) выделение точного значения отдельных слов; 2) усвоение синтаксических отношений, в кото­ рые эти слова вступают; 3) выделение общего смысла сообщений. Кроме того, он подчеркивает, что наиболее продуктивной является психологическая концепция понимания, а не лингвистическая, согласно которой для понимания смысла текста необходимо иметь ши­ рокий словарь и знать грамматические правила языка .

С педагогической точки зрения, понимание – это один из эта­ пов восприятия, способствующий взаимодействию читателя с тек­ стом. Оно предполагает по­ стижение логических связей тек­ ста, его структуры, взаимодейст­вия его частей (А.К. Аксенова, А.Ф. Ломизов, Б.Г. Найденов). Текст как объект анализа и восприятия представляет собой сложную иерархическую структуру, ана­литически развертываемую до уровня базисных смысловых свя­зей, соединяющих отдельные за­ конченные мысли (И.А. Зимняя) . Любой целостный законченный текст имеет свою смысловую структуру: 1) поверхностный слой текста из­ лагает факты в линейной последовательности – фактографическая информация; 2) глубокий слой составляет суждения о фактах – концептографическая информация; 3) глубинный слой содержит эмотивно-оценочные элементы от­ношения к информации – подтекст (Л.П. Доблаев) .

Рассмотрим психолингвистическую позицию. Процесс понимания текста в данном случае определяется как последовательное изменение структуры воссоздаваемой в сознании ситуации и процесс перемещения мысленного центра ситуации от одного элемента к другому (В.П. Глухов, А.А. Залевская). По А.А. Леонтьеву, это процесс перевода смысла текста в любую другую форму его закрепления [2 ] .

Согласно нейропсихологическому подходу, понимание текста – это сложный процесс, при котором ученик, воспри нимающий текст, переходит от развернутой серии слов и фраз к выделе­нию существенного смысла и к общей мысли. Уже понимание элементарной по составу частицы тек­ ста оказывается непростым процессом. Второй этап (усвоение значения целых пред­ ложений, образующих высказывание) – процесс еще более сложный. Кроме того, важно отметить, что понимание текста связано с удержанием смысла предшествующих слов (А.П. Бизюк, А.К. Венедиктова).

В целом, письменная форма речи всегда предполагает устную форму и опирается на нее. Л.Р. Зиндер отмечает – что­ бы понять структуру и сложность лингвистики письменного тек­ ста, необходимо провести анализ фонетико-фонологических средств организации текста в особом раз­деле суперсегментной фонологии (интонологии) .

Как уже отмечалось выше, большинство исследователей признают смыслоразличительную функцию супрасегментных единиц в процессе восприятия и понимания речевого высказывания (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова). Согласно психолингвистической позиции, данная функция интонации проявляется на уровне интонемы. Это функциональная единица суперсегментной фонетики, различающая смысл фразы с одним и тем же лексико-грамматическим составом при помощи движения тона . Различают сильную и слабую позиции интонемы. Именно в сильной позиции связь интонации и смысла наиболее ярко выражена. Сильная позиция – это явление выражения интонации только с помощью смыслоразличительной функции без влияния на понимание смысла лексико-грамматического состава фразы.

С лингвистической точки зрения, в настоящее время многие аспекты понятия «смысл» недостаточно разработаны, поэтому трудно определять смыслы, передаваемые интонационными структурами. По мнению И.Г. Торсуевой, интонация не непосредственно связана со структурой предложения, а через высказывание и его смысл. Наравне с синтаксисом она участвует в выражении коммуникативного типа и смыслового членения высказывания, его эмоциональной стороны и подтекста. Все эти компоненты составляют содержательную сторону и определяют смысл прочитанного .

Кроме того, важно рассмотреть педагогическую позицию. По мнению Т.А. Ладыженской, тембр, логическое ударение и тональная окраска голоса несут большую смысловую и эмоциональную нагрузку в речи, а особенно при чтении. Интонация не только выражает отношение говорящего к тому, о чем идет речь, но и позволяет одними и теми же словами придавать различные оттенки, изменять смысл . Работы А.Ф. Ломизова посвящены в основном взаимосвязи интонации и пунктуации, однако он указывает и на их связь со смыслом. «Интонация и пунктуация зависят не непосредственно друг от друга, а от смыслового содержания. Чтобы точнее уловить смысл, нужно внимательно прислушиваться к интонации» [3 ] . По мнению Г.П. Фирсова, интонация всегда определяется смыслом и если в ней наблюдается изменение, то причина этого в том смысле, который вкладывает в слова читающий. Нарушение ее правильности всегда ведет к большему или меньшему искажению смысла . Б.Г. Найденов в своих работах последовательно рассматривает каждый компонент интонации и доказывает их влияние на смысл фразы. Один из его примеров: если в предложении в разных местах поставить паузы, то смысл может получиться различным. По мнению М.И. Омороковой, техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения . Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии осмысления текста, о неподготовленности ребенка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации. Данной точки зрения придерживаются также Т. Заводская, М. Качурина, К. Станиславский. Они считают, что именно понимание смысла является основой выразительного чтения, в котором ведущую роль играет интонация.

Что касается психологической позиции, то она сходна с педагогической точкой зрения. По мнению А.А. Люблинской, осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки препинания. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности.

Отметим и нейрофизиологическую точку зрения. Наиболее важным в данном случае является исследование, проведенное Н.И. Жинкиным. По его мнению, интонационный компонент крайне важен как для письма, так и для чтения. Читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста. Обнаружение данной интонации осуществляется только путем смыслового анализа предложений. Процесс составления предложений с учетом каждого слова и его членения на части Н.И. Жинкин называет «внутренней интонацией». Данный процесс внутреннего интонирования происходит при каждом воспроизведении и восприятии интонации. Голосовые органы до своей собственной работы принимают необходимое положение для реализации того или иного интонационного эталона. При этом «внутреннее» проговаривание воспринимаемой интонации позволяет регулировать и контролировать ее механизм восприятия и воспроизведения (А.А. Леонтьев, Н.Н. Светловская).

На основании вышеизложенного с междисциплинарной позиции признается факт взаимосвязи интонационного оформления текста и его понимания в читательской деятельности . Н едостаточная сформированность фонологически значимых особен­ ностей интонации у детей будет являться предпосылкой к возникновению специфического типологического нарушения чтения. К таким типологическим просодико-интонационным ошибкам , по мнению Т.А. Алтухо­ вой, И.И. Карачевцевой, относятся: ошибочный выбор интонационной конструкции (ИК), отсутствие четкой межсинтагменной паузации, несо­ ответствие тембра характеристике персонажа, низкая интенсив­ ность голоса, неправильное ло­ гическое ударение и семантико- синтаксические затруднения в чтении. Все перечисленные ошибки приводят к сложностям в развитии смысло­ вого восприятия текстов .

Подводя итог выше сказанному , хочется сделать вывод о том, что на основании теоретического анализа литературных данных доказано наличие внутренней связи интонационного оформления текста и его понимания в читательской деятельности. Соответственно, при обучении смысловому навыку чтения необходимо одновременно формировать интонационную сторону речи, и наоборот. Данный вопрос в настоящее время является практически не изученным, хотя он уже начал интересовать исследователей. Необходимо детальное изучение данной проблемы для составления рекомендаций с целью предупреждения неуспеваемости детей, связанной с недостатками понимания прочитанного текста и нарушения его выразительного оформления.

Читайте также:  Планшет для логопеда - логопедическое пособие Звуковички

1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением

и письмом / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР, 1950, вып. 70. – С. 106.

2. Леонтьев, А.А. Модели порождения и производства речи / А.А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1997. – 221 с.

3. Ломизов, А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации : пособие для учителя / А.Ф. Ломизов. – 2-е издание, переработанное. – М. : Просвещение, 1986. – 96 с.

4. Плетенцова, Е.И. Развитие навыков перцептивно-смысловой обработки текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи / Е.И. Плетенцова, И.А. Поварова, Е.М. Плюснина // Школьный логопед, 2008. – № 2 (23). – С.5–19.

5. Рогов, Е.А. Психология познания / Е.А. Рогов. – М.: Просвещение, 1998. – 145 с.

Понятие читательской деятельности. Часть 1.

Чтение как один из видов речевой деятельности имеет решающее значение для становления личности школьника. Достаточно вспомнить, что основная масса информации поступает в печатном, а теперь еще и в электронном виде, и требует умения читать. От сформированности читательской деятельности зависит и успешность ребенка по всем школьным дисциплинам, и успешность его дальнейшего профессионального роста во взрослой жизни.

Как известно, чтение художественной литературы необходимо для того, чтобы человек познавал мир. Понимание же художественного произведения на основе обращения к опыту того или иного читателя делает возможным: а) познание человечества через познание самого себя; б) познание человека как части человечества; в) познание человека как единства, отражающего в себе все человечество. Таким образом, осмысление содержания художественного текста через собственный опыт индивида способствует целенаправленному формированию личности — равноправного представителя всего человечества.

В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умения осмысленного, выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. Во многих учебниках художественный текст выступает в качестве основного средства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной (когнитивной) и эмоциональной сферы младших школьников, навыка полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную речевую деятельность.

Ученик, развивая дошкольный опыт, осваивает художественное произведение как целостную структуру, как результат деятельности либо конкретного автора, либо коллективного творения (фольклор). Первое представление о литературе как искусстве слова маленький читатель получает на уроках литературного чтения, которые предполагают развитие эмоционального восприятия текста и его понимания, знакомство с особым, поэтическим языком. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.

Читать — это значит вступать в коммуникацию с писателем, который отсутствует, но, несмотря на это, хочет, чтобы его поняли. Коммуникация, как нам уже известно, предполагает наличие по крайней мере двух позиций: автора текста и адресата (воспринимающего и понимающего текст). В данном случае текст выполняет функцию средства коммуникации в отсутствии автора, поэтому единственным критерием приближения к пониманию авторского замысла может служить языковая норма, на которую опирается и автор, чтобы быть понятным адресату, и читатель, чтобы понять автора. Поэтому в читательской деятельности определяющими становятся четыре характеристики:

1) правильность чтения, т.е. умение узнать буквы, слова, их грамматическое значение, озвучить слово (предложения, тексты) соответственно орфоэпической норме родного языка;

2) сознательность, т.е. культуросообразное (адекватное) восприятие той информации — сведений, фактов, отношений, которые заложены в тексте автором, умение применить свое знание нормы языка, умение пользоваться разнообразными средствами языка для понимания читателем чужих мыслей;

3) выразительность, т.е. умение «чувствовать» автора-собеседника: понимать интонационный фон произведения, умение воспринимать и передавать чувства и мысли персонажей, максимально приближаясь к авторскому замыслу;

4) беглость, быстрота узнавания единиц языка, позволяющая увеличивать объем и количество читаемых произведений.

Последняя характеристика чисто техническая и требует постоянной тренировки, а первые три объединены важной интеллектуальной процедурой — пониманием. Основное назначение читателя — понять автора, авторские мысли и чувства в тексте. Сегодня в современном обществе существует серьезная проблема: никто никого не хочет слушать. Все хотят высказаться, но не заботятся о том, чтобы послушать и услышать (понять) другого. Психологи утверждают, что будущее вызывает тревогу, обнаруживая, по последним исследованиям, такие характерные черты современного общества, как агрессивность и поверхностность (из-за вечной спешки). Это диктует школе требование вырабатывать привычку неторопливого, вдумчивого чтения, которое требует размышления и сопереживания, воспитывать уважение к собеседнику (очному или заочному). Захотеть понять автора — главная задача начинающего читателя, организовать это желание (мотивацию) — методическая задача, которую должен решать учитель на уроке чтения. Литература как предмет культуры, воспитывает лишь тогда, когда читатель пытается ответить на вопрос: «А зачем писатель создал этот рассказ (повесть, стихотворение и т.п.)? Чего он ждет от меня, читателя?»

Проблемы чтения и понимания текста современными школьниками

– Литературное образование в школе строится сегодня в условиях заметного снижения мотивации детей к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и т.д.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. Это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и т.п.)

– Основным видом учебной работы на уроках литературы является анализ (разбор) произведений, знакомство с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоение понятийного аппарата литературоведения. Эта важная аналитическая, интерпретационная деятельность имеет смысл, если ей предшествовало полноценное чтение и понимание художественного произведения. Между тем, именно стадия чтения зачастую выпадает из школьного обихода, из зоны особого внимания и контроля, особенно в старших классах. Причина – элементарная нехватка учебного времени и объем программ. Беглое знакомство с текстами или их пересказами, опора на краткие сведения учебника, а не на текст самого произведения, – приметы негативных явлений в преподавании литературы. В ходе школьного изучения литературы (историко-литературных фактов и событий, художественных особенностей выдающихся литературных произведений) необходим баланс между формированием навыков чтения и понимания литературного текста как художественной реальности, с одной стороны, и усвоением совокупности аналитических навыков, позволяющих понимать закономерности исторического развития литературы как вида искусства и корректно интерпретировать художественные произведения – с другой.

– Во многих случаях у школьника оказывается не сформированной заинтересованность в освоении объемного корпуса русской и мировой литературы, который предлагает ему программа. Существовавший много десятилетий внешний стимул (в виде обязательного выпускного и вступительного сочинения по литературе) сегодня отсутствует. ЕГЭ по литературе нужно сдавать очень небольшой части школьников. Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, приходят в противоречие с ценностями сиюминутными, прагматическими, зачастую выходящими на первый план в повседневном обиходе, в средствах массовой информации. Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом – поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы. Освоение богатств классической и современной литературы нуждается во вдумчивом сопровождении входящего в ее мир ребенка, в повышении внимания взрослых к самому процессу взаимодействия читателя-школьника и литературы.

Проблемы содержательного характера

Русский язык

– Анализ материалов экзаменационных испытаний за курс средней школы и текстов вновь введённого в российскую школу сочинения (2014 г.), а также наблюдения над речевой практикой выпускников школы, показывают, что многие выпускники недостаточно владеют навыками правильной и выразительной устной и письменной речи (в том числе применительно к разным ситуациям и условиям общения), нормами русского литературного языка, особенностями русского речевого этикета, не умеют правильно, точно выражать свои мысли.

– В школьной практике преподавания русского языка, овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности. Усвоение значительного количества орфографических и пунктуационных правил не ведёт к практическому повышению грамотности учащихся; умение фонетически разобрать слово не гарантирует соблюдение орфоэпических норм при употреблении этого слова в живой речи; знание структуры предложения и умение составить его схему не обусловливает правильное построение учащимся самостоятельного высказывания и т.д.

– Курс русского языка в школе в последние годы значительно изменился: больше внимание уделяется развитию речевых способностей учащихся; уходит в прошлое приоритетное значение орфографических и пунктуационных навыков как таковых. Однако соотношение теоретических и прикладных элементов содержания предмета «русский язык» еще далеко от оптимального. Сами понятия «системности» и «научности» трактуются авторами разных учебников по-разному: во многих случаях научность в них оборачивается наукообразием, а системность – избыточностью формальных классификаций. Формирование коммуникативных способностей возможно лишь на базе прочных лингвистических знаний и сформированных речевых навыков. Однако именно здесь возникает главная трудность и одна из причин утраты интереса к учебному предмету «русский язык». Лингвистическая теория и практика формирования языковых умений во многих современных учебниках не даёт целостного представления о языке как средстве, орудии мысли, средстве выражения определённого смысла и отражения окружающего мира языковыми средствами и потому не развивает внутренней мотивации к изучению предмета. Школьник, изучающий язык, на котором говорит с детства, должен понимать, зачем он изучает, например, морфологию или синтаксис русского языка и т.д.

– Базовый и углубленный уровни изучения русского языка, предусмотренные ФГОС, на практике не реализованы, поскольку не существует особой формы итогового контроля для филологически ориентированных учеников – ЕГЭ по русскому языку профильного уровня. Как сказано в Государственном образовательном стандарте для полной (старшей) школы (2012, пункт 9), предметные результаты на углубленном уровне «ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету». Таким образом, назначение учебного предмета «Русский язык» на углубленном уровне состоит в числе прочего в обеспечении преемственности изучения русского языка в цепочке «школа – вуз» для учащихся, ориентированных на работу с языком и текстом. Подходы к итоговой аттестации русскому языку на базовом и углубленном уровне должны быть различными. Если на базовом уровне очевиден приоритет проверки коммуникативной компетенции учащихся, то на углубленном уровне на первый план выходят языковая и лингвистическая компетенции, уровень которых должен позволять учащимся решать лингвистические задачи, продолжать обучение в высших учебных заведениях по принятым в них программам.

Литература

– Проблема снижения интереса к чтению, имеющая глубокие социокультурные корни, отчасти усугубляется противоречием между количеством часов на изучение литературы и суммарным объемом предлагаемых для освоения произведений. Вместе с тем, многолетние дискуссии об оптимальной структуре учебных планов показывают: требования увеличить количество часов на изучение литературы на практике реализованы быть не могут, как из-за жестких ограничений по нагрузке учащихся, содержащихся в СанПиНах, так и по причине постоянно растущего общего списка школьных предметов. Кроме того, непрерывно растут количество и суммарный объем значительных, заслуживающих внимания литературных текстов. Характерный пример – введение в программы произведений писателей, в советское время находившихся под запретом, в том числе авторов русского Зарубежья. Несмотря на то, что в те же годы значительное количество авторов и произведений было из программы изъято, список достойных внимания школьников произведений остается открытым и постоянно пополняется. В результате ученику нередко предлагаются списки произведений, объем которых значительно превосходит отпущенное на их освоение время.

– Все более ощутимой становится дистанция между психологическим возрастом/уровнем школьника и уровнем сложности текста, который ему предлагается. Несоответствие изучаемых произведений возрастным особенностям учащихся – одна из ключевых проблем школьной педагогики, детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения книги, написанные для взрослых. «Чтение на вырост» возможно и оправданно, если оно посильно для читателя. На преодоление психологических и когнитивных барьеров юному читателю сегодня требуется все больше и больше времени и сил.

– Также растет несоответствие речевого опыта современных школьников и языка литературных произведений, как классических, так и современных, – нередко строящихся на игре цитатами и аллюзиями. Часто дети и подростки сталкиваются с различными вариантами непонимания литературных текстов: им неизвестны значения многих слов (они были понятны их сверстникам еще недавно), не опознаются некоторые грамматические формы и категории, неясен смысл и подтекст бытовых ситуаций, обычаев, жизненных установок героев, живущих в иных социокультурных условиях. Сказанное ни в коей мере не означает констатации какого бы то ни было сужения спектра влияния русской классики на современного человека. Наоборот, ее культурный и нравственный потенциал все более полно и разносторонне востребован в современных условиях, однако для его корректного освоения необходим гораздо больший объем профессиональных усилий педагога.

– В современных программах по литературе не всегда уделяется должное внимание произведениям современной литературы (в том числе – адресованным конкретным возрастным группам), рассказывающим о жизни и проблемах современных детей и подростков. Опыт чтения и обсуждения такой литературы со сверстниками и взрослыми очень важен для школьника и может плодотворно дополнить его читательский опыт, приобретенный при чтении произведений из «золотого канона» русской классики, которые в обязательном порядке присутствуют в школьных программах.

– Современные учащиеся с раннего возраста имеют дело с большим объемом текстов в цифровом формате. Языковая коммуникация в современном мире в большой степени осуществляется с применением информационно-коммуникационных технологий, что не должно игнорироваться школьным образованием.

– Во многих случаях школа оказывается единственным местом, где идет речь о ценности литературы, необходимости ее освоения. Несогласованность действий школы и институций, решающих близкие к школе социокультурные задачи (СМИ, библиотеки, музеи, театры), существенно тормозит развитие всей этой сферы. Необходимо объединение усилий сотрудников разных культурных институций в целях создания единого поля освоения русского языка и литературы, осознанное согласование школьных педагогических стратегий с использованием образовательных и культурных ресурсов музеев, театров, крупных библиотек работающих в конкретном регионе.

Ссылка на основную публикацию