Консультация для родителей, чьи дети обучаются по программе 8 вида

Стоит ли переводить ребенка в коррекционную школу?

После прохождения ПМПК родителям могут рекомендовать перевести ребенка в коррекционный класс или школу, и для многих это решение кажется неприемлемым: отношение к таким школам и детям пренебрежительное, да и как смотреть в глаза коллегам по работе!?

Признать наличие проблем у своего ребенка трудно, но удовлетворение собственных амбиций родителями может помешать их детям найти себя и свое место в жизни: особые дети требуют особого подхода.

«Много лет назад я впервые брала экспериментальный коррекционный класс. Там было всего 10 учеников. Да, им трудно давалось обучение. Но я знала причины. Давно уже эти детки стали взрослыми, но поверьте: они ничем не отличаются от своих сверстников. У них семьи, работа — все в порядке. Кто-то пишет стихи, кто-то работает в офисе, кто-то работает таксистом, кто-то служит в армии по контракту. Каждый нашёл себя. Я часто задумываюсь над тем, что бы их ждало, не будь своевременной помощи? «Хромали» бы они со своими «двойками» и «тройками» из жалости до 9 класса, с комплексами неполноценности, с низкой самооценкой, и неизвестно, как бы сложилась их судьба. ».

Стоит пояснить, что в России есть учреждения двух основных видов:

  • обычные, для ребят, у которых нет проблем со здоровьем и отклонений в развитии;
  • коррекционные, в которых учатся ребята, имеющие какие-то трудности: плохое зрение, отсутствие слуха, ЗПР и т.д

Коррекционные школы в свою очередь бывают семи типов:

  • I вида — для глухих детей.
  • II вида — для слабослышащих.
  • III вида — для слепых.
  • IV вида — для детей с остаточным зрением.
  • V вида — для детей с тяжелой речевой патологией.
  • VI вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • VII вида — для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
  • VIII вида — для детей с нарушениями интеллекта.

Что дает коррекционная школа по сравнению с обычной?

В коррекционных школах и детских садах (а также и в коррекционных классах и группах в обычных заведениях) для особых ребят созданы условия, помогающие им найти свое место в жизни, несмотря на определенные проблемы со здоровьем:

  • Обучение идет в классах с малой наполняемостью (не 25 человек, а 10-15 человек).
  • Все педагоги имеют специальное образование или прошли переподготовку для работы с такими детьми.
  • Обучение ведется по специальным программам, адаптированным для таких детей, нет «лишних» предметов и знаний: например, в коррекционных школах не изучаются производные, но изучается «швейное дело», чтобы девочки-выпускницы таких школ имели профессию и могли полноценно жить.
  • Благодаря тому, что никто не ставит завышенные требования, дети чувствуют себя комфортно, не страдают от насмешек и косых взглядов «обычных» детей, мотивированы на обучение (поскольку оно посильно), не имеют дополнительных причин для комплексов (я не такой, как все), уверены в себе.

Иногда школы, боясь потерять учеников, выставляют им удовлетворительные оценки, что означает, что ребенок справляется со школьной программой, успевает. Для обязательного направления на ПМПК школе нужно, чтобы у ребенка было хотя бы 2-3 «двойки» в четверти, и в то же время школы не заинтересованы в низких показателях успеваемости.

Коррекционное обучение может осуществляться в школах, имеющих специальную лицензию, учебную программу и в штате которых есть педагоги, обученные работе с особыми детьми. То есть в обычной общеобразовательной школе могут быть коррекционные классы или индивидуальное обучение детей по коррекционной программе, но больше условий для полноценной работы создано в специальных учреждениях.

С другой стороны, отдавать ребенка в коррекционную школу не всегда оправдано, если ребенок комфортно учится и успевает в обычной.

«Да уж, как нас психолог из обычной школы отговаривала, уж так старалась: «Он у вас не потянет, он у вас замкнется, вы потеряете все, чего вы добились, да вы меня послушайте, да у меня опыт. » А он руку тянет на каждом уроке, его учительница постоянно хвалит. Он так раскрылся, я сама своего ребёнка не узнаю», — говорит Ирина, мама.

Кто принимает решение

Решение, переводить ли ребенка в коррекционную школу или оставить в обычной, принимают родители (законные представители) — ПМПК носит рекомендательный характер и не обязывает родителей переводить ребенка. Но стоит много раз подумать: Что ребенку важнее? Где ему будет лучше? Родителям стоит поговорить с учителями, с врачами и логопедами, посетить коррекционные школы недалеко от дома. В каждый случай требует индивидуального решения, и общих правил здесь нет.

Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Консультация для родителей «Коррекционная — развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии»

Татьяна Гарина
Консультация для родителей «Коррекционная — развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии»

Тема: Коррекционная – развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии ребёнка с ЗПР.

Цель: в лёгкой и доступной форме донести до родителей о работе семьи в коррекционно – развивающей работе воспитания и развития ребёнка с ЗПР.

Что такое диагноз ЗПР? Диагноз ЗПР означает, что ребёнок развивается так же, как и все остальные дети, только медленнее. Этот диагноз ставиться врачом-неврологом, врачом-психиатром. Чем раньше начать занятия и лечение с ребёнком с ЗПР, тем быстрее ребёнок догонит в развитии своих сверстников. Дети с ЗПР основные трудности испытывают, связанные прежде всего с социальной адаптацией и обучением.

Но каждый ребёнок, даже с задержкой развития, дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогайте ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупиться

Любой специалист и психолог вам скажет, что без семьи в полном объёме коррекционно- развивающая работа проводиться не может. Поэтому сегодня наша консультация посвящена как Вам лучше действовать в воспитании и развитии своего ребёнка. Без вас мы некуда.

В первую очередь целесообразно получать квалифицированную помощь медицинских и педагогических специалистов параллельно.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Проводить вовремя лечение ребёнка, назначенное психиатром (неврологом) Желательно вести дневник здоровья (наблюдений, где нужно отмечать реакции лекарств на состояние ребёнка.

2. Предоставлять амбулаторную карту и результаты всех обследований для ознакомления педагогами – специалистами.

3. Вовремя выполнять домашние задания (логопеда и дефектолога).

-Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий, выполнения домашних заданий. Если ребёнок весело учиться, он учиться лучше

-Повторяйте упражнения. Если какое- то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.

-Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд.

-Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

– В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на небольшое время.

– Домашние задания и занятия проводите в игровой форме.

– Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.

-Не забывайте, что дети очень любят выступать, петь, рисовать, лепить, конструировать.

– Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

– А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.

4. Посещять консультации дефектолога и логопеда.

5. Выполнять требования педагогов: по развитию самостоятельности, соблюдение режима дня, правил нравственного воспитания, развитие речи и т. д.

6. Спорные и Конфликтные ситуации с взрослыми нужно разрешать в отсутствии детей.

7. Не разрешайте бить и обижать друг друга; брать без разрешения личные вещи, принесенные из дома и игрушки других детей; не разрешать «давать сдачу», так же, как и нападать друг на друга. Учите ребёнка мирно решать конфликты. Эти требования продиктованы в целях безопасности каждого ребёнка.

8. Помните, своевременная помощь ребёнку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.

Вам, родителям детей с ЗПР необходимо знать, как и чему учить ребёнка дома.

– С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагогов.

– Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребёнком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребёнку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду и обязанностям по дому.

-Важно также научить ребёнка играть с игрушками и другими детьми.

– Главное – вы должны оценить возможности ребёнка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научиться. Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой развития на пользу и приведёт к положительным результатам.

9. Развивайте в себе умения общаться со своими детьми.

Все люди имеют потребность в общении. Учёным удалось обнаружить систему, отвечающую за коммуникативные способности заложенную на генном уровне. По мнению специалистов, трапеза в кругу в семьи помогает детям сохранять психическое здоровье. Занятия музыкой улучшают интеллект, особенно игра на музыкальных инструментах способствует улучшению слуха и активизации мозговой деятельности.

-Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии, контролируйте поведение ребёнка,

-не навязывайте ему жёстких правил; избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз,

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию; – выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок.

-Изменяйте психологический микроклимат в семье.

– уделяйте ребёнку достаточно внимания,

– проводите досуг всей семьёй,

-не допускайте ссор в присутствии ребёнка,

родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями!

– атмосфера в семье, где царит мир, покой и доброжелательность- действует как лекарство для детей.

– Организуйте режим дня и место для занятий.

– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи,

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком домашнего задания,

– избегайте по возможности больших скоплений людей, помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Специальная поведенческая программа.

-Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка, не прибегайте к физическому наказанию!

-Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям.

– Не разрешайте откладывать выполнения задания на другое время.

Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

-ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном учреждении, и, конечно при медицинском лечении.

-Интересуйтесь делами и учёбой своих детей: спрашивайте у самих ребят, у воспитателей об их успехах.

-Помогайте расширять кругозор своих детей: читайте с ними книги с последующим обсуждением, говорите о событиях и новостях.

– Следите за здоровьем детей, не отправляйте больных в детский сад до полного выздоровления.

– Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз. Проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.

Не забывайте: Развивайте ребенка, играя с ним. Ваш ребенок самый замечательный!

Успехом ВАМ и больше веры в себя и возможности своего ребёнка!

Никогда «не опускайте руки!» как бы трудно не было.

Только так мы с вами вместе будем достигать положительных успехов и результатов в развитии ваших детей.

Анкета для родителей «Ваша роль в воспитании ребёнка» Анкета для родителей “Ваша роль в воспитании ребёнка?” 1)Ф. И. О. родителя___ 2)Укажите свой состав семьи___ 3)Кто.

Создание коррекционно-развивающей среды в группе. Коррекционно – развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями.

Центр развивающих инновационных методик

Существуют специализированные, так называемые коррекционные школы, где обучаются не только дети-инвалиды, но и любые дети, имеющие трудности в обучении.

У вашего ребенка проблемы со здоровьем и трудности с обучением, и поэтому его не принимают в «нормальную» школу и направляют обучаться в коррекционную. Справедливо ли это? А что если не принимают даже в коррекционную? И в одном, и в другом случае родителям надо действовать!

Ребенок отстает в развитии…

Заботливые родители, которые внимательно относятся к своему ребенку, начинают понимать, что-то с их чадом «что-то не так», не к первому классу, а гораздо раньше. К 6 годам отставание от сверстников в интеллектуальном развитии становится уже очевидным: скудная речь, бедность словарного запаса, подчас даже неумение держать в руках карандаш… Скорее всего, для родителей «особых детей» не становится новостью, что их сына или дочь не хотят принимать в обычную школу. Увы, не только учителя, но и сами родители сознают, что их наследник просто не справится с программой средней общеобразовательной школы. Таких деток направляют в специализированную, так называемую коррекционную школу.

Читайте также:  Звук и буква Л - конспект логопедического занятия

Амбиции родителей или здравый смысл?

Итак, обычная средняя школа не зачисляет вашего ребенка и направляет на ПМПК – психолого-медико-педагогическую комиссию, которая должна решить его дальнейшую судьбу – в коррекционной школе какого вида ему обучаться. Существуют коррекционные школы VII вида – для детей с ослабленным слухом и имеющих отставание в речевом развитии. Бывают коррекционные школы VIII вида, где обучаются дети с легкой и глубокой умственной отсталостью. В свою очередь в школах VIII вида классы могут быть разделены – для более и менее способных деток. Последних называют детьми «со сложной структурой дефекта» и объединяют их в классы, где по сути за 9 лет учебы учителя должны их научить только читать, писать и считать – не более.

И даже если в глубине души вы понимаете, что обычной школе вашему чаду не учиться, первая реакция родителей на отказ и направление обучаться в коррекционной школе – это гнев, возмущение и злоба, смешанная с обидой. В этот момент родительские амбиции часто возвышаются над здравым смыслом. Мы-то нормальные! – рассуждают мать и отец – почему наш ребенок должен учиться в школе для УО – так дети дразнят умственно отсталых. Но когда проходит первый гнев, затихают обида и боль, приходит трезвое понимание ситуации. Да, мой ребенок не в силах учиться в обычной общеобразовательной школе, потому что не справится с программой в силу своих индивидуальных особенностей развития: он быстро утомляется, часто простывает, и у него имеется непростой медицинский диагноз. Ведь если коррекционные школы создает и содержит государство, тратя на эти учебные заведения огромные средства, значит, они все-таки нужны?

Отдавайте в обычную школу!

Каждый человек – индивидуальность, а в случае с особыми детьми индивидуальных особенностей еще больше. Главное – все эти дети имеют настолько несхожие проблемы (психологические, медицинские и проч.), а перспективы развития порой настолько сложно прогнозировать, что давать читателю однозначные советы просто невозможно. И тем не менее, возьму на себя ответственность посоветовать родителям «особых детей»: постарайтесь сначала все-таки начать обучение в обычной образовательной школе. Никто не знает, как станет развиваться первоклашка: быть может, поначалу будет отставать от сверстников, а потом постепенно наверстает? Словом, отдавайте в обычную школу, чтобы бы вам ни советовали! Помните: все советы врачей, психологов и педагогов для вас – не более чем рекомендации. На вашей стороне закон Конституции РФ: « Каждый человек, без каких-либо исключений, имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст.ст. 7, 43 Конституции РФ)». Рассуждайте по принципу: поживем-увидим! Если через год-два обучения ваш ребенок будет явно отставать от ровесников и не успевать по всем предметам – коррекционная школа от него никуда не денется, туда попасть он всегда успеет. А вот наоборот – едва ли.

После школы VIII вида в «нормальную» путь закрыт?

Опыт показывает, что перевести ребенка из коррекционной школы в «нормальную» практически невозможно. Даже если школьник прогрессирует в своем развитии. Надежду вселяет повсеместное введение инклюзивного образования. Однако пока реальность такова: если в средней общеобразовательной школе вы только заикнетесь, что ваш ребенок до сих пор обучался в школе VIII вида, знайте – от него будут открещиваться как от прокаженного. Придумают любые предлоги для отказа: нет мест, классы переполнены. Списков учеников вам не покажут: не придете же вы 1 сентября на линейку, чтобы сосчитать учеников! Словом, будут придумывать и говорить что угодно, лишь бы напрямую не называть истинную причину отказа: «Ваш ребенок сложный, требующий особого внимания, и нам неохота с ним возиться, у нас своих проблем хватает», – открытым текстом вам этого не скажет никто! Потому что есть вышеназванный закон Конституции РФ. Однако закон-то существует, а вот в реальность такова: из школы VIII вида в «нормальную» ребенку путь закрыт. Ситуация поистине трагична для ребенка, который со временем начинает развиваться и наверстывать сверстников, становится умнее и собраннее, а его продолжают держать на том уровне, который он давно перерос.

Пусть сидит как овощ?

Бывает и по-другому. Ребенку очень трудно дается учеба. Однако родители, невзирая на умственные возможности ребенка, все-таки оставляют его учиться в «нормальной» школе. Да, по закону он имеет право в ней учиться. И ни учитель, ни школьный врач не вправе требовать справку из психиатрического диспансера и даже пытаться выяснять диагноз. Знайте, что по закону о психиатрии (ст. 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N 3185-I) вы можете не называть диагноз ребенка, так же как другие не вправе требовать от вас его оглашения. Однако, если одноклассники вашего чада уже читают «Войну и мир», а сам он все еще читает по слогам – в буквальном смысле! – не лучше ли все-таки отдать его в коррекционную школу? Возможно, в обычной общеобразовательной школе он научиться писать и читать, но остальная информация пройдет для него мимо. Потому что ребенок с серьезным медицинским диагнозом подчас усваивает информацию намного медленнее здоровых сверстников. Что толку, что в обычной школе ваш наследник будет сидеть как овощ?! Впрочем, выбор школы – личный выбор каждого.

Плюсы и минусы коррекционных школ

Начнем с плюсов коррекционных школ. Там в каждом классе от 7 до 14 учеников. Наполняемость класса более 14 детей считается нарушением: такой класс обязаны поделить пополам и выделить еще одну ставку для нового педагога. Очевидно: чем меньше детей, тем больше внимания каждому. С учениками работают не обычные учителя, а педагоги-дефектологи, которых специально обучают в ВУЗах работать детьми, имеющими непростые медицинские диагнозы. Такие преподаватели знают, как найти ключик к самому сложному ребенку. В коррекционных школах особое внимание уделяется развитию речи. С детьми занимаются логопеды, причем с особо сложными детьми – индивидуально. Психологи работают с учениками и при необходимости дают консультации родителям. Для коррекционных школ разработаны специальные учебники. Там щадящая программа, не такие сложные задачи и упражнения, так как «особые дети» быстро утомляются, имеют проблемы с концентрацией внимания. Учитывая то, что «особые дети» усваивают информацию медленнее своих обычных сверстников, темпы подачи нового материала в коррекционной школе замедлены. Словом, такая школа позволяет ребенку постепенно, микроскопическими шагами продвигаться к освоению новых вершин – знаний, которые даются ученику так непросто. И тут коррекционная школа идет в ногу с развитием ученика.

Одна из главных проблем коррекционных школ заключается в том, что в них объединяют детей невероятно разных. Несхожи медицинские диагнозы, психологические и психиатрические проблемы… Можно ли подобрать для всех универсальную программу? Часто в «особых детях» сочетается явное отставание в одной области с одаренностью в другой. Один не в ладу с математикой, зато рисует как художник. Другой криво пишет, зато обладает очевидной способностью к иностранным языкам. А они-то как раз программой коррекционных школ и не предусмотрены! Потому что большинство учащихся коррекционных школ с трудом говорят по-русски. Какой уж там английский!

В коррекционные школы нередко «сплавляют» неугодных – ребятишек из социально неблагополучных семей. Потому что дети алкоголиков и наркоманов поначалу действительно слегка отстают в развитии – ведь горе-родители совершенно не уделяют им внимания. А потом, когда с учениками начинают усиленно заниматься профессионалы, ученики быстро наверстывают упущенное в раннем детстве и выравниваются со здоровыми сверстниками: ведь у них нет сложных генетических или психиатрических диагнозов, отягощающих обучение. И что этим здоровым детям делать дальше в одном классе с больными синдромом Дауна? Однако, если ПМПК видит, что ребенок хотя бы чуть-чуть выбивается за рамки трафарета – его тут же отправляют в коррекционную школу.

ПМПК: наберитесь терпения

ПМПК – особая и болезненная тема для родителей, которым хоть раз пришлось пройти эту экзекуцию вместе со своим чадом. Знайте, что люди, сидящие в психолого-медико-педагогической комиссии, совершенно не заинтересованы в развитии вашего ребенка и его дальнейшей благополучной судьбе. Будьте готовы к тому, что они будут внимательно изучать медицинские справки, выписки от психиатра и другие документы, но… ни разу не посмотрят на самого ребенка! Когда же вы попытаетесь обратить их внимание, на того, ради кого, собственно, и собралась комиссия, они ответят: «А чего нам не нее (на него) смотреть? В справках все написано!» Вы можете возмутиться: «Но как же так, у ребенка очевидный прогресс в развитии: раньше он не умел держать карандаш в руках, а теперь держит и даже пишет. Раньше чтение было побуквенным, а теперь читает бегло!» Ответ однозначен: «С вашим диагнозом в нормальные школы не берут». Главное для вас сохранять на этой церемонии бронебойное спокойствие, каких бы усилий вам это ни стоило. Из посещения ПМПК вы можете извлечь единственную пользу: там знают, в какой именно коррекционной школе вашего округа обучаются детки более-менее равные по уровню развития и способностей вашему чаду. Вежливо попросите членов ПМПК дать вам номера подходящих вам коррекционных школ – тут они окажут вам реальную помощь. То есть, если у вашего ребенка отсутствует разговорная речь, он изъясняется только звуками, то ему будет сложно в окружении детей, которые бегло говорят и изъясняются, пусть даже простыми фразами. И наоборот, если ваш наследник владеет живой разговорной речью, то его категорически нельзя отдавать в один класс с не говорящими детьми. Иначе проблемы с речью начнутся и у вашего!

Кстати, это еще одна из проблем коррекционных школ: умственно отсталые дети часто склонны к подражательству. Какой пример они видят перед собой – такому и следуют. Видят хорошее – повторяют хорошее. Слышат, что одноклассник заикается – начинают копировать его заикание. Какой выход? Интегрировать «особых детей» в среду детей здоровых, интеллектуально развитых. Когда у них перед глазами будет достойный для подражания пример, они будут учиться хорошему, правильному и развиваться быстрее. На этом пути уже стоит отечественная система образования.

Инклюзивное образование – в жизнь!

Сейчас в Москве вводится инклюзивное образование, при котором «особые дети» интегрируются в среду обычно развивающихся сверстников. Необычных детей обычно бывает 2-3 в классе. Российское общество сегодня только начинает понимать, что такое толерантность – принятие и понимание другого, не такого как ты. И если некоторые родители возмущаются: «Почему это мой сын должен учиться в одном классе с Дауном?!» – это свидетельствует лишь об их духовной незрелости. Во всем цивилизованном мире объединяются темнокожие и белые, физически здоровые и люди в инвалидных креслах. В цивилизованном обществе стремятся к тому, чтобы никто не чувствовал себя ущербным, ущемленным, обиженным. Родители здоровых детей могут задать вопрос: «Да, умственно отсталому ребенку для же развития необходимо здоровое окружение, а моему-то сыну или дочери это зачем?!» Приходится разъяснять: обычные дети, в обществе которых учатся и воспитываются «странные», необычные ребятишки с ослабленным здоровьем, сами становятся более внимательными, добрыми, заботливыми, способными проявить сочувствие. Эти человеческие черты – способность помогать и проявлять сочувствие к старым, слабым, больным – не будут лишними в жизни. Родители, помните о том, что и вы когда-нибудь станете старыми и беспомощными!

Стучите, и вам откроют

Безусловно, пока не во всех столичных учебных учреждениях Москвы руководители внутренне приняли позицию Департамента образования города Москвы о необходимости инклюзивного образования: внешне, на словах согласились – приказ начальства, как ни выполнить! А на деле продолжают под любыми предлогами отталкивать «особых детей», закрывая им путь к полноценному образованию – как в обычных школах, так и в учреждениях дополнительного образования. Знайте: если вашего ребенка не принимают в какой-либо коллектив лишь на том основании, что он «не такой как все», смело просите руководство школы или учреждения дополнительного образования написать вам отказ в письменном виде: «Мы не принимаем Иванова Васю в кружок «Умелые руки» потому что Вася странный, не такой как все дети». И с этим письменным отказом идите в окружное Управление образования, и заодно продублируйте и отправьте письменный отказ в Департамент образования города Москвы – тогда ваш призыв о помощи точно не останется без ответа. Более того, как только вы потребуете выдать отказ в письменном виде, к вашему чаду резко изменится отношение: с него тут же начнут сдувать пылинки. Ни в какой Департамент обращаться не придется! Потому что все знают: уважительное отношение к инвалидам провозглашено на уровне Президента РФ, и прошедший 2010 год не случайно был объявлен Годом инвалида. Значит, пришло время менять в обществе отношение к людям с ограниченными физическими или умственными возможностями.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию интонационной стороны речи

Так что боритесь за права своего ребенка. Ищите людей, учителей, директоров школ, которые скорее проявят понимание и сочувствие. Действуйте в соответствие с библейской заповедью: «Стучите, и вам откроют». Вы непременно найдете людей, которые по внутреннему убеждению согласятся на этот самоотверженный труд – обучать сложного ребенка.

Не принимают в школу? Идите в суд

Разумеется, амбиции родителей «особых детей» не должны доходить до абсурда: то есть, нет смысла отдавать ребенка с диагнозом ДЦП, прикованного к инвалидному креслу, в секцию вольной борьбы. Зато есть, например, спортивные секции для тех, кто занимается бальными танцами, находясь в инвалидном кресле. И все же будьте разумны в своих желаниях: взвешивайте реальные физические и умственные способности и возможности вашего ребенка.

Бывают очень сложные дети: психически неуравновешенные, крикливые, гиперактивные, говоря языком учителей – «неуправляемые». Они срывают урок всему классу, полностью берут внимание учителя на себя, не позволяя заниматься остальными учениками. Это происходит не от того, что ребенок плохо воспитан: он ведет себя в соответствие со своим диагнозом. Однако его диагноз совершенно не означает, что ребенок необучаем! Он может учиться, усваивать информацию, у него сохранный интеллект, есть лишь поведенческие отклонения. Почему тогда от его поведения должны страдать остальные дети в классе, тоже, заметим, не самые простые в обучении? Они страдать не должны. Поэтому особенно сложных детей дирекция школы обязана перевести на надомное обучение: выделить педагога, который будет приходить к ученику домой и давать уроки. Но вообще не зачислить ребенка в школу не имеют права – следуя все тому же закону Конституции РФ и Закону об образовании: каждый человек имеет право на обучение, независимо от диагноза. Исключение составляют лишь те случаи, когда вынесен медицинский приговор: «ребенок необучаем». Если же такой приговор вашему чаду не вынесен, а его не принимают даже коррекционную в школу – идите в суд. Но прежде, опять же, попросите директора школы написать письменный отказ. И вот увидите: место в классе тут же найдется и возможность для надомного обучения вашего непростого ребенка – тоже!

Помните: право родителей выбирать школу и форму получения образования для своего ребенка установлено законодательством и гарантировано государством.

Главное за сегодня

Как сообщили в пресс-службе ГУП “Мосгортранс”, изменения внесут из-за шествия по Бульварному кольцу,.

Последний завершенный этап разработки системы проводился на маршруте №17 в дневное время.

Ранее в правительстве раскритиковали слишком завышенные размеры штрафов в новой редакции КоАП.

Популярные статьи

Инфографика

Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

Материалы по теме:

Содержание

Детский сад плюс начальная школа

Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. Главное направление школы – исправление произношения, социально-бытовая ориентировка. В школах II вида учатся дети , имеющие частичную потерю слуха и разл ичную степень недоразвития речи, но сохранившие самосто ятельную речь. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путё м создания слухо -речевой среды с использованием звукоусиливающей аппаратуры, позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию . Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Коррекционная школа VII вида занимается обучением детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость, В процессе занятий происходит активизация познавательной деятельности, формиро вание навыков и умений учебной деятельности. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Посетите школу лично!

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение – как вариант

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

Рейтинг коррекционных школ в Москве в 2020 году

С писок самых хороших, по мнению родителей и учащихся, коррекционных школ в столице по округам:

СКОШИ №17 – VI вида

Административный округ: Юго-Западный

Адрес: ул . П рофсоюзная, 62

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием

Режим работы: пон едельник 07:30 – пятница 18:00

Учебное заведение находится в Обручевском районе, рядом со станцие й метро Новые Черемушки . Школа предлагает д венадцатилетнее обучение, общеобразовательные, коррекционные классы, практикуется углубленное изучение отдельных предметов с 6 по 11 классы. Принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП с сохранным интеллектом. Предоставляется бесплатное проживание с пяти-разовым питанием. В школе и меется бассейн, различные секции и кружки: журналистика, макраме , роспись по дереву , переплетное дело, поэтический клуб, музыкальная студия , клуб радиолюбителей. Возможна также заочная форма обучения с проживанием дома.

Читайте также:  Игры с песком и водой

СКШ №991 – VIII вида

Административный округ: Южный

Адрес: у л. Шипиловская , 59, корп. 2

График работы: пятидневная учебная неделя в одну смену

Режим работы: пон едельник – пятница 08:00 – 18:00

О дна из самых известных столичных коррекционных школ VIII вида с двумя рабочими адаптированными образовательными программами в зависимости от степени умственной отсталости. Расположена за МКАД в шаговой доступности от станции метро Шипиловская .

Заведение рассчитано на 200 школьников, по окончании выдается справка о прослушанном базовом курсе школьной программы.

Много внимания уделяется кружковой работе по трем направлениям: художественное , социально-педагогическое , физкультурно-оздоровительное.

Платные услуги не оказываются, финансирование осуществляется полностью за счет бюджета округа.

В школе р аботают: дефектологи , психолог, логопед, социальный педагог. Имеется спортзал, библиотека, компьютерный, актовый залы, пять оборудованных мастерских для практических занятий.

СКШ №567 – VIII вида

Административный окр уг: Южный

Адрес: Черноморский бульва р, 8

График работы: пятидневная учебная неделя

Режим работы: пон едельник – пятница, 08:00 – 17:40

Учреждение расположено в Нагорном районе столицы, недалеко от станций метро Чертановс кая , Варшавская.

Основные задачи школы : исправление поведения, социальная адаптация, трудовая подготовка.

Школа работает в одну смену, полный день, в режиме пятидневной учебной недели. Все кабинеты осна щены современным оборудованием. Возможно домашнее обучение.

Выпускники получают профессию по одной из рабочих специальностей: швея, слесарь, столяр, переплетчик.

СКОШИ №1 III – IV вида

Адрес: ул ица 3-я Мытищинская , 5

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточны м пребыванием

Режим работы: понедельник 07:30 – пятница 20:00 .

Единственное в городе учреждение для обучения и реабилитации детей-инвалидов по зрению: полностью слепых, с глубокими нарушениями зрения, слабовидящих .

Двенадцатилетнее обучение ведется по основным образовательным программам, углубленных и профильных классов нет. Формирование навыков чтения и письма осуществляется с применением системы Брайля. На территории, помимо спортивных и игровых, обустроены сенсорные площадки для ориентировки в пространстве.

Работает кружок пластилиновой живописи, музыкально-вокальная студия.

Заведение функционирует в режиме пятидневки, с уходом на выходные домой. Большинство воспитанников ежедневно приезжают на уроки и возвращаются домой после занятий.

СКОШИ №2 – IV вида

Административный округ: Северный

Адрес: Большой Коптевский пр., 5

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным проживанием

Режим работы: понедельник 08:00 — пятница 22:00

Ежегодно в школе обучает ся около 300 человек по специально й программе для слабовидящих . Для каждого составляется индивидуальный учебно- коррекционный план. В классах не более 10 человек. Домой можно уйти сразу по окончании уроков или после продленки в 19.00. Есть школьники, остающиеся на пятидневку, в основном это жители Подмосковья и дальних районов города.

Осуществляется внеклассная работа по направлениям: техническое, физкультурно-спортивное, естественнонаучное, социально-педагогическое, туристическо-краеведческое, художественное. Все занятия проводятся бесплатно.

У заведения благоустроенная территория с отличным озеленением, на которой расположены спортивные площадки, детский игровой городок.

СКШ №532 – VIII вида

Административн ый округ: Центральный

Адрес: улица Пятницкая, 46 стр.3

График работы: пятидневная учебная неделя

Режим работы: пон едельник – пя тница 09.00 — 14.10

Образовательное учреждение компенсирующего типа для детей с дефектами интеллекта находится в районе Замоскворечье рядом со станциями метро Третьяковская, Новокузнецкая.

Система воспитательной и коррекционной работы включает в себя: занятия по адаптации в социуме, уроки общесоматического развития , краеведческую деятельность . Большое внимание уделяется урокам труда.

СКШИ №108 – VIII вида

Административный округ: Ю го-Западный

Адрес: Ленинский проспект, 97 корпус 2

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточны м пребыванием

Режим работы: понедельник 7:30 — пя т ница 21:00

В школу принимаются дети с нарушением интеллекта в возрасте шести с половиной лет. За девять лет обучения усваивается программа начальной школ ы, профильные трудовые навыки.

В коррекционные занятия включаются обязательные элементы: развитие сенсорных процессов, психомоторика, логопедия.

Школа-интернат №626 имени Н.И.Сац (корпус №5) – V вида

Административный округ: Юго-Западный

Адрес: ул . Н агорная, 22

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточны м пребыванием

Режим работы: понедельник — пят ница 07:00 – 21:00

Образовательное заведение для детей с тяжелыми нарушениями речи работает в режиме пятидневного круглосуточного пребывания. Качественная подача учебного материала сочетается с провед ением эффективных занятий для будущей полноценной интеграции в социуме.

По желанию воспитанники круглосуточно пребывают в интернате или уходят после продленки домой. В школе работают различные кружки и секции . При проведении логопедических занятий используются развивающие методики, что позволяет компенсировать и исправлять даже сложные расстройства речи.

Программа повышения квалификации «Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями и оказание им информационно-методической помощи (обучение специалистов организаций, оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи и реализующих информационно-просветительскую поддержку родителей)»

Целью освоения программы курсов повышения квалификации «Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями и оказание им информационно-методической помощи (обучение специалистов организаций, оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи и реализующих информационно-просветительскую поддержку родителей)» является подготовка квалифицированного специалиста в сфере образования, обеспечивающего родителям психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по различным вопросам, связанным с обучением и воспитанием детей. Система оказания помощи должна обеспечить повышение компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах образования и воспитания, прав родителей и детей, и быть направлена на пропаганду позитивного и ответственного отцовства и материнств значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Программа подготовки специалистов направлена на следующую категорию людей:

  • родители детей дошкольного возраста, не посещающие детские сады;
  • граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;
  • родители, чьи дети находятся на семейном обучении;
  • родители детей с ОВЗ и инвалидностью, в первую очередь раннего возраста;
  • родители, нуждающиеся в помощи при воспитании детей, имеющих различные проблемы в поведении, развитии, социализации.

Общая трудоемкость программы составляет 2 зачетные единицы, (72 часа).

  1. Семейное и образовательное право
  2. Общая и профессиональная этика в консультировании родителей
  3. Характеристика основных запросов и потребностей родителей в сфере консультирования
  4. Навигация и картирование ресурсов образования и реабилитации детей с разными образовательными потребностями
  5. Организация деятельности специалиста по навигации и консультированию родителей детей с различными образовательными потребностями
  1. Организация семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение
  2. Направления и содержание консультирования родителей школьников, находящихся на семейном обучении
  3. Алгоритмы действий граждан, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
  4. Направления и содержание консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью
  5. Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением
  6. Алгоритм работы с родителями в ситуации внутрисемейного конфликта
  7. Алгоритм разрешения конфликта родителей с другими участниками образовательных отношений

Курсы повышения квалификации будут проходить в трех городах: Нижний Новгород, Москва и Омск

Дата проведения в Нижнем Новгороде: 27 и 28 июня включительно

Место проведения:«Институт пищевых технологий и дизайна» – филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»: г. Нижний Новгород, ул. Горная, 13

Количество мест (квота) на обучение: 500 человек

Контактное лицо: Летёхина Александра Николаевна, телефон 8 (831) 255 90 36 (с 8.00 до 17.00.), почта: ppmscentr@mail.ru

В Нижний Новгород приглашаются участники из следующих федеральных округов/субъектов РФ:

Приволжский федеральный округ:

Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Марий-Эл, Республика Татарстан, Республика Удмуртия, Республика Чувашия, Пермский край, Нижегородская область, Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область.

Уральский федеральный округ:

Свердловская область, Челябинская область, Курганская, область Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Дата проведения в Москве: 1 и 2 июля включительно

Место проведения: Московский педагогический государственный университет (МПГУ): г. Москва, Проспект Вернадского, 88 (Корпус гуманитарных факультетов)

Количество мест (квота) на обучение: 350 человек

Контактное лицо: Адамян Луиза Игоревна, телефон +7(916)430-99-95(с 10.00 до 18.00.), почта: li.adamyan@mpgu.su

В Москву приглашаются участники из следующих федеральных округов/субъектов РФ:

Центральный федеральный округ:

Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, город Москва, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область.

Северо-западный федеральный округ:

Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Южный федеральный округ:

Р-ка Адыгея, Р-ка Калмыкия, Р-ка Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Севастополь.

Северо-Кавказский федеральный округ:

Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, Республика Северная Осетия-Алания.

Дата проведения в Омске: 3 и 4 июля включительно

Место проведения: ГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» Адрес: 644050, г. Омск, Набережная имени Тухачевского, д.14

Количество мест (квота) на обучение: 200 человек

Контактное лицо: Мячина Елена Константиновна, телефон +7(913)962-55-33, почта: neelova79@mail.ru

В Омск приглашаются участники из следующих федеральных округов/субъектов РФ:

Дальневосточный федеральный округ:

Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Республика Бурятия, Забайкальский край.

Сибирский федеральный округ:

Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область.

Специальные (коррекцинные) программы обучения

02 июня 2013 . Раздел Полезные статьи

Кроме перечисленных в предыдущей статье общеобразовательных программ, существуют и специальные программы: речевые (5 вид) и коррекционные (7 и 8 вид). Они созданы на основе традиционной программы для детей с особенностями в развитии. Поступить на обучение по такой программе ребенок может только по заключению районной (или городской) медико-психолого-педагогической комиссии при обязательном согласии родителя.

Дело в том, что по Закону об образовании за получение ребенком обязательного образования отвечают родители, и только они могут принять решение, где будет учиться ребенок. Если родитель на предложение проходить комиссию и поступать в такой класс скажет «нет», то никто не вправе его заставить.

• Родители могут изъявить собственное желание и обратиться в комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута.

• Родителям могут порекомендовать специалисты детского сада или школы (дефектологи, психологи, социальные педагоги, учителя, воспитатели).

• Родителям могут порекомендовать психологи районного консультационного центра при обращении на консультацию, в связи с проблемами в обучении.

Допустим, родители решили проходить комиссию. Далее следуют:

• Диагностика структуры интеллекта ребенка психологом.

• Диагностика речевого развития логопедом (в любом возрасте, даже если на комиссию привели старшеклассника; у первоклассника проверяют фонематический слух, звукопроизношение, начиная со второго класса — письменную речь и навык чтения).

• По результатам диагностики психолога — консультация врача-психиатра.

• Параллельно с консультациями специалистов составляется педагогическая характеристика ребенка в том образовательном учреждении, где он обучается или воспитывается (детский сад, школа).

• Посещение самой комиссии, на которой дается рекомендация (рекомендация!), с которой родители могут согласиться или не согласиться. Если соглашаются, им подбирают конкретное ОУ и дают направление, с которым они идут в новое образовательное учреждение устраивать (писать заявление о приеме в школу) ребенка.

Без комиссии, исходя только из желания родителей, зачислить ребенка в специализированный класс нельзя, так как там создаются специальные условия для обучения.

Особенности обучения по речевой программе (5 вида):

1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 5 вида.

2. В 1 и 2 классе проводятся уроки произношения.

3. Наполняемость классов 7-12 человек.

4. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические и психологические занятия.

5. Отсутствие уроков иностранного языка (усвоение иностранного вместе с родным языком может вызвать ряд дополнительных трудностей).

6. Интегрированный курс «Развитие речи и окружающий мир».

7. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

8. В речевые классы зачисляются дети с интеллектуальным развитием, соответствующим возрастным нормам, но имеющим трудности в речевом развитии.

Особенности обучения по коррекционной программе (7 вид):

1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 7 вида.

2. Наполняемость классов 7-12 человек.

3. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические, дефектологические и психологические занятия. Во многих коррекционных школах большое внимание уделяется дополнительному образованию (художественные, музыкальные, спортивные кружки и секции).

4. Отсутствие уроков иностранного языка в начальной школе.

5. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

6. Вариативность в обучении (для усвоения основных тем есть возможность использовать больше часов уроков для более прочного закрепления материала).

7. На выходе (при переходе с одной ступени на другую) объем полученных знаний должен соответствовать единому государственному стандарту.

В коррекционные классы зачисляются дети с трудностями в интеллектуальном развитии. При условии решения проблем, исправления задержки в развитии ребенок может быть переведен в массовую школу на обучение по любой программе, соответствующей его уровню развития.

Если вашему ребенку рекомендуют ту или иную специализированную программу, важно прислушаться к мнению специалистов и постараться имеющиеся проблемы решить как можно раньше, пока они не усугубились и не дошли до того уровня, когда справиться с ними уже гораздо сложней.

Ссылка на основную публикацию