Литературная викторина по сказкам русских писателей

Литературная викторина для 1-4 класса по сказкам

Литературная викторина для младших школьников по сказкам

Литературная викторина для учащихся начальных классов «Бросай-ка»

Литературная викторина с ответами для младших школьников

Ведущий: Добрый день, мальчики и девочки! Начинаем нашу викторину «Бросай-ка». Она называется так потому, что вопросы мы будем выбирать, бросая кубик. Я надеюсь, что вы с улыбкой воспримите и выигрыш, и поражение. В викторине принимают участие. (участники называют свои имена). Спасибо, очень приятно было познакомиться с вами!

Пусть будет радостною встреча,

В таком знакомстве — дружбы суть,

Мы начинаем викторину.

Как говорится, в добрый путь!

Ведущий проводит разминку, чтобы определить участников и болельщиков. Участниками становятся те, кто наберет больше баллов, остальные — болельщики. За правильный ответ дается 1 очко.

Вопросы разминки:

Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (11 братьев)

Самое сильное желание крокодила Гены? (Найти друга)

Сколько поросят перехитрили в сказке С. Михалкова злого волка? (Три)

Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

Имя старого джинна, которого Волька освободил из кувшина в повести Л. Лагина? (Старик Хоттабыч)

Кто обул кота в сапоги, надел на девочку красную шапочку, а на волка — чепчик? (Ш. Перро)

Имя папы Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Карло)

10. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)

11. Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф- Наф)

12. Али-Баба перехитрил тридцать шесть или тридцать восемь разбойников? (Сорок)

Победители, набравшие наибольшее количество очков, делятся на две команды и выбирают каштанов; болельщики поддерживают игроков аплодисментами.

Викторина состоит из 6 туров: «Пушкиниана», «Сказки зарубежных писателей», «Чей это портрет?», «Русские народные сказки», «Сказки русских писателей», «Очкосгорательный».

На столе разложены 6 карточек по числу туров, в каждой карточке 10 пронумерованных вопросов. Представители команд по очереди бросают кубик с цифрами, определяя тур, затем на карточке, соответствующей выпавшему числу, произвольно выбирают вопрос. За правильный ответ — 2 очка.

1-й тур. Пушкиниана

1. С какими словами обращалась царица к зеркальцу?

(Свет мой, зеркальце! Скажи,/Да всю правду доложи. )

2. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку!/ Царствуй, лежа на боку!)

3. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой/ У самого синего моря. )

4. Из какой сказки эти строки?

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

5. Сколько лет прожил старик со старухой «у самого синего моря»? (Тридцать лет и три года)

6. На какую работу нанял поп Балду? <Повар, конюх и плотник)

7. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)

8. Из какой сказки эти строки?

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

Государевой жене. («Сказка о царе Салтане. »)

9. Из какой сказки эти строки?

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился.

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

10. Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка?

(За такое одолженье,/ Говорит он в восхищенье,/ Волю первую твою/Я исполню, как мою)

2-й тур. Сказки зарубежных писателей

1. Как в английской «Сказке про трех поросят» поросенок перехитрил волка? (Поросенок растопил печь и поставил под трубу котел с кипящей водой, волк упал в котел и сварился)

2. Кто лучший в мире специалист по паровым машинам, мастер по уборке комнат, товарищ по играм и большой выдумщик? (Карлсон)

3. В какой сказке медведь сам сочинял стихи, например, такие:

Мишка очень любит мед!

Почему? Кто поймет!

В самом деле, почему

Мед так нравится ему? («Винни-Пух и все-все-все»)

4. Кто этот герой?

В одной из детских книжек есть она,

А в ней герой — мальчонка овощной —

Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино)

5. Назовите любимое выражение Карлсона. («Пустяки, дело житейское»)

6. Как бременские музыканты напугали разбойников? (Они одновременно закричали и запрыгнули в домик через окно)

7. Назовите страну, где утром жители говорят друг другу «спокойной ночи», а когда идут спать, говорят «доброе утро»; где в булочных продаются канцелярские принадлежности, а хлеб надо покупать в канцелярских магазинах. (Страна Лжецов)

8. Кто этот обжора? Какой писатель и в какой сказке о нем рассказал: «. Когда он был еще молод, он спал с вечера до утра, чтобы успеть переварить все, что съел за день. Но потом он сказал себе: “Спать — это только время терять: ведь когда я сплю, я не могу есть”. Поэтому он решил питаться и ночью, оставив для пищеварения часа два в сутки»? (Барон Апельсин в сказке Дж. Родари «Чипоплино»)

9. Как зовут эту героиню?

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь.

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

3-й тур. Чей это портрет?

1. «. Веселенько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава зеленая да цветы лесные. На березе уж листочки зашумели. А она того больше старается, припевать стала: У меня тепло! У меня светло! Красно летичко!

А сама волчком да волчком — сарафанчик пузырем». (Огневушка -поскакушка из одноименного сказа П. Бажова)

2. «. В сарачинской шапке белой,/ Весь, как лебедь, поседелый. » (Звездочет, А. С. Пушкин, «Сказка о золотом петушке»)

3. «Правду молвить, молодица/ Уж и впрямь была царица:/ Высока, стройна, бела,/ И умом и всем взяла;/ Но зато горда, ломлива,/ Своенравна и ревнива. (Царица, А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4. «Между тем росла, росла,/ Поднялась — и расцвела./ Белолица, черноброва,/ Нраву кроткого такого». (Царевна, А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

5. «Месяц под косой блестит,/ А во лбу звезда горит./ А сама-то величава,/ Выступает, будто пава;/’ А как речь-то говорит,/ Словно реченька журчит. (Царевна Лебедь, А. С. Пушкин. «Сказка о царе Сал- тане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салта- новиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

6. «. Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди- сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные». (Зверь лесной, чудо морское, С. Т. Аксаков, «Аленький цветочек»)

7. «. Он заслонил собой солнце, и стало темно, как в сумерки. Он был огромного роста, голова его была как купол, руки — как вилы, ноги — как придорожные столбы, рот — как пещера, а глаза метали искры». (Джинн из арабской сказки «Алладин и волшебная лампа»)

8. «. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя». (Снежная королева из одноименной сказки Х.К. Андерсена)

9. «. Неужели это он! Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог ее повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет назад, — совсем маленький». (Карлик Нос из одноименной сказки В. Гауфа)

10. «. Лицо головы было гладкое и лоснящееся, с полным щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал; как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всем лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип, и это поразило Элли». (Гудвин Великий и Ужасный, А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»)

4-й тур. Русские народные сказки

1. Кто с кем спорил, чьи вершки, а чьи корешки? (Мужик с медведем в сказке «Мужик и медведь»)

2. Этот герой очень любит мед и кашу, а еще пирожки. На пирожках его и провели. (Медведь из сказки «Маша и медведь»)

3. В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» или «Бой на Калиновом мосту»)

4. За что и как получил Матюша Пепельной свою силу великую? (За то, что птенцов птицы Магай укрыл, накормил, от смерти спас, птица дала ему три глотка из кувшина, возле дуба зарытого.)

5. Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, их сыновей и двух дочерей и себя не обидел? (Барину — голову, барыне — гузку, сыновьям — ножки, дочерям — крылышки, а себе — туловище.)

6. Какими словами обычно начинаются русские сказки? («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были. »)

7. В сказке говорится: «Катится наливное яблочко по серебряному блюдечку, а на блюдечке все города видны, села на полях и корабли на морях, и гор высота, и небес красота, ясно солнышко с светлым месяцем кружатся, звезды в хоровод собираются». А что у нас теперь в жизни вместо наливного яблочка да серебряного блюдечка? (Кино, телевизор, компьютер, подзорная труба, бинокль, телескоп т. д.)

8. Вспомните описание пира в сказке «Царевна-лягушка». Какие чудеса творила Василиса Премудрая? (Во время танца махнула рукой — озеро разлилось, махнула другой — поплыли по озеру белы лебеди.)

9. Есть такая сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Что это такое: «принеси то — не знаю что»? (Сват Наум)

10. Из какой сказки эти строчки?

Ах ты, Петя-простота,

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко.

(Петушок из сказки «Петушок — золотой гребешок»)

5-й тур. Сказки русских писателей

1. Как зовут волшебницу, которая боялась воды, и сколько лет она не умывалась? (Бастинда, не умывалась 500 лет.)

2. Кто придумал почтальона Печкина и троих из Простокваши- но?(Э. Успенский)

3. Как звали трех толстяков из повести Ю. Олеши «Три толстяка»? (У них нет имен.)

4. Элли смогла вернуться домой, когда помогла трем существам добиться исполнения их самых заветных желаний. Что это были за желания? (Желание Страшилы получить ум, Железного Дровосека — сердце и Трусливого Льва — храбрость.)

5. С грядки старушка цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала.

В цветке, в лепестках есть волшебная сила,

Их девочка Женя о чем-то просила.

Что надо сказать, лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

Кто ее автор? («Цветик-семицветик», В. Катаев)

6. С букварем шагает в школу

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

7. Назовите имя малыша Сиропчика из трилогии Н. Носова «Незнайка». (Сахарин Сахариныч Сиропчик)

8. По каким странам путешествуют герои сказок А. Волкова? (Страна Колотунов, Прыгунов, Мигунов, Жевунов и т. д.)

9. В какой сказке король больше всего на свете любил манную кашу, и как звали повариху, которая знала секрет приготовления этой каши? (Карбацуца, сказка С. Прокофьева «Лоскутик и облако»)

10. В чем волшебная сила Золотой шапки и Серебряных башмачков? (Если произнести волшебные слова, то появлялись Летучие обезьяны и выполняли желания хозяина Шапки. Если стукнуть каблуком о каблук, то Серебряные башмачки переносили в любое место.)

6-й тур. Очкосгорательный

Если по кубику выпадает 6 тур, все очки у команды сгорают.

Литературная викторина «По дорогам сказок» (библиотечный урок для учащихся 2-3 классов)

Литературная викторина «По дорогам сказок»

(библиотечный урок для учащихся 2-3 классов)

Цель: Сформировать знания учащихся о писателях-сказочниках; развивать логическое мышление, быстроту реакции, зрительное и слуховое внимание, память и речь учащихся, навыки осмысленного чтения, современные методы и навыки чтения, любовь к чтению; популяризировать детскую литературу среди учащихся.

Оборудование: выставка детских интересных книг, высказывания о книге различных писателей, презентация «По дорогам сказок», видеоролики: «Наши любимые сказки», «Вместе весело шагать по просторам», «Сказочный микс – Викторина по сказкам», «Сказки гуляют по свету», «Наши любимые сказки».

Библиотекарь:

(слайд №1)

Время сказки наступает,
Время сказки настает.
Все внимательно смотрите,
Чудо вдруг произойдет.
Если сказку вы хотите,
К вам сейчас она придет!

  1. Видеоролик «В гостях у сказки»

Книжная королева:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашего праздника. А я помогу вам, ребята, чтобы вы были веселыми, любознательными и остроумными. Вы, конечно же, прочитали много книжек, знаете много народных и литературных сказок, а так же любите мультфильмы? Поэтому я предлагаю вам немного поиграть со сказкой. Согласны?

Для начала проведем небольшую разминку. Ну что, ребята, поиграем?

Я начну, а вы заканчивайте,
Только в рифму отвечайте!

Вам надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, как, ребята, представили, что вы в сказочной стране? Тогда – первое задание.

(слайд №2)

Какие слова надо произнести, чтобы:

  1. Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
  2. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим-сим, открой дверь!)
  3. Сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)
  4. Исполнить желание с помощью волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
  1. Видеоролик «Наши любимые сказки»

Библиотекарь:

А сейчас я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию . Попробуйте узнать их по особым приметам . (слайд №3)

  1. Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Винни Пух)
  2. Мальчик. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок. Опасен! Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино)
  3. Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Особая примета – волосы голубого цвета. (Мальвина)
  4. Кот. Место жительства – деревня Простоквашино. (Матроскин)

Молодцы, ребята! Вы настоящие детективы!

Книжная королева: А теперь я попрошу узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил.

(слайд №4 – 11)

  1. Ваша мама пришла,
    Молочка принесла.
    (Коза из русской сказки «Волк и семеро козлят».)
  2. Не садись на пенек,
    Не ешь пирожок,
    Неси бабушке,
    Неси дедушке.
    (Машенька из русской народной сказки «Маша и Медведь».)
  3. Столяр Джузеппе – Синий нос
    Полено как-то в дом принес.
    Он начал ножку мастерить
    Для кресла или стула.
    Полено стало говорить
    И в нос его щипнуло.
    («Буратино», А.Н. Толстой)
  4. Перед волком он дрожал,
    От медведя убежал,
    А лисице на зубок
    Все ж попался.
  1. Враг людей
    И враг зверей
    Злой разбойник.
  1. Всех на свете он добрей,
    Лечит он больных зверей.
    А однажды бегемота
    Вынимал он из болота.
    Добротою знаменит,
    Это доктор.
  1. Красна девица грустна —
    Приближается весна.
    Ей на солнце тяжко.
    Слезы льет, бедняжка.
    (Снегурочка)
  2. Он знаком всем малым детям,
    Обожают все его,
    Но таких на целом свете
    Не найдешь ни одного.
    Он не лев, не слон, не птица,
    Не тигренок, не синица,
    Не котенок, не щенок,
    Не волчонок, не сурок.
    Но заснята для кино
    И известна всем давно
    Эта милая мордашка,
    А зовется.
Читайте также:  Рабочая программа учителя-логопеда по развитию речи детей с ФФНР для детей в возрасте от 5 до 6 лет

Книжная королева:

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказочных героев.

Библиотекарь:

(слайд №12-13)

Следующий наш конкурс «Из одной ли мы сказки?»

Книжная королева:

А сейчас, ребята, я предлагаю вам конкурс переводчиков. Я буду говорить о героях произведений простыми предложениями. А вы, узнав, о ком идет речь, должны сказать об этом герое, не повторив ни одного моего слова. Кроме того, «перевод» нужно найти либо в песне, либо в стихотворении. Трудное задание? Но я уверена, что и с ним вы справитесь!

Итак «Конкурс переводчиков»

  • Старушка имела животное булыжного цвета с рогами. (Жил-был у бабушки серенький козлик. )
  • Женщина пожилого возраста была владелицей пары жизнерадостных птичек. (Жили у бабуси два веселых гуся. )
  • Компания молодых особ занималась рукоделием после захода солнца у отверстия со стеклом. (Три девицы под окном пряли поздно вечерком. )
  • На плантации зеленых насаждений появилось новое чудо, пригодное для встречи Нового года. (В лесу родилась елочка, в лесу она росла. )
  • В зарослях невысоких растений расположилось зеленое насекомое. (В траве сидел кузнечик. )

Библиотекарь:

А теперь – узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.

  1. Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер)
  2. Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхгаузен)
  3. Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс)
  4. Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса)
  5. Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн)
  1. Видеоролик – Викторина по сказкам «Сказочный микс»

Книжная королева:

Молодцы, ребята! С вами очень приятно общаться, вы столько всего знаете! Наш конкурс состоит из сказочных вопросов , и вы будете большие молодцы, если сумеете верно на них ответить. Попробуем? Итак.

(слайд №14)

  1. Сказочная хитрюга. Кто это? (Лиса.)
  2. За кого держалась Жучка? (За внучку.)
  3. Чем ловили золотую рыбку? (Неводом.)
  4. Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы.)
  5. Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Винни-Пух.)
  6. Кто такой Елисей? (Королевич.)
  7. Подруга семи гномов. (Белоснежка.)
  8. Сказочная замарашка. (Золушка.)

Библиотекарь: Следующий наш конкурс «Продолжи сказку»

(слайд №15)

  1. Позвала бабка внучку.
    Внучка за бабку,
    Бабка…
  2. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
    – Терем-теремок! Кто в тереме живет?
    – Я мышка – норушка! А ты кто?
    – А я …
  1. Видеоролик «Сказки гуляют по свету»

Книжная королева:

А теперь проведем конкурс «Угадай, из какой сказки предмет»

(слайд №16)

Библиотекарь:

(слайд №17-18)

Конкурс « Сказочный переполох» (1. Найди пару. 2. Перепутались названия сказок. Соедините начало и конец сказок, чтобы исправить ошибки)

Книжная королева:

(слайд №19)

Проведем конкурс « Сказки о волке». Ребята, назовите сказки, героем которых является волк.

Библиотекарь:

(слайд №20-22)

Следующий наш конкурс «Верните нас в сказку»

Книжная королева:

Вот это да! Оказывается, вы, ребята, любите не только читать сказки, но и смотреть мультики? Вам интересно видеть героев сказки не только на страницах книг, но и на экране.

  1. Видеоролик «Вместе весело шагать по просторам»

Библиотекарь:

(слайд №23)

Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах…
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся…
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро.

Викторина по сказкам «Знатоки сказок»

Описание разработки

Обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;

развивать мышление, воображение, интерес, внимание;

воспитывать любовь к сказкам и к чтению.

– Активизировать детское чтение;

– Организовать досуг учащихся.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит диплом «Знаток сказок».

Беседа по сказкам.

Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т. д. Злые герои – Баба – Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!

Задания викторины:

I этап Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).

*Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

*Жилище Бабы Яги? (избушка)

*Имя мальчика, которого унесли Гуси – лебеди? (Иванушка)

*Второе название скатерти (самобранка)

*Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)

*Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)

*Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)

*Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

*Кого старик неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)

*Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)

*Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)

*Сколько голов у Горыныча? (три)

*Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)

*Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

*Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).

*Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).

*Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

*Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»).

– От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

– Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных? (Снежная Королева).

– Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).

– Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).

– Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

– В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

2 конкурс (Чей это портрет?)

Нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей –

Королевич Елисей» (Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).

– Родилась в цветке прелестном

Труден к счастью её путь

Каждый видно догадался

Как её зовут (Дюймовочка)

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

– Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем (Жар – птица)

– Побежала она за подружками,

Вскочила в огонь

И потянулась вверх легким паром,

Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).

– Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит нас досыта.

Что сама собой она,

Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)

– Летела стрела, попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто – то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная).

– Жила – была девочка

Имя забыла она свое давно

Так как однажды ей бабушка подарила шапочку

И все стали её звать … (Красная шапочка).

– Очаровательная молодая незнакомка, сбежавшая с бала в полночь и потерявшая на ступеньках дворца волшебную туфельку.

3 конкурс « Кто прислал телеграмму»

(Командам раздаются подготовленные телеграммы. Игроки должны назвать героя, произведение, автора)

*За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка» Андерсен)

*Цветочек удивительной красоты нашел, ждите домой. (Отец. «Аленький цветочек»)

*Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка)

*Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)

*Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

*Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)

*Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)

*Все закончилось благополучно. Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»)

*Дорогие гости помогите! Паука злодея зарубите! (Муха – Цокотуха из сказки К. Чуковского Муха – Цокотуха»)

Весёлая минутка. Игра «Птицы»

Вы должны хлопнуть в ладоши, когда с чем – то не согласны.

1. Прилетели птицы:

2. Прилетели птицы:

3. Прилетели птицы:

Инсценировки из сказок. Командам назвать сказку.

Весёлая минутка. Игра «Эхо»

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Викторина по сказкам « Знатоки сказок»

Обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;

развивать мышление, воображение, интерес, внимание;

воспитывать любовь к сказкам и к чтению.

– Активизировать детское чтение;

– Организовать досуг учащихся.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит диплом «Знаток сказок».

Беседа по сказкам. Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!

Задания викторины:

I этап Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).

*Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

*Жилище Бабы Яги? (избушка)

*Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

*Второе название скатерти (самобранка)

*Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)

*Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)

*Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)

*Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

*Кого старик неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)

*Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)

*Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)

*Сколько голов у Горыныча? (три)

*Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)

*Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

*Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).

*Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).

*Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

*Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»).

– От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

-Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных? (Снежная Королева).

– Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).

– Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).

– Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

– В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

2 конкурс (Чей это портрет?)

Нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей –

Королевич Елисей» (Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).

– Родилась в цветке прелестном

Труден к счастью её путь

Каждый видно догадался

Как её зовут (Дюймовочка)

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

– Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем (Жар-птица)

– Побежала она за подружками,

Вскочила в огонь

И потянулась вверх легким паром,

Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).

– Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит нас досыта.

Что сама собой она,

Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)

– Летела стрела, попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная).

– Жила – была девочка

Имя забыла она свое давно

Так как однажды ей бабушка подарила шапочку

И все стали её звать … (Красная шапочка).

– Очаровательная молодая незнакомка, сбежавшая с бала в полночь и потерявшая на ступеньках дворца волшебную туфельку.

3 конкурс « Кто прислал телеграмму»

(Командам раздаются подготовленные телеграммы. Игроки должны назвать героя, произведение, автора)

*За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка» Андерсен)

*Цветочек удивительной красоты нашел, ждите домой.(Отец. «Аленький цветочек»)

*Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка)

*Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)

*Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

*Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)

*Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)

*Все закончилось благополучно. Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)

*Дорогие гости помогите! Паука злодея зарубите! (Муха-Цокотуха из сказки К. Чуковского Муха-Цокотуха»)

Весёлая минутка. Игра «Птицы»
Вы должны хлопнуть в ладоши, когда с чем-то не согласны.
1.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
2.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаечки, стрижи.
3.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны!

Домашнее задание.
Инсценировки из сказок. Командам назвать сказку.

Весёлая минутка. Игра «Эхо»
Сколько времени сейчас? Эхо отвечает «Час, час». А чтоб веселей игралось, хлопайте в ладоши.
Собирайся детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладоши не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда! Будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поёт в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как? Как?
Сколько будет дважды два? Два! Два!
А сто двадцать минус два? Два! Два!
Замечательный ответ! Вет! Вет!
Математикам – привет! Вет! Вет!
Это ухо или нос? Нос! Нос!
Или, может, сена воз? Воз! Воз!
Это локоть или глаз? Глаз! Глаз!
А вот это, что у нас? Нас! Нас!

Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия по теме (Автоматизация звука Ш в словах)

Вы хорошие всегда? Да! Да!
Или только иногда? Да! Да!
Не устали отвечать? Чать! Чать!
Попрошу вас помолчать.

4 конкурс

Чтобы навести окончательный порядок в сказках, нужно правильно ответить на вопросы.

1. Из какого предмета у Золушки была карета? (из тыквы). 2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).

3.Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).

4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).

5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).

6.Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом). 7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).

8.Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»). 9.В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая).

10. Что было в корзинке у Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).

11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).

12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).

13.На чем ездил Емеля? (на печи).

14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке).

15.Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми).

5 конкурс «Дальше, дальше…»

Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

6 конкурс «Волшебный сундучок».

Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо – «Курочка Ряба»

Красная шапочка – «Красная Шапочка»

Использованная литература:

1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.

3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.

4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

Литературные викторины с ответами для детей младшего школьного возраста

Викторина по произведениям Д. В. Драгунского «Читаем внимательно»

1. На что Дениска выменял светлячка? (На самосвал. «Он живой и светится»)

2. Самое короткое название рассказа Д. В. Драгунского. («Бы»)

3. Сколько лет провел Дениска под кроватью? (20 лет)

4 Что подарил Дениска другу на день рождения? (Гусиное перо)

5. Какая буква была заколдована и почему? (Буква «Ш». «Заколдованная буква»)

6. Фамилия Дениски? (Кораблев)

7. Название реки, которое не выучил Дениска. (Миссисипи. «Главные реки»)

Викторина по произведениям Р. Киплинга «Кто это?»

1. Он с самого рождения хромает на одну ногу. Вот почему он охотится только за домашней скотиной. (Шер-хан)

2. Она хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон. Голос у нее сладок, как дикий мед, а шкура мягче пуха. Черная как чернила, но с отметинами, которые видны на свету, как легкий узор на муаре. (Багира)

3. Ноги ступают без шума, глаза видят в темноте, уши слышат, как шевелится ветер в своей берлоге, зубы остры и белы – вот приметы наших братьев. (Волчья стая)

4. Они бегут напрямик через джунгли, и все, что попадается им навстречу, сбивают с ног и разрывают в клочья. Даже тигр уступает им свою добычу, они не так крупны, как волки, не так ловки, но очень сильны, и их бывает очень много. (Дикие рыжие собаки)

5. У них есть свои дороги и перекрестки, свои подъемы и спуски, пролегающие в ста футах над землей, и по этим дорогам они путешествуют даже ночью, если надо, никто в джунглях не водится с ними. (Бандер-логи)

Викторина «Волшебные слова в сказках»

Кто, в каких сказках произносил такие волшебные слова.

1. Мутабор. (Калиф. В. Гауф. «Калиф-аист»)

2. Сусака, масака, лэма, рэма, гэма! (Гингема. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»)

3. Крекс, фекс, пеке. (Буратино. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4. Сим-сим, открой дверь. (Герои арабской сказки «Али- баба и сорок разбойников»)

5. Бурум-шурум, шалты-балты. (Нильс. С. Лагерлеф. «Чудесое путешествие Нильса с гусями»)

6. Вот я! Вот я! Превращаюсь в воробья. (Баранкин. В. Медведев. «Баранкин, будь человеком!»)

7. Бирелья-турелья, буридакль-фуридакль. (Энни. А. Волков. «Огненный бог Марранов»)

Викторина «Былины»

1. Кто из великих русских богатырей 33 года пролежал на печи? (Илья Муромец)

2. Какое чудище проживало в горах Сорочинских? (Змей Горыныч)

3. Кто из богатырей умел превращаться в различных животных? (Волхв Всеславьевич)

4. Как звали великана, захватившего Царьград? (Идолище)

5. Кем был Тугарин, побежденный Алешей Поповичем? (Сыном Змея Горыныча)

6. Кем оказался пахарь, соху которого не смогла выдернуть из земли целая дружина? (Микулой Селянинови- чем)

7. Кто освободил Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира, из плена? (Добрыня Никитич)

Юмористическая викторина «Знаете ли вы сказки?»

1. Назовите сказочного персонажа, лезущего вон из кожи.

2. Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух?

3. Вспомните имя сказочника, у которого был свой конек.

4. Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

5. Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озера, лебеди и другие предметы окружающей среды?

6. Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях?

7. Назовите имя царя, жившего так давно, что никто в это уже не верит.

8. Как звали царя, который допетушился?

9. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей?

10. Какую награду за подвиг обещают сказочные цари героям?

11. Назовите сказочного персонажа, лопнувшего от смеха при виде неквалифицированного моста.

12. В какой русской народной сказке описана жизнь дружной коммунальной квартиры?

13. Какой исходный продукт нужен для варки сказочной каши?

14. Как называется сказочный индивидуальный летательный аппарат многоразового пользования?

Юмористическая викторина «Знаете ли вы мифы?»

1. Как звали парней, у которых не только голова на плечах?

2. Назовите имя женщины, чья верность оказалась мистической.

3. Как зовут специалиста по отстрелу невлюбленных?

4. Как звали женщину, у которой любимый ходил по ниточке?

5. Назовите имя силача, который боялся потерять почву под ногами.

6. Как звали мифического бога, большого поборника сна?

7. Как звали эмансипированную женщину античности?

Викторина по сказкам для начальной школы с ответами – викторина в игровой форме. Сценарий для начальной школы

Вопрос-ответ – викторина по сказкам с ответами для учеников начальной школы

Сказки — это не просто поучительные истории и рассказы, это наша жизнь. С самого детства нам читают сказки, рассказывают. А потом мы и сами начинаем их читать. И чем больше сказок мы знаем, тем проще нам жизнь – ведь в них есть всё, чтобы научиться быть добрым, отзывчивым, знать, где опасно, а где хорошо.

Новая викторина по сказкам для начальной школы – это способ не только поиграть со школьниками, но и проверить их знания по русским народным сказкам и сказкам великих поэтов. Викторина в виде вопрос ответ, что делает игру более упрощённой.

Мы написали не просто викторину, а небольшой сценарий, чтобы учителям было проще работать с детьми.
Также мы предлагаем бесплатные шаблоны для победителя и для участников викторины.

Для победителя диплом

Для участников медальки

Д иплом и медальки можно скачать в конце сценария!

А чтобы было проще определить победителя, за каждый верный ответ игроку или команде давайте по одному жетончику:


К ликните на картинку и сохраните шаблон жетона себе на компьютер

В итоге у кого в конце викторины будет больше жетонов, тот побеждает.

Ход мероприятия

– дорогие ученики!
Сегодня у нас не просто открытый урок, сегодня у нас с вами будет викторина по теме – как вы знаете сказки.
Мыс вами «пойдём» в сказочный мир, где вспомнит героев сказок и познакомимся с новыми персонажами. Но для начала нужно «открыть» эти сказки. Открыть их просто – достаточно называть названия и после этого сказка будет открытой!

Дети называют сказки, которые они знают, учитель им подсказывает, если дети что-то забыли.

– молодцы, как много сказок вы вспомнили.
А вы знаете, что у каждой сказки есть родитель – это автор сказки. Давайте вспомним, кто и какую сказку написал.

Дети вместе с учителем вспоминают сказки и их авторов.

– вы не заметили, но мы уже с вами начали играть в викторину. Сначала мы вспомнили названия сказок. Теперь вспомнили писателей, а давайте вспомним и героев сказок. Но не всех, а только тех, у кого имя состоит из двух частей. Я буду называть первую часть имени, а вы вторую.

Учитель играет с учениками в игру. Учитель называет начало имени сказочного персонажа, а дети вторую часть.

– вот как много сказочных персонажей, но и это ещё не всё. Есть ещё колобок, волк, лиса и много, много других персонажей.
А давайте ответим на вопрос – чем полезны сказки?

Дети отвечают.

– да, сказки очень помогают понять, что такое жизнь и как жить. И ещё в сказках много полезных и правильных советов.
Be нас на очереди первая по-настоящему викторина.
Я вас сейчас буду называть полезные советы из сказок, а вы мне отвечайте, из какой сказки тот или иной совет.

Ведущая называет полезные советы из сказок, а дети отвечают.

Полезные советы и сказки

– да именно Буратино говорил, что учиться надо хорошо. А вы хорошо учитесь? А это мы сейчас и проверим.
Проверим в несерьёзной шуточной викторине, которую я так назвала – шуточная сказочная викторина.

Шуточная сказочная викторина

В шуточной викторине ведущий описывает какой-либо сказочный предмет (или просто предмет из сказки), а дети угадывают, что же это такое.

1. Единственный инструмент у папы, из которого можно кашу сварить (топор)
2. Вроде бочка, а летает (ступа)
3. Один домик для лесных жителей (теремок)
4. В какую часть одежды может поместиться реки, озёра и лебеди (рукав)
5. Без них не кот (сапоги)
6. Больше мамин предмет, а в сказке к нему обращались с просьбой, чтобы узнать, кто красивее всех (зеркальце)
7. Растёт на огороде, а чтобы вытащить нужна вся семья (репка)
8. Предмет, который помогает даже в болоте найти принцессу (стрела)
9. Истинные леди из не теряют (туфелька или Золушки)

– вы просто очень умные и всё знаете. Но у меня для вас ещё один сюрприз и это кроссворд!
Вы умеете разгадывать кроссворды? Сейчас мы это посмотрим.
Я предлагаю разделиться на команды, чтобы было легче и быстрее. И какая команда отгадает кроссворд раньше всех, та и побеждает в этом соревновании.

Кроссворд по сказкам

Дети делятся на команды, и каждая команда получает вот такой кроссворд:

– с кроссвордом справились и для многих из вас это был первый такой формат игры. А кто-то уже имел дело с кроссвордами и знает, как их решать.
А давайте пока так и останемся в командах и поиграем ещё в одну игру под простым названием – кто быстрее. Как понятно из названия конкурсы – кто быстрее ответил, тот и победил. Слушайте вопросы и отвечайте.

Игра – кто быстрее

– мы уже много поиграли и нужно отдохнуть. Сделаем перерыв и возьмём в руки цветные карандаши. Сейчас ваша задача раскрасить рисунки из сказок. Вы можете раскрашивать их как посчитаете нужным, но лучше придерживаться тех цветов, в которых герои были в сказках.

Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ для детей 4-5 лет. Тема: Весна

Ученики берут раскраски и начинают раскрашивать.

– что ж, вы очень красиво всё раскрасили. И чтобы не уходить далеко от темы рисунков. Предлагаю сразу же следующий конкурс.
Я буду показывать вам рисунки, а вы называете из какой сказки этот рисунок.

Конкурс – рисунки из сказок

Учитель показывает ученикам рисунки, а ученики угадывают, что это за сказка.

– назовите предмет в школе, где мы учимся считать? Верно – это математика! Вот я сейчас и предлагаю вам посчитать, но не цифры, а сказочных героев. Я называю сказку, а вы говорите, сколько в ней сказочных героев.

Игра – сколько сказочных героев

– у нас впереди последний этап викторины и посмотрите на свои жетончики – сейчас вы сможете выиграть ещё несколько жетонов, и кто-то в нашей игре станет победителем. Так что все внимание – последний этап.

Последний этап викторины

Ведущий задаёт вопросы, а ученики отвечают.

– а нам осталось только подвести итоги и выявить победителя сегодняшней викторины.

Подсчитываются жетончики и у кого их больше, тот получает диплом

А остальные участники получают медальки

Вот такая викторина по сказкам у нас получилась.
Надеемся, что вы сможете провести её у себя в классе и порадовать детей.

Портал образования

Автор: Лунева Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГБОУ “Прогимназия”Снегири”УдПРФ
Населённый пункт: Московская обл,Истринский р–он,с.Рождествено
Наименование материала: Конспект открытого мероприятия с использованием ИКТ
Тема: Литературная викторина “Наши любимые сказки”
Дата публикации: 26.01.2019
Раздел: дошкольное образование

ФГБОУ Прогимназия «Снегири»» Управления делами Президента Российской

Конспект открытого мероприятия

с использованием ИКТ

Литературная викторина «Наши любимые сказки»

(для детей среднего и старшего возраста)

Разработала и провела:

воспитатель Лунева Ю.А.

Литературная викторина «Наши любимые сказки»

Цель: выявить знания детей об авторских и русских -народных сказках.

Образовательные:

– Актуализировать знания о сказках;

– Активизировать и обогатить словарный запас детей;

-Формировать умение узнавать сказку по прочитанному эпизоду, вспоминать

героев сказок, их имена, характеры.

Развивающие:

– Развивать речь, обогащать словарь;

– Развивать внимание, мышление, память;

– Координировать речь с движением;

– Развивать общую моторику.

Воспитательные:

– Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе;

– Воспитывать умение слушать и выполнять инструкции;

– Воспитывать любовь к книге.

Основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под

Оборудование: компьютер, иллюстрации к сказкам (слайды), аудиозаписи

музыки из мультфильмов, «предметы» сказочных героев для игры «Черный

ящик“(яблоко, зеркало, пирожок, яйцо, иголка, репка).

Вед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к сказке.

Ребята, а вы любите сказки? (ответ детей) И я люблю. Веселые и грустные,

страшные и смешные.Сказки пришли к нам из глубокой древности.В сказках

совершаются самые разные невероятные чудеса. И вот сегодня я помогу вам

вспомнить ваши любимые сказки и предлагаю провести литературную

викторину «Наши любимые сказки». Прошу команды занять свои места.

Я знаю , что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время викторины вы

будуте помогать и выручать друг друга. Верно я говорю?(ответы детей)

И так друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Каждая команда будет получать свое задание.Оценивать ваши ответы будет

компетентное жюри.Побеждает команда , набравшая наибольшее

количество очков. Итак, начнем!

1 задание «Хорошо ли вы знаете сказки»

Вед: Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки.Посмотрите на экран, вам

нужно назвать сказку, которая здесь изображена:

(Маша и медведь,Колобок, Царевна –лягушка, Заюшкина избушка, Курочка-

ряба, Кот, петух и лиса)

2 задание «Смотри не зевай и загадку отгадай»

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите сказку?(Гуси-лебеди)

– Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

-Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте, поймал ее кто-то.

Кто распростившись с заленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

-Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.(Красная шапочка)

-Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К брату третьему потом,

Прибежали в новый дом?(Три поросенка)

-Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке ее поджидает.

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот.(Дюймовочка)

Вед: Молодцы ребята!

3 задание «Путаница»

Вед: Помогите нам, ребята, распутать названия сказок. Слушайте

– «Волк и семеро щенят»

Вед: Какие вы замечательные участники! Все знаете!

Физкультминутка «Колобок»

4 задание «Угадай мелодию»

Вед: Сейчас вы услышите отрывки из песен сказок и мультфильмов.Ваше

задание –вспомнить их названия(Буратино,Красная шапочка, Маша и

медведь, Бременские музыканты, Чебурашка и корокодил гена, Винни-пух).

5 задание «Блиц(опрос)»

Вед: Каждой команде буду задавать вопросы, а вам нужно быстро отвечать:

1.В какой сказке девочка сломала мебель? (Маша и медведь)

2.В какой сказке один герой-выгнал из дома другого героя и стал там жить?

3.В какой сказке герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес

за темные леса?(Кот, петух и лиса).

4.В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный?(Лиса

5.В какой сказке один герой целый дом сломал?(Теремок)

6.В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку?(Снегурочка)

6 задание «Черный ящик»

Вед: В ящике лежат сказочные предметы.Я буду задавать вопрос, а вы

должны отгадать что это?

1.В ящике лежит предмет, с помощью которого колдунья хотела отравить

2. У кого злая царица все время спрашивала «Яль на свете всех

3. Что расколола мышка своим хвостиком(яйцо)

4. Чем хотела угостить печка девочку (пирожок)

5. Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна -лягушка»(на конце

6. Что посадил дед в огороде (репка)

7 задание «Кто так говорит»

1. Влезь мне в одно ушко, а в другое вылезь-все будет сработано.(корова)

2. Не пей братец, козленочком станешь(Аленушка)

3. Вижу , вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок.Неси бабушке, неси

4.Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная(Морозко)

5. Как выскачу, как выпрагну, пойдут клочки по закоулочкам.(Лиса)

6. Слышим , слышим , не матушкин голосок! Наша матушка поет тоненьким

Вед: Все молодцы. Теперь, пока наше компетентное жюри подведет итоги

нашей с вами викторины, мы немного отдохнем.

Физминутка «Бабушка-яга»

Вед: Слово предоставляется жюри.

Вед:Вот и подошла к концу викторина «Наши любимые сказки».Хочу

поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам,

Организация процесса нейрореабилитации пациентов с нарушениями высших психических функций в условиях суточного стационара ЦПРиН

Стационарное отделение ЦПРиН является специфическим учреждением, где проводятся комплексные нейрореабилитационные мероприятия, направленные на восстановление нарушенных высших психических функций и речи у больных с последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейроинфекций, опухолей головного мозга, гипоксии, демиленизирующих заболеваний, интоксикации. При поражении ЦНС различной этиологии возникают нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий, дизартрий, которые сочетаются с патологией других высших психических функций (агнозий, апраксий, нарушений памяти). Речь является, прежде всего, средством и формой общения, орудием мышления и познавательной деятельности, средством организации и регуляции психических процессов и главным средством их опосредования. Центральной функцией речи является коммуникативная. Нарушение речевого общения приводит больного к осознанию своей социальной несостоятельности, определенной коммуникативной изоляции, что вызывает у больных появление депрессий, тяжелых невротических состояний.

Организация процесса нейрореабилитации пациентов с нарушениями высших психических функций в условиях суточного стационара ЦПРиН

Стационарное отделение ЦПРиН является специфическим учреждением, где проводятся комплексные нейрореабилитационные мероприятия, направленные на восстановление нарушенных высших психических функций и речи у больных с последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейроинфекций, опухолей головного мозга, гипоксии, демиленизирующих заболеваний, интоксикации. При поражении ЦНС различной этиологии возникают нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий, дизартрий, которые сочетаются с патологией других высших психических функций (агнозий, апраксий, нарушений памяти).

Речь является, прежде всего, средством и формой общения, орудием мышления и познавательной деятельности, средством организации и регуляции психических процессов и главным средством их опосредования. Центральной функцией речи является коммуникативная. Нарушение речевого общения приводит больного к осознанию своей социальной несостоятельности, определенной коммуникативной изоляции, что вызывает у больных появление депрессий, тяжелых невротических состояний.

Стационарное отделение ЦПРиН отличается от других неврологических стационаров мультидисциплинарным подходом к процессу нейрореабилитации, объемом и содержанием проводимых мероприятий.

При поступлении в стационар ЦПРиН проводится развернутое нейропсихологическое обследование каждого пациента, которое определяет синдромальный анализ нейропсихологического статуса, топический диагноз и степень выраженности речевых расстройств.

Для оценки степени выраженности речевого дефекта используется методика «Количественная оценка речи при афазии». Комплексная диагностика больного позволяет определить оптимальный объем работы с ним, осуществить индивидуальный подход с учетом психо-патологических особенностей личности больного.

Нейродефектолог совместно с нейропсихологом составляет программу восстановительного обучения. В соответствии с программой проводятся индивидуальные и групповые логотерапевтические занятия с больными. Для каждого больного совместно с лечащим врачом определяется необходимый объем восстановительной работы, составляется расписание занятий. Степень выраженности двигательных нарушений не является противопоказанием для посещения занятий.

Структурными компонентами комплексной нейрореабилитации являются индивидуальные и групповые логотерапевтические занятия.

Материал, используемый в процессе индивидуальных занятий, тщательно подбирается в соответствии с речевым нарушением, степенью выраженности и индивидуальными особенностями преморбида пациента. На занятиях создается благоприятный психологический климат, позволяющий пациентам преодолеть коммуникативные трудности. Комплексный метод восстановления нарушенных функций позволяет получить значительный положительный эффект у пациентов с речевыми расстройствами различной степени выраженности.

У больных с грубой степенью выраженности речевых нарушений в результате нейрореабилитации увеличивается понимание обращенной речи, становится возможным использование простых коммуникативных видов речи. Больные могут принимать участие в простом диалоге, что позволяет им чувствовать себя более уверенно, а также нормализовать психологический климат с окружающими.

У больных со средней степенью выраженности речевых расстройств расширяется активный словарь, восстанавливается фразовая речь. Фраза становится более информативной, без аграмматизмов. Восстановление нарушенных функций стимулирует у пациентов межличностное общение.

У пациентов с легкой степенью выраженности речевых нарушений преодолеваются трудности актуализации малочастотной лексики. Восстанавливается грамматический строй речи. Положительные изменения позволяют больным повысить уровень самооценки, расширяют возможности коммуникативной речи.

Положительные результаты, достигнутые на индивидуальных занятиях, не всегда переносятся в собственную речевую деятельность.

Групповые логотерапевтические занятия являются способом восстановления коммуникативной функции речи больных путем межличностного общения в малой группе. На занятиях формируются навыки взаимодействия в социуме (сотрудничество, соревнование, взаимопомощь), что способствует реабилитации пациентов как личности.

Целью групповых логотерапевтических занятий является не только восстановление речи, но и преодоление психологического барьера в общении с окружающими. Специальные приемы и методы групповой восстановительной работы с пациентами позволяют также нивелировать нарушения нейродинамического аспекта психической деятельности, формировать навыки самоконтроля.

В зависимости от степени выраженности нарушений речи и других высших психических функций (памяти, внимания, мышления) в Центре патологии речи и нейрореабилитации организованы следующие групповые логотерапевтические занятия для больных с афазией и дизартрией:

  • группа для больных с речевой патологией грубой степени выраженности (афазия),
  • группа для больных с речевой патологией средней степени выраженности (афазия),
  • группа для больных с речевой патологией легкой степени выраженности (афазия),
  • группа для больных с речевой патологией различной степени выраженности (дизартрия).

Группы комплектуются из пациентов, имеющих сходную по структуре и степени выраженности речевую и неречевую симптоматику (инертность, аспонтанность, инактивность). Решение о направлении на групповые занятия принимается коллегиально нейродефектологом, нейропсихологом, невропатологом.

Групповые занятия проводятся ежедневно в строго определенное время, в специально оборудованном помещении. Численность группы составляет 8 – 10 человек. Используемый в работе для каждой группы вербальный материал тщательно подобирается в соответствии с выраженностью речевых нарушений.

Кроме того, проводятся музыкальные групповые занятия, которые направлены на преодоление дискоординаторных явлений устной речи, формирование согласованного взаимодействия между дыханием, голосом и артикуляцией, восстановление просодической стороны речи, стабилизацию темпа и ритма, формирование интонационного рисунка фразы, создание эмоционально-положительного фона настроения. Группа формируется из пациентов, имеющих такие нарушения речи, как афазии, дизартрии, артикуляционная и мануальная апраксия.

Одним из этапов в комплексе нейрореабилитации является вечерний просмотр кинофильмов. В результате посещения вечерних просмотров удаётся снять у больных психологическое напряжение, актуализировать их активный словарь на фоне эмоционального воздействия. А также создать эмоционально-положительный фон настроения, эмоциональную релаксацию. Вызванные положительные эмоции активизируют компенсаторные возможности организма.

Разработана и активно применяется в логотерапевтической работе компьютерная речевая программа. Компьютерные занятия проводятся в соответствии с правилами, описанными в инструкции по охране труда при работе на персональных электронно-вычислительных машинах и видеодисплейных терминалах.

В конце курса нейрореабилитации проводится повторное нейропсихологическое обследование пациента и определяется динамика восстановительного обучения в баллах. Оценивая результаты работы, важно проводить не только количественный, но и качественный анализ изменений в состоянии ВПФ. Такой анализ помогает при оценке динамики восстановления ВПФ, например, у пациентов с легкой степенью выраженности нарушений, так как разница в баллах первичного и повторного обследования небольшая.

Оценивая результаты работы 1-го стационарного отделения за 2015 год, можно сделать следующие выводы:

  • из всех пролеченных пациентов наибольший процент составляют больные с последствиями инсультов (81%), с последствиями ЧМТ — 13%; нейроинфекции – 0,7%, опухоли — 1,3%; пациенты с органическими заболеваниями ЦНС смешанного генеза – 2%.
  • большее число пролеченных больных находится в возрастной категории от 60 до 69 лет (22%) и от 40 до 49 лет (17%);
  • среди речевых расстройств у пролеченных пациентов всех возрастных категорий преобладают афазия (67%) и дизартрия (27%);
  • при ежедневной систематической логотерапевтической нагрузке пациент посещает в среднем 3-4 занятия в день (включая индивидуальные, репетиторские, групповые, музыкальные и компьютерные занятия). Такая совместная работа специалистов и пациентов оказывает чаще благотворное влияние на исход реабилитации (73% пациентов выписаны с улучшениями в речевом статусе и 13% пациентов – со значительными улучшениями). Процент практического восстановления у пациентов с дизартрией выше, чем с афазией. При этом и у той и у др. группы пациентов выявлена легкая степень речевых расстройств.

Нейрореабилитационные мероприятия позволяют получить положительный эффект в работе даже у больных с крайне тяжелой патологией речи и других высших психических функций. Эффективные результаты нейрореабилитации не только восстанавливают нарушенные речевые функции, но и возвращают больному уверенность в себе, своих силах, нормализует психологический климат в семье, что меняет качество жизни больного.

После прохождения курса лечения и восстановительного обучения в стационарном отделении пациенты получают направление для продолжения получения специализированной помощи в других учреждениях. Так в 2015г. 86% больных направлены в поликлиники по месту жительства г. Москвы и др. городов России; 8% по показаниям определены в отделения «Дневной стационар» и «Стационар на дому» ЦПРиН. Таким образом, реализуется принцип непрерывности в процессе нейрореабилитации. У 2,5% пациентов в результате нейрореабилитации достигнуто возвращение к труду в облегченных условиях; 2% больных выписаны с практическим восстановлением и вернулись к трудовой деятельности.

Воробьева Е.М., логопед;
Кулябина М.С., логопед;
Маннова Е.М., логопед;
Селищев Г.С. логопед

Ссылка на основную публикацию