Постановка и автоматизация звука Ш: речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики
Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.
Причины нарушения произношения звука ш
Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:
- Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
- Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
- Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
- Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
- Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
- Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.
Постановка звука ш
Постановка звука “ш”, а именно — коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.
Правильная артикуляция
Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:
- он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
- между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
- в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.
Важное условие — абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.
Артикуляционная гимнастика
Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:
- «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.
- «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.
- «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.
- «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
- “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.
- “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.
Дыхательная гимнастика
Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:
- «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.
- “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.
Автоматизация звука ш
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.
Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.
Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях
Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.
- Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.
- После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.
- Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.
- Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.
- Звук ш в словосочетаниях.
- Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.
Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.
Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках
Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.
Игры на закрепление звука
У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.
Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:
- «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.
- «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.
- «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.
Структура индивидуального логопедического занятия
- Артикуляционная гимнастика должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части — около 5 минут.
- Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
- Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
- Игры на закрепление материала.
Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.
Логопедические тетради
Дополните занятия работой в логопедических тетрадях. Используйте материал на уроках и в качестве домашних заданий. Скачайте и распечатайте задания.
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
- -формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);
- -формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- – упражнение в правильности произнесения звука Ш.
- -развитие артикуляционного аппарата;
- -развитие фонематического слуха;
- -устранение дефектного произношения звука Ш;
- -развитие грамматического строя речи;
улучшение мелкой моторики .
- -воспитание интереса к занятиям;
- – воспитание самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
- 1. Организационный момент
- 2. Артикуляционная гимнастика
Статические подготовительные упражнения для языка
Широко рот открываем,
Спинку низко опускает.
Очень он на ковш похож,
В него воду вылить можно,
Держи воду, не спеши,
Ковшик всем свой покажи.
Динамические упражнения для языка
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
На гармошке чтоб сыграть,
Нужно челюсть опускать,
Язычок не отрываем,
Очень здорово играем.
Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.
- 3. Постановка звука.
- 1-й способ: При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение “чашечка” не даётся, действует такой способ.
Нам пригодится деревянный шпатель.
Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык – блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная “чашечка”, к тому же губы “заблокированы” и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.
2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.
Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» – ля-ля-ля, «молоточек» – д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять – ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.
4. Анализ артикуляции
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта?
- (Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
- 5. Закрепление изолированного произнесения звука
Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.
6. Развитие фонематического слуха
А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его – хлопай в ладошки:
7. Домашнее задание
Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:
- – в начале слова;
- – в середине слова;
- – в конце слова.
- 8.. Итог занятия.
Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!
Конспект логопедического занятия: Постановка звука Ш
Автор: Генжемалиева Анастасия Игоревна
Организация: МБДОУ № 273
Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск
Цель: Формирование умения четкого и правильного произношения звука [Ш].
Задачи:
1. закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
2. обучать произнесению звука [ш] в слогах, в словах;
3. продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю;
4. развивать фонематический слух;
5. развивать внимание, артикуляционную подвижность, мелкую моторику.
Оборудование: бумажный зайчик, картинки (шапка, шуба, машина, бабушка, дедушка, подушка, малыш, мыши), профиль звука [ш].
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Цель: сообщить тему занятия.
-Посмотри кто к нам прискакал на занятие!?
-Когда зайчик к нам скакал по лесу, он прислушивался, а лес шумел: ш-ш-ш-(зайчик насторожился), ш-ш-ш- (трусишка испугался), но тут ветки тихо «зашептали» ш-ш-ш- и зайчишка-трусишка успокоился.
-Какие звуки в шуме леса ты слышал?
-Сегодня мы будем с тобой учиться произносить этот звук.
2. Расслабляющий массаж
Цель: снять напряжение в области лба, носа и мимических мышц.
Ручки растираем и разогреваем
и лицо теплом своим мы умываем,
грабельки сгребают все плохие мысли,
ушки растираем вверх и вниз мы быстро,
их вперед сгибаем тянем вниз за мочки,
а потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем чтобы надувались,
губки разминаем чтобы улыбались,
как утята к утке клювики потянем,
разомнем их мягко не задев ногтями.
(Движения выполняются в соответствии с текстом)
3. Дыхательная гимнастика
Цель: выработка длительной, направленной воздушной струи.
-Давай подуем теплым воздухом на ладони, погреем их.
-Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.
4. Артикуляционная гимнастика.
Цель: выработать умения удерживать язык в верхнем положении, разработка боковых краев языка.
-Все ребята по порядку утром делают зарядку, Язычок наш тоже хочет на детишек быть похожим. Решил наш Язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети тянут резиночку и Язычок тоже. – «Заборчик». Дети любят заниматься с обручами, Язычок тоже взял обруч –«Бублик» Дети отдыхают на матрасиках, и Язычок тоже- «Лопаточка». Дети прогнули свои спинки и Язычок прогнул свою. – «Чашечка». Дети стали подбрасывать сои мячики вверх и язычок тоже. – «Фокус»
5. Уточнение знаний о звуке [Ш]
Цель: уточнить артикуляционный уклад и характеристику звука [ш]
– в каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]?
-губы округлены и выдвинуты вперед
-где находится язычок?
-широкий язык поднят вверх, боковые края языка прижимаются к верхним зубам.
-Воздух встречает преграду?
Значит звук [ш] какой? согласный или гласный?
Проверяем колокольчик в горлышке звенит или нет?
-Значит звук [ш] какой?
-Он еще всегда твердый.
Чем отличается звук от буквы?
-Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем.
6. Игра «Поймай звук»
Цель: развитие фонематического слуха.
-Услышав звук [ш] хлопни в ладоши. Слушай внимательно.
Произносятся звуки: [з], [ш], [ж], [с], [ш], [ц], [ш].
7. Работа со слогами
Цель: закрепить правильное, четкое произношение слогов.
-Повтори за мной слоги: Ша-ша-ша. ша-ша-ша-ша.
8. Работа со словами.
Цель: закрепить правильное, четкое произношение слов, содержащих звук ш в начале, в середине и в конце слова.
Зайчишка принес с собой картинки. Давай их посмотрим и назовем. Ребенок произносит слова по картинкам, в названии которых есть звук ш (шапка, шуба, машина, бабушка, дедушка, подушка, малыш, мыши)
9. Определение позиции звука ш в словах.
Цель: развитие фонематического слуха.
-Давай мы с тобой посадим наши картинки в вагоны паровозика. Картинки будут ехать в тех вагонах где есть звук [ш] (в начале, в середине, в конце).
10. Подведение итогов.
-Ты сегодня хорошо выполнил все задания! Какой звук мы сегодня учились произносить?
Логопедические упражнения на звук «Ш» для ребенка
Шипящие и свистящие звуки не все малыши могут освоить сразу. С некоторыми особенностями произношения дети даже оканчивают младшую школу, а если оставить эту проблему без внимания, то дефект речи сохранится и у взрослого. Даже 1 звук, произносимый неправильно, может спровоцировать возникновение многих логопедических проблем. Поэтому постановка звука «Ш» является важной задачей.
Обследование произношения звука «Ш»
При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш». Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш».
Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.
Правила проверки в домашних условиях:
- Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
- Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.
У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.
Возможные отклонения
Во время обследования можно выявить, что звук «Ш» произносится некорректно. Несмотря на то что этот звук считается глухим, произносить его нужно четко и чисто.
- Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
- Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
- При боковом сигматизме получается «хлопок».
- Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
- При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
- Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.
Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями.
Что делать, чтобы научиться выговаривать «Ш»
Правильное произношение звука [ш] возможно в таком случае: зубы максимально сближены, резцы находятся друг над другом, а округленные губы выдвинуты вперед, язык имеет форму «ковша».
Методические рекомендации для родителей
Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».
Разминка для языка и губ
Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.
Она включает следующие упражнения:
- «Согреем ладошки».
Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки. - Непослушный язычок.
Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются. - Приклей конфетку.
Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык. - Качели.
Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов. - Лошадка.
Поцокать, как лошадь. - Блинчик.
Расслабленный язык разместить на нижней губе. - Кошечка.
Ребенку нужно дотянуться языком до носа. - Фокус.
Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.
После разминки и отработки этих упражнений можно приступать к непосредственной постановке звука.
Упражнения для основного этапа
Базовым упражнением для артикуляции «Ш» можно использовать выговаривание «Р» перед зеркалом шепотом. В это время нужно остановить вибрацию языка с помощью шпателя.
Выполнив упражнение открытым ртом, можно переходить к произнесению полученного звука, стиснув зубы. Нормального звучания «Ш» достигают, округлив губы.
В качестве базового еще используется «Т», который произносится перед зеркалом. После чего артикуляция воспроизводится полуоткрытом ртом, при этом передний край языка должен касаться не зубов, а зубных лунок. После чего произносится «Т» у лунок с придыханием.
Постановка и последующая автоматизация звука
Выполняя упражнения, вырабатывают правильную артикуляцию «Ш». Но навык — процесс механический, который требует времени для отработки и закрепления. Ребенок может научиться выговаривать «Ш» уже на первых уроках, а на последующих занятиях произношение превращается в шепелявое и свистящее.
Автоматизировать звук помогут речевые игры, скороговорки на «Ш»:
- Не найду ушки у нашей лягушки.
- Шла Маша по шоссе и сосала сушки.
Можно придумать любимой игрушке интересное прозвище с употреблением «Ш». Например, «Волчишко-хвостишко».
Помогут отработать речь детские стишки.
Можно попросить ребенка придумать уменьшительно ласкательное слово. Например: зима — зимушка, пятно — пятнышко, хозяйка — хозяюшка, дядя — дядюшка, дед — дедушка.
Почему не шипит буква «Ш»
Причины неправильного произношения могут быть следующими:
- Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
- Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
- «Сюсюканье» с ребенком. Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
- Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
- Плохо развиты память, мышление и внимание.
- Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).
Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.
Когда надо обратиться к логопеду
Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.
Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными. Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш».
Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с ОВЗ по теме: «Одежда»
Конспект открытого занятие по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с ОВЗ.
Тема: «Одежда»
- Формирование лексико-грамматического строя речи.
- Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит.
- Закреплять в речи существительное с обобщающим понятием одежда, уточнять и расширять словарь по теме.
- Совершенствовать умение образовывать формы родительного падежа имён существительных, согласовывать прилагательные с существительными.
- Развивать фонематический слух, диалогическую речь, артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное внимание, темп и ритм речи.
- Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
- Разрезные предметные картинки с изображениями одежды (штаны, рубашка, юбка, футболка, кофта, куртка). Плюшевый зайка. Дидактическое пособие «Оденем куклу». Предметные картинки с изображениями одежды (свитер, куртка, брюки, варежки, шарф).
- Разучивание упражнения «Стирка», рассматривание одежды и её деталей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед приветствует детей и раздаёт им половинки предметных картинок с изображениями одежды.
Логопед. Подойдите к столу и найдите на нём половинки своих картинок. Может сесть тот, кто составит свою картинку.
Дети находят половинки картинок, составляют их, садятся.
Логопед. А теперь расскажите, что у вас на картинках.
Сначала послушайте, как это сделаю я.
Логопед. У меня штаны. Они красивые, яркие, с цветочками.
1-й ребёнок. У меня рубашка. Она синяя, нарядная, с кармашками.
2-й ребёнок. У меня юбка. Она розовая, красивая, в горошек.
3-й ребёнок. У меня футболка. Она розовая, красивая, с цветочками.
4-й ребёнок. У меня кофта. Она синяя, яркая, в полоску.
5-й ребёнок. У меня куртка. Она розовая, тёплая, с капюшоном.
А как мы назовём всё это, одним словом?
Логопед. Молодцы! Вы правильно сложили картинки и хорошо рассказали об одежде, нарисованной на них.
Логопед. А теперь, ребята, отгадайте загадку.
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.
Логопед. Правильно. Молодцы! Сегодня к нам в гости пришёл Зайка. Давайте ребята с ним поздороваемся.
Дети. Здравствуй, Зайка!
Мишка. Здравствуйте, ребята (грустно).
Логопед. Зайка, ты какой-то грустный? У тебя что-то случилось?
Шёл я дети к вам из леса
Зацепился за сучок
И порвал свою одежду
Вырвал от неё клочок.
Помогите мне, ребята,
Починить одежду надо.
2. Логопед. Постараемся тебе помочь, Зайка. Но сначала давайте посмотрим, какие детали одежды нужно пришить. Без чего куртка?
Дети. Куртка без рукава.
Логопед. Без чего кофта?
Дети. Кофта без пуговиц.
Логопед. Без чего брюки?
Дети. Брюки без карманов.
Логопед. Без чего рубашка?
Дети. Рубашка без воротника.
3. Логопед. А теперь включим наши швейные машинки.
Упражнения для жевательно — артикуляционных мышц
Стучит швейная машинка.
Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, бы-ба-бы-ба». При этом постукивая указательным пальцем по столу.
Логопед. А теперь пришьём пуговицы.
Упражнения для губ
Большие пуговицы и маленькие пуговки.
Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
Застёгивание и расстёгивание молнии.
Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнуть молнию).
Логопед. А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.
Логопед показывает детям одежду с «пришитыми» деталями.
Мишка. Спасибо! Какие вы все молодцы!
Я люблю ваш детский сад.
В нём много хороших ребят.
А вы меня с собой на прогулку возьмёте?
Дети. Да. Возьмём!
4. Логопед. Ребята, а что нужно надеть на Зайку, чтобы он отправился на прогулку? Подумайте, какая одежда нужна для прогулки осенью?
Дети. Осенью нужна куртка.
Осенью нужен свитер и т. д.
Логопед. А теперь Зайка покажи нам, какую одежду приготовил ты.
Зайка достаёт ботинки, грязную куртку, грязный свитер, варежки, брюки, шарф.
Логопед. Ребята, посмотрите – это всё одежда? Какая картинка лишняя?
Логопед. Правильно. Ботинки – это обувь.
Логопед. Зайка, а что с твоей одеждой она вся грязная?
У меня опять неудача
Я в краску влез с утра.
И курточка, и свитер!
Вы только посмотрите, –
В таком ужасном виде
Я не смогу гулять.
Логопед. Не переживай Зайка, мы тебе поможем.
Ребята, а что делают с грязной одеждой?
Логопед. Давайте поможем Зайке постирать его одежду.
Воду в тазик мы налили
И одежду намочили.
Мылом мылили, стирали,
Хорошенько полоскали.
А теперь всё отожмём,
Хорошенечко встряхнём,
Развесим на верёвку,
Прищепкой щёлкнем ловко.
Дети имитирую движения в соответствие с текстом.
Мишка. Спасибо, ребята. Выручили!
Логопед. Молодцы! Постарались, помогли Зайке привести в порядок одежду! Скажите теперь про одежду, какая она?
5. Игра «Чего не стало?».
Логопед ставит на наборное полотно картинки, которые были в предыдущей игре
Логопед. Давайте ещё раз посмотрим, что мы постирали?
Дети. Куртку, шарф, брюки, варежки, свитер.
Логопед. А теперь наступила ночь (дети закрывают глаза), подул сильный ветер и унёс одежду. Откройте глазки. Посмотрите, чего не стало?
Дети. Не стало куртки.
Игра повторяется несколько раз.
6. Окончание занятия. (Оценка работы детей)
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось.
Мишка. Много дел мы сегодня с вами переделали.
Логопед. Давайте вспомним, что мы сегодня делали.
1-й ребёнок. Мы сегодня помогали зайке.
2-й ребёнок. Мы сегодня зашивали одежду.
3-й ребёнок. Мы сегодня стирали одежду.
4-й ребёнок. Мы сегодня ловили одежду.
Логопед. А теперь проводите зайку в нашу группу и познакомьте его с другими ребятами.
Конспект занятия «Одежда» в старшей логопедической группе
Наталья Галайда
Конспект занятия «Одежда» в старшей логопедической группе
Тема: «Одежда»
старшая группа (логопедическая)
Расширить и активизировать словарь по теме.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе, числительные с существительными.
Учить образовывать слова – признаки от словосочетания;
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом.
А сейчас поприветствуем друг друга. Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
Обращает внимание на воздушный шарик, к которому прикреплен конверт с заданием.
Воспитатель раздаёт детям половинки предметных картинок с изображениями одежды.
Воспитатель: Подойдите к столу и найдите на нём половинки своих картинок. Может сесть тот, кто составит свою картинку.
Упражнение «Найди половинку»
Дети находят половинки картинок, составляют их, садятся.
Воспитатель: а теперь расскажите, что у вас на картинках. Сначала послушайте, как это сделаю я.
Воспитатель: У меня штаны. Они красивые, яркие, с цветочками.
1-й ребёнок. У меня рубашка. Она зеленая, нарядная, с кармашками.
2-й ребёнок. У меня юбка. Она красная, красивая, в горошек
3-й ребёнок. У меня футболка. Она желтая, красивая, с цветочками.
4-й ребёнок. У меня кофта. Она синяя, яркая, в полоску.
5-й ребёнок. У меня куртка. Она белая, тёплая, с капюшоном.
А как мы назовём всё это, одним словом? Дети. Одежда.
Сегодня мы с вами поговорим об одежде.
Беседа об истории появления одежды.
Одежду придумали люди в давние-давние времена. Когда нас с вами ещё и на свете не было. Как вы думаете, из чего делали одежду в те времена? Правильно. Её делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно люди научились делать ткани из хлопка, шерсти, шелка. Хлопок получают из растений.
Упражнение «Летний ветер»
Сегодня на занятие я принесла хлопок. Он вырос в далекой теплой стране Индии. Там часто дует теплый летний ветер. Давайте положим по кусочку хлопка на ладошку и подуем на него так, как дует ветер. Упражнение проводится 3-5 раз. воспитатель следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи и не надували щеки.
Шерсть получают от домашних животных, а шелк добывают из тутового шелкопряда.
Одежда стала меняться, стала такой яркой и красивой как у нас с вами.
Одежду шьют на специальных фабриках. Туда привозят ткани, из которых швеи шьют по выкройкам. Готовую одежду везут в магазины, и там мы с вами её покупаем.
Игра «Магазин» (игра с перчаткой) у кого она в руках, тот отвечает на вопрос.
Посмотрите на картинки. Скажите, из чего шьют одежду?
Перчатки из кожи, какие? Кожаные.
Шуба из меха, какая? Меховая.
Шапка из шерсти, какая? Шерстяная.
Блузка из шелка, какая? Шелковая.
Футболка из трикотажа, какая? Трикотажная.
Майка из хлопка, какая? Хлопковая.
Платье из бархата – бархатное.
Куртка из джинсовой ткани – джинсовая.
Дубленка из замши – замшевая.
Пальто из драпа – драповое.
Здравствуйте ребята, я шел к вам в гости и очень сильно замерз.
Это потому что ты одет не по сезону. Давайте ребята расскажем Пятачку, как правильно подбирать одежду в разное время года.
Упражнение «Времена года»
(усвоение глагола – надеть).
Я надену осенью куртку, брюки и т. д.
Я надену весной ….
Пятачок, а почему у тебя порвана одежда?
Пятачок: Я шел к вам в гости
Шёл я дети к вам через лес
Зацепился за сучок
И порвал свою одежду
Вырвал от неё клочок.
Помогите мне, ребята,
Починить одежду надо.
Воспитатель: А теперь включим наши швейные машинки.
Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Баба-ба-ба ба, бы-бы-бы-бы-бы, бы-ба-бы-ба». При этом постукивая указательным пальцем по столу.
Воспитатель: а теперь пришьём пуговицы.
Упражнения для губ: «Большие пуговицы и маленькие пуговки». Максимально округлить губы (большая пуговица, вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
«Застёгивание и расстёгивание молнии» Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнуть молнию).
Пятачок: Спасибо! Какие вы все молодцы!
Физминутка «Портной»
Вот портной наш шить устал,
Из-за стола он быстро встал.
Расправил плечи, потянулся,
Потом он низенько нагнулся.
Затем на цыпочки поднялся.
Поприседал, потом размялся,
К работе можно приступать.
Теперь нам долго не устать.
Воспитатель: Пятачок, а что с твоей одеждой она вся грязная?
Пятачок: У меня опять неудача я в краску влез с утра. Вы только посмотрите, – В таком ужасном виде я не смогу гулять.
Воспитатель: Не переживай, мы тебе поможем. Ребята, а что делают с грязной одеждой?
Воспитатель: Давайте поможем Пятачку постирать его одежду.
1,2,3,4,5 – будем мы вещи стирать
Платье, брюки и носочки
Юбку, кофточку, платочки,
Шарф и шапку не забудем,
Их стирать мы тоже будем!
Спасибо, ребята. Выручили!
Воспитатель: Молодцы! Постарались, помогли Пятачку привести в порядок одежду! Скажите теперь про одежду, какая она? Дети. Чистая.
Воспитатель: а была? Дети. Грязная.
Пятачок: У нас в сказочной стране очень много друзей, нужно много одежды.
Физминутка «Портной»
Вот портной наш шить устал,
Из-за стола он быстро встал.
Расправил плечи, потянулся,
Потом он низенько нагнулся.
Затем на цыпочки поднялся.
Поприседал, потом размялся,
К работе можно приступать.
Теперь нам долго не устать.
Упражнение «Посчитай»
Я буду показывать картинки,а вы будете считать:
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки, три куртки, четыре куртки, пять курок и т. д.
Игра «Прохлопай слова»
Вспомните, пожалуйста, что слова делятся на части. Мы с вами их разделим с помощью хлопков. Сколько частей.
Сколько раз хлопнем в ладоши – столько в слове и слогов.
рубашка ботинки пальто
носки платье сапоги
шапка юбка туфли
На прощанье друзья решили загадать загадки:
Дидактическая игра: «Узнай по описанию»
Загадки про одежду.
Красивое, длинное, вечернее, бархатное (платье)
Теплая, меховая, пушистая, длинная (шуба)
Вязаная, зимняя, теплая, пушистая, мягкая (шапка)
Теплый, пушистый, длинный, вязаный, шерстяной, мягкий (шарф)
Летняя, льняная, легкая, мужская, разноцветная (рубашка)
Итог занятия.
Воспитатель: предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось.
Кто приходил в гости?
Назовите предметы одежды по сезонам?
Что с одеждой можно делать?
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Насекомые» Программное содержание. Продолжать закреплять знания детей цифр от 1 до 10; соотносить количество предметов с цифрой. Уточнять и дополнять.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Одежда» МБДОУ «Детский сад №5 «Сказка»» г. Медногорска Составитель: Шабалина Татьяна Ильинична, воспитатель высшей квалификационной категории Конспект.
Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Фрукты и сад» Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе по теме: «Фрукты и сад».[/b] Цель: – Активизация и расширение словаря по.
Конспект занятия «Весеннее приключение» в старшей логопедической группе Конспект НОД по образовательным областям «Речевое развитие» Составила: учитель-логопед Емельянова С. Б Возрастная группа: старшая логопедическая.
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Опыты с почвой» Конспект занятия «Опыты с почвой» Цель: формировать у детей представления о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи.
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Продукты питания» Конспект занятия в старшей логопедической группе “Продукты питания” Цели занятия: Образовательные: • Расширить представление о продуктах.
Конспект занятия «Математический конкурс КВН» в старшей логопедической группе Цель: проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Задачи: Закреплять представления детей о последовательности.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Одежда. Головные уборы» Цели: 1) Продолжать расширять словарный запас по теме «Одежда. Головные уборы» и закреплять знания по теме. 2)Создать благоприятную обстановку.
Занятие «Одежда, обувь, головные уборы» в логопедической группе Занятие в логопедической группе «Одежда, обувь, головные уборы» Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Одежда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Одежда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe_na_temu.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Одежда»
Цель – формирование представлений об одежде, её назначении.
Расширить и активизировать словарь по теме.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, подбирать антонимы.
Учить составлять распространенные предложения.
Развитие зрительного внимания и восприятия, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением одежды, мяч, разрезные картинки с изображением одежды.
- Организационный момент.
- Основная часть.
- Беседа об одежде.
Логопед: Ребята, как вы думаете, откуда берется одежда? Как одежда попадает в магазин? Откуда ее берут? Вся одежда, которую мы с вами носим каждый день, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике. Люди этих профессий портной и швея. Одежду шьют из разных тканей: из меха, драпа, льна, хлопка.
Логопед: Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.
– Где продают одежду?
– Кто работает в магазине?
– Где шьют одежду?
– Что делают в магазине?
– Кто покупает одежду?
– Какая одежда бывает?
- Игра «Скажи правильно»
Логопед: Как вы думаете, в какое время года носят шубу, штаны, свитер?
Логопед: Как можно назвать одежду, которую носят зимой?
Логопед: В какое время года можно носить куртку, рубашку, кофту?
Дети: Осенью, весной.
Логопед: Если одежду носят осенью, то она называется.
Дети: Осенняя одежда.
Логопед: Когда, в какое время можно носить сарафан, шорты, майку?
Логопед: Если одежду носят летом то она…
Жили-были в домике
Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали гномики стирать:
Микки умница был,
Всем водичку носил.
(Сжимают и разжимают кулачки)
(Загибают пальчики, начиная с большого)
(Разгибают пальчики, начиная с мизинца)
(Трут кулачки друг о друга)
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Логопед: Ребята, сейчас я буду называть слова, а вы скажете наоборот.
Воду в тазик мы налили
И одежду намочили.
Мылом мылили, стирали,
А теперь всё отожмём,
Развесим на верёвку,
Прищепкой щёлкнем ловко.
Дети имитирую движения в соответствие с текстом.
Логопед: Молодцы, теперь посмотрите на картинки. Скажите, из чего шьют одежду?
Шуба из меха, какая? Меховая.
Свитер из шерсти, какой? Шерстяной.
Блузка из шелка, какая? Шелковая.
Футболка из трикотажа, какая? Трикотажная.
Майка из хлопка, какая? Хлопковая.
- Складывание разрезных картинок.
У каждого ребенка конверт с разрезанной одеждой на 4,6,8 частей. Проверка.
Логопед: Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? Где шьют одежду? Какая ваша любимая одежда?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно.
Предлагаю вашему вниманию конспект проведенного мною занятия в старшей логопедической группе.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.Лексическая тема: «Осень. Деревья.».
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.Лексическая тема: «Осень. Деревья.».
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Лексическая тема «Новый год». Звуки к, кь. Автоматизация звука ш. Коррекционно-образовательные цели. Закрепление .
Закрепление правильного произношения и различения звуков [р] [р’] в словах.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зима. Праздник Новый год».