Космос – конспект фронтального логопедического занятия

Коллектив

Мирошниченко Светлана Сергеевна

Логопедическое фронтальное занятие для детей с ОНР
в подготовительной группе

«Путешествие в космос»

Мирошниченко Светлана Сергеевна
I квалификационная категория
Учитель-логопед
МБДОУ №5 «Улыбка»
2014 г.

Цель: систематизация знаний и представлений детей на космическую тематику.

Задачи:

Образовательные: обогащать представления детей о космосе с опорой на видеоматериал;

Развивающие: стимулировать желание детей высказывать свои мысли и чувства, рассказывать о понравившихся космических объектах;

Воспитательные: прививать навыки здорового образа жизни, воспитывать умение действовать в группе сверстников.

Тип занятия: обобщения и систематизация знаний по теме: «Космос».

Форма: Занятие-путешествие, дети одеты в костюмы космонавтов.

Оборудование:мультимедийная техника, презентация«История развития космоса», музыка:звуки леса, космический танец, взлёт ракеты, посадка ракеты;

ракета: объёмные геометрические фигуры для постройки ракета, схема ракеты, разноцветные ленты на палочках 14 шт.,

мини-проект: магнитная доска с магнитиками, синяя ткань для фона, гирлянда, бархатные изображения ракеты, земли, солнца, кометы, чёрной дыры; бархатные буквы КОСМОС, белые листы А4 – 6 шт., разведённая красная краска, большая кисточка, указка;
лес:массажный коврик, сосны, пеньки – 7 шт., аромат сосны, индивидуальные зеркала – 7 шт., массажные мячики – 7 шт.,

сюрпризный момент: воздушные шары с гелием – 6 шт.

Актуальность:С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. Дети, подобно древним людям, находятся в слиянии с природой, а потому всё, что их окружает, кажется им таким родным и интересным. С раннего возраста их интересуют загадки Вселенной, Солнце, Луна, звёзды. Именно в дошкольном возрасте формируется личность человека, его мировоззрение, которое определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность. Это способствует расширению кругозора, дает возможность в будущем ощутить связь со Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Ход деятельности

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Сергеевна! Я рада вас видеть! Какие у вас необычные костюмы. Вы, наверное, куда-то собрались?Или хотели во что-то поиграть? Попробую отгадать. Костюмы светло-голубого цвета, напоминают мне небо.На спине флаг. Какой это флаг? (Российский) Флаги в небе… Значит наша страна празднует какой-то праздник. А какое сейчас время года? (Весна) Месяц? (Апрель) Какой жепраздник мы празднуем в апреле всей страной? (День космонавтики)А что такое космос? (Ответы детей) Предположений много и все они интересные. Обсудим эту тему. Проходите, присаживайтесь перед экраном.
2. Вводная часть

Презентация «История развития космонавтики».

Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле!

Кто-то пытался добраться до звёзд на воздушном шаре, дирижабле. Потом люди придумали самолёты, которые взлетали ещё выше, но улететь в космос не смогли.
И вот однажды мечта осуществилась. Русский учёный и конструктор С.П.Королёв сумел сконструировать первый космический спутник и запустить его в космическое пространство.

Чтобы убедиться в том, что человек может перенести космический полёт, учёные стали готовить к полётам в космос собак. Первого космического пассажира звали Лайка. Потом полетели Белка и Стрелка.Для собак была построена специальная кабина, где имелся запас воздуха, воды, пищи. О здоровье собак, поведении люди узнавали с помощью приборов.

Для подготовки людей-космонавтов учёные построилиЗвёздный городок, в котором космонавты проходят специальную подготовку. Как вы думаете, какими должны быть космонавты?(Храбрыми, сильными, смелыми, умными, бесстрашными, спортивными, любознательными, находчивыми, решительными, выносливыми, здоровыми, внимательными)

– Правильно, космонавт должен быть выносливым, внимательным, много знать, читать, решительно действовать в сложных ситуациях.

Дело в том, что в космосе всё необычно. Например, очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма, то можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того, в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать. Именно поэтому для космонавта придумали специальный скафандр. Он очень теплый, защищает космонавта от холодаи снабжает человека воздухом.А ещё в космосе невесомость, и космонавты не ходят, а летают в воздухе. Обычную еду невозможно кушать, потому что она тожелетает. И учёные придумали запаковывать еду в тюбики, как зубную пасту.

12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые в мире наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток». Поэтому 12 апреля наша страна отмечает праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ! Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!».

Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал двигатель. И ракета полетела высоко в небо.

Она поднималась все выше и выше! Посмотрите! Она уже выше облаков! И вот ракета оказалась в открытом космосе! Что же увидел космонавт? (Высказывания детей)

– Много предположений, и они все разные… Как же разобраться? А давайте-ка ребята поиграем в космонавтов. (Закрываю проектор)

3. Основная часть

– Для этого пройдём специальную тренировкув Звёздном городке.Отряд, стройсь! За мной в обход площадки шагом марш! Левой! Левой! Раз, два, три! Мы подошли к узкой тропинке, будьте осторожны.

Мы шагаем не спеша, (идут друг за другом)
Как погода хороша! (разводят руки в стороны)
Хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки над головой)
Топаем ногами, топ, топ, топ! (высоко поднимают колени)
Качаем головой, (наклоняют голову вправо, влево)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, (поднимают, опускают руки)
Мы низко приседаем и высоко встаем. (приседают и подпрыгивают)
Друг за другом идём и не отстаём! (идут друг за другом)
Лес (Пришли в лес и включаюна колонке звуки леса)

– Ребята! А где мы очутились? (В лесу.) По каким признакам догадались?(Сосны, ветер, голоса птиц)Как замечательно в сосновом бору! Недаром космонавты отдыхают здесь, дышат сосновым ароматом, заряжаются энергией.

– Присядьте на пеньки, попробуем и мы закрытьглаза и насладиться сосновым ароматом: вдох через нос, выдох через рот, ещё раз. (2-3 раза) Чувствуете, как бодрит? Молодцы! Откройте глаза.

– Каждый день космонавты закаляют свой организм: делают зарядку, умываются холодной водой и разминают все мышцы. Будущие космонавты, приготовьте руки.

Самомассаж лица (движения согласно тексту)

Руки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли
Уши растираем вверх и вниз мы быстро
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёки
Щёки разминаем, чтобы надувались,
Губы разминаем, чтобы улыбались.
Тянем подбородок и его щипаем,
А потом по шее ручейком стекаем.

Космонавты говорят чётко,внятно, а помогают им в этом упражнения для языка. Возьмите зеркала и выполним эти упражнения: «Качели» – качаем язычок на качелях вверх-вниз (8-10 секунд);космонавты должны ориентироваться во времени: упражнение часы «Часы» – язычок из стороны в сторону (8-10 секунд); космонавты должны еще разбираться в моторах и уметь их починить: упражнение «Мотор» – набираем побольше воздуха и проверяем, как работает мотор – Дрррррр. Отлично!

Гимнастика для пальцев(массажные мячики-пищалки)

-Космонавты тренируют пальцы рук с помощью специальных тренажёров. Возьмите по одному мячику.

В руки мячик мы возьмём и разминку проведём.

Будем мячик по ладоням катать, свои пальцы укреплять.

– Космонавты учатся слышать и воспроизводить звуковые сигналы спутников.Послушайте звук и воспроизведите: ———; / / /; ——– /.(Дети повторяют)

– Молодцы! У вас отлично получается, можно отправляться к стартовой площадке. Отряд, стройсь! За мной шагом марш! Левой, левой! Раз, два, три!…Отряд, стой! Раз, два! Налево раз, два! Равняйсь! Смирно!

– Космонавты! Вот и настал ваш звёздный час! Сейчас мы совершим полёт в космос! Проведём научно-исследовательскую работу, выполним все задания, а результаты отобразим вмини-проекте. Готовы?

Мини-проект «Космос»

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(Ракета)
Молодцы!

– Перед вами схема ракеты, рассмотрите её внимательно. Ракета состоит из разных частей-отсеков, в которых живут и работают космонавты.Обратите внимание на основание, среднюю часть, и верхнюю часть. Запомнили?

– Постройте космическую ракету из объёмных геометрических фигур. (Дети самостоятельно строят ракету)Отлично! Занимайте свои места.

– …, подойди,пожалуйста, к столу, выбери изображение космической ракеты и прикрепи на панно. Очень хорошо! Справились с заданием и заработали первый жетон. (Кладу в коробку)Но, чтобы ракета взлетела, необходимо проверить двигатель, и если есть неполадки, то устранить их. (Раздаю палочки с лентами)Нам помогут инструменты. Возьмите по два инструмента и подходите ко мне. (Образуем круг и под космическую музыку исполняем импровизированный танец)

«Танец космонавтов»импровизация(47 секунд)

– Ура! Двигатель исправен! Складываем инструменты и занимаем свои места! (Дети садятся на стульчики)Пристегните ремни! (Включаю звук старта ракеты)Идёт обратный отсчёт: пять, четыре, три, два, один! Поехали!

ПОЛЁТ

– Можно отстегнуть ремни, расслабиться и наблюдать в большой иллюминатор. (Открываю проектор)Мы поднимаемся всё выше и выше … и перед нами второе задание: Планета голубая, любимая, родная, она твоя, она моя, а называется… (Земля)Правильно!

– Посмотрите, это – наша планета …(Земля) и люди, которые на ней живут, называются …(земляне). Наша планета по форме напоминает …(шар, мяч). Совершенно верно. Как вы думаете, синие пятначто это?(вода – моря и океаны), Зеленые пятна – это … (зеленые леса и луга), а коричневые пятна – это … (горы). Правда, она очень красивая, наша планета? А этот небольшой шарик в уголке, что это? (Луна) Конечно, это Луна – естественный спутник Земли! Ребята, но наша планета не единственная в галактике.Какие другие планеты вы знаете? (Ответ детей: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)Молодцы!В нашей галактике девять планет, но жизнь существует только на планете Земля. Остальные планеты необитаемы. …, подойди к столу, выбери нужную картинку и прикрепи на магнитную панель. Заработали ещё один жетон. (Кладу в коробку)

– А перед нами следующее задание:центр галактики светит, сверкает, всех согревает. (Солнце) Правильно!Обратите внимание, какое огромное Солнце! Оно больше всех планет вместе взятых! И все планеты вращаются вокругнего.Попробуем нарисовать солнце носом. Закройте глаза, в воздухе нарисуйте носом большой круг и много лучиков. (Дети выполняют)Замечательно!…, подойди к столу, выбери соответствующую картинку и прикрепи на панель. Заработали ещё один жетон! (Кладу в коробку)

– Внимание, на нашем пути следующее задание:

1) Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

Правильно! (Включаю гирлянду) Говорят, что звёзды очень трудно считать. Проверим, посчитаем звёзды, с помощью наших пальцев. (Дети считают, загибая пальцы) Одна звезда, две …, три …, …, десять звёзд. Действительно, нелёгкое это дело. Но вы справились. Молодцы! И заработали ещё один жетон!(Кладу в коробку)

– Мы летим по нашей галактике дальше.А нашем пути ещё одно испытание:

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (Комета)

– Правильно. А что же такое комета? (Ответ детей) Комета – это небесное тело, состоит из пыли и газа. А что это тянется за кометой?(хвост) Какой он причудливой формы! Красота! Давайте зарисуем кометы, чтобы они остались у нас на память о путешествии. Подойдите к экспериментальному столу. У каждого лист бумаги(формат А4). Округлую часть кометы изобразить просто – капнем краски. А как нарисовать хвост? Нужно просто подуть на каплю краски. (Дети самостоятельно выполняют работу) Какие интересные и разные получились у вас кометы! У кого комета с одним хвостом, а у кого и с тремя. Замечательно! Оставим наши работы на столах, пусть высохнут. Занимайте свои места.…, найди на столе изображение кометы и прикрепи на панель. Молодцы! Справились с заданием и заработали ещё один жетон! (Кладу в коробку)Продолжаем наш путь.

Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная…(Дыра)

Ребята, мы облетели всю галактику и находимся возле самого опасного места – чёрной дыры. Она, как пылесос, втягивает все объекты, которые находятся рядом с ней. Звуковой сигнал ракеты предупреждает об опасности. Наша ракета может не выдержать перегрузки, пора возвращаться. …, подойди к столу, возьми картинку и прикрепи её на мини-проект. Отлично! Заработали ещё один жетон. (Кладу в коробку)

Космонавты! Занять свои места! Пристегнуть ремни! (Включаю звук посадки ракеты)

Объявляю посадку!Можно отстегнуть ремни и расслабиться. Поздравляю вас! Наше космическое путешествие прошло успешно. Подведём итог проделанной работы. Во время исследовательской работы мы создали мини-проект. Какое название можете ему дать? (ответы детей)А помогут вам заработанные жетоны. Они непростые, а с буквами. (Раздаю детям по одной карточке) Закройте глаза и указательным пальцем проведите по букве, запомните её. Откройте глаза и подойдите ко мне. С помощью букв составьте слово КОСМОС. (Дети самостоятельно составляют слово)Прочитайте это слово. (Дети читают) Так что же такое космос? (Ответы детей)

– Кто летает в космос? Назовите космический транспорт.Как звали первого космонавта? Какие небесные объекты можно увидеть в космосе? (Ответы детей)

4. Итог

Ребята, а что вам понравилось или запомнилось в путешествии? (Ответы детей) Как интересно! Свои впечатления о путешествии вы можете рассказать родным, близким, а поможет вам мини-проект, который мы отдадим в группу, чтобы ваши друзья смогли не только услышать о космосе, но и увидеть космические объекты. Вы все молодцы! Порадовали меня. Всему экипажу объявляю благодарность за проделаннуюработу. Ана память хочу вручить вам воздушные шары, чтобы вы стремились вверх к знаниям, умениям, оставались такими же целеустремлёнными и достигали вершин в любом деле. И кто знает, может быть, кто-то из вас станет настоящимкосмонавтом и полетит в космос. А мы будем гордиться вами. (Вручаю воздушные шары). Спасибо вам всем. Не забудьте свои работы. До свидания.

Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ на тему «Космос»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение новой темы

Задачи:

  • Рассказать детям о космосе, о космических кораблях, о первых полетах в космос.
  • Показать фотографии и рассказать детям о первых космонавтах: о Юрии Гагарине, Валентине Терешковой.
  • Ррасширить и активизировать словарный запас;
  • Провести работу по коррекции грамматического строя речи
  • Развивать стремление к получению новых знаний
  • Развивать у детей навык работы в команде
  • Развивать детское воображение, память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация PowerPoint к занятию «Космос», костюм Вертунчика, «ушки» для марсиан, мяч-метеорит, цветные звездочки, почетные красные звезды, два воздушных шарика, «Сундук»; внутри «сундука»: яблоко, цветок, орех, скорлупа, яйцо, сапог.

Читайте также:  Конструкт НОД 'Путешествие в город Мастеров'

План:

1. Организационный момент

2. Вступительная беседа с показом презентации

4. Игра «Один-много», планета «Марс»

5. Игра «Четвертый-лишний», планета «Юпитер»

6. Составление сложных слов, «Неизведанная планета»

7. Физминутка. Игра «Кто быстрее соберет звезды»

8. Ритмическое упражнение, «Луна».

9. Узнавание звуков по беззвучной артикуляции

10. Игра «Отгадай, из какой это сказки», планета «Нептун»

11. Работа с разрезными картинками

12. Игра «Летает-не летает», планета «Земля».

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в захватывающее путешествие. А куда именно мы отправимся, вы должны догадаться сами. Отгадайте мои загадки:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …

Во дворе давно темно
Посмотрю в свое окно
Словно круглый сыр она
В небе жёлтая……

По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.

Ответ: Звезды

2. Вступительная беседа с показом презентации

Логопед: Про что были загадки?

Дети: Про солнце, луну, звезды.

Логопед: Кто из вас знает, как называется этот загадочный мир звезд, солнца, луны и планет?

Дети: Космос.

Логопед: Правильно. Посмотрите на экран. (слайд 2). И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в космос. Но для начала мы должны хорошенько подготовиться к полету. Скажите, а люди уже летали в космос?

Л: Правильно. Первым человеком, побывавшим в космосе, был героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (слайд 3). Люди очень давно мечтали покорить космос. Они долго думали над тем, как же построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд?! Огромное количество людей трудилось над его созданием! И вот люди построили космический корабль и полетели в Космос. Но прежде, чем полетел знаменитый космонавт Юрий Гагарин, в кабине космического корабля жила, дышала, летела над миром собака Лайка (слайд 4).
За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и

Стрелка (слайд 5). Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики.

Л: Вспомните, как зовут знаменитого космонавта, первого человека, побывавшего в космосе?

Д: Юрий Гагарин.

Л: Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первая женщина космонавт – Валентина Терешкова (слайд 6).

С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе.

Л: Давайте и мы с вами, ребята, отправимся, наконец, в наше космическое путешествие. Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос? (Все поднимают руки) Отлично!

3. Физминутка

Игра «Запуск ракеты»

Л: К запуску космического корабля приготовиться!( Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)

Дети. Есть, приготовиться!(повторяют его движения)

Л.: Включить контакты!(Соединяет большие пальцы рук).

Д.: Есть, включить контакты!

Л.: Завести мотор!

Д. :Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратныйотсчет).

Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК!( сомкнутые руки вверх).

4. Игра «Один-много», планета «Марс» (слайд 7)

Л: Наше путешествие начинается. Ребята давайте полетим с вами на Космолете. А как космонавт летает? Летим, Летим! (звучит музыка)
Прилетели! Заглушили все свои моторы!

Вот мы с вами приземлились. Оглянитесь вокруг: всё такое красное! Кто знает, где мы оказались? (Дети: на марсе). Верно! Марс – четвёртый по удалённости от Солнца. Ой, смотрите, кто это? Марсиане. Но с Марсианами надо научиться разговаривать. Они нас не понимают. Но раз мы прилетели к ним в гости, то нам следует научиться с ними здороваться.

Ребята, вы должны поздороваться друг с другом жестами, но эти жесты не должны повторятся. И так начали! (Дети жестами здороваются друг с другом). Молодцы!

Л: Внимание! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Я буду называть один предмет и бросать метеорит , а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, солнце, ракета, костюм, перчатка.
Полетели дальше!

5. Игра «Четвертый лишний», планета «Юпитер» (слайд 8).

Л: Полетели! (звучит музыка). Это планета, ребята, «Юпитер». Это пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе, газовый гигант. Кого мы видим? Посмотрите, ребята, нас встречает инопланетянин, его зовут Вертунчик.

Вертунчик: Я очень рад, что вы прилетели. Отгадайте, какое слово лишнее:

Солнце, Луна, звезда, лампа
Марс, Земля, ракета, Сатурн
Ракета, спутник, луноход, самолет

Вертунчик: Молодцы! Отгадали все-все мои загадки!
Л: Полетели! (звучит музыка) Летим, летим! Прилетели.

6. Составление сложных слов, «Неизведанная планета» (слайд 9).

Л: Но эту планету не узнать. Она не похожа ни на одну из известных планет. Мы с вами на неизведанной планете. В центр управления полетами необходимо передать информацию о космических объектах. Я буду называть 2 слова, а вы из 2 слов составьте одно (луноход, звездолет, звездопад, длиннохвостая, многоступенчатая). Молодцы.

Никто до нас здесь еще не бывал. На этой планете очень много звезд и звезды так и падают. (Из рук ведущего падают разноцветные звездочки, сделанные из бумаги).

7. Физминутка. Игра «Кто быстрее соберет звезды»

Л: Вот видите сколько звезд. Давайте соберем подарки. Я считаю до 5-ти, а вы собирайте эти звезды (на полу рассыпаны звезды). Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Считаем, сколько звезд вы насобирали. Победителя (тот, у кого больше оказалось звезд) я награждаю почетной звездой. (Дается большая красная звезда). А кто проиграл, не расстраивайтесь, потому, что вам остаются те звезды, которые вы насобирали. Следующий капитан полетит с вами дальше.

8. Ритмическое упражнение, «Луна» (слайд 10)

Л: Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.

Ребята, где мы очутились? Вовсе не на планете. На этот раз, ребята, мы попали на Луну. Луна – это спутник Земли и второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Раз мы прилетели на Луну, то мы все – Лунатики. Внимание! Мы встретились с инопланетянами!
Давайте подойдем к ним поближе и попробуем поговорить с ними. Для этого воспользуемся азбукой Морзе. Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют.

9. Узнавание звуков по беззвучной артикуляции

Л: Ребята, инопланетяне говорят без голоса. Давайте попробуем понять, какие звуки они произносят. (Угадывание звуков по беззвучной артикуляции логопеда).

10. Игра «Отгадай, из какой это сказки», планета «Нептун» (слайд 11).

Л: Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.

Вот мы с вами попали на планету «Нептун» – восьмую планету Солнечной системы. Далеко она от Солнца, должно произойти что-то интересное. Посмотрите, ребята, сундук какой! (Открывают сундук)

Игра «Отгадай, из какой это сказки».

1. Что это за фрукт в моих руках? (Яблоко) А в какой сказке встречается яблоко? («Белоснежка и 7 гномов»)

2. А сейчас что у меня в руках? (Цветок) В какой сказке встречается цветок? («Аленький цветочек»)

3. Угадайте, что это такое? (Ореховая скорлупа) В какой сказке она встречается? («Дюймовочка»)

4. А это что такое? (Яйцо) В какой сказке оно использовалось? («Курочка-Ряба»)

5. Что это за обувь в моих руках? (Это сапог) В какой сказке он встречается? («Кот в сапогах»)

11. Работа с разрезными картинками

Л: Нам пора нам возвращаться на Землю. А чтобы попасть туда, мы должны составить из частей космические корабли.(Дети работают с разрезными картинками).Что ты составил?

Л: Молодцы: полетели дальше со мной.

Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.

12. Игра «Летает-не летает», планета «Земля» (слайд 12)

Вот мы и попали с вами на последнюю планету. Вы ее прекрасно знаете. Это планета «Земля» — третья планета от Солнца. Здесь живет множество разных людей, животных, птиц, насекомых. И мы с вами.

А теперь давайте поиграем с вами в одну игру.

Л: Я называю слово, а вы думаете, может это летать или нет. Если это летает, вы поднимаете руки, если не летает – вы не поднимаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

– Самолет летает? … Летает.
– Стол летает? … Не летает.
– Козел летает? … Не летает.
– Орел летает? … Летает.
– Пулемет летает? … Не летает.
– Вертолет летает? … Летает.
– Ласточка летает? … Летает.
– Бегемот летает? … Не летает.
– Воробей летает? … Летает.
– Цыпленок летает? … Не летает.

Л: Молодцы! Вы знаете, что летает, а что не летает. А теперь все закройте глазки, на счет три вы их откроете. Раз, два, три. Вот мы и оказались с вами в нашей группе

13. Итог

Л: Вот и закончилось наше веселое космическое путешествие по планетам нашей Солнечной системы. Понравилось вам?

Д: Да.

Л: Где вы побывали? Что делали? Кого видели?

Дети вспоминают все, что делали, на каких планетах побывали, кого там встречали.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему “Космос”
план-конспект по теме

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по лексической теме “Космос”

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

• Формирование общих речевых навыков:

закрепить умение воспроизводить ритмический рисунок по заданному

продолжать учить детей отгадывать загадки.

• Совершенствование лексического строя речи:

Продолжать работу по обогащению словаря детей . Активизировать

лексический запас по теме «Космос»;

• Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

отработка единственного и множественного числа имен существительных в именительном падеже;

образование относительных прилагательных ,

образование сложных слов.

• Развитие связной речи:

составлять распространенные предложения;

стимулировать детей к речевым высказываниям.

развитие координации речи с движениями;

развитие мелкой моторики пальцев рук.

• развивать внимание, память, тактильные ощущения;

развитие зрительно-пространственного восприятия .

создание ситуации успеха;

воспитание чувства ответственности, взаимопомощи.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций о космосе, аппликация «Ракета летит на Луну», рисование по теме, беседы о космосе и труде космонавтов, изготовление совместно с родителями и воспитателями альбома «Космос», заучивание стихотворений о созвездиях, чтение стихотворения В.Степанова «Космонавт», «Астроном», Е.Стюарт «Наш спутник», О.Высотской «Космонавт». В.Бороздина «Первый в космосе», И.Холина «Я тоже к звездам полечу».

Оборудование: ракета, мешочки с крупами, планеты, фигурка инопланетянина, набивной мяч, аудиозапись космической музыки, компьютерная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Астрономия»,бейджики с именами детей, разрезные картинки с изображением космических кораблей, предметные картинки по лексической теме.

1. Орг. момент. Компьютерная презентация «Бесконечность мироздания»

Логопед: Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: «Где начало и где конец космоса?» Мир звезд богат и разнообразен. В безоблачный, ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные горячие, огненные шары, похожие на Солнце. Мы живем на планете, которая называется Земля. Вокруг нашего солнца еще 8 планет: Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это Солнечная система.

– Ребята, а вы хотите отправиться в космическое путешествие?

– Тогда нам нужно отгадать космические загадки:

а) Угли пылают, совком не достать.

Ночью их видно, а днем не видать.(звезды)

б) Распустила алый хвост, полетела в кучу звезд.

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилуниться. (ракета).

в) Какая станция

Мчится быстрее любого поезда?(орбитальная космическая станция)

г) Светит, сверкает,

Всех согревает. (Солнце)

д) Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это? ( космонавт)

е) Вокруг земли она летает,

А вот зачем – сама не знает. (Луна)

-Кем мы должны стать, чтобы отправиться в космическое путешествие?

– Какими должны быть космонавты?

– А вот ваше внимание я сейчас и проверю. Упражнение «День – ночь»( чего не стало?)

– Я принимаю вас в команду космического корабля . ( прикрепляю бейджики). Давайте вспомним главное правило нашего экипажа:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

2. Развитие тактильных ощущений.

Если мы до обеда не вернемся на Землю, нужно будет подкрепиться. Я приготовила мешочки с космической крупой, но забыла, где какая крупа. Нужно на ощупь определить, какая крупа лежит в мешочке.

– Что у тебя в мешочке? Какую кашу мы сварим из риса? ( рисовую) и т.д.

3. Все в порядке, Готовимся к полету.

Игра «Запуск ракеты»

Логопед: К запуску космического корабля приготовиться!( Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)

Дети. Есть, приготовиться!(повторяют его движения)

Л.: Включить контакты!(Соединяет большие пальцы рук).

Д.: Есть, включить контакты!

Л.: Завести мотор!

Д.:Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).

Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК!( сомкнутые руки вверх).

4. Упражнение «Невесомость»(под музыку).

Мы находимся в состоянии невесомости. Невесомость – это такое состояние, когда и космонавты, и вещи ничего не весят и плавают, как рыбки в аквариуме.

Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты.

Еще никто-никто на свете

Такой не видел красоты.

Ах какая красота!

Не страшна нам высота.

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

Под музыку дети изображают разные позы в состоянии невесомости.

5. Внимание! Опасность ! Мы в зоне метеоритов!Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Игра с «метеоритом». Я буду называть один предмет и бросать метеорит , а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.

Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна.

6. Входим в зону турбулентности. Занять свои кресла!Дети садятся на кубики.

Внимание! Внимание!Говорит центр управления полетами. Опасность перегрузки! Необходимо обнаружить и избавиться от балласта.(аудиозапись голоса)

Упражнение «Четвертый лишний»

Солнце, Луна, звезда, лампа

Марс, Земля, ракета, Сатурн

Ракета, спутник, луноход, самолет

В центр управления полетами необходимо передать информацию о космических объектах. Я буду называть 2 слова, а вы из 2 слов составьте одно.( луноход, звездолет, звездопад, длиннохвостая, многоступеньчатая.

Садятся на стульчики.

7. Релаксация. ( под музыку)Закроем глаза , сядем удобно, дышим ровно, глубоко. Представляем нашу Землю, бело-голубой шар, который становится все меньше и меньше. Внимание! Мы встретились с инопланетянами!

Давайте подойдем к ним поближе и попробуем поговорить с ними. Для этого воспользуемся азбукой Морзе. Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют. Ребята, инопланетяне говорят без голоса. Давайте попробуем понять, какие звуки они произносят. (Угадывание звуков по беззвучной артикуляции логопеда).

– Инопланетяне просят помощи. Они заблудились в нашей Галактике и не могут определить путь по звездам. Давайте расскажем им о том, какие созвездия мы можем наблюдать в весеннем небе?( Чтение стихов о созвездиях Волосы Вероники, Лев, Ворон, Весы, Волопас с использованием компьютерной презентации из серии «Астрономия»).

Инопланетяне благодарят нас за помощь. теперь они могут вернуться домой.

8. А нам тоже пора нам возвращаться на Землю. А чтобы попасть домой мы должны составить из частей космические корабли.(Дети работают с разрезными картинками).Что ты составил?

11. Ну вот мы и дома. Где мы сегодня побывали? (Мы побывали в космосе)

– Что вам понравилось на занятии?

Инопланетяне передали мне, что им понравилось, что вы были добрыми, умными, находчивыми и смелыми. За это каждый из вас награждается медалью «Покоритель космоса».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада .

Тематическое открытое занятие по развтию речи и мелкой моторики, развитию фонематического слуха , внимания,мышления. Логопедическое занятие для детей 5-6 лет.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНРсредняя возрастная группа, первый год обучения.

Представляю развернутый конспект фронтального логопедического занятия по теме: “Образование и употребление притяжательных прилагательных”. Мониторинг устной и письменной речи учащихся II эт.

Занятие решает задачи формирования фонематического восприятия, упражнения в употреблении родительного падежа существительных, обучения составлению сложных предложений с предлогом и координации речи с .

Данный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии .

Конспект фронтального логопедического занятияв старшей логопедической группеТЕМА: ЗВУК Х ЦЕЛЬ:-Закрепление правильного произношения звука Х.-Развитие навыков произнесения слов различной зву.

Конспект логопедического занятия для детей от 6-до 7 лет. Тема: “Полет в космос”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 города Кузнецка

Конспект КНОД

Тема: «Полет в космос»

в группе компенсирующей направленности

для детей от 6 до 7 лет

Учитель-логопед Шмарева Н.М.

Кузнецк

2017

Тема: «Полет в космос»

Цель: развитие лексико-грамматической строя речи и связной речи детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

· расширять представления детей о космосе;

· расширять словарь по теме (названия планет, метеорит, комета, звезда, созвездие, иллюминатор, космонавт, ракета, галактика, космический корабль);

· закреплять знания детей о речевых единицах (звуке и букве, слоге и слове

Коррекционно-развивающие:

· закреплять умение выделять лишний предмет, объясняя свое решение развернутым ответом (союз потому что);

· закреплять умение подбирать однокоренные слова;

· закреплять умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными;

· закреплять умение употреблять косвенные падежи;

· развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память;

· развивать слуховое внимание;

· развивать общую мелкую моторику;

· развивать графические навыки, пространственные представления.

Коррекционно-воспитательные:

· Формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности;

· создавать положительный эмоциональный настрой;

· воспитывать у детей любознательность к окружающему миру.

Оборудование:

Мультимедийных проектор, презентация, видеоролик “Вид из космоса”, схема ракеты, счетные палочки, карточки “созвездия”(слова с пропущенными гласными буквами), карточки “Звездное небо” (с гласными и согласными буквами), цветные карандаши. мнемотаблица стихотворения «Космонавт», глобус, схема солнечной системы.

Логопед: Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полет в космос. Но для начала скажите мне: кто летает в космос? (космонавты) Верно. А какими должны быть космонавты? (сильными, смелыми, храбрыми, внимательными, осторожными…). Чтобы быть такими космонавтами нужно пройти спецподготовку. Вы готовы.

Пальчиковая гимнастика «Космонавт».

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт!

Чтобы сильным стать и ловким

В тёмном небе звёзды светят.

Сжимают, разжимают кулачки.

Космонавт летит в ракете.

Ладони соединены под острым углом.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит.

Указательным и большим пальцем делают

«очки» возле глаз.

Видит сверху он поля,

Загибают по одному пальцу.

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

Ладонями изображают шар.

Логопед: Скажите, на каком транспорте мы можем отправиться в космический полет? (на ракете). Как можно по другому назвать. (космический корабль). Чтобы отправиться в путешествие, нам нужен космический корабль.

-Ребята, давайте воспользуемся чертежами, которые делал Незнайка. Выберите кто с кем будет строить ракету. Подберите схемы, материал, место для своего космодрома, и постройте свой корабль. (дети разбиваются на 3 группы и составляют из счетных палочек ракеты с опорой на схему -рисунок. )

– Молодцы все справились с заданием у всех получился космический корабль.

Логопед: Корабль построили. Без чего нельзя полететь в космос?( ракеты, шлемов, горючего, баллонов с воздухом, еды, знаний…)

-Но скажите, мы можем лететь в нашей одежде в космос? Почему? Что нам нужно? (для полета нам нужны специальные космические скафандры – костюмы космонавтов, которые шьют специально для каждого)

Физкультурная минутка

Логопед: Одеваем скафандры:

сначала натягиваем на правую ногу,
затем брючину на левую ногу,
одеваем правый рукав, левый.
Застегиваем молнию, ремни, одеваем шлем.
Занимаем свое космическое кресло,
пристегните ремни. (дети изображают движения космонавта)
Начинается отсчет 5-4-3-2-1- пуск!

Логопед: Вот мы с вами на космическом корабле, а что у нас за бортом давайте посмотрим в окно. А кто мне может сказать, как называется окно в ракете? (иллюминатор)
– Слово очень трудное давайте повторим. Скажите это слово длинное или короткое? Сколько частей в слове? Как можно посчитать количество слогов?(прохлопать, прошагать, отбарабанить). первый экипаж пусть прохлопает, второй- прошагает, третий – отбарабанит. Молодцы .

На экране мультимидийной установке мнемотаблица стихотворения «Космонавт»

Логопед читает стихотворение

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете…

День летит, и ночь летит

И на землю вниз глядит..

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной.

Шар земной – наш дом родной!

Ребята, а какая планета наш дом родной? Правильно, Земля. По форме она похожа на шар.

Посмотрите вот так выглядит наша планета из космоса. (Показ видеоролика “Вид из космоса)

Д/И «Назови признаки»
– А планета – Земля, какая? (круглая, красивая, голубая, маленькая)
– Перед вами глобус – это модель нашей Земли (показ глобуса) .

– Как вы думаете синим цветом на ней что обозначено? (вода – моря, океаны.)

– Зеленым – леса, луга, а коричневым – суша, земля, горы..)

-Ребята, а кроме нашей Земли какие еще есть планеты. ( дети называют 8 планет) Посмотрите на экран. Это солнечная система, каждая из этих планет движется вокруг солнца по своей орбите, т.е. по своему кругу. ( на экране схема солнечной системы).

– А кроме планет, что мы можем увидеть еще в иллюминатор? ( Луну, Солнце, звезды).

Угадайте мою загадку: – Рассыпался горох на тысячу дорог?» (звезда)

– Говорят, что звезды очень трудно считать, давайте проверим это – посчитаем их!

Д.И. «Веселый счет» отсчитать звезду (одна желтая (синяя)звезда, две звезды… 5звезд..)

Логопед: Как называется группа звезд?(созвездие)

-Какие созвездия вы знаете?

-Вот посмотрите какие созвездия еще есть в нашей галактике. Но вот беда прочитать название очень трудно, некоторые буквы запорошила космическая пыль. Помогите мне вставить пропущенные буквы и прочитать название созвездий. Дети на карточках с изображением созвездий вписывают пропущенные буквы( рАк, Овен, кИт, усложнение рЫбЫ, зАяц).

Д.И. «Найди слова-родственники»

– Куда летают ракеты? ( Космос)
– Кто летает в космос? (космонавты)
– Какое они совершают путешествие? (космическое)
– На чем летают космонавты в космосе? (космических ракетах)
Д.И. “Подборе слово”

– А что ещё может быть космическим? (еда, пыль, спутник, корабль)

– Чем отличаются предметы находящиеся в космосе от земных ? (предметы в космосе летают если их не пристегнуть, становятся невесомыми).
– Вспомните, что такое НЕВЕСОМОСТЬ?
– Невесомость состояние предметов, когда на них не действует сила притяжения и они теряют вес (нет веса, не весит)
Упражнение на дыхание.
Представим себе невесомость на примере пушинок. Давайте подуем на них, пушинки лёгкие, летают. И предметы в космосе начинают летать, если их не закрепить.

Релаксация – физминутка (включ. космическая мелодия)
Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скорость. У вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот мы и вырвались из притяжения Земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте встанем и испытаем это состояние. Мы в невесомости!

– В невесомости плывем
– Мы под самым потолком. (дети расходятся и стоят на одной ноге, делают медленные движения руками вверх – вниз с выносом прямой ноги).

Логопед: Экипажи займите свои места. На корабле перегруз!

Д.И.”Уберите лишнее!” (в конверте картинки. Из них одна лишняя, которая не имеет отношения к космосу)

– Ну что, посмотрим, что же лишнее? Скафандр, барабан, ракета или звезда? (Барабан) Верно. (Аналогично еще 2 ряда картинок) Молодцы!

Логопед Космонавты на корабле. проводят разные эксперименты. Вот вам задания. На ваших карточках, а они в виде звездного неба, нарисовано много разных буквы. Нужно гласные буквы обвести в красный кружочек, а согласные в синий.

Звучит музыка «Земля в иллюминаторе»

Логопед: Возвращаться нам пора,

По местам мои друзья!

Приготовились к спуску на Землю. Фиксируем приземление.

– Есть отстегнуть ремни!

– Есть открыть люки.

Логопед: Из полета возвратились

И на Землю приземлились.

Логопед: Понравился вам нам полет в космос? Давайте вспомним, какие планеты видели? Какие задания выполняли? Что именно вам понравилось. (ответы детей…)

– Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими.. Загадайте желание и оно обязательно сбудется! Удачи вам!

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Космос»

Кристина Закира
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Космос»

Тема: «Космос»

Возраст воспитанников: старшая группа.

расширение представлений о космосе;

активизация и актуализация словаря по теме «Космос»;

развитие грамматического строя речи (умения согласовывать числительные с существительными, образовывать однокоренные слова).

развитие фонематического слуха;

развитие фонематического восприятия (звукового и слогового анализа);

развитие координации речи с движением;

развитие высших психических функций (мышления, восприятия, внимания, творческого воображения);

развитие пальцевого праксиса (мелкой моторики).

формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;

Материалы, пособия, необходимые дл реализации образовательной деятельности: музыка «Звук из космоса NASA», видео «Звёздное небо», презентация «Планеты солнечной системы», картинный материал (для игр: «Посчитай и назови», «Раздели на слоги», «Кто быстрее?», дидактическая игра «Разрезные картинки», фишки, мяч, тюбики (вырезанные из бумаги, геометрические фигуры для построения звездолёта.

Предварительная работа: проведение беседы о космосе, наблюдение за небом, в рамках проекта «Солнечная система» каждый ребёнок дома с родителями подбирает информацию про любую понравившуюся ему планету.

Ход деятельности педагога с воспитанниками:

1. Организационный момент.

Дети входят в кабинет, садятся на ковёр в произвольном порядке, свет выключен, звучат звуки из открытого космоса, на экране – видео звёздного неба.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, где мы сегодня с вами оказались. Что же это такое? (Ответы детей: Это ночное небо.)

Воспитатель: Вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть в небе ночью? (Ответы детей: Ночью в небе можно увидеть луну, много ярких звёзд.)

Воспитатель: Я знаю, что вы очень любите путешествовать. Хотели бы вы отправиться в одно неизведанное место и узнать о Космосе много нового? (Ответы детей)

Воспитатель: Если в космос вы хотите,

Значит, скоро полетите.

Самым смелым будет наш

Весёлый, дружный экипаж.

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд.

2. Уточнение знаний о космосе.

В кабинет входит звездочёт, на экране появляется наша галактика.

Звездочёт: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Добро пожаловать на мою космическую станцию «Дружба». Отсюда видно всю нашу галактику. Посмотрите на экран и скажите, что же вы видите в центре нашей галактики? (Ответы детей: В центре нашей галактики расположена большая звезда – Солнце, а вокруг него движутся планеты.)

3. Упражнение «Построим звездолёт».

Звездочёт: Ребята, дайте отправимся на самые большие планеты нашей солнечной системы. Но, чтобы попасть на каждую планету, нужно пройти испытания. Вы согласны? Не боитесь трудностей? (Ответы детей)

Звездочёт: И вот вам первое задание:

Чтобы отправиться в полёт,

Строить надо … (Звездолёт)

Воспитатель: А строить звездолёты мы будем по схемам, которые нам дал Звездочёт. Давайте разделимся в команды по два человека.

Дети строят из геометрических фигур по схемам звездолёты.

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Меркурий.

4. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.

Звездочёт: Ребята, вот и оказались мы с вами на самой первой планете, которая находится к Солнцу ближе всех. Кто расскажет мне и ребятам, что это за планета? (Один из детей рассказывает, что самая ближняя планета к Солнцу – это Меркурий. На Меркурии очень жарко днём и очень холодно ночью. Там нечем дышать и ни один человек не ступал на эту планету).

5. Упражнение «Раздели на слоги».

Воспитатель: Ребята, впереди ещё столько планет. Путешествие у нас длинное. Поэтому я предлагаю вам перекусить и выполнить новое задание, чтобы отправиться на вторую планету. Ребята, а какую же пищу едят космонавты и почему? (Ответы детей: В космосе едят из тюбиков, иначе пища в космосе улетит или растечётся.)

Воспитатель раздаёт детям тюбики, на которых нарисованы одна, две или три полоски.

Воспитатель: Ребята, перед вами еда в тюбиках, но какое там лакомство, вы сможете узнать, если правильно посчитаете количество слогов. А помогут вам в этом картинки с изображением разной пищи, выберите себе подходящие.

Воспитатель совместно с детьми проверяет правильность выполнения задания.

Звездочёт: Ребята, вы правильно выполнили второе задание, значит, пора отправляться на вторую планету Солнечной системы.

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Венера.

6. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.

Звездочёт: А теперь мы с вами оказались на второй планете. Кто расскажет нам о ней? (Один из детей рассказывает, что вторая планета – Венера. Её редко можно увидеть, потому что обычно она закрыта облаками, и на ней очень жарко.)

7. Упражнение «Посчитай и назови».

Звездочёт: Вот вам моё новое задание, чтобы отправиться на следующую планету. Возьмите по одной картинке и скажите, что у вас нарисовано. (Ответы детей: один спутник, два спутника, пять спутников, один космонавт, два космонавта, пять космонавтов, одна ракета, две ракеты, пять ракет, одна планета, две планеты, пять планет, одна звезда, две звезды, пять звёзд)

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Земля.

8. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами оказались снова на нашей планете. Кто же нам расскажет о планете, на которой мы живём? (Один из детей рассказывает о планете Земля)

9. Упражнение «Семейка слов».

Воспитатель: А вот для нас и новое задание: образовать слова одной семейки к слову «звезда». Давайте встанем в круг и будем бросать друг другу мяч. Как можно назвать ласково звезду? (Звёздочка)

Воспитатель: Если на небе много звёзд, то оно какое? (Звёздное)

Воспитатель: Как можно назвать корабль, который летит к звёздам? (Звездолёт)

Воспитатель: Волшебник из сказки, который определяет будущее по звёздам? (Звездочёт)

Воспитатель: Одна – звезда, а если их много, то это? (Звёзды)

Звездочёт: Молодцы, ребята! Вы меня очень радуете! Отправляемся на следующую планету!

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Марс.

10. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.

Звездочёт: Ребята, кто расскажет, на какую же планету мы прилетели? (Один из детей рассказывает, что это Марс, красная планета. Раньше люди думали, что на Марсе есть жизнь, но учёные выяснили, что это не так.)

11. Развитие координации речи с движением.

Звездочёт: У меня для вас новое задание.

Чтоб ракетой управлять, Крутят руль.

Нужно очень сильным стать. Показывают мускулы.

В космос слабых не берут, Наклоны туловища вправо-влево.

Ведь полёт – не лёгкий труд! Наклоны туловища вперёд-назад.

Будем мы тренироваться, Потянулись вверх на носочках.

Будем силы набираться. Наклон вниз.

Влево, вправо повернёмся Повороты туловища влево-вправо.

И опять назад вернёмся.

Будем много приседать, Приседания.

А потом опять скакать, Прыжки на месте.

И бежать, бежать, бежать. Бег на месте.

А потом всё тише, тише походить Шаг на месте.

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Юпитер.

12. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.

Воспитатель: Вот мы и прибыли на пятую от Солнца планету. Что же это за планета? (Один из детей рассказывает, что пятая планета – Юпитер. Эта планета состоит из жидкости и газа.)

13. Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как называется костюм космонавта? (Скафандр)

Воспитатель: Чтобы отправиться на следующую планету, вам надо их собрать. Для этого вам нужно разделиться на две команды.

Воспитатель помогает детям поделиться на две команды, дети собирают скафандры из разрезных картинок.

Звездочёт: Ребята, а теперь мы направляемся на последнюю планету в нашем путешествии.

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Сатурн.

14. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.

Звездочёт: Ребята, посмотрите, какая красивая планета с кольцами. Что же это за планета? (Один из детей рассказывает, что это шестая планета солнечной системы – Сатурн. Эта планета окружена кольцами изо льда и камней.)

15. Игра-соревнование «Кто больше?».

Воспитатель: А теперь давайте проведём соревнование и выберем капитана нашего космического корабля. Посмотрите на картинку и подберите как можно больше слов со звуком [К]. За каждое слово я буду давать фишку.

Дети подбирают слова, воспитатель выдаёт им фишки. Все вместе они считают фишки и определяют капитана.

16. Окончание занятия, рефлексия.

Звездочёт: Ребята, я так счастлив был с вами познакомиться. Вы такие любознательные. Но нам пора прощаться: мне нужно на орбитальную станцию, вам на Землю в детский сад.

Звездочёт прощается с детьми. Воспитатель приглашает ребят в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране появляется фотография детского сада.

Воспитатель: Добро пожаловать обратно в детский сад. Расскажите мне, вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? Вы довольны тем, как вы справились со всеми заданиями? (Ответы детей) А я предлагаю вам во второй половине дня нарисовать рисунки с тем, что вам понравилось в нашем путешествии больше всего. И мы устроим выставку.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков [К] — [Т]» Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Профессии людей, работающих в детском саду» Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей на тему: «Профессии людей, работающих в детском саду» Цель: Расширение.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ы] и буква Ы» Заключение ПМПК – Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) Возраст: старший дошкольный возраст (5- 6 лет) Период обучения:.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы «Новый год встречаем с Эльзой» Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы по теме «Новый год встречаем с Эльзой» Цель: Закрепление знаний об особенностях.

Конспект фронтального логопедического занятия «Времена года» Конспект фронтального логопедического занятия. Времена года. Логопедическая тема. Называние признаков времен года. Цель: обогащение активного.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [ч]» Цели занятия: Коррекционно-образовательные: – познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву; – научить характеризовать.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Овощи» Коррекционно-образовательные цели: – учить детей последовательно составлять описательные рассказы об овощах по схеме; – закрепить в словаре.

Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе «Путешествие в страну игрушек» МБДОУ «Детский сад №2 «Боровичок» Конспект логопедического фронтального занятия «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Цветы» Ход занятия 1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие. – Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое.

Конспект логопедического занятия в старшей коррекционной группе «Путешествие в космос» Видео Космонавт В темном небе звезды светят. Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы,.

Конспект подгруппового занятия для детей по теме [Космос]

Автор: Кондрашова Галина Николаевна

Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3.

Тема: Полёт на Далёкую планету.

Группа: подготовительная.

Учебно-методическое обеспечение:

Программа «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет»

Время реализации занятия: 30 минут.

Авторский медиапродукт: презентация «Космос»

Цель: закрепление знаний детей по лексической теме «Космос».

Задачи:

Образовательные: закрепить понятия по лексической теме;

Развитие фонематического восприятия;

Отработка навыка подбора родственных слов;

Упражнять в образовании новых слов.

Согласование существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числах;

Расширение тематического словаря: космос, космический, планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром, планетный, планетарий, инопланетяне

Развивающие:

Развитие фонематического восприятия;

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

Воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.

Тип занятия: обобщения и систематизации знаний по теме: «Космос».

Форма: Занятие-путешествие.

Оборудование:

макет «Далёкой планеты», телеграмма с текстом, изображения инопланетян, рация, кукла Гнома-астронома, сигнальные флажки, материал для игры «Найди две одинаковые ракеты», горшочки, семена, горшочки с растениями, фигурки птиц, животных, насекомых.

Ход занятия:

Организационный момент:

Звучат тревожные позывные. Логопед в наушниках, сидя за импровизированной рацией, принимает позывные.

Логопед: Ребята, только что поступили тревожные позывные жителей Далёкой планеты. Послушайте сообщение: «Дети Земли! На нашу планету обрушилось огромное горе! Налетел страшный смерч и уничтожил почти всё живое на ней. Погибли многие растения, насекомые, животные стали покидать её в поисках лучшей доли. Помогите, пожалуйста, вернуть нашей родине первоначальный облик. Жители Далёкой планеты»

Логопед: Ну, что, ребята, поможем? Но как мы доберёмся до неё?

Послушайте, пожалуйста, загадку и ответьте – у кого мы спросим совета:

Кто смотрит всегда в телескоп,

С космосом близко знаком,

Обнаруживает чёрные дыры,

Любуется созвездием Лиры? (Астроном)

Логопед: Правильно, ребята. Нам поможет Гном-астроном. ( Появляется кукла Гнома-астронома).

Сообщение темы:

Логопед: Уважаемый, Гном, вы очень много знаете о космосе, укажите нам, пожалуйста, путь к Далёкой планете. Нам необходимо туда попасть, так как от нас ждут помощи её жители.

Гном: Я вам, конечно. Помогу, но вы должны знать, что путь вам предстоит трудный и далёкий:

Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня,

Там нет земной голубизны,

Там виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна. (В.Лепилов)

Гном: А чтобы я не сомневался в вашей подготовке, хочу узнать, насколько вы внимательны и собраны.

Развитие фонематических восприятий:

Игра «Какое слово отличается от других?»

Необходимо поднять сигнальный флажок, когда услышите лишнее слово.

1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

Какое слово лишнее?

Кто такой астроном?

Что такое гастроном?

2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

Какое слово лишнее?

Кто такой путник?

Что такое спутник?

Что общего у этих слов?

Развитие зрительных представлений:

Игра «Найди две одинаковые ракеты».

Гном: Путь нам предстоит не близкий и опасный, поэтому мы полетим парами.

Дети разбиваются на пары, выбирая одинаковые ракеты.

Логопед Ребята, транспорт, на котором мы полетим, какой? (Космический)

Как можно ещё назвать ракету? ( Космический корабль).

Логопед: Но нам нужно надеть ещё специальное снаряжение.

Как называется костюм космонавта? (Скафандр).

Откуда начнём свой путь? (С космодрома)

Гном: Чтобы наши космические корабли смогли подняться ввысь, нам необходимо подобрать ключи.

Подбор родственных слов:

Игра «Слова-родственники»

Выбрать только те слова, которые нам подходят:

1) Солнце, сон, солнечный, солнышко. (Солнце, солнечный, солнышко).

Космос, косматый, космонавт, космический. (Космос, космонавт, космический)

2) Планета, план, планетный, планетарий. (Планета, планетный, планетарий)

Почему выбрали эти слова? (Это слова-родственники).

Что обозначает слово «планетарий»?

Развитие мелкой моторики

Игра « Посади семена»

Логопед: Ребята, для того чтобы мы смогли заселить Далёкую планету растениями, давайте их посадим в маленькие горшочки. (Дети сажают семена в горшочки).

Гном: Итак, всё готово к полёту. Начинаем отчёт: пять, четыре, три, два, один…Пуск. (Звучит космическая музыка, на экран проецируется «звёздное небо»).

Подбор слов-определений.

Логопед: Ребята, внимательно посмотрите, что мы видим в иллюминаторе? (Кометы, планеты, созвездия)

Логопед: Какое определение можно подобрать к словам «созвездие», «планета», «комета»?

Согласование существительных, прилагательных с числительными

Логопед: Давайте посчитаем, сколько мы увидели созвездий?

Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий);

Одна далёкая планета, две… .

Один искусственный спутник,… .

Дети выходят из ракеты. Их встречают марсиане.

Логопед: Ребята, как вы думаете, на какую планету мы попали? (на Марс).

Логопед: Почему вы так решили?

Логопед: Посмотрите, нас уже кто-то встречает.

Логопед: Как можно назвать жителей Марса? (марсиане)

Марсиане: Кто вы и зачем пожаловали сюда?

Логопед: У жителей Далёкой планеты случилась беда, и они просили помощи от нас. Покажите, пожалуйста, куда нам лететь дальше.

Марс – красивая планета,

Всё на Марсе красным цветом,

Дружбой верною сильны,

Вам помочь, друзья, должны.

Мы обязательно покажем вам дорогу. Чтобы продолжить путь, необходимо взять очень важные предметы: «рисоварь» и «дилибомчик».

Логопед: Ребята, какие непонятные названия. Давайте подумаем, что это может быть. («Рисоварь»- карандаш, «дилибомчик»- колокольчик).

Марсиане: При помощи рисоваря вы сможете отмечать на карте свой маршрут, чтобы смогли вернуться назад. А дилибомчик нужен для оповещения о доброжелательном отношении к жителям планеты .

Дети отправляются дальше в путь.

Физминутка.

На луне жил звездочёт – («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)

Меркурий – раз, (Описать круг руками)

Три – земля, четыре – Марс, (Присесть)

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, (Наклон вправо-влево)

Семь – Уран, восемь – Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Девять – дальше всех – Плутон, (Прыжок)

Кто не видит – выйди вон! ( Развести руки в стороны)

Логопед: Наш космический корабль прибыл на новую планету.

(Дети звенят колокольчиками)

Интересно, как она называется?

Мы с Венеры – раз, два, три!

Наш девиз ты повтори:

Дружба, смелость – наш девиз,

За друзей всегда держись!

Логопед: Кто сможет сказать, как называют жителей Венеры?( Венериане).

Логопед: Уважаемые Венериане! Мы проделали уже большой путь к Далёкой планете, не смогли бы вы нам показать, куда лететь дальше?

Венериане: Мы укажем, куда вам лететь, но сначала, расскажите, что вы видели, пока летели сюда?

Загадки:

Совком не достать.

А днём не достать (Звёзды)

2) Блин в окошке виден Тане-

То он в масле, то в сметане.

Кто-то край уже отъел…

Поделиться не хотел (Луна)

3) Ты меня увидишь в небе,

Я хвостата, не хвастлива.

Не планета. Не ракета,

А зовут меня…(Ракета)

Венериане: Чтобы вы добрались без приключений, мы хотим вам подарить волшебный талисман-оберег.

(Звучит космическая музыка. Дети продолжают путешествие. Выставляется макет планеты).

Логопед: Вот мы и долетели до цели, посмотрите, какая не радостная картина предстала перед нашими глазами. Пока мы летели? семена в горшочках проросли и зазеленели. Давайте высадим их , чтобы планета превратилась в цветущий сад.( Дети выставляют горшочки, украшают макет, наполняют водой устье реки, расселяют птиц, животных)

Логопед: Вот и ожила Далёкая планета и стала очень похожа на нашу Землю. Мы будем иногда прилетать сюда.

Какие пожелания вы хотели бы оставить жителям?

Дети: Есть теперь планета-сад

В этом космосе холодном.

Там теперь леса шумят,

Птиц, скликая, перелётных.

И цветы теперь цветут-

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы песнь поют

В речку смотрят удивлённо…

Ведь другой, похожей нет!

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Вы сделали очень доброе дело – спасли от гибели Далёкую планету. Пора возвращаться домой.

Использованная литература:

С.И.Карпова, В.В.Мамаева « Развитие речи и познавательных способностей дошкольников».

О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно!».

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Читайте также:  Конспект занятия 'Комнатные растения"
Ссылка на основную публикацию