Предложения с пропущенными словами (конспект + презентация)

Дидактическая игра-презентация «Составь предложение» для детей старшего дошкольного возраста.

Елена Шрамко
Дидактическая игра-презентация «Составь предложение» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель игры:

Учить из данных слов строить предложение;

совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).

формировать грамматический строй речи;

развивать слуховое внимание.

Описание:

Игра предназначена для детей от 5 до 7 лет. Взрослый показывает детям слайд,на котором изображена картинка и слова под ней. Взрослый говорит, что предложение рассыпалось. Затем предлагает детям составить правильное предложение из этих слов. В получившемся предложении можно посчитать количество слов, составить схему предложения. Данная игра может использоваться логопедами для автоматизации звуков. В нее можно играть как с группой детей так и индивидуально с одним ребенком.

Ход:

Слайд 3.

Дети, в, дружно, песочница, играли.

Слайд 4.

Озеро, на, утята, плавать, с, утка.

Слайд 5.

Коля, рыба, мальчик, удочка, ловить.

Слайд 6.

Петя, щенок, Шарик, каша, накормил.

Слайд 7.

Катя, клумба, цветы, на, поливала.

Слайд 8.

Катя, клумба, цветы, на, поливала.

Слайд 9.

Разбудили, солнечные, Маша, лучи.

Слайд 10.

Кормили, мы, зоопарк, в, бананы, обезьяны.

Слайд 11.

Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на.

Слайд 12.

Бегать, дети, лужи, по, босиком.

Слайд 13.

Цветы, появляются,подснежники, весной,первые.

Слайд 13.

Аист, гнездо, возле, свил, дома, нашего.

Прикреплённые файлы:

32341-1_2bcgm.pptx | 4476,8 Кб

Дидактическая игра «Собери картинку» для детей старшего дошкольного возраста Я работаю с детьми старшей группы. Пока они были маленькие, я делала для них различные дидактические игры. И вот они подросли и им хочется.

Дидактическая игра «Составь букву» для старшего дошкольного возраста Многие дети любят собирать пазлы. В старшем дошкольном возрасте делают это быстро с увлечением и с увеличением количества самих пазлов.

Презентация «Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Дизайнер одежды» Цель: развитие самостоятельной творческой, конструктивно – модельной деятельности и эстетического восприятия Задачи: Формировать.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Спорт» В феврале в нашем детском саду проходил конкурс для воспитателе “Авторская дидактическая игра”. Я для своей игры выбрала тему спорта. Скачала.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Учимся считать» Дидактическая задача: Разрезанные картинки на тему: «профессии» Цель: Совершенствовать детей в умении считать от 1до 5, обогащать и активизировать.

Презентация «Дидактическая игра по экологии «Овощи, фрукты и ягоды» для детей среднего дошкольного возраста» Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа- Югры «Няганьский технологический колледж Дидактическая.

Презентация «Игра для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Животные» Автор. Кузьмина Анна Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №38 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Дидактическая игра «Животные» для.

Презентация «Дидактическая игра «Угадай профессию» для детей дошкольного возраста Презентация на тему: Дидактическая игра «Угадай профессию» Воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с № 33 Болдырева Е. Р. Цель: Научить понимать назначение.

Презентация «Развивающая игра по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста» Развивающая игра по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста ” Математический пазл.

Презентация «Военно-спортивная игра для детей старшего дошкольного возраста «Зарница» СЦЕНАРИЙ Военно- патриотической спортивной игры для детей старшего дошкольного возраста Форма проведения: игра-путешествие по станциям.

Конспект внеурочного логопедического занятия по теме: «Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Логопедическое внеурочное занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными недоразвитием речи системного характера

Тема: Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. «Путешествие на берег моря»

Цель: Развивать умение восстанавливать неполное предложение, вставляя пропущенные слова. Обучить детей приемам сохранения здоровья: восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляция работоспособности и мышления

Задачи:

Образовательные:

упражнять строить предложения, добавляя слова по смыслу, давать точный, полный ответ на вопрос, используя синтаксические конструкции, формировать лексический словарь на тему «морские обитатели».

Коррекционно- развивающие:

развивать навыки звуко- слогового анализа, зрительного внимания и восприятия, дыхания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, чувства ритма.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология,

Здоровьесберегающие технологии:

  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика
  • зрительная гимнастика
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • психогимнастика;
  • самомассаж;
  • релаксация;
  • логоритмические упражнения
  • упражнение на расслабление и напряжение
  • элементы цветотерапии (хромотерапии)

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt3_klass.docx43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного логопедического занятия по теме:

«Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами»

МОУ СШ №4 «Центр образования»

Валова Анна Сергеевна

Валова Анна Сергеевна

МОУ СШ №4 «Центр образования» г.Тутаев, Ярославская область

3 «В» класс, группа №1,2

Логопедическое внеурочное занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными недоразвитием речи системного характера

Тема: Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. «Путешествие на берег моря»

Цель: Развивать умение восстанавливать неполное предложение, вставляя пропущенные слова. Обучить детей приемам сохранения здоровья: восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляция работоспособности и мышления

упражнять строить предложения, добавляя слова по смыслу, давать точный, полный ответ на вопрос, используя синтаксические конструкции, формировать лексический словарь на тему «морские обитатели».

развивать навыки звуко- слогового анализа, зрительного внимания и восприятия, дыхания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, чувства ритма.

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы учащихся : фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология,

  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика
  • зрительная гимнастика
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • психогимнастика;
  • самомассаж;
  • релаксация;
  • логоритмические упражнения
  • упражнение на расслабление и напряжение
  • элементы цветотерапии (хромотерапии)

Демонстрационный: картина с берегом моря, картинки с изображением морских обитателей, картинки с изображением предметов для артикуляционной гимнастики, музыка для логоритмического упражнения, для игры на расслабление и напряжение, для релаксации.

Раздаточный: коврики, карточки со словами (Мы отправляемся отдыхать на море.), карточки с текстом «Дельфины» с пропущенными предлогами, карточки с предлогами.

  1. Организационный момент (2 мин):

Дети заходят в класс, здороваются с гостями и садятся за парты.

Л: У нас с вами сегодня необычное занятие. Мы отправляемся с вами…, но куда, вы узнаете только тогда, когда дружно составите из слов на карточках предложение. На карточках предложение: « Мы отправляемся отдыхать на берег моря».). Дети на столе выкладывают предложение.

Л: Давайте отправляться, сядем на наши коврики.

  1. Основная часть
  1. Дыхательная гимнастика (3 мин ) ( Музыка «Звуки природы»)

Л: Сядьте «по- турецки», выпрямите спину, положите ладони на колени, так чтоб ладони смотрели вверх. Закройте глаза. Теперь вдыхаем воздух носом. Выдыхаем ртом и представляем, что выдыхаем беспокойство, страх, напряжение. А вдыхаем спокойствие, уверенность и легкость. Вдох – пауза, выдох – пауза. Представляем, что мы на берегу моря, волны плещутся о берег, чайки летают над водой и кричат. Горячее солнце ласково греет наше тело.

– Открываем глаза, и видим? (на слайде берег моря).

Л: Мы с вами теперь на берегу моря. Что мы можем с вами делать на море? (ответы детей). Я предлагаю вам познакомиться с морскими обитателями. Дети находят глазами морских обитателей на картинках (медуза, осьминог, морская звезда, морской конек, дельфин, акула), которые расположены в различных местах класса, приносят их и вывешивают на доску.

  1. Работа с деформированными предложениями (3 мин.)( за партами)

Мы сейчас немного вспомним про морских обитателей. Для вас задание на ваших партах, работаем в парах: вставить слово – название морского обитателя в предложение по смыслу.

——- может вызвать ожог.

У —- восемь щупалец.

———— ——–малоподвижное морское животное.

У ——голова очень напоминает конскую голову.

У —– зубы – страшное оружие.

  1. Артикуляционная гимнастика (3 мин. )( за партами)

Л: Ребята, картинки с морскими обитателями не простые, на них задания, а какие вы должны догадаться. (ответы детей).

Л: Да, вам нужно выполнить артикуляционную гимнастику. А зачем мы ее выполняем? (ответы детей).

Л: Чтобы наша речь была четкой, внятной, правильной и понятной окружающим.

Дети выполняют артикуляционные упражнения.

Л: Вот теперь, когда мы сделали гимнастику, мы можем четко прочитать те предложения, в которые вставляли слова.

ученики читают предложения.

2.4 Логоритмические упражнения в сочетании с элементами кинезиологических упражнений на развитие общей и мелкой моторики .(4 мин) (на ковриках) (Музыка «Ах, как хорошо»)

Дети становятся в пары и играют в игру:

Рыбки плавают, резвятся (кулачки-ладошки)

Рыбки любят поиграть.

Рыбки быстро уплывают

Ты попробуй их поймать.

Та-та-та-та-та-та ..(массаж друг другу)

2.5 . Работа с деформированными предложениями. Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами .(15 мин)

Работа за партами.

Л: Посмотрите, что на слайде? (ответы детей) (предлоги: в, под, на, от, с.)

Л: на карточках предлоги. Что необходимо помнить при написании предлогов?

Л: я предлагаю сейчас вам поработать с текстам, в котором пропущены предлоги. Вы должны их вставить по смыслу.

Дельфины живут в морях и океанах. Дельфины – не рыбы, а млекопитающие. Но они могут долго находиться под водой. Чтобы вдохнуть, дельфины поднимаются на поверхность . Дельфины отличаются от рыб способом плавания. Они очень дружны с человеком.

Проверка задания. Сверяем со слайдом.

Работа в тетради. Списывание выполненного задания «Дельфины»

Поработали, пора и отдохнуть.

  1. Игра «Солнце-шторм» (на расслабление и напряжение )(3 мин)( на ковриках)
  1. Итог занятия(2 мин.) :

Нам нужно вернуться в школу . Давайте сядем на наши коврики, и чтобы вернуться, нужно рассказать, что мы сегодня делали на занятии. Что больше всего понравилось. За хорошую работу и на память о занятии, которое у нас сегодня прошло на море, примите по ракушке, на которой написана первая буква вашего имени. Ракушки вы можете найти на морском дне, их вам оставили среди камней морские обитатели. А теперь закроем глаза, и представим, что мы поднимаемся над морем, летим и приближаемся к школе. Делаем вдох – носом, а выдох ртом. И вот мы с вами в классе.

Хорошо поработали и в тоже время отдохнули. Попрощайтесь с гостями, Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод.пособие/ – изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.-105 с.
  2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьноиков. В 3-х ч.Часть 2.: Предложение. Текст: пособие для логопеда/под ред. Р.И. Лалаевой.-М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2013.-302с.
  3. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.
  4. Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская. – М. : Просвещение , 1993. – 223 с.
  5. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. – Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. – 208 с.
  6. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
  7. Оздоровительные и реабилитационные мероприятия в учреждениях системы образования на основе применения аромамасел: Методические рекомендации. – Новокузнецк, 2003. – 40 с.
  8. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.

Дельфины живут морях и океанах.

Дельфины – не рыбы, а млекопитающие.

Но они могут долго находиться водой.

Чтобы вдохнуть, дельфины поднимаются поверхность.

Дельфины отличаются рыб способом плавания.

Они очень дружны человеком.

в под на от с в под на от с

в под на от с в под на от с

в под на от с в под на от с

в под на от с в под на от с

____________ может вызвать ожог.

У _______________ восемь щупалец.

________________ ___________ малоподвижное морское животное.

У _____________ _____________ голова очень напоминает конскую голову.

______________ морское млекопитающее.

У ________ зубы – страшное оружие.

Морская звезда Морская звезда Морская звезда

Медуза осьминога морского конька Дельфин акулы

Медуза осьминога морского конька Дельфин акулы

Медуза осьминога морского конька Дельфин акулы

Медуза осьминога морского конька Дельфин акулы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов предложения. Задачи урока: 1. Актуализировать знания учащихс.

АннотацияУМП (учебно-методический пакет) предназначен для организации и проведения занятий, повышающих познавательную активность учащихся 4-х классов. Он посвящен обучению поисковой, информационной де.

Данный материал содержит две презентации по темам: “Грамматическая основа предложения” и” Развитие умения находить грамматическую основу в предложении”. Презентации разработаны по программе 2100 для 3.

Конспект для учащихся 4 класса с логопедическим заключением: “Недостатки чтения и письма, обусловленные остаточными явлениями ОНР у детей с ЗПР”.

Презентация дает практический материал для работы над ошибками, связанными с неуместным употреблением того или иного предлога или его опусканием, смешением предлогов и приставок, приводящи.

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи обучающихсяЗадачи:Коррекционно-образовательные: – совершенствование грамматического строя речи;- развитие фонематического восприятия;- тренировка навы.

Тема. Составление предложений, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. Развитие эмоционального интеллекта.Цели:1. развивать умение со.

Конспект группового занятия по теме: «Грамматическое оформление предложения» )
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Конспект для учащихся 4 класса с логопедическим заключением: “Недостатки чтения и письма, обусловленные остаточными явлениями ОНР у детей с ЗПР”

Скачать:

ВложениеРазмер
grammaticheskoe_oformlenie_predlozheniya.docx101.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 15 имени М. В. Гордеева г. Орла

Конспект группового занятия

«Грамматическое оформление предложения»

( 4 класс, недостатки чтения и письма, обусловленные остаточными явлениями ОНР у детей с ЗПР)

Цель: научить детей грамматически правильно оформлять предложения.

упражняться строить предложения, давать точный, полный ответ на вопрос, используя различные синтаксические конструкции.

развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, целостное восприятие, развитие интонационной выразительности.

Воспитательные:
воспитывать у ребёнка интерес к занятию.

Оборудование: запись на доске, индивидуальные карточки, сигнальные карточки.

– Сядет тот, чья фамилия начинается на звонкий согласн., на мягкий, на гласный.

– Произнесите скороговорку: ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЯТ! Весело, грустно, вопросительно, утвердительно.

– К нам пришел гость, чтобы узнать кто это, отгадайте загадку:

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …

– Дан ряд букв, среди которых спрятаны слова. Ваша задача найти спрятанные слова (овощи, транспорт). Как эти слова назвать одним словом?

А О Р А Г Р У Ш А Т Р А

М Р А Н Я Б Л О КО Т А М

В К А П Е Л Ь С И Н С Ч Я

П Н О Б А Н А Н Б Ю Э Ц

В А Н А Н А С Т И Ш Г З

– Вам даны кирпичики(слоги), ваша задача, поочередно выходить и составлять из них слова.

– Если предложение – подними зеленый кружок, если нет – красный:

Весной на реке треснул.
Весной на реке треснул лёд.
Утром дети пошли в школу.
Утро дети идти школа.
На столе стоит ваза.
Ваза столе стоит на.

– Посмотри что записано. Какие ошибки?

Спиши предложение правильно. Цифрой укажи, сколько в нём слов.

– Название текста узнаете, если восстановите буквы

Восприятие сплошного непунктированного текста.

Учитель-логопед предлагает учащимся непунктированный текст на карточках

У крыльца Алеша увидел ежика мальчик взял ежика в руки погладил по мягким иголкам ежик не испугался не свернулся клубком бабушка угостила зверька молоком вечером Алеша увидел ежиху с маленькими ежиками она принюхивалась тревожно водила мордочкой по сторонам мать искала малыша Алеша принес ежика бережно опустил на землю мать обнюхала малыша и устремилась в кусты за ежихой покатились ежата.

– Послушайте. Прочитайте текст.

– Что напечатано на карточках?

– Все ли правильно в этом тексте? Объясните свой ответ.

– О ком прочитали?

– О ком говорится дальше?

– Что сообщается потом?

– В тексте высказаны разные мысли. В каждом предложении сообщается одна мысль.

– Сколько здесь высказано мыслей? Сколько предложений в этом тексте?

– О чем говорится в этом тексте?

– О ком говорится в первом предложении? Прочитайте первое предложение и т.п. Прочитайте, разделяя текст на предложения. Соблюдайте интонацию понижения голоса в конце каждого предложения.

– Прочитаем предложения текста по цепочке.

– Прочитайте 1 (4, 2, 5, 3) предложение текста.

-Как исправить этот текст, чтобы правильно, без ошибок записать его в тетрадь?

– Какие слова надо писать с заглавной буквы? Прочитайте их.

– Какой знак нужно поставить в конце каждого предложения?

  1. Запись текста
  2. Упражнение «Весёлая арифметика»

– Уберите один слог так, чтобы получилось новое слово.
Произнеси слово

Конспект урока русского языка с презентацией, 6 класс. Отрицательные местоимения.

Урок с использованием технологии модульного обучения.

Тема: «Отрицательные местоимения» 6 класс.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков, построенный на основе модульной технологии.

а) обучающая – совершенствование знаний о неопределённых местоимениях, полученные на предыдущих уроках; формирование умения распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях; отработка навыков правильного написания отрицательных местоимений с предлогами:

б) воспитательная – воспитание этических и эстетических норм;

в) развивающая – развитие умений применять полученные знания на практике; развитие мышления; развитие речи учащихся; развитие умения действовать самостоятельно.

Оборудование: аудиозапись «Песенки Винни-Пуха», «Тетрадь юного путешественника», мультимедийная презентация.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомним всё, что вы знаете об отрицательных местоимениях, будем учиться правильно писать отрицательные местоимения, узнаем кое-что о том, как вести себя в гостях, познакомимся с новыми для вас словами и потренируемся правильно употреблять местоимения в речи.

Пришла я к вам сегодня не одна, а с литературным героем. Послушайте его песенку и скажите, кто это.

( прослушивание «Песенки Винни-Пуха»)

Вини-Пух был в гостях у Тигры и теперь спешит домой. Мы поможем ему вернуться домой, выполняя различные задания. Перед вами «Тетрадь юного путешественника». Впишите свою фамилию, и в добрый путь!

УЭ №1. Найдите соответствия между местоимениями и их разрядами.

1. Личные а) кто? что? какой? сколько?

2. Возвратное б) кто-либо, некто, кое-что

3. Относительные в) себя

4. Вопросительные г) кто, что, какой, чей, сколько

5. Неопределённые д) никто, не у кого, никакой, ничей

6. Отрицательные е) я, мы, ты, вы, он, она, они

Контроль: проверка «По цепочке». За каждый правильный ответ – 1 балл.

– На что указывают отрицательные местоимения?

– Как образуются отрицательные местоимения?

– Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не-, когда ни-?

Пока Вини-Пух остановился поболтать с Пятачком, выполняем следующее задание.

УЭ №2. Образуйте от вопросительных местоимений отрицательные при помощи

приставок НЕ- и НИ-.

1. Кого? некого_________ никого_________

2. Чего? _______________ _______________

3. Кто? _______________ _______________

4. Каким? _______________ _______________

5. Что? _______________ _______________

6. Чему? _______________ _______________

Контроль: самостоятельная работа, 2 человека у доски. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Очень часто отрицательные местоимения употребляются с предлогами.

– Что вы знаете об употреблении местоимений с предлогами?

Пока Винни-Пух прилёг отдохнуть под кустик, мы выполним следующее задание.

УЭ №3. Запишите отрицательные местоимения с предлогами.

никого (у) _______________ нечем (за) _______________

некого (у) _______________ ничем (с) _______________

нечему (к) _______________ никакие (на) _______________

некем (с) _______________ ничьих (с) _______________

Контроль: самопроверка. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Шутке – минутка (для скучающих).

1. Такое местоимение читается одинаково

слева направо и справа налево? __________________________

2. Какое местоимение, если его прочитать

наоборот, станет союзом? __________________________

Контроль: поставь 1 балл за правильный ответ.

Шёл Винни-Пух, шёл и встретил Ослика.

– Как вы думаете, какое настроение у Ослика? (грустное).

– Почему? (он один, без друзей).

Одному плохо на свете. Всегда хочется поделиться своими мыслями и чувствами с кем-нибудь, и плохо, когда поделиться не с кем.

УЭ №4. Прочитайте стихотворение Агнии Барто.

1. Я люблю ходить вдвоём

В поле, в лес, на водоём.

2. Я люблю пускаться в путь

Не один, а с кем-нибудь…

3. Белка в зелени густой

Скачет в перелеске.

4. Крикнуть некому: «Постой!»

5. Я один; мне красотой

Поделиться не с кем.

– Какова тональность стихотворения?

– Какие местоимения придают стихотворению грустную тональность? ( Повтор личного местоимения «я», использование неопределённых местоимений. Они подчёркивают одиночество лирического героя, выступают в качестве художественного средства.)

– Но вместе с тем стихотворение лёгкое, ритмичное. За счёт каких синтаксических особенностей это достигается? (Предложения простые, короткие, в 1-м предложении однородные члены соединены без помощи союзов).

– А ещё выразительность достигается с помощью рифмы. Что такое рифма?

– Какие рифмы вам кажутся наиболее выразительными и интересными?

– На основании какого фонетического явления стала возможна рифма « в путь – с кем-нибудь»? (Оглушение).

Перечислите номера предложений, в которых есть:

1) личные местоимения ____________________

2) неопределённые местоимения ____________________

3) вопросительные местоимения ____________________

4) отрицательные местоимения ____________________

Контроль: проверка «по цепочке». За каждый правильный ответ – 1 балл.

Винни-Пух по пути домой заглянул к мудрой Сове. Сова знает много пословиц и поговорок. Сейчас мы проверим, знаете ли вы народную мудрость.

УЭ №5. Восстановите пословицы, используя отрицательные местоимения.

Друг за дружку держаться – ____________________ не бояться.

Лучше поздно, чем ____________________________________ .

Худо тому, кто добра не делает __________________________ .

Скучен день до вечера, коли делать _______________________ .

__________________ хвалиться, коли всё из рук валится.

Контроль: взаимопроверка. За каждый правильный ответ – 1 балл.

На дереве Винни-Пух увидел пчелиный домик и решил достать немного мёда. Но для этого ему нужно вскарабкаться на дерево. И мы вместе с героем попытаемся дотянуться до мёда.

Пока Винни-Пух пытается добыть мёд при помощи воздушного шара, мы выполним следующее задание.

УЭ №6. Выпишите отрицательные местоимения вместе с теми словами, с

которыми они связаны, в две колонки: в первую – слитные написания, во

вторую – раздельные написания.

(Н…)чем (н…)чего (не)сделаешь.

Кто оторвался от друзей, тому (не)(на)кого рассчитывать в беде.

Тот глуп совсем, кто (не)знается (н…)(с)кем.

Пустые речи и слушать (н…)чего.

Кто (н…)(в)чём не виноват, того и обвинять (н…)(в)чём.

Родную мать (н..)кем (не)заменишь.

Листок для ответа.

Слитные написания Раздельные написания

Контроль: самостоятельная работа, 2 человека у доски. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Шутке – минутка (для скучающих).

Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? ______________________________

Какие два личных местоимения портят дороги? ________________________

Контроль: поставь 1 балл за правильный ответ.

Мёда Винни-Пух не достал, зато попал в гости к Кролику. Прочитайте предложения.

– О каких правилах поведения говорится в предложениях?

-Где ещё нужно соблюдать порядок поведения?

Принятый порядок поведения называется этикет.

УЭ №7. Выпишите слова с пропущенными буквами, раскрывая скобки и вставляя

(Н…)спеши хватать руками (н…)чего, что лежит на тарелке.

(Н…)толкай (н…)кого ,кто сидит рядом с тобой, под локоть.

(Н…)(с)кем громко (н… разговаривай, (н…)старайся (н…)кого перекричать.

Листок для ответа.

Контроль: проверка «по цепочке». За каждый правильный ответ – 1 балл.

Этикет – это _______________________________________________________________

Совсем близко Винни-Пух от своего домика, но неожиданно он заблудился и попал в страну Ошиблику. Прогуляемся с Винни-Пухом по Ошиблике и исправим ошибки, допущенные в употреблении местоимений.

УЭ №8. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении местоимений в

Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру.

Повесть «Выстрел» интересна. В нём много захватывающих событий.

Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял.

Лицо у ней круглое.

Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

Контроль: взаимопроверка. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Наконец-то наш герой добрался домой, а у нас с вами осталось последнее задание.

Местоимение – это часть речи, которая…

А) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо;

Б) обозначает предмет, признак, количество;

В) указывает на предмет, но не называет его;

Г) указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

Какие буквы нужно вставить в следующем предложении?

Н…чего тому страшиться, кто н…чего не боится.

Выберите правильный ответ:

А) в 1-ом случае И, во 2-ом – Е;

Б) в обоих случаях И;

В) в 1-ом случае Е, во 2-ом – И;

Г) в обоих случаях Е.

Выберите строку, в которой есть орфографическая ошибка::

А) никакой, кто-нибудь, кто-то;

Б) нечто, не у кого, кое-кому;

В) нискем, кое-кто, некого;

Г) что-либо, ничего, кто-нибудь.

Вот мы и закончили нашу работу. Вы хорошо потрудились. Перед вами «Дневник юного путешественника». Подсчитайте общее количество баллов и узнаете свою оценку за урок.

Составить 6 предложений или небольшой рассказ о Винни-Пухе и его друзьях, используя отрицательные местоимения.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]–[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»

Разделы: Логопедия

Цели:

  • упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
  • закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
  • продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] – [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.

I. Организационный момент.

– Заходит ребёнок, здоровается!

– Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

– Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка”).

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
– Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

– Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.

Упражнение “Накажем непослушный язычок”.

– Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)

– Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.

IV. Введение в тему. (Слайд 4)

– К нам сегодня пришёл ещё один гость – это кукла.

– Она сказала, что зовут её Фафа.

– Ты слышала когда – либо такое имя?

– А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.

– Поможем ей в этом?

– Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.

– И вот первое задание.

– Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.

V. Сообщение темы занятия.

– Как зовут нашу гостью? (Саша).

– Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

– Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.

– Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].

– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

– Сели в автобус. Садись на стульчик.

Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].

– Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

– Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).

Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)

– Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Са – ша – са

Ус – уш – ус

шо – со – шо

аш – ос – уш

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)

– Поехали дальше. По дороге мы встретили сундук, он необычный.

Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 – 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог – селим на первый этаж, если два слога – на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).

– Называй предметы, которые ты нашла.

4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)

Следующая остановка “Заменяй – ка”.Игра с мяом.

– Замени звук [С] на звук [Ш].

Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.

Са – шасо – шосу – шу
Сы – шиста – штаспа – шпа
Сма – шмасла – шласна – шна
Сутки – шуткимиска мишка
Каска – кашкакасса – каша
Маска – Машкаплюс – плюш

5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)

Мы остановились у магазина.

– Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, – ой, – ые) Самолёт, слон, башня.

Про что можно сказать пушистый? (- ая, – ой, – ые) Кашка, собака, шапка, мишка.

– А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.

Поехали дальше. Спустили пар: с-с-с.

6. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)

Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)

– Необходимо выложить схему имени – Саша.

– Сколько слогов в слове Саша? Назови их.

– Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?

– Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

– Какие звуки во втором слоге?

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)

Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).

Клоун – это ……У сосны огромный …………..
Кошка съела бедную ……..Снегурочка подарила Маше ……
Малыш ест вкусную …….У солдата большая ……..

9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.

Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)

– Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.

– Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.

– Назови звуки пропущенные в словах?

– А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.

VI. Итог занятия. (Слайд 18)

– Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] – [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.

Конспект урока “Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку”

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о признаках предложения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока “Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку”»

Тема: Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о признаках предложения

Задачи: развивать умения составлять предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; проверить умение устанавливать границы предложений в тексте, оформлять предложение на письме.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре–

Смело, чётко говорим

И тихохонько сидим.

2. Минутка каллиграфии.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

– На какие группы можно разбить эти буквы?

Назовите гласные буквы.

– Назовите согласные буквы.

–Подумайте, написание какой буквы мы будем сегодня повторять?

(С–, т. к. она согласная, а остальные– гласные.)

– Чем отличается гласный от согласного?

– Придумайте слово с буквой с , чтобы с неё начиналось слово.( Снег,

слон, солома, сахар).

– Составьте предложение с одним из этих слов.

3. Сообщение темы и цели урока.

Игра « Собери предложение».

Оборудование: схемы предложений, состоящих из 2– 4 слов, у каждого ученика в конверте карточки трёх цветов со словами для трёх предложений (первое слово в предложении написано с большой буквы, последнее слово написано вместе с точкой.)

Прикрепить на доску схему предложения. Ученики составляют предложение с соответствующим количеством слов. За каждое правильно составленное предложение ученику засчитывается очко.

Давайте вспомним признаки предложения.

– Из чего состоят предложение? ( Из слов.)

– Как связаны слова в предложении? ( По смыслу.)

– Что выражает предложение? ( Законченную мысль.)

– Что надо знать, чтобы правильно записать предложение? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).

– Составьте из этих слов предложение.

– Подставьте слова в схему.

Карточки со словами: выпал, утром, снег.

По сигналу учителя ученики достают из конвертов карточки со словами и сортируют их по цвету. Затем карточки одного цвета раскладывают на парте так, чтобы получилось предложение. Кто всё сделал, поднимает руку. Учитель проверяет выполненное задание.

– Где можно встретить эти цвета? ( На светофоре.)

– Что означает красный, жёлтый, зелёный цвет на светофоре?

! Рассмотреть все варианты расположения слов в предложении.

Утром выпал снег. ( Красный цвет.)

Снег выпал утром. ( Желтый цвет.)

Выпал снег утром. ( Зелёный цвет.)

– Запишите любое предложение.

4. Составить из слов предложение.

Составьте предложения со словом телефон. Соберите из них стихотворение.

– Две строчки в стихотворении начинаются со слова ТЕЛЕФОН.

у нас висит весь день звонит

ТЕЛЕФОН На носочки я встаю

5. Работа с текстом.

Наступила зима птицы улетели. В тёплые края медведь на зиму забрался! В берлогу заяц сменил шубку.

– Посмотрите, что случилось: раздул ветер все знаки препинания в предложениях. Давайте их соберём.

– Давайте вспомним, что такое предложение. Назовите все признаки предложения.

1. Предложение содержит законченную мысль, все слова связаны по смыслу.

2.Начало предложения пишется с заглавной буквы.

3. В конце предложения ставится или точка, или вопросительный знак, или восклицательный знаки ли многоточие.

– Сколько получилось предложений?

– Как вы догадались? (Сосчитали заглавные буквы и слова, после которых стоят точки, т. е. нашли начало и конец предложения.)

– Запишите предложения в тетрадь. (По группам: 1- первое предложение, 2- второе предложение, 3- третье предложение.)

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочки подтянись.

Ручки ставим на бочок, На носочки скок- скок- скок.

А затем поприседаем, никогда не замерзаем.

7. Работа над предложением.

– Что такое « ералаш»?

Задание: Командам раздаются карточки с вопросами полоски со словами строк. Надо разложить слова так, чтобы каждое слово оказалось на своём месте, по смыслу написанного.

Где скрылся волк? Волк, в, скрылся, лесу.

Какая туча плыла по небу? Плыла, по, тёмная, небу, туча.

Что было на столе? Столе, на, ваза, розами.

Что вы знаете о предложении?

8. Оценивание учащихся.

Повторение сведений о предложении. Завершение неоконченных предложений (устно).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов, ко-торые … .

В устной речи одно предложение отделяется от другого… .

На письме начало предложения обозначается… .

Читайте также:  Развитие диалогической речи
Ссылка на основную публикацию