Логопедическое занятие по лексической теме Осень

Логопедическое занятие по лексической теме: «Осень», автоматизация звука [с] в словах

Суровцева Ксения Николаевна,

учитель-дефектолог

МБОУ «СОШ №21»

г. Северодвинск, Архангельская область

Логопедическое занятие по лексической теме: «Осень»,

автоматизация звука [с] в словах.

Цель: автоматизация звука [с] в словах, обогащение словаря по теме: «Осень».

Постановка звук [з].

автоматизация звука [с] в начале и конце слова;

закрепить названия примет и периодов осени;

учить составлять качественные прилагательные от существительных;

учить подбирать слова – антонимы;

учить составлять простые распространенные предложения.

Развивать слуховое внимание;

развивать силу выдыхаемой воздушной струи;

развивать артикуляционную моторику;

Воспитывать умение внимательно слушать и точно выполнять инструкции педагога.

Оборудование:

– демонстрационный материал: картины деревьев в разные осенние периоды, картина «Комар».

– раздаточный материал: мяч.

Структура занятия:

Вводная часть: 1-2 минуты.

Основная часть: 30 минут.

1. Артикуляционная гимнастика.

Беседа об осени.

Дыхательная гимнастика «Ветер, ветерок, ветрище»

4. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Мы художники».

Заключительная часть: подведений итогов. 1-2 минуты.

Ход занятия:

1) Вводная часть:

П.: Ты любишь гулять?

П.: Сегодня я приглашаю тебя на прогулку.

Основная часть:

Артикуляционная гимнастика:

П.: Сначала нам необходимо размять наш язык.

Зачем нам нужно разминать наш язык?

Р.: Чтобы наш язык хорошо работал. Чтобы мы красиво разговаривали.

– «Улыбка» – рот растягиваем в улыбке, повторить 10 раз;

– «Накажем непослушный язычок губами» произносим звуки в сочетании ПЯ-ПЯ;

– «Накажем непослушный язычок зубами» произносим звуки в сочетании ДА-ДА;

– «Тесто» – жуем наш язык;

– «Блинчик» – широкий язык кладем на нижнюю губу, считаем до 10;

– «Чистим нижние зубы» – рот открыт, губы «улыбка», выполняем выметательные движения языком по центру снизу вверх.

– «Горка» – рот открыт, губы «улыбка», зацепить кончик языка за нижние зубы и поднять спинку.

– «Подуй на спичку».

– «Песенка ветерка» – ребенок произносит долгий звук [с].

Ветер поет нам СА-СА-СА, СО-СО-СО, СЫ-СЫ-СЫ, СУ-СУ-СУ.

П.: Сейчас я буду называть слова, а ты повторяй их за мной: сани, сало, совы, соты, сода, Соня, соки, соя, софа, сухо, сад, сок, сом, сон, соль, суп, суд, сук, сын, бас, вас, нас, пас, нос, ус, мыс, нёс, пёс, лес, вес.

– К нам в гости прилетел комарик. Как он пищит?

П.: Давай правильно его произнесем.

2. Беседа об осени.

Я буду читать стихотворение, а ты внимательно его слушай.

Листья в лесу осыпаются,

Дождик по крыше уныло стучит.

Светлое небо с землею прощается,

Хмурая осень в окошко глядит.

Скажи, о каком времени года это стихотворение?

Р.: Это стихотворение об осени.

П.: Правильно. Сегодня мы поговорим об осени.

Какие ты знаешь осенние месяцы?

Р.: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

П.: Посмотри, у меня есть картины деревьев в разные осенние месяцы. Как выглядят деревья в сентябре?

П.: Правильно, как ты догадался?

Р.: Листья на деревьях становятся разноцветными.

П.: Молодец, такую осень можно назвать ранняя.

П.: Как выглядят деревья в октябре?

П.: Правильно, как ты догадался?

Р.: Листья на деревьях становятся желтыми и начинают опадать.

П.: Осень в октябре можно назвать золотая.

П.: Как выглядят деревья в ноябре?

Правильно, как ты догадался?

Р.: Листья с деревьев уже опали.

П.: Осень в ноябре можно назвать поздняя.

Запомнил? Теперь ответь на мои вопросы: как называют осень в сентябре? Октябре? Ноябре?

П.: Молодец, ты правильно сказал, как называют осень в разные месяцы.

3. Дыхательное упражнение «Ветер, ветерок, ветрище».

П.: Посмотри на листья на деревьях в лесу. Нет ветерка, и они не качаются. Но тут…

Налетел ветерок, зашумели листочки.

(ребенок подходит к висящим листочкам, и дуют на них).

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Ветер успокоился и наши листочки перестали качаться.

4. Игра с мячом «Скажи наоборот».

П.: Сейчас я буду называть слова, а ты будешь называть их наоборот. Например: осень ранняя, а наоборот будет поздняя. День веселый.

П.: Солнечный день.

Р.: Пасмурный, дождливый.

5. Физкультминутка «Листья осенние тихо кружатся. ».

П.: Во время прогулки мы немного устали, давай теперь отдохнем. Я буду читать стихотворение и выполнять движения, а ты повторяй за мной.

Листья осенние тихо кружатся, (кружатся руки)

Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседания)

И под ногами шуршат, шелестят, (движения рук вправо – влево)

Будто опять закружиться хотят. (кружение)

Молодец, давай отправляться дальше в путь.

6. Игра «Мы художники».

П.: Мы с тобой художники. Ты будешь называть основные признаки осени, а я выкладывать их. У нас получится картина.

Какая погода осенью?

Р.: Осенью дождливая погода.

П.: Как одеваются люди?

Р.: Люди надевают теплую одежду, на ноги – сапоги, а на голову – шапку.

П.: Что происходит с деревьями осенью?

Р.: Деревья становятся разноцветными, листья опадают с деревьев.

П.: Что делают птицы?

Р.: Птицы улетают на юг.

П.: Что делают животные?

Р.: Животные запасаются грибами и ягодами на зиму.

П.: Что осенью растет в лесу?

Р.: Осенью в лесу растут ягоды и грибы.

П.: Молодец, ты правильно ответил на мои вопросы.

Нам пора возвращаться домой, спасибо тебе за прогулку.

Заключительная часть:

П.: Какой звук мы сегодня с тобой учились говорить?

П.: Вспомни, чем мы сегодня занимались?

Р.: Читали стихотворение, называли признаки осени.

П.: Что тебе больше всего понравилось?

Р.: Говорить об осени.

П.: Что показалось трудным?

Р.: Называть много признаков.

П.: Молодец, ты сегодня был очень внимательным и правильно отвечал на мои вопросы.

Логопедическое занятие по лексической теме «Осень»

Надежда Александровна Юдина
Логопедическое занятие по лексической теме «Осень»

Конспект занятия для логогруппы по лексической теме «Осень».

• систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

• активизировать глагольный словарь по данной теме;

• продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

• продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

• продолжать учить согласовывать движения с речью.

• развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;

• продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

• воспитывать положительное отношение к временю года «Осень», показать детям, что у погоды нет плохой погоды, что каждое время года особенно по своему;

• контроль за собственной речью и речью других ребят.

Оборудование: презентация (картинки осень, кубики по временам года, картинки для дыхательной гимнастики, мяч, панно из листьев.

Дети должны знать:

Осень, листва, листопад, стая, заморозки, дождь, (осенняя) пора, тучи, лужи, туман, животные, берлога, дупло, нора, слякоть, увядание, сентябрь, октябрь, ноябрь, зонт, дерево, сосна, ель, ива, береза, клен, рябина, дуб, осина.

Опадать, осыпаются, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать, менять, летят, шуршат, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, одеваются, готовятся, увядают, моросит, расти, падать, рубить, собирать.

Красный, желтый, оранжевый, бордовый, багряный, осенний, дождливый, холодный, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, хвойный, разноцветный, унылая, грустная, прощальная, дальний, хмурая, сырая, дивная, прекрасная, голые, лиственный, смешанный, высокий, низкий,

олодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, широкий, пышный, осенний.

Пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро, пышно, высоко, низко, густо, редко.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень (появляется слайд осень).

Для начала ребя мы с вами сделаем зарядку для язычка:

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот. Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитирование жевания. Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты). Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки. Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами. Язычок в чащобе. Показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности. Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы зубов на языке- это тропинки в лесу. Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык вправо и влево так. Чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и зубы при этом неподвижны. Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубки. Почистить языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Логопед: Молодцы, ребята.

Игра «Осенняя копилка».

Логопед: – Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Логопед: – Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

• Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.

• Дует злой северный ветер.

• Часто идет холодный дождь.

• Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.

• Листья покрывают землю разноцветным ковром.

• Птицы улетают в теплые края.

• Люди собирают урожай.

• В лесу появились грибы и ягоды.

А вот у меня в руках есть кубики, скажите мне, пожалуйста, когда это бывает?

Логопед: Молодцы, вы уже сказали, что дует холодный ветер, давайте вместе сделаем дыхательную гимнастику.

Работа над силой голоса.Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата:

Дует осенний легкий всторок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся.Модул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и. носу,закричали мм: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Осенние листочки висят, осипше.кисточки с нами говорят: «А-о-у-и».

Развитие физиологического дыхания

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

У детей на столах лежат картинки «Осень»,дуем и смотрим, что же у нас там нарисовал художник.

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Логопед: Молодцы. Ой ребята, а кто это у нас шуршит под столом (заглядываем под стол, да это же гномик, он хочет вместе с нами поиграть в игру.

Игра «В гостях у Гном-гномыча».

Цель: учимся называть уменьшительно- ласкательно слова.

Лес, гриб, дерево, лист, цветок, дождь, туча, ветер.

Логопед: Молодцы ребята, вы и с эти заданием справились.

Давайте с вами передохнем и сделаем вместе с гномиком пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Осень» .

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал: Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки-золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Логопед: Хорошо ребята, но гномику пора бежать к своим братьям. А мы продолжаем с вами дальше.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Игра «Один-много»

Цель: учимся называть слова во множественном числе.

Гриб, дерево, ягода, лист, лужа, куст, дождь, ветка, туча, сук.

Логопед: Ребята, вы наверно уже засиделись, давайте с вами встанем на ножки.

Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы».

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

Логопед: А сейчас,я проверю на сколько вы знаете осенние листочки. (плакат с листьями, которые мы насобирали).

Читайте также:  Овощи с грядки - конспект логопедического занятия

Игра «Назови лист»

Логопед: – Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.

Пересказ рассказа по картинкам.

«Осень»

Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

Логопед: – А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь. Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение. Звучит музыка для релакса.

«Осенью» (А. Плещеева)

Осень наступила.

И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах,

Только зеленеет Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит;

Ветер в поле воет;

Итог занятия. Логопед: – Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что мы сегодня с вами повторили, что узнали? Что вам больше всего понравилось на занятие?

Фронтальное занятие по лексической теме: «Наземный транспорт» с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: 1. Активизация словаря по теме: «Наземный транспорт»; 2. Закреплять знания детей о наземном транспорте; 3. Закреплять.

Индивидуальное логопедическое занятие по теме «Детский сад. Игрушки» Коррекционно-образовательные задачи: -формирование грамматического строя речи – Коррекционно –развивающие задачи: – отрабатывать у детей.

Картотека загадок по лексической теме «Осень» (Осень; сентябрь; октябрь; ноябрь; дождь; снег; листопад; лужи; зонт; птицы; рябина; запасы на зиму; урожай; плащ) * Пусты поля, мокнет.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель: -развивать внимание, мышление. Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей; – учить образовывать.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы «Овощи» Цель: закрепить знания учащихся об овощах. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово. – Какое сейчас время года? – В.

Логопедическое занятие по развитию речи по теме «Лето». Конспект открытого логопедического занятия по теме “Лето” учителя-логопеда Чепуркиной В. В. г. Калининград 2016 г. Конспект.

НОД в старшей группе по лексической теме «Осень» (обобщение). Гласная буква «О». Задачи: 1. Закрепить тему “осень”. 2. Закрепить представление о гласной букве “О”. 3. Упражнять в словообразовании названий листьев. 4. Продолжать.

«Осень наступила». Логопедическое занятие (фотоотчёт) Цель:Развитие силы и высоты голоса. Задачи: • формировать чувство ритма, дикции, интонационной выразительности речи. • развивать просодическую.

Занятие по лексической теме Игрушки. Старшая группа Лексическая тема «Игрушки».Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Игрушки». Совершенствование навыка слогового.

Конспект занятия по лексической теме “Осень”

Содержимое публикации

Расширять и автоматизировать словарь по теме.

Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

Учить образовывать сложные слова.

Правильно употреблять предлоги в предложениях.

Учить подбирать слова-антонимы.

Составлять простые предложения с заданным словом.

Развивать логическое мышление, внимание, память.

Контингент. Дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня.

Ожидаемый результат.Обогащение и активизацию словаря по теме «Осень». Усовершенствовать и увеличивать образование сложных слов. Уточнить конструкцию простого предложения. Развивать психические процессы.

Оборудование. Сюжетные картины осени, листья разных цветов, гриб. Лист ватмана, краски.

Ход занятия.

I часть – вводная.

Логопед просит детей назвать лишнее слово и объяснить свой выбор:

Сентябрь, октябрь, ноябрь, март.

Картофель, яблоко, свекла, морковь.

Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь.

Грач, стриж, ласточка, воробей.

-Когда мы собираем урожай овощей?

-Когда собираем грибы?

-Когда перелетные птицы улетают на юг?

Сегодня мы с вами будем говорить об осени.

II часть основная.

1.Почему осень называют золотой?

-Раннюю осень называют «золотой» – золотыми становятся травы, листья на деревьях и кус­тарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

-А теперь подумайте и скажите, про что мы можем сказать;

золотые? (листья, травы,деревья, кустарники, верхушки деревьев),

золотая? (осень, трава, веточка).

золотой? (ковер, листик, кустарник).

З. Упражнение в образовании сложных слов методом сложения основ.

– Какого цвета осенью бывают листья?

– Если в осеннем листе есть желтый и красный цвета, то какой это листик?

– Если в осеннем листе есть желтый и зеленый цвета, то какой это листик?

– А если в осеннем листе присутствуют разные цвета, то как мы скажем про такой лист? (разноцветный лист)

-Листья падают. Как про это явление сказать, одним словом?

3. Подбор однородных прилагательных.

-Давайте придумаем разные слова, с помощью которых мы сможем рассказать про осень.

– Какая бывает осень? (холодная, теплая, ранняя, поздняя, сухая, дождливая, красивая, замечательная)

– Какой осенью дует ветер? (сильный, слабый, холодный, теплый, северный, пронизываю­щий)

– Какой осенью идет дождь? (мелкий, моросящий, холодный)

– Какое осенью небо? (теплое, серое)

4. Упражнение в подборе антонимов. Игра «Скажи наоборот».

– осень ранняя – поздняя

– день веселый – грустный

– день солнечный – пасмурный

– небо голубое – серое

– время года холодное – теплое, жаркое

– небо яркое – тусклое

– облако белое – туча черная

– погода хорошая – плохая

5.Физкультминутка «Листья».

Листья осенние Кружатся на цыпочках,

Тихо кружатся, руки в стороны

Листья нам под ноги Приседают

И под ногами Движения руками вправо-влево

Будто опять Поднимаются, кружатся

6. Обогащение и активизация глагольного словаря.

– Дождь что делает? (льет, идет, моросит, сыплет, капает, льет как из ведра)

– Трава что делает? (желтеет, сохнет, увядает, засыхает)

– Листья? (желтеют, сохнут, осыпаются, гниют)

– Придумайте с этими словами предложения.

(Моросит мелкий холодный дождь. С деревьев осыпаются золотые листья).

7. Правильное употребление простых предлогов.

Логопед показывает детям игрушечный грибок (или муляж) и осенний листик. Затем логопед производит некоторые действия, в результате которых листик оказывается в разных местах, а дети составляют предложения.

(Осенний листик летит над грибком. Осенний листик лежит на грибке. Осенний листик лежит под грибком. Осенний листик упал на пол.)

III часть – заключительная.

– Что вам понравилось?

– Скажите, пожалуйста, вам нравится осень?

IV . Рефлексия. Упражнение: «Моё настроение».

Техника проведения: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

Всероссийский конкурс чтецов к Дню детской книги «ЧИТАЕМ КЛАССИКОВ »

Международный конкурс детско-юношеского творчества к Дню подснежника «НЕЖНЫЙ ВЕСТНИК ВЕСНЫ »

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ЦИРК!ЦИРК!ЦИРК! »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

“Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях как условие развития речи”
консультация на тему

“Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях как условие развития речи”

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_na_temu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

“Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях как условие развития речи”

Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев ». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. Отмечу также, что к сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всяческих движений. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека. Вязание – это один из ярких примеров действий мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Способов, которые совершенствуют мелкую моторику, очень много:

1. Использование развивающих игрушек

2. Пальчиковая гимнастика

3. Массаж и самомассаж.

4. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, резание по контуру, вырезание предметов на глаз).

При этом происходит:

– развитие мозга ребенка;
– стимулирование развития речи;
– развитие творческих способностей;
– развитие фантазии;
– расслабление мышц рук и всего тела;
– улучшение произношения звуков.

1. Использование развивающих игрушек.

В настоящее время современным рынком предлагается множество интересных детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей, как средство развития речи. Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.

Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).

Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка . Этаигрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка, изготовленная из дерева, несёт в себе положительную энергию деревянной игрушки. Элементы такой пирамидки приятно держать в руках, поскольку они всегда тёплые на ощупь, а шероховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность ребенка.

При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные , герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.

Доски Сегена (рамки, вкладыши)

Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Ребенок должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

Фигурки на магнитах

Используя магнитную мозаику у ребенка развивается мелкая моторика, координация движений и пространственного мышления. А фантазии ребенка помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.

Благодаря таким занятиям ребенок развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Ну чем не увлекательное занятие!

Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

2. Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки

Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо известны игры «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» и многое другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии ребенка.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Пальчиковые игры проводятся прямо за партой в сопровождении веселых стишков. Стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели ваше лицо, но чтобы и вы видели их лица и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и самой пальчиковой игрой.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью. К данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление, строгание, штрихование и пересекание.

Вот на улице мороз!
Эх, быстрей потрите нос!
Каждый пальчик согреваем!
Сильно – сильно растираем!

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание и т.д.Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снимает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

На логопедических занятиях можно организовывать пальчиковый театр. Это увлекательная дидактическая игра , которая стимулирует развитие мелкой моторики, развивает воображение, память, мышление, внимание, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции, формируя творческие способности.

3. Массаж и самомассаж.

Самомассаж является прекрасным средством развития мелкой моторики рук. Самомассаж можно выполнять, как с предметами, так и без них (пальчиковые игры).

Одним из приемов самомассажа является использование массажеров разной формы и величины (мячики «ежики»). Чтобы данный вид тренинга оказался для детей скучным и утомительным занятием, предлагаю веселые стихотворные тексты. На занятиях часто использую игровые упражнения с использованием массажного шарика «Су Джок». Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм.

Использую в своей работе по развитию мелкой моторики бельевые прищепки разного цвета и формы . Занятия с прищепками начинаю с того, чтобы показать детям, как прищепка может «открывать» и «закрывать» рот.

Исходное положение для каждого упражнения: рука согнута в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. В последующих занятиях можно задействовать обе руки и ритмично закрывать и открывать прищепки по ходу проговаривания текста.

Можно бельевые прищепки надевать на ногтевые фаланги пальцев

(кроме большого) и ударять пальчиками по парте на каждый ударный слог.

Вот проснулся, встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок.

– Дай, хозяйка, корма мне
– Раньше, чем моей родне!

С помощью прищепок может получиться волшебство! Из круга солнышко (Солнышко утром рано встает. Лучики тянет – тепло нам дает), из треугольника елочка. Работая с прищепками дети развивают не только мелкую моторику, но и цветовое восприятие.

На логопедических занятиях успешно применяю игровые упражнения с пуговицами. Благодаря такому массажу стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

Некоторые игры, которые можно применять для развития мелкой моторики рук.

Коробка заполняется пуговками разного размера, разного цвета, формы , предлагается выполнить следующие упражнения:

– опустите руки в коробку;
– поводите ладонями по поверхности
– пересыпать из ладошки в ладошку;
– найти самую большую пуговицу, самую маленькую, самую квадратную, гладкую и т.д.;
– пересыпать пуговицы в прорезь банки.

Используется для массажа рук и природные материалы – шишки, грецкие орехи:

Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.

( два грецких ореха ребенок держит в руке и вращает их один вокруг другого).

С помощью счетных палочек выкладываем буквы. Различные фигуры. Желательно, чтобы счетные палочки были ребристыми (служат дополнительным массажем). Выполняем массаж пальчиков с помощью карандашей, губок для мытья посуды, проволоки.

Игры с крупами тоже эффективный прием в развитие мелкой моторики рук («Пересыпаем крупу», «Прячем ручки», «Найди игрушку» и т.д.).

3. Изобразительная деятельность.

Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает изобразительная деятельность:

1. Рисование – это может быть раскрашивание, обведение трафаретов, штриховка и т.д.

Применяется на логопедических занятиях и способы нетрадиционного рисования. Ребята с удовольствием рисуют пальчиками на манной крупе

( Игра «Волшебный поднос »). Можно написать букву, слово или пофантазировать на понравившуюся тему. Такая деятельность с использованием нетрадиционных способов рисования, позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Кроме того развивает память, внимание, учит ребенка думать, анализировать, сочинять и воображать. Рисование пальчиками на крупе можно отнести и к самомассажу.

2 . Лепка из пластилина, глины, слоеного теста.

Во время лепки развивается не только мелкая моторика рук, но и навыки ручного труда. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт. Например, игра «Забавные картинки» (равномерно распределить пластилин на картон и с помощью различных горошин выкладывать рисунки).

Все перечисленные способы развития мелкой моторики рук оказывают благотворное влияние на развитие речи ребенка. Поэтому важно как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Уделяя должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики, мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, ребенок быстрее и лучше начинает говорить. Нужно помнить, что чем «умнее» руки, тем умнее ребенок.

Развитие мелкой моторики рук как один из видов деятельности на логопедических занятиях

Многим детям с приходом в школу приходится сталкиваться с проблемой письма в тетради. У детей слабы и не развиты руки, не умеют держать ручку, а письмо не отличается каллиграфичностью, оно аграфично. А вместе с тем, развивая мелкую моторику рук, мы создаем предпосылки для успешного развития устной речи, побуждаем детей к творчеству, закрепляем знания об окружающей действительности.

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Особое место при развитии мелкой моторики руки занимают игры с пуговицами, спичками, песком и различными видами круп (рисом, гречкой, манкой). Положительное воздействие оказывает игры «Танграм», «Волшебный квадрат».

Предлагаемые игры можно разделить на несколько видов, однако их целью остается коррекция мелкой моторики руки и познавательных процессов, задействованных в каждой из игр.

• Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы;

• Игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы.

Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширять сферу социального ориентирования.

Хотелось бы привести примеры некоторых из игр, которые успешно применяются в моей практике для развития мелкой моторики руки первоклассников.

«Массаж из пуговиц»

Коробка заполняется пуговками разного размера, разного цвета, формы, изготовленные из различных материалов, предлагается выполнить следующие задания:

• Опустить руку и погладить пуговицы ладошкой, а затем внешней стороной ладони.
• Захватывание пуговиц в кулак и пересыпание обратно в коробку.
• Перетирка пуговиц между ладонями.
• Пересыпание пуговиц из ладони в ладонь.
• Попеременное схватывание руками щепотки пуговиц.
• Поиск и перекладывание пуговиц определенного цвета, формы, размера.
• Перекатывание пуговиц между ладонями с постепенным увеличением амплитуды движений.
• Перекатывание пуговиц внешними сторонами ладони.

Благодаря такому массажу активизируется «мануальный интеллект», стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

Пуговицы выкладываются на стол (различные по цвету, форме, размеру).

Перед ребенком ставится задача: собрать подарок для мамы (определенного цвета) ожерелье. Ребенку предлагается выбрать самую большую пуговицу — центр ожерелья, а затем по сторонам от нее выложить имеющиеся пуговицы по убывающей.

Таким образом, выкладывая пуговицы полукругом, получается искомое ожерелье.

Усложнением игры служит нанизывание пуговиц на нитку или леску.

Данная игра позволяет закрепить знания о цвете, форме, величине, понимание пространственных направлений. Кроме этого ребенок в процессе игры переживает радость творчества, принося радость ближнему, испытывать массу положительных эмоций.

Берутся карточки, на которых наклеены разноцветные полоски. Пуговицы пересыпаются в мешочек. Ребенок вынимает пуговицу из мешка, называет цвет. Если называет правильно и у него есть такой цвет, то кладет пуговицу на карточку, затем также поступают и другие участники игры. Побеждает тот, кто первым закрывает свою карточку.

Особенностью данной игры является то, что она содержит инструкцию и правила. В игре возникают победитель и проигравший. Таким образом, начинает формироваться адекватное отношение к своей и чужой победе, учеба в переживании своего поражения.

Предлагается ребенку из пуговиц выложить рисунок (это может быть как одиночный персонаж, так и пейзаж). Пуговицы разного цвета и разной формы и величины. Побеждает тот, кто более точно передаст сюжет, рисунок выкладывается на листе цветной бумаги. Данная игра развивает творческие способности детей. Закрепляет знания о цвете, форме, величине.

«История потерянной пуговки»

Предисловием данной игры является вступление: «Каждая пуговица хранит множество разных историй о тех людях, на одежде которых она жила, истории и грустные и веселые, мудрые и забавные. Давайте послушаем эти истории.

Устраивайтесь поудобнее за столом, включаем тихую музыку. Достаем коробку с пуговками, слегка встряхиваем коробку и слушаем историю понравившейся пуговки.

В данной игре можно рассказать о событиях, происходивших в жизни детей, приписывая пуговицам чувства, окрашивающие данную историю. Таким образом, происходит создание символов различных эмоциональных состояний, которые способствуют коррекции эмоционально-волевого поведения ребенка.

Существует большое разнообразие коррекционных игр. Главное – это стремление и желание помочь детям пройти адаптацию к жизни в школе, сформировать письменные навыки, умение слушать и слышать учителя, выполнять его требования.

Учителям и логопедам необходимо, прежде всего, помнить о том, какой вклад они внесут в коррекцию данного ребенка, формирования его личности, с каким багажом ребенок переступит порог начальной школы.

Плотникова Ирина Васильевна,
учитель-логопед

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике

Ткаченко Мария Александровна,

Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»

Республика Казахстан, город Павлодар

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа – улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика.

Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Коготки» – сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» – вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я же играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж шариками Су-Джок.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Игрушки Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Зайчик, мишка, Буратино,

Да веселый Чиполлино,

Пара сереньких мышат.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы поможем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

(дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Комплексное развитие мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями в системе логопедической работы ДОУ.

Екатерина Куликова – учитель – логопед
Оригинал статьи в формате MS Word скачать
Выдан сертификат:

Важнейшим аспектом развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие у него мелкой моторики и координации движений пальцев и кистей рук. Необходимость развития активных мелких движений получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, их речевого и физического развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Например, исследования, проведенные Л.В. Фоминой и М.М. Кольцовой, доказывают, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние не только на речевое развитие, но и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Важно подчеркнуть также, что недоразвитие мелкой моторики у детей в школьном возрасте обязательно приведет к трудностям усвоения навыка письма.
Недостаточное развитие функциональных возможностей рук может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе, трудностям усвоения навыка письма, микро- и макрографии. Поэтому в дошкольном возрасте, и особенно у детей с речевыми нарушениями, очень важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития ручной умелости и графических навыков.

Сегодня специалисты, разрабатывающие методы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, среди различных отклонений развития, указывают и на разнообразные нарушения мелкой моторики у дошкольников.

Особенности психомоторики, в том числе и состояние мелкой моторики у детей с различными формами дизартрией было охарактеризовано Л.В. Лопатиной.
Е.Ф. Архипова отмечает, что дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать.

Специальных исследований мелкой моторики пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием не проводилось, хотя авторы, работающие в этой области, подчеркивают недостаточность пальцевой моторики, характерные трудности, испытываемые детьми в самообслуживании, изобразительной деятельности, в овладении навыками письма.

Своеобразие произвольной двигательной деятельности, а также мелкой моторики более обстоятельно исследовано у заикающихся детей. Все исследователи отмечают значительную специфику двигательных нарушений у детей с невротическим и неврозоподобным заиканием. В целом все вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что при наличии у ребенка каких-либо нарушений в речевом развитии, развитие мелкой моторики рук тоже будет страдать и, наоборот, аномальное развитие двигательной сферы оказывает отрицательное влияние на состояние речи. Поэтому проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями не теряет своей актуальности и по сей день. При этом, как показывает логопедическая практика, чаще всего в детских садах логопеды включают в свои занятия только элементы пальчиковой гимнастики, что, на наш взгляд, является односторонним решением проблемы и не позволяет эффективно развивать все параметры мелкой моторики в их взаимосвязи.

В нашем ДОУ была составлена и апробирована программа комплексного развития мелкой моторики. При ее разработке мы учитывали три основных общедидактических принципа, а именно принципы системности и комплексности, а также принцип индивидуального и дифференцированного подхода к детям.
Принцип системности опирается на представление о том, что двигательный акт обеспечивается работой сложной функциональной системы, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Поломка одного из компонентов нарушает функцию всей системы. В связи с этим развитие мелкой моторики предполагает воздействие на все ее компоненты. Согласно принципу системности, все направления работы (а именно формирование статической и динамической координации, переключаемости, одновременности, отчетливости движений, зрительно-пространственной организации движений, тактильных и графических навыков) должны реализовываться во взаимосвязи.

Логопедическая работа должна носить также комплексный характер и предполагать не только развитие мелкой моторики руки детей, но и совершенствование их общих и артикуляционных движений, а также познавательной деятельности, речи, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти. Принцип комплексности предусматривает отработку соответствующих двигательных умений и навыков в различных видах деятельности детей.

Реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода к детям предполагает учет речевых, психофизических и личностных особенностей каждого ребенка. Это обусловлено разным уровнем сформированности двигательных качеств, различным состоянием речи детей. Организация занятий должна предполагать особое внимание к детям, которые имеют более низкий уровень развития мелкой моторики. Каждый ребенок должен вовлекаться в выполнение посильных для него двигательных задач. Осуществляя дифференцированный подход в обучении, следует варьировать содержание, сложность и объем заданий, предлагаемых детям.
Работа с детьми проводится нами два раз в неделю на специально организованных логопедических занятиях продолжительностью 15-20 минут. Структура каждого занятия строится следующим образом (рис. 1, таблица 1).
Рис. 1. Структура логопедического занятия, направленного на комплексное развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи

Как видно, обязательной частью каждого нашего занятия является пальчиковая гимнастика. Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами. Игры с пальчиками развивают не только координацию, ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют его творческие способности, фантазию и речь.

Следующей составляющей частью логопедического занятия являются задания, позволяющие развивать тактильную чувствительность. Это, прежде всего, работа со спичками, счетными палочками, пуговицами, бусами, мозаикой и другим мелкими предметами, работа с разнообразным материалом – бумагой, песком, пластилином и др. Развитие тактильных ощущений осуществляется также посредством определения предметов на ощупь. Помимо собственно развития мелкой моторики, в процессе визуального и тактильного контроля ребенок знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны , учится различать предметы по форме, определяет величину предмета , учится их словесно обозначать, что позволяет обогащать словарь ребенка.

Далее также на каждом занятии руки ребенка к овладению письмом нами проводятся разнообразные графические упражнения, для чего используются различные варианты штриховок, контурных изображений, лабиринтов, узоров и прописей. Особое внимание уделяется обучению детей правильным действиям с основными инструментами (альбомом, тетрадью, линейкой, простым и цветными карандашами). Различные дидактические задачи в данных заданиях, уровень сложности которых повышается от занятия к занятию, способствуют не только формированию графо-моторных навыков, но и расширению активного словаря детей, формированию и закреплению у них обобщающих понятий, побуждают ребенка к развернутому связному высказыванию.

И, наконец, для более успешного формирования мелкой моторики в качестве заключительных упражнений на занятии используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев. Мы учим детей различным приемам: поглаживанию, растиранию, разминанию, выжиманию, активным и пассивным движениям ладоней и пальцев. В качестве расслабляющих используются элементы психогимнастики, которые сопровождаются стихотворными текстами. В таких упражнениях происходит автоматизация различных звуков, развитие способности к переключению, дифференцированию силовых и пространственных параметров движения.

В целом, результаты нашей работы показывают высокую эффективность предложенного подхода к развитию мелкой моторики. У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных проб на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графо-моторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения. Кроме того, такое разнообразное сочетание разных видов деятельности на одном занятии позволяет увлечь и заинтересовать детей, и в игровой форме не только комплексно развивать все параметры мелкой моторики, но и различные психические процессы – зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.

Список литературы
1Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ, Астрель, 2006. – 319 с.
2 Гаврина, С. Е. Готовим руку к письму. 360 упражнений / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – М. : Олма-пресс, 2001. – 64 с.
3 Громова, О. Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики / О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко. – М. : Гном-Пресс, 2002. – 65 с.
4 Дудьев, В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи / В. П. Дудьев // Дефектология. – 1999. – №4. – С. 50-54.
5 Киселева, Г. А. Книжка-учишка для детей 4-6 лет : Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков : вып. 3 / Г. А. Киселева. – М. : Книголюб, 2003. – 56 с.
6 Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – М. : Сага, 2002. – 224 с.
7 Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина. – СПб. : Союз, 2005. – 192 с.
8 Мальцева, И. В. Упражнения для пальчиков / И. В. Мальцева. – М. : Карапуз, 2002. – 20 с.
9 Петров, А. В. Игротека «Наши руки» обучает и воспитывает : Методическое пособие / А. В. Петров. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 44 с.
10 Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ, Астрель, 2004. – 127 с.
11 Фомина, Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка / Л. В. Фомина // Проблемы речи и психолингвистики. – М. : МГПИИЯ, 1971. – С.36-40.
12 Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками – развиваем речь : Пособие для родителей, воспитателей детских садов, врачей, студентов-медиков / В. В. Цвынтарный. – М. : ЦП, 2002. – 32 с.
13 Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М. : Просвещение, 1990. – 128 с.

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Ссылка на основную публикацию