Конспект логопедического совместного занятия логопеда и психолога

Интегрированное совместное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе группе

Класс: д/с

Ключевые слова: мелкая моторика , «насекомые» , интегрированное занятие , зрительная память , подготовительная группа , учитель-логопед

Тема: «В гостях у Милы и Кузи»

Цель:

  • Коррекция психических процессов: внимания, мышления, памяти.
  • Развитие устной речи, слухового внимания и восприятия, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:
Образовательная (обучающая):

  • Обогащение словарного запаса и развитие грамматической стороны речи
  • Формирование фонематического анализа и синтеза.
  • Развитие произвольности психических процессов.
  • Развитие качеств внимания и восприятия.
  • Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие пространственных и временных ориентировок.
  • Развитие личностных особенностей, навыков коллективного взаимодействия.
  • Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека.
  • Воспитание интереса к познавательной деятельности.

Оборудование: презентация к занятию, фишки желтого и красного цвета, материал к игре «Разрезные картинки», иллюстрации по теме «Насекомые», карточки со словами – названиями насекомых, фишки синего и красного цвета, карточки с силуэтом майского жука по количеству детей, карточки с кузнечиками и божьими коровками.

1. Организационный момент

Дети входят в зал и встают в круг.

Педагог-психолог: Давайте поприветствуем наших гостей.

Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг.

Давайте ребята мы поприветствуем друг друга немножко необычным способом. Поиграем в игру «Эхо».
Цель упражнения: настроить позитивно детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания.
Тот, кто стоит справа от меня, называет своё имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «А-ли-на», мы дружно, как эхо за ним повторяем. Затем своё имя прохлопывает Алинина соседка справа Полина, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут своё имя и прохлопают.
2. Введение в тему:

Учитель-логопед:

– Ребята, нас с вами в гости приглашают герои мультфильма «Лунтик»: Кузя и Мила. Где они живут?
— Закрывайте глазки. Вокруг себя обернись и в гостях окажись.

На экране телевизора появляется заставка из мультика.

— Чтобы вам было интересно, Кузя и Мила приготовили для вас игру – соревнование. Выберите понравившиеся вам фишки. А теперь те, кто взял зеленые, садитесь за стол к Кузе, а те, кто взял красные фигуры, садитесь за стол к Миле. Начинаем наше соревнование.

3. Развитие слухового восприятия

На экране телевизора появляется картинка весеннего луга.

Учитель-логопед:

— Вот однажды Мила и Кузя скучали, и чтобы развлечься, придумали игру. Они закрывали глаза и по очереди разгадывали, что вокруг них звучит. Давайте и с вами поиграем в эту игру.
Включаются аудиозаписи звуков природы, и команды по очереди отгадывают то, что слышат.
Каждая команда за правильный ответ получает курточки с изображением кузнечика или божьей коровки соответственно.
— А теперь Мила и Кузя зовут вас поиграть возле их любимой березки.

4. Развитие координации движений

Педагог-психолог: Ребята оглядитесь вокруг. Какое же сейчас время года. Правильно, весна. А приметы весны назовёте. Теперь представьте себе, что мы стоим возле берёзки. Давайте рассмотрим её…Какая она – высокая или низкая? Широкая или стройная? А есть на дереве листья? Много или мало?
Я всем предлагаю потанцевать возле неё. Запомните, что когда я хлопну в ладоши, вы должны будете сесть на свои места.
Я всем предлагаю потанцевать возле неё. Запомните, что когда я хлопну в ладоши, вы должны будете сесть на свои места.

Цель игры – развитие координации движений.
Мы танцуем возле берёзки (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы кружимся на месте (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы топаем ногами (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы хлопаем руками (3 раза) – солнечным весенним днём. А вот так мы моем руки (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы руки вытираем (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы руки вытираем и бежим скорее к маме. (Хлопок).
По хлопку дети садятся на свои места.

5. Развитие зрительного восприятия и мыслительных операций анализа и синтеза

Педагог-психолог: У Милы и у Кузи много друзей. Они любят рассматривать их фотографии. Но вот Вупсень и Пупсень разрезали фотографии. Помогите нашим героям все собрать. Каждой команде нужно собрать по две картинки.
Дети собирают разрезные картинки: оса, комар, жук, муха – называют все предметы и обобщают словом «насекомые». Те, кто справился быстрее и правильно получают карточки с насекомыми.

6. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

Учитель-логопед:
– Ребята, вам нужно составить звуковые схемы слов «оса» и «жук».
Дети самостоятельно выполняют задание. Затем от каждой команды один человек объясняет, сколько в слове звуков, сколько из них согласных звуков, а сколько гласных, называют гласные и согласные звуки. За правильные ответы команды получают карточки с жучками. Команда, в которой все дети справились без ошибок, получает дополнительную карточку.

7. Развитие внимания и быстроты реакции.

Педагог-психолог: Предлагаю сделать смешную паузу. Игра «Ха-ха-ха-ха-ха!».

Цель игры: помочь детям получить заряд положительных эмоций.
Все стоят в кругу. Каждый участник соединяет кисти рук в замок, смотрит на ведущего и повторяет вместе с ним движения и слова. Ведущий (на первых порах – взрослый, позднее – кто-то из детей) показывает и делает следующее:

  • 5 раз прикасается к левому плечу, при каждом прикосновении произнося «ха».
  • 5 раз прикасается к правому плечу, при каждом прикосновении произнося «хо».
  • 5 раз прикасается к левому колену, при каждом прикосновении произнося «хи».
  • 5 раз прикасается к правому колену, при каждом прикосновении произнося «хе».

Затем все те же движения повторяются в более быстром темпе и по четыре раза. Затем темп ещё ускоряется, а число прикосновений последовательно уменьшается до трёх, двух и до одного. Последний раунд снова проходит медленно. Произносить последнее «хе» надо громко, сильно, как бы выплескивая всю свою усталость и раздражение.

8. Формирование грамматических категорий.

Учитель-логопед:

– Мила с Кузей напоминают нам, что у нас соревнования. Ребята, у вас на карточках написаны название насекомого. У вас один предмет, а на лугу их много. Читайте свою карточку и находите много таких предметов.

Дети читают слово, напечатанное на карточке, например, «бабочка», и находят картинку, где нарисовано много соответствующих предметов, например, «бабочки». За каждый правильный ответ дети получают карточки.
Затем дошкольники находят лишнюю картинку среди насекомых и объясняют, почему картинка лишняя:
– Лишняя картинка с пауками, т.к. пауки не насекомые.
Команда, которая первая догадалась, получает дополнительную карточку.

9. Развитие зрительной памяти и формирование грамматических категорий

Д. игра «Чего не стало?»

Учитель-логопед: Ребята, вот еще одна любимая игра Кузи и Милы: «Угадай, чего не стало?» Давайте поиграем!
Пока дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку с насекомыми, затем просит одну из команд отгадать, кто пропал. Если команда не справляется, ей помогает другая. За каждый правильный ответ команды получают карточки. Следить, чтобы дети отвечали полными ответами, например, не стало трех бабочек и т.д.

10. Динамическая пауза с применением методов кинезиологии.
Педагог-психолог: Пора нам отдохнуть.

Цель упражнений: активизировать обширные зоны обоих полушарий, быстрее включиться в деятельность, расслабить мышцы шеи, спины, нормализовать приток крови к головному мозгу.
Упражнение «Сова».
Упражнение «Перекрёстные шаги».
Упражнение «Крюки».

11. Работа с карандашом

Упражнение на развитие графических навыков. «Майский жук к нам прилетел…»
Педагог-психолог: Ребята, Вупсень и Пупсень совершили еще один нехороший поступок. Они стерли рисунок с Майского жука. Он прилетел к Кузе и Миле и просит ему помочь. Давайте раскрасим нашего жука.
Дети выполняют штриховку справа налево, рисуют круги, прямые линии сверху вниз.

12. Составление предложений

Учитель-логопед: У Милы и Кузи для вас еще одна игра. Они будут говорить вам слова, а вы составляйте из них предложения.
Детям предлагаются слова. Нужно правильно составить предложения из них. За каждый правильны ответ дети получают призовые карточки.
Около, сидит, веточка, муравей.
Листок, жук, спрятался, под.
Сидела, на, капуста, гусеница.
Дорожка, божья коровка, ползла, по.
Стол, на, села, муха.
По, муха, окно, ползла.

13. Игра «Дождь в лесу»
Педагог-психолог: Устали? Давайте еще раз отдохнем.

Цель игры: развитие чувства эмпатии, релаксация.
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга , защищать от сильных ударов дождя своими ветвями(дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались. Стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

14. Подведение итогов

Учитель-логопед: Ребята, пора нам прощаться с Милой и Кузей. Но нам нужно подсчитать количество заработанных вами карточек и узнать, чья команда победила.

Победившую команду награждают медалями.
– Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора нам в детский сад. Попрощайтесь с нашими героями. Ребята, закрывайте глазки.
Вокруг себя обернись,
Снова в группе появись.

15. Обратная связь

Педагог-психолог: «Хотелось бы вспомнить, чем мы сегодня занимались» , «Что было интересно?». (Ответы детей).
– Вот мы сегодня всё делали … (перечислить упражнения), а ещё ребята есть гимнастика для голоса.

16. Голосовая разминка «Я все могу». Детям предлагается повторить данную фразу вслед за педагогом сначала шёпотом, затем громко и наконец, очень громко.

Цель упражнения: настроить детей на дальнейшую деятельность и активизировать у них позитивные эмоции, выплеснуть эмоциональное напряжение.

Дети в конце игры получают сладкие призы и уходят в группу.

Конспект совместного занятия логопеда и психолога
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тема: Автоматизация звука «л» в слогах, словах и предложениях. Путешествие с колобком.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_sovmestnogo_zanyatiya_logopeda_i_psihologa.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Шаева Ольга Аркадьевна,

Беляева Алёна Анатольевна

Г.Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область

Тема: Автоматизация звука «л» в слогах, словах и предложениях.Путешествие с колобком.

Цель: автоматизация звука «л» в слогах, словах и предложениях.

-закрепить правильное произношение звука «л» в слогах, словах и предложениях;

-закрепить умение определять наличие и место звука «л» в словах;

-формировать навык самоконтроля за собственной речью;

-развивать мимику и пантомимику;

– закрепление навыков общения, воспитание добрых, дружеских чувств в коллективе;

– релаксация, снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения, успокоение, обретение душевного равновесия, покоя;

-развивать фонематический слух, мелкую моторику.

-воспитывать умение внимательно слушать логопеда, усидчивость и интерес к занятию.

Оборудование: компьютер, аэролампа, световая лампа «Звездное небо», су-джок, ленточка, прищепки, предметные картинки: яблочки, корзинки, грибочки.

I.Вводная часть. Психоэмоциональный настрой.

Психолог: Дети, станьте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте теплоту ваших рук. Посмотрите в глаза друг другу и подарите самую тёплую, самую нежную улыбку. Сегодня мы совершим путешествие в сказку, чтобы помочь одному герою, а вот какому отгадайте сами:

Я от бабушки ушёл

Я от дедушки ушёл

Кто это? (колобок) (презентация слайд№2)

Логопед: – скажите, в слове колобок сколько слогов? А какой звук в начале второго слога? Правильно мы сегодня вместе с колобком будем правильно произносить этот звук.

Психолог: Чтобы попасть в сказку , надо закрыть глазки:

Закрываю я глаза,
Улетаю в небеса.
Я лечу, лечу, лечу,
В сказку я попасть хочу!
И, о чудо, ты мне верь,
Сказка открывает дверь.

Вот мы и в сказке, идём по тропинке (дети проходят по тактильной дорожке). Вокруг кусты, деревья, под ногами мягкая трава, над головой ярко светит солнце. Дети, прислушайтесь, что вы слышите. Шум воды. Давайте подойдём поближе. (Дети подходят к водопаду с аромолампой). Это волшебный водопад. Послушайте, как журчит вода, сбегая по уступам горы. Ощутите запах леса, свежести. Вода в водопаде чудесная, она смывает все печали и огорчения, обиды и ссоры. Кто постоит около водопада, тот становится радостным, весёлым, всё грустное и плохое уходит прочь.

Путешествие продолжается. Опять мы идём по тропинке, под ногами мягкая травка, нас обдувает нежный прохладный ветерок. Мы выходим на волшебную поляну.

II. Основная часть.

1.Самомассаж с помощью су-джока.

Логопед: А чтобы колобок тоже здесь очутился, давайте вызовем его. А поможет нам в этом волшебный клубочек.

Жили-были дед да баба

На поляне у реки.

И любили они очень

На сметане колобки (катать между рук мячик)

Хоть у бабки мало силы

Бабка тесто замесила (сжимать руками мячик)

Ну а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках

Вышел ровный, вышел гладкий.

Не солёный и не сладкий.

Очень круглый, очень вкусный (катать между руками)

Даже кушать его грустно.

Мышка серая бежала,

Ой, как пахнет колобок!

Дайте мышке хоть кусочек.

Колобочек убежал (перекидывать с одной руки в другую)

По дорожке поскакал.(презентация слайд №3)

3.Изолированное произнесение звука «л».

Логопед: Катится колобок, катится, вдруг ему дорогу преградили пеньки, не может колобок их перепрыгнуть, давайте ему поможем. Если вы правильно произнесёте слоги, написанные на пеньках, то они исчезнут (после того как дети правильно произнесут слог, логопед нажимает на пенёк и он исчезает. Презентация слайд №4).

4. Развитие фонематического слуха. Произнесение звука «л» в словах.

Логопед: Покатился колобок дальше, навстречу ему отгадайте кто?

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Еж) (презентация слайд№5)

Логопед: попросил он колобка помочь ему собрать яблочки, но только спелые. На спелых яблочках нарисованы картинки, в названии которых есть звук «л» а на не спелых его нет. Но не просто собрать, а разложить их по корзинкам в первую, если звук «л» в начале слова, во вторую, если посередине, и в третью, если в конце слова. Давайте поможем колобку (на магнитной доске размещены яблочки, внизу корзинки. Ребёнок берёт яблочко говорит есть ли в слове звук «л», если есть где он находится и помещает в соответствующую корзинку).

5. Произнесение звука «л» в словосочетаниях. Развитие умения подбирать к предмету признак.

Логопед: Покатился колобок дальше, а навстречу ему угадайте кто?

а не птица.
Есть рыжий хвост,

а не лисица (белка) (презентация слайд№6)

Логопед: увидала она колобка и попросила помочь повесить на ветку сушить грибочки, но вы сможете их повесить, если правильно назовёте предмет и его признак. (Дети называют предмет, изображённый на грибочках, подбирают к нему признак и при помощи прищепок вешают на веревочку)

6. Произнесение звука «л» в предложении.

Логопед: Катится колобок,катится, а навстречу ему угадайте кто?

На овчарку он похож.
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть . (Волк) (презентация слайд №7)

Логопед: попросил он колобка помочь ему распутать звериные следы. Давайте ему тоже поможем, а для этого правильно расставьте в предложении слова.(После того, как ребёнок правильно произнесёт слова, логопед нажимает на следы и они выстраиваются в одну линейку. Презентация слайд №8)

Ёлка сидела под волком.

Пол вымыла белку.

Волк футбол на ходил.

У волка белые лапки.

7. Произнесение звука «л» в чистоговорках.

Логопед: Покатился колобок дальше, катится колобок,катится, а навстречу ему угадайте кто?

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (Медведь) (презентация №9)

Логопед: Попросил он колобка раздобыть ему мёд у пчёл. А для этого надо чётко проговорить чистоговорки про пчёл, и тогда они дадут медведю мёд.

Ла-ла-ла, вкусный мёд несёт пчела.

Лу-лу-лу, мы увидели пчелу.

Лы-лы-лы, испугались мы пчелы.

Ло-ло-ло, взяли мёд мы всё равно.

III. Итог занятия.

Психолог:Ребята, целый день мы путешествовали по сказке!

Наступила ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней, ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (музыкальное сопровождение, световая лампа «Звездное небо»).

– Наступает чудесная волшебная ночь. На темном небе зажигаются яркие звёзды. Их всё больше и больше. Вы смотрите на них и чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает всё тело: лоб, лицо, шею, плечи, живот, спину, ноги, руки. Закройте глаза. Вы чувствуете, как тело становится лёгким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно. Гаснут звёзды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать. Мы полны сил и энергии. Вот и подошло к концу наше путешествие.– Ну, что ребята, а нам пора возвращаться домой. Закроем все глазки: «Раз, два, три – снова в группе мы». Ребята, вам понравилось занятие? Что запомнилось больше всего? Колобку пора возвращаться домой к бабушке и дедушке. На прощание за вашу работу он вам дарит подарки.(картинка –раскраска колобок) До свидания, до новых путешествий.

2. Психологический настрой [ электронный ресурс ].-Режим доступа http://www.medical-group.ru/psychologist.php?id=15

2.Стихотворение [электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.schoolrm.ru/detsad_sar/ds5sar/upload/educational-activities/add-services/my-favorite-tale-kolobok.php

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации совместной работы психолога и логопеда. Автор статьи предлагает методы, формы и направления взаимодействия данных специалистов в развитии.

Формирование фонематической стороны речи через интеграцию образовательных областей «Коррекция», «Художественное творчество». .

Совместное занятие реализует требования ФГОС дошкольного образования. Цель данного занятия показать способы взаимодействия родителей с детьми, вовлечь родителей в образовательный процесс, сформировать.

Конспекты интегрированных занятий логопеда и психолога по развитию мышления детей имеющих ОНР.

Во время занятия дети ищет потерянную улыбку клоуна Тепы, выполняя различные задания. Задания напралены на развитие различных сторон речи, а также помогают детям сдружиться и побороть свои негативные .

Конспект занятия в совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда «Сказочные желания»

Ольга Евстифеева
Конспект занятия в совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда «Сказочные желания»

«Сказочные желания»

Цель: формирование положительного эмоционального фона.

Задачи: – создание благоприятной эмоциональной атмосферы;

– формировать положительное отношение детей друг к другу;

– развитие уверенности в себе.

Оборудование: музыкальный центр с USB входом, записи музыки для релаксации и звуки природы, большая мягкая игрушка – мишка Тишка, мягкий мяч, все оборудование сенсорной комнаты.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия: «Комплименты».

«Здравствуйте, ребята! Мы снова в сказочном мире с мишкой Тишкой. Давайте поприветствуем друг друга, сказав комплимент. Правило – не повторяться. Принимающий комплимент, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно»». Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают мягкий мяч из рук в руки.

2. Мини – беседа: «Что больше всего вам понравилось в сказочном мире у мишки Тишки

3. Игры и упражнения из предыдущих занятий, которые больше всего понравились детям.

-Сегодня, мы снова поиграем в волшебный мешочек, ну на это раз мы будем играть сразу с двумя волшебными мешочками. В одно у нас карточки с буквами и геометрическими фигурами, в другом карточки на счет.

-Найдите карточку с буквой –у-, затем придумайте слово с этим звуком

(дети угадывают букву, придумывают слово)

-Сколько слогов в слове? (дети определяют количество слогов в слове)

-Теперь найдите карточку с количеством пуговиц, сколько слогов в слове.

(дети угадывают с помощью пальцев количество пуговиц).

-Например: в слове утка два слога, значит нужно найти карточку, на которой две пуговке, потому что в слове утка два слога.

5. Ритуал прощания «Пирамида любви».

Дети сидят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присущи это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу и вас.

Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло своих рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.»

5. Завершение цикла занятий:

«Мишка Тишка тоже нас любит. Давайте все вместе крепко обнимем его, скажем до свидания. Вспоминайте чаще: мишку и его сказочный мир и у вас всегда будет хорошее настроение»!

Бинарное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога «Путешествие в зимний лес» Цели: Коррекционно-образовательные: • Закрепление знаний и представлений о диких животных; • Расширение, уточнение и активизация словаря.

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога «Путешествие по сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога «Путешествие по сказке Г. -Х. Андерсена «Снежная королева». Цель: взаимодействие.

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе для детей с ОНР тема: «Домашние животные» Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе для детей с ОНР тема: «Домашние животные» Цель: Помочь детям.

Конспект показа совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя. Театральный кружок «В мире сказок» Ход совместной деятельности: 1. И. М. Дети получают письмо. В нем приглашение в деревню к бабушке. В— Поедем к бабушке в гости? Д. – Да.

Конспект совместного занятия во второй младшей группе педагога-психолога и учителя-логопеда «Готовимся к зиме» Цели: Оздоровительные: улучшение работоспособности детского организма; Образовательные: расширение и активизация словаря, формирование умений.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР «Путешествие в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: знакомить со звуком «И». Правильная артикуляция звука «И». Уметь определять место звука в словах. Расширять.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы на тему «Весна» Лексическая тема: «Весна» Цель: Расширять знания детей о временах года, уточнять знания детей о характерных признаках ранней весы. Закреплять.

План-конспект совместной образовательной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда «Морское путешествие» План-конспект занятия «Морское путешествие» с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи 2-3 уровня. Подготовили: учитель-логопед.

Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ Использование сказкотерапии в коррекционной работе Все дети любят сказки. Ведь с помощью неё ребёнок знакомится с миром, который ему не.

Совместное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда в темной сенсорной комнате Как все мы знаем оборудование темной сенсорной комнаты многофункционально, с ним могут работать специалисты самого разного профиля: врачи,.

Конспект открытого занятия в рамках взаимодействия логопеда и психолога в подготовительной группе с ОНР

Юлия Шутова
Конспект открытого занятия в рамках взаимодействия логопеда и психолога в подготовительной группе с ОНР

Дети входят в кабинет.

Активизация детей, привлечение внимания.

Пс: Заниматься все готовы?

Покажите, как вы ко мне в кабинет пришли! (Маршируют на месте)

А знаете, чем мы будем заниматься? Нет? Ну и пожмите плечами. (Пожимают плечами)

Я вам по секрету скажу, что здесь будет здорово. Вот так! (Показывает большой палец)

А вы мне покажете?

Если вы этому рады, похлопайте в ладоши (Аплодируют)

Сегодня мне прислали письмо, но я не успела его открыть. Давайте прочитаем его вместе.

«Здравствуйте. Пишет вам – хранитель книг из страны сказок. Ребята, у меня случилась беда! Коварная и хитрая Баба Яга забрала у меня главную книгу –. И теперь жители нашей страны сказок не смогут научиться читать! А значит они не смогут прочитать ни одной сказки и наша страна исчезнет! Помогите мне вернуть эту книгу в мою библиотеку. А чтобы она согласилась вам отдать книгу – ее нужно изменить. Я вам для этого подарю волшебное зеркало –в нем все становятся добрыми. Ну, ребята, в добрый путь! Удачи вам! Я верю, у вас всё получится».

Лог.: Ребята давайте узнаем, какую книгу украла Баба Яга. Для этого мы должны составить ее название из этих букв.

Молодцы! Теперь мы знаем, какую книгу должны найти.

Пс.: Ну что ж, нам пора отправляться в Страну Сказок. Для этого мы должны проложить дорожку к дому Бабы Яги. Нужно обходить препятствия и не останавливаться.

Вот мы и у избушки на курьих ножках.

– Человеческим духом запахло…. Ой, какие хорошенькие детки сами ко мне на обед пожаловали. (Довольно потирает руки).

Тут и мне, и Кощеюшке, и змею Горынычу достанется.

Логопед:

– Нет, баба Яга, не ешь нас, пришли мы к тебе не на обед, а забрать Азбуку, которая тебе не принадлежит!

– Чтоб я, вредная, злая что-то отдала? Эта книга мне самой нужна! Не бывать этому!

Психолог:

– Ребята, давайте поможем бабе Яге измениться? Ты, бабушка, расскажи нам, что ты о себе думаешь, а зеркало и ребята подскажут тебе, какая ты на самом деле.

– Ну, давайте попробуем. Я – старая!

Дети, направляя по очереди зеркало:

Слова для дальнейшей игры:

Злая – добрая Жадная – щедрая

Горбатая – стройная Безобразная – прекрасная

Мрачная – веселая Глупая – умная

Шумная – тихая Ленивая – трудолюбивая

Свирепая – миролюбивая Неряшливая – опрятная

– А еще у меня нос кривой!

– Ох, неужели я такая хорошая. Вот, спасибо! (кокетничает). Я и не думала вас обижать, я просто хотела с вами поиграть!

В темном лесу есть избушка. (Шагают на месте)

Задом стоит наперед (Поворачиваются вокруг себя)

В этой избушке старушка, Бабушка Яга живет! (Грозят пальцем)

Нос крючком (Показывают)

Глаза большие (Показывают)

Словно угольки горят (Качают головой)

Ух, сердитая какая! (Бегут на месте)

Дыбом волосы стоят! (Поднимают руки вверх с разведенными пальцами)

Б. Я. Ну раз вы пришли за Азбукой, знайте: Я её вам просто так не отдам!

Есть у меня для вас испытания, пройдете их и получите свою азбуку назад.

Б. Я.: Ну что ж, придется вернуть вам Азбуку, а я так хотела читать научиться….

Пс.: Ты не расстраивайся, наши ребята скоро пойдут в школу и тебя с собой возьмут. Вот там тебя и научат и читать и считать!

Б. Я.: Правда? Вот здорово! Ну тогда я и проказничать больше не буду, буду со всеми дружить и хорошо учиться!

Ритуал прощания «Подари улыбку другу»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение

детский сад № 12

Конспект комплексного занятия для подготовительной группы с использованием интерактивного оборудования

«Путешествие к Бабе Яге»

Подготовили

педагог-психолог

учитель-логопед

п. Решетиха, 2019 г.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_nqfc6.pptx | 3951,75 Кб

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и логопеда «Ох и Ах! — наши чувства в двух словах» Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и логопеда. Цели: 1) Коррекционные:— актуализировать у детей представление о чувствах.

Конспект открытого занятия «Доброе солнышко» в средней группе педагога-психолога Конспект открытого занятия «Доброе солнышко» в средней группе педагога-психолога Автор: педагог-психолог Сорокоумова И. Ю. Цель: развитие.

«Веселые игры от Буратино». Конспект открытого занятия педагога-психолога по развитии речи в подготовительной группе «Веселые игры от Буратино» Цель: развитие познавательных процессов (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную.

Конспект открытого занятия занятие педагога-психолога Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование комбинаторных способностей,.

Конспект совместного коррекционного развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога «Зима» Задачи: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного текста, выделять из группы родственных слов лишние,.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на апрель в подготовительной группе Профессии. Звук и буква Ш. Развитие общей моторики. Руки в стороны — в полет Отправляем самолет. Дети бегут на носочках по кругу, расставив.

Конспект открытого занятия педагога-психолога «Рисуем маски» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Темрюкский реабилитационный центр для детей и подростков.

План – конспект совместного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе по теме «Транспорт»

1. Картинки с изображением эпизодов из сказки К. Чуковского «Тараканище»: «Ехали медведи на велосипеде», «А за ними комарики на воздушном шарике», «Волки на кобыле», «Львы в автомобиле».

2. Веревочки для каждого ребенка.

3. Картины с изображением паровозиков, выражающих разные эмоции.

4. Картина «Изобретатели»

1. Развивать связную речь детей.

2. Тренировать в составлении творческого пересказа с придумыванием конца рассказа.

3. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

4. Развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного опыта.

5. Закреплять и обобщать знания детей о транспорте.

6. Развивать продолжительный выдох, силу голоса, в процессе речевой гимнастики.

7. Формировать понимание эмоций, умение передавать эмоциональные оттенки речи средствами интонационной выразительности.

8. Развивать мелкую моторику и координацию речи и движения.

Пополнение запаса знаний по теме «Транспорт», рассматривание иллюстраций, моделей автомобилей. Беседа по данной теме:

– Какие виды транспорта тебе известны?

– Для чего человеку нужен автомобиль?

– Чем отличается движение автобуса от движения трамвая?

– Может ли трамвай объехать машину, загородившую ему дорогу? Почему? А автобус? Почему?

– Какие автомобили ездят в наших городах?

– Чем вреден для человека городской транспорт?

– Для чего нужна труба, расположенная в задней части автомобиля?

– Есть ли выхлопная труба у троллейбуса и трамвая? Почему?

– Сможет ли двигаться автомобиль, у которого заткнута выхлопная труба? Почему?

– Что, помимо легковых и грузовых автомобилей, относится к городскому транспорту?

– Какой городской транспорт меньше всего вредит человеку?

– Что такое экология?

– Что такое экологически чистый транспорт?

– Что случится с автомобилем, если заткнуть его выхлопную трубу?

1. Расскажи, что случилось бы в городе, если бы в нем исчезли все автомобили?

2. Придумай, где взять энергию для двигателя машины, чтобы он не загрязнял воздух.

3. Что сделает хозяин машины, когда поймет, что машина сломана?

Ход занятия

1. Введение в тему занятия. Дыхательная гимнастика.

Приветствие.

Педагог-психолог: – Ребята, отгадайте из какой сказки К.И. Чуковского эти слова.

«Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед».

(Показ иллюстрации)

– Они долго ехали, устали и остановились. Звери тяжело дышат. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Фу-у-у-у» (повторить 3 раза).

– «А за ним комарики

На воздушном шарике»

(Показ иллюстрации)

– Комарикам понравилось летать на шарике, они запели свою веселую песенку. Сделать вдох, на выдохе произнести: «З-з-з» с постепенным увеличением силы голоса, одновременно имитируя движения «крыльев комариков».

– «Волки на кобыле»

(Показ иллюстрации)

Поцокать на выдохе с подскоками.

– «Львы в автомобиле»

(Показ иллюстрации)

Упражнение «Мотор». Произнести на выдохе «тр-р-р», одновременно двигая кистями рук перед грудью, изображая работу мотора.

2. Упражнение для развития мелкой моторики и развития связной речи.

– Ребята, животные из сказки К.И. Чуковского «Тараканище» оставили у нас веревочки. А веревочки что-то нам рассказывают: «Сидели как-то веревочки на лавочке у домика. И тут мимо проехал большой грузовик, который вез песок на стройку. Веревочка подумала, что грузовик большой и сильный. Я тоже хочу быть такой». И превратилась она в грузовик. Помогите веревочкам превратиться в грузовик.

Практическая работа «Грузовик из веревочки». Пока дети формируют из веревочки грузовики, они цепочкой составляют рифмованный рассказ-описание «Грузовик».

Вот машина грузовая,

Она перевозит грузы.

У нее есть кузов.

Вот кабина – в ней шофер,

Впереди у машины мотор.

У машины крутятся

Все четыре колеса.

Оценить работу детей.

– Молодцы, вы не только превратили веревочку в грузовик, но и составили рассказ-описание.

3. Составление предложений по опорным словам.

– Веревочки оставили нам конверт с заданием. Нужно составить предложения по опорным словам.

Сережина мама – поехать – машина – рынок. Женщина – оставить – машина – стоянка. Мама – купить – много – продукты. Мама – поставить – машина – тяжелые сумки. Мама – заводить машина. Машина – стоять – место. Мама – звонить – Сережин папа. Папа – приехать – такси. Папа – найти – тряпка – выхлопная труба. Папа – заметить – сын. Сын – рассказать – правда. Родители – объяснить – Сережа.

4. Физминутка. Импровизация движений в такт стихотворению.

Учитель-логопед и педагог-психолог:

На лошадке ехали, до угла доехали.

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали, до реки доехали.

Тр-р! Стоп! Разворот!

На реке пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолёт летит, в нем мотор гудит: «р-р-р».

5. Творческий пересказ «Изобретатели».

а). Рассказ учителя-логопеда:

Три друга – Антон, Славик и Олег посещали подготовительную группу одного детского сада. Они очень любили беседы с воспитателем по экологии. Воспитатель рассказывала детям о вреде транспорта, загрязнении воздуха, старалась объяснить детям, как важно сделать жизнь вокруг себя чище, безопаснее, лучше. Как-то Олег сказал друзьям: «Я придумал, как мы очистим воздух в нашем городе!». Он позвал друзей и долго объяснял им свой план действий. В ближайшее воскресенье три друга встали рано утром и отправились на площадь. Каждый из них нес в руках по пакету со старыми тряпками. Мальчики подошли к автомобильной стоянке и стали быстро затыкать выхлопные трубы у легковых автомобилей. Они так увлеклись, что не заметили….

б). Усвоение содержания. Ответы на вопросы учителя-логопеда.

– Какие занятия, любили дети в детском саду?

– О чем говорилось на занятиях по экологии?

– Как друзья решили очистить воздух в своем городе?

в). Повторный рассказ учителя-логопеда с установкой на запоминание. Пересказ с опорой на картинку.

г). Придумывание конца рассказа.

6. Итог занятия. Формирование понимания эмоций, развитие умения передавать эмоциональные оттенки речи средствами интонационной выразительности.

Работа с картинками, на которых изображены сказочные паровозики. Один паровозик стоит на ремонте с поломанным колесом (грусть). Перед вторым паровозиком, который едет, разобраны рельсы на небольшом участке (страх). Навстречу третьему паровозику по соседним рельсам катится кораблик на колесах (удивление). Четвёртый паровозик едет, из окошек выглядывают радостные дети, вокруг дороги растут цветы, летают птички (радость).

– Посмотрите, на картинках нарисованы сказочные паровозики. Вы заметили, что у них разное настроение? Как вы думаете почему?

Дети рассказывают, какое настроение у каждого паровозика.

– Давайте озвучим каждого.

– Ах! (радостно, задорно) – радостный паровозик.

– Ой! (удивленно, звонко) – удивленный паровозик.

– Ох! (грустно) – грустный паровозик.

– Ай! (испуганно) – испуганный паровозик.

Дети передают голосом, как паровозики радуются, грустят, боятся, удивляются.

В конце занятия каждый ребенок говорит, какое у него настроение, глядя на паровозики.

«Страна сказок». Методическая разработка образовательной деятельности. Совместная работа логопеда, психолога и родителей

Дети имеют разные уровни недоразвития речи, но объединяют их одни и те же проблемы: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, недостатки связной речи.

С психологической стороны у этих детей часто встречается речевой негативизм, переживание по поводу своего дефекта, низкая коммуникативная потребность в общении с окружающими и как следствие-замкнутость и малообщительность, низкая речевая активность, трудности в усвоении программного материала по разным видам деятельности. Чтобы преодолеть эти трудности, помочь детям приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению и повысить активность на занятиях, целесообразно использовать совместную работу психолога и логопеда, а так же родителей.

Недостаточная сформированность уровня речевого и психологического развития является актуальной проблемой на современном этапе дошкольного развития ребенка. Использование различных форм работы, наглядно- методические пособия, игровые задания и упражнения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, открытые занятия для педагогов, родителей помогают учителю- логопеду и психологу в работе с детьми с недоразвитием речи и несформированностью психологических процессов.

Для решения поставленных задач нами была разработана модель (цикл занятий) коррекционного взаимодействия в триаде «специалист – родитель — ребенок», где родитель выступает как активный субъект, выполняя роль «проводника» для ребенка на всех этапах консультативно-коррекционной технологии. Совместная работа педагогов с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить.

Форма образовательной деятельности: воспитательно — образовательная с участием родителей. На занятии использовались различные наглядно- методические пособия: рукописная книга, созданная совместно с родителями, сюжетные картинки, лото, сюрпризный момент, поощрение детей в конце занятия.

На занятии использовались новые методические приемы: биоэнергопластика, логопедический массаж, психологические разминки, рукописная книга с участием родителей, педагогов и детей.

К основным приемам относятся:

• образец;
• объяснение;
• повторение;
• пример правильной речи ребенка;
• употребление сопряженной речи, а за ней отраженной речи, для тех, у кого ошибки устойчивы;
• овладении словарным запасом родного языка;
• построение логически- правильной связной речи.

Особенность: заключается в совместной разработке методических приемов, игровых и сюрпризных ситуаций учителя- логопеда, психолога, родителей.

Занятие проводилось на базе детского сада №1 «Сказка» в подготовительной логопедической группе. Для выработки устойчивого интереса к занятию, ускоренного достижения положительного результата, стремление детей достигнуть цели, в конце занятия использовалась форма поощрения детей: сюрпризный момент и подарки.

ЦЕЛЬ:

• Развитие внимания, памяти, мышления, речи.
• Формирование учебной мотивации.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:
• формировать связную речь в процессе диалога с педагогом;

Коррекционные:
• Развитие фонематического слуха и внимания;
• Обогащение и активизация словаря;
• Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, словесно-логическое мышление;
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к книгам;
• Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Таблицы, плакаты, произведения К.И. Чуковского, музыкальные записи, рукописная книга сказок К.И. Чуковского.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Психолог. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в страну Сказок. Страна Сказок — это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Но, я думаю, прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять.

Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, по типу точечного массажа (10-15 с).
Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (10-15 с).
Разогретыми руками быстро потрите щеки (10-15 с).
Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке (10-15 с).
Сожмите руки в расслабленный кулак и энергично, быстро поглаживайте внешнюю и внутреннюю стороны предплечья (по 3 с на каждую сторону).

Психолог. Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка, улыбнемся, как само солнце, и скажем друг другу добрые слова.

(Дети выполняют задание.)

Ребята, вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно.

Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в страну Сказок.
А кого мы там увидим — это большой сюрприз.
Раздается стук в дверь, входит Федора.

Федора:

Ах вы, бедные сиротки мои,
Утюги да сковородки мои!
Вы вернитесь-ка немытые домой.
Я помою вас водою ключевой…

Психолог. Ребята, вы узнали кто это? Из какой она сказки? Кто написал эту сказку?

(Дети отвечают на вопросы).

Что случилось с тобой, Федора?
Федора. Ох, горе у меня, ребята! Жила я вот в этой волшебной книге сказок Корнея Ивановича Чуковского. Да я была такая неряха, что даже посуда от меня убежала. И тогда мои соседи из других сказок прогнали меня из этой книги, а чтобы я могла вернуться, придумали трудные задания. Одной мне никак не справиться, а я ведь хорошей стать хочу и в сказку свою вернуться.
Психолог. Ребята, поможем Федоре выполнить задания, чтобы она стала доброй и опрятной и в сказку свою вернулась?
Дети. Поможем!
Психолог. Ну что ж, Федора, помогут тебе ребята выполнить задания, а ты иди поищи свою посуду, да в порядок ее приведи.

(Федора уходит, оставив волшебную книгу сказок).

Психолог. Ребята, чтобы помочь Федоре выполнить задания, вам необходимо быть очень внимательными, сообразительными, хорошо запоминать, а главное — правильно и красиво говорить. Ребята, а кто вас учит правильно произносить звуки и красиво говорить?
Дети. Логопед Татьяна Геннадьевна.
Психолог. Я думаю, нам нужно пригласить Татьяну Геннадьевну на занятие, потому что она сумеет помочь нам выполнить задания и вернуть Федору в сказку. Приглашая Татьяну Геннадьевну, вы должны правильно произносить звуки, красиво говорить и помнить правило обращения к взрослым. Кто хочет пригласить Татьяну Геннадьевну?
Дети. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, приглашаем вас на занятие.
Логопед. Спасибо, ребята, я с удовольствием приму участие в вашем занятии и постараюсь помочь вам выполнить задания. У нас на занятии сегодня присутствуют гости – ваши родители и друзья. У каждого из них есть сигнальные карточки, которыми они будут оценивать правильность выполненного вами задания. Если задание выполнено правильно – на карточке улыбающееся лицо, если ответы неверные- хмурое лицо.

Логопед. Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по страницам волшебной книги сказок, я вам напоминаю, что мы поможем Федоре вернуться в свою сказку только тогда, когда правильно выполним все задания. Готовы?
Дети. Да!

Логопед Открываем первую страницу волшебной книги.

Здесь нас встречают герои сказки «Мойдодыр». «Умывальников начальник и мочалок командир» Мойдодыр любит, чтобы все дети были чистыми и опрятными и просит назвать предметы, которые являются его главными помощниками. Названия этих предметов он спрятал в ряду букв. Назовите эти предметы.

АБВГ МЫЛО ХФЦ МОЧАЛКА ИРФ ПОЛОТЕНЦЕ

(Дети называют предметы.)

Да здравствует мыло
душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Открываем вторую страницу волшебной книги. Здесь нас встречают герои сказки «Путаница».

Логопед.

Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но, едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.

Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, давайте уточним: чем звук отличается от буквы?
Дети. Звук мы произносим и слышим, а букву пишем, видим, называем.
Логопед. Сейчас я буду читать стихи, в которых заблудились звуки, а вы должны внимательно послушать и исправить ошибку. Чтобы это сделать, найдите слово, в котором заблудился звук, и замените этот звук нужным.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
В каком слове заблудился звук?
Дети. В слове майки заблудился звук [м].
Логопед. Каким звуком нужно заменить звук [м]?
Дети. Звук [м] нужно заменить звуком [ч].
Логопед. Куда вы поставите звук [ч] в слове: в начало, середину или в конец?
Дети. Звук [ч] поставим в начало слова.
Логопед. Какое слово получится?
Дети. Получится слово чайки.
Логопед. Давайте проверим, как мы исправили ошибку.

(Логопед читает верный вариант, дети вставляют нужное слово.)

По дороге вдоль села
Мама с бочками пошла.

Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.

На виду у детворы
Крысу красят маляры.

Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.
Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание, потому что знаете, что каждый звук в слове имеет свое место!

Логопед Открываем следующую страницу волшебной книги сказок. Теперь нас встречают герои сказки… А какой, вы сами узнаете, отгадав загадку.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит —
Это доктор …

Дети (хором). Айболит!

Логопед. Итак, нас встречают герои сказки «Айболит». Ой, ребята, что-то в этой сказке произошло, не переворачивается страница.

(Из книги выпадает записка.)

(Читает) Ребята, доктор Айболит прекратил прием больных животных, потому что потерял один предмет. А какой — мы узнаем, разгадав ребус. На прошлом занятии мы познакомились с первым правилом ребусной азбуки. Кто вспомнит это правило?
Дети отвечают.
Логопед. Сегодня задание посложнее: вместо слова — рисунок, но правило такое же: если перед рисунком стоит запятая, то исключается первый звук в названии рисунка, если запятая стоит после рисунка, то исключается последний звук. Ребята, на доске вы видите два ребуса, каждый из них состоит только из одного рисунка, и зашифровано в каждом из них только одно слово. Разгадаем первый ребус и узнаем, какой предмет потерял Айболит. Что изображено на рисунке?
Дети. Бочки.
Логопед. Запятая стоит перед рисунком. На что она указывает?
Дети. Первый звук в названии рисунка надо исключить.
Логопед. Если мы исключим первый звук в слове бочки, то какое слово получится?
Дети. Очки.
Логопед. Ребята, мы отгадали ребус. Доктор Айболит нашел свои очки и продолжает свой прием. (Переворачивает страницу книги.) Теперь доктор Айболит просит угадать, кто пришел к нему лечиться. А узнаем мы это, если разгадаем следующие ребусы.
(Показывает рисунок.) Кто изображен на рисунке? Дети. Волк.
Логопед Запятая стоит после рисунка. На что она указывает?
Дети. Последний звук в слове волк нужно исключить.
Логопед Если мы отбросим последний звук в слове волк’, то какое слово получится?
Дети. Вол.
Логопед Ребята, вол — это животное, похожее на быка. Отгадываем следующий ребус. (Показывает рисунок.) Посмотрите на рисунок и расшифруйте слово ‘косы.
Дети. Осы.
Логопед. Объясните как вы это узнали.
Дети объясняют.
(Показывает новый рисунок.) Посмотрите на ребус и расшифруйте слово рыбак’.
Дети. Рыба.
Логопед Объясните как вы это узнали.
Дети объясняют.
Логопед. Так кто же пришел лечиться к доктору Айболиту?
Дети. Вол, осы, рыба.
Логопед Молодцы!

Далее проводится физкультминутка. (биоэнергопластика «Зоопарк»)

Психолог. Открываем следующую страницу волшебной книги. В этой сказке праздник.
А сколько здесь гостей!
Логопед. Конечно, ведь нынче Муха-Цокотуха — именинница! Кого она только не пригласила к себе на чай из нового самовара, который купила на базаре! Пригласила Муха-Цокотуха и Федору. Да только Федора такая неряха и неумеха, что не смогла Мухе подарок подобрать. Давайте, ребята, поможем Федоре подобрать подарок для Мухи-Цокотухи. Предлагаю вам приобрести три предмета к чаю на «Аукционе слов». Для этого вам нужно назвать предмет, который я буду показывать, и придумать к нему как можно больше слов-признаков. Начинаем наш аукцион! (Показывает предмет.) Что это?
Дети. Сыр.
Логопед. Какой он?
Дети. Желтый.
Логопед. Желтый — раз, желтый — два…
Дети. Вкусный, мягкий, соленый, полезный.
Логопед. Полезный — раз, полезный — два, полезный — три. Продано. Вы приобрели сыр.
Аналогично дети приобретают лимон, торт.

Ребята, вы приобрели на «Аукционе слов» три предмета, но чтобы они стали настоящими подарками, их надо красиво упаковать. Я приготовила пять коробочек. На каждой коробке — цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в коробку. Итак, определите количество звуков в названии предмета и выберите коробочку с соответствующей цифрой.

Проводится анализ звукового состава слов.

Назовите этот предмет. Сколько звуков в названии этого предмета? Назовите первый звук, второй и т.д. Назовите гласные звуки. Сколько слогов в названии этого предмета? В какую коробку положите этот предмет?

Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.

Вы правильно разложили предметы по своим коробочкам. Подарки готовы. Но, кроме подарка, имениннице обязательно нужны добрые слова. Кто хочет поздравить Муху-Цокотуху? Для этого вам нужно вспомнить слова-обращения, слова-поздравления и слова-пожелания.

Несколько детей поздравляют Муху-Цокотуху.

Ребята, мне очень понравились ваши хорошие, добрые слова и то, как вы их произнесли: четко, внятно, правильно. Молодцы!
Психолог. Ребята, мы перевернули последнюю страницу волшебной книги и правильно выполнили все задания. Сейчас в стране Сказок произойдет чудо!

Появляется опрятно одетая Федора с воздушными шарами в одной руке и красочной книгой К.И. Чуковского в другой.

Федора. Спасибо вам, ребята! Вы помогли мне вернуться в мою сказку. Теперь я все гда буду аккуратной и посуду свою буду содержать в чистоте. А на прощание я хочу подарить вам книгу. Читайте ее и учитесь добру, потому что… (Показывает на плакат, висящий на стене.) Прочитайте, что здесь написано?
Дети (читают надпись на плакате). Добрая книга — лучший друг!
Психолог. Ребята, видите, как все хорошо закончилось. Счастлива Федора, что вернулась в волшебную книгу сказок, счастливы мы с вами, что помогли ей. Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? Какой сказочный персонаж понравился больше всех? Кто написал эти сказки?

Дети отвечают на вопросы.

Умницы! Мы с Татьяной Геннадьевной очень вами гордимся и очень любим вас.
Логопед. Ребята! На сегодняшнем занятии вы познакомились только с одной книгой Корнея Чуковского и так много уже узнали. А у Чуковского очень много других интересных сказок. Скоро вы пойдете учиться в школу, а там есть библиотека, где очень много книги среди них произведения К. И. Чуковского .Вы их все прочитаете.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.
2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2003.
3. Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с ЗПР. М., 1994.
4. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.

Автор: Кривченко Елена Анатольевна,
педагог-психолог,
МКДОУ д/с №1 «Сказка», р.п. Коченево, Коченевский район, НСО

Автор: Кадулина Татьяна Геннадьевна,
учитель-логопед,
МКДОУ д/с №1 «Сказка», р.п. Коченево, Коченевский район, НСО

Статья размещена в авторской редакции

Читайте также:  Домашние задания логопеда по лексической теме Наше тело
Ссылка на основную публикацию