Наглядно-дидактический материал для автоматизации и закрепления звуков с детьми с нарушением зрения

Наглядно-дидактическое пособие «Живая музыка» и его применение в музыкальном воспитании слабовидящих детей

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Дата публикации: 12.09.2018

Статья просмотрена: 286 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, И. В. Наглядно-дидактическое пособие «Живая музыка» и его применение в музыкальном воспитании слабовидящих детей / И. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3546/ (дата обращения: 07.01.2021).

Автор приводит конкретный пример дидактического пособия, стимулирующего слабовидящего ребенка к активности в музыкальной деятельности. Предложенное пособие является самодельным и предполагает вариативное внедрение в педагогический процесс. Опора на данные рекомендации поможет педагогам и музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений в пополнении, выстраивании и расширении базы дидактических пособий и игр.

Ключевые слова: слабовидящий ребенок, музыкальные инструменты, слуховое восприятие, тактильный опыт, коррекционная работа.

Зрение — природный дар, имеющий огромную ценность. Благодаря нашим глазам мы можем любоваться красками окружающего мира. Актуальная проблема детства — рост числа глазных заболеваний, вызванных факторами современной жизни. А именно: изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки с одновременным снижением физической активности. По данным современной статистики, в России каждый третий ребёнок-дошкольник имеет проблемы со зрением. И количество таких детей каждый год растёт [2].

Поэтому, огромную важность приобретает вопрос сочетания лечения таких дошкольников с педагогическим воздействием, которое необходимо направить на коррекцию и компенсацию зрительной патологии. Социальная значимость проблемы определяется процессом принятия, признания, социального одобрения ребенка его окружением и формированием адекватных способов взаимодействия с ним. Поэтому важно знать необходимые методы, средства и приемы индивидуальной работы, которая способствовала бы всестороннему развитию личности ребенка и его подготовленности к самостоятельной жизни и четко понимать механизмы, пути и условия компенсации зрительного дефекта. [3].

Самые сильные впечатления и переживания слабовидящего ребенка связаны со слухом. Весь мир воспринимается им как наполненный звуками. Целенаправленные методы и приемы работы с детьми позволяют развить познавательные возможности детей, сформировать у них компенсаторные способы восприятия окружающего мира, создать положительный эмоциональный настрой, улучшить зрительное восприятие, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, устранить существующую у многих детей проблему навыков социально-адаптивного поведения. Тем не менее, музыкальное воспитание не всегда выделяется как наиболее действенный вид работы со слабовидящими детьми. И тем более, не всегда считается коррекционным [1].

Примерно 90 % всей информации ребенок получает через зрение и осязание.

У слабовидящего ребенка формируются иные представления об окружающем мире, иные чувственные образы, чем у их сверстников с нормальным зрением. Низкое осязание и слабое слуховое восприятие заставляют ребенка полагаться только на нарушенное зрение. Поэтому, в музыкальном воспитании важную роль должно играть регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Этот факт и явился импульсом для поиска новых подходов в музыкальном воспитании детей с нарушением зрения и оказанию им всесторонней помощи и поддержки. Мною был расширен и, отчасти, усовершенствован традиционный вид деятельности как «Знакомство с музыкальными инструментами». При этом были учтены особенности развития слабовидящего ребенка. Работа с предлагаемым дидактическим пособием «Живая музыка» основана на обогащении слухового, зрительного и тактильного опыта ребенка. Отличительная черта пособия состоит в его рукотворности при минимальном применении технических средств.

«Живая музыка» научит ребенка познавать окружающий мир и правильно пользоваться своим осязанием и слухом. Прикасаясь к разной фактуре музыкальных инструментов, малыш получит огромный спектр эмоций. Он научится сопоставлять предметы по цвету и по своим тактильным ощущениям, улучшит мелкую моторику, научится воспринимать и различать тембровую окраску музыкальных инструментов, выработает своё творческое воображение и невольно снимет личное внутреннее напряжение.

Самодельное дидактическое пособие «Живая музыка» — комбинированное. Состоит из набора трех носителей информации (частей), сюжетно связанных между собой и композиционно дополняющих друг друга. Открытки, содержащие рельефные изображения, выполнены из различных материалов (песок, сизаль, фольга, вельвет и др.), приятных на ощупь и не вызывающих у ребенка негативных ощущений. Изображения на картинках отражают реальный, а не сказочный предмет. Пособие используется на коррекционных индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах. При работе с данным пособием развивается не только слуховое, зрительное и тактильное восприятие слабовидящего ребенка, но и проводится коррекция психических функций организма: внимания, памяти, ощущений и восприятия, речи. Для лучшего усвоения изучаемого материала в работе с ребенком задействованы несколько анализаторов (слуховой и зрительный, слуховой и тактильный и т. д.). Система коррекционной работы включает проведение 12 занятий, которые проходят во второй половине дня, три раза в неделю в течение месяца. Каждое занятие длится 10–15 минут.

«Живая музыка», часть 1

«Музыкальные инструменты вминиатюре»

(Копии инструментов изготовлены российским филиалом «Hachette Collections»)

Дети не только рассматривают глазами, но и прикасаются к маленьким копиям музыкальных инструментов, ощупывают их составляющие части. Точные копии в миниатюре красивых и необычных музыкальных инструментов выполнены по ремесленной технологии и из высококачественных экологичных материалов.

Методика. «Тактильное восприятие величины, формы, составляющих материалов»

Процедура проведения. Знакомим ребенка с инструментом: показываем его, рассказываем об инструменте, слушаем его звучание на аудио или видео носителе. Далее даём задание: «Рассмотри внимательно инструмент. Потрогай его части. Что чувствуют твои пальчики?» «На что похож этот инструмент?», «Как ты думаешь, из чего он сделан?». На этом этапе ребенок учится различать понятия «большой — маленький», «разный — одинаковый», «металлический — деревянный» и др., сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты.

«Живая музыка», часть 2

Иллюстрации рельефных изображений данного носителя выполнены вручную из различных материалов: песок, вельвет, фольга, пластилин, бисер и т. д.

Методика. «Тактильное восприятие формы»

Процедура проведения. Перед ребенком кладут открытки с рельефным изображением знакомого музыкального инструмента. Дают задание: «Посмотри на инструмент. Ощупай его пальчиками», «Какую фигуру (или что-то) он тебе напоминает?», «Что чувствуют твои пальчики?». На данном этапе ребенок учится удерживать внимание в процессе деятельности, словесно высказываться о своих тактильных ощущениях.

«Живая музыка», часть 3

«Музыкальные открытки»

Методика. «Словесное описание изображения. Восприятие звука. Поиск составляющих частей в целом» (информативно самый насыщенный носитель).

Процедура проведения. На лицевой стороне открытки ребенку предлагаем рассмотреть изображение музыканта и описать увиденное (составить рассказ). Далее, открываем открытку. В течение 1 минуты ребенок слушает музыкальный отрывок, а затем характеризует услышанное («О чём рассказала музыка?», «Какие чувства, какое настроение она в тебе вызвала?»). Когда ребенок справится с заданием, предлагаем ему рассмотреть на развороте открытки (справа) отдельные части музыкального инструмента, а затем найти их на его цельном изображении (слева). На этом этапе ребенок учится: составлять рассказ, целостно воспринимать музыкальный отрывок, высказываться об услышанной музыке и соотносить части и целое.

Резюмируя, можно сказать, что предлагаемое дидактическое пособие позволяет в простой и доступной игровой форме дать ребенку с нарушением зрения преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях, а также научить различать целую гамму чувств и настроений. Пособие помогает повысить опыт познавательной деятельности ребёнка, накопить чувственный опыт, повысить умственное развитие. Пособие помогает в развитии сенсорных способностей, которые неразрывно связаны с логическим мышлением и умением выражать свои мысли. Ребёнок научится выявлять, сравнивать, обобщать и делать выводы. Одновременно с этим у слабовидящего ребенка снижается личное внутреннее напряжение, эмоциональная неустойчивость, колебание настроения и повышенная утомляемость.

1. Веракса, Н. Е. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-синтез, 2015. — 368 с.

2. Корнилова, И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения [Текст] / И. Г. Корнилова, — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 159с.

3. Кукушкина, О. И. Я открываю мир: калейдоскоп картин жизни [Текст] / О. И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 1. — С.32–45.

Закрепление и расширение представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения

Содержимое публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №7 «ЯРОСЛАВНА»

Алтайский край город Рубцовск

Конспект занятия

Тема: «Закрепление и расширение представлений

о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения»

возрастная группа: средняя

I квартал, 2020 год

ТЕМА: «Закрепление и расширение представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения»

Цель: закрепление и расширение представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения

Коррекционно – образовательные:

Формировать практические умения и навыки для использования полученных представлений.

Уточнять и расширять словарный запас.

Коррекционно – развивающие:

1. Закреплять имеющиеся представления о сенсорных эталонах.

2. Расширять представления о сенсорных эталонах.

3. Развивать внимание, память, а также слуховое, зрительное, вкусовое, обонятельное, осязательное восприятие.

Коррекционно – воспитательные:

1. Побуждать интерес к занятиям.

2. Воспитывать усидчивость.

Формы и методы организации совместной деятельности:

Двигательная: массаж активных точек глаз, зрительная гимнастика.

Коммуникативная: беседа, вопросы.

Наглядная: дидактические картинки.

Активизация словаря: органы чувств, осязание, обоняние, эфирное масло.

Предварительная работа: рассказ об органах чувств, показ картинок.
Материальное обеспечение:
ноутбук, блоки Дьенеша, фрукты, кофе, духи, бальзам «звездочка», эфирные масла, бумага, ручка, целлофановый пакет, ножницы, бокал с чайной ложкой, салфетки.

Организационный момент:

Цель:создание мотивации на совместную деятельность.

создать психологический настрой на совместную деятельность.

поддерживать интерес к дальнейшей деятельности.

Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы).

Деятельность детей

Деятельность педагога

Дети сидят и слушают педагога.

Дети выполняют массаж.

Массаж активных точек глаз.

Цель: “запуск” глаз в работу.

2.Способствовать активизации сетчатки глаза.

Методика выполнения:

1.Круговыми движениями от уголка глаза снаружи до козелка на ушной раковине;

2.Переносицы достаточно близко к уголкам глаз;

3.Под глазами на линии крыльев носа;

4.Над­бровные дуги снизу ближе к переносице.

Массаж ладоней и пальцев шариками Су-Джок.

Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.

1.Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

2.Развивать, память, внимание, совершенствовать навыки пространственной ориентации;

3.Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

Методика выполнения:

1.Катать шарик круговыми движениями ладоней;

2.Прямыми движениями ладоней;

3.Прокатывать кольцо по каждому пальцу;

4.Сжимать шарик в кулачке.

Дефектолог следит за правильным выполнени-ем массажа.

Дефектолог следит за правильным выполнени-ем массажа.

Основная часть

Цель: создание условий для развития зрительного восприятия по цвету, форме, величине: задание с использованием логических блоков Дьенеша.

1.формировать практические умения и навыки для развития зрительного восприятия;

2.уточнять и расширять словарный запас.

Методы и приемы: словесный (поощрения, вопросы, беседа), игровой (физкультминутка, игра), наглядный (дидактические картинки).

Игра «Найди фигуру»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Дети находят блоки по заданию

Первое задание (цвет, форма):

-Соня найди красный круг;

-Полина найди синий треугольник;

-Наташа найди желтый прямоугольник;

-Даша найди все синий квадрат.

Второе задание (цвет, форма, размер):

-Соня найди желтый большой треугольник;

-Полина найди синий большой квадрат;

-Наташа найди красный маленький круг;

-Даша найди желтый маленький прямоугольник.

Третье задание (цвет, форма, размер, толщина):

-Соня найди красный большой широкий круг;

-Полина найди синий маленький узкий квадрат;

-Наташа найди желтый большой широкий треугольник;

-Даша найди красный маленький узкий прямоугольник.

Дефектолог побуждает к полным ответам: какая это фигура/цвет/размер/тол –

Игра «Вспомни фигуру»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Дети отвечают какой блок отсутствует.

Дети запомните блоки и закройте глаза (один блок из шести убирается), какого блока не хватает?

Дефектолог побуждает к полным ответам: какой фигуры не хватает/цвет/размер/тол -щина.

Игра «Узнай фигуру»

Цель:развитие осязания.

Дети находят блоки по заданию в мешочке на ощупь.

Дети найдите по очереди в мешочке конкретный блок на ощупь.

-Соня найди синий маленький узкий квадрат;

-Полина найди желтый большой широкий треугольник;

-Даша найди красный маленький узкий прямоугольник;

Читайте также:  Презентация 'Физкультминутки для логопедических занятий'

-Наташа найди красный большой широкий круг.

Дефектолог побуждает к полным ответам (какой блок нашел).

Игра «Угадай звук»

Цель:развитие слухового восприятия.

Дети угадывают звук.

Дети сейчас вы закроете глаза. Я буду воспроизводить с помощью предметов разные звуки, а вы постараетесь их угадать.

Дефектолог побуждает к полным ответам (какой звук).

Игра «Вспомни запах»

Цель: развитие обоняния.

Дети с закрытыми глазами выполняют задание.

Дети сейчас вы закроете глаза. Я буду по очереди давать вам понюхать различные запахи, а вы постараетесь их вспомнить.

Дефектолог побуждает к полным ответам (какой запах).

Зрительная гимнастика с использованием тренажеров Ковалева В.А.

Цель: продление периода высокой зрительной работоспо­собности.

1. улучшить кровоснабжение участков оболочки глаза, к которым крепятся глазодвигатель­ные мышцы;

2. способствовать укреплению склеры.

Дети выполняют зрительную гимнастику.

Дети “ри­суют” точкой взора по периметру тренажера. Упражнения меняются на “рисование” верти­кали и горизонтали. Движения глазами осуществляются при относительно неподвижном лице.

Дефектолог следит за правильным выполнением зрительной гимнастики.

Игра «Соедини фрукт»

Цель: развитие осязания и зрительного восприятия.

Дети находят вторую половину фрукта в мешочке, первую держа в руке.

В коробке лежат половинки фруктов, вторые половинки находятся в мешочке. Держа одну половинку фрукта в руке – найдите вторую в мешочке и соедините.

Дефектолог побуждает к полным ответам (какой это фрукт).

Игра «Что за фрукт»

Цель: развитие обоняния и вкусового восприятия.

Дети с закрытыми глазами угадывают кусочек фрукта и описывают его вкус и запах.

Дети сейчас вы закроете глаза. Я буду по очереди давать вам кусочки различных фруктов, а вы постараетесь их угадать и описать.

Дефектолог побуждает к полным ответам (какой это фрукт, какой он имеет вкус и запах).

Игра «Найди фрукт»

Цель: развитие осязания.

Дети с закрытыми глазами находят фрукт в мешочке.

Дети вспомните фрукты, которые только что вы пробовали и найдите их на ощупь в мешочке.

Найденные фрукты остаются детям в

Зрительная гимнастика по методу В. Бейтса «пальминг».

Цель:расслабление мышц глаз.

Задачи:расслабить напряжённые глаза.

Дети выполняют зрительную гимнастику.

1.Сложить кисти рук лодочкой;

2.Положить их на глаза таким образом, чтобы пальцы перекрещивались на лбу;

3.Расположить ладони так, чтобы не проникал свет.

Находиться в полностью расслабленном состоянии не менее 1 минуты.

Дефектолог следит за правильным выполнением зрительной гимнастики.

Заключительная часть.

Цель: подведение итогов деятельности.

Задачи:сохранять и поддерживать интереск расширению представлений

о сенсорных эталонах.

Методы и приемы: словесный (поощрение).

Дети вы молодцы! Выполнили все задания. Фрукты остаются вам в подарок. Скажите, какое задание вам понравилось больше всего, какое было выполнить сложно?

Похвалит детей за участие в занятии.

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ »

Международный конкурс рисунков, посвященный Пушкинскому дню России «СТРОКОЮ ПУШКИНА ВОСПЕТЫ »

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ЖИВОТНЫЕ ЗИМНЕГО ЛЕСА »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Наглядно-дидактический материал для автоматизации и закрепления звуков с детьми с нарушением зрения

Автор: Абрамова Татьяна Леонидовна

Организация: ГБОУ школа №1449 УК4

Населенный пункт: г. Москва

В последнее время у детей в дошкольном возрасте очень часто отмечаются нарушения зрения. Широкая распространенность зрительных нарушений у детей побуждает к поиску новых подходов к оказанию им всесторонней помощи и поддержки. Наш детский сад посещают воспитанники с нарушениями зрения: слабовидящие, с амблиопией и косоглазием. Приоритетным направлением деятельности всех звеньев системы в нашем учреждении является охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия.

Для познания окружающей действительности, формирования более точных представлений у детей с нарушением зрения в детском саду необходимо использовать в работе различный наглядный материал. Зрительное восприятие наглядного материала детьми с нарушением зрения протекает своеобразно и имеет ряд особенностей. В коррекционном обучении детей со зрительной патологией использование наглядности приобретает особо важное значение, т.к. позволяет воспитателям опираться на конкретные образы, создаваемые у детей. Это способствует формированию у них реальных представлений об окружающем мире, об изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем их познавательной информации.

Процесс зрительного восприятия у детей данной категории протекает замедленно по сравнению с нормой. Дети затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путают сходные по форме изображения. У детей нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов у них затруднены.

Виды наглядности, используемые в обучении детей с нарушением зрения:

  1. Натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения (одежда, обувь, посуда, мебель), животные, растения, овощи, фрукты и т.д., т.е. предметы, специально подбираемые для занятия или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях.
  2. Объемные наглядные пособия (муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела).
  3. Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.).
  4. Изобразительные наглядные пособия (предметные и сюжетные рисунки (иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, кино и видеоматериалы, плакаты).
  5. Графические наглядные пособия (таблицы, схемы, планы).
  6. Символические наглядные пособия (исторические, географические, биологические карты).
  7. Рельефные наглядные пособия (включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом).
  8. Графические наглядные пособия (таблицы, схемы, планы).

При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях в детском саду следует соблюдать определенные требования:

  • предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;
  • предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;
  • предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.

К объемной наглядности предъявляются требования передачи характерных признаков изображаемых предметов (например, модель машины, макет комнаты). Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете. Дидактические игрушки, используемые на занятиях в детском саду для ознакомления детей с какими-то предметами быта (например, игрушечная кукольная мебель) также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям (т.е., быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет). Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; игрушки, изображающие животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.

К изобразительной наглядности также предъявляется ряд требований. При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, тесно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией.

Педагогам, работающим с детьми, имеющими патологию зрения, приходится пользоваться тем, что предлагает методическое обеспечение для нормально видящих детей. В этом случае изобразительную наглядность необходимо адаптировать.

Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности предполагает следующее:

  1. Четкое выделение общего контура изображения.
  2. Усиление цветового контраста изображения.
  3. Выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении.
  4. Уменьшение количества второстепенных деталей.
  5. В многоплановых сюжетных изображениях – выделение переднего, среднего и заднего планов.

Некоторые методические приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения

Во время демонстрации сюжетной картины сначала раскрывают детям ее общее содержание, лишь после переходят к детальному изучению. Воспитатель направляет зрительное восприятие детей от главного, основного в этом сюжете к второстепенному, дополняющему главное. Делается это с помощью вопросов, инструкций. Вначале обращают внимание детей на то, что изображено на переднем плане, затем – на среднем, на дальнем (если это картина с многоплановым изображением). Следует учитывать то, что при низкой остроте зрения часто бывает нарушено поле зрения. Этим детям трудно рассматривать большие демонстрационные сюжетные изображения. Педагог в таких случаях помогает каждому ребенку последовательно рассмотреть все изображение, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно пояснения по содержанию изображенного. После ознакомления с демонстрируемой наглядностью педагог задает вопросы, уточняющие, конкретизирующие полученные детьми представления, подводит их к самостоятельным выводам и обобщениям.

Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
  2. Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим.
  3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии в детском саду предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.
  4. В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу, класс до начала занятия, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.
  5. Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.
  6. При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.
  7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.
  1. Григорьева Л.П. Особенности зрительного опознания изображений у слабовидящих школьников //Дефектология.1984.-№2.
  2. Денискина В.З. Использование рельефных картинок при изучении математики в подготовительных – 1 классах школ слепых детей //В кн.: Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоких нарушениях зрения у детей. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике.-Калуга:Адель,1998.
  4. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку //Методические рекомендации.-М.,1999.

Наглядно-дидактический материал для автоматизации и закрепления звуков с детьми с нарушением зрения

  • Главная /
  • Сведения об образовательной организации /
  • Коррекционно-развивающая деятельность /
  • Учебно-методические пособия и дидактические материалы
  • Главная
  • COVID-19
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • вакантные места для приема (перевода)
    • доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • Требования Закона №273-ФЗ к содержанию сайта образовательной организации
  • Политика обработки и защиты персональных данных
  • Информация о вышестоящих организациях
  • Профессиональные стандарты
  • Контакты
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
    • Обращения граждан
  • Телефон доверия
  • Е-сервисы
  • Новости
    • НОВОСТИ 2020-2021
    • НОВОСТИ 2019-2020
    • новости 2018-2019
  • Карта сайта
  • Сотрудничество с организациями
    • Эко-школы/Зелёный флаг
    • Центральная районная детская библиотека “РАДУГА”
  • Нормативно-правовая база
    • Федеральные нормативные акты
    • Региональные нормативные акты
  • Деятельность
  • Выставки, фестивали, конкурсы, соревнования
  • Безопасность
    • Памятки для родителей по антитеррору
    • Информационная безопасность
    • Профилактика ДДТТ
    • ПАМЯТКИ РОДИТЕЛЯМ
    • Пожарная безопасность
    • Безопасность на воде
  • Нет коррупции!
  • ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
  • Независимая оценка качества образовательной деятельности
  • Электронные образовательные ресурсы
  • Система образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге, в Красносельском районе
  • Дистанционное консультирование
  • Образцовый детский сад

Учебно-методические пособия и дидактические материалы

Учебно-методические пособия и дидактические материалы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В Образовательном учреждении имеются необходимые специальные учебные пособия и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, тяжелым нарушением речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, со сложными дефектами).

Учитель-дефектолог

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» Л.Б. Баряева, Е.А. Логинова, СПб ЦДК проф Л.Б. Баряевой, 2010.

Читайте также:  Развитие диалогической речи

“Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова

«Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева СПб, Детство-Пресс, 2012

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубевал.

В. Лопатина, Н. А. Ноткина, Т. С. Овчинникова, Н. Н.Яковлева.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., СПб, 2014

«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи»

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова,

А.В. Лагутина М.: Просвещение, 2013.

Диагностические карты (по количеству детей).

Список детей для занятий с учителем-дефектологом.

Циклограмма профессиональной деятельности.

График работы дефектологического кабинета.

Журнал учёта посещаемости детьми коррекционных занятий.

Годовые задачи организации коррекционно – педагогической работы на учебный год.

Понедельное комплексно-тематическое планирование.

Тетради индивидуальной работы с воспитанниками.

Тетради рекомендаций учителя-дефектолога родителям воспитанников.

Журнал взаимосвязи учителя – дефектолога

с воспитателями групп и специалистами.

Календарный план работы на учебный год.

Консультативный материал для родителей (законных представителей),

О.Б. Иншакова «Альбом логопеда».

Л.Г. Парамонова «Ваш ребенок на пороге школы».

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный
и младший школьный возраст.

Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей.

А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика
и коррекция в детском возрасте

Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей
с отклонениями в развитии (наглядный материал).

С.Д. Забрамная «Диагностический материал»

В.С. Володина Альбом по развитию речи «Говорим правильно»

Пирамидки, матрешки, вкладыши деревянные, пазлы тематические, кубики, разрезные картинки, счетные палочки.

Сборные картинки – пазлы.

Сборные картинки – кубики.

Разборные игрушки: пирамидки, вкладыши.

Звучащие игрушки: колокольчик, дудочка, свисток

Коробочки с сыпучими наполнителями, издающие разные звуки.

Деревянная головоломка, «Пифагор»,

Парные картинки, игра «Мемори»

Зашумлённые картинки и др.

Игры с прищепками.

Трафареты для обводки и штриховки.

Игры, упражнения для развития тонких движений пальцев рук и кистей.

Массажеры для рук.

Конструкторы, счетные палочки и др.

Цветные круги (красные, синие, зелёные).

Дидактическая игра «Ой, кто это?», «Ой, что это?» (деление слов на слоги)

Доска настенная (большая)- магнитно – маркерная.

Фонетические рассказы и сказки. Часть 1,2,3 ( для детей 5-7 лет) Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н.

200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет Костылева Н.Ю.

Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий по лексическим темам — раздаточный материал, плакаты.

Иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем – в книгах. Игры в картинках с предлогами.

Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.

Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала, что потом ». Схемы для составления описательных рассказов – мнемотаблицы.

Карточки на классификацию предметов.

Рассказы о временах года. Осень. Зима. Весна..

100 и 1 игра для развития ребенка. Г.Сташевская

Коврограф «ларчик» Харько Т.Г., Воскобович В.В.

Методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичева

«Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко

Методическое пособие «Альбом для логопеда» О.Б. Иншакова

Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет » альбомы №№ 1,2,3,4

Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2 для средней логопедической группы детского сада

Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2; №3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста

О.И. Крупенчук «Уроки логопеда» (комплексная методика подготовки ребенка к школе) для детей 4-6 лет

Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева «По дороге к азбуке» части №№ 3,4

«Математика в детском саду» Метлина Л.С.

«Развитие элементарных математических представлений» И.А.Морозова, М.А.Пушкарева

«Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития»

Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» (математика для детей 4-5; 5-6; 6-7)

Тетрадь с заданиями для развития детей «рисуем по клеточкам» Тетрадь №1; №2

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : СПб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

СПб.: Детство-Пресс, 2003.

3. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.: Издательство «Лань», 1999.

4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

6. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 1998

7. Крупенчук О. И, Воробьева Т. А. Мяч и речь. СПб, 2001

8. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! СПб, 2001

9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999.

10.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: Детство-Пресс, 2004.

11. Баряева Л.Б. Интегративная модель СПб 2005

12. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Изд: М.:Айрис-пресс 2005г.

13. Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Педагогическое общество России, 2000г

14. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте М.: «Академия» 2002г.

15. Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал). «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2007г

16. С.Д. Забрамная «Диагностический материал» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»: 2000г

17. В.С. Володина Альбом по развитию речи «Говорим правильно» М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС» 2006г.

Комплексный подход в коррекции общего недоразвития речи

В статье рассказывается о комплексном подходе в коррекции общего недоразвития речи. Рассматривается вопрос диагностики, работы над фонематическим восприятием, моторикой, связной речью, грамматическим строем речи, а также развитие психических процессов.

Я работаю по теме «Коррекция общего недоразвития речи». В этом учебном году я применила новую методику обследования речи. Это комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста Ф.Г.Даскаловой, эта диагностика включает 12 тестов:

  1. Свободные словесные ассоциации по определенному слову;
  2. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных;
  3. Подбор и активное употребление глаголов;
  4. Подбор и активное дополнение прилагательных;
  5. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слов;
  6. Составление предложения по одному определенному слову;
  7. Составление предложения по трем определенным словам;
  8. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления;
  9. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности;
  10. Словесное объяснение определенного действия в его последовательности;
  11. Практическое осознание основных языковых элементов;
  12. Произвольное и сознательное построение устного высказывания.

Коэффициент речевого развития определяется по формуле, где учитывается количество правильных ответов-тестов и календарный возраст ребенка.

Коэффициент речевого развития показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.

По этой диагностике легко определить есть ли у ребенка общее недоразвитие речи. Если по коэффициенту определяется низкое речевое развитие, то можно говорить об общем недоразвитии речи.

Преимущество этой методики в том, что во время обследования все внимание уделяешь ребенку. В речевой карте можно ставить «+» или «-», в зависимости от того ответил ли ребенок или нет, не надо по ходу обследования делать записи, что приводит к переключению внимания ребенка на игрушки и пр. Разнообразные тесты, от которых ребенок не устает.

Недостаток диагностики в том, что не учитывается звуковая сторона речи, фонематическое восприятие и фонематический слух.

В этом учебном году на логопедическом учете у меня стоят 18 детей с ОНР. Из них 15 детей с ОНР 3-го уровня и 3-ое детей – ОНР 2-го уровня. Работа с этими детьми ведется по разным направлениям. Это формирование связной речи, развитие общей и мелкой моторики, а также артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и восприятия, коррекция звукопроизношения и развитие психических процессов.

Провожу следующие виды занятий:

  • Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка;
  • Занятия по формированию произношения.

Первый вид занятий я провожу подгруппой, занятия по коррекции звукопроизношения – индивидуальные. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Словарный запас обогащаю именами существительными, прилагательными, глаголами, используя различный наглядный, речевой и игровой материал.

Работа по формированию связной речи подразумевает пересказ текстов, рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке. Работаю с деформированными текстами. Использую составление рассказа по опорным словам и предложениям, творческий пересказ.

Работу по формированию фонематического слуха и восприятия веду последовательно, поэтапно:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
  3. Различение слов близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Веду работу по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики. Для развития общей моторики – стихи с движениями. Для мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, шнуровка, использование палочек, застегивание пуговиц, крючков, плетение из полосок цветной бумаги, составление аппликации и т.д.

Коррекция звукопроизношения идет в установленной последовательности.

Кроме работы по развитию всех сторон экспрессивной речи, я применяю различные методики по развитию психических процессов.

Для развития восприятия: классификация геометрических фигур, разрезные картинки, незавершенные, перечеркнутые и наложенные фигуры, цветные матрицы Равенна, сюжетные картинки с заплатками, разноцветные сказки для формирования цветовосприятия и цветоразличения.

Для развития мышления: сюжетные картинки с явным и скрытым смыслом, нелепицы, методика «4-ый лишний», словесные тесты Амдхауера.

Для развития памяти: заучивание стихотворений, заучивание 10 слов по Лурии, методика Леонтьева. Пиктограммы.

Для развития внимания – корректурные пробы.

На занятиях провожу комплексную работу по коррекции общего недоразвития речи.

Конева Ольга Александровна,
учитель-логопед
МОАУ психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-педагогической реабилитации
и коррекции «Диалог» г. Шимановска»

Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Рубрика: Психология

Дата публикации: 18.05.2018 2018-05-18

Статья просмотрена: 1240 раз

Библиографическое описание:

Ватрич, И. А. Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи / И. А. Ватрич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50419/ (дата обращения: 07.01.2021).

Владение языком, способность к речевому общению является неотъемлемым свойством человека, отличающим его от других живых существ. Развитие языковой способности, по мнению Е. Н. Пузанковой, представляет собой стихийный, нерегулируемый и, следовательно, несовершенный процесс.

У детей с тяжелым нарушением речи, наблюдается:

– несформированность языкового мышления при решении нестандартных заданий,

– несформированность потребности анализировать языковые явления и устанавливать соотношения между ними,

– несформированность речевого воображения.

В норме эти показатели являются условием для успешного обучения в школе и важными характеристиками для гармоничного развития личности ребёнка, а при их нарушении развитие и обучение ребёнка затруднено.

Тяжелое нарушение речи (ТНР) — это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи), у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.

Тяжелое нарушение речи — одно из самых распространенных логопедических заключений. Среди детей, имеющих те или иные недостатки речевого развития, количество детей с ТНР различной степени выраженности составляет преимущественное большинство.

В настоящее время проблема нарушения речи у детей с ТНР интенсивно разрабатывается в психолого-педагогическом, клиническом и нейролингвистическом направлениях.

Связная речь — высшая форма речи и мыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребенка. Характеристика связной речи представлена в трудах: Е. А. Бариновой, В. К. Воробъевой, В. П. Глухова, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, О. С. Павловой.

Нарушение связной речи зачастую накладывается на неуспеваемость ребенка по программе дошкольного учреждения, младших классов школы и связанной с ними дезадаптации. Эти факты определяют необходимость своевременного выявления, предупреждения и устранения имеющихся у детей недостатков развития речи.

Читайте также:  Конспект занятия по теме Рыбы

Нарушения связной речи, трудности в овладении навыками монологической и диалогической речи, могут носить локальный характер, либо являться симптомом более сложного по структуре расстройства. Встречаются также нарушения связной речи у детей с ТНР, связанные с нарушениями общения ребенка с воспитателем и сверстниками. Ряд трудностей может преодолеваться непосредственно педагогами дошкольного учреждения. Значительная часть нарушений связной речи носит специфический, стойкий характер. На сегодняшний день повышается роль комплексной работы с детьми с ТНР.

Проблема развития связной речи и словесного мышления одна из важнейших задач в развитии детей. В ее решении задействован широкий круг педагогических работников, включая воспитателей, учителей, узких специалистов и психологов.

В настоящее время проблема нарушения речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно разрабатывается в психолого- педагогическом, клиническом и нейролингвистическом направлениях. Необходимо сказать, что проблема психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с ТНР нашла разработку в трудах психологов (А. А. Алхазишвили, Л. С. Выготский, О. П. Гаврилушкина, Н. Н. Поддъяков, Г. И. Челпанов, Л. А. Венгер, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, О. Б. Конева и другие) и педагогов (И. А. Зимняя, В. В. Гербова, Е. И. Тихеева и др.).

Разработка теоретических и практических аспектов формирования связной речи у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) имеет особую важность и актуальность ввиду того, что несформированность речевой системы ограничивает у детей рассматриваемой категории возможность перехода к осознанию сложных языковых закономерностей и препятствует развитию коммуникации. (Л. С. Волкова, Л. И. Лалева, Т. Б. Филичева).

Пути коррекции и развития связной речи определяются включением ребенка в различные виды речевой деятельности. Таким образом, проблема развития связной речи у детей с ТНР является актуальной и требует внимания, как на теоретическом, так и практическом уровне решения данной проблемы. Особенно ценным представляется использование словесных, наглядных и практических методов при развитии связной речи у детей с ТНР от репродуктивных способов обработки речевого материала (как наиболее доступных) к продуктивным (творческим).

У детей с ТНР выявляются нарушения не только в речевой, но и в познавательной, эмоционально-волевой, двигательной и в личностной сферах, что свидетельствует о необходимости применения комплексного подхода в коррекционно-психолого-педагогической работе с ними.

Комплексный подход построен на трех видах знаковой символики — образно-двигательном, вербальном (речевом) и изобразительном (рисуночном, изобразительном) жестах, а также на трех видах замещения — предметном, позиционно-ролевом и ситуативном.

Таким образом, осложненные речевые нарушения у детей с ТНР требуют комплексного подхода при условии грамотного сочетания психологом традиционных и инновационных методов и способов работы.

Существующий комплексный подход к психолого-педагогической коррекции связной речи у детей с ТНР создает необходимые, и достаточные условия формирования речевых средств общения, в частности, ее фонационного оформления, накопления лексики, усвоения языковых закономерностей.

  1. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учебно-методическое пособие. / М. Дрофа, 2010. — 207с.
  2. Краузе Е. Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  4. Лопатин Л. В. Комплексный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей. — М.: Просвещение, 1979. — 232 с.
  5. Новикова Е. В.: Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. М., 2004. Пузанкова Е. Н. Формирование языковой способности учащихся при обучении русскому языку. Монография. Орел, Полиграфическая фирма «Картуш», 2004. — 347 с.
  6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997.

Система комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ

Наталья Канищева
Система комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ

Система комплексного сопровождения

детей с общим недоразвитием речи

в условиях ДОУ

В настоящее время проблема комплексного сопровождения детей в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют дошкольники с минимальными проявлениями алалии и дизартрии остаётся достаточно актуальной. Очевидно, что речевой дефект представленный на сегодняшний день в группах для детей с ОНР достаточно неоднороден по своему клиническому составу. Постоянный рост числа дошкольников с сочетанными нарушениями, среди которых помимо речевого дефекта отмечаются недостатки психического развития, также осложняет задачу специалистов по коррекции речи. Современные требования государственного стандарта, предъявляемые к общеобразовательным программам ДОУ создают необходимость обновления содержания коррекционно-педагогической работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в компенсирующих группах.

Одним из исходных принципов построения коррекционного обучения согласно современным требованиям государственного стандарта является принцип комплексности, учёт которого предполагается при разработке технологий коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Это совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию и родителей. Данная работа должна носить согласованный комплексный характер Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника. Понимая актуальность данной проблемы, мы предлагаем вашему вниманию модель взаимодействия специалистов МБДОУ № 15.

Модель взаимодействия специалистов ДОУ представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Модель взаимодействия специалистов ДОУ №15

Все специалисты нашего ДОУ, участвующие в системе комплексного сопровождения, работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

Успех работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в выполнении специалистами основных функций в организации коррекционно-развивающей работы.

Специалисты Основные функции

Учитель-логопед Обеспечение гибкого, щадящего логопедического режима.

Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.

Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.

Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.

Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.

Работа с воспитателями и родителями.

Педагог-психолог Развитие всех психических функций. Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая).

Текущее психологическое обследование.

Психотренинг (консультации для педагогов и родителей).

Воспитатель Обеспечение гибкого оздоровительного режима.

Наблюдение за динамикой развития детей.

Поддержка задач коррекционно-логопедической работы под руководством логопеда.

Использование оздоровительных технологий.

Работа с родителями.

Медицинская сестра Вакцинация, витаминизация, медикоментозная помощь.

Педагоги дополнительного образования Коррекция мелкой и общей моторики.

Коррекция речедвигательной моторики.

Коррекция сенсорного недоразвития.

Предлагаем вашему вниманию основные формы взаимодействия в процессе обеспечения комплексного подхода специалистами МБДОУ №15 к коррекции нарушений в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей группы компенсирующей направленности заключается в планировании и организации четкой, скоординированной работы.

В нашем дошкольном учреждении учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия:.

1. Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;

2. Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;

3. Тематические консультации;

4. Индивидуальные консультации;

5. Взаимопосещения занятий.

6. Круглые столы;

7. Теоретические и практические практикумы.

8. Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.

Слаженная работа наших педагогов в группах компенсирующей направленности даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является:

создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка;

обеспечение целостность и единство коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах.

Взаимодействие учителя-логопеда и психолога заключается в следующем:

– Консультации с воспитателями;

– Консультации с родителями;

– Разработка системы коррекции психических процессов.

Таким образом, нами выделяются такие формы работы,которые отображают взаимодействие логопеда и психолога в нашем дошкольном учреждении:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, психолог -познавательные процессы, уровень развития познавательной сферы);

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приемы по активизации психических процессов, изучению и уточнению эмоционального состояния, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

– консультирование педагогов, родительские собрания, игротренинги, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Особо актуальным вопросом для нас является роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе, в последнее время которому мы уделяем достаточное внимание.

Медицинский персонал ДОУ: участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Инструктор по физической культуре: работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений.

Музыкальный руководитель: развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и т. д.

Руководитель изодеятельности: развивает мелкую моторику на основе обучения ребенка техническим приемам рисования, лепки, аппликации.

Среди совместных мероприятий учителя-логопеда и медицинского блока,проводимых в нашем дошкольном учреждении следует отметить следующие:

1) совместное изучение анамнеза развития каждого ребенка;

2) составление индивидуального маршрута;

3) взаимообмен информацией;

4) работа с родителями.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; наши педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

1) Сотрудничество (учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу);

2) Индивидуализация (ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка);

3) непрерывность и эффективность обратной связи (осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье).

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами мы стремимся выбирать наиболее оптимальные формы работы.Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические

Просветительские формы работы с родителями:

1. Родительские собрания

2. Информационные издания, стенды, папки, бюллетени.

3. Индивидуальные беседы «Родительские пятиминутки».

4. Информационная корзина «Шкатулка вопросов».

5. Консультации – всеобучи.

Практические формы работы:

1. Семинары – практикумы с участием детей.

2. Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные).

3. Совместные подготовки к досугам и развлечениям.

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Преодоление имеющегося речевого нарушения, или в случае невозможности его частичная коррекция, как сказано в основных ФГТ, должны создать условия для максимальной социализации ребёнка в условиях дошкольного детства.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.

Ссылка на основную публикацию