Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Форум
  • Вопрос-Ответ
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Вебинары
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы
  • Рассылка

Скачивайте шаблоны презентаций к 8 Марта

В данном материале разработано календарно-тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, педагогам-дефектологам, воспитателям и родителям.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Материал предназначен для учителей-логопедов. План работы учителя-логопеда на предстоящий учебный год составляется до 1 сентября того учебного года, на который он составлен. Данный документ является обязательным видом документации для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данное планирование является разделом программы учителя-логопеда, и адаптированной программы учреждения. Рекомендован учителям-логопедам ДОУ, зам.заведующих, воспитателям групп комбинированной направленности.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Календарно-тематическое планирование по логопедии учителя Копысовой Я.В. на 2014/2015 учебный год. План составлен на основании Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VΙΙΙ вида под редакцией В.В.Воронковой год издания 2007, программы под редакцией Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой

  • «Система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся»
  • «Система коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • «Система по коррекции у детей произношения и их дифференциации, практические упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти в целях формирования правильной речи»
  • «Логопедическая работа в коррекционных классах»
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

В приложении представлены перспективные и календарные планы.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Учитель – логопед, работая в детском саду, должен особое внимание уделяет пропедевтике дисграфий. Чем раньше начать работу, тем лучше будет результат.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

2007-2021 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Документация и организация работы

С учётом современных подходов и требований к организации коррекционно-развивающей работы ведётся следующая документация логопедического пункта:
  1. Годовой план — Смотреть*
  2. Перспективный план — Смотреть*
  3. Рабочие программы:

1 — Смотреть* ; 2 — Смотреть* ; 3 — Смотреть*

  1. Ежедневный план работы
  2. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся — Смотреть*
  3. Журнал учета деятельности логопедического пункта (посещаемость групповых занятий, индивидуальных занятий, консультации, учёт рабочего времени) /Соответствует ФГОС/ — Смотреть*
  4. График работы — Смотреть* , расписание занятий — Смотреть*
  5. Речевые карты — Смотреть* , протоколы к речевым картам — Смотреть*
  6. Индивидуальные карточки учащихся — Смотреть*
  7. Список обучающихся, имеющих недостатки в развитии устной и письменной речи — Смотреть*
  8. Паспорт кабинета — Смотреть*
  9. Рабочие тетради детей — 1 — Смотреть* , 2 — Смотреть*
  10. Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте за год — Смотреть*
  11. Мониторинг коррекционно — развивающей работы — Смотреть*
  12. Копии приказов о зачислении (отчислении) учащихся на логопункт

Логопедическая работа строится на основании нормативных документов :

  • Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
  • Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.)

Деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Логопедический пункт существует в МБОУ «Средняя школа № 18» с 2003 года.

Цель работы логопедического пункта:

  • коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся МБОУ «Средняя школа № 18»

Основными задачами логопедического пункта являются:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Этапы работы :

I этапдиагностический (1 сентября – 15 сентября)

II этапкоррекционный (15 сентября – 15 мая)

III этапоценочный (15 мая – 31 мая)

I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.

Задачи:
  • выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
  • определение структуры речевого дефекта;
  • формулировка речевого диагноза;
  • планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)

Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

Задачи:
  • устранение речевых нарушений;
  • развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться.

Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.

Основные задачи коррекционных занятий:
  • формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко – слоговой структуры;
  • развитие навыков звуко –слогового анализа и синтеза;
  • формирование лексико — грамматического строя речи;
  • совершенствование связной речи;
  • предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)

Планирование работы учителя-логопеда

При грамотном планировании деятельности учителя-логопеда необходимо прежде всего уметь ориентироваться в содержании образовательной программы детского сада и примерных общеразвивающих и адаптированных программах, на которые она опирается. Ведь логопеду придется быть координатором для воспитателя и экспертом процесса обучения родному языку и коррекции возникающих проблем у каждого воспитанника для родителей.

В первой — общеразвивающей программе логопед должен изучить образовательную область «Речевое развитие» и продумать, как она интегрируется с другими образовательными областями (например, развитие мелкой моторики — с «Физическим развитием», развитие неречевого и речевого общения — с «Социально-коммуникативным развитием», формирование временных и пространственных представлений, словесно-логического мышления и целостной картины мира — с «Познавательным развитием», развитие словаря и образной речи — с «Художественно-эстетическим развитием»). Эти области интеграции логопед будет отражать в годовом плане работы в логопедической группе совместно с воспитателями. Основа для такого планирования — чаще всего лексическое или лексико-грамматическое планирование его работы в течение года и связанное с ним комплексно-тематическое планирование разных форм непосредственно образовательной деятельности воспитателя (табл. 2).

Свою работу учитель-логопед обязан планировать исходя из примерной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, комплексных и парциальных программ по коррекции и развитию речи 1 , а также комплексных программ логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей и логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, рекомендованные к использованию Ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

Комплексно-тематическое планирование на основе взаимосвязи работы учителя-логопеда с воспитателями (фрагмент)

Выявить индивидуальные особенности и возможности воспитанников, уровень освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и развития интегративных качеств

Вечер досуга «Узнаем друг друга лучше»

Сентябрь (четыре недели)

Развивать умение выделять сезонные изменения, устанавливать закономерности взаимодействия живого и неживого в природе. Развитие понимания устной речи, умение вслушиваться в обращенную речь. Уточнять и расширять знания о деревьях

Осень. Признаки осени. Деревья осенью

Выставка творческих работ «Осень на опушке краски разводила»

Сентябрь (одна—три недели)

Выявить индивидуальные особенности и возможности воспитанников, уровень освоения ООП ДО и развития интегративных качеств

Вечер досуга «Узнаем друг друга лучше»

На их основе учитель-логопед, ориентируясь на рекомендуемое количество групповых и подгрупповых занятий в неделю и их направленность, составляет собственную рабочую программу и учебный план (табл. З) 1 .

Читайте также:  Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ

Учебный план работы учителя-логопеда

Речевой практикум по формированию лексико-грамматических средств языка и элементов связной речи.

Комплекс игровых обучающих ситуаций (НОС) по формированию звуковой культуры речи: развитию фонематического слуха и слоговой структуры речи

Речевой практикум по формированию лексико-грамматических средств языка. Игровой практикум по развитию связной речи.

Комплекс И ОС по формированию звуковой культуры речи и развитию фонематического восприятия и слоговой структуры звукопро- изношения

Социально-коммуникативный тренинг по развитию лексико-грамматических средств языка.

Лингвистическая лаборатория по развитию фонематического восприятия и обучению звукопроизношению.

Экспериментариум по совершенствованию звуковой культуры речи, развитию чувства языка и речевых аналогий.

Речевой практикум по формированию навыков речевого общения и связной речи

1 (СОД в режимных моментах)

Речевой практикум по формированию правильного звукопроизношения/обучение элементам грамоты.

Логопедический практикум по формированию лексико-грамматических компонентов речи

  • 1 (НОД)
  • 1 (СОД в режимных моментах)

Коммуникативно-речевой тренинг по развитию связной речи.

Экспериментариум по совершенствованию звуковой культуры речи/обучение элементам грамоты и развитию чувства языка

ОД — образовательная деятельность;

НОД — непосредственно образовательная деятельность, регламентируемая САНиПИНами (2013);

СОД — совместная образовательная деятельность;

ИОС — игровые обучающие ситуации.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения, предусматривает проведение следующих видов подгрупповых занятий. Например:

  • 1) в первом периоде обучения:
    • • для старшей группы:
      • — формирование лексико-грамматических представлений (одно занятие в неделю, всего 10 занятий);
      • — формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (одно занятие в неделю, всего 10 занятий);
      • — развитие связной речи (одно занятие в неделю, всего 10 занятий);
    • • для подготовительной группы:
    • — формирование лексико-грамматических представлений (два занятия в неделю, всего 20 занятий);
    • — формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (два занятия в неделю, всего 20 занятий);
    • — развитие связной речи (одно занятие в неделю, всего 10 занятий);
  • 2) во втором и третьем периодах обучения:
    • • для старшей группы:
      • — формирование лексико-грамматических представлений (два занятия в неделю, всего 28 занятий);
      • — формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (два занятия в неделю, всего 28 занятий);
      • — развитие связной речи (одно занятие в неделю, всего 14 занятий);
    • • для подготовительной группы:
    • — формирование лексико-грамматических представлений (одно занятия в неделю, всего 14 занятий);
  • — формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (три занятия в неделю, всего 42 занятия);
  • — развитие связной речи (одно занятие в неделю, всего 14 занятий).

На основании учебного плана логопед планирует работу на неделю, месяц и год (табл. 4) 1 .

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи (подготовительная к школе группа)

Занятия по формированию фонетической стороны речи

Занятия по формированию лексикограмматических представлений

Рабочие программы для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52]Презентации для логопеда [98]
Разное для логопеда [15]Рабочие программы для логопеда [10]

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников “большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
 предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
 преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
 создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
 формирование элементарной лингвистической компетенции.

Специфика работы логопеда в общеобразовательной школе

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Основные задачи логопедической службы

1.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.

2.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

3.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправ ленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы

Организация работы логопедической службы

Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

На логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения – фонетические дефекты речи; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.

В первую очередь на логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление учащихся на логопедический пункт производится из числа обследованных детей в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта общеобразовательного учреждения не более 25 человек.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учётом режима работы ОУ.

Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального занятия – 20 –40 минут.

Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, родители и руководители ОУ.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Раздел 1 Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою дея­тельность в логопедическом пункте при общеобразователь­ной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреж­дений, специфику. Логопедическая работа– это не до­полнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определен­ными категориями учащихся. Именно это и делает рабо­ту школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востре­бованной. Согласно нормативным документам, регламен­тирующим работу учителя-логопеда при школьном логопункте (Инструктивное письмо Министерства образо­вания РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (приложение 1), Типовое положение о лого­педическом пункте образовательного учреждения), лого­педический пункт при общеобразовательной школе орга­низуется для оказания помощи детям с нарушениями ус­тной и письменной форм речи.

Основными задачами учителя-логопеда, работающе­го в общеобразовательной школе, являются:

• своевременная диагностика аномалий речевого раз­вития у учащихся;

• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладе­нии школьной программой;

Читайте также:  Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет с помощью игр

• предупреждение и профилактика речевых нарушений;

• пропаганда специальных логопедических знаний сре­ди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразователь­ном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются учащиеся, име­ющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной сте­пени выраженности; фонетико-фонематическое недораз­витие речи; фонематическое недоразвитие речи; заика­ние; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловлен­ные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в раз­витии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим не­доразвитием).

Одновременно в логопедическом пункте городского общеобразовательного учреждения может заниматься не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреж­дения– не более 20 человек. Зачисление на логопеди­ческий пункт осуществляется на основе обследования

речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.

Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразви­тия и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта (приложение 1.3). Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.

Занятия, как правило, проводятся во внеурочное вре­мя с учетом режима работы школы. Коррекция произ­ношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде ис­ключения, может осуществляться во время уроков (кро­ме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.

Групповые занятия проводятся:

• с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, –не менее 3 раз в неделю;

• с обучающимися, имеющими фонетико-фонематичес­кое или фонематическое недоразвитие речи; наруше­ния чтения и письма, обусловленные фонетико-фо­нематическим или фонематическим недоразвитием речи, –не менее 2-3 раз в неделю;

• с обучающимися, имеющими фонетический де­фект, –не менее 1-2 раз в неделю;

• с заикающимися обучающимися –не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия с обучающимися, имею­щими сложные речевые дефекты: общее недоразвитие речи второго уровня; дефекты речи, обусловленные на­рушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), — должны проводить­ся не менее трех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, заня­тия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в од­ной группе с заикающимися учащимися и обучающи­мися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, длительность индивидуального занятия -20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями– 5-10 минут. Время пере­мен входит в рабочее время учите ля-логопед а и может быть использовано для проверки письменных работ уча­щихся, для подготовки к следующему занятию и др.

Продолжительность коррекционного обучения каж­дого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Дети с фонетико-фо-нематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными эти­ми нарушениями, могут заниматься в логопедическом пункте от одного полугодия до одного года. Продолжи­тельность обучения детей с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этим речевым недоразвитием, может составлять от 1,5 до 2 лет в зависимости от тяжести нарушения.

Темы групповых и индивидуальных занятий отра­жаются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.

В случае необходимости дети, имеющие нарушения речи, с согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем-логопедом на консульта­цию к врачам-специалистам (детскому неврологу, дет­скому психиатру, отоларингологу, офтальмологу и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучаю­щимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители учащихся. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специально­сти «логопедия». Учителя-логопеды назначаются и увольняются директором учреждения в порядке, пре­дусмотренном законодательством, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.

На основании Письма Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 05-51-66/98 «О вопросах нормиро­вания и оплаты труда педагогических работников» оп­лата труда учителя-логопеда при школьном логопункте производится из расчета’20 астрономических часов в неделю, из которых 18 часов, согласно Типовому поло­жению о логопедическом пункте при образовательном учреждении, отводится на работу с детьми и 2 часа -на консультативную работу и оформление документа­ции. В часы консультаций учитель-логопед имеет воз­можность более тщательно обследовать учащихся с це­лью уточнения логопедического заключения, давать рекомендации школьникам и их родителям по коррек­ции фонетических нарушений, проводить консульта­ции с родителями и учителями по специфическим воп­росам и др.

Учителю-логопеду, являющемуся заведующим лого­педическим пунктом, возможна оплата за заведование кабинетом.

Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим законодательством предусмотрены следующие льготы и преимущества: • надбавка к заработной плате (в размере 20%) на ос­новании Письма Минобразования России от 12 янва­ря 1993 г. № 10/32-т «О повышении ставок заработ­ной платы работников образовательных учреждений»;

• продолжительность очередного трудового отпуска (56 календарных дней) на основании Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052, с изменениями «Об отпусках работников образователь­ных учреждений и педагогических работников дру­гих учреждений, предприятий и организаций» (при­ложение 2);

• порядок пенсионного обеспечения на основании По­становления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «О правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педаго­гической деятельностью в школах и других учреж­дениях для детей»;

• учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска сроком до одного года– осно­вание: Приказ Минобразования России от 7 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о по­рядке и условиях предоставления педагогическим ра­ботникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (приложение 4);

• учителям-логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении на осно­вании Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г, № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических ра­ботников и работников культуры» и др.

Годовой план работы логопеда

Программы обучения

Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.

Однако существует еще один путь — использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.

Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.

Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).

В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.

Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.

Цель данного документа — отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.

По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.).

Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе.

I. Организационная работа

В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.

II. Коррекционная работа

В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.

III. Научно-методическая работа

В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.

Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).

IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса

Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:

— учителя начальных классов;

— администрация общеобразовательного учреждения;

— специалисты поликлиники, школьная медсестра.

Читайте также:  Отчет о самообследовании учителя-логопеда

Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.

В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.

Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.

Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___

учебный год логопеда МОУ №________

Директор МОУ №__________

Наименование меро­приятия (уровень ме­роприятия: ОУ, район, город и т.д.)Дата и место проведенияСодержаниеРоль спе­циалистаСведения о выполнении
1. Организационная работа
Подготовка кабинета к новому учебному годудо 01.09 ОУПокраска стен в кабинете, плинтусов, оклей­ка обоями, оформление зоны для индивидуаль­ной работыУчитель-логопедПроведено в установлен­ные сроки
Первичное и углуб­ленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года)01.09 — 15.09 10.01 — 15.01 15.05 — 30.05 ОУПроведение массового обследования учащихся начальной школы, за­тем углубленного об­следования детей, за­численных на лого­пунктУчитель-логопедПроведено в установлен­ные сроки
Изучение документа­ции детей, зачислен­ных на логопункт01.09 — 15.09 ОУСбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт уча­щихся сведений, необ­ходимых для педагогаУчитель-логопедИзучена
Проведение монито­ринга устной и пись­менной речи детей (1—4 класс)01.09 — 15.09 10.01 — 15.01 15.05 — 30.05 ОУЗаполнение речевых карт, протоколов об­следования устной и письменной речи, об­работка результатов, написание аналитиче­ских справокУчитель-логопедПроведено в установлен­ные сроки
Наименование меро­приятия (уровень ме­роприятия: ОУ, район, город и т.д.)Дата и место проведенияСодержаниеРоль спе­циалистаСведения о выполнении
Оформление доку­ментации учителя-ло­гопеда на начало и конец учебного года01.09 — 15.09 30.05 — 10.06 ОУОформление и визиро­вание необходимой до­кументации, комплек­тование пакета доку­ментов в соответствии с рекомендуемым пе­речнемУчитель-логопедОформлена в установлен­ные сроки
Комплектование групп для коррекци­онной работы: первая группа — 2 «А» класс, вторая группа — 2 «Б» класс, третья группа — 2 «В», «Г» класс, четвертая группа — 3 класс01.09 — 15.09 ОУКомплектование групп для коррекционной ра­боты (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дис­графии)Учитель-логопедПроведено в установлен­ные сроки
Подготовка раздаточ­ного материаладо 01.09 а также в ка­никулярное время ОУИзготовление пособий по теме: «Гласные пер­вого и второго ря­да», символов для обо­зна­чения гласных и со­гласных звуков, карто­чек с изображением стилизованных буквУчитель-логопедПриобретено
Приобретение посо­бий и дидактических игрдо 01.09, а также в те­чение года ОУ«Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», темати­че­ские словари по те­мам «Овощи», «Гри­бы», «Фрукты»Учитель-логопедПриобретено
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)Дата и место проведенияСодержаниеРоль спе­циалистаСведения о выполнении
Анализ коррекцион­ной работы (предоста­вляется в отдел обра­зования или образова­тельный округ стар­шему логопеду, рай­онному логопеду и т.д.)15.05-30.05Написание аналити­ческих справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец годаУчитель-логопедПроведено в установлен­ные сроки
II. Коррекционная работа
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени15.09-15.05 (исключая каникулы и время обсле­дования) ОУПонедельник: 11.00 — 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00Учитель-логопедПроведено в установлен­ные сроки
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени15.09-15.05 (исключая каникулы и время обсле­дования) ОУПонедельник: 11.00 — 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00Учитель-логопедПроведено в установлен­ные сроки
III. Научно-методическая работа
Проведение группо­вых консультаций: А) выступления на роди­тельских собраниях (тему родительского собрания определяет логопедСентябрь — 1 класс Январь — 2 класс ОУ«Как помочь ребенку с ОНР» «Леворукий ребенок в школе» «Что такое “дети с отклонениями в развитии”?»Учитель-логопед12 сент. (1 «А») 14 сент. (1 «Б») 16 сент. (3 кл.) 21 янв. (2 кл.) 22 янв. (3, 4 кл.)
Наименование мероприятия(уровень район, город и т.д.)Дата и место проведенияСодержаниеРоль спе­циалистаСведения о выполнении
Б) Тематические консультации для учителей начальных классовСентябрь Ноябрь Февраль Методичес­кие объеди­нения учите­лей нач. клас- сов. ОУ«Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание» «Где начинается дисграфия?»Выступаю­щий на метод. объедине­нии10 сентября 20 ноября 14 февраля
Проведение роди­тельских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопунктСентябрь, май ОУУчитель-логопед24 сентября 20 мая
Проведение индиви­дуальных консуль­таций для родителей и педагогов ОУВ течение года ОУПонедельник, Четверг: 14.15 — 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога)Учитель-логопедЕженедельно (по графику работы специалиста)
Семинары-практику­мы для учителей-логопедов района: СентябрьВ течение года(согласно плану работы)«Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год»Сентябрь — слушатель23 сентября
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)Дата и место проведенияСодержаниеРоль спе­циалистаСведения о выполнении
ноябрьРайон: на базе районного психологического центра, отдела обра­зования, ПМПК и т.д.«Итоги комплек­тования школьных логопунктов, актуаль­ность логопедической работы в школе»Ноябрь — участник9 ноября
Март«Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией»Март —участник19 марта
Июнь«Итоги коррекционной работы за текущий год»Июнь — слушатель10 июня
Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУА) Октябрь — 2 класс Б) Декабрь — 1 класс ОУА) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» Б) «Твердые и мягкие согласные»Учитель-логопед2 октября 10 декабря
Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопунктОктябрь, апрель ОУПриглашаются роди­тели, чьи дети посе­щают логопедические занятия. Тема опреде­ляется логопедом по перспективному плануУчитель-логопедПервая неделя октября и последняя неделя апреля
Научно-практическая конференция «Дети и патология речи»Март. Кафедра пе­дагогического университета; областное мероприятиеВыступления специа­листов города и обла­сти, обмен опытом, знакомство с новин­ками методической литературыУчастник19 марта
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)Дата и место проведенияСодержаниеРоль спе­циалистаСведения о выполнении
Посещение курсов повышения квалификацииФевраль. Кафедра педагогич. университета. Областное мероприятиеЛекционные и практи­ческие занятия, прово­димые специалистами кафедры логопедии и ведущими специалис­тами города и областиСлушательПервая и вторая неделя февраля
Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университетаОУПроведение практических занятий в рамках педагогической практикиПервая—тре­тья неделя октября Вторая—чет­вертая неделя декабря
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенкас 1 по 15 сентября, начало января, 15—30 июня ОУСовместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сен­сорную сферу, познава­тельную сферу и мелкую моторику. Логопед иссле­дует уровень сформиро­ванности речевых навы­ков и артикуляционную моторику. Учитель на­чальных классов иссле­дует общеразвивающие навыки по программе ОУУчитель-логопедПроведено в установлен­ные сроки
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развитияСентябрь Январь Май ОУВзаимный обмен инфор­мацией, с целью уточне­ния и конкретизации за­ключения, а также для составления индивиду­альных программ развитияУчитель-логопедПроведено в установленные сроки на заседании ПМПк
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)Дата и место проведенияСодержаниеРоль спе­циалистаСведения о выполнении
Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУВ течение годаЛогопед направляет детей с целью уточ­нения заключения, для более полного обследо­вания, с целью прове­дения профилакти­ческих или коррекци­онных мероприятийУчитель-логопедНаправлены на городскую ПМПК 6 детей ОУ
Знакомство с содержанием коррекционного обученияПеред нача­лом коррек­ционной ра­боты (2 раза в год — перед каждым пери­одом коррек­ционного обучения). ОУЛогопед знакомит пси­холога и учителей на­чальных классов с нап­равлениями коррекци­онной работы на теку­щий год, с предпола­гаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требо­ваниями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми мето­дами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной кор­рекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с програм­мами обучения по русскому языку на текущий годУчастник единого коррекционного процессаПроведено: сентябрь, январь
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)Дата и место проведенияСодержаниеРоль спе­циалистаСведения о выполнении
Взаимопосещение коррекционных занятийА) Октябрь — 2 класс Б) Декабрь — 1 класс Февраль ОУУ логопеда: А) Итоговое занятие по теме: «Звонкие и глухие согласные», Б) «Твердые и мягкие согласные» У психолога: «Взаимосвязь в работе школьного психолога и логопеда» У педагогов начального звена: 1 «А», «Б» — октябрь 2 «А», «Б» — ноябрь 3 «А», «Б» — декабрьОтветстве­н­ный Участник СлушательА) 2 октября Б) 10 декабря 17 февраля 4 октября 18 ноября 15 декабря
Подготовка документации к ПМПк, направление на ПМПк и ПМПЦНа ПМПк — согласно плану работы МОУ (3 раза в год — еже­квартально). На ПМПЦ – по мере необ­ходимости. ОУЛогопед, психолог и другие педагоги ОУ совместно составляют пакет документов при необходимости пред­ставления ребенка на ПМПк и ПМПЦ (с согласия родителей). В случае необходимости смены образователь­ного маршрута, при окончании коррекцион­ного обучения и т.д.Участник единого коррекци­онного процесса (учитель-логопед)Подготовлена документация на заседания ПМПк (28 сентября, 16 января, 25 мая)
Индивидуальное консультированиеЕженедельно: понедельник, четверг: 14.15 — 15.00Индивидуальное кон­сультирование специа­листа с целью обсуж­дения методов, прие­мов коррекционной работы, обсуждениеУчитель-логопедВ рамках консультаций (по графику работы)

Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 1643 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию