Наглядно-дидактический материал для автоматизации и закрепления звуков с детьми с нарушением зрения

Наглядно-дидактическое пособие «Живая музыка» и его применение в музыкальном воспитании слабовидящих детей

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Дата публикации: 12.09.2018

Статья просмотрена: 196 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова И. В. Наглядно-дидактическое пособие «Живая музыка» и его применение в музыкальном воспитании слабовидящих детей // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №5. — С. 54-57. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/100/3546/ (дата обращения: 28.02.2020).

Автор приводит конкретный пример дидактического пособия, стимулирующего слабовидящего ребенка к активности в музыкальной деятельности. Предложенное пособие является самодельным и предполагает вариативное внедрение в педагогический процесс. Опора на данные рекомендации поможет педагогам и музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений в пополнении, выстраивании и расширении базы дидактических пособий и игр.

Ключевые слова: слабовидящий ребенок, музыкальные инструменты, слуховое восприятие, тактильный опыт, коррекционная работа.

Зрение — природный дар, имеющий огромную ценность. Благодаря нашим глазам мы можем любоваться красками окружающего мира. Актуальная проблема детства — рост числа глазных заболеваний, вызванных факторами современной жизни. А именно: изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки с одновременным снижением физической активности. По данным современной статистики, в России каждый третий ребёнок-дошкольник имеет проблемы со зрением. И количество таких детей каждый год растёт [2].

Поэтому, огромную важность приобретает вопрос сочетания лечения таких дошкольников с педагогическим воздействием, которое необходимо направить на коррекцию и компенсацию зрительной патологии. Социальная значимость проблемы определяется процессом принятия, признания, социального одобрения ребенка его окружением и формированием адекватных способов взаимодействия с ним. Поэтому важно знать необходимые методы, средства и приемы индивидуальной работы, которая способствовала бы всестороннему развитию личности ребенка и его подготовленности к самостоятельной жизни и четко понимать механизмы, пути и условия компенсации зрительного дефекта. [3].

Самые сильные впечатления и переживания слабовидящего ребенка связаны со слухом. Весь мир воспринимается им как наполненный звуками. Целенаправленные методы и приемы работы с детьми позволяют развить познавательные возможности детей, сформировать у них компенсаторные способы восприятия окружающего мира, создать положительный эмоциональный настрой, улучшить зрительное восприятие, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, устранить существующую у многих детей проблему навыков социально-адаптивного поведения. Тем не менее, музыкальное воспитание не всегда выделяется как наиболее действенный вид работы со слабовидящими детьми. И тем более, не всегда считается коррекционным [1].

Примерно 90 % всей информации ребенок получает через зрение и осязание.

У слабовидящего ребенка формируются иные представления об окружающем мире, иные чувственные образы, чем у их сверстников с нормальным зрением. Низкое осязание и слабое слуховое восприятие заставляют ребенка полагаться только на нарушенное зрение. Поэтому, в музыкальном воспитании важную роль должно играть регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Этот факт и явился импульсом для поиска новых подходов в музыкальном воспитании детей с нарушением зрения и оказанию им всесторонней помощи и поддержки. Мною был расширен и, отчасти, усовершенствован традиционный вид деятельности как «Знакомство с музыкальными инструментами». При этом были учтены особенности развития слабовидящего ребенка. Работа с предлагаемым дидактическим пособием «Живая музыка» основана на обогащении слухового, зрительного и тактильного опыта ребенка. Отличительная черта пособия состоит в его рукотворности при минимальном применении технических средств.

«Живая музыка» научит ребенка познавать окружающий мир и правильно пользоваться своим осязанием и слухом. Прикасаясь к разной фактуре музыкальных инструментов, малыш получит огромный спектр эмоций. Он научится сопоставлять предметы по цвету и по своим тактильным ощущениям, улучшит мелкую моторику, научится воспринимать и различать тембровую окраску музыкальных инструментов, выработает своё творческое воображение и невольно снимет личное внутреннее напряжение.

Самодельное дидактическое пособие «Живая музыка» — комбинированное. Состоит из набора трех носителей информации (частей), сюжетно связанных между собой и композиционно дополняющих друг друга. Открытки, содержащие рельефные изображения, выполнены из различных материалов (песок, сизаль, фольга, вельвет и др.), приятных на ощупь и не вызывающих у ребенка негативных ощущений. Изображения на картинках отражают реальный, а не сказочный предмет. Пособие используется на коррекционных индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах. При работе с данным пособием развивается не только слуховое, зрительное и тактильное восприятие слабовидящего ребенка, но и проводится коррекция психических функций организма: внимания, памяти, ощущений и восприятия, речи. Для лучшего усвоения изучаемого материала в работе с ребенком задействованы несколько анализаторов (слуховой и зрительный, слуховой и тактильный и т. д.). Система коррекционной работы включает проведение 12 занятий, которые проходят во второй половине дня, три раза в неделю в течение месяца. Каждое занятие длится 10–15 минут.

«Живая музыка», часть 1

«Музыкальные инструменты вминиатюре»

(Копии инструментов изготовлены российским филиалом «Hachette Collections»)

Дети не только рассматривают глазами, но и прикасаются к маленьким копиям музыкальных инструментов, ощупывают их составляющие части. Точные копии в миниатюре красивых и необычных музыкальных инструментов выполнены по ремесленной технологии и из высококачественных экологичных материалов.

Методика. «Тактильное восприятие величины, формы, составляющих материалов»

Процедура проведения. Знакомим ребенка с инструментом: показываем его, рассказываем об инструменте, слушаем его звучание на аудио или видео носителе. Далее даём задание: «Рассмотри внимательно инструмент. Потрогай его части. Что чувствуют твои пальчики?» «На что похож этот инструмент?», «Как ты думаешь, из чего он сделан?». На этом этапе ребенок учится различать понятия «большой — маленький», «разный — одинаковый», «металлический — деревянный» и др., сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты.

«Живая музыка», часть 2

Иллюстрации рельефных изображений данного носителя выполнены вручную из различных материалов: песок, вельвет, фольга, пластилин, бисер и т. д.

Методика. «Тактильное восприятие формы»

Процедура проведения. Перед ребенком кладут открытки с рельефным изображением знакомого музыкального инструмента. Дают задание: «Посмотри на инструмент. Ощупай его пальчиками», «Какую фигуру (или что-то) он тебе напоминает?», «Что чувствуют твои пальчики?». На данном этапе ребенок учится удерживать внимание в процессе деятельности, словесно высказываться о своих тактильных ощущениях.

«Живая музыка», часть 3

«Музыкальные открытки»

Методика. «Словесное описание изображения. Восприятие звука. Поиск составляющих частей в целом» (информативно самый насыщенный носитель).

Процедура проведения. На лицевой стороне открытки ребенку предлагаем рассмотреть изображение музыканта и описать увиденное (составить рассказ). Далее, открываем открытку. В течение 1 минуты ребенок слушает музыкальный отрывок, а затем характеризует услышанное («О чём рассказала музыка?», «Какие чувства, какое настроение она в тебе вызвала?»). Когда ребенок справится с заданием, предлагаем ему рассмотреть на развороте открытки (справа) отдельные части музыкального инструмента, а затем найти их на его цельном изображении (слева). На этом этапе ребенок учится: составлять рассказ, целостно воспринимать музыкальный отрывок, высказываться об услышанной музыке и соотносить части и целое.

Резюмируя, можно сказать, что предлагаемое дидактическое пособие позволяет в простой и доступной игровой форме дать ребенку с нарушением зрения преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях, а также научить различать целую гамму чувств и настроений. Пособие помогает повысить опыт познавательной деятельности ребёнка, накопить чувственный опыт, повысить умственное развитие. Пособие помогает в развитии сенсорных способностей, которые неразрывно связаны с логическим мышлением и умением выражать свои мысли. Ребёнок научится выявлять, сравнивать, обобщать и делать выводы. Одновременно с этим у слабовидящего ребенка снижается личное внутреннее напряжение, эмоциональная неустойчивость, колебание настроения и повышенная утомляемость.

1. Веракса, Н. Е. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-синтез, 2015. — 368 с.

2. Корнилова, И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения [Текст] / И. Г. Корнилова, — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 159с.

3. Кукушкина, О. И. Я открываю мир: калейдоскоп картин жизни [Текст] / О. И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 1. — С.32–45.

Коррекция звукопроизношения с опорой на сохранные анализаторы у детей с нарушением зрения

Фондикова Ирина Валерьевна

МБДОУ № 82 г. Мурманск

По утверждению профессора Л.И. Солнцевой, доктора психологических наук,

становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих.

Поэтому ученые (Солнцева Л.И., Волкова Л.С. и другие) рекомендуют все коррекционные занятия для детей с нарушениями зрения проводить с учетом структуры дефекта, с опорой на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы.

Опыт работы в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией (МБДОУ № 82 города Мурманска) позволяет говорить об эффективности использования слухового, осязательного, кинестетического анализаторов и опоры на остаточное зрение при коррекции звукопроизношения.

При нарушениях зрения большая нагрузка ложится на сохранный слуховой анализатор. С его помощью ребенок получает возможность воспринимать фонетические элементы речи — фонемы, словесное ударение, ритмико-интонационную структуру. Особое значение слух приобретает в контроле за собственным произношением.

Особое внимание обращаем на сформированность и функционирование фонематического слуха, который является частью физиологического слуха. Его нарушение сказываются на усвоении звуковой стороны речи, что нередко наблюдается у детей с расстройствами зрения.

Начинаем работу с упражнений по различению неречевых звучаний, при выполнении которых у детей развиваются и слуховое внимание, и слуховая память. Например, проводим игры на узнавание голосов природы: радостное пение птиц, журчание ручья, шелест листьев деревьев и травы, жужжание насекомых (прослушиваем запись на компакт-диске); дифференцируем звуки, которые ребенок слышит постоянно в обиходе: льется вода, рвется бумага, слышится стук ложки о тарелку и т.п.; дифференцируем звучание музыкальных инструментов (бубен, металлофон, колокольчик, гармошка и др.); различаем шумовые материалов (песок, крупы, скрепки, бумажные шарики и т.п.) в игре «Шумящие коробочки»; различаем звуки, доносящиеся с улицы, из соседней комнаты.

Читайте также:  Лексическая тема Зимующие птицы (рекомендации для родителей)

Упражнения с неречевыми звуками также направлены на развитие у детей определения силы звучания. Например, дети играют с двумя колокольчиками, один из которых маленький, другой большой. Они учатся различать силу звучания каждого.

Работу над речевыми звуками начинаем с упражнений, в которых подразумевается образный контекст, что придает осмысленность звучаниям. Например, логопед спрашивает детей, как шуршат под ногами листья (ш-ш-ш); как рычит собака (р-р-р); как гудит поезд (у-у-у) и другие.

Затем приступаем к восприятию определенных звуков речи, выделению их из общего потока речи (цепочки звуков, слов, словосочетаний). Вначале подбираются звуки, далекие артикуляторно и акустически. Например, детям дается задание хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [с] ([м, н, р, в]).

Затем выполняются упражнения на выделение звука [с] в словах (нос, киска, колесо, сумка) и определение его места в слове (в начале, в конце, в середине). Используем игры «Угадай по голосу», «Кто как кричит?», «Зашифрованное предложение».

На основе развитого фонематического восприятия детям легче будет овладевать правильным звукопроизношением. При коррекции звукопроизношения у детей с нарушением зрения необходимо задействовать и осязательный анализатор.

Тифлопсихологические исследования осязания, проведенные Л.И.Солнцевой, М.И.Земцовой, Ю.А.Кулагиным и другими учеными, показали, что осязание является мощным средством компенсации нарушенного зрения. Воспользуемся этими данными на этапе ознакомления ребенка с физиологическими особенностями строения органов артикуляции.

Это необходимо для того, чтобы впоследствии ребенок четко соотносил словесные обозначения с разными органами артикуляционного аппарата — губами, зубами, языком, нёбом и т.д. Наглядная демонстрация органов артикуляции проводится путем рассматривания рта логопеда и самого ребенка, используются также макеты искусственных челюстей, языка.

Макет языка легко изготовить самостоятельно: берется пластилин и размещается внутри медицинского резинового напальчника, в итоге получится пластичный макет языка. Таким макетом можно манипулировать, создавая любые позиционные уклады.

Для развития речевой моторики с детьми проводится артику-ляционная гимнастика. Качественному ее выполнению способствует привлечение осязательного анализатора, с помощью которого ребенок способен чувствовать и осмысливать движения, их напряженность.

На следующем этапе логопедической работы осуществляется по-становка или коррекция звукопроизношения. Объяснение расположения органов артикуляции, соответствующего правильному произнесению того или иного звука, ребенок получает в устной форме. Например, ему говорим (и показываем на макете), что для произнесения звука [с] надо улыбнуться, кончик языка задержать у нижних резцов (запомнить это положение) и дуть на середину языка.

В том случае, если не удается достичь требуемого произношения, логопед, исправляет руками положение артикуляционных органов, приводя их в необходимую позицию для данного звука.

При этом используем шпатель, логопедические зонды.

Когда необходимые навыки достигнуты, можно переходить к следующему этапу – закреплению правильного произношения. Использование макета речевого аппарата способствует не только решению задачи коррекции звукопроизношения, но и развитию тактильной чувствительности пальцев рук ребенка со зрительной патологией, которые при необходимости в дальнейшем облегчат обучение чтению рельефно-точечного шрифта Брайля, освоению пространственных отношений, совершенствованию мыслительных операций – понимание причинно-следственных связей при движении органов артикуляционного аппарата, искоренению накопления слов без конкретного содержания.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков используем кинестетический анализатор. Чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, мы стали применять такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот метод эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

К содружественным движениям языка и руки мы стали постепенно добавлять движения глаз. Таким образом, в процессе отработки артикуляционных движений, дети выполняли упражнения, способствующие укреплению глазодвигательных, окологлазных мышц, снятию зрительного утомления мышц.

Использовались следующие упражнения: «Часики», «Качели», «Улыбка», «Жало», «Змейка», «Жало», «Змейка», «Чашечка», «Птенчик».

Метод биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

При коррекции звукопроизношения у детей с нарушением зрения обязательно опираемся и на остаточное зрение: применяем модели артикуляции звуков. Их использование эффективно при постановке звуков.

Модель артикуляции помогает ребенку с нарушением зрения осмыслить процесс постановки звуков, позволяет не просто быть исполнителем воли взрослого, а быть активным участником этого процесса. Модель служит наглядной опорой, она постоянно напоминает ребенку, как нужно расположить язык, губы, включить в работу голосовые связки.

В отличие от артикуляционных профилей, которые трудны для усвоения ребенком, модели отсекают органы, не принимающие участие в артикуляции. Образ буквы (графического изображения звука) также не дает информации о положении органов артикуляции.

Ребенок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное качество звуков. То есть, применение моделей артикуляции звуков позволяет подключить в работу и слуховой, и зрительный, и речедвигательный анализатор, что очень важно для детей с нарушенным зрением. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков.

Таким образом, опора на слуховой, осязательный, кинестетический анализаторы и остаточное зрение помогают ребенку с патологией зрения успешно овладеть правильным звукопроизношением, что в дальнейшем способствует успешному обучению грамоте, устной и письменной речи.

Дидактическое пособие для занятий с детьми с нарушением зрения «Развивалочка»

Татьяна Бородина
Дидактическое пособие для занятий с детьми с нарушением зрения «Развивалочка»

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие для занятий с детьми с нарушением зрения «Развивалочка».

Один, два, три, четыре, пять,

Поможет нам считалочка

И столик «Развивалочка».

Компактный, долгоиграющий, прекрасный и совершенно безопасный.

В общем, наш столик, друзья, непростой.

Зрительное, слуховое, осязательное,

Развивает наш стол восприятие.

Внимание, память, мышление

И творческое вдохновение.

Даже ориентировка закрепляется с ним ловко.

Развивает качества коммуникативные,

И так необходимые, навыки спортивные.

Результат всегда отличный,

Ведь подход к малышам очень личный.

Но… мало будет рассказать,

Лучше это показать.

Один, два, три, четыре, пять,

Сверху будем начинать.

Нарисуем, что захочем.

Не получится – сотрем,

Рисовать опять начнем.

А теперь нырнем на дно.

– Камушки. Ура! Будет новая игра!

Выложи из камушков красивую картинку,

Домик, небо, солнышко и девочку Маринку.

Надоел нам песок – не беда.

Подавайте другой таз сюда.

Нальем в него воды, и вот,

Кораблик по реке плывет.

Мы дуем, трудимся старательно,

Пусть цели он достигнет обязательно!

Теперь придется по следам

Расставить все игрушки вам.

Матрешек по росту

Расставить очень просто.

Вас в мастерскую приглашаю,

Не заскучаем, обещаю!

Хочу, чтоб дети взяли нужные детали.

На основу их кладите, надавите, прикрепите.

Вы не бойтесь ошибиться, подвести, не справиться.

Потому что здесь ошибки быстро исправляются.

А вот он вам и «Стрелоплан».

Сейчас будьте очень внимательными,

С заданьем справитесь тогда обязательно.

Разложи картинки, Света, сделай одолжение.

А Серёжа назовет нам их расположение.

Висят мешочки и скучают,

Друг за другом подходите,

Что в мешках определите.

Закрывайте глазки, навострите ушки.

Будем сейчас с вами музыку мы слушать…

А теперь прошу вас, угадайте, дети:

На каком играла для вас я инструменте?

Нюх хороший у щенят, у волчат и медвежат.

Интересно нюх какой у наших маленьких ребят?

В пузыречке голубом, чем сильно пахнет?

Остальные пробки, дети, открутите,

И еще чесночный запах мне найдите.

Картина необычная, такого не встречали.

Поверхности различные здесь смело применяли.

Пощупайте, почувствуйте и быстро мне ответьте:

Названия поверхностей знают мои дети?

«Геоконт» игра всем известная,

Развивающая, интересная.

Резинки вам достала я,

Ты на схему посмотри.

И без опоздания

Кто – то спрятался за дверкой,

Кто так тихо там сидит?

Сунь – ка руку, да не бойся.

Нужно просто постараться.

Вдруг определим на ощупь…

А это что такое?

Выдвигалки? Как нам быть?

Как нам ящики открыть?

Ни к чему мудрилки, ни к чему гадалки.

Можем мы считалкой

(Считают: 1,2,3,4 – ящик мы легко открыли)

Приехал в гости к нам Театр!

Маша рада, Ваня рад!

… В ящики кладите, друзья, что хотите.

Своею задумкой детей удивите.

Продолжаем мы играть.

Нужно, дети, посчитать

Сколько здесь у нас квадратов?

Правильно! А теперь

В центр зеленого квадрата посадите стрекозу.

А магнит поставим в угол верхний правый желтого квадрата.

Заданье необычное, заданье непривычное!

Но огорчаться мы не будем,

Пробки быстро все прикрутим.

А теперь: Внимание!

У нас соревнование.

Мячи и дротики метаем,

Зоркость, дети, развиваем.

– Мы не дружим больше с ним!

В мяч играть мы не хотим!

Это, дети, не вопрос.

Скорее глазки закрывайте,

До пяти друзья считайте.

Открывайте правый глаз,

Сюрприз мой ожидает вас!

К заданью приступайте:

Не смеяться, не зевать, заплатки нужно отыскать.

Принарядим и обуем,

Заплетем и зашнуруем.

Вот так девочка у нас.

Наша Маша просто класс!

В сеть попался осьминог.

Освободиться сам не смог.

Вытащить из сети ноги.

Прищепки – подружки как птички порхают,

Похоже, что мест своих точно не знают.

Для каждой домик вы найдите,

По цвету их распределите.

А это что такое?

Скучная полянка, мне она не нравится.

Давайте, быстро превратим мы ее в красавицу!

Один, два, три, четыре, пять,

Как нам нравиться играть!

Ох уж эти сложности – противоположности!

Стол по кругу обойдем,

Все как нужно назовем.

Саша с Таней, не скучайте,

В «заплеталки» поиграйте.

Дима, милый, помоги.

Развяжи все узелки.

Читайте также:  Конспект деловой игры для детей с родителями

Света тренирует глазки, не спешит, старается.

В том, что польза точно будет, никто не сомневается!

Еще добавить хочется, что каждое задание

Имеет вариантов множество, лишь прояви желание.

Чехлов придумать, сколько хочешь можно без сомнения.

На то у нас фантазия и сверх воображение.

И ручки очумелые, и вся родня послушная

На детский сад работает.

Вот мы, какие дружные!

«Использование Информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения» часть 2 4.2. Условия проведения занятий. 1. Занятия проводятся с детьми 4-х лет и старше. 2. Методика рассчитана на курс, состоящий из 10-15 сеансов,.

Дидактическое пособие «Времена года и месяцы» для игр с детьми дошкольного возраста Авторы: Вотинцева Т. А. и Корнева О. С. Представляем вашему вниманию свое наглядное пособие «Времена года и месяцы» Пособие изготовлено.

Конспект интегрированной работы в разновозрастной группе с детьми с нарушением зрения «Путешествие ниточки» Задачи: *Познакомить детей с процессом изготовления ткани. *Рассказать, что для того, чтобы получить готовое изделие, трудится большая.

Конспект НОД с детьми подготовительного дошкольного возраста с нарушением зрения «Путешествие в космос» Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Зоопарк» Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 13 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Конспект НОД учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Конспект НОД учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Тема: Перелетные птицы Демонстрационный материал:.

НОД по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения. Непосредственная образовательная деятельность по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения. Воспитателя.

Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения Актуальность проблемы формирования и развития бытовых навыков у детей с нарушением.

Индивидуальное занятие логопеда с детьми с нарушением зрения. Игры с песком при автоматизации и дифференциации звуков Конспект индивидуального занятия логопеда с детьми с нарушением зрения. Игры с песком при автоматизации и дефференциации звуков. Тема:.

Обучение грамоте детей с нарушением зрения с использованием объемных 3D модулей

Разделы: Логопедия

В настоящее время значительно возросло количество детей дошкольного возраста, имеющих в анамнезе различные патологии зрения. Большую часть среди данных патологий занимает миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. Также увеличилось число детей, страдающих косоглазием, амблиопией атрофией зрительного нерва и катарактой,.

Зрительные патологии, особенно возникшие на ранних этапах онтогенеза, особенным образом влияют на формирование высших психических функций. Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью”. Это сказывается на развитии речевой функции у детей [4].

При построении коррекционной логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушение зрения в анамнезе, необходимо помнить, что развитие речи у таких детей подчиняется тем же закономерностям, что и развитии речи у детей в норме. Однако, имеются и свои особенности. Так, относительная бедность чувственного опыта, ввиду ограничения общения с окружающим миром, у таких детей проявляется в первую очередь проявляется в вербализме, замедленности актуализации словаря.

Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции также различен. Некоторые дети с нарушением зрения, поступив в школу, часто не слышали в слове отдельных звуков, не умеют сделать звуковой анализ, слово выступает для них лишь со смысловой стороны. Трудность в различении звуков у детей с нарушением зрения заключается в том, что они не видят или видят неточно артикуляции губ при произнесении звуков и воспринимают их только на слух. Поэтому выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и произношения (участие голоса, положение губ, языка, зубов). Четкое и ясное произношение каждого звука активизирует слуховое восприятие, улучшает его взаимодействие с артикуляцией. У детей с нарушением зрения отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка, связанные с особенностями их зрительного восприятия. На преодоление этих трудностей направлена работа логопеда, который, применяя разнообразные специальные приемы обучения, может предупредить возникновение этих нарушений.

На первоначальном этапе коррекционного логопедического обучения детей с нарушением зрения основное содержание работы направлено на выработку умения вслушиваться в звучащее слово, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, а также на выработку четкой артикуляции звуков, уточнение их звучания.

Для знакомства учащихся со звуком необходимо подбирать слова, где звук слышится наиболее отчетливо. Вычленение звука из слова начинается с гласной, находящейся в ударном положении в начале слова. Затем у учащихся вырабатывается умение вычленить звуки в словах различной слоговой структуры.

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения проводится на основание общепринятых методических разработок и принципов. Теория П.Я. Гальперина, описанная в работе “О поэтапном формирование умственных действий” позволила создать в практической логопедии систему обучения грамоте. В соответствии с данной теорией на втором этапе (материализация действия), в виду того, что дети, усваивая грамоту, вынуждены опираться на такие абстрактные понятия как “звук”, “слово”, “слог”, “предложение”, было решено использовать фишки для представления данных понятий в виде наглядной зрительной опоры. Т.е. замещение абстрактного понятия маркером (фишками).

Фишками в классической логопедии принято считать следующий набор: красные кружки – гласные звуки, зеленые квадраты – согласные мягкие глухие звуки, зеленые квадраты с колокольчиком – согласные мягкие звонкие звуки, синие квадраты – согласные твердые глухие звуки, синие квадраты с колокольчиком – согласные твердые звонкие звуки. Располагая эти фишки на плоскости, ребенок учится определять последовательность звуков в слове, вычленять заданный звук из ряда, а так же проводить звуковой синтез.

Однако использование классических маркеров при обучение детей с нарушением зрения звуко-слоговому анализу и синтезу возникали проблемы. Дети путали цвета, порядок расположение фишек. И как следствие, составляли неправильную звуковую схему, что приводило к сбою в остальных этапах. Подобные ошибки объясняются монокулярным зрением, а также нарушениями зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.

Логопедические занятия, проводимые с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, требуют специальных методик, которых, к сожалению, чрезвычайно мало. Поэтому специалистам, работающим в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушением зрения, приходится использовать имеющиеся методики для детей этого же возраста с нормальным зрением. Но весь материал проходит адаптацию в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития.

Поэтому, весь наглядный материал для логопедических занятий с детьми с нарушениями зрения, являясь значимой частью обучающего процесса, подбирался с учетом уровня зрительных возможностей и типом зрительных нагрузок, разработанных Л.А. Григорян. Так индивидуальное предъявление стимульного материала должно осуществляется на расстояние не более чем 30 – 35 см от глаз ребенка, для фронтальной работы – не далее чем 1 м от глаз. Учитывая тот факт, что при подготовке к занятиям с дошкольниками с нарушениями речи необходимо учитывать особенности сенсорных зрительных возможностей.

Учитывая специфику работы и стараясь облегчить работу по материализации действия, для детей с нарушениями зрения были применены объемные цветные модели. Данные модели были заимствованы из детского конструктора “Лего”. В частности, гласные звуки были заменены двумя прямоугольниками красного цвета (поставленные один на другой вертикально на плоскости), согласные мягкие звуки – прямоугольниками зеленого цвета, расположенные горизонтально на плоскости (звонкие мягкие согласные отличались от глухих высотой: 2 прямоугольника поставленные один на другой), согласные твердые – синие квадраты (звонкость и глухость звуков отображалась аналогичным образом: разницей в высоте фигур).

Заменив плоскостные фишки (маркеры) при обозначение звуков на объемные (3-D) модели, ошибки связанные с неправильной расстановкой их на плоскости, у детей с нарушениями зрения, при обучении навыкам звукового анализа и синтеза, практически исчезли.

Таким образом, дошкольниками усваивалось понятие звонкости звука в виде увеличения высоты фигуры, мягкости и твердости – виде изменения длинны фигуры, а понятие “гласный звук” выражалось в виде увеличения ширины. Цвет фигуры, в данном случае, выполнял второстепенную роль.

Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения

, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №60 компенсирующего вида», высшая квалификационная категория.

Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения

Музыкальное воспитание в детском саду играет большую роль в развитие творческой личности ребенка. А в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, так как благодаря использованию коррекционных упражнений и специально подобранных музыкально-дидактических игр музыкальные занятия дают ребенку не только радость и вызывают у него интерес, но и отвлекают его от зрительного недуга и способствуют развитию зрительного анализатора.

Работа с такими детьми проводится в тесной взаимосвязи со специалистами:

Активность воспитателя является непременным условием качественного проведения музыкального занятия с коррекционными задачами. Знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются детьми в повседневной жизни. Врач-офтальмолог помогает изучить особенности зрения каждого слабовидящего ребенка, а также состояние его здоровья. С тифлопедагогом согласовывается применение различных коррекционных игр и упражнений.

На ПМПк совместно со специалистами, определяются коррекционные цели и задачи, составляется программа индивидуального развития ребенка, исходя из чего, мы проводим подбор музыкально-дидактических игр и упражнений, определяем их последовательность и методику проведения.

Подбор музыкально-дидактического материала учитывает зрительные особенности и возраст детей, а также дает возможность решить следующие коррекционные задачи:

развитие слуховой и пространственной ориентировки;

использование цветов, тренирующих сетчатку глаза;

совмещение зрительного и слухового образов;

укрепление мышц глаз;

формирование бинокулярного зрения.

Для решения каждой из этих задач мы подобрали музыкально-дидактические игры.

Приведем примеры некоторых из них.

Развитие слуховой и пространственной ориентировки

Читайте также:  Формирование личности школьника с особыми образовательными потребностями

«Кто в домике живет» – раздаем детям по пять карточек с изображением животных (медведь, заяц, волк, лиса, мышка). Звучит музыка, изображающая этих животных. Дети должны по слуху определить о ком рассказывает эта музыка, выбрать карточку и занять соответствующий домик.

«Узнай, какой инструмент звучит» – за ширмой стоят инструменты (погремушка, дудочка, барабан) – дети по слуху должны определить, какой инструмент прозвучал. Это вариант для младших групп. В старших группах мы задание усложняем: увеличивается количество музыкальных инструментов, а также дети должны закрытыми глазами определить в какой стороне зала звучит инструмент (справа, слева, спереди, сзади).

«Найди свою игрушку» – расставляем по залу игрушки (желательно больших размеров и яркие), дети подходят к ним, рассматривают их. Звучит музыка, дети бегают по залу и по команде «Зайчик в гости пригласил», подбегают к игрушке зайчика и т. д. Игра повторяется несколько раз, пока дети не обойдут всех персонажей. В старших группах дети строятся в колонны (учитывается сторона окклюзии), маршируют под музыку и соответственно по команде поворачиваются к названной педагогом игрушке. К ориентировке в пространстве добавляется еще и построение по квадрату.

Употребление цветов, тренирующих сетчатку глаза, совмещение зрительного и слухового образов

«Светофор» – для игры мы используем три больших круга (красный, желтый и зеленый). Подбираем музыку: красный цвет – музыка тихая, спокойная – дети сидят на стульчиках или просто стоят. Желтый цвет – музыка бодрая – дети шагают, стоя на месте. Зеленый цвет – музыка быстрая и веселая – дети бегут по залу. Показывать цветные круги можно в любом порядке. Ведущим может быть ребенок. С помощью этой игры идет еще и закрепление зрительной и слуховой памяти. Умение различать музыку по жанрам, например: тихая, спокойная – может быть колыбельной, бодрая, энергичная – это марш, быстрая и веселая – любая плясовая.

Дети изображают пчелок – под веселую музыку двигаются в разных направлениях по залу. С окончанием музыки каждая «пчелка» занимает свой цветок (предварительно взрослый дает указание: либо через цветок, либо на каждый цветок, либо между цветками и. т.д.) Игра развивает ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, быстроту реакции.

«Цветик-семицветик» – для игры используются вырезанные из цветного картона лепестки цветов разного цвета. Дети должны собрать цветы с лепестками одного цвета ( младший

возраст), или цветы с лепестками разного цвета (старший возраст).

Звучит музыка различная по характеру. Дети должны при помощи движения ленточек отобразить характер и настроение музыки, затем охарактеризовать ее вербально. При этом включается творческое воображение, обогащается лексический словарь ребенка, воспитывается музыкальное слуховое восприятие. Акцентировать внимание ребенка на цвете.

«Узнай музыкальное произведение». Пособие к этой игры сделали в виде многоэтажного дома. Каждое окно – эта картинка, соответствующая определенному произведению. В этой игре мы используем такие произведения, в которых присутствует какое-нибудь действующее лицо, например: (кукла «Новая кукла», «Болезнь куклы» муз. Чайковского, клоуны из произведений «Будем кувыркаться» муз. Саца, «Клоуны» муз. Кабалевского и т. д.). Сам персонаж на картинке отсутствует. Прослушав музыкальное произведение, дети называют его, вспоминают композитора, находят в домике картинку по этому произведению и дополняют ее персонажем ( по принципу мозаики с пазлами).

«Музыкальные ступеньки» – дети определяют по мелодии поступенное движение вверх и вниз, показывают направление движения мелодии рукой, отслеживая глазами движение руки.

Развитие подражательных функций

В работе над этой проблемой нам очень помогают театрализованные музыкально-дидактические игры, например.

«Кто в теремочке живет» – каждому ребенку мы даем роль, количество персонажей может быть любое, все зависит от возраста детей. Дети должны изобразить характерные повадки животных не только движением тела, но и мимикой лица. Все это подталкивает ребенка на самостоятельное видение образа, импровизацию, воображение.

Театрализованные музыкально-дидактические игры стимулируют детей на активное участие в постановках спектаклей, помогают избавиться от комплекса неполноценности, раскрепощают их, способствуют более яркому раскрытию образа персонажа, развивают эмоциональные проявления.

В группах оборудованы музыкальные уголки, в которых в самостоятельной деятельности закрепляют накопленные знания. В каждой группе созданы театральные зоны, где есть небольшая сцена, уголок ряжения; дети с удовольствием перевоплощаются в различных героев, ставят сказки и показывают их младшим дошкольникам.

В детском саду собрана большая аудио-видеотека, что позволяет расширить кругозор детей, познакомить с музыкальной культурой народов мира.

Для детей с нарушением зрения мы подобрали фонотеку различных звуков – звуки природы, голоса животных, птиц, звуки транспорта и различные шумовые эффекты. Отдельно подобран музыкальный материал для сеансов релаксации, которые проводятся как во время занятий, так и в свободной деятельности детей. Детям коррекционных групп очень важно давать отдых от зрительной, эмоциональной и физической нагрузок.

Результативность работы с детьми с нарушением зрения является более эффективной, если занятия организуются как по подгруппам, так и индивидуально. В начале года совместно со старшим воспитателем составляется сетка музыкальных занятий, где учитываются все формы организации работы с детьми. Эти занятия помогают глубже изучить и понять психологию ребенка, его внутренний мир, и отношение к окружающему.

Многолетняя практика работы в детском саду для детей с нарушением зрения подтверждает, что тщательно подобранный музыкально-дидактический материал, используемый на занятиях и в повседневной жизни детей в комплексе с тесным сотрудничеством с врачами и тифлопедагогами, позволяет добиваться более высоких результатов в музыкальном воспитании детей. Итогом нашей работы является успешные выступления и постоянное участие детей в городских и областных конкурсах музыкального творчества.

Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения
картотека по логопедии на тему

Материал для автоматизации звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
n._v._nishcheva_budem_govorit_pravilno.doc580 КБ

Предварительный просмотр:

БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения

Художник П. Благов

ББК 74.3 Н717

Н717 Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 112 с. + цв. вкл. 40 с.

В пособии представлены упражнения для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей.

Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных учреждений и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.

Автор выражает искреннюю благодарность за помощь, поддержку и сотрудничество своему мужу Валерию Нищеву.

В последнее время всё у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Чаще других нарушается произношение свистящих звуков ([С], [С], [3], [3′], [Ц]), шипящих звуков ([Ш], [Ж]), аффрикат ([Ч], [Щ]), сонорных ([Р], [Р’], [Л], [Л’]) и йотированных звуков.

Нам представляется, что доверить постановку звуков, произношение которых нарушено у ребёнка, следует специалисту, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители под руководством и контролем логопеда. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в том случае, если ребёнок правильно произносит данный звук изолированно. Эта работа требует осторожности и постепенности.

Речевой материал представлен в книге с учётом традиционного порядка автоматизации и дифференциации звуков. Каждый поставленный звук сначала автоматизируется в слогах различных типов, затем в словах и только потом в различных видах развёрнутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком). С детьми, умеющими читать, представленные материалы можно не просто проговаривать, но и читать. Приступая к заучиванию стихотворных и прозаических текстов, необходимо отработать с ребёнком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук.

Наиболее сложным является процесс автоматизации звука в тексте. К этой работе можно приступить, когда ребенок

правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях.

Опираясь на принцип фонетической доступности, педагоги и родители должны подбирать тексты на автоматизацию звука, не содержащие ещё не поставленных или не автоматизированных звуков.

Приступая к работе над текстом, обязательно дайте ребёнку установку на то, что его речь должна быть чёткой, неторопливой, с акцентированным произношением автоматизируемого звука.

К дифференциации (различению) поставленного звука с другими звуками, сходными с ним артикуляционно и акустически, можно приступать только тогда, когда вновь поставленный звук произносится ребёнком правильно в любом звукосочетании. В этой работе следует опираться на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы. Последовательность и постепенность усложнения речевых упражнений при дифференциации звуков те же, что и при автоматизации: сначала различаем звуки в слогах, затем в словах, потом в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных дифференцируемыми звуками. Именно постепенность и последовательность обеспечивают затем дифференциацию звуков в спонтанной речи.

Методика автоматизации и дифференциации звуков различных групп однотипна, но требует использования различного речевого материала, представленного в пособии в соответствующих разделах. Каждый раздел снабжён цветными сюжетными картинками, которые могут быть использованы как иллюстрации к текстам для автоматизации и дифференциации звуков или в качестве совершенно самостоятельного дидактического материала.

В зависимости от этапа автоматизации вы можете использовать различные виды работы по картинкам. Можно предложить ребёнку перечислить все предметы, объекты, действия, признаки, в названиях которых содержится автоматизируемый звук. Можно, используя традиционный приём, попросить ребёнка повторять текст за взрослым, опираясь на иллюстрацию. Можно подготовить с ребёнком пересказ текста. Ставя
5

задачу не только автоматизировать и дифференцировать звуки, но и развивать творческие возможности ребёнка, можно упражнять его в составлении предложений или рассказов по картинкам от лица любого из персонажей и т. п.

Завершают разделы подвижные игры и упражнения, использование которых будет способствовать введению поставленных и автоматизированных звуков в речевое общение.

Приступая к работе по автоматизации и дифференциации звуков, необходимо учитывать характер нарушения произношения, уровень интеллектуального и общего развития ребёнка.

В пособии использован фольклорный материал, произведения русских классиков, а также стихи, потешки и рассказы
автора.

Ссылка на основную публикацию