Коррекция недоразвития мелкой моторики на первом году обучения

Развитие предметно-манипулятивной деятельности как средство коррекции общей и специальной моторики в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Бородина Светлана Витальевна,заведующая МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1 «Улыбка» города Котельнича Кировской областиsysolyatinana@mail.ru

Сысолятина Наталья Алексеевна,старший воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1 «Улыбка» города Котельнича Кировской областиsysolyatinana@mail.ru

Развития предметноманипулятивной деятельности как средство коррекции общей и специальной моторики в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития предметноманипулятивной деятельности как средство коррекции общей и специальной моторики в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста при активном участии семей воспитанников.Ключевые слова: предметноманипулятивная деятельность, самоконтроль, культура и техника речи, ритмопластика, художественный ручной труд, взаимодействие с семьями воспитанников.

Выравнивание речевого и психофизического развития детей одновременно с реализацией общеобразовательных задач дошкольного образования –одна из актуальных проблем для педагогов дошкольных учреждений.

Актуальность поиска путей развития детей с общим недоразвитием речи определяется увеличением дошкольников данной категории. Возникает необходимость создания эффективных условий для развития речи и психического развития детей.Ребенку для нормального хода развития и сохранения его здоровья необходим психологический комфорт, состояние эмоционального благополучия, причастности к детскому обществу, получение опыта взаимодействия в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Заданий, опирающихся на материал, который собран ребенком из окружающей его среды, так как только те явления будут ребенком хорошо усвоены и восприняты, на уровне понимания которых он стоит.Эти возможности дает игра. Она обеспечивает ребенку безопасность «психологический просмотр» и «психологическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформить все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы.

В качестве одного из возможных вариантов качественной коррекции речи и психоэмоциональной сферы детей с нарушениями речи мы предлагаем реализовать многогранные предметноманипулятивной деятельности для развития общей и специальной моторики детей в определенной системе, в соответствии с возрастными особенностями детей, при постепенном и последовательномусложнении содержания.

В модель включены два компонента: взаимодействие ребенка с окружающим предметным миром –«предметное мышление» и сенсорная моторика, т.е. стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка. [1]

В качестве мотива не исправление речевых дефектов у детей была выбрана игра, которая помогает развитию речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно игра, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).Главной целью данной работы является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов, развития динамической координации. Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:—развитие речи детей и коррекция ее нарушений;—развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через игры и задания для развития общей и специальной моторики и специально организованные речевые праздники;—обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;—развитие зрительномоторной координации;—развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоциональноличностной сферы.

Основные направления логопедической работы в предметноманипулятивной деятельности для развития общей и специальной моторики:

развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематическоговосприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

развитие речевой деятельности: развитие эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.Коррекционная работа по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи IIIIIуровня рассчитана на 2 года: с детьми старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп ДОУ.Работа строится с учетом следующих принциповсистематичности и последовательности, доступности, наглядности, комплексности работы(предметноманипулятивная деятельность в коррекции общей и специальной моторики включена в общую систему воспитательнообразовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагоговдошкольного учреждения).

В коррекционной работе с детьми используются такие формы организации работы:

групповые формы(занятия включают игру, наблюдения, практические задания; экскурсии в лес, парк, сад, к реке; речевые семейные праздникиконкурсы —приобщение родителей к логопедической работе, организация совместной деятельности родителей и детей);

индивидуальные формы(работа с детьми над выразительностью речи, движения;подготовка задания к семейному конкурсу, которая происходит дома с родителями).Успешности развития общей и специальной моторики у дошкольников в коррекционной работе способствует организация предметноигровой среды: в кабинете логопеда центр сенсорного развития; в групповом помещении центр природы и творчества.На занятиях используется следующее оборудование:

«пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, фасолью, горохом, чечевицей, мелкими морскими камушками);

массажные мячики разных цветов и размеров;

мелкая и средняя мозаики;

природные и бросовые материалы;

игрушечные персонажи.Формирование речевой деятельности проходит поэтапно.На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения:направленные на расслабление мышц –поглаживание («погладь котенка»), на растяжение мышц, для снятия застоя в них и скованности («дотянись до конца дорожки»), развитие тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики). Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу;[2]направленные на развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики –сопряженная гимнастика.При ее выполнении соблюдаются те же правила, что и при артикуляционной гимнастике и упражнениях на развитие кинетического и динамического компонентов мелкой моторики («Улыбка»губы улыбаются, пальцы рук одновременно расходятся в стороны).На втором этапевводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (дыхательные упражнения глубоко вдохнуть, завернуть уши от верхней точки до мочки, задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком (ааа), чередовать со звуками (ыыы), (ууу), (ооо), (жжж) и т.д.); правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.Этапавтоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения исамостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Этопозволяет решить сразу несколько задач:—пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;—расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;—повысить познавательную активность и работоспособность детей;—активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;—плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;—увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.

На третьем этапе

развиваем силы мышц кистей и пальцев рук, используем игры и упражнения с мелкими предметами и мелким спортивным инвентарем;упражнения, развивающие умение сохранять и удерживать определенную статическую позу (их выполняют по очереди одной и другой рукой, затем двумя руками).На четвертом этапе

упражнения на развитие динамического компонента двигательного акта. Здесь используются упражнения для работы с ритмами (симметрично, ассиметрично, акцентуировано); на развитие умения переключаться с одной позиции на другую; динамической координации –выполнение условных движений с выработкой стереотипа и отказа от него.[2]На пятом этапе–игры и упражнения на развитие мелкой моторики и формирование графомоторных навыков.

В коррекционной работе используются игры и упражнения:1. Упражнения и игры, направленные на развитие произвольности и самоконтроля. Для произвольности и самоконтроля необходимо прежде всего развивать у детей понимание цели деятельности (что делать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности, умения исправлять ошибки (самоконтроль).2. «Культура и техника речи» включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями.3. «Ритмопластика» включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры иупражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.Музыка на таких занятиях имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.4. Художественный ручной труд –это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Он способствует становлению речи ребенка, подготавливает кисти рук письму и, чтоне менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии.[3]

Одной из форм групповой работы по развитию речи с использованием предметноманипулятивнаядеятельность в коррекции общей и специальной моторики являются семейные речевые праздникиконкурсы.В период обучения дошкольников с общим недоразвитием речи старшей и подготовительной групп при организации коррекционно развивающего процесса с использованием предметноманипулятивная деятельность в коррекции общей и специальной моторики дети овладевают:Старшая группа:—называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);—показывают пятьвосемь артикуляционных упражнений; однудве пальчиковые гимнастики; —ориентируются в пространстве и определяют положение предметов относительно себя;—умеют производить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали;—составлять описательные рассказы о предметах и объектах.Подготовительная к школе группа:—объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;—называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);—хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;—показывают тричетрые пальчиковые гимнастики;—хорошо переключаются с одного движения на другое;—умеют составлять рассказыописания, загадкиописания о предметах по образцу, предложенному плану;—умеет «оречевлять» игровую ситуацию;—умеет выполнять поделки из природного материала;—сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости.—действуют согласованно, включаясь в действие одновременно, или последовательно двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке.Таблица 1Примерный план работы для подготовительной к школе группы

МесяцВид деятельностиЗадачиСодержание1234СентябрьЗанятие «Мастерилка»Развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, саморегуляцию поведения; творческое воображение детей,словеснологическое мышление; речевое дыхание, дикцию, артикуляцию, интонационную выразительность. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать умение пользоваться разнообразными жестами, мимикой, умение передавать в музыкальнопластических образах настроение и характер музыкального произведения. Развивать мелкую и общую моторику.Ритуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Стульчики», «Передайпозу», «Дружные звери»,«Воробьи —вороны».2.«Послушный ветерок»,«Скороговорки по кругу»3.«Ежик», «Как живешь?»,«Черепашьи бега», «БабушкаМаланья», «В музее». Подмузыку: «Дорога к дому»,«Утро», «В стране цветов».4.«Превращение комнаты».Работа с природным материалом.Создание рассказов по схемам: что я вижу, что чувствую.ОктябрьСемейный КВН «Все наоборот» (Все тяжелое –стало легким, длинноекоротким. Дети и взрослые участвуют в конкурсах).НоябрьЗанятие «Мастерилка»Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, творческое воображение детей, словеснологическое мышление. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность движений. Лепка из соленого теста.Ритуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Живой телефон», «Японская машинка», «Нос к носу», «Ловишкиелочки».2.Работа со скороговорками и стихами.3.«Не ошибись», «Поймайхлопок», «Клеевой дождик», «Полоса препятствий». Под музыку: «Ритмический этюд», «Временагода», «Волшебный магазин», «Лесные состязания».4. Создание поделок для сюжетных игр.ДекабрьЗанятие «Мастерилка»Развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, саморегуляцию поведения; творческое воображение детей,словеснологическое мышление; речевое дыхание, дикцию, артикуляцию, интонационную выразительность. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать мелкую и общую моторику.Работа с бумагой (квилинг, серпантин)

«Превращение детей». Создание этюдов по схемам: «Снежинки», «Снегири».Создание поделок из салфеток.ЯнварьЗанятие «Мастерилка»Развивать произвольное внимание, наблюдательность, память, творческое воображение, произвольность поведения, словеснологическое мышление, дикцию, интонационную выразительность речи. Совершенствовать двигательные способности. Воспитывать умение действовать согласованнов коллективеРитуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Тень», «Дружные звери», «Поводырь».2.Работа со скороговорками, чистоговорками, стихами.3.«Лесная дорога», «Утро», «Полоса препятствий». Под музыку: «Сказка за сказкой», «Танцующий огонь».4.«Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем».Создание рассказов по схемам, заданным сюжетам, прочтенным отрывкам сиспользованием поделок.ФевральСемейный КВН «Неузнавайка»Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиториейВыполнениезаданий:1.«Сочинение».2.«Гимнастика для язычка».3.«Пушистики».4.«Скороговорки».5.«Сказка старой перчатки»МартЗанятие «Мастерилка»Формировать желание исправлять речевые недостатки, знакомить со способами коррекции речевых недостатков, желания показатьсвои способности и возможности, произвольную деятельность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Воспитывать чувство ответственности, радости за успехОткрытое занятие«Праздник большой картины»АпрельЗанятие «Мастерилка»Развивать память, внимание, воображение, находчивость. Воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками. Совершенствоватьмелкую и общую моторику. Закреплять умение дать характеристику предмету, поделке.Ритуал приветствия:1.«Цепочка», «В огороде растет. », «Печатная машинка», «Разведка».2.Работа с текстами, скороговорками.3.«Волшебный клубок». Плетение узлов (макраме), бисероплетение.4. Создание рассказаописания своей поделки.МайПраздник красивой речи

Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазиюдетей. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией, действовать согласо1.Конкурс скороговорщиков.2.Конкурс чтецов.3.Импровизированное обыгрывание поделки.4.Подведение итогов

Умелое использование игр позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционновоспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной.Дают возможность формировать у детей все психические процессы, а также такие качества как любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.

Ссылки на источники1.Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Эксмо, 20042.Сиротюк А.Л. Психофизическое и нейропсихологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 20033.Куцакова Л.В. Творим и мастерим. М.:Мозаикасинтез, 2007

Коррекция недоразвития мелкой моторики на первом году обучения

Мне бы хотелось поговорить с вами об одном из важнейших разделов коррекционно-развивающей работы с детьми – о развитии мелкой моторики.

Для развития мелкой мускулатуры рук разработано много интересных методов и приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

В своей работе я использую накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируется в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук.

Я активно использую различные приспособления, с помощью которых массаж становится более разнообразным:

Массаж.MP4

Это направление работы играет чрезвычайно важную роль в формировании у детей навыка принятия и удержания определённой ручной позы.

Для развития кинестетической основы движений руки начинаем с простых упражнений (безречевого сопровождения):

. «Пальчики здороваются» (кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т. д.);

. «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой);

· «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их);

· «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх);

· «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами) и других.

SDV_0348.MP4
SDV_0349.MP4

Занятия с предметами и материалами:

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

-игры на нанизывание; шнуровка; бирюльки:

– игры с разноцветными камешками , выкладывая из которых красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение:

– игры со спичками (без головок), палочками:

игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев;

игры с разноцветными прищепками, скрепками,

стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушечек пальцев:

– игры с поролоном;

– игры с мозаикой, конструктором:

– игры с пинцетом:

Читайте также:  Дифференциация звуков С-З - конспект логоритмического занятия

-игры на пересыпание и переливание:

-обучение застёгиванию и расстегиванию различных застёжек:

Для этого вида работы я использую самодельные рамки, выполненные воспитателем по образцу рамок Монтессори и готовые пособия с различными видами застёжек.

Изодеятельность

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, вышивание и т.д.).

В нашей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение.

-Рисование пальчиками:

-Вышивание на картоне:

Аппликация из спичек:

-Различные виды аппликации из бумаги:

-Работа с крупой и бобовыми:

Развитие графических навыков

Целью формирования графического навыка является развитие мелкой мускулатуры пальцев, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размер и величину углов.

Учитывая сложности произвольной регуляции аутичного ребёнка, первостепенной задачей мы ставим выделение пальчиков руки. Для этого я использую простейшие «тренажёры» (решётка для раковины или пельменница):

В то же время я изготовила специальные тренажёры – «дорожки» для развития умения прослеживать глазами путь от начала до конца строки, довести пальчик до заданной цели. В качестве материала я использовала различные фактуры (для развития тактильных ощущений): наждачная бумага, гладкий лидерин, расплавленный воск, колючую липучку).

В своей работе я так же использую профессионально изготовленные тренажёры («Монтессори-материалы»):

Помимо работы на тренажёрах, я, конечно же, использую различные графические упражнения в тетрадях и прописях: штриховку, обводку, рисование различных дорожек (горизонтальных, вертикальных, волнистых и т.д.)

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейших успех, неназойливая помощь могут помочь добиться положительных результатов.

Конспект НОД: Звуки [Г] и [Г’]

Конспект непосредственной образовательной деятельности взрослого с детьми старшей логопедической группы по теме: «Звуки [Г] и [Г’]» интеграции образовательных областей «Физкультура», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество».

Цель: познакомить со звуками [Г] и [Г’].

• учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [г] и [г’];
• учить выделять их из состава слова и дифференцировать по твёрдости-мягкости;
• упражнять в звуковом анализе слов;
• упражнять в подборе слов-антонимов;
• упражнять в употреблении глагола «мочь»;
• уточнить глагольный словарь;
• развивать фонематическое восприятие.

• сплочение группы;
• развивать чувство эмпатии;
• отработка умения согласовывать свои движения с действиями других детей, с ритмом и текстом.

• сигнальные фонарики;
• цветные карандаши;
• интерактивная доска;
• раздаточный материал;
• зеркала;
• ноутбук;
• презентация;
• ветродуйчики.

1. Вводная часть.

Приветствие. (Дети стоят в кругу, держась за руки. Вместе с педагогом проговаривают слова).

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

– Назовите звуки в словах по порядку.

(Логопед дает для анализа односложные трехзвучные слова: мох, нос, пух, кит, сок, бык, вот, дым, зуб, сын, кот, сом. Дети садятся за столы.)

– Для того, чтобы речь стала чистой и красивой, что необходимо делать? (Артикуляционную гимнастику). (Выполнение артикуляционной гимнастики.)

«Утро с котиком Музиком» (слайды 1-9)

Дыхательная гимнастика. (С использованием ветродуйчиков.)

2. Основная часть.

Знакомство со звуками [г], [г’]

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.) (слайд 10)

Как зовут детеныша гуся? (Гусёнок.)

– Посмотрите на гуся и гусенка. (слайд 11)

– Гусь гогочет: га-га-га! Послушайте и повторите: га. Назовите первый звук.(Гусь гогочет: га-га-га. Первый звук-[г])

(Аналогичная работа со звуком -[г’])

– А гусенок гогочет: гя-гя-гя.

– Как гогочет гусенок? (Гусёнок гогочет: гя-гя-гя. Первый звук-[г’])

Анализ артикуляции звуков [г],[г’].

– Произнесите звук [г], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите о произношении звука [г].

(Губы в улыбке. Зубы обнажены, разомкнуты. Кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки языка упирается в мягкое нёбо. Воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и мягким нёбом. Голосок звенит.)

– Произнесите звук [г’].

– Расскажите о том, как вы его произносите. (При произношении звука [г’] кончик языка упирается в нижние зубы.)

Характеристика звуков [г], [г’].

– Расскажите, какие это звуки? (Звуки [г] и [г’] согласные. Звук [г] – твёрдый, звонкий, а звук[г’] — мягкий, звонкий.)

Гусь две лапки вверх поднял,
Нам две фишки показал. (слайд 12)

– Какая фишка обозначает звук [г]? Почему? ( Звук [г]обозначает синяя фишка, т. к. – звук согласный, твёрдый)

– А какой — звук [г’]? Почему? ( Звук [г’] обозначает зелёная фишка, т.к. – звук согласный, мягкий.)

Развитие мелкой моторики.

Упражнение в произношении звуков [г], [г’].

Гусь стоит и все гогочет: г-г-г.
А гусенок подпевает: гь-гь-гь.

(Дети строят из пальцев рук гусей и произносят звуки.) (слайд 13)

Упражнение на дифференциацию звуков [г] — [г’].

Игра «Зажги фонарик».

Гуси громко гоготали,
Свои звуки называли.
Звуки их определи и фонарик подними.

(Логопед называет слова: гуси, Гена, шаги, ноги, гараж, гиря, герой, гном, луга. Дети поднимают синие или зеленые фонарики для обозначения звуков [г], [г’].)

Упражнения на звуковой анализ и синтез.

Игра «Отгадай слово».

– Гусь отправляется в путешествие по сказкам. Вы любите путешествовать? (Да)

– А помогать нам будет друг гуся, сказочный герой. Отгадаем его имя.. (Дети называют звуки, заполняют схему символами звуков и называют имя героя — Ганс.) (слайд 14 )

– первый звук — это второй звук из слова огонь;
– второй звук — это ударный гласный из слова гитара;
– третий звук — это согласный, дважды произносимый в слове банан;
– четвертый звук — это парный согласный первому звуку в слове зонт.

Игра «Найди и сосчитай ». (Выделение звуков [г], [г’] из состава слова.) (слайд 16)

(Дети рассматривают картинку «Ганс собирается в дорогу», называют слова со звуками [г], [г’] и определяют количество слогов в слове, отхлопывают их.)

Создание проблемной ситуации.

Гансу Гном принес подарки –
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.

– За это Гном превратил Ганса в крошечного мальчика и сказал: «Если пройдешь через все испытания, станешь опять большим». (слайд 17)

– Ребята, поможем Гансу, спасём его? (Поможем.)

Физкультминутка (выполнение движений по тексту.)

Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Вот я какой:
Маленький-большой! (З раза приседают и потягиваются).

Развитие лексико–грамматического строя речи.

Игра «Наоборот» (парная работа).

Вот Вам задание на первое испытание: (слайд 18)

Скажи слова наоборот:
В них звук [г] поставь вперед:
тихий — громкий сытый — …
чистый — … редкий — …
веселый — … мелкий — …
умный — … шершавый — …

Упражнение в употреблении глагола мочь.

Второе испытание — новое задание: (слайд 19)

Слово могу измени,
В предложении его скажи. (слайд 20)

– Что может делать Гриша? (Играть на гитаре.)

– А вы можете играть на гитаре? (Мы можем играть на гитаре)

Игра «Закончи предложение».

– Измени слова, закончи предложение.

Я тоже могу… .Ты … .Он … . Мы… . Вы… . Они … Она….

(Дети изменяют глагол мочь по лицам. Логопед обращает внимание на чередование звуков [г], [ж]).

Работа над глагольным словарем.

(слайд 21.) На картинки посмотри,
Звук [г] к словам-действиям подбери.

(Гудит, гонит, горит, гогочет, грызет.) (Дети отвечают полным предложением.)

Развитие мелкой моторики и графических навыков.

(слайд 22) — Дети, смотрите, что случилось с гусем… его гном заколдовал. Расколдовав его, мы спасём Ганса, и он снова станет большим. Чтобы у нас это получилось хорошо и быстро, нам необходимо подготовить пальчики. Повторяйте за мной!

«Гуси серые летели (махи кистями рук),
На лужайку тихо сели (все пальчики дотрагиваются стола).
Походили (имитация ходьбы указательным и средним пальцами, другие прижаты к ладони), поклевали, (каждым пальчиком дотронуться до большого, одновременно двумя руками)
Потом быстро убежали (имитация бега указательным и средним пальцами, другие прижаты к ладони).»

Упражнение «Обведи по точкам».

(Дети обводят чёрным карандашом изображение гуся по точкам. Индивидуальная работа.)

– Молодцы, вы справились с самым сложным заданием.

Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой.
Он не маленький — большой!
Гуся гном расколдовал,
Гусь цветным, красивым стал!
(слайд 23)

3. Заключительная часть.

Логопед спрашивает каждого ребёнка, что он делал сегодня на занятии.

– С какими звуками познакомились? Дать им характеристику.

– Что было самым трудным?

– Что больше всего запомнилось?

(Дети разукрашивают гуся. Если всё понравилось — разукрашивают гуся цветными карандашами. Если что-то не понравилось — на картинке будет присутствовать чёрный цвет. По окончании НОД определяем настроение детей. Проводится анализ рисунков, обсуждение.)

– Все работали замечательно! Особенно мне понравилось, как выполняли задания….. Активно сегодня работали…. Очень внимательными были.… Самые яркие рисунки получились у…

– Для тех, у кого настроение плохое – включаю музыку, чтобы поднять его. Остальным — для поддержания хорошего настроения. (Звучит детская песня: «От улыбки».)

Ларина Юлия Олеговна,
учитель — логопед МБДОУ №29,
г. Иваново

Конспект НОД по развитию речи «Звуки [Г], [Г’]; Буква «Г»

Буква Г – четвёртая буква русского алфавита, парная, звонкая, согласная.

  1. История буквы Г
  2. Артикуляция звука Г
  3. Автоматизация Г на занятиях
  4. Конспект занятия «Постановка и автоматизация Г и Гь»
  5. Список слов на букву Г для автоматизации звука
  6. Сказка из слов на букву Г
  7. Автоматизация звука Г в стихах
  8. Расшифруй куплет из детской песенки

История буквы Г

В кириллице Г называлась «глаголь». Буква может звучать как шумный смычной заднеязычный твёрдый звонкий согласный звук (в словах «глаза», «гремит»), так и шумно, передавая смычной, но в то же время мягкий «палатализованный» звук ( в словах «гигант», «гибко»).

В древних книгах по обучению буквам и звукам представлены были, как минимум, две разновидности звука Г.

Например, в слове «господи» Г произносилась звонко. При этом чётко прослушивалось задненёбное звучание.

Это напоминало украинское Г. Но в нашем языке такое звучание считается устаревшим и не верным с точки зрения фонетики русского языка.

Хотя, как не удивительно, большинство населения нашей страны говорят именно так Г/Х.

Звук, соответствующий данной букве, как и другие звонкие согласные, доставляет сложности при его произнесении многим детям. Поэтому необходимо своевременное вмешательство в звукопостановку Г, пока артикуляционный аппарат поддаётся коррекции.

Артикуляция звука Г

При произнесении звука Г работают голосовые связки. Без их дрожания звук не будет создаваться правильным образом.

Связки в процессе дрожания передают воздушный поток, находящийся в гортани.

Сам по себе Г является заднеязычным (гортанным), взрывным.

Воздух прорывается через плотный затвор между задней частью языка и мягким нёбом и происходит шум.

Произношение звука в окончаниях -ого, -его очень своеобразно. Мы слышим, да и произносим здесь звук Г как [в] – красивого (так пишем) – красиво[в]о (так говорим).

Очень распространенное звучание Г в таких словах, как «ага, угу» в виде украинского гортанного Г.

Автоматизация Г на занятиях

В детских учреждениях организуются речевые занятия, консультации и занятия с логопедом, а также регулярные артикуляционные гимнастики.

В представленном ниже конспекте занятия перечислены те немногие упражнения, которые можно включить в свои планы по отработке твёрдого и мягкого звуков Г у детей дошкольного возраста.

Желательно завести картотеку таких игр-упражнений на каждый звук и постоянно обращаться к ней во время коррекционных мероприятий.

В повседневной деятельности с детьми, а также и во время других занятий важно время от времени проводить речевые разминки.

Например, можно задаться целью каждый день вводить чистоговорку со звуками.

Ниже я приложила список слов, отклассифицированных по количеству букв для отработки звукопроизношения Г.

Конспект занятия «Постановка и автоматизация Г и Гь»

Коррекционно-развивающие задачи.

  1. Закреплять произношение слов с одинаковой структурой слогов.
  2. Обучать пониманию сложных инструкций и чёткому их выполнению.
  3. Работа над звукопроизношением [Г], [Г’], научить дифференцированию данных звуков в процессе проговаривания и на слух.
  4. Тренировка написания зрительных диктантов.

Задание 1. Педагог просит повторять за ним слова, имеющие схожее звучание. Сначала предлагается пара слов, а затем ребёнок должен повторять три слова. Слова задаются в определённом порядке:

утка – дудка, батон – бетон, каток – моток – лоток, ветка – детка – метка.

Задание 2. Ребёнок должен выполнить действия по сложной инструкции: «Подойти к столику, взять книжку и переложить её на книжную полочку», «Подойти к столику, взять листок бумаги, нарисовать круг, подойти к двери, просунуть листок под дверь» и т.п.

Такие инструкции можно составить заранее. Начинать можно от простых из двух действий и постепенно задание усложнять до пяти последовательных действий.

Задание 3. Знакомство со звуком [Г].

Сам белый, лапки красные,

Хоть глазки и прекрасные,

Но ведь это … (гусь)

Задать вопрос, какой первый звук в этом слове?

Взрослый достаёт зеркальце и показывает, как нужно расположить язычок во рту во время произношения звука [Г]:

  • губки расслабить;
  • кончик язычка опустить к нижней челюсти, заднюю часть язычка приблизить к мягкому нёбу;
  • горлышко заставить немного «поработать».

Характерные особенности звука: язычок является преградой для воздуха, поэтому звук Г согласный. Он звонкий, но твёрдый.

Задание 4. Фонетическое упражнение. Работа с зеркальцем на первых занятиях способствует усвоению ребёнком правила расположения языка в ротовой полости. Происходит подготовка артикуляционного аппарата к звукопостановке. Затем уже можно вводить короткие фразы для многократного их повторения.

Гуси по полю разбрелись: га-га-га-га.

Задание 5. Дидактическое упражнение «Как услышишь Г, хлопни в ладоши»:

  • в, г, п, д, г;
  • да, бу, гу, му, ги;
  • детство, гайка, трамвай, стульчик, грелка.

Задание 6. Повторение слогов со звуком Г:

  • гал-гол-гля-гул;
  • игл-агд-огс-угф.

Задание 7. Повторение слов. Определить наличие в словах одинакового звука. Назвать первое слово в ряду. Назвать последнее слово в ряду.

Глина – город – галка – градусник – гусак – грипп.

Задание 8. Предложить внимательно рассмотреть картинки и выбрать те предметы, в названиях которых встречается звук [Г], назвать, какое место в слове занимает этот звук.

Задание 9. Загадки. Назвать первый звук в слове – отгадке. Подключить воображение и придумать фразу – предложение, чтобы в ней было это слово.

Загадка для ребёнка несёт двойную пользу. С помощью этой фольклорной формы эффективно развивается логика, мышление.

Последнее время логопеды стали использовать эти формы для устранения речевых дефектов.

Для примера приведу три простые загадки. После прослушивания текста, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. Если возникают трудности, то можно показать картинку-ответку, которая готовится заранее.

После того, как отгадка есть, необходимо проговаривание ответа, желательно несколько раз. Даже возможно устроить игру на приз. Если отгадка произнесена верно, то у малыш получает какой-нибудь приятный приз.

Таким образом будет дополнительный стимул к проведению таких занятий.

Как у наших у дорог
Вдруг рассыпался … (горох).

Что это за крошка –
Голова, да ножка? (гриб)

Нет ни рук, ни топора,
А построена изба. (гнездо)

Задание 10. Добавить к слову первый звук [Г]. Сказать, какое слово получилось в итоге?

Роза – гроза, ром – …, Лина – …, Аля – ….

Читайте также:  Конспект НОД с использованием логопедической ритмики для детей 5-7 лет с ТНР

Задание 11. Выучить чистоговорки:

Га-га-га – у меня болит нога.

Гу-гу-гу – бегать больше не могу.

Задание 12. Знакомство со звуком [Г’].

Символ звука: маленькие гусятки бегут за взрослыми гусями и подгогатывают им: гьгьгь.

Характеристика звука: звук согласный, мягкий, звонкий.

Задание 13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Г’]». Для выполнения этого задания следует подготовить списки буквосочетаний (хотелось бы назвать их словами, но увы, они мало похожи на осмысленные единицы, поэтому просто слоги и буквосочетания). Это могут быть наборы из двух, трёх и более букв. Задание выполняется, начиная с коротких сочетаний и постепенно усложняется, буквосочетания удлиняются.

  • Букв: 5
    гуако когия
  • Букв: 4
    агио гаик гока кагу куга окиа угия ягуа
  • Букв: 3
    агу аке ако гаи гак гая гея гик гок гук иго ику каг кеа кег ока уик уок юга юго юка юко яга
  • Букв: 2
    аи ау га ге ги го гу ка ку кю ук юг як яо

Задание 14. Повторить за взрослым слоговой ряд:

гня – гну – гни – гне – гно – гля – гдо – гзи – гел – гюль – гяс.

Задание 15. Повторить за взрослым словарный ряд, определить одинаковый первый звук. Это упражнение особой сложности представить не должна, поэтому его можно организовать с самыми неподготовленными детьми.

гиря — гимназия — гигант — герой — гений.

Задание 16. Выучить чистоговорки. Самое любимое упражнение. Тут важно, чтобы строчки рифмовались между собой, так они будут легко запоминаться. И ребёнок сможет их постоянно повторять даже в повседневных своих детских делах.

Он даже не осознанно будет произносить их, даже когда просто играет в свои игрушки.

Ги-ги-ги — поскорей домой беги.

Ги-ги-ги — уже остыли пироги.

Задание 17. Дифференциация звуков [Г] — [Г’].

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

га – гя, го- …, ги – гы, гю – ….

Задание 18. Назвать первый звук в словах.Уточнить смысл каждого слова. Важно, чтобы ребёнок знал, вообще, что означают слова, которые ему приходится слышать.

Поэтому необходимо пополнять словарный запас.

газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант.

Задание 19. Найди лишнее слова. Обратить внимание, что лишним будет слово в ряду по мягкости звука [Г] и [Г’]):

  • городок, гений, гусак, газель;
  • Георгий, Гена, Геннадий, Галина.

Задание 20. Дидактическое упражнение «Один — много» (словообразоание). Обратить внимание на звуки [Г] — [Г’] в словах:

бумага — бумаги; книга — книги; дорога — дороги.

Задание 21. В предложениях найти слова со звуками [Г] и [Г’]:

Гриша и Гена отправились погулять по городу. Гена загрузил в машину гербарии, а Гриша заправил машину газом.

Календарно-тематическое планирование по предмету логопедическая коррекция

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Форум
  • Вопрос-Ответ
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Вебинары
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы
  • Рассылка

Скачивайте шаблоны презентаций к 8 Марта

В данном материале разработано календарно-тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, педагогам-дефектологам, воспитателям и родителям.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Материал предназначен для учителей-логопедов. План работы учителя-логопеда на предстоящий учебный год составляется до 1 сентября того учебного года, на который он составлен. Данный документ является обязательным видом документации для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данное планирование является разделом программы учителя-логопеда, и адаптированной программы учреждения. Рекомендован учителям-логопедам ДОУ, зам.заведующих, воспитателям групп комбинированной направленности.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Календарно-тематическое планирование по логопедии учителя Копысовой Я.В. на 2014/2015 учебный год. План составлен на основании Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VΙΙΙ вида под редакцией В.В.Воронковой год издания 2007, программы под редакцией Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой

  • «Система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся»
  • «Система коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • «Система по коррекции у детей произношения и их дифференциации, практические упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти в целях формирования правильной речи»
  • «Логопедическая работа в коррекционных классах»
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

В приложении представлены перспективные и календарные планы.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Учитель – логопед, работая в детском саду, должен особое внимание уделяет пропедевтике дисграфий. Чем раньше начать работу, тем лучше будет результат.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

2007-2021 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с РАС (1-4 классы)

Рабочая программа

учителя-логопеда для учащихся 1-4 классов с логопедическим заключением: специфическое недоразвитие речи.

Уровень образования начальное

Количество часов за год всего 68

Составили у чител я -логопеды: Гришина О.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающего обучения учащихся с о специфическим недоразвитием речи разработана :

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с расстройством аутистического спектра (варианты 1 и 2).

с учетом диагностических данных учащихся группы.

Характеристика обучающихся

Детский аутизм рассматривается как первазивное (всепроникающее) нарушение развития, затрагивающее все сферы психики ребенка. И сами проблемы контакта таких детей в настоящее время рассматриваются в контексте этой множественной дефицитарности. Выделяются нарушения тонической составляющей психических процессов, процессов регуляции активности, аномально высокая чувствительность к сенсорным стимулам. Предполагается, что снижение порога дискомфорта в восприятии таких этологически значимых впечатлений: как человеческое лицо, голос, прикосновения может формировать у ребенка поведение избегания. Их не радует новизна, для них не характерно стремление преодолеть трудности. Одним из основных признаков дефицитарности развития инстинктивно обусловленных форм поведения являются трудности общения даже в самых простых формах тактильного, голосового, глазного контакта.

Речевое развитие детей с аутизмом

Трудности развития невербальной коммуникации. Ребенок не обращается сам и почти не отзывается на имя, не организуется речью, плохо выполняет самые простые инструкции.

Речь может практически не развиваться, дети остаются мутичными или начинают произносить слова вне коммуникации. Мутизм – это не обязательно полное отсутствие речи: ребенок может замолчать совсем, может вокализировать, щебетать, чмокать, скрипеть, но может и интонировать нечто схожее с речью, но вне коммуникации.

Отмечается эхолалия, т.е. повторение услышанного слова или даже фразы, причем иногда достаточно отчетливое воспроизведение сложных звукосочетаний. Проблема в том, что эти возможности проявляются случайно, не фиксируются и не воспроизводятся снова.

Понимание речи других людей таким ребенком могут оцениваться лишь по косвенным признакам, по учету в его поведении вербальной информации.

Речь свернутая (телеграфный стиль), с трудностями освоения первого лица.

Проблемы развития речи проявляются на ряду с нарушениями развития средств невербальной коммуникации – адекватной жестикуляции, мимики, интонации, которая в данном случае тоже не поддерживает коммуникацию.

Характерна особая просодика детей с аутизмом: вокализации мутичных детей крайне необычны, у говорящих детей тоже странные интонации, и ударения. Характерны необычное звучание и изменение темпа, высоты и силы голоса, монотонные, скандированные или спецефически певучие интонации, шепот при начале эхолаличной речи.

Сложности развития развернутых гибких форм речевого взаимодействия. Как уже отмечалось, дети удивляют абсолютной грамотностью и могут успешно и с удовольствием изучать иностранные языки, при этом учителя отмечают, что и свой собственный язык они осваивают как иностранный.

Звуки речи могут вызывать у таких детей сенсорный дискомфорт, в тоже время специфических трудностей, связанных с развитием фонематического восприятия у высокофункциональных детей с аутизмом выявлено не было.

Аутичные дети с нормальным интеллектом могут не испытывать проблем с номинацией объектов, понимают значения слов, хотя при этом и затрудняются в их использовании.

В связи с этим, общим выводом стало: специфических проблем лингвистического развития эти дети не имеют и проблемы речевого развития таких детей скорее связаны с семантикой и проявляются при использовании речи для коммуникации.

Проблемы семантики, применения лингвистической компетентности в коммуникации проявляется и в понимании, и в использовании речи. Так, выявлено, что аутичные дети воспринимают высказывания менее полно, чем норма со сходным уровнем невербального интеллекта, но слабость их связана не с трудностями понимания стратегии порядка слов в предложении, а в меньшей ориентации на реальное знание о происходящих событиях. Для всех детей с аутизмом кто развивает некоторую способность к символической коммуникации – речи, знаку, письму, проблемой является именно ее использование, и дело, похоже, не в отсутствии потребности в коммуникации. Аутичные дети не дали больше ответов, нелепых, независящих от реальных обстоятельств, но было показано, что они менее откликаются на комментарий взрослого, не ищут информацию, а скорее имитируют речь взрослых, когда те обеспечивают для них структуру ответа в форме простых предложений.

Специфика речи при аутизме – это стереотипные высказывания, часто не очень понятные другому человеку, поскольку они опираются лишь на личные ассоциации и отражают избирательные интересы ребенка, при недостатке спонтанной речи, решающей задачи активной целенаправленной коммуникации. Нарушения активного целенаправленного использования речи таким ребенком касается не только области коммуникации, возникают проблемы использования речи в целенаправленном рассуждении, в осуществлении функции планирования и контроля. Можно заметить, что дети с аутизмом имеют более общие трудности применения речи для активного целенаправленного решения жизненных задач.

Можно сказать, что как и при попытках произвольной организации целенаправленного моторного действия ребенок с аутизмом может проявить множественные признаки диспраксии, так и при организации целенаправленного речевого действия могут выявиться множественные разноуровневые проблемы его организации, дублирующие проблемы сенсомоторной алалии, отражающие трудности организации и гибкой реорганизации программы целенаправленного речевого действия.

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

– Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен: неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение и замены слов по смыслу и акустическому сходству.

– Отсутствие или значительное ограничение в самостоятельной речи обобщающих понятий, временных и пространственных понятий.

– Несформированность навыков словообразования и словоизменения, ошибки в употреблении падежных окончаний существительных, ошибки согласования прилагательных с существительными.

– Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях, ошибки в употреблении предлогов.

– Недостаточное развитие способности к переключению.

– Недостаточное развитие словесно-логического мышления ( трудности овладения учебными понятиями, терминами. ).

– Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала ( недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя. ).

– Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений ( трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы ).

– Недостаточное развитие произвольности в общении и деятельности ( недостаточное развитие связной речи ).

– Низкий уровень учебной мотивации.

Цель программы: Коррекция недостатков устной речи учащихся и нарушений письма и чтения.

Задачи программы:

Развитие понимания обращенной речи;

Формирование простой фразы;

Развитие навыка диалогического взаимодействия;

Формирование произвольного речевого высказывания;

Накопление, расширение и активизация словаря;

Формирование навыков и профилактика нарушений письма и чтения;

Формирование альтернативных средств коммуникации;

Разви тие высших психических функций.

Форма и режим занятий:

Решение данных задач осуществляется:

– на групповых (3- 6 человек) занятиях продолжительностью 40 минут ;

– з анятия проводятся 2 раза в неделю.

Формы контроля:

Диагностика речи в начале учебного года.

Проверочные работы в виде: слухового диктанта.

Обследование навыков письменной речи по рабочим тетрадям.

Обследование устной речи и навыков письменной речи (слуховой диктант, списывание с печатного текста, списывание с рукописного текста) в конце учебного года (с 15 по 30 мая).

Ожидаемый результат:

Ученик с положительной мотивацией к изучению русского языка и литературы.

Ученик, имеющий индивидуальный уровень речевого развития, необходимый для усвоения программ по русскому языку.

К концу начальной школы обучающиеся должны знать:

основные временные понятия: год, месяц, неделя, время года, день недели, сутки;

основные пространственные понятия: верх, вверх, низ, вниз, справа, слева, в центре, внизу и т.д.;

звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов;

К концу начальной школы обучающиеся должны уметь:

делить слово на слоги;

выделять в слове ударный слог;

правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

отвечать на вопросы;

пересказывать несложные маленькие тексты.

Сроки реализации программы: 4 года .

Программно-методические материалы:

1. Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе».

2. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе», Москва 1996г.

3 . Мазанова Е.В. «Методические рекомендации учителям-логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы», Самара 2005г.

4 . Козырева Л.М. «Программно-методические материалы для логопедических занятий» Академия развития, Ярославль, 2006г.

5. Лынская М.И. “Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий”

6. Нуриева Л.Г. “Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие и наглядные материалы”

7. Стребелева Е.А., Фроликова О.А. “Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях”

8. Цуканова С.П , Бетц Л.Л. “Я учусь говорить и читать”

9. Нагаева Л.Г. “100 занимательных игр и упражнений.

Читайте также:  Коррекционная работа по формированию понятий и образов мира у детей с ДЦП

10. Николаева И.М. “Практикум по русскому языку” 1-4 классы

11. Стронская И.М. “Русский язык за 5 шагов” 1-4 классы

12. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. “Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения”

13. Зегебарт Г.М. “Учение без мучения. Коррекция дисграфии”

14. Зегебарт Г.М. “Чтение. От слова к тексту. Тетрадь для младших школьников”, “Чтение. От текста к смыслу. Тетрадь для младших школьников”

15. Ефименкова Л.М. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”

16. Козырева О.А. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку, чтению и развитию речи.

17. Прищепова И.В. “Речевое развитие младших школьников”

18. Яворская О.Н. “Занимательные задания логопеда”

19. Меттус Е.В., Турта О.С., Литвина А.В. “Логопедические занятия со школьниками”

20. Яковлева Н.Н., Аристова Т.А. “Коррекция нарушений письменной речи”

21. Мазанова Е.В. Комплект альбомов.

22. Краузе Е.Н. “Артикуляционная гимнастика”

23. Краузе Е.Н. “Практическая логопедия”

24. Овчинникова Т.С. “Артикуляционная и пальчиковая гимнастика”

25. Быстрова Г.А. “Логопедические игры и задания”

Цель: Определение доступных альтернативных средств коммуникации с учетом индивидуальных особенностей.

Программа занятий включает следующие основные направления:

Развитие понимания обращенной речи;

Формирование альтернативных средств коммуникации;

Автоматизация нормированного произношения. Развитие артикуляционного праксиса.

Формирование простой фразы;

Формирование навыков письма и чтения;

Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития речи.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы.

Перечисленные ниже направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от 4-х до 6-ти направлений).

Методы и приемы коррекционной работы – это различные упражнения, направленные на формирование устной речи и накопление пассивного словаря; игры, корректирующие фонематический слух; упражнения способствующие развитию графо-моторных навыков; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на каждом уроке.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

у учащихся 1-ых классов

(занятия 2 раза в неделю)

Календарно-тематическое планирование логопедической работы.

Предлагаемый понедельный план коррекционно-логопедической работы составлен на второе полугодие и рассчитан на детей с общим недоразвитием речи ( 3 уровень речевого развития). Направления и содержание работы соответствует программному материалу и определенной лексической теме.

Лексическая тема: Зимние забавы.

предмет по ответам «да», «нет»).

(Родительный, Дательный падежи.)

— Из чего нос у снеговика? (предлог

— На чем лежит снег? (предлог «на»: на деревьях).

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одни санки, много санок, мои коньки;

Подбор родственных слов: зима, снег, мороз, лед, лыжи, холод.

Многозначность: каток

Словообразование:

1) приставочных глаголов (слепить, вылепить);

— Почему взрослые не играют в игрушки?

Рассказы по темам:

— Как я лепил снеговика.

— Почему вы любите зиму?

«Переставь слоги»: лыжи-жилы

Лексическая тема: Домашние животные и их детеныши

— Найди мам детенышам.

— Кого чем покормила хозяйка?

— Узнай предмет по контуру.

— Узнай предмет по его части.

4-й лишний:

—домашние животные -дикие животные;

— домашние животные — домашние

(Родительный, Винительный, Творительный падежи.)

— Угощение (предлог «для»: кость для собаки, молоко для кота).

— У кого кто? (предлог «у»: у коровы теленок, у козы козленок.)

— Накормим животных (корову сеном, собаку мясом).

— Где живут? (предлоги «в», «на»: собака в конуре, конь на конюшне).

—Детеныши играют в прятки (предлоги «за», «в», «на», «под», «у»).

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один кот, мой конь, много коров.

Образование множественного числа существительных. Конь — кони.

— Какую пользу приносят домашние животные.

— Как люди ухаживают за домашними животными?

— Сказка о любимом домашнем животном.

— Если бы я был котенком…

Объясни значение выражений:

— как корова языком слизала;

— как кошка с собакой;

Слоговой анализ слов-названий животных.

Лексическая тема: Домашние птицы

— Найди птенцам маму.

— Кого чем покормила хозяйка?

— Узнай предмет по контуру.

4-й лишний:

— домашние птицы — дикие птицы;

(Родительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Для кого корм? (предлог «для»: для курицы, для индюка).

— Чем кормим? (сеном, пшеном).

— Где живут? (предлог «в»: в гнезде, в дупле).

— Птичьи прятки (предлоги «в», «на», «за», «под»).

Словообразование:

1) прилагательных от существительных (утка- утиный);

2) существительных от прилагательных (пестрый — пеструшка);

3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (курица — курочка);

4) существительных от существительных (корм — кормушка, утка — утенок);

Подбор родственных слов: птица. курица, петух.

Какую пользу приносят домашние птицы?

— Если бы я был цыпленком…

Объясни значение выражений:

— пух и перья полетят;

— как с гуся вода;

Слоговой анализ слов-названий птиц.

Лексическая тема: Животные жарких стран

Мимические упражнения « Обезьянки-кревляки2, «Сердитый тигр», «Испуганная газель»

Да-нетка (задавая вопросы, угадай

предмет по ответам «да», «нет»).

1) прилагательных от существительных (обезьяна — обезьяньи);

2) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (слон-слоник);

Части тела животных.

Подбор родственных слов: слон, тигр

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование числительных 1,2,5 с существительными.

Загадки по теме.

Рассказ по теме:

— Мое любимое животное.

Слоговой анализ слов-названий животных.

Лексическая тема: Животные Севера

— животные Севера- животные жарких стран

Игры на восприятие цвета. Формы,

размера:

— Узнай предмет по части.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование числительных 1,2,5 с существительными.

— один белый медведь, два белых медведя, пять белых медведей

— один морской котик, два морских котика, пять морских котиков и т.д.

Образование множественного числа существительных .

Предложно-падежное управление.

Объясни значение выражений:

Слоговой анализ слов-названий животных Севера.

Выполнение графических заданий на клетчатом поле.

Лексическая тема: День защитника Отечества

Антонимы : найти слова, противоположные по смыслу. Родимая сторона — мать, а чужая — … (мачеха). От Родины веет теплом, от чужбины … (холодом). Собака лает на смелого, кусает … (трусливого). Худой мир лучше доброй … (ссоры). Мир строит, а война … (разрушает). Человек от лени болеет, а от труда … (здоровеет).

Синонимы: Смелый — … (отважный, храбрый). Большой — … (огромный). Трудный — … (тяжелый). Солдат— … (боец, воин). Смельчак — … (храбрец). Друг — … (приятель, товарищ). Опасно — … (страшно). Грустно — … (печально, невесело). Бежать*—… (мчаться, нестись).

Предложно-падежное управление.

(Дательный, Предложный падежи.)

— Что кому? (парашютисту – парашют, автоматчику — автомат).

Объясни значение выражений:

— сгореть от стыда;

Слоговой анализ слов по теме.

Лексическая тема: Семья

размера:

— Кто старше, кто младше?

(Дательный, Предложный падежи.)

— Что кому? (бабушке — очки, Коле — кубики, маме — фартук).

— Расскажи-ка (предлог «о»: о папе, о маме…)

Антонимы: высокий — низкий, маленький — большой, старый — молодой, веселый — грустный.

Словообразование:

1) прилагательных от существительных (мама- мамина);

2) сравнительной степени прилагательных (старший — старше);

3) существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами (дочь — доченька);

4) сложных слов (многодетная, голубоглазый, черноволосый, длинноносый).

Подбор родственных слов: семья,

— Моя мама, мой папа.

— Как я помогаю маме.

— Наш семейный отдых.

Проблемные вопросы:

— Как сделать грустного человека веселым, ленивого — трудолюбивым?

— Как показать маме, что ты ее любишь?

Объясни значение выражений:

— сгореть от стыда;

— плясать под чужую дудку;

Слоговой анализ слов-названий членов семьи.

Лексическая тема: Мамин праздник

«Проведи зайчонка к маме» — лабиринт

1) прилагательных от существительных

(весна- весенний, бумага — бумажный);

2) существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами (мама-мамочка, бусы- бусики…);

4) относительных прилагательных от наречий (Персиковый компот, яблочное варенье);

Рассказ по представлению «Подарок маме»

Стихи к празднику «8 Марта»

Проблемные вопросы:

«Составь слово по первым слогам» — слоговой анализ и синтез (варенье, заяц — ваза)

Обведение ломаных пунктирных линий; предметов по контуру, рисование

Лексическая тема: Профессии мам

размера:

— Узнай предмет по части.

— Узнай предмет по контуру, по наложенным изображениям.

(Родительный, Винительный, Творительный падежи.)

— Потерянные инструменты (нет иглы, нет крышки…).

— Варим суп (я возьму кастрюлю, воду,…).

— Что кому нужно? (весы — продавцу).

— Что чем делают? (режут ножом, шьют иголкой…).

Подбор родственных слов: игла.

— Мамы разные нужны.

— Моя мама- почтальон ( учитель, менеджер …)

Слоговой анализ слов-названий профессий.

Лексическая тема: Профессии, инструменты

4-й лишний:

— музыкальные инструменты — рабочие инструменты;

— острые инструменты — нет.

Игры на восприятие цвета. Формы,

размера:

— Узнай предмет по части.

— Узнай предмет по контуру, по наложенным изображениям.

(Родительный, Винительный, Творительный падежи.)

— Потерянные инструменты (нет молотка, нет отвертки…).

— Строим скворечник (я возьму молоток, пилу…).

— Что кому нужно? (рубанок нужен столяру).

— Что чем делают? (рубят топором, шьют иголкой…).

Подбор родственных слов: пила, ключ.

Многозначность: ключ, иголка, кисть, ушко, коса.

Рассказы по темам:

— Зачем нужны инструменты?

— Папа чинит велосипед.

Слоговой синтез (ло, мо, ток; па, та, ло и т.д.)

предметов по клеточкам

Лексическая тема: Признаки весны

размера:

— Весенние звуки (капель, крики птиц, ручей журчит).

— Запахи весны (цветы, мокрая зелень, трава).

— На что упал луч? (предлог «на»: луч упал на землю, на крышу).

— Повесим скворечник (предлог «на»: липу, на березу).

— На огороде (мы посадим огурцы, помидоры).

— Пришла весна (предлог «в», «на»: в лес, на поляну).

Словообразование:

1) прилагательных от существительных (весна- весенний, бумага — бумажный);

2) приставочных глаголов (уплывает, отплывает);

3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (лужа — лужица);

4) прилагательных от наречий (дружно — дружная);

5) сложных слов (первоцвет, ледоход).

—Почему весна приходит после зимы, а не после осени?

— Почему так называют: веснушки, первоцвет, подснежник, ледоход, скворечник, проталина, саженцы, капель.

Объясни значение выражений :

Рассказы по темам:

– Весенние изменения в природе.

Слоговой анализ существительных по теме.

Лексическая тема: Перелетные птицы

— перелетные – зимующие птицы

Игры на восприятие цвета, формы, размера;

(Родительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Где живут? (предлог «в»: в гнезде, в скворечнике).

— Птичьи прятки (предлоги «в», «на», «за», «под»).

Словообразование:

1) прилагательных от существительных (утка- утиный);

2) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (лебедь — лебедушка);

3) существительных от существительных (скворец — скворчонок, утка — утенок);

Подбор родственных слов: птица.

Слоговой анализ слов-названий перелетных птиц.

Лексическая тема: Транспорт, космос

— транспорт — не транспорт;

— водный транспорт – воздушный транспорт;

Многозначность : крыло, нос

Прослушивание, составление опорных вопросов, пересказ: «Спутник Земли»

Объясни значение выражений:

Слоговой анализ слов по теме.

Лексическая тема: Транспорт

— наземный транспорт — подземный

— грузовой транспорт — пассажирский

Игры на восприятие цвета, формы,

размера:

— Определи предмет по части (штурвал — корабль, крыло — самолет).

(Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Из каких деталей собрана машина? (предлог «из»: из кабины, из колес).

— Сломалась машина (нет колеса).

— Что чего быстрее? (машина быстрее велосипеда).

— Сколько колес у …? (предлог «у»: у велосипеда — два колеса).

— Чем ехать? (ехать автобусом).

— Поедем к бабушке (предлог «на», «в»: на поезде). — Использование предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «из», «из-за».

Синонимы: машина — автомобиль; аэродром — аэропорт; шофер — водитель.

Словообразование:

1) прилагательных от существительных (воздух — воздушный);

2) приставочных глаголов (доехать, выехать);

3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (корабль—кораблик);

4) прилагательных от словосочетаний (парус из брезента — брезентовый);

5) сложных слов (двухколесный, молоковоз).

Объясни значение выражений:

— вставлять палки в колеса;

«Разложи картинки в 3 ряда» ( по количеству слогов).

Лексическая тема: Наш город

(Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Что, где? (предлоги: «у», «за», «перед», «от», «к», «из-за», «между», «в», «на»)

— Куда зашел? (предлоги: «в», «на»).

— Что, где делают? (предлоги: «в»).

Антонимы: чисто – грязно, шумный -тихий, маленький — большой, многолюдный — безлюдный, узкий -широкий.

Словообразование:

1) прилагательных от существительных (город — городской);

2) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (город — городок);

3) прилагательных от словосочетаний (площадь рядом с вокзалом — привокзальная площадь);

— Мой родной город.

— Мой путь от дома до сада.

Проблемные вопросы:

— Как сделать город красивым?

Объясни значение выражений:

Слоговой анализ слов (Адмиралтейство, крепость, колонна, площадь ит.д.)

Лексическая тема: Цветы. 9 Мая

— Подбери цветок к цветовым символам (сиреневый — сирень, белый — ландыш).

— Что изменилось на клумбе?

4-й лишний:

— садовые цветы — полевые цветы;

(Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.)

— Из чего букет? (предлог «из»: из маков).

— Где растут цветы? (предлоги «в»,

Подбор родственных слов : цветок.

Многозначность : лист.

Рассказы по темам:

— Зачем нужны цветы?

— Почему нельзя рвать цветы в лесу?

— Мой любимый цветок.

— Как люди ухаживают за цветами?

Слоговой анализ слов-названий цветов.

Лексическая тема: Насекомые

— летающие насекомые — нет;

— полосатые насекомые — нет;

(Винительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Кого поймал? (муху, кузнечика).

— Что несет муравей? (травинку, лис- тик).

— Куда села муха? (предлог «на»: на стену, на окно).

— Чем поймали бабочку? (сачком, панамкой).

— Кто где живет? (предлоги «в», «на»: пчелы в улье, муравей в муравейнике, жук на дереве).

Подбор родственных слов: пчела, муравей.

Антонимы: маленький — большой, громко — тихо, быстро — медленно, вредный — полезный.

Словообразование:

1) прилагательных от существительных (комар — комариный);

2) приставочных глаголов (улетел, при- летел);

3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (комар — комарик);

4) глаголов от существительных (писк — пищит);

Объясни значение выражений:

— тружусь как пчелка;

— сделать из мухи слона;

— как сонная муха;

Лексическая тема: Школа

4-й лишний:

— школьные принадлежности — игрушки;

(Родительный, Винительный, Пред­ложный падежи.)

— Что соберем в портфель? (тетрадь, линейку).

— Что возьмешь? (возьму пенал, карандаш).

— На чем поедешь в школу? (предлог «на»: на

Словообразование:

1) прилагательных от существительных

2) существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами (мел-мелок);

— Почему нужно учиться?
Проблемные вопросы:

—Как нужно вести себя на уроке?

Объясни значение пословицы:

Слоговой анализ слов-названий предметов.

Лексическая тема: Лето

— летняя одежда — зимняя одежда;

— летняя обувь — зимняя обувь;

— предметы, используемые летом – в другие времена года;

— лето — другие времена года.

(Родительный, Винительный, Пред­ложный падежи.)

— Варенье (предлог «из»: варенье из клубники, из смородины).

— Что соберем? (землянику, малину).

— На лугу (поймал жука, стрекозу).

— Что возьмешь? (возьму сачок, удочку).

— Где будешь отдыхать? (предлоги «в», «на»: в деревне, на море).

— На чем покатаемся? (предлог «на»: на велосипеде, на лодке).

Словообразование:

1) прилагательных от существительных (лето — летний, июнь — июньский);

2) глаголов от существительных (загар — загорать);

3) наречий от существительных (жара — жарко).

4) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (солнце — солнышко);

— Чем тебе нравится лето?

— Лето в лесу.
Проблемные вопросы:

—Как сохранить воспоминания о лете?

—Почему так называют: садовник, огородник, качели, зелень, босо­ножки, купальник.

Объясни значение выражений:

Слоговой синтез: ре, мо; ра, жа, ти, на, ши

Ссылка на основную публикацию