Художественная литература и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда

Использование художественной литературы и фольклора в коррекционно-развивающей работе логопеда

Статья предназначена для учителей-логопедов дошкольных учреждений. В ней обобщается опыт о том, как можно
использовать художественную литературу и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда.

Одним из средств эстетического воздействия на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей является художественная литература и фольклор.

Художественная литература и фольклор играет неоценимую роль в решении задач речевого развития.

В первую очередь, это:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка;
  • развитие фонематического слуха;
  • пополнение словарного запаса;
  • преодоление грамматических нарушений;
  • развитие связных высказываний.

В логопедической практике при коррекции речевых нарушений используются разные виды работы, такие как:

•​ Чтение и пересказ сказок и рассказов.

•​ Заучивание фольклорных форм (стихов, диалогов).

•​ Объяснение и уточнение смысла пословиц и поговорок.

В работе логопеда сказки и рассказы являются источником раскрытия и развития творческих речевых способностей и процессом активизации всех языковых средств, речевого потенциала личности.

Пересказ литературных произведений положительно влияет на связность детской речи, развивает память, умение интонационно передать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняет и расширяет словарь, помогает выразительно и фонетически правильно передать содержание текста.

Подбирая произведения для пересказа, опираюсь на возрастные особенности детей и стараюсь, чтобы они были доступны по содержанию и объему.

Если тексты используются для коррекции звукопроизношения, то они должны быть насыщены необходимым звуком. В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку. Всем этим требованиям отвечают произведения Л. Н. Толстого и русские народные сказки.

Дети участвуют в драматизации небольших русских народных сказок, при помощи игрушек, разыгрывают сценки с использованием пальчикового и кукольного театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.

В работе над малыми фольклорными формами обращаю внимание на ритмическую сторону речи, развиваю слоговую структуру слова, просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание).

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Заучивание стихотворных текстов – одно из эффективных средств умственного и эстетического развития детей.

Для запоминания текстов я использую карточки-картинки, которые очень любят дети.

Яркий и доступный, разнообразный материал помогает целенаправленно проводить коррекционную работу по автоматизации и дифференциации звуков, делать артикуляционную гимнастику, уделять внимание развитию фонематического слуха, развивать у детей общую и мелкую моторику, а также, эмоциональную сферу.

На занятиях использую пальчиковые игры и физминутки, где дети сопровождают говорение жестами и движениями.

Использование в логопедической практике скороговорок помогает закрепить у детей чёткую дикцию автоматизированного звука, отработать различные высотные, силовые, тембральные звучания.

Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Работа над скороговорками начинается с проговаривания в медленном темпе с хлопками, а, затем, по мере заучивания, темп немного убыстряется.

Чистоговорки ( народно-поэтические шутки).Заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. На занятиях они помогают вводить поставленные звуки в речь.

Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем — целые фразы.

Большими возможностями в процессе развития связной речи и формирования рассуждений располагает такие приемы, как придумывание, загадывание и разгадывание загадок. Загадки использую при ознакомлении с новой лексической темой в НОД и в игре.

Загадка помогает детям обратить внимание на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи.

Считалка – небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.В них много юмора, шуток, соревновательного задора.

Главная особенность считалки в коррекции речи — это отработка чёткого ритма, силы голоса, умение проговаривать раздельно слова.

Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, содержит синонимы, омонимы, антонимы, сравнения. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Использование и применение произведений художественной литературы и фольклора помогает:

  1. повышать заинтересованность дошкольников;
  2. сделать речь детей более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;
  3. усилить самоконтроль за правильным звукопроизношением;
  4. обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
  5. способствовать развитию логики изложения, правильному структурному оформлению;
  6. улучшать разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическую речь;
  7. развивать и повышать культуру речи;
  8. расширять детские представления об окружающем их мире;
  9. прививать любовь и уважение к книге.

Таким образом, художественная литература и фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. И имеет важное значение в воспитании дошкольника.

Чистоговорки ( народно-поэтические шутки).Заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. На занятиях они помогают вводить поставленные звуки в речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Сообщение52 КБ

Воспитатели группы также в коррекционной работе используют фольклор в разных видах деятельности:
– при организации и проведении режимных моментов;
– в непосредственно образовательной деятельности;
– в приобщении детей к национальной культуре;
– в беседах;
– в наблюдениях;
– в народных подвижных играх;
– в играх на развитие мелкой моторики;
– в театрализованной деятельности;
– в инсценировках.

Страницы

  • Библиотека
  • Карта сайта
  • Мои книги
  • Мои услуги
  • О сайте
  • О себе
  • Публикация на сайте
  • Рекомендую

Результаты работы:

Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Никогда ранее проблема духовного развития подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Системный кризис, охвативший наше общество, не был бы так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания. Возможно, что духовно-нравственный кризис обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, удерживающих его в сфере традиционной “правильной” морали. Поэтому оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. У дошкольных учреждений в этом процессе своя особая роль, так как именно в раннем детстве закладывается основа для формирования нравственной личности. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ДОУ стало ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным, изобразительным, музыкальным наследием. Система работы получила отражение в комплексной программе “ЛАД”, разработанной творческой группой ДОУ. Программа имеет рецензию Кемеровского областного института усовершенствования учителей и успешно используется уже в течение 5 лет в детском саду № 27 г. Прокопьевска. Один из блоков программы логопедический и называется “Речецветик”. Он посвящён организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи и включает в себя:

– календарно-тематическое планирование по возрастным группам с учётом дат народного календаря;

-“речевой” материал для автоматизации всех групп звуков в связной речи (Приложение 1);

– конспекты индивидуальных логопедических занятий (Приложение 2);

– народные игры для автоматизации звуков (Приложение 3);

– народные пальчиковые игры (Приложение 4);

-конспекты индивидуальных логоритмических занятий;

-конспекты фольклорных развлечений (Приложение 5).

Таким образом, основой блока “Речецветик” стал русский фольклор.

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

– занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Посуда”, “Дом”, “Инструменты” и т.д.,

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

-занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи);

Использую фольклорные произведения на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики.

Всю работу по приобщению детей к творческому наследию русского народа можно условно разделить на 2 этапа:

1 этап – накопление речевого материала детьми.

На данном этапе работы на логопедических занятиях идёт отработка правильного произношения определённых звуков в текстах, затем тексты сочетаются с музыкой, разучиваются народные игры.

2 этап – обобщение накопленного материала по теме и проведение фольклорного развлечения с детьми.

На этом этапе происходит обобщение всего изученного за определённый промежуток времени. Согласно народному календарю выбирается тема фольклорного развлечения, на котором подводится своеобразный итог работы за определённый период: дети логопедической группы рассказывают фольклорные произведения разных жанров на автоматизируемые звуки речи, поют песенки, играют в народные игры.

Итогом многолетней планомерной деятельности являются следующие положительные результаты:

  • расширились детские представления об окружающем их мире,
  • сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
  • речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,
  • усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,
  • улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

На этом этапе происходит обобщение всего изученного за определённый промежуток времени. Согласно народному календарю выбирается тема фольклорного развлечения, на котором подводится своеобразный итог работы за определённый период: дети логопедической группы рассказывают фольклорные произведения разных жанров на автоматизируемые звуки речи, поют песенки, играют в народные игры.

Художественная литература и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда

Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой и фольклором является одним из целевых ориентиров дошкольного образования, зафиксированном в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования. В требованиях ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования психолого-педагогическая работа с детской литературой отражена в таких образовательных областях как «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Содержанием образовательной деятельности на основе детской литературы является знакомство детей с детской книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, целенаправленное восприятие художественной литературы и фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и т.д.

Универсальность детской литературы и фольклора позволяет рассматривать их не только как цель образовательной работы в детском саду, но и как эффективное средство развития всех сторон психики дошкольника. Об этом писали такие авторитетные отечественные психологи и педагоги как А.В. Запорожец, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова и многие другие. Б.В. Кондаков и Т.Д. Попкова [4] подчеркивают, что художественный мир литературного произведения представляет собой многоуровневую систему ценностей (идеологических, эстетических, моральных и т.п.), которые для читателя из общезначимых переходят в категорию индивидуально-личностных и наоборот. Таким образом, детская литература, по своей сути, является художественным сопровождением процесса самопознания ребенка.

В работах А.В. Запорожца [1] указывается, что, познавая действительность средствами искусства, дети не только расширяют круг знаний, но и по новому переживают события собственной жизни, более осмысленно относятся к окружающему миру. В частности, художественная литература помогает им осознать нравственный смысл человеческих поступков, дает возможность принять высшие социальные мотивы поведения героев художественных произведений.

Особое значение как средству обучения и воспитания дошкольников А.В. Запорожец придавал народной и авторской сказке. По его мнению, сказка имеет особые структурные компоненты (своеобразие экспозиции, завязки, драматическое изложение сюжета, действенность финала и т.д.), которые создают благоприятные условия для формирования у детей так называемого содействия. Под содействием ученый понимал специфическую активность ребенка близкую по своему характеру к практической и игровой деятельности. Осуществляя содействие сказочным персонажам, дети мысленно становятся на их позицию, прослеживают ход их действий, сочувствуют удачам и неудачам героев, стремятся вместе с ними достигнуть определенных целей. Созвучные идеям А.В. Запорожца мысли высказывал выдающийся отечественный психолог Б.М. Теплов [9], который писал, что сказка дает возможность детям войти «внутрь жизни», пережить ее отдельные моменты. В процессе этого переживания у них создается определенное отношение и моральные оценки, которые для детей имеют большую “принудительную силу”, чем оценки, сообщаемые и усваиваемые».

М.Н. Питерскова [7] пишет, что сказка представляет собой активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка. Эстетическое начало сказки проявляется в идеализации положительных героев, в ярком изображении «сказочного мира», романтической окраске событий. Сказочное повествование позволяет пережить детям смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. Условный мир сказки дает возможность соучастия в самых невероятных событиях так, как будто они имеют место в действительности. Все это способствует тому, что дети извлекают из сказки жизненную мудрость в увлекательной и понятной для них форме.

Таким образом, можно говорить о том, что детская художественная литература и фольклор являются для дошкольников эффективным средством социализации, в котором сочетаются, с одной стороны, процесс инкультурации, связанный с усвоением определенных культурных ценностей и норм, с другой стороны, процесс выработки индивидуальной системы ценностных оценок, связанный с формированием образца культурного поведения.

Особое значение детская художественная литература и фольклор как средство коррекции личности приобретают относительно дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Специфика детской литературы позволяет таким детям гармонично «врастать» в культуру, наследуя социальный и культурный опыт человечества. По мнению Е.А. Медведевой [6], уникальность влияния средств искусства на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в его культурогенной способности создавать вокруг себя относительно автономную сферу всех видов человеческой деятельности (познавательной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, художественно-творческой), тем самым способствуя освоению детьми мира и развитию их личности.

К сожалению, исследования, направленные на использование искусства как средства психологической коррекции личности дошкольников с ЗПР, крайне немногочисленны. Это работы В.В. Кисовой [2, 3], Ю.Л. Левицкой [5], Е.А. Медведевой, Н.В. Шутовой [10] и некоторых других исследователей. Трудов, посвященных непосредственно изучению влияния детской литературы и фольклора на становление личности у дошкольников с ЗПР, нами обнаружено не было. Авторами данной статьи были разработаны оригинальные программы психологической коррекции отдельных аспектов личностного развития средствами детской художественной литературы и фольклора.

Первая программа является частью системы инновационного психолого-педагогического сопровождения формирования саморегуляции в учебно-познавательной деятельности у старших дошкольников с ЗПР. Для развития у них аффективно-мотивационной саморегуляции была разработана коррекционно-развивающая программа на основе занятий по развитию речи и ознакомлению с детской художественной литературой. Целью коррекционно-развивающей работы явилось формирование у дошкольников с ЗПР личностного опыта позитивного уверенного поведения и способствование использованию этого опыта в реальной жизни детей. Работа осуществлялась учителем-логопедом в течение 15 занятий, проводимых 1 раз в неделю по подгруппам, с продолжительностью около 30 минут.

Задачи коррекционно-развивающей работы формулируются следующим образом: становление у дошкольников с ЗПР уверенности в себе; формирование мотивации достижения поставленной цели; развитие умения детей владеть своими эмоциями, сдерживая их негативные проявления (обидчивость, плаксивость, раздражительность и т.д.); развитие и укрепление положительных эмоций по отношению к взрослым и сверстникам; содействие развитию положительных эмоций от проявления интеллектуальной активности; формирование потребности в продуктивном сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.

Все занятия распределены по трем коррекционно-развивающим направлениям работы:

1) развитие у детей умения замечать и дифференцировать эмоциональные состояния героев литературных произведений.

2) освоение и принятие дошкольниками позитивных моделей инициативного, уверенного поведения, демонстрируемых героями литературных произведений.

3) закрепление навыков позитивного уверенного поведения на занятиях и в повседневной жизни детей.

Для реализации каждого направления психолого-педагогической работы запланировано по пять занятий. Занятия первого направления были построены на основе русской народной сказки «Заюшкина избушка» и английской народной сказки «Три поросенка». На данных занятиях дети слушали выразительное чтение сказок педагогом, обсуждали их содержание и анализировали эмоциональные проявления главных героев. Дошкольники принимали участие в мини-драматизациях отдельных фрагментов сказок, где наиболее ярко проявлялись такие черты персонажей как смелость, уверенность, настойчивость и т.д.

В занятиях второго направления использовалась русская народная сказка «Гуси-лебеди» и сказка В. Сутеева «Под грибом». Ознакомление с литературными произведениями выносилось за пределы занятия на предварительную работу. На самих занятиях дети под руководством логопеда инсценировали сказки, отрабатывая как эмоциональную выразительность речи, так и выразительность мимики и пантомимики. На этом этапе работы активно использовались индивидуальные занятия с детьми для разучивания и отработки роли. Особое внимание обращалось на осознание дошкольниками чувств и переживаний персонажей сказок.

Третье направление работы строилось не только на драматизации литературных произведений (русские народные сказки «Кот, петух и лиса» и «Машенька и медведь»), но и на таком приеме как изменение их финала. Так, в сказке «Колобок» дети придумывают новый конец произведения, где главный герой с помощью своей находчивости и смекалки спасается от лисы. Также на занятиях дети обсуждают те жизненные ситуации, которые складываются в ходе их пребывания в детском саду, и инсценируют некоторые из них.

Вторая программа была направлена на коррекцию и развитие эмпатии к сверстникам у старших дошкольников с ЗПР. Психолого-педагогические задачи программы формулируются следующим образом: 1) обогащение представлений старших дошкольников с ЗПР о социальной значимости сочувствия, сопереживания и содействия окружающим людям на примере произведений детской художественной литературы; 2) активизация и обогащение опыта эмпатийного поведения у детей в процессе ознакомления со сказками, стихами и рассказами, входящими в перечень рекомендуемой литературы по образовательной программе дошкольного образовательного учреждения; 3) инициация опыта чувствования детей посредством формирования у них умений содействия в играх-драматизациях, основанных на сюжетах произведений детской художественной литературы.

Разработанная экспериментальная программа развития эмпатии у старших дошкольников с ЗПР к сверстникам может быть интегрирована в коррекционно-развивающий процесс детского сада и органично включена в работу по ознакомлению с художественной литературой или развитию мира эмоций детей дошкольного возраста.

Перечень литературных произведений для реализации формирующей программы состоит из классических отечественный детских художественных произведений, которые были подобраны с учетом следующих критериев:

– эмоциональная насыщенность произведения: выразительный язык, захватывающая композиция, яркая смена эмоциональных состояний героев;

– социально-нравственный смысл произведения: борьба добра и зла, наличие нравственных эталонов;

– соответствие содержания возрасту детей.

Коррекционно-развивающая программа состояла из 3 этапов и реализовывалась в течение одного учебного года. Частота занятий 2 раза в неделю, продолжительностью 20-30 минут. Форма работы: подгрупповая (по 4-6 человек – чтение и обсуждение произведений, работа с иллюстрациями на понимание эмоционального состояния) и групповая (12 человек – игры-драматизации, перенос ситуаций из произведения в поле индивидуального опыта детей).

Первый этап был подчинён развитию у дошкольников с ЗПР когнитивного компонента эмпатии. Его целью являлось обогащение опыта детей с ЗПР в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков сверстников – героев литературных произведений. Исходя из цели этапа, были выделены следующие задачи работы: 1) знакомство детей с новыми понятиями и их значениями: радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие; 2) активизация эмоционально-чувственного опыта дошкольников и обогащение их представлений о способах выражения и вербализации чувств и эмоций; 3) развитие способности детей оценивать эмоции и чувства сверстников.

Первый этап включает в себя 3 серии занятий:

  1. Серия вводных занятий «Путешествие в мир эмоций» (знакомство детей с эмоциями: радостью, грустью, злостью, страхом, удивлением и спокойствием и другими; обучение детей различению эмоции по схематическим изображениям; формирование навыков вербализации собственных эмоциональных переживаний).
  2. Серия занятий по стихотворению И. Куприянова «Удивление» (развитие у детей навыков понимания собственных чувств, умений передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства).
  3. Серия занятие по рассказу К.Д. Ушинского «Дети в роще» (закрепление у детей навыков понимания собственных чувств и чувств других людей; развитие умений определения мотивов поступков персонажей художественного произведения с опорой на их эмоциональные состояния).

Второй этап был подчинен развитию у детей с ЗПР эмоционального компонента эмпатии. Его целью являлось выработка умения выражать сочувствие, сопереживание и содействие сверстникам. В качестве задач коррекционно-развивающей работы были определены следующие: 1) развитие у детей желания чутко и бережно относится к чувствам и переживаниям сверстников; 2) обогащение у дошкольников опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений; 3) развитие положительного отношения детей с ЗПР к эмпатийному поведению; 4) обогащение эмпатийного опыта ребенка формами проявления сочувствия, сопереживания и содействия в игровой форме, опираясь на содержание детской художественной литературы.

Второй этап включает в себя 2 серии занятий:

  1. Серия занятий по рассказам С.А. Баруздина «Про Светлану» (развитие у детей умения слушать и понимать произведение, воспитание умения активно переживать его, не оставаться безучастным, равнодушным к содержанию произведения; обогащение эмоционального опыта детей способами проявления согрусти, сорадости и т.д.
  2. Серия занятий по произведению А.Л. Барто «Вовка – добрая душа» (обучение детей навыкам отражения эмоций, переживаемых персонажами литературного произведения; воспитание социально значимых эмоций, характеризующих отношение к сверстникам).

Третий этап был подчинен развитию у детей с ЗПР поведенческого компонента эмпатии. Его целью являлось выработка стремления помочь сверстнику, проявить посильную действенную помощь. Исходя из цели этапа, были выделены следующие задачи: 1) обогащение эмпатийного опыта ребенка способами проявления содействия в игровой форме, опираясь на содержание художественной литературы; 2) практическое применение форм эмпатийного поведения в проблемно-игровых ситуациях; 3) развитие самостоятельности эмпатийного поведения у дошкольников с ЗПР.

Третий этап включает в себя 3 серии занятий:

  1. 1. Серия занятий по произведению Н.Н. Носова «На горке» (обогащение эмпатийного опыта детей способами проявления сопереживания и содействия к сверстнику в игровой форме, опираясь на содержание художественной литературы).
  2. Серия занятий по рассказу Л.Ф. Воронковой «Медок и Холодок» (развитие позитивного отношения к сверстникам, формирование умения взаимодействовать с ними; формирование умения чувствовать и понимать сверстника, используя сюжет рассказа).
  3. Серия занятий по произведению Н.Н. Носова «Наш каток» (развитие способности детей с ЗПР к сопереживанию, умению проявлять уважение, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к тем сверстникам, которые в этом нуждаются).

Результаты реализации обеих коррекционно-развивающих программ показали наличие выраженной положительной динамики в развитии и коррекции исследуемых феноменов. Так, дети с ЗПР стали точнее узнавать эмоциональные состояния других людей. У них произошла дифференциация некоторых наиболее близких по проявлениям эмоций, например, грусть и спокойствие. Более выраженной оказалась потребность в оказании помощи другим детям в проблемной ситуации. В целом, большинство старших дошкольников с ЗПР стали демонстрировать средний уровень эмоциональной отзывчивости к сверстникам. Следует отметить, что более податливыми к коррекционной работе оказались когнитивный и эмоциональный компоненты эмпатии. Изучение поведенческого компонента показало его невыраженную положительную динамику. Очевидно, это связано как с возрастными особенностями дошкольного возраста, так и с глубиной психической незрелости этих детей.

Таким образом, использование детской художественной литературы и фольклора как средства психологической коррекции личности дошкольников с ЗПР подтверждает свою эффективность. Это позволяет активно внедрять подобные коррекционно-развивающие программы в практику работы дошкольных образовательных учреждений обучающих и воспитывающих детей с данным видом дизонтогенеза.

Третий этап был подчинен развитию у детей с ЗПР поведенческого компонента эмпатии. Его целью являлось выработка стремления помочь сверстнику, проявить посильную действенную помощь. Исходя из цели этапа, были выделены следующие задачи: 1) обогащение эмпатийного опыта ребенка способами проявления содействия в игровой форме, опираясь на содержание художественной литературы; 2) практическое применение форм эмпатийного поведения в проблемно-игровых ситуациях; 3) развитие самостоятельности эмпатийного поведения у дошкольников с ЗПР.

Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника.

В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения, ОНР и дизартрия.

Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Выявленные факты побуждают к применению таких форм работы, которые помогают ребенку:

во первых – успешно общаться со сверстниками и взрослыми при помощи языковых (фонетических, лексических,грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов);

во вторых – художественная литература (поэзия)-уникальное средство для развития фонематического слуха, развития у детей связных высказываний.

Художественные произведения служат детям образцом, благодаря которому

они будут создавать более логичные, связные и последовательные высказывания.

Чтение и заучивание стихов активно используется в моей работе для автоматизации и дифференциации звуков. Стихи несут огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд. Помогают передать

наши впечатления и особые ощущения. Занимательные игры со стихами, разучивание стихов ( К. Чуковский, А Усачев, С Маршак и т. д.) по ролям не только развлечение, они служат для развития памяти.

во первых – успешно общаться со сверстниками и взрослыми при помощи языковых (фонетических, лексических ,грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов);

Использование малых жанров фольклора в коррекционно-логопедической работе

Марина
Использование малых жанров фольклора в коррекционно-логопедической работе

Использование малых жанров фольклора в коррекционно – логопедической работе.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с общим недоразвитием речевого развития у детей дошкольного возраста.

Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых жанров фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Анализ специальной литературы показал, что до настоящего времени существует недостаточно исследований, раскрывающих зависимость успешного преодоления ОНР от использования в коррекционно-логопедической работе произведений малых фольклорных жанров.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.Для дошкольников с ОНР характерны: бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи.

Для преодоления имеющихся проблем считаю целесообразным использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных жанров, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Использование произведений малых фольклорных жанров, заложенная в них познавательная и коммуникативная направленность способствуют развитию когнитивно-речевой деятельности ребенка с ОНР, оказывают влияние на развитие его личности и активизацию вербальных средств общения, способствуют развитию когнитивно-речевой деятельности дошкольников, освоению ими системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль, повышают эффективность коррекционно-логопедической работы. Поэтому считаю важным, знакомить детей с народным языком, детским фольклором и включать его во все направления коррекционной работы.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр) во все направления коррекционной работыпо преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее

Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Использование в работе с детьми пословиц, загадок помогает нам выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Отгадывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной – не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляю в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития.

Основными формами организации коррекционного обучения детей, на которых использую фольклорный материал,являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

-занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков в связной речи);

– занятия по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;

-занятия по развитию лексико-грамматических средств языка;

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

– занятия по развитию просодического компонента речи;

Фольклорные произведения используеюна разных этапах занятия: в организационном моменте (так, при введении детей в тему занятия загадываем, отгадываем, придумываем загадки, в основной части (при изучении темы используем потешки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, небылицы, во время физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики (народные игры, потешки).

Дошкольники с ОНР, помимо речевых нарушений,имеют ряд психофизиологических особенностей: они недостаточно ориентируются в средствах языковой выразительности, имеют низкий самоконтроль, несовершенную регулирующую функцию речи, обычно не умеют применять полученный языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает использовать специальные приемы и упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе усвоения фольклорного материала.

Методическая разработка «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста» Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют.

Доклад к педсовету «Использование фольклора как средства повышения эффективности культуры речи в логопедической работе» Использование фольклора, как средства повышения эффективности культуры речи в логопедической работе Слово “фольклор” в буквальном переводе.

Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста Консультация на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста». Воспитатели: Аксенова О. А. Гарбузова.

Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических занятия Нечаева Елена Викторовна логопед Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических.

Использование в работе с дошкольниками малых фольклорных форм Основной моделью общения с детьми принимаю личностно-ориентированную модель, т. к. предпочитаю общаться с детьми на равных, видеть в ребёнке.

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей» Цель: закрепить знание детей патешек ; Задачи: Образовательная: уметь правильно охарактеризовать героев патешек; упражнять в правильном.

Конспект родительского собрания в 2 младшей группе. Тема: «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» Конспект родительского собрания в 2 младшей группе «В» МБДОУ-детский сад №93 г. Орла Воспитатель Мельникова Ирина Александровна Тема: «Использование.

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников» Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста-задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Инновационный подход к использованию малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт психологии и образования Приволжский межрегиональный центр повышения.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с общим недоразвитием речевого развития у детей дошкольного возраста.

Статья «Использование малых форм русского фольклора в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Оксана Евгеньевна Стрижевская учитель-логопед,

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» города Тамбова

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в самом положительном смысле для подрастающего поколения. А ведь в дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Нельзя сказать, что фольклор используется в обучении и воспитании дошкольников мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но в коррекционной работе, на наш взгляд, произведения устного народного творчества используются бессистемно, на интуитивном уровне, что не позволяет добиться ожидаемых результатов.

Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Поэтому мы считаем важным, познакомить детей с народным языком, детским фольклором и включить его во все направления коррекционной работы.

Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляем в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Основными формами организации коррекционного обучения детей, на которых мы используем фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

– занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков в связной речи);

– занятия по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;

– занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, «Дикие животные», «Домашние животные», «Посуда», «Дом», «Инструменты» и т.д.;

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

– занятия по развитию просодического компонента речи;

Фольклорные произведения мы используем на разных этапах занятия: в организационном моменте (так, при введении детей в тему занятия загадываем, отгадываем, придумываем загадки), в основной части (при изучении темы используем потешки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, небылицы), во время физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики (народные игры, потешки).

Дошкольники с ОНР, помимо речевых нарушений, имеют ряд психофизиологических особенностей: они недостаточно ориентируются в средствах языковой выразительности, имеют низкий самоконтроль, несовершенную регулирующую функцию речи, обычно не умеют применять полученный языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает нас использовать специальные приемы и упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала:

1. Первичное понимание предъявляемого материала.

2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.

3. Сопоставление частных явлений (вариантов) теста по теме.

4. Дифференциация сходных явлений в текстах по нескольким темам.

5. Самостоятельное применение усвоенного фольклорного материала.

В моделируемом таким образом корреционно-логопедическом процессе малые фольклорные формы служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.

На начальных этапах работы развивается интерес к потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам и загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. Считаем, что большинство потешек, скороговорок – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Игра, словом в скороговорках становится для ребенка источником познания. В одной фразе нарочно смешиваются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. В процесс работы над автоматизацией и дифференциацией того или иного звука мы используем различные скороговорки, которые постепенно усложняем: «Кол около стола, стол около кола», «Свекла у Фёклы мокла и сохла. Сохла и мокла, пока не поблекла».

На логопедических занятиях учим детей анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо-чудное, диво – дивное), синонимику (правда – истина, щука – рыба), уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных: «Коровушка, буренушка, подай молочка, покорми пастушка». Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышаем за счет проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?».

Использование в работе с детьми пословиц, загадок помогает нам выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического. «Не князь по породе, а ходит в короне» – князем оказывается петух: он важен, как князь, красив его яркий гребешок-корона. «Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел» – серп уподоблен месяцу: новому, только что родившемуся, тонкому, действительно очень похожему на серп, Этот месяц блестел днем, в руках работающей жнеи, а ночью вернулся на небо. Перед нами целая сказка! Эта загадка вызывает у ребенка много вопросов: что такое серп, кто это жнея, Так мы знакомим ребенка и с новыми для него понятиями и предметами, и открываем для него страницы прошлого нашего народа, и стимулируем познавательную активность, любознательность, воспитываем интерес к слову, родному языку.

Чтобы вызвать потребность в доказательстве, при отгадывании загадок ставим перед детьми конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используем разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например: «Белые хоромы, красные упоры», «В воде искупается, а сух останется» – гусь. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства.

Работая над пословицами и поговорками, мы учим детей пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок, формируем навыки подбора и использования сравнений, развиваем интонационную выразительность речи. Поговорка в русской речи – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришел внезапно, другое – сказать: «Свалился как снег на голову». Это не простое определение внезапности, оно и выражение досады, удивления, недоумения. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения: «Он (она, оно, они) свалился (свалилась, свалились) как снег на голову». В отличие от поговорки пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить». В этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то и браться не следует. Знакомя детей с пословицами, поговорками, мы развиваем у детей познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

В работе над устранением ОНР у детей большое внимание мы уделяем развитию просодической стороны речи, нормализации общей и мелкой моторики. Решению этих задач помогает народная считалка. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. «Шла торговка мимо рынка …» – ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму – бух. Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух» и «мух» передает падение незадачливой торговки. А ребенок незаметно для себя в игровой форме учится передавать мимикой, интонацией, движениями настроение и характер героя, овладевает средствами выразительности родного языка.

С целью повышения мотивации на занятиях часто используем прием присутствия игрового персонажа (образных игрушек: зайца Егорки, козы рогатой, Пети-петушка, Мишки-топтышки, Петрушки и т.д.). Посредством сюжетов, моделируемых с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, воспитываем в нём: ответственность, доброту; при необходимости данный прием помогает ребенку в преодолении робости или страха, раздражительности или пассивности, упрямства или замкнутости. В процессе игры у ребёнка возникает эмоциональный подъём и заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность.

Большое значение уделяем организации предметно-развивающей среды: подбираем книги с фольклорными произведениями, в том числе книги-раскладушки и раскраски, кассеты, диски, а также костюмы, атрибуты для театрализации, наборы открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.

Итогом коррекцинно-логопедической работы в данном направлении являются следующие положительные результаты:

– расширились детские представления об окружающем их мире;

– сформировались первоначальные знания о национальной культуре нашего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами и выражениями;

– речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

– усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением;

– улучшились разные виды связного высказывания, умение выразительно и образно излагать свои мысли.

Таким образом, мы считаем, что использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству. Следовательно, работа с малыми фольклорными формами позволяет нам уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

3. Сопоставление частных явлений (вариантов) теста по теме.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВиктор Тришечкин

8 – Игровая деятельность; -Организованная образовательная деятельность; -Театрализованная деятельность; -Режимные моменты; -Самостоятельная деятельная деятельность; -Праздники развлечения; -Дополнительная образовательная -Деятельная (кружки, факультативы; Виды деятельности, через которые проходит знакомство с малыми фольклорными формами:

«Использование художественной литературы и фольклора в коррекционном процессе учителя-дефектолога»

Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный материал связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью. Это детская литература и фольклор.

Детская литература и фольклор – одно из действенных средств, таящий огромные дидактические возможности.

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени.

А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего – и легче всего в игре» Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью — умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому я придерживаюсь следующего правила:

«Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»

И я пришла к выводу:

«Что детская литература и фольклор имеют большое значение в развитии ребенка, как в воспитательном, так и в коррекционно – образовательном процессе».

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка обозначений и названий, которые мы давно не употребляем в речи тяжело запомнить. Поэтому у педагогов возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Проведя анализ своей работы по использованию детской литературы и фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе учителя – дефектолога, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

Пестушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички — обращения к явлениям природы (к солнышку, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки — незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

В своей работе детский фольклор и художественную литературу я использую в разных видах деятельности:

  • в непосредственно образовательной деятельности
  • в приобщении детей к русской национальной культуре
  • в физминутках
  • в беседах
  • в наблюдениях
  • в народных подвижных играх
  • в играх на развитие мелкой моторики
  • в обучении правильному произношению
  • в театрализованной деятельности
  • в инсценировках.

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей.

Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей — это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки — это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Особенно актуально для наших детей, из-за своего диагноза у них возникают трудности в ориентировке в пространстве, а игры помогают.

Дети любят играть в игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор — игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем следующие движения:

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем — и без помощи другой руки.

Разведение пальцев и их сведение.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Помахивание кистями — сверху вниз.

Помахивание кистями к себе и от себя.

Вращение кистей — «фонарики».

Пальчиковые игры и физкультминутки помогут усвоить понятия «право», «лево», «выше», «ниже», «ближе», «дальше», «вперёд», «назад»

  • способствуют развитию счёта на слух
  • будут развивать мелкую и общую моторику
  • сформируют внимание и память
  • помогут усвоить порядковый и количественный счёт

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь.

Такая инсценировка — это целая живая картина.

На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.

Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Колобок», «Теремок», которую дети разыгрывали как маленький спектакль.

Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая — зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

В этом году, в своей практике стали использовать игры В. Воскобовича. Игра плюс сказка

«Сказочные лабиринты игры” – это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно – взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только учителям-дефектологам. Логопеды тоже используют фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Таким образом, устное народное творчество и произведения детских писателей играют существенно важную роль в обучении детей учителем – дефектологом. Использование фольклора и литературных произведений поможет приобщить детей к активной умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, разовьёт активность, наблюдательность, смекалку, научат делать умозаключения, строить высказывания, суждения, быстроту реакции

На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Итогом коррекцинно-логопедической работы в данном направлении являются следующие положительные результаты:

Художественная литература и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда

Аннотация: Цель мастер – класса: знакомство педагогов с «логопедическими сказками», побуждение к использованию логосказок в совместной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Методика коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР на материале детского фольклора Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

В данной статье описана методика коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР на материале детского фольклора , представлена цель методики, ее задачи. Описана логопедическая коррекционная программа для дошкольников с ОНР по развитию словарного запаса , в статье приведены материалы, на которых основана методика.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями средствами малых форм фольклора

Коррекционно-логопедическая работа

по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста

с речевыми нарушениями средствами малых форм фольклора

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что большинство исследователей отмечают наличие специфических особенностей формирования познавательной и речевой деятельности у детей с ОНР. Среди характерных черт выделяются различные нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, недостаточное понимание речи окружающих.Помимо указанных выше нарушений речевого характера, отдельно следует обозначить возможные особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети с ОНР могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д. Большинство детей дошкольного возраста зачастую слышат лишь разговорно-бытовую речь, многие дети не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи. Тем самым у детей не развивается образное мышление, не в полной мере обогащается словарный запас, им сложно понимать речь, неподкрепленную конкретной ситуацией. Поэтому так важно в дошкольном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык, богатый языковыми средствами.

Всё это указывает на необходимость проведения работы по развитию образной речи дошкольников с ОНР.

Образная речь – это речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, афоризмами, гиперболами, символами и т.д. В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, загадками. Владение образной речью делает человека самобытным, характеризует его связь с народом и его историческим прошлым, помогает доходчивее донести мысли до слушателей.

Исследования логопедов, психологов и педагогов, показывают, что именно к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все знают и много говорят. Он решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точно, образно выражать свои мысли, делиться впечатлениями об увиденном, услышанном и прочитанном. И ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и скороговорки занимают особое место.

Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл и не является законченным предложением. Примеры поговорок: «когда рак на горе свистнет», «собака на сене», «лыку не вяжет», «(остаться) у разбитого корыта», «за тридевять земель», «белены объелся».

Детей можно активно вовлекать в совместную образовательную, игровую и творческую деятельность, в которой их необходимо знакомить с пословицами и поговорками. Перечислим используемые приёмы и методы работы.

чтение сказок и стихотворений по темам «Дружба», «Добро», «Правда и ложь», «Зима», «Вежливость» и т.д. Читаем и подбираем подходящую пословицу. Например, чтение сказки

р исование пальчиками, красками, карандашами по пословицам о радости, о Родине, о зиме (мелом), о весне, о труде и лени и т.д..Можно давать детям в качестве домашнего задания нарисовать пословицу. Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу, затем показывает рисунок и называет пословицу. Это позволяет и самому ребенку запомнить её, и другим детям понять её смысл и запомнить. Можно затем показывать рисунки по пословицам, а детей просить вспомнить их.

просмотр мультфильмов, которые иллюстрируют содержание пословицы, либо к которому затем подбирается подходящая поговорка. Например, мультфильм «Сказка о жадности» (1976г.) и работа с пословицами «Жадность последнего ума лишает», «У скупого и корки не выпросишь», «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

драматизация сказок и произведений, подходящих по смыслу пословице или поговорке. Например, драматизация сказки «Заюшкина избушка» при работе с поговоркой «Доброму гостю – хозяин рад»

изготовление открыток, складывание оригами

Вывод: По мере вхождения пословиц, поговорок и скороговорок в быт дети начинают очень чутко чувствовать иронию, юмор в пословицах, сами начинают пользоваться ими в своём обиходе наряду с яркими, короткими рифмованными фразами из народного языка, как, например «бежать без оглядки», «ни слуху, ни духу», «дух захватывает» и т.д. Использование пословиц активизирует речь, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль».

Коррекционно-логопедическая работа

Художественная литература и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда

Русская народная сказка

«Журавль и цапля»

«Лягушка-путешественница», Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

«Рассеянный с улицы Бассейной»

Русская народная сказка

С. Маршак «Откуда стол пришел?»

«Ромашки в январе» Русская народная сказка «Морозко»

К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»

А,Милн, Б. Заходер

«Как Винни-Пух и Пятачок отправились на охоту…»

Русские народные сказки

Бажов «Серебрянное копытце»

В, Злотников «Подарок для самого слабого»

«Верное средство», «Крошка Енот»

«Бобик в гостях у Барбоса»

Э, Успенский «Зима в Простоквашино»

В, Сутеев «Утенок и цыпленок»

М. Горький «Воробьишко

М. Пришвин «Гаечки»

Русская народная сказка «По щучьему велению»

А. Барто «Я выросла»

В. Драгунский «Друг детства»

К. Чуковский «Федорино горе»

«Два жадных медвежонка», «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок»

«Два жадных медвежонка», «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок»

«Паровозик из Ромашково

Н. Носов «Автомобиль»»

К, Чуковский «Айболит»

С. Маршак «Почта», «Живые буквы»

Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом, (художником). Как Незнайка сочинял стихи.

В. Маяковский «Кем быть?»

Животные жарких стран

К. Чуковский «Бармалей»

С. Маршак «Где обедал воробей?», «Детки в клетке»

В. Катаев «Цветик-семицветик»

«Стойкий оловянный солдатик»

С. Баруздин «Шел по улице солдат»

К. Паустовский «Похождения жука-носорога»

Л. Пантелеев «Большая стирка»

М. Зощенко «Бабушкин подарок»

В. Осеева «Волшебное слово»

К. Ушинский «Четыре желания»

«Как муравьишка домой спешил»,
А. Милн, Б. Заходер «Винни-Пух и пчелы»

В планирование даны не все художественные произведения, так как периодически добавляются новые, что-то меняется. Все перечислить невозможно, так как слишком много художественной литературы для детей. В данном планировании использованы наиболее знакомые всем произведения. В перспективе поиск интересных литературных произведений, менее известных, и включение их в коррекционную работу с детьми, имеющих нарушения речи.

Методика развития связной речи с использованием произведений художественной литературы.

Перед началом работы с произведением обязательно вспоминаем название и автора произведения. При развитии связной речи применяется несколько вариантов работы.

1 – составление предложений по сюжетным картинкам.

2 – пересказ произведения по иллюстрациям

3 – пересказ без опоры на иллюстрации

4 – выкладывание иллюстраций по типу «Что сначала, что потом» и пересказ.

5 – ответы на вопросы педагога

Первый вариант – составление предложений – берется после использования других вариантов. Казалось бы, что он должен быть первым. В данном случае наоборот. Детям проще составить предложения по картинке, когда произведение уже изучено вдоль и поперек, т.е. пересказали по иллюстрациям, выложили последовательность, пересказали без иллюстраций и ответили на вопросы педагога. После этих видов работы можно взять любую сюжетную картинку (необязательно в порядке действий) и работать уже над составлением предложений. Предложения могут быть ответами на вопрос, например: «Что делает муха-цокотуха?». Ответ: «Муха-цокотуха приглашает гостей пить чай». Или ребенку задается общий вопрос: «Что ты видишь на картинке?». Второй вариант более сложный.

При следующем виде работы дети пересказывают произведение по иллюстрациям в порядке действий. Пересказ ведется друг за другом, поэтому все внимательно слушают товарища и следят за сменой иллюстраций, этот вид работы ведется с небольшой подгруппой детей (4-5)человек. Если брать большее количество детей, то пока последний ждет свою очередь у него пропадает интерес к заданию и внимание становится неустойчивым. Здесь используются книги с яркими, красочными и с достаточно большими иллюстрациями. При пересказе берем ту же книгу, которую читал педагог. Если берутся отдельные сюжетные картинки без книги, желательно чтобы они были точной копией книги.

При пересказе без иллюстраций можно брать подгруппу с большим количеством детей, так как не тратится время на показ и рассматривание иллюстраций. Однако не все дети могут выполнять такой вид работы. Следующий вид работы –выложить цепочку из сюжетных картинок по принципу «Что сначала,что потом».Если серия состоит из большого количества картинок, то можно взять подгруппу из2-3 детей, после раскладывания картинок, дети пересказывают произведение. При маленьком количестве картинок, один ребенок раскладывает и пересказывает.

Последний вид работы – ответы на вопросы педагога. Педагог задает детям вопросы, ответы на которые есть на иллюстрациях. Здесь основное внимание уделено развитию памяти и внимания, ну и, конечно, развитию связной речи. Например: «Кто смотрел как дерутся волк и лиса?» (Сутеев. «Елка»). После ответа ребенка, выставляется иллюстрация с этим сюжетом. Ответ должен быть полным предложением.

При изучении определенной лексической темы, берется произведение художественной литературы, которое связано в лексической темой . Например, тема «Мебель», как ни странно, к нему подобрана русская народная сказка «Три медведя». Это произведение выбрано потому, что в сказке у каждого героя свой стул, своя кровать, подобранные по их росту. Этот момент обязательно обсуждается с детьми. Во время изучении художественного произведения книга с иллюстрациями находится в свободном доступе у детей. Чтобы дети могли в любой момент взять и посмотреть книгу. При индивидуальной работе можно использовать карточки меньшего размера, чем при подгрупповой работе и , если используются иллюстрации из книги, то иллюстрации в них могут быть тоже небольшого размера. Индивидуальную работу используем при работе с детьми, которые не могут по какой-то причине заниматься в подгруппе. К таким детям относятся гиперактивные дети, дети с РДА, с низкой речевой активностью стеснительные дети и некоторые другие категории. Использование произведений художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста способствует не только развитию речи ребенка, но знакомит его в большим количеством произведений и вызывает интерес к книгам. Это немаловажный фактор в развитии ребенка, особенно во время компьютерных технологий. На протяжении учебного года два раза проводятся викторины по закреплению знаний произведений художественной литературы. Дети получают призы, что стимулирует у них интерес к чтению книг. В викторинах используются такие вопросы как «Назови героя», «Назови сказку», «лото-загадки по произведениям художественной литературы», «Собери сказку» и т.д. Проведение виктории позволяет увидеть положительные результаты работы по развитию связной речи. В дальнейшем планируется разработка проведение небольшого мониторинга на начало , середину и конец учебного года, чтобы наиболее точно проследить результаты работы. В данное время результаты отслеживаются по итогам проведенных викторин. Данная методическая разработка используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задания в викторинах: первый ряд – назови сказку, второй – назови героя. Это малая часть используемых иллюстраций.

Наглядные пособия должны быть яркие, крепкие, достаточного размера.

3 – пересказ без опоры на иллюстрации

Читайте также:  Космическое приключение - конспект НОД
Ссылка на основную публикацию