Организация и содержание работы по развитию лексической сочетаемости слов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Развитие лексической речи у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Работа по развитию лексического запаса.Систематизация практического материала для организации речевых игр, эмоциональной лексики у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
работа по развитию лексического запаса29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городских педагогических чтениях на тему:

Развитие лексической речи у детей старшего дошкольного возраста

Хорошее владение речью – это искусство, которому нужно учиться. От этого зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает хорошей речью, тем меньше у него проблем с обучением в школе, тем реже возникают трудности.

Задача взрослых – помочь малышу овладеть речью. Но для этого надо четко представлять весь путь последовательного речевого развития ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Проблема развития лексики у дошкольников актуальна тем, что сформированность этого компонента речи является необходимой при поступлении в первый класс массовой школы.

Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем – отличаются нестабильностью успехов в учебе.

В связной речи дети мало используют прилагательные, наречия, числительные, и сложные предлоги, не употребляют обобщающие слова, метафоры и эпитеты. Несформированность словарного запаса обусловливает ошибки в словоизменении и словообразовании, нарушения синтаксической структуры, связи слов в простых и сложных предложениях, незаконченность формирования звукопроизношения. При поступлении детей в школу выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения.

Таким образом, актуальность определяется тем, что проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в образовании и обучении дошкольников.

В соответствии с поставленной целью определила следующие задачи:

1.Проанализировать современные научные подходы по теме;

2.Выявить особенности словаря детей старшего дошкольного возраста, его объем

3.Работа по развитию лексического запаса. Накопление и систематизация разнообразного практического материала для организации речевых игр.

4.Подобрать и систематизировать наиболее доступный практический материал по формированию эмоциональной лексики и театрализованной деятельности для работы с детьми

5.Изготовить специальный дидактический материал для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики;

6.Оборудовать развивающую предметно-пространственную среду

7.Использовать нетрадиционные методы развития лексической стороны речи

8.Организовать работу с родителями, направленную на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время

Е.И. Тихеева Насыщая групповое пространство, мы заботимся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Важное место в группе отводится речевому уголку. В его основу входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие фонематического слуха, воздушной струи, артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, звукового анализа и синтеза слогов и слов, обогащение словаря, совершенствование лексического и грамматического строя речи.

Развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речевых центров в мозге.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

-Шестигранные карандаши, для прокатывания между ладонями

-массажные коврики для воздействия на подушечки пальцев

-массажные коврики для воздействия на подушечки пальцев

-различное нестандартное оборудование

У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать устойчивый интерес к занятиям максимально включая в работу все анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный. Некоторые лексические темы сложны для восприятия детей(«Обитатели морей и океанов» «Животные жарких стран»и т.д.). Тактильные ощущения играют немаловажную роль в стимулировании речевой деятельности. Услышав слово «шершавый» ребенок не всегда поймет его смысл, а если его пальчик в этот момент ощутит шероховатую поверхность, то лексическая картина станет более полной . Для полной картины используем приём «оживления» используя для этого натуральные материалы: кожа, мех, лён, ракушки…Собрали звуковой материал по основным звуковым направлениям(голоса животных, птиц, звуки работы строительными инструментами, звон посуды, звуки улицы..).«Рисование на крупе» Этот вид деятельности развивает ручную моторику ребенка, познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, процессы психоэмоциональной саморегуляции, формируют творческий потенциал, совершенствуют коммуникативные навыки. Аппликации из самоклеющейся плёнки развивают у детей навыки коллективного творчества, усидчивость, терпение, трудолюбие, зрительно-моторные координации.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ОСНОВА РЕЧЕВОГО ЗВУЧАНИЯ
Немаловажное значение имеют игры на развитие речевого дыхания:

Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.

Оборудование : султанчик (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).

Ход игры : Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Задача : формировать произвольный ротовой выдох.

Оборудование: мячик для понг-понга.

Ход игры : Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.

Оборудование : ватный шарик/перышко.

Ход игры : Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

Задача : учить продолжительному ротовому выдоху.

Оборудование: листочки, цветочки из папиросной бумаги.

Ход игры : Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек.

Дунь-подунь, наш ветерочек.

Дунь-подунь, наш ветерок.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ –ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Игры на развитие фонематического слуха:

Игра «Угадай, что звучало»

Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты,

звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите

детям закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

гра «Шумящие мешочки»

Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу,

пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку

потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком,

сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает

Игра «Отгадай слово»

Детям предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно

отгадать слово. Например, из слов убежал звук “л” (.мпа, мы. о, .ук,

Особую роль в развитии речевого аппарата играет артикуляционная гимнастика. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо

В развитии произносительной стороны речи детей имеет большое значение развитие артикуляционного (речевого) аппарата. Имеется в виду развитие подвижности и укрепление мимической мускулатуры, мускулатуры губ, щек.

Учим различать эмоции по схематическим изображениям;

Книжки-самоделки, изготовленные совместно с родителями также находятся в речевом центре. Дети с удовольствием рассматривают их, делятся впечатлениями.
Дети овладевают умениями в составлении рассказов из личного опыта, используя в речи прилагательные и наречия.

В описательных рассказах учатся правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов, использовать разные средства выразительности.

Загадки-одно из лексических средств выразительности. Приёмы обучения и понимания переносного значения слова не могут быть словесными: необходима опора на реальные объекты или на картинки.

Мнемотаблицы используются для следующих целей:
Расширение объема словарного запаса.
Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
Облегчение процесса заучивания стихов.

Дети упражняются в пересказывании сказок и с помощью сюжетных картинок на магнитной доске.

Широко используем театр на магнитах. Создана картотека сказок для самостоятельной деятельности детей

Во время театрализованной деятельности развиваются образность языка , его метафоричность; обогащается словарный запас, идёт работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь; тексты сказок помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи

Разные виды театра способствуют развитию как монологической, так и диалогической речи.

Игры-драматизации способствуют эмоциональному раскрепощению, развитию выразительной речи детей.

Большой популярностью у детей пользуется театр резиновых игрушек, дополненный предметами –заместителями. Любимые сказки: «Снегурушка», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди», «Три поросёнка»

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Режиссёрская игра требует коммуникативных навыков, согласованных действий, выразительной речи и знания структуры сказки.

Работа по развитию речи проходит в разных видах деятельности, а также в режимных моментах

Дети используют в речи обобщающие слова. Называют материалы, качества предметов.

Персональные фотовыставки и альбомы обеспечивают рост самосознания и способствуют развитию индивидуальности и речевой активности.

Дидактические игры на развитие лексической стороны речи способствуют формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений, антонимы, синонимы и т.д. В процессе игр дети приучаются не только пользоваться словом, но и активно оперировать им.

Д/И «кто я?» ЦЕЛЬ: учить детей узнавать предметы по характерным признакам, обогащать словарный запас.

Ребусы по лексическим темам

Данное пособие способствует количественному и качественному обогащению активной лексики. Формированию первоначальных навыков звукового анализа и синтеза слов; развитию логического мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.

В речевом центре каждый ребёнок может полистать любимую книгу, собрать картинки из кубиков, пазл, поиграть в д/и «Большой-маленький», «Что лишнее?» и др.

Большим событием для детей стало посещение центральной детской библиотеки.

«Дом книг» произвёл на детей большое впечатление.

Дети с удовольствием рассматривали книги, журналы, энциклопедии, делились впечатлениями.

Большая роль в активизации словаря принадлежит сюжетно –ролевой игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

С/Р игра «Супермаркет» Учим вести ролевые диалоги. Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас..

Словарная работа: обогащать словарь детей словами: медицинский кабинет, ростомер, рецепт. Активизировать в речи слова и выражения: градусник, измерять температуру, мерить рост, витамины; прилагательные, обозначающие черты характера медицинских работников: добрый, чуткий, внимательный. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, сострадание и желание помочь заболевшим детям.

С/Р игра
« Уборка» Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим за счёт обогащения предметной игровой среды игровым материалом. По лексической теме «транспорт» в игровое пространство вносятся машины: бетономешалка,экскаватор, мусоросборник…

По лексической теме « Мебель» детям приобрели кукольную мебель для ванной комнаты, для гостиной , прихожей, детской комнаты, кухни

Организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка

Оформление информационного стенда для родителей в приёмной группы.

Участие в конкурсе «Чтецов».

Открытые занятия по развитию речи для родителей.

Стало уже традицией организация выставок поздравительных открыток ко дню матери, к 23 февраля, к 8 марта, ко Дню Победы , ко дню влюблённых ,которые так же способствуют созданию атмосферы тепла, эстетическому восприятию действительности и хорошего настроения у родителей и детей. Дети с гордостью рассказывают своим сверстникам о своей семье, о том какие они были маленькие, что активизирует активный словарь ребёнка.

Детские творческие выставки для родителей по лексической теме недели

Одной из таких форм, наиболее любимой родителями, являются праздники и развлечения в детском саду , на которых родители наблюдают за эмоционально-оценочной лексикой детей. Масленица. Катание на лошадях. День победы.

Таким образом, в группе проводится ежедневная, кропотливая, творческая работа по формированию лексического строя речи. Формируем, обогащаем словарь детей, насыщаем предметно-развивающую среду группы.
Благодаря комплексному воздействию на восприятие ребенка идет эффективное обогащение лексического словаря.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически.

Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье.

Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный .

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо.

Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь – смыслов.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал.

Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яшина К.И.

В статье представлено описание коррекционно-логопедической работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР подготовительной к школе группы. Известно, что словарный запас детей с ОНР беден как в количественном, так и в качественном ракурсах. Наше исследование показало, что у дошкольников с ОНР нарушения лексического строя обусловлены несформированностью операций семантического анализа, синтеза, дифференциации; низким уровнем словесного обобщения; несформированностью языковых средств, невозможностью спонтанно осуществлять их выбор и использовать в речевой деятельности. На преодоление данных недостатков овладения семантикой слова детьми с ОНР и была направлена наша работа.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Яшина К.И.

Текст научной работы на тему «Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР»

Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР

учитель-логопед ГБОУ«Школа №1286», Москва, Россия

Аннотация. В статье представлено описание коррекционно-логопедической работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР подготовительной к школе группы. Известно, что словарный запас детей с ОНР беден как в количественном, так и в качественном ракурсах. Наше исследование показало, что у дошкольников с ОНР нарушения лексического строя обусловлены несформированностью операций семантического анализа, синтеза, дифференциации; низким уровнем словесного обобщения; несформированностью языковых средств, невозможностью спонтанно осуществлять их выбор и использовать в речевой деятельности. На преодоление данных недостатков овладения семантикой слова детьми с ОНР и была направлена наша работа.

В настоящее время интерес педагогов, психологов, лингвистов и психолингвистов к коррекции нарушений лексического строя речи у детей обусловлен вниманием к становлению речевой компетенции ребенка и его речевой коммуникации. На фоне устойчивой тенденции к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития своевременная логопедическая помощь с учетом индивидуальных особенностей развития дошкольников способствует удовлетворению их образовательных потребностей и успешной подготовке к социализации.

А.Н. Гвоздев, Д.Э. Розенталь, Л.П. Федоренко, С.Н. Цейтлин подчеркивают, что слово является важнейшей номинативной единицей языка, все слова русского языка входят в его лексическую систему, и без освоения лексической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому формирование лексического строя речи является особенно важным для становления у ребенка навыков общения и полноценных представлений об окружающем мире.

Овладение значением слова в онтогенезе протекает через смысл, конкретный в данной ситуации. Ребенок, встречаясь с различными смыслами слов в разных ситуациях речевого общения, усваивает и значение слова. Важнейшими для формирования значения слова являются практика речевого общения со взрослыми, познавательная информация и исходящие от взрослых сведения об окружающем мире, предметно-практическая и игровая деятельность ребенка. В то же время усвоение слов с отвлеченным, абстрактным значением предполагает целенаправленное обучение.

Исследования Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой и других ученых показали, что несформированность лексической стороны речи является одним из наиболее значимых, ведущих симптомов общего недоразвития речи (ОНР). Авторы отмечают, что словарь дошкольников с ОНР более скудный по сравнению со словарем детей с нормальным речевым развитием как в количественном, так и в качественном ракурсах. Словарный запас детей с ОНР отличается бедностью, отмечаются трудности овладения семантикой, имеются нарушения лексической сочетаемости, недостатки словообразования и словоизменения, наблюдается использование слов в приблизительном, неточном значении, замены слов близкими по ситуации и назначению словами. Бедность активного и пассивного словарного запаса ограничивает речевые возможности ребенка с ОНР и снижает понимание им обращенной речи, негативно влияет на формирование познавательной деятельности, затрудняет овладение письменной речью.

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие ученые считают практическое усвоение лексических средств языка одной из важнейших задач коррекционного обучения детей с ОНР. По мнению авторов, работа над словом, направленная не только на расширение активного словаря, но и на осмысление слова, формирование умения сознательно использовать лексические средства в самостоятельном высказывании, является фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка и развитие культуры речи.

Высокая значимость, а также недостаточная разработанность практической стороны вопроса системной коррекции нарушений лексического строя речи у дошкольников с ОНР подготовительной к школе группы заставила нас обратить свое внимание на эту проблему.

Для определения особенностей лексического строя речи у дошкольников с ОНР подготовительной группы нами было проведено исследование, направленное на изучение лексической системности и структуры значения слова, навыков словообразования, понимания детьми и умения объяснить значения производных слов-существительных, производных слов-прилагательных и производных слов-глаголов.

В процессе экспериментального исследования было установлено, что у детей с ОНР, посещающих подготовительную к школе группу, недостаточно сформированы различные компоненты лексического значения слов, наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, страдает точность словоупотребления, наблюдаются замены слов по звуковому либо по семантическому сходству.

Полученные нами данные соответствуют результатам проведенных ранее исследований Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и других ученых, изучавших вопросы формирования и развития лексики у детей с нарушениями речи. Указанные нарушения лексического строя речи у детей с ОНР обусловлены несформированностью операций семантического анализа, синтеза, дифференциации; низким уровнем словесного обобщения; несформированностью языковых средств, невозможностью спонтанно осуществлять их выбор и использовать в речевой деятельности.

На основании полученных результатов были определены направления и этапы коррекционно-логопедической работы по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР, уточнено ее содержание, определены методы, приемы и средства логопедического воздействия.

Работа по формированию лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР предусматривала:

– уточнение семантического содержания и предметной отнесенности слов, имеющихся в пассивном словаре;

– расширение объема словаря;

– формирование и развитие структуры значения слова, лексической системности языка;

– уточнение семантики производных слов;

– развитие понимания и дифференциации словообразовательных моделей;

– актуализацию слов в экспрессивной речи.

Изучение методических рекомендаций Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Е.И. Тимонен, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по проблеме формирования лексического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР позволило определить содержание коррекционно-логопедической работы.

Коррекционно-логопедическое воздействие осуществлялось поэтапно. Этапы были тесно связаны между собой и взаимообусловлены:

Первый этап — уточнение и актуализация словарного запаса дошкольников.

Второй этап — формирование лексической системности и структуры значения слова, а также навыков словообразования.

Третий этап — закрепление и автоматизация полученных навыков в различных речевых ситуациях.

Нами были разработаны и проведены индивидуальные и подгрупповые занятия по темам “Объединение слов в группы по лексическому значению”, “Ассоциативный подбор определений к словам и подбор существительных к определениям”, “Ассоциативный подбор глаголов к существительным и существительных к глаголам”, “Синонимы”, “Антонимы”, “Словообразование существительных”, “Словообразование прилагательных”, “Словообразование глаголов”, в ходе которых решались задачи формирования навыков словообразования, расширения и активизации словаря дошкольников.

Например, с целью обучения детей с ОНР образованию слов — названий профессий нами было проведено открытое подгрупповое занятие, в ходе которого были уточнены названия профессий, у детей формировали навыки образования названий мужских и женских профессий.

Успешности проведения занятия способствовала следующая предварительная работа: проведение целевых экскурсий для знакомства с трудом продавщицы, повара, учителя, кассира, швеи, строителя; рассматривание иллюстраций с сюжетами, которые дети увидели во время экскурсии; рассматривание вместе с родителями различных орудий труда, приспособлений и механизмов (мастерок, молоток, пила, швейная машинка, фонендоскоп и др.) на специально подготовленной выставке “Все профессии важны”, просмотр подготовленного родителями видеоролика о труде пожарного, кондитера и швеи.

Во время занятия мы использовали карточки с изображением трудовых действий людей разных профессий и орудий их труда, видеозагадки.

Для уточнения значения слов мы предлагали дошкольникам выполнить упражнения по подбору существительных к прилагательным, прилагательных к существительным, существительных к глаголам, глаголов к существительным. Суть упражнений заключалась в ассоциативном подборе к предметам признаков и действий; подбор предметов к признакам и к действиям по вопросу с опорой на предмет, на картинку или без опоры. Кроме расширения, актуализации и активизации словаря использование приема вызывания ассоциаций способствовало развитию памяти и формированию ассоциативных лексических связей, что является важным для дошкольников с ОНР.

При проведении работы по введению слова в систему лексических связей и формированию значения слова мы учитывали, что развитие лексической системности предполагает организацию семантических полей по различным признакам. В связи с этим мы проводили упражнения “Классификация предметов по картинкам”, “Объедини картинки в группы”, “Четвертый — лишний” для закрепления навыков группировки слов на основе сенсорных и тематических признаков — по цвету, форме, размеру, сезонности, материалу и т.д. Это способствовало и развитию у детей мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Работа по формированию и развитию структуры значения слова у дошкольников включала в себя установление лексических связей на основе противопоставления и аналогии, т.е. формирование у детей навыков подбора синонимов и антонимов. Для этого мы использовали упражнения для подбора синонимов и антонимов к существительным, глаголам и прилагательным. Упражнения на подбор синонимов и антонимов к многозначным прилагательным также способствовали усвоению лексического значения многозначных слов, так как каждое значение слова раскрывается через его синонимы и антонимы.

Упражняя детей в словообразовании, мы использовали речевые игры, упражнения, ответы на которые требовали от детей решения определенной словообразовательной задачи. Для формирования навыков словообразования имен прилагательных с дошкольниками проводились упражнения на образование качественных, отглагольных

качественных, относительных, притяжательных прилагательных; образование простой сравнительной степени прилагательного. Для формирования навыков словообразования глаголов проводились упражнения на образование глаголов от существительных, прилагательных, на образование глаголов приставочным способом и т.д. Для формирования навыков словообразования имен существительных с детьми проводились упражнения на образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме; образование существительных со значением вместилища, единичности, женскости и т.д.

В работе по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР мы использовали следующие приемы обогащения лексики: соотнесение предъявляемого логопедом предмета (или изображения) с обозначающим его словом; объяснение логопедом назначения предметов; уточнение значения слов; называние логопедом нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами.

Для усвоения и закрепления детьми синтагматических связей между словами, мы использовали слова, словосочетания и короткие предложения. Формирование синтагматических связей слова предполагает овладение словом в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях. На основе синтагматических связей одно слово как бы вытягивает за собой из лексикона ребенка слово другое, что значительно облегчает и ускоряет выбор точного слова.

С целью закрепления и активизации лексики мы предлагали детям показать картинки по инструкции логопеда; ответить на вопросы; выполнить речевые действия согласно инструкциям.

Таким образом, нами была проведена целенаправленная работа по формированию у детей с ОНР подготовительной к школе группы лексического строя речи, что способствовало переводу речевых навыков и умений из автоматического плана в произвольный. Благодаря этому были созданы условия для преодоления языкового и речевого недоразвития у дошкольников с ОНР.

Результаты повторного изучения особенностей лексического строя речи у дошкольников с ОНР подготовительной группы показали положительную динамику в успешности выполнения детьми диагностических заданий. Изменился характер ошибок, ответы стали более уверенными, дошкольники могли самостоятельно исправить ошибки, принимали помощь педагога.

Следовательно, проведенная нами коррекционно-логопедическая работа показала свою эффективность для формирования лексического строя речи у дошкольников с ОНР и целесообразность для дальнейшего использования при подготовке детей к школьному обучению.

Гвоздев А.Н. 2007. Вопросы изучения детской речи. М.

ЖуковаН.С., МастюковаЕ.М., Филичева Т.Б. 2003. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург.

Каше Г.А. 1985. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. 2001. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.

Розенталь Д.Э., ГолубИ.Б., ТеленковаМ.А. 2002. Современный русский язык. М.

Тимонен Е.И. 2004. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа): Методика планирования и содержание занятий. СПб.

Ткаченко Т.А. 2003. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. М.

Туманова Т.В., Филичева Т.Б. 2000. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.

Федоренко Л.П. 1984. Закономерности усвоения родной речи. М.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. 1993. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч.П. Второй год обучения (подготовительная группа). М.

Цейтлин С.Н. 2000. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 01.06.2015

Статья просмотрена: 5742 раза

Библиографическое описание:

Гимадиева К. А. Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 149-151. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8223/ (дата обращения: 28.02.2020).

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Это важный период, в котором закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего физического и психического развития ребенка. В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи [3, с.4].

Дошкольное образование — это очень важный процесс, в ходе которого ребенок учится преодолевать трудности. Дошкольное образование играет большую роль в социализации детей. Наряду с семьей оно в значительной мере закладывает основы социального облика личности.

Ключевая роль дошкольного образования заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через творческую деятельность.

В последние годы резко увеличилось количество детей с речевой патологией, особенно число дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети испытывают трудности в усвоении всех компонентов речи, а именно: фонетики, фонематики, лексики, грамматики и связного высказывания. Т. А. Ткаченко считает, что количество роста детей с речевыми нарушениями является результатом различных неблагоприятных факторов, таких как: увеличение количества различных патологий и заболеваний, которые влияют на психическое развитие ребенка и его здоровье, нестабильность в социальной среде, загрязнение экологии, большое количество родовых травм и послеродовых осложнений [7, с.104].

В научной литературе имеются данные о том, что у детей с речевым недоразвитием наблюдаются трудности в обучении, связанные с недостаточностью высших психических функций: речи, мышления, внимания, памяти, восприятия. Так как дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития лексики и грамматики у детей, то все речевые нарушения, в том числе и при общем недоразвитии речи, взаимосвязаны друг с другом, и если вовремя не преодолеть одно нарушение, то оно повлечет за собой другое [4, с.63].

Проблемой развития лексического строя речи у детей занимались отечественные исследователи: А. Н. Гвоздев, О. Е. Грибова, О. Е. Громова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова и другие, тем не менее она занимает важнейшее место в современной логопедии. А вопрос о методике развития лексической стороны речи становится одним из самых актуальных.

При проведении логопедической работы по развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуру значения слова, закономерности лексики в онтогенезе, особенности у дошкольников с речевой патологией.

Лексический строй речи — это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д).

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности. Поэтому его развитие необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению [5, с.148].

В. И. Логинова выделила следующие направления логопедической работы по развитию лексического строя речи:

1. расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

2. усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

3. введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признаками [6, с.49].

На основе выделенных направлений В. И. Логинова разработала систему занятий, содействующих развитию лексического строя речи детей:

Занятия по первичному ознакомлению с предметами и явлениями:

1. демонстрация предметов и явлений;

2. дидактические игры.

Занятия по ознакомлению с особенностями предметов:

1. осмотры предметов;

2. занятия на сравнение;

3. занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.

Занятия по введению элементарных понятий о предметах и явлениях:

1. по ознакомлению с видовыми понятиями;

2. по ознакомлению с родовыми понятиями;

3. занятия на классификацию [6, с.57].

О. Е. Громова выделила следующие направления коррекционно-логопедической работы по развитию лексической стороны речи:

Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:

– понимать обобщающие слова;

– понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;

– понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;

– понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;

– понимать количественные числительные.

Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:

– дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода;

– понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;

– понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– понимать формы единственного и множественного числа глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов [2, с.36].

А. М. Бородич выделил следующие направления работы по развитию лексического компонента речи у дошкольников:

– обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных слов;

– уточнение словаря (эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Прежде всего в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные ─ обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные ─ красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные ─ городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик));

– активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

– устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь [1, с.21].

Вся логопедическая работа направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение лексическим строем речи является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Таким образом, логопедическая работа по развитию лексического строя речи должна включать в себя упражнения, обеспечивающие обогащения словаря и содержательной стороны отдельных слов: составления предложений с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснения значения слов, замена слов более удачными выражениями с точки зрения условий контекста.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. — М.: Просвещение, 1981.

2. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: Сфера, 2003.

3. Колосова И. В. Фразеологический словарь дошкольника // Логопед. — 2008. — № 3.

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. — СПб, 2003.

6. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.

7. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.- 112 с.

Похожие статьи

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа.

Методические подходы к развитию лексического строя речи. лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Использование новых педагогических технологий в работе.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет.

лексический строй речи, общее недоразвитие речи, логопедическая работа, ребенок, развитие, атрибутивный словарь, перспективное планирование, логопедическое воздействие, лишнее слово, служебная часть.

Преодоление грамматического недоразвития речи.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Формирование словоизменения имён существительных у детей.

На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы в комплексе: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя.

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей.

Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия.

Похожие статьи

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа.

Методические подходы к развитию лексического строя речи. лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Использование новых педагогических технологий в работе.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет.

лексический строй речи, общее недоразвитие речи, логопедическая работа, ребенок, развитие, атрибутивный словарь, перспективное планирование, логопедическое воздействие, лишнее слово, служебная часть.

Преодоление грамматического недоразвития речи.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Формирование словоизменения имён существительных у детей.

На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы в комплексе: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя.

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей.

Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия.

Коррекция лексической сочетаемости слов у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи

В рамках совершенствования системы специальной помощи детям с отклонениями в развитии в Институте коррекционной педагогики РАО ведется работа, направленная на разработку принципиально новых подходов к формированию речевой деятельности, в частности развитию лексической системы детей с различными нарушениями (Н.Н. Малофеев, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровш, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко и др.).

следования особенностей речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристиках словарного запаса (Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева и др.).

В последующие годы изучение лексической системы детей с нарушениями речи продолжалось, но эта проблема стала решаться с психолингвистических позиций (Ж.В.Антипова, Е.В.Назарова, Н.В.Серебрякова, Л.Г.Соловьева, Т.В.Туманова и др.).

Таким образом, анализ специальной литературы последних лет по проблеме исследования речевого развития детей с нарушениями речи показал, что данная область освещается с различных позиций: педагогических, психологических, лингвистических, психолингвистических. Разработанные специальные методики направлены на решение разнообразных вопросов, способствующих в конечном итоге развитию связной речи детей.

Остается недостаточно изученной проблема формирования лексики, как особой семантической системы, развитие которой зависит от интеллектуального уровня, мотивационной сферы, развития речи детей. В частности, вопрос овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Изучением особенностей овладения лексической стороной речи детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи занимались Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова и др.

Проблема изучения особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи является актуальной.

Цель нашего исследования – изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи и разработка комплекса коррекционных занятий, направленных на развитие лексической сочетаемости слов.

Объект исследования — особенности лексической сочетаемости слов у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи.

Предмет исследования – комплекс коррекционных занятий, направленных на развитие лексической сочетаемости слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что у большинства детей дошкольного возраста с системными нарушениями отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов, что характеризуется трудностями нахождения одного общего слова к двум словам, подбора слов по смыслу. Мы предполагаем, что в условиях специальной логопедической работы данные недостатки скорректируются.

Задачи нашего исследования:

1. Теоретически обосновать проблему овладения лексической сочетаемостью слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи;

2. Изучить особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи;

3. Разработать основные направления, этапы, содержание коррекционной работы по овладению лексической сочетаемостью слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи.

4. Произвести оценку эффективности коррекционной работы у детей изучаемой группы.

• теоретический (анализ литературы по общей, дошкольной и коррекционной педагогике),

• экспериментальный (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).

Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемый комплекс коррекционных занятий позволит эффективнее организовать коррекционную работу по овладению лексической сочетаемостью слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи.

Организации исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №102 г. Вологда в 2009 году. В нем приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи.

Работа проведена в три этапа;

1. Анализ литературы.

2. Изучение анамнестических данных детей.

3. Эксперименты: констатирующий, формирующий и контрольный.

Структура выпускной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 53 источников, и приложений. В приложениях представлены протоколы исследования уровня овладения лексической сочетаемостью слов, перспективный план работы, примерные конспекты занятий с детьми.

Понятие о лексической сочетаемости слов

Родная речь усваивается, если у ребенка появляется способность запоминать норму употребления языковых знаков в речи — запоминать их сочетаемость (синтагматику), возможности взаимозаменяемости (парадигматику) и уместность в различных речевых ситуациях (стилистику).

Эта способность человека помнить, как традиционно используются в литературной речи созвучия, морфемы, слова, словосочетания, называется чувством языка, или языковым чутьем (Л.П. Федоренко).

Человек в речевом акте оперирует не словами, а семантическими полями, и уже из них он подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения (Б.Ф. Архипова). При выборе слова учитывается не только его значение, но и лексическая сочетаемость (П.С. Пустовалов, М.П. Сенкевич).

Лексическая сочетаемость – способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы сочетаемости в значительной степени определяются смысловыми особенностями слова, его значением.

Сочетаемость слова определяется смысловыми (семантическими) признаками слов, вместе с тем она имеет свои границы. С точки зрения современного языка часто бывает трудно или даже невозможно объяснить причины различной сочетаемости близких по смыслу слов. Многие сочетания слов закреплены языковой традицией. Эти сочетания в «готовом виде» входят в словарь носителей языка, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека.

Слово связано в своем значении, строении, звучании с другими словами. В системе языка оно включено одновременно в несколько рядов объединенных или противопоставленных по тем или иным признакам слов (В.В. Виноградов). Мы выбираем слово из синонимических и паронимических рядов.

Синонимами называются слова и устойчивые словосочетания, которые имеют близкие или тождественные значения и могут быть взаимозаменяемыми в контексте таким образом, что подстановка одного синонима вместо другого не влечет за собой изменения основного смысла предложения.

Паронимами называются однокоренные слова, сходные по звучанию и значению, но не совпадающие в значениях,

Различие между синонимами и паронимами состоит в том, что неправильный выбор синонима приводит к неточности выражения, а неправильный выбор паронима является речевой ошибкой, так как приводит к изменению основного смысла предложения.

Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Бондаренко Галина
Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Важным моментом в общем речевом развитии является развитие лексической стороны, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Несформированность лексической стороны речи является центральным звеном в структуре дефекта детей данной категории.

Исследованиями, посвященными проблеме овладения лексической стороной речи детьми дошкольного возраста с ОНР, занимались Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова и др. Ими раскрыты подходы, методы, средства формирования лексических компонентов речи у детей с ОНР. Однако в практике работы воспитателей логопедических групп до сих пор не используется в полной мере комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Возникает противоречие между задачей формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР и отсутствием комплексного подхода в работе воспитателя для ее решения

Проблема исследования: каким образом осуществлять комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР?

Цель нашей работы: выявление возможностей комплексного подхода к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Объект исследования: формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Предмет исследования: комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Гипотеза исследования: Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР будет успешным, если реализуется комплексный подход опирающийся во-первых, на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, и, во-вторых, на закрепление лексики в разных видах деятельности детей.

В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Определить уровень сформированности лексической стороной речи у дошкольников с ОНР.

Выявить и экспериментально проверить возможности комплексного подхода к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, наблюдение, эксперимент.

На первом этапе нашего исследования нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования, который позволил прийти к следующим выводам:

Понятие «лексика» в словаре лингвистических терминов определяется как совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определенную систему. Лексика является внутренне организованной совокупностью лексических единиц (слов, устойчивых словосочетаний, клишированных оборотов, связанных между собой определенными, относительно устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по определенным, свойственным русскому языку законам.

Речь, в том числе и лексическая ее сторона, развивается постепенно, поэтапно. К 5 годам нормально развивающиеся в речевом отношении дошкольники имеют достаточный словарный запас (3000-4000 слов, владеют навыками словообразования и словоизменения.

Иная картина развития лексики наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Процесс усвоения лексики детьми при нарушенном речевом развитии в отличие от нормального протекает в замедленном темпе. В работах ученых отмечается, что у детей с ОНР не в полной мере сформированы различные компоненты лексического значения слов, наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, несформированность семантических полей, своеобразие развития словарного запаса.

Данные теоретического анализа подтвердились в ходе эксперимента, который проходил на базе МДОУ «Детский сад № 55» (компенсирующего вида) города Новокузнецка, в ноябре 2011 года.

В обследовании принимала участие группа из 14 детей в возрасте 5лет. Все дети посещают старшую группу ДОУ. Проанализировав их речевые карты, мы выявили, что все дети имеют ОНР II-III уровня на фоне дизартрии.

Целью первого констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности лексической стороны речи дошкольников с ОНР.

Для ее реализации мы использовали такие методы исследования как беседа с воспитателем и специалистами ДОУ, наблюдение за работой педагогов и диагностические задания.

Из беседы со специалистами ДОУ выяснилось, что все работники ДОУ работают над закреплением лексики в рамках тематического цикла. Однако наблюдение показало, что такая работа ведется от случая к случаю, взаимодействия между специалистами нет.

Исследование лексической стороны речи детей проводилось с использованием методики Волковой Г. А.

Результаты, полученные в ходе обследования детей, мы сопоставили с условными уровнями сформированности лексической стороны речи у дошкольников с ОНР. Выяснилось, что

высокий уровень не показал ни один из детей;

к среднему уровню мы отнесли 35% (5)детей;

к уровню ниже среднего можно отнести 58% (8) детей;

низкий уровень показал один ребенок (7% обследуемых детей).

Таким образом, в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования было выявлено, что дети с ОНР данной группы к пяти годам значительно отстают в формировании лексической стороны речи от детей с нормальным речевым развитием. Одной из причин этого может быть отсутствие комплексного подхода к решению данной задачи в ДОУ.

Слово “комплекс” буквально означает связь, сочетание. Под комплексом понимается совокупность составных частей какого-то явления или процесса, которые взаимно дополняют, обогащают и обеспечивают его цельное качественное существование или функционирование.

В обучении комплексный подход – способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня.

Комплексный подход в логопедии представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которая, во-первых, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ.

В процессе формирования лексической стороны речи детей с ОНР должны участвовать учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физкультуре. Профессиональное взаимодействие, взаимная осведомленность об этапах работы по развитию и коррекции речи каждого ребенка способствуют реализации комплексного подхода. Осуществление такого взаимодействия невозможно без единого тематического плана, который составляется на основе плана учителя-логопеда.

Воспитатель закрепляет сформированные логопедом речевые навыки, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей по каждой лексической теме в процессе всех режимных моментов, включает отработанные лексико-грамматические конструкции в ситуации естественного общения детей.

Инструктор по физкультуре, закрепляя словарь, может использовать на занятиях сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений, подбирать игры в соответствии с текущей лексической темой.

Музыкальный руководитель и воспитатель по изобразительной деятельности – обогащают и активизируют словарь в ходе бесед на своих занятиях, учат детей понятно выражать свои мысли, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

Важное условие успешности работы по устранению недостатков, обусловленных речевыми нарушениями – это целенаправленная помощь со стороны родителей детей с ОНР. Основные задачи родителей по закреплению лексико-грамматических категорий определяются логопедом.

Во-вторых, комплексный подход опирается на закрепление лексики в разных видах деятельности детей.

Это направление работы осуществляет воспитатель, что связано со спецификой воспитательской деятельности. Воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова в течение всего пребывания ребенка в ДОУ, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Проведение работы по лексической теме возможно уже во время утреннего приема детей. Воспитатель может провести с детьми пальчиковую гимнастику и артикуляционную гимнастику, беседу, дидактические игры, физминутки во время занятий в соответствии с лексической темой.

На прогулке работа над лексикой проводится через наблюдения, при которых дети совершенствуют свои умения связно говорить и отвечать на вопросы, подвижные игры, в которых используется текстовое сопровождение.

После сна для закрепления лексики можно провести словесные и настольно-печатные игры, которые помогают обогатить и активизировать словарь ребенка по лексической теме, применить полученные знания на практике.

Во время всех режимных моментов воспитатель осуществляет коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Таким образом, выстраивая комплекс целенаправленных действий всех специалистов и закрепляя лексику в разных видах деятельности детей можно добиться качественного формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст] / М. М. Алексеева, В. И Яшина – М.: AcademА, 1997. – 399с.

Бородич А. М. Методика развития речи детей. [Текст] / А. М. Бородич – М.: Прочвещение, 1981. – 256 с.

Все о детях. Дошкольное детство. Развитие речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru

«Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ЗПР» Дети с задержкой психического развития испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным.

Формирование диалогической речи детей с ОНР III уровня К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Елисеева Елена Владимировна,.

Формирование предложно-падежного управления у дошкольников с ОНР Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР Воспитатель: Синица Т. П. Учитель-логопед: Исаченко Л. И. В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с.

Игры на звук [Ы] для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников Дидактическое упражнение «Что за, чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда). Взрослый выкладывает ряд цифр.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей с ОНР второго года обучения по лексической теме «Овощи» Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей с ОНР второго года обучения. Лексическая тема «Овощи» Цель: обобщение знаний детей.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей с ОНР второго года обучения по лексической теме «Посуда» Цель: обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме. Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к предметам посуды.

Итоговая НОД по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР «Мягкие и твердые согласные» Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи компенсирующей направленности.

Консультация для воспитателей «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня» Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель.

Презентация «Формирование произносительной стороны речи у детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд ФГОС ДО «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,.

Журнал Педагог

Авторы: Сидоренко Анна Владимировна, Юрьева Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 25 ” Светлячок” ст. Отрадной
Населённый пункт: ст. Отрадная Тихорецкий район
Наименование материала: Статья
Тема: Обзор методик формирования и развития лексической стороны речи у детей с ОНР
Дата публикации: 31.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Обзор методик формирования и развития

лексической стороны речи у детей с ОНР

совершенствования у детей с ОНР разрабатывались в работах Л.Ф.Спировой,

рекомендации по расширению и уточнению значений слов, имеющихся у

накопления новых слов, так и за счет развития умения активно пользоваться

различными способами словоизменения и словообразования.

Известно, что становление лексической системы, осознание значений

успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.

В исследованиях Г.В. Бабиной акцент делается на использование в речи

глагольной лексики, так как дети с тяжелыми нарушениями речи ограниченно

самостоятельном их употреблении допускают большое количество ошибок.

В работах Г.А.Каше предлагается система обучения по расширению и

уточнению словаря. Автор рекомендует привлекать внимание детей оттенкам

различные упражнения, нацеленные на активизацию имеющегося словарного

комплексного подхода к обучению и воспитанию детей данной категории.

словарным запасом, мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия

логопеда должна включать введение в лексикон не только новых слов (с

отвлеченными понятиями, различными смысловыми оттенками, синонимами,

антонимами, многозначностью, фразеологическими сочетаниями), но и слов,

ребенок знает слов, тем меньше использует готовые штампы.

В содержание занятий, по мнению Н.А. Коньшиной, должно входить:

словарного запаса, как путем накопления новых слов, так и за счет развития

умения активно пользоваться различными способами словообразования;

− уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

лексической стороны речи детей, дали возможность уточнить преемственные

точности употребления слов в разных контекстах.

О.С. Ушакова отмечает, что становление системы лексических значений

слов родного языка происходит постепенно. В младшем дошкольном возрасте

формируется ядро словаря, расширяется семантическое пространство языка.

Трудности в выявлении уровня развития семантической стороны речи у детей

четвертого года жизни связаны с рядом причин: быстрой утомляемостью

детей, несоответствием овладения фонетическим и содержательным планом

слов, а также неспособностью к вычленению существенных признаков слова.

использование в речевой деятельности лексических единиц и семантических

необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия

с т р ат е ги ю

ассоциирования, вводя новые лексические единицы в лексико-семантическую

систему в определенных коммуникативных ситуациях, учитывая при этом

индивидуальные особенности организации словаря ребенка. Такая работа

сознательного отношения к содержательной стороне лексических единиц и

умения использовать их в речевой деятельности (адекватный отбор точных и

выразительных средств) подводит ребенка к овладению значением слова на

Знакомя детей с новой лексикой, воспитатель учит группировать слова,

строить простые словосочетания и предложения в зависимости от условий

предметы, их действия и качества. С целью обогащения адъективного слоя

семантических шкал: много – мало, большой – маленький, широкий – узкий,

высокий – низкий, толстый – тонкий, быстрый — медленный, разный –

одинаковый. Детей надо знакомить и с промежуточным понятием – словом

средний. Одновременно им нужно показывать, как словообразовательные

образующих различные оттенки значения глаголов (шел – пришел, ушел –

вышел). Нужно знакомить детей и с разными формами образования глаголов

от звукоподражаний (мяу – мяукать, ква – квакать, кря – крякать).

Под влиянием такого обучения у детей младшей группы формируется

познавательный интерес к содержательной стороне слова, вырабатывается

использовании семантических средств в речевой деятельности.

уделяли в основном количественной стороне этого процесса – расширению

ознакомлению детей с окружающим, расширению ориентировки в нем. Не

преуменьшая той роли, которую в усвоении родного языка играет связь

обогащения словаря и ознакомления с окружающим, важно разграничить: а)

развитие речи (усвоение новых слов, терминов) как необходимое условие

познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об

использования различных приемов в работе над семантикой слова. Формируя

у ребенка представление о том, что у каждого слова есть значение, мы

подводим его и к пониманию того, что одним словом могут называться

разные предметы (явление многозначности), что об одном и том же можно

противоположные по смыслу (антонимы). Наряду со смысловой стороной

слова важную роль играет и проблема лексической сочетаемости слов, что

позволяет сочетать овладение семантикой слова с развитием связной речи.

Сюда же входит и совершенствование одного из важнейших свойств речи –

предмет, действие, качество. Отсюда и вытекает задача – развитие умений

точно употреблять слово в зависимости от замысла, контекста или речевой

плавность изложения, отсутствие прерывистости, повторений, запинок, пауз.

При сформированном умении отбирать слова прерывистости и повторений

будет меньше или совсем не будет. Если же это умение не сформировано, в

речи обязательно будут запинки, повторения, паузы.

Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его

семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими

словами развивает точность словоупотребления, оказывает положительное

влияние на связность монологического высказывания.

Итак, в словарной работе на первое место выдвигается положение о

том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для

наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом

является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным составом родного языка является необходимым

монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Читайте также:  Проблемы чтения - связь интонационного оформления текста и его понимания в читательской деятельности
Ссылка на основную публикацию