Представление учителя-логопеда на ребенка (для ПМПК)

Логопедическое представление (клише)

Оксана Галковская
Логопедическое представление (клише)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – КЛИШЕ ДЛЯ ПМПК (ПМПк)

Автор: Галковская Оксана Юрьевна,

Работа представляет собой клише логопедического представления, которое содержит варианты описания той или иной стороны речи или примеры заполнения определенных пунктов логопедического представления.

Цель работы: помочь учителям-логопедам дошкольных учреждений в грамотном написании логопедических представлений для психолого-медико-педагогических комиссий (консилиумов).

Логопедическое представление на ПМПК (ПМПк)

ФИО ребенка: ___

Дата рождения: ___, возраст: ___

Речевое окружение: благополучное;

родной язык – узбекский; в семье говорят на узбекском языке;

у отца – горловое произношение звука Р

Краткий анамнез

Беременность мамы протекала на фоне:

Диагноз при рождении и выписке:

Раннее физическое и речевое развитие: протекало в соответствии с возрастом / протекало с задержкой (первые слова появились в 1,5 года, первые фразы – в 2,5 года).

Основные заболевания:

Заключения врачей-специалистов: отоларинголог – здоров, окулист – здоров, невролог – здоров.

Поведение в ситуации обследования:

эмоционально спокоен; на требования реагирует адекватно;

беспокоен, в контакт с логопедом не вступает

Состояние артикуляционного аппарата

Строение: в норме

губы толстые, тонкие, наличие рубцов, неполное смыкание, диспропорция, расщелина и др. ;

зубы крупные, мелкие, редкие, частые, неправильной формы, отсутствуют, наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, вне челюстной дуги, протезы и др. ;

прикус прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, глубокий, перекрестный;

язык массивный, маленький, раздвоенный, истонченный кончик и др. ;

подъязычная связка массивная, укороченная, сращенная, оперированная;

твердое небо высокое, низкое, узкое, укороченное, расщелина, послеоперационные рубцы, субмикозная щель;

мягкое небо неподвижное, укороченное, удлиненное, провисание справа/слева, расщелина, послеоперационные рубцы, субмикозная щель, увуля не сформирована/раздвоена;

Подвижность: в норме

объем движений ограничен, недостаточный;

точность выполнения нарушена, поиск артикуляционной позы;

тонус повышен, снижен, гипертонус, гипотонус, дистония;

темп движений замедленный, быстрый;

переключаемость движений замедленная, персеверации, замена движений;

неврологический синдром – тремор, гиперкинезы, усиление гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкенезии, девиации вправо/влево, синюшность, гиперсаливация, спастический пар, ригидность, атаксия, апраксия.

Устная речь

Общее звучание речи: в норме;

отпечаток искаженного звукопроизношения;

речь смазанная, невнятная, малопонятная для окружающих, недостаточно выразительная, а именно:

голос (сила голоса) слабый, тихий, быстроиссекаемый;

(тембр голоса) глухой, высокий, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия;

(голосовые модуляции) маломодулированный, немодулированный, монотонный;

темп речи замедленный, ускоренный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание, скандированный (ритм);

дыхание затрудненное, поверхностное, неровное, сбивчивое, речевой выдох короткий, прерывистый, ригидность.

Звукопроизношение: в норме

при акцентировании внимания на звукопроизношении, все звуки произносит правильно; в речевом потоке –

смешение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, сонорных (р-л, р’-л’) звуков и т. д. ;

свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц) – межзубное произношение и т. д. ;

шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) – заднеязычное произношение и т. д. / замены на межзубные свистящие (шс, жз, чс’, щс’) и т. д. ;

сонорные звуки: л – губно-зубное произношение, л’ – йотированное произношение и т. д. ; р, р’ – горловое произношение и т. д.

Слоговая структура слова: в норме

испытывает затруднения при воспроизведении малознакомых слов сложной слоговой структуры;

встречаются искажения звуконаполняемости слов: персеверации, перестановка звуков и слогов, элизии, парафазии, замена и уподобление слогов; редуцирование многосложных слов.

Фонематические процессы: в норме

испытывает затруднения при фонематическом анализе и синтезе; при дифференциации фонологически оппозиционных звуков;

не сформированы – не может повторить цепочку из 2-3 сохранных звуков, выделить звук в слове и т. д. ; навыки анализа и синтеза отсутствуют

Анализ и синтез речевого потока (на уровне слога, слова, предложения): сформирован;

недостаточно сформирован – наблюдаются затруднения при дифференциации приставок и предлогов, при определении границ между предложениями

Лексический запас: выше возрастной нормы;

достаточный, в пределах возрастной нормы;

близок к возрастной норме;

ограничен рамками обиходно-бытовой тематики; качественно неполноценен;

испытывает затруднения при подборе слов, определений;

объем пассивного словаря достаточный / близок к возрастной норме, но требуется его активизация

Грамматический строй речи: в норме

встречаются редкие аграмматизмы нестойкого характера с возможностью самокоррекции;

встречаются аграмматизмы при согласовании и управлении;

встречаются грубые аграмматизмы при согласовании и управлении;

использует в речи предложения различных синтаксических конструкций;

использует в речи преимущественно предложения простых синтаксических конструкций

Связная речь: развита достаточно – владеет диалогической, монологической формами речи;

испытывает затруднения при построении связного высказывания (при составлении рассказа, пересказе, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении, в наличии смысловой неточности, в поиске подходящих слов и т. д. ;

повествовательная речь возможна лишь при наличии наводящих вопросов;

затруднение при построении связного высказывания обусловлено заиканием;

связное высказывание недоступно

Логопедическое заключение: речевое развитие соответствует возрастной норме; речевое развитие приближено к возрастной норме; ФНР, ФФНР, ОНР I-III ур. при стертой дизартрии и т. д.

Динамика состояния речевого развития ребенка:

логопедические занятия не посещает – поставлен на очередь;

посещал/посещает логопедические занятия с заключением ___ с ___ по___/настоящее время. Наблюдается слабая/ удовлетворительная/ устойчивая положительная динамика в речевом развитии ребенка. С программным материалом справляется/ не справляется/ справляется не в полном объеме.

Рекомендации педагогам и родителям:

развивать / совершенствовать фонематические процессы, особенно дифференциацию оппозиционных звуков, фонематический анализ и синтез;

развивать / совершенствовать анализ и синтез речевого потока на уровне слога, слова, предложения, текста;

развивать / совершенствовать грамматический строй речи;

активизировать и обогащать словарный запас;

развивать связную речь;

совершенствовать интонационную выразительность речи;

развивать внимание, эмоционально-мотивационную сферу, работоспособность;

создать условия, обеспечивающие возможность самокоррекции своих ошибок, т. е., постоянно акцентировать внимание на самоконтроле и т. д.

Дата обследования: ___

Заведующий ДОУ Фамилия И. О.

Учитель-логопед ДОУ Фамилия И. О.

Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях В состав ПМПк входят: учителя и воспитатели; психолог; педагог-дефектолог; логопед; врач-педиатр (невропатолог, психиатр); медицинская сестра.

Психолого-педагогическое представление Психолого-педагогическое представление на ПМПК Дата заполнения представления Фамилия, имя, отчество ребенка: Дата рождения Сведения о родителях:.

Логопедическое представление для ПМПК

Материалы для заполнения речевых карт

Данные о ходе речевого развития

Речевое развитие по возрасту; без особенностей; с задержкой;

раннее психомоторное развитие доречевое развитие протекало с задержкой; в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;

поздно начал говорить;

до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;

ранее психомоторное развитие с задержкой;

фразовая речь – с 3 лет.

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

Анатомическое строение без аномалий;

не удерживает позу закрытого рта;

может достаточное время удерживать артикуляторное положение;

движение языка замедленные, с затруднениями;

основные движения языком, губами выполняет;

губы толстые, малоподвижные;

наблюдается замена движений и синкенезии;

язык вялый, массивный, объем движений неполный;

переключаемость движений нарушена;

тонус нормальный, активность движений достаточная;

кончик языка малоактивный;

при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;

отмечается повышенная соливация;

твердое небо – высокое, имеет готическую форму;

точность выполнения движений сохранна;

зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;

мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.

Состояние мелкой моторики

Движение рук неточное; пробы Хеда выполняет выборочно;

с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)

навыками самообслуживания не владеет;

недостаточно развита моторика мелких мышц рук;

произвольная моторика не сформирована;

ведущая рука – правая;

предпочитает работать левой рукой;

все движения выполняет правильно;

мышечный тонус повышен;

неправильно держит карандаш;

моторная неловкость при работе с пластилином;

испытывает трудности при овладении графическими навыками;

наблюдается замедленный темп письма;

Состояние общей моторики

Двигательно неловок, медлителен;

ограничен объем активных движений;

отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;

испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;

мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;

отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;

замен движений и синкенезий не наблюдается;

Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;

понимание речи затруднено;

выполняет задания по словесной инструкции;

нуждается в неоднократном повторении задания;

с опозданием реагирует на обращение учителя;

речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;

понимание речи связано с незнанием русского языка.

Имеются недостатки произношения;

нарушено произношение звуков …;

дефектно произносит оппозиционные звуки;

недостатки произношения звонких согласных (оглушение);

изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;

отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;

полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.

Фонематический слух недостаточно сформирован;

фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;

фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;

затрудняется придумать слово на заданный звук;

слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;

неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;

фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;

при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;

Владение звуко – буквенным анализом и синтезом

Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;

допускает ошибки при определении количества звуков в слове;

имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;

определение места звука в слове сформировано;

место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;

имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;

Воспроизведение слов сложного звукового состава

Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;

количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;

переставляет слоги местами;

слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.

характеристика голоса и дыхания

Темп высказываний замедленный;

речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;

звуки произносятся нечетко;

голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;

дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);

темп и ритм речи в пределах нормы;

словесное ударение употребляет правильно;

интонационная речь недостаточно выразительна.

иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;

наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);

Объем словарного запаса соответствует возрасту;

словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;

не всегда точно использует слова;

испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;

в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;

не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;

часто использует слова не по назначению;

допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;

страдает понимание и употребление обобщающих понятий.

Недостаточно сформирован для данного возраста;

в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;

допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;

имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;

неправильно употребляет предлоги, падежи;

имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;

в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;

допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;

имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);

допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;

есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).

Наблюдается недостаточное развитие связной речи;

в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;

неотчетливо произносит слова;

при ответах пользуется фразой несложной конструкции;

наблюдается высокий уровень речевого развития;

опыт речевого общения беден;

самостоятельно высказаться затрудняется;

устная форма речи недостаточно сформирована.

грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).

Имеются многочисленные ошибки разного характера;

испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);

при списывании наблюдаются единичные ошибки;

при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).

Способ чтения побуквенно – слоговой;

чтение замедленное, послоговое, словами;

понимание прочитанного с неточностями;

чтение послоговое, простые слова читает целостно;

делает запинки при чтении многосложных слов;

чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);

не отвечает на вопросы по тексту;

при чтении слова произносит неотчетливо.

Координация и пространственная ориентировка

Нечеткая координация движений;

затрудняется определить правую, левую сторону;

зрительно – пространственные представления сформированы недостаточно;

причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;

Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия 'Поездка в цирк'

неправильно располагает написанное на листе бумаги;

схема тела не сформирована;

правильно определяет части тела.

Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)

Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;

охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;

легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;

имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;

испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;

внимание неустойчивое, часто отвлекается;

значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;

с трудом овладевает необходимым объемом знаний;

запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;

инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.

Показаний для занятий на логопункте нет;

фонематическое недоразвитие речи;

общее недоразвитие речи;

нерезко выраженное общее недоразвитие речи;

нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;

недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;

сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);

имеется нерезко выраженная дисграфия;

аграмматическая дислексия и дисграфия;

фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

Основные причины трудностей усвоения учебного материала

Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;

трудности адаптации в школьном учреждении;

нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;

незрелость эмоционально – волевой сферы;

педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;

недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;

двигательная расторможенность, гиперактивность;

ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;

трудности начались со второго полугодия, после болезни;

недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

трудности овладения учебными терминами, понятиями;

слабо развито словесно-логическое мышление;

недостаточное развитие связной речи;

трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);

невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)

Результаты речевого развития

Динамика речевого развития незначительная;

при положительной динамике развития выпущен из группы;

рекомендовано продолжить занятия с логопедом;

динамики в развитии не наблюдается;

логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.

Представление учителя-логопеда на ребенка (для ПМПК)

на воспитанника МОУ «Хххххххх»

Хххх (хх.хх.хх г.р.) посещает МОУ «Хххххххх» с 2005 года. В 2008-2009 учебном году мальчик посещал занятия в подготовительной коррекционно-логопедической группе.

Общий уровень развития – средний.

Психические процессы:

  • · объем и концентрация внимания и восприятия, переключаемость с одного задания на другое, произвольность внимания – в общем, на среднем уровне; при отвлечении чаще сам возвращается к прерванному заданию, реже – по замечанию педагога;
  • · уровень наглядно-образного мышления – средний, использует визуальные аналогии; интуитивно-визуальный анализ и синтез – затруднен (помощь использует ситуативно); делает перенос простого алгоритма действий на другую ситуацию;
  • · абстрактное, вербально-логическое мышление развито очень слабо: речевые антонимы использует с помощью ситуативного противопоставления; речевые классификации осуществляет по несущественным признакам; в речевых аналогиях – не понимает связи между словами; испытывает значительные затруднения при завершении предложений;
  • · объем зрительной памяти – средний, слуховой памяти – слабый, объем долговременной памяти – средний уровень.

Моторная сфера:

  • · общая моторика развита в пределах возрастной нормы (уровень – ниже среднего), наблюдается общая гипотония мышц;
  • · улучшилась ручная моторика: стал аккуратнее штриховать; самостоятельно рисует изображения, сюжетные картинки; печатает буквы, пишет свое имя, простые слова, однако объем и точность движений еще недостаточны, при копировании идет упрощение композиции;
  • · в состоянии орального праксиса: делает основные упражнения артикуляционной гимнастики (незначительно снижены точность, объем, активность движений, наблюдаются – н6естабильность мышц языка в статике, незначительные синкинезии нижней челюсти).

Развитие речи:

  • · очень часто в спонтанной речи наблюдается нечеткость речевой продукции: в ситуациях волнения или эмоционального напряжения наблюдаются пропуски слогов, частичная назализация голоса, лексические аграмматизмы;
  • · незначительное нарушение слухо-произносительной дифференциации оппозиционных звуков в слогах;
  • · в звукопроизношении – смягчение звука Л (вследствие сниженного тонуса мышц артикуляционного аппарата);
  • · незначительны улучшения в звукослоговой структуре: еще часты пропуски, замены звуков и слогов в многочастотных словах и фразах;
  • · владеет простейшими навыками звукослогового анализа и синтеза;
  • · словарный запас на среднем уровне, пассивный словарь шире активного, делает простые обобщения; испытывает затруднения при подборе антонимов;
  • · в спонтанной речи – фразы до 5 – 7 слов: простые, распространенные, с усложнением, изредка – аграмматичные; в рассказах по сюжетным картинкам выделяет 2-3 части, микротемы раскрывает в основном последовательно, кратко, достаточно точно, выразительными средствами пользуется мало, иногда встречаются лексические и структурные аграмматизмы; пересказ – близко к тексту;
  • · лексико-грамматические навыки развиты еще недостаточно: наблюдаются затруднения в образовании относительных, качественных, притяжательных прилагательных, некоторых приставочных глаголов; нестойкие ошибки в образовании существительных множественного числа Родительного падежа, малоупотребительных существительных множественного числа Именительного падежа, уменьшительно-ласкательной формы существительных; в согласовании существительных с числительными; в употреблении предложно-падежных конструкций;
  • · в импрессивной речи: испытывает затруднения в дифференциации приставочных глаголов, в понимании сложных предложно-падежных конструкций, сложных сравнений, инверсии, конструкции в творительном падеже, многозвенных инструкций, абстрактных понятий, переносного и скрытого смысла, сложных по лексико-грамматической структуре предложений;
  • · читает простые слова и фразы (при чтении наблюдаются ошибки оптического и недифференцированного характера);
  • · пишет печатными буквами свое имя, под диктовку простые слова, списывает печатные слова (нередко наблюдаются ошибки: пропуск и замены букв по оптическому признаку).

Умственное развитие :

  • · Осознанно считает до 20-ти, десятками до 100; состав числа – на наглядной основе, с небольшой направляющей помощью педагога.
  • · Из геометрических фигур знает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • · Знает основные и оттеночные цвета.
  • · Знает понятия: вверх, вниз, вперед, назад, справа, слева; слева вверху, слева внизу (и т.п.).
  • · Пользуется временными понятиями – сегодня, сейчас, вчера, завтра, частями суток, временами года, днями недели; месяцами.
  • · Из величин самостоятельно выделяет «большой – маленький», высоту, длину; при ситуации выбора определяет ширину, толщину.
  • · Произведения художественной литературы слушает не всегда внимательно, на вопросы по содержанию отвечает, иногда с небольшой помощью педагога.
  • · Познавательный интерес и работоспособность – зависят от сложности заданий и их понимания. При несложных заданиях познавательная активность и работоспособность высокие, при сложных задачах – мальчик не способен длительно удерживать цель, проявляет невыраженное стремление к достижению результата и преодолению трудностей; использует внешние средства мобилизации волевых усилий (закрывает глаза, берется за голову, отворачивается, задирает ноги на стул). Таким образом, выявляется ограничение зоны ближайшего развития.
  • · Мотивация к обучению зависит от понимания материала задания; проявляется неустойчивая заинтересованность в конечном результате.
  • · Характер деятельности – репродуктивный, продуктивный; использует направляющую, указывающую, обучающую помощь.

Общение, особенности игровой деятельности:

мальчик контактный, в группе предпочитает играть с детьми, с удовольствием участвует в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх; переживает, если по какой-то причине кто-то из детей не хочет с ним играть, пытается самостоятельно решить эту проблему.

Эмоционально-волевая сфера:

  • · наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы: импульсивность, застреваемость на неадекватных реакциях (чаще всего – на плаксивости), двигательная расторможенность;
  • · энергетический ресурс у мальчика (вегетативный коэффициент) – в общем, на хорошем уровне; оптимальная работоспособность – при условии понимания задания и соответствии нагрузок возможностям ребенка; при усложнении мыслительной активности – через 8 минут наблюдается резкое падение продуктивности, проявление вялости, инертности, утомляемости;
  • · в диагностике уровня мотивации к школьному обучению просматривается незрелая позиция: преобладает внешняя мотивация (игровая деятельность в школе, общение с детьми); в прогнозе – если не будут оправданы ожидания, то может возникнуть нежелание посещать школу.

Логопедическое заключение: ОНР (Ш уровень): выход из сенсорной алалии.

Рекомендации: обучение в 1 классе по программе 7 вида; занятия с психологом, логопедом.

Логопедическая характеристика на дошкольника для пмпк образец

Логопедическое представление на дошкольника для ПМПК

Логопедическое представление для ПМПК

на воспитанницу МБДОУ «Детский сад № 11» г. Кудымкара

Дарья Х. посещает старшую группу МБДОУ «Детский сад № 11». Занимается на дошкольном логопункте с января 2019 года индивидуально. Ранняя коррекционная работа с девочкой была затруднена по причине длительного непосещения ДОУ по различным причинам.

Физическое развитие по возрасту. Состояние слуха и зрения в норме. В анамнезе раннего речевого развития отмечается грубое отставание: появление первых слов («мама», «папа») — к 3 годам; простая фраза – к 5,5 годам.

Речевая среда и социальные условия неблагополучные. Семья многодетная, полная (отчим). Мама индифферентно относится к речевым проблемам дочери, развитию ребенка уделяет внимание недостаточно. Все члены семьи русскоязычные.

Даша контакту доступна, но потребность общения у нее слабо выражена. Отсутствие стремления к общению связано с речевыми трудностями. Коммуникативная функция речи нарушена, речь состоит из отдельных слов и звукоподражаний. Взамен отсутствующей речи использует жест, мимику, интонацию.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Имеются особенности артикуляционной моторики при выполнении двигательных проб по показу: тонус языка напряженный, объем движений неполный, смазанность перехода от одного движения к другому. Выраженные гиперкинезы и саливация не наблюдаются. Голос звонкий, интонационно выразителен.

Мелкая моторика недостаточно развита. Пробы Хэда выполняет выборочно, движения рук неточные. Мышечный тонус повышен. Ведущая рука — правая. Неправильно держит карандаш, нажим — сильный. Вырезание ножницами затруднено. Общая моторика нарушена в слабой степени.

Восприятие речи и понимание не нарушены. Хорошо улавливает интонацию окружающих.

Собственную речь Даши можно охарактеризовать, как отсутствие общеупотребительной речи. Система средств языка не сформирована, присутствует недоразвитие экспрессивной речи, импрессивная речь более развита. Недоразвитие речи носит системный характер.

Словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Активный запас слов значительно меньше пассивного — это несколько понятных, часто употребляемых девочкой слов, простых по слоговому составу («да», «дай», «дом», «мама», «пока», «туда», «Даша»). По просьбе взрослого ребёнок пытается назвать предмет, но получается звукокомплекс из 2-4 звуков. Повторить отраженно или сопряженно слово не получается. Послоговое проговаривание слова затруднено, требуется многократное повторение каждого слога. Часто вместо слов-предметов использует звукоподражания («ням-ням» — все продукты, «му» — корова, овца, баран, «би-би» — разный наземный транспорт, «мамашки» — цветы и.п.). Качественный словарь характеризуется отсутствием прилагательных, описывающих цвет (указывает на предмет аналогичного цвета), форму (рисует пальчиком), величину предметов (имеются в активе «больши», «малешки»). Глагольный словарь характеризуется недостаточной сформированностью представлений о совершаемых действиях и их дифференциации. Выявляется сужение значений слов.

Нарушение звуковой стороны речи проявляется в неустойчивом произношении шипящих звуков, отсутствии звуков [р]. [р‘]. [л]. Слоговая структура грубо нарушена. Доступны для произнесения самостоятельно и вслед за взрослым слова, состоящие из 1 слога и слова из 2 открытых слогов. Функции фонематического слуха несформированы. Не дифференцирует звонкость-глухость. Фонематическое восприятие в стадии начального формирования: правильно выделяет в слове начальный гласный звук.

Словоизменение затруднено. Не умеет пользоваться средствами словообразования. Понимает, но не использует в речи предлоги. Употребляет простое двухсловное предложение («Это тут?» «Тетя, пока», «Я бабаю», «Дём (идём) туда?»). Несформированы все виды связной речи.

В знакомой обстановке речевая активность у Даши повышена: пытается сказать, используя мимику, жесты, голос и интонацию. Познавательная деятельность снижена. Поведение девочки на занятиях, в свободной деятельности спокойное, изредка проявляется суетливость, двигательное беспокойство. Часто играет одна. Навыки самоконтроля развиты слабо.

В течение трех месяцев коррекционно-логопедической работы с девочкой нарушение не устранено, но наблюдается небольшая положительная динамика.

Логопедические занятия направлены на развитие мотивационной основы речевой деятельности, самостоятельной речи. На занятиях идет коррекционная работа на лексическом уровне, работа над слоговой структурой слова Коррекция звуков ведется параллельно.

Логопедическое заключение: ОНР (I – II уровень).

Рекомендации: определение дальнейшего образовательного маршрута.

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 11»________ /_______

Логопедическое представление (характеристика в ПМПК).

Ф.И.ребенка:_Костя Т. 8 лет.

возраст: 8 лет Школа: __________Класс: . Обучается с 1 сентября 2017г.

Краткий анамнез раннего речевого развития: со слов мамы имело место более позднее начало речи. Речевое развитие протекало неравномерно, волнообразно, на фоне недостаточной речевой активности с преобладающим отставанием экспрессивной речи от импрессивной.

Речевая среда и социальные условия: В дошкольном периоде ребенок эпизодически посещал индивидуальные логопедические занятия в частном порядке, с минимальной положительной динамикой.

Общая и мелкая моторика: навыки работы с карандашом, ручкой, ножницами недостаточно развиты; объем движений ограничен, переключаемость крайне затрудненная, отмечается застревание на одном движении; движения нескоординированные, слабые, неточные. Имеется общая моторная неловкость.

Анатомическое строение органов артикуляции: нарушение зубного ряда, зубы вне челюстной дуги. Готическое клиновидное нёбо, боковые края утолщены. Подъязычная связка – без особенностей.

Читайте также:  Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

Артикуляционный моторика: сниженный тонус в покое, сглаженность носогубных складок, при произвольных движениях и речевой нагрузке отмечается повышение тонуса мышц.

Устная речь:

Общее звучание речи: речь замедленная, неразборчивая, малопонятная, интонационно неоформленная. Голос слабый, маломодулированный.

Понимание речи: сформировано на бытовом уровне, имеет место недостаточное понимание обращённой речи. Не всегда понимает инструкции учителя.

Звукопроизношение: нарушено полиморфно, имеются искажения, замены и смешения (замена [Ц] на [С]; [Ш] на[С]; [Ж] на [З]; [Щ] на [СЬ]; [Ч] на [C]; [j] на [Л]; [Р] на [Л]; [РЬ] на [Ль]– горловые, тотальное оглушение звонких согласных). Следует отметить выраженные трудности в формировании речевых навыков, автоматизации, дифференциации звуков в спонтанной речи.

Фонематическое восприятие: нарушено.

Звуковой анализ: недостаточно сформирован, особенно его сложные формы, затрудняется при определении места и последовательности звуков в слове на материале слов из 4-х и более звуков, выполняет задания с опорой на наглядность. Фонематический синтез недостаточен. Фонематические представления недостаточно сформированы, с трудом подбирает слова с заданным звуком на определенном месте.

Слоговая структура речи: ритмический рисунок простого по составу слова может воспроизвести правильно. При усложнении речевого материала допускает ошибки. Воспроизводит 3-4-хсложные слова с ошибками, сокращает количество слогов, упрощает структуру, пропускает, заменяет, переставляет звуки, слоги в словах как при изолированном произнесении, так и в составе предложений.

Активный словарь: ограничен бытовой лексикой, с преобладанием существительных и глаголов, незначительный объем прилагательных, наречий, категорий состояния. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов и применения способов словообразования. Слов-обобщений также недостаточно, их количество ограничено бытовыми обобщающими понятиями.

Грамматический строй языка: предложение односоставное, простое нераспространенное. Аграмматизм грубый, проявляется как на уровне словоизменения, так на уровне словообразования, синтаксиса.

Связная речь: при составлении рассказа по серии картинок использует простую нераспространенную фразу или одно слово, причинно-следственные связи не устанавливает, пересказывает фрагментарно, упуская существенные детали.

Письменная речь:

Письмо: формируется очень медленно, с многочисленными ошибками. При списывании механически копирует материал. Нарушена ориентация в тетради. В строке также не ориентируется.

Чтение: формируется очень медленно, с многочисленными ошибками. Буквы забывает, путает их, звуко-буквенная соотнесенность не сформирована. Смысл прочитанного не понимает , скрытый смысл текста не выделяет.

Логопедическое заключение: Дисграфия и дислексия на фоне ОНР II –III уровня.

Рекомендации: консультация врача-оториноларинголога, консультация врача стоматолога-ортодонта с целью коррекции зубно-челюстной системы; консультация дефектолога. Организация единого речевого режима в школе и дома для закрепления полученных речевых навыков вне логопедического кабинета, продолжить систематические индивидуальные и групповые логопедические с целью коррекции имеющихся речевых нарушений.

Вас может заинтересовать:

Логопедическое представление на ребенка дошкольного возраста на ПМПК

Зиновьева Вера
Логопедическое представление на ребенка дошкольного возраста на ПМПК

Логопедическое представление

на ребенка дошкольного возраста на ПМПК

Фамилия, имя, отчество ребёнка.

Дата рождения. Возраст на момент обследования 4 года 11 месяцев

Речевое окружение Семья полная, благополучная.

Наследственность: дефекты речи.

Ребенок от 3-ей беременности, протекавшей на фоне ОРЗ, гайморита. Роды 2-е в 33 недели (путем кесарева сечения).Оценка по Апгар:5/8 б. Масса тела при рождении 2050, рост 45см. Из роддома выписан на 7-ой день (ОПН).

Наблюдается у невролога с рождения с диагнозом ППЦНС

Перенесенные заболевания: в. оспа

Простудные заболевания: ОРВИ 1 раз в 4-5 мес.

В физическом развитии не отставал.

Ортопед: плоскостопие 2-ой степени.

Раннее речевое развитие: Гуление 2 мес. Лепет 6 мес. Слово1 год Фраза 3 года.

Когда заметили нарушение речи? 3 года

Слух, зрение без особенностей

Общая и мелкая моторика

Понимание речи сохранено. Умеет слушать и понимать речь. Участвует в общении чаще по инициативе других. Ясно и последовательно выражает свои мысли. Умеет пользоваться формами речевого этикета.

Самостоятельно составляет связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдает последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ строит в соответствии с грамматическими нормами языка. Пересказ составляет самостоятельно, полностью передает содержание текста, соблюдает связность и последовательность изложения, употребляет разнообразные языковые средства в соответствии с текстом, пересказ составляет без нарушений грамматических и лексических норм.

В составлении рассказа-описания отображае6т все основные признаки предмета, соблюдает определенную логическую последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств – к второстепенным и. т. д). Соблюдает смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами). Использует различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и. т. д).

Общее звучание речи Темп и ритм речи нормальный. Паузы и ударения употребляет правильно. Основные виды интонации употребляет правильно. Характеристика голоса: голос тихий. Способность модулировать голос по высоте — низкий. По силе – глухой. Атака голоса – мягкая. Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции – нарушена. Ритм речи – нормальный. Паузации – правильная расстановка пауз в речевом потоке. Выразительность – употребляет основные виды интонации. Тип физиологического дыхания – смешанное. Дифференциация ротового и носового выдоха – нарушена. Речевое дыхание – объем речевого выдоха недостаточный.

Общая характеристика речи Понимание речи сохранено. Рассказ составляет с помощью наводящих вопросов, рассказ подменяется перечисление действий, представленных на картинках. Связность изложения нарушена, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки.

Рассказ- описания составляет с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета.

Общее звучание речи Темп и ритм речи нормальный. Паузы и ударения употребляет правильно. Основные виды интонации употребляет правильно. Характеристика голоса: голос нормальный, носовой оттенок отсутствует. Речь интонационно выразительна. Речевое дыхание: объем речевого выдоха – нормальный, длительность и интенсивность – норма, ритмичность – сохранна, синхронность – сохранна. Плавность – сохранна. Темп – нормальный. Голос – N, атака голоса – мягкая, модуляция голоса – по высоте низкая, по силе – глухой.

Строение артикуляционного аппарата

анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий

строение лица – не нарушено

тонус мышц лица — сохранный

подвижность лицевой мускулатуры — не нарушена

строение губ — нормальное

тонус губ — не нарушен

подвижность губ – малоподвижные

строение зубов — нормальное

подъязычная связка – укорочена

строение твердого неба — не нарушено

строение мягкого неба и подвижность — не нарушена

строение языка – не нарушено

мышечный тонус языка – спастичность, объем артикуляционных движений ограничен, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка.

речевая моторика – не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движения языка не полный. Тонус — вялый. Синкинезии, замены движений отмечаются.

Разборчивость речи несколько снижена.

Полиморфное нарушение звукопроизношения:

Парасигматизм шипящих (Ш-С); (Ж-З); (Ч; Щ – иск.)

Ротацизм (Р;Р, — отст.)

Ламбдацизм (Ль- отст.)

Фонематический слух, звуковой анализ и синтез

Неустойчивый навык слуховой дифференциации.

Нарушение в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления.

Затрудняется в определении количество и последовательность слов в предложениях.

Способность выделить звук на фоне слова – не сформировано. Способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована.

Слоговая структура и звуконаполняемость слова

Сохранна. Нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют. В спонтанной речи звукослоговая структура слова не нарушена.

Словарный запас Пассивный и активный словарь характеризуется ограниченным объемом, бедностью. Неточностью значений многих слов. В большей степени страдает употребление глаголов и прилагательных, обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов. Недостаточен объем знаний об окружающем мире. Несформированы отношения антонимии и синонимии.

Грамматический строй речи

В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено. В речи преобладают простые распространенные предложения. В редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения. Наблюдаются единичные аграматизмы при выполнении заданий на образование прилагательных от существительных. Неправильное употребление названий детенышей животных. Примитивность синтаксических конструкций. Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных.

Заключение: ОНР- III уровня. СФД.

1. Углубленное обследование специалистами ПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

2. Занятия с логопедом, психологом.

Дата 07.02.2014г. Подпись специалиста – Зиновьева В. Б.

Психолого-педагогическое представление Психолого-педагогическое представление на ПМПК Дата заполнения представления Фамилия, имя, отчество ребенка: Дата рождения Сведения о родителях:.

Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка. Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук . Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, читаете ему книги, показываете картинки, занимаетесь упражнениями на развитие мелкой моторики, вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»
Читайте также:  Использование графического рисунка как приема коррекционной работы логопеда

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому . Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути . Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д. Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»

  • Изучайте с ребенком части лица и тела . В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки вкнижках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов! Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — ” Что как звучит? “ ( Ozon , My-shop , KoroBoom ) и ” Кто что делает? “ ( Ozon , My-shop , KoroBoom ). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички».

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

Использование правил речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития

В статье предложен практический материал по коррекции речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития. Нами представлены речевые правила, использование которых также является профилактикой заикания у детей. Правила рассчитаны на педагогов дошкольных учреждений и на самих детей, достигших соответствующего возраста. Могут быть рекомендованы логопедам, полезны учителям начальных классов. Простота и доступность изложения, а также практическая направленность материала делают его привлекательным и для родителей детей.

Использование правил речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития.

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. В процессе комплексного обследования речевого развития детей, лишь у единиц определяется норма речевого развития. Нарушения развития речи затрудняют общение ребёнка, как со взрослыми так и со сверстниками. Это требует пристального внимания педагогов и родителей к проблеме речевого развития.

Важным элементом формирования и развития речи является речевое дыхание.

У детей с проблемами в речевом развитии речевое дыхание всегда нарушено:

  • артикуляция вялая, смазанная;
  • голос, как правило, тихий;
  • темп речи неравномерный;
  • гласные звуки «проглатываются, согласные «застревают».

Вследствие этого, возникает проблема, как обеспечить осознание и принятие ребёнком правил речи.

Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, то и правила речи должны быть игровыми — сказочными. Одним из основных условий для овладения этими правилами, для детей, является их наглядность и простота исполнения.

Подражание сказочным героям и активное участие в игровой ситуации должно способствовать быстрому усвоению и принятию детьми речевых правил, и, как следствие, развитию речевой коммуникации.

Совместно с детьми нами были разработаны «Сказочные правила речи». Каждое правило сопровождается соответствующим изображением сказочного персонажа.

Правила речи для детей

1. Прежде подумай — потом говори.

Сказать тебе нужно немало
Но с этим не надо спешить
Спокойно подумай сначала,
Потом начинай говорить.

2. Говорить в спокойном темпе.

Спокойно будем говорить
Не торопиться, не спешить
И станет наша речь красивой
И четкой, и неторопливой.

3. Говорить всегда на выдохе.

Всегда говорим мы
Когда выдыхаем
Как будь-то бы шарик
Мы ртом надуваем.

4. Говорить плавно и напевно.

Плавно, слитно льется речь
Так вода умеет течь.

5. В конце каждого предложения делай паузу.

Ты сказал – отдохни
И немножко помолчи
Воздух снова набери
Дальше плавно говори.

6. Длинные предложения дели на части.

Длинное предложение
Ты дели на части
Скажешь четко два – три слова
Вдох бери спокойно снова.

7. При разговоре спокойно смотри на собеседника.

Еж уверенно глядит на своих друзей
И на того с кем говорит –
Смотреть ему приятно.
Ты, как еж вперед гляди
Общаясь, взгляд не отводи.

Анализ работы с детьми по использованию правил речи показал, что игровые сказочные правила способствовали:

  • Созданию заинтересованной, непринужденной обстановки.
  • Повышению речевой мотивации детей.
  • Благоприятному воздействию на все компоненты речи, развитию речевой коммуникации.

1) Тарасова Т.В.,
учитель-логопед

2) Поздеева Л.Л.,
воспитатель логопедической группы

Памятка для родителей «Шесть правил развития речи дошкольника»

Бежина Софья
Памятка для родителей «Шесть правил развития речи дошкольника»

Памятка. Логопед советует!

«Шесть правил развития речи дошкольника»

«Ура! Вот оно – первое слово, а вот ещё и ещё. Ну, слава Богу, он заговорил! Теперь порядок!», – так, или приблизительно так, думает родитель, когда его малыш начинает внятно произносить слова. Но это только самый первый шаг ребёнка на пути овладения родным языком. Не спешите успокаиваться, теперь Вам предстоит самое сложное – закрепить интерес малыша к речи. Вот несколько правил для усвоения и закрепления речи дошкольника.

Правило первое. Не угадывайте мысли ребёнка!

Представьте себе ситуацию: ребёнок двух лет, указывая на кошку,говорит: «Коська».А мама ему в ответ: «Да, милый, молодец! Это кошка, она идёт по дорожке, хвостик у неё длинный, лапки беленькие». Всё, ребёнок получил самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем ещё что-то пытаться сказать, мама сама всё сказала. Не нужно угадывать мысли ребёнка. Задавайте ему вопросы и ждите ответа. Будет больше пользы, если вы спросите у ребёнка: «А кошечка большая или маленькая, сколько лапок у неё, сколько ушек, как она подаёт голос?» и т. д.

Правило второе. Разговаривайте со своим ребёнком!

Разговаривайте со своим ребёнком, а не возле него. Когда читаете ему сказку, прерывайтесь на самом интересном моменте, и спрашивайте у ребёнка, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше и т. д. При этом помните, что ребёнку при ответе на ваш вопрос понадобиться больше времени, чем взрослому. Будьте терпеливы. А когда он ответит, задавайте вопросы ещё и ещё.

Правило третье. Учите ребёнка говорить предложениями!

Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, указывая на предмет, узнайте у него – зачем это нужно. Повторите вслух всё, что сказал ваш ребёнок.

Правило четвёртое. Переживайте день ещё раз!

Вечером, перед сном, вспомните всё, что вы с ребёнком видели и слышали. Если Ваш ребёнок был сегодня не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового, чем занимался в течение дня.

Правило пятое. Описывайте предметы сами и просите

описать предметы малыша!

Каждый раз, когда вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребёнка на это и рассказывайте ему о предмете.Например: увидев интересное облако на небе, обратите внимание ребёнка на это облако расскажите ему, что облако – белое, оно быстро летит по небу, потому, что его подгоняет ветер, сравните облако с любым предметом. В следующий раз, когда вы с вашим ребёнком увидите красивое облако, попросите его рассказать о нём самостоятельно.

Правило шестое. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребёнком!

Ребёнок всегда должен слышать правильную грамотную речь и подражать ей.

Памятка для родителей «Игры и игровые задания для успешного развития речи детей дома» Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в.

Консультация для родителей «Дидактическая настольная игра — одно из средств развития речи дошкольника» Консультация для родителей «Дидактическая настольная игра – одно из средств развития речи дошкольника» Дидактическая настольная игра –.

Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома» Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома». Каждый родитель мечтает.

Памятка для родителей о соблюдении правил дорожного движения Памятка для родителей о соблюдении правил дорожного движения! Если ребенок нарушил правила дорожного движения, это не означает, что виноват.

Памятка для родителей «Семь основных правил воспитания» 1. Нельзя унижать ребенка. Мы иногда в сердцах говорим ребенку: «У тебя вообще голова на плечах есть?» или «За что меня Бог наказал таким.

Памятка для родителей «Шесть рецептов избавления от гнева» Памятка для родителей. «Шесть рецептов избавления от гнева». № 1. Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, что бы о себя чувствовал спокойно.

Памятка для родителей «Советы логопеда для развития речи ребенка» Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы.

Памятка для родителей «Этапы развития речи вашего ребенка» Развитие речи малыша 1 месяц Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение – кроха.

Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольника с нарушением развития речи средствами детской мультипликации Пояснительная записка В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии;.

Шесть стадий сенсомоторного развития ребенка по Ж. Пиаже 1. Шесть стадий сенсомоторного развития ребенка по Ж. Пиаже. Пиаже разделил сенсомоторный период на шесть достаточно выраженных стадий, кратко.

Ссылка на основную публикацию