Последовательность постановки и дифференциации звуков

Последовательность постановки и дифференциации звуков

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: При формировании правильного звукопроизношения необходимо соблюдать ряд общих требований к этапам логопедической работы. А также последовательность введения звуков в речь.

Статья:

При формировании правильного звукопроизношения традиционно соблюдается ряд общих требований к этапам логопедической работы. Существует определённая последовательность введения звуков в речь. Сначала ставятся «простые звуки»: А, У, О, И, Э, Ы; Б (Бь), П (Пь), М (Мь), В (Вь), Ф (Фь). После того, как данные звуки появились в самостоятельной речи ребёнка, начинается

работа над: Т (Ть), Д (Дь), Н (Нь), К (Кь), Г (Гь), Х (Хь), Й, С (Сь), З (Зь), Ц. Следующим этапом вводятся звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л (Ль). И только в самом конце ставится звук Р (Рь). Данная последовательность обусловлена готовностью

артикуляционного аппарата к определённому звуку.

Например, звук Ш требует подъёма кончика языка наверх. Если язычок Вашего ребёнка ещё не окреп для его подъёма, то стоит начать не с постановки звука, а с укрепления язычка, посредством специального логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

В индивидуальных случаях последовательность постановки звуков может

меняться. Например, если период постановки свистящих звуков (С, З, Ц) затягивается, а язык уже готов к шипящим звукам, то можно попробовать поставить

сначала их, а затем вернуться к свистящим. Так же бывают случаи, когда ребёнку, в

силу возраста, не удаётся контролировать свои артикуляционные уклады, и он начинает слишком эмоционально реагировать на неудачи, можно перейти к постановке звуков, которые лучше всего ему удаются. Это позволит избежать возникновения негативизма к занятиям. Однако, нарушение последовательности постановки звуков – это

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ.

Существует ещё спорные ситуации, которые стоит отметить особо. Иногда доводится слышать от родителей: «Нам не нужны звук С и Ш, нас интересует звук Р». Но не стоит ставить свои интересы, выше интересов ребёнка. Может быть, Вас

он и не интересует, а вот ребёнку без их правильного произнесения придётся несладко… К тому же, не умея правильно произносить остальные звуки, вряд ли

ребёнку удастся овладеть звуком Р. Кроме того, в процессе логопедических занятий с детьми предусмотрена

определенная последовательность работы с каждым звуком:

1. Подготовка артикуляционного аппарата

2. Первичная постановка звука

3. Закрепление его в устной речи

Для каждого конкретного звука требуется комплекс специальных упражнений

– артикуляционная гимнастика. Выполняя упражнения. Ребёнок должен активно и

сознательно работать, при этом ему должно быть интересно.

Ежедневно занимаясь артикуляционной гимнастикой, вы продолжаете работу над звуком, пока не появится правильная артикуляция и произношение. Когда ребёнок освоил новый для него звук, не требуйте, чтобы он стразу стал пользоваться им в речи. Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять изолированный звук, чтобы правильная артикуляция стала для него привычной.

Для ребёнка это не должно стать утомительной и скучной повинностью, поэтому выбираются разные игровые упражнения, которые чередуются и меняются.

Последовательность введения звуков в речь проходит по одной линии: от

слога к слову, к предложению. Однако, есть свои маленькие секретики при выборе

речевого материала во время автоматизации определённых звуков. Так отработка звуков «С», «Ш» (а также «З», «Ж», «Щ», «Х», то есть любой согласный длительно произносимый звук), начинается с длительного изолированного их произнесения, затем осуществляется переход к прямым слогам типа СА, СЫ, ША, ШИ. При правильном их проговаривании хорошо видна артикуляция звуков «С», «Ш», легко следить за положением кончика языка. Далее переходим к проговариванию слов с отработанными слогами в начале слова: САни, ШИна, САло, СЫн, Шапка…

После автоматизации звуков «С» и «Ш» в таких словах, можно переходить к другим слогам (СУ, СО, ШО, ШУ) и к словам с данными слогами. Затем работа продолжается на материале звукосочетаний типа АСА, АША, ЫША, ОСЫ, ИСА и др, то есть звук находится между гласными звуками. При этом необходимо обратить внимание на то, что данные звуки никогда не отрабатываются в одно время (просто система работы идентична).

Далее осуществляем переход к словам типа КАША, КИСА, ВЕСЫ, КОСЫ,

НОША… На этом этапе хорошо помогают чистоговорки. Их легко сочинить самим.

Принцип такой: выбираем любое слово, в котором изучаемый звук будет не последним и не первым, например: полоСа, «отрываем» последний слог СА и сочиняет чистоговорочку примерно так: «СА-СА-СА, на дороге полоСА» или совсем простую «СА-СА-СА – это полоса». Главное, чтобы при произнесении такой

чистоговорки ребёнок мог длительно повторять какой-то слог с изучаемым звуком и

затем вводить его в слово. Затем переходим к проговариванию слов в словосочетаниях и дальше – в предложениях (используем материалы логопедических тетрадей, сборников или просто детских книг). Вместе с данным

видом работы необходимо включать звук в короткие, а затем и длинные стихотворные тексты. Так планомерно осуществляется переход к автоматизации

звука в речи (вот тогда и надо просить ребенка следить за правильным произношением звука во всех словах).

Звуки, которые произносятся коротко, как бы взрываясь («К», «Г», «Ц», «Ч»,

«Т», «Д») рекомендуется автоматизировать несколько в ином порядке. Сначала так

же – изолированно «Ч-Ч-Ч» – стучит поезд по рельсам, «К-К-К» – кряхтит дед. Затем эти звуки проговариваются в обратных слогах: на первом месте находится

гласный звук, а затем наш изучаемый согласный звук: гласный поём долго, а согласный произносим коротко, легко, вот так: А-А-АЧ, А-А-АК… Когда будет легко проговариваться данный тип слогов, то надо сразу вводить чистоговорки (придумываем по описанному выше принципу). Далее переходим к сочетаниям типа АЦА, АЧА и к словам с данным сочетанием звуков. Постепенно вводим в занятия слоги прямые: ЧА, КА, ЦЫ и слова с этими слогами. Затем проговаривает любые слова в словосочетаниях и в предложениях и далее переходим к отработке звука в самостоятельной речи.

Работать над звуком «Л» можно по любой из представленных моделей, исходя из возможностей ребёнка – пробовать надо всё. Звук «Р» – интересный звук. Кто-то очень легко с ходу начинает трещать язычком и сразу получаются слоги, типа РА, РО, РУ и вскоре слова. В таких случаях звук с лёгкостью вводится в словосочетания, предложения и даже в речь. Однако, как правило, этот звук вызывает серьёзные затруднения при автоматизации: то не хватает ребёнку сил произносить его звонко и тогда звук теряется где-то в ротовой полости, произносится как бы шёпотом, приглушённо. Такой звук нельзя вводить в слоги и в слова, надо как можно дольше заниматься изолированным произношением (длительно трещать язычком при широко открытом рте, как только возможно). Если постановка звука шла от толчковых звуков Т или Д, то далее надо обращать пристальное внимание к переходу от этих звуков к другим толчковым звукам. На практике данный вид работы будет выглядеть так:

· Проговаривание звука «Р» в слогах ТРА, ДРА, ДРУ далее в словах с этим слогом в начале (ТРАВА, ДРАКА…), в середине (ваТРУшка, маТРАс…), в словосочетаниях и в предложениях с отработанными словами.

· Переход к звукосочетанию ПРРР, БРРР (учить выполнять треск от нового толчкового звука – П или Б), затем отработка в слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ , далее в словах с этими слогами.

· Переход к звукосочетанию КРРР, ГРРР , ВРРР, НРРР (учить выполнять треск от новых толчковых звуков), затем отработка в слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ , ВРА, ГРА, КРУ…далее в словах с этими слогами.

· Переход к сочетаниям АРА, АРО, АРУ… Если не получается всё ещё «оторвать» звук «Р» от толчкового звука, то перейти к толчковому «Ш» – ШРРР (это произнести очень сложно и ребёнок постепенно уберёт «Ш»)… далее в словах с этими сочетаниями.

· Потом переходим к автоматизации звука в любых положениях в словах, в чистоговорках , скороговорках. То есть, вся дальнейшая работа строится обычно: идёт автоматизация звука «Р» в словах, в предложениях, вводится звук в речь.

Этап дифференциации звуков речи

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б – п, д – т, г – к, з – с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов, например при дифференциации с – з: са-за-са, за-са-са и т.д. Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо – кольсо, ласточка – ластощка и т.д.).

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Сравнивается звучание звука со свистом ветра.

2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, зависящей от положения его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме.

Для определения звука в слове можно предложить детям следующие задания: поднять букву на заданный звук; отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук; придумать слова на заданный звук.

4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения

По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Последовательность постановки и дифференциации звуков

Коррекционная логопедическая работа состоит из нескольких этапов, дифференциация звуков это один из этапов логопедической работы над звуком. Часто мы слышим у детей дошкольного возраста замены звуков. Например «ш на с, ж на з, р на л». И, как в рассказе… получается «сыска, а не шишка», «лак, а не рак» и так далее. Дифференцируя звуки, мы учим ребёнка различению (смешиваемых) звуков, учим правильному употреблению их в речи. Этот этап – этап дифференциации звуков длится меньше, чем этапы постановки и автоматизации, но он очень значим. Звук поставлен, автоматизирован, можно радоваться, но появляется новая проблема, ребёнок начинает вставлять этот звук везде, где этот звук нужен и где не нужен (не сам, а шам; не лама, а рама).

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определённая педагогическая задача.

Логопедическое воздействие делю на несколько этапов:

1. подготовительный этап;

2. этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

3. этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Читайте также:  Предлоги - конспект занятия

Каким образом организуется работа по дифференциации фонем в ходе каждого этапа?

1. Подготовительный этап

Основная цель его – включить ребёнка в логопедический процесс. К специальным логопедическим задачам относятся: умение узнавать и различать фонемы и формировать артикуляторные (речедвигательные) умения и навыки. Эти задачи решаются параллельно. Важно научить ребёнка различать и узнавать фонемы. Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию правильного звукопроизношения. Чтобы работа над правильным произношением звука принесла успех, ребёнок должен его слышать. Это требует от ребёнка перестройки отношения к собственной речи, направления его внимания на звуки речи. Ребёнка нужно специально обучать осознанного звукового анализа. Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки дифференциации фонем, проводят в начале работы на материале с правильно произносимыми ребёнком звуками. Нужно научить ребёнка узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого.

Работу по восприятию и дифференциации неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Параллельно идёт работа по формированию недостающих движений органов артикуляции и вносится коррекция в неправильно сформировавшиеся движения, то есть, идёт работа по формированию артикуляторной базы звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка первоначальные умения правильного произношения звука на подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков их использования в речи (автоматизация умений, а также умений выбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки) .

В ряде исследований показано, что от момента появления того или другого звука у ребёнка, то есть его первого правильного произнесения, до включения в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Сначала новый звук употребляется параллельно (с имеющимся). Далее, новый звук начинает употребляться чаще, вытесняя полностью нарушенный звук из речи. Только после этого начинается процесс дифференциации нового звука. По мере того, как звук оказывается поставленным в слогах, ведётся работа по его включению в речь, или автоматизации.

Иногда оказывается, что уже в процессе автоматизации ребёнок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то необходимость в последующей работе над ним отпадает. В логопедической практике не раз требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его различению, то есть дифференциации.

Ребёнку предъявляю на слух попарно слова, содержащие новый звук, а так же звук, который ранее был его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребёнок смешивает в произношении. Ребёнок дифференцирует звуки и воспроизводит слова. Полезны тренировки в произношении слов-паронимов, при этом важно включить каждое слова в минимальный контекст. Проводиться работа по классификации слов с картинками. Если ребёнок умеет читать, можно провести работу по дифференциации звуков при чтении.

Работа над дифференциацией звуков способствует успешному включению в речь исправленной фонемы .

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков:

Цель его – сформировать у ребёнка умения и навыки без ошибок употреблять звуков во всех ситуациях общения. На данном этапе широко используются тексты, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный нужными звуками. На этом этапе так же проводится работа по дифференциации звуков в речи (если необходимо).

Таким образом, на каждом этапе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения параллельно проводится работа по дифференциации звуков. Именно работа по дифференциации звуков речи способствует формированию у ребёнка умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения.

Этап дифференциации смешиваемых звуков:

Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или близкими по артикуляции звуками. Это достигается путем специальных упражнений.

Работу по различению ребенком смешиваемых звуков ведём уже в подготовительный период и в период постановки звука. На подготовительном этапе учим дифференцировать заменяемые в речи звуки (с помощью слуха, а на этапе постановки звука внимание ребенка привлекаем к положению губ и языка, к струе выдыхаемого воздуха (при проговаривании смешиваемых им звуков). Например, «с» и «ш», «з» и «ж».

Дифференциацию звуков начинаем только тогда, когда смешиваемые звуки правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях, то есть когда они полностью автоматизированы.

Как и на предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Дифференцируем звуки последовательно:

• дифференциация в разных типах слогов («са-ша», «ас-аш», «сто-што») ;

• дифференциация в словах типа: «санки – шапка», «собака – кошка», «миска – мишка», «сутки – шутки», «сайка – шайка»;

• дифференциация в предложениях типа «Шла Саша по шоссе»;

• дифференциация в связных текстах, включающих оба смешиваемых звука;

• дифференциация в обычной разговорной речи; этот вид дифференциации сложен потому, что в обычной речи присутствуют не только два дифференцируемых и специально подобранных звука, но и все остальные свистящие и шипящие звуки, с которыми данный звук тоже не должен смешиваться.

Роль родителей в работе по дифференциации звуков велика. Родители помогают специалисту, выполняя задания, контролируя речь ребёнка дома.

Мне кажется, что последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения важна и необходима. Нарушение сказывается на общем результате и затягивает сроки коррекционной работы.

1. Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения звуков» ООО «ТЦ Сфера», 2012

2. О. В. Бачина, Л. Н. Самородова «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи» М., 2010

3. О. С. Рудик «С детьми играем – речь развиваем» Ч. 1, 2. М. 2012

Правильная постановка звуков при дизартрии

Основная проблема почти любого нарушения речи – это неправильное произношение тех или иных звуков. В зависимости от дефекта может быть нарушена как одна группа звуков, так и несколько.

Постановка звуков при дизартрии требует особых навыков от логопеда. Из-за тяжести нарушения, которое обусловлено патологиями нервной системы, процесс коррекции занимает от одного года до трех лет. Часто он требует дополнительных мер в виде физиотерапии и массажа.

  • Общая информация
  • Основные моменты
  • Подготовительные мероприятия
  • Артикуляционная гимнастика
  • Речевой слух
  • Соноры
  • Переднеязычные звуки
  • Вспомогательные меры

Общая информация

Постановка любых звуков проходит в четыре этапа и ни один из них нельзя пропускать. Перед любой работой обязательно проводится полное обследование состояния речи ребенка. Логопед проверят все звуки и отмечает степень дефекта (замена, искаженность и т. п.).

После проверяется слоговая структура. Для этого ребенку показывают картинки, названия которых состоят из разных по сложности слогов. Например, «мама», «папа» и другие. Посложнее − «ветки», «санки» и т. д.

Следующий этап – изучение фонематической стороны речи. Для этого показывают дошкольнику разные картинки и просят назвать первый, последний звук или найти все картинки на заданный звук.

Следующий этап – обследование лексики, то есть словарного запаса. Показывают группу предметов и просят классифицировать ее. Например, «это мебель» или «это посуда».

На заключительном этапе просят составить рассказ по картинке. На основе полученных сведений логопед делает заключение и определяет цели коррекционной работы.

У дошкольников обязательно проверяют состояние органов речи. Отмечают тонус (повышенный или пониженный), особенности строения, а также длину подъязычной связки.

Особенность дизартрии в том, что при ней отмечаются разные проблемы с дыханием. Из-за этого речь бедно окрашена, почти лишена эмоций и выразительности.

Основные моменты

Последовательность постановки звуков может быть разной. Некоторые специалисты предлагают начинать с гласных, потом переходить на согласные. Чиркина рекомендовала начинать с той группы, к которой готов артикуляционный аппарат.

Для начала постановки звука «Ш» при дизартрии или других необходимо выполнить несколько задач. Их цель подготовить почву для работы.

Родителям стоит приготовиться к тому, что для устранения нарушения потребуются месяцы работы.

Специалист занимается развитием:

  • слуха;
  • дыхания;
  • органов речи.

Именно эти три компонента дают основу для произношения тех или иных звуков. Без них ребенок не будет шипеть или свистеть, не говоря уже о рычании.

Занятия в детском саду проводятся как групповые, так и индивидуальные. Для увеличения эффективности работы родители в домашних условиях тоже осуществляют работу по закреплению тех или иных навыков.

Подготовительные мероприятия

Перед тем как начать постановку любого звука и проводить автоматизацию, необходимо создать условия для его появления. Для этого нужно развивать речевое дыхание.

При воспроизведении любой фонемы весь воздух идет в ротовую полость. Если он слабый или его нет, то не будет чистого произношения. Для его развития используют гимнастику Стрельниковой и разного рода тренажеры.

Их принцип работы одинаковый. Например, перед дошкольником кладут картину луга в цветах. На ромашке сидит божья коровка, вырезанная из бумаги. Ее нужно аккуратно сдуть.

Внимание ученика концентрируют на том, что нужно сделать вдох носом и силой выдохнуть через рот. Если действия осуществлены правильно, божья коровка будет сдута с картинки.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Если это происходит, то можно слегка держать их ладонями.

Полезно дуть на султанчики, ветродуйчики, перья. Словом, все, что может показать движения воздуха. Ни в коем случае нельзя проводить занятие без визуализации. Дошкольник попросту не поймет, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука «Р» при дизартрии и других необходимо подготовить органы речи. Из-за повышенного или пониженного тонуса, плохого уровня чувствительности движений ребенку сложно выполнить некоторые позиции. Например, поднять кончик языка к зубным альвеолам.

Гимнастика всегда проводится перед зеркалом! Ребенок должен привыкать к визуальному контролю!

Комплекс упражнений подбирается индивидуально для каждой группы звуков.

Например, для свистящих он включает:

  • «Блинчик» — плоский язык кладется на нижнюю губу и слегка прикусывается языком. Процесс сопровождается произношением звука «пппппппп».
  • «Лопата» – широкий язык кладется на нижнюю губу и удерживается несколько секунд.
  • «Часики» – рот открыт, язык не касается губ и зубов, передвигается из стороны в сторону.

Гимнастику проводят до тех пор, пока не будет идеального воспроизведения. Нельзя пренебрегать этим этапом. Без способности сделать «чашечку» (при открытом рте язык высовывается и поднимаются его края) невозможно говорить о произношении «Ш».

Речевой слух

Для того чтобы ребенок успешно усвоил новое произношение, он должен отличать его на слух. Это важно и для дифференциации разных групп, например, звонких и глухих.

Поэтому развитие начинают с использования неречевого материала. Например, ребенку показывают, как мнется бумага, стучит карандаш об стол, переливается вода из стакана в стакан. После его просят отвернуться и на слух он должен определить действие.

Нельзя давать дошкольнику возможность угадывать! Любые попытки наобум выдать ответ нужно пресекать. На вопросы логопед не отвечает, но можно наводить на мысль «как думаешь, что журчит?» или «что шуршит?».

Можно показывать картинки с изображением музыкальных инструментов и показывать образец их звучания. После отрывки включаются в случайном порядке, и ребенок должен показать правильный ответ.

Еще одно простое задание, которое легко осуществимо в домашних условиях. Дошкольнику предлагается закрыть глаза и прислушаться к окружающему миру. Он должен определить, что происходит вокруг него. Например, поехала машина, на кухне мама моет посуду, мяукает кошка и т. п.

Только после того, как начнет хорошо идти различение неречевых звуков, переходят к речевым. Для начала используют гласные звуки.

Нельзя давать образ буквы – это собьет ребенка с толку и запутает. В качестве символов используют знаки, которые предложила Ткаченко.

Дошкольнику объясняют, как произносится звук «А» (широко открыв рот) и показывают большой кружок красного цвета – он будет символом. После разбирают звуки «У» и «О». Предлагаются задания на определение звука при беззвучной артикуляции.

Понемногу учат выделять место звука. Например, называют ряд «О, А, О» и просят сказать какой звук первый. Для облегчения понимания показывают картинку поезда или машины (рассказывая, что есть начало, середина и конец).

Только после того, как этот этап идеально отработан, переходят к постановке звука «С» у ребенка с дизартрией и других.

Соноры

К этой группе относят «Л», «Р» и их мягкие пары. Целесообразно начинать коррекцию с них, попутно отрабатывая подготовительный этап для шипящих. Нередко они быстро отрабатываются.

Всего есть три способа постановки звука:

  1. механический – для него нужны зонды или их заменители;
  2. по подражанию – не всегда возможен;
  3. смешанный – подразумевает использование и того, и другого.

Постановка звука «Р» при дизартрии лучше проводится зондом. Из-за проблем с двигательными мышцами вызвать его по подражанию не получится. Зонд выглядит как гладкая палочка с небольшим шариком на конце.

Ребенка лучше уложить на спину. Он должен расслабиться. Его просят открыть рот, поставить кончик языка на альвеолы и произносить искаженный звук «З» (при условии, что он есть в речи). В этот момент зондом аккуратно раскачивают язык.

Читайте также:  Автоматизация звука (С) в слогах, словах, словосочетаниях - индивидуальное логопедическое занятие

При быстрых движениях будет слышен правильный рык. Акцентируют внимание дошкольника на этом моменте. В отличие от других звуков, с механической помощью можно начинать автоматизацию. Для этого лучше использовать стечения слогов с «ТР» и «ДР».

Постепенно, незаметно для ребенка, зонд отодвигается, и дошкольник начинает сам правильно рычать. После слогов используют слова и последний этап – скороговорки и рассказы.

Звук «Л» лучше всего ставить межзубно. Для этого ребенку предлагают слегка прикусить кончик языка и произнести звук «Ы». Данное упражнение называют «гудок парохода».

После того как этот этап удается хорошо воспроизводить нужно убрать язык за зубы.

Для этого потребуется выполнение небольшой хитрости. Дошкольнику предлагается представить, что язык – это мышка. Чтобы ее спрятать, после гудка нужно кончик быстро убрать. В таком случае он автоматически чиркнет по альвеолам и будет слышен правильный звук «Л».

Автоматизация происходит таким же образом. Вначале используют прямые и обратные слоги, потом слова, далее скороговорки.

Для того чтобы сделать этот процесс интересным используют разные игры. Например, для автоматизации слогов предлагают представить, что комната — это болото. Для передвижения нужно прыгать по кочкам и произносить слоги.

Либо применяют разнообразные настольные игры-ходилки. Кружочками раскладывают марблс, проходят пальцами и т. п.

Переднеязычные звуки

При дизартрии нередко страдают все группы звуков. Например, «Д», «Т» и их мягкие пары. Для коррекции используют разные приемы. Перед этим обязательно разрабатывается подвижность нижней челюсти. Кончик языка должен подниматься к верхним зубам.

Для постановки звука «Д» у ребенка с дизартрией используют следующий прием: просят произносить «Б» длительно и в это время шпателем аккуратно поднимают кончик языка. После акцентируется внимание на слуховом восприятии.

Иногда допускается коррекция звука «Т» в межзубной позиции. Для этого предлагают дошкольнику языком постучать между зубов и говорить «та». Со временем язык сам уберется за зубы.

Для каждой группы приемы постановки могут быть разными. Например, заднеязычные («К», «Г», «Х» и мягкие пары) целесообразно ставить специальным зондом, который будет отодвигать язык вглубь рта.

Вспомогательные меры

Нередко при дизартрии отмечается повышенный или пониженный тонус органов речи. Для того чтобы справиться с этой проблемой используют логопедический массаж.

Он может быть как ручным, так и зондовым. Процедура заключается в поглаживании, небольшом надавливании на разные участки. Часто его проводят на каждом занятии в начале. Это позволяет сделать мышцы восприимчивыми к воздействию.

Часто дизартрию сопровождает повышенное слюноотделение. Для снижения секреции дают кисели, жевать галеты и сухари. Перед занятием ребенка садят на стул, предлагают запрокинуть голову и имитировать жевание. Логопед может массировать точки за ушами, места соединения челюстей. Это позволит снизить работу желез.

При постановке звуков нет единых схем. Для каждого ребенка способы подбираются индивидуально.

Конспект по логоритмике для детей среднего возраста с ОНР

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Конспект занятия по логоритмике в группе с ОНР. Тема занятия: «В осеннем лесу».

Статья:

Неречевые цели:

• развитие координации движений, ориентации в пространстве;

• развитие слухового внимания, памяти;

• формирование умения работать в коллективе;

• развитие чувства ритма;

• развитие фантазии, творческих способностей;

• воспитание музыкального слуха;

• нормализация мышечного тонуса.

Речевые цели:

• развитие речевого дыхания;

• развитие мимической и артикуляционной моторики;

• развитие координации речи с движением;

• развитие интонационной выразительности речи;

• активизация словаря по темам «Лес», «Дикие животные».

Оборудование: картина «Осенний лес», игрушечные елочки, муляжи грибов. Игрушки — ежик, медведь. Деревянные ложки, трещотки.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята.

Наступил новый день.

Заниматься нам не лень.

Вас в лес сегодня приглашаю

И новых встреч всем обещаю.

Закройте глаза и вместе со мной произнесите волшебные слова: «Здравствуй, здравствуй, чудо-лес, полный сказок и чудес!»

Звучит музыка. Дети открывают глаза. Появляется картина «Осенний лес».

Упражнение на развитие координации движений, ориентации в пространстве.

Логопед. Самая радостная и красивая осень — в лесу. В городе хмуро и сыро, а в нашем волшебном лесу осень все раскрасила яркими красками. Мы на опушке леса. Посмотрите, между деревьями бежит тропинка. Она нас манит, зовет.

Справа — елка, слева — елка,

Березка и осинка.

Дети топающим шагом идут между расставленными елочками. Звучит музыка.

Логопед. Как здесь много грибов! Давайте их собирать.

Музыка — любой марш, размер 4/4.

Утром дети в лес пошли, Энергичный шаг на месте.

По дороге гриб нашли. Наклоны вперед. Руки на поясе. Ноги в коленях не сгибать.

А за ними — посмотри… Руки на поясе. Наклоны вправо-влево.

Показались еще три.

Дети очень поспешили Бег на месте.

И грибы все уронили. Всплеснуть руками, опустить голову.

Логопед. Вы набрали много грибов. Они такие разные. А теперь давайте посмотрим, какие грибы вы положили в корзинки.

Логопед загадывает загадки. Дети отгадывают и достают из корзинки муляжи грибов.

Под березкой я живу,

Крепко с деревом дружу.

Логопед. Ну а я дружу с осинкой.

Положи меня в корзинку.

Логопед. Я — рыжий маленький

Залезу быстро в кузовок.

Есть у меня сестричка -Хитрая…

Логопед. На ножке крепкой я стою,

Травку мягкую люблю.

К восхищению привык

Логопед. Кто-то спрятался в корзине и хвалит себя:

«Я красивый, в красной шляпе.

В горошек белый вся она.

Нарядней нет грибка на свете.

Меня берите, детвора!

Удивлю я вас узором,

Логопед. Какие грибы мы оставим в корзинке? Какие грибы нельзя есть? Почему?

Упражнения на развитие слухового внимания. Звучит музыка.

Логопед. Вы запомнили, какие грибы можно собирать?

Дети. Подберезовик, боровик…

Дети под веселую музыку идут по залу. Когда слышат название съедобного гриба (лисичка, подосиновик и т. д.), приседают и «кладут гриб в корзинку», а когда слышат название ядовитого (мухомора, поганка) — топают ногами и быстро машут перед собой кистями рук.

Упражнение на развитие координации речи с движением.

Логопед. Солнце поднимается все выше и выше. Просыпается лес. Просыпаются лесные обитатели.

Утро настало, Руки, прижатые к груди ладонями

Солнышко встало. внутрь, медленно развести в стороны.

Затем кулаки сжать, большими пальцами совершать круговые движения.

Яркое, лучистое, Руки поднять вверх, пальчики разве-

Очень-очень чистое. дены.

Первый лучик протянуло — Сцепить большие пальцы — «голова

Птичка из гнезда вспорхнула, птички». Пошевелить остальными пальцами — «птичка машет крыльями».

Второй лучик спозаранку Сжать пальцы в кулак, выставив ука-

Разбудил трусишку-зайку. зателъный и мизинец.

Зайка улыбнулся, Встать на носки, потянуться, подняв

К солнцу потянулся. руки вверх. Посмотреть на пальцы.

Ушками похлопал, Имитировать движения.

Третий луч пробрался в дом, Скрещенные руки над головой. Паль-

Ежонка разбудил потом. цы расправлены.

А четвертый, шалунишка, Имитация движений медведя.

Разбудил в берлоге мишку.

Упражнение на развитие дыхания.

Звучит музыка (вальс).

Логопед. Глубоко вдохнул, потянулся могучий дуб.

Прижать руки к груди — вдох. Задержать дыхание. Длительный выдох: «хэ!» Руки развести в стороны, плавно опустить.

Пошевелили веточками березки-красавицы.

Руки вверх — вдох. Задержать дыхание. Выдох: «ха!»

Немного грустно зашелестели ивы.

Руки на уровне плеч, кисти опущены — вдох. Руки плавно опустить, шевеля пальчиками. Выдохнуть, произнося: «хо».

Камыши на берегу чуть слышно вздохнули: «ш-ш…»

Плавно поднять руки вверх, опустить, пошевелить пальчиками.

Упражнение на развитие выразительности движений средствами общей моторики.

Логопед. Каждое утро в лесу начинается с зарядки. Звучит музыка (для разных персонажей мелодии исполняются в разных темпе и регистре).

Раз — прыжок, Подпрыгнуть.

Два — присядка. Присесть.

Это заячья зарядка. Ладошки на голову — «ушки на макуш-

ке». Прыжки на месте.

А лисята как проснутся, Кулачками протереть глаза.

Любят долго потянуться. Потягивание с отводом рук.

Обязательно зевнуть, Зевнуть, прикрывая рот ладонью.

Ну и хвостиком вильнуть. Движение бедрами из стороны в сторону.

А волчата — спинку выгнуть Прогнуться в спине вперед.

И легонечко подпрыгнуть. Легкий прыжок вверх.

Ну а мишка косолапый, Руки полусогнуты в локтях, ладошки

соединены ниже пояса.

Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.

То одну, то обе вместе, Переступание с ноги на ногу.

Долго топчется на месте. Раскачивание туловища из стороны в

А кому зарядки мало — Развести руки в стороны на уровне

Начинает все сначала. пояса ладонями вверх.

Логопед. Поднялось солнце высоко! Все жители леса спешат по своим делам. Вот пробежал ежик.

Упражнение на развитие просодической стороны речи.

(По методу В. Емельянова.) Звучит музыка.

Логопед. Частым лесом тупы-тап,

Мчался ежик со всех лап.

Дети бегут на месте легкими семенящими шагами. Локти прижаты к бокам, мягкие ладони опущены. Встряхивая кистями, произносят: «ф, ф!»

Ежик, еженька, постой.

Дети стоят, обхватив голову руками, качаются впра¬во-влево, произносят нараспев: «ой… ой. »

Ежик лапками — туп! туп!

Хлопают по коленям, произносят на энергичном выдо¬хе: «п! п!»

Ежик глазками — луп! луп!

Энергично сжимают и разжимают ладони, поднятые на уровень глаз, энергично произносят звукоподражание.

А вокруг покой и тишь.

Подносят указательный палец правой руки к губам: «ш…»

Лишь елозит в листьях мышь.

Кистями рук «отгоняют мышку», произнося: «кыш!»

Ежик в листьях — тапу-тап.

Медленно идут, «загребая ногами листья».

Ежик мышку лапкой — цап!

Делают руками хватательные движения, произнося: «an!»

Но попался за хвосток

Лишь березовый листок.

Дети двумя руками осторожно поднимают «листок», внимательно его рассматривают, тяжело вздыхают: «ох».

Побежали к речке умываться.

Только медвежонок не захотел.

Дети выполняют движения, проговаривая текст стихотворения.

Утром звери просыпались,

Чисто звери умывались.

Мишка лишь не умывался,

Неумытым он остался.

Тут все звери закричали,

Мишку в воду затолкали…

Стали мыть его, купать,

С головою окунать.

Упражнения на развитие силы голоса.

Дети пропевают чистоговорку по ступеням до-мажорной гаммы, постепенно увеличивая силу голоса.

Да-да-да — в речке чистая вода. Медленно и плавно руками де-

лать волнообразные движения.

Ой-ой-ой — окунаем с головой, Обхватывать голову руками.

Ды-ды-ды — Погрозить указательным паль-

жить нельзя нам без воды, цем правой руки.

Ой-ой-ой — Руки на поясе.

не будем мы дружить с тобой.

Упражнение на развитие интонационной выразительности речи, мимической моторики.

Логопед. Лес наполнился разными звуками: кто-то шуршит, а кто-то фыркает.

В очень громких сапогах…

Дети. Ходит по лесу Ба-бах!

Дети произносят звукоподражание в низком регистре. Сердито топают.

Логопед. И, заслышав этот звук.

Дети. В ветках спрятался Тук-тук.

Звукоподражание произносят настороженно. Стучат кулачками по коленкам.

Логопед. На сосну взбежал…

Произносят звукоподражание в восходящем движении, энергично сжимая-разжимая кулачки.

Логопед. В чащу кинулся…

Произносят звукоподражание испуганным голосом в нисходящем движении, ударяя пальцами правой руки по ладони левой.

Логопед. Чик-чиришка в листья…

Испуганно «машут крылышками».

Логопед. Шебуршонок в норку…

Легко «пробегают» пальчиками правой руки от кисти к плечу.

Вместе. Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Приседают, улыбаются, прислушиваются.

Упражнение на развитие чувства ритма.

Логопед. А в лесу начался настоящий концерт. У каждого лесного жителя свой инструмент: Застучал своим длинным клювом дятел… Забарабанил лапками по пню маленький зайчишка… Залязгал зубами голодный волк… Затопал по своим делам шустрый ежик…

Логопед задает ритмический рисунок, а дети повторяют: хлопают руками, топают ногами, стучат деревянными ложками, трещотками и т. д.

Упражнение на развитие творческих способностей.

Звучит музыка (русская народная песня «Ах вы сени, мои сени»).

Дети. Ай дили, дили, дили —

Мы кого-то видели.

Ай дили, дили, дили —

Мы кого-то видели.

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Ребенок-водящий движется в середине круга в противоположную сторону.

Он сидел под кустом,

Громко щелкал языком.

Выполняются движения в соответствии с текстом.

Очень зло на нас глядел,

Съесть, наверное, нас хотел.

Дети мимикой и пантомимикой передают характер персонажа.

Логопед. Может, это был кабан?

Машут руками от себя.

Логопед. Может, это серый волк?

Машут руками от себя.

Логопед. Может, это был медведь?

Дети. Не смогли мы разглядеть. (Обращаются к водящему.)

Ты нам немножко подскажи,

Водящий выразительными жестами изображает животное, а дети отгадывают. Затем под музыку танцуют все вместе. Игра повторяется несколько раз.

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук, ног, корпуса.

Логопед. А в это время медвежонок Миша, умытый и веселый, проголодался. Он решил полакомиться сладкой малиной. Набрал он целую корзину ягод.

Мишка нес домой малину —

Ягод целую корзину.

А дорога так длинна,

Читайте также:  Дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий

А корзина тяжела.

Руки сильно напрягаем

Из рук ее не отпускаем.

Руки твердые… Понятно,

Это очень неприятно.

Как веревки руки стали.

Всем становится понятно

Встать прямо, слегка развести руки и сжать пальцы в кулак, сосредоточив внимание на напряжении в мышцах рук, корпуса. Опустить руки, расслабить.

Устал медведь, на пень присел,

Сладких ягодок поел.

Ноги сильно напрягаем,

Выше, выше поднимаем.

А потом их опускаем.

Сесть на коврик. Руки в упоре. Поднять ноги. Каждая мышца напрягается, становится очень твердой. Ноги опустить. Расслабиться.

Упражнение на развитие фонематического восприятия.

Логопед. В лесу еще кто-то живет. У него нет ни рук ни ног. Это эхо.

Выбирается водящий, который стоит в конце зала спиной к детям. Остальные участники игры берутся за руки и, медленно приближаясь к водящему, поют:

Ира (имя ребенка), ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки открывай,

Кто позвал тебя — узнай.

Один из детей произносит имя: «Ира».

Водящий должен по голосу узнать говорящего. Если угадает, присоединяется к группе детей.

Логопед. Вам понравилось в лесу? С кем вы познакомились?

Дети. Понравилось! Мы познакомились с медведем, волком…

Логопед. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Конспект занятия по логоритмике в средней группе для детей с онр 4-5 лет по теме :”Зимушка, зима”
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Цели:

Коррекционные:

– закрепление навыков координации речи детей с движением;

– совершенствование общей и мелкой моторики;

– совершенствование основных параметров движений артикуляции;

– развитие пластики, мимики;

– развитие длительности, плавности речевого выдоха;

Воспитательные:

– воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе;

– развитие произвольного внимания (концентрация, переключаемость), памяти;

Образовательные:

– развитие музыкальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
dorman_o_p_zimushka_zima.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по логоритмике

в средней группе для детей с онр 4-5 лет

по теме : “Зимушка, зима”

– закрепление навыков координации речи детей с движением;

– совершенствование общей и мелкой моторики;

– совершенствование основных параметров движений артикуляции;

– развитие пластики, мимики;

– развитие длительности, плавности речевого выдоха;

– воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе;

– развитие произвольного внимания (концентрация, переключаемость), памяти;

– развитие музыкальных способностей.

Оборудование : игрушки: шишка, сосулька, орех, корзинка, сюжетная картина «Вьюга», ленточки, капельки большие и маленькие, маски зайцев и белочек, снежинки, мелодия “Играют маленькие волны” Т. Гомез (аудио сборник “Волшебство природы”).

I Вводная часть

1. Динамическое упражнение.

Ходьба друг за другом.

Дети “едут на поезде” – дробным шагом; в такт шагам произносят:

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро в гости мы приедем,

Там и сможем отдохнуть.

Чах-чах, чу-чу-чу, – Ходьба на месте:

Далеко вас укачу-у-у-у!

Девочки, внимание! Мальчики, внимание!

Есть для вас еще весёлое задание:

Катаемся на лыжах.

– Мы бежим, бежим вперёд

На прозрачный крепкий лед.

“Катаемся на коньках” – скользящий шаг.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок: Бег с прямыми руками перед собой.

На полянку прилетели,

Отдохнуть все дружно сели: приседаем.

На полянке очень много

Разной высоты сугробов: Дети разводят руками вверх, вниз, встают на носки.

– Здесь в снежки мы поиграем

И, конечно, покидаем.

Раз-раз, закидаем всех сейчас! Имитация бросания

II Основная часть.

2. Упражнения для развития пластики «Снежок»

На полянку, на лужок (плавное отведение рук в стороны поочерёдно)

Тихо падает снежок (плавные движения руками перед собой поочерёдно)

Белые снежинки, Белые пушинки (плавные движения руками перед собой одновременно)

Но подул вдруг ветерок, (плавные движения руками над головой)

Закружил снежинки (волнообразные движения рук перед собой)

Улеглись снежинки (плавные движения руками перед собой поочерёдно)

Легкие пушинки (плавные движения руками перед собой одновременно приседаем)

3. Упражнение на развитие дыхания, артикуляции “Подуем на плечо”

Подуем на плечо (Вдох, выдох с поворотом головы вправо)

Подуем на другое (Вдох, выдох с поворотом головы влево)

С небесной тучки снег (Вдох, выдох с подьемом головы вверх)

Летел тихонько вниз(Вдох, выдох с подьемом головы вверх)

Подуем мы на грудь (Вдох, выдох с опусканием головы вниз)

Снежинки с нее сдуем(Вдох, выдох с опусканием головы вниз)

Подуем мы на облака (Вдох, выдох с круговыми движениями головы)

И остановимся пока (Вдох, максимальный выдох)

4.Формирование темпа и ритма.

Ребята зимой на наших домах появляеться сосульки, но когда пригревает солнышко они начинают таять и капать. У сосулек есть своя песенка.

Солнышко греет то сильно, то чуть чуть, капельки капают то медленно “кап-кап-кап”(пальчиком правой руки ударяем в ладошку левой руки),

то быстро “кап-кап-кап” (в быстром темпе, на другой руке).

А теперь давайте мы споём песенку сосулек, когда я покажу,большая капелька означает, что надо петь медленно, а маленькие – быстро.

Послушайте, как я пропою эту песенку.

КАП-кап-кап-кап КАП – КАП – кап-кап

5. Упражнение на развитие внимания и мимики.

– Появились снеговики и снегурочки.

Снеговики – веселые (стоят), а снегурочки – грустные (присели).

Снеговики и снегурочки меняются ролями несколько раз.

6. Упражнение для развития координации движений и речи “Снежинки”

(И,п. – ноги на ширине плечь, руки на поясе)

Мы снежинки, мы пушинки.(наклоны головы в право в лево)

Покружиться мы не прочь.(поворот на 360 град.)

Мы снежинки , балеринки.(наклоны туловица в вправо в лево)

Мы танцуем день и ночь.(приставной шаг в лево в право)

Мы деревья побелили.(подьем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)

Землю бархатом укрыли.(приседание с развидением рук)

И от стужи сберегли.(руки в стороны, вниз и возвращение в и.п.)

7. Дыхательно- голосовая игра на развитие гласных звуков, силы голоса “Вьюга”

Перед детьми- сюжетная картина «Вьюга».

По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у.

По сигналу – «Сильная вьюга»дети громко произносят: У-У-У.

По сигналу « Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса.

По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Речевые сигналы можно сопровождать движением руки:

горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса,

руки вниз – уменьшение силы голоса.

Мы шли, шли, шли (ходьба в разные стороны)

Шишку нашли (Показывают руками силуэт шишки)

Нагнулись, подняли (Имитируют движения по тексту)

В корзину положили И дальше пошли (Шаги на месте)

Мы шли, шли, шли (ходьба в разные стороны)

Сосульку нашли (Показывают руками силуэт сосульки)

Нагнулись, подняли (Имитируют движения по тексту)

В корзину положили И дальше пошли (Шаги на месте)

Мы шли, шли, шли (ходьба в разные стороны)

Орешик нашли (Показывают руками силуэт орешки)

Нагнулись, подняли (Имитируют движения по тексту)

В корзину положили И дальше пошли (Шаги на месте)

9. Упражнение для развития мелкой моторики .

“Зайчики и белочки”

Зайчики и белочки вышли погулять (кисти в кулачек, поочередное разгибание и сгибание пальцев)

На полянке снежной в салочки играть ( Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей)

Выходи скорей в кружок (3 хлопка, кисти принимают форму шара)

Здравствуй, здравствуй, мой дружок!( Пальцы правой руки поочередно встречаются с пальцами левой руки.)

10.Подвижная игра “Поймай хвостик”

Цель: Развивать ловкость, сообразительность, точно соблюдать правила игры, упражнять в беге с увертыванием, в построении в круг. Проявлять выдержку и волю.

Играющие стоят по кругу, у каждого цветная ленточка (хвостик) прицеплена сзади. По сигналу: “Беги!” дети разбегаются по площадке. Водящий ловишка старается вытянуть «хвостик» у ребят. Кто остался без “хвостика”, отходит в сторону. По сигналу “Раз, два, три! В круг скорей беги!” дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает ленточки, а затем возвращает их детям. Игра повторяется с новым ловишкой.Победитель в игре кого не разу не поймали.

Реснички опускаются, глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дети ложатся на коврики, звучит легкая музыка.

– Сон прошел, вставать пора,

Мы спокойны, как всегда.

Дети ложатся на ковер, звучит мелодия “Играют маленькие волны” Т. Гомез (аудио сборник “Волшебство природы”).

Итог занятия: Какие вы молодцы ребята, так хорошо играли, пели, выполняли задания. А что вам больше всего понравилось делать?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В здоровом теле – здоровый дух»Физкультурно-познавательное занятие.

У ребят с Общим недоразвитием речи проблема носит системный характер. Логопеды в своей практике сталкиваются с самымми разными вариантами по.

Конспект занятия по аппликации в средней группе по нетрадиционной техникеТема:”Птички клюют ягодки на рябиновой веточке”Программное содержание:Воспитывать эстетически-нравственное отношение к пт.

Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно.

Как проводят зиму в лесу животные.

Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы».

Конспект занятия НОД в средней группе по познавательному развитию на тему «Волшебное чудо зимы – снежинка» Цель – продолжить знакомить детей со свойствами снега и льда. Развивать психические проц.

Конспект занятия по логоритмике в средней группе для детей 4–5 лет с ОНР по теме «Лес. Грибы»

Елена Шлейгер
Конспект занятия по логоритмике в средней группе для детей 4–5 лет с ОНР по теме «Лес. Грибы»

Конспект занятия по логоритмике в средней группе для детей 4-5 лет с ОНР по теме “Лес. Грибы”.

тема: “Лес. Грибы”

– развитие памяти, внимания, оптико–пространственных функций;

– двигательной сферы, ручной моторики;

Оборудование: картинки грибов, ритмический рисунок (капли, музыкальные инструменты.

I Вводная часть

1. Динамическое упражнение.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём,

Может быть в лесу осеннем

Мы грибок с тобой найдём.

II Основная часть.

2. Развитие мелкой моторики “Мы идём грибы искать”

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают каждый пальчик.

Мы идём грибы искать

Указательный и средний палец пра-вой руки “шагают” по левой ладони.

Этот пальчик в лес пошёл

Этот пальчик гриб нашёл

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик всё съел

Загибают каждый пальчик

От того и потолстел

Показывают большой палец.

3. Ребята, посмотрите, сколько вокруг грибов, давайте их назовём по слогам.

Игра: “протопай – прохлопай”

(бо-ро-вик, о-пё-нок, ли-сич-ка, ры-жик, под-бе-рё-зо-вик).

4. Развитие силы голоса.

Игра: “Эхо” (половина детей “ грибники”, другая половина- “эхо”)

По лесу ходили, грибы собирали

Кричим в лесу: АУ! АУ! (грибники)

А нам в ответ: ау, ау. (эхо)

5. Формирование темпа и ритма.

Осенью часто идёт дождь. У дождя есть своя песенка. Дождик капает и поёт, капельки капают то медленно “кап-кап-кап”, то быстро “кап-кап-кап”.

А теперь давайте мы споём песенку дождя по рисунку. Большая капелька означает, что надо петь медленно, а маленькие – быстро. Послушайте, как я пропою эту песенку.

КАП-кап-кап-кап КАП – КАП – кап-кап

6. Дыхательная гимнастика.

Раз, два, три за руки возьмись

И в кружочек становись.

Дыхательное упражнение “Ветер”

Ребята, на деревьях листья какого цвета? (красные, жёлтые, зелёные).

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

– дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф

– и качает так листок – ф-ф-ф-ф (плавные движения руками с небольшой амплитудой)

– дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф

– и качает так листок – ф-ф-ф-ф (движения с большой амплитудой)

7. Музыкальная распевка.

Ветер дует, листочки качаются и поют свои песни.

9. Песня “А мы с мамой в лес пойдём”

Грибочек нашли

Показывают руками силуэт гриба

В корзину положили

10. Подвижная игра “Грибник”

Ночь, грибник и “ грибы” (дети) спят, присели, обхватив голову руками.

Под быструю музыку дети “грибы” разбегаются, а грибник их ловит.

Дети ложатся на ковер, звучит мелодия “Играют маленькие волны” Т. Гомез (аудио сборник “Волшебство природы”).

«В гости к нам пришел Мишутка». Конспект занятия в средней группе по теме «Количественный и порядковый счёт. Число 5» Цель: познакомить детей с образованием числа «5», количественный и порядковый счет от 1 до 5; совершенствовать умение сравнивать предметы.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Грибы» Дистанционное обучение предполагает рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей. Это задания, упражнения и игры с детьми для.

Фотоотчет по дистанционному обучению в средней группе по теме недели «Грибы, ягоды» Подошел к концу учебный год. Время подвести итоги: дети повзрослели, поумнели, многому научились, но многому предстоит ещё научиться. Время.

Конспект открытого итогового занятия по ФЭМП для детей средней группы по теме «Щенячий патруль набирает группу «Спасатель» Цель: Выявить уровень знаний по пройденным темам Задачи: Способствовать развитию интереса к математическим заданиям и играм. Закрепить умение.

Конспект занятия по математике в средней группе «Собираем урожай. Грибы» Конспект занятия в средней группе по математике по теме “Собираем урожай. Грибы” Цель: расширять представления детей о грибах, где они.

Ссылка на основную публикацию