Задания логопеда для совместной деятельности детей и родителей

Задания логопеда для совместной деятельности детей и родителей

Сибагатулина А.М., tc ” Сибагатулина А.М.,” учитель-логопед ДОУ «Елочка», пос. Глебычево, Ленинградская обл.
Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами:
– родители не слышат недостатков речи своих детей;
– не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.
Существуют разнообразные формы сотрудничества педагогов и родителей по речевому развитию детей, однако мы остановимся на совместных занятиях. В нашем детском саду они проводятся раз в два месяца, и родители являются их равноправными участниками. Они обучаются приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное – создается эмоциональный контакт между ними.
Конспекты совместных занятий «Виды работ при коррекции речевых нарушений»
Средняя группа
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, понимания речи.
  • Тренировка фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
  • Вовлечение родителей в учебный процесс, достижение единства требований к ребенку.
  • Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

* * *
Звучит весенняя музыка.
Логопед. Ребята, я предлагаю вам и вашим родителям отправиться в лес и посмотреть, как лесные жители встречают весну.
В лес весенний мы шагаем,
Дети и родители идут маршевым шагом.
Ноги выше поднимаем.
Потопают ножки
По прямой дорожке.
Шагают на всей стопе.
И поскачут ножки
Прямо по дорожке,
Делают поскоки.
Скакали, скакали
И встали. Стоп!
Останавливаются.
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки.
Идут на носках.
Друг за дружкой побежали
И нисколько не устали.
Бегут на носках.
И опять шагаем,
Ножки поднимаем.
Идут маршевым шагом.
Вот мы и в лесу.
Развитие речевого дыхания
Логопед. Давайте все вместе скажем: «Ах, какой чудесный воздух!» и т.д.
Дети и родители выполняют.
Мимические упражнения
Логопед. Вдруг мы увидели в лесу медведя.
Дети и родители изображают испуг.
Затем увидели зайчат.
Изображают радость.
А вот как ловко по деревьям скачет белка!
Изображают удивление.
Покажите как елочкам тяжело стоять под весенним дождем.
Опускают одно плечо, другое и стряхивают воду.
Гимнастика для глаз
Логопед. Прилетела сова на лесную поляну.
Дети и родители садятся на ковер.
Ночью сова сжимается, замерзает.
Показывают как сова мерзнет.
Утро пришло, солнышко припекло – согрелась сова, расслабилась.
Потягиваются 2 раза.
Повернула туловище влево, повернула вправо – ничего не увидала, крыльями замахала. Голову повернула влево, вправо, вле во, вправо – ничего не увидала – крыльями замахала.
Выполняют движения 2-3 раза.
Смотрит влево, вправо, влево, вправо – ничего не увидала, нахмурилась, ухнула: «Ух-ух-ух!» Вниз, вверх посмотрела, опять ухнула: «Ух-ух-ух!» – и в гнездо полетела.
Повторяют движения и звуки.
Вдруг на полянке мы увидели необычный цветок. Это цветик-семицветик. Он исполняет любые желания, но для этого необходимо выполнить его задания.
Дети с родителями садятся за столы.
Задания цветика-семицветика
Артикуляционная гимнастика
Логопед. Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно.
У детей и родителей рот закрыт.
Стал он искать выход. Сначала в одну щечку постучал, потом в другую.
Дети и родители «протыкают» языком сначала одну щеку, потом другую.
Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем и нижнюю губу.
«Протыкают» сначала верхнюю, затем нижнюю губу.
В это время ротик зевнул и открылся.
Зевают.
Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать.
Покусывают кончик языка.
Зубки покусали язычок сначала с одной стороны, потом с другой.
Покусывают язык слева и справа.
Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать.
Покусывая всю поверхность языка, высовывают его вперед и убирают назад.
А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю губу, потом верхнюю.
Покусывают верхнюю губу по всей длине, затем нижнюю.
Потом зубки попытались откусить кусочек щеки.
Закусывают изнутри щеки боковыми зубами.
Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние зубки.
Чистят языком верхние и нижние зубы.
Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок! Мы больше не станем тебя кусать!»
Спряжение в прошедшем времени
Дети должны проспрягать глаголы, используя местоимения я, ты, он, она, мы, вы, они. Если у ребенка возникнут трудности, ему помогают взрослые.
Дышать весенним воздухом.
Гулять в весеннем лесу.
Любоваться весенним лесом.
Счет слов до пяти
Считают дети, а родители им помогают.
Мимоза, цветок, лужа, сосулька, ручей, грач, капель.
Игра «Тихо – громко»
Составляются предложения о весне. Мама говорит предложение тихо, а ребенок – громко.
Игра «Жуки и комары»
Логопед говорит о том, что летом в лесу очень много комаров и жуков, и предлагает представить, как они будут летать. Родители становятся жуками, а дети комарами. Жуки и комары сидят в своих домиках. По сигналу «Жуки!» – жуки летают по залу со звуком «ж-ж-ж». По сигналу «Комары!» – комары летают со звуком «з-з-з».
Буквы П и Т
Дети выкладывают из счетных палочек букву П, а родители – букву Т.
Игра «Кто быстрей?»
По залу разложены предметы и картинки со звуками [п] и [т] в начале слова. Команда родителей разыскивает картинки и предметы со звуком [п], а команда детей – со звуком [т]. Потом каждая команда доказывает правильность своего выбора.
Подведение итогов
Логопед. Пора нам возвращаться домой из весеннего леса. Все задания цветика-семицветика дети с родителями выполнили правильно, значит все задуманное нами сбудется. Давайте сделаем так: пускай дети шепнут родителям на ушко свое желание, а родители поделятся своей мечтой с ребенком.
Проводится краткая беседа о том, чем занимались на занятии. Логопед отмечает успешное сотрудничество родителей и детей.
Старшая группа
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Закрепление навыков правильного произношения.
 Развитие слухового и зрительного внимания.
 Совершенствование общей и мелкой моторики рук.
 Закрепление навыка согласования существительных с прилагательными.
 Закрепление знания букв.
 Углубление интереса к занятиям по обучению грамоте.
 Достижение эмоционального контакта детей с родителями.
* * *
Каждый ребенок сидит со своей мамой (папой, бабушкой и т.д.).
Логопед. Дорогие ребята и уважаемые взрослые, сейчас я попрошу всех вас встать. А теперь сядет тот, кто назовет свое имя ласково.
Родители и дети называют.
Массаж пальцев рук
 Растирание ладоней движениями вверх-вниз. Выполняют и родители и дети самостоятельно.
 Растирание ладоней шестигранным карандашом. Это упражнение родители делают детям сначала на одной руке, потом на другой.
Самомассаж лица
Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж.
Логопед
Ручки растираем
Дети потирают ладони.
И разогреваем,
Хлопают в ладоши.
И лицо теплом своим
Нежно умываем.
Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.
Пальчики сгребают
Все плохие мысли,
Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро.
Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.
Их вперед сгибаем,
Сгибают руками ушные раковины вперед.
Тянем вниз за мочки,
Оттягивают уши вниз за мочки.
А потом руками
Трогаем мы щечки.
Легко похлопывают щеки ладошками.
Артикуляционная гимнастика
Логопед
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
Дети и родители выполняют упражнение «Улыбка».
А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.
Упражнение «Лесенка».
Затем увидел маляра:
Красить потолок пора.
Упражнение «Маляр».
Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.
Упражнение «Заборчик».
Язычок наш погулял,
Много нового узнал.
Он немного притомился –
К себе в домик воротился.
Мимические упражнения
 Радость. Дети показывают, как они рады родителям.
 Огорчение. Родители показывают, как они огорчаются, когда недовольны своими детьми.
 Удивление. Дети и родители показывают, как они удивляются, когда видят неожиданные подарки.
Уточнение артикуляции звуков
Проводится в форме игры «На меня ты посмотри и звук определи». Ребенок показывает родителям немую артикуляцию гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], а те должны отгадать, какой звук был произнесен.
Подбор признаков к члену семьи
На столе разложены счетные палочки. Сначала ребенок берет одну счетную палочку и говорит: «Это моя мама (папа, бабушка). Она (какая?) добрая». На каждое прилагательное выкладывают одну счетную палочку. Затем о своем ребенке говорит родитель: «Это моя дочь (сын). Она очень ласковая».
Подведение итогов
Логопед беседует с детьми о том, чем занимались на занятии, какие упражнения показывали родителям. Затем предлагает родителям взять в свои руки руку ребенка и сказать ему, он был сегодня самым лучшим, самым чудесным и т.д.
Подготовительная к школе группа
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
 Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия.
 Продолжение работы над развитием фонематического слуха.
 Совершенствование навыков звукового анализа.
 Закрепление понятия предлог (маленькое слово);
 Совершенствование общей и мелкой моторики.
 Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.
* * *
Каждый ребенок стоит рядом со своей мамой (папой, бабушкой).
Логопед. Сядет тот, кто назовет зимующую птицу.
Родители и дети по очереди называют зимующих птиц и садятся. Затем выполняется пальчиковая гимнастика «Пальчики поздоровались». Упражнение выполняют дети.
Массаж пальцев рук
Дети выполняют массаж пальцев одной руки, а потом родители массируют им пальцы другой руки.
Логопед
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальцы погулять.
Этот палец самый толстый,
Самый сильный и большой.
Массируется большой палец.
Этот палец для того,
Чтоб показывать его.
Массируется указательный палец.
Этот палец самый средний
И стоит он в середине.
Массируется средний палец.
Этот палец безымянный,
Избалованный он самый.
Массируется безымянный палец.
Этот палец, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Массируется мизинец.
Массаж лица
Ребенок делает массаж себе сам, а потом его массирует родитель: рисует очки и гладит щечки.
Логопед
Нарисуем мы очёчки,
А потом погладим щечки.
Артикуляционная гимнастика
Дети и родители поворачиваются лицом друг к другу и вместе выполняют упражнения.
Логопед
Индюшата болботали,
Болботать они устали

Дети и родители. Бл-бл-бл.

Логопед
Дятел дерево долбил
Он жучков там находил.

Дети и родители. Д-д-д.

Логопед
Барабанщик идет,
Собирайся, народ.
В барабан он стучит,
«Т-т-т» – говорит.

Дети и родители. Т-т-т.
Подвижная игра «Кот и мыши»
Один из родителей играет роль кота, а дети – мыши. Мыши разбегаются, кот их ловит.
Игра «Раз, два, три –
маме букву напиши»
Сначала ребенок печатает буквы на маминой ладошке, щеке, спине, а потом это задание выполняет мама.
 Два столба наискосок,
А между ними поясок. (А)

 Буква та наискосок
Примеряла поясок,
Снизу вверх его тянула,
К правой ножке
пристегнула. (И)
 Буква с толстеньким брюшком, В кепке с длинным
козырьком. (Б)
 Букву ту в спортивном зале
Перекладиной назвали. (П)

 Буква в мачту превратилась,
И на судне очутилась. (Т)

 Эта буква как насест:
Есть где курочке
присесть. (Н)
Игра «Поезд»
Это игра на закрепление предложно-падежных конструкций; дифференциацию предлогов над, под, в. На столе разложены картинки. Дети с родителями рас сматривают их и составляют предложения с любыми предлогами. Если ребенок допускает ошибку при определении символа предлога, то родитель ему помогает.
Игра «Отгадай слово»
Необходимо, определив второй звук в словах, назвать получившееся слово. Например: осы, мышка, снег – сын. Потом нужно назвать родственные слова: сынок, сыночек, сынишка, сыновний. Затем дети «пишут» слова, используя азбуку телодвижений, а родители отгадывают их: сын – сон – сок – сук – суп.
Подведение итогов
Отмечается успешное сотрудничество родителей и детей.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1999.

Читайте также:  Конспект НОД в старшей/подготовительной группе на тему 'Осень'

Занятие “Мы сможем” Совместная деятельность детей и родителей на логопедических занятиях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Совместное занятие родителей и детей. Цель: првлечь, родителей к речи своих детей, процессу коррекции недостатков звукопроизношения. В занятии использован материал на основе стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytoe.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

Конспект открытого занятия

для детей подготовительной группы

(совместная деятельность детей и родителей на логопедических занятиях)

Из опыта работы

п. Шалакуша 06.11.2008г.

Тема: « Вместе мы сможем!» (включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей дошкольного возраста.)

  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия.
  • Продолжение работы над развитием фонематического слуха.
  • Совершенствование навыков звукового анализа.
  • Закрепление навыка согласования существительных с прилагательными.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики.
  • Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

Каждый ребенок сидит со своей мамой (бабушкой).

Логопед. Дорогие ребята и уважаемые взрослые, сейчас я попрошу всех вас встать. А теперь сядет тот, кто назовет свое имя ласково.

Родители и дети называют

Массаж пальцев рук

Дети выполняют массаж пальцев одной руки, а потом родители массируют им пальцы другой руки.

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальцы погулять.

Этот палец самый толстый,

Самый сильный и большой.

Массируется большой палец.

Этот палец для того,

Чтоб показывать его.

Массируется указательный палец.

Этот палец самый средний

И стоит он в середине.

Массируется средний палец.

Этот палец безымянный,

Избалованный он самый.

Массируется безымянный палец.

Этот палец, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки дети и родители делают самомассаж.

Дети потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

И лицо теплом своим

Разогретыми ладошками проводят

по лицу сверху вниз.

Все плохие мысли,

проводят пальцами от середины лба к вискам.

Сверху вниз мы быстро.

Растирают пальцами ушные раковины по краю

Их вперед сгибаем,

Сгибают руками ушные раковины

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки.

Трогаем мы щечки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Дети и родители выполняют упражнение «Улыбка».

А потом пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

Затем увидел маляра:

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял,

Много нового узнал.

Он немного притомился –

К себе в домик воротился.

  • Радость. Дети показывают, как они рады родителям.
  • Огорчение. Родители показывают, как они огорчаются, когда недовольны своими детьми.
  • Удивление. Дети и родители показывают, как они удивляются, когда видят неожиданные подарки.

Уточнение артикуляции звуков «Сломанный телевизор».

Проводится в форме игры «На меня ты посмотри и звук определи». Ребенок показывает немую артикуляцию гласных звуков А, О, У, И, Ы, а те должны отгадать, какой звук был произнесен.

Динамическая пауза «Гномы»

Утром гномы в лес пошли Энергичный шаг на месте.

По дороге гриб нашли. Наклон вперед. Выпрямиться, руки на поясе.

А за ним-то – раз, два, три! Наклоны туловища из стороны в сторону.

Показались еще три! Руки в стороны затем вниз.

И пока грибы срывали, Наклоны вперед, руки к полу.

Гномы в школу опоздали. Руки к щекам, горестно покачать головой из

стороны в сторону.

Побежали, заспешили Бег на месте.

И грибы все уронили! Присесть.

Гимнастика для глаз

Логопед. Прилетела синичка на лесную поляну.

Дети и родители садятся на ковер.

Ночью синичка сжимается, замерзает.

Показывают, как сова замерзает.

Утро пришло, солнышко припекло – согрелась синичка, расслабилась.

Потягиваются два раза.

Повернула туловище влево, повернула вправо – ничего не увидела, крыльями замахала. Голову повернула влево, вправо, влево, вправо, – ничего не увидела, крыльями замахала.

Выполняют движения 2-3 раза.

Смотрит влево, вправо, влево, вправо, – ничего не увидела, нахмурилась, ухнула: «Ух-ух-ух!» Вниз, вверх посмотрела, опять ухнула: «Ух-ух-ух!» – и в гнездо полетела.

Дети с родителями садятся за столы.

Подбор признаков к члену семьи

На столе разложены счетные палочки. Сначала ребенок берет одну счетную палочку и говорит: «Это моя мама (бабушка). Она (какая?) добрая». На каждое прилагательное выкладывают одну счетную палочку. Затем о своем ребенке говорит родитель: «Это моя дочь (сын). Она очень ласковая».

Считаем до пяти

Мама (1,2,3,4,5), папа, сын, бабушка, дочь (Изменение окончаний слов при счете до 5).

Беседую с детьми о том, чем занимались на занятии, какие упражнения показывали родителям. Затем предлагаю родителям взять в свои руки руку ребенка и сказать ему, он был сегодня самым лучшим, самым чудесным, самым умелым и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент нетрадиционной совместной деятельностидетей и родителей на логопедических занятиях.Тема: «Виды работ при коррекции речевых нарушений».Цель:- развитие координации речи с движением, работ.

учитель-логопед, работающий с детьми с нарушением зрения, решает на своих зантиях две группы задач: коррекция речевых нарушений; коррекция зрения за счёт работы над развитием зрительных функций.

Статья на тему “Формирование у детей основ гражданственности на логопедических занятиях”. Основные принципы и направления.

Занятие проводится совместно дети, родители, воспитатель.Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Музыка”, “Физкультура”.Дети отправляются путешествовать.

Памятка родителям “Организация логопедических занятий дома”.

Цель мероприятия — не только желание показать кто лучше, но и продемонстрировать, чему научились ребята, как умеют работать в команде вместе с родителями, совещаться, обсуждать, находи.

Логопедическое занятие-тренинг для родителей “Игровая гостиная, или Давайте поиграем дома с детьми”

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели, специалисты и родители будут действовать согласованно.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике
развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.
При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития старших дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей
Учитывая все выше изложенное, мы, учитель-логопед и воспитатели группы поставили целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
Для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки, методическая литература), проведение мастер класса по обучению артикуляционной и дыхательной гимнастики, круглый стол «Фонематический слух – основа правильной речи», семинар-практикум «Звуковой анализ слова», деловая игра «Умники и умницы», в течении года были дни открытых дверей.
Сейчас мы хотим представить одну из форм взаимодействия с родителями тренинг «Игровая гостиная»

Логопедическое занятие – тренинг для родителей «Игровая гостиная, или давайте поиграем дома с детьми».

Цель: познакомить родителей с игровыми приёмами при организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

Задачи:

  • Повышать компетентность и знания родителей о нарушениях речи старших дошкольников.
  • Привлекать внимание родителей к речевым проблемам детей.
  • Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе проведения специальных игр для коррекции и профилактики нарушений устной речи детей

Оборудование и материалы: столы, компьютер, презентация к занятию, бейджики для каждого участника группы с именем и отчеством, плакаты, разноцветные флажки, листы бумаги для записей, карандаши, ручки и фломастеры, мяч, газетные листы, клубок пряжи, небольшие разноцветные шляпки из бумаги, секундомер.

1. Вводная часть. Приветствие и представление. (Упражнение «Имя»)

Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем вам представиться – назвать своё имя, отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слова на первые буквы своего имени и отчества.

Сообщение темы занятия

Все дети очень любят играть, игра является частью детства, непременным его атрибутом. Игра доставляет ребёнку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, мышление, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям. Для переключения внимания, развития межполушаровой взаимосвязи, формирования языкового анализа и синтеза, фонематических процессов, профилактики усталости у детей в коррекционные логопедические занятия включаются разнообразные игры.
Сегодня наша встреча будет посвящена играм, которые помогают детям совершенствовать речь, и будут способствовать закреплению полученных на логопедических занятиях знаниях и умениях.

Разминка (игра «Паутинка»)

Поиграем с вами в игру «Паутинка». Подумайте и одним предложением расскажите, в какие игры больше всего любит играть ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо один раз обмотать ладонь ниткой.
А теперь нужно распустить паутинку. Подумайте и расскажите одним предложением, какой по характеру ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо освободить свою руку от нитки, смотать её и передать клубок другому.

Принятие групповых правил.

В каждой игре существуют правила. На нашем занятии мы тоже должны принять с вами некоторые правила и подчиняться им. Послушайте их и выскажите своё мнение.

  • Старайся участвовать во всех играх и упражнениях.
  • На занятии может говорить только один человек.
  • Если выполнил упражнение, то подними флажок.
  • Не выкрикивай, не перебивай других, умей выслушать другого человека.
  • Если что-то непонятно, обязательно задай вопрос.

2. Основная часть

Игра «Найди слова с заданной буквой»

Педагог. Первая игра, с которой мы предлагаем ознакомиться, называется «Найди слова с заданной буквой». Игра способствует развитию звуко-буквенного анализа, внимания, мышления, памяти, совершенствует навык чтения у дошкольников в будущем.

(Раздаются родителям бланки с напечатанным текстом, листы бумаги, фломастеры.

Педагог. Перед вами текст. Возьмите в руки фломастеры. По команде за 3 минуты необходимо выписать из текста все слова с буквой Л. По истечению этого времени педагог говорит «Стоп!» – и предлагает всем подсчитать количество выписанных слов и назвать число. Победителю вручается приз.

Игра «Балда».

Педагог. Предлагаем вам следующую игру «Балда».Эта игра развивает звуко-буквенный анализ и синтез, мыщление, внимание, память.
(педагог раздаёт родителям листы чистой бумаги, фломастеры и объясняет правила, на доске точками записывается слово «балда»)
Педагог. Правила достаточно просты: я загадаю слово, запишу первую и последнюю буквы, пропущенные буквы обозначу чёрточками. Вы по очереди называете буквы. Если буква угадана правильно– я впишу её в слово. Если буква не угадана запишу первую букву слова «балда». Как только слово будет угадано – игра прекращается. Победитель получает фишку и становится ведущим. Давайте определим тему загаданного слова.
А сейчас я предлагаю вам потренироваться в выполнении звуко-буквенного анализа слова, так как мы с самого начала нашего занятия часто о нём вспоминаем.

Звуко-буквенный анализ слова «пила»

Игра «Словесный мяч»

Педагог. Предлагаю ознакомиться с игрой «Словесный мяч». Я назову слово и брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или ведущему. Например : кусок-коса-арбуз.

Игра «Лестница»

Я раздаю вам чистые листочки, ручки. Все участники должны будут на листах бумаги записать букву П. с этой буквы будут начинаться все слова, которые вы подберёте. Задача играющих заключается в том, чтобы в каждой строчке дописать слова, которые начинаются с указанной буквы.
Слова располагаются лесенкой следующим образом: первой стоит названная буква. Под ней ставится слово, состоящее из двух букв, первая из которых– названная. Ниже записывается слово из трёх букв, ещё ниже из четырёх и т.д. но писать нужно только существительные в именительном падеже единственного числа. На задание даётся 5 минут.

Игра «Корректурная правка»

Перед вами текст. Он скучный, неинтересный.Возьмите в руки ручки. По команде за 3 минуты необходимо зачеркнуть все буквы С.

3. Заключительная часть

Рефлексия занятия

Уважаемые родители наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось своё мнение по поводу нашего занятия, поэтому я предлагаю вам выбрать и «примерить» разноцветные шляпы и высказать своё отношение к занятию.

Красная шляпа – что было положительного в проведённом занятии.
Чёрная шляпа – какие отрицательные моменты и недостатки вы увидели на занятии.
Зелёная шляпа – ваши предложения и идеи по отношению к проведённому занятию.
Белая шляпа – какие вопросы возникли в ходе занятия.
Синяя шляпа – подведение итогов: чего достигли на занятии, что хотели бы получить на следующих тренингах.

Конспект “Логопедический досуг родителей с детьми”.

Этот конспект занятия логопеда с детьми и их родителями.Интересные задания дают возможность детям лучше усваивать материал занятия.

Содержимое разработки

Логопедический досуг родителей с детьми

Иванова Надежда Евгеньевна, учитель-логопед высшей категории

детского дошкольного общеобразовательного учреждения № 117

«Юный моряк», г. Мариуполь

Повысить интерес родителей к логопедической работе в ДУУ;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

воспитывать уверенность в себе, чувств единства команды;

создать положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности во время игры.

Оборудование:шары ,плакаты, магнитофон, аудиозапись, загадки, игрушечные машинки, пластилиновые буквы, «волшебные мешочки» с набором игрушек, шнуровки, демонстрационные картинки, заготовки белой бумаги для оригаими, строительный материал(кирпичики).

Зал празднично украшен шарами. На стене плакаты:

На перламутровый челнок

Натягивая шёлка нити.

В том человека украшенье

И честь, живущая века,

Что сердцем чувствует он значенье

Того, что делает рука.

« Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.От пальцев…идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли».

– Добрый вечер,уважаемые родители и ребята. Приглашаю вас на игру-соревнование на звание «Мастер-послушные пальчики». Давайте поприветствуемучастников команд и пожелаем всем веселого отдыха.

(Под музыку входят участники команды родителей «Умелые пальцы»

Почти все предметы,которые нас окружают в жизни, созданы руками человека. Руки рабочих управляют станками, создают машины ,строят дома,

мосты, школы. Руки художника создают картины, из-под пальцев музыкантов звучат чудесные мелодии. Вы, дети, тоже во время игр и занятий развиваете свои руки. А сейчас рукам можно доказать, что они готовы быть верными помощниками в нашем соревновании.

Вопросы к детям:

1.Что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?(Пальцы).

2.Можно ли засушить иголку? (Можно: иголку-хвоинку).

Вопросы к родителям:

1.Каким крючком не ловят рыбу? (Вязальным).

2.От какой катушки нельзя отмотать нитку? ( От кабельной,проволочной).

К верёвочке, которая намотана на палочку, привязана игрушечная машинка

(грузовик).В каждом из грузовичков лежат буквы из пластилина с отсутствующими деталями. Каждый из участников команд берёт в руки и по команде « Марш!» начинает накручивать на палочку верёвочку, приближая машину к финишу.

Буквоежка испортил буквы из пластилина. Нужно восстановить недостающие фрагменты и сложить из букв слова «звук, игра»

Для родителей: Для детей:

З В У К И Г Р А

Отгадать загадку , показать отгадку пальцами рук ( фигурку).

-Определить кто из животных лишний в ряду слов: гусь, сова ,петух, волк.

-В воде купался, сухим остался. ( Гусь).

-Днём спит, ночью летает и прохожих пугает.( Сова).

-Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах.

На часы не взглядывает, а время знает.( Петух).

– Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.( Волк).

« Послушные пальчики »( « Волшебный мешочек »)

Каждому игроку из обеих команд даётся мешочек, наполненный разными предметами. По заданию логопеда игроки должны найти наощупь определённый предмет. Кому повезёт первому, тот достаёт его, выкрикивает «Есть!» и передаёт мешочек следующему игроку своей команды.

Определить звук по характеристике, показать пальцами фигурку- букву.

Задание для родителей: Задание для детей:

Всегда твёрдый Всегда твёрдый

Прошнуровать дорожку к звукам в начале, в середине и в конце слова(цапля, овца, огурец;шапка, кошка, ковш ).Участвуют по 3 игрока из каждой команды.

« Весёлый мяч » (« Кто больше назовёт слов? »)

Называть слова на определённый звук в начале слова, передавая мяч участникам своей команды по кругу.

Для родителей: (ЗвукР)Для детей: ( Звук Д )

Участники команд из прямоугольного или квадратного листа бумаги складывают самолётик (родители) и лодочку (дети), а после изготовления

проговаривают пальчиковую гимнастику:

– « Лодочка плывёт по речке, оставляя на воде колечки».

(дети складывают ладони «лодочкой» и проговаривают)

– «В небо самолёт взлетел стрелой,

В нём пилот умелый,сильный, смелый»

(родители показывают руками «самолёт» и проговаривают).

Участники соревнований должны перенести кирпичики к цели, зажав их между палочками, затем передать палочки следующему участнику своей команды.Побеждает та команда, которая первая закончит переносить кирпичики. Затем команды строят дом на скорость.

В завершении праздника подводятся итоги ,определяется победитель. Команды награждаются призами.

сне сестричек Жанны и Маши, где=будем закреплять иразличать правильное произношение звуков Ш-Ж.

У девочек пропали друзья – щенок Дружок и котенок Шустрик. Сестрички отправились в неожиданное опасное путешествие на поиски малышей .

– Показать удивление, когда узнали об исчезновении маленьких друзей. Изобразить огорчение детей. Изобразить радость (Нашлись!Ура!).

2. Дыхательная гимнастика:

– За деревней на лужайке, наши герои увидели лёгкие шарики одуванчиков. Жанна не удержалась и сорвала один. Сильно подула, и лёгкие пушинки разлетелись во все стороны. Собрав пальцы в щепоть, сильно подуть на них, не раздувая щёк. «Пушинки» – пальцы раскрыть цветком («пушинки» разлетелись).

3. Сопряжённая гимнастика («Театр пальчиков и языка» – артикуляционная и пальчиковая гимнастика).

1). Пальчики тоже пошли гулять вместе с ними: топ-топ,топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательный и средний, большой и указательный.

Язык двигать вверх – вниз (упр. «Качели»).

2). На опушке большое дерево. Вот его ствол.

Локти и ладони соединить, пальцы поднять вверх.

Язык высунуть и напряжённо тянуть к носу. ( упр. «Фокус»).

3). Под деревом растут грибы волнушки и рыжики.

У одних грибов ножки толстые.

Щепотью одной руки показать толстую ножку,

ладонью другой руки – шляпку. Положение рук менять.

Язык сначала мягко присосать к твёрдому нёбу,

затем напряжённо ( гриб растёт). (упр. «Грибочек»).

4). У других грибов ножки тонкие.

Указательный палецодной руки – ножка,

ладонь другой руки – шляпка; положение рук менять.

5). Соберём грибы в корзину.

4. Закрепление правильного произношения звуков [Ш] и [Ж],автоматизация и дифференциация [Ш][Ж] в слогах, словах (развитие темпо-ритмической стороны речи ).

– Проходя по опушке леса, девочки услышали какой-то шум. Сестрички испугались и задрожали. Но это была всего лишь сороконожка, которая искала свои башмачки. Как она шуршала? Давай поможем ей обуться, обувай ей на ножки ботиночки и повторяй слоги: ша-шо-шу-ши ,аш-ош-уш-иш…(Ребёнок проводит пальчиком от ботиночка к раскрашенной в тот же цвет части сороконожки, многократно повторяя слоги).

– Вдруг мимо пролетел желтый жук, громко жужжа:

(Ребёнок повторяет песенку жука, соблюдая темп и ритм)

5. Самомассаж подушечек пальцев шариком Су-джок.

– Жанна очень любит собирать грибы и учит сестричку Машу находить их в лесу. На каждую стихотворную строчку ребёнок массажирует подушечку одного пальца колючим шариком Су-джок:

Правая рука Левая рука

Вылезли на кочке Удивленья скрыть не мог.

(мизинец) (растирает большой палец)

Мелкие грибочки: Сыроежки и опята,

(безымянный палец) (указательный палец)

Грузди и свинушки, Шляпки скользкие маслят,

(средний палец) (средний палец)

(указательный палец) (безымянный палец)

(большой палец) (мизинец)

6. Развитие фонематического представления

– Девочки вышли на опушку. Под жасмином был накрыт праздничный стол с шикарными угощениями . Это был день рождения ёжика . За столом сидели желанные гости: жук, жаба, медвежонок, лягушонок, мышка и наши друзья – Дружок и Шустрик ( ребёнок называет гостей ). Маша и Жанна обрадовались-они нашли своих друзей! Котёнок со щенком извинились , что ушли без разрешения. А добродушный ёжик пригласил сестричек к праздничному столу ( Определение позиции звуков Ш, Ж в словах, кружочки выкладываются в окошки звукового домика).

7. Развитие мелкой моторики

В благодарность за приглашение девочки научили гостей слышать звуки Ш, Ж в своих именах и обозначать их буквами (Ребёнок выкладывает буквы из желудей (Ж), шишек (Ш)).

8. Развитие фонематического восприятия.

– Неожиданно пошёл летний дождик и гости стали расходиться. Ёжик предложил взять с собой угощение.

Игра на дифференциацию звуков Ш- Ж : «Собери угощение в разные лукошки»:

В жёлтое лукошко сложить подарки, в названии которых есть звук Ж, а в синее – со звуком Ш( грибы: рыжики, сыроежки, волнушки, свинушки, зеленушки; ягоды и фрукты: морошка, шелковица, ежевика, крыжовник, вишня, груша; продукты: мороженое, желе, драже, джем, шоколад, пышки, ватрушки, сушки, пирожочки, шанежки, ряженка ) Ребёнок раскладывает всё по лукошкам.

-А когда девочки проснулись, они увидели, что котенок Шустрик и Дружок спят на жёлтом шерстяном коврике, прижавшись друг к другу. Жанна и Маша поняли , что это был лишь сон…

9. Составление предложений по вопросам логопеда и картинкам. Анализ словесного состава предложения. Выкладывание схем.

Какие звуки ты сегодня правильно произносила? Чем они похожи и чем отличаются?(Составить предложение по вопросам ( по картинкам ) с предлогами и без них. Выложить схему предложения полосками).

Система домашних заданий для совместной работы родителей и детей как необходимое условие успешной коррекции речи дошкольников

пн., 20.02.2012

Недбайло Наталья Максимовна,

МБДОУ детский сад

компенсирующего вида №24 “Космос”

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушаются все компоненты речевой деятельности.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Эти особенности не позволяют детям усвоить в полном объёме те знания и умения, которым их обучают в детском саду. Это диктует необходимость закрепления полученных знаний, умений и навыков в домашних условиях. Невозможно решить задачу улучшения качества детской речи без активного участия родителей.

Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, показал, что современные родители не всегда имеют представление о том, как общаться с ребенком, о чём с ними можно говорить, в какие игры играть, что вообще дошкольник должен знать и уметь.

Предлагаемые домашние задания позволяют повысить педагогическую культуру родителей, закрепить изученный материал, способствуют овладению детьми различными речевыми умениями и навыками, позволяют подготовить ребёнка к школе.

Каждую неделю дети получают задание по лексической теме и подготовке к обучению грамоте. Выполняя задания по лексической теме, дети накапливают и обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, развивают навыки связной речи.

В ходе выполнения заданий по подготовке детей к обучению грамоте у детей развивается фонематическое восприятие, формируются навыки фонематического анализа и синтеза, закрепляются знания о звуках, происходит знакомство с их графическим обозначением на письме (буквами).

Логопедические домашние задания помогут развить мелкую моторику руки (разукрашивание, печатанье букв, обводка по контуру, штриховка, вырезание букв), психические процессы (внимание, память, мышление).

Родители выпускников отмечают, что систематическое выполнение заданий вырабатывает у детей усидчивость, организованность, терпеливость, т.е. учебную мотивацию. Дети, уходя на летние каникулы, настолько привыкают к учебной деятельности, что требуют от родителей новых заданий.

Таким образом, систематическое выполнение логопедических заданий, соблюдение рекомендаций помогут преодолеть речевые нарушения у ребёнка и успешно подготовить его к обучению в школе.

Вот примерные рекомендации логопеда для родителей.

Рекомендации по выполнению домашних логопедических заданий:

  • Выполнять задания ребёнок должен вместе с родителями . Родители читают задания, обсуждают их с ребёнком.
  • Задания выполнять нужно регулярно!
  • Выполнять артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию звуков нужно ежедневно!
  • Задания по лексическим темам и обучению грамоте не следует выполнять все в один день. Не перегружайте ребёнка. Сегодня разберите 2-3 задания, 2-3 задания на следующий день.
  • Все ответы детей записывает взрослый шариковой ручкой. Записываем так, как ребёнок говорит. Это нужно для того, чтобы вы научились слышать речь ребёнка и поправлять его при необходимости. Записи помогают отследить то, как исправляется речь ребёнка со временем.
  • Разукрашивают, штрихуют рисунки, вырезают и приклеивают буквы дети, а не взрослые. Развиваем руку ребёнка!
  • В тетради (в папке) ребёнок работает только карандашами. Карандаш должен быть шестигранный. Штриховка, прописывание букв, повторение рисунка по клеточкам выполняется простым карандашом. Цветными карандашами ребёнок раскрашивает рисунки, звуковые схемы слов.
  • Вырезать буквы следует крупные, чтобы ребёнок почувствовал контр буквы (вырезать из заголовок газет, статей в журналах).
  • Папка выдаётся в пятницу, сдаётся в среду (утром). Вечером (в среду, четверг) не забудьте проверить папку (возможно, ваш логопед уже её посмотрел и положил вам новое задание) – тогда у вас будет больше времени для занятий с ребёнком.
  • Не нужно копировать задания и заставлять ребёнка предварительно прописывать их в «черновике». Поверьте, со временем работы будут выполняться аккуратнее! Просто будьте рядом и напоминайте, чтобы ребёнок при штриховке не выходил за контур, соблюдал промежутки между полосками, раскрашивал аккуратно, и т. д. Не забывайте хвалить! – «Сегодня у тебя получилось лучше, аккуратнее, чем вчера! Завтра будет ещё лучше!»
  • Не сравнивайте достижения ребёнка с успехами других детей. Сравнивайте ребёнка только с самим собой (тем, как он выполнил задание вчера и, возможно выполнит завтра – «ещё лучше», «так же хорошо», «завтра ты постараешься, и у тебя получится лучше»).
  • Если какое-то задание (речевое) ребёнку даётся с трудом, проговорите его ещё раз; повторите на следующий день.
  • Ребёнка следует заранее подготовить к занятиям. Нельзя резко отрывать его от интересной игры либо какого-то дела. Лучше сказать: «Поиграй ещё 10 – 20 минут, а потом мы будем заниматься», по истечении времени предупредить: «Время заканчивается, пора собирать игрушки». Или заранее познакомить с планом на вечер «Сейчас мы погуляем, потом придём домой выполним два задания, после ты немножко поиграешь».
  • Лучше если занятия с ребёнком будут проходить в одно и то же время в специально отведённом месте.
  • Показывайте ребёнку, что вы цените его успехи, отмечаете его достижения!

Домашние задания как форма взаимодействия логопеда с родителями при коррекции речи детей

Ирина Королёва
Домашние задания как форма взаимодействия логопеда с родителями при коррекции речи детей

Домашние задания

как форма взаимодействия логопеда с родителями

при коррекции речи детей

Королева И. А., учитель-логопед

МБДОУ 13 г. Нытва

Формирование у детей правильной, богатой и четкой речи – одна из важных задач в системе работы по обучению ребенка родному языку в саду и в семье. Очень важно устранить недостатки речи еще в дошкольном возрасте, когда речь наиболее гибка и податлива. Это невозможно осуществить без активного участия семьи. Совместная работа логопеда и родителей оказывают огромное влияние на формирование речи и в значительной мере предопределяют сроки и результат коррекционной работы. Специфика работы логопеда на логопункте такова, что необходимо оказать логопедическую помощь наиболее большему количеству детей, различными способами ускорив процесс коррекции. Это определило цель моей работы, а именно – повышение эффективности логопедического воздействия с родителями.

Одной из форм сотрудничества с родителями является ведение тетради домашнего задания. Тетрадь служит «телефоном доверия»: родитель может написать в ней любую записку для логопеда, задать вопросы или выразить свои сомнения относительно качества выполненных заданий – это огромная помощь ребенку. Ребенок может проводить с родителями больше времени, осознавать, что они интересуются его успехом, а при неудачах всегда готов прийти на помощь. К сожалению, в литературе недостаточно методических материалов, которые помогли бы организовать совместную деятельность логопеда и родителей, были бы удобны в применении и не требовали особых затрат. В связи с этим возникла необходимость разработки пособия, которое помогло бы логопеду в организации коррекционной и привлечении родителей к сотрудничеству. Так был разработан и внедрен в практику комплект готовых домашних заданий. Используя его, логопед имеет возможность дать практические рекомендации родителям по формированию и закреплению различных речевых навыков. Применение данного комплекта в совместной работе с родителями поможет сократить сроки автоматизации звуков, повысить активность и компетентность родителей в педагогическом процессе, увеличить процент детей, охваченных коррекционной помощью и выпущенных с чистой речью.

В ходе разработки и выявлением целесообразности применения разработанного пособия были использованы методы изучения психолого – педагогической литературы, наблюдения, сравнительного анализа данных результативности коррекционной работы.

В комплекте домашних заданий предоставлен материал по автоматизации и дифференциации звуков, комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, упражнения на обогащение словарного запаса, совершенствования грамматической стороны речи, развитие связной речи, фонематического слуха, внимания, памяти логического мышления, подготов-

ки руки к письму. В своих разработках я руководствовалась принципом системности и последовательности обучения и за основу взяла традицион-

ную поэтапную методику формирования правильного произношения. Каждая часть пособия содержит от 10 до 40 заданий, что позволяет разнообразить работу с детьми, имеющими сложные речевые нарушения, которые требуют длительной коррекции. Использование данного пособия помогает рационально распределить рабочее время логопеда и не требуют больших материальных затрат.

На первом семинаре-практикуме родителям разъяснялось, как лучше организовать домашние занятия: психологически подготовить ребенка к будущим занятиям, приготовить место для занятий. Родители были настроены на систематическую работу. Успехи ребенка оценивались и отмечались в домашней тетради символами – изображениями смайликов. В домашние задания включены упражнения на развитие мелкой моторики рук, имеющие игровое название и стихотворный текст, графических навыков («Повтори узор», «Продолжи дорожку»). Поскольку работа по данным направлениям должна вестись постоянно в течение всего периода обучения, эти упражнения включены в каждое домашнее задание на любой отрабатываемый звук. В качестве домашнего задания на первом этапе раздавались комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики. После постановки звука согласно методике и динамике коррекционной работы давались задания на закрепление звука в слогах, словах и предложениях. На уровне слогов новый звук мы сначала проговаривали, используя его в звукосочетаниях в разных позициях. В комплект заданий на уровне слова включено множество различных упражнений, в которых предлагается проговорить слова, повторить только те в которых слышится заданный звук, придумать слова с заданным звуком, разделить его на слоги, определить место звука в слове, составить схему слова, прочитать задуманное слово по первым звукам (игра «Составь слово», заменить звук (игра «Звуки поменялись местами», подобрать рифму (игра «Договори словечко», придумать начало или конец слова, составить слово из рассыпавшихся слогов (игра «Помоги словам встретиться») и т. д. работа по автоматизации звуков и развитию фонематического слуха проводилась одновременно.

С целью обогащения словарного запаса важно ребенка научить образовывать слова (игра «Назови ласково», «Один и много» и другие, активизировать глагольный словарь, подбирать синонимы и антонимы (игра «Похожие и разные слова»). С целью закрепления знаний по формированию грамматического строя предлагаются упражнения на спряжение выражений, согласование существительных с числительными (игра «Посчитай пред-меты», согласование слов в роде, числе и падеже (игра «Добавь слово»). На этапе автоматизации в предложениях включены различные виды работ на проговаривание предложений, составление предложений, дополнение предложений данными словами, изменение предложений по образцу, составление деформированных предложений. На этапе автоматизации в тексте использовались и предлагались различные потешки, чистоговорки, скороговорки, стихи. Развитию памяти и мышления способствуют игры «Запомни и повтори», «Четвертый – лишний», «Чем похожи и чем отличаются», отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, решение логических задач. С целью автоматизации в связной речи, включены небольшие по объёму рассказы на отрабатываемый звук для домашнего чтения и пересказа, задания составление описательных рассказов, рисование картинок к стихотворениям, рассказам, загадкам. На этапе дифференциации привлекалось внимание к различному положению губ и языка, различной воздушной струе, различному звучанию звуков. Упражнения на дифференциацию смешиваемых звуков также представлены в домашних заданиях.

Согласно данным опроса наибольший интерес у детей и родителей вызвали игры «Договори словечко», «Отгадай слово», «Слова – друзья», упражнения на рисование картинок к стихам, отгадывание загадок и кроссвордов.

Анализ проделанной работы показал эффективность использования данного пособия. Дети лучше усваивали материал, с интересом занимались с родителями, сократились сроки автоматизации звуков, повысился уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в педагогическом процессе, увеличился процент выпускаемых детей с чистой речью. Комплект домашних заданий оценен логопедами – практиками города и родителями детей, посещающих занятия.

1. Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1997.

2. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов М.: Просвещение, 1979.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи дошкольников. М., 1985.

4. Селиверстов М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

Читайте также:  Конспект: Звук и буква Ц
Ссылка на основную публикацию