Консультация для родителей, чьи дети обучаются по программе 8 вида

Рекомендации родителям и детям по организации дистанционного обучения

Что посоветовать родителю, чтобы помочь ребенку учиться дома

Поначалу переход на дистанционное обучение требует определенного участия родителей. Важно объяснить детям, что это временно: скоро обучение встанет на рельсы, и процесс пойдет по накатанной. Предложите родителям ваших учеников воспользоваться памяткой по организации дистанционного обучения.

Шаг 1. Подготовить рабочее место

На дистанционном обучении ученик занимается даже больше, ведь доля самостоятельной работы увеличивается. Поэтому очень важно, чтобы у него было место, где он сможет спокойно заниматься 6–7 часов в день. Родителям потребуется провести разъяснительную работу с младшими детьми и предупредить их, что они не должны шуметь и отвлекать школьника, пока он учится. Чеклист для проверки:

  • Домашний и мобильный интернет оплачены и работают.
  • Камера и микрофон на компьютере исправны.
  • У ребенка есть наушники и они работают.
  • Все необходимые программы установлены на компьютер и ребенок понимает, как ими пользоваться.

Шаг 2. Распланировать день и откалибровать режим

Не исключено, что в первые недели ребенку трудно приноровиться к новой реальности: вроде бы он и дома, а учиться все равно нужно. Причем речь идет именно о самостоятельной работе, ведь теперь вместо обычных уроков у него видеозаписи в YouTube, тексты в учебниках и интерактивные занятия. Поэтому родителям придется самим следить, чтобы учебный распорядок не нарушался.

Чтобы эффективно организовать время, родители могут запросить у классного руководителя расписание на неделю. Скорее всего, большая часть уроков будет не в виде вебинаров с фиксированным временем, а в виде видеолекций, просмотреть которые можно в любой момент. Поэтому родителям нужно самим составить график занятий, не забывая о перерывах между уроками. Очень важно, чтобы ребенок во время этих переменок вставал и хотя бы немного двигался, пил воду, делал гимнастику для глаз, переключался с учебы на другое.

Но желательно, чтобы перерывы не «разбивали» занятие одним предметом, а разграничивали разные: позанимались математикой, отдохнули, переключились на английский язык. Через три часа после начала занятий стоит устроить долгий перерыв — 30–40 минут. Памятка для детей по дистанционному обучению поможет им следовать расписанию — родители могут даже нарисовать расписание на каждый день и включить в него не только уроки и переменки, но и фруктовые перекусы, мытье рук и разминки.

Очень жесткое соблюдение режима дня сейчас важно, как никогда: это поможет снизить тревожность и приноровиться к дистанционному обучению. Гиперактивные дети при правильном режиме лучше концентрируются, а медлительные — быстрее включаются в работу. Но ребенку сложно следовать распорядку самостоятельно, так что руководство родителей здесь необходимо. Ребенок, обучаемый дистанционно, все равно должен понимать, что бездельничать ему никто не позволит.

Шаг 3. Ознакомиться с платформой

Каждая школа сама решает, какая форма для проведения дистанционных уроков подходит их ученикам лучше всего. Единого решения здесь нет: обучать детей могут при помощи самых разных цифровых инструментов. Желательно, чтобы родители знали, как выглядит образовательная платформа, которую используют учителя для организации и рассылки заданий, какой электронный учебник или рабочая тетрадь нужны для каждого предмета, какие сервисы для видеосвязи учителя используют при проведении уроков.

Ничего особенно сложного в этих платформах и образовательных системах нет, разобраться в них сможет любой. У ребенка наверняка возникнут вопросы, и если родители ознакомятся с материалами заранее — они смогут помочь ребенку, не отвлекая учителя от его основных обязанностей.

Хорошая идея — сложить все ресурсы для обучения в одной табличке. Лучше потратить на нее пару часов, чем каждый день отвечать на одни и те же вопросы родителей в мессенджерах. Инструкция для детей на дистанционном обучении должна включать в себя все алгоритмы и быть понятной.

Шаг 4. Поддерживать связь с учителем

Дистанционное образование — новая технология, и вполне естественно, что родителям или ребенку будет непонятно. Успокойте родителей: скажите им, что задавать вопросы учителю совершенно нормально. Более того, это лучше, чем пытаться догадаться, как теперь проходит подготовка к контрольной, тестирования, уроки и выполнения домашних заданий. Если у вас уже есть памятка для родителей по дистанционному обучению — просто отправьте ее родителям. Если нет — составьте ее сами на основе этой статьи.

Шаг 5. Не забывать про мотивацию

Даже у самого опытного учителя не всегда есть возможность похвалить ученика, однако, мотивации много не бывает. «Хвалите детей, вдохновляйте их» — эта рекомендация, которую часто повторяет любой детский психолог, сейчас очень актуальна. Посоветуйте мамам и папам следить за успехами ребенка и акцентировать внимание на том, чего он уже добился, а не на том, что у него не получается. Например, «Ты уже решил три задачки, молодец, осталось всего пять!» вдохновит ребенка сильнее, чем «Так долго возился и решил всего три примера?!».

Можно устроить наглядную демонстрацию успехов. Например, цеплять на пробковую доску цветные листочки с хорошими отметками. Или в начале недели пришпиливать на нее карточки с заданиями, а по мере выполнения снимать их.

Хорошо работают и вознаграждения. Например, пицца с доставкой или лишний час мультиков за 10 выполненных вовремя выполненных уроков.

Шаг 6. Убедиться, что ребенок не страдает от одиночества

В условиях дистанционного обучения ребенку важно как можно больше общаться и с учителями, и с ребятами из класса — это поможет избежать ощущения, что школьник оказался в полной изоляции. Одноклассники могут помочь разобраться с техническими моментами и домашними заданиями, а учитель — в индивидуальном порядке объяснить сложную тему. Контакт с друзьями тоже необходим.

Дети переживают социальную изоляцию хуже, чем многие взрослые, ведь для них друзья — очень важная часть их мира. Недопустимо лишать ребенка общения с приятелями даже в качестве наказания за плохую оценку. При этом, родители должны следить, чтобы звонки и переписки в мессенджерах не мешали учебе — болтать с друзьями можно только после того, как все задания выполнены.

Шаг 7. Помнить о гигиене и физических нагрузках

Даже те из нас, кто и раньше мог считаться атлетом лишь с большой натяжкой, сейчас определенно испытывают недостаток физической активности. А движение крайне важно: даже минимальные физические нагрузки улучшают кровообращение, помогают поддерживать хорошую осанку и повышают концентрацию.

Каждый день должен начинаться с легкой растяжки или зарядки, да и в течение дня необходимо немного двигаться. На YouTube и в Instagram можно найти сотни тысяч тренировок от звезд фитнеса и гимнастику для детей всех возрастов. Свежий воздух необходим для работы мозга, поэтому нужно проветривать комнату, где сидит учащийся, не менее двух раз в день.

Чтобы у ребенка не случилось обезвоживания, родителям следует ставить рядом с компьютером большой стакан воды (к концу дня он должен быть пуст!). И важно следить за тем, чтобы ребенок не отправлялся в «класс» в пижаме: одежда должна быть удобной, но не домашней. В школе необходим серьезный деловой настрой, а пижама этому ну никак не способствует.

За последние недели жизнь изменилась очень существенно: мы практически не можем выходить из дома и общаться с друзьями в привычном режиме. Одним приходится работать из дома, другим — учиться дистанционно. А тревога буквально висит в воздухе, даже если не читать новости. В такой обстановке детям и подросткам особенно трудно: нужно адаптироваться к дистанционному обучению и при этом сохранить успеваемость на прежнем уровне. Наша информация для родителей о дистанционном обучении поможет благополучно перейти на новую систему и закончить год без проблем. А учителя теперь знают, что отвечать мамам и папам, которые хотят сделать домашнее обучение максимально комфортным и эффективным.

Школы 8 вида

Коррекционные школы 8 вида Екатеринбурга

Что такое школы 8 вида?

Коррекционные школы 8 вида – это спец. школы для детей с умственной отсталостью.

В Екатеринбурге насчитывается восемь школ для детей с УО.

1) школа №118 переименована в №7 ул. Щорса, 107

В школе много ребят с хорошим здоровьем. Много выпускников идет обучаться на столяров и маляров.

2) школа №31 “Эверест” ул. Цвиллинга, 14

Трудовые профили:

  1. Обувной
  2. Картонажный
  3. Машинопись
  4. Швейный

Особенности состава учащихся:

  • С ДЦП все учащиеся 160;
  • С сохранным интеллектом 70% и обучаются по гос. стандарту;
  • Из детского дома 3 человека;
  • 7 сирот опекаемых;
  • 98% детей из неполных семей;
  • Малообеспеченных 60%;
  • 90% мальчики.

3) школа №111 ул. Бакинских Комиссаров, 50 а

Кор. школа 8 вида на Бакинских Комиссаров, 50а является уникальной. В данной школе обучаются дети с УО со всей Свердловской области. В школе – интернат дети живут неделю, а на выходных могут погостить дома.

4) школа №123 ул. Софьи Ковалевской, 10

Школа №123 имеет 2 здания на Софьи Ковалевской, 10 (основное) и Красина, 37

Трудовые профили:

  1. Кулинария;
  2. Столяр – плотник;
  3. Санитарный;
  4. Дворницкий;
  5. Обувной;
  6. Картонажный.

Особенности состава учащихся:

  • Опекаемых сирот – 10;
  • Малообеспеченных – 45% или 1/3 от общего количества;
  • Около половины детей очень тяжелые и не могут продолжить обучение.

Материальные возможности школы:

  • DVD и телевизор;
  • Проектор.

5) школа №5 бывшая №34 ул. Караванная, 11

Официальный сайт ГБОУ СО ««ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА № 5» здесь.

Большая школа. Собирает в себе проживающих на Химмаше.

6) школа №1 бывшая №73 ул. Татищева, 78 и Готвальда, 19 а

Официальный сайт ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 1» здесь.

1 школа имеет две площадки на Готвальда, 19а и на Татищева, 78. На Готвальда обучается большое количество детей. Директор находится на Готвальда. На Татищева школа меньше и обучаются дети с более тяжелыми диагнозами. В школе имеется психолог.

Трудовые профили 1 школы:

  1. Штукатурно-малярный;
  2. Столярный;
  3. Швейный;
  4. Младший обслуживающий персонал.

Особенности состава учащихся 1 школы в Екатеринбурге:

  • Опекаемых сирот – 5% от числа учащихся;
  • Малообеспеченных – 60%.

Расписание школьных мероприятий:

  • Родительские собрания – декабрь (последняя неделя перед Новым годом);
  • Классные часы – каждую неделю.

Возможности школы:

  • DVD и телевизор;
  • Проектор.

Половой состав:

  • Мальчиков 71%;
  • Девочек 29%.

7) школа №4 бывшая №169 ул. Байкальская, 55

Официальный сайт ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 4» здесь.

Не все выпускники спец. школ 8 вида могут продолжить обучение после школы. В 2014 единицы выпускников продолжили обучение после школы. Состояние здоровья выпускников желает лучшего.

8) школа №2 бывшая №172 ул. Седова, 54

Официальный сайт ГКОУ СО “Екатеринбургская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы” здесь.

  1. Деревообработка
  2. Швейный

Коррекционные школы 8 вида Свердловской области

Кор. школы 8 вида есть в посёлке Монетном, Первоуральске, Сысерти, Новоуральске и других городах Свердл. области.

Сысертская специальная (коррекционная) школа-интернат

В Сысерти кор. школа восьмого вида находится в поселке Школьном, официальный сайт здесь.

Трудовые профили Сысертской кор. школы:

  • Цветоводство и декоративное садоводство;
  • Младший обслуживающий персонал;
  • Швейное мастерство.

В 2015 году из школы выпустилось 17 человек.

Трудовые профили школ 8 вида

В кор. школах 8 вида проходит труд. обучение по направлениям:

  • Слесарное дело;
  • Деревообработка;
  • Швейное дело;
  • Кулинарное дело;
  • Обслуживающий труд.

Что можно после школы 8 вида?

После школы дети из кор. школ 8 вида могут продолжить обучение и получить профессию с присвоением разряда. Обучением выпускников школ 8 вида занимаются профессиональные училища и техникумы. Существует специальная программа для выпускников кор. школ 8 вида. Дети с УО после школы получают профессию и проф. разряд.

Выпускники кор. школ 8 вида могут осваивать следующие профессии:

  • Столяр строительный, плотник;
  • Маляр строительный, штукатур;
  • Облицовщик плиточник;
  • Овощевод, цветовод;
  • Оператор швейного оборудования.

Что получают после техникума выпускники школы 8 вида?

Выпускники кор. школ 8 вида получают базовый третий разряд по профессии или повышенный четвертый. Повышенный четвертый выдается по решению комиссии за достижения на производственной практике.

Количество выпускников кор. школ 8 вида

Численность выпускников школ 8 вида Екатеринбурга за 10 лет.

Школы1999-20002000-20012001-20022002-20032003-20042004-20052005-20062006-20072007-20082008-20092009-20102010-20112011-2012
№111?324748375151354130383041
№73 на Готвальда3126242417323234238131426
№73 на Татищева303432463021252230126
№118252916132822181231142713
№172????3216211415182088
№123255437392323201916202487
№169282426244721311019209199
№342028282127321622141412914
Эверест???????????4
Всего159198223218226224218174170141142125118

Почему учеников школ 8 вида стало меньше?

С середины 2000-х годов численность выпускников кор. школ 8 вида в Екатеринбурге пошла на спад. Это связано с ужесточением приема в кор. школы 8 вида. В 2003 году в Екатеринбурге зафиксировано максимальное количество выпускников с умственной отсталостью 226 человек. Значит в 1994 году в кор. школы 8 вида было перекинуто много неуспевающих учеников из обычных школ. Видимо это была распространенная практика и учителям так было легче.

Как попадают в спец. школы 8 вида?

Несколько лет назад я был в школе №18 на Уралмаше. В данной школе есть несколько направлений кор. образования 7 и 8 вида.

Седьмой вид это задержка психического развития. Выпускники школ 7 вида ограничений на поступление в учебные заведения не имеют.

Как переводят детей с 7 на 8 вид. Ребенок учится в классе 7 вида и начинает отставать по программе. Педагогическое сообщество школы принимает решение. Родителям предлагают перевести ребенка в класс 8 вида.

Как из-за травмы попадают в школы 8 вида

Самые печальные случаи это перевод в школы 8 вида после травмы или ДТП.
Встречал человека, который пошел обучаться по программам 8 вида из-за врачей. В свое время он получил серьезную травму руки, даже остался без пальцев. Вызвали скорую, приехали врачи и ввели повышенную дозу обезболивающего. Обезболивающее нарушило работу мозга.

Читайте также:  Многофункциональные пособия в работе логопеда

Чаще всего в школы 8 вида попадают по медицинским показаниям врачей.

Какое образование можно получить после школы 8 вида?

Выпускники школ 8 вида в техникуме получают профессиональную подготовку. Вместе с профессиональными предметами, такими как спец. технология, ученики получают знания и по предметам общеобразовательным (изо, информатики, физкультура).
В школах восьмого вида учатся до девятого класса. По решению пед. совета обучаться можно и дольше. В 73 школе на Татищева есть 10 и даже 11 классы для слабых учеников.
Часть выпускников кор. школ 8 вида не в состоянии продолжать обучение. Связано это с состоянием здоровья.

Профессии для выпускников коррекционных школ восьмого (8, VIII) вида

1. Столяр строительный, плотник;
2. Маляр строительный, штукатур;
3. Овощевод, цветовод;
4. Облицовщик – плиточник;
5. Слесарь;
6. Швея.

Что получают выпускники школы 8 вида после техникума?

По окончании проф. подготовки выпускники получают свидетельство об окончании обучения с присвоением профессионального разряда. Базовый 2 разряд, некоторые получают повышенный 3. Третий разряд присваивают успешно прошедшим практику на производстве.

Проблема кадров в техникумах

Все больше мастеров увольняются из учебных заведений и уходят работать на производство. Государство экономит на преподавателях и вынуждает их менять место работы. Кадры утекают, преподаватели проработавшие десятки лет увольняются. В школах получают больше, чем в техникумах. Цены растут, а зарплата не изменяется. Государство экономит на среднем и начальном профессиональном образовании.

Как снять диагноз f70 с выпускника спец. школы 8 вида и поступить в общеобразовательную школу?

1) Необходимо пройти медико-социальную комиссию для снятия диагноза.
2) Подать документы в школу, легче учиться в вечерней школе.

Во время обучения в вечерней школе можно:

  • работать и зарабатывать;
  • обучаться профессии в училище или техникуме. Профессия должна быть для выпускников школы 8 вида.

Для поступления в школу нужно показать свои знания. В коррекционных школах восьмого вида выпускники оканчивают 9 классов.

9 класс кор. школы 8 вида равняется 6 классу общеобразовательной школы. Выпускник снявший с себя диагноз “Умственная отсталость” и окончивший общеобр. школу имеет право получить среднее проф. или высшее проф. образование.
Вы можете задать любой вопрос о школах 8 вида в комментариях.

Учебные заведения Екатеринбурга для выпускников школы 8 вида

Экономикотехнологический колледж, ул. Декабристов, 58:

Сайт Екатеринбургского экономико-технологического колледжа здесь.

  • Швея;
  • Обувщик по ремонту обуви.

Коррекционная школа. Ее учеников нельзя вылечить, но им можно помочь

В эти учебные заведения направляют мальчишек и девчонок, у которых диагностирована умственная отсталость легкой, умеренной и тяжелой степени. Наш корреспондент побывал в одном из подобных учебных заведений – Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 59 VIII вида.

Непосильное бремя

«К сожалению, современный уровень развития медицинской и педагогической науки не позволяет преодолеть умственную отсталость в полной мере… Но мы можем обеспечить максимально возможное развитие ребенка, подготовить его к самостоятельной жизни и к интеграции в общество», – с этих слов началась наша беседа с директором Уфимской коррекционной школы-интерната № 59, отличником образования Республики Башкортостан, победителем Всероссийского конкурса «Лидер в образовании 2005 года» Юлаем Камиловичем Амекачевым.

В этой ситуации стандартная школьная программа становится для ребенка непосильным бременем. Школу-интернат № 59 посещает немало детей, у которых есть негативный опыт обучения в обычных школах. Мальчишки и девчонки не могли понять учебный материал, выполнить хотя бы часть домашних заданий, наладить контакт со сверстниками. Они были изгоями.

Юлай Камилович отмечает: «Недопустимо принуждать ребенка посещать общеобразовательную школу, если он в силу физических и психических ограничений не способен воспринимать школьную программу. В специальной школе мы учитываем потребности и возможности «особых» детей, создаем для них комфортную среду».

Интеграция в общество

Одна из важнейших задач специальной школы – подготовить учащихся к взрослой жизни. Трудовому обучению здесь уделяется большое внимание. Действуют столярная, слесарная, швейная и картонажно-переплетная мастерские. Многие выпускники в дальнейшем работают по этим специальностям. Кроме того, они нередко становятся дворниками, уборщицами, подсобными рабочими, санитарками…

Школа поддерживает контакты с рядом уфимских лицеев и колледжей, готовящих специалистов в области полиграфии, легкой промышленности, строительства, цветоводства и озеленения.

Нужная проф ессия

Анастасии Алексеевой пятнадцать лет. Она учится в восьмом классе. После окончания девятого класса собирается поступать в профессиональный лицей, чтобы получить профессию маляра-штукатура.

Обучение в коррекционной школе продолжается двенадцать лет, на один год дольше, чем в общеобразовательной. Но лучшие ученики обычно покидают стены школы уже после девятого класса, чтобы продолжить обучение в профессиональных лицеях и колледжах столицы Башкортостана. Причем учиться им предстоит не среди «своих», а вместе с выпускниками обычных школ. Те, кто не может или не хочет поступить в другие учебные заведения, остаются в стенах родной школы. Здесь они тоже получают профессиональные навыки.

Почему Настя выбрала профессию маляра-штукатура? Девушка отвечает не по-детски рассудительно: «Это нужная, полезная специальность. Я смогу делать ремонт, выполнять работы по отделке офисов, частных домов и квартир».

Что может рассказать Настя об обучении в школе? «Мне здесь интересно учиться. Я хожу в бассейн, занимаюсь бисероплетением. Люблю шить, рисовать. Кроме этого, я участвую в музыкальной группе – пою и играю на синтезаторе. А еще я умею играть на ложках… В этом году мы поставили спектакль к началу учебного года. Репетировали весь август. Мне досталась роль Карлсона».

От простого к сложному

Люция Махияновна Фролова работает преподавателем швейного дела в школе-интернате с 1980 года. Швейное дело в коррекционных школах восьмого вида начинают изучать с четвертого класса. Сначала дети учатся создавать самые простые вещи: мешочки для хранения изделий, игольницы, косынки. В пятом классе наступает черед сумочек, фартуков, халатов… В шестом классе здесь уже шьют блузки, юбки и платья.

Также дети учатся создавать красивые вещи из недорогих подручных материалов. Например, очаровательную игольницу в виде цветка из обычной крышечки от пластиковой бутылки. Эти сувениры они могут подарить своим родителям, друзьям и знакомым.

Бытовые темы

Валентина Михайловна Зинатшина преподает русский язык и литературу. Практически все произведения представлены в учебнике в сокращенном и адаптированном виде.

Среди жемчужин русской и мировой литературы нашлось место и для известного рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник». Могут ли дети с особенностями в развитии его понять? «Герой Чехова Денис Григорьев отвинчивает гайки, которыми рельсы прикрепляются к шпалам, чтобы использовать их в качестве грузила для рыбалки… Моя задача состоит в том, чтобы дети поняли, что поступок Григорьева может привести к крушению поезда и разрушить жизни многих людей. Мы обсуждаем с ребятами, возможна ли такая ситуация в наше время, сохраняет ли актуальность рассказ классика», – отмечает В. М. Зинатшина.

Значительная часть учебного времени на уроках Валентины Михайловны посвящена социально-бытовым темам, знакомству с реалиями окружающего мира: «Например, для наших старшеклассников важно понять, что такое паспорт и зачем он нужен? Чем паспорт отличается от свидетельства о рождении? Что такое резюме? Что такое трудовая книжка? Как написать заявление о приеме на работу или зачислении на учебу? Как оплачиваются коммунальные платежи? Для подростков с ментальными нарушениями даже самый простой вопрос может стать неразрешимой загадкой».

Рабочая учебная программа по логопедическим занятиям в 1 классе

Пояснительная записка.

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в общеобразовательной школе.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя — субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в учреждение носят характер, общего недоразвития речи средней степени для которого характерно:

– нарушения звукопроизношения;
– недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
– аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
– нарушения сложных форм словообразования;
– недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
– дислексия;
– дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Как и любая программа, «Рабочая учебная программа логопедических занятий для учащихся 1 класс общеобразовательной школы», имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

– гуманизма — вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

– системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

– реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

– деятельностного подхода- опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

– индивидуально — дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

– системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Цель программы — коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Основные задачи программы:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррецию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектацию групп.

  • Проводит занятие с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку;
  • Осуществляет взаимоотношения с учителями, воспитателями по вопросам освоения детьми образовательных программ;
  • Поддерживает связь со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.
  • Предоставляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в образовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте, анализ деятельности логопедического пункта за учебный год.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Наполняемость групп для логопедических занятий 4 – 6 обучающихся.

На коррекционные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 30 минут.

Занятия с каждой группой проводятся:

1 – класс – 3 раза в неделю;

Общее количество часов – 69

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия может входит:

– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
– дыхательная гимнастика;
– формирование фонематических процессов;
– работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
– работа над предложением;
– обогащение и активизация словарного запаса.

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одна из основных задач Программы — научить детей связной, грамматически правильной речи, дать навыки речевого общения, закрепить знания о фонетической системе русского языка Программой предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. Оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы создаются за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса занятий в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей.

Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов Программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с общим недоразвитием речи и их сверстников и основывается на онтогенетическом принципе.

В основе Программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.

Читайте также:  Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) в словах и предложениях

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Работа с родителями и учителями.

Учителем – логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей.

В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.

Темы групповых консультаций для родителей.

1. «Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».
2. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи.»
3. «Охрана органов речи».
4. «Результаты проведенной работы. Использование сенсорных игр для развития речи».

Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости.

Темы групповых консультаций для учителей начальных классов:

1. «Дисграфия. Ее суть».
2. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников».

План методической работы на 2012–2013 учебный год.

Рабочая программа логопедических занятий в 1 классе

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 1 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедических занятий в 1 классе»

Календарно – тематическое планирование занятий c учащимися 1 класса (ОНР III уровня)

Строение и функции речевого аппарата

Уточнение временных представлений

Уточнение пространственных представлений

Слово и предложение

Звуко-буквенный анализ слова

Слова, обозначающие предметы

Слова, обозначающие действия предметов

Слова, обозначающие признаки предметов

Слова, обозначающие признаки предметов

Составление и распространение предложений

Гласные первого ряда. Выделение гласных в слове

Слоговой анализ слов

Слогообразующая роль гласных

Гласные Ы-И Твёрдые и мягкие согласные

Гласные И-У Твёрдые и мягкие согласные

У-Ю в слогах, словах

О – Ё в слогах, словах, предложениях, текстах

А – Я в слогах, словах, предложениях, текстах

Е – Ё в слогах, словах, предложениях, текстах

Ю – Ё в слогах, словах, предложениях, текстах

Я – Ё в слогах, словах, предложениях, текстах

Игровое занятие « Эти весёлые гласные»

Звонкие и глухие согласные.

З-С в словах, предложениях

Дифференциация согласных В-Ф

в словах, предложениях

Дифференциация согласных В-Ф в предложениях, текстах

в словах, предложениях

Дифференциация согласных Б-П

в предложениях, текстах

Г-К в слогах и словах.

Г-К в предложениях, текстах

Звук [Д] Буква Дд

Звук [Т] Буква Тт

Дифференциация согласных Д-Т в словах, предложениях.

Дифференциация согласных Ш-Ж

В слогах, словах.

Дифференциация согласных Ш-Ж

в предложениях и текстах.

Дифференциация согласных Ш-Ж в предложениях, текстах.

З-Ж в слогах, в словах.

в предложениях, текстах.

В слогах, словах.

в предложениях и текстах.

Дифференциация согласных С, Ж, Ш

в словах, предложениях.

Дифференциация согласных Ц-С в слогах, словах.

в словах, предложениях.

в слогах, словах, предложениях..

Дифференциация согласных Ч-Щ

в словах, предложениях.

Ч-Т в предложениях, текстах.

Дифференциация согласных Щ-С в словах, предложениях.

Р-Л в слогах, словах.

Р-Л в словах, предложениях.

Р-Л в предложениях, текстах.

Сравнение речевых и неречевых звуков. Ознакомление со строением речевого аппарата.

Развитие внимания. Передача содержания знакомой сказки ( с помощью вопросов)

Слоговой анализ слов

Выделение гласных звуков в слогах, словах. Определение местоположения данного звука в слове. Составление предложений по сюжетной картинке

Различение в образовании гласных и согласных звуков. Анализ слогового слияния. Развитие слуховой памяти, слухового восприятия, внимания.

Звонкие и глухие согласные

Различение звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Развитие связной речи

Пояснительная записка

Логопедическая программа составлена основе А.В. Ястребовой в соответствии с учебным планом образовательного учреждения МБОУ «ТСШ №2» на 2017-2018учебный год.

Утверждено приказом директора МБОУ «ТСШ №2» Рабочая программа будет реализовываться с группой учащихся 1 г класса (ОНР III уровня). Для учащихся с общим недоразвитием речи характерны следующие особенности:

Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

Психологические особенности: неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие словесно-логического мышления, недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала, недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вледствии недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Цель: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов

Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

Логопедическая работа направлена:

формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения;

поэтапное формирование умственных действий;

частая повторяемость логопедических упражнений;

закрепление речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, близких к жизненному опыту;

по­степенное усложнение речевого материала;

максимальное включение анализаторов;

коррекцию индивидуальных коммуникативных пробелов в речевой практике.

Сроки реализации программы

Согласно учебному плану на коррекцию ОНР III уровня отводится 2 часа в неделю, 66 учебных часа в год.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Современная школа в условиях поли языкового, поликультурного образовательного пространства всегда является национальной.

Такая школа призвана обеспечить:

-передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, создать условия для приобщения учащихся к материальным, духовным ценностям и традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у них этнического самосознания и достоинства;

-осознание учащимися себя членами мирового сообщества на основе отношений, связей, интегрирующих национальную культуру через российскую с зарубежной.

Благодаря принципу этнокультурного наполнения на занятиях решается важная педагогическая проблема соединения обучения с жизнью, что помогает осуществить коррекционную направленность логопедических занятий. Усвоение понятий должно осуществляться на конкретном материале, хорошо знакомом детям. Это даёт широкие возможности показать детям, что все те понятия и правила, с которыми они знакомятся на уроках, родились из потребностей жизни.

Логопедические занятия в 1 классе. Рабочая программа

Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное формирование речевых предпосылок, определяющих овладение правилами словоизменения и словообразования.
Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо моделирование коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответно-вопросных (научить обучающихся (воспитанников) ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника и т.д.), инициативных для оречевления наглядной ситуации (Игры «Справочное бюро», «Что в магазине?»), ситуативных, моделирующих тематические или проблемные ситуации (словесное описание, инсценирование). Коррекционную роль играет и учебная беседа.
Развивая монологическую речь, необходимо подбирать упражнения, предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение по двум линиям: во-первых, должен быть предусмотрен переход от менее распространенных фраз к более распространенным; во-вторых – от изложения небольшого количества эпизодов к постепенному их увеличению с выражением разнообразных логических связей. Начинать необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий опыт, а дальше – к самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст ситуации.
Обязателен логопедический мониторинг. Для его реализации используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О.А. Ишимовой и др.
В логопедическом обследовании обучающихся (воспитанников) оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, определяющие успешность овладения письмом и чтением (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель – логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также возможности произвольной регуляции. При низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме.
При организации первичной диагностики логопеду рекомендуется подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторить задания с тем же самым речевым материалом.
Цели и задачи курса

Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
В соответствии с программой определяются общие задачи курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;
– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (постановка нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
– обогащение лексики (синонимы, антонимы, омонимы, слова с переносным значением, обобщающие слова);
– дифференциация слов на категории предметов, действий, признаков;
– формирование способности давать определения словам;
– формирование (закрепление) умения дифференцировать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, составлять схемы слов, находить ударение;
– овладение умением обозначать мягкость согласных на письме;
– профилактика и коррекция нарушений письма и чтения с помощью работы над звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом, грамматическим структурированием словосочетаний и предложений, усвоением способов суффиксального и префиксального словообразования, автоматизацией навыков флексийного словоизменения, использованием форм множественного числа;
– умение понимать интонационную окраску высказывания;
– умение работать с простым текстом (определять главную мысль, озаглавливать);
– умение поддерживать и моделировать бытовой диалог;
– формировать начальные умения монологического высказывания.

В соответствии с выделенными в программе направлениями логопедическая работа в 1 дополнительном классе может быть конкретизирована в следующих разделах:
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь.
Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление неправильного звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Реализация этого раздела необходима всем обучающимся (воспитанникам) с нарушениями звукопроизношения, а также с нечеткой, плохо артикулированной речью.
Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.
Этот раздел направлен на повторение и уточнение имеющихся у школьников с ЗПР знаний и умений, усвоенных в период обучения в 1 классе. У обучающихся (воспитанников), не обучавшихся в 1 классе по варианту 7.2, приводятся в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые дети получили в период обучения в массовой школе. В ходе работы по данному разделу не только уточняются представления обучающихся (воспитанников), о слоговой и звуковой структуре слов, совершенствуются навыки слогового и фонематического анализа и синтеза, но и определяются основания для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление нарушений письма и чтения (уточнение представлений о звуках, сходных по звучанию и артикуляции: согласных звонких-глухих, твердых-мягких, парных гласных; формирование навыков их различения и соотнесения с соответствующими буквами в разных языковых единицах – слогах, словах, предложениях; выработка и закрепление навыков обозначения мягкости на письме).
Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения (активизация и обогащение словаря; уточнение представлений о смысловой роли различных лексических единиц в составе связного высказывания; формирование навыков и умений адекватного отбора слов различных грамматических категорий в соответствии с темой высказывания; профилактика смысловых ошибок при чтении и письме).
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков (формирование представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания; обучение умениям конструирования предложений в соответствии с грамматическими нормами; формирование и коррекция навыков словоизменения и словообразования).
Связная речь (повышение мотивации говорения; развитие и коррекция навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания).

Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель – логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области звуковой стороны речи:
– сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
– уточнение представлений об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
– умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения.
В области лексической стороны речи:
– уточнение представлений о словах предметах, действиях и признаках, умение подбирать слова к вопросам, к предметам;
– умение давать понятийные определения простым словам;
– расширение умений использовать синонимы и антонимы, понятие об омонимах;
– использование слов с обобщающим значением;
– возможность понимать значения слов с переносным смыслом.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
– различение гласных и согласных, распознавание звуков по артикуляции, различия между звуком и буквой, опознание букв письменных и печатных, соответствующих звукам;
– обозначение мягкости согласных на письме;
– составление графических схем слов;
– выделение ударного и безударных слогов;
– дифференциация звонких и глухих звуков, твердых и мягких звуков.
В области грамматического строя речи:
– понимание интонационных характеристик предложения;
– умение конструировать предложения из разрозненных слов;
– умение составлять правильно грамматически оформленные предложения по опорным словам;
– умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания;
– овладение умением анализа форм слова в словосочетании;
– автоматизация префиксального и суффиксального способов словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
– умение прослушивания связного текста;
– определение главной мысли текста;
– озаглавливание текста;
– составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему;
– возможность моделирования простых диалогов;
 начало овладения правилами связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность).

Читайте также:  Русский язык как иностранный для дошкольников

Рабочая программа учителя-логопеда, 1 класс.

по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

начальное общее , 1 «б » класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов: 66 часов

Учитель-логопед: Коровина Татьяна Леонидовна

Программа разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, 2015 г.

2020 -2021 учебный год

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ЗПР.

При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.

У детей с ЗПР наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала.

У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными дефицитами развития психофизических функций: ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.

Логопедические занятия способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» О.А.Ишимовой, С.Н.Шаховской, А.А.Алмазовой; Москва «Просвещение» 2019г.

Цель курса — преодоление нарушений устной речи и предупреждение нарушений письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.

Задачи курса:

ü постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;

ü восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;

ü обогащение словаря, его расширение и уточнение;

ü коррекция недостатков грамматического строя речи;

ü улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;

ü совершенствование коммуникативной функции речи;

ü повышение мотивации речеговорения;

ü обогащение речевого опыта;

ü профилактика нарушений чтения и письма.

II . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом логопедических занятий должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма. Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения коррекционного курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.

Личностные результаты могут проявиться в:

– положительном отношении к школе и учебной деятельности;

– принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

– формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);

– развитии знаний и выполнения правил работы в группе, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.

– развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

– овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

Метапредметные результаты включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

– понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);

– сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных);

– различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами);

– осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

– вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

– осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно

– выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;

– работать в определённом темпе;

– применять знания в новых ситуациях.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

– осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

– кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);

– находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций;

– с помощью учителя-логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков;

– осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);

– сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные-прописные);

– обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).

– ориентироваться в учебных пособиях;

– проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;

– группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

– внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;

– подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда;

– свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции;

– соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба);

– применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

– оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты.

В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся получат возможность научиться:

– правильно произносить звуки речи и дифференцировать согласные по акустико-артикуляторному сходству;

– различать слово и предложение, записывать схему предложения, соблюдать правило написания предложений;

– различать и употреблять в самостоятельной речи термины ” звук, буква, слог, гласные, согласные твердый, мягкий, глухой, звонкий “, соотносить звуки с соответствующими буквами;

– знать признаки гласных и согласных звуков. Давать характеристику согласных звуков;

– уметь выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов;

– иметь достаточный словарный запас и развитый грамматический строй речи;

– знать пространственно-временные представления;

– правильно использовать на письме способы обозначения мягкости и твердости согласных звуков;

– иметь готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

– уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

Итогом коррекционного обучения на логопедических занятиях является преодоление имеющихся нарушений формирования лексико-грамматического строя речи, фонетико-фонематического недоразвития и предупреждение нарушения письменной речи.

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы.

Контроль реализации программы:

– стартовая диагностика (методика Фотековой Т.А.);

– итоговая диагностика (слуховой диктант, методика Фотековой Т.А.).

Место коррекционного курса в учебном плане

На изучение предмета в 1 классе отводится по 2 часа в неделю. Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СОШ № 2 на 2020- 2021 учебный год будет проведено 66 часов.

III . СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Логопедические занятия»

Программа занятий включает следующие направления:

Совершенствование произносительной стороны речи.

Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование артикуляторной базы. Коррекция деффектов произношения. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, в предложениях. Употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения. Формирование умения дифференцировать звуки на слух и в речи с опрой на акустические и артикуляционные признаки (звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие и др.). Развитие навыков произношения слов сложного слогового состава.

Формирование лексической стороны речи.

Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам, развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и объяснять смысл устойчивых выражений, определять предметы или явления с помощью иносказательного описания (загадки), закрепление чёткости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы).

Обогащение словаря разными частями речи. Речевые средства отражающие временные и зрительно-пространственные отношения. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Пословицы. Поговорки.

Обогащение словарного запаса в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Прилагательные сравнительной степени. Приставочный и суффиксальный способы словообразования.

Формирование грамматического строя речи.

Словоизменение имен существительных в единственном и множественном числе. Падежные окончания имен существительных. Развитие понимания логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. Согласование прилагательных с существительными в роде, в числе. Согласование существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени. Согласование числительных с существительными.

Активизация в речи простых и сложных предлогов. Изучение предлогов: В -ИЗ, НА-С, СО, НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ_ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ЧЕРЕЗ, ВОКРУГ. Схемы предлогов. Графическое изображение предлога – треугольник.

Формирование связной речи.

Практическое освоение диалогической формой речи. Практическое овладение устным монологическими высказываниями. Составление предложений по картинкам. Составление полных ответов на вопрос. Работа с деформированным предложением. Конструирование предложений по опорным словам. Распространение предложений за счет введения имен прилагательных и однородных членов. Пересказ текста. Последовательный пересказ. Пересказ описательного текста. Выборочный пересказ. Составление описательного рассказа. Составление повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Профилактика нарушений письма и чтения.

Развитие процессов, составляющих базу формирования письма Развитие речеслухового восприятия (умение выделять звук на фоне слова и определять его место), зрительно-пространственного восприятия (вписывание в схему слова буквы, обозначающей заданный звук), зрительной памяти (сравнение, сопоставление и нахождение одинаковых букв), двигательной памяти (комментированное поэлементное письмо буквы при обводке и самостоятельном написании), образной памяти (создание ассоциативных и смысловых звуко-буквенных связей). Для успешного формирования речеслуховых, зрительно-пространственных, зрительно-двигательных представлений у детей эти процессы должны протекать произвольно и осознанно. Задачи развития устной речи, формирования основных действий и операций, входящих в состав письма, развития процессов, составляющих операциональную базу письма, решаются при выполнении устных и письменных заданий.

Виды устных заданий:

Ответы на вопросы по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Сравнительное описание двух предметов по противоположности или сходству. Подбор к общему понятию частных понятий и наоборот. Подбор к названию целого названия части (частей) и наоборот. Подбор к словам противоположных им по значению слов. Объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц, поговорок. Отгадывание и придумывание загадок. Произнесение чистоговорок, скороговорок по лексической теме. Подобные задания выполняются для развития лексической системности. Примерное количество заданий: 7 – 8.

Составление предложения с заданным словом. Восстановление правильного порядка слов в предложении. Вставка пропущенного слова в предложение. Ответы на вопросы с их постепенным усложнением. Образование новых слов и объяснение образования сложных слов. Исправление преднамеренной ошибки в предложении. Выбор правильного предложения. Выбор лишнего слова. Такие задания выполняются для развития синтагматических и парадигматических связей, формирования умения понимать и использовать различные лексико-грамматические, логико-грамматические конструкции. Примерное количество заданий: 7 – 8.

Соединение слогов или звуков в слова. Деление слова на слоги или звуки. Выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова, выделение согласного звука в конце, в середине, в начале слова с использованием фишек и схемы-карточки. Подбор слов на заданный звук. Определение последовательности и количества звуков в слове с использованием фишек и схем-карточек. Характеристика звука с учётом дифференциальных признаков с использованием понятий: гласный – согласный, твёрдый – мягкий согласный, звонкий – глухой согласный. Определение места и окружения заданного звука в слове, количества гласных или согласных звуков в заданном слове без наглядной опоры. Такие задания выполняются для формирования слогового и фонемного синтеза и анализа. Примерное количество заданий: 4 – 5.

Анализ готового рассказа и составление короткого рассказа по заданному началу, центральному событию, концу или по заданному плану. Подобные задания выполняются для развития связной речи, формирования умения составлять связное речевое высказывание по образцу, схеме. Примерное количество заданий:1.

Для каждого занятия отбор лексико-грамматического и фонетического материала проводится на основе тематического принципа. Задания повторяются, но используется каждый раз новый лексико-грамматический и фонетический материал. Допускаются добавление или сокращение заданий, а также замена отдельных заданий.

Виды письменных заданий:

• дописывание недостающей части печатной буквы (правой или нижней);

• определение места звука в слове и вписывание печатной буквы в схему слова;

• обводка и самостоятельное письмо сначала строчной (маленькой), затем прописной (большой) буквы с одновременным называнием буквы (буква произносится как звук). При обводке как специальные приёмы используются точка начала, стрелка направления движения руки при написании элементов буквы, предварительное проговаривание последовательного написания элементов буквы (комментированное письмо);

• нахождение и обводка из числа предъявленных букв двух букв, совпадающих с образцом;

• рисование картинок с использованием сначала строчной, а затем прописной буквы.

Письменные задания выполняются для каждой буквы.

Выполнение письменных заданий предупреждает появление:

• ошибок, обусловленных недостаточной сформированностью навыка звуко-буквенного анализа и синтеза (пропуск, вставка, перестановка букв);

• пространственных ошибок (ошибочное расположение элементов букв, потеря или добавление элементов букв, соединительных элементов между буквами);

• моторных ошибок (неверное начертание букв с одинаковым двигательным запуском, неточная передача графического образа буквы).

На коррекционных занятиях одновременно ведется работа над всеми компонентами речевой системы.

IV . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

коррекционного курса «Логопедические занятия»

Ссылка на основную публикацию