Практический материал учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми

Методика работы с неговорящими детьми.

Методика работы с неговорящими детьми.

Основные направления коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми:

  1. Развитие познавательной деятельности: развитие различных форм общения ребёнка с взрослым; формирование познавательной активности; развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование предметной деятельности.
  2. Стимуляция развития голосовых реакций, звукоподражания и собственной речевой активности.
  3. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми включает следующие направления.

Развитие психических функций

Занятия с неговорящим ребёнком нужно начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления.

Целью коррекционно-педагогической работы является последовательное развитие психических функций, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка. При этом коррекционно-­педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учёт возможностей ребёнка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».

Развитие двигательных функций

Необходимо обеспечить и полноценное моторное развитие малыша.

Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь – движения становятся точными, координированными

Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста является стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).

В ходе коррекционно-развивающей работы решают следующие задачи: формирование контроля над положением головы и её движениями; обучение разгибанию верхней части туловища; тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти); развитие поворотов туловища; формирование функции сидения и самостоятельного присаживания; обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении и ползание на четвереньках; обучение вставанию на колени, затем на ноги; стимуляция самостоятельной ходьбы и бега и коррекция её нарушений.

В развитии ручной моторики используют: действия с предметами; соотносящие действия; расстегивание и застёгивание; обучение сжиманию и разжиманию кулаков, сильному сжиманию одной рукой другую; поочерёдному сгибанию и разгибанию пальцев правой, левой руки; делать решётку из пальцев; поочерёдному соединению большого пальца и указательного, среднего, безымянного, мизинца; ритмичному выполнению движения «ладонь-кулак-ладонь»; развитие умения захватывать предмет щёпотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами – указательным и большим); развитие и совершенствование хватательных движений; обучение захватыванию больших предметов двумя руками, а маленьких – одной рукой. В процессе выполнения упражнений у детей совершенствуются двигательные функции; нормализуется состояние тонуса мелких мышц; развивается точность движений рук (согласованность движений обеих рук), зрительно-моторная координация; развивается праксис позы при подражании движениям взрослого. Ребёнок учится конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук), подготавливают ребёнка к рисованию, письму.

Сенсорное развитие

В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. Решение двух вышеназванных задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста (от 1 года до 3-х лет).

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети учатся выделять и учитывать цвет, форму, величину; при выполнении практических действий, учатся группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине; при выборе из четырёх разновидностей, соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине; активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец).

Логопедический массаж

Логопедический массаж необходим ребёнку с задержкой речевого развития. Используя методику О.А.Новиковской, проводят упражнения:

  • «Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на .. Б-Б-Б .. Движения пальцев вправо, влево.
  • Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.

Упражнения для языка

  • «Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
  • «Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки . та-та-та .

В коррекционно-развивающей работе используется логопедический массаж, предложенный К.А.Семёновой, Е.Ф.Архиповой («Логопедическая работа с детьми раннего возраста» – 2006г.)

Логопедический массаж нормализует тонус мышц и моторику артикуляционного аппарата. В раннем возрасте, а именно, шести, семи месяцев нужно начинать делать массаж руки ребёнка.

Артикуляционная гимнастика

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Задачи коррекционно-педагогической работы по развитию артикуляционного аппарата: развитие подвижности языка (умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы и т.д.); развитие достаточной подвижности губ – умения вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами; развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении (это очень важно для произношения звуков).

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается принцип последовательности (от более простого к более сложному). Все упражнения проводятся в игровой форме. Артикуляционную гимнастику дети выполняют, сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. В конце года дети выполняют упражнения с индивидуальным зеркалом.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне – бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Пере ложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации

Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)

Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)

Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)

Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)

Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)

Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (мо лотком, картину и др.)

Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)

Игры

«Угадай, кто кричит», «Громко – тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» – речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу»), «По езд» (звук У), «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).

Задание 1 Изменение силы голоса по подражанию.

Задание 2. Изменение высоты голоса по подражанию («Пи-пи», «Гаф-гаф»).

Задание 3. Развитие длительного направленного рото вого выдоха (на звуке Ф)-

Задание 4. Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)

Задание 5. Успокой куклу. Произношение звука А .

Задание 6. Кто как кричит? ( Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)

Задание 7. Улыбнемся Петрушке, (звук И )

Задание 8. Покажи и назови. ( Катя, гуси, кот, конь)

Задание 9. Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т.п.)

Задание 10. Когда это бывает? (приметы времен года)

Задание 11. Игра «Автомобили», (произношение «6и-би. »)

Задание 12. Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Задание 13. Игра «Эхо». (Ау, Оля, Ау)

Выполняя в игровой форме артикуляционную гимнастику, упражнения по звуковой культуре речи, играя, дети постепенно овладевают произношением звуков: а, у, о, и, э, м, п, б, ф, в, к, г

– в звукоподражаниях (ау, уа, иа, э-э-э, ммуу, п-п-п, фф-уу, в-в-в, ко-ко, га-га, мяу, аи, ой, у-у-у, о-о-о).

Игры

«Шоферы и строители», «Что мы делали – не скажем. », «Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Куда пойдешь, что найдешь», «Кто как кричит», «Гуси – гуси», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «К кому пришел, от кого ушел волк», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко – низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».

Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения

– научить понимать простые нераспространенные предложения;

– учить выполнять простые действия по речевой инст рукции;

– учить понимать и строить словосочетания типа гла гол в повелительном наклонении + существительное в ви нительном падеже;

– учить употреблять в речи словосочетания типа гла гол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;

– учить употреблять в общении предложения типа под лежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;

– учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + ска зуемое + обстоятельство;

– учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;

– учить некоторым продуктивным способам словооб разования существительных и глаголов;

– учить воспроизводить слого-ритмическую структу ру двусложных и трехсложных слов.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на Ш этапе.

Виды пересказа

Задача: выделить из рассказа только отдельные эпи зоды.

2) Краткий пересказ.

Задача: сохраняя последовательность, выделить толь ко основное, существенное.

3) Творческий пересказ.

Задача: продолжение рассказа с добавлением приду манных фактов.

Приемы обучения пересказу

– образец чтения произведения,

– обращение к личному опыту детей,

– показ наглядного материала,

– подсказ слова или фразы,

– совместный пересказ педагога и ребенка,

– пересказ по частям,

– пересказ по ролям,

– оценка речи детей.

Приемы обучения

Ведущий прием – вопрос. Вопросы поискового и проблемного характера требуют умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Для чего? Как узнать?

Вопросы стимулирующего характера: Про каких же ребят можно сказать – это друзья?

Простые, репродуктивные вопросы: Где? Сколько? Кто?

Последовательность предъявления вопросов в беседе: сначала репродуктивные для оживления памяти и опыта детей, затем 1 – 2 поисковых вопроса, в заключение -1-2 обобщающих вопроса.

Построение беседы

Начало беседы. Цель – вызвать, оживить в памяти детей впечатления. Используются вопросы-напоминания, загадки, стихи, картины, фотографии, предметы.

Основная часть беседы. Выделяются микротемы, этапы. Например, в беседе «О здоровье» выделены этапы:

1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).

2. Утренняя зарядка.

Конец беседы. Эта часть кратка, эмоциональна, практически действенна, может содержать пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.

Литература

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М, 1981.

2. Васильева КН., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1996.

3. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. -М, 1985.

5. Жукова НС. Формирование устной речи: Учебно-мето дическое пособие. – М: Соц. – полит.журнал, 1994. – 96 с.

6 Жукова НС. и др. Преодоление задержки речевого раз вития у дошкольников. – М: Просвещение, 1973. 220 с.

7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте – М: Медгиз, 1962. – 268 с.

8. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост В.И. Селиверстов. – М, 1977.

9. Кузьмина НИ., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М., 1977.

10. Недоразвитие и утрата речи /Под ред. ЛИ. Белякова и др. – М, 1985.

11. Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, ЕМ. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.

12. Нарушение речи у дошкольников /Сост. Р.А. Белова – Давид. – М., 1972.

13. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1994.

14. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной.- М.: Просвещение, 1967. 367 с.

15. Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи: В2ч.-М., 1994.

Методика работы с неговорящими детьми.

Основные направления коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми:

  1. Развитие познавательной деятельности: развитие различных форм общения ребёнка с взрослым; формирование познавательной активности; развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование предметной деятельности.
  2. Стимуляция развития голосовых реакций, звукоподражания и собственной речевой активности.
  3. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми включает следующие направления.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ. на основе методики логопеда эксперта Грузиновой Т.В.

    Анжела Пестова 2 лет назад Просмотров:

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 1 «СОЛНЫШКО» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ» Рассмотрено: Экспертно-методический совет МДОУ «ДС 1 «Солнышко» Заключение от Представлено: Педагогический совет МДОУ «ДС 1 «Солнышко» Протокол от Утверждено: Приказ МДОУ «ДС 1 «Солнышко» от КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ на основе методики логопеда эксперта Грузиновой Т.В. Автор: Быргазова Е.В., учитель-логопед 2017

2 Пояснительная записка Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности не говорящих детей. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Что делать, если малыш не умеет говорить? Как помочь ему выразить свои мысли? С этой проблемой я столкнулась, когда эти дети появляются в нашей группе. Мне пришлось задуматься, а как же правильнее организовать всю работу, чтобы устранить эту проблему. Как лучше помочь детям, их родным. Я переворошила кучу логопедической литературы, интернет сайтов касающейся этой проблемы и ознакомилась с методикой работы с не говорящими детьми Т.В. Грузиновой. Для развития внимания и речевой активности ребенка, на первом этапе, я подобрала коррекционно-развивающий материал, на вызывание и закрепление произношения непроизвольных согласных звуков в игровой ситуации, используя ассоциацию на движение предмета с жестом для возможности их произвольного воспроизведения ребенком. При этом, полученный в процессе игры звук сопровождается жестом, связанным с движением предмета, до формирования устойчивой взаимосвязи между конкретным звуком и конкретным жестом с предметом, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук. Жест может быть похож: на произнесение звука; на способ образования; на игру. Ребёнок работает, т.е. учит новый звук ради игры. Игра должна быть интересна ребёнку. Основная цель логопедического воздействия на первоначальном этапе работы с не говорящими детьми активизация звукоподражания у неговорящих детей. Задачи: стимулировать речевую активности; развивать способность к подражанию действиям (эхопраксии) и речевому подражанию (эхолалии); формировать мотивационно – побудительный уровень речевой деятельности. создание условий для появления активной речи; Основные принципы работы: Речь взрослого должна постоянно варьироваться по громкости, тембру, высоте, что способствует активизации ориентировочной реакции ребёнка; У детей может быть нарушен слух, зрение, но тактильное ощущение сохранно, поэтому звук сопровождаем жестом, это подсказка детям; Начинать работу нужно с сопряжённого проговаривания с постепенным переходом к отражённому, а затем самостоятельному произнесению ребёнком звуков; Требуется многократное повторение инструкций; Работу нужно начинать со звуков раннего онтогенеза; Обязательна похвала (поощрение) ребёнка за выполненное задание (произнесение звука). Методические рекомендации Пособие предлагается логопедам, воспитателям и родителям для вызывания и закрепления произношения непроизвольных согласных звуков и обучения разговорной речи в игровой ситуации для работы с не говорящими детьми. Игровые упражнения могут быть использованы с детьми, в том числе и не имеющих речевых нарушений, начиная с раннего возраста. 2

Читайте также:  Конспект фронтального занятия по формированию коммуникативных навыков для средней группы

3 В ежедневных играх важен положительный эмоциональный настрой. Учитесь радоваться вместе с ребенком. Поощряйте его, хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Терпеливо относитесь к неудачам и помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле. Будьте терпеливы, доброжелательны, и ваш труд и терпение будут вознаграждены! Организация работы: Подберите игру, на вызов и закрепление произношения непроизвольных согласных звуков. Жест и движение предмета должны обозначать один звук (один звук один жест одна игра). Ребёнок должен видеть, сколько предметов присутствует в игре, чтобы знать, когда она закончится. На один звук приготовьте предмет разного цвета. Сначала выполняет задание взрослый, ребёнок смотрит. Взрослый показывает жест, ребёнок произносит звук. Ребёнок должен услышать звук, произнести и проконтролировать. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ ФАКТОРЫ Поза готовности взрослого «Груша в руке» Ребёнок говорит Ф ФАКТОРЫ Груша дует Игровые упражнения с предметами (Приложение 1) Игра «Груша дует» на вызов звука Ф (Приложение 2) Предмет: Груша разных размеров, пенопласт, конфетти, вода. Жест: Движение рукой, как закручиваем крышку у банки. Ход игры: Подуть на руку, пенопласт, конфетти, вылить воду из груши, проговаривая: ФА – ФА – ФА; ФО – ФО – ФО; ФУ – ФУ – ФУ. Груша определённого размера «поёт» свою песенку. На звук Ф, также можно играть в игру «Закрути пробки». На каждый цвет пробки своя песенка. Игра «Весёлый петрушка» на вызов звука Х (Приложение 3) Предмет: Дергунчик «Петрушка» на палочке, разного цвета. Жест: Рука, согнутая в локте, смотрит вверх, ладонь сжать в кулак, действуем рукой вверх вниз (как будто дёргаем за палочку, показывая «Петрушку»). Ход игры: Дёргаем за палочку, показывая «Петрушку». У каждого «Петрушки» своя песенка: ХА- ХА – ХА; ХО – ХО – ХО; ХУ – ХУ – ХУ. Игра «Пулялки, стрелялки» на вызов звука П (Приложение 4) Предмет: Пистолет, стреляющая ручка, пробки. Жест: Ладонь в кулаке, на ПУ выбрасываем руку вперёд, разжимая кулак. Ход игры: Стреляя, произносим: ПУ -ПУ -ПУ; ПА- ПА -ПА; ПО -ПО -ПО. Игра с пробками. Пробка во рту. На звук пробка летит (выплёвываем изо рта) ПУ! Игра «Построй забор» на вызов звука К (Приложение 5) Предмет: Конструктор разного размера и цвета. Жест: Руки сжать в кулак и развести в стороны, на звук соединить кулаки. Ход игры: Соединяем конструктор горизонтально, строим забор. На каждый цвет конструктора, своя песенка: КА- КА – КА; КО – КО – КО; КУ – КУ – КУ. 3

4 Игра «Манка сыпется» на вызов звука С (Приложение 6) Предмет: Манка в латке. Жест: Рука согнута в локте и сжата в кулак, движение вниз, как будто «накачаем колесо». Ход игры: Набираем манку в кулак и сыпем в тарелку, можно сыпать на руку ребенка. Манка сыпется, звук произносится С-С-С. Манка перестала сыпаться, звук перестали произносить. Игра «Забьём гвозди» на вызов звука Т (Приложение 7) Предмет: Доска, пластилин; можно использовать «гвозди перевёртыши». Жест: Удары ребром ладони или кулаком по поверхности (как будто забиваем гвозди). Ход игры: На доске слетите из пластилина гвозди (можно разного цвета). Забиваем «гвозди» ребром ладони, проговаривая: ТУ-ТУ-ТУ, кулаком ТА-ТА-ТА Игра «Ласковая игрушка» на вызов звука М (Приложение 8) Предмет: Мягкая игрушка. Жест: Погладить ладошкой по щеке. Ход игры: Погладить мягкой игрушкой по щеке: МА-МА-МА. Можно менять игрушки и песенки. Игра «На мяч» на вызов звука Н Предмет: Мяч (можно предмет по выбору) Жест: Ладошки вытянуть перед собой, как будто «даём предмет» – НА; ладошкой машем перед собой НЕ. Ход игры: Даём ребёнку мяч: НА-НА-НА мяч. (мяч можно катать). Ладошкой машем перед собой отказываясь от мяча НЕ-НЕ-НЕ. Игра «Заведём машину» на вызов звука В (Приложение 9) Предмет: Машинка, мост. Жест: Указательным пальце правой руки ударять по губам. (Можно губы вытянуть «хоботком»). Ход игры: Будем катать машину с моста. Заведём машину ВУ-ВУ-ВУ. Игра «Камушки в банке» на вызов звука Б (Приложение 10) Предмет: Железная банка, камушки разного цвета. Жест: Слегка ударить кулаком по щеке. Ход игры: Бросаем камушки в банку, на каждый бросок проговариваем звук. Песенка меняется на каждый цвет камней. Например, синие камни БУ-БУ-БУ; белые БА-БА-БА и т.д. Игра «Пчела летит» на вызов звука З (Приложение 11) Предмет: Вертушка пчела на палочке. Жест: Все пальцы кроме указательного прижать к ладони. Вращаем указательным пальцем по часовой стрелке. Ход игры: Пчела летит песня звучит З-З-З, пчела села (на части тела) и замолчала. Игра «Гусь гогочет» на вызов звука Г (Приложение 12) Предмет: Силиконовая прихватка (можно взять рукавицу). Жест: Сюжетная проба «Гусь» Ход игры: «Гусь гогочет» (клюв открывает) ГА-ГА-ГА, клюв закрыт гусь молчит. Песенку можно менять по заданию взрослого. 4

5 Игра «Строим дом» на вызов звука Д (Приложение 13) Предмет: Кубики разного цвета. Жест: Ставим кулак на кулак в высоту, как будто строим дом. Ход игры: Будем строить зелёный дом, ставить кубик на кубик, проговаривая ДА-ДА-ДА. Жёлтый дом ДО-ДО-ДО. Синий дом ДУ-ДУ-ДУ. Игра «Шар летит» на вызов звука Ш (Приложение 14) Предмет: Воздушный шарик. Жест: Положение руки, как будто в ней держат шар, постепенно поднимая её вверх. Ход игры: Надуйте воздушный шарик. Отпустите его. Шар летит песенка звучит Ш-Ш-Ш. Приложение 15 На следующем этапе работы игра уйдёт, а жест останется. С помощью жестов можно собирать слова. Интернет ресурсы: Вебинары АВА – Грузинова Т.В. и Е.Гурина «Как помочь ребёнку произносить звуки», «Игра и речь» 5

6 Приложение 1 Звук Предмет Жест Игра Груша разных Движение рукой, как «Груша дует» размеров, закручиваем крышку у Подуть на руку, пенопласт, конфетти, вылить пенопласт, банки. воду из груши, проговаривая: конфетти, вода. ФА – ФА – ФА; ФО – ФО – ФО; ФУ – ФУ – ФУ. Ф Груша определённого размера «поёт» свою песенку. На звук Ф, также можно играть в игру «Закрути пробки». На каждый цвет пробки Х П К С Т М. Н В Дергунчик «Петрушка» на палочке, (разного цвета) Пистолет, стреляющая ручка, пробки. Конструктор разного размера цвета. и Рука, согнутая в локте, смотрит вверх, ладонь сжать в кулак, действуем рукой вверх вниз (как будто дёргаем за палочку, показывая «Петрушку»). Ладонь в кулаке, на ПУ выбрасываем руку вперёд, разжимая кулак. Руки сжать в кулак и развести в стороны, на звук соединить кулаки. Манка в латке Рука согнута в локте и сжата в кулак, движение вниз, как будто «накачаем колесо». Доска, пластилин; можно использовать «гвозди перевёртыши». Мягкая игрушка. Мяч (можно предмет по выбору) Машинка, мост. Удары ребром ладони или кулаком по поверхности (как будто забиваем гвозди). Погладить ладошкой по щеке. Ладошки вытянуть перед собой, как будто «даём предмет» – НА; ладошкой машем перед собой НЕ. Указательным пальце правой руки ударять по губам. (Можно губы вытянуть «хоботком»). 6 своя песенка. «Весёлый петрушка» Дёргаем за палочку, показывая «Петрушку». У каждого «Петрушки» своя песенка: ХА- ХА – ХА; ХО – ХО – ХО; ХУ – ХУ – ХУ. «Пулялки, стрелялки» Стреляя, произносим: ПУ -ПУ -ПУ; ПА- ПА -ПА; ПО -ПО -ПО. Игра с пробками. Пробка во рту. На звук пробка летит (выплёвываем изо рта) ПУ! «Построй забор» Соединяем конструктор горизонтально, строим забор. На цвет конструктора, своя песенка: КА- КА – КА; КО – КО – КО; КУ – КУ – КУ. «Манка сыпется» Набираем манку в кулак и сыпем в тарелку, можно сыпать на руку ребенка. Манка сыпется, звук произносится С-С-С. Манка перестала сыпаться, звук перестали произносить. «Забьём гвозди На доске слетите из пластилина гвозди (можно разного цвета). Забиваем «гвозди» ребром ладони, проговаривая: ТУ-ТУ-ТУ, кулаком ТА-ТА-ТА «Ласковая игрушка» Погладить мягкой игрушкой по щеке: МА- МА-МА. Можно менять игрушки и песенки. «На мяч» Даём ребёнку мяч: НА-НА-НА мяч. (мяч можно катать). Ладошкой машем перед собой отказываясь от мяча НЕ-НЕ-НЕ. «Заводим машину» Будем катать машину с моста. Заведём машину ВУ-ВУ-ВУ.

7 Б З Г Д Ш Железная банка, камушки разного цвета. Вертушка пчела на палочке. Силиконовая прихватка (можно взять рукавицу). Кубики разного цвета. Воздушный шарик. Слегка ударить кулаком по щеке. Все пальцы кроме указательного прижать к ладони. Вращаем указательным пальцем по часовой стрелке. Сюжетная проба «Гусь» Ставим кулак на кулак в высоту, как будто строим дом. Положение руки, как будто в ней держат шар, постепенно поднимая её вверх. «Камушки в банке» Бросаем камушки в банку, на каждый бросок проговариваем звук. Песенка меняется на каждый цвет камней. Например, синие камни БУ-БУ-БУ; белые БА-БА- БА и т.д. «Пчела летит» Пчела летит песня звучит З-З-З, пчела села (на части тела) и замолчала. «Гусь гогочет» «Гусь гогочет» (клюв открывает) ГА-ГА- ГА, клюв закрыт гусь молчит. Песенку можно менять по заданию взрослого. «Строим дом» Будем строить зелёный дом, ставить кубик на кубик, проговаривая ДА-ДА-ДА. Жёлтый дом ДО-ДО-ДО. Синий дом ДУ-ДУ-ДУ. «Шар летит» Надуйте воздушный шарик. Отпустите его. Шар летит песенка звучит Ш-Ш-Ш. Приложение 2 Приложение 3 7

8 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 8

9 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 9

10 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 10

11 Приложение 15 МА МА МА-МА КО ФЕ КО- ФЕ ВА ТА ВА-ТА ХА ТА ХА-ТА 11

Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме «Поздняя осень, Дикие животные готовятся к зиме»

Тема недели «Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме»

Дети должны знать:

– названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
– что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
– как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
– кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
– кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, лиса), рога (лось, олень);
– различать названия частей тела животных и людей.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

Сидит белка на тележке, (хлопки ладонями и удары кулачками,друг о друга попеременно)
Продаёт она орешки.
Лисичке – сестричке, (загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Грамматический строй речи

– Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных):

лиса – лис
ёж – ежей
белка – белок
заяц – зайцев
волк – волков
лось – лосей
кабан – кабанов

– Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

белка – белочка
лиса – лисичка
заяц – зайчишка, зайчонок
белка – бельчонок
медведь – медвежонок
волк – волчонок

– Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) :

один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев
одна лиса, … ,пять лис
один волк, …,пять волков
один медведь, … ,пять медведей
одна белка, …, пять белок

Читайте также:  Звук и буква С - конспект для детей с ФФНР

– Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

хвост лисы — лисий хвост лапа медведя — медвежья лапа зубы волка — волчьи зубы иголки ежа — ежиные иголки
След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

– Дидактическое упражнение «Подбирать определения» :

волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
ёж (какой?) – колючий, маленький, …
заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький, …

– Дидактическая игра «У кого – кто?» (упражнение в словообразовании):

у медведя – медвежонок (медвежата)
у лисы – лисёнок (лисята)
у волка – волчонок (волчата)
у зайца – зайчонок (зайчата)

– Дидактическая игра «Кто где живёт?» (употребление именительного падежа сущ-х):

в берлоге живёт (кто?) – медведь
в норе живёт (кто?) – лиса
в логове живёт (кто?) – волк
в норке живёт (кто?) – ёжик
в дупле живёт (кто?) – белка

– Дидактическое упражнение «Сравни животных с людьми»

У человека — рот, а у животных – пасть.
У человека — лицо, а у животных – морда.
У человека — зубы, а у животных – клыки.
У человека — живот, а у животных – брюхо.
У человека — ногти, а у животных – когти.
У человека — руки, а у животных – лапы.

– Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании):

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).
Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).
Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).
Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).

– Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?» (подобрать глагол к существительному):

лиса – тявкает
медведь – рычит
волк – воет
ёжик – фыркает и т.д.

– Дидактическое упражнение «Что лишнее и почему?»

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

– Дидактическое упражнение»Составлять рассказ о диком животном по плану».

Это лиса, дикое животное. Лиса-хищница, охотится на мышей, птиц, зайцев. Лиса-животное среднего размера. У нее небольшое стройное тело, голова с острой мордочкой и острыми ушами, быстрые ноги и пушистый хвост. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. Жилище лисы- нора. Ее детеныши-лисята.

Советы логопеда родителям

Поговорить с ребёнком о том, какие дикие животные живут в наших лесах.

Вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, детёнышей, чем питаются, как добывают пищу, как называется их жилище.

Вспомнить загадки о зверях наших лесов.

В качестве экскурсии посетить зоопарк.

Поиграйте с детьми

Игра «Охотник» Взрослый говорит: «Охотник поймал в лесу (кого?) …», а ребенок отвечает полным ответом.

Например: Охотник поймал в лесу зайца, лису, волка и т.д.

Игра «Кому что дадим?»

Например: мясо – волку.
Малину, мёд, морковку, яблоко, орехи, грибы и т.д.

Игра «У кого – кто?»

Например: у медведя – медвежата.

У лисы, волка, зайца, ёжика, белки и т.д.

Орлова Оксана Леонидовна,
учитель-логопед МАДОУ »Детский сад № 41″- КВ,
Республика Башкортостан г. Стерлитамак

Домашнее задание по теме «Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме»

Лариса Лиханова
Домашнее задание по теме «Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме»

Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.

Дети должны знать:

– названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;

– что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;

– как называется жилище медведя (берлога, волка (логово, лисы (нора, белки (дупло);

– кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);

– кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка, рога (лось, олень);

– различать названия частей тела животных и людей.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Беседа “Как дикие звери к зиме готовятся. “

Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

– Где спрячется ежик? В норе.

– Где будет спать медведь? В берлоге.

Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.

– Какого? – Почему белого?

– От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

– А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.

Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.

Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.

Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

-Где живет белка? В дупле.

-Как она подготовилась к зиме?

Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

– А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.

– Чем питается лось? Растениями.

-А много ли растений зимой можно найти в лесу?

В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Дидактическое упражнение “Один-много” (образование множественного числа существительных):

Дидактическое упражнение “Назови ласково” (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

Заяц – зайчишка, зайчонок.

Дидактическое упражнение “Сосчитай до пяти” (согласование существительных с числительными) :

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Одна лиса, … ,пять лис.

Один волк, ,пять волков.

Один медведь, … ,пять медведей.

Одна белка,, пять белок.

Дидактическая игра “Чей? Чья? Чье? Чьи?”

Хвост лисы — лисий хвост.

Лапа медведя — медвежья лапа.

Зубы волка — волчьи зубы.

Иголки ежа — ежиные иголки.

След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.

Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.

Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

Дидактическое упражнение “Подбери определения” :

Волк (какой) – серый, зубастый, страшный, …

Медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …

Ёж (какой) – колючий, маленький, …

Заяц (какой) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

Дидактическая игра “Кто где живёт?” (употребление именительного падежа сущ-х):

В берлоге живёт (кто) – медведь.

В норе живёт (кто) – лиса.

В логове живёт (кто) – волк.

В норке живёт (кто) – ёжик.

В дупле живёт (кто) – белка.

Дидактическое упражнение “Сравни животных с людьми“.

У человека — рот, а у животных – пасть.

У человека — лицо, а у животных – морда.

У человека — зубы, а у животных – клыки.

У человека — живот, а у животных – брюхо.

У человека — ногти, а у животных – когти.

У человека — руки, а у животных – лапы.

Дидактическая игра “Назови семью” (упражнение в словообразовании):

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш (и) – медвежонок (медвежата).

Папа – волк, мама – волчица, детёныш (и) – волчонок (волчата).

Папа – лис, мама – лисица, детёныш (и) – лисёнок (лисята).

Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш (и) – зайчонок (зайчата).

Дидактическая игра “Кто как голос подаёт?” (подобрать глагол к существительному):

Ёжик – фыркает и т. д.

Дидактическое упражнение “Что лишнее и почему?”

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).

Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).

Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).

Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).

Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

Игра “Кому что дадим?”

Игра “У кого – кто?”

У медведя – медвежата.

Дидактические игры к теме «Дикие животные» 1. Дидактическая игра «Посчитай животных и напиши цифру» Цель: пересчитывать предметы и соотносить количество с цифрой; определять,.

Фотоотчет о художественном творчество детей «Дикие животные готовятся к зиме» В ходе художественно-эстетической деятельности по лексической теме «Дикие животные готовятся к зиме» дети подготовительной к школе группы.

Развивающая среда по теме «Дикие и домашние животные» Цель: Создать у детей интерес с сюжетной игре “Зоопарк”. Задачи: -закреплять знания детей о животных зоопарка, – формировать познавательный.

Картотека пальчиковых игр по теме «Дикие животные» БЕЛОЧКИ. (Джеки Спилберг) Раз, два, три, четыре, пять (поочередно считаем пальчики) Пришли белки поиграть. (Выставляют пять пальцев) Одна.

Конспект логоритмического занятия «Как дикие звери к зиме готовятся» Логоритмическое занятие”Как дикие звери к зиме готовятся”Программные задачи: 1. Развитие слухового внимания. 2. Развитие пространственной.

Конспект занятия «Как дикие животные готовятся к зиме» Цель: Продолжать уточнять и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных перед долгой.

Речевой материал для детей по теме «Дикие животные» Уважаемые друзья и коллеги, недавно у нас в группе прошла тематическая неделя «Дикие животные». Мои малыши очень любят короткие стихи.

Как птицы и звери готовятся к холодам логопедический материал для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Дикие животные и птицы осенью»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» г. Биробиджан ЕАО

Как птицы и звери готовятся

к холодам

логопедический материал для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Дикие животные и птицы осенью»

Как птицы и звери готовятся

к холодам

Цель.

Закрепить полученные знания о мире живой природы в интересной и увлекательной форме.

Как-то рано утром мудрый Ворон, усевшись рядом с большим пнём, на котором лежала волшебная книга, увидел на её страницах, как что-то медленно катится под горку. слайд 2

Не уж то лето катится под горку, — пронеслось в голове у Ворона.

— Значит скоро надо ждать в гости осень. слайд 3

Вопрос к детям.

Как вы понимаете фразу: «лето катится под горку»?

Примерные ответы детей: лето проходит; заканчиваются тёплые летние деньки; скоро наступит осень и т. д.

– Жители леса! — закричал Ворон, взлетев на самую макушку высокой ели, — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы? слайд 4

Как эхо, донеслись голоса из леса: слайд 5

– Готовы, готовы, готовы…

– А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете? слайд 6

– Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся! слайд 7

– Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся! слайд 8

– Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём! слайд 9

– Мы, перелётные, в тёплые края улетим! слайд 10

– Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем! слайд 11

Сегодня мы с вами поговорим о том, как животные и птицы готовятся к зиме.

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Давайте заглянем в нашу «волшебную» книгу. слайд 12

Просматривание «волшебной» книги слайды 2-15

(в данном моменте может идти сообщение детям новых дополнительных знаний по теме)

Вопрос к детям.

Расскажите, что мы увидели в «волшебной» книге.

(индивидуальные рассказы детей о животных и птицах)

– Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать

начнёт! слайд 16

– Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

– Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

– Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет! слайд 17

– А мы, дрозды, на рябину навалимся!

– А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

– А мы, щеглы, за сорняки примемся!

– А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

Читайте также:  Подгрупповое занятие в средней группе для детей с ОНР по теме Домашние птицы

– Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет! слайд 18

– Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

слайд 19

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Вопрос к детям.

Расскажите, о каких признаках осени говорил Ворон, опираясь на таблицу. слайд 20

(работа детей с индивидуальными таблицами)

Примерный рассказ:

Осенью природа замедляет свое развитие и готовится к зиме. Кусты и деревья сбрасывают свои листья. Птицы улетают в теплые края, а те животные, которые остаются, одеваются в теплые шубки. Погода становится все холодней и ближе к концу осени выпадает первый снег.

Вот мы и перелистнули последнюю страницу нашей «волшебной» книги.

слайд 21

детям можно предложить для прослушивания «Осень милая, шурши!» — сл. С. Еремеева, муз. М. Еремеевой

Примечание

2.Используемые дополнительные интернет – ресурсы

Осень на пороге автор: Николай Сладков

Я. Как птицы и звери к зиме готовятся : книжка-картинка / Геннадий Снегирёв ; [худож. В. Федотов]. — Москва : Малыш, 1984. — 12 c. : ил.

Примечание: в виду большого объема материала многие спецэффекты (крики животных и птиц) не вставлены в презентацию, а предлагаются дополнительно.

Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны

Материалы по лексическим темам

пятница, 3 января 2014 г.

Лексическая тема: Осень

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
старшей и подготовительной групп

Лексическая тема “Осень”
Автор: Арефьева Л.Н.

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом “осенний”»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
. дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
. сыро — сырая,
. хмуро — хмурая,
. солнечно — солнечная,
. ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
. холодная — жаркая,
. хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — . ;
школьники идут с портфелями (куда?) — . ;
листья на деревьях стали (какими?) — . ;
цветы на клумбах (что сделали?) — . ;
птицы улетают (куда?) — . ;
звери делают на зиму (что?) — . ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — .

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика
“Осень”

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
– Листик, листик, ты откуда?
– Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:

Рекомендации для родителей тема: “Дикие животные”

Рекомендации для родителей

“Дикие животные “

Дети должны знать:

– названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
– что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
– как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
– кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
– кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, лиса), рога (лось, олень);
– различать названия частей тела животных и людей.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, кабана, рыси, лося, лисы, оленя, бобра, енота), отметить их внешние признаки;

Расскажите о том, где животные живут, чем питаются;

закрепите в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей.

Дидактическое задание «Угадай, кто это?»

(подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный – . .

Серый, зубастый, страшный, хищный – .

Дидактическое задание «У кого – кто?»

(упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):

медведь – медвежонок/медвежата волк – волчонок/волчата

Дидактическое задание «Назови маму»

(упражняем в употреблении родительного падежа существительных):

у медвежонка мама медведица

Дидактическое задание «Кто где живет?»

(упражняем в употреблении именительного падежа существительных).

Кто живет в норе? В норе живёт лиса.

Кто живет в берлоге? В берлоге живёт медведь.

Упражнение “Посчитай” на согласование числительного с существительным.

Один волк, два волка, 3 . 4 . 5 .
Одна волчица, две волчицы, 3 . 4 . 5 .
Один волчонок, два волчонка, 3 . 4 . 5 .
И т.д.

Лось большой, а заяц – .
Белка слабая, а волк – .

Пальчиковая гимнастика

Дидактическое упражнение «Сравни животных с людьми»

У человека — рот, а у животных – пасть.
У человека — лицо, а у животных – морда.
У человека — зубы, а у животных – клыки.
У человека — живот, а у животных – брюхо.
У человека — ногти, а у животных – когти.
У человека — руки, а у животных – лапы.

Дидактическая игра

«Кто как голос подаёт?»

лиса – тявкает
медведь – рычит
волк – воет
ёжик – фыркает и т.д.

Дидактическое упражнение

«Что лишнее и почему?»

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).

Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

Дидактическое упражнение

«Составлять рассказ о диком животном по плану».

Это лиса, дикое животное. Лиса-хищница, охотится на мышей, птиц, зайцев. Лиса-животное среднего размера. У нее небольшое стройное тело, голова с острой мордочкой и острыми ушами, быстрые ноги и пушистый хвост. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. Жилище лисы- нора. Ее детеныши-лисята.

Прочитайте ребенку стихотворения, обсудите их .

Назовите животных наших лесов, про которых говорится в стихотворении.

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит.

Лиска рыжая — в норе,

Жучка — в теплой конуре.

В логове лежит волчиха,

Под кустом дрожит зайчиха.

Белка спряталась в дупле,

Ежик спит в сухой траве.

Почитайте с ребенком дома:

«Олененок» Ю. Кушак, «Покормите птиц зимой» А. Яшин,

«Скачет шустрая синица…» А. Барто,

«В медвежий час» Г. Цыферов, «Первая охота»,

«Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье зверей»,

Ссылка на основную публикацию