Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе
Войти через uID
Войти через uID
- Главная
- Файлы
- ФГОС
- Методика
- Приёмы
- ИКТ
- Форум
- Вопрос-Ответ
- Анализаторы
- Объявления
- Все статьи
- Мероприятия
- Конкурсы
- Шаблоны презентаций
- Вебинары
- Классруку
- Организация труда
- Оборудование
- Интервью
- Кейсы
- Рассылка
Скачивайте шаблоны презентаций к 8 Марта
В данном материале разработано календарно-тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, педагогам-дефектологам, воспитателям и родителям.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Материал предназначен для учителей-логопедов. План работы учителя-логопеда на предстоящий учебный год составляется до 1 сентября того учебного года, на который он составлен. Данный документ является обязательным видом документации для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Данное планирование является разделом программы учителя-логопеда, и адаптированной программы учреждения. Рекомендован учителям-логопедам ДОУ, зам.заведующих, воспитателям групп комбинированной направленности.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Календарно-тематическое планирование по логопедии учителя Копысовой Я.В. на 2014/2015 учебный год. План составлен на основании Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VΙΙΙ вида под редакцией В.В.Воронковой год издания 2007, программы под редакцией Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой
- «Система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся»
- «Система коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
- «Система по коррекции у детей произношения и их дифференциации, практические упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти в целях формирования правильной речи»
- «Логопедическая работа в коррекционных классах»
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
В приложении представлены перспективные и календарные планы.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Учитель – логопед, работая в детском саду, должен особое внимание уделяет пропедевтике дисграфий. Чем раньше начать работу, тем лучше будет результат.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
2007-2021 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
- Опубликовать урок
- Опубликовать статью
- Дать объявление
- Подписаться на новости
- Частые вопросы
сервис вебинаров –>
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Документация и организация работы
С учётом современных подходов и требований к организации коррекционно-развивающей работы ведётся следующая документация логопедического пункта:
- Годовой план — Смотреть*
- Перспективный план — Смотреть*
- Рабочие программы:
1 — Смотреть* ; 2 — Смотреть* ; 3 — Смотреть*
- Ежедневный план работы
- Журнал обследования устной и письменной речи учащихся — Смотреть*
- Журнал учета деятельности логопедического пункта (посещаемость групповых занятий, индивидуальных занятий, консультации, учёт рабочего времени) /Соответствует ФГОС/ — Смотреть*
- График работы — Смотреть* , расписание занятий — Смотреть*
- Речевые карты — Смотреть* , протоколы к речевым картам — Смотреть*
- Индивидуальные карточки учащихся — Смотреть*
- Список обучающихся, имеющих недостатки в развитии устной и письменной речи — Смотреть*
- Паспорт кабинета — Смотреть*
- Рабочие тетради детей — 1 — Смотреть* , 2 — Смотреть*
- Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте за год — Смотреть*
- Мониторинг коррекционно — развивающей работы — Смотреть*
- Копии приказов о зачислении (отчислении) учащихся на логопункт
Логопедическая работа строится на основании нормативных документов :
- Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
- Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.)
Деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.
Логопедический пункт существует в МБОУ «Средняя школа № 18» с 2003 года.
Цель работы логопедического пункта:
- коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся МБОУ «Средняя школа № 18»
Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Этапы работы :
I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)
II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)
III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)
I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.
Задачи:
- выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
- определение структуры речевого дефекта;
- формулировка речевого диагноза;
- планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)
Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.
II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)
Задачи:
- устранение речевых нарушений;
- развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться.
Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.
Основные задачи коррекционных занятий:
- формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко – слоговой структуры;
- развитие навыков звуко –слогового анализа и синтеза;
- формирование лексико — грамматического строя речи;
- совершенствование связной речи;
- предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.
III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)
Планирование работы учителя-логопеда
При грамотном планировании деятельности учителя-логопеда необходимо прежде всего уметь ориентироваться в содержании образовательной программы детского сада и примерных общеразвивающих и адаптированных программах, на которые она опирается. Ведь логопеду придется быть координатором для воспитателя и экспертом процесса обучения родному языку и коррекции возникающих проблем у каждого воспитанника для родителей.
В первой — общеразвивающей программе логопед должен изучить образовательную область «Речевое развитие» и продумать, как она интегрируется с другими образовательными областями (например, развитие мелкой моторики — с «Физическим развитием», развитие неречевого и речевого общения — с «Социально-коммуникативным развитием», формирование временных и пространственных представлений, словесно-логического мышления и целостной картины мира — с «Познавательным развитием», развитие словаря и образной речи — с «Художественно-эстетическим развитием»). Эти области интеграции логопед будет отражать в годовом плане работы в логопедической группе совместно с воспитателями. Основа для такого планирования — чаще всего лексическое или лексико-грамматическое планирование его работы в течение года и связанное с ним комплексно-тематическое планирование разных форм непосредственно образовательной деятельности воспитателя (табл. 2).
Свою работу учитель-логопед обязан планировать исходя из примерной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, комплексных и парциальных программ по коррекции и развитию речи 1 , а также комплексных программ логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей и логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, рекомендованные к использованию Ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
Комплексно-тематическое планирование на основе взаимосвязи работы учителя-логопеда с воспитателями (фрагмент)
Выявить индивидуальные особенности и возможности воспитанников, уровень освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и развития интегративных качеств
Вечер досуга «Узнаем друг друга лучше»
Сентябрь (четыре недели)
Развивать умение выделять сезонные изменения, устанавливать закономерности взаимодействия живого и неживого в природе. Развитие понимания устной речи, умение вслушиваться в обращенную речь. Уточнять и расширять знания о деревьях
Осень. Признаки осени. Деревья осенью
Выставка творческих работ «Осень на опушке краски разводила»
Сентябрь (одна—три недели)
Выявить индивидуальные особенности и возможности воспитанников, уровень освоения ООП ДО и развития интегративных качеств
Вечер досуга «Узнаем друг друга лучше»
На их основе учитель-логопед, ориентируясь на рекомендуемое количество групповых и подгрупповых занятий в неделю и их направленность, составляет собственную рабочую программу и учебный план (табл. З) 1 .
Учебный план работы учителя-логопеда
Речевой практикум по формированию лексико-грамматических средств языка и элементов связной речи.
Комплекс игровых обучающих ситуаций (НОС) по формированию звуковой культуры речи: развитию фонематического слуха и слоговой структуры речи
Речевой практикум по формированию лексико-грамматических средств языка. Игровой практикум по развитию связной речи.
Комплекс И ОС по формированию звуковой культуры речи и развитию фонематического восприятия и слоговой структуры звукопро- изношения
Социально-коммуникативный тренинг по развитию лексико-грамматических средств языка.
Лингвистическая лаборатория по развитию фонематического восприятия и обучению звукопроизношению.
Экспериментариум по совершенствованию звуковой культуры речи, развитию чувства языка и речевых аналогий.
Речевой практикум по формированию навыков речевого общения и связной речи
1 (СОД в режимных моментах)
Речевой практикум по формированию правильного звукопроизношения/обучение элементам грамоты.
Логопедический практикум по формированию лексико-грамматических компонентов речи
- 1 (НОД)
- 1 (СОД в режимных моментах)
Коммуникативно-речевой тренинг по развитию связной речи.
Экспериментариум по совершенствованию звуковой культуры речи/обучение элементам грамоты и развитию чувства языка
ОД — образовательная деятельность;
НОД — непосредственно образовательная деятельность, регламентируемая САНиПИНами (2013);
СОД — совместная образовательная деятельность;
ИОС — игровые обучающие ситуации.
Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения, предусматривает проведение следующих видов подгрупповых занятий. Например:
- 1) в первом периоде обучения:
- • для старшей группы:
- — формирование лексико-грамматических представлений (одно занятие в неделю, всего 10 занятий);
- — формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (одно занятие в неделю, всего 10 занятий);
- — развитие связной речи (одно занятие в неделю, всего 10 занятий);
- • для подготовительной группы:
- — формирование лексико-грамматических представлений (два занятия в неделю, всего 20 занятий);
- — формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (два занятия в неделю, всего 20 занятий);
- — развитие связной речи (одно занятие в неделю, всего 10 занятий);
- • для старшей группы:
- 2) во втором и третьем периодах обучения:
- • для старшей группы:
- — формирование лексико-грамматических представлений (два занятия в неделю, всего 28 занятий);
- — формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (два занятия в неделю, всего 28 занятий);
- — развитие связной речи (одно занятие в неделю, всего 14 занятий);
- • для подготовительной группы:
- — формирование лексико-грамматических представлений (одно занятия в неделю, всего 14 занятий);
- • для старшей группы:
- — формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (три занятия в неделю, всего 42 занятия);
- — развитие связной речи (одно занятие в неделю, всего 14 занятий).
На основании учебного плана логопед планирует работу на неделю, месяц и год (табл. 4) 1 .
Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи (подготовительная к школе группа)
Занятия по формированию фонетической стороны речи
Занятия по формированию лексикограмматических представлений
Рабочие программы для логопеда
Разработки занятий для логопеда [52] | Презентации для логопеда [98] |
Разное для логопеда [15] | Рабочие программы для логопеда [10] |
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа “Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа “Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников “большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа “Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа “Коррекция акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
формирование элементарной лингвистической компетенции.
Специфика работы логопеда в общеобразовательной школе
Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.
Основные задачи логопедической службы
1.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
2.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
3.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправ ленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
- профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы
Организация работы логопедической службы
Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
На логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения – фонетические дефекты речи; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
В первую очередь на логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление учащихся на логопедический пункт производится из числа обследованных детей в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта общеобразовательного учреждения не более 25 человек.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учётом режима работы ОУ.
Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального занятия – 20 –40 минут.
Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, родители и руководители ОУ.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Раздел 1 Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте
Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа– это не дополнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной. Согласно нормативным документам, регламентирующим работу учителя-логопеда при школьном логопункте (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (приложение 1), Типовое положение о логопедическом пункте образовательного учреждения), логопедический пункт при общеобразовательной школе организуется для оказания помощи детям с нарушениями устной и письменной форм речи.
Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:
• своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
• предупреждение и профилактика речевых нарушений;
• пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием).
Одновременно в логопедическом пункте городского общеобразовательного учреждения может заниматься не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения– не более 20 человек. Зачисление на логопедический пункт осуществляется на основе обследования
речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.
Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразвития и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта (приложение 1.3). Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.
Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы. Коррекция произношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.
Групповые занятия проводятся:
• с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, –не менее 3 раз в неделю;
• с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, –не менее 2-3 раз в неделю;
• с обучающимися, имеющими фонетический дефект, –не менее 1-2 раз в неделю;
• с заикающимися обучающимися –не менее 3 раз в неделю.
Индивидуальные занятия с обучающимися, имеющими сложные речевые дефекты: общее недоразвитие речи второго уровня; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), — должны проводиться не менее трех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися учащимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, длительность индивидуального занятия -20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями– 5-10 минут. Время перемен входит в рабочее время учите ля-логопед а и может быть использовано для проверки письменных работ учащихся, для подготовки к следующему занятию и др.
Продолжительность коррекционного обучения каждого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Дети с фонетико-фо-нематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этими нарушениями, могут заниматься в логопедическом пункте от одного полугодия до одного года. Продолжительность обучения детей с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этим речевым недоразвитием, может составлять от 1,5 до 2 лет в зависимости от тяжести нарушения.
Темы групповых и индивидуальных занятий отражаются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.
В случае необходимости дети, имеющие нарушения речи, с согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем-логопедом на консультацию к врачам-специалистам (детскому неврологу, детскому психиатру, отоларингологу, офтальмологу и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители учащихся. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специальности «логопедия». Учителя-логопеды назначаются и увольняются директором учреждения в порядке, предусмотренном законодательством, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.
На основании Письма Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 05-51-66/98 «О вопросах нормирования и оплаты труда педагогических работников» оплата труда учителя-логопеда при школьном логопункте производится из расчета’20 астрономических часов в неделю, из которых 18 часов, согласно Типовому положению о логопедическом пункте при образовательном учреждении, отводится на работу с детьми и 2 часа -на консультативную работу и оформление документации. В часы консультаций учитель-логопед имеет возможность более тщательно обследовать учащихся с целью уточнения логопедического заключения, давать рекомендации школьникам и их родителям по коррекции фонетических нарушений, проводить консультации с родителями и учителями по специфическим вопросам и др.
Учителю-логопеду, являющемуся заведующим логопедическим пунктом, возможна оплата за заведование кабинетом.
Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим законодательством предусмотрены следующие льготы и преимущества: • надбавка к заработной плате (в размере 20%) на основании Письма Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-т «О повышении ставок заработной платы работников образовательных учреждений»;
• продолжительность очередного трудового отпуска (56 календарных дней) на основании Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052, с изменениями «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций» (приложение 2);
• порядок пенсионного обеспечения на основании Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «О правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей»;
• учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска сроком до одного года– основание: Приказ Минобразования России от 7 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (приложение 4);
• учителям-логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении на основании Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г, № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» и др.
Годовой план работы логопеда
Программы обучения
Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.
Однако существует еще один путь — использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.
Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.
Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).
В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.
Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.
Цель данного документа — отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.
По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.).
Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе.
I. Организационная работа
В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.
II. Коррекционная работа
В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.
III. Научно-методическая работа
В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.
Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).
IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса
Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:
— учителя начальных классов;
— администрация общеобразовательного учреждения;
— специалисты поликлиники, школьная медсестра.
Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.
В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.
Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.
Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___
учебный год логопеда МОУ №________
Директор МОУ №__________
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
1. Организационная работа | |||||
Подготовка кабинета к новому учебному году | до 01.09 ОУ | Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклейка обоями, оформление зоны для индивидуальной работы | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года) | 01.09 — 15.09 10.01 — 15.01 15.05 — 30.05 ОУ | Проведение массового обследования учащихся начальной школы, затем углубленного обследования детей, зачисленных на логопункт | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Изучение документации детей, зачисленных на логопункт | 01.09 — 15.09 ОУ | Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для педагога | Учитель-логопед | Изучена | |
Проведение мониторинга устной и письменной речи детей (1—4 класс) | 01.09 — 15.09 10.01 — 15.01 15.05 — 30.05 ОУ | Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи, обработка результатов, написание аналитических справок | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года | 01.09 — 15.09 30.05 — 10.06 ОУ | Оформление и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем | Учитель-логопед | Оформлена в установленные сроки | |
Комплектование групп для коррекционной работы: первая группа — 2 «А» класс, вторая группа — 2 «Б» класс, третья группа — 2 «В», «Г» класс, четвертая группа — 3 класс | 01.09 — 15.09 ОУ | Комплектование групп для коррекционной работы (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дисграфии) | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Подготовка раздаточного материала | до 01.09 а также в каникулярное время ОУ | Изготовление пособий по теме: «Гласные первого и второго ряда», символов для обозначения гласных и согласных звуков, карточек с изображением стилизованных букв | Учитель-логопед | Приобретено | |
Приобретение пособий и дидактических игр | до 01.09, а также в течение года ОУ | «Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», тематические словари по темам «Овощи», «Грибы», «Фрукты» | Учитель-логопед | Приобретено |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Анализ коррекционной работы (предоставляется в отдел образования или образовательный округ старшему логопеду, районному логопеду и т.д.) | 15.05-30.05 | Написание аналитических справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
II. Коррекционная работа | |||||
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени | 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования) ОУ | Понедельник: 11.00 — 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00 | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени | 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования) ОУ | Понедельник: 11.00 — 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00 | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
III. Научно-методическая работа | |||||
Проведение групповых консультаций: А) выступления на родительских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед | Сентябрь — 1 класс Январь — 2 класс ОУ | «Как помочь ребенку с ОНР» «Леворукий ребенок в школе» «Что такое “дети с отклонениями в развитии”?» | Учитель-логопед | 12 сент. (1 «А») 14 сент. (1 «Б») 16 сент. (3 кл.) 21 янв. (2 кл.) 22 янв. (3, 4 кл.) |
№ | Наименование мероприятия(уровень район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Б) Тематические консультации для учителей начальных классов | Сентябрь Ноябрь Февраль Методические объединения учителей нач. клас- сов. ОУ | «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание» «Где начинается дисграфия?» | Выступающий на метод. объединении | 10 сентября 20 ноября 14 февраля | |
Проведение родительских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт | Сентябрь, май ОУ | Учитель-логопед | 24 сентября 20 мая | ||
Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ | В течение года ОУ | Понедельник, Четверг: 14.15 — 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога) | Учитель-логопед | Еженедельно (по графику работы специалиста) | |
Семинары-практикумы для учителей-логопедов района: Сентябрь | В течение года(согласно плану работы) | «Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год» | Сентябрь — слушатель | 23 сентября |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
ноябрь | Район: на базе районного психологического центра, отдела образования, ПМПК и т.д. | «Итоги комплектования школьных логопунктов, актуальность логопедической работы в школе» | Ноябрь — участник | 9 ноября | |
Март | «Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией» | Март —участник | 19 марта | ||
Июнь | «Итоги коррекционной работы за текущий год» | Июнь — слушатель | 10 июня | ||
Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУ | А) Октябрь — 2 класс Б) Декабрь — 1 класс ОУ | А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» Б) «Твердые и мягкие согласные» | Учитель-логопед | 2 октября 10 декабря | |
Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопункт | Октябрь, апрель ОУ | Приглашаются родители, чьи дети посещают логопедические занятия. Тема определяется логопедом по перспективному плану | Учитель-логопед | Первая неделя октября и последняя неделя апреля | |
Научно-практическая конференция «Дети и патология речи» | Март. Кафедра педагогического университета; областное мероприятие | Выступления специалистов города и области, обмен опытом, знакомство с новинками методической литературы | Участник | 19 марта |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Посещение курсов повышения квалификации | Февраль. Кафедра педагогич. университета. Областное мероприятие | Лекционные и практические занятия, проводимые специалистами кафедры логопедии и ведущими специалистами города и области | Слушатель | Первая и вторая неделя февраля | |
Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университета | ОУ | Проведение практических занятий в рамках педагогической практики | Первая—третья неделя октября Вторая—четвертая неделя декабря | ||
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ | |||||
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка | с 1 по 15 сентября, начало января, 15—30 июня ОУ | Совместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сенсорную сферу, познавательную сферу и мелкую моторику. Логопед исследует уровень сформированности речевых навыков и артикуляционную моторику. Учитель начальных классов исследует общеразвивающие навыки по программе ОУ | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития | Сентябрь Январь Май ОУ | Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а также для составления индивидуальных программ развития | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки на заседании ПМПк |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУ | В течение года | Логопед направляет детей с целью уточнения заключения, для более полного обследования, с целью проведения профилактических или коррекционных мероприятий | Учитель-логопед | Направлены на городскую ПМПК 6 детей ОУ | |
Знакомство с содержанием коррекционного обучения | Перед началом коррекционной работы (2 раза в год — перед каждым периодом коррекционного обучения). ОУ | Логопед знакомит психолога и учителей начальных классов с направлениями коррекционной работы на текущий год, с предполагаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требованиями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми методами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной коррекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с программами обучения по русскому языку на текущий год | Участник единого коррекционного процесса | Проведено: сентябрь, январь |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Взаимопосещение коррекционных занятий | А) Октябрь — 2 класс Б) Декабрь — 1 класс Февраль ОУ | У логопеда: А) Итоговое занятие по теме: «Звонкие и глухие согласные», Б) «Твердые и мягкие согласные» У психолога: «Взаимосвязь в работе школьного психолога и логопеда» У педагогов начального звена: 1 «А», «Б» — октябрь 2 «А», «Б» — ноябрь 3 «А», «Б» — декабрь | Ответственный Участник Слушатель | А) 2 октября Б) 10 декабря 17 февраля 4 октября 18 ноября 15 декабря | |
Подготовка документации к ПМПк, направление на ПМПк и ПМПЦ | На ПМПк — согласно плану работы МОУ (3 раза в год — ежеквартально). На ПМПЦ – по мере необходимости. ОУ | Логопед, психолог и другие педагоги ОУ совместно составляют пакет документов при необходимости представления ребенка на ПМПк и ПМПЦ (с согласия родителей). В случае необходимости смены образовательного маршрута, при окончании коррекционного обучения и т.д. | Участник единого коррекционного процесса (учитель-логопед) | Подготовлена документация на заседания ПМПк (28 сентября, 16 января, 25 мая) | |
Индивидуальное консультирование | Еженедельно: понедельник, четверг: 14.15 — 15.00 | Индивидуальное консультирование специалиста с целью обсуждения методов, приемов коррекционной работы, обсуждение | Учитель-логопед | В рамках консультаций (по графику работы) |
Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 1643 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет