Практикум для родителей по обучению грамоте

Практикум для родителей по обучению грамоте

Совместное занятие с детьми и родителями на тему «Лесная школа».

  • Дать практические советы родителям по развитию у детей навыков звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов.
  • Создать творческое пространство для сотрудничества детей и родителей.
  • Познакомить родителей с некоторыми аспектами работы педагогов ДОУ.
  • Привлечь их к проведению звукового анализа и синтеза совместно с детьми.
  • Освежить знания родителей о звуках русского языка.
  • Дать практические рекомендации по проведению занятий дома.
  • С детьми закрепить понятия «гласный и согласный звук», «твёрдый и мягкий согласный звук», формировать навыки звукового анализа и синтеза, активизировать лексику детей через подбор слов с заданным звуком и определять его позицию в слове, выстраивать схему слова; побуждать детей к полным ответам; развивать моторику пальцев рук.

Оборудование: мягкие игрушки, машина, клубочки, домики, наборы для выкладывания схем, листы бумаги, ручки, конверты с заданиями, азбука, указка.

Предварительная работа: родители имеют возможность один раз в квартал посещать занятия по развитию речи, совместно с детьми в них участвовать. Навыки и умения, приобретённые там, использовать в общении со своими детьми в домашних условиях.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

– Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей. Все они хотят посмотреть, как проходят наши занятия по обучению грамоте, как мы готовимся к школе. Мы сегодня пойдём учиться в лесную школу.

В группе парты для детей и родителей, стол для педагога. За партами сидят игрушки – заяц, лиса, ёж, медведь, мышь, белка.

– Подойдите к ним, поздоровайтесь, возьмите в руки, назовите ласково и посадите на скамейку. Они будут наблюдать за нами. В нашем занятии примут участие и ваши родители.

II. Сообщение темы.

– Мы с вами познакомились со многими звуками. Какие они бывают? В каком домике живут гласные звуки? Каким кружочком обозначаем гласный звук? Их можно петь, тянуть. Возьмите в руки клубочки, наматываем ниточку на пальчик, мамы тоже делают с нами.

Дети называют гласные звуки.

III. 1.Определение гласных звуков по беззвучной артикуляции.

Играют дети и родители.

2. Игра с родителями: «Звук или буква?».

Чтение стихотворения из книги В. В. Волиной «Занимательное азбуковедение»:

Мы не буквы, мы звуки речи
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи
Произносят и слышат нас.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть или петь.

А У Э О Ы И
Я Ю Е Ё

– Чем же отличается звук от буквы? Кто из родителей скажет?

Учитель-логопед объясняет, в каких позициях гласные буквы второго ряда обозначают 2 звука. Пример из азбуки с картинками.

3. — Дети, а какие согласные звуки вы знаете? Какие они бывают? В каких домиках живут? Какими кружочками обозначаем?

Для родителей: Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкость согласных определяют гласные буквы второго ряда или Ь. Согласные звуки также бывают звонкими и глухими, образуют пары.

4. Игра для родителей и детей: «Твёрдый и мягкий братец».

Логопед называет звук [т], дети и родители поднимают синий кружочек, которым в схеме обозначается твёрдый согласный звук, затем звук [ть] — поднимают зелёный кружочек, который обозначает мягкий согласный звук и т.д.

Все вместе играем с пальчиками.

– Развиваем мелкую моторику, которая способствует развитие речи и умению правильно работать с карандашами.

– Подружим пальчики (по очереди с названием пальцев рук здороваемся, прощаемся, руки в замок – дружба).

– А теперь подружим гласные и согласные звуки.

V. 1.Игра с детьми: подружим звук Э со звуком Х – ЭХ,

Звук А со звуком Х – АХ, У М – УМ и т. д.

Наоборот: М , А – МА, Т ,О – ТО и т.д.

– Гласные тянутся, а согласные произносятся отрывисто. А вместе они могут петь.

2.Конверт с заданием от лисы: назвать слова с гласными звуками и определить место звука в слове.

– А какие слова вспомнили родители?

Выделение из середины слова гласных звуков (кот, дым, лак, дуб, рот).

Дети – 1 команда, родители – 2 команда.

1.Изобразить букву движением, позой. Другая команда угадывает.

2. Детям предлагается печатание букв на листе бумаги.

Родители могут задавать вопросы.

VII. Конверт с заданием от медведя: провести полный звуковой анализ слова «киты».

– Сколько звуков в слове, какие? Выложить схему из кружочков.

Один ребёнок у доски выкладывает слово из букв, остальные на местах.Другой пишет на доске. Мамы тоже работают.

VIII. Итоги занятия-практикума.

Звери благодарят вас. Они узнали много нового и интересного. Зверушки уедут на машине.

– А вам понравилось учиться в лесной школе? Что вам понравилось? Что скажут нам мамы?

– Я всех вас благодарю. Вы молодцы!

Дети уходят в группу.

– У кого какие вопросы, дорогие родители?

Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практикума, раздаёт памятки по звуко-буквенному анализу слов.

Хлапова Ольга Александровна,
учитель-логопед 1 кв. категории,
МБДОУ детский сад №1 села Русский Камешкир,
Пензенская область

Семинар-практикум для родителей “Подготовка к обучению грамоте”.

Содержимое публикации

МБОУ Средняя школа №16

«Детский сад №21»

р.п. Первомайский

Родительское собрание в форме

семинара-практикума

в подготовительной к школе группе

«Подготовка к обучению грамоте»

Подготовили: Учитель-логопед Нечеснюк Н.В.

Воспитатель Улитина Е.Н.

Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Подготовка к обучению грамоте».

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях;

Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком;

Сформировать практические умения родителей по курсу «Обучение грамоте».

Предварительная работа :

Анкетирование «Подготовка к обучению грамоте детей в детском саду» для родителей воспитанников подготовительной к школе группы;

Подготовка памяток «Обучение грамоте дошкольников»» для родителей воспитанников;

Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.

Оборудование: Мультимедийная установка. Презентация «Звуки, буквы». Раздаточный материал: предметные картинки «Каркающие слова», «Животные со звуком Р», сигнальные фонарики (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков), таблицы и мелкие игрушки для игры «Мой. Моя. Моё», корзина, карандаши, фломастеры, листы бумаги.

Участники семинара – практикума: родители воспитанников подготовительной группы детского сада, учитель-логопед, воспитатель.

Приоритетная образовательная область : речевое развитие

Структура родительского собрания:

Выступление учителя – логопеда.

Практическая игровая деятельность родителей.

Награждение команд, раздача памяток «Обучение грамоте дошкольников».

Учитель-логопед – Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

Итак, «Скоро в школу !» – момент очень волнительный и ответственный как для ребенка, так и для его родителей. Наверное, вы не раз спрашивали себя : «Как помочь ребенку в подготовке к школе ?»

Сегодня мы рассмотрим один из важных вопросов данной темы : «Речевую готовность ребенка к школе » , а в частности «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». О необходимости обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста в детском саду вы указывали в своих анкетах.

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.

Входит Шапокляк и поет строки «По утрам не ждет меня работа. Я давно на пенсии сижу. Очень мне прославиться охота, ну а как – ума не приложу». После этого здоровается с участниками собрания.

Шапокляк – Здравствуйте. Вас очень много и я хочу с вами познакомиться. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Имена» (каждый участник по очереди называет свое имя)

Шапокляк – Вот мы и познакомились. А теперь другаяигра – «Алфавит». За одну минуту постарайтесь построиться друг за другом в алфавитном порядке по первой букве ваших имен (родители выстраиваются в линию в алфавитном порядке).

Учитель-логопед – Молодцы. А теперь на 1-3 рассчитайсь! Вот у нас и готовы три команды. Предлагаю участникам занять места за столами под номерами, соответствующими номеру вашей команды.

Учитель-логопед – Перед тем как отправиться в путешествие по стране звуков и слов, предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях.

Учитель-логопед проводит показ презентации «Звуки и буквы».

Учитель-логопед – Теорию повторили, команды готовы к работе, настало время познакомиться с жюри, которое будет оценивать выполнение заданий (представление жюри)

«Сигнальщики»

«Что за звук»(учитель-логопед называет звук (М, А, О, П, Т’, Й, Ш, Ц… ), а родители поднимают соответствующий фонарик красного, синего или зеленого цвета)

«М или М’» (учитель-логопед вызывает по одному представителю команды и предлагает узнать, какой звук спрятался в слове и поднять соответствующий фонарик синего или зеленого цвета. Слова для игры: мама, медведь, пума, мина, смородина, мармелад, молоко, семья, мука, форма, тумба, карамель, семена)

Учитель-логопед – А теперь внимание на экран. На экране для каждой команды появятся картинки. Назовите их и из первых букв каждого слова составьте новое слово, а потом с помощью фишек трех цветов (синий, красный, зеленый) каждый член команды выложит на столе схему полученного слова, а наше уважаемое жюри и Шапокляк проверят правильность выполнения задания

«Составь слово по первым звукам» (составляются слова ЛИСА, ЛОСИ, КАБАН)

Учитель-логопед – А кто из вас самый внимательный? Что объединяет все представленные слова-картинки? (это лесные (дикие) животные)

А вот знаете ли вы животных (и домашних, и диких), в названии которых есть очень трудный для многих детей звук Р? Сейчас вы вспомните и по очереди будете называть таких животных.

«Животные со звуком Р» (родители называют животных со звуком Р, а Шапокляк и логопед раздают картинки с изображениями названных животных)

«Послушай. Запомни. Повтори» (учитель-логопед приглашает по одному участнику из каждой команды. Учитель-логопед читает стих об одном из животных со звуком Р, а участник должен повторить услышанное стихотворение)

Кенгуру

Лишь в Австралии зелёной

Кенгуру живёт смышлёный.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит.

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живёт,

Где снег вокруг и лёд.

К нам во двор пробрался крот,

Роет землю у ворот,

Что же надо там кроту?

Почернее черноту!

Физминутка «Если нравится тебе»

Шапокляк – Какие молодцы! А я вот вспомнила еще одно животное со звуком Р – ворона.

Учитель-логопед – Ну что же ты, Шапокляк, это же не животное, а птица!

Ну ладно, если уж мы заговорили про ворону, то скажи ты нам, пожалуйста, а какую песню поет ворона?

Шапокляк – КААААР!

Учитель-логопед – Давайте вспомним и назовем слова, в которых прячется песенка вороны «кар».

Шапокляк – Я знаю, я знаю, КАРандаш (показывает карандаш )

«Каркающие слова» (участники команд по очереди называют слова с частичкой КАР, а жюри подсчитывает количество названных слов. Слова для игры: карта, карты, картон, карман, картошка, карамель, Каркуша, Карабас, Кар-Карыч, карп, карась, картина, карточки, карма, карета, макароны, Карина, Карен, Кармен, каравай, караван, карпачо, кардон, кардан, Карадаг…)

Шапокляк – Молодцы! Пока вы здесь каркали, я вспомнила еще одно живое существо со звуком Р – ЧЕБУРАШКА – мой друг.

Учитель-логопед – Какое красивое слово! И главное – длинное, состоящее из множества букв (на экране появляется слово ЧЕБУРАШКА)

Сейчас наши команды возьмут листочки и ручки и за одну минуту придумают как можно больше слов, используя буквы из этого слова. Мы будем соблюдать правила: каждая буква используется один раз (А – два раза), придумываются только существительные в единственном числе, Е может использоваться и как Ё.

«Чебурашка»(слова для игры: рука, ручка, каша, бурка, чек, чашка, чаша, шар, рак, шуба, бар, раб, круча, брак, бак, рубашка, краб, река, речка, бур, куча, рубка, шкура, чуб ,чека, чарка. )

Учитель-логопед – Молодцы! Шапокляк, а ведь и у тебя, и у Чебурашки есть еще один друг – крокодил.

Шапокляк – Да, моя крокодил Гена – моя хороший друг! Оно очень добрая.

Учитель-логопед – Стоп, стоп, Шапокляк. Твоя крокодил Гена?

Шапокляк – Да!

Учитель-логопед – Давайте поможем Шапокляк разобраться в понятиях мой, моя, моё.

«Мой. Моя. Моё»

«Отбери нужные предметы» (предметы для игры: зеркало, яблоко, полотенце, мыло, печенье, перо ,письмо, блюдо, пшено, дерево; перчатка, шапка, машинка, груша, рыба, тетрадь, расческа, ложка, банка, сумка; шарф, платок, карандаш, ключ, гриб, шампунь, тигр, танк, телефон, крем)

Учитель-логопед

Вот огромная корзина,

Доверху она забита.

Вы корзину разберите

И по маленьким корзинкам вещи разложите

Налетай! Не зевай!

Мой, моя, моё – определяй!

(по 2 участника из каждой команды выполняют предложенное задание)

А вы за столами тоже не зевайте

И табличку «Мой, моя, мое» рисунками заполняйте

Учитель-логопед – Ну со всеми заданиями вы замечательно справляетесь! Но у меня для вас есть коварное задание.

«Расставь ударения в словах» (на экране появляются слова: агент, мельком, гусеница, мусоропровод, торты, комбайнер, столяр, красивее, газопровод, звонит, щавель, алфавит, километр, свекла, банты, тефтели, жалюзи, каталог, творог, обеспечение, сироты, камбала, договор, дремота, загнутый, ходатайство. Команды по очереди называют правильное ударение в предложенном слове.)

Шапокляк – Ударения-то вы расставили, а пословицы вы знаете?

К предложенным пословицам разных народов вам нужно будет подобрать соответствующие по смыслу русские пословицы.

1. Дагестанская : «Торопливым людям, не хватает мудрости» . (Поспешишь – людей насмешишь)

2. Украинская : «И живи до старости, и учись до старости» (Век живи – век учись)

3. Киргизская : «Потихоньку далеко пойдешь. А пляской устанешь» . (Тише едешь- дальше будешь) .

4. Малайская : «Кончил шить – оборвал нить» . (Сделал дело- гуляй смело) .

5. Киргизская : «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда» . (Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется.)

6. Таджикская : «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда» . (Без труда не вытянешь рыбку из пруда.)

7. Каракалпакская : «Если кривы дерева, то от них и тень крива» . (Яблоко от яблони недалеко падает.)

8. Казахская : «Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного.» (Не давши слова- крепись, а давши держись. Не будь щедр на слова, будь щедр на дела.)

Читайте также:  Обучение рассказыванию - конспект логопедического занятия

9. Удмурдская : «слово не стрела, а сердце пронзает» . (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Меткое слово – что пуля снайпера.)

«Блиц опрос» (каждая команда вытягивает листочек с вопросом и быстро отвечает на него.)

Вопросы :

1. Чем отличается звук от буквы.

2. Назовите всегда твердые согласные звуки (ж, ш, ц)

3. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й) .

4. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ) .

5. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е) .

6. Сколько букв в слове «деньги» ?

7. Сколько звуков в слове «пульт» .

8. Придумайте слово, в котором букв меньше, чем звуков (яблоко) .

9. Назовите слово из 5 слогов.

10. Из чего состоят слова? (слова состоят из слогов)

11. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о» ).

12. Из чего состоят слоги? (слоги состоят из звуков)

13. Что общего то общего у дня и ночи? ( «Ь» на конце.)

14. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

15. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

Учитель-логопед – Наше путешествие по стране звуков и слов подошло к концу. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Я желаю тебе», а жюри тем временем подведет итоги.

Жюри озвучивает итоге конкурсов и награждает участников. Учитель-логопед раздает каждому родителю памятку по теме собрания.

Семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте дошкольников»

Валентина Романенок
Семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте дошкольников»

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам обучения будущих школьников.

Задачи: Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях;

уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова);

закрепить навык звукового анализа слова;

воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Предварительная работа: Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы предложений, плоскостные корзинки- карманы красного, желтого и зеленого цветов, карточки с картинками. Выставка методической литературы.

Участники семинара – практикума: воспитатель, родители.

Ход семинара – практикума.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.

Проводится игра «Да – нет»

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ,

Помочь откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Упражнение «История имени ребенка»

Родителям предлагается назвать имя своего ребенка, охарактеризовать его по первой букве имени с помощью прилагательного и добавить ласковое обращение к ребенку. Например: Мирослава – миролюбивая, солнышко мое.

Воспитатель: Приближается к концу наш учебный год и осталось не так много времени до поступления ваших детей в первый класс. На сегодняшний день у детей есть достаточный запас достижений и имеются определенные трудности. Сегодня мы поговорим о подготовке к обучению грамоте.

– что такое речь? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)

– формы речи – (устная и письменная)

– из чего состоит наша речь? – (из предложений)

– что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)

– из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)

– из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)

– какие бывают звуки? – (гласные и согласные)

– чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Воспитатель: Вспомните и назовите гласные звуки (А,О,У,И,Ы,Э)

Воспитатель: Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, (МММ). Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие зеленым.

Воспитатель: Давайте немножко поиграем.

Игра «Твердый – мягкий» родители стоят в кругу, и под музыку одновременно передают друг другу две кегли – синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает букву. Родители, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.

Воспитатель: Звук может стоять в начале, середине и конце слова.

Игра «Разноцветные корзинки»

Воспитатель помещает на доску три корзинки с изображенными на них схемами, а на стол – карточки с картинками и объясняет, что в красную корзинку нужно положить картинки, в названиях которых заданный звук находится в начале, в желтую – те картинки, в названиях которых звук находится в середине, в зеленую – те картинки, в названиях которых звук находится в конце. Картинки: кот, морковь, мишка, утка, фиалка, рак, хек, хомяк.

Воспитатель: Самое сложное дается детям – это звуковой анализ слова. Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить. При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом. Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализа слова «МАК»

Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.

1. Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)

2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук? (согласный, твердый)

3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). Какой это звук? (гласный)

4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (согласный, твердый)

5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к)

6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» – 3 звука). Сколько гласных? Сколько согласных?

Игра «Придумай слово к схеме». На экране схемы звукового анализа слов.

Воспитатель: Игра «Новое слово»

Воспитатель: Что такое слоги? (Это части слова). Как можно определить сколько слогов в слове? Слова делим на слоги при помощи хлопков, слова можно прошагать, можно определить с помощью ладони руки под подбородком, сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Игра «Кому в какой дом» (деление слов на слоги)

На экране изображение домов (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный)- предлагается определить количество слогов в словах, изображенных на картинке и «заселить» эти слова в соответствующие домики.

Воспитатель: Что же такое предложение? Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Родителям предлагается составить предложение по опорной картинке из 3, 4, 5 слов.

Составление предложений по графической схеме (индивидуально)

Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Разнообразие игр позволяет нам интересно, увлеченно и занимательно обучаться грамоте.

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. «Больше всего мне понравилось…», «В дальнейшем я буду использовать…», «Здесь я узнала нового…».

Педагог предлагает родителям оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» – «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» – «не владею…»

Я предлагаю Вам вместе с детьми смастерить книжку, в которой придумаете разные задания для детей.

Для этого Вам надо:

– выбрать любой звук (букву);

– выбрать картинки с заданным звуком;

– приклеить на странички и придумать задание;

– оформить титульный лист.

Думаю, что вам было интересно. Всем желаю успехов![/b]

Семинар-практикум для родителей «Русский фольклор — источник взаимопонимания родителей и детей» «Русский фольклор – источник взаимопонимания родителей и детей» Актуальность: Представление о том, что для воспитания нужны специальные.

Семинар-практикум для родителей «Путешествие в экологию» Семинар – практикум для родителей на тему: «Путешествие в экологию» Семинар — практикум «Путешествие в экологию» (Слайд 1) Цель: (Слайд.

Семинар-практикум для родителей «Обучение детей грамоте» Подготовила воспитатель Кайтан И. М. Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: 1. Расширить.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить.

Семинар-практикум для родителей «Развиваем играя» МБДОУ детский сад №2 «Светлячок» «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок.

Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР» Цель — обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с ОНР. Задачи: -заинтересовать родителей речью собственного.

Семинар-практикум для родителей «Воспитываем добротой» Цель: психолого – педагогическое просвещение родителей, мотивация к улучшению детско – родительских отношений. Задачи: 1. Помочь родителям.

Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие?» Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие» Разработала и провела: учитель-логопед Л. В. Овчинникова.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Увлекательное обучение грамоте»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей, расширение знаний родителей об обучении грамоте.

– сформировать у родителей представление о методах и приёмах работы с детьми по обучению грамоте;

– научить родителей применять данные методы и приёмы в работе с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях;

– расширить представление родителей об играх, которые существуют с буквами.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Очень приятно видеть вас. Мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Предлагаю вам немного поиграть, расслабиться и настроится на рабочий лад. Прошу вас встать в круг. Теперь ваша задача – меняться местами в тех случаях, когда вам подходит тот или иной признак, который я назову. Например, поменяйтесь местами те, кто любит своего ребенка. Поменяйтесь местами те, у кого есть дочки, у кого сыночки. Поменяйтесь местами те, кто любит путешествовать. Поменяйтесь местами те, кто читает детям книги перед сном. Поменяйтесь местами те, кто готов продолжать работу.

Отлично! Я вижу, вы все готовы. Тогда начнем. Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Грамота – это овладение умениями чтения и письма, изложения своих мыслей в письменной форме, понимания при чтении не только значения отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успех не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно организовать дома с детьми соответствующие игры и упражнения.

Сейчас я хочу вам предложить проиграть разные игры и упражнения на запоминание букв, в которые вы сможете играть дома со своими детьми.

Итак, первое задание «Выложи букву». Перед вами на столах есть раздаточный материал (счётные палочки, верёвочки, семена). Предлагаю вам выложить первую букву вашего имени с помощью этих предметов.

Следующее задание «Угадай на ощупь». Я подхожу к вам с мешочком, в котором находятся буквы. Ваша задача – определить на ощупь букву, которая досталась вам.

Третье задание «Обведи букву». Перед вами – контуры букв, которые вы должны обвести с помощью маркера.

Задание «Вырежи букву». Теперь предлагаю вам вырезать букву, которую вы обвели по контуру, ножницами.

Следующее задание «Вылепи букву». С помощью пластилина прошу вас слепить первую букву имени вашего ребенка.

Задание «Какую букву я написала?». Прошу вас разделиться на пары. Один из вас поворачивается спиной к своему напарнику. Первый, в свою очередь, рисует пальцем по спине любую загаданную букву. Затем меняетесь местами. Ваша задача, догадаться, какую букву загадал ваш напарник.

Заключительное задание «Цвет и текст». Прошу обратить внимание на экран. Перед вами слова. Ваша задача – назвать цвет слов по порядку.

С целью подведения итогов нашего мероприятия предлагаю вам выполнить ритуал. У каждого из вас есть лист бумаги. Ваша задача – обвести свою ладонь и вырезать ее по контуру. А затем написать на ней небольшой отзыв о проведенном мастер-классе, а так же рекомендации и пожелания для будущих встреч. Свои ладони мы скрепим в виде лучиков солнца как символ нашей группы. А я буду иметь возможность по вашим запросам спланировать свою дальнейшую деятельность в данном направлении.

Для того, чтобы вы могли и дома провести с детьми увлекательную работу по обучению грамоте, предлагаю взять с собой буклет “Обучаемся грамоте вместе”.

Родительское собрание на тему: «Подготовка детей к обучению грамоте».

Родительское собрание на тему: «Подготовка детей к обучению грамоте» в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

Цель: познакомить родителей воспитанников с задачами, методами и приёмами работы по подготовки детей к обучению грамоте.

Задачи:

· активизировать и пополнить знания родителей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», звуко-слоговом анализе и синтезе слов, схемах слов и предложений, технике обучения навыкам первоначального чтения;

Читайте также:  Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

· познакомить и обучить родителей практическим методам, приёмам подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте;

· провести открытое занятие по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР);

· способствовать развитию интереса и желания у родителей заниматься с детьми дома, умению правильно оказывать помощь детям при подготовке их к обучению грамоте.

Участники родительского собрания : учитель-логопед, родители и дети подготовительной к школе группы школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

Предварительная работа: опрос родителей на тему «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы», подбор материала для теоретической и практической части семинара-практикума.

План семинара-практикума:

1. Теоретическая часть:

· Релаксация – дидактическая игра «Да/нет».

· Сообщение учителя-логопеда «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

2. Практическая часть:

· Просмотр фронтального логопедического занятия по подготовке детей к обучению грамоте на тему: «Звук [ш]. Буква Ш, ш».

· Анализ умений и навыков детей по подготовке к обучению грамоте.

· Тренинг родителей: звуко-слоговой анализ и синтез слова, схема слова и предложения, знакомство со звуками и буквами, техникой обучения навыкам первоначального чтения.

3. Заключительная часть:

· Рефлексия – дидактическое упражнение «Всё у меня в руках».

Ход семинара-практикума.

1. Теоретическая часть.

– Добрый вечер! Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о том, как лучше подготовить детей к школе. А сейчас давайте немного поиграем.

Проведение дидактической игры «Да/нет» (активизация внимания родителей).

Ответы на вопросы: «да», если согласны, «нет», если не согласны.

Скажите громко и хором, уважаемые родители, деток своих Вы все любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я Вас понимаю. Как быть, господа, проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ: помочь откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу Вас я: активными все будете? (да).

Сообщение учителя-логопеда «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте»

Подготовка детей к обучению грамоте – одна из задач готовности детей к обучению в школе. Ведь от того, насколько будет успешным начало школьного обучения, зависит успешность ученика в последующие годы школьной и взрослой жизни. Сегодня мы с Вами поговорим о том, какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть дошкольник по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Посмотрим занятие по подготовке к обучению грамоте, где Вы увидите, как ваши дети занимаются, какими знаниями, умениями и навыками они владеют. Затем мы с Вами проведём тренинг, где поучимся грамотно и правильно оказывать помощь нашим детям при выполнении различных заданий по подготовке их к обучению грамоте. В конце подведём итог нашей встречи д/и «Всё в моих руках».

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

ü сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребёнок должен чётко, правильно произносить все звуки (свистящие, шипящие, соноры);

ü сформированность фонематических процессов: умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

ü готовность к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова: умение слышать и выделять первый и последний звук в слове, анализировать, как гласные, так и согласные звуки, а так же и слоги;
– знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», «звуки гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие»;

ü умение работать со схемами слова, предложения.

Для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений, как у детей, так и у родителей, я предлагаю отправиться в путешествие по Стране звуков и слов, где мы сможем пополнить свой багаж знаний, умений и навыков в области обучения грамоте. Во время этого обучения мы сначала посмотрим занятие с вашими детьми по подготовке к обучению грамоте, затем проведём обучающий тренинг по подготовке детей к обучению грамоте.

2. Практическая часть.

Проведение занятия по подготовке детей к обучению грамоте на тему: «Звук [ш]. Буква Ш, ш».

Просмотр родителями открытого занятия.

Последующий анализ умений и навыков детей по подготовке к обучению грамоте

Обучающий тренинг родителей по подготовке детей к обучению грамоте.

Всё, что мы говорим, читаем, пишем – речь. Речь бывает устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложение? Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу. Предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, слоги из звуков.

Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, они поются: могут пропеть любую мелодию, и «ниточка» длинная тянется. Они обозначаются красным цветом.

Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык, поэтому «ниточка» рвётся, она короткая. Некоторые из них можно тянуть [ссс, ммм], но петь их нельзя.

Согласные звуки бывают твёрдыми, они обозначаются синим цветом, или мягкими, они обозначаются зелёным цветом. Мягкий согласный звук произносится через более узкую щель, т.к. язык приподнимается к нёбу и сужается проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука.

Звуки на письме обозначаются буквами. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

Показывая букву, надо произносить её отрывисто, как звук, знакомя только с печатными образцами букв.

Запоминание образа букв можно организовать по-разному: написать букву в воздухе, на столе, на манке или на другой мелкой крупе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, верёвочек, из крупных, мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.; вырывать, вырезать из бумаги образ буквы; вылепить из пластилина, теста; написать на плакате букву разных размеров, разного цвета; подчеркнуть нужную букву в тексте.

Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе. Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребёнка. И то, на сколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от Вас, вашего терпения, доброжелательности, Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в детсаде, а так же от той практической помощи, которую смогут оказать ему родители дома. А практические знания, умения, навыки формируются только на теории.

Тренинг (выполнение практических упражнений).

Сейчас мы с Вами поупражняемся в звуко-слоговом анализе и синтезе слов, в составлении схем, как слов, так и предложений, потренируемся в дифференцировке гласных, согласных звуков, познакомимся с техникой обучения навыкам первоначального чтения.

3. Заключительная часть.

Рефлексия «Всё у меня в руках».

Давайте подведём итог нашей встречи. Перед Вами лежат цветные карандаши и листы бумаги. Вы должны оценить себя по достижению цели нашей встречи: если Вы владеете достаточным объёмом информации по подготовке к обучению грамоте – возьмите зелёный карандаш, если владеете не достаточным объёмом информации по подготовке к обучению грамоте – возьмите жёлтый карандаш, если не владеете вообще – то красный.

Выбранным карандашом обведите свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы: «Больше всего мне понравилось….», «В дальнейшем я буду использовать….», «Здесь я узнала нового….».

Раздача буклета-памятки с рекомендациями по подготовке детей к обучению грамоте.

Не забывайте, что детство – удивительное время в жизни каждого человека, оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребёнку больше всего.

Желаю успехов Вам и вашим детям!

Список литературы:

1. Антонова О.А. Логопедическая работа с ребёнком в домашних условиях. Журнал «Логопед» № 7/2015.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе . – СПб.: Питер, 2004.

3. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

4. Матушкина С.Е. Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания. ФГОС. – М.: Учитель, 2015 .

5. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Родительские собрания и конференции. ФГОС ДО. – М.: Учитель, 2015 .

6. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Вако, 2017.

Мастер – класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»

Мастер – класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»

Цель:

Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.
  2. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Предварительная работа:

  1. Ознакомление с основными направлениями и содержанием работы по подготовке детей к обучению грамоте.
  2. Подбор литературы, заданий для практической работы.
  3. Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков), графические схемы

Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации.

  • Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте.
  • Освоение приемов звукового анализа слов, работа над слоговой структурой, составление предложений по опорным словам, графическим схемам предложения.
  • Подготовка руки к обучению письму.
  • Заключительный этап. Рефлексия.

Доброе утро! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, письму, начальным знаниям счета. Важен не столько объем знаний, полученных ребенком до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать педагога, его указания, воспринимать задание и способы творческого его выполнения, развитие самоконтроля.
Игра “Да – нет”

  • активизировать внимание родителей.
    Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.
    Скажите громко и хором, друзья
    Деток своих все вы любите? (да)
    С работы пришли, сил совсем нет,
    Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
    Я вас понимаю…
    Как быть, господа?
    Проблемы деток решать нужно нам? (да)
    Дайте мне тогда ответ
    Помочь, откажитесь нам? (нет)
    Последнее спрошу вас я
    Активными все будем? (да)

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть вы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.

    – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
-сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
-сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
-готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
-знакомство с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие.
-умение работать со схемой слова, предложения.

Звуки бывают – гласные, согласные.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают символом красного цвета.
Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают – губы, зубы, язык. Согласные звуки обозначают символом синего цвета.

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове “река” слышится мягкий согласный звук [р’], а в слове “рука” – твёрдый согласный звук [р].
Звуки на письме обозначаем буквами. Программой, реализуемой в ДОУ, не определены задачи по подготовке детей к обучению чтению. Родители в домашних условиях могут обучать чтения своего ребенка, но при этом должны знать, что:
– чем звуки отличаются от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем;
– показывая буквы, надо произносить не официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [р] мы произносим отрывисто: р! и букву р необходимо называть так же: р! Ни в коем случае ЭР или РЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Условные обозначения:

Игра «Определи первый звук в слове»

На доске карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается слово. Назовите предметы, название которого начинается с того же звука, что и слово
Игра «Определи последний звук в слове»

На доске карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в слове. Назовите предмет, название которого заканчивается этим же звуком.
Игра «Прятки со звуками»

Звуки любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. Вам нужно определить позицию звука Р. (показ картин)
Физминутка.

Читайте также:  Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи для детей с ОНР

Мы трудились очень много,

Отдохнем сейчас немного

Руки – вверх!

Руки – вниз!

Влево – вправо повернитесь

Дружно сели,

Дружно встали

И наклоны делать стали,

Стали прыгать и скакать.

Будем звуки повторять

< а >– поднимаем руки вверх

< у >– вытягиваем руки вперед

< и >– разводим руки в стороны

А теперь опять шагать.

Звуковой анализ слов.

Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.

Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратов – символов, выложенных в том порядке в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика. Например: дом

1) Произносим слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук.

2) Выделяем голосом первый звук Д – ом: Д – согл, тв. звук –

3) Выделяем голосом второй звук д – ОО – м: О – гласн. звук –

4) Выделяем голосом третий звук до- ММ: М – согл, тв. Звук –

В слове ДОМ 3 звука – 2 согл. и 1 гласн.

Самостоятельное выполнение звукового анализа слов: луна, кот, роза, мак.

Слоги и слова.

Слоги – это части слова.
Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.

Обозначение – полоска разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове.

Игра «Найди свой домик» (деление слов на слоги).

У каждого домика свой номер №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите свое слово, разделите его на слоги и найдите свой домик. Сколько в слове слогов, такой будет номер вашего домика.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

– Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова)

– Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения)

– Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

Составьте предложение из 2,3,4 слов по теме «Зима»

_ _, _ _ _, _ _ _ _.

На этом заканчивается наше путешествие по стране звуков и слов.

(вручение памяток родителям)
Рефлексия.

Рефлексия «Все у меня в руках» А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. «Больше всего мне понравилось…», «В дальнейшем я буду использовать…», «Здесь я узнала нового…».

Предложить родителям оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальное условное обозначение «зеленую» – «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» – «не владею…»

Нашу встречу мне хочется закончить словами:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте,
И в минутку досуга
Рядом вместе побудьте!
Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего.

Желаем успехов вам и вашим детям!

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»»

Мастер- ласс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Путешествие по стране звуков и слов»

  • Цель : уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

1 . Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.

2 . Воспитывать мотивацию к занятиям с ребёнком.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твёрдые, мягкие;

умение работать со схемой слова, предложения.

Игра «Определи первый звук в слове»

  • Назовите предмет, название которого начинается с того же звука, что и слово.

  • Звуковой анализ слова выполняется путём последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика.

Схема звукового анализа слова дом:

1. Произносим слово медленно, чётко, так, чтобы был слышен каждый звук

2.Выделить голосом первый звук

(ддд-ом) Д-согласный, твёрдый – синий квадрат

3.Выделяем голосом второй звук

(дооом) О-гласный – красный квадрат

4.Выделяем голосом третий звук

(до-ммм) М-согласный, твёрдый – синий квадрат

5. В слове дом – 3 звука – 2 согласных и 1 гласный

Рефлексия «Всё у меня в руках»

  • Чем запомнилась наша встреча?
  • В дальнейшем я буду использовать…
  • Здесь я узнала нового…
  • зелёный – «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте»;
  • жёлтый – «владею не достаточным объёмом информации»;
  • красный – «не владею».

Конспект ООД «Звук [К]. Буква «К»

Диана Сафонова
Конспект ООД «Звук [К]. Буква «К»

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности

по коррекции звукопроизношения

на лексическом материале: “Домашние животные”

образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Звук [К]. Буква К».

Учитель-логопед Сафонова Д. С.

Квалификационная категория: высшая

Цель: Знакомство детей со звуком [К] и буквойК на лексическом материале по теме: «Домашние животные».

– Познакомить со звуком [К], как согласным звуком, и его условным обозначением;

-Формировать у детей умение характеризовать звук [К] по акустическим и артикуляционным признакам;

– Активизировать и уточнять словарный запас по лексической теме

«Домашние животные и их детеныши»;

-Упражнять детей в правильном произношении звука [К] в слогах, словах и предложениях;

-Упражнять детей в согласовании числительного с существительным;

– Упражнять детей в слообразовании прилагательных от существительных;

– 3акрепить умение определять место звука в слове;

– Познакомить детей с графическим образом буквы.

– Развивать фонематические процессы;

– Развивать память, внимание, мышление;

– воспитывать культуру общения, умение выслушивать ответы товарищей;

– воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия;

– воспитывать доброжелательность, бережное, заботливое отношение к домашним животным.

Средства реализации: зеркала, печатные буквы, предметные картинки (кошка, собака, корова, коза, кролик и их детеныши, звуковые дорожки и фишки для звукового анализа слов, палочки.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

«Физическое развитие».

Ход ООД

1. Организационный момент.

Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.

(Установление эмоционального контакта).

Дети и логопед встают в круг.

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг,

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

– Ответь мне – назовите свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Никита – Н.)

– Садитесь за столы. (Сядьте ровно, спинки выпрямите, ноги подружите.)

– Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой. А с каким звуком мы познакомимся, догадайтесь.

1. Голодна – мычит,

Малым деткам молока дает.

2. Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

3. Как ослик может упираться,

Хрустеть капустой и бодаться,

А разозлится так гроза.

Зовут упрямицу (Коза).

Логопед: Дети, какие же вы молодцы, все загадки правильно отгадали.

-Догадались, какой первый звук в этих словах? (Корова, Кошка, Коза)

Звук [К]. Да, правильно.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [К] и буквой Ка.

3. Характеристика звука [К] по артикуляционным и акустическим признакам.

-Чтобы правильно произнести звук [К]:

-кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу

Произнесите звук [К]

– Губы что делают?

– Где находится язык?

– Как проходит воздушная струя? Встречает преграду или нет? (да, язычок мешает).

-Значит звук [К]: (согласный)

– Голос есть или нет? (глухой)(проверяем)

Звук [К] всегда твердый!

– И так звук [К] какой?

(Поднять правую руку и закрепить с детьми.)

Звук [К] – Согласный, глухой, твердый.

-Каким цветом обозначим звук [К]? (синим).

– Молодцы! А теперь, давайте возьмем в руки зеркала, подготовим наш язык к работе (выполняются упражнения: лопатка, чашечка, качели, часики, грибок, лошадка)

4. Развитие фонематического восприятия.

Я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [К]:

Я называю звуки – Д, П, К, М,Т, К;

Будьте внимательны, сейчас называю слоги – КА, ТА, СА, КА, АД, АК;

А теперь слова – КОТ, ШУТ, СОМ, СОК, МАК, КНИГА. Молодцы никто не ошибся!

5. Произношение звука [К] в слогах.

– Прослушайте ряды слогов, запомните и повторите.

Ка-ка-ко Кы-кы-ко ак-ак-ок

Руки мы сгибаем,

На носочки встанем – солнышко достанем.

7. Произношение звука [К] в словах.

а) Дидактическая игра «Найди свою маму»

– Дети подходят к доске берут картинку и говорят, чей он детеныш.

-У коровы – теленок – (где находиться звук [К] в слове теленоК)(а если их много) – телята

-У козы – козленок – (где находиться звук [К] в слове КозленоК) (а если их много) – козлята

-У кошки – котенок – (где находиться звук [К] в слове КотеноК) (а если их много) – котята

-У собаки – щенок – (где находиться звук [К] в слове щеноК) (а если их много) – щенята

-У кролика – крольчонок – (где находиться звук [К] в слове КрольчоноК) (а если их много) – крольчата

– Как можно двумя словами назвать этих животных?

б) Дидактическая игра «Посчитай»

– Приготовьте ваши пальчики, давайте с вами посчитаем.

– 1 корова, 2 коровы, 3 коровы, 4 коровы, 5 коров.

– 1 коза, 2 козы, 3 козы, 4 козы, 5 коз.

– 1 кролик, 2 кролика, 3 кролика, 4 кролика, 5 кроликов.

– 1 кошка, 2 кошки, 3 кошки, 4 кошки, 5 кошек.

– 1 собака, 2 собаки, 3 собаки, 4 собаки, 5 собак.

в). Дидактическая игра «Кого не стало?»

– Дети закрывают глаза, я убираю одну картинку и спрашиваю, кого не стало?

– убираю одну картинку (коза)

– убираю две картинки (корова, кошка)

– убираю три картинки (собака, корова, кошка)

– убираю четыре картинки (кролик, собака, корова, кошка)

г). Дидактическое упражнение «Найди звук».

– Дети, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, надо определить место

звука [К] в слове (звуковые дорожки лежат у детей на столе).

Картинки: кошка, коза, собака, корова, кролик

Дети выполняют задание самостоятельно.

– Проверим, что у вас получилось.

-Заслушиваются ответы детей.

– В слове коза звук [к] находится в начале слова.

– В слове корова звук [к] находится в начале слова.

– В слове собака звук [к] находится в середине слова.

– В слове кролик звук [к] находится в начале и конце слова.

– В слове кошка звук [к] находится в начале и середине слова.

8. Работа над звуком в предложении.

– Дети закончите предложение и повторите предложение целиком:

– Молоко даёт … корова.

– Бодается, блеет…. коза.

9. Знакомство с буквой Ка.

– Давайте же познакомимся с новой буквой.

Звук [К] в русском языке мы обозначаем буквой К (ка).

Звук мы слышим, а букву пишем.

– На что похожа буква К?

Клюв раскрыла буква КА-

Хочет скушать паука.

– А теперь выложим букву К из палочек. У каждого из вас на столе

палочки, при составлении буквы К вы должны использовать все палочки.

– Сколько палочек вы использовали?

– Молодцы, правильно, мы использовали 4 палочки.

– Вы справились с заданием! Замечательные буквы у вас получились!

Логопед: С каким звуком мы сегодня с вами познакомились?

Дети: Со звуком [К].

Логопед: Дайте характеристику звуку [К]?

Дети: Звук [К] согласный, твердый, глухой.

Логопед: Каким цветом мы его обозначаем?

Логопед: С какой буквой мы познакомились?

Дети. С буквой К.

– Кошка, собака, кролик, коза, корова, крольчонок, козленок, теленок…

– это домашние животные; (ответ детей)

Молодцы! Вы все хорошо работали.

Конспект НОД «Звук [А] и буква А» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [А]. Буква А. Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а].

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста обучение грамоте «Звук [М], [М’] и буква «М» «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Познакомить с буквой М. Задачи: – определятьпозицию.

Конспект ООД по развитию речи «Звук [О] и буква О» для подготовительной группы Подготовила: воспитатель – Ермакова Г. А. (2017-2018 уч. год) Тема: Звук и буква О,о Цель: подготовка к обучению грамоте Задачи: – закрепить.

Конспект ООД «Путешествие кузнечика. Звук, буква Ц» Конспект ООД «Путешествие кузнечика. Звук, буква Ц»Задачи:• закреплять правильное произношение звука Ц (ТС); • учить слышать и выделять.

Конспект НОД «Звук [Д] и буква «Д» НОД ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ № 13 ТЕМА «ЗВУК И БУКВА Д» Образовательная область: развитие речи, подготовка к обучению грамоте. Провела учитель-логопед.

Конспект ООД по обучению грамоте «Звук [А]. Буква «А» Цель: создание социальной ситуации успеха. Задачи: – уточнить произношение звука [а]; – определять позицию звука в слове; – формировать.

Презентация к конспекту ООД в подготовительной к школе комбинированной группе «Звук [О], буква О» Цель: закрепить знания детей о звуке [о], развивать умение давать характеристику звука, опираясь на схему, учить соотносить слово со схемой,.

Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Ш» Тема № 30. Звук и буква Ш Коррекционно-развивающие задачи. 1. Научить правильно произносить звук [Ш]. 2. Учить ребенка определять последовательность.

Конспект занятия «Звук [У] и буква У» Тема: «Звук и буква «У». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «У». Учить выделять начальный ударный и.

Конспект занятия «Звук [Т] и [Т’], буква Т» I. Введение в игровую ситуацию – Ребята, поднимите на меня ваши глаза и давайте поздороваемся с вами глазами. – Посмотрите, сегодня к нам.

Ссылка на основную публикацию