Организация и содержание работы по развитию лексической сочетаемости слов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Журнал Педагог

Авторы: Сидоренко Анна Владимировна, Юрьева Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 25 ” Светлячок” ст. Отрадной
Населённый пункт: ст. Отрадная Тихорецкий район
Наименование материала: Статья
Тема: Обзор методик формирования и развития лексической стороны речи у детей с ОНР
Дата публикации: 31.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Обзор методик формирования и развития

лексической стороны речи у детей с ОНР

совершенствования у детей с ОНР разрабатывались в работах Л.Ф.Спировой,

рекомендации по расширению и уточнению значений слов, имеющихся у

накопления новых слов, так и за счет развития умения активно пользоваться

различными способами словоизменения и словообразования.

Известно, что становление лексической системы, осознание значений

успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.

В исследованиях Г.В. Бабиной акцент делается на использование в речи

глагольной лексики, так как дети с тяжелыми нарушениями речи ограниченно

самостоятельном их употреблении допускают большое количество ошибок.

В работах Г.А.Каше предлагается система обучения по расширению и

уточнению словаря. Автор рекомендует привлекать внимание детей оттенкам

различные упражнения, нацеленные на активизацию имеющегося словарного

комплексного подхода к обучению и воспитанию детей данной категории.

словарным запасом, мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия

логопеда должна включать введение в лексикон не только новых слов (с

отвлеченными понятиями, различными смысловыми оттенками, синонимами,

антонимами, многозначностью, фразеологическими сочетаниями), но и слов,

ребенок знает слов, тем меньше использует готовые штампы.

В содержание занятий, по мнению Н.А. Коньшиной, должно входить:

словарного запаса, как путем накопления новых слов, так и за счет развития

умения активно пользоваться различными способами словообразования;

− уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

лексической стороны речи детей, дали возможность уточнить преемственные

точности употребления слов в разных контекстах.

О.С. Ушакова отмечает, что становление системы лексических значений

слов родного языка происходит постепенно. В младшем дошкольном возрасте

формируется ядро словаря, расширяется семантическое пространство языка.

Трудности в выявлении уровня развития семантической стороны речи у детей

четвертого года жизни связаны с рядом причин: быстрой утомляемостью

детей, несоответствием овладения фонетическим и содержательным планом

слов, а также неспособностью к вычленению существенных признаков слова.

использование в речевой деятельности лексических единиц и семантических

необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия

с т р ат е ги ю

ассоциирования, вводя новые лексические единицы в лексико-семантическую

систему в определенных коммуникативных ситуациях, учитывая при этом

индивидуальные особенности организации словаря ребенка. Такая работа

сознательного отношения к содержательной стороне лексических единиц и

умения использовать их в речевой деятельности (адекватный отбор точных и

выразительных средств) подводит ребенка к овладению значением слова на

Знакомя детей с новой лексикой, воспитатель учит группировать слова,

строить простые словосочетания и предложения в зависимости от условий

предметы, их действия и качества. С целью обогащения адъективного слоя

семантических шкал: много – мало, большой – маленький, широкий – узкий,

высокий – низкий, толстый – тонкий, быстрый — медленный, разный –

одинаковый. Детей надо знакомить и с промежуточным понятием – словом

средний. Одновременно им нужно показывать, как словообразовательные

образующих различные оттенки значения глаголов (шел – пришел, ушел –

вышел). Нужно знакомить детей и с разными формами образования глаголов

от звукоподражаний (мяу – мяукать, ква – квакать, кря – крякать).

Под влиянием такого обучения у детей младшей группы формируется

познавательный интерес к содержательной стороне слова, вырабатывается

использовании семантических средств в речевой деятельности.

уделяли в основном количественной стороне этого процесса – расширению

ознакомлению детей с окружающим, расширению ориентировки в нем. Не

преуменьшая той роли, которую в усвоении родного языка играет связь

обогащения словаря и ознакомления с окружающим, важно разграничить: а)

развитие речи (усвоение новых слов, терминов) как необходимое условие

познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об

использования различных приемов в работе над семантикой слова. Формируя

у ребенка представление о том, что у каждого слова есть значение, мы

подводим его и к пониманию того, что одним словом могут называться

разные предметы (явление многозначности), что об одном и том же можно

противоположные по смыслу (антонимы). Наряду со смысловой стороной

слова важную роль играет и проблема лексической сочетаемости слов, что

позволяет сочетать овладение семантикой слова с развитием связной речи.

Сюда же входит и совершенствование одного из важнейших свойств речи –

предмет, действие, качество. Отсюда и вытекает задача – развитие умений

точно употреблять слово в зависимости от замысла, контекста или речевой

плавность изложения, отсутствие прерывистости, повторений, запинок, пауз.

При сформированном умении отбирать слова прерывистости и повторений

будет меньше или совсем не будет. Если же это умение не сформировано, в

речи обязательно будут запинки, повторения, паузы.

Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его

семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими

словами развивает точность словоупотребления, оказывает положительное

влияние на связность монологического высказывания.

Итак, в словарной работе на первое место выдвигается положение о

том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для

наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом

является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным составом родного языка является необходимым

монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Организация и содержание работы по развитию лексической сочетаемости слов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Аннотация: Проблема нарушений лексики у дошкольников с ОНР — одна из самых важных в развитии речи детей данной категории.

Статья:

Проблема нарушений лексики у дошкольников с ОНР — одна из самых важных в развитии речи детей данной категории. В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.
Поданным Р.И. Лалаевой, нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Одной из выраженных особенностей речи детей с данным речевым нарушением является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме, однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения.
Бедность словаря проявляется, например, в том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фара, кузов) и др.
Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Из числа прилагательных употребляются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений. В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (слать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дошкольники с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит ситуативный характер.
Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось — олень, тигр — лев, ресницы — брови и др.). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий — длинный, низкий — маленький, узкий — маленький, узкий — тонкий, короткий — маленький, пушистый — мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет — идет, воркует — поет, чирикает — поет и т. д.).
Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:
а) смещения слов у дошкольников с ОНР осуществляются на основе сходства по признаку функционального назначения (миска — тарелка, метла — щетка и др.)
б) замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные (сарафан — фартук, фонтан-душ, майка — рубашка, подоконник — полка и др.)
в) замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации (каток — лед, вешалка — пальто)
г) смешения слов, обозначающих часть и целое (воротник — платье, паровоз — поезд)
д) замена обобщающих понятий словами конкретного значения (обувь — ботинки, посуда — тарелки)
е) использование словосочетаний в процессе поиска слова (кровать — чтобы спать, щетка — зубы чистить)
ж) замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными (открывать — дверь, играть — кукла), или наоборот, замена существительных глаголом (лекарство — болеть).
Особенно стойкими являются замены глаголов: кует — молотит, купает — моет. Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные — с другой, а также выделять оттенки значений.
Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения (шкаф — шарф и др.).
Характерной для детей с ОНР является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.
Нарушения актуализации словаря у старших дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (тракторист — тракторичист, мяукает — мяучает, кудахчет — кудакает).
Нарушения развития лексики у детей с ОНР проявляются и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов. Л.С.Выготский рассматривал формирование обобщающих понятий как сложный внутренний психический процесс, включающий в себя постепенно развивающиеся из смутного представления понимание нового слова, собственное применение его ребенком и, только в качестве заключительного звена, действительное освоение его. У дошкольников с общим недоразвитием речи, усвоение обобщающих понятий происходит аномально, неравномерно, с большим отставанием в своем развитии.
Так, объяснение дошкольниками значения существительных обобщающего характера осуществляется с использованием следующих способов:
1) перечисление слов, входящих в семантическое поле. Например: «Овощи — это помидоры, огурцы.
2) определение значения слова через описание местонахождения денотата. Например: «Овощи — в огороде растут»;
3) описание внешних признаков денотата, например: длины, величины, аромата, вкуса, указание на то, из чего сделано (мебель — сделано из дерева);
4) определение значения — через называние функций денотата. Например: «Посуда — из нее можно есть; посуда — предназначено для того, чтобы варить и есть»;
5) объяснение значения через подведение под обобщенное, более глобальное представление (без указания на дифференциальные признаки). Например: «Цветы — это растения»;
6) истинное объяснение значения слова с указанием семантического поля и дифференциальных признаков слова, отличающих его от других слов данного семантического поля. Например: «Дерево — большое растение со стволом.
У детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой: имеются особенности в динамике синтагматических ассоциаций, а также долгое время преобладающими остаются ассоциации по аналогии (75%).
Организация семантических полей у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:
1. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер.
2. Наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация.
3. У детей с ОНР наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии. Отношения противопоставления, родовидовые отношения встречаются редко.
4. Латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем в норме: у детей с нормальным речевым развитием — до 10 сек, у детей с речевой патологией — до 40 сек.
Формирование лексической системности, семантических полей проявляется не только в характере вербальных ассоциаций, но и в особенностях классификации слов на основе семантических признаков.
Так, выполнение заданий на группировку семантически близких слов сопровождается большим количеством ошибок. При группировке существительных старшие дошкольники с ОНР часто не выделяют общий понятийный признак, а осуществляют классификацию на основе общности ситуации, функционального назначения. При этом в ряде случаев дети недостаточно точно представляют себе образ денотативной ситуации. В ответах детей с речевой патологией отражаются их нечеткие представления о родовидовых отношениях.
Еще больше трудностей возникает у детей с ОНР при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети с данным речевым нарушением часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); большой, низкий, маленький (маленький); круглый, большой, овальный (овальный); тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий).
Р.И. Лалаева указывает, что самые большие трудности вызывает у дошкольников с ОНР группировка глаголов. Дети часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, вышел, подошел и др. Эти данные свидетельствуют о значительной несформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов.
У детей данной категории выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов. В процессе поиска слова дети с ОНР часто теряют цель задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам. Вследствие этого часто воспроизводят слова, не противоположные по значению, а другие, семантически близкие слову-антониму, что свидетельствует о неумении выделить существенный признак исходного слова.
Характерной ошибкой детей с данной речевой патологией является воспроизведение слов другой грамматической категории. В ряде случаев на слово-стимул существительное дети воспроизводят прилагательное, а на слово-стимул прилагательное — наречие, что свидетельствует о недостаточной дифференциации категориальных значений слов.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР часто допускают ошибки при подборе синонимов. При этом наблюдается разнообразный характер ошибок.
В заданиях на подбор синонимов у детей с речевой патологией выявляются те же трудности, что и при подборе антонимов: ограниченность словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признака.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением (например, румяный как яблоко трактуется ребенком как много съел яблок).
Таким образом, у старших дошкольников с ОНР недостаточно сформированы системные отношения между лексическими единицами языка. По мнению ряда исследователей (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), можно выделить целый комплекс причин данного явления:
1) трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;
2) недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;
3) недостаточная активность процесса поиска слова;
4) несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;
5) неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;
6) ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

Читайте также:  Конспект: Зоопарк, Животные жарких стран

Конспекты занятий по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.

Юлдашева Римма Наиловна , МБДОУ детский сад 238
г.УФА Р.Б

развитие мелкой моторики и развитие речи детей трёх лет.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспекты занятий по развитию мелкой моторики во 2 младшей группе

Занятия в детском саду по развитию мелкой моторики с использованием дидактических игр для детей 3-5 лет

Занятие №1 на тему «По тропинке мы шагаем»

— развивать мелкую моторику, подвижность суставов;

— формировать умение действовать по образцу, расслаблять и напрягать мышцы рук;

— развивать умение координировать действия пальцев, общую координацию движений;

— учить выполнять действия в соответствии с текстом;

Оборудование: счетные палочки, картинки с изображением кирпичиков.

Дети медленно разгибают по одному пальцы правой (левой) руки, сжатые в кулак, начиная с мизинца. После пальцы опять сжимают в кулак. Трут ладони друг о друга — «греют» (5—6 движений), трясут кистями рук.

Дидактическая игра «Шагаем по дорожке»

Детям предлагаются картинки с изображением кирпичиков. Необходимо пальчиками пройти по дорожке.

Динамическое упражнение «Ножками потопаем»

Дети выполняют движения по тексту.

Мы ручками похлопаем:

Мы ножками потопаем:

Ручки опускаем, ручки поднимаем,

Как птички, мы летаем.

Мы коленки оттряхнем:

Мы ботиночки покажем —

Игровое задание «Выложи дорожку»

Педагог предлагает детям выложить дорожку из счетных палочек по образцу.

Занятие №2 на тему «Веселая дорога»

— развивать мелкую моторику, используя умение расслаблять и напрягать мышцы рук, подвижность суставов, координацию движений;

— закреплять умение правильно держать карандаш. Оборудование: листы бумаги с изображением машины, цветные карандаши.

Дети кладут карандаш на одну ладонь и прикрывают его другой. Катают карандаш между ладонями сначала медленно, потом быстрее: от кончиков пальцев к запястью.

Пальчиковая игра «Транспорт»

Дети по очереди загибают пальцы, начиная с мизинца.

Мы с первым пальцем — малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим поедем на трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим — сядем мы в такси,

Попросим в магазин нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет!

Динамическое упражнение «Грузовик»

Грузовик песок везет.

(Дети идут по кругу, изображая, что крутят руль.)

(Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, разводят руки, делают удивленное лицо.)

«Вот так чудо-чудеса,

(Два раза наклоняют голову вправо – влево.)

В нем песок под небеса!»

(Тянутся на носочках, подняв руки вверх.)

Упражнение «Дорога для машины»

Педагог показывает детям изображения машин и предлагает нарисовать дорогу прямыми линиями.

Занятие №3 на тему «Веселые строители»

— развивать мелкую моторику, используя умение воспроизводить движения пальцами в соответствии с текстом;

— учить детей определять размер от большего к меньшему;

— закреплять умение строить, правильно соединять детали;

— развивать координацию движений, глазомер;

— формировать умение воспроизводить движения пальцами в соответствии с текстом.

Оборудование: кубики разных размеров (комплект на каждого ребенка).

Дети передают массажный мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами правой руки, в соответствующие пальцы левой.

Пальчиковая игра «Построим дом»

Молоточком я стучу,

(Дети стучат кулаком о кулак.)

Дом построить я хочу.

(Складывают руки над головой «домиком».)

Вот такой высокий дом,

(Тянутся руками вверх.)

Будем жить все вместе в нем.

(Хлопают в ладоши.)

Ох-ох! Что за гром?!

(Держатся руками за голову и мотают ею из стороны в сторону.)

Муха строит новый дом.

(Складывают руки над головой «домиком».)

(Стучат кулаком о кулак.)

Помогать идет петух.

(Идут, высоко поднимая колени.)

Постройка башни из кубиков

Педагог вместе с детьми рассматривает кубики и строит из них башню. Затем воспитанники строят ее самостоятельно.

Динамическое упражнение «Замок»

Стоит в поле теремок,

(Дети делают над головой домик из ладоней.)

Он не низок, не высок.

(Опускают руки через стороны вниз.)

На двери висит замок.

(Сцепляют пальцы «в замок».)

Кто его открыть бы смог?

(Постукивают ладонью о ладонь.)

Потянули и открыли!

(Потягиваются сцепленными руками в стороны и раскрывают ладони.)

Занятие №4 на тему «Скворечник»

— развивать мелкую моторику (формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом), развивать воображение, образное мышление;

— учить составлять из геометрических фигур домик для птиц.

Оборудование: семена подсолнуха и тыквы, геометрические фигуры из картона, картинка с изображением скворечника, составленного из геометрических фигур, клей.

Дети катают мяч ладонью правой руки вправо-влево, назад- вперед. То же — левой рукой.

Пальчиковая игра «Гнезда»

Я пройдусь по лесам —

(Дети изображают руками деревья.)

Много птичек есть там.

(Изображают птицу: перекрещивают ладони, держа их тыльной стороной наружу, сцепляют большие пальцы.)

Все порхают, поют,

(Машут руками, как крыльями, изображают двумя руками открывающиеся клювы.)

Гнезда теплые вьют.

(Складывают ладони в виде чаши.)

Игра «Угощение для птиц»

Педагог раздает детям семена тыквы и подсолнуха. Нужно разложить их по разным коробочкам: в одну положить семена тыквы, в другую — подсолнуха.

Упражнение «Домик для птичек»

Педагог показывает детям картинку, на которой изображен скворечник, состоящий из геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга). Дети по образцу делают домик для птиц из фигур.

Занятие №5 на тему «Чайный сервиз»

— развивать мелкую моторику (формировать умение действовать соответственно тексту), координацию и точность движений пальцев;

— учить выделять части и соединять их в целое;

— развивать сенсорные способности, зрительную ориентировку.

Оборудование: контуры чашек из бархатной бумаги, цветные нитки, контурные изображения половинок чашек и тарелок разных цвета и размера.

Дети прижимают карандаш, лежащий на столе, кончиком каждого пальца по очереди левой и правой руки.

Пальчиковая игра «Посуда»

Раз, два, три, четыре, —

(Дети поочередно хлопают и ударяют кулаками друг о друга.)

Мы посуду перемыли:

(Одной ладонью скользят по другой круговыми движениями.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Разгибают пальцы по одному, начиная с большого. Так мы маме помогали! Ударяют кулаками друг о друга, хлопают в ладоши.)

Дидактическая игра «Выложи узор из ниток»

Педагог показывает детям, как из ниток можно выложить узор (круг, завиток, линия) и предлагает украсить чашечки.

Дидактическая игра «Собери целое»

Педагог показывает детям две половинки тарелки и говорит, что у Мишутки разбилась вся посуда, и он просит детей помочь собрать ее из половинок. Дети соединяют контурные изображения половинок чашек и тарелок.

Педагог обращает внимание на цвет и размер предметов.

Занятие №6 на тему «Хитрая лисичка»

— развивать мелкую моторику, используя умение расслаблять и напрягать мышцы рук;

— учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Оборудование: коробка с песком (настольная песочница), игрушечные деревья, куклы лиса и заяц из пальчикового театра.

Дети обрисовывают тупым концом карандаша ладонь, лежащую на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Упражнение «Пальчики здороваются»

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же пальцами левой руки; то же — пальцами обеих рук одновременно.

Дидактическая игра «Лес»

Педагог показывает детям коробку с песком и предлагает сделать в ней сказочный лес: расположить фигурки деревьев, провести дорожки.

Пальчиковая игра «Пальчик-зайчик»

Посмотрите, что за пальчик!

(Дети раздвигают пальцы левой руки указательным пальцем правой.)

Ловко прыгает, как зайчик.

(Пальцами правой руки при касаются поочередно к каждому пальцу левой.)

На бревно, на пенек —

Скок да прыг, прыг да скок!

Динамическая игра «Мы с друзьями»

Солнечным погожим днем

Мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки.

Вот хорошая тропинка!

(Дети ходят на месте.)

Ищем вкусную чернику,

А вокруг полно малины.

Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места!

(Делают повороты влево – вправо.)

Снова мы идем по лесу.

А вокруг — так интересно!

(Вытягивают руки в стороны.)

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенек.

Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ – “Время Знаний”
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.01.2021

Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

План-конспект занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Светлана Леонова
План-конспект занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 115 ОАО «РЖД»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы

в рамках работы «Родительского клуба»

на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных

навыков у детей»

Высшей квалификационной категории

Леонова Светлана Евгеньевна

Ульяновск, 2015 г.

Совершенствование традиционных форм работы с родителями и воспитателями для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в процессе развития звукопроизносительной стороны речи.

углубление и систематизация знаний участников группы по развитию моторных навыков у детей; обучение выполнению артикуляционных упражнений; расширение словарного запаса детей;

-коррекционно-развивающие:

развитие зрительного и слухового внимания, общей и мелкой моторики;

воспитание положительного отношения к занятиям, контроль за собственной речью, формирование навыков сотрудничества, умения слушать собеседника, не перебивая.

Лотки с гречневой и рисовой крупой, цветные нити, шнуры и тесьма разной толщины, массажные мячи, сосновые и еловые шишки, пальчиковый бассейн с гороховой крупой,бельевые прищепки, элементы костюмов Золушек (чепчики, фартуки, индивидуальные зеркала.

Упражнения выполняются под музыку.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя-логопеда.

«Старайся, упражняйся, моторика развивайся».

1. «Превращение в Золушек».

Раскладываем рис и гречку в разные лоточки.

2. Выкладывание крупинками различных узоров и фигур по образцу; самостоятельное составление узоров.

3. Массаж гречневой крупинкой. Детям и родителям учитель-логопед раздает по одной крупинке, которой массируется каждый пальчик и ладони.

4. Массаж ладоней и пальчиков массажными мячами.

5. Массаж ладоней и пальчиков сосновыми и еловыми шишками.

«Волшебные нити».

Детям и родителям раздаются цветные нити,шнуры и тесьма разной толщины: сначала завязываем узелочки на одной нити;

Затем завязываем бантики, далее чередуем бантики и узелочки.

Натягиваем нить, из других нитей завязываем на первой нити узелочки, затем – бантики.

Сматываем нити в «волшебные клубочки».

Данные упражнения выполняются с нитями разной толщины. Обращается внимание на аккуратность и скорость выполнения задания.

Пальчиковая игра «Пальчики гуляют».

Выполнение движений пальчиками с проговариванием стихотворного текста: сначала правой рукой, затем левой и двумя руками одновременно.

Читайте также:  Стихотворный материал, используемый при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок

«Сказка о Веселом Язычке».

Учитель-логопед рассказывает сказку. Во время рассказывания предлагает детям и родителям выполнить перед зеркалом артикуляционные упражнения, используя игровые приемы.

«Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это был за домик.

Рядом с дверями

Конфеты и плюшки.

Догадались? Это домик рот.

Двери в этом домике то открываются, то закрываются.Вот так: рот закрыт, открыт. Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

Подул легкий ветерок, язычок поежился (язык «стрелочкой», спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убирается, рот закрывается). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил дождь по крыше.Вот так: языком стучим в зубы, произносим «д-д-р». Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим язычком по верхней губе сверху вниз, рот открыт, потом котенок облизнулся (облизываем верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо). И сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы,они тикали: тик-так (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта).Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать, – подумал Язычок. (Рот закрывается).

Игры с бельевыми прищепками. Детям и родителям раздаются бельевые прищепки разного цвета, из которых составляется цветок.

«Пальчиковый бассейн».

Дети и родители находят сюрпризы, спрятанные в бассейне.

Вручение участникам встречи буклетов, изготовленных учителем-логопедом.

Запись в книге отзывов.

Дидактическая игра «Верёвочки» на развитие мелкой моторики рук с детьми первой и второй младшей группы Уже давно не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности- мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, мышления.

Конспект занятия с детьми 1,5 лет «Открой, возьми, постучи, погреми» (развитие мелкой моторики) Цель: Учить выполнять действия по слову. Задачи: Учить понимать слова-действия: возьми, открой, постучи, погреми. Развивать мелкую моторику.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Островок». План работы по самообразованию Тема: «Развитие.

Развитие мелкой моторики детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Мною были подобраны игры и упражнения, разработаны методы и приемы по развитию мелкой моторики. Работа над каждой темой включала в себя.

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группы «Карандаш пришел к нам в гости» Цель: Познакомить педагогов с приемами развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Показать важность этой работы.

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы ДОУ. Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников» Актуальность: В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Юлия Быкова План самообразования «Развитие мелкой.

Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы) В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы» В один из весенних дней текущего года в ДОУ «Колосок» по инициативе воспитателя Мухаметдиновой Зульфии Анваровны и при поддержке педагога.

Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей» Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе.

Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей – план-конспект занятия

Сагкаева Лейла Федоровна – Воспитатель МБДОУ №27 г. Владикавказ
Дата поступления работы на конкурс: 17.01.2019г.

Занятие по ФЭМП и развитию мелкой моторики во второй младшей группе

Образовательные задачи :

Развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев .

– закреплять умение различать по величине предметы, используя слова «большой» , «маленький»

– Продолжать учить сравнивать 2 предмета по длине

– Продолжать учить находить один и много предметов, обозначать совокупность словами «много» и «один»

– Закреплять умение различать круг и квадрат.

Воспитательные задачи :

– Учить сопереживать и вызывать желание помогать другим

– Формировать умение слушать воспитателя

– Учить совместно обсуждать, искать и находить ответ.

Оздоровительные задачи :

– Создание эмоционально-комфортного настроения у детей

Материалы и оборудование : карточка с изображением леса и цветовых пятен, вагончики, колеса круглые и квадратные, дорожки (длинная и короткая, мягкие игрушки – 2 медведя, ежик, белочка, прищепки, ежики на каждого ребенка, шишки (большие и маленькие, подносы, раскраски на каждого ребенка, картинки для заданий (предметы большие и маленькие) и игры (один – много предметов) .

Станем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте!” друг другу.

Нам здороваться не лень :

Всем ” Привет !” и “Добрый день!”;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Как вы думаете, на чем можно поехать? (ответы детей)

Воспитатель : Давайте мы отправимся в путешествие на поезде. Но сначала нам надо его построить. Наш поезд будет красивым, разноцветным и волшебным. Куда мы захотим, туда он нас и повезет.

У меня есть карточки разных цветов. Вам надо взять по одной карточке. И какого цвета у вас будет карточка – такого цвета вам надо выбрать и вагончик.

Дети разбирают карточки. Воспитатель задает каждому ребенку вопрос о цвете карточки и помогает в затруднительной ситуации.

Воспитатель : Молодцы! Все наши вагончики построены друг за другом. А что же еще не хватает нашим вагончикам. (Колес) .

Воспитатель : Правильно. А посмотрите, какие у меня есть колеса (показывает квадратные колеса) . Как вы думаете, наш поезд сможет поехать, если у него будут квадратные колеса (нет)

Предположения детей. Выяснение причины – с квадратными колесами поезд не поедет, так как у него есть углы, и колеса не покатятся, значит нужно выбрать круглые колеса.

Воспитатель предлагает детям взять колеса и приставить к своему вагончику.

Воспитатель : Молодцы. Теперь наш поезд готов отправиться в путешествие. Но, ребята. Посмотрите здесь две дорожки. Какие они по длине? (длинная и короткая) .

Воспитатель : Как вы думаете, по какой же дорожке нам поехать – по длинной или по короткой? (по короткой) .

Пояснение детей – по короткой дорожке можно быстрее доехать.

Воспитатель : Молодцы. Теперь у нас все готово, но мы с вами так и не решили, куда же поедем на поезде. Посмотрите на карточку и угадайте, что на ней изображено (лес) .

Воспитатель : Правильно. И мы сейчас с вами поедем в лес.

Дети встают друг за другом.

Мы сидели, мы устали

А сейчас мы дружно встали.

Собрали мы паровоз,

Чтобы в гости нас повез.

«В гостях у медведей» .

Воспитатель : Вот, ребята мы и в лесу. Смотрите, что это за пенек. Наверное, там кто-то спрятался. Как вы думаете, кто спрятался под пенечком?

Посмотрите, кто это тут спрятался? (Медведи)

Воспитатель : Какие мишки по размеру? (Большой и маленький) .

Воспитатель : Правильно. Какой этот мишка по размеру? (большой) . Давайте покажем какой он большой (поднимают руки вверх и поднимаются на носочках) . А этот мишка какой по размеру? (маленький) . Давайте покажем какой он маленький (садятся на корточки) .

Воспитатель : Мишки все время ссорятся. Они никак не могут поделить вещи между собой. Давайте мы им поможем. Посмотрите сколько тут много разных вещей (рассматривание картинок) . Какие они по размеру? (ответы детей) .

В : Правильно. Вещи по размеру большие и маленькие. Большие вещи какому мишке надо положить? (большому) . А маленькие вещи? (маленькому мишке) .

Дети самостоятельно раскладывают картинки. После выполнения задания воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения. Индивидуально – название вещей и их размер.

Воспитатель : Молодцы! Вы сделали все правильно. А теперь давайте расскажем мишкам стихотворение.

Сидели два медведя. Руки на поясе, покачивающие движения

На тоненьком суку.

Один читал газету, Имитация раскрывания книжки

Второй молол муку . Кулаки стучат друг об друга

Раз – куку, два – куку, Руками стучат по коленкам

Оба шлепнулись в муку.

Нос в муке, Показ на нос

Хвост в муке, Показ хвоста

Ухо в кислом молоке. Хватания себя за ухо

Воспитатель : Молодцы! Мишкам очень понравилось стихотворение. Они говорят вам большое спасибо, за то, что помогли разобраться с их вещами, без вас они бы не справились.

И больше медведи ссориться не будут.

Дети и воспитатель прощаются с медведями, строят поезд и отправляются дальше в путешествие.

«Встреча с ежиком»

Воспитатель : Ребята, посмотрите, нас встречает ежик. Он чем-то расстроен. Давайте спросим, что у него случилось (ежик «шепчет» на ушко воспитателю). Ребята, у ежика горе. Его братья и сестры потеряли свои иголки и теперь не могут защищаться от врагов. Давайте мы им поможем.

Воспитатель раздает каждому ребенку по «ежику» . Обсуждение с каждым ребенком о цвете ежа и о выборе для него прищепок (цвет ежа и прищепок-иголок должен совпадать.)

Воспитатель : Молодцы! Какие замечательные ежики у вас получились. Ежик говорит вам спасибо за помощь.

Прощаются с ежиками. Садятся на поезд и едут дальше.

«Встреча с белочкой»

Воспитатель : Ребята, посмотрите, на пенечке сидит белка. Что-то она грустная.

Она собирала шишки все утро и очень устала, а ей надо еще шишки разобрать на большие и маленькие. Давайте поможем белочке.

На красный поднос складывайте большие шишки и на синий поднос маленькие шишки.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель : Молодцы, как быстро вы справились. Посмотрите, сколько шишек лежит на красном подносе? (много) .

Воспитатель : А сколько шишек лежит на синем подносе? (одна) .

Воспитатель : Молодцы, все правильно. А теперь давайте поиграем. Я буду показывать картинки. Если на картинке нарисован один предмет – вы будете хлопать, а если много предметов – топать.

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Ребята, а у меня к вам еще одно задание. У белочки 2 корзинки. Какие они по размеру? (большая и маленькая) .

Воспитатель : Правильно. Как вы думаете, в какую корзинку можно положить много шишек, а в какую поместится только одна шишка?

Выбор детей. Обсуждение выбора. Выводы детей (в большую корзинку можно положить много шишек, а в маленькую – одну) .

Воспитатель : Ребята, белочка благодарит вас за помощь. Теперь она спокойно может отдохнуть, а нам пора возвращаться.

Садятся в поезд и уезжают.

Воспитатель : Вот мы и приехали.

Воспитатель : Ребята, смотрите, пока мы с вами путешествовали в группу пришло письмо от наших лесных друзей. Они нас еще раз благодарят за помощь и прислали нам сердечки за то, что мы были добрыми. А какие добрые дела мы сделали?

Воспитатель раздает детям сердечки и конфетки.

Ребенок плохо пишет? 7 занятий на мелкую моторику для школьников

Упражнения для мелкой моторики: что кроме рисования и лепки

Богдан Божко-Домбровский директор компании-производителя комплектов для изучения архитектурного 3D-моделирования Arckit Россия

  • Пальчиковый театр
  • Архитектурное моделирование
  • Рисование для детей
  • Задания на штриховку
  • Графические диктанты
  • Как и из чего лепить с ребенком
  • Оригами и полигональное моделирование

Ваш первоклассник с трудом осваивает прописи? Не попадает в клеточки в тетради по математике? Возможно, дело в неважной мелкой моторике — но этой беде можно помочь. К тем упражнениям для развития мелкой моторики, которые обычно делают с дошколятами, можно добавить более “взрослые” — и регулярные тренировки принесут свои плоды. Вот чем можно заняться — в том числе и на предстоящих каникулах.

Родители много занимаются развитием мелкой моторики с детьми раннего возраста — малыши перебирают крупы, играют в песке, любят раскраски, пазлы и, конечно, “ладушки”. Но по мере взросления ребенка все это отходит на второй план, в школе все его время занято зубрежкой. Родители и учителя часто считают, что игры и упражнения для рук — это занятия для самых маленьких, а дети постарше должны усваивать информацию из текста в учебнике. Но это не всегда так.

Современная система образования заточена на то, чтобы дети запомнили определенное количество не связанных друг с другом фактов за определенный промежуток времени. Вместо этого учителям и родителям стоило бы дать ребенку представление об общей картине мира и показать ему инструменты познания этого мира. И как раз одним из важнейших инструментов познания являются наши собственные руки.

Расскажем, как развивают ребенка и помогают ему учиться различные занятия для развития моторики.

Пальчиковый театр

Помимо очевидной пользы для развития мелкой моторики, театрализованные представления — замечательное средство социализации дошкольников. Они помогают развить математические навыки, изучить базовые социальные модели, познакомиться с различными эмоциями и научиться ими управлять.

Фигурки для представлений можно сделать вместе с ребенком: это будет еще одним отличным упражнением на мелкую моторику. Фигурки можно связать, сшить из фетра, связать из соломы — все зависит от умения взрослого и усидчивости ребенка. Если же вы не готовы тратить время на создание фигурок, их можно купить в готовом виде.

Архитектурное моделирование

Архитектурное моделирование — упражнение, которое задействует одновременно двигательную, зрительную и ассоциативную память. Оно развивает технику владения чертежными инструментами, графическую грамотность, прививает навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, помогает детям в решении конструкторских задач.

Для домашнего использования можно приобрести наборы с готовыми макетами и перечнем различных архитектурных деталей, которые дети превратят в модель здания.

Конструкторы бывают разных видов:

  • наборы с блоками-кубиками;
  • бумажные конструкторы;
  • дизайнерские конструкторы;
  • архитектурные конструкторы (для особо увлеченных).
Читайте также:  Профилактика школьных трудностей в дошкольном возрасте

Еще один способ познакомиться с архитектурным моделированием — это чертежные наборы, в которые обычно входят специальные листы, рейсшины, рапидографы и другие необходимые атрибуты будущего архитектора/дизайнера. Их чаще всего покупают в хобби-гипермаркетах и на арт-маркетах. Чтение книг, просмотр кино и тематических лекций также помогут вашему ребенку познакомиться с темой поближе.

Рисование для детей

Практически все дети любят рисовать, так что такие упражнения придутся им по душе. Для детей дошкольного возраста отлично подойдут пальчиковые краски — такой вид творчества задействует сразу обе руки, что отлично сказывается на развитии головного мозга.

Школьникам уже можно предложить упражнения с карандашом. Для этого возраста отлично подойдут такие занятия, как обводка плоских фигур, рисование по опорным точкам, дорисовывание недостающей половины картинки или рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Главное — избегать монотонности и придумывать занимательные истории для каждого задания. К примеру, можно подготовить специальные карточки, где у изображений будет отсутствовать контур, а ребенок должен будет этот контур восстановить. Также отлично развивают моторику лабиринты, которые ребенок должен “пройти” одной линией, не залезая за контур.

Задания на штриховку

Этот тип активности подойдет более усидчивым детям, но в то же время штриховка очень полезна для развития мышц кисти. Начать занятия нужно с более простых упражнений: например, подготовить карточки с изображениями зверей, на которых уже будет проведено несколько штрихов в качестве примера. Ребенку предлагается завершить штриховку под тем же углом и с таким же расстоянием между штрихами. Более продвинутые уровень — произвольная штриховка. Например, ребенок может заштриховать два одинаковых изображения по-разному в зависимости от истории, которую придумает.

Графические диктанты

Они отлично развивают не только мелкую моторику, но и усидчивость. Взрослый должен заранее подготовить картинку, которую ребенок нарисует на клетчатом листе бумаги (вдохновиться и найти примеры можно на Pinterest).

Есть два варианта графических диктантов:

  • Первый (и самый простой). Нужно показать ребенку образец геометрического рисунка и попросить повторить его. Для этого понадобятся только тетрадь в клетку и карандаш с ластиком, чтобы была возможность исправить неудавшиеся линии.
  • Второй. Продиктуйте ребенку количество клеток и направление рисунка (например, в таком формате: две клетки вправо/три клетки вверх/одна клетка вправо). Так ребенок учится быть внимательным, прислушивается к тому, что вы говорите. При правильном выполнении упражнения на листе получится картинка. Проверить ее можно методом наложения получившегося рисунка на оригинал.

Как и из чего лепить с ребенком

Лепка из пластилина, глины или специального теста — отличное упражнение на мелкую моторику, а также неплохой антистресс для родителей. Совершенно неважно, что ребенок будет лепить, главное — задействовать всю ладонь. Для начала можно лепить простейшие фигуры: шарики и колбаски. Затем можно усложнять задание и уменьшать размер готовых изделий: чем мельче фигурки, которые лепит ребенок, тем эффективнее развивается его мелкая моторика.

Если у вас не оказалось под рукой пластилина или глины, вы всегда можете изготовить тесто для лепки своими руками. Для этого вам понадобится мука, вода, подсолнечное масло, соль, пищевой краситель или акварель. На стакан муки нужно взять стакан соли, ⅔ стакана воды и 1 ст.л. масла, краситель можно добавить по желанию. Все ингредиенты смешать, при необходимости добавить еще воды. Такое тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете.

Оригами и полигональное моделирование

Изделия из бумаги — довольно трудоемкое и ответственное занятие, требующее хорошей координации и усидчивости, поэтому эти упражнения подойдут детям, у которых уже в достаточной мере развита мелкая моторика. Результат того стоит!

Чтобы подготовить ребенка к созданию сложных фигур, нужно заранее начать давать ему простейшие задания: аккуратно складывать лист пополам, складывать уголки, собирать бумажные самолетики. К 6-7 годам ребенок уже научится аккуратно обращаться с бумагой, и можно будет переходить к следующему этапу.

Оригами подойдет начинающим, а вот полигональное моделирование из бумаги может оказаться сложным даже для взрослых. Сейчас в интернете можно найти огромное количество обучающих видео и статей с развертками для любого уровня подготовки. Проще всего искать инструкции и подробные развертки на YouTube или Pinterest.

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.

Роль мелкой моторики

Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

  1. Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
  2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
  3. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
  4. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
  5. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.

Виды моторики

Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.

Этапы развития моторных навыков

В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:

  1. 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
  2. 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
  3. 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
  4. 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
  5. 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
  6. 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
  7. 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
  8. 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
  9. 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
  10. 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.

В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.

С какого возраста нужно помогать в развитии

Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.

Что должен делать родитель

Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

  1. Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
  2. Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
  3. Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
  4. Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
  5. Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
  6. Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
  7. Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

Занятия с мелкими предметами

Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.

Пальчиковая гимнастика

Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.

Лепка из пластилина или глины

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Дополнительные предметы

Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.

Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

Методички по занятию с детьми

Для занятия с детьми 3-5 лет подойдет методичка А.В. Артемьевой. В ее книге присутствуют теоретическая и практическая части. Материал изложен доступно, без лишней информации. Предоставлены схемы и способы диагностики уровня развития ребенка. Дан комплекс упражнений.

С маленькими детьми можно заниматься по методичке Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года». Учебник содержит много идей для игр. К упражнениям даны фото, иллюстрирующие процесс выполнения. Некоторые задания подходят даже полугодовалым детям, поэтому книгу можно приобрести заранее.

Ссылка на основную публикацию