Художественная литература и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Рубрики

Свежие комментарии

  • Юлия к записи Темы по самообразованию: физическое развитие дошкольников
  • Лариса к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • admin к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • Лариса к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • admin к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
  • Популярные записи

    Страницы

    Использование художественной литературы в коррекционной работе учителя-логопеда

    Из опыта работы

    «Использование художественной литературы в коррекционной работе учителя-логопеда»

    «Чтение книг – тропинка,

    по которой умелый, умный,

    думающий педагог находит

    путь к сердцу ребёнка»

    Гриценко Светлана Эдуардовна,

    учитель-логопед МБДОУ № 34,

    Детская книга в педагогике рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания.

    Средствами художественного слова маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка. В рассказах дети понимают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.

    Художественная литература:

    — способствует развитию речи;

    — помогает осваивать грамматические нормы родного языка;

    — речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

    Знакомство с художественной литературой помогает дошкольнику узнать много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой язык усваивается в его эстетической функции.

    Огромное значение художественная литература имеет и в логопедической практике.

    В первую очередь это коррекция звукопроизношения, пополнение словарного запаса, преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи.

    В своей практике при коррекции речевых нарушений я использую чтение и пересказ художественных произведений, заучивание стихов, скороговорок, уточняю и объясняю смысл пословиц и поговорок. Также использую различные виды пересказа, в зависимости от сложности речевого дефекта у ребёнка.

    Применяя в коррекционной работе пересказы текстов отмечаю, что у детей развивается память, умение интонационно передавать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняют и расширяют словарь, побуждают выразительно и фонетически правильно пересказывать содержание текста.

    Подбирая произведения для пересказа, я стараюсь, чтобы они были доступны детям по содержанию и объему. Если тексты используются для коррекции звукопроизношения, то они должны быть насыщены необходимым звуком. В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку. Всем этим требованиям отвечают произведения Л.Н. Толстого и русские народные сказки.

    Для работы над пересказом используем красочные книжки-малышки, также дети создают свои книжки-малышки в рамках лексических тем. Дети являются как авторами, так и иллюстраторами своих работ.

    Например: «Как ёлочка из леса к детям на праздник пришла», «Зимующие птицы», «Моя дружная семья», «Полёт на звездолёте», «Весёлая буква», «Путешествие блюдечка», «Как щенок спортсменом стал».

    Самые любимые прочитанные книги дети стараются оживить, обыграть. Они участвуют в драматизации небольших русских народных сказок, при помощи игрушек, коврографа, разыгрывают сценки с использованием пальчикового театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.

    Знакомлю детей со стихами, потешками, прибаутками, скороговорками, обращаю внимание на ритмическую сторону речи, провожу коррекционную работу по автоматизации и дифференциации звуков, развивая слоговую структуру слова, просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание).

    В своей работе использую подборку книг «Уроки логопеда в детском саду», поддерживая читательский интерес детей. Работая над стихами большое внимание уделяю развитию фонематического слуха, развитию у детей общей и мелкой моторики, сопровождая речь жестами и движениями.

    Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием и с неподдельным интересом слушают чтение нелепиц, дразнилок, скороговорок, что расширяет их кругозор, воспитывает чувства языка, расширяет лексическую сторону речи. Знакомство с этими формами художественной литературы помогает закрепить чёткую дикцию, отработать различные высотные, силовые, тембральное звучание голоса.

    Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Сначала мы скороговорки проговариваем в медленном темпе с хлопками, а затем, по мере заучивания, темп немного ускоряется. Для запоминания текстов я использую карточки-картинки, которые очень любят дети.

    В последнее время стараюсь увлечь детей чтением фольклорной литературы, а именно, ее малых форм пословиц и поговорок, что считаю, полезно и целесообразно. Значение иносказательных, метких и образных поучений, в которых раскрывается смысл, в краткой форме — точно, метко и сильно.

    Произнесённое кстати краткое изречение запомнится детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любое нравоучение и уговоры. Детям сложно понять смысл пословицы и поговорки, поэтому я всегда уточняю, как дети понимают выражение и предлагаю нарисовать картинку о пословице или поговорке.

    Со своими воспитанниками мы часто посещаем библиотеку, которая находится не далеко от образовательного учреждения. Здесь нам всегда рады. Наши дети участвуют в викторинах, литературных вечерах и являются активными читателями, посещая вашу библиотеку с родителями.

    Результаты работы:

    — отмечается коррекция звукопроизношения;

    — пополнился словарный запас;

    — положительная динамика в коррекции ЛГК, в развитии связной речи.

    Литературные произведения, как правило, лишены прямого нравоучения. Через чтение художественной литературы постепенно, не навязчиво мы, педагоги, вырабатываем и формируем художественный вкус у ребёнка, улучшаем его речь, прививаем любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитываем чувство языка.

    Использование детской художественной литературы в коррекционно-развивающей деятельности

    Светлана Юртаева
    Использование детской художественной литературы в коррекционно-развивающей деятельности

    В нашем детском саду работают две логопедические группы. В группах для детей с ОНР, как и во всех группах компенсирующего типа, существует два направления работы коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем первое является ведущим.

    Мы ставим перед собой следующие задачи:

    1. выявление детей, имеющих речевые нарушения;

    2. коррекция речевых патологий;

    3. профилактика возникновений речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

    4. развитие творческой личности средствами художественной литературы;

    (инновационное направление нашего учреждения)

    5. всестороннее воспитание и подготовка детей к школе.

    Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли; без труда пересказывать сказки, небольшие рассказы; с выражением читать стихи; правильно используя тембр голоса и интонацию. У него должен быть достаточно богатый речевой запас.

    У детей с ОНР есть отклонения от возрастных норм развития речи; они не могут соединять слова во фразы; у них отсутствуют или присутствуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки; в их речи иногда отсутствуют предлоги; они обладают бедным словарным запасом. Им иногда бывает, не понятен смысл текста. Когда произведение большое, ребенок не может вспомнить его начало.

    Художественная литература обогащает речь детей, помогает развитию интеллекта, позитивному отношению к миру, любви и интереса к книге.

    В нашей группе все лексико-грамматические темы занятий связаны с играми и художественной литературой.

    Начиная с подготовительного этапа, знакомые всем русско-народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и др., различные детские потешки, стихи, помогают вызвать интерес к логопедическим занятиям, развивают слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.

    А обучение детей комплексом артикуляционной и пальчиковой гимнастики со стихотворным сопровождением происходит более эмоционально и эффективно.

    Используя произведения детской художественной литературы или их фрагменты на логопедических занятиях, мы осуществляем следующие цели:

    развитие и совершенствование имеющейся у детей связной речи;

    практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

    формирование правильного произношения, совершенствование артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры;

    развитие творческого воображения.

    Для активизации коррекционно-развивающего обучения и воспитания можно использовать следующие виды работ:

    знакомство с предметами и явлениями окружающего мира, с художественной литературой, с образными средствами языка;

    посещение детской библиотеки;

    сюжетно-ролевые игры, игры-драмматизации;

    пересказ от лица литературного героя;

    рассказы из личного опыта;

    пересказ произведений художественной литературы по опорным схемам;

    словесно-режисерская игра (изображение персонажей или отдельных эпизодов);

    составление сказок по аналогии;

    придумывание продолжения незавершенных сказок, рассказов;

    сочинение по заданному началу и названию;

    обсуждение детских высказываний, анализ детских рассказов;

    составление сказок по собственным рисункам с предложенным сюжетом;

    выборочный пересказ фрагментов текста с изменением диалога персонажей;

    совместный выпуск книжек-малышек.

    Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределением нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других сотрудников. Логопед и другие специалиста предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями при этом:

    учитывается структура нарушения;

    осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

    закрепляются знания, умения и навыки на всех занятиях;

    всесторонне развивается личность дошкольника.

    Взаимодействие между специалистами осуществляется в таких формах работы как консультации, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

    Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями. Работая логопедом почти двадцать лет, я пришла к выводу о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу и ускоряет успехи ребенка. Следует указывать родителям как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, и необходимость закрепления достигнутого в детском саду.

    Мы используем следующие формы работы с родителями:

    стенды для родителей, в которых указывается список художественной литературы по лексическим темам;

    посещение открытых занятий;

    проведение семейных праздников.

    С прошлого учебного года мы проводим литературные гостиные в подготовке и проведении которых участвуют вместе с педагогами родители. Родителям рекомендуется список литературы и биография избранного автора, а также предлагается совместно с детьми нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению, выучить стихотворение. У нас проходили литературные гостиные, посвященные творчеству К. И. Чуковского и А. С. Пушкина.

    Все вышеперечисленные формы работы положительно влияют на эффективность коррекционно-воспитательного процесса.

    В заключении хочется сказать, что работа с детьми всегда интересна, конечно, есть трудности, но радости дети доставляют больше чем огорчений и к концу обучения так сближаешься с ними, что расстаешься с тяжелым сердцем. Но сознание того, что дети пришли к вам с многочисленными речевыми (и не только) дефектами, а ушли с чистой речью, что знания, умения и навыки, полученные у вас, помогут в обучении в школе и вообще в жизни, – наполняет сердце логопеда гордостью за свою профессию.

    Циклограмма работы педагога-психолога ДОУ «Детский сад №36» комбинированного видаЧелышевой Алёны Андреевны (Февраль 2013 День недели Время Содержание работы Пн 15.00-15.30 Подготовка.

    Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

    Использование фольклора в коррекционной работе логопеда.
    материал (старшая группа) по теме

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Сообщение52 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Использование фольклора в коррекционной работе логопеда.»

    В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскуднение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

    Известно, что количество детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А.Н. Корнев, А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.) Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной , С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов. В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.И. Политова, Н.П. Кузьмина, А.В. Соболева и др. Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи. Народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления задержки речевого развития. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен.

    Фольклор – прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Учёными ИКП РАО ( Разенковой Ю.А., Дунаевой И.Г.,Баенской Н.Н.) доказано, что дети в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста использовалась фольклорная педагогика ( звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки и т.д.) практически не имеют отставаний в развитии, у таких детей значительно меньше % речевых патологий, речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление.

    Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов.

    Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.

    Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки. Остроумны и разнообразны народные загадки: о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека, одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем.

    Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения обязаны творческой работе сотен великих людей.

    Где же, как не в народном фольклоре нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову?

    Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацией. Для этого можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

    Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.

    Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик-дедушка», «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил». Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

    Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием:«Кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.

    Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, т.к. сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

    Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

    Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.

    Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

    Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

    – занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Посуда”, “Дом”, “Инструменты” и т.д.,

    – занятия по формированию навыков связного рассказывания;

    -занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи);

    Использую фольклорные произведения на разных этапах образовательной деятельности: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики; в работе по формированию правильного звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков в связной речи).

    Воспитатели группы также в коррекционной работе используют фольклор в разных видах деятельности:
    – при организации и проведении режимных моментов;
    – в непосредственно образовательной деятельности;
    – в приобщении детей к национальной культуре;
    – в беседах;
    – в наблюдениях;
    – в народных подвижных играх;
    – в играх на развитие мелкой моторики;
    – в театрализованной деятельности;
    – в инсценировках.

    Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 5ти–летнего возраста доступными являются « малые фольклорные формы » такие как: потешки, чистоговорки, считалки, большое место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, загадкам; детей 6 — 7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.

    В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.

    Потешки – песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». Потешки удобно использовать при проведении пальчиковой гимнастики.

    Чистоговорки — малый жанр фольклора; народно-поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Они нам помогают вводить поставленные звуки в речь.
    По определению В.И.Даля, чистоговорка – это: «Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения».

    Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

    Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Он, в свою очередь, развивает темпо – ритмическую сторону речи. Считалки используем при выборе водящего перед игрой.

    Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. С помощью загадок развиваем не только речь, но и мышление. Загадки используем при ознакомлении с новой лексической темой в образовательной деятельности и в игре.
    Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

    Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

    Народные сказки – вымысел, произведение народной фантазии — “складное”, яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

    Сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать.

    Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет:

    • расширять детские представления об окружающем их мире;
    • сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа;
    • обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
    • речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;
    • усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением;
    • улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

    Таким образом, фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

    • Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

    • Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках на родном языке. М., 1982.

    • Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. М.,1972.

    • Фомичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у дошкольников: Практ.пособие. М.,2004

    • Материалы Интернет порталов «Солнышко», «Всё для детского сада».

    Художественная литература и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда

    Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой и фольклором является одним из целевых ориентиров дошкольного образования, зафиксированном в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования. В требованиях ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования психолого-педагогическая работа с детской литературой отражена в таких образовательных областях как «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Содержанием образовательной деятельности на основе детской литературы является знакомство детей с детской книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, целенаправленное восприятие художественной литературы и фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и т.д.

    Универсальность детской литературы и фольклора позволяет рассматривать их не только как цель образовательной работы в детском саду, но и как эффективное средство развития всех сторон психики дошкольника. Об этом писали такие авторитетные отечественные психологи и педагоги как А.В. Запорожец, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова и многие другие. Б.В. Кондаков и Т.Д. Попкова [4] подчеркивают, что художественный мир литературного произведения представляет собой многоуровневую систему ценностей (идеологических, эстетических, моральных и т.п.), которые для читателя из общезначимых переходят в категорию индивидуально-личностных и наоборот. Таким образом, детская литература, по своей сути, является художественным сопровождением процесса самопознания ребенка.

    В работах А.В. Запорожца [1] указывается, что, познавая действительность средствами искусства, дети не только расширяют круг знаний, но и по новому переживают события собственной жизни, более осмысленно относятся к окружающему миру. В частности, художественная литература помогает им осознать нравственный смысл человеческих поступков, дает возможность принять высшие социальные мотивы поведения героев художественных произведений.

    Особое значение как средству обучения и воспитания дошкольников А.В. Запорожец придавал народной и авторской сказке. По его мнению, сказка имеет особые структурные компоненты (своеобразие экспозиции, завязки, драматическое изложение сюжета, действенность финала и т.д.), которые создают благоприятные условия для формирования у детей так называемого содействия. Под содействием ученый понимал специфическую активность ребенка близкую по своему характеру к практической и игровой деятельности. Осуществляя содействие сказочным персонажам, дети мысленно становятся на их позицию, прослеживают ход их действий, сочувствуют удачам и неудачам героев, стремятся вместе с ними достигнуть определенных целей. Созвучные идеям А.В. Запорожца мысли высказывал выдающийся отечественный психолог Б.М. Теплов [9], который писал, что сказка дает возможность детям войти «внутрь жизни», пережить ее отдельные моменты. В процессе этого переживания у них создается определенное отношение и моральные оценки, которые для детей имеют большую “принудительную силу”, чем оценки, сообщаемые и усваиваемые».

    М.Н. Питерскова [7] пишет, что сказка представляет собой активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка. Эстетическое начало сказки проявляется в идеализации положительных героев, в ярком изображении «сказочного мира», романтической окраске событий. Сказочное повествование позволяет пережить детям смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. Условный мир сказки дает возможность соучастия в самых невероятных событиях так, как будто они имеют место в действительности. Все это способствует тому, что дети извлекают из сказки жизненную мудрость в увлекательной и понятной для них форме.

    Таким образом, можно говорить о том, что детская художественная литература и фольклор являются для дошкольников эффективным средством социализации, в котором сочетаются, с одной стороны, процесс инкультурации, связанный с усвоением определенных культурных ценностей и норм, с другой стороны, процесс выработки индивидуальной системы ценностных оценок, связанный с формированием образца культурного поведения.

    Особое значение детская художественная литература и фольклор как средство коррекции личности приобретают относительно дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Специфика детской литературы позволяет таким детям гармонично «врастать» в культуру, наследуя социальный и культурный опыт человечества. По мнению Е.А. Медведевой [6], уникальность влияния средств искусства на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в его культурогенной способности создавать вокруг себя относительно автономную сферу всех видов человеческой деятельности (познавательной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, художественно-творческой), тем самым способствуя освоению детьми мира и развитию их личности.

    К сожалению, исследования, направленные на использование искусства как средства психологической коррекции личности дошкольников с ЗПР, крайне немногочисленны. Это работы В.В. Кисовой [2, 3], Ю.Л. Левицкой [5], Е.А. Медведевой, Н.В. Шутовой [10] и некоторых других исследователей. Трудов, посвященных непосредственно изучению влияния детской литературы и фольклора на становление личности у дошкольников с ЗПР, нами обнаружено не было. Авторами данной статьи были разработаны оригинальные программы психологической коррекции отдельных аспектов личностного развития средствами детской художественной литературы и фольклора.

    Первая программа является частью системы инновационного психолого-педагогического сопровождения формирования саморегуляции в учебно-познавательной деятельности у старших дошкольников с ЗПР. Для развития у них аффективно-мотивационной саморегуляции была разработана коррекционно-развивающая программа на основе занятий по развитию речи и ознакомлению с детской художественной литературой. Целью коррекционно-развивающей работы явилось формирование у дошкольников с ЗПР личностного опыта позитивного уверенного поведения и способствование использованию этого опыта в реальной жизни детей. Работа осуществлялась учителем-логопедом в течение 15 занятий, проводимых 1 раз в неделю по подгруппам, с продолжительностью около 30 минут.

    Задачи коррекционно-развивающей работы формулируются следующим образом: становление у дошкольников с ЗПР уверенности в себе; формирование мотивации достижения поставленной цели; развитие умения детей владеть своими эмоциями, сдерживая их негативные проявления (обидчивость, плаксивость, раздражительность и т.д.); развитие и укрепление положительных эмоций по отношению к взрослым и сверстникам; содействие развитию положительных эмоций от проявления интеллектуальной активности; формирование потребности в продуктивном сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.

    Все занятия распределены по трем коррекционно-развивающим направлениям работы:

    1) развитие у детей умения замечать и дифференцировать эмоциональные состояния героев литературных произведений.

    2) освоение и принятие дошкольниками позитивных моделей инициативного, уверенного поведения, демонстрируемых героями литературных произведений.

    3) закрепление навыков позитивного уверенного поведения на занятиях и в повседневной жизни детей.

    Для реализации каждого направления психолого-педагогической работы запланировано по пять занятий. Занятия первого направления были построены на основе русской народной сказки «Заюшкина избушка» и английской народной сказки «Три поросенка». На данных занятиях дети слушали выразительное чтение сказок педагогом, обсуждали их содержание и анализировали эмоциональные проявления главных героев. Дошкольники принимали участие в мини-драматизациях отдельных фрагментов сказок, где наиболее ярко проявлялись такие черты персонажей как смелость, уверенность, настойчивость и т.д.

    В занятиях второго направления использовалась русская народная сказка «Гуси-лебеди» и сказка В. Сутеева «Под грибом». Ознакомление с литературными произведениями выносилось за пределы занятия на предварительную работу. На самих занятиях дети под руководством логопеда инсценировали сказки, отрабатывая как эмоциональную выразительность речи, так и выразительность мимики и пантомимики. На этом этапе работы активно использовались индивидуальные занятия с детьми для разучивания и отработки роли. Особое внимание обращалось на осознание дошкольниками чувств и переживаний персонажей сказок.

    Третье направление работы строилось не только на драматизации литературных произведений (русские народные сказки «Кот, петух и лиса» и «Машенька и медведь»), но и на таком приеме как изменение их финала. Так, в сказке «Колобок» дети придумывают новый конец произведения, где главный герой с помощью своей находчивости и смекалки спасается от лисы. Также на занятиях дети обсуждают те жизненные ситуации, которые складываются в ходе их пребывания в детском саду, и инсценируют некоторые из них.

    Вторая программа была направлена на коррекцию и развитие эмпатии к сверстникам у старших дошкольников с ЗПР. Психолого-педагогические задачи программы формулируются следующим образом: 1) обогащение представлений старших дошкольников с ЗПР о социальной значимости сочувствия, сопереживания и содействия окружающим людям на примере произведений детской художественной литературы; 2) активизация и обогащение опыта эмпатийного поведения у детей в процессе ознакомления со сказками, стихами и рассказами, входящими в перечень рекомендуемой литературы по образовательной программе дошкольного образовательного учреждения; 3) инициация опыта чувствования детей посредством формирования у них умений содействия в играх-драматизациях, основанных на сюжетах произведений детской художественной литературы.

    Разработанная экспериментальная программа развития эмпатии у старших дошкольников с ЗПР к сверстникам может быть интегрирована в коррекционно-развивающий процесс детского сада и органично включена в работу по ознакомлению с художественной литературой или развитию мира эмоций детей дошкольного возраста.

    Перечень литературных произведений для реализации формирующей программы состоит из классических отечественный детских художественных произведений, которые были подобраны с учетом следующих критериев:

    – эмоциональная насыщенность произведения: выразительный язык, захватывающая композиция, яркая смена эмоциональных состояний героев;

    – социально-нравственный смысл произведения: борьба добра и зла, наличие нравственных эталонов;

    – соответствие содержания возрасту детей.

    Коррекционно-развивающая программа состояла из 3 этапов и реализовывалась в течение одного учебного года. Частота занятий 2 раза в неделю, продолжительностью 20-30 минут. Форма работы: подгрупповая (по 4-6 человек – чтение и обсуждение произведений, работа с иллюстрациями на понимание эмоционального состояния) и групповая (12 человек – игры-драматизации, перенос ситуаций из произведения в поле индивидуального опыта детей).

    Первый этап был подчинён развитию у дошкольников с ЗПР когнитивного компонента эмпатии. Его целью являлось обогащение опыта детей с ЗПР в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков сверстников – героев литературных произведений. Исходя из цели этапа, были выделены следующие задачи работы: 1) знакомство детей с новыми понятиями и их значениями: радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие; 2) активизация эмоционально-чувственного опыта дошкольников и обогащение их представлений о способах выражения и вербализации чувств и эмоций; 3) развитие способности детей оценивать эмоции и чувства сверстников.

    Первый этап включает в себя 3 серии занятий:

    1. Серия вводных занятий «Путешествие в мир эмоций» (знакомство детей с эмоциями: радостью, грустью, злостью, страхом, удивлением и спокойствием и другими; обучение детей различению эмоции по схематическим изображениям; формирование навыков вербализации собственных эмоциональных переживаний).
    2. Серия занятий по стихотворению И. Куприянова «Удивление» (развитие у детей навыков понимания собственных чувств, умений передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства).
    3. Серия занятие по рассказу К.Д. Ушинского «Дети в роще» (закрепление у детей навыков понимания собственных чувств и чувств других людей; развитие умений определения мотивов поступков персонажей художественного произведения с опорой на их эмоциональные состояния).

    Второй этап был подчинен развитию у детей с ЗПР эмоционального компонента эмпатии. Его целью являлось выработка умения выражать сочувствие, сопереживание и содействие сверстникам. В качестве задач коррекционно-развивающей работы были определены следующие: 1) развитие у детей желания чутко и бережно относится к чувствам и переживаниям сверстников; 2) обогащение у дошкольников опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений; 3) развитие положительного отношения детей с ЗПР к эмпатийному поведению; 4) обогащение эмпатийного опыта ребенка формами проявления сочувствия, сопереживания и содействия в игровой форме, опираясь на содержание детской художественной литературы.

    Второй этап включает в себя 2 серии занятий:

    1. Серия занятий по рассказам С.А. Баруздина «Про Светлану» (развитие у детей умения слушать и понимать произведение, воспитание умения активно переживать его, не оставаться безучастным, равнодушным к содержанию произведения; обогащение эмоционального опыта детей способами проявления согрусти, сорадости и т.д.
    2. Серия занятий по произведению А.Л. Барто «Вовка – добрая душа» (обучение детей навыкам отражения эмоций, переживаемых персонажами литературного произведения; воспитание социально значимых эмоций, характеризующих отношение к сверстникам).

    Третий этап был подчинен развитию у детей с ЗПР поведенческого компонента эмпатии. Его целью являлось выработка стремления помочь сверстнику, проявить посильную действенную помощь. Исходя из цели этапа, были выделены следующие задачи: 1) обогащение эмпатийного опыта ребенка способами проявления содействия в игровой форме, опираясь на содержание художественной литературы; 2) практическое применение форм эмпатийного поведения в проблемно-игровых ситуациях; 3) развитие самостоятельности эмпатийного поведения у дошкольников с ЗПР.

    Третий этап включает в себя 3 серии занятий:

    1. 1. Серия занятий по произведению Н.Н. Носова «На горке» (обогащение эмпатийного опыта детей способами проявления сопереживания и содействия к сверстнику в игровой форме, опираясь на содержание художественной литературы).
    2. Серия занятий по рассказу Л.Ф. Воронковой «Медок и Холодок» (развитие позитивного отношения к сверстникам, формирование умения взаимодействовать с ними; формирование умения чувствовать и понимать сверстника, используя сюжет рассказа).
    3. Серия занятий по произведению Н.Н. Носова «Наш каток» (развитие способности детей с ЗПР к сопереживанию, умению проявлять уважение, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к тем сверстникам, которые в этом нуждаются).

    Результаты реализации обеих коррекционно-развивающих программ показали наличие выраженной положительной динамики в развитии и коррекции исследуемых феноменов. Так, дети с ЗПР стали точнее узнавать эмоциональные состояния других людей. У них произошла дифференциация некоторых наиболее близких по проявлениям эмоций, например, грусть и спокойствие. Более выраженной оказалась потребность в оказании помощи другим детям в проблемной ситуации. В целом, большинство старших дошкольников с ЗПР стали демонстрировать средний уровень эмоциональной отзывчивости к сверстникам. Следует отметить, что более податливыми к коррекционной работе оказались когнитивный и эмоциональный компоненты эмпатии. Изучение поведенческого компонента показало его невыраженную положительную динамику. Очевидно, это связано как с возрастными особенностями дошкольного возраста, так и с глубиной психической незрелости этих детей.

    Таким образом, использование детской художественной литературы и фольклора как средства психологической коррекции личности дошкольников с ЗПР подтверждает свою эффективность. Это позволяет активно внедрять подобные коррекционно-развивающие программы в практику работы дошкольных образовательных учреждений обучающих и воспитывающих детей с данным видом дизонтогенеза.

    «Использование художественной литературы и фольклора в коррекционном процессе учителя-дефектолога»

    Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный материал связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью. Это детская литература и фольклор.

    Детская литература и фольклор – одно из действенных средств, таящий огромные дидактические возможности.

    Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени.

    А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего – и легче всего в игре» Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

    Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью — умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому я придерживаюсь следующего правила:

    «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»

    И я пришла к выводу:

    «Что детская литература и фольклор имеют большое значение в развитии ребенка, как в воспитательном, так и в коррекционно – образовательном процессе».

    Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка обозначений и названий, которые мы давно не употребляем в речи тяжело запомнить. Поэтому у педагогов возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

    Проведя анализ своей работы по использованию детской литературы и фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе учителя – дефектолога, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

    В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

    Пестушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

    Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

    Заклички — обращения к явлениям природы (к солнышку, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

    Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.

    Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

    Скороговорки — незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

    Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

    Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

    В своей работе детский фольклор и художественную литературу я использую в разных видах деятельности:

    • в непосредственно образовательной деятельности
    • в приобщении детей к русской национальной культуре
    • в физминутках
    • в беседах
    • в наблюдениях
    • в народных подвижных играх
    • в играх на развитие мелкой моторики
    • в обучении правильному произношению
    • в театрализованной деятельности
    • в инсценировках.

    Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей.

    Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

    Самые любимые игры для детей — это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки — это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Особенно актуально для наших детей, из-за своего диагноза у них возникают трудности в ориентировке в пространстве, а игры помогают.

    Дети любят играть в игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

    Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор — игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем следующие движения:

    Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем — и без помощи другой руки.

    Разведение пальцев и их сведение.

    Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

    Помахивание кистями — сверху вниз.

    Помахивание кистями к себе и от себя.

    Вращение кистей — «фонарики».

    Пальчиковые игры и физкультминутки помогут усвоить понятия «право», «лево», «выше», «ниже», «ближе», «дальше», «вперёд», «назад»

    • способствуют развитию счёта на слух
    • будут развивать мелкую и общую моторику
    • сформируют внимание и память
    • помогут усвоить порядковый и количественный счёт

    Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь.

    Такая инсценировка — это целая живая картина.

    На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.

    Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Колобок», «Теремок», которую дети разыгрывали как маленький спектакль.

    Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая — зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

    В этом году, в своей практике стали использовать игры В. Воскобовича. Игра плюс сказка

    «Сказочные лабиринты игры” – это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно – взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы

    Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только учителям-дефектологам. Логопеды тоже используют фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

    Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

    А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

    Таким образом, устное народное творчество и произведения детских писателей играют существенно важную роль в обучении детей учителем – дефектологом. Использование фольклора и литературных произведений поможет приобщить детей к активной умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, разовьёт активность, наблюдательность, смекалку, научат делать умозаключения, строить высказывания, суждения, быстроту реакции

    Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника.

    В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения, ОНР и дизартрия.

    Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

    Выявленные факты побуждают к применению таких форм работы, которые помогают ребенку:

    во первых – успешно общаться со сверстниками и взрослыми при помощи языковых (фонетических, лексических,грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов);

    во вторых – художественная литература (поэзия)-уникальное средство для развития фонематического слуха, развития у детей связных высказываний.

    Художественные произведения служат детям образцом, благодаря которому

    они будут создавать более логичные, связные и последовательные высказывания.

    Чтение и заучивание стихов активно используется в моей работе для автоматизации и дифференциации звуков. Стихи несут огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд. Помогают передать

    наши впечатления и особые ощущения. Занимательные игры со стихами, разучивание стихов ( К. Чуковский, А Усачев, С Маршак и т. д.) по ролям не только развлечение, они служат для развития памяти.

    Просмотр содержимого документа
    «Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника. »

    Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника.

    В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения, ОНР и дизартрия.

    Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

    Выявленные факты побуждают к применению таких форм работы, которые помогают ребенку:

    во первых – успешно общаться со сверстниками и взрослыми при помощи языковых (фонетических, лексических ,грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов);

    во вторых – художественная литература (поэзия)-уникальное средство для развития фонематического слуха, развития у детей связных высказываний.

    Художественные произведения служат детям образцом, благодаря которому

    они будут создавать более логичные, связные и последовательные высказывания.

    Чтение и заучивание стихов активно используется в моей работе для автоматизации и дифференциации звуков. Стихи несут огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд . Помогают передать

    наши впечатления и особые ощущения. Занимательные игры со стихами, разучивание стихов ( К. Чуковский, А Усачев, С Маршак и т. д.) по ролям не только развлечение, они служат для развития памяти.

    В обучении детей с нарушениями речи необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. При этом важную роль играют произведения фольклора (устное народное творчество): как малые формы – пословицы, поговорки, потешки, загадки, так и более крупные – сказки.

    Широко использую дидактическое пособие О.В. Тырышкиной индивидуальные логопедические занятия, представленные в пособии, основываются на играх различной коррекционной направленности. Объединяющими сюжетами занятий являются мотивы известных сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям, персонажам, что усиливает мотивацию ребенка к деятельности. Кроме того, сказка дает детям новые представления о взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Это особый ракурс, близкий и понятный детям.

    Я придаю особое значение использованию в логопедической работе малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем (иногда – одно четверостишие), несут в себе важное для детей содержание.

    Произведения народного творчества в работе с детьми, имеющими нарушения речи, следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи, т. е. в одном ряду с занятиями по ознакомлению с окружающим, с природой, бытовыми ситуациями, рассматриванием картин и т. д.

    Практически на все лексические темы, по которым работают можно подобрать литературное произведение.

    Обязательно перед тем как использовать произведение проводится предварительная работа. Воспитатели или логопед знакомят детей со сказкой, рассказом и т. д. сначала читают, вместе рассматривают иллюстрации, обсуждают сюжет, характеризуют героев.

    Целесообразно использовать изображения героев произведений, которые можно выставлять на наборное полотно или на магнитной доске. Это трудоемкая работа, но она дает хороший результат.

    Формирование выработки интереса к коррекционным занятиям.

    Повышение эффективности коррекции речевых нарушений.

    Расширенное ознакомление детей с произведениями художественной литературы.

    Использование такого вида работы, как совмещение развлечения и коррекционной деятельности.

    Развитие памяти, внимания и мышления.

    Развитие связной речи.

    Для активизации коррекционно-развивающего обучения и воспитания я использую следующие виды работ:

    знакомство с предметами и явлениями окружающего мира, с художественной литературой, с образными средствами языка;(лексические темы)

    посещение детской библиотеки;

    сюжетно-ролевые игры, игры-драмматизации;(кафе)

    пересказ от лица литературного героя;

    рассказы из личного опыта;

    пересказ произведений художественной литературы по опорным схемам (мнемотаблицы)

    словесно-режисерская игра (изображение персонажей или отдельных эпизодов) ;

    составление сказок по аналогии;

    придумывание продолжения незавершенных сказок, рассказов;

    сочинение по заданному началу и названию;

    обсуждение детских высказываний, анализ детских рассказов;

    составление сказок по собственным рисункам с предложенным сюжетом;

    выборочный пересказ фрагментов текста с изменением диалога персонажей;

    Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс – статическое, психодинамическое)

    Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, кукольный театр, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы,

    теневые, магнитные, стендовые).

    Фонетические сказки и сказки по обучению грамоте

    Главные герои – буквы и звуки. Сказочная страна-Фонетика. Сказочные города – Гласных и Согласных. Злые персонажи – Звукомор и Звуковред. Добрые – Фея Фонетика и Фея Грамота.

    Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе повышает заинтересованность дошкольников, способствует развитию логики изложения, правильному структурному оформлению и ,как результат,

    Читайте также:  Конспект занятия по развитию связной речи Домашние птицы
  • Ссылка на основную публикацию