Коррекция недоразвития мелкой моторики на первом году обучения

Доклад на тему: “Коррекция недоразвития мелкой моторики в 1 году обучения”.

Коррекция недоразвития мелкой моторики в 1 году обучения.

Истоки способностей и дарований детей

на кончиках пальцев, от них идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук. Существует следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, а если развитие движений пальцев отстает, то речевое развитие задерживается. Хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы. Рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук и кистей. Даже самые незначительные нарушения моторики кистей рук и пальцев имеют неблагоприятное влияние на развитие и успеваемость ребенка.

Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Немецкий философ говорил, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. Исследование современных физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях. Это доказывает тот факт, что утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы. Психотерапевтический прием при котором надо мысленно сосредоточиться на кистях, вызвать ощущение тепла в них, через центральную нервную систему оказывает благотворное воздействие на весь организм, позволяет расслабиться, снять напряжение.

Для обследования тонкой моторики у первоклассников действия с предметами при поступлении на логопункт давались следующие задания:

– выложить узор из мозаики

– самостоятельно отстегнуть и застегнуть пуговицы

– чертить карандашом вертикальные и горизонтальные линии

– нанизывание бусинок на иголку (бусинки мелкие, средние, крупные)

– укладывать в коробку левой и правой рукой спичечные палочки, размером 5 см и 7-8 см.

Для обследования тонких движений пальцев рук, необходимо определить качество и степень дифференцированности движений. Это обследование проводится примерно в следующем порядке:

– предлагают детям сжать пальцы в кулак, загнуть каждой из пальцев попеременно, на правой и на левой руке соединить пальцы одной руки с пальцами другой и т.д.

Из анамнестических данных уточняются:

– речевое развитие ребенка от рождения до 3-х лет

– особенности развития локомоторных и статических функций

– развитие манипулятивной деятельности

– наличие навыков самообслуживания в школе и дома.

Большое значение имеет рисование, оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов.

Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Детям надо одновременно освоить графические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребенка значительных усилий.

Развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. Работа по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей проводится регулярно.

В первую очередь, большое внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся, который определяет специфические методы коррекционных воздействий. Анализируется данные медицинских документов, в беседе с родителями выясняются особенности постнатального периода, раннего развития ребенка. Учащиеся с недоразвитием моторики кистей рук на уроках письма быстро утомляются, у них не окрепший позвоночник, недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, тонкая и точная координация движений. Из общепринятых и общепризнанных видов графического задания мелкой моторики рук дорисовка, обводка предметов из пластмассы, лекал, рисование простого предмета, орнамента по шаблону. Во время письма или в конце нужно им расслабить мышцы, изменить позу. Для этого приходят на помощь физминутки. Они бывают разные, т. е. учитель проводит по своему усмотрению, могут быть речевые упражнения с движениями или просто физкультурные упражнения для кистей рук в течении 1-2 минуты.

Дети поступившие в первый класс не могут в длительное время держать карандаш и ручку. Быстро утомляются и отказываются от письма. У них не хватает мускульной натренированности. Для этого нужно развитие мускульной памяти. Дети штрихуют, обводят предметы, которые они нарисовали или построили с помощью трафаретов. Мускульная память у детей от 4 до 7 лет цепкая и более возбудимая. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируется творческие способности учащихся. В результате овладения штриховкой постепенно напряжение мускулов исчезает, это можно узнать дотрагиванием руки ребенка.

В работе по развитию тонкой моторики занимает ритмическая организация движения, которая оказывает положительные действия на развитие слуходвигательного и слухозрительно- двигательной координации. Детям деется следующая инструкция: «Я хлопну 1 раз – ты поднимешь одну руку, я хлопну 2 раза – подними 2 руки». Задание усложняется «Я стукну 1 раз – поднимешь руку, я хлопну 2 раза – поднимешь 2 руки».

Пальцевая гимнастика проводится в начале или в середине логопедических занятий (сжимание, разжимание пальцев). Упражнение «Погладим котенка» – плавные имитирующие движения (3-5 раз). Упражнение «Веселые маляры» – синхронные движения кистей обеих рук, вверх-вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3-5 раз) и т. д.

Успешно пользуются игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек: игры «Пальцы умеют говорить», «Пальчик-мальчик», «Сидит белка», «Про сороку», «Этот пальчик» и т. д. все эти игры заключаются в поочередном разгибании пальцев левой руки, а правая рука в соответствии загибает пальцы левой руки. Огромную роль играют народные игры на пальчиках поочередным сгибанием и разгибанием. Наряду с этими играми для тренировок тонких движений пальцев рук используются разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

– кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (пальчики здороваются);

– упражнения «Крыша», «Башня», «Дом», «Дверь», «Ворота», «Стул», «Кресло», «Стол», «Две разговаривают» и т. д.

Для занятия нужны учебные карандаши, фломастер, флажки, палочки, рисовая, перловая, гречневая крупы, пуговицы, лепестки шишек, вышивание по отмеченным ломанным линиям, точкам.

На логопедических занятиях в первом классе МБОУ «БНОШ» уделяется большое внимание. На каждом занятии проводятся игры на развитие моторики рук. Используются совместно с нетрадиционными технологиями пескотерапией, сказкотерапией, изотерапией и массажем. Простой точечный массаж и надавливание имеет огромное значение в развитии мышц тонкой моторики. Общеукрепляющие упражнения и сгибание, прогибание пальцев, круговые движения с орехами можно выполнить почти на каждом занятии. Кроме того дети массируя пальцы рук, нормализуют функции различных внутренних органов – восточные ученые наглядно доказали рефлекторную связь каждого пальца руки с определенным органом.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга ребенка. Самая главная задача – коррекция недоразвития мелкой моторики в первом году обучения, которая обеспечивает хороший почерк, хорошую память, речь, активную двигательную деятельность, обогащает словарный запас.

Коррекция нарушений крупной и мелкой моторики.

Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.

Крупная моторика. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Мелкая моторика. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Нарушенное развитие крупной моторики.

Выраженные проявления нарушений двигательной сферы сразу бросаются в глаза. Для распознания начинающихся, минимальных, отклонений от нормы на ранних стадиях взгляд неспециалиста оказывается недостаточно проницательным. Легкие нарушения двигательной сферы вначале почти незаметны. Как правило, они проявляются уже в течение первого года жизни. Обнаружение такого рода нарушений – задача специалиста. В то же время внимательные родители могут помочь своими наблюдениями врачу или специалисту по лечебной гимнастике.

Если у родителей появляются сомнения в нормальном развитии их ребенка, и они обращаются к детскому врачу, то заполненная Таблица сенсомоторного развития может оказать специалисту существенную помощь при дальнейшем обследовании и составлении терапевтической программы. С момента рождения ребенка важно обращать внимание на следующие особенности движений и изменения положения тела:

Малыш негибкий, малоподвижный. Чрезмерное напряжение мышц осложняет свободу движений. Пример: вместо того, чтобы активно дры-гать (сучить) ножками, малыш лежит, судорожно вытянувшись в кроватке с сжатыми или скрещенными ножками. Во время пеленания это особенно заметно, когда маме с трудом удается раздвинуть ребенку ноги. Иногда ребенок принимает необычные позы: чрезмерно выгибает позвоночник, запрокидывая назад голову; в более старшем возрасте — постоянное согнутое положение рук при переворачивании ребенка на живот.

Малыш вял, сонлив. Малыш просто не находит сил, чтобы удержать головку и тело в положении лежа, сидя и стоя.

Движения одной стороны более интенсивны. Во многих случаях наблюдается односторонний парез или снижение тонуса мышц правой или левой стороны тела. Это также является признаком двигательных нарушений. Пример: малыш активно болтает одной ножкой, в то время как вторая почти или вообще не двигается. То же касается движения рук.

Нарушения крупной моторики выражаются также в неуверенном удержании равновесия, например, когда ребенок ползает на четвереньках или ходит. В то же время может быть нарушен контроль движения головы.

Нарушенное развитие мелкой моторики

Уже на первом году жизни нормально развитый ребенок все чаще и интенсивнее использует руки и пальцы для изучения окружающего мира. Для этого он должен обладать достаточной силой и подвижностью. Задержки в развитии мелкой моторики можно достаточно легко проследить по Таблице сенсомоторного развития. Если движения рук осуществляются неправильно, то речь идет о функциональных нарушениях. Ниже представлены некоторые показатели патологических нарушений развития мелкой моторики.

Негибкие движения рук. Если полугодовалый ребенок все еще держит одну или две руки сжатыми в кулачок, это – предупредительный сигнал для родителей. Иногда ручки настолько сильно сжаты, что взрослому с трудом удается вставить в ладошку ребенка погремушку.

Между 6‑м и 12‑м месяцем малыш должен начать играть пальцами таким образом, что каждый палец активно двигается. Детям с нарушениями развития движение отдельных пальцев удается с трудом. Малыш тянется за предметом, но ему с трудом удается схватить и удержать его. Ребенку более старшего возраста зачастую сложно сжать что‑то в руках, например, куклу, пищащую резиновую игрушку и т. п.

Одностороннее нарушение мелкой моторики. Для распознания нарушений на ранней стадии большое внимание необходимо уделять одно-сторонней слабости или неподвижности рук и пальцев. Если ребенок стар-шего возраста в процессе проявления тенденций к право– или леворукости предпочитает одну руку, в этом никакой патологии нет. Но если ребенок, работая с предметами, никогда не прибегает к помощи второй руки, это серьезное подозрение на одностороннее функциональное нарушение.

Судороги и дрожь — резкие и повторяющиеся мышечные сокра-щения в кисти ребенка. Подобные судорожные движения могут возник-нуть также в области предплечий, плеч, затылка (конвульсивное подерги-вание головой) или лица (мимические конвульсии). Иногда можно на-блюдать не порывистые, а медленные и тянущие движения пальцев и рук. Они также как судороги не подчиняются воле. Пальцы при этом иногда выполняют извилистые червеобразные движения. Медленные и напря-женные движения могут наблюдаться и в мимической мускулатуре лица.

Более мелкая или более крупная дрожь может также появиться в мышцах головы и тела.

Коррекция крупной моторики. Для занятий, направленных на коррекцию общих моторных нарушений, очень полезно иметь дома свой небольшой спортивный комплекс. С его помощью делаются привычными трудные и, возможно, даже страшные для ребенка упражнения: лазанье, прыганье, верчение, кувыркание, подтягивание, хождение по скамейке.

Упражнения и игры хорошо проводить и на природе. Это может быть бег по склону, ходьба по бревну, игра в прятки (прятаться за деревом), бросание шишек в цель, игры «Кто бросит выше?», «Кто бросит точнее?» (надо попасть в дерево). Полезно детям находиться и двигаться в воде (в ванне, бассейне, реке, море), кататься зимой на лыжах, коньках, летом — на велосипеде.

Работа с детьми по формированию моторных функций требует большого терпения, многократных объяснений и показа, на отработку каждого упражнения уходит длительное время. Занятия физическими упражнениями должны быть включены в общее расписание дня ребенка. Регулярность создает привычку к занятиям и потребность в них.

Играя с ребенком в любую спортивную игру, взрослый должен учитывать моторную неловкость ребенка и незаметно для него помогать ему. Например, если ребенок не может забросить мяч в корзину, прикрепленную к стене, педагог берет ее в руки и немного подыгрывает ребенку, успех рождает интерес к игре и желание пробовать свои силы. Во время таких занятий педагог постоянно поощряет, одобряет ребенка: «Вот уже научился!», «Молодец!» и т. д. Сначала все упражнения делаются совместно с ребенком, беря его руки в свои, управляя его движениями. Потом ребенок повторяет показанные движения, выполняет упражнения по подражанию, а затем и по инструкции.

Коррекция мелкой моторики имеет свою специфику.

Первое занятие с ребенком строится при опоре только на его интере-сы. У детей часто обнаруживается интерес к мелким сыпучим предметам. Пересыпая горох, можно имитировать падение капель. Затем можно, предложив ребенку убежать от «дождя», перейти к работе с пластилином. Например, педагог рисует петуха и вместе с ребенком выкладывает контуры пластилином (можно рисовать петуха, утку, машину, рыбку, котика, цветок и др.). Затем ребенок, беря горошину, делает глаз петуху, «кормит» петуха, накладывая вокруг него горох на пластилин.

С этой же целью изготавливаются различные поделки, комбинируя пластилин с природным материалом (мох, желуди, ягоды, арбузные семечки, крылатки клена, листья, шишки, каштаны и т. д.), вызывающим обычно интерес у ребенка. Из пластилина и крылаток клена легко слепить солнышко, стрекозу; из ярких листьев и пластилина — бабочку; из шишек и пластилина — лебедя; из желудя и пластилина — грибы и т. д.

Во время письма, рисования, труда проводится специальная гимнастика для рук. Например, детям предлагают: «Сделай так, чтобы пальчики поздоровались», «Сделай «колечко», «лодочку», «корзиночку», «замок», дети передвигают карандаш тремя пальцами вперед, назад, перевертывают его между средним и указательным пальцами с помощью большого.

Детям с более тяжелыми нарушениями мелкой моторики можно давать пересыпать ложкой или совочком горох, крупу из одной миски в другую: ребенка могут занять игры с песком на площадке (он нагружает им самосвал, насыпает в ведра, делает из него куличики, сажает огород, для чего берет игрушечные овощи).

Огромное значение для развития тонких движений имеет работа с бумагой. Сначала совместно изучаются свойства бумаги: бумага мнется, рвется, складывается, режется, ее можно склеивать. Это занимает детей. Они отщипывают кусочки бархатной или другой цветной бумаги, наклеивают их на белый лист, где нарисованы контуры травы, облаков, солнышка. Получается яркий пейзаж. Отрывают ленточки, полоски бумаги, а потом играют с ними, подбирая их по цвету, учатся сгибать и разгибать бумагу пополам, совмещая углы и стороны. Таким образом, из бумаги без применения клея можно сделать разные фигурки. Дети учатся резать ножницами бумагу. Сначала просто режут, затем по прямым линиям. Получается бахрома на салфетке, зубчики на гребешке, кисточка. Вырезают геометрические фигуры прямоугольной формы, снежинки. Только после этого переходят к вырезанию по кругу, овалу.

Коррекция мелкой моторики включает 5 этапов.

На I этапе обучение идет по подражанию. Педагог работает с ребенком, используя готовые формы, строго ограничивая их количество. Это могут быть фигуры, вырезанные из бумаги,— для аппликации; объемные фигуры, магнитные плоские геометрические фигуры, мозаика — для конструирования; если это лепка — то заранее приготовленные палочки и шарики из пластилина, фасоль, горох, другой материал.

На II этапе продолжается работа по подражанию, но теперь ребенок начинает действовать более активно. Совместно с взрослым он скатывает шар или палочки. Педагог вначале показывает, как это делать, ребенок смотрит на действия педагога и старается повторить те же движения.

Читайте также:  Перспективное планирование логоритмических занятий в старшей группе детей с ОНР

На III этапе идет работа по образцу. Для того чтобы привлечь к нему внимание ребенка, необходимо подобрать объект, интересующий его, сделать так, чтобы он увидел его, обратил внимание, захотел рассмотреть. Педагог побуждает его к этому, задавая вопросы, отмечая особенности объекта — его величину, форму, цвет, материал, конструкцию, рассказывая о его назначении. Педагог учит ребенка соблюдать последовательность при выполнении задания.

На IV этапе возможно выполнение по инструкции. Однако осознать и запомнить целиком речевую инструкцию для детей сложно. Многие не понимают отношений, выраженных предлогами на, над, под, не знают значения многих слов, в процессе работы они, как правило, истощаются и теряют план действий. Поэтому вначале инструкция дается частями.

Ребенок еще не сможет сделать всю работу самостоятельно, он не удерживает задание в памяти и нуждается в побуждении, напоминании. И только на V этапе некоторые дети способны выполнить работу полностью самостоятельно.

При лечебно-педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опорность на раскрытую кисть, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук.

Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу. Для тренировки противопоставления и отведения-приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с маленькими куклами, надевающимися на пальцы. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.

Многие дети, преодолевая серьезные трудности в моторике, могут достичь достаточно высокой степени организации деятельности, благодаря чему создается база для более успешного обучения в школе.

Коррекция моторики

Основная цель коррекции моторики состоит в преодолении недостатков физического статуса. К недостаткам физического развития детей с ограниченными возможностями относятся общая ослабленность организма, сниженный иммунитет (индекс здоровья у них, как правило, ниже по сравнению с другими детьми). Многим детям-инвалидам свойственна гипокинезия, или гиподинамия (малоподвижный образ жизни), что зачастую вызвано «охранительным режимом», страхом родителей и воспитателей перед возможными травмами.

Развитие моторики тесно связано с нервно-психической деятельностью, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательными системами. Особый акцент следует делать на формирование и развитие произвольных движений, которые стимулируют работу Высшей нервной деятельности. Физическое состояние и двигательная способность во многом определяют общую дееспособность в обучении и труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития.

Физкультурно-оздоровительная работа в направлена на улучшение общего состояния здоровья, закаливание организма, повышение жизненного тонуса, улучшение физической и умственной работоспособности, освоение основных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки) и основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), обучение рациональному дыханию, воспитание правильной осанки и походки.

Направления коррекции моторики

1. Общая моторика.

2. Мелкая моторика.

3. Артикуляционная моторика.

В каждом направлении существуют разные требования: от общего уровня развития до профессионального мастерства.

Состояние общей моторики характеризуется правильным телосложении, пропорциями, осанкой, положением стопы, координацией движений, умением держать равновесие.

Средства коррекции общей моторики

§ Лечебная физкультура направлена на предотвращение осложнений после соматических заболеваний, нормализацию мышечного тонуса, исправление контрактур (фиброзная неподвижность суставов), неправильных поз, вызванных параличами и парезами. Фиброзная неподвижность суставов при ДЦП существенно за трудняет процесс реабилитации. Основная причина данной патологии — мышечный дисбаланс: если мышцы, служащие для разгибания колена и подъема стопы, очень слабые, а мышцы, служащие для сгибания колена и опускания стопы, сильные, вполне вероятно появление контрактур. Возникновение их можно предупредить благодаря правильному расположению ребенка, а также физическим упражнением на амплитуду движения (например, потягивание подобно кошке или собаке).

§ Утренняя гимнастика для разминки суставов, мышц, усиление кровообращения. Помимо комплексов утренней зарядки, это могут быть несложные упражнения в постели еще до подъема с нее, а также виброгимнастика, занимающие от 1 до 2 минут времени.

§ Уроки физкультуры для овладения основными двигательными умениями и качествами.

§ Физкультминутки для снятия усталости и психофизического напряжения на уроках включают упражнения, способствующие выработке правильной осанки, восстановлению отделов позвоночника.

§ Спортивные игры, эстафеты для развития духа состязательности, повышения эмоционального тонуса.

§ Ритмика как учебный предмет и как внеклассное занятие, помогающее выполнять разнообразные произвольные движения, научиться красиво двигаться под музыку. Сюда входит работа над выразительностью движений при музыкальной поддержке, элементы хореографии.

§ Кинезотерапия и позиционная гимнастика направлены на развитие основных движений с помощью специальных приспособлений, в частности укладок, которые используются как фиксирующие. При этом порядок формирования движений сохраняется таким, как он имеет место при нормальном естественном развитии: подъем головы, повороты, присаживание, вставание, перешагивание, ходьба.

§ Мануальная терапия, массаж.

§ Гидротерапия — система коррекционных упражнений в воде, что далеко не однозначно обычному плаванию в бассейне. Это средство коррекции моторики особенно показано при ДЦП: в воде улучшается кровообращение, уменьшается вес конечностей, снижается мышечный тонус, увеличивается объем движений.

§ Иппотерапия — реабилитация посредством верховой езды. Тепло лошади способствует расслаблению спастических движений, мышц, наполняет ребенка жизненной энергией по принципу «сообщающихся сосудов». Все упражнения, традиционные для зала, в том числе с мячом, с гимнастической палкой, флажками становятся более интересными, привлекательными для ребенка, сидящего на лошади. Например, протянуть, вытянуть руки вперед — «Возьми лошадку за ухо». Ребенок учится держать равновесие, у него вырабатывается условный рефлекс ходьбы, так как шаг лошади совпадает с шагом человека.

§ Дельфинотерапию можно отнести к «экзотическим» средствам коррекции моторики и эмоционально-волевой сферы. Дельфины — своеобразное живое УЗИ. На здорового человека они не реагируют (эхолакация требует значительных затрат энергии, и дельфин не всегда ее «включает»), но каким-то образом чувствуют тех, у кого не все в порядке со здоровьем. Дельфинотерапия особенно показана при аутизме. Сначала ребенок преодолевает чувство страха перед большой рыбой. Потом, поплавав с дельфином, учится концентрировать внимание и, в конце концов, раскрывается, у него появляется потребность выразить словом свои чувства.

В коррекции общей моторики большое значение имеет специальное оборудование. Это разнообразные тренажеры, мягкие спортивные модули, лечебные мячи, средства для тренировки вестибулярного аппарата и для развития умения балансировать (гамак, карусель, качели, вращающийся стул, горка, трамплин, батут, скейтборд) и др.

Участие в международном физкультурно-спортивном движении Special Olympics перевернуло наши представления о физических возможностях детей-инвалидов и соответственно подтолкнуло к коренному пересмотру содержания программ по физическому воспитанию в специальных школах. Данное движение было основано в 1968 г. Юнис Кеннеди-Шрайвер, и в настоящее время является самой крупной в мире программой спортивных тренировок и соревнований по 23 зимним, летним и демонстрационным олимпийским видам спорта для детей и взрослых с интеллектуальной недостаточностью. В программах Special Olympics ежегодно принимают участие более 1 миллиона спортсменов из 120 стран мира с любым уровнем возможностей от 8 лет и старше с уровнем интеллекта ниже 80 IQ. Девиз игр: «Дай мне победить, а если я не смогу, то пусть я буду смелым в этой попытке!».

Официальные летние виды спорта: плавание (водные упражнения), легкая атлетика, баскетбол, кегли, велоспорт, конный спорт, футбол, гимнастика, роликовые коньки, софтбол, теннис, волейбол.

Официальные зимние виды спорта: равнинные и горные лыжи, бег на коньках, фигурное катание, хоккей на полу, хоккей с мячом.

Демонстрационные виды спорта: бадминтон, гольф, тяжелая атлетика, настольный теннис, гандбол.

Современным направлением в развитии психофизических возможностей человека является образовательная кинесиология — учение и практика о возможностях использования естественных физических движений с целью организации деятельности мозга и тела для развития самоструктурированного опыта и творческой самореализации личности. Это направление основано на исследованиях психологов и педагогов гуманистического направления (А. Гезелл, К. Роджерс, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Л. Кларк, Дж. Канфильд и др.). Методика «оживления» и активизации природных механизмов работы мозга Пола и Гейл Деннисон строится на двух принципиальных типах движения:

§ движения, пересекающие некую центральную зону тела, которые интегрируют движение и мысль;

§ односторонние движения тела, ведущие к разъединению мысли и движения.

Мелкая моторика — это тонкие, дифференцированные движения пальцев. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связная речь. В связи с этим уместно напомнить слова В. А. Сухомлинского: «Ум находится на кончиках пальцев». По возможности следует максимально развивать обе руки: и правую, и левую, что будет способствовать полноценному развитию обоих полушарий головного мозга. Существует специальный термин амби-декстрия — одинаковое развитие функций обеих рук, которое может быть врожденным или сформироваться в процессе тренировки.

Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятельности, как сжатие, откручивание, закручивание, комкание бумаги, протягивание, нанизывание, лепка из пластилина и глины, конструирование и работа с мозаикой, выкладывание фигур из спичек, освоение ремесел (вышивание, плетение, вязание, выжигание, работа с бисером), прокалывание, склеивание, вырезание по контуру, раскрашивание и штриховка, изобразительная деятельность и др. Широко применяются игры и действия с игрушками и предметами: сборка пирамидки, раскладывание палочек, пуговиц, зерен, фасолек и т. п., изготовление бус из различных предметов (готовые бусинки, ракушки, рябина и т. п.), волчки, эспандеры, весовые дощечки и цилиндры, рамки Монтессори, разнообразные виды застежек, которые используются в одежде и обуви). Эффективным приемом для развития функций кисти руки является смятие, комкание бумаги, салфеток, газет и заталкивание их в банку, бутылку; или ребенку предлагается порвать их на мелкие кусочки, чтобы «приготовить подстилку для попугая или морской свинки».

Большое значение в развитии мелкой моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика,

Йогу пальцев, или мудры, можно использовать не только для улучшения развития мелкой моторики, но и как лечебно-оздоровительное средство. На санскрите «мудрой» называется ритуальное положение рук в индобуддийской религии. Большинство мудр не имеют противопоказаний и обеспечивают лечебный эффект. Так, мудра «Знание» снимает эмоциональное напряжение, улучшает мыслительные процессы, активизирует память, способствует концентрации внимания. Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены, не напряжены. Мудра «Небо» оказывает значительное влияние на улучшение слуховой функции. Методика исполнения: средний палец сгибаем так, чтобы подушечкой он прикасался к основанию большого пальца, а большим прижимаем согнутый средний. Мудра «Жизнь» выравнивает энергетический потенциал всего организма, благотворно влияет на зрительную функцию. Методика исполнения: подушечки сердечного, мизинца и большого пальцев соединяются вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. «Окно мудрости» используется при нарушениях мозгового кровообращения, склерозе сосудов головного мозга, открывает жизненно важные центры, активизирует умственную деятельность — безымянный палец прижимается первой фалангой большого пальца. Существуют позы пальцев для снятия почти всех распространенных болезненных состояний. Важно помнить, что все мудры выполняются одновременно на двух руках до 30 мин. в день.

Во всех случаях развитие мелкой моторики не должно превращаться в самоцель. Зачастую это неотъемлемая часть работы по формированию навыков самообслуживания и обучения ремеслам.

Коррекция моторики лица и артикуляторного аппарата направлена на снятие паретичности, вялости, установление фиксированных положений органов артикуляции, выработку целенаправленной воздушной струи. Средства развития: артикуляционная гимнастика, комплекс упражнений на дутье, логопедический массаж, логоритмика.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц: жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). В связи с этим следует проводить упражнения различных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

При выборе методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Для еще не говорящего ребенка работа строится по принципу развития и упорядочивания ритмических движений на базе уже имеющихся автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформированные из безусловных реакций, превращаются в речевые, условные. Занятия ведутся по схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения переходят к выработке более дифференцированных движений в этой области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такту.

Артикуляционные упражнения подбираются в соответствии с характером дефекта произношения и целесообразности рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для данного звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор упражнений и качество выполнения. Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2672 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Журнал Педагог

Автор: Дуболазова Светлана Юрьевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: СП “Детский сад №1” ГБОУ СОШ №5 г.Сызрани
Населённый пункт: город Сызрань Самарской области
Наименование материала: Доклад
Тема: Причины недоразвития мелкой моторики у детей с ОНР. Приемы арт – терапии в решении проблемы
Дата публикации: 17.08.2016
Раздел: дошкольное образование

СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Доклад

«Причины несформированности мелкой моторики у детей с общим

недоразвитием речи. Использование приёмов арт – технологии в

преодолении проблемы»
Выполнил: Дуболазова Светлана Юрьевна, учитель – логопед Введение Говоря об актуальности проблемы развития мелкой моторики у детей с тяжёлыми нарушениями речи, достаточно обратиться к статическим данным: в настоящее время 25% четырёхлетних детей страдают нарушением речевого развития. То есть каждый 4 ребёнок испытывает трудности в овладении род- ной речью. Причём, за последние 20 лет число детей с нарушениями речи вы- росло в 6 раз. «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребёнок пришёл в школу с уже хо- рошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. Работая в группе компенсирующей направленности, я заметила, что большинство детей – логопатов имеют слабо развитую мелкую моторику. Ре- зультаты наблюдения за детьми пятилетнего возраста, диагностические зада- ния (шнуровки, штриховки и т.д.) подтвердили это утверждение (рисунок 1).
Рисунок 1 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 0,13 0,63 0,24 Результаты сформированности мелкой моторики рук у воспитанников 5 лет с ОНР Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень ча- сто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Учёными установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влия- ет на функционирование речевых зон головного мозга. Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом. Рассматривая проблему в физиологическом плане, обратимся к трудам русского физиолога Ивана Сеченова. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обу- чения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимо- действия с окружающей средой. Отечественные психологи: Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Дени- сова, М.Ю. Кистяковская, показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития ки- нестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета – это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребёнка постепенно на протяжении уже первого
полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают вы- полнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действо- вать как специфический человеческий орган. Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей до- школьного возраста с давних времён придавалось большое значение в народ- ной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И. Светлова и др.), авторские дидактические игры с предметами Л. Павловой . Известный исследователь детской речи, советский педагог М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Особенности общей и мелкой моторики у детей с общим недоразви-

Читайте также:  План–конспект непосредственно–образовательной деятельности (К нам в гости Веснянка пришла)

тием речи.
Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослаблён- ностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некото- рое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигатель- ная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движе- ний, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, сни- жении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представ- ляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по про- странственно-временным параметрам, нарушают последовательность эле- ментов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого рас- стояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недо- статочный самоконтроль при выполнении задания. Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой скоординированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслужи- вания. Ребёнок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пач- кая стол и свою одежду.
В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не прово- дилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеть- ся и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представ- ляет для них застёгивание и расстёгивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвёрдыми, кривыми линиями, отдалённо передающими контур предмета. Недостаточностью моторики в определённой мере обусловлены свой- ственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят своё отражение и в их рече- вой деятельности. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с раз- витием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуаль- ной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него до- статочно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навы- ка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольно- го внимания. Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может со- здать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению
негативного отношения к учёбе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходи- мые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком дви- гательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм , различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Изучение теоретического материала даёт возможность мне сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Арт – технологии в коррекционной работе учителя – логопеда.
Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой це- лью работа ведётся в нескольких направлениях: развитие общей и мелкой мо- торики; стимуляция работы артикуляционного аппарата; нормализация рабо- ты мимических мышц; борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями; формирование просодических компонентов речи; коррекция звукопроизноше- ния; развитие основных фонематических процессов; устранение общего недоразвития речи; нормализация основных психических процессов. В комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными методами и прие- мами используются и нетрадиционные логопедические методы и упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движе- ний. В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаются и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физиче- ского и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного
д е т с т в а . П о э т о м у т р е н и р о в к а д в и ж е н и й п а л ь ц е в рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребён- ка, и имеет большое значение. Я заметила, что приёмы атр – технологий позитивно воспринимаются дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи. Эти методы нельзя рассмат- ривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общеприня- тых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, но- вые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Кроме того, для некоторых детей с тяжёлыми нарушениями речи характерны нару- шения в эмоционально – волевой сфере, которые проявляются или в агрес- сивности и беспокойстве, или, напротив, в вялости и пассивности. Кроме раз- вития мелкой моторики арт – технологии благотворно влияют на эмоциональ- ную сферу ребёнка. Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой. Важная роль отводится ей в педагогическом направлении арт-терапии, получившей наиболее широкую известность в середине XX века. Актуальность данной отрасли в системе пе- дагогического образования в настоящее время признается многими учеными. Арт-терапия как новое интегративное направление, заимствует фунда- ментальные теории в педагогике, психологии, психотерапии и в искусстве, прежде всего, изобразительном. Теоретический и практический опыт арт- терапии значим для развития системы педагогических наук. В частности, от- мечается очевидная взаимосвязь арт-терапии с коррекционной педагогикой. Исходя из понятия «терапия» (от греч. – забота, уход, лечение) особый статус в педагогическом направлении приобретает забота о ребенке. Арт- терапия базируется на взаимодействии участников процесса (взрослый – ре- бенок). С этой точки зрения можно рассматривать арт-терапию как процесс
сопровождения, являющийся основополагающим в личностно-ориентирован- ном подходе к обучению детей с недостатками речевого развития.
Использование приёмов арт – технологии в преодолении проблемы

неразвитости мелкой моторики детей с ОНР.
В понятие арт – технологии входят разнообразные компоненты. Не умаляя значения музыкотерапии, сказкотерапии и др., я считаю изо- терапию наиболее действенным приёмом в развитии мелкой моторики руки. Изобразительная деятельность напрямую сопряжена и направлена на развитие важнейших функций организма – зрительного восприятия, двига- тельной координации, речи, мыслительной деятельности. Более подробно я хочу остановиться на отдельных приёмах изотерапии.
Рисование пальцами.
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощу- щения, которые испытываешь, когда опус- каешь палец в гуашь или в пальчиковую краску — плотную, но мягкую, размешива- ешь краску в баночке, подцепляешь некото- рое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый риту- ал! Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосред- ственно ладонями и пальцами от ребёнка не требуется развитой мелкой мо- торной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экс- прессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных ша- блонов. Так рисовать детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуаль- ность ребёнка.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребёнку. В связи с нестандартно- стью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипич- ным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откли- ком, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расши- ряют и обогащают образ Я.
Рисование пластилином (пластилинография).
Зачем рисовать пластилином? — спросите вы. Очень просто. Далеко не каждый научился писать маслом. Этому в школе не учат. А создать рельефный шедевр хочется уже сегодня. Пожалуй- ста, к вашим услугам пластилин. Пла- стилином можно не только лепить, но и с помощью его рисовать. Использование приемов и материалов нетрадиционной техники позво- ляют добиваться следующих результатов: – улучшает речевое развитие детей; – формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками; – развивается волевое усилие (дети стараются выполнить до конца ра- боту, увидеть свой конечный результат); – развивается общая и мелкая моторика. С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином: • раскатывать «колбаски» и «шарики», • сплющивать «лепешки», • вытягивать пластилин, • слеплять детали друг с другом.
Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов: • выполнение декоративных налепов разной формы, • прищипывание, • сплющивание, • оттягивание деталей от общей формы, • плотное соединение частей путём примазывания одной части к дру- гой. В • и даже смешение разных цветов пластилина для получения промежу- точных оттенков – приём «вливания одного цвета в другой».
Обрывная аппликация
. Обрывная аппликация – это отдельный вид аппликации, суть кото- рого можно уловить из названия. В об- рывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а от- рываются и приклеиваются в виде мо- заики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и её может освоить даже ребёнок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно чётких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполняем работу вместе, придумываем сюжет или выбираем любимо- го героя. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы с ребятами разрываем бумагу на кусоч- ки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контур-
ный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой мо- торики рук и творческого мышления.
Аппликация из крупы.
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движе- ния , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно ви- деть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды. В каждом изобразительном материале заложены определённые возможности работы с ним, что оказывается стимулом к поиску изобразительных решений. Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятель- ности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать инди- видуальные особенности развития детей. Умелое использование нетрадиционных техник с учётом индивидуаль- ных особенностей развития ребёнка с ОНР сокращает время на выполнение работы, сокращает зрительную нагрузку, создаёт «ситуацию успеха» для ребёнка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Литература:
1. А. А. Анистратова, Н. И. Гришина «Поделки из пластилина и солёного теста», Москва, ОНИКС, 2009г.
2. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие твор- ческих способностей средствами арттерапии. Институт общегуманитарных исследований, 2008, С.96 3. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: «Гном и Д», 2005. 4. Гонеев А.Д., Мифенцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. – М.: «Академия», 1999. 5. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.- Ярославль, 1998г. 6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодо- ление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: «Литур», 2006. 7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973. 8. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. 9. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. 10. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и соци- альной работе. СПб.: Речь, 2007, С. 336. 11. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов по- могающих профессий. СПб.: Речь, 2005, С.112 12. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Я., Академия развития, 2007, С.98.

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 2062 раза

Библиографическое описание:

Шанина Л. Ю., Хамидулина Ю. В. Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 66-68. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4075/ (дата обращения: 28.02.2020).

Читайте также:  Формирование представлений об ударении у детей

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, когда его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга формируется хватательный рефлекс. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Вернемся в предысторию вопроса. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей “Сороки — белобоки”, “Ладушек” и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции речи высшей нервной деятельности.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит — развитию речи. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: “Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией”. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, “есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга” — доказывает М. М. Кольцова. Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук очень разнообразны.

Сюда включают:

– самомассаж и массаж пальцев рук;

– занятия по изодеятельности.

Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Основной задачей во время массажа и самомассажа является нормализация состояния тонуса мелких мышц кистей рук. Для этого используют приёмы поглаживания, разминания, растирания, легкую вибрацию, похлопывание. Можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Всем знакома с детства “Сорока”, с помощью которой в процессе проговаривания взрослый производит поглаживания ладошки, затем поочерёдное растирание пальцев. В игре “Прятки”:

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

используется прием легкой вибрации, разминания. Во время массажа можно использовать грецкий орех, шишку, бусинку:

Покатаю я в руках

Станьте ловкими скорей

Возможно использование холодной и горячей воды попеременно. Аналогично применение кубика льда.

Следующий вид — предметная деятельность включает в себя игры и действия с игрушками и предметами. Для тренировки пальцев рук следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, а затем более мелкие. Для этих целей хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку, пирамидки, мозаики, конструкторы, счётные палочки и многое другое.

Детям можно предложить следующие игры:

“Переложи игрушки”. Ребенок складывает в прозрачный сосуд мелкие предметы (пуговицы, фишки) сначала правой, затем, левой рукой.

“Шаловливый котенок” — смотать клубок ниток.

“Играем на балалайке” — между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку, перебирать ее, как струны балалайки.

“Выгладим платочки для мамы и дочки” — разгладить скомканный лист бумаги.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры с речевым и без речевого сопровождения. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры, как бы, отражают объективную реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельность. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями. Самым простым является изображение пальцами разных фигурок.

1. “Флажок” — 4 пальца соединить вместе, большой опустить вниз.

2. “Очки” — соединить в кольцо большие и указательные пальцы.

3. “Стол” — левую ладонь сжать в кулак, поставив на стол, правую раскрытую положить сверху.

4. “Ёлка” — пальцы рук скрестить под углом друг к другу.

5. “Кораблик” — ладони округлить и прижать друг к другу.

Необходимо помнить, что упражнения проводят в медленном темпе, от 5 до 8 раз, сначала одной рукой, затем — другой, а в завершении — двумя руками вместе. Воспитателю необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными и чёткими. Нельзя требовать от ребенка немедленного выполнения того или иного упражнения: отработав одно подражание, постепенно переходим к другому.

Используя игровую ситуацию, а также подражательные способности детей, можно разыгрывать различные инсценировки: “На птичьем дворе”, “Мама — птичка и птенчики”, “На скотном дворе”. Дети изображают кистями рук птиц, животных и подражают им. Игры, обычно, проходят на высоком эмоциональном уровне.

Дети младшего возраста хорошо воспринимают игры для одной руки, более старшие дети осваивают игры, которые проводят двумя руками: например, одна рука домик, другая — кашка, или используют несколько событий, сменяющих друг друга.

Например, игра “Котята” — сжать пальцы в кулачок и разгибать по одному.

Один котёнок пьет молочко

Оно такое вкусное, что идет

Еще один котёнок.

Два котенка пьют молочко

Оно такое вкусное, что идет

Еще один котёнок.

Большое место в развитии мелкой моторики руки детей отводится изобразительной деятельности. Детей учат раскрашивать, рисовать пальчиком, ладошкой, т. е. разными способами, работать ножницами, лепить. В процессе выполнения заданий у детей развивается и фразовая речь.

Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации.

Для обследования мелкой моторики рук предлагаются следующие упражнения: “Пальчики здороваются” — попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. “Играем на пианино” — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно: 1–2, 1–3, 1–4, 1–5 пальцами.

Выполняются 1–2 упражнения правой, левой и обеими руками.

“Птички клюют” — держа руку с карандашом на локте, по команде поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. Диаметр круга 10 сантиметров.

Планируя фронтальную и индивидуальную работу с детьми по развитию мелких мышц кисти руки необходимо привлекать к помощи и родителей.

Чем можно позаниматься с малышами дома, чтобы развить ручную умелость:

– запускать пальцами мелкие волчки,

– разминать глину, пластилин,

– катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шары,

– нанизывать бусы, пуговицы, сортировать крупу,

– наматывать клубки, проволоку,

– застёгивать пуговицы, молнии, липучки,

– закручивать шурупы, гайки,

– складывать матрешек, пирамидки и многое другое.

Необходимо объяснять родителям, что у детей с плохо развитой ручной моторикой возникают трудности во время шнуровки ботинок, застёгивании пуговиц, эти дети неловко держат ложку, карандаш. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми с общим недоразвитием речи оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки оказывается недостаточным для освоения письма, формирует в дальнейшем школьные трудности. Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития мелкой моторики.

Какие же общие рекомендации следует соблюдать по формированию сложнокоординированных движений руки?

– Выполнение упражнений должно быть регулярным.

– Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься “через силу” неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.

– Время выполнения упражнений не может быть долгим, т. к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают.

– Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.

– Занятия должны быть совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

– Ребёнку всегда предлагается инструкция, которая должна быть простой, короткой и точной.

Повторение инструкций, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки расширяется, углубляется и становится важной частью подготовки к школе.

1. С. Е. Большакова “Формирование мелкой моторики рук”// изд. «Сфера», 2008 г.//

2. И. С. Лопухина “Логопедия. Ритм, речь, движения”// изд. «Корона-век», 2008 г.

3. А. Е. Белая, В. И. Мирясова “Пальчиковые игры”// изд. «АСТ», 2006 г. //

4. А. П. Савина “Пальчиковая гимнастика”// изд. «АСТ», 2003 г.//

5. М. С. Рузина, С. Ю. Афонькин “Страна пальчиковых игр”// изд. «Кристалл», 2001 г.//

Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через нетрадиционные приёмы.

автор: Саишева Светлана Николаевна

Учитель внеурочной деятельности МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»,г.Березники, Пермский край

Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через нетрадиционные приёмы.

Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через нетрадиционные приёмы.

Саишева Светлана Николаевна,

учитель внеурочной деятельности

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития получили возможность обучаться в школе.

Тяжёлое и множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития.
Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.
Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения).Недоразвитие мелкой моторики вызывает значительное затруднение у детей в процессе обучения, что, в свою очередь, влечет за собой значительные трудности в учебной деятельности.
Характеризуя состояние мелкой моторики умственно отсталых детей с сочетанной патологией, можно выделить следующие нарушения:

слабость моторики пальцев и кистей рук;

отклонения в координации движений (нарушение темпа и ритма действий);

медлительность и нечеткость движений;

долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук;

с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью и (или) нарушениями пространственного представления;

слабостью нажима карандаша или ручки на бумагу;

нечеткость проведения линий (волнистой, ломаной, прямой)
нет пластичности;

страдает плавность переключаемости с одного движения на другое;

неумение координировать работу обеих рук.

Данная категория детей с трудом овладевает всеми приемами по развитию мелкой моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит работа по их закреплению. Дети быстро забывают проделанные действия, из – за этого постоянно приходится возвращаться на шаг назад. При выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения. Нарушения моторики рук лишает движения точности, силы и координации, поэтому учащиеся данной категории нуждаются в специально организованном обучении в выполнении точных, дифференцированных, целенаправленных движений пальцев рук.
Упражнения по развитию мелкой моторики я провожу на каждом коррекционном занятии.

Начинать упражнения лучше с элементов массажа и самомассажа кистей и пальцев рук. Задания даются от простого к более сложному. Так постепенно, шаг за шагом ребенок достигает более высокого уровня при выполнении заданий.
Все проделанные действия с ребенком проговариваются педагогом: независимо от наличия или отсутствия нарушений слуха у ребенка.

Речь учителя должна быть максимально простой по содержанию.
На первых этапах обучения ребенок может просто наблюдать за действиями педагога. Постепенно ребенок привлекается к выполнению упражнений. Все действия повторяются несколько раз. Затем от выполнения совместных действий идет переход к выполнению действий по подражанию, а, как известно, подражание считается одним из условий развития ребенка. Далее ребенок переходит от подражания к действию по образцу и по словесной инструкции.
Все этапы работы проводятся достаточно длительное время, особое внимание уделяется при выполнении заданий по словесной инструкции для формирования у учащихся понимания обращенной речи.

Для развития мелкой моторики существует множество заданий (рисование, лепка из пластилина, вырезание, конструирование и др.), но не все дети могут выполнять эти задания в силу своих индивидуальных особенностей развития, поэтому мы подбираем различные упражнения и способы выполнения заданий, доступные каждому ребенку.

Например, для детей с тяжелой умственной отсталостью и детским церебральным параличом, задания выполняются с полной физической помощью учителя и, если необходимо, утяжелителей. Для детей с нарушениями зрения используются предметы более ярких тонов и крупные изображения.
Как правило, дети очень любят играть с водой, песком (крупами), поэтому в нашей практике часто применяются такие игры как «Поймай рыбку», «Найди шарик», «Найди предмет в песке (крупе)», «Рисование на песке» и др.
Далее предлагаются упражнения, которые мы используем на занятиях с учащимися, начиная с начальной школы:

захват и удержание предмета, вложенного в руку (используются предметы различной формы, фактуры, материала);

перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую;

бросание предмета в различные емкости;

сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча, ваты;

разрывание бумаги на ленточки, сминание бумаги, разглаживание бумаги;

работа с пластилином: разминание, расплющивание, раскатывание;

игры с юлой, волчком, неваляшкой;

катание различных мячей, катание валиков, обтянутых различными материалами по столу;

нажатие на кнопки, клавиши;

собирание пирамидки, стаканчиков;

нанизывание бусинок разных размеров на шнурок, тесьму;

разжимание прищепок, прикалывание их;

переливание воды из одной емкости в другую, отжимание губки, тряпки;

откручивание и закручивание крышечек от баночек, тюбиков, бутылок, болтов;

наматывание ниток на палец, палку;

перелистывание книжек, журналов;

работа с рамками Монтессори по застегиванию кнопок, крючков, замков разной величины;

игры с мозаикой;

сенсорные пальчиковые дорожки;

надевание и снимание резинок с гвоздиков;

поднимание с поверхности различных предметов.

В первую очередь, учебный процесс должен доставлять ребенку радость, и прежде, чем приступать к выполнению задания учитель сначала знакомит ребенка с предметами, с которыми они будут работать, рассказать, что они будут делать, а затем переходить к выполнению упражнения. Стимулом повышения качества работы служит похвала и оценка деятельности учащегося.

Таким образом, можно отметить, что в основу работы с данной категорией детей положены следующие условия:

эмоциональный контакт с ребенком и индивидуальный подход к нему;

обеспечение ребенку чувства безопасности;

привлечение ребенка к постепенному участию в работе;

содержание и материал заданий подбирается не по возрасту, а по возможностям ребенка;

дозировка заданий дается в соответствии с возможностями ребенка;

постепенное увеличение продолжительности занятий и их усложнение;

многократное повторение и закрепление материала;

поощрение и помощь ребенку;

индивидуальный подбор поз ребенка для занятий.

Исходя из вышесказанного, видно, что реализация индивидуального подхода в содержании и использовании различных нетрадиционных приемов работы по развитию мелкой моторики и систематических занятиях с детьми с множественными нарушениями в развитии позволяет достичь, на мой взгляд, определенных успехов в развитии детей.

Радость успехам ребенка, похвала, все это дает положительную динамику, тем более, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышления ребенка.

Ссылка на основную публикацию