Применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта

Доклад «Использование мультимедийных технологий в практике специальной школы для детей с нарушением интеллекта»

ГКС(К)ОУ РМ Инсарская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Учитель:

Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения.

Для обеспечения мотивационного компонента урока необходимо сочетание общих усилий, стимулирующих желание школьников учиться, их активность с использованием разнообразных педагогических средств, развивающих у детей интерес и умение учиться. Сегодня в педагогике вообще и в коррекционной педагогике в частности идет поиск методов и средств, активизирующих познавательный интерес обучающихся. В ситуации, когда учащихся ежедневно и ежечасно окружают телевидение, кино, красочные журналы, перед учителем встает задача вызвать интерес к учебному материалу такими средствами, которые могли бы по силе своего эмоционального воздействия сравниться со средствами массовой информации. Этот факт заставляет серьезно относиться к использованию на уроках информационных технологий, не ломая существующую систему обучения, но включая задачу усовершенствования отдельных ее звеньев.[8]

Эффект применения информационных технологий зависит в наибольшей мере от профессиональной компетенции педагога, его изучения возможностей компьютера, умения анализировать учебную деятельность детей, выявлять трудности в ее формировании, анализировать и отбирать для работы компьютерные программы, определять их место, роль, способы включения в учебный процесс, иметь ясные представления о возможном коррекционном эффекте.[5]

Общеизвестно, что преподавание географии невозможно без наглядных средств обучения, так как большинство объектов и природных явлений, изучаемых в школьном курсе, в силу их разнообразия, удаленности, больших или малых размеров, редкости не может наблюдаться учащимися в своей местности в естественных условиях. Это диктует необходимость разработки компьютерных технологий и методики их использования в процессе формирования географических знаний, уме­ний и навыков у школьников с умственной отсталостью.

Су­ществующие мультимедийные учебные ком­плексы по географии, рекомендованные Ми­нистерством образования и науки РФ в каче­стве учебных пособий для общеобразователь­ных школ, мало приемлемы для обучения де­тей с интеллектуальными нарушениями. Кар­ты, схемы, сопроводительные тексты, боль­шинство заданий и инструкций к ним не соот­ветствуют интеллектуальным и речевым воз­можностям умственно отсталых учащихся. Современный рынок электронных продуктов не располагает созданными для специальных (коррекционных) школ VIII вида компьютер­ными программами по географии. У учителей возникает необходимость в разработке отно­сительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций) и методиче­ских рекомендаций по их применению с уче­том особенностей познавательной деятельно­сти школьников с нарушением интеллекта.[1]

Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материал.

При их использовании в обучении детей с нарушением интеллекта необходимо помнить, что к компьютерной программе, как к любому наглядному средству обучения существует ряд дефектологических требований:

    эстетичность; соответствие действительности (научность); практическая нагрузка (не развлечение и не пассивное созерцание); доступность восприятия; эмоциональная положительность.

К преимуществам использования компьютеров при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью относятся:

    Индивидуализация обучения (уровень сложности изучаемого материала, количество заданий, время, отведенное на выполнение заданий, система оценки). Оперирование большими объемами информации – в одной обучающей программе представлены в виде справочного материала, проверочных, игровых и задания для самостоятельной работы. Комплексное воздействие на каналы восприятия – при восприятии материала задействованы все органы чувств. Неограниченное количество обращений к заданиям. Увеличение уровня наглядности на уроке. Повышение производительности труда учителя и учащихся.[8]

У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия – представлений. При проведении коррекционной работы надо иметь в виду, что на сохранение образа положительное влияние оказывает сочетание словесного описания и наглядных средств.

Опробовав разные варианты, я выбрала работу с мультимедиа на уроке Такая форма работы помогает мне решать следующие учебные и познавательные задачи: формировать мотивацию к предмету, активизировать детей на уроке, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета).

На мой взгляд, проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запомнить материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.

В ходе урока мультимедиа технологии я могу использовать на всех этапах учебного процесса, то есть в зависимости от целей и задач урока применяю их для изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при контроле знаний и умений.

При изучении новых тем я использую различные видеофильмы на цифровых носителях, которые ярко и наглядно показывают различные явления природы Земли, стран и регионов мира. Например, при изучении природных зон Австралии (8 класс), с помощью видеофрагмента можно ярко и наглядно показать ученикам ту или иную природную зону континента, особенности ее географического положения, растительный и животный мир. А при изучении стран мира такой видеофрагмент помогает учащимся не только получить сведения о каком-либо государстве, но и окунуться в незабываемый мир этого уголка земли, прочувствовать его особенность и колорит (например, видеофильм «Китай»). Такой эмоционально настроенный урок будет наиболее эффективным для понимания учащимися изучаемой темы. С помощью компьютерных программ я и сама могу записать и создать видеоочерк из новостей или передач телевидения, а затем адаптировать его к теме урока.

Видеофрагмент отображает ситуации, события и явления, которые недоступны пониманию детей, так как не присутствуют в их окружающем мире: землетрясение, извержение вулкана, гейзер, водопады, Северный Ледовитый океан и т. д. В процессе просмотра учащиеся знакомятся с ними, сравнивают, устанавливают существующие между ними связи и зависимости.

Просмотр вызывает множество вопросов: почему? как? и т. д. У учеников появляется желание поделиться увиденным. Это показывает, что они заинтересованы в изучении объекта и говорит об активизации познавательной деятельности. Знания подкрепляются новыми яркими образами, появляется желание получить дополнительные сведения.

Географические понятия, объекты, явления природы достаточно абстрактны, а потому не понятны и сложны для детей с нарушением интеллекта. Когда учащиеся приступают к изучению принципиально новых для них понятий, соответствующие объекты должны быть представлены в естественной, наглядно-чувственной форме. Для этого и используется видеозапись.[8]

Уроки с использованием видеофрагментов повышают познавательную деятельность школьников на основе развития критического мышления, так как несут не только информацию, наглядность, но и положительный эмоциональный настрой по изучаемой теме на уроках географии.

Кроме этого, удобно использовать графическую программу для подготовки презентаций Microsoft Power Point, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео – и звуковых записей.[7]

Мультимедийная учебная презентация в педагогике определяется как электронное учебное пособие, представляющее собой набор слайдов на определенную тему, разработанное с помощью компьютера.[1]

Презентации удобны тем, что при подготовке я отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. (презентации к урокам по темам: «Растительность тропических лесов Южной Америки» – 8 класс (Приложение), «Пушные звери» – 7 класс, «Овраг» – 6 класс, «Индия» – 9 класс и т. д.)

Это значительно облегчает подготовку к уроку, а на уроке экономит время.

Материал для презентаций я беру из энциклопедий, Интернета.

Учебная презентация может включать в себя тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерную анимацию, что способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.

Создание мультимедийной учебной презентации я начинаю с определения цели, времени и места использования данного пособия на конкретном уроке. Мной разрабатывается сценарий, структура изложения учебного материала, отбирается и обрабатывается информативный или тестовый материалы так, чтобы не допустить перегруженности, продумывается простое композиционное решение отдельных слайдов (привлекательное цветовое решение, расположение иллюстративного и текстового материалов, использование крупного шрифта), составляется и записывается дикторский текст (научный, доступный для понимания детьми с интеллектуальной недостаточностью, лаконичный и выразительный), определяется место и длительность звучания музыкального сопровождения.[2]

Демонстрация презентации позволяет мне за короткий промежуток времени передать такой объем сведений, который невозможно объяснить при словесном изложении с использованием других средств обучения. Использование крупных, красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-видеофильмов и телепередач, адаптированных с учетом познавательных особенностей умственно отсталых детей, оказывает положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых географических объектах или явлениях. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными образцами и т. п.

Частота смены слайдов презентации, то есть темп предъявления информации с экрана, устанавливается в соответствии с возможностями умственно отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, дозировано, что способствует лучшему усвоению материала.

Отмечу, что демонстрационные возможности географических карт, включенных в учебную презентацию, значительно выше, чем у традиционных – печатных. При работе со слайдом, содержащим карту, можно:

    приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения (например, чтобы рассмотреть очертания островов или материков); отдалять их (чтобы показать место конкретного материка на карте полушарий), снимать часть географических объектов или их обозначения, упрощая умственно отсталым детям зрительное восприятие карты (оставить названия только тех городов или рек, которые изучаются в данный момент); наносить необходимые надписи (например, подписать части света: Европу и Азию); совмещать ряд карт (физическую и экономическую), что позволит облегчить сравнение объектов, установление причинно-следственных связей и закономерностей.[4]

При подготовке презентации можно дополнять карту связанным с изучаемой территорией иллюстративным (например, изображения животных, растений, пейзажные иллюстрации или текстовым материалом. Сочетание карты и иллюстративного материала (например, зоогеографическая карта) увеличит эффективность презентации, даст возможностям учителям разнообразить формы работы на уроках географии.

При изучении ряда географических тем (извержение вулкана, землетрясение, полёты в космос, круговорот воды в природе, движение ветра, добыча полезных ископаемых, буря на море, теплое течение, при показе тропического леса, пустыни, для демонстрации животных в движении (птицы в полёте, добывающие пищу хищники, вскармливание детёнышей животными и пр.) в презентации следует использовать показ динамических слайдов. Можно также использовать анимационные фрагменты, демонстрирующие занятия населения: работу шахтёров, нефтяников, ловлю рыбы в море и разделку её на рыболовецких суднах, выпас овец на горных пастбищах и т. п.[6]

Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

В случае затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, способствует осуществлению учащимися самопроверки.

Поэтому на уроке для закрепления я использую тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала. Например, в презентации «Материки» для 6 класса требуется соотнести контуры материков и их названия, животный и растительный мир.

Использование электронного пособия с текстовым материалом помогает осуществлять коррекцию речи учащихся с интеллектуальными нарушениями, облегчает работу с основными географическими понятиями, которые следует выделять на слайдах цветом или увеличивать в размере. Учащиеся могут переписать слова с экрана в рабочие тетради. Усваивая и запоминая специальную терминологию, умственно отсталые школьники пополняют свой словарный запас, закрепляют навыки грамотного написания географических терминов.

Работа учащихся с мультимедийной учебной презентацией не должна ограничиваться только прослушиванием комментариев учителя и просмотром видеоряда. Деятельности детей необходимо придать активный характер. Опираясь на зрительные образы конкретных географических объектов и природных явлений, школьники под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. То есть после просмотра презентации может проводиться описание по памяти понравившихся иллюстраций, видеофрагментов, составление вопросов к отдельным материалам слайда, ответы на вопросы, поставленные перед учениками, выполнение зарисовок, заполнение таблиц и т. п.[3]

Таким образом, изложение, закрепление и повторение учебного материала можно построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности конкретной категории детей, учитывая их возрастные и типологические особенности, соблюдая принципы научности, доступности, наглядности и коррекционной направленности.

Применение мультимедиа технологий обучения является одним из путей повышения активизации познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, так как значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс, создает эмоциональное отношение к учебной информации.

Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания учебных предметов, организации и проведения внеклассных мероприятий, а также будет способствовать росту профессионализма и самообразованию учителей.

Использование мультимедиа облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным.

Список использованной литературы

Пути создания и применения мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2010. – №4. – С.36-42. , Методические рекомендации по использованию мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных (коррекционных) школах VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 4(40). – С.36-46. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 3-9. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. – 1994. – №6. – С.59-62. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. – 1998. – №2. – С.7-9. Информационные технологии в специальном образовании // Коррекционная педагогика. – 2004. – №2(4). – С.47-50. Создание электронных презентаций / , . – М.: Бином, 2004. – 340c. Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью // Сборник «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения». – Пенза, 2009. – 450с.

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

Содержимое публикации

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

В настоящее время наблюдается все большее воздействие медиа-технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор или играет в планшет или компьютер, чем читает книгу, мощный поток информации, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, меняются любимые герои и увлечения. Ранее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам – учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня, учитывая современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Итак, что же такое информационно-коммуникационные технологии в образовании. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (далее ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений.

Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что некоторые дети с задержкой психического развития, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуются нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;

обес­печение психологического комфорта на занятиях;

развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения наглядности;

совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

совершенствование познавательной деятельности, прежде всего внимания, памяти, мышления;

формирование личности ребёнка в целом;

повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в занятиях учителя-логопеда осуществляется на основе следующих принципов:

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.

Читайте также:  Автоматизация произношения звука (Р) на материале лексической темы 'Одежда'

Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– просодические компоненты речи;

– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

– лексико-грамматические средства языка;

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.

Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.

Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

знакомство детей с компьютерными программами;

преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;

формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

развитие познавательной активности.

На логопедических занятиях используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

1. Готовый продукт.

компьютерные логопедические тренажёры;

приключенческие квесты и обучающие игры;

книги, учебники и энциклопедии;

2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;

веб-страницы и веб-сайты;

подборки компьютерных тестов;

цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

Программа должна иметь указание на возраст ребенка

Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением

Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям

Программа должна быть на русском языке

Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором

Задания – интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения

Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут

Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно

Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме

Чередование разных компьютерных игр.

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей.

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа. Формирование зрительно-пространственных отношений. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

ИКТ для логопеда:

Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют:

Развивать фонематические процессы

Развивать мелкую моторику

Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи

Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления

Использование современного компьютерного оборудования

2. Интерактивные доски

4. Логотренажер Комфорт Лого

Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда

Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности

Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей

Развитие восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.

Формирование зрительно-пространственных отношений.

Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.

Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.

Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

Разделы деятельности учителя-логопеда

Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления:

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Читайте также:  Портфолио старшего воспитателя

    Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательной работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта

    Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества обучения с информатизацией образовательного процесса.

    Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

    Информационно-компьютерные технологи-это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, они способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)-совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены.

    Работая учителем-дефектологом с детьми с нарушением интеллекта, планирую и организую свою деятельность, используя новейшие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

    Как известно, на сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере коррекционно- развивающего обучения. С помощью компьютерных технологий в своей педагогической деятельности осуществляю следующие виды работы: быстрый поиск в Интернете и распечатка стимульного материала для взаимодействия с детьми, бланков различных упражнений и практических заданий; создание собственных презентаций, хранящихся на компьютере и на цифровом носителе; составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы; совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернет (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по коррекционной тематике, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах, проводимых в Интернете, общение с коллегами-дефектологами на форумах и сетевых сообществах). Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно развивать способности ребенка.

    В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек, что в свою очередь закладывает потенциально обогащенное развитие личности.

    Практика показывает, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

    Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить наглядно-образное мышление, воображение. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у детей дошкольного возраста один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи обучающего материала.

    Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

    Стараюсь вводить компьютер в коррекционно-образовательный процесс через игру. Организуя коррекционно-образовательный процесс знакомлю детей с компьютером в игровой форме. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребёнка дошкольного возраста компьютера, как игрового средства.

    В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), которые ведут к значительному повышению творческих способностей детей.

    По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

    – в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

    – позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

    – предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

    – движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

    – проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

    – предоставляет возможность индивидуализации обучения за счет разноуровнего типа заданий;

    – ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

    – эффективность обеспечивает усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;

    – увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность быстрой оценки деятельности;

    – открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска;

    – компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

    В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, а также дети с расстройством психологического развития. При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний у большинства детей наблюдаются сходные проблемы:

    – неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. отмечается недостаточность одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих;

    – сниженный запас сведений и представлений об окружающем: затруднения познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, отсутствие потребности в познании и общении;

    – различные формы речевых отклонений (задержка речевого развития, дизартрия, алалия);

    – нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем;

    – нарушение мышечного тонуса, движений (невозможность произвольных движений, наличие насильственных движений, нарушение равновесия и координации движений;

    – низкая работоспособность, замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения;

    – повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, капризность, расторможенность или заторможенность, изменчивость настроения, слабость волевых усилий и мотивации.

    При осуществлении коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств для достижение максимального результата в развитии. Использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность педагогической работы в целом. Для этого как нельзя лучше подходят информационно-компьютерные средства обучения, позволяющие воспринимать информацию на качественно новом уровне. Считаю, что использование компьютера должно органично входить в комплекс коррекционной работы, построенной с учётом структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка с нарушением интеллекта. Так, например, учебный материал подбираю разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере имеется возможность изменить меру трудности, характер задания, учитывая адекватные возможностям самого «сложного» ребенка. Делаются «видимыми» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Поэтому возможно трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения. Имеется возможность формировать у ребенка процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора. Важно методически правильно проводить обучение, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, но и сопровождал речью демонстрируемые слайды и свои действия. Индивидуальное занятие с использованием компьютера, несомненно, всячески облегчает работу учителя-дефектолога. При разумном подходе компьютеры могут служить мощным стимулом к развитию малыша и богатейшим подспорьем в обучении детей с нарушением интеллекта В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.

    В работе с детьми мною были определены следующие направления использования ИКТ, которые знакомят дошкольников с социальным миром, дают элементарные математические представления, развивают речь, и доступны для работы с детьми с нарушением интеллекта-это создание собственных мультимедийных продуктов, презентаций, использование Интернет-ресурсов, использование готовых обучающих программ и компьютерных игр. Для реализации данных направлений использую разнообразное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, планшет, принтер, магнитофон, видео- и фотокамеру.

    Мною разработана система коррекционных занятий с детьми с нарушением интеллекта с использованием ИКТ, основанная на возрастных особенностях детей и лексических темах программного содержания специального дошкольного учреждения. Непосредственно образовательная деятельность с использованием просмотра презентаций по лексическим темам позволяет превратить образовательный процесс в увлекательную игру. С помощью графического редактора на каждую лексическую тему мною созданы различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения, «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»), памяти («Чего не стало? «Что изменилось?»), наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключения, сериация и т.д.). Сюда же включены упражнения на развитие слуховой памяти, конструктивного праксиса, мелкой моторики и графо-моторных навыков, привязанных к изучаемой теме. С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны мультимедийные музыкальные физминутки. Несомненно, систематически соблюдаю элементарные санитарные нормы, касающиеся времени работы дошкольников за компьютером в соответствии с требованиями СанПиНа и использую здоровьесберегающие технологии.

    Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе позволяет использовать двуполушарный подход к обучению (когда словесные методы сочетаются со зрительными); задействовать визуальный канал восприятия информации (цветовая палитра, анимационные эффекты) и аудиальный (звуковые файлы-дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал; оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков; интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей. Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. Коррекционно-развивающую работу с использованием ИКТ строю по нескольким направлениям:

    – коррекционно-оздоровительное направление (игры на развитие общей, мелкой моторики рук);

    – занятия по социальному развитию;

    – занятия по формированию математических представлений;

    – занятия по развитию речи (работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков; формирование лексико-грамматических категорий: словообразование, словоизменение; развитие связной речи);

    – работа над развитием и коррекции познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение);

    – сенсорное развитие (цвет, форма, величина).

    Известно, что для развития у детей с нарушением интеллекта устойчивого познавательного интереса к учению, перед учителем-дефектологом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал предлагаемый детям должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие у умственно отсталых дошкольников мотивацию к учебному процессу. Все это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, развитию основных психических процессов, и повышает качество обучения. Как показывает практика использование компьютера в коррекционно-развивающей работе оказывает положительное влияние на развитие высших психических функций, влияет на эмоциональное и мотивационное развитие. Хочу подробнее остановиться на аспектах этого влияния:

    1. Занятия детей на компьютере важны не только для интеллектуального развития, но и для формирования хороших моторных навыков. В любых играх, от самых простых до сложных, дети должны уметь управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с мышью. Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости.

    2. В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети с ОВЗ, в частности дети с умственной отсталостью, обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

    3. Компьютерные упражнения и игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Это воспитывает волевые качества, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

    4.Занятия на компьютере могут стать средством адаптации ребенка в окружающем его мире.

    Компьютер как средство пассивного отображения объектов мультимедиа не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Принципиально новой для сферы коррекционного обучения является интерактивность, благодаря которой дети с ОВЗ могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности. Практика показала, что при условии систематического использования информационно-компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность коррекционно-развивающей работы значительно повышается. Об эффективности говорят следующие факторы:

    – у большинства воспитанников повысилась мотивация к работе на коррекционно-развивающих занятиях;

    – полученные детьми знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

    – у большинства воспитанников прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной деятельности детей.

    Таким образом, использование ИКТ в работе учителя-дефектолога, рассматриваю, как крайне необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам с ОВЗ, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации. Использование средств информационных технологий позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.

    Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, учителя-дефектологи, должны идти в ногу со временем, стать для «особого» ребенка проводниками в мир новых технологий.

    1. Азамова М.Н. «Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [текст] / М.Н.Азамова //Молодой ученый. – 2012.-№11, с.385-387.

    2. Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», М. 2002.

    3. Венгер А. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., 2001.

    4. Лизунова Л.Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. -Пермь, 2009. -60с.

    5. Лынская М.И. «Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ». Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).

    6. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание. 2000г., №11, с.53-57.

    7. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», 2011, №9(75), с.86-89.

    8. Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры». Дошкольное воспитание. 2000 г., №8, с. 60-68.

    9. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, ЗАО «МЦФЭР», 2012, №8, с.4-8, 19-22.

    Использование технологии БОС в работе учителя-логопеда как средство коррекции речи для обучающихся с нарушением интеллекта

    Мировое сообщество вступило в новую фазу своего развития, когда обилие достижений техники и технологий, огромный объем информации проникли во все слои жизни.

    Педагогу, как никому другому, следует идти в ногу со временем. Да и требования Профессионального стандарта педагога и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью подтверждают актуальность совершенствования профессиональной компетентности педагога, а неотъемлемым компонентом личности педагога сегодня становится умение использовать новейшие технические средства в процессе обучения ребенка.

    Читайте также:  Конспект логопедического занятия по связной речи в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня

    Инновационные технологии в работе учителя – логопеда предполагают новые подходы в устранении речевых нарушений, помогающие педагогу в работе. Одной из таких инноваций является технология БОС (биологически обратная связь) А. А. Сметанкина, которая успешно применяется в коррекционно-развивающем процессе особенно для коррекции речи при работе с учащимися с ОВЗ.

    Речь – сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы: поверхностное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры.

    По мнению Л.С. Выготского, речь немыслима без речевого дыхания[1]. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Речевое дыхание является непременной основой для экспрессивной речи. А для обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, правильное речевое дыхание обеспечивает четкое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи.

    Особый интерес для меня, как учителя – логопеда, представляет метод БОС, который предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, обучения технике чтения. Может применяться при речевых диагнозах – заикании, алалии, афазии, дисграфии, дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, нарушениях темпа речи.

    Занятия с обучающимися проводятся по индивидуальному плану с учетом сопутствующей патологии.

    Каждый сеанс метода БОС включается как часть логопедического индивидуального занятия и продолжается от 5 мин. – до 10 мин. в зависимости от речевой патологии (алалии, заикании, дизартрии и т.д.). Работа строится над постановкой диафрагмального дыхания и дыхательной аритмией сердца (ДАС), над мягкой атакой голоса. Речевой материал произносится на выдохе, на снижении частоты сердечных сокращений. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания, учащийся поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слов и целых фраз, постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи.

    В нашей коррекционной школе – интернате много обучающихся с речевыми нарушениями, вот например:

    • У обучающегося с речевым диагнозом заикание отмечается: значимая динамика самоконтроля над фиксацией процесса диафрагмального вдоха и удлиненного плавного выдоха, что позволяет формировать правильную артикуляцию и подачу голоса. Наглядность достигаемых результатов повышает у учащегося, с интеллектуальным нарушением, интерес к занятиям речью, улучшает настроение, снимает психоэмоциональное напряжение. (Срок работы с обучающимся: 20 сеансов).
    • У обучающегося с речевым диагнозом дизартрия, после нескольких сеансов работы по методике БОС наблюдалось: выработка удлиненного равномерного плавного дыхания, что улучшило произношение звуков, слогов, слов и целых фраз, постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи. (Срок работы с обучающимся: 16 сеансов)

    Вывод: технология БОС формирует правильное речевое дыхание, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, переходя к свободной спонтанной речи. Повышает интерес к занятиям и снижает нагрузку психоэмоционального напряжения. При соблюдении поэтапного процесса формирования речевого дыхания учащихся с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.

    1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т,2.- М: Педагогика,1984.
    2. Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно- методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи», 2004.
    3. Основы теории и практики логопедии.- Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968.

    Конспект комплексного занятия (развитие речи + конструирование) для детей II младшей общеобразовательной группы «Грузовик»

    МБДОУ «Детский сад № 16

    Конспект занятия

    для детей II младшей группы

    Воспитатель I квалификационной категории

    Куликова Наталья Викторовна

    Рязань 2017г.

    1.Знакомить со свойством круглых предметов.

    2.Учить ставить прилагательные в правильной грамматической форме.

    3.Демонстрировать правильные образцы речи, интонационную выразительность

    4.Упражнять детей в определении вида транспорта по назначению (грузовой и пассажирский).

    5.Упражнять в моделировании предметов(грузовой машины) из геометрических плоскостных фигур.

    6.Закрепить названия цвета(жёлтый, красный, зелёный, синий), закрепить понятие «много», и «один».

    Оборудование:

    Ширма, магнитная доска, грузовик,«чудесный мешочек» с предметами круглой формы, кольца от пирамидок для игры «Цветные автомобильчики», плоские геометрические фигуры на магнитах для образца,одноразовые бумажные тарелки с геометрическими фигурами (1 прямоугольник, 1 квадрат, 2 круга груз),

    Ход занятия:

    Воспитатель собирает ребяток вокруг себя.

    Воспитатель : Ребятки, я вам сейчас загадаю загадку, а отгадка будет нашем гостем.

    «Пьет бензин, как молоко,

    Может бегать далеко.»

    Дети: Машина.

    Воспитатель: Как называется эта машина?

    Дети: Грузовик.

    ( воспитатель, подражая звуковому сигналу вывозит на верёвочке грузовик на серединку ковра) «Едет, едет грузовик, он лениться не привык». Вот и отгадка .

    Воспитатель: Посмотрите, а грузовик нам что-то привёз (поднимает кусок ткани, которым закрыт кузов. Там лежит «чудесный мешочек» и кольца от пирамидок для п/и). Ребятки, грузовик мне сказал, что он о себе ничего не знает и хочет найти себе друзей. Поможем грузовику?

    Как вы думаете, наш грузовик – какой вид транспорта, грузовой или пассажирский?

    Дети : Грузовой.

    Воспитатель : Почему вы так думаете?

    Дети: Пассажирский транспорт перевозит пассажиров, а грузовой грузы.

    Воспитатель : Молодцы, правильно, эта машина грузовая. А какой вид пассажирского транспорта вы знаете? (автобус, троллейбус, такси, можно показать детям иллюстрации).А наша машина не перевозит пассажиров, она перевозит груз, поэтому она называется ?

    Дети: Грузовой.

    Воспитатель : Кто управляет машиной?

    Дети : Водитель, шофёр.

    Воспитатель: Да это очень важная и ответственная профессия.

    Давайтерассмотримнаш грузовик получше ирасскажем, о нём(какого размера, чтоесть, какого цвета части грузовика и их назначение)

    Дети отвечают (кузов для груза, кабина с рулём для водителя, колёса)

    Воспитатель : а почему машина может ехать?

    Дети: У неё есть колёса.

    Воспитатель: На какую геометрическую фигуру колёса похожи?

    Дети: На круг.

    Воспитатель : Молодцы! правильно сказали. Какие ещё предметы в группе похожи на круг?

    Дети называют

    Воспитатель: Что у них общего вы заметили?

    Дети: Они круглые и могут катиться

    Воспитатель : Хотите в этом убедиться?

    Воспитатель: Вот и наш груз пригодился. (берёт «чудесный мешочек»)

    Найдите в мешке предмет круглой формы, и поиграйте с ним на ковре пока звенит колокольчик.

    Дети играют сидя на ковре, разведя ноги в стороны.

    Воспитатель: На какую фигуру похожи ваши предметы?

    Дети: На круг.

    Воспитатель: Что у них общего?

    Дети: Они катятся.

    Воспитатель : Молодцы! (берёт в мешочке кубик и пытается его покатать) спрашивает, что же не так) Дети поправляют.

    Значит у всех круглых предметов есть одно свойство- они могуткатиться. Машины катятся,потому что колёса у них круглой формы.

    А теперь скажите сами, какие по форме ваши предметы. Я начну, а вы продолжите. Мяч- круглый.Яблоко круглое. Бусина круглая. Кольцо круглое. (Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, поправляет речевые ошибки)

    Воспитатель: Молодцы!

    Воспитатель : Ой, ребятки,что-то наш грузовик загрустил.Давайте сделаем ему друзей. Вы согласны?

    Воспитатель сначала вместе с детьми составляет грузовик на магнитной доске, обращая внимание на последовательность (какая часть впереди-кабина, что за кабиной-кузов, где колёса-внизу, куда положим груз?).

    Воспитатель: Чтобы наши пальчики были ловкими и послушными, сделаем гимнастику.

    Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Мальчик-пальчик», походятк столам и приступают к моделированию.

    В процессе работы воспитатель помогает детям, уточняет последовательность работы, название геометрических фигур, название частей грузовичка,цвет, хвалит детей.

    Воспитатель: С колько грузовиков к нам приехало?

    Воспитатель : Сколько друзей вы ему сделали?

    Дети: Много.

    Воспитатель : Ребятки , грузовичок стал весёлыйговорит вам спасибо за друзейи приглашает поиграть в игру «Цветные автомобильчики». Вы согласны? А грузовичок заедет в свой гараж и будет за вами наблюдать

    Правила игры: (Воспитатель раздаёт детям разноцветные рули (кольца от пирамидок – красный, жёлтый, синий, зелёный) Уточняет цвет руля (автомобильчика)Такого же цвета по углам ковра стоят гаражи (кубики, флажки, обручи и.т. п.)Дети под весёлую музыку двигаются по ковру.После окончания музыки, дети (автомобильчики) заезжают в свои гаражи. Можно менять местами кубики(гаражи).

    Воспитатель : Молодцы ребятки, все автомобильчики правильно заезжали в свои гаражи, никто не ошибся. А теперь рули погрузите в кузов грузовика. И ко мне подойдите.

    Воспитатель: Какие виды транспорта вы знаете и для чего он нам?

    Дети: Грузовой и пассажирский. Грузовой перевозит грузы, а пассажирский людей.

    Воспитатель: Что общего у предметов похожих на круг?

    Дети: Они круглые и все катятся.

    Воспитатель: Высегодня все были молодцы! Грузовик говорит вам спасибо, ведь он не только узнал о себе, но и нашёл друзей и хочет у нас ещё погостить!Вы согласны?

    Интегрированное занятия по развитию речи и конструированию в старшей группе «Путешествие в страну сказок»
    план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

    Интегрированное занятия по развитию речи и конструированию в старшей группе : «Путешествие в страну сказок»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    otkrytoe_zanyatie.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное

    дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида № 34»

    Нижнекамского муниципального района РТ.

    Интегрированное занятия по развитию речи

    и конструированию в старшей группе
    «Путешествие в страну сказок»

    Тема: «Путешествие в страну сказок»

    Интеграция ОО: Речевое, художественно-эстетическое развитие.

    Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками.

    – Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.

    – Формировать эмоциональную отзывчивость

    – Развивать воображение, память, внимание; речь детей, инициативу.

    – Активизировать в речи детей: название сказок, имена сказочных героев.

    – Воспитывать любовь и интерес к сказкам.

    Материалы и оборудование: видеопроектор, флешка с презентацией, карта пустая, записка, выставка книг по сказкам; пооперационная карта «Гусь»; квадратный лист бумаги; простой карандаш на каждого ребёнка.

    Ход занятия
    Под весёлую музыку дети входят в зал. Приветствуют гостей и встают в круг взявшись за руки.

    Мы все за руки возьмемся

    И друг другу улыбнёмся.

    Справа друг и слева друг,

    Улыбнемся всем вокруг!

    Замечательно! От ваших улыбок стало светлее.

    Ребята, вы готовы поиграть? (Да)

    Тогда я предлагаю вам удобно расположиться на стульях.

    Много сказок есть на свете

    Сказки очень любят дети.

    Все хотят в них побывать

    И конечно поиграть.

    А вы, любите сказки? (Да) Замечательно!

    Сказка – это счастье и тому, кто верит, сказка непременно отворит все двери.

    Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна Сказок.

    Воспитатель: Хотите отправиться в сказочное путешествие? Как же нам добраться в эту Страну Сказок? Предложения детей.

    Хорошо, я вас выслушала, но сегодня предлагаю добраться в эту страну по волшебной карте, где указан нам путь.

    (Воспитатель разворачивает карту, а это не карта, а пустой лист)

    Воспитатель: Что это! Посмотрите, ребята, вы что-нибудь видите, здесь же ничего нет! Диана, посмотри, ты что-нибудь видишь? Ничего не понимаю, кто это так пошутил. Как же нам быть, что делать?

    А вот какая-то записка. Сейчас узнаем, от кого она и о чём в ней говорится.

    Это я украла у вас волшебную карту, больше вы её не увидите. Есть у меня одна книга, не простая, волшебная книга Сказок, в которой находятся для вас трудные задания. Если вы выполните все задания правильно, то я вам помогу попасть в страну Сказок. Баба яга!

    – Ну что, ребята, выполним задания Бабы – Яги, не испугаемся трудностей? Тогда, вперёд! (Слайд № 2)

    – Ребята, что вы видите на экране? (Книгу). Какая книга? (Ответы детей). Много в ней страниц? (Много). Значит, заданий будет много! Готовы ли вы их выполнять? (Да). Хорошо! Отправляемся в страну Сказок!

    1 задание: “Ушки на макушке” (Слайд № 3)
    •Летела стрела и попала в болото.

    А в том болоте поймал её кто-то.

    Кто, распростившись с зеленою кожею

    Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка) – Слайд № 4

    •Нет ни речки, ни пруда.

    Где воды напиться?

    Очень вкусная вода

    В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) – Слайд №5

    •Отворили дверь козлята

    И пропали все куда-то. (Волк и козлята) – Слайд № 6

    •На окошке он студился

    Взял потом и укатился

    На съедение лисе. (Колобок) – Слайд № 7

    2 задание: «Угадай название сказки?» (Слайд № 8)

    Вам нужно посмотреть внимательно на иллюстрацию и назвать название сказки?

    Сказки просят: «Друзья, узнайте нас!»

    – «Красная Шапочка» (Слайд № 9)

    – «Два петуха» (Слайд № 10)

    – «Три Медведя» (Слайд № 11)

    3 задание: «Что напутал художник в сказке?» (Слайд № 12)

    – Старик поймал Колобка. (Слайд № 13)

    – Буратино и золотое яичко. (Слайд № 14)

    – Коза и 7 цыплят. (Слайд № 15)

    Разминка «Баба Яга» (Слайд № 16)

    (Слайд № 17) – Баба Яга

    В тёмном лесу есть избушка (шагают на месте)

    Стоит задом наперёд (поворачиваются)

    В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

    Бабушка Яга живёт (грозят другим пальцем)

    Нос крючком (показывают пальцем)

    Глаза большие (показывают)

    Словно угольки горят (покачивают головой)

    Ух, сердитая такая (бег на месте)

    Дыбом волосы стоят (руки вверх)

    Воспитатель:
    Формирование навыков посадки.
    Обратите внимание на свою посадку.
    Парта – это не кровать,
    И нельзя на ней лежать.
    Ты сиди за партой стройно
    И веди себя достойно.
    4 задание: «Сделай гуся».

    Ребята, давайте вспомним сказку ? Кто помогал Бабе Яге? Баба Яга просит нас сделать ей гусей. А из чего можно сделать гусей? Хотите научиться складывать гуся из бумаги?
    На столе у каждого из вас: подносы, на которых лежит квадратная бумага, карандаш.
    А сейчас внимательно посмотрите на порядок выполнения работы.
    Нарисовать глаза простым карандашом. Правда, дети, он хорош?
    Пальчиковая гимнастика:
    «Гуси»
    Посмотрите-ка, ребята:
    В гости к нам пришли гусята!
    Раз Гусенок озорник,
    Он по травке тык, тык, тык!
    Два! Гусенок очень смирный,
    Три! Гусенок очень мирный,
    Гусь четыре любит спать.
    Ну а пятый очень любит
    Нас за пяточки щипать!

    Самостоятельная работа детей.
    В процессе деятельности детей воспитатель поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, воспитатель оказывает помощь.
    Подведение итогов. Создание общего панно «Прилетели гуси».
    После самостоятельной работы дети рассматривают работы.
    – Кого учились складывать?
    – Какой приём использовали в работе?
    – Найдите самого веселого гусенка? Какой гусь больше всего похож на настоящего? Есть ли грустный гусь, смешной?

    -Теперь вы знаете, как делать гуся и можете научить своих мам и пап.
    (Слайд № 21) Нужно проговорить заклинание:

    Лорики, скорики, бумс!

    Дети хором повторяют заклинание.

    Слайд № 22 – волшебная книга

    Слайд № 23 – страна сказок (замок)

    Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, в какие игры вы играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания? (Ответы детей)

    Что было интересно и запомнилось больше всего? (Ответы детей)

    Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать! А за ваши старания страна Сказок дарит вам волшебный сундучок со сказками. (Слайд № 24)

    Нам сказки дарят чудо,

    А без чудес нельзя!

    Они живут повсюду,

    И нам они друзья!

    Список использованной литературы

    1. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 – №5
    2. Морозова Г.В. « Ознакомление с окружающим миром» – М.: «Гном»,2009.
    3. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» – М.: «Новая школа», 1998.
    4. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» – М.: «Планета детства», 2003.
    5. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» – М.: «ВАКО», 2005.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи с детьми первой младшей группы «Путешествие в страну сказок».

    Программное содержание: 1. Закреплять знания сказок, учить проговаривать диалоги персонажей. 2. Принимать участие в драматизации ее отрывков, способствовать формированию интонационной .

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, .

    Закрепление уменя работать в разной нетрадиционной технике рисования: тычком, тычком поролона, оттиском смятой бумаги, заканчивая изображение; располагать изображение в ограниченной плоскости, закрепл.

    Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор. .

    Цель занятия: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера, успокоение детей, обучение их приемам саморегуляции; тренировка, которая заключается в.

    Конспект итогового заняти по ФЭМП старшая группа.

    Ссылка на основную публикацию