План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов песочной терапии «Автоматизация звука [Л]»

Лидия Толмачева
Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов песочной терапии «Автоматизация звука [Л]»

Тема. «Автоматизация звука [Л]

в словах, словосочетаниях, предложениях».

Задачи

Коррекционные:

– совершенствовать умение употреблять звук «Л» в словах, словосочетаниях, предложениях.

Образовательные:

– расширять словарь прилагательных;

– закреплять умение подбирать прилагательные к существительным;

– закреплять умение употреблять слова в дательном и родительном падежах.

Развивающие:

– развивать фонематический слух: умение слышать звук «Л» в слове и определять его место;

– развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук через пальчиковую гимнастику и игры с песком.

Воспитательные:

– воспитывать аккуратность во время игр с песком.

Материал: песочница (ящик с песком, фигурки животных (слон и лошадка, стеклянные камешки, защищённые карточки (пол, волны, пилот, клоун, колодец, иволга, иголка, колпаки, палатка, наклейки.

ХОД РАБОТЫ

– Давай поздороваемся с песочком!

Ребёнок и логопед кладут руки на песок, здороваются с ним: пересыпают из ладони в ладонь, зарывают ладонь в песок, обсуждают что они ощущают, какой песок: шелковый, приятный, сыпучий.

– В нашей Песочной стране живут двое друзей: это Слон и Лошадка. Что общего в именах двух друзей? Послушай внимательно: Слллон… Лллошадка… (Утрированно произнести названия животных.) (Ответ ребёнка: в этих словах есть звук [Л])

Да, именно с этим звуком мы сегодня будем продолжать учиться произносить слова и предложения.

– Для начала давай поможем Слону и Лошадке добраться друг ко другу – расчистим для них дорожку.

Необходимо длительной плавной воздушной струей образовать на песке дорожку от одного животного до другого.

– А чтобы наш Язычок чётко произносил звук [Л] во всех словах, ему необходимо сделать зарядку. А в этом ему будут помогать наши ладошки и Песок!

Артикуляционные упражнения выполняются одновременно с пальчиковой гимнастикой.

Арт. упражн. : Иголочка, Лопатка. Пальч. упражн. : Обе руки находятся в песке. При упражнении Иголочка ладошки напрягаются, пальцы сжимаются вместе. При упр. Лопаточка – ладони расслабляются.

Арт. упражн. : Качели. Пальч. упражн. : Указательными пальцами обеих рук в такт движениям языка проводить дуги по песку в том же направлении.

Арт. упражн. : Маляр. Пальч. упражн. : Ребром обеих ладоней раздвигать песок до донышка.

Арт. упражн. : Орешки. Пальч. упражн. : Руки сжаты в кулак, кулак поставлен на ребро. Проводить круговые движения в такт движения языка.

Арт. упражн. : Лошадка. Пальч. упражн. : Пальцами обеих рук в такт движениям языка «скакать» по песку.

Арт. упражн. : Грибок. Пальч. упражн. : Удерживая язык в положении «Грибок», указательным пальцем правой руки нарисовать гриб, затем то же – указательным пальцем левой руки.

– Попробуем с тобой найти, где именно живёт звук [Л] в именах наших друзей Слона и Лошадки: в начале, в середине или в конце.

Произнося медленно слово, вести указательным пальцем по песку, образуя дорожку, а там, где утрированно произносится звук [Л], нарисовать кружок. По получившейся схеме наглядно видно, где находится звук.

– В нашей Песочной стране спрятаны «сокровища» и нам предстоит их найти.

Игра «Загадки и сокровища». На столе разложены карточки (пол, волны, пилот, клоун, колодец, иволга, иголка, колпаки, палатка). В песке спрятаны «сокровища». Логопед загадывает загадку, а ребёнок находит среди предложенных карточек ответ. Для того, чтобы отметить карточку, ребёнок находит «сокровище» в песке и кладёт на карточку.

И запомнить так легко:

Он всегда под потолком! (Пол)

В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует — бежим по воде…(Волны)

Держит он штурвал в руках.

В кресле сидя, в облаках

Совершает он полёт.

Потому, что он… (Пилот)

Всех смешит, такой веселый-

Догадался? Это… (Клоун)

Он построен под землёй,

Поит свежей всех водой. (Колодец)

Птица с ярко-жёлтой грудкой,

Чёрный верх. Незлобный вид.

Но рассердится – и жутко

Кошкой птица закричит. (Иволга)

Шить без меня не будет толку,

Потому что я…(Иголка)

Буратино был чудак

И носил всегда… (Колпак)

Этот дом в поход берут,

На спине его несут. (Палатка)

– А теперь поиграем: я показываю карточку, а ты рассказываешь каким бывает то, что на ней изображено. Постараемся найти такие описания, в которых есть звук [Л] и, найдя, вернём «сокровища» в Песочную страну.

Ребёнок называет прилагательные, логопед помогает найти прилагательные со звуком [Л]. Ребёнок называет получившиеся словосочетания, постепенно возвращая «сокровища» в песочницу. Словосочетания: гладкий пол, голубые волны, смелый пилот, весёлый клоун, глубокий колодец, жёлтая иволга, колкая иголка, полосатый колпак.

– Молодец! Давай подарим наши карточки поровну Слону и Лошадке.

Игра «Кому – что». Ребёнок вставляет по 1 карточке в песок рядом со Слоном и Лошадкой, произнося предложения: «Слону – весёлого клоуна», «Лошадке – колкую иголку» и т. д.

– Понравилось ли тебе в Песочной стране? Выбери для себя наклейку: если ты с лёгкостью справилась со всеми заданиями – возьми красный цветок, если были трудности – синий.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Тигрой» (автоматизация звука [р]) Цель: комплексное решение всех задач речевого развития с использованием мультимедийных технологий, автоматизация звука [р] в речи. Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]» Цель занятия: автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: – закрепление правильного произношения.

Использование элементов песочной терапии для автоматизации и дифференциации звуков
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Статья содержит теоретические сведения о песочной терапии и возможностях её использования на логопедических занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Статья об использовании элементов песочной терапии на логопедическом занятии.30.33 КБ
tehnologicheskaya_karta_puteshestvie_so_zvukom_r.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов песочной терапии на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков.

Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №71» Басова В.Л.

Сегодня в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений возникает целый ряд проблем, которые требуют незамедлительного, творческого, комплексного решения.

Во-первых, с каждым годом увеличивается количество дошкольников со сложными нарушениями, представленными сочетанными дефектами в речевой и коммуникативной сфере , которые, помимо этого, осложняются недостаточной развитием интеллектуально-познавательной сферы и проблемами в поведении. Дети не могут сосредоточиться, отвлекаются, быстро утомляются, не воспринимают предлагаемые задания и инструкции. У них отстаёт развитие словесно-логического мышления. Познавательная активность детей низкая , контроль за правильностью выполнения заданий отсутствует.

Перед педагогом стоит задача удержать интерес ребёнка, сконцентрировать его внимание, и при этом, решая свои коррекционные задачи, способствовать разностороннему развитию личности ребёнка.

Во-вторых, большинство детей в последние годы соматически ослаблены, им характерно отставание в развитии моторной сферы : у дошкольников выявляются нарушения координации, скорость и четкость выполнения движений общей, тонкой моторики рук, так мимической и артикуляционной. Наибольшие трудности вызывает выполнение движений по словесной инструкции.

В-третьих, сложные сочетанные дефекты у детей с нарушениями речи усложнились наличием нарушений в саморегуляции у детей и, следовательно, – их неспособностью удержать, автоматизировать и самостоятельно ввести в речь уже поставленные звуки.

В-четвёртых, реалии нашего времени таковы, что последние десять лет, дети осваивают речь, учатся ходить и познают компьютерные технологии одновременно. Пребывая в виртуальном компьютерно-телевизионном мире практически с рождения и находясь там круглосуточно, дошкольники лишены речевого общения в семье, они не видят примеров правильного поведения с людьми и не усваивают навыков межличностного общения. А, как следствие, детям сложно научиться играть в сюжетно–ролевые и коллективные игры. Они с удовольствием копируют и переносят в свою деятельность сюжеты мультфильмов и компьютерных игр, имеющих очень часто агрессивное содержание. Но придумать и организовать свою сюжетно-ролевую игру или следовать определённым правилам им очень сложно. Кроме того, современный ФГОС требует от педагогов, чтобы образовательно-воспитательный процесс носил добровольный, а не принудительный характер. Но завлечь и заинтересовать чем-то современных дошкольников становится всё сложнее. Пресыщение виртуальным миром и огромным количеством игрушек приводит к тому, что детям не интересно на занятиях в детском саду. А предлагаемые игры, они воспринимают, как скучную обязанность или наказание.

Всё вышеперечисленное ставит перед современным педагогом задачи поиска и совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-коррекционной работы, которые одновременно позволяли бы решать коррекционные задачи, способствовали бы разностороннему развитию личности дошкольника, мотивировали бы его познавательную и речевую активность, превращая занятия в интересную игру. Кроме того, эти приёмы и методы должны быть общедоступны и требовать минимум материальных затрат для реализации в образовательных дошкольных учреждениях.

Специфика работы в логопедическом пункте дошкольного учреждения, а также изучение литературы по коррекционному воздействию, помогли по-новому взглянуть на проблему выбора эффективных средств оптимизации коррекционной логопедической помощи детям с речевыми нарушениями. Остановимся на одной, на наш взгляд, целесообразной, универсальной и эффективной методике, которую мы используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях в нашем дошкольном учреждении. Это пескотерапия.

Песочная терапия – это методика близкая и знакомая детям, она сама родом из детства. Как известно, самые первые совместные игры детей друг с другом происходят в песочнице. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит…Знакомый нам с детства песок – простой, но удивительный, таинственный и завораживающий материал. Все: и дети, и взрослые могут часами заниматься с песком; строят замки, лепят куличики, пересыпают с ладони на ладонь.

В то же время, песочная терапия как коррекционно-развивающая методика отнюдь не новое средство. Истоки терапевтической игры с песком уходят в начало двадцатого века. А отцом-основателем данной методики принято считать швейцарского психолога и философа Карла Густава Юнга .

Позднее, терапевтическая и консультативная методика была детально разработана детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд в 1939 году. А отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр , назвав их коррекционно-развивающими . Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

Мы используем элементы песочной терапии в качестве вспомогательного компонента в логопедической работе на индивидуальных занятиях для автоматизации звуков, развития сенсо-моторных навыков и совершенствования мелкой моторики рук наших детей. Кроме того, использование песочных игр решает проблему заинтересованности детей и повышает эффективность коррекционной работы. Дети с удовольствием идут в логопедический кабинет, потому что для них занятие – это теперь интересная игра, которая каждый раз меняется.

Для реализации коррекционной деятельности посредством песочной терапии нами были созданы специальные условия:

В качестве песочницы мы используем поднос с высокими бортиками размером 50х70х10 см.

Сухой песок мы заменили манной крупой. Это позволяет избежать многих трудностей в работе, таких, как прокаливание и замена песка на новый. К тому же, манная крупа в условиях города, особенно в зимнее время, более доступный материал.

А для упражнений с мокрым песком – мы используем сертифицированный кинетический песок. Кинетический песок-это совершенно новый и необычный материал. Он похож на мокрый песок, но он мягкий и пушистый, он просачивается сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Кинетический песок не рассыпается, как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры.

Наблюдения и опыт использования данной методики на своих логопедических занятиях позволили сделать следующие выводы.

Песок – это уникальный материал, который :

-можно использовать на занятиях в различных областях дошкольного образования;

-возможно применять для развития всех разделов языковой и коммуникативной компетенции детей;

-позволяет стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию, создаёт психологически-комфортные условия для детей, помогает ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; способствует развитию эмоционально – волевой сферы;

– развивает тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, активность и творческие действия ; снимает мышечную напряжённость ;

– расширяет жизненный опыт и словарный запас , передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме, позволяет находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

– совершенствует зрительно – пространственную ориентировку и речевые возможности; повышает речевую мотивацию, скорость запоминания речевого материала и способствует улучшению речевого продуцирования;

– позволяет изменять тематику, структуру и содержание занятий, а также, различные формы организации деятельности детей, в зависимости от доминирующей задачи и эмоционального состояния детей, их конкретных актуальных потребностей и желаний, поскольку заинтересованность и собственная инициатива ребенка выступают залогом успешности работы логопеда и воспитателя;

-помогает автоматизировать необходимые звуки , в результате запоминания большего количества речевого материала.

способствует значительному повышению интереса к занятиям и возрастанию познавательной активности.

Таким образом, активное применение элементов песочной терапии на логопедических занятиях для развития мелкой моторики, работы над фонетической, лексической, грамматической стороной речи, над формированием фразовой речи, помогает создать положительный эмоциональный настрой и способствует установлению контакта с ребенком. А перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается потребность ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и самостоятельно изучать и действовать. Во-вторых, в песочнице развивается чувствительность кисти и пальцев, как основа “ручного интеллекта”. В-третьих, в играх с песком более слаженно и интенсивно развивается базовая основа речи (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – сама речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице и творчески подойдя к решению коррекционных задач, учитель-логопед может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия, автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной.

Далее мы предлагаем игры, которые использовались нами на логопедических занятиях с применением элементов песочной терапии.

Упражнения, направленные на отработку длительного произнесения звуков (с, з, ж, ш, р):

-В центр песочницы кладётся картинка или маленький домик – гараж, будка и.т.д. у ребёнка в руке машинка, жук, муха и.т. д. Ребёнок от края песочницы рисует фигуркой спиральный лабиринт (круглый или квадратный) и произносит звук длительно.

– (Вариант 2). По лабиринту ребёнок проводит пальцем, проговаривая речевой материал.

2.Полянка. На песочнице раскладываются в хаотичном порядке несколько цветов (камешки марбелс в виде цветов). Ребёнок должен по песку пальчиком перелететь с цветка на цветок.

3.Жук и комар. Дифференциация З и Ж. Песочница делится на две части ( верх и низ). Верх – владение жука, низ – комара. Ребёнок рисует по песку – передвигает палец вверх и вниз, при этом издавая правильный звук. Внизу – З, вверху –Ж.

4. Игры с мельницей.

– В центр пустой песочницы ставится мельница. Из чашки сыпем в воронку песок. Ребёнок длительно произносит звук, пока сыпется песок.

– Под мельницей лежит картинка – символ звука. Также сыпем песок и произносим звук, пока картинка не спрячется.

-Под мельницей лежит буква, обозначающая звук. А в стаканчике прячем гласную. Ребёнок тянет звук, пока сыплет песок. Потом соединяет с гласным.

Игры на автоматизацию звуков и дифференциацию звуков.

-В песочнице ребёнок проделывает лунки в произвольном порядке. Ребёнок закатывает в лунки шарик. Произносит слоги, цепочки слогов или слова. Можно сначала произнести. Потом закатить шарик. Сколько слов правильно произнёс. Столько шариков закатил.

– Произнеси слог столько раз, сколько шариков закатил.

6. Зоопарк. Ребёнок рисует клетку и сажает туда (называет) животное с данным звуком.

Забор. Рисует забор и называет домашних животных со звуком.

Рисует дороги. Называет транспорт со звуком.

Рисует клумбы (круги). Сажает туда цветы.

Если ребёнку сложно придумать или вспомнить слова, можно выбрать из предложенных картинок со звуком.

7.Фигуры. Ребёнок рисует чередующиеся фигуры и проговаривает слова.

8. После шторма . Рыбки – марбелс зарыты в песке. При дифференциации звуков – рыбки двух цветов.

Коробочки или одна. Море, река… Шторм выбросил всех рыбок на берег. Ты должен их найти в песке и бросить в море, но рыбка попадёт в море. Если ты правильно проговоришь слова.

9. Жуки. Найди жуков. Произнеси слово и найди жука в песке. Жук покажется, если ты правильно произнесёшь.

10 . Следы. Под песком спрятаны распечатанные картинки со следами. Зима покрыла снегом полянку. Найди следы, которые под снегом. Ребёнок сдувает песок трубочкой. Называет, чей след. Можно назвать детёнышей, или ласково. Посчитать и т. д.

11. Санки. Из мокрого песка сделать горку. Ребёнок проводит рукой по горке (ладошкой, кулачком, тыльной стороной) и произносит слова. Санки съезжают. Сильно на песок не давить. Произносят слова со звуком с.

Чтобы саночки поехали. Надо придумать слова со звуком с.

13. Комары. На песке лежат картинки-комарики. Ребёнок произносит слово со звуком З. И ловит комара (прячет его в песок).

14. Луша и Лина. Дифференциация Л – Ль. Ребёнок отыскивает картинки в песке. Кладёт их к изображению Луши или Лины. Игру можно связать с лексической темой: одежда девочек. Любимые игрушки. Любимая еда и т. д.

Конспект логопедического занятия с использованием песочной терапии «Волшебный песок» Комисова Тамара Сергеевна

автор: Комисова Тамара Сергеевна

Учитель-логопед МБДОУ детский сад № 5 «Жар-птица» г. Брянска

Конспект логопедического занятия с использованием песочной терапии «Волшебный песок»

Конспект логопедического занятия с использованием песочной терапии

«Волшебный песок»

Цель : стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

Реабилитационные задачи:

  • стабилизация физического и психоэмоционального фона ребёнка с помощью песочной техники.

Образовательные задачи:

  • формирование навыка экспериментирования с песком;
  • обогащение тактильного опыта у воспитанников.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • способствовать развитию речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре;
  • способствовать интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов ребёнка, преодолению эмоциональной замкнутости;
  • способствовать развитию творческого воображения.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность;
  • вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

  • песочница с песком ;
  • камешки разного цвета;
  • предметные картинки по правилам техники безопасности при работе с песком;
  • предметные картинки с изображением медведя, зайца, змеи;
  • предметные картинки с изображением облаков различной формы;
  • разноцветная морская соль, фасоль, перец-горошек;
  • кусок ткани.

Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек» (музыкальное сопровождение).

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

Логопед: Здравствуй , Ваня! положи руки на стол, ладонями вверх, закрой глаза, слушай музыку и жди, когда на твоей ладошке появится волшебный камешек.

Логопед кладёт в ладонь ребёнка камень. При этом ребенок не должен открывать глаза и двигаться. Логопед напоминает, что всё тело надо расслабить. После ребёнок открывает глаза и рассматривают свой камень.

Логопед : Посмотри на свой камешек. Какой камешек тёплый или холодный (холодный) Давай его согреем, подуй на него вот так (длинный выдох). 2-3раза Камешек этот обладает такой силой, что как только он коснулся твоих ладошек, ты сразу стал самым внимательным, самым послушным и всё, что ты будешь делать сегодня на занятии, обязательно будет получаться.

А теперь положи этот волшебный камешек на тарелочку, а в конце занятия мы увидим, что с ним произойдёт.

Ход занятия:

Логопед: , посмотри на стол, перед тобой стоит загадочная коробка( коробка накрыта платком). Почему же она загадочная, всё очень просто, чтобы узнать, что в ней лежит надо отгадать загадку. Слушай внимательно!

Загадка: Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.

Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок!)

Логопед: Правильно, перед тобой песочница с песком ( снимаем платок).

Логопед: Скажи, Ваня, а ты любишь играть с песком? (Да!),

Логопед: Но прежде, чем мы начнём играть с ним, давай вспомним

Правила игры с песком (ПРЕДМ. КАРТИНКИ С ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПЕСКОМ):

  1. Нельзя брать песок в рот — можешь подавиться.
  2. Нельзя бросать песок в глаза – можешь повредить глаза.
  3. После игры с песком – помой руки!

Логопед: Молодец! Все правила запомнил!

Логопед:

Ярко солнышко сияет

И ребяток приглашает

Поиграть сейчас в песочек

Это очень интересно,

Увлекательно, чудесно.

РАБОТА С ПЕСКОМ.

    1. Игра-упражнение «Здравствуй песок!»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Логопед: А теперь как вежливые люди давай поздороваемся с песком. Давай погладим песочек; а теперь опустим ладошки в него; возьмём в правый кулачок песок, высыпали; теперь в левый кулачок, высыпали; двумя кулачкам, высыпали.. Скажи, песок какой (ответы ребёнка: желтый, сухой, прохладный …)

Логопед: Нас сегодня ждёт песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай в него, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

  1. Игра-упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Ход игры:

Логопед: А теперь давайте оставим в нашей песочнице следы….кого ( ПОКАЗ. КАРТИН.)

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Логопед: А теперь следы…кого ( ПОКАЗ. КАРТИН.)

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

Логопед: А теперь следы…кого (ПОКАЗ. КАРТИН.)

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

Логопед: Какие получились интересные следы. Молодец, Ваня!

Логопед: А теперь наши пальчики будут учиться рисовать . Но у нас нет ни альбома, ни цветных карандашей, ни красок. Чем же мы будем рисовать А рисовать мы будем пальчиками на песке — они станут художниками.

Я рисую на песке,

Словно мелом на доске.

Просто пальчиком черчу

Все, что только захочу.

Логопед: Я хочу предложить тебе нарисовать на песке пальчиком: облако (рисует облако)

Логопед: Ваня, другие ребята тоже рисовали облака, посмотри внимательно и отгадай на что они похожи.(ПОКАЗ. КАРТИНОК)

3.Игра-упражнение « На что похоже облако».

Облака собрались в кучу,

Превратились в злую тучу.

Стали лить на землю воду,

И испортили погоду. (РИСУЕМ ДОЖДЬ)

Логопед: Молодец, Ваня! А что нам поможет прогнать злую тучу и дождь, что мы видим на небе в солнечную погоду (Солнышко)

Логопед: Так давай нарисуем солнышко в нашей песочнице, НО СНАЧАЛА РАЗОГРЕЕМ СВОИ РУЧКИ.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик»

(рука в кулак, сначала разгибаем большой палец и т. д. по очереди все пальчики, затем делаем на второй руке).

Пальчик-мальчик, где ты был

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

Логопед : Молодец! А сейчас мы рисуем солнышко.

4.Игра – упражнения «Песочное солнце»

Цель: Создание на песке контура с использованием разноцветного песка методом посыпания, с использованием мелких предметов ( фасоль).

РЕБЁНОК НА ПЕСКЕ РИСУЕТ КРУГ И ЛУЧИКИ.

Нарисуем желтый круг,

После лучики вокруг

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

РЕБЁНОК ПОСЫПАЕТ ЦВЕТНЫМ ПЕСКОМ КРУГ СОЛНЦА.

УКРАШАЕТ ФАСОЛЬЮ ЛУЧИКИ.

ВЫКЛАДЫВАЕТ ИЗ ПЕРЦА-ГОРОШКА ГЛАЗА, НОС И РОТ.

Я рисую на песке

Носик и глаза в кружке.

Это солнце яркое,

Желтое и жаркое.

Логопед: Посмотри, какое красивое и радостное солнышко у тебя получились.

Ой, Ваня мы совсем забыли про наш камешек, давай на него посмотрим!

Вот чудеса, он изменился. Каким он стал, Ваня ( красивым .голубым)

А это значит, что большой молодец и справился со всеми заданиями.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ: Ваня, но мы забыли выполнить последнее правило работы с песком! Какое оно? Пойдём к умывальнику и помоем наши руки.

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием метода песочной терапии «Фея цветов и ее друзья»

Разработал: Учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с№32 Никитова О.И.

Задачи:

образовательные: закреплять обобщающие понятия «Насекомые», «Полевые цветы», умение правильно употреблять простые и сложные предлоги, умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

развивающие: развивать связную речь, логическое мышление, мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, координацию в пространстве.

воспитательные: воспитывать чувство отзывчивости, дружелюбие, желание помочь другому.

Оборудование к занятию:

— песочница с двумя отделениями — для сухого и мокрого песка;

— фигурка девочки Феи, набор мелких насекомых и цветов;

Ход занятия:

В занятии с песком обычно участвуют не более трех детей. Сначала дети играют в отделении с сухим песком.

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. А чтобы туда попасть, нужно закрыть глаза.

Дети закрывают глаза, логопед выставляет песочницу.

— Посмотрите, в этой песочной стране живёт девочка — Фея цветов. Как вы думаете, кто у неё друзья?

— Цветы. — Правильно, смотрите какие красивые цветы.

Давайте их назовем. — Василёк, ромашка, клевер, колокольчик, незабудка.

— А где растут все эти цветы? — В поле. — Как одним словом называются эти цветы? — Полевые цветы. — Правильно, ребята. Фея цветов очень любит своих друзей и называет их только ласково: не ромашка, а … ( дети договаривают) ромашечка, не василёк, а … , не клевер, а … , не колокольчик, а …, не незабудка, а … .

— Молодцы, правильно. Но у Феи цветов были ещё друзья. Посмотрите, кто это.

Логопед выставляет в песок фигурки, дети называют их по мере появления: жук, пчела, кузнечик, стрекоза, муха.

— Как называются одним словом эти друзья Феи цветов? — Насекомые.- Правильно, ребята. Она тоже их очень любит и всегда называет их только ласково: не жук, а … , не пчела, а… , не кузнечик , а … , не стрекоза, а … , не муха, а … ( дети договаривают).

— Фея цветов живут очень дружно и весело в своей сказочной стране. Они любят играть в разные игры, а самая их любимая игра — прятки. А хотите вместе с ними поиграть? Тогда прячьте насекомых, а Фея цветов будет их искать.

Дети прячут жука, пчелу, кузнечика, стрекозу, а логопед прячет муху.

— Так, Фея цветов пошла их искать, говорите, где она нашла своих друзей:

— Жука она нашла … под грибом, пчелу — … на колокольчике, кузнечик спрятался … за ромашкой, а стрекоза, посмотрите, выглядывает — … из-за клевера.

И только мухи нигде не видно. Как вы думаете, что с ней могло случиться?

— Оказывается, её захватил в свою паутину злой огромный …

— Что же нам делать? Как спасти муху?

Варианты ответов детей.

— А давайте нарисуем в другой песочнице, на мокром песке паутину для этого злого паука и пусть он там живет!

Дети коллективно рисуют для паука паутину в отделении с мокрым песком и помещают туда паука.

— А Фея цветов и её друзья снова зажили весело и счастливо в своей сказочной стране!

— Ребята, понравилась вам сказка? А хотите отгадать загадки про друзей Феи цветов? Тогда слушайте:

— Велики её глаза,

Стрекочет в небе … стрекоза!

В траве зелёный молодец,

Как спортсмен-прыгун … кузнец!

У неё чёрная чёлка,

Мёд даёт нам. Это — … пчёлка!

Прилетел, сел на сучок,

Он жужжит. Это -… жучок!

Враг её — лягушка,

Но ловить не просто … мушку!

Не звенит он — ну и что ж,

Он на колокол похож. ( колокольчик)

Звёздочки как будто,

Не забыть такие — это … незабудки!

Самый синий он цветок,

Он как имя — … василёк!

Жёлтый глазок. ( ромашка)

Вот красивый он цветок —

В бутоне много лепестков. (клевер)

— Молодцы, ребята, все загадки разгадали. А хотите сами придумать загадки про цветы и насекомых? Давайте попробуйте. Это просто, например:

— Этот цветок растёт в поле. У него широкие листья. На толстом стебле яркий красный цветок. А в цветке коробочка с черными семенами. Этот цветок называется … (МАК).

Далее каждый ребенок поочередно загадывает загадку-описание про цветы и насекомых, а остальные — отгадывают.

План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии

Автор: Алова Наталья Викторовна

Учитель-логопед МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием песочной терапии.

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием песочной терапии.

Тема: « Путешествие в волшебную страну Смешарию»

(Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация)

Образовательная область : коммуникация.

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]

  1. Расширять словарный запас
  2. Продолжать учить пересказывать текст, с опорой на драматизацию событий используя ТРИЗ
  3. Закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове, в предложениях
  4. Автоматизировать звуки [с]и [ш] в словах, предложении, связной речи.
  1. Развивать фонематическое восприятие на основе повторения слоговых рядов
  2. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук
  3. Развивать пространственное воображение
  4. Развивать фонематическое восприятие и слух.
  1. Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка
  2. Воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Центр песка (наполненный сухим песком);

Камушки цветные, конструктор домик;

Мелкие игрушки (слон, лягушка, собака, лиса, кошка, машина, фигурки героев мультфильма «Смешарики» Совунья и Крош);

Фигурки настольного театра (дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка, капуста, свёкла);

Символы звуков [с]- «насос» и [ш]- «сдувается шина»;

подбор речевого материала и игрушек, ознакомление с приемами ТРИЗ для сочинения новых сказок, создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство с правилами поведения в песочнице.

I Организационный момент.

Логопед приглашает детей подойти к волшебным воротам…

Ребята сегодня нас ждут интересные приключения, потому что мы снова отправляемся в волшебную страну Смешарию, нас пригласил в гости Крош. Но чтобы туда попасть надо произнести волшебные слова (взрослый и дети берутся за руки и напевают слова):

Смешария, Смешария волшебная страна.

В Смешарию, в Смешарию хочу попасть и я.

Скажу слова волшебные…

И громко попрошу,

Пожалуйста, Смешария открой ворота мне.

(после слов открываются ворота в страну)

Встречает детей смешарик Совунья.

Вот и открылась страна Смешария.

Л: Совунья покажет нам дорогу к домику Кроша. Но сначала мы должны с вами вспомнить правила поведения в песочной стране:

1.Нельзя выбрасывать песок из песочницы

2.Нельзя бросать песок в других или брать его в рот

3.После игры надо убрать все игрушки на свои места

4.После игры в песке надо помыть руки с мылом

II Основной этап

Л: Совунья приглашает нас отправиться в путь по Смешарии. Вы согласны? Но сначала поиграем в игру…

Л: Определи, какой первый звук в имени смешарика Совунья? Определи, какой последний звук в имени смешариков Крош, Бараш?

Цель: развивать фонематический слух и восприятие.

Совунья, предлагает поиграть в игру, спрячь руки в песок, если услышишь звук [с], положи руки на песок, если услышишь звук [ш].

Звук: с, р, ш, а, м, с, ш.

Слог: са, па, шо, со, до.

Слово: шапка, санки, дом, ладонь, шуба.

Л: Когда Совунья пошла нас встречать, налетел сильный ветер и все картинки, которые у неё были, разлетелись. Давайте поможем их отыскать, но для этого нам понадобится волшебная трубочка.

Цель: развивать дыхание.

(заранее в песке спрятаны карточки с символами звуков [с] и [ш])

Л: Возьми волшебную трубочку и дуй в песок. Набирай воздух через нос, не поднимая плеч, надуй живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся дуть так, чтобы воздушная струя была долгой (ребенок находит картинки с изображением символов звуков [с] и [ш], ставит их к фигуркам героев, которые расположились друг против друга).

Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] изолированно.

Л: А теперь отдохнем…и дальше пойдем. Рисуй на песке пальчиком змейку и произноси звук «Ш-Ш-Ш», а теперь рисуй длинную дорожку и произноси звук «С-С-С».

Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах.

Л: Посмотрите, впереди болотце, чтобы через него перебраться, надо прыгать с кочки на кочку. Прыгая по кочкам, произносим: са-са-са, со-со-со, ус-ус-ус и др. Теперь повернем направо и повторяем: са-ша-са, со-шо-со, су-шу-су. Молодцы, вот и перебрались через болотце. И наконец-то дошли до домика Кроша.

Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] в словах.

Л: А теперь Совунья и Крош хотят поиграть с вами. Они спрятали своих друзей в песке, вам надо их найти (ребенок находит мелкие игрушки: слон, мышка, лягушка, собака, лиса, машина)

Молодцы! Сейчас расставь игрушки в названии которых есть звук [с] к Совунье, а со звуком звук [ш] к Крошу. У кого больше друзей?

Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] в чистоговорках.

Л: Наберите в кулачок песок и посмотрите как плавно и красиво он сыпется, пока песок сыпется мы с вами будем проговаривать чистоговорки так же красиво проговаривая звуки.

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

Су-су-су – воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.

Со-со-со – Миша катит колесо.

  1. Драматизация сказки « Репка» на новый лад.

Цель: учить пересказывать текст, с опорой на драматизацию событий используя ТРИЗ.

Л: Ребята, а вы любите сказки? И Крош с Совуньей тоже очень любят сказки и хотят вам предложить вместе рассказать сказку «Репка» на новый лад (ребенок выбирает овощ, в названии которого есть звук [с] (капуста или картошка) и придумывает свой рассказ по мотивам сказки «Репка» используя фигуры для настольного театра.

Л: Молодцы Совунье и Крошу понравилась ваша сказка. Скажите, какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?

Л: Наше путешествие по стране Смешарии подходит к концу. Совунья и Крош приготовили для вас раскраски на память о нашем путешествии в страну Смешарию.

III Заключительный этап. Ритуал выхода.

Л: Ребята вам понравилось гулять в волшебной стране Смешарии? Нас ждут еще много приключений. А сейчас мы попрощаемся с гостями. До новых встреч.

Педразвитие

Автор: Барбосова Надежда Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект занятия учителя-логопеда с использованием песочной терапии по развитию лексико-грамматических категорий у детей старшей группы на тему: «Лесные звери»
Дата публикации: 17.12.2019
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия учителя-логопеда с использованием песочной терапии по

развитию лексико-грамматических категорий у детей старшей группы на тему:

«Лесные звери»

Цель: Закрепление материала по теме «Лесные звери», развитие лексико-грамматических

продолжать знакомить с песком, песочницей и правилами поведения в ней;

создавать условия для экспрессивной и импрессивной речи детей.

создавать условия для получения детьми сведений об окружающей дикой природе

(жилища животных, питание, детеныши);

воспитывать любовь к окружающему миру;

закреплять знания о способах передвижения различных животных;

расширять словарный запас.

развивать умение следовать установленным правилам.

Автоматизировать звуки Р и Рь в словах;

Уточнять значения простых предлогов места (в , под);

Закрепить знания по теме;

взаимодействие детей с песком;

Ход занятия:

1.Вводная часть.

– Ребята, вот мы опять оказались в удивительной Песочной стране. А встречает нас здесь

(кто?) хранительница песочного мира – Черепашка. Она добрая волшебница, охраняет

песок от всяких недобрых гостей, знает много, сказок, но поделится всем этим только с

тем, кто будет соблюдать её правила. Давайте вспомним их!

Правила Черепашки: (дети вспоминают правила, кладут камешек на песок)

1.Береги песчинки – старайся их не выбрасывать из планшета.

2.Песчинки не любят, когда их берут в рот или бросаются ими.

3.Поиграл с песком – помой руки или вытри влажной салфеткой.

Чтобы погрузиться в мир песка Черепашка предлагает произнести заклинанье:

Черепашка, мы с тобой

В мир песочный войдем!

И песок не высыпать.

Упражнение «Здравствуй песок!»

Педагог просит детей «поздороваться» с песком:

– дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми

– дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней;

– перетереть песок между ладонями.

Упражнение «Щекоталки».

– Ребята, давайте развеселим песок, пощекочем его. Покажите!

пощекочем двумя руками. Давайте его пощекочем между ладонями. Вот мы и развеселили

2. Основная часть.

Педагог. Сегодня нам Черепашка предлагает совершить путешествие в лес, ведь кто-то в

лесу нуждается в помощи. А скажите мне, пожалуйста, чего в лесу много? (деревьев,

листьев, грибов, ягод, кустов, пеньков и т. д.).

попрятались, давайте их поищем! (дети по одному кисточкой раскапывают песок)

Вот – вот я вижу чей-то хвостик, как вы думаете, чей это хвост (беличий) (ответы

Правильно, а вот еще чей – то хвостик, посмотрите рыжий, пушистый, как вы думаете,

чей? (лисий) (ответы детей).

Молодцы, а вот еще маленький, коричневый, чей это хвост? (медвежий) (ответы детей).

Педагог. Молодцы ребята мы спасли с вами всех зверей, но теперь надо помочь им найти

свой домик. Где живет белочка? (в дупле). Ребенок приносит дерево с дуплом.

Правильно, иди (имя ребенка) проводи белочку до дома. Следы у белочки маленькие делай

дорожку указательным пальчиком.

Где живет лиса? (в норе под деревом, правильно, иди (имя ребенка) проводи лисичку до

дома. Следы у лисички побольше, делай их тремя пальчиками.

Где живет Медведь? (в берлоге). Правильно, иди (имя ребенка) помоги мишке добраться до

своей берлоги. Следы у медведя большие, делай их кулачком.

Следы у медведя большие, поэтому делай дорожку большим пальчиком.

Физкультминутка. Ребята, отойдите от песочницы и покажите как ходит медведь, как

бегает лиса, как прыгает белочка.

Дети бегают на носках, скачут и прыгают на двух ногах, подражая животным. В ходе выполнения

физкультминутки Мудрая Черепаха отмечает тех, кто наиболее удачно сымитировал животных.

Педагог. Ребята, а скажите как называются детеныши этих животных?

у белки бельчонок-много бельчат

у лисы лисенок-много лисят

у медведя-медвежонок-много медвежат

Педагог. Ой, слышите, к нам кто то спешит. Это же маленький бельчонок.

Бельчонок. «Здравствуйте ребята! Мама белка попросила меня помочь ей собрать запасы

на зиму, может быть вы поможете их собрать?

Воспитатель. Ребята, поможем бельчонку? (да, а что белочки заготавливают на зиму?

(грибы, орехи, шишки, рябину, кедр) правильно!

Бельчонок. Мне нужно 5 грибов и 5 шишек, а я еще маленький и не умею считать.

(Педагог в это время раскладывает грибы, шишки, орехи в песочнице)

Педагог: (имя ребенка) иди, помоги бельчонку собрать 5 грибов.

(ребенок собирает грибы, складывая в корзинку с проговариванием)

1 гриб, 2 гриба, 3 гриба, 4 гриба, 5 грибов

Молодец, теперь (имя ребенка) иди, помоги бельчонку собрать орехи.

1 орех, 2 ореха, 3 ореха, 4 ореха, 5 орехов.

Молодец, теперь (имя ребенка) иди, помоги бельчонку собрать шишки.

1 шишка, 2 шишки, 3 шишки, 4 шишки, 5 шишек

Педагог. А чтобы другие животные не расстроились, давайте им приготовим пироги.

воспитатель в это время опрыскивает песок из пуливизатора)

Ну, вот, теперь можно приступать к работе (дети лепят пироги, приговаривая:)

Мы сегодня не ребята, мы сегодня поварята

Тесто сладкое возьмем, и ватрушек испечем!

Педагог. Посмотри мишка нравятся тебе наши пироги?

Медведь. Спасибо вам ребята, чудесные получились пироги. До свидания!

Педагог. Ребята, вы сегодня очень помогли лесным жителям. Расскажите что вы делали?

Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)

Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)

Наши пальчики потрём. (трем каждый пальчик)

3.Заключительная часть.

Педагог предлагает попрощаться с Черепашкой и произнести прощальное заклинание:

Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В развитии речи выделяется определенная последовательность: работа над словом, словосочетанием, предложением, связной речью, образной речью.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить необходимо, развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Условиями успешного развития речи являются:

1. Потребность ребёнка в общении.
2. Создание речевой среды, показ образцов речи и многократное применение этих образцов в общении с ребенком.
3. Речь, развиваясь, нуждается в фактическом материале, новой информации, новых впечатлениях. Материал должен быть значимым, интересным, содержательным, познавательным.
4. Наряду со стихийно-усваиваемой речью, нужно усвоение литературного языка, подчиненного нормам грамматики.
5. Овладение средствами выразительности речи, мимикой, интонациями.
6. Овладение чтением и письмом.

Дети-дошкольники, имеющие тяжёлые речевые расстройства, с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания.

Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.

Устное народное творчество помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Использование малых фольклорных форм в логопедической работе решает такие задачи, как:

– образовательные – обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, совершенствование звуковой стороны речи;

– развивающие – развитие фонематического слуха, развитие наблюдательности, развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;

– воспитательные – воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, расширить представление о добре, правде, красоте.

Дети с ОНР имеют некоторые особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных жанров. И потому, при отборе фольклорного материала важно учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей: трудности усвоения причинно-следственных связей, задержка в формировании семантических полей, недостаточный уровень сформированности лексических средств языка.

Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 4х–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 – 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей 6 — 7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.

Потешки – песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сфер. В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны.
При том силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, а зиму сетуют, жалуются.

Чистоговорки — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

«Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения.» (В. И. Даль)

Чистоговорки используется и как средство для исправления речевых дефектов.

Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика.

Дразнилки (по «Толковому словарю русского языка» В. И. Даля — это слово Тамбовской губернии) — это выражения, которыми умышленно сердили кого-либо.

» Бабка-ежка, костяная ножка. » Дразнилки сложены почти на все русские имена: » Федя — бредя, съел медведя…» и т.д. Но чаще дразнилки высмеивают: жадных ребят, хвастунов, воображал, трусов. Важно понимать, что дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Литературные дразнилки объективны, их автор обращается к этому жанру не для посрамления конкретного ребенка, а для изображения недостатков, свойственных в той или иной степени всем детям.

Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:

  • проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;
  • проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;
  • проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);
  • проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;
  • проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями:

– с вопросительной;
– весело;
– грустно;
– «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).

Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «У САШИ шея и уши в саже. У Саши ШЕЯ и уши в саже. У Саши шея и УШИ в саже. У Саши шея и уши в САЖЕ».

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Поговорки – образные выражения, меткое слово. Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла. Например, поговорки: «молодо-зелено», «не плюй в колодец», «свалить с больной головы на здоровую». Это часть пословиц: «Молодо-зелено, а погулять велено»; «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться». Поговорка близка к пословице: стоит добавить одно слово, и поговорка станет пословицей.

Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение
творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

В большинстве случаев, дошкольники с ОНР демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений, буквальное истолкование значения пословиц, недостаточные умения абстрагироваться от конкретной ситуации, целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи.

В старшем возрасте эти дети обладают определёнными знаниями и интеллектуальными умениями, однако их логическая деятельность отличается крайней неустойчивостью и отсутствием планомерности: они обращают внимание на какой-либо один, случайно выхваченный признак, характеристику предмета или явления. Детям сложно выразить свои мысли. В речи они не употребляют абстрактных понятий, редко используют обобщённые слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый характер, грамматически неоформленный характер.

Выявленные трудности требуют создания коррекционно-педагогических условий и разработки методики использования произведений малых фольклорных форм в логопедической работе. Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, логопед не может обойтись без комментария, путём сравнения сопоставлять предмет или явления с другим. Начинать работу нужно над отдельными словами и их значениями, только потом можно переходить к объяснению прямого переносного значения всей пословицы в целом.

Небылицы – перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

  • воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
  • стимуляция умственной активности;
  • развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
  • развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:

– предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке;
– продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
– уровень развития речи детей;
– учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.

Развивая умственные способности детей с тяжёлыми нарушениями речи, важно, не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить его составлять собственные.

В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.

Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

– занятия по развитию лексико-грамматических средств языка;
– занятия по формированию навыков связного рассказывания;
– занятия по формированию правильного звукопроизношения (на этапе
автоматизации звуков в связной речи);
– логоритмические занятия.

Используем фольклорные произведения на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики, мимической гимнастики, при выполнении различных видов массажа.

Таким образом, если малые фольклорные формы отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование в логопедической работе малых фольклорных произведений позволяет устранить проблемы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарь детей, развить интерес к слову, к речи, расширить знания детей, их кругозор. Что, в свою очередь, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Авторы статьи:
Аракчеева Н. В.
Екатеринбург, МБДОУ № 548, учитель-логопед;
Уфимцева М. А.
Екатеринбург, МБДОУ № 548, учитель-логопед;
Фаизова Е. Г.
Екатеринбург, МБДОУ № 548, учитель-логопед;
Белопашенцева И. В.
Екатеринбург, МБДОУ № 548, инструктор по физической культуре.

Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. – М., 1996.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.
5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.
6. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
7. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.
8. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой
активности детей // Дошкольное воспитание.-1990.-№7
9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.
10. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошкольное воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
11. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание.-1983.-№7

Читайте также:  Конспект по автоматизации произношения звука (Р)
Ссылка на основную публикацию