Логопедическая игра ‘Покорми меня’

Дидактическая игра с детьми старшей логопедической группы «Покорми птиц»

диана галкина
Дидактическая игра с детьми старшей логопедической группы «Покорми птиц»

Речевая дидактическая игра в рамках акции «Покорми птиц»

Цели: закрепить знания детей о зимующих птицах, воспитывать желание подкармливать птиц в зимний период.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, предметные картинки с изображением корма для зимующих птиц, листовки с информацией о правилах кормления птиц зимой, игрушка сова.

Ход игры.

Логопед. Ребята, к нам прилетела сова и принесла письмо от зимующих птиц. Сейчас мы прочитаем его и узнаем, что в нём написано.

Лена. В письме фотографии зимующих птиц.

Логопед. Да, это не просто фотографии. Это зимующие птицы написали нам свои жалобы.

Логопед. Ира, какая птица написала тебе свою жалобу?

Ира. У меня синичка.

Логопед. Синичка пожаловалась, что люди их подкармливают солёным салом. А от солёного сала у синичек желудочки болят.

Ира. Надо подкармливать синичек несолёным салом.

Логопед. Лена, какая птица написала тебе свою жалобу?

Лена. У меня снегирь.

Логопед. Да, снегирь пожаловался, что люди их мало подкармливают. К февралю снегири рябину уже всю склевали. Летом люди едят арбузы, семечки выбрасывают, а ведь арбузные семечки – самое любимое лакомство для снегирей.

Лена. Надо подкармливать снегирей арбузными семечками, которые надо собирать летом.

Логопед. Анжелика, какая птица написала тебе свою жалобу?

Анжелика. У меня голубь.

Логопед. Голубь пожаловался, что люди их подкармливают жареными семечками. Голубь жалуется: «Пока семечку разгрызёшь – клюв свихнёшь».

Анжелика. Надо подкармливать голубей не жареными семечками.

Логопед. Да, молодцы. Вы всё правильно сказали. У нас для всех есть вот такие листовки, на которых написаны советы, чем можно подкармливать зимующих птиц, чем – нельзя.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Покорми птиц». Перед вами на столе картинки. Нужно взять птичку и подобрать ей корм. Не забывайте правильно произносить звуки, рассказывая о том, чем вы покормили свою птичку.

Ира и Лена. Мы покормим синицу несолёным салом.

Лена и Анжелика. Мы покормим клеста семенами из еловой шишки.

Ира и Лена. Мы покормим голубя не жареными семечками.

Лена и Анжелика. Мы покормим снегиря ягодами рябины.

Ира и Лена. Мы покормим снегиря арбузными семечками.

Логопед. Посмотрите, мы с вами подкормили всех птиц. Все птички довольны нашим угощением. Когда вы пойдёте с родителями на прогулку, покормите птиц на улице тем угощением, которое им нравится.

Дети. Нам понравилась игра. Мы сделаем кормушки с папами, повесим их во дворе и покормим птиц.

Логопед. Спасибо, девочки. Вы молодцы

Видео и фотоотчет «Акция «Покорми птиц зимой» В рамках конкурса Воронинского заповедника, дети старшей группы активно участвуют в улучшении условий жизни птиц, зимующих в нашем городе.

Дидактическая игра «Покорми Колобка» Наши дети еще совсем маленькие и некоторые их них плохо разговаривают. С целью развития речи детей мы создали уголок дидактических игр по.

Дидактическая игра «Покорми меня» для детей 1,5–3 лет Идея оформления игры взята из интернета. Я считаю, что все игровые пособия для детей должны быть многофункциональными и многоцелевыми.

Презентация «Дидактическая игра «В гостях у птиц» Дидактическая игра «В гостях у птиц» Пособие сделано из бросового материала:16 крышек от кофе помещаются на квадрате из картона или фанеры,.

Конспект ООД «Хочешь получить яблоки летом — покорми птиц зимой» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе «Хочешь получить яблоки летом – покорми птиц зимой» Воспитатель.

«Покорми птиц». Проект в круглосуточной разновозрастной группе Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь. Нет такого уголка на нашей планете, где бы нельзя было встретить птиц. Часто.

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Покорми птичку» Маленькая птичка Прилетела к нам, к нам. Маленькой птичке Зернышек я дам, дам. Маленькая птичка Зернышки клюет, клюет. Маленькая птичка.

Социальный проект «Покорми зимою птиц» Выполнили: воспитатели МБДОУ № 108 Аппет А. А., Горяева Ю. В. Тип проекта: познавательно – практико – исследовательский. Срок проведения.

Участие учеников 1–4 классов в конкурсе кормушек в рамках акции «Покорми птиц зимой» В ноябре месяце ученики 1-4 классов нашей школы приняли участие в конкурсе кормушек в рамках акции «Покорми птиц зимой». Акция проводилась.

Эколого-волонтерская акция «Покорми птиц зимой» Всем известно, что доброта начинается с малого! Поэтому так важно развивать знания в дошкольном возрасте экологических правил и сострадания.

Игры для неговорящих детей. Часть 1-ая.

Игры для неговорящих детей. Часть 1-ая.

Ваш ребенок никак не может заговорить? Значит, нужно ему помочь. Дорогие родители, если вы сами хотите проводить занятия со своим ребенком – замечательно! Мы постараемся немного помочь вам в этом. В активном словаре (т.е. то, что произносим) неговорящего ребенка бывает примерно 5-10 слов (слоговых комплексов), реже до 25 словесных единиц. Теперь нужно выяснить уровень понимания речи вашего малыша, то есть его пассивный словарь. Известно в логопедии, что ребенок может заговорить лишь при достаточно хорошем уровне понимания речи.

Если у малыша достаточно высокий уровень понимания речи, то главная наша задача – вызывание любых звуко-речевых проявлений, т.е. «разговорить» ребенка.

Ребенок с низким уровнем понимания речи с трудом понимает элементарные просьбы родителей, выраженные только словесно. При рассматривании сюжетных картинок, если спросить ребенка о действиях: «Покажи, кто читает? Покажи, кто поливает?», то ребенок не понимает названий действий. Но ребенок может показать правильно, если в вопросах использовать знакомые слова: «Покажи, кто читает книжку? Покажи, кто поливает цветочки?» Значит, в первую очередь мы будем проводить игры и занятия на расширение объема понимания речи.

Игры на развитие понимания речи.

Цель: расширить пассивный словарь ребенка.

Ребенок должен хорошо знать названия таких предметов, с которыми он постоянно соприкасается – это игрушки, предметы одежды, части тела (глаза, уши, нос, рот, руки, ноги, голова), предметы домашнего обихода (стол, стул, диван, чашка, ложка, тарелка, полотенце, мыло, расческа и т.д.), названия животных, которых часто видит, названия предметов и явлений, которые видит на улице (трава, солнце, дом, машина, вода и т.д.). Если ребенок уже знает много названий объектов, то нужно как можно скорее начать обучать его понимать названия действий, постоянно задавать вопросы: Где? Куда? Откуда? Что? Кому? Для кого? В пассивном словаре ребенка должны быть названия действий, которые он сам совершает (спит, сидит, гуляет, играет, умывается, причесывается, вытирается, бежит, катается, несет, подает, кричит), которые он часто видит, совершаемые мамой, папой, бабушкой, сестрой и т.д. (читает, пишет, варит, чинит, моет, стирает, подметает, гладит, пилит, забивает и т.д.). Взрослому нужно говорить короткими понятными предложениями, повторять фразы, употреблять одни и те же слова в разных грамматических формах. Надо постоянно задавать ребенку вопросы, чтобы побуждать его общаться с вами теми речевыми средствами, которые у него есть: отдельными слогами, обрывками слов, восклицаниями, жестами. Игры и упражнения могут проводиться с игрушками, одеждой, предметами домашнего обихода и т.д. Можно попросить ребенка принести знакомый предмет (отнести, положить, достать). Если ребенок не понимает задания, нужно самому выполнить его, проговаривая совершаемое действие. Пополнять пассивный словарь ребенка можно, используя все режимные моменты дня.

Упражнение «Мы чистюли».

Во время умывания постоянно проговариваем названия предметов и действий. Взрослый говорит: «Будем умываться. Давай откроем кран. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль хорошенько руки. Давай я тебе помогу намылить руки. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо. Потри глазки, ротик, носик. И т.д.»

Упражнение «Мы идем гулять».

Собираясь на улицу, каждый день проговариваем названия предметов и действий. Вещи, которые нужно одеть на прогулку, лежат на видном месте. Взрослый говорит: «Мы с тобой пойдем гулять. (Пауза) Куда мы пойдем? Найди, где у нас лежит куртка. Нашел? Да, это куртка. Принеси сюда куртку. Принес? Давай наденем куртку. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая куртка. А где замочек у куртки? Вот он замочек. Давай застегнем замочек, чтобы на улице тебе было тепло. Смотри как тепло. Ну как, тебе тепло? Да? А где тут у нас лежит шапка? Нашел? Да вот она. Принеси сюда. Принес?» И т.д.

Упражнение «Мы кормим зверей».

Во время игр с ребенком очень легко пополняется словарный запас малыша, если говорить очень эмоционально. Например, взрослый предлагает ребенку покормить зверей: «Давай покормим зверей. Они проголодались. Они очень голодные. Кого мы будем кормить? Неси сюда котика, корову и собачку. Посмотри, как они просят кушать. Как котик просит кушать? (пауза) Мяу-мяу! А как коровка просит кушать? Му-у, му-у! Как собачка просит кушать? Ав-ав! А где наш мишка? Зови его скорей. Вот мишка топает: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Давай поставим зверей поближе к столу. Котика сюда, коровку сюда, а собачку куда? Вот сюда. А мишку давай поставим на стул. Пусть сидит за столом».

Упражнение «Мы строим башни».

Взрослый во время игры называет все совершаемые действия, проговаривает названия действий и предметов. В данной игре можно также учить ребенка сравнивать кубики по цвету, строить башни по образцу (на развитие моторной деятельности).

Взрослый предлагает малышу поиграть: «Давай будем строить башни. Мы построим две башни: одну красную, а другую синюю. В этом углу будем строить красную башню, а в этом – синюю. Кубики будем возить на грузовике. В этот угол будем возить красные кубики, а в этот – синие. А желтые кубики оставим, пусть они лежат здесь. Иди, возьми грузовик. Взял? Теперь заводи мотор. Завел? Ух, как громко работает мотор. Как мотор работает? Проверь, сигнал работает? Как у тебя машина сигналить будет? Би-би, би-би. Здорово!»

Называя действия, взрослый вместе с ребенком развозит кубики по углам. Выбирая кубик нужного цвета, взрослый говорит: «Вот синий кубик, найди такой же. Давай найдем все кубики синего цвета. И т.д.» Первую башню строит взрослый, а вторую ребенок — по образцу. Каждый раз, играя в эту игру, можно строить разные башни, учитывая возможности ребенка. Это может быть поезд, стульчик, домик. Из кирпичиков можно учить ребенка строить по образцу такие постройки:

«дорожка»-кирпичики выкладываем в ряд;

«заборчик»-кирпичики выкладываем на ребро;

«столик»-на кубик кладем поперечную планку;

«ворота», «стульчик», «кроватка», «диван» и т.д.

Игры с картинками.

1)Игра с предметной картинкой.

Цель: расширение объема пассивного предметного словаря ребенка.

Взрослый каждый день показывает ребенку какую-нибудь новую картинку. Например, на картинке — «кастрюля». Взрослый объясняет ее назначение, затем сравнивает ее с игрушечной кастрюлькой и настоящей. Потом взрослый дает ребенку поручение, связанное с картинкой, нужно выполнить какое-нибудь действие: отнести кастрюлю на кухню, поставить кастрюлю в шкаф. Можно попросить ребенка отыскать этот предмет на сюжетной картинке.

Читайте также:  Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме: Грибы

2)Игры с сюжетной картинкой.

Цель: расширить пассивный глагольный словарь ребенка.

•Нужно подобрать сюжетные картинки, на которых совершаются различные действия, например, белочка прыгает, котик спит. Сначала взрослый задает вопросы: «Покажи, где белочка? Где котик?». Потом уже задаем вопросы: «Где котик спит? Где белочка прыгает?».

•Далее можно подобрать картинки, на которых действия совершаются одним и тем же лицом, например, мишка прыгает, спит, ест, умывается, вытирается, играет, стоит, бежит и т.д. Затем задается вопрос: «Покажи, где мишка спит? Где мишка прыгает?» Здесь ребенок должен будет показывать картинки, опираясь только на знание названий действий. Можно сравнивать по 2 картинки: «Какой мишка ест, а какой умывается? Какой мишка спит, а какой прыгает?»

•Взрослый подбирает несколько сюжетных картинок, на которых совершаются различные действия с предметом и без него. Сначала задаются вопросы с подсказкой, т.е. со словами-названиями знакомых ребенку животных, предметов, лиц: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде? Где мама поливает цветы? Где собака играет с мячиком?». Потом задаются вопросы без слов-подсказок: «Покажи, кто поливает? Кто катается? Кто играет?

•Подобрать картинки с изображением различных животных, птички, мальчика, мухи. Сначала выясняем, знает ли ребенок их названия. Для этого задаем вопросы: «Где лошадка? Где черепаха? Где лягушка? Где котик? Где птичка? Где мальчик?» И т.д. затем спрашиваем: «Кто прыгает? Кто летает? Кто ходит? Кто ползает?» И т.д.

Упражнение «Помогаем маме».

Цель: научить ребенка понимать вопросы Где? Куда? На чем? Откуда?

Взрослый берет какие-либо предметы, хорошо известные ребенку. Затем раскладывает или просит ребенка поставить их в те места, где они обычно лежат. Затем задает вопросы: «Покажи, где у нас лежат книжки? Куда ты поставил машинку? Куда та поставишь матрешку?»

Упражнение «В зоопарке».

Цель: научить ребенка понимать вопрос Кому?

Можно поиграть в эту игру с ребенком, рассадив игрушечных зверей на ковре, либо подобрать картинки с изображением разных животных. Взрослый задает вопросы: «Кому дадим мед? Кому дадим морковку? Кому дадим сено? Кому дадим мясо?» И т.д.

Игра «Выбери предмет».

Цель: научить ребенка понимать вопрос Чем?

Взрослый раскладывает на столе 5-6 предметов и задает вопросы ребенку: «Чем мама расчесывает волосы? Чем папа забивает гвоздь? Чем ты рисуешь? Чем ты вытираешь руки? Чем мы едим суп? Чем ты копаешь землю?»

Рассматриваем сюжетную картинку.

Взрослый подбирает сюжетную картинку, на которой изображена ситуация, знакомая ребенку. Сначала взрослый сам рассказывает, что изображено на картинке. А потом задает вопросы. Например, по картинке «Во дворе» можно задать вопросы: «Покажи, кто катается на велосипеде? А кто играет с машинкой? Кто сидит на скамейке? Куда бежит мальчик? Чем малыш копает песок? Что надела на голову девочка? И т.п.

Игра «Будь внимательным».

Взрослый дает ребенку 3 игрушки: мяч, кубик, мишка. Потом взрослый говорит ребенку: «Посмотри, я поставлю игрушки по порядку: мячик первый, потом мишка и кубик. Послушай внимательно и потом поставь игрушки в таком порядке, как я скажу: кубик, мишка, мяч. А теперь поставь так: мишка, мяч, кубик».

2-ой вариант (более сложный):

Ребенок выбирает себе три игрушки или любых предмета. Взрослый дает сложную инструкцию: «Внимательно послушай мои задания и выполни: Мишку отдай папе, кубик положи в коробку, а машинку поставь на стол».

Простые логопедические игры и пособия своими руками

Творчество в работе учителя-дефектолога – неотъемлемый фактор успешности коррекционной работы.

Наверное, в любой профессии желателен творческий подход к работе, а в работе учителя-дефектолога он просто необходим. Дети, с которыми работает учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образования, в силу возраста не понимают, зачем логопед берет их на занятия.

К тому же, кроме речевого нарушения, они могут иметь особенности внимания, памяти, мышления, у детей может быть недостаточно развита мелкая моторика. Так же, как и все дети, они могут быть активными, неусидчивыми или пассивными, рассеянными. И педагог должен найти подход к каждому, ведь от этого зависит результат его коррекционной работы.

Особое внимание учитель-дефектолог должен уделить наглядности и играм.

Дидактический материал, который использует в работе учитель-дефектолог (игры, упражнения), должен быть красочным и интересным ребенку.

Ребенок-дошкольник хочет играть – пусть он играет, а педагог должен построить свою работу так, чтобы в игре выполнялась основная задача – коррекция имеющегося нарушения.

У каждого учителя-дефектолога имеется в арсенале свой набор игр и упражнений – компьютерных или бумажных, приобретенных или изготовленных своими руками. Игр – огромное множество.

Но сколько бы ни было издано пособий и дидактических игр, у каждого дефектолога в арсенале будет что-то свое, сделанное своими руками, какая-нибудь оригинальная игра, непохожая на другие игры. А если еще он владеет компьютером, возможности которого просто безграничны, то тут большой простор для фантазии.

Предлагаю несколько образцов простых игр, изготовленных с помощью компьютера, которые можно использовать в работе с детьми с нарушениями речи для автоматизации и дифференциации звуков, развития звуко-буквенного анализа, фонематического слуха, коррекции лексико-грамматической стороны речи, умения составлять простые и сложносочиненные (сложноподчиненные) предложения.

Игры я составляю в программе для составления презентаций Power Point: вставляю выбранную картинку-фон (дорожку, улитку, змейку, гусеницу, таблицу и т.п.) и накладываю на нее картинки с нужным звуком. Фон картинок лучше сделать прозрачным.

Это можно сделать в программе Adobe Photoshop, Point.net или какой-то другой программе – той, которой владеет педагог. Далее, при желании, можно сделать фон пособия.

Сюжет логопедической игры – дело фантазии логопеда.

Логопедические бродилки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-бродилку, наложить на нее картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая закрепляемый или дифференцируемые звуки.

Варианты игры (этой и последующих):

1. Предложить ребенку найти на картинке еще предметы с заданным звуком и посчитать их: одна елка, две елки, три елки, четыре елки пять елок. В этом случае ребенок учится согласовывать числительные с существительными. Для упражнения в согласовании прилагательных с существительными добавляем признак – зеленая елка. Ребенку нужно будет проговорить: одна зеленая елка, две зеленые елки, … пять зеленых елок.

2. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок (например, велосипед, рыбка) и составить с ними предложения («Мама купила велосипед», «Рыбка плавает в реке»).

3. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Жадина»: «Мой велосипед, моя свинка, моя шляпа» и т.д. Или игра «Не жадина»: «Я все отдал тебе, и теперь у меня нет велосипеда, нет свинки, нет шляпы». Так мы упражняем ребенка в правильном употреблении падежных окончаний существительных.

4. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Один-много»: елка – елки, свинка – свинки, велосипед – велосипеды.

На базе одной картинки из предложенных игр можно реализовать множество вариантов игр, реализуя главную цель – коррекция нарушений речи.

Логопедические лабиринты

Изготовление пособия.

Выбрать картинку-лабиринт, вставить в слайд презентации, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок называет картинки лабиринта, четко проговаривая звуки.

В эту игру может играть ребенок с логопедом, а можно организовать ее с подгруппой детей, у которых автоматизируется один и тот же звук. В таком случае потребуется кубик и фишки. Игроки бросают кубик. Сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко проговаривая слова с закрепляемым звуком (или с дифференцируемыми звуками). В этой игре есть опасность зайти в тупик, поэтому ребенку нужно быть внимательным и следить, чтобы этого не произошло. Кроме автоматизации звуков, в этой игре развивается еще и зрительное внимание, а отвечая на вопрос-название игры, ребенок учится составлять предложения с предлогами.

Кроме закрепления звуков, в играх этой серии и в играх, представленных ниже, также можно предложить те же варианты задания для коррекции лексико-грамматической стороны речи, что и в играх-бродилках.

Логопедические гусеницы

Изготовление пособия. Выбрать картинку-гусеницу, вставить ее в слайд, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок продвигает фишку по гусенице, четко проговаривая звуки.

На данном материале, кроме закрепления звуков, также можно отработать согласование числительных и прилагательных с существительными, единственное и множественное число существительных, умение составлять предложения.

Логопедические дорожки

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать «Фигуры», вставить подходящую фигуру, размножить ее и сделать из нее дорожку. Затем наложить на дорожку картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая звук. Далее ребенок, отвечая на вопрос (например «Кого зовет коза?»), составляет простое предложение («Коза зовет козленка»).

На материале игр данной серии также можно отработать согласование слов в предложении, подбор признаков к предмету, единственное и множественное число существительных и т.д.

Логопедические собиралки

Изготовление пособия. В файл вставить картинку (например, гриб, клубнички), размножить ее и сделать из нее дорожку (можно взять картинки разных грибов), затем наложить на них картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон. Потребуется кубик и фишки.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, на столько картинок нужно продвинуть фишку, четко произнося название картинок.

Логопедические змейки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-змейку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком. И здесь также можно выбрать три-пять картинок, составить с ними предложения, посчитать их, согласуя числительные с существительными. Затем можно закрыть или убрать картинки и дать ребенку задание: «Вспомни, какие картинки были на этой змейке» (развитие зрительной памяти).

Логопедическое домино

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать таблицу, вставить в слайд, залить таблицу понравившимся цветом, наложить картинки с нужным звуком.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков.

Картинный материал разрезать по горизонтали, затем по вертикали между одинаковыми картинками (можно заламинировать) и играть как в обычное домино. Разница лишь в том, что вместо точек на домино картинки, и нужно их назвать, согласуя числительное с существительным.

Логопедические улитки

Это довольно известная игра, но здесь я добавила фон, где дополнительно вставила картинки (по пять картинок) на заданный звук. Их можно использовать для упражнения в согласовании числительных с существительными или для составления предложений.

Читайте также:  Методическая разработка мероприятия с детьми 'Педагогическая находка'

Изготовление пособия. Выбрать картинку-улитку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком.

Цель игры для ребенка – добраться до приза (это может быть фишка, картинка, наклейка или какой-то другой приз), а для логопеда – закрепить у ребенка поставленный звук.

Варианты использования игры данной серии могут быть такие же, как и в играх других серий, а могут быть и свои – тут дело фантазии педагога.

Дидактические игры по формированию правильного звукопроизношения

Цель работы: Создать благоприятные условия стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр.

Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.

Как указывает Е.Ф.Архипова, этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочнения навыка. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения звуков у дошкольников должна проводиться систематически. Наблюдения за артикуляцией у детей создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Наблюдения за собственной речью приводят к тому, что дети, понимая значение слова, начинают связывать его со звуками, составляющими эти слова. Отсюда начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных.

Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

Предлагаю некоторые из использованных мною игр:

– игры с мячом “Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой”, “Разноцветные мячи”, “Звуковая цепочка” с передачей мяча, “Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй”, “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги” Т.А.Воробьевой и О.И.Крупенчук “Мяч и речь” КАРО Санкт-Петербург 2003г
– игры с прищепками: “Собери звуковые бусы”, “Различай и называй”, “Сороки”. Эти и другие игры с прищепками вы можете найти в пособии Ю.А.Фадеевой, Г.А.Пичугиной, И.И. Жилиной “Игры с прищепками: творим и говорим” – М.:ТЦ Сфера, 2011.(Библиотека логопеда).
– подвижные игры: “Цветы и пчелки”, “Живая стрелка”, “Найди свой домик” и другие вы сможете познакомиться в статье Сотниковой В.Н. “Подвижные игры в работе с детьми ОНР” журнал “Логопед” №3/2011.

Подробнее хочу остановиться на дидактических настольных играх, основная цель которых автоматизация и дифференциация звуков; а так же развитие фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза.

  • “Найди звук” с помощью этой игры дети определяют наличие заданного звука в слове. Например: положить в корзинку только те продукты, в названии которых вы слышите звук А.

  • “Божья коровка” украшая крылья божьей коровки кружочками, дети закрепляют умение выделять в слове первый и последний звук.

  • “Похожие слова” игра соревновательного характера. На игровом поле слова, похожие по звучанию с картинками. Используется кубик, фишки, ребенку необходимо отыскать картинку со словом, которое звучит, похоже, и переставить на нее фишку, таким образом, ребенок может отдалиться от финиша или приблизиться.

  • “Аквариум” очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме.

  • “Мы со звуком Р играем” стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а так же автоматизировать звук [Р].

  • “Рыбалов” хороша тем, что она многофункциональна. С её помощью вы можете автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать лексико-грамматические категории, связную речь.

  • “Парные картинки” Игра яркая, красочная, карточки с картинками подобраны на каждый звук. С этой игрой, я не только автоматизирую поставленные звуки, но и упражняю детей в употреблении существительных в ед. и мн. числе; а так, же в согласовании числительных с существительными.

  • “Улитка” я использую два варианта игры. Одна плоскостная на карточках , где используются кубик и фишки , а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком.

  • “Лягушка ловит комариков” в этой игре я автоматизирую и дифференцирую звуки З и ЗЬ. Если ребенок слышит слово, в котором твердый звук З, то синей фишкой закрывает больших комаров, а если мягкий ЗЬ, то зеленой маленьких комариков.

  • “Лягушка убегает от цапли”, чтобы убежать от цапли, нужно правильно определить есть в слове звук Ц или нет. Если ребенок правильно определит, то идет вперед, если нет, то возвращается назад.

  • “Где спрятался звук” что бы правильно расселить жильцов по квартирам, необходимо правильно определить заданный звук в слове. Очередной жилец ждет очереди на чердаке.

  • “Покорми клоуна” Я использую клоуна не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации необходимого звука. “Слово называй – горошинку бросай”.

  • “Дружные пингвины” увлекательная игра использую её для подгруппы детей. Игроки по очереди бросают кубик и делают нужное количество ходов. Если ребенок остановился на синем шестиугольнике, то придумывает слово, содержащее твердый звук (например, Р), если на зеленом, то требуется назвать слово, содержащее мягкий звук (например, Рь). Выигрывает тот, кто первым придет к финишу. Особенно интересно, если дети используют вместо фишек игрушки пингвинов из Киндер-сюрпризов.

  • “Баскетбол” игру использую в нескольких вариантах:

1. Взрослый произносит первое слово со звуком С. Ребенок определяет место звука в слове и помещает мяч в соответствующую клетку в первой строке (снизу), затем второе слово – мяч размещается в одной из клеток второй строки и так до тех пор, пока не попадем в корзину (лист 1).
2. Перед ребенком изображение трех баскетбольных корзин, мяч “забрасываем” в одну из них, в зависимости от положения звука в слове (лист 2).
3. Если в слове звук С “бросаем” мяч в синюю корзину, если звук СЬ – в зеленую (лист 3).
4. Выложить столько мячей, сколько слогов в слове (лист 3).

  • “Зашифрованные скороговорки” рекомендую вам эту игру, так как она позволяет ускорить процесс автоматизации поставленных звуков. Использовала прием мнемотехники, т.е. систему приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

  • “Сундучки” дети с удовольствием играют в эту игру, с ее помощью упражняются в дифференциации звуков Ш-С.

  • “Кубикония” существует много вариантов этой игры и в этом её достоинство; по принципу исключения лишнего, решаются многие задачи коррекционного процесса.

  • “Подсолнух” необычная красочная игра, вызывает большой интерес у детей. Элемент соревнования вносит в неё азарт. Ребенок достает семечко из подсолнуха, открывает его и произносит, что там изображено, если он произнес слово правильно, то забирает семечко себе, если нет, взрослый забирает его. По окончанию игры подсчитывается результат.

  • “Цветное лото” из пробок от бутылок я использую не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации поставленных звуков и развитие связной речи.

  • “Холодильник” эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления.

Варианты игры:

  1. Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).
  2. Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.
  3. Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.

В создании многих игр я использовала не только свои идеи, но и игры разработанные учителем-логопедом Матыкиной И.А. с её сайта ЛОГОРИНА.http://logorina.rusedu.net/, а также материалы из научно-методических журналов: “Логопед в детском саду”, “Обруч”, “Логопед” с приложением ”Библиотека логопеда”, “Конфетка”; “Дошкольная педагогика”.

Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.

Настольная игра DoJoy Фефекты фикции – отзыв

Фефекты фикции. Логопедические упражнения на каждый день.

В нашей игротеке с каждым днём становится все больше хороших настольных игр. Они наравне с книгами занимают все свободные полки всех в доме шкафов вытесняя порой мои вещи.
Последнее приобретение неожиданно заставило меня прослезиться и одновременно обрадоваться тому, что я сумела заполучить такое сокровище!
Мамы, верьте мне, это мастхев.

Настольная игра “Фефекты-фикции” попалась мне на глаза случайно. В очередной раз зайдя на сайт DoJoy я увидела обновление и просто не могла не зависнуть рассматривая эту яркую, необычную настолку.

Цена 990 рублей

Рекомендуемый возраст с 4-х лет сыграл в её пользу и я её купила. Моей дочке как раз чуть больше 4-х лет. И я всё время в поисках игр которые она может осилить.

Упаковка
Упаковка игры – большая красочная коробка. Она привлекает внимание ребенка всем знакомыми персонажами русских сказок. Заодно мотивирует меня как родителя восполнить пробел и купить дочке хорошие русские сказки потому, что бабку ёжку с обложки она назхывает не иначе как “мама -яга”.

Что внутри?

    3 ярких фишки.

    Игровое поле. Складное из толстого прочного картона.

Вас ждут 26 видов игровых заданий!
Артикуляционная гимнастика.
Выложи узор из палочек и шнурков.
Повтори стишок.
Дорисуй половинку узора.
Исправь ошибку во фразе.
Придумай предложение, используя заданные слова.
Развитие ловкости.
И многое другое.

Все они развивают мелкую моторику, аккуратность, усидчивость, развивают фантазию.

    Палочки и шнурочки – все они понадобятся для выполнения заданий.

Обычно я всегда думала, что правила вещь необязательная. Их можно подсмотреть в интернете, да еще бог знает где. Но не в этом случае.

Эти правила могут стать пособием при занятиях с ребенком.
В них описана артикуляционная гимнастика.

Я узнала те упражнения по которым сама занималась с логопедом в детстве. Это они 1 в 1. С той лишь разницей, что все эти упражнения сопровождают красочные картинки. Например, Баночка с аппетитным вареньем сопровождает одноименное упражнение. А рядом подробное описание процесса для мамы.

Артикуляционная гимнастика в форме игры – совсем другое дело.

И конечно не забывайте, что вы не логопед, не учитель и не судья, вы такой же веселый игрок и полноценный участник!

Очень важно! Свистящие и шипящие звуки можно отрабатывать с 4-5 лет, а вот работу над звуками “Р” и “Л” отложите до 5 -5,5 лет.

Перед игрой рассортируйте карточки. Выберите те типы занятий которые предпочтительны в данный момент. Мы никогда не оставляем все карточки. Потому, что в основно играем вдвоем и моей дочке не все ещё под силу.

Ход игры.
Как и во всех настолках игроки кидают кубик. Начинает самый младший игрок. Он переставляет своего богатыря на выпавшее на кубике число клеточек и берет карточку с заданием. На каждой карточке заданий несколько. Какое именно выполнять зависит от цвета клеточки на которой стоит богатырь.

Я просто уверена, что логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи нужны всем детям и всем родителям. Теперь Вам не нужно будет выискивать эти упражнения в интернете, они всегда будут под рукой.

Настольная игра “Фефекты фикции” это подарок от логопеда родителям.

Готовое пособие с артикуляционной гимнастикой и веселая настольная игра. Она не только поможет провести весело время, но и принесет несомненную пользу. IRecommend!

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории»

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» предназначен для использования в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста и составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Пособие позволяет комплексно решать задачи всех образовательных областей: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития; физического развития. Позволяет интенсифицировать педагогическую деятельность, направленную на своевременное и максимально эффективное преодоление имеющихся у детей нарушений речи.

Цель: Коррекция речевых нарушений старших дошкольников через игровой материал, направленный на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, к родному краю.

Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
  • знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»
  • развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»;
  • формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • совершенствовать мелкую моторику

Форма организации деятельности детей – логопедические подгрупповые коррекционно – развивающие игры.

В комплект входят 6 логопедических игр:

  • «Ромашки для Наташки»,
  • «Собери семью»,
  • «Логопедическая ромашка»,
  • «Кто? Где?»,
  • «Чистоговорки»,
  • Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония».

«Ромашки для Наташки»

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах с разной позицией, совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 24 карточки с ромашками.

Словарный материал:

  • звук [Ш] в начале слова: шляпа, шампунь, шоколад, шуба, шкаф, шмель, шлем, шайба, шкатулка, шут, шорты, шапка;
  • звук [Ш] в конце слова: душ, карандаш, камыш, ландыш, малыш, мышь;
  • звук [Ш] в середине слова: кошка, лягушка, петрушка, шишка, лошадь, машина.

Ход игры

Первый вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать букет ромашек для Наташи. Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш].

Второй вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать только те ромашки для Наташи, в названии которых звук [Ш] будет в начале слова (середине, конце). Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш], определяют место звука [Ш] в слове.

«Собери семью»

Цель: автоматизация звуков [Р , Л] в словах, дифференциация звуков [Р – Л], совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 18 карточек с мальчиками и девочками.

Словарный материал:

  • звук [Р]: радуга, ромашка, рыба, роза, ракета, рука, ракушка, роса, рысь;
  • звук [Л]: ласточка, лужа, лодка, ложка, лошадь, лук, ландыш, луна, лапти.

Ход игры

Логопед предлагает детям помочь родителям найти своих детишек. Дошкольники поочередно берут карточки с мальчиками и девочками, называют картинки на их костюмах, четко проговаривая звуки [Р – Л]. Раскладывают карточки, соотнося звук в слове с буквой, нарисованной на тереме.

«Логопедическая ромашка»

Цель: развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха; обогащение активного словаря, формирование познавательных действий, развитие мелкой моторики.

Оборудование: 42 лепестка, на каждом из которых картинки предметов, в названии которых есть звук [C ,З, Ш, Ж, Л, Р] . Шесть кругов жёлтого цвета с изображением букв: C ,З, Ш, Ж, Л, Р

Ход игры

Логопед:

Погляди-ка из оконца,
Там – ромашка, капля солнца.
Лепесточки собирай – звук, старайся, называй!

Логопед раздаёт лепестки играющим детям.

Дети называют картинку на своём лепестке, определяют, есть ли заданный звук в слове и вставляют в соответствующую сердцевину. После того как ромашки будут собраны, логопед хвалит детей и просит хором повторить все слова: «Молодцы, но всё же нужно повторить картинки дружно».

Дети называют картинки на каждой ромашке, четко проговаривая звуки.

Словарный материал:

  • звук [Р]: радуга, рыба, роза, ракета, ракушка, роса;
  • звук [Л] : ласточка, лужа, лодка, , ландыш, луна ,ладошки.
  • звук [Ш]: шляпа, шоколад, шезлонг, шорты, шкатулка, шлепки.
  • звук [Ж]: жук, жираф, желуди, жасмин, жаба, жилет.
  • звук [С]: сом, сок, сандалии, салат, самолет, садовник.
  • звук [З]: заяц, зонт, закат, замок, загар, зуб.

«Кто? Где?»

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; формирование умения правильно употреблять предлоги, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4

Словарный материал: дедушка, бабушка, папа, мама, дочка.

Ход игры

Логопед просит детей назвать тех, кто нарисован на картинке.

Первый вариант: Логопед задает детям вопросы, а дошкольники должны ответить развернутым ответом.

Кто сидит на кровати?

Кто стоит за стулом?

Кто стоит за столом?

Кто сидит на стуле?

Кто стоит между стулом и кроватью?

Кто стоит перед печкой?

Второй вариант: Логопед просит детей назвать, где находится дедушка, бабушка, мама, папа, дочка, кошка.

«Чистоговорки»

Цель: обучение детей четкому произношению поставленных звуков [Ш, С, З, Р, Л] во фразовой речи, в быстром темпе.

Оборудование: 16 карточек с чистоговорками и иллюстрациями к ним.

Чистоговорка – это веселый короткий стишок, цель которого заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у детей.

Варианты использования чистоговорок:

  • проговаривание чистоговорок по очереди или хором, коллективно;
  • проговаривание чистоговорок с различной эмоциональной окраской голоса;
  • проговаривание чистоговорок от имени сказочных героев (Карабаса Барабаса, Буратино и т. д.);
  • проговаривание чистоговорок с использованием мяча (одновременное отбивание от пола);
  • проговаривание чистоговорок с использованием массажного мячика.

Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование умения понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»; развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Оборудование: 5 иллюстраций формата А4 к тексту «Петр и Феврония».

Ход игры

Логопед предлагает детям послушать рассказ и постараться его запомнить.

В славном городе Муроме жил да был князь Павел. И был у него брат, звали его – Петр. Случилась у Павла беда. Стал прилетать к его жене змей. Пожаловалась она мужу своему, а Павел попросил её выведать у змея тайну его смерти. И рассказал змей, что суждена ему смерть «от Петрова плеча да от его меча». И решился Петр помочь брату – уничтожить змея проклятого. Взмахнул мечом, и поразил супостата. Но забрызгал змей Петра своей ядовитой кровью, и покрылось тело Петра язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Смирился Петр, приготовился умирать. Но Господь надоумил его: дескать, есть в рязанских землях молодая девушка, которая может его исцелить.

Нашли слуги князя девушку, которую звали Феврония. И сказала она, что может исцелить князя, и ничего не просит в награду, но после выздоровления своего князь должен взять ее в жены, иначе лечение не подействует. Согласился князь. И после исцеления своего взял в жены Февронию.

Жили они долго и счастливо в любви и согласии. И умерли в один день и час. Похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующих обретал здесь щедрое исцеление.

После прочтения задаёт вопросы:

  • В каком городе княжил Павел?
  • Как звали его брата?
  • Кто прилетал к жене Павла?
  • При помощи чего Петр расправился со змеем?
  • Что случилось с Петром?
  • Как исцелился Петр?
  • Как звали девушку, исцелившую Петра?

После этого дает задание разложить иллюстрации к тексту по порядку. А затем просит пересказать по ним текст.

Ссылка на основную публикацию