Применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательной работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта

Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества обучения с информатизацией образовательного процесса.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

Информационно-компьютерные технологи-это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, они способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)-совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены.

Работая учителем-дефектологом с детьми с нарушением интеллекта, планирую и организую свою деятельность, используя новейшие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Как известно, на сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере коррекционно- развивающего обучения. С помощью компьютерных технологий в своей педагогической деятельности осуществляю следующие виды работы: быстрый поиск в Интернете и распечатка стимульного материала для взаимодействия с детьми, бланков различных упражнений и практических заданий; создание собственных презентаций, хранящихся на компьютере и на цифровом носителе; составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы; совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернет (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по коррекционной тематике, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах, проводимых в Интернете, общение с коллегами-дефектологами на форумах и сетевых сообществах). Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно развивать способности ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек, что в свою очередь закладывает потенциально обогащенное развитие личности.

Практика показывает, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить наглядно-образное мышление, воображение. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у детей дошкольного возраста один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи обучающего материала.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Стараюсь вводить компьютер в коррекционно-образовательный процесс через игру. Организуя коррекционно-образовательный процесс знакомлю детей с компьютером в игровой форме. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребёнка дошкольного возраста компьютера, как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), которые ведут к значительному повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

– в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

– позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

– проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

– предоставляет возможность индивидуализации обучения за счет разноуровнего типа заданий;

– ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

– эффективность обеспечивает усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;

– увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность быстрой оценки деятельности;

– открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска;

– компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, а также дети с расстройством психологического развития. При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний у большинства детей наблюдаются сходные проблемы:

– неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. отмечается недостаточность одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих;

– сниженный запас сведений и представлений об окружающем: затруднения познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, отсутствие потребности в познании и общении;

– различные формы речевых отклонений (задержка речевого развития, дизартрия, алалия);

– нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем;

– нарушение мышечного тонуса, движений (невозможность произвольных движений, наличие насильственных движений, нарушение равновесия и координации движений;

– низкая работоспособность, замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения;

– повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, капризность, расторможенность или заторможенность, изменчивость настроения, слабость волевых усилий и мотивации.

При осуществлении коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств для достижение максимального результата в развитии. Использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность педагогической работы в целом. Для этого как нельзя лучше подходят информационно-компьютерные средства обучения, позволяющие воспринимать информацию на качественно новом уровне. Считаю, что использование компьютера должно органично входить в комплекс коррекционной работы, построенной с учётом структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка с нарушением интеллекта. Так, например, учебный материал подбираю разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере имеется возможность изменить меру трудности, характер задания, учитывая адекватные возможностям самого «сложного» ребенка. Делаются «видимыми» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Поэтому возможно трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения. Имеется возможность формировать у ребенка процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора. Важно методически правильно проводить обучение, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, но и сопровождал речью демонстрируемые слайды и свои действия. Индивидуальное занятие с использованием компьютера, несомненно, всячески облегчает работу учителя-дефектолога. При разумном подходе компьютеры могут служить мощным стимулом к развитию малыша и богатейшим подспорьем в обучении детей с нарушением интеллекта В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.

В работе с детьми мною были определены следующие направления использования ИКТ, которые знакомят дошкольников с социальным миром, дают элементарные математические представления, развивают речь, и доступны для работы с детьми с нарушением интеллекта-это создание собственных мультимедийных продуктов, презентаций, использование Интернет-ресурсов, использование готовых обучающих программ и компьютерных игр. Для реализации данных направлений использую разнообразное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, планшет, принтер, магнитофон, видео- и фотокамеру.

Мною разработана система коррекционных занятий с детьми с нарушением интеллекта с использованием ИКТ, основанная на возрастных особенностях детей и лексических темах программного содержания специального дошкольного учреждения. Непосредственно образовательная деятельность с использованием просмотра презентаций по лексическим темам позволяет превратить образовательный процесс в увлекательную игру. С помощью графического редактора на каждую лексическую тему мною созданы различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения, «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»), памяти («Чего не стало? «Что изменилось?»), наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключения, сериация и т.д.). Сюда же включены упражнения на развитие слуховой памяти, конструктивного праксиса, мелкой моторики и графо-моторных навыков, привязанных к изучаемой теме. С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны мультимедийные музыкальные физминутки. Несомненно, систематически соблюдаю элементарные санитарные нормы, касающиеся времени работы дошкольников за компьютером в соответствии с требованиями СанПиНа и использую здоровьесберегающие технологии.

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе позволяет использовать двуполушарный подход к обучению (когда словесные методы сочетаются со зрительными); задействовать визуальный канал восприятия информации (цветовая палитра, анимационные эффекты) и аудиальный (звуковые файлы-дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал; оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков; интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей. Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. Коррекционно-развивающую работу с использованием ИКТ строю по нескольким направлениям:

– коррекционно-оздоровительное направление (игры на развитие общей, мелкой моторики рук);

– занятия по социальному развитию;

– занятия по формированию математических представлений;

– занятия по развитию речи (работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков; формирование лексико-грамматических категорий: словообразование, словоизменение; развитие связной речи);

– работа над развитием и коррекции познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение);

– сенсорное развитие (цвет, форма, величина).

Известно, что для развития у детей с нарушением интеллекта устойчивого познавательного интереса к учению, перед учителем-дефектологом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал предлагаемый детям должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие у умственно отсталых дошкольников мотивацию к учебному процессу. Все это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, развитию основных психических процессов, и повышает качество обучения. Как показывает практика использование компьютера в коррекционно-развивающей работе оказывает положительное влияние на развитие высших психических функций, влияет на эмоциональное и мотивационное развитие. Хочу подробнее остановиться на аспектах этого влияния:

1. Занятия детей на компьютере важны не только для интеллектуального развития, но и для формирования хороших моторных навыков. В любых играх, от самых простых до сложных, дети должны уметь управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с мышью. Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости.

2. В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети с ОВЗ, в частности дети с умственной отсталостью, обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

3. Компьютерные упражнения и игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Это воспитывает волевые качества, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

4.Занятия на компьютере могут стать средством адаптации ребенка в окружающем его мире.

Компьютер как средство пассивного отображения объектов мультимедиа не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Принципиально новой для сферы коррекционного обучения является интерактивность, благодаря которой дети с ОВЗ могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности. Практика показала, что при условии систематического использования информационно-компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность коррекционно-развивающей работы значительно повышается. Об эффективности говорят следующие факторы:

– у большинства воспитанников повысилась мотивация к работе на коррекционно-развивающих занятиях;

– полученные детьми знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

– у большинства воспитанников прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной деятельности детей.

Читайте также:  Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития

Таким образом, использование ИКТ в работе учителя-дефектолога, рассматриваю, как крайне необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам с ОВЗ, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации. Использование средств информационных технологий позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, учителя-дефектологи, должны идти в ногу со временем, стать для «особого» ребенка проводниками в мир новых технологий.

1. Азамова М.Н. «Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [текст] / М.Н.Азамова //Молодой ученый. – 2012.-№11, с.385-387.

2. Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», М. 2002.

3. Венгер А. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., 2001.

4. Лизунова Л.Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. -Пермь, 2009. -60с.

5. Лынская М.И. «Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ». Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).

6. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание. 2000г., №11, с.53-57.

7. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», 2011, №9(75), с.86-89.

8. Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры». Дошкольное воспитание. 2000 г., №8, с. 60-68.

9. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, ЗАО «МЦФЭР», 2012, №8, с.4-8, 19-22.

Применение информационных компьютерных технологий в коррекции нарушений речи младших школьников

Применение информационных компьютерных технологий в коррекции нарушений речи младших школьников

ОБОШИ «Школа-интернат №4» г.Курск

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, которые чаще применяются в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов.

Вопросы внедрения и использования информационных технологий в обучении привлекают многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования ИКТ в образовании посвящены работы М.П. Лапчика, И.В. Марусевой, Е.И. Машбица, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др.

Е.И. Машбиц выделяет следующие преимущества использования компьютера в обучении:

Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения.

Компьютер активно вовлекает обучающихся в учебно-воспитательный процесс.

Намного расширяются наборы применяемых учебных задач.

Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии своей деятельности.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе, в том числе и в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с нарушениями речи.

Использование компьютерных программ в коррекционно-развивающей работе решает несколько задач: формирование мотивации, развитие познавательной сферы, развитие зрительно-моторной координации, помощь в коррекции основного дефекта и вторичных отклонений. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.

Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. Часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений становится особенно актуальным.

Необходимость разнообразить речевую практику ребенка, у которого есть трудности речевого развития, – одна из наиболее сложных и важных задач, стоящих перед учителем – логопедом. Помочь решить эту задачу может компьютер. Для оптимизации коррекционной работы, формирования индивидуализации обучения, мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютерных, развивающих программ.
В настоящее время созданы специальные программы в помощь учителям-логопедам. За последние 20 лет в отечественной логопедической практике разработано и успешно используется несколько программ:

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь III» является разработкой известнейшей в компьютерном мире фирмы IBM. Он предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Включенные в комплект 14 модулей программы позволяют работать как с детьми, так и со взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных анимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с пациентами и способствует высокой мотивационной готовности ребенка к занятиям.

«Дельфа – 130»- предназначен для выработки и закрепления навыков правильного произношения, а также формирования речи у глухих и слабослышащих. Успеху занятий способствует зрительная обратная связь при выполнении увлекательных игровых упражнений. Тренажёр содержит следующие группы упражнений: длительность звука – закрепление навыка экономно выдыхать воздух во время речи; слитность – отработка правильного речевого дыхания для слитного произнесения слов и фраз;
слоговой ритм – отработка слитного произнесения слогов, слов и фраз;
гласные звуки – устранение гнусавости и коррекции отклонения высоты голоса; графики: речевая волна – коррекция дефектов плавности и слитности речи, в том числе при заикании; тренировка произношения нестационарных (кратких) звуков; спектр – отработка правильной артикуляции гласных и согласных звуков.

«Игры для Тигры» – предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

«Демосфен» – отличительной чертой данной программы от мировых аналогов является использование психотерапевтических принципов наряду с традиционными логопедическими приёмами (развитие плавности речи) биологической обратной связи и т.д. Тренинг интонаций находится в основе повышения речевой свободы и уверенности человека в ситуациях общения. Применение программы рекомендуется людям, которые страдают от заикания в зависимости от ситуации общения. То есть, наедине с собой у таких людей заикание, как правило, не проявляется. программа, осуществляющая коррекцию произносительной стороны речи у детей с заиканием.

«Мир за твоим окном» – первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она удостоена государственной премии в области образования. Ее авторы – сотрудники Института Коррекционной Педагогики РАО (Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина). Программа «Мир за твоим окном» посвящена теме «Времена года», которая содержится в программах начального обучения практически всех категорий детей и хорошо знакома каждому учителю. Программа состоит из пяти частей: «Времена года»; «Погода», «Одежда»; «Рассказы о временах года»; «Календарь», однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения.

Эти программы, помимо своих непосредственных задач, выполняют еще одну немаловажную функцию – создают мотивацию к посещению занятий, а это является, наверно, одной из главных составляющих залога успеха в преодолении речевых недостатков.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютера должно встраиваться в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

Использование компьютера в деятельности учителя-логопеда позволяет не только разнообразить проведение занятий, но и оптимизировать коррекционно-развивающий процесс.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 335 с.

Козина М.Е. Применение информационных технологий в организации работы учителя-логопеда на логопедических занятиях.//Школьный логопед. – 2009. – № 2.

Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений/ под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 703 с.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.

Шипилова Е.В. Использование компьютерных технологий в логопедической работе.// Школьный логопед. – 2007. – № 5.

Кукушкина, О.И. Программа «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 1996. – № 5. – С. 66–72.

Использование информационных технологий в коррекции нарушений речи у детей Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муминова Лола Рахимовна, Махкамова Умида Абдусаттаровна

В статье раскрываются вопросы применения информационной технологии в специальном образовании. Компьютерная программа эффективна при логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муминова Лола Рахимовна, Махкамова Умида Абдусаттаровна

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в коррекции нарушений речи у детей»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

1 2 Муминова Л.Р. , Махкамова У.А.

‘Муминова Лола Рахимовна – доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора;

2Махкамова Умида Абдусаттаровна – научный сотрудник, Республиканский центр социальной адаптации детей, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются вопросы применения информационной технологии в специальном образовании. Компьютерная программа эффективна при логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: дети с нарушениями речи, технология, компьютер, программа, педагогический процесс, индивидуализация, обучение, коррекция.

Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становятся одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. С появлением в США и Западной Европе первых электронно-лучевых трубок перед разработчиками средств визуализации звучащей речи открылись новые возможности. Наибольшую известность получили приборы и устройства, разработанные Г. Фантом в Стокгольме, Р. Джилком и Р. Хьюссеном в Кейптауне, X. Судзуки, Р. Кагами, Т. Тахакаси в Японии. Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Н.В. Серебрякова, Л.Р. Муминова, М.Ю. Аюпова, Х.М. Пулатова и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации школьников.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. Приоритетная задача применения новых информационных технологий в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. Целью компьютерных программ

является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы (Ю.Б. Зеленская, 2004): развивать речь; расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире; формировать звуковую культуру речи, эстетический вкус, грамматический строй речи; развивать сенсорные возможности ребенка, знаковую функцию сознания и эмоционально -волевою сферу ребенка; воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству. Приведём пример одной компьютерной программы «Игры для тигр». Данная логопедическая программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [1, а 26].

Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка и представляет собой единый программно-методический комплекс, который включает в себя компьютерную программу «Игры для тигр», методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Читайте также:  Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе - тема Профессии

1. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы //

Применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(научный руководитель – Крюковская Н.В., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат педагогических наук)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. В статье анализируется проблема влияния информационных технологий на развитие детей с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются возможности использования интернет-технологий для осуществления коррекции нарушений речи.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Роль информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерных технологий постоянно возрастает в современном обществе. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с особенностями психофизического развития [2, с. 65].

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые нарушения, и нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. На страницах специализированных педагогических изданий и сайтов все чаще поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития детей с особенностями психофизического развития, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи. Применение в коррекционно-педагогическом процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с особенностями психофизического развития, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс обучения детей школьного возраста к обучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Использование информационных технологий на уроках одна из актуальных проблем школьного образования. Использование компьютера позволит сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, что обеспечит переход на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие ее интеллектуальных и художественно-творческих способностей.

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся с тяжелыми нарушениями речи интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных технологий в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Разработкой данного вопроса занимались М. И. Лынская [1], И. А. Никольская [2], Н.В. Параманова [3], Н.П. Фролова [4] и другие.

Цель статьи – проанализировать возможности использования информационных технологий в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Современная информационная технология – технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе; высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса; широком использования пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, возможности для пользователя доступа к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ [2, с. 33].

И. А. Никольская предлагает использовать цифровые базы изображений, текстов, для обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Также в классах могут использоваться электронные тренажеры на уроках русского языка. Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи И. А. Никольская предлагает использовать программно-методический комплекс «Видимая речь». Данный комплекс предоставляет педагогу возможные пути формирования и коррекции произносительной стороны речи, а также позволяет осуществлять индивидуальный подход. Ядром данной программы является встроенное в компьютер устройство, выполняющее сложную операцию – анализ звуковой информации, поступающей через микрофон. Этот анализ заключается в том, что качество поступающего звука сравнивается с эталоном, записанным в памяти компьютера. Полученные результаты анализа компьютер преобразует в графические изображения, появляющиеся на мониторе. Ценность программы обусловливается тем, что помимо визуальной опоры в ней обеспечивается и слуховой контроль. В некоторых блоках программы слух и зрение используются одновременно, благодаря чему дети могут неоднократно прослушивать речевой материал без дополнительного оборудования. Программа содержит более десятка различных модулей, которые позволяют работать над коррекцией разных сторон речи ребенка. В данном комплексе доступна обратная связь для анализа педагога и детьми проделанной работы, звуки голоса отображаются на экране компьютера в виде графиков и в виде разнообразных коротких мультипликационных сюжетов [2, с.51].

М. И. Лынская в своих работах считает, что одним из важнейших принципов обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи является использование информационных технологий. Она предлагает использовать электронные презентации и небольшие видеофильмы для родителей в домашней работе. М. И. Лынская. пишет: «Как показывает наша экспериментально-исследовательская работа, использование электронных презентаций и небольших видеофильмов для родителей в домашней работе, является более эффективным, чем традиционные записи в индивидуальные тетради детей и даже чем беседы, не подкрепленные видеоматериалами» [1, с. 14]. Таким образом, повышается заинтересованность родителей в выполнении домашнего задания, что, в свою очередь, положительно сказывается на результате коррекционной работы, проводимой с ребенком с тяжелыми нарушениями речи. Родители, имеющие техническую возможность, также могут снимать на видеокамеру занятия с ребенком дома и впоследствии демонстрировать результат учителю-дефектологу. Так реализуется тесная взаимосвязь в комплексной координированной компенсаторной работе учителя-дефектолога и родителей ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

М. И. Лынская предлагает для закрепления различных тем коррекционных занятий, использовать компьютер: сначала ребенок знакомится с главным персонажем компьютерной программы, а в дальнейшем все задания, поощрения и порицания исходят от стороннего лица – героя программы. М. И. Лынская говорит: «В данном случае взрослый не становится объектом недовольства ребенка, в то время как на компьютерного персонажа дети, как правило, не обижаются, не спорят с ним, а, наоборот, стремятся угодить ему, т.е. начинают повторять за ним те или иные слова, выполнять его просьбы и задания» [1, с. 15]. Следовательно, использование специальных компьютерных программ и персонажей, позволяет дольше удерживать внимание ребенка, дисциплинирует его, побуждает к старательному, правильному и аккуратному выполнению заданий, которые были предложены компьютерным персонажем. Информационные технологии также могут быть использованы для развития и коррекции речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи.

М. И. Лынская предлагает использовать компьютер для развития сильного выдоха, следующим образом: логопед объясняет ребенку задание: «тебе необходимо при вдохе носом набрать как можно больше воздуха, и сильно выдохнуть через ротик, в микрофон, чтобы пламя свечки, которую ты видишь на экране, погасло». Ребенок дует в микрофон, в зависимости от силы струи выдыхаемого воздуха пламя свечи на мониторе колышется или гаснет [1, с. 16].

Одно из универсальных средств современных информационных технологий – это интерактивная доска. Интерактивная доска является одним из эффективных технических средств наглядного обучения, помогающих осуществлять взаимодействие с учащимися. Она дает возможность использовать различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические. Ее возможности позволяют воспроизводить информацию в формате, видимом всеми детьми. [3, с. 43].

Н. П. Фролова выделяет следующие положительные стороны применения интерактивной доски для учителя-дефектолога при обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи: сопровождение демонстрируемого материала пометками; подстраивание под конкретного ребенка или класс учащихся, поскольку в ее основе лежит интерес, побуждающий ребенка к действию; можно делать записи на доске «электронными маркерами», не теряя при этом контакта с учащимися и не привязываясь к своему компьютеру, т.е. работает модель «учитель-ученик»; с помощью комментариев педагога у учащихся подключается внутреннее внимание. Работать с интерактивной доской можно как с обычной доской, но при этом заполнять фрагменты изображения и делать их видимыми в нужный момент, сохранять и позже распечатывать на бумаге изображения, включая любые записи, сделанные во время занятий, не затрачивая при этом много усилий и времени, упрощая проверку усвоенного материала. Чередование заданий рефлекторно влияет на гармонизацию деятельности головного мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность, улучшается настроение учащегося, исчезает инертность [4, с.41].

Н. В. Параманова [3] выделила следующие варианты применения информационных технологий при обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроке изобразительного искусства.

  1. Урок с мультимедийной поддержкой. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление творческого поиска каждого ребенка, повышение интереса к уроку, что происходит, в первую очередь, за счет усиления наглядности. Использование наглядности актуально, так как в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Примеры тем уроков с мультимедиа: «Народный праздничный костюм», «Городецкая роспись», «Интерьер крестьянского дома», «Китай», «Древний Египет», «Древние образы в народных игрушках», «Жанры изобразительного искусства»– портрет, пейзаж, анималистический жанр и др.
  2. Использование электронных образовательных ресурсов. С учащимися с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства используются мультимедийные учебные пособия, художественные программы от компаний «Кирилл и Мефодий», «Просвещение-МЕДИА».
  3. Использование графического редактора «Paint» в качестве инструмента художественной деятельности оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету. Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени.
  4. Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием информационно-коммуникативных технологий. Сегодня представить современный урок без проектной деятельности учащихся просто невозможно. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. Возможен вариант, когда разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы.
  5. Урок с компьютерной поддержкой предполагает вариант, когда учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером; учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя и выполняют задания на бумаге. Возможны также экскурсии в сети Интернет, просмотр мультимедийных лекций.

Таким образом, в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

  1. Лынская, М. И. Информационные технологии в работе с безречевыми детьми / М. И. Лынская // Логопед. – – № 3. – C. 12–17.
  2. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И. А. Никольская. – М. : Академия, 2011. – 137 с.
  3. Парамонова, Н. В. Применение информационных и коммуникационных технологий в специальном образовании / Н. В. Парамонова // Дэфекталогія. – – № 1. – C. 3–13.
  4. Фролова, Н. П. Использование интерактивной доски на коррекционных занятиях с учащимися с ОПФР младшего школьного возраста / Н. П. Фролова // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 5. – С. 39–50.

Применение ИКТ в коррекционно-развивающем обучении школьников с нарушением интеллекта на уроках СБО

Елена Верещагина
Применение ИКТ в коррекционно-развивающем обучении школьников с нарушением интеллекта на уроках СБО

Применение информационных компьютерных технологий в коррекционно – развивающем обучении школьников с нарушением интеллекта на уроках СБО

Задача каждого современного учителя заинтересовать ребёнка в учебной деятельности.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для обучающихся,а для педагогов должны быть нормой.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках,особенно в школе 8 вида.

В школе я преподаю уроки СБО. Предмет СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. Целью всех моих уроков является формирование у каждого школьника того необходимого запаса знаний, навыков, умений, которые позволяют обучающимся уверено начать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней. Уроки СБО невозможно провести без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришел компьютер.

Уроки СБО с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождений. Наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия: зрительный; механический; слуховой; эмоциональный.

Использование Икт на уроках СБО позволяет проводить уроки:

– на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

– привлекает большое количество дидактического материала;

– повышает объем выполнения работы на уроке в 1.5 – 2 раза;

– обеспечивает высокую степень дифференциации обучения;

– дети учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны на уроках СБО. Ученики имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Читайте также:  Я и моя семья - конспект интегрированного открытого занятия

При использовании мультимедиа, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. видео роликов и видео фильмов.

Использование ИКТ на различных уроках СБО позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающихся.

На своих уроках компьютер я использую:

-при объяснении нового материала;

-при повторении пройденного материала;

-при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Но, организация учебного процесса в школе, прежде всего должна:

– способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

-успешному усвоению учебного материала;

– способствовать психическому развитию ребенка.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся.

Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье-сберегающих технологий.

– повышают качество знаний

– продвигают ребенка в общем развитии;

– помогают преодолеть трудности;

– вносят радость в жизнь ребенка.

Формирование оценочно-контрольных действий у школьников с легкой степенью УО на уроках в школе VIII вида Тема по самообразованию Корольковой Ольги Ивановны, учителя «Формирование оценочно-контрольных действий у школьников с легкой степенью.

Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с аутизмом «Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников ОВЗ (аутистами)» В последнее время количество семей, воспитывающих ребенка.

Духовно-нравственное воспитание школьников через тексты произведений о ВОВ на уроках литературы Духовно-нравственное воспитание школьников через тексты произведений о Великой Отечественной войне на уроках литературы. Как часто мы слышим.

Использование прищепок в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста Использование прищепок в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста Дети, приходящие в логопедические.

Коррекционно-развивающее занятие по сенсорному развитию для детей с нарушением интеллекта первого этапа обучения «Матрёшки» Конспект коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию для детей с нарушение интеллекта первого этапа обучения. Тема: «Матрёшки».

Коррекция и развитие психомоторики у учащихся с нарушением интеллекта ГКОУ СО «Алапаевская школа-интернат», Свердловская обл. Дамберг Лилия Сергеевна Педагог-психолог, учитель, 1 кв. кат. «Коррекция и развитие.

Общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта Изучение опыта зарубежных стран дает основания утверждать, что проблема интеллектуальных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного.

Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников в ДОУ (консультация для родителей) На сегодняшний день образовательных технологий применяемых в детских садах на территории России насчитывается более сотни. Среди них пристальное.

Применение сингапурских техник на уроках географии Пояснительная записка к методическому семинару «Применение сингапурских техник на уроке географии» Лучникова Елена Валерьевна, учитель.

Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок детей, выявление резервных возможностей их развития в рамках.

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 04.07.2014

Статья просмотрена: 1781 раз

Библиографическое описание:

Филиппова Е. Н. Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 215-217. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5988/ (дата обращения: 28.02.2020).

Одной из важнейших задач для детей с ограниченными возможностями здоровья в школьный период является овладение полноценной речью. Родной язык помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на протяжении всей его жизни.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются стойкие нарушения речи. Это выраженная недостаточность развития артикуляторной моторики, нечёткая слуховая дифференциация как гласных фонем, так и согласных, отмечаются грубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых и малознакомых слов), речь бедна интонационно, маловыразительна. Значительное недоразвитие речи на лексико-грамматическом уровне проявляется в ошибках словоизменения и словообразования, в бедности словаря. Дети с нарушением интеллекта затрудняются в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов.

Особо распространены среди учеников коррекционных школ нарушения письменной речи. По данным учёных (М. Е. Хватцев, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, О. В. Правдина и др.) процесс овладения письменной речью у учащихся с нарушением интеллекта протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями. Письменная речь у них сопровождается нарушениями зрительно-моторной координации, буквенного гнозиса, пропуском, перестановкой и заменой букв.

Нарушения письма отмечаются очень часто. С каждым годом эта тенденция растёт, что подтверждается проводимыми логопедическими обследованиями.

У воспитанников отмечаются следующие виды дисграфий:

– дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза;

Но, как правило, у детей с нарушением интеллекта отмечается смешанная форма дисграфии — несформированность не одной, а сразу нескольких операций письма.

Работа по коррекции данного недостатка речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью должна осуществляться на всех учебных предметах, но значимое место отводится логопедическим занятиям, которые в полном объёме направлены на устранение вышеперечисленных недостатков речи.

С этой целью особенно важно организовать процесс коррекции таким образом, чтобы ребёнок активно, с интересом и увлечением работал на занятиях логопеда, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь логопеду в решении данной задачи может сочетание традиционных методов обучения и использования современных информационных технологий.

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Повсеместная компьютеризация открывает новые, ещё неисследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование — логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс компьютер должен стать ядром развивающей предметной среды.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических и развивающих. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребёнка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остаётся поиск оптимальных путей коррекции недостатков письменной и устной речи с помощью компьютерных технологий.

Занятия по коррекции смешанной дисграфии с применением компьютера — это и актуально и современно, они нравятся детям, выступают в роли дополнительного стимула саморазвития, способствуют преодолению речевого дефекта, активно формируют коммуникативные особенности умственно отсталого ребёнка, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

В отечественной специальной литературе вопросами исследований, касающихся применения компьютерной техники в коррекционной работе с учащимися с ОВЗ занимаются Е. П. Синева, О. И. Кукушкина, А. Ю. Исаков и др.

Известные дефектологи, работая в коррекционных школах, подтверждают, что с каждым годом усложняется контингент учащихся с ОВЗ и требует всё больше и больше необходимости индивидуального подхода, поиска новых методик, приёмов коррекционной работы. Одной из составляющих нового подхода является применение компьютерной техники в учебном процессе.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских интерактивных игр и компьютерных программ. Нами были изучены и апробированы в коррекционном процессе следующие учебные программы: логопедический тренажёр «Дельфа — 141», «Фраза», «Букварь», «Логопедические упражнения», «Игры для Тигры» и др. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей, поскольку основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.

Одной из эффективных компьютерных программ для коррекции смешанной дисграфии является специализированная компьютерная программа «Букварь». Данная программа позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с ОВЗ (Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой и др.). Компьютерная программа «Букварь» в полном объёме учитывает особенности овладения детьми печатным текстом, создаёт условия для поиска новых выразительных средств детского творчества, перехода от идеографического к фонемному письму.

Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

Вот некоторые задания данной программы:

– определи, на что похожа буква;

– выдели цветом букву среди абстрактного рисунка;

– отгадай загадку — запиши отгадку;

– собери из букв заданное слово, фразу;

– вставь недостающую букву в слово и др.

Программа-тренажёр по русскому языку «Фраза» предназначена для коррекции дизорфографии. Известно, что дисграфия у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида сопровождается большим количеством орфографических ошибок. Это объясняется тем, что применение многих правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений. Нарушения развития речи сопровождаются с одной стороны расстройствами в овладении письменной речью, с другой — трудностями использования орфографических правил. Программа-тренажёр «Фраза» позволяет отработать навыки орфографически правильного письма.

Логопедический тренажёр «Дельфа-141» представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи. Этот тренажёр помогает решать самые разнообразные логопедические задачи: исправлять некоторые дефекты произношения, планомерно работать над письменной речью, начиная от тренировок в узнавании начертания букв до развития лексико-грамматической стороны речи. Тренажёр позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию и развитие познавательных процессов.

Логопедические занятия по исправлению смешанной дисграфии можно вести с помощью «Word» — текстового редактора. Поскольку у детей с дисграфией очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать эти навыки, занятие на компьютере частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте — поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой, речедвигательный, зрительный анализаторы. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребёнка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребёнок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для учащихся с нарушением письма.

Программа «Word» помогает логопеду в проведении диагностики, поскольку позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребёнком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов.

Память компьютера позволяет учителю-логопеду весь раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично.

Также на логопедических занятиях оправдывает себя использование проектора и средств мультимедиа, так как логопед имеет возможность показать фрагменты различных интерактивных игр для фронтальной работы, более красочно продемонстрировать объяснение темы, что делает коррекционное занятие для учащихся более интересным.

Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен лишь дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны, не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Поэтому, работа с компьютером должна планироваться как этап логопедического занятия, логично вписываться в его структуру, соответствовать теме. Целесообразно включать в одно занятие выполнение на компьютере не более двух-трёх упражнений, поскольку излишнее разнообразие в работе приводит к неадекватному эмоциональному возбуждению. Можно предложить следующую схему: одно основное упражнение, отвечающее основным целям занятия, и 1–2 упражнения, решающие вспомогательные задачи. Продолжительность этапа работы с компьютером на логопедическом занятии не более 5–10 минут

В результате логопедического сопровождения детей с ОВЗ было отмечено, что новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Использование интерактивных игр и компьютерных программ в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций. Кроме того, внедрение их в логопедическую работу позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребёнка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребёнка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

1. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: Дис…д-ра пед.наук: 13.00.03 — Москва, 2005.

2. Образование XXI век: Информационные и коммуникационные технологии — М.: Наука, 1999.

Ссылка на основную публикацию