Автоматизация произношения звука (Р) на материале лексической темы ‘Одежда’

Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука [р] на материале лексической темы “Одежда”
план-конспект занятия по логопедии на тему

Автоматизция звука [р] на материале лексической темы “Одежда”. Индивидуальная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
r_odezhda.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях

Цель : формировать правильное произношение звука [р]

  • уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [р];
  • учить правильно произносить звук [р] в словах, слогах и предложениях;
  • закреплять обобщающее понятие «одежда»;
  • закреплять умение изменять имена существительные по падежам;
  • учить образовывать формы имён существительных множественного числа;
  • упражнять в согласовании имён прилагательных и имён существительных;
  • развивать артикуляторную моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать внимание, воображение, память, логическое мышление, связную речь;
  • развивать зрительный гнозис;
  • воспитывать бережное отношение к предметам гардероба.

Оборудование : предметные картинки с изображением одежды, мяч, черно-белые картинки, цветовые карточки.

1. Организационное начало занятия.

– Мы сегодня будем учиться правильно произносить звук [р].

2. Артикуляционная гимнастика

  • Улыбка-трубочка
  • Иголочка-лопаточка
  • Маляр
  • Грибок
  • Чашечка
  • Гармошка
  • Лошадка

3. Автоматизация изолированного звука [р]

– Как заводится моторчик?

(Далее уточняется, какой это звук: согласный, твердый. Можно спросить, как он правильно произносится. )

4. Автоматизация звука в прямых и обратных слогах

– Я буду произносить слоги, а ты повторяй за мной.

ра – ро – ру – ры
ар – ор – ур – ыр

5. Автоматизация в словах

(Логопед выкладывает на стол картинки: рубашка, сарафан, шарф, перчатки )

– Как можно назвать одним словом?

Игра «Один – много» (с мячом)

– Я буду называть один предмет, а ты много.

6. Упражнение на развитие мелкой моторики

(Ребёнку дают контурный рисунок платья без некоторых деталей: кармана, рукава, воротника)

– Обведи платье по контуру и дорисуй недостающие детали.

– Назови, чего нет у платья?

7. Согласование прилагательных с существительными

– Что нарисовано на картинке?

(шарф, перчатки, рубашка)

– Смотри, художник не раскрасил одежду. Давай придумаем, каким цветом можно раскрасить одежду, но так, чтобы в названии цвета был звук [р].

(красный, розовый, оранжевый, чёрный, бордовый)

– Если мы раскрасим перчатки в красный цвет, какие будут перчатки?

(красные перчатки) и т. д.

8. Автоматизация звука [р] в предложениях

– Расставь правильно слова в предложении.

Рая, сарафан, выкроила, ткани, из, красивой.

Тазу, перчатки, Егор, и, шарф, стирал, в.

Оторвал, шортах, на, Рома, карман, красных.

Воротник, рукава, Кира, у, отпорола, рубашки, и.

– Какие маленькие слова есть в предложении?

9. Подведение итогов занятия

– Чему ты сегодня учился на занятиях?

– Что было сложно?

– Какое задание больше понравилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: “Автоматизация звуков в словах и фразах” Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки “Золушка” . Подразумевает использование компьютера.

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж.

Цель: автоматизация звука [С], активизация словаря по теме.

Конспект по автоматизации звука Р.

План-конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения на материале лексической темы.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах» (начинающихся на слог ло – и слог лу-) Тема: «Учим Лего- человечков звуку.

Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Тема: “Вышел тигр погулять” (на материале лексической темы “Профессии”)

Разделы: Логопедия

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука Р в словах и предложениях;
  • учить образовывать качественные прилагательные;
  • обучать правильному грамматическому оформлению распространенных предложений.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух; зрительную, слуховую память и внимание;
  • развивать мелкую моторики рук, четкую артикуляцию и дикцию.
  • закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:

  • компьютер, конверты с набором загадок, набор предметных картинок на тему “профессии”, игрушечная кухня с набором различных круп, набор кубиков с изображением людей различных профессий, игрушечный поезд, игрушка-перчатка тигренок, диск “игры для Тигры”, аудиозапись песни Г.Гладкова “Вышел тигр погулять”.

1. К нам на занятие пришел необычный гость. Отгадай загадку, чтобы узнать, кто это.

Загадка:

Из кошачьих зверь зубатый,
Как в тельняшке, полосатый.
С этим юнгой не до игр!
Это крупный хищник . (тигр).
(Т. Маршалова)

Послушай, какая история с ним приключилась.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре, пять.
Он по улице идет,
Ни к кому не пристает,
Но от тигра почему-то,
Разбегается народ.
Кто на дерево забрался,
Кто укрылся за ларек,
Кто на крыше оказался,
Кто забился в водосток.
А на елке, как игрушки,
Разместились две старушки.
Опустел весь город мигом –
Ведь опасны шутки с тигром.
Видит тигр – город пуст:
“Дай-ка, – думает, – вернусь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей!”

Вопросы по тексту песни:

– Что случилось с тигром?

– Почему все разбежались?

– Куда хочет вернуться тигр?

– Как рычит тигр? – (рррр. )

Наш тигренок потерялся и случайно забрел в наш детский сад.

Нужно помочь тигренку вернуться обратно в зоопарк.

2.Пришел тигр в детский сад, а здесь ремонт. Кто обычно делает ремонт? (строители, каменщики, маляры, штукатуры, эл ектрики).

Массаж рук “Строим дом”.

Целый день тук да тук

Раздается звонкий стук.

Строим домик для зайчат.

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем,

Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.

Похлопыванье ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.

Похлопыванье по правой руке.

Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.

Поколачивание левым кулачком по правой руке от кисти к плечу.

Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.

Растирание левым кулачком правой руки круговыми движениями.

Быстро пробежаться пальчиками правой руки по левой руке от кисти к плечу.

Быстро пробежаться пальчиками левой руки по правой руке от кисти к плечу.

Погладить ладонью правую руку от кисти к плечу.

Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.

Скользящие хлопки ладоней друг о друга.

3.Артикуляционная гимнастика.

  • “Молоточек”
  • “Окошко”
  • “Маляр”
  • “Красим окна”
  • “Покрасим стены”
  • “Труба”
  • “Вымыли полы”
  • “Шторы”

А теперь повторим наши волшебные слова:

“Говорим спокойно, внятно, чтобы было всем понятно”.

4.Упражнение “Сочини чистоговорку” со словом маляр (предложно-падежное управление)

  • Ляр –ляр -ляр, стены красит нам .
  • Ра –ра –ра -, пригласили .
  • Ру- ру –ру, кисть дадим мы.
  • Ляр –ляр –ляр, закз выполнил.
  • Ром –ром- ром, все довольны .
  • Ре- ре- ре, говорим о .
  • 5. Когда ремонт в детском саду закончился, сюда пришли другие специалисты. Людей каких профессий тигренок здесь встретил?

    Загадки. К кому заглянул наш тигр?

    – Кто в дни болезней всех полезней
    И лечит нас от всех болезней? (врач)

    – Скажи нам: кто так вкусно
    Готовит щи с капустой,
    Пахучие котлеты,
    Салаты, винегреты,
    Все завтраки, обеды? (повар)

    Ребенок выкладывает изображение повара из кубиков.

    6.“Сварим кашу” (образование качественных прилагательных)

    Ребенок подходит к игрушечной кухне, где в баночках стоят разные крупы. Рассматривая крупу, ребенок называет кашу, которую из нее можно сварить. (Гречка – гречневую, рис – рисовую, ячмень – перловую, просо – пшенную, “геркулес”- овсяную, манка – манную).

    А еще наш повар готовит вкусную выпечку.

    7. Пальчиковая гимнастика. “Пекарь”

    • Пекарь, пекарь
    • Из муки
    • Испеки нам колобки,
    • Да сушки – Ванюшке,
    • Да баранки – Танюшке,
    • Да бублики – Гришке,
    • Да крендель – Маришке.

    8. Загадки о профессиях:

    В сентябре и в январе
    Он хозяин во дворе.
    Листья осенью сгребает,
    Снег зимою убирает,
    Быстро снег сгребет лопатой
    И каток зальет ребятам.
    Всех быстрей и всех проворней
    Двор наш убирает . (дворник).

    – Кто с улыбкой нас встречает.
    На вопросы отвечает,
    Учит нас считать, лепить
    И поделки мастерить?
    Нам друзья, приятели
    Наши. (воспитатели).

    Воспитатели нам с тигром придумали необычное задание.

    Выполнение задания с использованием ИКТ (“Игры для Тигры”) в разделе “Профессии”.

    Тигру очень понравилось у нас в детском саду, но ему пора собираться домой, в зоопарк. На чем он поедет?

    – Железные избушки
    Прицеплены друг к дружке.
    Она из них с трубой,
    Везет всех за собой. (Поезд)

    Кто поведет поезд? (машинист)

    Тигр решил показать зоопарк специалистам, о которых мы сегодня говорили. Нужно посадить людей в вагоны: в 1-й – людей, в названии профессии которых 1 слог, во 2-й – 2 слога, в 3-й – 3 и больше слогов (врач, повар, дворник, воспитатель, строитель, маляр, машинист).

    Помогли мы Тигру вернуться в зоопарк? Помогая сегодня ему, какие звуки мы старались правильно произносить в словах и предложениях?

    Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт»

    надежда гурина
    Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт»

    Цели занятия:

    1. Расширять знания и представления ребенка по теме «Транспорт».

    2. Продолжать автоматизировать звук «р» в словах, словосочетаниях и предложениях.

    -воспитывать интерес к занятиям; воспитывать самостоятельность;

    -воспитывать умение работать в сотрудничестве;

    автоматизировать звук IР I в предложениях;

    -формировать навыки определения позиции звука в слове;

    -развивать лексико-грамматический строй речи;

    – пополнять словарный запас и развивать связную речь;

    -развивать слуховое восприятие и фонематический слух;

    -развивать мелкую моторику кистей рук и общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

    -развивать память, мышление, внимание, зрительное восприятие;

    -Формировать у ребенка представление о различных видах транспорта;

    -учить ребенка согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;

    -развивать умение ребенка правильно определять место звука в слове;

    -соблюдать правильную посадку ребенка;

    -способствовать созданию благоприятного психологического климата;

    -соблюдать режим охраны зрения;

    -чередовать статические и динамические задания;

    Предметные картинки транспорта, «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками,зеркало, пособия для артикуляционной и дыхательной гимнастики, «Слоговой поезд», набор прищепок, картинки к игре «Без чего?», карта для путешествия, набор букв, магнитная доска, ноутбук, презентация «Транспорт».

    Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Мотор»

    Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Полёт комара».

    Дыхательная гимнастика. «Задуй машину в гараж»

    Слоговой анализ слов. «Путешествие насекомых на поезде»

    Послушай и определи транспорт, который издаёт эти звуки.

    Вспомни названия транспорта, назови их каждой прищепке и собери солнышко.

    Согласование числительных и существительных.

    Отработка падежных конструкций. «Без чего?»

    айди недостающие детали.

    «Путешествие по карте» Образование глаголов с приставкой про- .

    Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые» Индивидуальное логопедическое занятие по лексической теме «Насекомые», автоматизация звука IРI. Задачи: Образовательные: – закреплять.

    Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепление правильного произношения звука [Р. ] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках. Коррекционно-образовательные задачи:.

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] «Как научить лягушку Кваку рычать?» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Как научить лягушку Кваку рычать. ?» Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах. Задачи:.

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и в связном тексте Цель: автоматизация звука Р в словах и в тексте. Задачи: Коррекционно- образовательные: 1. Закреплять правильное.

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ч]. Тема: «На Чудо-острове…» Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ч]. Тема: «На Чудо-острове…» Цель: автоматизация звука [ч] в слогах,.

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: автоматизация звука р в слогах и словах, чтение слогов и слов со звуком р Задачи: 1) коррекционно-образовательные Уточнение и совершенствование.

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] с использованием лэпбука Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р». Задачи Коррекционно-образовательные -Закреплять понятия о звуке.

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах. Учитель-логопед Антюхова Юлия Александровна Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах. Цель:.

    Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на основе лексической темы «Космос» Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на основе лексической темы «Космос» Учитель – логопед Никулина Э. М. Задачи: Коррекционно.

    Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на тему: «Транспорт»

    Рубцова Наталья Александровна

    Цель — автоматизация произношения звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».

    Задачи

    Коррекционно-образовательные:

    1. Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».
    2. Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах словах, в предложениях.
    3. Совершенствовать лексико — грамматический строй речи: упражнять в употреблении предлогов в речи.
    4. Упражнять в составлении простых распространенных предложений.

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развивать слуховое восприятие, ориентацию в пространстве, мышление.
    2. Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата.
    3. Учить координировать речь с движениями.

    Коррекционно-воспитательные:

    1. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.
    2. Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.

    Коррекционно-оздоровительные:

    1. Развивать двигательную активность.

    Ход занятия

    1. Вступительная беседа.

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Скажите, а на чем можно ехать, плыть, лететь? (Самолет, вертолет, катер, корабль, поезд, машина, велосипед).

    Как называют все это одним словом ? (Транспорт).

    2. Артикуляционная гимнастика.

    3. Уточнение артикуляции звука, зрительное восприятие буквы.

    Мы отправляемся в гараж. Здесь много разных машин. А вот грузовик готовится к отправке. Помогите нагрузить его. Нужно положить в машину шарики на которых изображена буква Р.

    Теперь грузовик отправляется. Расскажите, как правильно произнести звук [Р].

    Выполняют упражнение «Заведи мотор».

    4. Работа над слогами.

    Грузовик едет по дорожке. На дорожке изображены квадраты зеленого и желтого цветов. Когда грузовик на зеленом цвете, нужно произнести слог «бра», на желтом цвете – «бры».

    5. Работа над произношением звука [Р] в словах.

    • Грузовик доставил свой груз и нужно погрузить в него картинки, в названиях которых вы слышите звук [Р].

    Картинки: грузовик, ракета, трактор, машина, трамвай, велосипед, троллейбус, автобус, поезд, метро, паровоз, пароход, корабль, катер, самолет, вертолет.

    Динамическая пауза. Упражнение с речевым сопровождением.

    Вот готовится в полет

    (Изображать рукой вращение пропеллера).

    Ни разгона, ни разбега:

    (Развести руки в стороны)

    Раскрутили винт – и в небо!

    (Поднять руки вверх).

    • Упражнение на употребление предлогов в речи.

    В гараже много транспорта. Один из водителей чинит трактор. Добавьте нужное слово в предложение.

    Водитель сел В трактор.

    Водитель вышел ИЗ трактора.

    Водитель полез ПОД трактор.

    Водитель вылез ИЗ-ПОД трактора.

    Водитель зашел ЗА трактор.

    Водитель вышел ИЗ-ЗА трактора.

    Водитель залез НА трактор.

    Водитель слез и снова сел В трактор.

    • Упражнение «Кто чем управляет».

    Кто управляет грузовиком? (Шофер)

    Кто управляет ракетой? (Космонавт).

    Кто управляет трактором? (Тракторист).

    Кто управляет кораблем? (Капитан).

    Кто управляет самолетом? (Пилот).

    Кто управляет велосипедом? (Велосипедист).

    Пальчиковая гимнастика.

    Послушайте стихотворение и скажите, на чем едет этот человек. Возьмите в руки карандаш и вращайте его между ладоней.

    На двух колесах я качу,

    Двумя педалями верчу,

    За руль держусь, смотрю вперед,

    Я знаю скоро поворот.

    Мне подсказал дорожный знак –

    Шоссе спускается в овраг.

    6. Работа над составлением предложений.

    На доске картинки с изображением разного транспорта. Детям предлагается рассказать в какую сторону движется транспорт.

    Жираф на вертолете направляется вправо.

    Мартышка на грузовике движется налево.

    Тигр на тракторе движется направо.

    Кролик на метро движется налево.

    Рысь на ракете летит вверх.

    7. Упражнение «4 лишний».

    Вертолет, пароход, ракета, самолет.

    Пароход, корабль, катер, паровоз.

    8. Итог занятия.

    На чем можно ехать, плыть, лететь? (На транспорте).

    Автоматизация произношения звука (Р) на материале лексической темы ‘Одежда’

    Рак, раб, рама, рана, рога, радость, рассвет, ранец, расчёт, район, радио, розетка, ромашка, ранетки, ракушка, радуга, работа, раковина, растение, ура, нора, гора, штора, дыра; Рот, ров, рог, рожь, роза, рота, рожки, рондо, ровный, роспись, роскошь, робот, ролики, Родина, перо, озеро, сырок, урок, курок, горох, укроп, герой, простынь, мороз, перрон, пирог, творог; рубль, Русь, рука ,ручей, ручка, рудник, ружьё, румянец, рукопись, рукавицы, рубашка, рубанок, ярус, вирус, прутья, кенгуру, парус, обруч, шуруп, Маруся; Рысь, рык, рыба, рынок, рыжик, рычаг, рысак, рытвина, горы, шторы, шары, фары, игры, комары, товары, обрыв, хмурый, прыжок, старый, корыто, Горыныч, покрытие; Реп, Рекс, регби, Шрек, Фрэд, стресс, кредо, тире, пюре, каре, экспресс, crazy – park , эспрессо.

    Пар, жар, шар, бар, комар, удар, юмор, товар, повар, загар, сахар, табор, базар, гончар, пожар, спонсор, штопор, самовар, комиссар, ягуар; Вор, бор, хор, сор, спор, сбор, забор, топор, бугор, узор, упор, затор, набор, напор, Егор, дозор, помидор; Тур, шнур, Тимур, ажур, тамбур, ящур, шампур, штукатур, абажур; Мир, пир, жир, тир, сыр, зефир, кумир, копир, факир, кассир, кефир, пассажир, ювелир, командир, Мойдодыр, веер, фужер, шифер, сканер, Киндер, офицер, пионер, Юпитер, компьютер, дизайнер, шифоньер, менеджер, жонглёр, шофёр, ковёр, шахтёр, маникюр.

    Ра- ра- ра, рак, баран, нора.

    Ро-ро-ро, рот, пароль, перо.

    Ру-ру-ру, рубль, шуруп, кенгуру.

    Ры-ры-ры, рысь, обрыв, ковры.

    Ар-ар-ар, пар, комар, базар.

    Ор-ор-ор, бор, топор, забор.

    Ур-ур-ур, шнур, Тимур, шампур.

    Ир-ир-ир, пир, тир, кумир.

    Кран, град, грач,край, крабы, гроза, краски, грабли, кровать,крапива,красота,грамота,граната, граница, кроссовки,градусник,громадный, красавица, кросс, кровь,гром,крот,гроздь,грохот,кролик,громкость, грозный,крыса,крыльцо,грыжа,крыша,грызуны, крышка,круг,круиз,груз,грудь,грусть,крупа,круча, груша,грубость,группа,грузди,грузчик,кружка, кружево,грузовик,крутизна.Тигр,игра,икра, украсть,покраска,награда,ограда,виноград, фотограф,ограбление,пограничник,фотография, укроп,угроза,погром,закройщик,багровый, укромный,микрофон,мокрый, накрыть, покрывало, укрытие,огрызок,угрызение,погрузчик,игрушка, окружность.

    Брак, брат, нрав, храм, шрам , мрак, цирк, хруст, фронт, сорт, спорт, ртуть, спирт, курс, брошь, пруд, фрукт, брысь, враг, врач, фрак, бронза, брынза, брови, просо, срочно, брусок, право, зебра, обрыв, правда, черви, чердак, чертёж, черта, ржавый, почерк, провод, шербет, кирпич, портной, праздник, пробка, фронт, термос, простынь, прыгать, прыжок, брызги, брынза, мрачный, яркость, паспорт, зрачок, добро, овраг, справка, сердце, изумруд, управа, проблема, продукты, проводка, пружина, нравиться, консервы, горбуша.

    Красная икра, черная смородина, завтра утром, дорогое пирожное, старшая группа, добрый доктор, правая рука, хороший повар, широкая дорога, дорогой подарок, праздничный пирог, старые ворота, сорока-ворона, рыба- карась, городской сквер, крупный горох, бараний жир, гранатовый браслет, первый урок, кирпичная труба, растёт трава, короткий шнур, пирог с рыбой, огромный выбор, праздничная распродажа, Армия России, картонная коробка, чёрная рубаха, картофельное пюре, спортивные игры, фруктовый йогурт, карта мира, старое ружьё, шерстяные рукавицы, короткий рукав, кирпичный гараж, хрустальный фужер, открытая форточка, стиральный порошок, повернуть направо, рыжая корова.

    В парке культуры много разных каруселей. У дороги растёт трава подорожник. Артур рубит дрова топором. По проспекту Строителей ездят трамваи и троллейбусы. В парке громко играет аккордеон. Ира стирает шарф и рукавицы. У Ромы брат – шофёр. Утром в цветочном горшке распустилась красная роза. Маляры красят забор и ворота. В овраге росла крапива. По дорожке прыгал растрёпанный воробей. В крупный морской порт пришёл красавец- корабль. Аркадий набрал корзину красной смородины.

    Придумай 3-5 слов со звуком «Р», «РЬ» по темам:

    Инструменты (топор, отвёртка, рубанок, дрель, грабли, перфоратор); продукты питания (творог, йогурт, торт, вареники, рассольник, икра), посуда (тарелка, сковорода, тёрка, кружка, самовар, поварёшка), одежда (рукавицы, перчатки, шарф, гетры, куртка, шорты).

    Игра «Опять 2 и 5»

    Например: Шар – 2 шара, 5 шаров;

    Слова: карандаш, тигр, кролик, персик, груша, тетрадь, морковка, муравей, сорока, зебра, морж, кровать, сарафан, пароход, фуражка, игрушка.

    Варенье из персиков – какое? (персиковое варенье), кровать из дерева-(деревянная кровать),каша из перловки-(перловая каша),компот из фруктов-(фруктовый компот),фужер из хрусталя–(хрустальный фужер), пюре из картофеля-(картофельное пюре), сок из груш –(грушевый сок),икра из моркови- (морковная икра),суп из гороха- (гороховый суп), коробка из картона- (картонная коробка), йогурт из абрикосов- (абрикосовый йогурт), тарелка из фарфора-(фарфоровая тарелка), браслет из серебра –(серебряный браслет), люстра из бронзы –(бронзовая люстра), куртка из бархата-(бархатная куртка), вино из винограда –(виноградное вино), печенье из сахара-(сахарное печенье).

    Замени в слове звук Л на звук Р (ль на рь)

    Голод (город), баллон (барон),блошки (брошки), толк(торг),волан (варан),полоть (пороть),полог (порог),болт (борт),классный (красный), малина (Марина), уголь (угорь), хлам (храм),глаза (гроза),класс (КРАЗ),колонна (корона),плошка (Прошка).

    Придумай 3-5 слов со звуком «Р», «РЬ» по темам:

    Транспорт (паровоз, корабль, грузовик, трамвай)

    Дикие животные (барсук, бурундук, хорёк, сурок, рысь) Домашние животные (кролик, корова, баран, поросёнок) Африканские животные (жираф, носорог, крокодил, пантера) Птицы (сорока, грач, воробей, скворец)

    «Скажи, если этого много»

    Например: корова- много коров; корабль, куртка, роза, шифоньер, ворона, сорока, рукавицы, воробей, тигр, сковорода, пирог, сарафан.

    Шифоньер, кровать, этажерка, кружка.

    Смородина, мухомор, сыроежка, подберёзовик.

    Воробей, бобр, сорока, ворона.

    Жираф , стрекоза, муравей, таракан.

    Пирамидка, матрёшка, куртка, шарик.

    Гитара, барабан, контрабас, топор.

    Сковорода, помидоры, горох, репка.

    Игра «4-й лишний» по первому звуку в слове.

    Лак, лук, лось, рак.

    Сок, сын, рот, суп.

    Дом, рысь, дым, даль.

    Рубль , мак, мох, мысль.

    Луна, лужа, лыжи, рука.

    Мука, роза, мыло, море.

    Игра «4-й лишний» по последнему звуку в слове.

    Мох, сыр, мех, дух.

    Гол, пар, мел, вол.

    Бор , лак, сок, лук.

    Стол, зал, стул, шнур.

    Ключ, ночь, дверь, дочь.

    Забор, мешок, замок, песок.

    Игра «Чудное эхо» (повторить слово со звуком Р)

    Мох, суп, пар, лак, рот, дым, сон, сыр, муж, лось, рак, мел, бор, сок, лук, мех, рубль, дом, брат, снег, квас, гром, град, стук, бровь, плот, душ, крот, ночь, брошь, лес, кран, нос, пёс, друг, дочь, круг, мак, сук, рысь.

    Придумай 3-5 слов со звуком «Р», «РЬ» по темам:

    Имена девочек (Ира, Марина, Лера, Марта, Рая)

    Имена мальчиков (Тимур, Игорь, Захар, Пётр, Егор)

    Насекомые (муравей, стрекоза, таракан, сверчок, червяк)

    Рыбы (карп, карась, скумбрия, сайра)

    Грибы и ягоды (мухомор, груздь, сыроежка, боровик, виктория, крыжовник, черника, брусника, черёмуха)

    Деревья и кустарник (берёза, кедр, сирень, рябина)

    Игра «Чудное эхо» (повторить слово со звуком Р)

    Колос, горох, палас, зола, нора, бизон, салат, мороз, мешок, кусок, малыш, корабль, пирог, сапог, носок, пират, кошка, баран, сушки, масло, город.

    Игра «Повтори последний слог»

    Например: гора-ра, шторы (ры), нора(ра), перо (ро),топоры (ры), кенгуру (ру), бобры (ры),жара (ра), шары (ры), метро (ро), баран (ран), пирог (рог), сарай (рай), барак (рак), мороз (роз), перрон (рон),горох (рох).

    Игра «Чудное эхо» (повторить слово со звуком Р)

    Собака, веранда, машина, шахматы, карандаш, воробей, золото, голова, сорока, малина, ворона, кошелёк, калитка, корова, клубника, крыжовник.

    Игра «Закончи слово, подставь звук Р в конце».

    Например: ми…мир; топо. забо. Его. Наза. база. штопо. кома. помидо. абажу. Мака. уда. шну. сы. , ша. бо. па…

    Игра «Назови друзей»

    Например: Рая дружит с кем, если её подружка Ира? (с Ирой). Подружки: Вера, Лера, Кира, Вероника, Фрося, Варвара, Роза, Марта, Марина, Тамара, Кристина.

    Игра «Назови друзей»

    Например: Рома дружит с кем? если его друг Прохор – с Прохором. Друзья: Егор, Борис, Захар, Фёдор, Марат, Макар, Владимир, Аркадий, Пётр, Дмитрий.

    «Построй предложение из слов»

    В, огород, расти, огурец, помидор, картофель.

    (В огороде растут огурцы, помидоры, картофель.)

    Рыбак, поймать, разный, рыба, карп, карась, и, ёрш. (Рыбак поймал разную рыбу: карпов, карасей и ершей.) Прилетать, перелётный, птица, грач, скворец, и, журавль.(Прилетели перелётные птицы: грачи, скворцы и журавли) В, зоопарк, много, разные, животные, жираф, носорог, крокодил, и, тигр.(В зоопарке много разных животных: жирафы, носороги, крокодилы и тигры.

    Игра « Назови профессию»

    Например; Кто красит стены? – маляр; кто лечит людей? (врач), кто лечит животных? (ветеринар), кто продаёт? (продавец), кто снимается в кино? (актёр), кто стрижёт людей? (парикмахер), кто управляет машиной? (шофёр), кто строит дома? (строитель), кто убирает во дворе (дворник), кто охраняет? (охранник).

    Тексты для пересказа.

    1. В деревне у Маруси живут корова Бурёнка и поросёнок Хрюша. Маруся кормит Бурёнку травой, а Хрюшу корочками хлеба, морковкой и картошкой.

    2.У Ромы есть кот Матроскин и овчарка Трезор. Роме нравится дрессировать своих зверей. Когда Рома вырастет, он будет дрессировщиком.

    3. По Чёрному морю плывёт огромный красивый корабль. Пассажиры корабля отправились из России в турне по разным странам.

    Игра «Назови одним словом»

    рыбу ловит – рыболов; кофе варит (кофеварка), мух морит (мухомор), земля трясётся (землетрясение), небо скребёт (небоскрёб), сталь варит(сталевар), идёт в первый класс (первоклассник), мясо рубит (мясорубка), лес рубит (лесоруб),вместо носа –рог (носорог), мусор возит (мусоровоз),скоро варит (скороварка) гром отводит (громоотвод), паром варит (пароварка).

    Игра «Кто что делает?»

    Например: Собирать урожай – Я собираю урожай, мы собираем урожай, ты собираешь урожай, вы собираете урожай, он собирает урожай, они собирают урожай. Словосочетания: рисовать картинку, рубить дрова, громко разговаривать, убираться в квартире.

    Игра «Подскажи словечко»

    Вот летят комарики на воздушном…(шарике). Всех излечит, исцелит …(добрый доктор Айболит). Мишку своего не брошу, потому что он…(хороший). Я – Великий Умывальник, знаменитый…(Мойдодыр), умывальников начальник и мочалок…(командир). Пошла Муха на базар и купила …(самовар). Вдруг из подворотни – страшный великан, рыжий и усатый…(таракан). Горе, горе! Крокодил солнце в небе …(проглотил). И всем по порядку, даёт шоколадку, и ставит,и ставит им…(градусники).В Африке разбойник, ) в Африке злодей, в Африке ужасный…(Бармалей). За посудой вдоль забора скачет бабушка…(Федора). Рано-рано два барана застучали в …(ворота).А потом позвонили Зайчатки: нельзя ли прислать…(перчатки).

    -всегда требуйте правильного произнесения звука «Р» в заданиях;

    -предварительно ознакомьтесь с заданием, ещё в группе, получив домашнюю тетрадь. Если задание вам непонятно, уточните его выполнение у логопеда;

    -озвучьте ребёнку пример выполнения задания, убедитесь, что он понял, как его нужно выполнять;

    -если задание даётся ребёнку с трудом, помогите, но не подсказкой, а наводящими вопросами, через какое- то время можно повторить выполнение этого задания;

    -в играх «4-й лишний» произносите не торопясь весь ряд слов, при необходимости повторите его, так чтобы ребёнок успел подумать;

    -в играх «4-й лишний по заданному звуку» произносите нужные звуки несколько дольше, выделяя их в речи (сссок, доммм);

    -в играх «эхо», после каждого произнесённого слова делайте паузу –будет ли ребёнок повторять это слово?

    – в играх «Добавь звук Р» («Добавь слог Ры, Ра») ребёнок должен произнести всё слово, которое получилось целиком.

    Автоматизация произношения звука (Р) на материале лексической темы ‘Одежда’

    4. Артикуляционная гимнастика 1. Рот широко, как при звуке А
    2. «Лопатка»
    3. «Иголочка»
    4. Чередование «Лопатки» и «Иголочки»
    5. «Маляр»
    6. «Грибок»
    7. «Вкусное варенье»
    8. «Силач» Слайд 4
    С опорой на картинки (презентация)

    5. Упражнение на развитие дыхания «Забей мяч в ворота», «Крутим мельницу» Слайд 5
    Ватный шарик, «вертушка»
    6. Объявление темы Сегодня мы будем продолжать учиться правильно и красиво произносить звук Р .
    7. Звукоподражание Вспомни, как рычит тигр: р-р-р
    Давай заведем мотор автомобиля: р-р-р Слайд 6
    С опорой на картинки(презентация)
    8. Анализ артикуляции Вспомни основные моменты артикуляции звука Р.
    Где находится кончик языка? ( за верхними зубами и дрожит)
    Струя воздуха какая? (сильная) Слайд 7
    Схема в презентации
    9. Характеристика звука Гласный или согласный? (согласный). Объясни.
    Звонкий или глухой? (звонкий). Объясни. Слайд 8
    Схема в презентации
    10. Связь звука с буквой Какой буквой обозначается звук Р? (эр)
    На что похожа буква Р?
    • Буква Р – на мачте парус,
    Вдаль плывет, небес касаясь.

    • Как запомнить букву Р?
    Каждый может, например,
    Руку на бочок поставить
    И друг другу Р представить.

    • Висит на палочке кружок,
    Всё – с буковку размер,
    Как будто маленький флажок
    В тетрадке буква Р.
    Слайд 9
    Картинка в презентации
    11. Развитие мелкой моторики Из скольких элементов состоит буква Р? Нарисуй пальчиком букву Р в воздухе. Выложи букву из шариков . Слайд 10
    Шарики пластмассовые
    12. Развитие фонематического слуха – Хлопни в ладоши, если услышишь звук Р:

    К П Р Б Д Р М
    АР ОК УП РЫ ДА БУ ОР

    13. Автоматизация звука в слогах Я буду называть прямые слоги, а ты – обратные:

    Повторяй за мной:

    РА-РО-РУ; РЫ-РЭ-РО; АР-УР-ЫР;
    ЭР-АР-ОР
    14. Звуковой анализ слов Назови картинки:

    ТИГР, КУКЛА, МАШИНА, ПИРАМИДКА, КУБИКИ, РОБОТ, ЛОШАДЬ, БАРАБАН

    – Как назвать одним словом все эти предметы? (игрушки)

    – Назови только те слова, в которых есть звук Р. (тигр, пирамидка, робот, барабан)

    – Определяем место звука Р в этих словах (начало, середина, конец)

    Предметные картинки
    из презентации

    15. Составление словосочетаний Поиграем с этими словами:
    составим словосочетания.
    – К каждому слову подбери признак, то есть ответь на вопрос: какой? какая?

    ТИГР (какой?) игрушечный, мягкий…
    ПИРАМИДКА (какая?) разноцветная, пластмассовая…
    РОБОТ (какой?) радиоуправляемый…
    БАРАБАН (какой?) звонкий, круглый…
    Слайд 12
    16. Работа над связной речью – Посмотри на картинку и скажи, какое время года изображено? (лето)
    – Назови девочек так, чтобы в именах был нужный нам звук (РАЯ, МАРГАРИТА…)
    – Назови мальчиков так, чтобы в их именах встречался звук Р (Роман, Александр….)
    – Где находятся дети? (на детской площадке)
    – Что делают дети? (гуляют, играют….)

    – Составим рассказ по картинке.
    Слайд 13
    17. Итог Повторяем артикуляцию, произносим звук, хвалим ребенка за успехи. Слайд 14

    –>Категория : Дошкольное образование. Развитие речи | –>Добавил : TanyaDemi–>Просмотров : 1293 | –>Загрузок : 298 | –>Комментарии : 1 | –>Рейтинг : 0.0 /

    –>Всего комментариев : 1

    Уважаемая Татьяна Александровна!
    Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Втором открытом конкурсе «Моя лучшая презентация». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в конкурсе и публикации образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru .
    Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.

    Читайте также:  Составление рассказов об осени - конспект
    Ссылка на основную публикацию