Презентация: Чистоговорки на автоматизацию звука (Л) в слогах и словах

“Презентация игр по автоматизации звука Л и Ль в словах и предложениях”

В электронной презентации представлены игры по автоматизации звуков Л и Ль в словах и предложениях, которые можно использовать на индивидуальных логопедических занятиях по закреплению нарушенных в речи звуков. Игры подходят для дошкольников старшего возраста, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи и общее недоразвитие речи.

Просмотр содержимого документа
«”Презентация игр по автоматизации звука Л и Ль в словах и предложениях” »

Игры по автоматизации звуков [Л] и [Л’] в словах и предложениях

Автор: Учитель – логопед

Гильфанутдинова Э.Р.

1. « День Рождения Ослика» ( договаривание слов )

У был День рождения!

В небе светило

Он ждал гостей под большой

С букетом цветов и с подарком к нему спешил

С бочонком мёда к нему летела

С белой ромашкой торопился

Орешек несла в подарок

А белый подарил красивый веночек.

Когда все гости собрались, стал их угощать:

И всем было очень…

Вопросы к тексту:

  • У кого был День рождения?
  • Что светило в небе?
  • Где ждал гостей Ослик?
  • Кто к нему спешил в гости?
  • Какого цвета был Лягушонок?
  • Кто подарил Ослику бочонок мёда?
  • Кто подарил ему ромашку?
  • Какого цвета была ромашка?
  • Кто подарил Ослику орешек?
  • Какой лебедь подарил веночек?
  • Чем угощал Ослик своих гостей? (Обращайте внимание на единственное и множественное число существительных)

2. «Кого не стало?»

Назови кто нарисован на картинках

  • Кого не стало?

(Верблюда)

3. «Электроприборы»

Мама Славе говорила, что нельзя трогать электроприборы. Но Слава не знает Какие предметы нельзя трогать. Помоги ему:

  • Назови все картинки.
  • Назови электроприборы.

4. «Что лишнее?»

В каком слове нет звука [Л] (бананы)

– В каком слове нет звука [Л’] (заяц)

5. «Тихо – громко»

(Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Л’];

топни ногами, если услышишь звук [Л] )

МАЛЬЧИК

САМОЛЁТ

КРОКОДИЛ ВЕРТОЛЁТ КОРАБЛИК ПЧЕЛА СЛОН ЛЕВ

6. «Подбери слово к признакам и назови всё вместе»

КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ …(ЛУК)

СЛАДКИЙ, КРУГЛЫЙ …(АПЕЛЬСИН) ПРОДОЛГОВАТЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ …(БАКЛАЖАН) ЖЁЛТЫЙ, КИСЛЫЙ …(ЛИМОН) КРУГЛОЕ, ЗЕЛЁНОЕ, СЛАДКОЕ …(ЯБЛОКО)

7. «Чистоговорки»

ЛА –ЛА – ЛА – Вот летит пчела

ЛУ – ЛУ – ЛУ – Я не боюсь пчелу

ЛО – ЛО – ЛО – У лодки есть весло

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – Длинноухие ослы

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – Паруса у корабля

ЛЁТ – ЛЁТ – ЛЁТ – Улетает самолёт

ЛЕНЬ – ЛЕНЬ – ЛЕНЬ – Вот бежит олень

ЛОН – ЛОН – ЛОН – С колесом играет слон

8. «Учим стихи»

Мальчик кораблики в лужах пускал.

Смело по лужам мальчишка шагал.

Но туфли промокли и он заболел,

А он прогуляться ещё бы хотел!

Чистоговорки на звук “Л” для детей дошкольников

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: автоматизация звука “Л” в речи ребенка.

Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука “Л” в речи с помощью стихотворений и чистоговорок.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука “Л”. Эти чистоговорки можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие по звукопроизношению. Мои дети с большим интересом и удовольствием проговаривают эти стишки, заучивают их. А потом мы с ними на данном материале устраиваем конкурс “Чтецов”. Победитель тот, кто расскажет стихотворение и правильно произнесет все звуки. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Автоматизация твердого звука “Л”
Эти чистоговорки я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука “Л” в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра “Эхо”).
Например: взрослый – “На улице тепло”, ребенок – “Ло-ло-ло”
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки мною используются, когда идет автоматизация звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант – это конкурс “Чтецов” – 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру “Кто быстрее?” – берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, “ЛА”, а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.
Ла-ла-ла – Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу – я возьму метлу.
Лы-лы-лы – вымыли полы.
Ла-ла-ла – я домой ушла.
Ло-ло-ло – как на улице светло.
Лу-лу-лу – стекла осколки на полу.
лу-лу-лу – скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы – эти туфли мне малы.
Ло-ло-ло – мяч попал в стекло.
Ла-ла-ла – туча мимо проплыла.
Ло-ло-ло – стелем одеяло.
Ло-ло-ло – внизу речка и село.
Ил-ил-ил – стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл – бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил – лампу лось купил.
Ел-ел-ел – дятел улетел.
Ол-ол-ол – в углу стоит стол.
Ал-ал-ал – я достал пенал.
Ил-ил-ил – блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал – едет, едет самосвал.
Ол-ол-ол – Володя в школу шел.
Ил-ил-ил – подмел палас Данил.
Ала-ала-ала – лшадка побежала.
Лат-лат-лат – Ане купим мы халат.
Алка-алка-алка – это слово галка.
Ула-ула-ула – говорю акула.
Илка-илка-илка – на столе лежала вилка.
Лок-лок-лок – побелили потолок.
Ела-ела-ела – ласточка запела.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

СКАЛА
Ла-ла-ла – вот стоит скала.
Лу-лу-лу – заберемся на скалу.
Ло-ло-ло – ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы – как слезем со скалы?

ФУТБОЛ
Ол-ол-ол – я люблю футбол.
Ал-ал-ал – мяч в окно попал.

Ил-ил-ил – вот так гол забил!
Ал-ал-ал – меня папа наказал.
Ул-ул-ул – посадил в углу на стул.
Алка-алка-алка – себя мне очень жалко.

БАЛ
Ал-ал-ал – у нас будет бал.
Ол-ол-ол – в зале надо вымыть пол.
Ол-ол-ол – в зал поставили мы стол.
Ул-ул-ул – у стола поставим стул.
Ал-ал-ал – вот заходят гости в зал.
Ал-ал-ал – Леонид разбил бокал.
Лу-лу-лу – лежат осколки на полу.
Лы-лы-лы – надо подмести полы.
Ал-ал-ал – ах, какой веселый бал!

ВЕЛИКАН
Ил-ил-ил – великан в пещере жил.
Ыл-ыл-ыл – он большущий очень был.
Ал-ал-ал – стал ему костюмчик мал.
Ол-ол-ол – и к портному он пошел.
ел-ел-ел – сшить костюм портной сумел.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук “Л”. На данном материале потом проводится конкурс “Чтецов”. Вот некоторые из них.

Взял я папину пилу.
Палку я пилой пилю.

Луша в школу не ходила,
Полгодочка Луше было.

Под столом клубок лежал.
Лапой кот клубок достал.

Ловит муху мухоловка.
Мух ловить умеет ловко.

Лаяла лайка за дальним селом,
Лайку услышал малыш за окном:
– Милая лайка, больше не лай,
Лаем своим малыша не пугай.

Кот – плутишка, шалунишка.
Ухватил кот лапой мышку.
Плохо было в лапах мышке,
Убежала от плутишки.

Увидала галка
На полу скакалку.
Поскакать хотела,
Только не умела.

На небе полная луна.
За волной бежит волна.
В догонялках при луне
Не догнать волну волне.

Автоматизация мягкого звука “Л”

Работа над автоматизацией мягкого звука “Л” ведется в такой же последовательности, что и с твердым звуком. Поэтому предлагаю вам только речевой материал.

Ли-ли-ли – малину мы нашли.
Ля-ля-ля – это круглая земля.
Ле-ле-ле – лента на столе.
Лю-лю-лю – я лису леплю.
Ли -ли-ли – нам гудели корабли.
Лю-лю-лю – пельмени я солю.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ель-ель-ель – я пью клюквенный кисель.
Аль-аль-аль – получи медаль.
Оль-оль-оль – эта цифра ноль.
Ель-ель-ель – воду лью под ель.
Оль-оль-оль – покупаем с мамой соль.
Ель-ель-ель – Коля постелил постель.
Ель-ель-ель – полосатый толстый шмель.
Али-али-али – Любе ландыш дали.
Ель-ель-ель – Павел лег в постель.
Оля-оля-ля – колол полено Коля.
Лин-лин-лин – к нам идет павлин.
Или-или-или – бабу снежную лепили.

Любит львица, любит лев,
Любят львята львиный зев.
Словно львы, цветы зевают.
Их из лейки поливают.

Если моль вы увидали
На любимой вашей шали,
То, пожалуй, вашу шаль
После моли станет жаль.

Гули-гули, гули-гули.
Туфли Голуби обули.
На балконе поплясали,
Хлеба с маслом поклевали.
Туфли с лапочек слетели.
Шу! Голубки полетели.

У малышки Валеньки
Маленькие валенки.
У большого Леши
Валенки побольше.

Голубые васильки
Ждали летние деньки.
Появились из земли
И в июле зацвели.

Цапля клюквы поклевала,
Клюква в клюве кислой стала.
– Нет, я клюкву не люблю,
Я лягушек половлю.

Заболела в полночь Юля.
Мама ей дала пилюли.
Ох, несладкие пилюли,
Не пила пилюли Юля.

Зеленел листок на клене.
Помахал листок Алене.
Словно маленький платочек,
Был зелененький листочек.

Презентация: Чистоговорки на автоматизацию звука (Л) в слогах и словах

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

галина (Tuesday, 30 January 2018 21:34)

Анастасия Павловна, большое спасибо!

Марина (Tuesday, 06 February 2018 07:11)

Да, материал супер. Все по делу. Не чего лишнего. Умничка.

Галина (Monday, 19 March 2018 06:44)

Интерес к профессии достойный уважения.

Марина (Saturday, 14 April 2018 21:47)

Спасибо, замечательный сайт, содержательный материал

Татьяна (Wednesday, 04 July 2018 07:23)

Отлично подобранная информация. Буду чаще заходить к вам на страницу. Я сама логопед-дефектолог , часто ищу материал для автоматизации и дифференциации звуков, а у вас нашла для к-г-х прекрасный полный комплект. И постановки описаны замечательно. В моей практике дети встречаются самые разные. Сейчас особенно много детей с ЗПР, дизартрией, моторной алалией, сниженным интеллектом с этим контингентом особенно трудно работать. Порой стандартные методики не работают и приходится искать новые подходы, долго делать массажи и развивать фонематический слух и восприятие прежде чем удаётся выставить, а потом и автоматизировать звук. Спасибо за то, что делитесь своими наработками с заинтересованными людьми. Успехов вам.

Читайте также:  Литературная викторина по сказкам русских писателей

Ольга (Wednesday, 19 September 2018 11:55)

Анастасия Павловна! Спасибо большое за материал по автоматизации звуков! Материал полный, ничего лишнего, все самое необходимое! Спасибо огромное.

Анжелика (Tuesday, 25 September 2018 20:14)

Спасибо большое! Материал оказался очень полезен.

Татьяна (Thursday, 04 October 2018 02:05)

Спасибо за сайт, Очень много нужной и полезной информации.

Гульнара (Wednesday, 24 October 2018 09:10)

Спасибо за отличный материал!

Наталья (Wednesday, 14 November 2018 18:53)

Анастасия Павловна, спасибо за материал. Работаю воспитателем более 20 лет и первый раз столкнулась с такой проблемой: ребенок 6-ти лет звук [О] заменяет на [А]. Например: нас, лашка, акна и т.д.Порой просто догадываюсь по смыслу.Что делать? Родители к врачу-логопеду или неврологу отказываются ехать, ссылаются на занятость, а ведь скоро в школу.

qq (Friday, 28 December 2018 18:31)

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:12)

марина (Tuesday, 13 August 2019 19:42)

Добрый день!
Можно ли нам помочь в следующей проблеме: дочке 9 лет. Звук Р есть, но произносит его с напряжением нижней челюсти и нижней губы (нижняя губа дергается вниз при Р).
С челюстью справляемся при помощи карандаша,зажатого в зубах. А вот губа двигается вниз по- прежнему. Из-за того, что для Р столько усилий, то в речи слышится что-то страшное: Р утрированное, резкое, губа ходит вниз при этом. Логопеды говорят, пусть читает скороговорки на Р, в речи не пропускает Р. Да, всё это соблюдаем, но неправильный Способ этот не уходит, а закрепляется.

ГАЛИНА (Friday, 13 December 2019 06:46)

Спасибо. Подборки для автоматизации звуков очень интересные.

Елена (Friday, 13 December 2019 18:14)

Спасибо большое за Вашу страничку) С Вашей помощью у моих двойняшек постепенно появились с и ш, , в и вь, сейчас работаем над р. Примите мои поклоны)

Виктория (Wednesday, 20 May 2020 17:43)

Спасибо огромное за материал в электронном виде. На сегодняшний день оказался очень необходимым и актуальным

Снежана Пакиева (Wednesday, 22 July 2020 07:12)

Хочу выразить благодарностьза такой полезный материал! Уже не раз использовала его в своей работе. Желаю вам, Анастасия, творческого успеха в нелегком труде!

Елена (Thursday, 10 September 2020 12:53)

Огромное спасибо разработчикам за материал! Редко сталкиваюсь с необходимостью ставить заднеязычные звуки, поэтому речевого материала не накопилось.

Оля Белова (Monday, 12 October 2020 10:38)

Дисграфия – это нарушение письма.

Татьяна (Wednesday, 02 December 2020 13:02)

Благодарю за Ваш труд! Интересный и нужный материал!

Инна (Thursday, 17 December 2020 17:31)

Огромное спасибо за материал!

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

Виктория Марченкова (Saturday, 04 November 2017 20:30)

Занимались с Анастасией Павловной. Остались очень давольны. Спасибо

Ирина (Sunday, 05 November 2017 03:49)

Спасибо, Анастасия! Очень полезная речевая зарядка.

жанна (Wednesday, 04 April 2018 10:20)

Спасибо за подборку материала. Очень удобно пользоваться сайтом.

Галина (Saturday, 16 June 2018 00:16)

Очень полезный материал. Большое спасибо коллеге. Желаю дальнейших успехов.

Галина (Sunday, 03 February 2019)

Спасибо за очень нужный материал

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:11)

Гульнара (Saturday, 23 November 2019 11:19)

Добрый день! Не могу найти материал на автоматизацию звука Рь

Наталья (Friday, 13 March 2020 08:36)

Огромная работа проделана Вами! Спасибо за помощь.

Юлия (Wednesday, 29 April 2020 18:25)

NAILYA STASHKOVA (Sunday, 16 August 2020 10:40)

Благодарю Вас за хороший материал!

Марина (Wednesday, 09 September 2020 22:52)

Светлана (Tuesday, 20 October 2020 19:43)

Огромное спасибо!
Часто пользуюсь вашим материалом.
Очень нравится.

Наталья (Tuesday, 03 November 2020 11:38)

Согласна, материал великолепный. Но почему нигде нет ссылки на автора – Жихареву-Норкину и её домашние тетради, откуда взяты задания?)

Автоматизация звука [Л]

Твёрдый согласный звук [Л] окрашен синим цветом (твёрдый согласный) . Гласные звуки окрашены красным цветом .

Звук [Л_] произносится длительно и только при неподвижном языке (см. артикуляцию звука [Л]).

1) Произносить (читать) слоги со звуком [Л_]

Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__

2) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в конце

Образец: пол__, у-гол__

3) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: пол__ка, и-гол__ка

4) Произносить (читать) слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э

5) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в начале

Образец: л__ак, л__а-па

6) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: ка-л__ач, са-л__ат

7) Произносить (читать) слоги

Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

9) Произносить (читать) слова с двумя звуками [л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

10) Произносить (читать) словосочетания

Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат

  • Голубое платье.
  • Светлая луна.
  • Плохая лодка.
  • Жёлтый платок.
  • Сломанная пила.
  • Холодный подвал.
  • Голодный волк.
  • Толстая палка.
  • Тяжёлый молоток.
  • Спелая клубника.
  • Тёплое пальто.
  • Колкая ёлка.
  • Оловянный солдатик.
  • Золотой колос.
  • Голубые глаза.
  • Шёлковая блузка.
  • Глубокий колодец.

11) Проспрягать предложения

  • Я ел (а) молочную лапшу.
  • Я купил (а) блокнот и мел.
  • Я сломал (а) велосипед.
  • Я плыл (а) на лодке по волнам.
  • Я ел (а) спелую клубнику.
  • Я пил(-а) холодное молоко.
  • Ты пил(-а) холодное молоко.
  • Он (она) пил(-а) холодное молоко.
  • Мы пили холодное молоко.
  • Вы пили холодное молоко.
  • Они пили холодное молоко.

12) Произносить (читать) предложения

Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко

  • У стола стоял стол.
  • Володя уехал в колхоз.
  • Алла купила белое платье.
  • Мила несла голубой флаг.
  • По волнам плывёт лодка.
  • Клава захлопала в ладоши.
  • Клуша подмела пол.
  • У слона белые клыки.
  • Белка сидела около дупла.
  • Клава купила лук и свёклу.
  • Мила ела клубнику из лукошка.
  • Николай сломал велосипед.
  • Володя забыл, куда положил пенал.

13) Произносить (читать) чистоговорки

  • Сел и всё съел.
  • Около кола колокола.
  • Клава ловко лук полола.
  • Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
  • Кол около стола, стол около кола.
  • Палку толкал лапкой Полкан.
  • В уголок Алёнка села – у Аленки много дела.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
  • Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
  • Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
  • Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.

14) Произносить (читать) и пересказывать текст

Шалун

У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: “Ай, какой ты шалун, Беляк!”.

15) Произносить (читать) стихотворения

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.

Посадил дед лук,
Отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
Оборвал луку чуб.

Клава ловко лук полола,
Мыла пол и полки Лала,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну, а маленькая Света,
Ела сладкие конфеты.

– Заяц белый,
Заяц белый!
Ты куда
За лыком бегал?
Заяц белый
Отвечал:
– Я не бегал,
Я скакал.

16) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Клоун-чудак

Клоун-чудак делал всё не так:
Ломом копал, лопатой ломал.
Долотом шил, иглой долбил.
Колуном пилил, пилой колол.
Метлой белил, а кистью мёл.

Автоматизация звука Ль

Автоматизация звука Ль: изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука Ль, начинается с самых легких заданий.

Спой «песенку колокольчиков». Произнеси звук Ль дли­тельно на одном выдохе: ль-ль-ль…

Повтори прямые слоги со звуком Ль.

ли — ле — лё — лю — ля

Повтори обратные слоги со звуком Ль.

аль — оль — уль — ыль — иль — ель — ёль — юль — яль

Повтори слоги, где звук Ль находится между гласными.

али — але — алё — алю — аля
оли — оле — олё — олю — оля
ули — уле — улё — улю — уля
ыли — ыле — ылё — ылю — ыля .
или — ыле — илё — илю — иля

Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли — кле — клё — клю — кля хли — хле — хлё — хлю — хля гли — гле — глё — глю — гля дли — дле — длё — длю — для фли — фле — флё — флю — фля ели — еле — слё — слю — сля

Повтори слова, где звук Ль находится в начале слова.

Ли: липа, Лида, лить, линия, лимон, ливень; линейка, лист­венница, Лиза, лист, лиса, лицо, листва, листопад, лифт.
Ле: Лена, лебедь, лето, лепить, ледоход; лев, лес, леска, лента, лейка, леденец, лезвие, лепестки, лепёшка, ле­сенка, лещ, лесник, лечить, лежать.
Лё: лён, Лёня, лёд, Лёва; лёгкий, лётный, лётчик, лётчи­ца, Лёша.
Лю: люк, люди, Люба, Люда, лютик, люпин; любимец.
Ля: лямка; лягушка.

Повтори слова, где звук Ль находится в середине слова.

Ли: малина, калина, Полина, Алина, Галина, великан, пеликан, Виталик, долина; калитка, улитка, павлин, оливки, блины, глина, плита, кегли, вафли, зяблик, Василиса.
Иль: килька, павильон, Илья, сильный.
Ле: олень, тюлень, балет, билет, полено, колено, поле, полевой, Олег, телега, телефон; улей, маленький, ва­ленки, Валентин, клей, клеить, клетка.
Ель: дельфин, пельмени, сельди, бельчонок.
Лё: мотылёк, телёнок, полёт, пелёнка, уголёк; клён, плёнка, далёкий, василёк, самолёт, зелёный, колёса, селёдка, клёст, слёт, шлёпать, шлёпанцы.
Лю: пилю; малютка, хлюпать, блюдо, клюв, наблюдать, салют, солю, колючий, колючка, полюс, шлюпка, ключ, клюшка, плюшка, клюква.
Юль: тюльпан, Юлька.
Ля: поляна, Емеля, неделя, поля, Оля, Валя, Юля, Коля, воля, пилят, мелят, белят, Уля, туфля, капля, фляга, глядеть; коляска, цапля, сабля, солянка.
Аль: пальма, пальто, батальон, медальон, альбом, Валь­ка, Альпы, Альбина, килька, стальной, мальчик, дальше, пальчик, почтальон, альпинист.
Оль: Ольга, только, больно, полька, долька.
Уль: булькать, кульки, бульон, бульдог, Ульяна, пульт, сосулька.
Ыль: пыльный, мыльце, пыльца.

Повтори слова, где звук Ль находится в конце слова.

Аль: эмаль, даль, медаль, педаль, деталь; сталь, шаль, фестиваль.
Оль: соль, моль, ноль.
Уль: куль.
Иль: фитиль.
Ыль: ковыль, бутыль, мотыль, пыль, быль.
Ель: мель, ель, метель, табель, китель, капель, пудель, мебель; хмель, туннель, цель, щель, шинель, щавель, шницель, кисель, шмель, стебель, постель.
Юль: тюль, июль; вестибюль.

Читайте также:  Логопедическое занятие по лексической теме Осень
Повтори слова с двумя звуками Ль.

Лилипут, лилия, Лиля; люлька, мультфильм.

Повтори словосочетания.

Липовая аллея, сильный ливень, зелёная лягушка, летний ливень, лимонная долька, льняная шляпка, кленовый лист, ленивый тюлень, сливочное масло, солёная килька, весенняя капель, лесные обитатели, тёмный туннель, большое поле, клейкие листочки, лёгкое пальто, лебяжий пух, маленькие валенки, сливовое желе, большой налим, тополиный пух, больной мельник, сильный мальчик, большой шмель, осенний листопад, железный ключ.

Повтори предложения.

Три слова. Летом листья зелёные. Мы купили лимоны. Вдали летят лебеди.

Четыре слова. У Лиды болит ухо. В осеннем лесу листо­пад. В поле синие васильки. Люди заходили в лифт. Толя гулял в ельнике. У леса синеет лён. На тополе клейкие листочки. Маленькие цыплята клевали пше­но. Маленькой Вале купили валенки.

Пять слов. Лена и Юля купили леденцы. Леня лепил сли­ву из глины. Лена и Лида ходили гулять. Мы ловили налима на мели. Люпины цвели на лесной поляне. Бельчата сидели в дупле липы. Осенью лебеди улетают на юг. Шмели летали над цветочной поляной. Ленивый тюлень лежит на льдине. Улитки ползали по веткам клена. Люба поливала лилии из лейки. Лиля лепила из пластилина апельсин.

Шесть слов. Лебеди с лебедятами летят над лесом. Ма­ленького телёнка пасли на зелёной поляне. Тюлени с тюленятами лежат на льдинах. Валя и Лена едят ма­линовое суфле. У Люси на блюде лежит малина. Лёня увидел летящих над лесом лебедей. Маленькие бельча­та сидели в большом дупле.

Семь слов. Лиса с лисятами охотились за маленькими цыплятами. Оленя с олененком увидели на лесной по­ляне. Клим и Глеб поливали тюльпаны из леек. Илья и Лёва попали под сильный ливень. Юля и Галя любят кататься на льду.

Восемь слов. Лёва и Люба катали маленькую Лену на сан­ках. У Толи папа лётчик, он сегодня в полёте.

Повтори пословицы и поговорки.

Готовь сани летом, а телегу зимой. Ленивому всё некогда. Кто ленивый, тот и сонливый. Бездельник сколько ни спит, всё спать хочет. Живи для людей, поживут люди и для тебя. Любишь кататься, люби и саночки возить. Солнце садится -лентяй веселится. Гостю щей не жалей, а погуще налей. Ле­нивому и лениться лень. Мёд есть — в улей лезть. Один в поле не воин. Много снега — много хлеба. Где снег, там и след.

( по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Ль)

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях, текстах, связной речи

Автоматизация звука [Л] подразумевает закрепление точного проговаривания фонемы в любой речевой ситуации. Для того чтобы успешно закрепить фонему, важно знать ее верную артикуляцию. При верном артикулировании [Л] органы принимают следующую позицию: губы приоткрыты, нейтральны, занимают позицию идущей за ним гласной фонемы, зубы приоткрыты, между ними небольшое расстояние, язык расслабленный, принимает форму лопатки. Передний край поднимается к верхнему альвеолярному отростку или основаниям резцов, плотно смыкаясь с ними, корень поднимается, боковые стороны опускаются, создавая с молярами щели, сквозь которые выходит выдыхаемый воздушный поток, мягкое нёбо поднимается, закрывает проход в носовую полость, голосовые складки смыкаются и дрожат.

  • Особенности автоматизации звука [Л]
  • Автоматизация изолированного звука [Л]
  • Автоматизация звука [Л] в слогах
  • Автоматизация [Л] в словах
  • Автоматизация [Л] во фразе
  • Автоматизация [Л] в стихотворениях
  • Автоматизация [Л] в связной речи
  • Автоматизация звука [Л] в самостоятельной речи
  • Общие рекомендации по автоматизации звука [Л]
  • Упражнения для автоматизации звука [Л]
  • Игры для автоматизации звука [Л]

Звук [Л] согласный, звонкий, твердый, сонорный.

При нарушенном артикулировании звука [Л] требуется специальная работа по его постановке. Метод постановки выбирается педагогом с учетом специфики нарушения и индивидуальных особенностей ребенка.

Особенности автоматизации звука [Л]

После того как звук будет поставлен, следует вводить его в свободную речь. Потребуется много времени, чтобы ребенок смог свободно выговаривать звук в собственной речи. Многократное выполнение одной и той же артикуляции позволит говорить звук бессознательно. Этот процесс называется автоматизацией.

Закреплять фонему нельзя, пока ребенок не научится воспроизводить ее безошибочно изолированно. Перед проведением занятий по закреплению звука необходимо подготовить мускулатуру речевых органов с помощью выполнения специальных логопедических упражнений. Звуки, смешиваемые ребенком при разговоре, автоматизируются поочередно на разных занятиях.

При пропусках фонемы этап автоматизации проходит довольно быстро, так как в речевых центрах коры головного мозга нет сформировавшихся условно-рефлекторных связей, требуется их создание. При дефектном произношении или при смешивании фонем эти связи уже имеются, их нужно разрушить, параллельно создавая новый двигательный стереотип верного артикулирования. В этом случае закрепление длится долго.

Процесс автоматизации звука включает определенные этапы, нарушение этой поэтапности не допускается. В неосложненных случаях (при физиологической возрастной дислалии) все этапы могут длиться всего около пяти минут.

Звук [Л] автоматизируется в следующем порядке:

  • Автоматизация изолированной фонемы.
  • Отработка на материале слогов.
  • Закрепление в словах.
  • Закрепление на материале фраз.
  • Закрепление в стихотворениях.
  • Отработка в связной речи.
  • Введение в самостоятельную речь.

Автоматизация изолированного звука [Л]

Сначала артикулирование фонемы нужно отработать изолированно, то есть отдельно от остальных фонем. На постановочном этапе и при закреплении важно задействовать вспомогательные процессы – зрение, осязание. С опорой на визуальные стимулы, которые дошкольник применял редко или вовсе не применял, происходит создание верных зрительно-двигательных и слухоречевых стереотипов. Занятие должно проводиться у зеркала, чтобы ребенку было видно собственное лицо и лицо педагога для контроля правильности артикуляции.

Закреплять звук отдельно надо в интересной игровой форме. Недостаточно простого проговаривания фонемы для того, чтобы ребенок смог верно ее воспроизвести – при определенных ситуациях требуется детальное объяснение, как расположить органы речевого аппарата, чтобы добиться точного артикулирования. Бывают случаи, когда эффективно использование аналогий или имитирование действий языка ладонью. Продолжительное время важно напоминать ребенку визуально и словесно, как нужно произносить [Л]. При изолированном закреплении звука происходит знакомство с обозначающей его буквой.

Автоматизация звука [Л] в слогах

Когда ребенок научится довольно непринужденно совершать требуемые артикуляционные движения, а фонема будет произноситься правильно, нужно переходить к закреплению в слогах. Нужно понимать, что слоги не несут для детей никакой смысловой нагрузки, поэтому следует заранее продумать, как заинтересовать слиянием фонем в один слог.

Работа над слогами может начинаться как с прямых (ЛА, ЛО, ЛУ), так и с обратных (АЛ, ОЛ, УЛ) слогов. Это зависит от постановочного приема, а также от индивидуального прогресса ребенка. Слоги со стечением согласных закрепляются по мере необходимости. В отдельных случаях они вообще не отрабатываются, так как хватает закрепления в словах. При общем недоразвитии речи слоги со стечением автоматизируются после закрепления фонемы на материале слов, содержащих открытые слоги.

Автоматизация [Л] в словах

Не следует слишком долго закреплять фонему в слогах, надо максимально быстро приступать к словам. Это важно, потому что в словах звук окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Также, детьми легче воспринимаются значимые, осмысленные слова.

Кроме доступного для ребенка смысла, слова для работы по автоматизации играют очень значимую роль. Они помогают закрепить фонему в разных позициях, создают нужные артикуляционные шаблоны. Ребенок не зазубривает все слова родного языка с изучаемой фонемой, он учится проговаривать разнообразные комбинации с новой фонемой, которые позже будут применяться в остальных, встречающихся словах, содержащих фонему [Л].

Автоматизация [Л] в словах проводится по следующему алгоритму:

  • Отработка слов, начинающихся на [Л].
  • Отработка интервокального положения [Л] (между двумя гласными).
  • Отработка слов, заканчивающихся на [Л].
  • Отработка [Л] в середине слова.
  • Закрепление в словах, содержащих несколько звуков [Л].

Автоматизация [Л] во фразе

Автоматизация звука [Л] в предложениях представляет собой переходное звено между искусственным проговариванием отдельных слов и самостоятельной речью. Ребенку необходимо контролировать правильность произносимого звука, а также передать суть высказывания. Помимо этого, для проговаривания словосочетания из нескольких слов необходим продолжительный, равномерный выдох.

Для перехода к проговариванию словосочетаний необходимо говорить фонему довольно свободно, не применять послоговое проговаривание. Речевые органы должны с большой скоростью перестраиваться с одного артикуляционного положения на другое. Целесообразно использовать чистоговорки и скороговорки. Крайне нежелательно на данной стадии неверное проговаривание изучаемого звука.

Требуется воспитание спокойного, плавного темпа речи. Если ребенок разговаривает быстро, смазано проговаривает звуки, он не привыкнет контролировать правильность собственной речи. Такой ребенок может деформировать или пропускать даже те фонемы, которые изолированно говорит верно. Выработка размеренной скорости провоцирует улучшение звукопроизносительной стороны. Также важна громкость речи.

Автоматизация [Л] в стихотворениях

Когда ребенок научится безошибочно говорить звук в словах, насыщенных им фразах и предложениях, можно начинать его закрепление в стихотворениях.

Для занятий желательно отбирать произведения, которые не содержат оппозиционных звуков [Ль] и [Р] или тех, на которые [Л] заменялся до постановки.

Следует стараться выбирать стихотворения с доступным ребенку смыслом, опираясь на его возрастные особенности, уровень общего развития. При наличии неизвестных или непонятных слов нужно провести словарную работу, по ходу которой объясняется их значение. Понимание смысла помогает при проговаривании текста.

Если стихотворение провоцирует появление негативных эмоций или ассоциаций, не следует настаивать на работе с ним.

Не нужно маленькому ребенку предлагать длинные стихи – малышу сложно удерживать большой сюжет, он потеряет смысловую нить и воспроизведет набор слов. Нельзя использовать стихи со слишком длинными строчками или сложным порядком слов – это тоже усложняет понимание смысла, ухудшает качество речи.

Стихотворение предлагается по одной строке, ребенка просят повторить. Этот процесс носит название отраженное проговаривание. Совместное одновременное проговаривание (сопряженное) на этом этапе не допускается. Если дошкольник затрудняется при запоминании и воспроизведении всей строчки сразу − не может запомнить, путает порядок слов или неверно говорит закрепляемый звук в одном или нескольких словах, − нужно перейти на повторение по одному слову. Знакомя ребенка с текстом, следует выделять голосом изучаемую фонему.

Слова проговариваются в соответствии с орфоэпическими, а не с орфографическими правилами. Один и тот же стих необходимо отрабатывать на протяжении нескольких занятий. Известные ребенку ранее стихотворения, но с нарушенной фонемой, переучиваются после прохождения всех этапов автоматизации.

Автоматизация [Л] в связной речи

Закрепление фонемы в связной речи − важнейшая ступень автоматизации. На данном этапе завершается работа с фонемой в специально организованных ситуациях. Далее фонема будет применяться в собственных спонтанных высказываниях.

Не всем детям нужна отработка произношения на материале текстов – если ребенок без затруднений, легко пользуется поставленным звуком, целесообразно приступать к спонтанной речи. Но большинству детей обязательно нужно закрепление в тексте. Для работы выбирают рассказы маленького объема, обогащенные отрабатываемой фонемой.

При работе с текстами звук используется без удлинения, без утрированного артикулирования. Фонема должна быть равнозначной по отношению к потоку остальных фонем. На данном этапе используют рассказы разных видов:

  • Рассказы по опорным картинам – переходная ступень от повторения фраз к пересказам текстов. Рассказы должны быть короткими, [Л] должен содержаться лишь в нескольких словах, которые предлагается вставить в нужное место после демонстрации изображения.
  • Рассказы-задачи. Работа начинается аналогично с одного-двух слов. Логопед прочитывает задачу, ребенок должен решить ее и ответить устно одним словом, а потом развернутой фразой.
  • Рассказы по наводящим вопросам.
  • Обычные рассказы с большим количеством закрепляемой фонемы. Здесь тоже допускаются вопросы.
  • Составление рассказа на определенную тему. Ребенку предлагают тему для сочинения и слова с закрепляемой фонемой, которые он должен включить в свой рассказ. Эти занятия готовят к включению фонемы в собственную речь.

Автоматизация звука [Л] в самостоятельной речи

Введение фонемы в самостоятельную речь – завершающая ступень автоматизации. Здесь также нужно следовать некоторым правилам. На протяжении длительного времени ребенок не способен контролировать две вещи одновременно − что говорить и как говорить. Достаточно сложно научить его включать самоконтроль над произношением.

Сначала самостоятельной речью считаются только специально организованные, немного неестественные ситуации. Первое время контролировать правильность звукопроизношения будут только взрослые – родители и педагоги. У них возникает так называемый в логопедии «сторожевой рефлекс», когда взрослый контролирует два аспекта: организовывает разговор и корректирует все ошибки артикулирования. Чтобы научить ребенка использовать новое правильное звучание, надо после каждого ошибочного произнесения давать ему образец, добиваясь верного воспроизведения.

Обычно самостоятельное отслеживание и исправление неправильного произношения начинается примерно через две недели после постановки фонемы. Взрослые должны эмоционально подкреплять создание нового артикуляторного стереотипа. Полная автоматизация поставленной фонемы длится приблизительно около полутора месяцев.

Этот срок актуален только для дислаликов, при более тяжелых дефектах срок автоматизации увеличивается. Для получения положительного результата надо заниматься каждый день около двадцати минут и контролировать детскую речь в повседневной деятельности.

Общие рекомендации по автоматизации звука [Л]

Правильное проговаривание любой речевой единицы демонстрируется взрослым, и только после повторяется ребенком. В идеальном варианте он не должен при закреплении фонемы допускать ни единой ошибки, чтобы неверный шаблон не препятствовал формированию правильного. Поэтому педагог должен контролировать произношение, чтобы предупредить ошибку и сделать подсказку.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Постановка звука Ш

Крайне важно отрабатывание новой фонемы не только на коррекционных занятиях, но и в повседневной деятельности. Если изучаемый звук верно произносится только на занятии, то появляется «синдром кабинетной речи», когда при педагоге весь речевой материал произносится безошибочно, а в повседневной жизни полученные навыки не применяются.

Нужно контролировать содержание предлагаемого материала – не должно присутствовать оппозиционных фонем. «Конфликтующими» фонемами могут быть абсолютно любые пары. Для каждого случая необходимо подбирать индивидуальную картотеку материала. Если встретилось такое слово или сочетание – нельзя требовать безошибочного проговаривания всех звуков. Смешиваемые фонемы различаются на специальном этапе дифференциации.

Первое время необходима очень утрированная артикуляция поставленной фонемы. Это требуется для того, чтобы слуховым анализатором зафиксировалось новое звучание как образцовое.

Первое время надо подкреплять новый звук любыми способами, нельзя предоставлять малышу право говорить его без поддержки и контроля. Серьезную проблему создает самостоятельное выполнение домашних заданий. Если ребенок умеет читать, не стоит разрешать ему самостоятельно прочитывать слова, надо чтобы взрослый дал правильный образец, после чего ребенок должен его воспроизвести. Также важно, чтобы взрослые следили и исправляли неправильное произношение в повседневной жизни.

Упражнения для автоматизации звука [Л]

«Пароход». Ребенку предлагают рассмотреть изображение парохода и воспроизвести его гудок. Затем нужно помочь пароходу доплыть до пристани, проведя пальцем по дорожке, четко произнося протяжный звук [Л].

«Лесные песенки». Перед ребенком рисунок с изображением диких животных. Напротив каждого животного слоговая дорожка. Ребенка просят пропеть слоги, изображая голоса животных.

«Дополни предложение». Взрослый произносит предложения. Ребенку предлагается послушать их и добавить в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [Л]. Затем нужно повторить предложения полностью, выделяя звук [Л].

«Найди слово». Перед ребенком несколько картинок со звуком [Л] в разных частях слова. Ребенок называет, что изображено на них, выделяя звук [Л]. Затем предлагается рассортировать слова по месту расположения звука [Л] и составить предложение с каждым словом — названием картинки.

«Сказочная тропинка». На картинке изображен сказочный персонаж и его замок. Ребенку предлагается провести персонаж к замку по дорожке из слогов.

«Слоговая ромашка». На картинке изображена ромашка с разноцветными лепестками. На каждом лепестке написан слог. Ребенок должен прочитать слоги и составить из них слова, соединяя лепестки одинакового цвета. С полученными словами составляют предложения.

Игры для автоматизации звука [Л]

«Четвёртый лишний». Ребенку предлагают четыре картинки, в трех из них есть звук [Л]. Он должен назвать все картинки, определить, какая лишняя. Можно усложнить игру, подобрав три слова со звуком [Л] в начале, а в четвертом в конце.

«Обжорка». Ребенку дают большую ложку и картонные пельмени с изображенными на них картинками со звуком [Л]. Ребенок кладет в ложку картинку и называет слово. Если слово произнесено верно, то пельмень «съеден».

«Осенний листопад». Перед ребенком лежит картонный ствол дерева и разноцветные листья с картинками на обратной стороне. Взрослый спрашивает: в какое время года на деревьях бывают листья такого цвета? что происходит с листьями осенью? Объясняется значение слова листопад. Затем предлагают устроить листопад, называя, что изображено на листочке и отрывая его от дерева.

«Спасение Колобков». На столе перед ребенком несколько картонных Колобков с изображенными на них картинками со звуком [Л]. Ему предлагается вспомнить сказку «Колобок» и пересказать ее. Но вместо песенки Колобок рассказывает, что изображено на картинках. Когда Колобок встречает лису, нужно очень быстро называть картинки и переворачивать их, чтобы лиса не успела съесть.

«Что у Клавы в лукошке?». Предлагают сложить в лукошко для куклы Клавы предметы, названия которых содержат звук [Л]. При этом нужно произносить предложение: «Я положу в лукошко куклы Клавы…».

Крайне важно на занятиях замотивировать ребенка. Нужно объяснить ему, почему важно правильно разговаривать. Без достаточной мотивации коррекционная работа может затянуться на продолжительный период. Поэтому очень важно внимание окружающих, и не только родителей, к детской речи.

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей группе. Тема: «Зоопарк. Животные жарких стран»

Методическая разработка логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей группе. Тема: «Зоопарк. Животные жарких стран» .

  • формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные жарких стран».
  • уточнение представлений о животных жарких стран, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме,
  • развитие импрессивной речи,
  • совершенствование грамматического строя речи (единственное и множественное число существительных, употребление существительных в винительном, родительном и творительном падежах, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование притяжательных прилагательных, образование сложных слов, изменение форм глаголов, составление простых предложений, использование предлога С(СО)),
  • работа над слоговой структурой слов,
  • обучение умению вести диалог,
  • развитие связной речи.
  • развитие зрительного гнозиса,
  • внимания,
  • памяти,
  • логического мышления,
  • воображения,
  • тактильных ощущений,
  • мелкой и общей моторики.
  • формирование навыков сотрудничества, взаимодействия,
  • воспитание эмоциональности.
  • трафареты (рамки и картинки ) для игры «Подбери по силуэту», фланелеграф, картинки с изображением животных(для работы на фланелеграфе), «ступеньки» для составления предложений , картинки для игры «Собери животное» (разрезанные на 3 части изображения животных: льва, слона, обезьяны, тигра), игрушки животных, «сухой бассейн» с пробками, сюжетные картинки для составления рассказа «Обезьянка и бегемотик» (демонстрационная и индивидуальные).

Ход занятия

1. Психогимнастика «Обезьянка». Воспитание эмоциональности.

Очень любит есть бананы.
Это точно…(Обезьяна) (Игрушка)

– Раз, два, повернитесь, в Обезьянок превратитесь!

Любит покривляться Обезьяна –
всех дразнить готова постоянно!
Словно Заинька насторожилась,
Как лисичка доброй притворилась,
Будто глупый Ослик удивилась,
Как колючий ёжик рассердилась.
Словно Мышка в норке, испугалась.
И, как вы, ребята, рассмеялась!

– Раз, два, повернитесь, и в детишек превратитесь!

2. Игра «Кто в домике живёт?» («Найди по силуэту»). Сообщение темы занятия.

– Где мы можем увидеть обезьян?(В зоопарке) Отправимся в зоопарк!

– Тот попадёт в зоопарк, кто угадает, с кем в зоопарке живёт обезьянка.

– Зверюшки живут в своих домиках. У вас домики, а где же зверюшки?

– Кто в твоём домике живёт? Угадал? Найди…

– С кем дружит обезьянка? (Обезьянка дружит с жирафом.) Садись.

– Кто в ваших домиках живёт? Ищите…(Помогите малышам! Проверьте друг друга! Правильно?) Много друзей у обезьянки! Садитесь.

– С кем дружит обезьянка в зоопарке?

– Когда Соня впервые побывала в зоопарке, она удивилась! Расскажи, Соня! А вы СЛУШАЙТЕ внимательно, будем отгадывать Сонины загадки.

В зоопарке были с мамой,
Я потом сказала маме:
Каждый зверь там самый-самый!
Здесь всё странно, непривычно,
Сходим в зоопарк обычный!
Кот – огромней не найдёте,
И с причёской как у тёти.
Полосатая лошадка
Словно новая тетрадка.
С длинной шеей великан.
Гномик в шубе ел банан…
Зверь огромный, словно дом,
С длинным носом и клыками…

– Соня, почему ты удивилась? (Первый раз была в зоопарке и никогда ещё не видела животных жарких стран)

– Кто же Соню удивил?!

Кот – огромней не найдёте, — Кто это? Давайте спросим Соню!

И с причёской как у тёти. — Спроси: «Соня, это был тигр?»

Или: «Соня, это был лев?»

(Да, это был лев.) Найди льва.

(Отгадавший находит перевёрнутую картинку по силуэту и крепит её на фланелеграф .)

– Как называется причёска льва? (грива)

Полосатая лошадка Ребёнок: — Соня, это(была) зебра?

Словно новая тетрадка. (- Почему лошадку сравнили с тетрадкой?)

– Какая лошадка? (полосатая)

С длинной шеей великан. Ребёнок: — Соня, это(был) жираф?

Гномик в шубе ел банан. (Гномик- большой или маленький?

– Гномик похож на человека? (Какое животное похоже на человека?)

Ребёнок: — Соня, это(была) обезьянка?

Зверь огромный, словно дом, — Как называется нос слона? (Хобот) У слона с длинным носом и клыками. Клыки? (Бивни)

– Отгадали мы все твои загадки, Сонечка, садись, спасибо!

4. Составление предложений из 3 слов.

– Итак, кого Соня видела в зоопарке?

Поднимемся по ступенькам и скажем 3 слова: «Соня видела…льва.»

– Иди сюда, повтори.

(На фланелеграфе — 3 ступеньки, фигурка девочки поднимается по ступенькам , на верхней — меняются изображения животных) .

(Дети выходят к фланелеграфу.)

5. Работа над прилагательными.

– С Сониными загадками вы справились, а теперь отгадайте мои загадки:

– Кто длинноносый? (Слон длинноносый) Почему? (У СЛОНА длинный нос-хобот.) Какой слон?

– Кто длинношеий? Почему?… (У жирафа…)

А ещё у жирафа длинные ноги. Какой жираф? Попробуйте составить слово. (длинноногий)

– У кого острые зубы? Лев острозубый? (повторяют)

– Кто длиннохвостАЯ? Почему? Какая обезьяна?

– Кто быстроногая? Почему? (Как вы это понимаете?) Какая зебра?…

– Похлопаем животным! (слон, лев, зе-бра…)

6. Развитие мелкой моторики пальцев.

– Соня фотографировала животных, и мы сфотографируем:

Мы шагаем в зоопарк, (пальчики «бегут» по столу)
Побывать там каждый рад! (Хлопают в ладоши.)
Антилопы, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы.
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
(Загибают поочерёдно пальцы сначала на левой руке, потом на правой.)
У нас чудесный аппарат,
(Пальцами обеих рук делают прямоугольник.)
Фотографировать он рад!
(Указательным пальцем правой руки «нажимают на кнопку фотоаппарата».)
Сделаем вам фото.
(Руками от себя «предлагают».)
Вот такое фото!
(Большие пальцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулаки. Выполняют несколько движений руками вперёд.)

7. Развитие внимания и памяти. «С кем гуляла мама?»

– Все фотографии получились? Кого нет?…(зебры, жирафа)

– Кто появился? (тигр)

– Чего нет на фотографии у слона? (бивней)

Потому что это ещё ребёнок: не взрослый слон, а маленький… (слонёнок).

Мамы гуляли со своими детёнышами:

Слониха гуляла с кем? — СО…(слонёнком)

Львица гуляла с кем? — СО…(львёнком) (Дети выходят показывать, повторяют)

Тигрица гуляла с кем? — С…(тигрёнком)

Львёнком славным так гордится

Его мама! Мама-…? (львица).

Тигрёнок совсем никого не боится,

Ведь ходит поблизости мама -…(тигрица).

Гулять зовёт слонёнок тихо:

– И мы пойдём погуляем!

Это лев. Он царь зверей!В мире нет его сильней!
(Неторопливо идут с гордо поднятой головой.)
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
(Согнув в локтях руки с растопыренными пальцами,качаются.)
А вот этот добрый слон
Посылает всем поклон.
(Растопыренные пальцы рук прижаты к ушам. Выполняют наклоны туловища вперёд — вправо, вперёд — влево.)
Зебра очень быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
(Выполняют лёгкие прыжки на месте, согнув руки в локтях.)
Львёнок бегает, резвится,
Хочет с нами подружиться.
(Идут по кругу, выполняют лёгкие подскоки. Руки двигаются вперёд — назад в такт движениям)

– Львёнок бегает, и мы…(бегаем)

Зебра скачет, и мы…(скачем)

Обезьяна качается, и мы…(качаемся).

Лев идёт, и мы…(идём)

Слон поклонился, и мы…что сделали?(поклонились)

– Пока мы играли, шаловливая обезьянка порвала наши фотографии и перепутала. (поменяла части тела животных) Давайте разбираться!

– Голова чья? (кого?) (льва) Львиная голова.

А туловище львиное? (обезьяны)

(логопед вызывает ребёнка к каждой фотографии)

– Склеили фотографии. Похвалим себя: МО-ЛОД-ЦЫ!

10. Рассматривание сюжетной картинки-подготовительная работа для составления рассказа по предложенному началу. Развитие творческого воображения и связной речи.

– А вот ещё одна фотография- не цветная. Кого вы видите?

Наша обезьянка ловкая! Куда она забралась? Чем занята обезьянка на пальме?

Почему бегемотик разинул свою пасть?

Можно назвать обезьяну и бегемота друзьями? Почему?

Очень любит бегемотик бананы! Да высоко они растут- не достать малышу… -Вечером с воспитателем придумайте продолжение этой истории, завтра расскажете мне, а дома с мамой и папой раскрасьте картинки. Я вложу их в ваши тетради.

11. Итог занятия. Оценка работы детей. Поощрение.

Игра «Прятки» (сухой бассейн)

– Итак, где мы сегодня побывали? Вам было интересно? Весело? Я рада!

– Напоследок обезьянка предлагает вам поиграть в прятки с животными!(сухой бассейн)

Опустите руку, поищите, ощупайте, отгадайте!

– Кого ты нашёл (нашла)?…Сядьте, поиграйте.

Швердякова Е. В.,
учитель-логопед высшей кв. категории,
Государственное автономное учреждение социального обслуживания
Московской области «Московский областной центр реабилитации инвалидов»,
отделение реабилитации детей и подростков с ОВЗ,
г. Юбилейный

Ссылка на основную публикацию